бухта Павловского, Приморский край, Россия. Укрытие подводных лодок "Павловское" (29 фото)

На Тихоокеанском флоте противоатомный тоннель для субмарин хотели первоначально соорудить по образу и подобию балаклавского (Севастополь), т.е. в виде судоремонтного завода-арсенала. Но потом из-за нехватки средств решили построить просто подземную гавань-укрытие для лодок.

Место выбрали глухое, в режимной зоне на берегу бухты Павловского, в которой базировались дизельные, а затем и атомные подлодки. В одной из прилегающих к бухте скал и закипела работа, которая велась круглосуточно. Работы выполняли специалисты Министерства специальных монтажных работ, доставленные из Москвы мастера-метростроевцы и военные строители.

Торжественное начало строительства объекта состоялось 1977 году. Конструктивно, объект представляет из себя два основных блока построенных стандартными горными методами, и ряда дополнительных выработок, также построенных раскрытием опорных штолен.

Глубина подводного канала составляет около 7 м, ширина около 20 м, высота до арочного свода - 14 м, общая площадь подземной гавани примерно 4 тыс. м².

В укрытии одновременно могли разместиться не менее трех современных ракетоносца. Была также сооружена вертикальная шахта (6–8 м шириной), закрывавшаяся подвижной крышкой. Она позволяла подлодке производить пуски своих ракет по целям через вертикальную шахту, оставаясь неуязвимой.

Объект состоит из двух основных блоков. «Сооружение-1» – канал для швартовки и размещения атомных подводных лодок, оснащенный средствами осушения для капитальных ремонтов.
«Сооружение-2» – основной трехэтажный блок для размещения основных жилых и рабочих помещений.
Объект полностью автономен, оснащен собственной дизельной электростанцией, фильтровентиляционной установкой, холодильным центром, помещениям для жизни экипажей.
Защищенность комплекса от ядерного оружия низкая, особенно при ударах со стороны порталов Сооружения-1. Защищенность от обычного оружия высокая – если удары наносились не со стороны порталов, где возможны обрушения конструкции.

В разные годы на секретном объекте побывали главком ВМФ СССР С.Горшков, министр обороны А. Гречко, а затем и его преемник на этом посту Д. Устинов. Строительство в бухте Павловского велось под контролем первых лиц ВМФ и Министерства обороны.

Строительство было практически завершено (оставалось соорудить бетонные гидрозатворы, провести некоторые внутренние работы), когда его внезапно остановили.

Существует две версии этого: пока шло строительство, появились новые дизельные субмарины, более крупные, которые не смогли бы войти в уже сооруженный подводный тоннель. И вторая: у США появилось новое оружие сводившее на нет всю затею с подземным укрытием для субмарин.

Строительство было прекращено по договорам СНВ, в конце 1980-х годов.
На момент прекращения строительства, были выполнены все основные горнопроходческие работы по сооружениям и вспомогательным блокам. Незаконченной оставалась доводка донной части сооружения-1, и обустройство внутреннего пространства комплекса. После заморозки работы была принята идея конверсии части блоков комплекса в склады, для чего были выполнены минимальные работы по переустройству. После 1991 года конверсия так и осталась незавершенной.
Секретный объект законсервировали, выставив охрану. В таком недостроенном состоянии он находится по сей день.

Эта бухта стала для меня следующим этапом флотской службы. В день прибытия нас временно разместили в каком-то бараке. И в первую же ночь меня и ещё нескольких матросов подняли и отправили со старшиной в какой-то соседний посёлок искать не явившегося из увольнения моряка. Шли мы по узкой, в один след, тропинке в высокой мокрой от дождя траве. Все сразу же по пояс вымокли. Фонарик в руке впереди идущего светил слабо и через пару километров погас совсем. Поплутав ещё с полчаса в кромешной темноте, мы повернули обратно. И правильно сделали. Тот, кого мы искали, уже давно явился сам и преспокойно спал на своей кровати. А нам до подъёма оставалось всего два часа.

Но через ночь история повторилась. Мы снова были отправлены на поиски того же моремана. В посёлке у него была подруга, и он часто убегал туда в самоволку. В эту ночь погода была вёдренная, но до посёлка мы снова не дошли - потеряли в темноте тропинку, да и не было особого желания искать его там ночью. По дороге я впервые увидел загадочное мистическое явление. Цветы у самой тропки в некоторых местах при нашем приближении вдруг вспыхивали холодными голубыми искрами и, пролетев метра два, снова терялись в траве. И так повторялось много раз. Это были светлячки - серенькие и почти невидимые в спокойном состоянии, потревоженные, они начинали потрескивать и взлетать маленькими яркими угольками. Это было интересное, завораживающее зрелище.

Через несколько дней к нам приехали «покупатели» и стали отбирать нас в экипажи. Не знаю, по каким основным показателям происходил отбор, но мне офицер задал только один вопрос: «Стенгазету оформить сможешь?». «Смогу»,- отвечаю ему, имея в виду, что написать заметку или сочинить стихи на злободневную тему мне уже приходилось не раз. Так я был зачислен в 331-й экипаж.

Недели через две тот же офицер принёс мне большой чистый лист ватмана и предложил «красиво написать» какой-то заголовок и текст. Плакатным шрифтом я не владел, и ответил, что «красиво написать» у меня не получится. Он посмотрел на меня, как на обманщика и с укоризной сказал: «Что же ты мне сказал, что умеешь оформлять газету?!». «Но я же про содержание говорил, а не про плакатные буквы»,- пытался сказать я в своё оправдание. На том дело и кончилось. Вскоре нас перевели в другую казарму, и с этим офицером я больше не встречался. Но ещё долго чувствовал себя неловко.

И ещё запомнился один случай, который произошёл со мной во время наряда на работу. Ночью пришла баржа с углём. И нас, вновь прибывших, направили на разгрузку и погрузку угля в самосвалы для перевозки его потребителям. Уголь загружали в огромную стальную бочку и краном подавали в кузов самосвала. Мне выпала задача стоять в кузове самосвала и разгружать уголь из бочки. Для этого надо было дёргать за короткую ручку защёлки на бочке, она опрокидывалась, и уголь высыпался в кузов. Операция несложная, но было одно «но». Ручка защёлки находилась в узком пространстве между бочкой и дугой, на которой эта бочка удерживалась. А защёлка открывалась довольно туго. Сначала всё шло нормально. Но что-то мне подсказывало, что рано или поздно можно не успеть мгновенно отдёрнуть руку, и её может задёрнуть между опрокидывающейся бочкой и дугой. Не зря говорят, что слова притягивают события. Через несколько минут это и произошло. Зажатый большой палец правой руки я всё-таки успел выдернуть, но его подушечку разорвал и довольно глубоко. Успокаивало, что могло быть и хуже. Мне тут же чем-то замотали палец, посадили в кабину одной из машин и привезли в санчасть. Рану промыли, палец забинтовали, и меня отправили в казарму. Через неделю в правой руке уже можно было уверенно держать и ложку, и авторучку.

В июне - июле 1963 года, в период комплектования экипажа, мы, матросы, если были не на вахте и не в наряде, постоянно пропадали в одной из бухточек на берегу моря: загорали, купались, собирали в лесу землянику, клубнику и дикие фрукты. Словом, наслаждались природой, погодой и относительной свободой. Удивляло то, что многие фруктовые деревья и кустарники росли там не в садах, как мы привыкли видеть, а в лесу, дичками. Казалось, что эти деревца разбежались из какого-то сада и попрятались в лесу.

В июне в экипаж стали прибывать молодые офицеры, недавно окончившие высшие военные училища. Специалисты БЧ-5 ещё проходили обучение в Учебном центре г. Обнинска и прибыли только в июле. Таким образом, в августе 1963 года наш 331-й экипаж, в основном, был сформирован. Не занята была пока только должность командира БЧ-5.

Корабля у нас ещё не имелось, и дальнейшая учёба началась с того, что мы расставляли в кубрике казармы баночки (табуретки), рассаживались по соответствующим «отсекам», и командиры групп и боевых частей докладывали в «центральный пост» о готовности отсеков и боевых постов. Так мы привыкали к штатным докладам и командам, знакомились со своими начальниками и друг с другом.

28 июля мы отметили свой родной праздник - день ВМФ. Взяли на камбузе продуктов на обед и небольшой группой провели весь день на берегу моря. Наловили рыбы и сварили вкуснейшую уху. Я вдоволь наплавался под водой в маске с трубкой и с ластами на ногах. Вода чистая и прозрачная. На глубине до трёх метров прекрасно были видны мельчайшие детали подводного мира. Зрелище превосходное.

А 15 августа мы снова прибыли во Владивосток, поднялись на теплоход «Азия» и вышли из бухты «Золотой Рог» в открытое море. Впереди нас ждали Камчатка и ещё три года настоящей флотской службы.

Проложить маршрут движения для автомобиля вы можете введя название места откуда Вы хотите выехать и куда добраться. Названия точек вводите в именительном падеже и полностью, с названием города или области через запятую. В противном случае на онлайн схеме маршрута может проложиться не верный путь.

Бесплатная Яндекс-карта содержит подробную информацию о выбранной местности, в том числе границы областей, краев и районов России. В разделе «слои» можно переключить карту в режим «Спутник», тогда вы увидите снимок выбранного города со спутника. В слое «Народная карта» указаны станции метро, аэропорты, названия микрорайонов и улиц с номерами домов. Это онлайн интерактивная карта - скачать ее нельзя.

Ближайшие отели (гостиницы, хостелы, апартаменты, гостевые дома)

Посмотреть все отели в округе на карте

Выше показаны пять ближайших гостиниц. Среди них встречаются как обычные гостиницы так и отели с несколькими звездами, а так же дешевое жилье - хостелы, апартаменты и гостевые дома. Это как правило частные мини-гостиницы эконом-класса. Хостел это современное общежитие. Апартамент это частная квартира с посуточной арендой, а гостевой дом это большой частный дом, где как правило живут сами хозяева и сдают комнаты для гостей. Снять гостевой дом можно с услугой всё включено, баней и прочими атрибутами хорошего отдыха. Тут уточняйте детали у хозяев.

Обычно гостиницы располагаются ближе к центру города, в том числе и недорогие, рядом с метро или вокзалом. Но если это курортный район, то лучшие мини-отели наоборот располагаются подальше от центра - на берегу моря или реки.

Ближайшие аэропорты

Когда выгоднее лететь. Дешевые авиабилеты.

Вы можете выбрать один из ближайших аэропортов и купить билет на самолет не вставая с места. Поиск самых дешевых авиабилетов происходит онлайн и Вам отображаются лучшие предложения, в том числе и на прямые рейсы. Как правило это электронные билеты по акции или скидке от множества авиакоманий. Выбрав подходящую дату и цену кликните на нее и попадете на официальный сайт компании, где сможете забронировать и купить необходимый билет.

Ближайшие автовокзалы, железнодорожные станции, остановки автобусов.

Название Тип Транспорт Расстояние Расписание
Руднево автобусная остановка автобус 4 км.

Бухта Павловского находится в восточной акватории залива Стрелок в заливе Петра Великого. Это потрясающе живописное место, окруженное туманными таежными сопками, интересно не только своими пейзажами. Пру десятилетий назад оно было таинственным и неприступным «секретным объектом № 6», одним из самых крайних защитных рубежей огромной советской империи.

История

Названа бухта в честь капитана П.С. Павловского, командира канонирской лодки «Горностай».

Во времена СССР бухта Павловского была местом базирования сначала дизельных, а позже – атомных подводных лодок Тихоокеанского флота. Здесь же было и противотанковое убежище для субмарин, выходы которого сегодня надежно заложены кирпичом. После распада Союза она превратилась в «кладбище» подводных лодок, ожидающих утилизации.

Природа

Берега бухты крутые и скалистые, поросшие травой и кустарником. По левой стороне скалы, по правой – море. Добраться до бухты можно разве что по извилистому серпантину. Климат по-особому, по дальневосточному мягкий и ласковый. Влажный воздух оседает на губах привкусом соли и йода. Настоящий райский уголок, приморское блаженство.

Впрочем, туристам бухта Павловского интересна не только как уединенный пляж у моря, а именно военными объектами, все еще сохранившими остатки своего чудовищного, угрожающего величия. И хотя от воинственной мощи остались только обломки, любопытных путешественников не покидает ощущение, что империя, возможно, не погибла – она просто спит и готова в любой момент восстать из руин.

"Я с ним списался во "ВКонтакте", его зовут Андрей. Я ему написал: "Привет, я где-то тебя видел". Он написал: "Где ты мог меня видеть, скинь фотографию". Я не стал ему скидывать фотографию", – рассказал москвич.

ПО ТЕМЕ

Пообщавшись всего один вечер военный признался в симпатии к молодому парню. Более того, офицера ничуть не смутило, что его новый знакомый несовершеннолетний. "После того как он узнал, что мне 15 лет, я попросил его фотографию интимную, чтобы он скинул. Он мне скинул в итоге", – заявил разоблачитель.

Во время переписки офицер рассказывал о своей жизни. Так удалось узнать, что он живет в Мурманске один, имеет детей, но те уже выросли, работает в Министерстве обороны. Разоткровенничавшись военный признался, что у него уже были связи с подростками.

На следующий день мужчина созвонился с новым знакомым по скайпу и признался, что хочет близости с ним. В разговоре офицер начал перечислять, куда бы хотел поцеловать подростка и заявил, что хочет приехать к нему в Москву.

По данным Life, москвич переписывался с Андреем Павловским, который служит в ВМФ в звании капитана 1-го ранга. Офицер командовал атомной подводной лодкой с баллистическими ракетами К-117 "Брянск", подлодкой "Екатеринбург", головным ракетоносцем четвертого поколения "Юрий Долгорукий" в составе второго экипажа. Павловскому 50 лет, он живет в Мурманске. Однако на просьбу журналистов прокомментировать происходящее офицер назвал все подставой и прекратил разговор.