Артикуляционная гимнастика для губ. Артикуляционная гимнастика для губ, щек и языка
Роль гимнастики в коррекционно-логопедической работе
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звука ми (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, трудной клетки.
Метод воспитания звукопроизношения путем специфической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева и др.).
Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Чтобы правильно подобрать упражнения для артикуляционной гимнастики, надо знать, какие движения свойственны раз личным органам артикуляционного аппарата. Наиболее подвижным речевым органом является язык. Он состоит из корня языка (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости) и спинки, в которой различают заднюю, среднюю и переднюю части. Особо следует выделить кончик языка, которым заканчивается передняя часть языка, и боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков. В зависимости от того, какая часть языка участвует в образовании согласных звуков, они делятся на переднеязычные (т, д, н, л, р, ш, ж, ч, щ, с, з, ц), среднеязычный (й) и заднеязычные (к, г, х).
Передняя часть языка и его кончик обладают наибольшей степенью подвижности. Кончик языка может: опускаться за нижние зубы (как при звуках с, з, ц), подниматься за верхние зубы (как при звуках т, д, н), прижиматься к альвеолам (как при звуке л), дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (как при звуке р). Передняя часть спинки языка может подниматься без участия кончика языка к альвеолам и образовывать с ними щель (как при звуках с, з, ц), подниматься к нёбу вместе с кончиком языка и образовывать щель с твердым нёбом (как при звуках ш, ж, щ).
Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях. Без продвижения передней или задней части она может только подниматься к твердому нёбу (как при звуке й и мягких согласных).
Задняя часть языка может подниматься и смыкаться с нёбом (как при звуках к, г) или же образовывать щель с нёбом (как при звуке х).
Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать вбок выходящую струю воздуха (как при звуках с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р), опускаться и пропускать струю воздуха вбок (как при звуке л). Язык, принимая различные положения, меняет форму и объем полости рта, от чего зависит качество гласного звука.
Подвижность губ также играет роль в образовании звуков. Губы могут: вытягиваться в трубочку (как при звуке у), округляться (как при звуке о), обнажать передние верхние и нижние зубы (как при звуках с, з, ц, л и др.), слегка выдвигаться вперед (как при звуках ш, ж). Наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может: смыкаться с верхней губой (как при звуках п, б, м), образовывать щель, приближаясь к верхним передним зубам (как при звуках ф, в).
Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, изменяя раствор рта, что особенно важно при образовании гласных звуков.
Мягкое нёбо может подниматься и опускаться. Когда мягкое нёбо опущено, то выдыхаемая струя воздуха проходит через нос; так образуются носовые звуки м, м н, н ‘ Если мягкое нёбо поднято, то оно прижимается к задней стенке глотки и закрывает проход в нос; выдыхаемая струя воздуха тогда идет только через рот, и образуются ротовые звуки (все, кроме м, м’ н, н’).
Таким образом, при произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает опредёленное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Для выработки методики логопедической гимнастики важен учет особенностей возрастной моторики. Так, методика воспитания речевых движений у маленького, еще не говорящего ребенка строится по следующему принципу: работа звукопроизносительного аппарата развивается и упорядочивается путем воспитания ритмических движений на базе уже имеющихся у ребенка автоматических движений, с которыми физиологически связана речевая функция. Эти неречевые движения, сформировавшиеся из безусловных реакций, превращаются в речевые, в условные.
Методические указания к проведению гимнастики
Занятия ведутся по такой схеме: вначале воспитываются грубые, диффузные движения упражняемых органов. По мере их усвоения ребенком переходят к выработке более дифференцированных движений в этой же области. Торможение неправильных движений достигается использованием зрительного контроля, а также введением в работу ритма: отдельные движения ограничиваются определенной длительностью и прерываются паузами та кой же длительности согласно отбиваемому рукой такту. В таком роде ведется воспитание движений собственно звукопроизносиельных органов: губ, языка, мягкого нёба, глотки, голосовых связок, дыхательных мышц.
Принципом отбора артикуляционных упражнений каждый раз будет служить характер дефекта произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произнесения данного звука. Упражнять надо лишь движения, нуждающиеся в исправлении, и только необходимые для воспитуемого звука. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения . Упражнения подбирают, исходя из задачи добиться правильной артикуляции звука с учетом конкретного его нарушения у ребенка. Для каждого ребенка комплекс упражнений составляется логопедом индивидуально.
Недостаточно только отобрать нуждающиеся в коррекции движения, нужно научить ребенка правильно применять соответствующие движения, выработать точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.
Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата, что может быть оценено конечным местоположением и формой этого органа.
Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний, дрожания органа (напряжение мышцы всегда нарушает плавность и мягкость движения); движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений в других органах.
Темп - это скорость движения. Вначале движение производится несколько замедленно, логопед регулирует темп при помощи отстукивания рукой или счета вслух, постепенно убыстряя его. Затем темп движения должен стать произвольным - быстрым или медленным.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять вверх к нёбу и произносить поочередно отчетливо да-ды. При произнесении слога да язык отводится к центру нёба, при произнесении ды - перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При произнесении должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы. Нижняя челюсть не должна двигаться. Произнесение да-ды должно быть четким, не хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Организация проведения артикуляционной гимнастики
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.
Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите по проведению артикуляционной гимнастики.
Упражнения для губ
1.
Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2.
Хоботок (Трубочка).
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3.
Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4.
Бублик (Рупор).
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
5.
Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок.
Чередование положений губ.
6.
Кролик.
Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Упражнения для развития подвижности губ
1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
2.
Улыбка - Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
3.
Пятачок.
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
4.
Рыбки разговаривают.
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя».
7.
Уточка.
Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
8.
Недовольная лошадка.
Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
9. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.
Если губы совсем слабые:
- сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,
- удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),
- удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее выдернуть.
Упражнения для губ и щек
1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.
2.
Сытый хомячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
3.
Голодный хомячок.
Втянуть щеки.
4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Статические упражнения для языка
1.
Птенчики.
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
2.
Лопаточка.
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
3.
Чашечка.
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
4.
Иголочка (Стрелочка. Жало).
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
5.
Горка (Киска сердится).
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
6.
Трубочка.
Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
7.
Грибок.
Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
Динамические упражнения для языка.
1.
Часики (Маятник).
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
2.
Змейка.
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
3.
Качели.
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
4.
Футбол (Спрячь конфетку).
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
5.
Чистка зубов.
Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
6.
Катушка.
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.
7.
Лошадка.
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
8.
Гармошка.
Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
9.
Маляр.
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
10.
Вкусное варенье.
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
11.
Оближем губки.
Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
Упражнения для развития подвижности нижней челюсти
1.
Трусливый птенчик.
Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.
2.
Акулы.
На счет «один» челюсть опускается, на «два» - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» - челюсть опущена на место, на «четыре» - челюсть даигается влево, на «пять» - челюсть опущена, на «шесть» - челюсть выдвигается вперед, на «семь» - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.
3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.
4.
Обезьяна.
Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.
5.
Сердитый лев.
Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее - с шепотным произнесением этих звуков.
6.
Силач.
Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.
7. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.
8. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка).
9. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.
10.
Дразнилки.
Широко, часто открывать рот и произносить: па-па-па.
11. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:
ааааааааааааа
яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);
ооооооооооооо
ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);
иииииииииииии (рот слегка открыт).
13. Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:
аааааэээээ
аааааеееее
аааааиииии
иииииааааа
ооооояяяяя
аааааииииииооооо
иииииээээээааааа
аааааиииииэээээоооооо и т.д.
Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.
14. Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.
Мал, да удал.
Два сапога - пара.
Нашла коса на камень.
Знай край, да не падай.
Каков рыбак, такова и рыбка.
Под лежачий камень вода не течет.
У ужа ужата, у ежа ежата.
В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.
Тренировка мышц глотки и мягкого неба
1. Позевывать с открытым и закрытым ртом.
Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.
2. Произвольно покашливать.
Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.
Покашливать с высунутым языком.
3. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.
Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).
4. Глотать воду маленькими порциями (20 - 30 глотков).
Глотать капли воды, сока.
5. Надувать щеки с зажатым носом.
6. Медленно произносить звуки к, г, т, д.
7. Подражать:
- стону,
- мычанию,
- свисту.
8. Запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на затылке ребенка.
Опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка.
Запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком на кулаки обеих рук.
9. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.
10. Произносить гласные звуки а, э, и, о, у на твердой атаке.
11. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и-а. Звук «и» отделяется от звука «а» паузой.
12. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.
Дикция - вежливость оратора
Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом в работе над дикцией, без нее невозможно представить ни один тренинг по ораторскому искусству. Артикуляционная гимнастика для губ направлена на развитие и снятие зажимов губных мышц. Каждое упражнение нужно делать 8-16 раз.
1. Упражнение «Улыбка»
На счет «раз» - губы вытянуть как для поцелуя.
На счет «два» - растянуть в улыбку, не обнажая зубов.
2. Упражнение «Уголки»
Собрать губы в «пятачок» (вытянуть губы вперед, но не так сильно, как для поцелуя).
На счет «раз» - «пятачок» двигается вправо.
На счет «два» - «пятачок» двигается влево, т.е. «пятачок» стремится то к правому, то к левому уголкам губ.
3. Упражнение «Вертикаль»
На счет «раз» - «пятачок» двигается вверх, к носу.
На счет «два» - пятачок двигается вниз, к подбородку, т.е. «пятачок» совершает движения по вертикали.
4. Упражнение «Крест»
На счет «раз» - «пятачок» двигается вверх.
На счет «два» - пятачок двигается вниз.
На счет «три» - «пятачок» двигается влево.
На счет «четыре» - «пятачок» двигается вправо.
5. Упражнение «Круги»
Собрать губы в «пятачок» и делать «пятачком» круговые движения сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Работают только губы.
6. Упражнение «Шторки»
На счет «раз» - верхняя губа поднимается так, что обнажаются зубы.
На счет «два» - губа возвращается на место.
На счет «три» - нижняя губа опускается и обнажает нижние зубы.
На счет «четыре» - губа возвращается на место.
Движения губ напоминают движение шторок, которые поочередно открываются и закрываются. Упражнение рекомендуется делать в медленном темпе.
7. Упражнение «Почесывание»
На счет «раз» - нижние зубы почесывают верхнюю губу.
На счет «два» - верхние зубы почесывают нижнюю губу.
Упражнение можно делать довольно быстро, если проводить зубами по губе одним почесывающим движением, с быстрой сменой губ.
8. Упражнение «Жвачка»
На счет «раз» - губы вытягиваются вперед.
На счет «два» - растягиваются на улыбку, обнажая верхние зубы, челюсти размыкаются. Движения губ и челюстей напоминают активное жевание.
9. Упражнение «Вибрация»
Губы слегка сомкнуты и расслаблены. Сильной струей воздуха заставить губы вибрировать с подключением звука, напоминающего губное звучание, которым извозчики останавливают лошадь, натягивая поводья: тпр-р-р-у.
На каждый счет - выдох с вибрацией.
Одним из важнейших навыков оратора является хорошая дикция, которая во многом зависит от правильной артикуляции, т.е. от движения произносительных органов, к которым относятся язык, губы и челюсти (зубы). Делая правильно вышеперечисленные упражнения ваша речь станет четче и понятнее.
Многим людям, даже не связанным с публичными выступлениями как таковыми, нередко всё же приходится брать на себя функцию оратора, ведущего или конферансье. Это может быть презентация проекта или доклад, проведение какого-либо мероприятия или просто рассказ интересной истории в кругу друзей. Что уж говорить о тех, для кого выступления – это профессия? Но абсолютно неважно, выступает человек профессионально, только обучается этому мастерству или же вообще толком не имеет к этому отношения, в любом случае правильная артикуляция всегда будет играть ему только на руку, т.к. благодаря ей все произносимые слова будут звучать внятно, ясно и чётко, а речь будет красивой и запоминающейся. В особенности же это, конечно, касается тех людей, которые имеют к выступлениям непосредственное отношение. В этой статье мы представляем вашему вниманию 10 действенных упражнений по улучшению артикуляции.
Каждое из упражнений направлено на тренировку мышц речевого аппарата и улучшение их подвижности. При выполнении важно уделить особенное внимание тому, что нагрузка должна направляться на конкретные группы мышц. Важно также, чтобы мышцы шейно-плечевого отдела могли работать свободно, а темп упражнений должен быть замедленным – это способствует получению от упражнений наибольшего эффекта. Перед выполнением упражнений обязательно нужно выполнить разогревающую гимнастику речевого аппарата. Уделить ей можно всего 5-7 минут, но качество практики улучшится существенно.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика различается по видам:
Гимнастика для щёк
- Втягивание и раздувание щёк поочерёдно
- Перегонка воздуха из одной щеки сначала в другую щёку, затем под нижнюю губу, затем под верхнюю губу
- Напряжение щёк и губ с попыткой выталкивания из ротовой полости воздуха
- Втягивание щёк и одновременное смыкание и размыкание губ
Гимнастика нижней челюсти
- Упор кулаками в нижнюю челюсть и давление челюстью на кулаки
- Различные движения нижней челюстью: вверх-вниз, назад-вперёд, круговые
Гимнастика мягкого нёба
- Зевание с открытым ртом
- Движения языком, собранным в «лопатку» до мягкого нёба и возвращение к альвеолам – основанию верхних нижних зубов
- Произношение гласных звуков с позёвываниями
- Имитация полоскания горла
Гимнастика губ
- Напряжённая улыбка с сомкнутыми зубами и вытягивание губ трубочкой
- Различные движения губ с сомкнутыми зубами: вверх-вниз, влево-вправо, круговые
- Пожёвывание губ
- Натягивание губ на зубы и последующая улыбка со скольжением губ по зубам
- Подтягивание верхней губы с обнажением верхних зубов, затем нижней губы с обнажением нижних зубов
- Фырканье
Гимнастика языка
- Вращение языком по кругу в пространстве между губами и зубами и задержка языка под правой и под левой щёками поочерёдно
- Пожёвывание языка
- Похлопывание языка губами
- Вытягивание языка вперёд «иголочкой»
- Попытки достать языком до подбородка и до носа
- Складывание языка «трубочкой», движение «трубочкой» вперёд-назад и выдувание в неё воздуха
- Переворачивание языка на разные бока
- Удерживание языка у верхнего нёба
После того как артикуляционная гимнастика окончена и вы убедились, что все части речевого аппарата разработаны, можно переходить к основным упражнениям на улучшение артикуляции.
Упражнения на улучшение артикуляции
Упражнение 1
Упражнение на чувствование кончика языка – его твёрдости и активности в произношении. Для этого используйте своё воображение: представьте, что ваш язык — это маленький молоточек. Затем побейте его кончиком по зубам, проговаривая: да-да-да-да-да. После этого потренируйтесь в произношении букв «Т-Д».
Упражнение 2
Упражнение для освобождения гортани и языка. Суть его заключается в том, что нужно быстро сделать короткий вдох носом и полностью выдохнуть через рот. Выдох также должен быть резким и должен сопровождаться звуком «Фу». Это же упражнение можно дополнить упражнением на укрепление мышц гортани: несколько раз произносите буквы «К-Г».
Упражнение 3
Упражнение на быструю активацию губных мышц. Нужно надуть щёки и сбросить набранный воздух резким хлопком через сжатые губы, одновременно энергично произнося буквы «П-Б».
Упражнение 4
Упражнение на отработку навыка набора воздуха перед каждой новой фразой. Возьмите любое стихотворение или отрывок произведения и осознанно перед каждой новой фразой набирайте воздух. Старайтесь не забывать об этом, чтобы выработалась привычка. И ещё нужно учесть три момента: дыхание должно быть бесшумным, в начале каждой фразы следует держать губы немного разомкнутыми, а после окончания каждого звука нужно сразу же закрывать рот, чтобы окончание не «зажёвывалось».
Упражнение 5
Упражнение на правильное распределение воздуха. Как правило, больше дыхания человеку требуется при громком произношении, но тихое произношение зачастую предполагает большего контроля выдоха. Потренируйтесь в произношении фраз тихим и громким голосом и определите, какое количество воздуха вам требуется для каждого из них. Совмещайте данный приём с предыдущим.
Упражнение 6
Упражнение на ровное произношение гласных единым потоком и чёткое произношение согласных внутри этого потока. Выберите любое стихотворение (или несколько строк из него) и делайте следующим образом: сначала исключите из строк все согласные и ровно произносите только гласные, немного их протягивая. После этого в поток гласных начинайте вставлять чёткие и быстрые согласные, стремясь к тому, чтобы поток гласных сохранился таким же звучным.
Упражнение 7
Упражнение на дикцию. Оно представляет собой простое чтение скороговорок. Выберите для себя несколько скороговорок с различными буквосочетаниями и начинайте оттачивать произношение. Сначала не спеша, размеренно. Затем увеличивайте темп. Следите за ритмичностью, контролируйте дикцию, внятность и выразительность.
Упражнение 8
Ещё одно упражнение на улучшение дикции. Заключается оно в том, что в конце каждого слова нужно уделять особое внимание резкому подчёркиванию его окончания. Это сделает произношение слова чётче и выразительнее.
Упражнение 9
Упражнение на улучшение произношения звуков. Оно применяется для тех звуков, произносить которые вам наиболее сложно. Возьмите словарь, откройте букву, которая вызывает у вас затруднения, и читайте подряд все слова, в которых есть сложный для вас звук, тщательно в него вслушиваясь. Посредством многократных повторений произношение улучшится. В дополнение к этому упражнению можно использовать для отслеживания прогресса диктофон: записывайте все произносимые слова, затем прослушивайте записи и работайте над ошибками.
Упражнение 10
Упражнение на развитие тембральных и акустических свойств голоса. В него входит развитие мышц глотки и языка. Нужно по 10 раз беззвучно произносить буквы «А-Э-О», стараясь при этом раскрывать не рот, а полость зёва.
И в качестве небольшого бонуса ещё один классный и эффективный приём на улучшение общего качества не только артикуляции, но и вступлений вообще — это работа с зеркалом . Выберите отрывок из прозы или стихотворение, которое вы помните, и прочите его, наблюдая за своим отражением в зеркале. Отслеживайте свою мимику, движение губ, глаз, бровей, скул. Прислушивайтесь к своему голосу. Главными критериями оценки должны выступать эстетичность, естественность, гармоничность, а также психологический и физический комфорт. Вы должны добиться того чтобы нравиться себе, чтобы звук вашего голоса был для вас самих приятен, а мимика и жестикуляция вызывали исключительно положительные эмоции.
Естественно, эти упражнения не являются исчерпывающими и единственными в своём роде. И они должны служить вам лишь указателями в работе над своей артикуляцией. При желании вы можете найти огромное количество подобных упражнений в Интернете или специализированной литературе. Но подводя итог, можно составить краткое резюме и выделить несколько главных принципов:
- Особой важностью в тренировке артикуляции обладают систематичность занятий и их сознательный контроль
- Очень важно регулярно работать перед зеркалом
- В процессе занятий вы должны требовательно относиться к себе, уметь смотреть (слушать) себя со стороны
- Нужно обязательно делать многочисленные повторения неудобопроизносимых звуков до ощущения состояния полного комфорта при их произношении
- Особое внимание следует уделять работе с мышечными и эмоциональными зажимами
- Прогресс значительно ускоряет прослушивание аудио- и просмотр видеоматериалов с записями людей, обладающих превосходной артикуляцией
Руководствуйтесь в своей практике этими принципами, и нужный результат очень скоро даст о себе знать. А первый ощутимый эффект проявится уже на начальном этапе. Запомните, что развивать артикуляцию рекомендуется не только певцам, профессиональным ведущим, лекторам, ораторам или актёрам, но и любому человеку вообще хотя бы по той простой причине, что все мы живём в социуме, и нам постоянно приходится взаимодействовать с другими людьми.
Мы желаем вам удачи в работе над артикуляцией. Говорите красиво!
Для тренировки артикуляции и поднятия настроения мы предлагаем вам пройти небольшой тест:
- Попробуйте, не используя рук и с закрытым ртом, вывернуть наизнанку нижнюю губу
- Попробуйте сделать то же самое, но уже с открытым ртом
- Повторите пункт №2 у зеркала
С ребенком младшего и среднего дошкольного возраста следует разучить комплекс общеукрепляющих артикуляционных упражнений, направленных на развитие речевого аппарата в целом. Эти упражнения можно считать прекрасной профилактикой от возникновения у детей дефектов речи. Сначала предложите малышу рассмотреть перед зеркалом свои органы артикуляции и назвать их: «Губы, зубы, щеки, язык». Обратите внимание ребенка, что у него есть верхняя и нижняя губы, верхние и нижние зубы, а язычок только один. Скажите, что язычок очень подвижный и ловкий. Он умеет выполнять самые разные движения. В первую очередь предложите ребенку игры для губ, щек и нижней челюсти и лишь затем переходите к упражнениям для развития подвижности языка.
Артикуляционная гимнастика не должна превратиться в серию утомительных упражнений, поэтому проводится в форме забавной игры. Ребенок, увлекшись, не заметит, что его учат. А значит, процесс развития речевой моторики будет протекать быстрее и успешнее.
В течение одного занятия не стоит пытаться выполнить все упражнения, заниматься несколько раз в день, каждый раз выполняя по 2-3 упражнения.
Вот простые упражнения, которые вы с ребенком можете начать делать уже сейчас. А позже, когда дети усвоят эти упражнения, мы вместе с вами научим их более сложным упражнениям.
Обратите внимание, что некоторые упражнения имеют несколько названий, но способ выполнения и цель у них одна.
Упражнения для нижней челюсти, губ и щек
1. «Бегемотик», «Окошко» или «Птенчик»
Цель: Научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удер- живать губы и язык в заданном положении.
Как делать: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть. Повторяем упражнение 3-5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Вновь повторяем упражнение 3-4 раза.
Обратите внимание! Язык лежит во рту спокойно, не оттягивается назад, кончик язы-ка у передних зубов. Если у ребёнка возникают затруднения, пропойте вместе с ним звук «а»: «а-а-а» - губы и язык примут нужное положение.
«Бегемотик»
Бегемотик рот открыл,
Подержал, потом закрыл.
«Окошко»
Широко открыть рот - "жарко", закрыть рот - "холодно"
«Птенчик»
Скажите малышу, что он птенчик, а себя назовите птичкой-мамой. Сообщите птенчику, что сейчас вы будете его кормить. Попросите ребенка широко открыть рот (покажите, как это делать) и остаться в таком положении несколько секунд. Поднесите пальцы руки, сложенные щепотью, к открытому рту ребенка, словно вы что-то кладете или насыпаете. При этом расскажите стихотворение:
Ротик шире открывай -
Кушай, птенчик, не зевай!
2. «Улыбка», «Заборчик» или «Лягушка»
Цель: Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передниезубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Как делать: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и ниж ние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.
Обратите внимание! Следите, чтобы при улыбке ребёнок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу. Если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Это упражнение проводим так: кладём палец на нижнюю губу, опускаем и поднимаем её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна. Если у ребёнка возникают затруднения, надо вместе с ним пропеть звук «и»: «и-и-и» - и губы растянутся в улыбке.
«Улыбка»
Улыбается щенок, зубки напоказ.
Я бы точно так же смог. Вот смотри. Сейчас.
«Лягушка»
Подражаем мы лягушкам,
Тянем губки прямо к ушкам.
Улыбнулись губки
Вот и наши зубки.
«Заборчик»
Наши губки улыбнулись,
прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «иииии» скажи,
свой заборчик покажи.
3. «Хоботок» или «Дудочка»
Цель: Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность.
Как делать: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком поло- жении под счёт от 1 до 5-10. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.
Обратите внимание! Следите, чтобы при выполнении упражнения не открывался рот. Зубы почти сомкнуты. Если ребёнок не может вытянуть губы вперёд, предложите емудотянуться губами до конфеты и взять её губами. Можно предложить игру «Кто силь- нее?» когда ребёнок удерживает губами бинтик или чистый платочек (свернуть конусом), а вы пытаетесь вытянуть его. Можно вместе с ребёнком пропеть звук «у»: «у-у-у» - игубы примут положение трубочки.
«Хоботок»
Хоботок слоненок тянет
И вот-вот банан достанет.
Губки в трубочку сложи
И слоненку покажи.
«Дудочка»
Мои губы-трубочка-
Превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу:
Ду-ду-ду, ду-ду-ду!
4.«Хомячок» или «Шарик»
Предложите малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3-5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторите упражнение 3-4 раза.
Обратите внимание! Следите, чтобы щёки оставались надутыми, и воздух не уходил через губы.
«Хомячок»
Хомячок надует щечки,
У него зерно в мешочках.
Мы надуем щечки тоже,
Хомячку сейчас поможем.
«Шарик»
Ребенок надувает щеки, затем покажите, как поднести к щекам кулачки и слегка ударить ими по щекам. «Шарик» лопнет, а воздух, издав звук, выйдет наружу. Расскажите стихотворение:
Шарик надувай,
Воздух выпускай.
5. «Колечко»
как делать: Скажите малышу, что умеете делать колечко: вы открываете рот, округлив губы рупором, и вытягиваете их вперед (положение губ, как при произнесений звука О). Удержите губы в таком положении 2-5 секунд и спросите, сумеет ли он сделать такое же колечко.
Расскажите стихотворение:
Губки круглые сложи
и колечко покажи.
6. «Малыш плачет»
Как делать: Скажите малышу, что, когда маленький ребенок плачет, он кричит: «УА-УА! », а затем произнесите это звукоподражание, но беззвучно, только шевеля губами. Таким образом, вы показываете одно за другим артикуляционные упражнения «Трубочка» и «Птенчик». Попросите ребенка повторить эти движения губами. Менять положение губ нужно 2-5 раз подряд.
7. «Веселый - грустный»
Цель: вырабатывать навык быстрого изменения положения губ.
Как делать: Расскажите ребенку, что, когда человеку весело, он всегда улыбается, а когда грустно, его губы собираются в трубочку. Покажите малышу сначала веселого человечка, а потом грустного. (Движение губ, как при последовательном произнесении звуков ИУ.) Сменить положение губ надо 2-5 раз.
8. «Поцелуй»
Как делать: Покажите малышу, как можно втянуть щеки внутрь рта, всосав в себя воздух. При этом нижняя челюсть слегка опущена, губы сомкнуты. Удерживайте такую позу в течение 2-5 секунд, а затем с усилием разомкните губы, слегка причмокнув. Если ребенку не удается втянуть щеки, предложите ему вытянуть губы немного вперед и причмокнуть. Повторите упражнение 2-5 раз.
Научите малыша посылать воздушный поцелуй. Следите за тем, чтобы ребенок чмокал губами именно в тот момент, когда подносит свою ладошку к губам, а не раньше и не позже. Расскажите стихотворение:
Губки в трубочку сложу я.
Потом маму поцелую.
9. «Рыбка»
Цель: подготовить губы ребенка к произнесению звуков М, П, Б,
Как делать: Скажите малышу, что рыбка разговаривать не умеет:
Ротик открывает,
Что сказать, не знает!
Затем покажите, как рыбка открывает ротик. Для этого сначала широко откройте рот, потом резко закройте, плотно смыкая губы. Постепенно усиливайте темп.
Теперь предложите малышу самому изобразить рыбку, пускающую пузыри. Когда малыш научится выполнять упражнение, расскажите стихотворение:
Рыбка ротик открывает -
Пузыри она пускает.
10. «Тигр»
Цель: развивать подвижность губ, подготавливать их к произнесению звуков О, Н. ,
Как делать: Предложите малышу изобразить тигра. Для этого продемонстрируйте «тигриный» оскал: отведите губы в стороны и обнажите зубы. Теперь попросите ребенка не только оскалиться, но и выставить когти, для этого ему нужно поднять кисти рук к лицу, согнуть пальцы, напрячь их и удерживать в таком положении.
Злого тигра всякий знает
Тигр всех вокруг пугает.
11. Чередование«Хоботок» -«Улыбка» - «Бегемотик»
Цель: Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.
Как делать: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я» или «Посмотри и по-втори» Игру можно проводить, озвучивая движения губ («у-и-а») и молча. Взрослый вы-полняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у-и-а», «а-у-и», «и-у-а», «и-у, у-и»), удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.
Обратите внимание! Переход от одной позиции к другой осуществляется плавно. Упражнение очень полезно для детей с дефицитом внимания.
Улыбается ребёнок,
Хобот вытянул слонёнок.
Вот зевает бегемот,
Широко открыв свой рот.