Звуки -, -. Буквы К–Г. Конспект занятия по исправлению нарушений письменной речи: «Парные звонкие-глухие согласные. Звуки и буквы Г-К Описание буквы г

Цели и задачи :

  1. Учить выделять и различать согласные звуки Г-К из слогов, слов, словосочетаний, предложений; соотносить звуки с буквами, формировать навыки звуко-буквенного анализа.
  2. Развивать зрительное внимание и восприятие, пространственно-временные отношения, обогащать словарь по теме «Птицы», повторить правописание парных согласных на конце слова.
  3. Воспитывать интерес к окружающему миру.

Оборудование:

  • зеркала, звуковые линейки, предметные картинки, индивидуальные карточки с парными согласными, ТСО, буквы Г-К.

Ход занятия

I. Вводная часть.

1. Орг.момент.

Логопед: Сядет тот ученик, кто назовёт гласные звуки в своём имени..

2. Развитие общей, артикуляционной моторики.

Артикуляционная гимнастика:

Для губ- Улыбка

Трубочка

Покусать нижнюю губу

Покусать верхнюю губу

Для языка- Покусать язык зубами

Расслабить язычок.

Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Раз, два, три, четыре, пять-
Смотрим глазками опять.

3. Повторение знаний о парных звонких-глухих согласных.

Какие звуки учились различать на прошлых занятиях?

Чем они похожи? (по артикуляции)

Вспомните, какие пары мы уже изучили. На индивидуальных карточках соедините парные согласные прерывистой линией.

Взаимопроверка.

4.​ Знакомство с темой занятия через выделение первых звуков в словах- отгадках.

Какое время года наступило? (весна)

Какие признаки весны вы знаете? (птицы возвращаются с тёплых стран)

Отгадайте загадку:

Чёрный, проворный,
Кричит «грак».
Червякам враг.
(грач)

Грач-это перелётная птица. Прилетают самые первые. Ещё кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнёзда вить. Вьют гнёзда грачи на вершине высокого дерева.

Как называют птиц, которые остаются зимовать? (зимующие)

Отгадайте загадку:

Кто там прыгает, шуршит.
Клювом шишки потрошит.
Голоском речистым, чистым -
Клё, клё, клё — поёт со свистом.

Определите по первым звукам наших отгадок с какой парой звонких- глухих согласных мы сегодня будем работать на занятии. (Парные звонкие – глухие согласные Г-К)

Характеристика звуков, тактильный контроль, опора на компьютерную программу «Живой звук».

II. Основная часть.

1.​ Дифференциация звуков Г-К в слогах, словах.

Работа с сигнальными карточками () или в ладоши хлопать на звуки К-Г.

Ка, го, гы, ку, гор и т.д.

Работа со звуковыми линейками: определить место звука в слове:

Кот, гусь, крапива, бумага, главный, пуговицы, марка, попугай, рука.

2.Соотнесение звуков Г-Г, К-К с буквами Г-К и символами для их обозначения.

Г- гэ узнаешь без труда,
очень горбится она.
К- На прямую палочку
справа села галочка.
там поныне и сидит -
Буквой КА на нас глядит.

3. Работа со словами, отличающимися буквами Г-К.

Вставьте в слова буквы Г-К, уточните смысл слов:

Вставьте пропущенные слоги ГА или КА в слова:

Доро- , раду- , вил- , но- , ро- , вет- .

Дописать недостающее слово: (на индивид. карточках)

Весь чердак уже …,
Бьются голуби … . (в окне, в огне)

ФИЗМИНУТКА:

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
- Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова правою ногой,
Снова левою ногой,
После правою ногой,
После левою ногой,
Вот тогда придёшь домой.

Мы сегодня загадки отгадывали про птиц. Помогите мне разобрать картинки с перелётными и зимующими птицами: гусь. иволга, скворец. утка, жаворонок, воробей, синица. сорока, ворона. (у каждого на столе картинки, ученики на доске распределяют на две группы).

Выписать в тетрадь только названия птиц с буквами Г-К.

Как назвать одним словом эти птицы? (дикие)

Подчеркнуть буквы. В какой позиции стоят звуки и буквы. (в сильной, можно проверить по работе голосовых связок).

4. Повторение правописания парных согласных на конце слова

В каком слове позиция слабая? (на конце слова- индюк, есть выбор написания).

Вспомните правило: звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй.

ИНДЮК/ Г- ИНДЮКИ- ИНДЮК

СНЕК/ Г- НЕТ СНЕГА — СНЕГ

(флаг, шаг, фартук)

7. Звуковой анализ на уровне предложения.

Составить предложение с любым из слов-названий птиц..

В ЛЕСУ ГРОМКО ПОЁТ КЛЁСТ.

ВЕСНОЙ ПРИЛЕТАЮТ ГРАЧИ. (дифференцированные задания)

Повторение схемы предложения: ____ ____ ____ .

III. Итог занятия.

Оценка работы учеников:

Какое у вас сейчас настроение? Обозначьте его, нарисовав личики. Какие они у вас получились? (рефлексия)

Москвитина М.А.,
учитель-логопед

Цель: дифференциация звуков [Г] – [К], [Г"] – [К"] изолированно, в произношении в слогах, словах, предложениях, тексте. Закрепление образа букв Г-К.

1. Коррекционно-образовательные:

различать звуки [Г] – [К], [Г"] – [К"] на слух и в произношении в слогах, словах, предложениях, тексте;
  • закреплять артикуляционный уклад звуков, характеристику звуков;
  • дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости;
закреплять навык звукового анализа и синтеза; закреплять образ букв;
  • учить образовывать слова, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы:

к, ик, очк, чик

формировать связную речь при составлении описательного рассказа.
  • закреплять умение учащихся пользоваться опорами: схемами, символами, таблицами, электронным репетитором “Символ-тест”.

2.Коррекционно-развивающие:

развивать общую моторику, согласовывать движения и речь; развивать познавательные психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление; развивать фонематические процессы;

3.Коррекционно-воспитательные:

  • создавать ситуацию успеха;
  • стимулировать речевую активность;

Оборудование:

маршрутные карты на каждого учащегося, индивидуальные зеркала, артикуляционные профили звуков [Г] - [Г"],

[К] - [К"], схемы звуков и букв, “Звуковая дорожка”, мультимедийная техника: ноутбук, проектор, колонки; карточки букв, таблица цифрового кода, электронный репетитор “Символ-тест” (на каждого ребёнка), презентация занятия в Power Point, цветные карандаши, тетради.

Ход занятия

Организационный момент

Учащимся предлагается маршрутная карта, в которой цветными стрелками и дорожками обозначен путь движения выполнения заданий. Но прежде чем начать следовать по маршруту, необходимо подготовиться.

Артикуляционная гимнастика

Трубочка

Лопаточка

– иголочка

– качели

Большие качели

– грибок

Характеристика звуков

(артикуляционный профиль на слайде)

уточнить: - почему звуки [Г] - [Г"]

звонкие?

Почему звуки [К] - [К"] глухие?

Почему звуки [Г] - [Г"],

[К] - [К"] согласные?

Чем отличается звук от буквы? (опора на схему)

Какой буквой на письме обозначаются звуки [Г] - [Г"],

[К] - [К"]?

Дифференциация звуков

Игра “Звуковая дорожка” (на слайде)

Логопед указывает на символ, учащиеся называют соответствующий символу звук. Темп постепенно увеличивается.

Закрепление образа букв

(видеофрагмент)

  • В какую сказку мы попали? (Белоснежка и семь гномов)
  • Какой из изучаемых звуков слышится в слове Белоснежка? ([К] – в середине слова), в слове гном?– ([Г] – в начале слова)

    Логопед: Околдована принцесса.

    Но заклятье можно снять,

    Если каждое задание

    Быстро, чётко выполнять.

    Мы по стрелочкам пойдём

    Знания с собой возьмём.

    Выполним задания

    Исчезнет заклинание.

    Ты к колодцу подойди

    И ведёрко в нём найди.

    Выполнишь задание

    Исчезнет заклинание.

    Оставить в карточке только печатные и письменные буквы Г, К. Остальные буквы зачеркнуть.

    Записать под таблицей столько письменных и печатных букв Г, К сколько осталось в карточке.

    Начертить в тетради график слогов

    Под диктовку: ги, ка, гу, ок, аг, ку, окн, аги, укл, згн, вки, гим, ге

    (проверка на слайде)

    Дикие яблоки найдите

    Там задание ищите.

    Коды, цифры и таблицы

    Расшифруйте, запишите.

    Расшифровать слова с помощью цифрового кода

    (проверка на слайде)

    69, 15, 37 _____________________________

    38, 13, 111 _____________________________

    46, 159, 12 _____________________________

    31, 48 _____________________________

    56, 29, 39 _____________________________

    134, 39 _____________________________

    Телега, голуби, качели, руки, дороги, шаги – получившиеся слова

    Назвать слова, в которых слышится твёрдый звук [К]

    Назвать слова, в которых слышится твёрдый звук [Г]

    Назвать слова, в которых слышится мягкий звук [К"]

    Назвать слова, в которых слышится мягкий звук [Г"]

    Звукобуквенный разбор слова

    (проверка на слайде)

    Буквы правильно вставляй

    В символ - тесте проверяй.

    Электронный репетитор “Символ-тест”

    Вставь пропущенные буквы Г или К.

    (ИВН) _ ру_ и, (КЙЯ) _ор _а, (МДА) – лубни _ а, (ЛЗА) _ алит_ а,

    (ЕНД) ля _ уш _ а, (ОПЩ) _ огодо_ , (БИЭ) _ олюч _ и.

    Дифференциация звуков [ Г] - [Г"], [К] - [К"]

    в предложении

    Пальчиковая гимнастика: Здесь стоит какой-то дом.

    Он пустой? Иль кто-то в нём?

    На двери тугой замок,

    Кто его открыть бы смог? (мы)

    Открыли двери, и попали в комнату.

    • Что находится в комнате?
    • Образовать слова, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы

    (к, ик, очк, чик)

    • В комнате находится столик ([К]
    – в конце слова)

    стульчик ([К]- в конце слова)

    диванчик ([К]

    - в конце слова)

    шарики ([К]

    – в середине слова)

    корзиночка ([К] – в начале и в середине слова)

    грибочки ([Г] – в начале и [К"] – в середине слова)

    мячики ([К"] - в середине слова)

    • Записать название предмета, который находится под столиком, слева от столика, над столиком, в корзиночке.
    • Прочитать записанные слова: мячик, стульчик, шарики, грибочки.
    • Выделить в словах изучаемые буквы соответствующим цветом.

    Физминутка

    Кто живёт в домике? (гномы)

    Гномы любят петь и танцевать.

    Кто живёт под потолком? Гном.

    У него есть борода? Да.

    И манишка и жилет? Нет.

    Как встаёт он по утрам? Сам.

    Кто с ним утром кофе пьёт? Кот.

    И давно он там живёт? Год.

    Кто с ним бегает вдоль крыш? Мышь.

    Ну а как его зовут? Скрут.

    Он капризничает, да? Никогда.

    Долгий путь вы все прошли

    Вновь задание нашли

    Текст попробуйте, прочтите

    Белоснежку опишите

    Работа с текстом. Вставить недостающие слова, используя слова для справок

    (на слайде)

    Давным – давно в одном королевстве родилась ____________. Назвали её Белоснежкой, потому что ____________ её была бела, как ____________. Шли годы. Белоснежка росла ______________, доброй девочкой, и все очень любили её.

    У Белоснежки ____________, задумчивое лицо. Добрые, лучистые глаза. У _____________ тёмные волосы. Белоснежка носит простые, старые платья, потому что ___________ заставляет её мыть полы будто служанку. Принцесса очень трудолюбивая: она носит воду из колодца, наводит ___________ в доме гномов.

    Белоснежка любую работу выполняет с ___________.

    Слова для справок: порядок, грустное, глаза, улыбкой, девочки, принцесса, кожа, снег, прекрасной, королева.

    • Какой получился рассказ? – описательный рассказ или повествовательный? (подчеркни правильный вариант)

    Описываются кто? люди, предметы, животные? можно поставить вопросы:

    Какая Белоснежка? Добрая, прекрасная, трудолюбивая,

    Какое лицо у Белоснежки? Белое, как снег.

    Какие глаза? добрые, лучистые.

    Какие волосы? тёмные

    Какая одежда? простая, старые платья.

    Итог урока.

    В какую сказку мы попали?

    Какие звуки выделяли изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте на протяжении всего занятия? Образ каких букв уточняли?

    Какие задания вам наиболее понравилось выполнять?

    При выполнении, каких заданий испытывали затруднения?

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ:

    « Дифференциация букв Г – К и звуков,

    Которые они обозначают »

    Подготовила:

    Кравченко Ольга Валерьевна,

    учитель-логопед.

    Цель: учить различать буквы Г-К и звуки, которые они обозначают.

    Задачи:

    Учить сравнивать звуки [г]- [к] по их артикуляторным и акустическим признакам;

    - дифференцировать звуки по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости;

    Развивать фонематический слух, навыки фонематического анализа;

    Расширять и уточнять словарный запас;

    Развивать общую и мелкую моторику, внимание, память, дикцию;

    Закреплять правописание парных согласных в словах;

    Создавать положительный эмоциональный настрой у детей.

    Лексическая тема: «Птицы».

    Оборудование: карточки (буквы Г, К, [г], [к], [г’], [к’]), карточки с заданиями, картинки с изображением птиц (зяблик, жаворонок, трясогузка, кукушка, галка, глухарь, иволга, скворец), подставки, картинка иволги для проведения зрительной гимнастики, компьютеры.

    ХОД ЗАНЯТИЯ.

    I. Оргмомент.

    Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятие к нам пришли гости, поприветствуем их.

    Я очень рада видеть вас на занятии, и надеюсь, что сегодня в знаниях мы поднимемся на одну ступеньку выше.

    Проверим посадку.

    Руки на месте? (на месте)

    Ноги на месте? (на месте)

    Локти у края? (у края)

    Спина прямая? (прямая)

    Для начала вспомним правила поведения.

    На занятии наши глаза внимательно смотрят и всё … (видят).

    Наши уши внимательно слушают и всё … (слышат).

    Наши головы хорошо и быстро … (думают).

    Наши языки четко и громко … (говорят).

    Дикцию или четкое произношение будем тренировать с помощью скороговорок.

    II. Речевая разминка. Работа со скороговорками.

    III. Введение в тему занятия.

    Послушайте стихотворение Сергея Погореловского «Как Мишка деда рассердил».

    Пишет Миша-Михаил:

    «Дед Герасим гол забил».

    Все читают, восклицают:

    Ай да старый, гол забил!

    Дать во все газеты дедовы портреты!

    Нет,- сказал сердито дед, -

    Мишкин дайте в них портрет!

    Писал диктовку в школе,

    А думал о футболе.

    Оттого-то КОЛ

    Превратился в ГОЛ,

    И за этот ГОЛ

    Получил он КОЛ.

    В чем ошибка Мишки?

    Какие два значения имеет слово кол?

    Назовите первые звуки в словах кол, гол. ([г], [к])

    На доску вывешиваются карточки со звуками [г], [к].

    Как мы назовем эти звуки?

    Вы догадались, чему мы будем учиться сегодня на занятии?

    Правильно. Молодцы!

    IV. Характеристика звуков. Соотнесение звука с буквой.

    Что похожего в этих звуках?

    Чем различаются эти звуки?

    А как проверить, какой звук звонкий, а какой глухой?

    Определите, какой звук звонкий, а какой глухой удобным для вас способом.

    Скажите, у звуков [г], [к] есть мягкие пары или они всегда твердые?

    (На доску вывешиваются карточки [г’], [к’])

    Какой буквой на письме обозначаются звуки [г], [г’]?

    (На доску вывешивается карточка с буквой Г)

    Какой буквой на письме обозначаются звуки [к], [к’]?

    (На доску вывешивается карточка с буквой К)

    Охарактеризуем звуки с помощью значков. (Колокольчики и наушники синего и зеленого цвета).

    V. Дифференциация звуков в слогах и звукосочетаниях.

    Поиграем в игру «Кто внимательный?».

    Если услышите звук [г] стойте на месте, если услышите звук [к] – приседайте.

    Ка, гу, го, ку, га, гры, крю, ига.

    А теперь усложним игру. Если услышите мягкие звуки [г’], [к’] к основному движению добавляйте хлопок.

    Ки, ге, ку, го, ги, кря, еги, ука, уга, еки, юга.

    VI. Работа со словами. Определение местоположения места звука в слове.

    Включается запись «Пение птиц».

    Обратите внимание. Сегодня у нас оформлена выставка. Назовите тему выставки?

    Можете ли вы их назвать?

    А вы знаете, какие из этих птиц перелетные, а какие оседлые?

    Известно ли вам, что птицам посвящен специальный праздник, который называется «Международный день птиц». Это интернациональный экологический ежегодный праздник, который в России является самым известным из «птичьих» праздников. Кто знает, какого числа он празднуется? (1 апреля).

    Вернемся к нашей выставке. Что общего в названии этих птиц?

    Давайте еще раз произнесем названия птиц и определим местоположение изучаемых звуков в слове.

    VII. Зрительная гимнастика.

    Без гимнастики, друзья,

    Нашим глазкам жить нельзя.

    Подготовим наши глаза к письменной работе.

    (учащиеся прослеживают движение картинки с изображением иволги; закрывают глаза; следят за пальцем, который двигается от носа вдаль и обратно)

    Птички начали спускаться,

    На поляне все садятся.

    Предстоим им долгий путь,

    Надо птичкам отдохнуть.

    И опять пора в дорогу,

    Пролететь им надо много.

    Вот и родина. Ура!

    Приземляться нам пора!

    VIII. Звуковой анализ слов.

    Поиграем в игру «Шифровальщики». Вы запишите транскрипцию названия птицы, а потом поменяетесь тетрадями и расшифруете слова друг друга. Названия птиц написаны у вас на карточках. Переверните их. Прочитайте. Начали!

    - … , расшифруй слово.

    - … , теперь ты.

    Молодцы! Поменяйтесь обратно тетрадями.

    А я для вас тоже приготовила зашифрованное слово.

    Вешаю на доску карточку [тр’исагуска])

    Расшифруйте транскрипцию и запишите слово буквами?

    Как записали слово? (трясогузка)

    Почему написали Я?

    Почему написали З?

    Можно проверить словом «огузок» - это бедренная часть животного. А еще есть гласная О, которая соединяет два корня. Но об этом вы еще узнаете на уроках русского языка. А сейчас мы это запомним.

    IX. Пальчиковая гимнастика.

    А теперь немножко отдохнем.

    Чтобы буквы красиво писать,

    Будем пальчики мы разминать.

    На дорожку прилетела (поочередно соединяют пальцы с большим пальцем – обе руки)

    Птичка трясогузка -

    Пестренькая блузка! (перебирают пальцами обеих рук около груди)

    Зоркий черненький глазок, (соединяют большой и указательные пальцы в круги около глаз)

    Острый, тоненький носок. (соединяют указательные пальцы обеих рук у носа)

    Бегала, скакала, (перебирают пальцами на столе)

    Хвостиком качала. (качают ладонями обеих рук)

    Насекомых на лету (показывают руками птичку)

    Ловко так хватала. (соединяют пальцы в виде клюва, имитируя ловлю насекомых).

    X. Дифференциация букв г-к.

    - Продолжим работу.

    На карточках записано стихотворение. Закройте уши и прочитайте его.

    Работа по карточкам.

    ТРЯСОГУЗКА.

    Прилетела к Вере в гости

    Трясогузка - длинный хвостик.

    То найдёт на грядке семя,

    То спешит куда-то в тень.

    Длинным хвостиком всё время

    Ей покачивать не лень.

    (В. Степанов)

    - … , выпиши слова с буквой Г.

    - … , выпиши слова с буквой К.

    - … , прочитай слова, которые ты выписал.

    Закрываем тетради.

    XI. Правописание звонких и глухих согласных.

    Мы говорили о звуках [г]-[к], [г’]-[к’]. Какие еще парные согласные вы знаете? … , говори твердые пары, а … будет говорить мягкие пары.

    Займите место за компьютером. (Выполняют задания на компьютере)

    XII. Итог занятия.

    Подведем итог. О каких звуках говорили?

    Что вы можете о них сказать? Давайте по очереди будем говорить по одному признаку?

    Вы сегодня молодцы, хорошо справились с поставленными задачами. Я рада вашим успехам. Наше занятие закончено. Спасибо, до свидания!














    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цель :

    • Учить детей различать звуки [к]-[г], [к’]-[г’] в словах и предложениях на слух и правильно обозначать их на письме. Задачи: Развивать фонематическое восприятие.
    • Учить правильно обозначать мягкость согласного на письме, записывать их буквенное обозначение тремя цветами. Формировать навыки языкового анализа и синтеза:
      • а) звукобуквенного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры;
      • б) анализа и синтеза предложения из 7 слов.
    • Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление. Развивать мелкую моторику, межполушарные взаимодействия.

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, на каждого ребенка по два синих и зеленых больших кружка, с условными обозначениями звонких и глухих согласных, по одному синему и зелёному маленькому кружку, по звуковой линейке, карточки со словами, в которых пропущены буквы К - Г.

    ХОД ЗАНЯТИЯ:

    1. Организационный момент . (слайд 1)

    Какая тема была на прошлом занятии? (звуки [к] - [г], буквы К – Г). Чем отличается звук [к] от звука [г]? (звук [к] - глухой согласный, а звук [г] – звонкий согласный). А почему звук [к] глухой? (звук [к] глухой, потому что голосовые связки не работают). А почему звук [г] звонкий? (звук [г] звонкий, потому что голосовые связки работают). Буква К сколько обозначает звуков? (два). Какие? ([к]-[к’]). А буква Г сколько обозначает звуков? (два). Какие? ([г]-[г’]). Кто догадался, какая тема будет на сегодняшнем занятии? (звуки [к] - [г], [к’] - [г’] и буквы К - Г).

    2. Объяснение новой темы.

    Правильно, (слайд 2) запишите дату (уточняется число и месяц) и тему зелёной ручкой: Звуки [к] - [г], [к’] - [г’]. Буквы К - Г. Ребята, пока вы писали тему занятия, мне пришло сообщение. А от кого, вы сейчас сами угадаете:

    На гармошке он играет,
    С днём рожденья поздравляет.
    Он зубаст, но всё же мил.
    Это (Гена крокодил). (слайд 3 Гена с гармошкой)

    Правильно! Гена вместе с Чебурашкой направляются к нам в школу! Как вы думаете, для чего? Поскольку Чебурашка только недавно научился читать и писать, ему оказалось трудно различать буквы К –Г и звуки, которые они обозначают. Поможем Чебурашке разобраться? А вот и они! (слайд 4 Гена и Чебурашка идут в школу)

    3. Характеристика звуков (слайд 5 Гена с Чебурашкой)

    Даша, идёт к доске и записывает характеристику звука [к] с объяснением, а вы, записываете в тетради. (слайд 6 Гена с Чебурашкой в левом верхнем углу) Даша, каким цветом ты будешь писать? Правильно, синим. ([к] – согласный, т. к. выдох встречает преграду - язык, твёрдый, т.к. произносится грубо, глухой, т. к. голосовые связки не работают)

    Никита, запиши на доске характеристику звука [г] с объяснением. Каким цветом будешь писать? Правильно, синим. ([г] – согласный, т.к. выдох встречает преграду - язык, твёрдый, т.к. произносится грубо, звонкий, т. к. голосовые связки работают)

    Маша, иди к доске и обозначь различие между звуком [к] и звуком [г]. ([к] – глухой, а [г] – звонкий, и обводит красным цветом). Маша, эти звуки парные? (да).

    Настя, иди к доске и запиши характеристику звука [к’] с объяснением. Каким цветом ты будешь писать? Правильно, зелёным. ([к’] – согласный, т. к. выдох встречает преграду - язык, мягкий, т.к. произносится ласково, глухой, т. к. голосовые связки не работают).

    Алёша, запиши на доске характеристику звука [г’] с объяснением. Каким цветом будешь писать? Правильно, зелёным. ([г’] – согласный, т.к. выдох встречает преграду - язык, мягкий, т.к. произносится ласково, звонкий, т. к. голосовые связки работают).

    Максим, иди к доске и обозначь различие между звуком [к’] и звуком [г’]. ([к’] – глухой, а [г’] – звонкий, и обводит красным цветом). Максим, эти звуки парные? (да).

    Работа в тетради идёт одновременно с доской.

    4. Работа с кружками.

    Ребята, кто закончил писать характеристику звуков, положите на тетрадь большие кружки, которые соответствуют характеристике наших звуков. (Дети выкладывают четыре кружка, а логопед уточняет, что с правой стороны тетради должны лежать кружки, обозначающие твёрдые согласные, а с левой – кружки обозначающие мягкие согласные). Объясните, Чебурашке, для чего вы положили кружки? (Чтобы определять звуки, которые мы сегодня различаем, и закрывать ладошкой нужный кружок, давая характеристику звукам).

    Слова: гусь, гитара, пакет, рукава, серьги, гагара, катушки, галка, аквалангисты.

    5. Работа со звуковой линейкой. (слайд 7 Чебурашка)

    Ребята, вы молодцы, но Чебурашке ещё очень сложно разобраться в наших звуках, поэтому давай те покажем, как мы работаем со звуковой линейкой. Никита, какие маленькие кружки нам сегодня понадобятся? (синие и зелёные). Возьмите звуковые линейки в руки, и начинаем с Даши. Определяем общее количество звуков в слове и ставим кружки на ту цифру, где услышим нужные звуки в слове.

    Слова: магнитофон, универмаги, физкультура, светильники, программисты, астрология, мандаринка, холодильники, подосиновик.

    Молодцы, замечательно справились с заданием.

    6. Физическая минутка (слайд 8 Гена и Чебурашка на весь экран)

    А сейчас, покажем нашим друзьям, какие вы внимательные. Я буду показывать различные движения, а вы - их выполнять наоборот, а Гену попросим спеть (под весёлую музыку из мультфильма “Крокодил Гена и Чебурашка”).

    7. Работа по карточкам, и на доске (вставить в слова пропущенные буквы К –Г двумя цветами).

    Ребята, мы совсем забыли про Шапокляк и её крысу Лариску. (слайд 9 Шапокляк и Лариска на весь экран под песню Шапокляк). Пока мы выполняли упражнения, они утащили из слов буквы К и Г. (слайд 10 Шапокляк и Лариска в верхнем левом углу, Чебурашка в правом верхнем углу, а посередине карточка со словами, в которых пропущены буквы К – Г). Чебурашка очень расстроился. Давайте, скорее поможем ему написать эти буквы. И, непросто, а двумя цветами! Работаем в карточках, которые у вас на столах. Карточка: _армош_а, _ирлянда, _ро_одил, помощни_и.

    Ро_ат_а, и_руш_и, _аля, ля_уш_и, _ена.

    8. Запись предложений четырьмя цветами (на доске и в тетради).

    Нам удалось вернуть буквы К и Г. Проказы Шапокляк и Лариски не прошли, им стало стыдно. И они тоже захотели понять, какие же звуки обозначают буквы К и Г.

    Для этого давайте составим из данных слов предложение (слайд 11 Гена и Чебурашка помогают мастерить скворечники в левом верхнем углу и посередине напечатано деформированное предложение). Предложение: ребятам изготавливать Гена помогают скворечники. и Чебурашка

    Ваня расставь слова по своим местам, чтобы получилось предложение. (Гена и Чебурашка помогают ребятам изготавливать скворечники.)

    Запомнили? А теперь запишите это предложение четырьмя цветами. Даша на доске, а остальные в тетради. (слайд 12 эта же картинка на весь экран).

    9. Итог занятия.

    Молодцы! Давайте подведём итог. Какие звуки обозначает буква К? ([к] – [к’]). Они оба какие? (глухие). Какие звуки обозначает буква Г? ([г] – [г’]). Они оба какие? (звонкие).

    Ребята, по моему, вы не только помогли Чебурашке разобраться в звуках и буквах, но и подружили Шапокляк с Геной и Чебурашкой. (слайд 13 Гена, Чебурашка и Шапокляк вместе у вагона под песню Чебурашки “Лучшему другу”). Они вам говорят большое спасибо и дарят сладкие апельсины.

    Светлана Шкурко
    Конспект НОД «Дифференциация звуков [Г] и [К]. Буквы Г и К»

    Тема : Дифференциация звуков [Г] и [К] . Буквы Г и К .

    Цели : Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков г-к в слогах , словах и фразах; отрабатывать умение четко произносить дифференцируемые звуки ;

    учить составлять слова; закрепить, навыки чтения; развивать фонематический слух, память, внимание, логическое мышление, слуховое и зрительное внимание; тренировать в звуко- буквенном анализе слов ; закреплять навыки пространственной ориентировки; развивать двигательные навыки мелкой и общей моторики, координацию речи с движением; учить выслушивать ответы друзей, давать полные ответы; развитие умения анализировать собственную; воспитывать потребность и желание красиво, четко и грамотно говорить.

    Оборудование : звуковая линейка , мячик- ёжик, весенняя веточка, касса букв , цветные карандаши, таблица с заданием «Буквознайка » , игрушка кот.

    Ход занятия

    I. Организационный момент.

    – Здравствуйте, ребята.

    Придумано кем - то

    Просто и мудро

    При встрече здороваться

    Доброе утро!

    Доброе утро, солнцу и птицам,

    Доброе утро, улыбчивым лицам!

    Доброе утро мне!

    Доброе утро тебе!

    Я хочу вам пожелать, что бы у вас сегодня было доброе утро и добрый день!

    Доброе утро, Сашенька.

    Логопед кладет свою ладонь на ладошку ребенка. Далее дети здороваются друг с другом.

    II. 1. «Приметы весны» - повторение изученного материала.

    Сегодня замечательный день, он наполнен солнцем, теплом и хорошим настроением.

    Какое у нас время года?

    Каждое время года имеет свои отличительные особенности. Назовите приметы весны.

    Дети- называют приметы весны по цепочке : Весной тает снег. Весной распускаются почки на дереве. Весной просыпаются медведи. Весной просыпаются насекомые. Весной сильнее греет солнце. Весной зайчик меняет шубку с белой на серую.

    Мне понравилось предложение- Весной просыпаются медведи.

    Скажите, сколько в нем слов?

    Дети- В этом предложении три слова.

    2. «Весенняя песенка» - развитие чувства ритма.

    Весной даже дождик нежно стучит по листочкам, по крышам.

    Внимательно прослушайте весеннюю песенку и повторите её ритм, прохлопав в ладоши/ протопав ножками.

    3. Игровое упражнение «Подари звук »

    Весной просыпается природа, звери, насекомые- весь мир вокруг нас наполнен различными звуками .

    Подумайте и назовите тихий звук , который издают предметы или явления природы?

    Каждый ребенок при произношении в ладонях катает мячик- марбл.

    4. Самомассаж. Сопряжённая гимнастика языка и рук

    Текст Движения или статичная поза рук Движения языка

    Однажды пальчики пошли в парк : топ -топ, топ - топ -топ. Имитация ходьбы пальчиков в за-данном ритме, темпе : указательным и средним, большим и указательным Язык движется вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз

    2. Подошли к полянке - ровной-ровной, гладкой-гладкой Ладони ребрами тесно прижаты друг к другу, пальцы выпрямлены Рот открыт, язык свободно лежит на нижней губе

    3. На полянке - большое дерево.

    Локти, ладони соединены, пальцы подняты вверх. Язык высовывается и напряженно тянется к носу.

    4. Вот его крона Пальцы чуть согнуты Язык тянется к носу

    5. Листья весело играют с ветерком

    Пальцы широко расставлены и по-переменно двигаются. Кисти рас-слаблены, руки свободно опущены вдоль туловища

    Движения языком вверх-вниз (язык со скругленными краями) .

    6. У дерева длинные крепкие корни

    Руки «сплетены» в предплечье

    Язык напряженно тянется вниз

    7. На дереве птица свила гнездо. Она то влетает в гнездо, то вылетает из него. Руки соединяются ребрами ладоней «чашечкой» . Большие пальцы то опускаются на дно чашечки, то разводятся в стороны. Язык «чашечкой» .

    Язык движется вверх-вниз и попеременно в стороны или убирается за зубы

    5. Дыхательная гимнастика

    Как хорошо весной! Легко и свободно дышится.

    Вдох через нос выдох через рот -1раз.

    Вдох через нос выдох через рот (трубочку) - 3 раза.

    6. Игровое упражнение «Звуковая лесенка » -фонопедическое упражнение.

    Все вокруг радуются весне, так и хочется запеть вместе с птицами…

    Приготовили правую руку.

    Набрали носом воздух.

    Приготовили левую руку.

    Набрали носом воздух. Плечи не поднимать.

    7. «Назови слово»

    Для того, чтобы пройти к своему месту, необходимо

    Девочкам назвать предмет, название которого начинается с согласного звука .

    А мальчикам назвать предмет, название которого начинается с гласного звука .

    8. «Загадки и отгадки от кота Котофеича» .

    Сегодня к нам в гости пришел кот Котофеич.

    Ему очень хочется с вами поиграть в игру «Загадки и отгадки» .

    Под сосною у дорожки

    Кто стоит среди травы?

    Ножка есть, но нет сапожек,

    Шляпка есть - нет головы.

    Что за зверь со мной играет?

    Не мычит, не ржет, не лает,

    Нападает на клубки,

    Прячет в лапки коготки!

    Назовите первый звук в слове ГРИБ .

    Назовите первый звук в слове КОТ .

    9. Уточнение артикуляции звуков и их характеристики .

    - Звуки [Г] и [К] какие ?

    - Звуки [Г-К] согласные , парные- они произносятся похоже. Звук [Г]-согласный звонкий, произносится с голосом; звук [К]-согласный глухой, горлышко «спит» .

    10. Речевая зарядка-игра с мячиком-ёжиком.

    Логопед называет слог со звуком [Г] или [К] дети повторяют слогоряд.

    ка-га-га га-ка-га гу- ку-ко го-ко-го га-го-гэ

    кы-ка-гы гэ-ка-гэ ко-га-гэ гэ-ко-га ко-ка-гэ

    11. «Закончи слово» .

    Дети добавляют слог ка или га и называют слово : игруш-ка, кни-га, но-га, игол-ка, погремуш-ка, ро-га, гармош-ка, гор-ка, матреш-ка, руч-ка, лампоч-ка, книж-ка.

    12. Физминутка- Шутки-чистоговорки на дифференциацию звуков [Г-К]

    При проговаривании шуток-чистоговорок дети хлопают в ладоши на слоге с [Г], топают ногами на слоге с [К].

    Ка-ка-ка- белая мука,

    Га-га-га- зеленые луга,

    Ко-ко-ко- не ходите далеко,

    Ку-ку-ку- белка на суку.

    Гу-гу-гу- гуси на лугу.

    13. «Слова наоборот»

    Котофеич предлагает сыграть с ним в игру «Скажи наоборот» .

    Ответы должны начинаться на звук [Г] или [К] :

    Холодный - горячий.

    Чистый - грязный.

    Тихий - громкий.

    Сладкий - горький.

    Веселый - грустный. Длинный- короткий.

    Редкий- густой.

    Мелко- глубоко.

    Шершавый- гладкий.

    Начало- конец. Умный- глупый.

    Звонкий- глухой.

    Прямая- кривая.

    Продать- купить.

    Страшный- красивый.

    14. Игровое упражнение «Где находится звук

    Вы называли слова, в которых заданный звук находится в начале слова.

    Где ещё может находиться звук ?

    Логопед размещает на доске звуковую линейку .

    Рассмотрите картинки.

    Определите, где находится звук [Г] или [К] .

    15. Физминутка «Девочки и мальчики»

    Девочки и мальчики : хлоп, хлоп, хлоп,

    Прыгают, как мячики :

    прыг-скок, прыг-скок.

    Ножками топчут : топ, топ, топ!

    Весело хохочут : ха, ха, ха!

    Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз,

    После отдыхают (приседают, руки свободные) .

    16. «Буквы спрятались » - профилактика дисграфии.

    Очень нравится Котофеичу с вами играть.

    Вы такие умные, смышлёные.

    Посмотрите внимательно на этот рисунок.

    Назовите буквы , спрятанные на этом рисунке.

    А- О- К- Ш- Л.

    Ребята, Котофеич хотел из этих букв выложить слово , но какое это слово, он забыл. Помнит только, что там все учатся.

    Поможем Котофеичу вспомнить нужное слово?

    17. «Составить слово» , звуковой анализ слова .

    Из этих букв выложите слово .

    Дети- ШКОЛА.

    Разложите окошки-фонарики для каждого звука- звуковой анализ слова .

    Катя, какое слово у тебя получилось?

    Паша, а ты какое слово выложил?

    18. «Составить и «записать» предложение».

    Рассмотрите картинку.

    Кто на ней нарисован?

    Что на ней нарисовано?

    Придумайте предложение к этой картине.

    КОТ ГРАЕТ С КЛУБКОМ.

    Сколько слов в этом предложении?

    - «Запишите» это предложение.

    Составить предложение по картинке, записать его в виде схемы.

    Назвать первое/ второе/ третье слово.

    Обозначьте первое слово в предложении.

    Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы .

    Назовите главное слово предмет или объект. КОТ.

    Назовите слово-действие этого объекта. ИГРАЕТ.

    Назовите самое короткое слово. С.

    19. Знакомство с буквой .

    Перед нами буква Г

    Стоит подобно кочерге.

    И подобно кочерге,

    Горбит спину буква Г . ***

    К одною лапкой пляшет,

    А другою лапкой машет,

    И при этом буква К

    Будто усики жука.

    Из скольких элементов состоит буква Г ?

    Какие это элементы?

    Из скольких элементов состоит буква К ?

    Какие это элементы?

    Приготовьте ваши носики-кисточки, пропишите буку Г, К.

    20. «Ребус»

    ГРОЗА КРОТ

    21. Развитие графических навыков.

    Пропишите букву Г и К .

    22. Подведение итогов.