Только после второй мировой войны. Ссср и мировое сообщество после второй мировой войны (1945-сер.1960-х гг.)

После Второй мировой войны в мире произошли коренные изменения в расстановке политических, экономических и военных сил в пользу демократии и прогресса. В чем их суть?

Во-первых, СССР, сыгравший решающую роль в победоносном завершении минувшей войны, высоко поднял свой международный авторитет.

Показателем его роста стало расширение дипломатических связей. Если до Великой Отечественной войны СССР имел их с 26 государствами, то к концу войны - уже с 52.

Развитие дипломатических отношений сопровождалось укреплением экономических, торговых, культурных связей с другими странами. Принципиальная линия внешней политики держалась генерального направления, ориентированного на мир.

В целях поддержания и укрепления мира была создана Организация Объединенных Наций (ООН). Еще в 1944 г. представителями США, СССР, Великобритании и Китая был разработан Устав ООН. 26 июня 1945 г. этот Устав был подписан участниками учредительной Сан-Францисской конференции и вступил в силу 25 октября 1945 г. Главными органами этой организации были учреждены: Генеральная ассамблея, Совет безопасности, Международный суд и другие. По предложению советской страны в ООН наряду с СССР были включены также Украинская и Белорусская республики как наиболее пострадавшие от фашистской агрессии.

Во главу угла деятельности ООН ставились три важнейшие задачи:

  • ? добиться оздоровления мировой экономики путем ее демилитаризации. Гонка вооружений должна быть прекращена. Значительную часть военной продукции необходимо было перевести на мирные рельсы (конверсия гигантских масштабов);
  • ? прекратить военное соперничество и создать условия прочного мира. ООН может выступить как инструмент мира, согласования политических интересов различных государств, нейтрализуя агрессивные тенденции;
  • ? добиться разоружения всех государств, оставив небольшие мобильные силы для поддержания порядка и безопасности. Для этого необходимо согласие великих держав о полном запрещении продажи и других форм поставки оружия массового уничтожения.

Во-вторых, после войны усилилась неравномерность развития ведущих капиталистических держав. Германия, Япония и Италия, потерпев военное поражение, в экономическом и политическом отношении были отброшены далеко назад. Ослабленными вышли из войны Франция и Англия. США, укрепив свои позиции, стали безусловным лидером в капиталистическом мире. К концу войны на их долю приходилось почти две трети промышленной продукции, около трети экспорта товаров, более половины золотого запаса капиталистических стран. США превратились в сильнейшую военную державу, монопольно владевшую атомным оружием.

В-третьих, изменению соотношения сил в мире после 1945 г. во многом способствовало бурное развитие национально-освободительного движения. Народы колониальных и зависимых стран, воодушевленные победой над фашизмом и милитаризмом, развернули борьбу за свою национальную независимость. В послевоенное время суверенитет завоевало большинство стран Юго-Восточной Азии. В период японской оккупации здесь возникло массовое освободительное движение, участники которого получили закалку в вооруженной борьбе. Народные армии были созданы во Вьетнаме, Камбодже, Лаосе, Бирме, Индонезии и др.

На Ближнем Востоке получили независимость Сирия и Ливан (1944). В 1953 году республикой был провозглашен Египет. Активизировалась освободительная борьба в Марокко и Тунисе. Созревали предпосылки для падения колониальных режимов и в других странах африканского континента. В Латинской Америке народные массы требовали ликвидации засилья североамериканских монополий. Сразу после войны рухнули диктаторские режимы в Боливии, Эквадоре, Гватемале, Сальвадоре, Чили.

В целом национально-освободительное движение в мире достигло больших успехов: если до Второй мировой войны в колониях и полуколониях проживало 1,5 млрд человек, или 60% населения Земли, то к началу 50-х гг. национальную независимость завоевали 1,2 млрд человек.

В-четвертых, важнейшим направлением внешней политики СССР в послевоенные годы было формирование прочной системы безопасности страны. После окончания Второй мировой войны имевшиеся противоречия в политике ведущих стран антигитлеровской коалиции СССР, США и Великобритании вспыхнули с новой силой. Начался долгий период так называемой «холодной войны».

Суть «холодной войны» заключалась в том, чтобы держать человечество на грани «горячей войны», создавать зыбкое равновесие страха. Основными элементами политики «холодной войны» являлись:

  • ? отказ от переговоров;
  • ? нагнетание международной напряженности;
  • ? угрозы, шантаж, гонка вооружений;
  • ? экономическая блокада со стороны Запада по отношению к СССР и его союзникам;
  • ? идеологическая конфронтация;
  • ? ведение психологической войны.

Принято считать, что начало «холодной войны» положено речью У. Черчиля 5 марта 1946 г. в американском городе Фултоне, где он призвал фактически к образованию военно-политического союза против СССР. Существуют различные точки зрения на происхождение, характер и основные этапы развития «холодной войны».

Курс на «холодную войну» со стороны Запада был обусловлен:

  • ? выступлением против распространения коммунизма;
  • ? стремлением США, Англии и Франции к ослаблению СССР;
  • ? усилением влияния коммунистических партий в странах некоммунистического лагеря.

Со стороны СССР мы видим:

  • ? стремление подтолкнуть крушение капитализма;
  • ? распространение сталинской системы в странах Восточной Европы;
  • ? гальванизацию лозунгов мировой революции.

У «холодной войны» было три возможных исхода:

  • ? ядерная война;
  • ? ликвидация одной из систем: социалистической или капиталистической;
  • ? путь конвергенции - взять лучшее из той и другой системы.

Противостояние Советского Союза и капиталистических стран

проходило в условиях роста гонки вооружения и создания военных блоков. Так, весной 1949 г. был создан Североатлантический блок - НАТО. В 1952 году вступил в силу договор о создании «Тихоокеанского пакта безопасности» (АНЗЮС), в который вошли США, Австралия и Новая Зеландия. В 1954 году была создана Организация Договора Юго-Восточной Азии (СЕНТО). В 1955 году был создан Багдадский пакт, который в 1959 г. был переименован в СЕНТО.

В ответ европейские страны социалистической ориентации создали Организацию Варшавского Договора (ОВД) - оборонительного военно-политического союза социалистических стран. 14 мая 1955 г. Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, Чехословакией, СССР и Албанией был подписан договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Цели и характер ОВД определили содержание военно-политического сотрудничества по двум основным направлениям:

  • ? координация внешней политики союзных государств;
  • ? выработка согласованной линии в военных вопросах.

Были созданы рабочие органы союза - Политический Консультативный Комитет и Командование Объединенных Вооруженных Сил и др. Таким образом, была создана система совместной обороны социалистического лагеря.

В-пятых, революции в ряде стран Европы и Азии, политические режимы в странах социалистической системы, разгром главных сил фашизма и милитаризма Красной Армией, присутствие советских войск на освобожденных территориях создали благоприятную обстановку для перерастания национально-освободительной борьбы в народно-демократическую. В результате была установлена новая форма политической организации общества - народная демократия.

В странах Центральной и Юго-восточной Европы на базе национальных фронтов осуществлялись важнейшие демократические образования. Были проведены аграрные реформы: помещичья собственность на землю (там, где она существовала) была отменена в пользу крестьян. В политической сфере были ликвидированы монархические режимы в Болгарии, Югославии, Румынии, Венгрии.

Демократические преобразования постепенно дополнялись социалистическими. Были национализированы основные средства производства, банки, транспорт, введено государственное планирование. Одними из первых на путь строительства социализма встали народы Болгарии и Югославии, затем Албания, Польша, Румыния, Чехословакия и Венгрия. В 1949 году образовалась ГДР, а ответ на создание ФРГ.

Советский Союз проводил политику всесторонней поддержки новых режимов. Присутствие советских войск в ряде стран Восточной Европы сыграло свою роль. Не будь присутствия Советской Армии на территории этих стран, их развитие могло пойти в другом русле. На азиатском континенте продолжала мирное развитие МНР. В 1945 году добился победы Вьетнам, в 1948 г. - Корея и 1 октября 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика.

Несмотря на серьезные трудности послевоенных лет, Советское государство оказывало щедрую экономическую и техническую помощь всем странам, вступившим на путь социализма. Так, в 1950 г. Китай получил от СССР на льготных условиях заем в сумме 300 млн дол. Всем странам социализма к началу 1956 г. Советский Союз предоставил долгосрочные кредиты в размере 21 млрд руб. В 1950-1955 годах Советский Союз построил в странах социалистического содружества 391 предприятие и свыше 90 отдельных цехов и установок.

Каким был политический режим стран, ставших на путь строительства социализма? Какой социализм строили народы этих стран? При общей ориентации на демократические и гуманистические приоритеты в этих государствах, по сути, начала формироваться сталинская модель социализма. Исторический опыт показывает, что ее характерными чертами были: в экономической области - монополия государственной формы собственности, государственно-плановые, отрицающее рынок развитие экономики; в социальной сфере - утверждение производственных отношений, отчуждавших работников от собственности и результатов труда; в политической области - монополия коммунистической партии на власть, сверхцентрализация государства и формирование бюрократических структур власти, отчуждение граждан от реальной власти; в духовной сфере - господство идеологии марксизма-ленинизма, информационная закрытость.

Сталинская внешнеполитическая концепция 40-50-х гг., по- прежнему исходившая из идеи мировой социалистической революции и отрицавшая мирное сосуществование, основывалась на приоритете насилия в решении глобальных социально-политических проблем. В марте 1953 г. умер И.В. Сталин. На его место пришел Н.С. Хрущев. После смены руководства произошли определенные изменения во внешней политике. Новая концепция внешней политики была сформулирована Н.С. Хрущевым в докладе на XX съезде Партии. Ее основу составили следующие принципы:

  • ? признание многовариантности путей построения социализма;
  • ? восстановление принципа мирного сосуществования государства с различным общественным строем.

Следует заметить, что советское руководство неверно оценило направление развития Европы после Второй мировой войны. Была сделана ставка на то, что в условиях экономической разрухи Европа, включая Германию, Италию, Францию, станет коммунистической. Но этого не произошло. Летом 1947 г. госсекретарь США Дж. Маршалл объявил о плане экономической помощи странам Европы, пострадавшим в годы войны. Всего в осуществлении «плана Маршалла» участвовало 17 западноевропейских капиталистических государств. Наша страна этот план отвергла.

В целях координации усилий социалистических стран в экономической сфере в январе 1949 г. была образована межгосударственная экономическая организация - Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Его учредителями стали СССР, Венгрия, Польша, Румыния,

Чехословакия. Вскоре членом СЭВ стала Албания. Если «план Маршалла» стал экономической основой военно-политического союза капиталистических стран, то СЭВ стал экономической основой Организации Варшавского договора.

Оформился раскол мира на два противостоящих друг другу лагеря. Раскол мира на два лагеря сказался на экономических связях. После принятия «плана Маршалла» и образования СЭВ сложились фактически два параллельных мировых рынка, мало связанных друг с другом. СССР и Восточная Европа оказались изолированными от развитых стран, что пагубно сказалось на их экономике.

Отказ СССР от принятия «плана Маршалла» был лишь одним фактом в обострении отношений социализма и капитализма. Уже во второй половине 40-х гг. сначала в США, а затем в СССР зародились планы ведения атомной, химической и бактериологической войны. В 40-е - начале 50-х гг. в американском министерстве обороны были разработаны конкретные планы ведения войны, в том числе и ядер- ной, против Советского Союза. Наиболее известный из них «Дроп- шот». Он предусматривал применение против СССР в течение только первого месяца войны 300 атомных бомб и 250 тыс. тонн обычных бомб.

Мир был близок к Третьей мировой войне в 1950-1953 гг. В эти годы шла война между КНДР и Южной Кореей. В ходе острой дипломатической борьбы в июле 1953 г. было подписано согласование о перемирии. За годы этой войны Вооруженные Силы СССР увеличились с 2,8 до 5,7 млн человек.

Апогеем взаимной враждебности и недоверия стала драматическая ситуация, сложившаяся в октябре 1962 г. Это был знаменитый кариб- ский кризис. Он и сегодня оценивается советскими и американскими авторами как самый тяжелый за все послевоенные годы. Летом 1962 г. СССР в целях защиты правительства Ф. Кастро решил разместить ракеты на Кубе. Когда американцы обнаружили на острове ракеты, они потребовали их убрать, или они будут уничтожены. В результате переговоров мы убрали ракеты, американцы отказались от вторжения на Кубу. «Ракетный кризис» был кульминацией обострения отношений государств периода «холодной войны». После этого стал происходить медленный и непостоянный процесс улучшения отношений между странами социализма и капитализма.

В конце 40-х гг. мировое сообщество цивилизаций, расколотое и разведенное на два альтернативных полюса силы, окунулось в пучину затяжной «холодной войны» (этому была посвящена предыдущая лекция).

В биполярном мире стали хозяйничать две сверхдержавы - СССР и США.

Западная цивилизация находилась под жестким контролем США. К рубежу XXI в. западная цивилизация приобрела совершенно новый, по сравнению с серединой XX в., облик. Изучение основных признаков западной цивилизации, характера ее эволюции во второй половине XX в. является целью данной лекции.

Вторая мировая война резко изменила соотношение сил на мировой арене. Германия, Италия, Япония, которые до войны принадлежали к числу великих держав, в результате военного поражения на некоторое время превратились в зависимые страны, оккупированы иностранными войсками. Их экономический потенциал был существенно ослаблен.

Временно потеряла статус великой державы и Франция, которая была разгромлена Германией в 1940 г. и в течение четырех лет находилась под оккупацией немецко-фашистских войск. Великобритания, хотя и завершила войну как одна из трех великих держав-победительниц, ослабила свои позиции. В экономическом и военном отношении она далеко отстала от США и была зависимой от американской помощи.

США значительно укрепили свои позиции на мировой арене. Американцы располагали самую многочисленную и мощную армию во всем капиталистическом мире: к 1949 г. они пользовались монополией на ядерное оружие. США превратились в лидера капиталистического мира, претендовавших на мировую гегемонию.

Другой влиятельной силой в мировой политике стал Советский Союз, престиж которого в послевоенном мире вырос небывалой степени. Исходя из того, что СССР понес наибольшие потерь во времена войне и его вклад в разгром фашизма был решающим, советское руководство претендовало на ведущую роль в решении вопросов послевоенного устройства мира. Итак, начали определяться контуры новой, биполярной структуры послевоенного мира.

Определились и сферы влияния «сверхдержав», что конфронтувалы между собой. На конференции в Ялте и последующих совещаниях представителей СССР, США и Великобритании было достигнуто соглашение о разделительную линию между советскими и англо-американскими войсками, действовавшими в Европе. Она проходила с севера на юг: от Балтийского моря через Германию и Австрию, по границе Югославии с Италией вплоть до Адриатического моря. Территория к востоку от этой линии (за исключением Греции) освобождалась советскими войсками, к западу от нее — англо-американскими. Аналогичная разрешение линия — по 38-й параллели — была проведена и в Корее. Северную Корею освобождали советские войска, Южную Корею — американские. Сначала эти разделительные линии мыслились как временный военный мероприятие, однако вскоре они превратились в фактический границу между советской и американской сферами влияния.

Важным фактором мирового развития становится национально-освободительное движение. К моменту окончания Второй мировой войны он достиг наибольшего размаха в странах Юго-Восточной Азии. Капитуляция Японии послужила сигналом для провозглашения независимости Вьетнама, Индонезии и Бирмы. Движение за независимость развернулось на Филиппинах, в Индии, в Малайе и других азиатских странах. Начинается распад колониальной системы.

Советское руководство активно поддерживало процесс деколонизации, подрывала позиции европейских союзников США. Политическая поддержка и военно-техническая помощь СССР позволили китайским коммунистам одержать победу в гражданской войне и взять под свой контроль почти всю территорию страны. Сторонники Советского Союза возглавили государства, возникшие на севере Кореи и на севере Вьетнама. В дальнейшем региональное соперничество между СССР и США все больше обострялось.

Создание ООН

Важным событием первых послевоенных лет стало создание Организации Объединенных Наций (ООН), главной задачей которой было поддержание международного мира и безопасности, развитие сотрудничества между народами и государствами.

Согласно решению Ялтинской конференции, Учредительная конференция ООН открылась в апреле 1945 г. в Сан-Франциско (США). На нее были приглашены государства, объявили войну Германии и другим странам фашистского блока. Среди учредителей ООН была и Украина.

Конференция приняла Устав ООН, который зафиксировал важнейшие принципы международного права: развитие дружественных отношений между нациями на основе равноправия и самоопределения народов, невмешательства во внутренние дела других государств, решения международных споров мирными средствами, воздержание от угрозы применения силы.

Согласно Уставу руководящими органами ООН являются Генеральная Ассамблея — собрание всех членов ООН ежегодного созыва, где каждая страна имеет один голос, и Совет Безопасности, которая состояла из 5 постоянных членов (СССР, США, Великобритания, Франция и Китай) и 6 непостоянных, что избираемых Генеральной Ассамблеей.

Совет Безопасности приобретала права санкций, блокады и применения силы против агрессора. Каждый из постоянных членов Совета Безопасности имел право вето относительно любого решения, что не соответствовало его интересам. На самом деле право вето означало, что Совет Безопасности не могла принять никаких мер против действий кого-либо из своих постоянных членов.

Были утверждены и другие органы: Секретариат во главе с Генеральным секретарем, Международный суд, Совет по опеке и др.. Кроме того, при ООН был создан ряд специализированных международных организаций: ЮНЕСКО (Организация по вопросам образования, науки и культуры), МОТ (Международная организация труда), ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН) и др.. Устав ООН вступил в силу 24 октября 1945 г. Этот день ежегодно отмечается как день ООН. Штаб-квартира ООН располагается в Нью-Йорке.

В 1945 г. членами ООН стали 50 государств, принявших участие в конференции в Сан-Франциско. Страны фашистского блока сначала не допускались к членству в ООН. Затем количество ее членов значительно увеличилось и к концу 50-х годов достигла 83.

Мирные договоры с бывшими союзниками Германии в войне

Одним из наиболее актуальных вопросов послевоенного урегулирования было заключение мирных договоров. Поскольку Германия не имела правительства, державы-победительницы решили в первую очередь заключить мирные договоры с европейскими союзниками Германии — Италией, Румынией, Венгрией, Болгарией и Финляндией.

Проекты этих договоров были подготовлены Советом министров иностранных дел пяти великих держав: СССР, США, Великобритании, Франции и Китая. Подготовлены проекты были вынесены на рассмотрение Парижской мирной конференции, проходившей с июля по октябрь 1946

В процессе подготовки договоров, как и при работе Парижской конференции, обнаружились серьезные противоречия между СССР, США и Великобританией. Правительство СССР поддерживал созданы при его содействии правительства Румынии, Венгрии и Болгарии, а правительства США и Великобритании требовали их коренной реорганизации.

В результате взаимных уступок все же удалось достичь договоренностей по спорным вопросам, и к концу 1946 г. работа по подготовке договоров была завершена. В феврале 1947 г. в Париже состоялось подписание мирных договоров с Италией, Румынией, Венгрией, Болгарией и Финляндией.

В преамбулах мирных договоров речь шла о прекращении состояния войны с бывшими союзниками Германии. Политические постановления мирных договоров обязывали побежденные страны предоставить своим гражданам все демократические свободы, не допускать возрождения фашистских организаций, отдать под суд военных преступников.

Территориальные постановления мирных договоров отменили достояние, осуществленные ранее фашистскими агрессорами. Италия признала суверенитет Албании и Эфиопии, потеряла свои колонии в Африке. Оккупированные итальянцами Додеканезьки острова возвращались Греции.

Славянские земли, за исключением Триеста, передавались Югославии. Триест и небольшая область, прилегающей к нему, были провозглашены свободной территорией (в 1954 г. западная часть «свободной территории» с г. Триест отошла к Италии, восточная — к Югославии).

Венгрия вернула Румынии часть Трансильвании. Финляндия вернула СССР область Петсамо (Печенга) и предоставила Советскому Союзу территорию Порккала-Удд (недалеко от Хельсинки) в аренду сроком на 50 лет для создания там советской военно-морской базы. Границы Болгарии остались неизменными.

Экономические разделы договоров предусматривали выплату репараций жертвам агрессии: Советскому Союзу, Албании, Греции, Югославии, Чехословакии и Эфиопии.

Сан-Францисский договор с Японией

В Японии, в отличие от Германии и Австрии, не существовало различных зон оккупации. Оккупацию Японских островов осуществляли только американские войска. Фактически американцы единолично контролировали всю деятельность японского правительства.

Процесс мирного урегулирования с Японией затянулся и происходило уже в условиях начавшейся «холодной войны» и усиленного противостояния двух сверхдержав — США и СССР, что вскоре сказалось на результатах этого процесса.

Вопреки союзническим соглашениям проект мирного договора с Японией был подготовлен правительствами США и Великобритании без участия СССР, а также Китая. Для его формального утверждения в сентябре 1951 г. было созвано мирную конференцию в Сан-Франциско. В ней приняли участие 52 государства.

На конференцию не пригласили представителей многих заинтересованных стран: КНР, Корейской Народно-Демократической Республики, Монгольской Народной Республики и Демократической Республики Вьетнам. Индия и Бирма отказались делегировать своих представителей, поскольку не соглашались с англо-американским проектом договора.

В ходе конференции советская делегация выдвинула ряд предложений и поправок к договору, в том числе, касающиеся четкого определения принадлежности территорий, которые отошли от Японии. Но эти предложения не были даже приняты к рассмотрению. В ответ советская делегация соответствии с инструкциями, полученными от И. В. Сталина, отказалась подписывать договор и покинула зал заседаний конференции. По этому примеру последовали также делегации Польши и Чехословакии. Остальные 49 государств подписали мирный договор с Японией.

Согласно подписанному договору Япония признала независимость Кореи, отказалась от каких-либо претензий на Курильские острова и Южный Сахалин, на остров Тайвань, Пескадорские острова и ряд других территорий. Но в договоре не было указано, что эти территории возвращаются Советскому Союзу и Китаю, как это было предусмотрено соглашениями союзных держав военного времени.

Как результат — Сан-Францисский договор не решил многих проблем, которые должен был решить. В частности, юридически не было прекращено состояние войны между Японией и Советским Союзом, Китайской Народной Республикой и некоторыми другими азиатскими странами (то есть не был полностью — в правовом смысле — восстановлен мир).

Договор не установил никаких ограничений на ремилитаризацию Японии, ее участие в военных блоках. Не был решен проблему репараций: американцы объявили, что Япония является государством-банкротом, и на этом основании освободили ее от выплаты серьезных репараций жертвам агрессии.

Одновременно с мирным договором в Сан-Франциско был подписан «договор безопасности» между Японией и США. Этот договор позволил Соединенным Штатам под предлогом «обеспечения безопасности Дальнего Востока» за неограниченного срока держать свои войска на японской территории.

Нормализация отношений между Японией и СССР затянулась. Лишь в октябре 1956 г. была подписана совместная декларация о прекращении состояния войны и восстановление дипломатических отношений.

Однако из-за разногласий по вопросу о возвращении Японии островов Южно-Курильской гряды (японцы их называют «северными территориями») мирный договор между Москвой и Токио до сих пор не подписан.

Нюрнбергский и Токийский процессы над военными преступниками

Согласно соглашениям военного времени СССР, США, Англия и Франция основали Международный военный трибунал для суда над главными военными преступниками. Местом работы трибунала было выбрано город Нюрнберг, где раньше проходили съезды фашистской партии.

Нюрнбергский судебный процесс начался 20 ноября 1945 и продолжался до 1 октября 1946 г. до суда международного военного трибунала были привлечено 24 главные нацистские военные преступники, остались живы. Им было предъявлено обвинение в заговоре против мира путем подготовки и ведения агрессивных войн, в военных преступлениях и преступлениях против человечности, которые заключались, в частности, в обращение на рабов и массовом истреблении мирного населения.

Ни один из подсудимых себя виновным не признал. Трибунал приговорил 12 обвиняемых к смертной казни через повешение, 3 — к пожизненному заключению, других — к тюремному заключению сроком от 10 до 20 лет. Трибунал признал руководящий состав нацистской партии, охранные и штурмовые отряды (СС и СД), гестапо преступными организациями. Вопреки особом мнении члена трибунала от СССР трибунал не признал преступными организациями правительство, генеральный штаб и высшее военное командование Германии.

Главные японские военные преступники также были отданы под суд Международного военного трибунала, заседания которого проходили в столице Японии Токио с 3 мая 1946 г. по 12 ноября 1948 Токийский трибунал состоял из представителей 11 государств, пострадавших от японской агрессии.

Перед судом предстали 28 бывших руководящих деятелей Японии (в их составе 4 бывшие премьер-министры, 11 министров, командующие армии и флота). Им были предъявлены обвинения в подготовке и решении агрессивных войн, нарушении международных договоров, правил и обычаев ведения войны (в частности, убийств военнопленных). 7 обвиняемых были повешены, другие осуждены на разные сроки тюремного заключения.

Нюрнбергский и Токийский процессы над главными военными преступниками были первыми в истории судебными процессами над организаторами агрессивных войн и других преступлений против мира и человечности. Их приговоры, осуждающие агрессию, военные преступления, террор против мирного населения, не только наказали главных военных преступников, но и стали важным источником международного права. Впервые было признано, что статус главы государства, ведомства или армии не освобождает от уголовной ответственности.

П осле Второй мировой войны геополитическая карта мира была полностью изменена.
Впервые за 1000 лет континентальная Европа оказалась зависимой от воли двух сверхдержав - СССР и США. Современная Европа об этом забыла, память у нее короткая. И бывшие страны соцлагеря забыли как и кто к ним прирезал достаточно большие территории за которые проливал кровь не их, а советский солдат. Предлагаю вспомнить как это было и кто и что получил от СССР, от щедрот широкой советской души...

Польша любит вспоминать пакт Молотова-Риббентропа, ставший важным из-за секретного дополнения о определении сфер влияний двух держав.

СССР, согласно протоколу, «отходили» Латвия, Эстония, Финляндия, Бессарабия и восток Польши, а Германии - Литва и запад Польши.

То что СССР забрал Западную Белоруссию и Западную Украину, в Польше считают несправедливым, а вот за передачу СССР полякам Силезии и Померании у них претензий нет. Раздел Польши по пакту Молотова-Риббентропа это плохо. Но ничего что до этого сама Польша поучаствовала в подобном разделе?


Польский маршал Эдварда Рыдз-Смиглы (справа) и немецкий генерал-майор Богислав фон Штудниц

5 сентября 1938 года польский посол Лукасевич предлагал Гитлеру военный союз с Польшей в борьбе с СССР. Польша не была только жертвой, она и сама вместе с Венгрией в октябре 1938 года поддержала нацистов в территориальных претензиях к Чехословакии и оккупировала часть чешских и словацких земель в числе которых были местности Тешинская Силезия, Орава и Спиш.

29 сентября 1938 года состоялось Мюнхенское соглашение между премьер-министром Великобритании Невиллом Чемберленом, премьер-министром Франции Эдуардом Даладье, рейхсканцлером Германии Адольфом Гитлером и премьер-министром Италии Бенито Муссолини. Соглашение касалось передачи Чехословакией Германии Судетской области.

Польша даже грозилась объявить войну СССР, если он попытается направить войска через польскую территорию для помощи Чехословакии. А советское правительство делала заявление правительству Польши о том, что любая попытка Польши оккупировать часть Чехословакии аннулирует договор о ненападении. Они оккупировали. Так чего же поляки хотели от СССР? Получите, распишитесь!

Польше понравилось делить соседние страны. В докладе 2-го отдела (разведывательный отдел) главного штаба Войска Польского в декабре 1938 года говорилось буквально следующее: «Расчленение России лежит в основе польской политики на Востоке. Поэтому наша возможная позиция будет сводиться к следующей формуле: кто будет принимать участие в разделе. Польша не должна остаться пассивной в этот замечательный исторический момент». Главная задача поляков состоит в том, чтобы заранее хорошо подготовиться к этому. Главная цель Польши — «ослабление и разгром России» .

26 января 1939 года Юзеф Бек сообщил главе МИД Германии, что Польша будет претендовать на Советскую Украину и на выход в Черное море. 4 марта 1939 года польское военное командование подготовило план войны с СССР «Восток» («Всхуд»). Но как-то не сложилось... польская губа свернулась через пол года благодаря Вермахту, который стал претендовать на всю Польшу. Немцам самим был нужен чернозем и выход к Черному морю. Первого сентября 1939 года Германия вторглась на польские территории, положив начало Второй Мировой и великому переделу земель.

А затем была тяжделая и кровопролитная война... и всем народам было ясно, что по ее итогам мир ждут большие перемены.

Самой знаменитой встречей, повлиявшей на дальнейший ход истории и во многой обуславливавшей особенности современной геополитики, стала Ялтинская конференция, прошедшая в феврале 1945 года. Конференция представляла собой встречу глав трех стран антигитлеровской коалиции - СССР, США и Великобритании в Ливадийском дворце.

"Польша - это гиена Европы". (С) Черчилль. Это цитата из его книги "Вторая мировая война". Если дословно: « ... Польша всего полгода назад с жадностью гиены приняла участие в ограблении и уничтожении чехословацкого государства... »

По итогам второй мировой, коммунистический тиран Сталин добавил в состав Польши немецкую Силезию, Померанию, а также 80% Восточной Пруссии. Польша получила города Бреслау, Гданьск, Зелёна-Гура, Легница, Щецин. СССР отдал также территорию Белостока и спорный с Чехословакией город Клодзско. Сталину пришлось еще и усмирять руководство ГДР, которое не желало отдавать полякам Щецин. Вопрос был окончательно решён только в 1956 г.

Оккупацией сильно возмущается и Прибалтика. Но столица Литвы Вильнюс был подарен республике при СССР. Это польский город и литовское население Вильнюса тогда составляло 1%, а польское - большинство. СССР отдал им и город Клайпеду (прусский Мемель), ранее аннексированный Третьим рейхом. Руководство Литвы в 1991 г. осудило пакт Молотова-Риббентропа, однако Вильнюс Польше, так и Клайпеду ФРГ почему-то никто не вернул.

Румыны воевали против СССР, но умудрились благодаря СССР получить назад провинцию Трансильванию, которую Гитлер забрал в пользу Венгрии.

Болгария благодаря Сталину оставила себе Южную Добруджу (ранее Румыния).

Если жители Кёнигсберга (ставшего советским Калининградом) переселялись в ГДР 6 лет (до 1951 г.), то Польша и Чехословакия с немцами не церемонились - 2-3 месяца и домой. А некоторым немцам дали и вовсе 24 часа на сборы, разрешив взять лишь чемодан вещей, и сотни километров заставили идти пешком.

Украина же вообще страна - конфетка, получающая при каждой русской оккупации все новые и новые земли))

Может она отдаст полякам свою западную часть со Львовом, Ивано-Франковском и Тернополем (эти города были включены агрессорами в состав УССР в 1939 г.), Румынии - Черновицкую область (отошла к УССР 2 августа 1940 г.), а Венгрии или Словакии - Закарпатье, полученное 29 июня 1945 г.?

После войны мир оказался под защитой системы ялтинско-потсдамской системы, а Европа была искусственно поделена на два лагеря, один из которых находился под контролем СССР вплоть до 1990-1991 годов...

На первой картинке карта из американского журнала «Look» от 14 марта 1937г.друг ие картинки и фото с инета.
Источник инфы: Вики, сайты

Чёткой периодизации ко второй части Новейшей истории нет. Выделяют следующие периоды:

    Вторая половина 40х – конец 50х – начало 60х гг. Это период послевоенной реконструкции экономики. В большинстве западных стран начинается период экономического подъёма «чуда». Этот подъём был благодаря плану Маршалла. Создаётся смешенная экономика. Проходит первый этап НТР;

    60е – начало 70х гг. В этот период происходит отход от политики государственного регулирование, возвращение к рыночному хозяйству. Происходит сворачивание госсектора. Принимается большое кол-во законов, касающихся социальной сферы. Начинается создание государства общего благосостояния. Заканчивается общим экономическим кризисом;

    Конец 70 – конец 80х гг. Снова экономический рост в западных странах. Кризис социалистической системы и её распад. Усиливается экономическая интеграция. Переход к европейскому союзу.

    Конец 80х гг. до нынешних дней. Прекращение холодной войны. Объединение Европы. Происходит информационная революция. Усиливается влияние на экономику информационных технологий (интернет). Усиливается значение процессов глобализации. Ликвидация биполярной системы. Усиление роли США, претендующее на роль мирового жандарма. Усиливается фактор влияния терроризма, усиление противостояния исламских стран и западных цивилизаций.

Этот период наиболее политизирован. Даются разные оценки. Особенно касательно ВМВ. В 2005г. в связи с 60летием дебаты имели место быть на уровне политическом. Значение и последствие ВМВ для многих стран было пересмотрено. Для большей части восточных государств один авторитарно-тоталитарный режим сменился другим. Никаких демократических реформ, социализма, бла-бла-бла, не было. Точно также иначе оценивают ВМВ другие европейские страны. Для итальянцев ВМВ – это гражданская война. Велась партизанская война с режимом Муссолини, которую расценивали как гражданскую войну. Французы – в 90е годы наблюдается попытка переосмыслить режим Виши. Раньше этот режим рассматривался исключительно отрицательно, т.к. сотрудничал с Германией. Теперь ряд историков считают, что это была попытка хотя бы часть Франции сохранить нейтральной. У Германии до сих пор остался комплекс вины. Память о войне становится всё менее болезненной. Немцы пытаются уже легитимизировать роль государства. Вопрос о депортации немцев из восточной Европы, которые были отправлены туда в годы войны.

Оценки ВМВ достаточно разные. Память и для нас была болезненной и острой. В мае 2010г. в эстонской прессе была опубликована статья, которая была переведена на русский язык. Там была озвучена т. зрения восточных европейских стран, в первую очередь для Эстонии. Говорили, что это был для них век порабощения Советским Союзом.

Война закончилась 8 мая 45г. капитуляцией Германии и в сентябре капитуляцией Японии. Участвовали 62 государства, 80% населения мира. Военные действия велись на территории 40 государств. 110 миллионов человек участвовало в войне. Подсчёты потерь до сих пор ещё точно не утверждены. Примерно – 55млн. Потери СССР – 27 млн., немцы – 5 млн., поляки – 6 млн., Китай, Япония и Югославия были сильно пострадавшими странами. Было потрачено 4 триллиона $ на ведение военных действий. Военные расходы составляли 60-70% всего дохода стран.

Изменения произошли в территориальном плане. Были изменения, касающиеся Восточной Европы и Германии. Германский вопрос решался ещё до капитуляции Германии (Ялтинская конференция). Были 4 оккупационные зоны – советская, американская, английская, позднее – французская. Германия утратила свою целостность. Германия была разделённой до 90г. Был применён принцип 4х Д: денационализация, демилитаризация, денацификация, декартелизация, демократизация (может 5). Германия лишилась восточной Пруссии. У нас была создана Калининградская область, был создан Польский коридор. Судетская область была возвращена Чехословакии, была восстановлена независимость Австрии.

Вопрос о мирном договоре обсуждался в Париже. 10 февраля 47г. все договоры были торжественно подписаны. Эти договоры в значительной степени изменили карту Восточной Европы. Это было восстановление довоенного статус-кво. Болгария возвращала Греции Фракию, но получила Дабруджи. Румыния получила обратно Трансильванию. Но она отдала СССР Бессарабию и Буковину. Болгария ещё отдала Югославии Македонию. Италии пришлось отдать Югославию полуостров Истрию и порт Фиуме, который стал называться Риека. Потом эта территория была разделена пополам. Полностью восстановила свою территорию Чехословакия, венгры вернули ей южную Словакию, Судетскую область. Хоть Польша была жертвой войны, её сместили на запад. Территории восточной Польши входили в Белорусскую ССР. Польша получила часть территорий восточной Пруссии. Она потеряла 18% своей территории. Наша страна значительно увеличила свои западные территории. Прибалтийские республики были окончательно закреплены за СССР. Западная Украина, Бессарабия, восточная Польша, Буковина отошли к нам. Мы получили также Курильские острова и южный Сахалин. До сих пор вопрос о Курилах не решён.

ВМВ война привела к демографическим сдвигам и последствиям. Это было связано с нацистской политикой: уничтожение еврейского населения. Около 90% 3 млн. еврейского населения было уничтожено. Также встала проблема Халакоста. 250 тысяч выехали из Европы. Вопрос был, куда их переселить. Надо было решить вопрос о еврейском государстве. В итоге была разделена на 2 части Палестина. Создаётся государство Израиля. Это привело к серьёзным конфликтам на востоке. Очень острой проблемой была демографическая проблема перемещённых лиц, миграционных послевоенных движений. Поток беженцев с востока на запад создавал проблемы. Из Польши также выселяли немцев. Когда Венгрия вернула Словакию, 200 тысяч венгров были депортированы в Венгрию, а из Венгрии – 200 тысяч словаков. Было 2 млн. поляков из Чехословакии переселено в Польшу. В Европе насчитывалось 25 млн. переселённых лиц, у которых не было жилья, средств к существованию.

Послевоенные годы были неурожайными. А экономика вся европейских стран была разрушено, не было валюты, чтобы купить за рубежом зерно. В Европе воцарился голод. Усилились позиции левых партий – коммунистов и социалистов, христианских демократов. На первых послевоенных выборах 46г. победили коалиции этих 3х партий. Приход к власти левых правительств определило проблемы послевоенного урегулирования. Восстановление экономики происходило благодаря левым, поэтому были многие демократические преобразования. Эти политические тенденции стали использоваться обеими великими державами. Обе претендуют на мировое господство. Мир перестаёт быть европоцентристским. Растёт коммунистическая угроза. Уже в 46г. появляется доктрина сдерживания Советского Союза (Дж. Кенен). Это послужило толчком к началу Холодной войны. Наша страна тоже использовала победу в войне. Стала пытаться установить контроль над максимально большим кол-вом территорий. Это привело к расколу Европы на 2 части. Процесс был завершён к 49г. Произошло разделение Германии, упал «железный занавес». С этого момента изменилось географическое разделение Европы. Европа до войны делилась на 4 крупных региона: северная Европа, центральная, западная и восточная. Теперь же Европа оказалась разделённой на восточную и западную, что повлияло на формирование идентичности. Теперь те же самые поляки стали формироваться как восточноевропейская идентичность. В западной Европе начинается формироваться европейское экономическое сообщество, у нас – совет взаимопомощи.

Была также проблема ответственности за послевоенные преступления. Нюрнбергский процесс. Это был первый международный трибунал, который признал агрессию тягчайшим преступлением против человечества. Агрессоры судились как уголовные преступники. Было 17 смертных приговоров. Это процесс внёс большой вклад в развитие прав человека как отрасли международного права. Благодаря Нюрнбергскому процессу права человека признавались как неотъемлемое право всех людей, независимо от расы. Это поспособствовало процессу деколонизации. С другой стороны, процесс захватил воспитательные меры против немцев. Группы немцев стали возить в концлагеря, чтобы они увидели, что там происходило. Процесс закончился к началу 60х годов. В Германии было потом проведено 12 подобных процессов.

Была запрещена деятельность общественных организаций, связанных с национал-социалистической партией Германии. Нюрнбергский процесс не привлёк большого внимания самих немцев, которые боролись тогда за выживание. Уже с начала 60х гг. у немцев формируется комплекс вины. Правительство ФРГ приняло решение о компенсации всем тем, кто пострадал во время войны, люди, которые трудились в лагерях или вывезенных на работы в Германию. Им стали выплачивать пенсии (больше, чем те, которые выплачивает наше «любимое» государство русским ветеранам).

В Италии и во Франции проходят военные суды над теми, кто сотрудничал и помогал фашистам. Было приговорено к казне около 170 тысяч человек. Аналогичные процессы проходили и в Бельгии, Нидерландах.

Завершение ВМВ привело к краху мировой колониальной системы. Многие территории получили независимость. Началась деколонизация Азии. Получили независимость Сирия, Ливан, Палестина, Филиппины, Цейлон, Индонезия. Стала формироваться широкая группа стран, получивших независимость. К 60х гг. колониальная система прекратила своё существование. Территории остаются полем борьбы за сферы влияния. В ряде стран удаётся установить наше влияние, происходят социалистические революции (Куба, Китай). Эти процессы беспокоили западный мир. Крах колониальной системы привёл к образованию нового вида стран – развивающиеся страны. Мир раскололся уже на 3 части. В первые послевоенные годы антифашисты, антиимпериалисты имели очень много общего. Политика была их во многом похожей. Во главу угла ставились демократические ценности (демократическая республика). В 44г. была создана ООН. Все эти вновь создающиеся режимы носили светский характер, даже на Востоке. Все партии считали, что для восстановления послевоенной экономики нужно прямое вмешательство государства, нужна жёсткая централизация, плановая экономика. Для восточно-европейских стран была привлекательна, т.к. они принадлежали к типу догоняющих стран. В западных странах также проводилась подобная программа. Также шли социалистические преобразования.

Концепция регулирования рынка в этот период реализовывалась не только на национальном, но и на глобальном уровне. Создаются глобальные организации по регулированию экономики, отношений. В замен Лиги Наций была создана ООН. В США на конференции были созданы организации Международный валютный фонд, ещё одна, которые хотели защитить от банкротства мир, от экономических кризисов. Международный валютный фонд был создан для недопущения резких валютных скачков. Был создан как прототип Бретенбургской валютной системы. Потом она была заменена Ямайской системой – свободный плавающий валютный курс относительно друг друга. Банк реконструкции развития стал давать кредиты для реконструкции послевоенного хозяйства. Кредиты составили около 3млрд. $. Но стало ясно, что страны не смогут вернуть эту задолжность. Экономические проблемы оставались нерешёнными. Возникает план Маршалла.

Мир после Второй мировой войны

Распад антигитлеровской коалиции а раскол Европы на За­падную и Восточную, “германский вопрос во второй поло­вине 40-х -- 50-е гг., межамериканские отношения в 40-е гг.

Вторая мировая война кардинальным образом изменила мир. Два союзника по антигитлеровской коалиции - США и СССР вышли из войны сверхдержавами. Соединенные Штаты подчинили себе Западную Европу и страны Дальнего Востока, которые без их помощи не могли восстановить свои экономики. Они являлись единственными обладателями сверхоружия - атомной бомбы, которую США опробовали на японских городах Хиросиме и Нагасаки, чтобы держать в узде Сталина. Советский Союз поставил иод свой контроль Восточную Европу и сформи­ровал лагерь социалистических стран.

Вместе с тем психологический шок от радикальности про­изошедших в мире перемен был присущ всем государственным элитам, в том числе и правящим кругам США и СССР. Ни США, ни СССР в первые послевоенные годы не знали и не по­нимали пределов терпимости друг друга, а стало быть, и преде­лов возможного в отношениях друг с другом. Взаимное недове­рие, с которым завершили войну две сверхдержавы, заставило их готовиться к возможному столкновению, хотя ресурсная база их кардинальным образом различалась. В то время как европей­ская часть СССР от его западных границ и до Волги лежала в руинах, Америка избежала разрушений на своей территории. Бомбы и снаряды не обрушивались на США, не разрушали их города и инфраструктуру. За годы войны ВНП США увеличился в два раза, была полностью ликвидирована безработица. При том, что в 1945 г. на территории США проживало 6 % населения Земли, они производили почти половину всей мировой про­мышленной продукции и потребляли 50 % производимой в мире жгргии. Авиационные заводы США могли выпускать 100 тыс.

■ амолётов в год. Более 80 % золотого запаса капиталистического мира лежало в банках США. Ни одна страна мира не обладала

■ юль непререкаемым могуществом. На территории США размес- |Ц шеь штаб-квартиры Всемирного Банка и Международного Ва­ши пого фонда, созданных в 1945 г., в их уставном капитале доля | 111 А была такой, что позволяла им определять кредитную поли-

11 к у этих крупнейших финансовых институ тов мира.

Уже на последнем этапе войны между СССР и его союзни­ками по антигитлеровской коалиции начались трения из-за раз­ною видения картины послевоенного мира. Эти трения вскоре "Прели характер “холодной войны” -- войны за власть в мире за пределами национальных границ. “Холодная война” - в высшей

■ юпени противоречивое и запутанное явление. Она включала в

< бя гонку вооружений, вселявших ужас своей разрушительной | илой, экономическое противостояние вплоть до диверсий. Хотя ресурсы СССР в военном секторе были достаточными, чтобы противостоять США, в остальных секторах общее преимуществ но было на стороне США. Корни “холодной войны” следует ис­кать в недоверии, которое обрело характер великого страха, раз­дуваемого как на Западе, так и на Востоке. На наш взгляд, ини­циатива в раздувании войны принадлежала Западу, таким ноли- шкам, как У. Черчилль и Г. Трумэн, не желавшим учитывать национальные интересы народов Советского Союза и полагав­шим, что то, что дозволено им, не позволено другим. Они ут­верждали, что враждебность Советского Союза неискоренима, носит зловещий характер и может быть обуздана только силой.

После войны державы-победительницы начали согласова­нно текстов мирных договоров с бывшими союзниками фашист­ской Германии: Италией, Финляндией, Венгрией, Румынией и Болгарией, и 10 февраля 1947 г. в Париже эти договоры были подписаны. За исключением территориальных статей, договоры пили однотипными. Тем самым завершался процесс формиро­вания послевоенных границ в Европе. Границы стран ЦВЕ пре­терпели масштабные изменения, в то время как на Западе Евро­пы они не были столь существенными.

Из многих восточноевропейских государств в официальном

порядке выселялись или негласно выдавливались этнические немцы. Поток еврейских переселенцев из стран ЦВЕ потянулся в Палестину и страны Запада. Масса украинцев, жителей Запад­ной Украины, солдат и офицеров Украинской повстанческой армии Степана Бандсры, воевавшей против Красной Армии, бе­жала на Запад. Туда же перемещалась часть бывших советских граждан, сотрудничавших в годы войны с немцами, либо слу­живших в охранных, полицейских, националистических форми­рованиях (личный состав армии Власова, Воскобойникова-Кос- минского, мусульманских формирований). Многие из них затем переселились в США, Австралию, Канаду, Южную Америку и Африку.

В целом территориальные изменения второй половины 40-х гг. имели огромное значение для стабилизации послевоенной Ев­ропы, хотя они не могли обеспечить окончательного разрешения межгосударственных противоречий в этой части мира.

Сразу после войны формально во всех четырёх зонах окку­пации Германии были созданы единые политические структуры, которые должны были исполнять решения Контрольного Сове­та, созданного державами-победительницами. Но уже в 1946 г. его деятельность была парализована в силу разногласий, глав­ным образом между СССР, с одной стороны, и США с Англией, с другой. Это привело к тому, что развитие германских земель в западных и восточной зонах пошло разными путями. Потсдам­ские решения руководство каждой из зон трактовало по-своему. В то время как в восточном секторе оккупации начались рефор­мы, направленные на ликвидацию крупной собственности и создание “народной собственности”, в западных секторах, на­оборот, огосударствленная собственность рейха передавалась в частную собственность.

1 января 1947 г. Англия и США объединили свои сектора оккупации Германии и была создана Бизония. 8 апреля 1949 г. к ней присоединила свою зону оккупации Франция. Инициатором и двигателем процесса объединения немецких земель были США, создававшие в Западной Европе противовес СССР,

Раскол Германии, ставший неизбежным из-за расхождений бывших союзников по антигитлеровской коалиции, совершился.

64 >1и расхождения по германскому вопросу являлись частным явлением нараставшего глобального противостояния между За­падом и Востоком, или миром капитализма и миром социализ­ма. Сразу после войны Сталин обратился к Турции с предложе­нием установить общий контроль над ес морской границей, имея в виду прежде всего зону черноморских проливов. Турция, ■.аручившись поддержкой США, ответила отказом, и Сталин отступил, не получив возможности запретить ввод военных су­дов нечерноморских стран в его акваторию. В это же время в Греции шла гражданская война между коммунистами и сторон­никами консервативного режима. Левым силам оказывала по­мощь Югославия (И.Б. Тито), в то время как правые получали поддержку Англии. Советский Союз держался в стороне от конфликта, однако это не мешало Англии обвинять Сталина в стремлении привести к власти в Греции компартию и в феврале

1947 г. просить США воспрепятствовать этому.

Американский президент Трумэн давно искал предлог для объявления идеологической войны коммунизму. Ещё в 1946 - начале 1947 гг. появились экономические предпосылки для та­кой войны, и они были связаны не только с германским вопро­сом. В начале 1947 г. 23 страны подписали соглашение о тор­говле и таможенных пошлинах. Если какая-либо из стран сни­жала таможенные пошлины для импорта из другой страны, то эти же правила автоматически должны были применяться ко всем, подписавшим соглашение. СССР не вошел в это соглаше­ние и запретил его подписывать своим союзникам. В восточно­европейских странах был введён государственный контроль и государственная монополия на внешнюю торговлю. Таким об­разом, СССР закрыл для США рынки стран ЦВЕ и началась по­литика "железного занавеса’ 1 с насаждением сталинской модели общественной и экономической жизни. События в Греции и Турции дали политический повод Трумэну объявить войну за демократию и свободу, олицетворением которых он объявил США, борющиеся против диктатуры и принуждения, насаждае­мых Советским Союзом. Так появилась “доктрина Трумэна”. В июне 1947 г. госсекретарь США Джордж Маршалл обнародовал план восстановления Европы, которым было охвачено 17 енро-

пейских государств. СССР и страны ЦВЕ отказались его при­нять. Попытки Польши и Чехословакии к нему присоединиться были жёстко пресечены Москвой. Лишь И.Б. Тито, порвавший в

1948 г. со сталинской моделью, получил помощь США.

В 1948 г. в Западной Германии была введена единая валюта и начались мощные финансовые вливания в её экономику в рамках “плана Маршалла”. В СССР подозревали бывших союз­ников по антигитлеровской коалиции в намерениях возродить германский милитаризм, тем паче, что против Восточной Гер­мании спецслужбами США и Западной Германии (бюро Гелле- на) велась масштабная подрывная работа. В июне 1948 г. СССР закрыл все подъездные пути к Западному Берлину, находивше­муся внутри советской зоны оккупации. Так начался “Берлин­ский кризис”. В ответ на блокаду Трумэн приказал наладить воздушное снабжение Западного Берлина и перебросить в Анг­лию самолёты Б-29 - носители атомных боезарядов. Союзники форсировали объявление Западной Германии Федеративной Республикой. СССР ответил провозглашением своей зоны окку­пации Германской Демократической Республикой, Раздел Гер­мании стал свершившимся фактом.

Во время “Берлинского кризиса” при поддержке США Ве­ликобритания, Франция, Италия и страны Бенилюкса подписали Брюссельский пакт, или Западный военный Союз, ставший про­логом НАТО. В апреле 1949 г. к этому пакту присоединились США и ряд других государств, которых стало 12. Созданный союз назвали Атлантическим пактом, или НАТО. Таким обра­зом, “доктрина Трумэна”, “план Маршалла” и НАТО стали сту­пенями формирования Западного блока.

В 1949 г., всего лишь 4 года спустя после Хиросимы. СССР ис­пытал свою атомную бомбу. Таким образом, США уфатили моно­полию на атомное оружие гораздо раньше, чем они этого ожидали. Но, с другой стороны, у Советского Союза в это время ещё не было средств доставки атомных боезарядов на дальние расстояния.

В 50-е гг. международные отношения стали обретать некую упорядоченность и предсказуемость. Западная Европа входила в это десятилетие с планом объединения экономик. Первым эта­пом на этом пути стал план французского министра иностран-

66 пм.х дел Р. Шумана по созданию Европейского объединения уг- ш и стали, принятый в 1950 г. канцлером ФРГ К. Аденауэром. Вторым столпом нового европейского порядка стала попытка отдания Европейского оборонительного сообщества. Споры вокруг него позволили США опять активно вмешаться в европей­ские дела и 26 мая 1952 г. добиться подписания Германского, или Боннского, договора, отменявшего оккупационный статут и прс-

■ вставившего ФРГ суверенитет. Таким образом, оборонительного союза создать не удалось, зато появилась суверенная ФРГ, что вызвало крайнее беспокойство СССР, предложившего весной 1952 г. создать единую нейтральную Германию. Предложение было оформлено нотой Сталина, которая была отклонена К. Аде­науэром, предпочитавшим объединить ФРГ с Западом. Канцлер ФРГ при принятии этого решения не был свободен, он действо­вал с учётом рекомендаций США. Англии и Франции, с которы­ми в Париже были подписаны соответствующие соглашения. По ним соглашениям 5 мая 1955 г. ФРГ была принята в НАТО. В ответ СССР и его союзники, включая ГДР, создали с вое военно- нолитичсскос объединение - Варшавский договор.

Создание двух военных блоков и запуск Советским Союзом первого спутника Земли с помошыо ракеты-носителя, показав­шей уязвимость территории всех западных держав и США, сни­зили накал военной риторики и сделали ситуацию в мире более стабильной.

Окончание Второй мировой войны совпало в Западном по­лушарии с ускорением формирования континентальной системы военно-политических гарантий, начало которой было положено на первом Консультативном совещании министров иностранных дел американских государств в Панаме в 1939 г. о провозглаше­нии 300-мильной зоны “военно-морской безопасности” вокруг всего Американского материка от Канады на севере до мыса Горн на юге. На Чапультспекской конференции по проблемам войны и мира 3 марта 1945 г. в Мехико США и латиноамери­канские страны согласились строить между собой отношения на основе формулы “нападение на одного является нападением на всех”, подписав так называемый Чапультепскский акт. Так скла­дывались политико-правовые основы будущей системы коллек­тивной безопасности и обороны в Западном полушарии.

2 сентября 1947 г. в их развитие на межамериканской кон­ференции в Рио-де-Жанейро в Бразилии был подписан Межаме­риканский договор о взаимной помощи (“Пакт Рио”), вступив­ший в силу в декабре 1948 г. США и 19 латиноамериканских государств, подписавших договор, обязались оказывать друг другу помощь в случае нападения, совершённого на них “изнут­ри и извне континента”, в пределах зоны безопасности Западно­го полушария от Гренландии до Антарктики. “Пакт Рио” стал моделью для создания аналогичных региональных пактов в дру­гих регионах мира, прежде всего - в Европе (НАТО). Его поло­жения легли в оспопу подписанного 30 апреля 1948 г. на 9-й Панамериканской конференции в столице Колумбии г. Боготе устава ноной Организации американских государств (ОЛГ), соз­дание которой придало ускорение формированию региональной подсистемы международных отношений.

Среди факторов, способствовавших сплочению латиноамери­канских стран под знамёнами панамериканизма, следует отметить, прежде всего, Вторую мировую войну, когда почти все государст­ва региона, хотя не без колебаний, в первую очередь со стороны Аргентины, выступили на стороне США прошв держав “оси”. По­сле войны энтузиазм латиноамериканцев в отношении развития межамериканских отношений опирался на понимание невозмож­ности развиваться без связей как со своими соседями, так и с Со­единенными Штатами, экономическое и военное влияние которых стало в Западном полушарии всепроникающим.

Но правящие элиты латиноамериканских стран не смиря­лись с ростом американского влияния на их внутренние дела, пытаясь ограничить его. Им хотелось, с одной стороны, исклю­чить угрозу возвращения Вашингтона к открытому интервен­ционизму первых десятилетий XX в., с другой - найти опти­мальное сочетание уважительного отношения к суверенитету латиноамериканских стран и элементов “покровительствснно- сти” к ним со стороны Вашингтона, которые были характерны еще в предвоенный период в политике “доброго соседа” - пре­зидента Ф.Д. Рузвельта. Страны Латинской Америки согласи­лись на подписание межамериканских документов потому, что рассчитывали с их помощью сдержать или хотя бы регламенти-

ровать “американский натиск”. Умеренный оптимизм в этом смысле внушала процедура принятия решений в ОАГ, в основе которой лежал принцип “одна страна - один голос”. При таком механизме латиноамериканские страны всегда могли получить большинство при рассмотрении спорных вопросов.

Несмотря на опасения за свой суверенитет, страны Латин­ской Америки привлекало углубление связей с США. Взаимо­действие с передовой американской экономикой способствовало их хозяйственному развитию. Для многих стран США были ос­новным рынком сбыта аграрной продукции и сырьевых товаров. Кроме того, стремление Вашингтона реформировать латиноаме­риканские страны “по своему образу и подобию” стимулировало развитие демократических тенденций в Латинской Америке и способствовало “размягчению” диктаторских и авторитарных }