Способы самовыражения личности. Способы самовыражения человека

В основе его лежат две идеи.

Первая заключается в том, что человек, страдающий психопатологическим расстройством, может узнать и понять особенность своего характера, своих расстройств, настроения.

Вторая идея, вытекающая из первой, состоит в том, что, узнав сильные и слабые стороны своего характера, пациент может творчески смягчать свое состояние, так как любое творчество высвобождает большое количество позитивной энергии, любое творчество целебно. Последнее не противоречит положению Фрейда о сублимации, в соответствии с которым люди искусства и науки приподнимают (сублимируют) свою болезнь в творчество.

Однако кардинальное отличие методики Бурно от западной психотерапии в том, что терапия творческим самовыражением, развивая клинические подходы Эрнста Кречмера и П. Б. Ганнушкина, основана на положении: каждый характер заложен в человеке врожденно, и поэтому бесполезно и бессмысленно пытаться его менять, с ним бороться.

Терапия по методу Бурно строится с учетом особенностей каждого характера, а не из экзистенциального единства человеческой личности.

Для того чтобы человек, страдающий, скажем, хронической депрессией, мог понять особенность своей депрессии, своего характера, он на групповых занятиях в "психотерапевтической гостиной" вначале слушает рассказы своих товарищей о художниках, писателях, композиторах, философах, пытаясь постепенно проникнуть в основы характерологической типологии, отличить один характер от другого, примеривать на себя каждый из проходящих мимо него в череде занятий характер.

Чаще всего объектом анализа становятся художники, ибо вербальное знание о них легко подкрепить живой репродукцией, создавая тем самым стереоскопический образ характера.

Занятия терапией творческим самовыражением проходят в непринужденной обстановке, при свечах, за чашкой чая, под располагающую к релаксации классическую музыку. Постепенно пациенты сближаются, часто становятся друзьями, способными морально поддерживать друг друга.

В качестве методологического фона в начале занятия часто демонстрируются две противоположные картины, например синтонный "Московский дворик" Поленова и аутистичный, полный уходящих в бесконечность символов живописный шедевр Н. К. Рериха. Противопоставление реалистического, синтонного и аутистического начала присутствует в каждом занятии.

На этом фоне перед пациентами проходят синтонные Моцарт и Пушкин, аутисты Бетховен и Шостакович, эпилептоиды Роден и Эрнст Неизвестный, психастеники Клод Моне и Чехов, полифонические мозаичные характеры - Гойя, Дали, Розанов, Достоевский, Булгаков.

В основе каждого занятия лежит вопрос, загадка, поэтому каждый приход пациента в "психотерапевтическую гостиную" уже овеян творчеством: нужно определить трудный характер того или иного человека, понять, какой характер ближе самому себе. В основе проблемы не обязательно конкретный человек, это может быть абстрактная проблема - толпа, страх, антисемитизм, деперсонализация - все это рассматривается с характерологической точки зрения.

Пациент задумывается над тем, что творчество исцеляло великого человека, помогало ему в его нелегкой жизни, и если терапия творческим самовыражением показана пациенту, он может по своей воле начать жить творческой жизнью, которая проявляется в самых разнообразных формах - в переписке с врачом, в придумывании рассказов, создании картин, фотографировании, даже в коллекционировании марок.

Когда человек постигает свой характер, ему легче понять характеры окружающих, он знает, чего можно ожидать или требовать от того или иного человека, а чего нельзя. Он включается в социальную жизнь , и болезненные изломы его собственной души потихоньку смягчаются, вплоть до стойкого противостояния болезни.

Терапия по методу Бурно имеет философский и гуманитарно-культурологический уклон. Она не просто способствует оздоровлению личности, но и делает людей образованней и нравственнее.

1. О существе лечебного творчества.
Творчество - "деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью". В творчестве выражается личностное: только личностное может быть настолько неповторимо-оригинальным, чтобы являть собой всегда нечто качественно новое. В творчестве (в самом широком смысле слова) человек ощущает себя поистине самим собой во имя нравственных связей с людьми. Особенная, высокая радость встречи с самим собой в творчестве - есть вдохновение. Творчество обнаруживает и укрепляет самобытность творца, прокладывает ему дорогу к людям.

Бурно занимается лечением взрослых психопатов (психастеников, астеников, циклоидов, шизоидов, эпилептоидов) и малопрогредиентно-шизофренических пациентов, которые сами обращаются за помощью к врачам по поводу своих душевных трудностей и противоположны асоциально-агрессивным психопатическим натурам своей дефензивностью.

Дефензивность - это пассивная оборонительность, склонность к защите вообще, "тормозимость". Все дефензивные пациенты несут в себе астенический конфликт чувства неполноценности с ранимым самолюбием, робость, неуверенность в себе, боязливо-инертную нерешительность, патологическую застенчивость, тревожную мнительность, житейскую непрактичность, ощущение ненужности и бесполезности.

Проблема лечения дефензивных психопатий весьма актуальна, поскольку такого рода патология в настоящее время широко распространена как среди взрослого населения, так и среди подростков и юношей, и нет разработанных достаточно эффективных методов лечения.

Значение глубокого контакта с людьми для дефензивного пациента трудно переоценить. Но и творческое углубление в себя само по себе действует здесь, как правило, терапевтически, вытесняя чувство неопределенности, "медузности", беспомощности, поддерживающее болезненную напряженность. Самое тягостное для многих клинических пациентов - чувство неопределенности в душевной напряженности, когда не знаешь, чего хочется, чего бояться, что любить. Когда же дефензивный пациент, обретающий в творчестве самого себя, осознает себя среди близких, товарищей, незнакомых людей, в своем народе, в человечестве как неслучайную, созидающую личность , проникается душевным светом, он уже не способен страдать так остро, как прежде. Поэтому в созданном пациентом творческом произведении нас должно интересовать не столько то, есть ли это истинное произведение искусства или науки, сколько то, как удалось в этом произведении пациенту выразить свою индивидуальность и как это лечебно ему помогло.

2. Общая характеристика метода.
Пациенты в обстановке душевной, человеческой заботы о них врача и медицинской сестры, в индивидуальных беседах с терапевтом, в групповых занятиях в раскрепощающей "немедицинским" уютом обстановке психотерапевтического кабинета (чай, слайды, музыка, свечи и т.п.), в домашних трудах над полученным заданием в течение 2-5 лет учатся понимать себя и других, выражать себя творчески сообразно своим клиническим особенностям. Конкретные методики терапии творчеством, составляющие содержательную сердцевину приема, сплетаются, растворяются друг в друге в этом методе на основе разъяснительно-воспитательного нравственно-творческого познания себя и других, вплоть до изучения известных характерологических радикалов, патологических расстройств, свойств (болезненные сомнения, тревоги, неуверенность, рефлексия, деперсонализация, ипохондрия, депрессия и т.д.), которые также нередко возможно научиться лечебно-творчески и с пользой для людей применять в жизни.

3. Отдельные методики терапии творчеством - это терапия:

1) созданием творческих произведений,

2) творческим общением с природой,

3) творческим общением с литературой, искусством, наукой,

4) творческим коллекционированием.

5) творческим погружением в прошлое,

6) ведением дневника и записных книжек,

7) домашней перепиской с врачом,

8) творческими путешествиями,

9) творческим поиском одухотворенности в повседневном.

Суть его - по-своему, с привнесением в любое дело (служебное общение с людьми и домашнее приготовление салата) своего, индивидуального. Именно это индивидуальное есть истинный духовный путь к другим людям. Термин "творческий" уместен в названии каждой отдельной указанной методики еще и потому, что важно постоянное осознавание пациентом своей самобытности, например, и в художественной галерее, и при чтении художественной литературы, и в отношении всего того, с чем он знакомится в путешествии. Пациенты должны ясно осознавать то, что происходит с ними в процессе этого лечения.

Познание других душевных расстройств и других человеческих характеров;

Продолжение познания себя и других в творческом самовыражении с осознанностью своей общественной пользы, с возникновением на этой основе стойкого светлого мироощущения.

Суть терапии творческим самовыражением - в сознательном, целенаправленном выяснении пациентом в процессе терапии своей индивидуальности, своего места среди людей, в личностном, творческом самоутверждении.

Пациент пишет рассказ или рисует картину не только и не столько для того, чтобы увлечься самим процессом писания, сколько для того, чтобы развивать и обогащать творческую индивидуальность, чтобы жить и действовать в постоянном поиске своего самого общественно полезного смысла в жизни.

Отсюда вытекают цели и задачи подобной терапии.

1. Вызвать стойкое, необратимое улучшение у дефензивных пациентов, помогая им сделаться "самими собой", помогая им найти свой смысл жизни;

2. Открыть, привести в действие, раскрепостить скрытые резервы пациентов, которые помогут им значительно лучше адаптироваться к общественной и нравственной деятельности;

3. Помочь дефензивным пациентам на основе укрепленной творческой индивидуальности стойко и продуктивно войти в коллективы - трудовые, учебные, бытовые и т.п.

5. Индивидуальная и групповая формы работы по методу Бурно.

В практическом применении терапии творческим самовыражением Бурно выделяет две приемлемые формы работы - индивидуальные встречи и работа с открытыми группами в амбулатории. Индивидуальная форма дает возможность врачу войти в мир больного, узнать об его интимных переживаниях, уточнить с ним вместе вопрос о его самочувствии и настроении.

Групповая форма дает возможность пациенту наглядно увидеть себя, свой характер, свои духовные ценности, свое творчество в сравнении со всем этим у товарищей по группе. Пациент может убедиться в искренности интереса и уважения к нему со стороны товарищей, понять и принять иные образы переживания и поведения, что само по себе терапевтически ценно.

6. Немного о терапии созданием творческих художественных произведений.

Занимаясь групповой терапией со стационарными и амбулаторными больными, Бурно чаще всего использовал следующие конкретные виды терапии творчеством - писание рассказов и очерков, творческая фотография, графика и живопись. Как он указывает, это и есть тот минимум, которым должен овладеть врач в смысле собственного творчества. побуждающего пациентов к целебной работе. Важно при этом помнить, что врач не ставит своей целью сделаться писателей, фотографом или живописцем. Он только должен научиться раскрывать пациентам свою духовную индивидуальность, подавать им пример общения через творчество. Чем меньше мастерства в творчестве врача, тем, видимо, легче ему внушить пациентам смелость первого шага. Конечно, от врача требуется клинико-терапевтическое понимание всех видов творчества для дифференцированной терапии пациентов с различными личностными склонностями и способностями, то есть врач, занимающийся терапией творчеством, должен прежде всего быть хорошим клиницистом. Так, шизофреникам более близки абстрактная живопись, символизм в прозе и глубокое вчувствование в музыку. А психастеники с их "жухлой" чувственностью и врожденной основательностью понятнее язык реализма. Для них необходимо приоткрыть непосредственную радость бытия, яркие краски и звуки жизни. Дефензивным пациентам, неуверенным в себе и своих силах, часто важно подчеркнуть свободу, отсутствие рамок, для того, чтобы простимулировать творческий процесс.

Терапия графикой и живописью возможна без помощи уроков специалиста-художника, потому что цель ее - не в создании истинных произведений искусства, а в стремлении выяснить, подчеркнуть свою индивидуальность при помощи кисти, карандаша, фломастера и красок.

Бурно выделяет такие механизмы терапии графикой и живописью:

Рисование может быть так же доступно в любом месте пациенту, как и запись в книжку, и оно приносит нередко такое же мгновенное симптоматическое смягчение душевной напряженности, как и ведение дневника;

Постоянно рисующий пациент невольно, по привычке уже, приглядывается к краскам и линиям вокруг, и таким образом постоянно целебно выясняет свою духовную индивидуальность и "привязывается" к окружающему;

Писание красками, смешивание красок, рисование пальцами и ладонями на большом листе обостряет, "поджигает" блеклую чувственность дефензивных пациентов и способствует еще большему "привязыванию" их к жизни;

Лечебно-творческий рисунок в группе на заданную тему, например, "Дом моего детства", дает возможность сразу же, через несколько минут рисования, в выставленных вместе рисунках увидеть каждого члена группы и яснее - самого себя через сравнение с другими.

Врач и медицинская сестра прежде всего должны сами показать в группе, как это просто - нарисовать свое. Для этого требуется только вдохновенное стремление передать свое переживание, не задумываясь над тем, как это сделать. Смысл и рефрен при этом- мы рисуем (пишем, фотографируем) для того, чтобы лучше видеть мир и себя в нем. Бурно рекомендует делать все это со снисходительно-теплым отношением к неумелости рисовальщиков, кратко, но серьезно поддерживать робких пациентов, заглушаемых стыдливым малодушием ("Где уж мне!" , "У меня нет воображения" и т.д.)

Темы для рисунков и картин, равно как и темы для рассказов и эссе, могут быть самыми разнообразными. Главное - выразить себя. Это могут быть "Пейзажи моего детства", "Цветок, который мне нравится", "Животное, которое мне по душе", "То, что мне неприятно" и пр.

Целесообразно рассматривание в группе альбомов по древнегреческому, древнеегипетскому, древнеримскому искусству, чтобы пациенты могли сориентироваться, что им созвучнее, куда каждый из них ближе по собственной своей характерологической манере рисунка.

Нередко приходится помогать пациентам выбираться из формалистических "клеток", в которые они прежде уже заперли свою духовную индивидуальность. Например, дефензивные в отличие от нравственно-пустых психопатов, выхолощенно-манерных шизофреников наполнены переживанием неполноценности, нравственными заботами, им есть что сказать людям тепло, от души. Однако, боясь раниться, некоторые из них уходят в стихийном творчестве в эстетски-холодноватую формалистичность изображения, копирование чужих картин, и эти заборы-маски не столько прячут от людей их муки, сколько усугубляют душевную напряженность, затрудняют общение с людьми. В таких случаях, нужно помочь пациенту работать именно по-своему, искренне, проще. одухотвореннее, рассказывая именно о своих собственных сокровенных переживаниях.

Иногда пациента необходимо "выводить" в рисование или писание из его особенных, живых интересов. Так, к примеру, пациент, охваченный древнеисторическими размышлениями, начинает рисовать мамонтов среди первобытной природы.

Нередко потянуться к графике или живописи помогает чтение литературы о видах и жанрах изобразительного искусства, о технике исполнения и материалах. Та, нелюбопытный, рассеянный дефензивный пациент, узнав, что духовно близкие ему картины написаны пастелью, разглядев в группе впервые пастельные мелки, пробует порисовать ими и увлекается.

Психастеникам без музыкального слуха и интереса к музыке показано сочетать слушание музыки с рисованием картин, с просмотром художественных слайдов, созвучных данному музыкальному произведению. Ведь психастенику свойственно конкретно представлять, что там, "в музыке", происходит. Творческие образы, которые при этом возникают, не просто интересны - они целительны. Также помогает пониманию музыки и вчувствованию в нее и чтение мемуарной литературы о композиторах.

Дефензивные шизоиды часто воспринимают музыку без всяких представлений - так звучит как бы сама душа. Шизоиду, напротив, параллельные занятия будут мешать слушанию музыки, отвлекать и даже раздаржать.

Исходя из собственного опыта, Бурно предлагает следующую систематику музыкального созвучия в зависимости от клинических групп пациентов:

Дефензивным циклоидам обычно созвучны Моцарт, Глинка, Россини, Штраус, Римский-Корсаков, Шуберт, Кальман, Равель, Стравинский.

Дефензивным шизоидам - Гендель, Бах, Глюк, Гайдн, Бетховен, Паганини, Лист, Григ, Шопен, Вагнер, Чайковский, Верди, Шостакович.

Психастеникам - Вивальди, Глинка, Сен-Санс.

Дефензивным эпилептоидам - Мусоргский, Бородин, цыганские романсы.

Пациенты, более склонные к музыке, обычно и более расположены к поэзии. Однако, Бурно советует время от времени в любой лечебной группе слушать музыку с одновременным чтением вслух специально подобранных к мелодиям стихов, пытаясь усиливать таким образом целебно-музыкальное переживание поэтическим.

7. О показаниях и противопоказаниях к терапии творческим самовыражением.

Этот терапевтический прием показан широкому кругу дефензивных пациентов.

Абсолютным противопоказанием считается глубокая психотическая депрессия с суицидальными мотивами. Пребывание таких больных в группе творчески самовыражающихся людей может усугубить чувство депрессивной безысходности, выключенности из жизни и подтолкнуть к суициду (в том числе и через продуманную с помощью записей в дневнике подготовку к уходу из жизни).

Противопоказанием считается также дефензивные малопрогредиентно-шизофренические случаи, когда пациенты упорно сообщают, что становятся в процессе лечения все более "хрупкими", ранимыми, лечение будит радостные надежды - и только больнее от всего этого "удары жизни". Дома так плохо, так серо, холодно-равнодушно. "Лучше бы и не знать этого контраста!"

Противопоказанием (относительным) служит бредовая и сверхценная настроенность больных с тенденцией к бредовой интерпретации учения о типологии характеров во вред больному и окружающим его людям. А также различные психопатологические состояния, противоположные по своему содержанию дефензивности: истерическая и эпилептоидная психопатия с агрессивными тенденциями без всякого чувства неполноценности.

Отдельные моменты терапии творческим самовыражением Бурно советует использовать в работе участкового психиатра и любого врача-лечебника.

Терапия творческим самовыражением имеет и свои психогигиенические формы в здоровой повседневности. Это вполне актуально при современном уважении ко всякому творчеству, при нынешней распространенности субклинических, в том числе и дефензивных, расстройств, при необходимости массовой творческой увлеченностью предупреждать разнообразные душевные расстройства, алкоголизацию, наркотизацию, токсикоманию подрастающего поколения.

Из терапии творческим самовыражением по методу Бурно можно немало почерпнуть для психологии и педагогики с существенной выгодой для общества в целом.

Таким образом, мы рассмотрели одно из современных направлений отечественной психотерапевтической школы, базирующееся на глубоком анализе лечебно-коррекционных механизмов, проявляющихся в ходе изобразительной и иной творческой работы, а также в ходе обсуждения созданных произведений в группе или с терапевтом. Мы увидели, что за счет подключения интеллектуальных и творческих операций происходит облегчение психотерапевтического контакта и доступа врача к психопаталогическим переживаниям пациента, что в свою очередь помогает ассоциативно-коммуникативной адаптации пациента, его наибольшей вовлеченности в жизненный процесс, пониманию и принятию себя и окружающих, а, следовательно, и всему лечебному процессу в целом.

Самовыражение - проявление себя в чём-то индивидуально, не похоже на других (СИС). Идеальное самовыражение для человека заключается в совокупном единении ощущений материи и души. Самовыражение зависит от приобретённых индивидом качеств души, от её композита. Поэтому самовыражение есть ощущение личного композита, который позволяет чувствовать внутреннюю основу своей конструкции и относительно этого реализовать желания собственной души, а не физического тела.

Самовыражение - очень важная духовная потребность человека. Каждый человек уникален и людям часто бывает необходимо проявить свою уникальность самыми различными способами. Это потребность может быть не слишком развитой и человек может чувствовать себя комфортно без особых демонстраций собственного Я, но есть люди, которым надо во всём быть особенными, во всём проявлять сущность своего неповторимого Я.

Способы самовыражения человек начинает искать и пробовать обычно именно в подростковом возрасте и после останавливается на том, что ему по душе, что соответствует его внутреннему миру, его интересам, его возможностям. Это возраст, когда самовыражение приобретает активный характер, так как человек чувствует в этом острую необходимость.

Просыпается интерес ко всему новому и неизвестному, когда хочется всё попробовать. Иногда такое желание носит негативный характер, поскольку пробовать можно не только виды творчества, спорта, имиджа, но и определенные виды развлечений, включающих в себя алкогольные и наркотические вещества, которые тоже являются чем-то неизвестным и пробуждают некоторый интерес. Тем более что эти вредные вещества являются запретными а, как известно, это более всего привлекает человека, тем более, подростка, ведь в подростковом возрасте идёт постоянный протест, в связи с желанием быть свободным и взрослым.

Существует невероятное множество способов самовыражения. Это может быть внешний вид: пирсинг, татуировки, стиль одежды, причёска, макияж. Это могут быть экстремальные и не экстремальные виды спорта: паркур, сноубординг, виндсёрфинг, боевые виды искусства, футбол и т.д.; это могут быть различные виды творчества: кино, музыка, танцы, рисование, вязание и прочее. Также это может быть увлечение животными, определенные профессиональные направленности и многое другое.

Рассмотрим функции и индивидуальные особенности самовыражения личности в общении. Двадцать первый век начался как век коммуникации. Расширение сети Интернета, развитие мобильной телефонной связи привел к коммуникативному буму. Никогда еще человечество не общалось так интенсивно, и так экстенсивно, оно напоминает потревоженный улей, который гудит миллиардами голосов.

Фактически каждый человек представляет собой транслятор информации, небольшую станцию, которая посылает много разнообразной информации. Эти новации ставят перед психологией новые проблемы, связанные с общением. Психология должна помочь каждому человеку не потеряться в этом шуме и адекватно вписаться в процесс межличностной коммуникации.

Проблема самовыражения личности в общении становится темой все большего числа исследований в отечественной психологии. Этому, на наш взгляд, способствуют два фактора. Во-первых, приверженность отечественных психологов гуманистической психологии, главной идеей которой является представление о человеке как субъекте собственного развития и воплощения себя в разных формах жизнедеятельности. Во-вторых, смена парадигмы в социальной психологии с изучения Человека Воспринимающего на изучение Человека Транслирующего, что обусловлено, в свою очередь, возрастанием личной инициативы и активности современного человека.

Под самовыражением личности в общении нами понимается широкий круг вербальных и невербальных поведенческих актов, которые человек использует для передачи информации о себе другим лицам и создания определенного образа себя.

В зарубежной психологии проблема самовыражения личности в общении изучается через два феномена: самораскрытия, под которым понимается сообщение информации о себе другим людям, и самопрезентации, состоящей в целенаправленном создании определенного впечатления о себе в глазах окружающих. Большинство работ по данной проблематике посвящено общим закономерностям протекания этих процессов, а также факторам, их детерминирующим.

Человек является сложным объектом восприятия, поскольку он является носителем большого числа свойств, которые можно воспринимать в основном по визуальному и аудиальному каналам. Можно выделить несколько уровней самовыражения личности по критерию осознанности, целенаправленности и соответствия экспрессивного поведения личности и ее внутреннего содержания.

1. Непроизвольное невербальное самовыражение.

2. Произвольное самовыражение с помощью невербальных средств.

3. Произвольное речевое и/или невербальное самовыражение, соответствующее внутреннему состоянию личности;

4. Произвольное речевое и/или невербальное самовыражение, направленное на формирование искаженного представления о своей личности.

По мере перехода от первого уровня к четвертому усиливается осознанность, целенаправленность, а также степень искусственности, совершаемых личностью действий. В конкретном коммуникативном акте могут быть совмещены эти уровни самовыражения. Например, речевое поведение может протекать на четвертом уровне, т.е. нести искаженную информацию о человеке, а невербальное поведение в это же время может разворачиваться на третьем уровне, т.е. выдавать истинные чувства.

Нами предлагается выделять следующие функции самовыражения.

1. Экзистенциальная функция состоит в том, что, посылая информацию о своей личности, человек утверждает факт своего существования и претендует на то, чтобы окружающие включали его в социальное взаимодействие.

2. Адаптивная функция проявляется в том, что самовыражение, в первую очередь, направлено на включение конкретного человека в сложную социальную систему, поскольку человек действует как исполнитель большого числа социальных ролей, которые ему предоставляет общество.

3. Коммуникативная функция является генетически исходной, поскольку вся информация, посылаемая личностью, адресована другим людям, без аудитории она лишена всякого смысла.

4. Идентификационная функция состоит в том, что самовыражение личности направлено на отражение ее принадлежности к определенным социальным группам или к психологическим типам. Это позволяет аудитории сразу опознавать личность как представителя некоторой социальной общности.

5. Функция регуляции межличностных отношений основана на том, что количество посылаемой информации, ее содержание, периодичность, взаимность, приводит к определенному характеру межличностных отношений. Люди выстраивают свои отношения, пользуясь самовыражением для достижения определенной дистанции, позиции и знака отношений.

6. Преобразовательная функция состоит в том, что самовыражение одной личности вызывает определенные изменения в тех людях, которые стали адресатами полученной информации. В них могут произойти изменения с разным знаком (социально желательные или негативные), разные по величине (чужой пример может даже стать толчком к смене стиля жизни), самовыражение может затронуть разное число людей (поклонников или противников такого стиля презентации себя). Все это будет зависеть от масштаба личности и степени новизны ее вклада в разработку традиции самовыражения.

7. Функция саморегуляции обусловлена тем, что самовыражение служит средством согласования Я-концепции личности и ее поведения. Самовыражение способствует также сбросу эмоционального напряжения и разрядки.

8. Функция самовоплощения связана с тем, что, выражая себя в общении с другими людьми, человек создает в их сознании образ себя, который существует независимо от его земного существования. Пользуясь опосредованными формами самовыражения (письменные тексты, портреты, фотографии, аудио и видеоматериалы) человек увековечивает себя, как представителя определенной эпохи и географической среды.

Люди существенно различаются по тем средствам, которые они используют для самовыражения в общении, и по тем задачам, которые они перед собой ставят в этой связи. Анализ литературы позволяет выделить семь основных характеристик, которые важны для описания индивидуальной стратегии самовыражения личности в общении.

1. Степень осознанности и целенаправленности посылаемой информации о себе. Люди очень существенно различаются по способности к управлению процессом формирования впечатления о себе у окружающих. В западной психологии процесс контроля над собственным производимым впечатлением получил название самомониторинга. М.Снайдер выявил, что люди, склонные к самомониторингу, больше следуют социальным нормам, лучше контролируют свое самовыражение, больше подражают окружающим, более демонстративны и конформны.

2. Естественность или искусственность создаваемого образа. Это один из ключевых моментов в проблеме самовыражения личности в общении. Часто он решается упрощенно путем отнесения естественности и искренности к феномену самораскрытия, а искусственности и искажений образа к феномену самопрезентации. На самом деле, самораскрытие имеет очень много видов, и далеко не во всех из них человек остается полностью искренним. Кроме того, самораскрытие никогда не бывает абсолютно полным и фактологичным. Всякий рассказ о себе содержит "литературную" составляющую, в которую входит интерпретация случившегося, жанровые моменты, ориентация на ожидания аудитории и многое другое, что уводит рассказчика от истинного события. Самопрезентация также имеет очень много форм, начиная от презентации черт, действительно присущих субъекту, до предъявления абсолютно неверной информации о себе. Каждый человек пользуется всей палитрой возможностей самораскрытия в зависимости от требований ситуации и собственных мотивов, однако, соотношение правдивой и искаженной информации, а также границы допустимой лжи у каждой личности свои.

3. Активность самовыражения личности в общении. Применительно к самораскрытию она может быть определена через такие характеристики как его объем, длительность и частота. Как правило, активность самовыражения более характерна для лиц, стремящихся к лидерству, общественному признанию, развитию своей профессиональной карьеры.

4. Широта самовыражения личности. Она может быть определена по количеству сфер общения, на которые распространяется трансляция личностью своих характеристик. Прежде всего, это семейно-родственная, деловая и дружеская сферы общения. Через сферы контактного общения человек выходит на более широкие социальные общности, в которых он также может себя презентировать. К ним относятся профессиональные, национальные, религиозные, партийные, клубные и прочие социальные группы. Следующий уровень презентации связан с государственным уровнем, а еще более высокий уровень - с международным влиянием. Широта самовыражения связана с масштабом личности, с ее возможностью оказывать влияние на события разного социального уровня.

5. Вариативность презентируемых образов. Эта характеристика проявляется в способности менять образы в разных ситуациях межличностного взаимодействия. Необходимость выглядеть и действовать по-разному связана, во-первых, с большим количеством ролей, которые исполняет человек, во-вторых, с изменчивостью ситуаций, в которых протекает его общение. В соответствии с этими двумя факторами можно условно выделить партнерскую вариативность самопрезентации, которая означает, что человек меняет стратегию своего поведения в зависимости от партнера, с которым он общается, и кросс-ситуативную вариативность, которая связана с изменением поведения в зависимости от требований ситуации. Психологи по-разному оценивают склонность личности к вариативности своего поведения. М.Снайдер расценивает ее как свидетельство стремления управлять впечатлением, производимым на окружающих, другие рассматривают ее как проявление социальной компетентности. Существуют большие различия между людьми в способности менять свой имидж и манеру поведения.

6. Нормативность или культурность самовыражения личности. Выше уже говорилось о том, что человек в своем самовыражении должен находиться в определенной ролевой позиции. Каждая социальная роль содержит предписания относительно ее исполнения, которые существуют в виде традиции в культуре, к которой сам человек себя относит. В прошлом эти предписания были очень жесткими, и человек, отходивший от традиционного поведения в рамках социальной роли, жестоко наказывался, вплоть до изгнания из общества. Современный мир предоставляет человеку широкие возможности для выбора, как самих ролей, так и вариантов их исполнения. Большое влияние на выбор способа презентации себя в общении с окружающими людьми оказывают механизмы идентификации личности, поскольку человек стремится к тому, чтобы его воспринимали не только как частное лицо, но и как представителя определенной социальной общности.

7. Креативность самовыражения личности. Каждый человек имеет возможность взять готовый образ для исполнения социальной роли или привнести в ее исполнение новые аспекты, основанные на личном опыте. Креативные люди создают новые возможности выражения себя через одежду, речь, используемые стратегии самопрезентации, которые затем становятся достоянием масс.

Выделенные индивидуальные особенности самовыражения личности имеют устойчивый характер и могут служить основанием для прогноза поведения личности в конкретном акте общения.

Самовыражение является, необходимы условием социализации и уже не рассматривается современной педагогикой как нечто редкостное и необычное. Современные подходы в педагогике и психологии обучения предполагают, что каждый человек - творческая личность. Дидактика включает опыт творческой деятельности учащегося в процессе обучения как важнейший компонент содержания образования наряду с усвоением знаний, умений и навыков.

Особую значимость самовыражение имеет для подросткового возраста.

Роль потребности в самовыражении у детей слишком часто недооценивается, так же как недооценивается и могучая энергия, которая заключена в этом стремлении. Слишком часто воспитатели сводят потребность детей в самовыражении к соревнованию - к стремлению человека быть первым (одним из лучших) в учении, в каких-то делах, в спорте. Тут кроется серьёзная психологическая ошибка: для самовыражения в действительности не так уж важны количественные показатели. Гораздо важнее качественное своеобразие, неповторимость. А взрослые очень часто навязывают детям цели (отметки, послушание, аккуратность), которые связаны со стереотипными требованиями и противоречат стремлению ребёнка показать свою уникальность.

Особенно острый характер приобретает это столкновение у подростков. Если какой-то воспитатель пожимает плечами и разводит руками, заслышав разговоры о некоторых уродливых формах, которые принимает потребность в самовыражении у современных подростков, то наверняка можно предсказать, что он никогда не поймёт их и не сможет им помочь. Воспитатель должен суметь увидеть в нелепых, гротесковых, а порой резких и асоциальных выходках подростков поиск способа самовыражения, поиск, состоящий подчас из проб и ошибок, часто безрезультатный и, следовательно, граничащий с разрушительным протестом против регламентированных стереотипных занятий, развлечений и забот, которые присущи миру взрослых. Мы просто обязаны помочь этому внешне неприступному и дерзкому, но фактически очень ранимому существу найти такое дело, которое было бы приемлемым (и для него, и для общества) способом активного, полного, созидательного самовыражения. И лишь тогда перед растущим человеком раскроется то многообразие стилей и способов действий, которое предоставляет труд, но не предоставляет потребление.

Часто наиболее изобретательными, одарёнными и преданными своему делу людьми оказываются именно "неподдающиеся" ребята.

Увы, слишком часто подростки не уверены в себе, импульсивны, обидчивы, легкоранимы. Они в большинстве своем демонстративны и любят выставлять напоказ свои увлечения и пристрастия - с этим ничего не поделать.

Проблемами самовыражения и самопознания отражены в трудах Байлука В.В. "Основы самопознания и самореализации личности"

Самовыражение - это путь к самореализации личности, а также компонент её социализации. Из этого следует, что самовыражение является необходимой частью жизни и развития на протяжении всей жизни человека.

Самовыражение личности представляет собой естественную потребность каждого человека, потому рассмотрим наиболее часто встречаемые способы самовыражения личности. Не беря во внимание то, что периодически современное общество диктует нам свои правила, загоняя тем самым в определенные стандарты или рамки, принуждая демонстрировать особый вид поведения, порой даже заставляя придерживаться конкретного внешнего вида, тем не менее каждый из нас стремиться найти то время, когда можно побыть самим собой. Поведение на работе или в университете, это разумеется не самые лучшие места, где можно в полной мере проявить свою индивидуальность. А вот воспользоваться свободным временем, чтобы заняться самовыражением себя, вполне полезно и даже необходимо.

Самовыражение человека – страх и свобода

Достаточно важным можно считать свободное самовыражение человека, но вместе с этим могут возникнуть некоторые трудности, которые могут привести к проблемам. Почему так все происходит?

Самовыражение человека вдохновляет, а также дает разрядку от негатива и усталости;
Самовыражение – это наиболее мощный и доступный источник счастья и радости;
Самовыражение – наилучший способ обрести друзей и единомышленников по духу;
Самовыражение придает уверенности в себе и в своих силах, а также поднимает самооценку.

Если человек в следствии, каких-либо причин не имеет возможности свободно заниматься самовыражением, это может привести к появлению многих комплексов, к зажатости личности, и к снижению своей самооценки. Многие люди воспринимают самовыражение, как жизненную цель, и это не просто так: человек, который не надевает поведенческих масок, свободно занимается творчеством, намного счастливее всех остальных.

Способы самовыражения

Очень важно, чтобы каждый человек нашел свой способ самовыражения. Для кого-то это может быть профессиональный успех либо карьера, кто-то находит себя в рукоделии или в творчестве, а кто-то любит самовыражаться при помощи своей внешности. Рассмотрим наиболее частые варианты:

1. Внешнее самовыражение. Большая часть психологов солидарны во мнении друг с другом, что именно внешнее самовыражение в значительной степени делает человека счастливее. Такой способ самовыражения имеет свои преимущества и способен помочь в значительной степени. Главное, это добавить немного индивидуальности в свой неповторимый образ, но не перегибайте палку в этом вопросе, ищите золотую середину. Попробуйте проявить вкус именно в стиле и постепенно совершенствуйте его. Данный совет поможет выглядеть ярче, гармоничнее и несомненно стильно. через этот способ способно не только , но и открыть в себе новые таланты в которых вы до сих пор и не подозревали.

2. Самовыражение человека в профессиональной сфере. В обществе принято говорить: «Самая лучшая работа – это хобби, которое высоко оплачивается ». Если у вас, получается удачно выражать себя в профессиональной деятельности, можете считать себя самым счастливым из людей, так как для многих работа – это лишь метод позволяющий получить заработную плату. Как правило, такой способ самовыражения удается представителям творческих профессий. Но, если вы, занимаете руководящий пост или вы прирожденный руководитель – это безусловно можно считать отличным самовыражением.

3. Самовыражение в творчестве. Этот способ очень эффективен и в психологии используется для того, чтобы оказать помощь человеку в эмоциональном плане выплеснуть накопившуюся негативную энергию и разрешить внутренние накопившиеся проблемы. Наверное, вы замечали, что позитивных картин и стихотворений очень мало на самом деле. Все дело в том, что художники и поэту в первую очередь стремятся выпустить именно негативные эмоции, боль или яркую экспрессию. Как правило это закономерность: способность к самовыражению преодолевает внутреннюю накопившуюся боль. Этот процесс очень сложный для понимания, но в итоге рождается шедевр, произведение искусства. Если вы до сих пор в поисках себя – все подряд пробуйте, пока не найдете то, что вам по душе.

4. Самовыражение вкусов. Мировые ученые пришли к выводу, что люди, которые любят слушать одинаковую музыку имеют много общего в том числе и схожие черты темперамента, вкуса и характера. Обсуждая общие интересы с единомышленниками, будь то фильмы, книги, музыка и так далее, вы так же самовыражаетесь и вместе с тем приятно проводите время.

Приведенные выше способы самовыражения личности , способны не только помочь вам, но и существенно улучшить вашу жизнь.

Как было отмечено выше, теоретики маркетинга и психологии определили ряд направлений, в которых концепция самореализации проявляется в повседневной жизни человека: стремление к совершенству; самоконтроль; фантазии и подарки самому себе. Между тем такой подход далеко не однозначен.

По Дж. Энджелу, обладание вещами играет также важную роль связующего звена между человеком и его прошлым. Различные предметы зачастую приобретаются для того, чтобы сохранить воспоминания и служить своего рода символами разных вех в жизни человека. Поэтому утверждение, будто такие предметы приобретают священный смысл, вовсе не является преувеличением. Сохранение прошлого может даже стать мощным рекламным призывом.

Как было подмечено исследователями, суть в том, что окружающие нас предметы могут приобретать черты, далеко выходящие за рамки их обычного назначения. В результате с некоторыми товарами могут связываться, и порой самым невероятным образом, глубокие и очень сложные ассоциации. Классическим литературным примером являются джинсы "Levis", воплотившие в себе множество ассоциативных граней.

Уверенность: "Мне не нужно беспокоиться о том, что я надеваю".

Волшебство: "В них я могу все".

Воплощение самого себя: "Джинсы - это я".

Мнемоническая ценность: "Джинсы -- это мой спутник, с которым связано так много воспоминаний".

Долговечность: "Я доверяю своим джинсам, они -- сама вечность".

Ритуальность: "Я всегда буду помнить, как разнашивал (а) эти джинсы, и дорожу тем, что ношу джинсы любимой фирмы моей мамы".

На практике те или иные жизненные ситуации характеризуются собственными социальными ожиданиями, и поэтому потребитель приводит в соответствие свое поведение, которое может трансформироваться или резко меняться. Такое явление называется самоконтролем. Самоконтроль может проявляться в трех формах:

озабоченность социальной уместностью поведения;

внимание к социальным различиям как способ определения подходящего самовыражения;

способность по-разному "подавать" себя и выражать свои чувства в зависимости от ситуации.

Люди с низким уровнем самоконтроля более склонны исходить в своем поведении из личных представлений, чувств и интересов, и, следовательно, они более последовательны. Представители этой категории людей живо реагируют на рекламные призывы, потому как они предпочитают "вести толпу за собой", нежели следовать ей. Однако те, у кого самоконтроль очень развит, более отзывчивы на объявления, представляющие их идеальный образ, т. е. имидж, которому они хотели бы соответствовать в определенной социальной ситуации.

Другая форма контроля -- это сравнение своего настоящего и идеального "Я". Результатом этого сравнения чаще всего становятся фантазии и мечты. Конечно, если брать крайние случаи, такое поведение может иметь пагубные последствия, однако несомненно и то, что фантазия способна стать мощным стимулом к совершению покупки.

Значительное число людей считают, что подарок самому себе -- это вполне обычное явление. Такое событие является заранее обдуманным и, как правило, выражается в виде приобретения продукта или услуги, в которых человек в высшей степени заинтересован.

Потребность - основное понятие, которому маркетологам следует уделить внимание при разработке стратегий влияния на поведение потребителей. Если определить и измерить потребность, то маркетинговые усилия можно скоординировать так, чтобы они наилучшим образом отвечали целям потребителей. Но при этом необходимо осуществить оценку потребностей.

Сс

С-тип личности

С-тип личности – условное обозначение совокупности индивидуальных характеристик личности, наличие которых увеличивает риск развития онкологических заболеваний. В комплекс входят факторы:

  • склонность человека подавлять отрицательные эмоции;
  • боязнь, неумение и нежелание открыто выражать свои чувства;
  • стремление избегать конфликтных ситуаций и ограничивать свое участие в мероприятиях, чреватых стрессом;
  • наличие скрытой личностной зависимости от других особ при демонстративной, наигранной самостоятельности;
  • тенденция проводить деятельности самостоятельно, не прибегая, даже при крайней необходимости, к помощи других людей.
  • Садизм

    Садизм – синонимы: насильничество или тиранизм в эротической сфере, активная альголагния. Форма извращения полового поведения, при которой достичь сексуального возбуждения и последующего удовлетворения возможно только при унижении партнера: причинении ему физической боли или душевных мук. Эротическое наслаждение для индивида с садистскими наклонностями наступает лишь при абсолютном доминировании, безраздельном господстве над интимным партнером, что достигается за счет обширного спектра целенаправленных действий: от словесных оскорблений до причинения увечий. Термин «садизм» используется нередко в более широком значении для обозначения глобальных наклонностей личности, проявляемых в стремлении достигнуть господства над другими людьми за счет причинения им физических повреждений и психических травм.

    Садомазохизм

    Садомазохизм – форма девиантного поведения, характеризуемая преобладанием у одного индивидуума садистских и мазохистских переживаний и соответствующих действий. При садомазохизме его отдельные элементы – черты садизма и мазохизма – взаимодополняющие, и их внедрение в жизнь выступает необходимым условием для сексуального возбуждения и полового удовлетворения человека.

    Самоактуализация

    Самоактуализация – процесс развития и раскрытия индивидом своего потенциала в разных сферах деятельности. Базируется на наличии у личности стремления к максимальному выявлению своих способностей и желания развить существующие возможности.

    Самовоспитание

    Самовоспитание – специальная сознательная и целенаправленная деятельность индивида, проводимая для формирования себя как личности. Непрерывный процесс сознательной выработки определенных личностных качеств для дальнейшей самореализации в соответствии с ясно осознанным смыслом и избранными человеком целями.

    Самовыражение

    Самовыражение – внешняя актуализация, открытое проявление, воплощение в материальном мире внутренних переживаний и состояний индивидуума. Способность личности продемонстрировать окружающим свое индивидуальное мировоззрение.

    Самоидентификация

    Самоидентификация – процесс, посредством которого индивидуум уподобляет себя какой-то конкретной личности или созданному в воображении образу человека. Важнейшее условие для социализации личности, ключевой элемент, влияющий на модель поведения индивидуума в обществе.

    Самоконтроль

    Самоконтроль – термин, описывающий выполнение человеком специальных действий по управлению собственной сферой сознания. Процесс самоконтроля базируется на осознании и проведении оценки человеком выполняемых действий, протекающих психических процессов и эмоционального состояния.

    Самокритичность

    Самокритичность – нравственное качество человека, подразумевающее способность индивида объективно оценить свои позитивные и негативные качества характера. Умение непредвзято проанализировать свои достоинства и недостатки. Осознание своих отрицательных черт и последующее определение плана собственного роста.

    Самообладание

    Самообладание – умение владеть собой при наступлении критических ситуаций. Способность личности сохранять хладнокровие и последовательно действовать, невзирая на возникшие трудности. Возможность объективно оценивать ситуацию при воздействии дезорганизующих факторов, ухудшающих эмоциональное состояние.

    Самонаблюдение

    Самонаблюдение – форма самостоятельного изучения и наблюдения субъектом за собственным состоянием психоэмоциональной сферы и проводимыми им действиями. Нацелено на взятие под личный контроль собственного поведения. Ориентировано на переход на новый, более эффективный уровень регуляции процессов психической деятельности.

    Самооценка

    Самооценка – относительно устойчивый, в то же время динамично развивающийся структурный комплекс, отражающий существующее мнение человека о себе как личности. Когнитивная схема, образованная путем обобщения предыдущего жизненного опыта, определяющая социальную значимость, которой персона наделяет свою личность. Такие суждения носят субъективный характер.
    Самооценка – отражение восприятия личностью ценности отдельных сторон своего характера, качеств, достоинств и недостатков, способностей и возможностей. Существующее представление у субъекта о своем месте в социуме, о важности выполняемой деятельности. Является основным фактором, регулирующим поведение индивида в обществе.
    Нередко термин используется для обозначения любых суждений субъекта о себе, включающих возраст, черты характера, состояние здоровья, личные цели, переживания.

    Саморазвитие

    Саморазвитие – процесс роста и раскрытия человеком возможностей своей личности, развитие собственных физических и умственных способностей. Активное, последовательное движение к психической и эмоциональной зрелости для качественного изменения личностного статуса.

    Саморазрушение

    Саморазрушение – процесс, инициируемый и проводимый субъектом, подразумевающий намеренное причинение вреда собственному физическому и психическому здоровью. Нелогичные и нецелесообразные действия, приводящие к ухудшению положения человека в социуме или полному обрыванию связей индивида с обществом.

    Самореализация

    Самореализация – активный процесс раскрытия человеком собственного потенциала. Проявление во внешнем мире существующих врожденных или приобретенных способностей, воплощение возможностей в действительности.

    Саморегуляция

    Саморегуляция – понятие, описывающее разнообразные механизмы регуляции активности всех систем живого организма, включая психическую сферу, для обеспечения бесперебойного, целесообразного функционирования организма.

    Самосознание

    Самосознание – осознание, целостная оценка и принятие субъектом себя как личности с индивидуальностью. Понимание человеком своей сущности, нравственного облика, жизненных ценностей, идеалов. Осознание своих интересов, потребностей, целей, мотивов поведения. В структуру самосознания включено три компонента: самопознание, самооценка, саморегуляция.

    Самостоятельность

    Самостоятельность – важный элемент в характерологической структуре субъекта, подразумевающий наличие у индивида независимости взглядов, суждений, поведения. Свойство личности, базирующееся на активной деятельности мышления, волевой и эмоциональной сферы. Проявляется в наличии у человека инициативности, способностях к критическому взгляду на происходящее, адекватного уровня самооценки. Невозможно существование самостоятельности без наличия у объекта чувства личной ответственности за проводимую деятельность и собственное поведение.

    Самоуверенность

    Самоуверенность – необоснованная уверенность субъекта в собственной правоте и безгрешности, ошибочное наделение себя уникальными способностями и возможностями. Отсутствие критики к собственным идеям, задачам, планам, проводимой деятельности.

    Самоутверждение

    Самоутверждение – потребность индивида достигнуть высокой оценки собственных качеств, способностей, достижений и базирующаяся на этом стремлении модель поведения. Желание субъекта достигнуть и удержать определенный социальный статус в обществе. Предъявление во внешнем мире своего законного права на раскрытие существующих талантов. Самоутверждение может занимать доминирующее или рядовое место в иерархии потребностей человека.

    Самочувствие

    Самочувствие – термин, отображающий субъективное переживание индивидуумом своих ощущений. Описание степени комфортности состояния субъекта в физиологическом и психологическом аспекте. Физическое и душевное состояние человека в данный момент времени.

    Сверхценная идея

    Сверхценная идея – психологический термин, обозначающий суждения, представления человека, которые занимают в его сознании преобладающую позицию, не соответствующую их истинному значению. Аффективно окрашенная идея, сформированная под действием реальных обстоятельств, однако эта мысль приобрела неадекватно огромное значение.

    Свойства нервной системы

    Свойства нервной системы – совокупность устойчивых, преимущественно генетически обусловленных особенностей функционирования нервной системы. Оказывают определяющее значение на индивидуальные свойства психологической конституции личности, в большей мере обуславливают степень активности индивида и его поведение в обществе. Свойства нервной системы включают основные составляющие: силу, подвижность, уравновешенность, динамичность, лабильность, активированность.

    Сдвиг к риску

    Сдвиг к риску – феномен, являющийся одним из эффектов группового поведения. Подразумевает закономерность принятия более рискованных и радикальных решений группой лиц в сравнении с более продуманными и осторожными решениями, которые принимает индивидуум автономно, самостоятельно.

    Сенестопатии

    Сенестопатии – разнообразные неприятные и тягостные ощущения, возникающие внезапно. Сенестопатии не отражают объективное состояние организма, возникают по своей локализации на участках, в которых реально отсутствуют какие-либо очаги повреждения либо инородные анатомические образования.

    Сензитивность

    Сензитивность – особенность характерологической структуры индивида, проявляющаяся в чрезмерной восприимчивости и повышенной чувствительности к происходящим событиям. Проявляется в излишней ранимости, мнительности, неуверенности в себе, сомнениями. Сопровождается высоким уровнем тревожности и патологической боязнью возникновения новых нестандартных ситуаций. Нередко является симптомом психоэмоциональных расстройств.

    Сенсорная изоляция

    Сенсорная изоляция – пребывание человека или содержание его организма в условиях, исключающих воздействие факторов окружающей среды при отсутствии большого числа естественных раздражителей. В условиях сенсорной изоляции у субъекта нарушается ход психических процессов, появляются иллюзии, ухудшаются функции мышления, утрачивается способность к функциональному поведению.

    Сервилизм

    Сервилизм – разновидность мазохизма, при котором субъект может ощутить сексуальное возбуждение и удовлетворение исключительно в случае, если он играет роль человека с низким социальным статусом, раба, лишенного всяких прав, или принимает облик молчаливого покорного животного.

    Синанон

    Синанон – вид групповой психотерапии, подразумевающий проведение тренингов в игровой форме, обеспечивающих свободное выражение отрицательных переживаний и негативных эмоций.

    Синдром психопатологический

    Синдром психопатологический – термин, используемый в психиатрии для обозначения комплекса симптомов, объединенных друг с другом на основании схожих механизмов развития. Отражает психоэмоциональное состояние человека и выступает своеобразным признаком расстройства психической деятельности индивидуума. Описано несколько специфических синдромов, в числе которых наиболее распространенными являются комплексы симптомов:

  • апатический;
  • астенический;
  • галлюцинаторно-паранойяльный;
  • депрессивный;
  • ипохондрический;
  • кататонический;
  • корсаковский;
  • маниакальный;
  • парафренный;
  • паранойяльный;
  • паралитический;
  • псевдопаралитический.
  • Синдром эмоционального выгорания

    Синдром эмоционального выгорания – симптомокомплекс, наблюдаемый чаще всего у людей, занятых в альтруистических профессиональных сферах и в системе «человек-человек». Проявляется сочетанием признаков: снижением работоспособности, умственным истощением, физическим утомлением, подавленным настроением, деперсонализацией.

    Синестезия

    Синестезия – понятие, отражающее специфическое явление сферы восприятия, когда при раздражении определенного органа чувств параллельно с появлением естественных ощущений у человека возникают ощущения иной модальности, свойственные иному органу чувств.

    Синкретизм

    Синкретизм – особенность восприятия и мышления, свойственная раннему детскому возрасту человека. Формирование избыточных субъективных связей проявляется в склонности сопоставлять и соединять между собой разноплановые события без наличия объективных достаточных оснований.

    Синтез

    Синтез – элемент, выступающий одной из основ когнитивной деятельности человека. Являет собой процесс соединения разноплановых компонентов в единую целостную структуру. Такая мыслительная операция проводится на разных этапах деятельности индивидуума: как в процессе познания явлений окружающего мира, так и в повседневной практической активности.

    Склонность

    Склонность – в аспекте психологических терминов: наличие у индивидуума любого мотивированного влечения положительного окраса, четко обозначенный интерес к выполнению какого-либо занятия в любой сфере жизнедеятельности.

    Слабоумие (синоним: деменция)

    Слабоумие (синоним: деменция) – глубокий хронический или прогрессирующий дефект когнитивной и мнестической сферы. Характеризуется проявлением разнообразных нарушений: утратой способности к ориентировке, счету, пониманию, ухудшением или потерей памяти, снижением возможности обучаться и утратой прежних знаний, расстройством критики, изменением поведения. Обычно имеет физиологические предпосылки.

    Словесный эксгибиционизм

    Словесный эксгибиционизм – вид сексуального извращения, проявляемый тем, что индивид способен достичь полового возбуждения и удовлетворения при произношении оскорблений, непристойностей, описывании подробностей интимных контактов своему половому партнеру.

    Смелость

    Смелость – положительная характеристика волевой сферы личности, проявляемая в решительности и храбрости, склонности активно действовать при наступлении неблагоприятных обстоятельств. Тенденция к преодолению трудностей, а не избеганию проблем.

    Смятение

    Смятение – состояние общей растерянности, сильной взволнованности, замешательства. Сильное беспокойство, граничащее с паникой, которое возникает в ситуациях, когда человек не уверен в правильности сделанного ранее выбора.

    Совладание

    Совладание – термин, описывающий процесс психической деятельности и выполняемых индивидом действий, ориентированных на преодоление кризисных событий при переживании стрессовых ситуаций.

    Сознание

    Сознание – главное понятие психической жизни индивидуума. Термин, описывающий способности и умение человека идеально воспроизводить события действительности в мышлении. Отражает все явления, происходящие и осознаваемые в данный момент времени. Объединяет все процессы психоэмоциональной деятельности личности, включая память, мышление, переживания.

    Сопереживание

    Сопереживание – одно из положительных нравственных качеств личности, проявляемое в способности субъекта уподобиться своим эмоциональным состоянием ощущениям других людей или группы. Выступает проявлением отношения личности к иным представителям социума.

    Социализация

    Социализация – многогранный динамичный процесс, при котором личность усваивает опыт иных представителей социума и общества в целом, осознает закономерности социальных отношений, овладевает формами поведения, принятыми в человеческом сообществе, приобретает качества, необходимые для нормального существования в определенных коллективных структурах.