Развлечения. Викторианский Лондон. Развлечения Экскурсия по лондону 17 века развлечения лондонцев

Лондон всегда славился своими театрами, конечно, во многом, благодаря Шекспиру. Помимо этого лондонец мог развлечься по всякому. Когда в январе 1845 года прибыл огромный винтовой корабль "Грейт Бритн", тысячи людей ежедневно подъезжали на лодках, чтобы на него посмотреть. Пожары собирали огромное количество зевак. Несмотря на просвещенность 19 века, нравы в чем-то были средневековые и сохранялись долго самые незатейливые увеселения толпы.

"Жестокие кровавые забавы, которыми лондонцы увлекались во времена Хогарта, с 1835 года попали под запрет. Теперь нельзя было развлечься, наблюдая травлю медведя или быка, либо для удовольствия пошвырять палки в привязанного петуха. Однако в бедных кварталах Лондона сохранилось около 70 мст, где, зная адреса, можно было полюбоваться на травлю крыс собаками или собачьи бои.
В Банхилл-Роу, близ улицы Мургейт, " в небольшом доме живет известный дрессировщик собак, хозяин питбуля. Все происходило на чердаке, куда поднимались по лестнице, а потом люк закрывался. Окна были забиты досками". Арена - "небольшой круг футов шесть в диаметре, с газовым освещением". Там имелась большая клетка с крысами, откуда выпускали с дюжину и натравливали на них необученную собаку, олнако это было не так интересно зрителям, а потому дохода не приносило. А вот на хорошей собаке-крысолове можно было заработать неплохие деньги. В этом случае на арену выпускали пять десятков крыс и натравливали на них бультерьера, а затем других собак. "Спортивные" бои продолжались до полуночи. Один содержатель паба ежегодно покупал в районе Энфилда 26 000 живых крыс по 3 пенса за каждую. "Ко мне тайно приходили знатные госпола и титулованные леди, чтобы в свое удовольствие понаблюдать за ходом боев."
В Лондоне имелись театры и мюзик-холлы на все вкусы.

У детей из трущоб всегда набиралась нужная сумма на билеты в находившийся в том же районе дешевый балаганчик. "Вечером в понедельник давали шесть представлений, и на каждом присутствовало 200 зрителей. .. Для них это совершенно непотребное зрелище, - возмущался Мейхью (неутомимый исследователь Лондона ). - Возраст зрителей был от 8 до 20 лет, и, что удивительно, большинство составляли юные девушки. Мужчины, видимо, предпочитали травлю крыс. Здесь звучали фривольные песенки, скабрезные шутки, мужчины и женщины исполняли непристойные танцы." Дешевый балаганчик, это место, где юношеская нищета встречается с юношеской преступностью... самое грязное, самое низкопробное место для развлечений, какое только можно себе представить... И запах здесь стоял неописуемый... На нас со всех сторон напирали, требуя джина, старухи и молодые женщины,девушки и юноши в жалких лохмотьях... Кто просил пинту, кто полпинты, а кто и стакан". Наибольшей популярностью пользовались криминальные истории, например,об убийстве Марии в "Красном Сарае" или о грабежах Джека Шеппарда на большой дороге. Расходы на постановку требовались минимальные - подмостки любого типа и фортепиано. Подобные заведения существовали в задних помещениях пабов во всех бедных кварталах Лондона. Владельцам пабов они приносили доход, а головы зрителей кружились от джина и восхищения образцами для подражания.

"Двенадцатая ночь" в постановке 19 века.

К концу 1860 -х годов на смену балаганам пришли театры и мюзик-холлы. В Лондоне работали 33 театра, где в основном показывали комедии и мелодрамы, некоторые из них славились тем, что в пантомимах участвовали полуодетые леди. В театре "Гаррик", находившемся поблизости от полицейского участка Уайтчепел, попасть в партер можно было за пенни, а билет в ложу стоил всего 2-3 пенса. В идущих здесь постановках "добродетель всегда вознаграждалась", и происходило это, разумеется, не в таком вульгарном варианте, как в дешевых балаганах. ...

... "Астлис-амфитеатр" в Ламбете давал эффектные представления с цирковыми наездниками, дрессированными лошадями, а порой и слонами. Здесь была круглая цирковая арена и авансцена. Театр "Друри-лейн" (сохранившийся и поныне) ставил на Рождество пантомимы. "Не произносилось ни слова. В партере и на галерке часто вспыхивали драки.

Сверху в партер градом летела кожура от апельсинов". Не было ничего удивительного в том, чтобы повстречать Манби ( Артур Манби -автор известных дневников своего времени) в театре "Хеймаркет", где он ждал в толпе у дверей галерки... чтобы усесться среди оборванцев и вместе с Ханной, своей любовницей-простолюдинкой, распивать в антрактах прямо из бутылки."

Здесь же в 1860 году в ложе у самой сцены были замечены "две неброские леди в черном в сопровождении графа Фландрского, состоящего в родстве с королевской четой через короля Бельгии. "С ними была королева, полускрытая портьерой, которая от души смеялась над фарсом", по всей очевидности, казавшимся ей забавным. Она, видимо, вполне нормально воспринимала "стражу из гренадеров в красных мундирах и медвежьих шапках, маршировавшую со сверкающими штыками взад-вперед перед зданием... Говорят, что вскоре после завершения строительства театра, такой караул требовался в особых случаях...Распоряжений об отмене караула не поступало, поэтому с того времени часовые так и остаются здесь".

Я не нашла упоминаний о том, что является бедствием современных театров, а именно, о большой очереди в антракте в дамский туалет.

Существовали мюзик-холлы, где за 6 пенсов вы могли пить и курить, глядя на акробатов, слушая отрывки из опер либо чернокожих исполнителей негритянских песен, на которых резервуар под сценой длиной 90 футов заполнялся водой с Нью-Ривер-Хед. В 1823 году здесь появились механизмы, позволявшие быстро поднимать сцену и декорации к потолку, что давало возможность без перерыва показывать "водные представления". Те, кто хотел выразить свои артистические склонности, могли посещать "Альберт-салун" на Тотхиллстрит,... где не было заранее составленной программы, а потому публика могла заказывать свои любимые номера - нечто вроде современного караоке. Существовали и богемные места, такие, как "Грот гармоний", в Ковент-гардене - "погребок, где распевали непристойные песенки, там собирались члены парламента, университетская профессура и светские щеголи с Роттен-Роу, чтобы насладиться обстановкой распущенности. Скабрезности вызывали взрывы хохота, головы выпивших лишнее представителей знатных семейств стукались об столы с пустыми стаканами, нестройный хор голосов, используя жаргонные словечки, требовал налить еще. Судьи и присяжные более других лтличались вульгарностью.
Самым известным мюзик-холлом была "Альгамбра". Большое здание на четыре-пять тысяч зрителей, построенное в мавританском стиле и дополненное Минаретами, располагалось на восточной стороне Лестер-сквер (теперь здесь кинотеатр "Одеон").

В 1854 году здесь открылся Королевский паноптикум науки и искусства, но ожидаемого наплыва посетителей не случилось, и потому его закрыли,

а с 1858 года здесь начал работать цирк. Была сооружена прекрасная арена для демонстрации мастерства выездки лошадей. После того, как кролева Виктория с семьей побывала на представлении с участием "Коня-красавца Черного Орла", успех заведению был обеспечен.

В 1860 году здесь открылся мюзик-холл. "Альгамбра" была приспособлена для танцев,музыки и великолепных сценических постановок. Наибольшим успехом пользовались балетные спектакли и такие номера, как "Акробат на летающей трапеции" Его выступления принимались с восторгом...легкость, грация, точно рассчитанные движения,

Три раскачивающиеся перекладины, подвешенные на длинных канатах, позволяли артисту совершать полет над зрительным залом и сценой огромного здания.

Номер акробата продолжался 10 минут, и публика ожидала его выступления с 8 вечера, когда открывался театр и до 11, когда артист появлялся на сцене. Тем временем её развлекали "танцами, запрещенными в Париже", - может, это был настоящий канкан без панталон?

И кордебалетом из 200 танцовщиц, "сильно загримированных (что не было заметно на расстоянии) и оттого казавшихся привлекательными, в сценических костюмах едва прикрывавших их наготу; вокруг них вились партнеры".

Здесь было 40 великолепных люстр, оркестр из 60 музыкантов, но " их заглушал шум, производимый туда и сюда прогуливающимися зрителями, которые скорее были настроены провести время в каком-либо из многочисленных баров... и пропустить рюмочку-другую ликера".
Конечно же, все тянулись обратно в зал, чтобы посмотреть " Гигантский каскад", когда с высоты сцены в находившийся под ней резервуар обрушивались тонны воды, уходившие оттуда в канализационные трубы. Возможно, публика возвращалась к ликеру, когда начиналось выступление парижанки Финетты, исполнявшей обычный канкан без "нарочитого бесстыдства при вздымании нижней юбки".
Финетта.

Это было излюбленное место женщин, которым приходилось жить за счет своих прелестей, ярмарка и биржа порока. В нижней части размещался буфет, известный, как "Кантина", где "сорок-пятьдесят танцовщиц стояли, болтая, или сидели в компании своих поклонников...
Нет ничего удивительного, что в респектабельных кругах "Альгамбра" считалась местом, куда молодым людям заглядывать не следовало, но они, разумеется, тут бывали.

Развлечения Лондонцев в XVII в. Ребят, помогите. Задали написать доклад о развлечениях Лондонцев в XVII.Помогите. и получил лучший ответ

Ответ от Olga Ismailova[гуру]
Лондонцы 17 века любили различные состязания.
Некоторые из них демонстрировали средневековый культ жестокости не только по отношению к животным (например, собачьи бои), но и человеку (кулачные бои). Гуманные правила проведения состязаний еще не сформировались, поэтому различные травмы, полученные в процессе состязаний зачастую носили тяжелый или даже летальный характер.
наиболее развитой и массовой формой проведения свободного времени англичан на протяжении XVI-XVIII вв. был спорт, как наиболее доступный и зрелищный. В отдельную категорию форм досуга следует отнесли охоту
Хотя охота была уделом богатых аристократов и как развлечение не носила массовый характер.
Целый ряд праздников и увеселений носили сезонный (цикличный) характер. Большинство праздников было связано с религиозным календарем. .
Лондонцы во все времена любили парковый отдых.Парки были местом прогулок и проведения спортивных состязаний, ибо на тот момент еще не существовало специализированных спортивных сооружений.
В отличие от спорта, кофейни были местом досуга для «избранных». Жизнь лондонской кофейни напоминала клуб по интересам, возможно, поэтому, свое историческое развитие кофейни продолжили в качестве клубов,
Безусловным фаворитом развлечений был театр. В 17 веке уже были профессиональные театры, некоторые - со своими зданиями. Их работа носила регулярный характер.
В основном - брала вот отсюда. Если мало - собери еще.

Ответ от [email protected] [гуру]
Фейерверк.
См. Великий Лондонский пожар 1666 года.


Ответ от Аркадий Дьячков [новичек]
..Столица огромной империи, центр мировой торговли, крупнейший и густонаселенный, самый роскошный и сказочный город в Европе, а возможно, и во всем мире.
Самым красивым городом Европы в 1700 г. был Лондон. Особое своеобразие и очарование ему придавали силуэты храмов, воздвигнутых архитектором Кристофером Реном. Среди церковных зданий выделялся собор Святого Павла, строительство которого в то время еще не было завершено. Оставалось возвести купол. Окончание работ затягивалось, и в народе в шутку стали говорить о медлительных людях: "Спешит, как строитель с ведром раствора на купол собора Святого Павла".
Главной водной артерией Великобритании, ее самой оживленной магистралью была река Темза, усеянная тысячами точек прогулочных, пассажирских и торговых судов.
Единственный Лондонский мост связывал северный и южный берега Темзы. Ниже по реке находился порт, в котором постоянно разгружались корабли, прибывшие со всех уголков земли с заморскими товарами.
Милые маленькие деревушки, расположенные в нескольких милях от центра города, Хампстед и Хайгет, были ярким контрастом с процветающей столицей. В эпоху, о которой идет речь, Лондон играл такую значительную роль в жизни королевства, как никогда ни ранее, ни позже. Здесь проживало не менее 530 тыс. человек, что составляло девятую часть населения всего государства, в то время как во втором по величине городе, Норидже, - лишь 30 тыс. жителей. Лондон как магнит притягивал людей разных сословий. Сюда стекались представители аристократии и дворянства, стремясь, чтобы их заметили при дворе. Они заседали в парламенте, улаживали свои дела в суде, развлекались, искали выгодные партии для своих детей, делали покупки... Лондон был настоящим раем для покупателей, он представлял собой огромный торговый центр, который мог удовлетворить любые запросы.
Для издателей газет рынком сбыта стали кофейни города, где посетители часы напролет проводили в дискуссиях и обсуждениях опубликованных материалов. Лондон был центром издательской деятельности, театральной и музыкальной жизни страны. Гости столицы знакомились здесь с новомодными течениями в искусстве и распространяли мнение о них по всему королевству.
Но этот огромный город не мог обеспечить себя людскими ресурсами. Смертность здесь возросла по сравнению с предыдущим столетием. В Лондоне теперь чаще хоронили, чем крестили. Каждый третий младенец умирал, не дожив до двух лет. И лишь только половина остальных детей доживала до пятнадцати лет. Взрослые же люди, становившиеся уже кормильцами больших семейств, очень часто уходили из жизни в 30-40 лет.
Вдоль улиц столицы тянулись сточные канавы; питьевая вода была загрязнена; зловоние помоек распространялось по всей округе; захоронения на переполненных кладбищах проходили бесконтрольно; жилища горожан не имели ни водопровода, ни канализации. Одним словом, в то время в Лондоне не существовало ни малейшего понятия об общественной гигиене. Туры в Лондон для прочих Англичан, как таковые тоже отсутствовали. Дышать было нечем: атмосферу загрязнял дым тысячи мелких пожаров, вредивших как людям, так и природе. Широко распространен был туберкулез, и эпидемии оспы жестоко косили жителей густонаселенного города. Лекарства в то время были малоэффективны, и поэтому даже незначительное телесное повреждение человека могло повлечь за собой опасное заболевание, чреватое смертельным исходом. И это неудивительно, так как коренные лондонцы отличались слабым здоровьем и страдали, как правило, целым рядом хронических заболеваний. Поэтому столица нуждалась в постоянном притоке мигрантов. Ежегодно в Лондон прибывало на жительство примерно 8 тыс. молодых людей из всех частей королевства, их привлекали заработки, которые были на 30 процентов выше средних по стране.
Великий пожар 1666 г., вернее, необходимость восстанавливать город

В 1600 году в Лондоне проживало 250 тысяч человек. Лондон был сильно вытянут с запада, от Вестминстера, на восток. Между Лондоном и Вестиминстером по тракту Стрэнд с 16 века стали строить свои дома состоятельные люди. К слову, параллельно Стрэнду шел тракт Паунд - «Фунт», читай, Рублевка.

В первой половине века, при короле Карле I Лондон обогатился немалым числом достопримечательностей. Банкетный Зал при Уайтхаусе построили в 1622. В 1635 для публики открыли Гайд-парк, а в 1637 - Ричмондский парк для охоты. В том же году открылся Дворец Королевы в Гринвиче.

Город развивался за счет экспорта шерсти, а также «отличного шафрана в небольших количествах, изобилия свинца и олова, овечьих и кроличьих шкурок без числа, равно и других видов прекрасной пушнины и кожи, а также пива, сыра и другой провизии». Королевскую биржу для этих дел учредили еще в 1571.

Немного портили картину поветрия бубонной чумы 1603, 1633 и 1665 годов. Было неприятно, но популяцию лондонцев оказалось не так легко уменьшить.

В 1642 году король подрался с парламентом. Лондон симпатизировал роялистам, но им не симпатизировала судьба, и в 1643 году столицу им пришлось сдать. Зато когда в 1660 король Карл II вернул себе трон, поприветствовать его вышли 20 тысяч лондонцев.

В 1666 году в городе случился тот самый пожар, из-за которого многие всерьез поверили в вероятность конца света. Загорелось 2 сентября в доме пекаря на Пудинг-лэйн. Огонь распространялся быстро, подгоняемый ветром и человеческой глупостью. Большой вклад в уничтожение города сделал лорд мэр, который сначала не придал значения сообщению о пожаре, ответив него исторической фразой: «A woman might piss it out!» Видимо, женщину соответствующих размеров так и не нашли. Когда огонь стал распространяться, ему посоветовали создать огню заградительную линию, взорвав некоторые здания. «Ага, а потом платить хозяевам домов компенсацию!» - ответил рачительный мэр и снова ничего не сделал. Сгорело примерно 13200 домов, и примерно 80 тысяч человек оказались на улице. По приказу короля палатки для потерпевших сооружали из парусов английского флота. После этого дома в Лондоне строили только из кирпича, а мэров выбирали только с IQ выше, чем у бабуина.

В конце века в столице появились новые фешенебельные кварталы - в Блумсбери, по дороге на Найтсбридж и к северу от дворца Сент-Джеймс. Вокруг города построили несколько развлекательных центров для состоятельных людей: на месте деревень Клэпхэм, Хэкни, Камберуэлл и Стритхэм. Что касается торгового центра, им на протяжение всего века оставался рынок Биллингсгейт.

Еще в Лондоне появился водопровод и уличное освещение. Последнее засияло горожанам в 1685 году

Живопись в Англии 17 века занимала скромное положение, поэтому Лондон того времени сподручнее всего иллюстрировать гравюрой и лубком.
Вот, кстати, и лубок "Карлу Первому голову при Уайт-холле отрубают, а народ с большим интересом за сим наблюдает". обратите внимание, с какой классицистской аккуратностью рассажены зеваки на крыше дворца.

Лубок, посвященный эпидемии чумы 1665 года в Лондоне.

Одна из самых популярных панорам Лондона-до-пожара. Автор - Виссчер.

Деталь. На ней видно, что уродливое здание с плоской крышей - не что иное как Святой Павел.

Живописная версия

Улица Лондона / Concept of Thames Street by Luc Fontenoy.

Лондон в то время представлял собой поселение в 448 гектаров, окруженных городской стеной. В стене имелись ворота Людгейт, Ньюгейт, Олдерсгейт, Крипплгейт, Мургейт и Бишопгейт, а с юга протекала Темза, которую можно было пересечь по Лондонскому мосту. По оценкам численность населения составляла около полмиллиона жителей.

Зимой 1664 года в небе над Лондоном была видна яркая комета, и горожане опасались, что она предвещает ужасные события. Так и случилось: вначале Великая чума, потом Великий пожар.

Благодаря великолепной студенческой работе каждый желающий за 3 минуты может прогуляться по допожарному Лондону 17 века.


Оригинал видео: Pudding Lane Productions, Crytek Off The Map youtube.com

2.


Чумная улица / Concept of Botolph Lane by Dan Peacock, showing the griminess and plague ridden street.

В 1665-1666 годах в Лондоне и Англии свирепствовала Великая чума, во время которой умерло приблизительно 100 000 человек, 20% населения Лондона. В 14 веке «Черная смерть» была суровей и масштабней, но как «великую» чуму запомнили именно бедствие 1665-1666 годов. Тогда случилась последняя крупная эпидемия чумы в стране. До этого вспышки наблюдались в 1603 году, когда от болезни умерло 30 тысяч лондонцев, в 1625, когда произошло 35 тысяч смертей, и в 1636 году, когда от чумы умерло около 10 тысяч человек.

По оценкам Джона Граунта, в 1665 году в Лондоне проживало около 460 тысяч человек. Граунт был демографом и выпускал оценки смертности за каждую неделю. Когда кто-либо умирал, звонил колокол и приходил «искатель смерти», чтобы осмотреть труп и определить причины смерти. Искатели в большинстве своем были невежественными старухами, которые за плату могли внести в официальные записи искаженную причину смерти. Когда человек умирал от чумы, подкупленный искатель называл иную причину смерти. Это происходило потому, что дома жертв чумы по закону должны были быть закрыты на 40-дневный карантин, при этом все члены семьи запирались в доме. Двери такого дома отмечались красным крестом и словами «Господи, помилуй нас», также около дверей ставился караульный.

3.


Кадр из проекта Off The Map.

По мере увеличения количества жертв вырывались все новые и новые ямы для трупов. Специально нанятые люди ездили на телегах по городу, призывая людей: «Выносите ваших мертвых», и увозили груды тел. Власти забеспокоились, что лавинообразный рост числа смертей может вызвать среди населения панику, и приказали проводить вывоз и захоронение трупов только ночью. Скоро тележек просто перестало хватать, и трупы начали складывать вдоль домов. Были восстановлены дневные разъезды и рытье ям, которые заполнялись уже разлагающимися трупами.

4.


Кадр из проекта Off The Map.

Было предпринято несколько попыток создать систему мер общественного здравоохранения для эффективной борьбы с эпидемией. Городские власти наняли врачей и организовали тщательное захоронение жертв, однако из-за распространившейся по городу паники, люди, боясь заражения, хоронили трупы поспешно. Причина болезни была неизвестна, но многие считали, что ее переносили животные, и, поэтому, Лондонская Корпорация приказала убивать кошек и собак. Вполне возможно, что это решение удлинило эпидемию, поскольку животные контролировали численность крыс, которые переносили блох. Власти также распорядились о том, чтобы огонь постоянно горел, и днем и ночью, в надежде на то, что он очистит воздух. Для того, чтобы отогнать инфекцию, жгли разные вещества, распространяющие сильные запахи, такие как перец, хмель и ладан. Жителей Лондона насильно заставляли курить табак.

5.


В Лондон чума пришла в июле 1665 года. Король Англии Карл II вместе со своей семьей и свитой покинул столицу и уехал в Оксфордшир. По документам установлено, что смертность в Лондоне доходила до 1 000 человек в неделю, затем — до 2 000 человек в неделю, и уже к сентябрю 1665 года достигла 7 000 человек в неделю.

К концу осени смертность начала снижаться, и в феврале 1666 года сочли безопасным возвращение в город короля и его окружения.

Случаи возникновения очагов заболевания продолжались до сентября 1666 года, но уже значительно более медленными темпами. Великий пожар, который случился в Лондоне в начале сентября 1666 года, уничтожил дома в большинстве густонаселенных районов.

Примерно в это же время вспышки чумы прекратились, вероятно, вследствие того, что инфицированные блохи погибали во время пожара вместе с крысами, которые их переносили.

6.


Великий пожар в Лондоне /Great Fire of London охватил центральные районы Лондона с воскресенья, 2 сентября по среду, 5 сентября, 1666 года. Огню подверглась территория лондонского Сити внутри древней римской городской стены. В пожаре сгорело 13500 домов, 87 приходских церквей, Собор святого Павла, большая часть правительственных зданий. Считается, что пожар лишил крова 70 тысяч человек, при тогдашнем населении центральной части Лондона в 80 тысяч. В литературе приводятся и другие цифры потерявших жилье. Точно неизвестно, сколько людей погибло при пожаре, есть сведения всего лишь о нескольких жертвах, но множество жертв осталось не зафиксированными.

7.

Пожар начался в пекарне Томаса Фарринера на улочке Паддинг-лейн, вскоре после полуночи в воскресенье, 2 сентября. Огонь стал быстро распространяться по сити в западном направлении. Пожарные того времени, как правило, применяли метод разрушения зданий вокруг возгорания для того, чтобы огонь не распространялся. Это не сделали только потому, что лорд-мэр, г-н Томас Бладворт, не был уверен в целесообразности этих мер. К тому времени, когда он приказал разрушить здания, было слишком поздно.

В понедельник пожар продолжил распространяться на север, к центру Лондона. Во вторник пожар распространился на большей части города, разрушив Собор святого Павла, и перешел на противоположный берег реки Флит. Попытка потушить огонь, как полагают, увенчалась успехом из-за того, что стих восточный ветер, и гарнизону Тауэра с помощью пороха удалось создать противопожарные разрывы между зданиями для предотвращения дальнейшего распространения на восток.

8.

Несмотря на многочисленные радикальные предложения, Лондон был восстановлен по тому же плану, что и до пожара.

9.


Замысел: предварительные наброски.

Работа британских студентов над реконструкцией Лондона 17 века шла тщательно и не быстро.

10.


Результат: кадр из видеореконструкции

Дополнительную информацию о проекте, об идеях, концепциях и процессе воплощения замыслов можно получить в коллективном блоге авторов (англ.):

ru.wikipedia.org: Великая эпидемия чумы в Лондоне
James Leasor. The Plague and the Fire. - London: George Allen and Unwin, 1962
Даниэль Дефо. Дневник чумного года, содержащий наблюдения и воспоминания о самых замечательных событиях как общественных, так и сугубо личных, произошедших в Лондоне во время последнего великого испытания в 1665 году. Пер. К. Н. Атарова
History of the Plague in England by Daniel Defoe

Изображения : puddinglanedmuga.blogspot.co.uk; картинки 3, 4, 10: кадры видео с youtube

О том, когда появилось понятие «дизайн интерьеров», о том, как устроены лондонские дома внутри, как менялись привычки лондонцев с течением времени, а также о мебели, обоях, тканях и посуде, характерных для обстановки домов лондонцев среднего класса, рассказывает потрясающий лондонский музей Джеффри. Для вас на основании музейного гида я подготовила обстоятельный пост, который нужно прочитать каждому, кого занимает декорирование и обустройство дома.

Музей Джеффри занимает здание бывшей богадельни и исследует то, как менялось устройство и обстановка домов, а также стиль жизни лондонского среднего класса . В музее, вход в который бесплатный, воссоздано несколько гостиных разных веков, демонстрирующих разные стили, и рассказано о том, как менялись вкусы и привычки людей, живших в Лондоне в 17-20 веках.

Гостиная (hall) в 1630 году. Гостиная считалась главным пространством в доме, где проводили время члены семьи, а также персонал, обслуживающий семью и расположенный на первом (ground floor) этаже семейный бизнес, например, магазин или мастерскую. Это место для приема пищи и встречи гостей. Гостиная — место общественное, в то время как другие комнаты, например, спальни, считались уже более личной территорией. Ну, с 1630 года мало что поменялось, правда?

Традиционный для этого периода тип отделки стен представляет собой дубовые панели, из дуба же выполнена мебель. Разница в оттенках продиктована тем, что мебель — это оригинал 17 века, а панели — современная копия. На полу — что-то типа большой циновки, которую принято было сбрызгивать водой для того, чтобы не давать пыли подниматься. Для ароматизации покрытия использовали ароматные травы. Камин для готовки, конечно, не использовали (пищу готовили на кухне в задней части дома); перед ним — кресло, которое занимал глава семьи или почетный гость дома. Стол раскладной. Обратите внимание на то, как необычно убираются под него табуреты.

Интересно, что устройство или, вернее, расположение бизнеса (магазина, мастерской, бюро), где проводил большую часть времени глава семьи, сильно влияло и на лондонскую архитектуру, и на распорядок дня. Если в 17 веке хозяин дома держал лавку или мастерскую на первом этаже дома, в котором жил, и имел возможность обедать (обед был главным приемом пищи) вместе со всей семьей в 12 часов, то позже, когда бизнес-помещения стали отделены от жилых домов, главным приемом пищи стал не обед, а ужин около 18-19 часов, то есть в то время, когда хозяин дома уже вернулся с работы.

Большая часть Лондона была разрушена в пожаре 1666 года, за которым последовал период активного строительства и восстановления британской столицы. Дома теперь предписано было строить не деревянными, а каменными, 3-4 этажными. Как правило они имели 2 комнаты на каждом этаже; первый этаж по-прежнему был коммерческим. Самой большой комнатой в доме оставалась гостиная-столовая (dining room/parlour), которая имела окна на улицу. В Музее Джеффри скопирована комната в одном из домов, построенном в 1686 году в лондонском Сохо . Панели, которыми отделаны стены, сделаны уже не из дуба, а из более дешевой сосны (и очень напоминают отделку стен в моей квартире, да), окрашены краской естественного светло-серого цвета, камин отделан мрамором. Дома топятся в то время не деревом, а углем. Если раньше окна были распашными, то теперь они стали подъемными. Ковры могли позволить себе не все; зачастую полы, сделанные из сосны, оставляли открытыми.

Этот тип гостиной отличается большей приватностью, чем была характерна для комнаты на предыдущей фотографии. Мебель стала легче, самым престижным материалом для нее стал орех, более дешевым был бук, который часто покрывали черным лаком для имитации традиционного для Китая и Японии стиля. Комната наполнена вещами, призванными демонстрировать статус семьи, например, здесь есть часы, зеркала, чего не было в обиходе среднего класса еще несколько десятилетий назад.

На фотографии выше — гостиная в лондонском доме в 1745 году. Мало что изменилось по сравнению с концом 17 века. Стеновые панели по-прежнему сделаны из сосны и покрыты светлой краской, пол не закрыт ковром, камин отделан мрамором. Комната по-прежнему использовалась как гостиная и столовая для семьи и ее гостей, обычная обстановка обязательно включала в себя раскладной стол с комплектом стульев. На этой фотографии интересен столик, предназначенный для шитья или подачи чая: он имеет основание-трипод и поворотную столешницу, что позволяло хранить его компактно у стены.

В моду вошли горячие напитки (чай, кофе, горячий шоколад), что потребовало появления соответствующей посуды. Фарфор импортировался из Китая и оставался дорогим, более дешевое производство было налажено в Европе и Великобритании только к концу века.

Комната на фотографии выше относится к 1790 году . Выбор текстиля, предметов обстановки стал шире, цены — ниже, стали популярны обои, обставлять дома по последней моде стало проще. В отделке стен стало принято использовать сочетание обоев в верхней части и панелей в нижней. Панели и окна стало принято красить белым, что явилось отголоском моды на опрятные, изящные и респектабельные одновременно (neat) интерьеры.

В убранстве комнаты появились ковры — их делали в уже не в Китае и Турции, а в Англии и Шотландии, а потому этот предмет интерьера стал более доступным.

Зеленое суконное покрытие стола говорит о том, что использовали его также для игры в карты. Стулья — дизайна Томаса Чиппендейла (1762 года), крупнейшего мастера английского мебельного искусства, чья фамилия стала нарицательной. Материал — красное дерево, обивка сделана из конского волоса, который ценили в то время за прочность.

На фотографии выше лучше виден рисунок обоев (это современная копия с образца 1780-х годов). Бюро, на котором стоят цветы, использовалось для написания писем и ведения домашней бухгалтерии, причем запиралось на ключ — наличие в доме слуг заставляло особо заботиться о сохранности ценных вещей.

К 1830 году гостиная (drawing room) и столовая разделились и гостиная стала комнатой, где отдыхают после обеда или ужина. В течение дня она использовалась преимущественно хозяйкой дома и ее гостями, члены семьи собирались здесь для чтения, рисования, игр или игры на музыкальных инструментах. Перед ужином здесь собирались гости, сюда же возвращались после ужина, причем первыми в гостиной располагались женщины, а мужчины присоединялись к ним уже после того, как были выкурены сигары и выпит портвейн.

Комната на фотографии скопирована с гостиной в Клэпхеме, на юге Лондона, которая располагалась на втором этаже, имела окна от пола до потолка, выходящие на улицу, и небольшой балкон с коваными перилами. Именно большое окно, богато украшенное и драпированное, стало вместо камина фокальной точкой гостиной. Панели практически вышли из моды, ковры стали не просто квадратными и расположенными по центру комнаты, а большими, подогнанными точно по размеру помещения, что говорит о том, что их производство стало еще дешевле. Стало модным сочетать, координировать разные предметы декора и обстановки между собой. Термин декорирование интерьера стал популярным именно в это время, бум интерьерных публикаций пришелся также на начало 19 века. Гостиная в это время чаще всего имела круглый стол в центре, несколько небольших столиков, предназначенных для письма, шитья или рисования.

На этой фотографии также интересны защитные вышитые экраны у камина, регулируемые по высоте. Очертания мебели остаются классическими, с многочисленными отсылками к античным формам — видите меандр на спинке кресла? Общее оформление комнаты очень декоративно, обращает на себя внимание обилие орнаментов и картин, более удобные диваны и кресла, богатство текстиля.

На фото выше — гостиная в 1870 году , в викторианскую эпоху. К этому времени бизнес-помещения окончательно отделились от жилых, хозяин дома стал ездить на работу в другую часть города, жилые дома стали все чаще располагаться в пригородах. Слуги стали проводить время в специальных помещениях, отдельные комнаты были выделены для детей и их нянь, так что гостиная в течение дня считалась женской территорией. В целом, комнат в доме стало больше и каждая из них получила отдельную функцию.

Гостиная в это время стала располагаться на первом этаже, а сами дома — строиться в более тихих зонах города. Типичным стали bay windows — мы бы назвали их эркерными. Посмотрите на фото ниже, чтобы понять, о чем речь.

Викторианские гостиные стали более уютными, еще более декоративными, с обилием орнаментов и текстур. Развитие производства привело к тому, что предметы декора стали еще более доступными, а выбор — еще шире. Появились в обиходе и предметы интерьера, копирующие стиль предыдущих эпох. С развитием почты популярность приобрели столы для написания писем, письменные приборы. Цвета обивки и штор превратились в более яркие с развитием технологий. Именно на это время пришелся расцвет таких марок обоев как Cole&Son или William Morris, популярных до сих пор.

Свечи ушли в прошлое, на смену им пришли масляные лампы, акцент с окна сместился снова на камин как символ домашнего уюта. У слуг стало больше уборки — горящее мало оставляло налет на мебели и стенах. В семье как правило были повар и домработница, хотя общее количество персонала сильно зависело от размера и положения семьи.

К 1910 году (фото вверху) огромное значение для формирования облика типичной лондонской гостиной начали иметь принципы движения искусств и ремёсел , опиравшегося в свою очередь на идеи прерафаэлизма. По сравнению с викторианскими интерьерами, интерьеры начала двадцатого века выглядят проще с точки зрения орнаментов и фактур, цвета превратились в более размытые, количество мебели уменьшилось. Основным декоративным приемом стало сочетание оклеенных обоями стен и оформленных белым плинтусов и дверей. Ковры, занимающие всю комнату, были вытеснены изделиями меньшего размера, которые можно было легко снять и почистить. Шторы также приобрели более простые и лаконичные формы.

Люди начала 20 века с удовольствием собирали предметы старины; на рынке появилось еще больше предметов, повторяющих стиль различных эпох.

В домах по-прежнему работали слуги, управление которыми осуществляла хозяйка дома. Женщины в большинстве своем не работали вне дома, занимаясь домашними делами, детьми, часто при помощи няни. Дому уделялось большое внимание как возможности подтвердить свой статус и упрочить положение в обществе, а потому по-прежнему были популярны домашние ужины и приемы.

В это же время в домах появилось электричество и холодная и горячая вода.

К 1935 году (фото выше) большое распространение получили квартиры, проживание в которых было адекватным выбором для женатой пары, еще не имеющей детей. Квартиры были небольшими, а потому гостиная совмещала несколько функций — точь-в-точь как в наших современных домах. Скромность площади компенсировалась комфортом, недоступным прежде. Электричество, телефоны, постоянная подача горячей воды, центральное отопление стали обычными и привычными в зданиях того времени, на первом этаже зачастую имевших магазин, ресторан, парикмахерскую или плавательный бассейн.

Комнаты приобрели более вытянутые формы, мебель и потолки превратились в более низкие. Линии мебели стали проще и современнее, гораздо меньше использовались декоративные орнаменты, деревянные окна сменились металлическими, которые давали квартире больше света. Камины, хоть и не служили больше целям отопления, оставались все еще популярными. Отдельных помещений для слуг в квартирах, конечно же, не было, но почти каждая семья имела приходящую ежедневно домработницу или уборщицу. Вечерний досуг включал уже не игру на фортепиано, а прослушивание радио или граммофонных записей. Ужины сменились коктейльными вечеринками в том числе и по причине нехватки места.

В целом, квартиры были более дорогими, чем дома в пригороде, но не требовали таких усилий по поддержанию в порядке и, что важно, соответствовали современному темпу и стилю жизни.

Таунхаусы, построенные в 1950-х , были чаще всего выдержаны в модернистском ключе, имели 2 или 3 этажа, общий для нескольких зданий или иногда частный сад, гараж. Стала популярной открытая планировка, создающая впечатление простора, невозможная раньше — открытое помещение ведь гораздо труднее отапливать.

Слуг и помощников по дому почти не стало, домашнюю работу начали выполнять взрослые члены семьи, а потому удобная планировка вышла на первый план. Поведение и ведение дома приобрели более неформальный характер, комнаты перестали иметь строго заданное назначение, к тому же, их число уменьшилось.

Белые стены, двери и потолки, паркетный пол, ковер в центре — такой мы видим гостиную этого периода на фотографии вверху. Скандинавская мебель или же произведенная в Британии мебель похожего стиля стала популярной за счет своих чистых и строгих линий. Стало меньше безделушек на открытых поверхностях, ведь убираться людям того времени приходилось самостоятельно. Вошли в моду домашние растения, ассоциировавшиеся со здоровой атмосферой и чистым воздухом.

В 1950-х появились телевизоры и окончательно заняли место фокальной точки в гостиной. С появлением телевизоров связано распространение низких кофейных столиков, не закрывавших обзор.

На 70-80 годы пришлось превращение многих фабричных помещений в Лондоне в жилые, что дало толчок развитию стиля лофт.

Дизайн этой квартиры-лофта 1998 года вполне узнаваем. Сочетание желтого и синего, очень модное в тот период, появление барной стойки, стеллажи для техники, использование металла и стекла — мы с этим стилем хорошо знакомы. Микс современной мебели и предметов дизайна середины 20 века, объединение кухни, гостиной и столовой — лично я узнаю в этом описании свою собственную квартиру. Именно такой подход к планировке, первоначально появившийся именно в лофтах, стал обычным и для квартир, расположенных в многоквартирных домах, и для таунхаусов.

Использование фактур и цветов стало более умеренным, минималистичным, как элементы декора в таких квартирах стали восприниматься архитектурные особенности здания — колонны, балки. Расцвет этого стиля пришелся в Британии на 90-е годы, мы же, похоже, переживаем его последние несколько лет.

Музей произвел на меня неизгладимое впечатление — я давно очарована лондонскими домами, с удовольствием читаю книги о повседневной жизни лондонцев разных эпох, не отклоняю приглашения в гости, дающие возможность посмотреть, как живут сейчас жители британской столицы. Если вы как и я интересуетесь дизайном и декором интерьера, вы ни в коем случае не можете пропустить