Рассказ про хлодвига по истории. Франки и их король хлодвиг. «Крестовый поход» Хлодвига

Хлодвиг I (Кловис, Хлодовех; около 466 - 27 ноября 511) - король франков, правил в 481/482-511 годах, из династии Меровингов. Сын короля Хильдерика I и королевы Базины Тюрингской. Хлодвиг был, безусловно, одним из самых крупных политиков своего времени.

Главным биографом Хлодвига является Григорий Турский, епископ города Тура. И летописец Фредегар, записавший свою «Хронику» в VII веке, и анонимный автор «Книги истории франков», живший в VIII веке, в основном повторяют Григория Турского, не делая значительных отступлений от его текста. Кроме того, до наших дней дошли некоторые фрагменты переписки того времени и более поздние записи, сделанные на основе источников, которые сегодня не сохранились.

Григорий Турский родился менее чем через три десятка лет после смерти Хлодвига и мог лично встречаться с людьми, ещё помнившими покойного короля. И уж точно он был знаком с людьми, знавшими жену Хлодвига королеву Клотильду, пережившую короля на 33 года и после смерти мужа удалившуюся в Тур, где она провела остаток жизни в базилике Святого Мартина. Став епископом Тура и решив написать свой труд, посвящённый франкским королям, позже получивший наименование «История франков», Григорий наверняка встречался с людьми, помнившими рассказы покойной королевы. Видимо, эти рассказы и легли в основу его повествования о Хлодвиге.

В истории Хлодвига, рассказанной Григорием Турским, переплелись и сказочные мотивы, восходящие к устной народной традиции, и сведения церковного происхождения. Его «История» богата наставлениями, так как изначально этот текст имел своей целью поучение, а затем превратился в хвалебную биографию. Поэтому данный источник плохо отвечает требованию точного изложения исторических фактов. Хронология правления Хлодвига часто неясна. Григорий считает перечисленные ниже события пятилетиями: например, война с Сиагрием произошла, по его сведениям, через пять лет после восшествия Хлодвига на престол, война против алеманнов - через пятнадцать лет после начала правления, война с вестготами - за пять лет до его смерти. Такая подача информации может быть некоторым упрощением со стороны автора. Но также вполне возможно, что эти даты близки к истине. Единственная более или менее точная дата, которой учёные располагают на сегодняшний день, - это дата смерти Хлодвига в 511 году. На основании того, что Григорий отмечает, что Хлодвиг правил 30 лет и умер в 45 лет, можно сделать вывод, что родился он около 466 года, а на престол взошёл примерно в 481 или 482 году.

Имя «Хлодвиг» (франкск. Hlodowig) состоит из двух частей - корней «hlod» (то есть «прославленный», «выдающийся», «именитый») и «wig» (что переводится как «бой»). Таким образом, «Хлодвиг» означает «Прославившийся в боях».

Франки и их король Хлодвиг

Варвары, которые умели бриться

В страшной битве на Каталаунских полях против полчищ Аттилы сражалось и племя франков. Франки славились своим воинским мастерством. Особенно боялись враги боевых топориков (или секир) франков, которые они с невероятной силой и меткостью бросали в цель. Жили франки сначала вдоль нижнего течения Рейна на границе с римской Галлией. Может, из-за столь близкого соседства с галло-римлянами франки даже внешне заметно отличались от многих других германцев. Все франки носили одежду из ткани, а не из звериных шкур, как было принято, например, у готов или лангобардов. Кроме того, что уж совсем необычно, франки стриглись и брили бороды. Только члены королевской семьи имели право носить длинные волосы.


Перстень-печать короля Хильдерика отца Хлодвига

Рождение франкского королевства

В конце V в. все франкские племена объединил под своей властью Хлодвиг из рода Меровея. Действуя где хитростью, где жестокостью, он устранил всех других франкских вождей и стал править один. Особое уважение соплеменников снискал Хлодвиг своей удачливостью в сражениях - ему удалось разбить в 486 г. римского наместника, правившего Галлией, и создать на месте этой провинции Римской империи свое королевство.

Королевская династия, основанная Хлодвигом, называется династией Меровйнгов в честь легендарного предка первого короля. Меровинги правили во Франкском королевстве до середины VIII в.

Путь от вождя варварского племени до короля большой страны не прост, не легок. Хлодвигу пришлось преодолевать сопротивление собственных соплеменников, многие из которых видели в его возвышении нарушение вековых обычаев и прав свободных франков. «Не слишком ли много власти забрал себе наш вождь?» - ворчали они.

Вождю сравнительно немногочисленных завоевателей-франков надо было также налаживать отношения с местным населением - галло-римлянами. И Хлодвиг нашел прекрасное решение.

Крещение Хлодвига

Поняв, что римская церковь может стать для него незаменимым союзником, Хлодвиг в 498 г. первым из всех варварских вождей принял христианство не в арианском варианте, а по римскому образцу. Он оставил язычество и крестился вместе со своей дружиной, а затем постепенно за ними последовали и остальные франки.

«Склони свою гордую выю,- сказал Хлодвигу крестивший его Ремигий, архиепископ Реймский, - сожги то, чему поклонялся, и поклонись тому, что сжигал!» Многие франки не одобряли решения Хлодвига переменить веру, но боялись своего короля. Зато римляне были очень довольны. «Ваша вера, - писал один из них Хлодвигу,- это наша победа!»

Вряд ли Хлодвиг разбирался в христианском учении, и уж тем более не был он образцовым христианином. Но поступок его оказался очень мудрым. С этих пор франки и римляне стали постепенно сливаться в один народ - их не разделяла вера, а кроме того, знакомство с христианством означало для франков приобщение ко многим сторонам римской культуры.


Сцена крещения. Миниатюра (IX в.)

Самому же Хлодвигу принятие христианства принесло поддержку влиятельного галльского епископата. Но Хлодвиг, возможно, догадывался еще об одном преимуществе новой религии. Христианство учит, что «всякая власть от Бога», а значит, это касается и самого Хлодвига, и его наследников. Подобного не было в верованиях древних германцев. Принятие христианской религии тем самым усилило короля, как бы еще более возвысив его над всеми прочими соплеменниками.


Держава Меровингов

Обычное право

Либо Хлодвиг, либо один из его ближайших потомков приказал записать древние законы франков. Точнее говоря, это были не законы, а обычаи. Законы пишут знатоки-юристы для монарха или парламента, а они потом провозглашают их от своего имени. В раннем средневековье дело было иначе. Никому не разрешалось «придумывать» новые законы. Можно лишь следовать давнему обычаю. Тогда люди считали, что только очень старые нормы бывают правильными. Любые новшества могут лишь нанести вред. На судебном заседании при разбирательстве какого-нибудь дела особые, заслуживающие доверия люди должны были «вспоминать», чего требует обычай в данном случае. Свои знания они передавали детям, а те внукам. Времена менялись, старые нормы не всегда соответствовали новым условиям. Тогда люди как бы помимо своей воли, сами этого не замечая, немного поправляли древний обычай. Но сами они при этом были совершенно убеждены, что следуют тем же правилам, что прадеды и прапрадеды.

Когда отношения между людьми строятся на основе устного обычая, а не письменного закона, говорят, что действует обычное право. Обычное право было раньше очень распространено, особенно в раннем средневековье. Короли той поры, желая издать новый закон, но боясь всеобщего недовольства «новшеством», часто объявляли, что им якобы удалось найти или вспомнить очень древний обычай, который теперь почти всеми, к несчастью, забыт...

«Салическая правда»

Сделанная по приказу Хлодвига запись старых обычаев франков стала одним из самых знаменитых памятников обычного права в Европе. Она называется «Салический закон», или «Салическая правда». Название происходит от того, что в сборник вошли законы только одного из франкских племен - салических франков.

Записать обычаи король велел вовсе не из досужего любопытства. Прежде всего, он сам хотел быть главным судьей. Пускай теперь все франки судятся между собой только по «Салической правде» - по нормам, одобренным королем. Если что-то в этих правилах неясно, то франкам надо теперь обращаться за разъяснением к королю. А он мог объяснить закон так, чтобы ему было это выгодно. Кроме того, король отбирал, какие обычаи стоит записывать в «Салическую правду», а какие - нет. Все, что его не устраивало в древних обычаях, было им как бы забыто, а все, что было выгодно, - в сборнике изложено подробно.

«Салическая правда» показывает, как усиливалась власть германского короля. Он уже не просто военный вождь. Он стремится быть настоящим государем.

В «Салической правде» есть множество сведений о жизни франков, об их обрядах, хозяйстве, верованиях. Некоторые из этих обычаев могут показаться нам очень странными. Так, франки не составляли документов о какой-либо сделке - скажем, о том, что земля переходит от одного хозяина к другому. В этих случаях франки выполняли при свидетелях определенный ритуал, или обряд. Например, передавали зеленый стебель из полы «продавца» в полу «покупателя». И уже никому и в голову не приходило, что оформленную так сделку можно нарушить. И дети, и внуки знали, что данный участок перешел к другому хозяину на «законном основании».


Участие в войнах: Междоусобная война. Войны с тюрингами, бургундами, вестготами и остготами.
Участие в сражениях: Пуатье.

(Chlodovechus) Франкский король из династии Меровингов (с 481)

Сын Хильдерика I. В 481 г. пятнадцатилетним юношей стал королем большей части салических франков. В 486 г. Хлодвиг двинулся против Сиагрия. Он действовал при поддержке своего родственника короля Рагнахара , резиденцией которого был город Камбре. Разбитый Сиагрий бежал к готскому королю Алариху II , но по требованию Хлодвига был выдан и казнен. Победа над Сиагрием не отдала в руки франков сразу все области, которыми он правил, и Хлодвигу пришлось брать город за городом, каждый из которых оказывал ему упорное сопротивление. Завоевание бывшей области Сиагрия затянулось на несколько лет.

При взятии городов язычники-франки грабили храмы, и в Суассоне при разграблении одного из них они захватили очень ценную кружку. Епископ стал ходатайствовать перед Хлодвигом о возвращении ее в церковь. Хлодвиг попросил воинов прибавить эту кружку к его доле добычи, и все согласились, кроме одного воина, который сказал, что Хлодвиг не получит ничего, кроме той доли добычи, которая достанется ему по жребию. Он рассек кружку, и епископу достались лишь ее осколки. На следующий год на военном смотре Хлодвиг подошел к этому воину и, заметив ему, что его оружие содержится не в должном порядке, бросил его секиру на землю. В момент, когда воин нагнулся, чтобы поднять свое оружие, Хлодвиг нанес ему своей секирой смертельный удар по голове, сказав: «Так ты поступил в Суассоне с кружкой ». Этим поступком Хлодвиг навел на своих воинов смертельный страх.

На десятом году своего правления Хлодвиг разбил тюрингов, которые беспокоили своими набегами франкские земли. Благодаря настояниям своей жены христианки Клотильды Хлодвиг в 496 г. принял христианство. Вместе с королем крестились около трех тысяч франков .

Церковное предание связывает этот факт с борьбой Хлодвига с аллеманами, которые нападали на земли франков. В решительной битве, когда войскам Хлодвига грозило поражение, он дал обещание креститься в случае своей победы. В сражении Хлодвиг нанес аллеманам страшное поражение , их король пал в бою, и Хлодвиг выполнил данный обет.

Обращение Хлодвига и франков в христианство открыло им возможность слияния с галло-римлянами и стало одной из важнейших причин дальнейших успехов Хлодвига. Он расширил границы своих владений от Сены до Луары, за которой лежали провинции, находившиеся под властью готов-ариан . Туземное население этих провинций призывало Хлодвига к борьбе с готами. Особенно усердно подвигало его на это духовенство.

Около 500 г. Хлодвиг в союзе с Гедегизелем Бургундским воевал против его брата Гундобальда . Хлодвиг победил Гундобальда и заставил его платить дань, однако после ухода Хлодвига Гундобальд победил и убил Гедегизеля, объединив в своих руках всю Бургундию и отказался платить дань франкам.

В 506 г. Хлодвиг начал поход в вестготское королевство. Желая чтобы галло-римское население видело в нем не врага, а освободителя от еретиков, Хлодвиг запретил своим воинам грабить население и брать у него что-нибудь даром, кроме воды и травы.

При Вугле (недалеко от Пуатье) Хлодвиг разбил готов, их король Аларих II был убит. Сын Хлодвига Теодорих подчинил власти своего отца города Оверни до самой бургундской границы, а сам Хлодвиг овладел большей частью Аквитании (за исключением Гаскони и Септимании). Франки вступили в Прованс, но тогда в события вмешался остготский король
Теодорих Великий . Его войска отбили франков от Арля, и все страна между Дюрансой и морем попала в руки остготов .

Находясь после победы над готами в Туре, Хлодвиг получил от императора Анастасия грамоту на консульство, напоминавшую о верховных правах империи на земли.

После готской войны Хлодвиг утвердил свою столицу в Париже, занимавшем центральное положение в государстве, и продолжал объединять франкские земли.

В Кёльне у франков королем был Зигиберт . Хлодвиг указал его сыну Хлодерику на старость и слабость Зигиберта и обещал ему, когда умрет Зигиберт, его королевство и свою дружбу. Тогда Хлодерик убил отца, но в свою очередь был убит подосланными к нему убийцами. После этого Хлодвиг вступил в его владения и добился от веча признания его своим королем.

Хлодвиг лишил власти короля Харариха и заставил его и его сына принять духовный сан, после чего убил их, захватив все королевство. В Камбре правил король Рагнаха р, которого подданные не любили за его страсть к роскоши. Хлодвиг двинулся против него и подкупил его левдов, которые связали Рагнахара и его брата и выдали их Хлодвигу, собственноручно убившему короля и его брата. Затем по приказу Хлодвига был убит другой брат Ригномер , и после этого все королевство перешло к Хлодвигу.

Постепенно Хлодвиг распространил свою власть на все земли франков, которые охотно поступали под власть богатого короля, щедро вознаграждавшего их за службу.

В 511 г. при Хлодвиге был созван первый в

Перед в битве на Каталаунских полях против гуннов сражались вместе с другими племенами и франки. Они были искусными воинами, особенно хорошо владели боевыми топориками, бросали их метко в цель. Это племя изначально проживало в нижнем течении Рейна около Галлии. Одежду предпочитали носить тканевую, стриглись и брили бороды. Длинные волосы были только у королей и их родственников.

Конец V в. ознаменовался для франков новым этапом в их истории. Все племена франков объединил Хлодвиг из рода Меровея. При помощи жестокости, хитрости и острого ума ему удалось устранить свих соперников на престол. Он был отличным полководцем. В 486 г. он разбил Римское войско на территории Галлии и основал там свое королевство. Его династия стала называться Меровинги, они правили Франкским государством до VIII в.

Хлодвиг Меровинг


Перед тем как Хлодвиг стал вождем, ему пришлось вступить в противостояние с собственными соплеменниками. Многие считали, что власть его незаконна и нарушает обычаи и права франков. Франки поселились на территории Галлии, но там уже проживало местное галло-римское население, с ними тоже Хлодвигу пришлось строить дружественные отношения.

Для этого он принял христианство в 498 г. по римскому образцу, так же сделала его дружина. А потом и остальные франки. Конечно Хлодвигу не было знакомо христианское учение и хорошим христианином он не был. Но теперь он стал часть галло-римского народа, и остальные франки могли пользоваться дарами римской культуры. Галльский епископат поддержал вождя, к тому же эта религия говорит о власти как о подарке Бога. Соответственно Хлодвиг мог сакрализировать свое нахождение на троне, то же самое могли делать и его наследники. Таким образом он усилил свою собственную власть.

Салическая правда Хлодвига


Хлодвиг поставил задачу записать все законы франков, они скорее походили на обычаи. В то время никто не мог придумать новые законы, все должны жить по обычаям, ибо считалось, что только старейшие норму могут быть правильными. На суде мудрецы должны были сказать, как велит поступить обычай в той или иной ситуации. Знания передавались из поколения в поколение.

Но время шло и многие нормы уже не соответствовали духу времени, тогда люди сами того не замечая меняли их понемногу. Таким образом, при действии устного обычая работает обычное право. Оно было очень распространено в раннем средневековье. Иногда король для обновления законов внезапно вспоминал старый обычай, который якобы был раньше позабыт.

Все забытые законы Хлодвиг записал в один документ, который стал первым юридическим памятником - Салическая правда. Запись законов нужна была для удобства ведения правосудия, а главным судьей хотел быть сам Хлодвиг. Если же закон был неясен, то люди обращались за разъяснением к королю, он же объяснял закон как ему было удобно. В данном документе содержатся сведения о быте франков, обрядах, верованиях. Некоторые законы выглядели странновато. Например, франки не удостоверяли документально сделки, а просто в присутствии свидетелей проводили специальный обряд.
Хлодвиг укрепил границы Франкского королевства, а его потомки расширили их еще больше. Каждый свободный житель королевства получил кусок земли для обработки. Те

Н ачало истории Французского королевства. Династия Меровингов. Хлодвиг
Франки — это германские варварские племена, которые вначале жили за Рейном. Название франк («отважный», «вольный», «свободный») появляется только в середине III в. Отношения франков с римлянами были достаточно дружественными. В битве на Каталаунских полях (451 г.) франки сражались на стороне римлян в качестве федератов. Племена франков делились на две большие группы: салические франки, жившие по побережью Балтийского моря, и береговые франки, жившие по обоим берегам Рейна. Наиболее сильными были салические франки. Они подчинили вначале береговых франков, и это был их первый шаг в завоевании новых земель. Особенно усиливаются салические франки при короле Хлодвиге (481 -511).
История франков отражена в двух источниках: в своде обычного права — «Салической правде», которая обязана этому племени своим названием, и в «Истории франков» епископа Григория Турского. Григорий Турский по происхождению был или галлом, или римлянином. Король Хлодвиг продолжил традицию Теодориха, приглашавшего к себе знатных и ученых римлян. Григорий Турский писал «Историю франков» во второй половине VI в., уже после смерти Хлодвига, но по живым воспоминаниям его детей, внуков, окружения и т.д. Интересны его описания королевского рода, с которым он был тесно связан. Франкский король V-VI вв. был еще очень похож на варвара. Григорий Турский пишет о том, что сам Хлодвиг и все члены королевского рода носили длинные волосы, и это не случайно. Существовало языческое поверье, которое сохранилось после христианизации франкского государства. Согласно этому поверью, в длинных волосах членов королевского рода пребывает некая мистическая сила, которая дает здоровье, силу, удачу, победы в сражениях и т.п. И когда франки хотели низложить короля, то первое, что они делали, — обривали его наголо, тем самым лишая его всех мистических свойств.
Хлодвиг был выдающийся деятель, с именем которого связаны все наиболее крупные события этого периода в жизни франкского государства, которое при нем быстро развивалось. В V в., когда германские племена франков приходят из-за Рейна на Запад, Хлодвиг завоевывает прежде всего романизированную Галлию. Независимой оставалась только центральная часть Галлии с центром в Париже, которой управлял римский магнат Сиагрий. Завоевав северную Галлию, Хлодвиг спускается южнее, т.е. идет к Парижу. Сиагрий не смог оказать сопротивления франкам и бежал к вестготскому королю (в то время на юге Галлии находилось вестготское королевство). Вестготский король выдает Сиагрия Хлодвигу, и тот его убивает.
Завоевав большую и важную территорию в центре Галлии (бассейн Сены и Луары), Хлодвиг поселяет на ней франков и щедро оделяет их землей. Таким образом центр будущей Франции становится территорией сплошного заселения франков. К концу своего царствования Хлодвиг уже значительно продвинулся на юг Галлии, дойдя до реки Гаронны. Здесь ему пришлось встретиться с вестготами. Хлодвиг завоевывает значительные территории вестготского Тулузского королевства. После смерти Хлодвига, отходя все дальше на юг, вестготы переходят Пиренеи и образовывают новое государство на территории будущей Испании с центром в г. Толедо.
Хлодвиг пытался завоевать Бургундию, но это ему не удалось. Бургундия была завоевана его потомками. Тем не менее Хлодвиг обладал сильным влиянием на Бургундское королевство. В середине 90-х гг. V в. Хлодвиг принимает христианство. По преданию, Хлодвиг долго не решался принять христианство, пока в одной из битв не потерпел крупное поражение и над его жизнью нависла угроза. Тогда он дал клятву, что если он выиграет битву и останется жив, то примет христианство. Битву он выиграл, остался жив и христианство принял. Однако была еще одна причина, заставившая Хлодвига принять христианство. У него была жена, вестготская принцесса, и она была христианкой, так что дело, возможно, не в одной только битве, опасной для жизни короля. Вместе с Хлодвигом принимает христианство и его дружина. Постепенно обращались в христианство и низшие слои франкского общества.
Принятие христианства имело для франков чрезвычайно важные последствия, не только духовные, но и политические. В результате завоевания романизированной Галлии франки и сами постепенно романизируются, становятся все меньше похожи на варваров. Поддержанные духовенством, Хлодвиг и его преемники смогли более успешно проводить завоевания как в Галлии, так и на востоке, где еще жили варварские германские племена — за Рейном, по берегам Рейна и т.д. Сам Хлодвиг завоевывает три четверти Галлии, остальная территория будет завоевана его сыновьями и внуками. Как это бывает после смерти крупного государственного деятеля, после смерти Хлодвига между его сыновьями и внуками начались междоусобицы. Они находились в постоянной вражде между собой, тем не менее уже сказывался западный рационализм, и сыновья Хлодвига продолжали расширение франкского государства. В первой половине VI в. им удалось сделать то, чего не смог сделать Хлодвиг: они завоевывают Бургундию, а также захватывают последние владения вестготов в Галлии. За Рейном они подчиняют все больше и больше варварских германских территорий: Аллеманию, Тюрингию, Баварию. Франкам удается подчинить себе даже непокорных саксов. Во второй половине VI в. Франкское королевство является самым крупным из всех варварских королевств: оно объединяло всю территорию современной Франция и большую часть территории современной Германии. Это огромное государство становится государством-сюзереном для остальных варварских государств, для всего варварского мира.
Общественный строй франков V — нач. VI вв. отражен в «Салической правде», сборнике судебных обычаев франков, записанных, повидимому, при Хлодвиге (или чуть позже). «Салическая правда» отразила своеобразие перехода салических франков от родовых отношений к феодальным.
Франки, обосновавшиеся в северной Галлии, в бассейне Луары, говорили на франкском наречии. Но так как многочисленное коренное население, состоявшее из романизированных галлов, вестготов и бургундов, говорило на латыни, франки постепенно усваивают этот язык. Соединение латинского языка и франкского наречия послужило основой для складывания старофранцузского языка.
У франков существовала примитивная письменность. Они знали руническое письмо, которым пользовались, практически, все варвары.
Согласно «Салической правде», основной фигурой франкского общества этого времени был свободный франк — полноправный член сельской общины, свободный землевладелец. После смерти Хлодвига у франков начинается процесс феодализации, который выразился в первую очередь в постепенном исчезновении свободного франка, свободного крестьянина. Крестьянин начинает терять свою независимость и все больше и больше превращается в крепостного крестьянина. Рост крупного землевладения, сопровождавшийся сокращением фонда королевских земель, исчезновение значительной части свободного крестьянства, которое зависело раньше только от короля и поставляло ему основные военные силы — все эти процессы привели к трагическим для королевской власти последствиям.
Династия, к которой принадлежал Хлодвиг, была первой королевской династией франков. Она известна под именем династии Меровингов (от имени легендарного предшественника Хлодвига, Меровея). После смерти Хлодвига династия Меровингов очень ослабла вследствие неизбежных усобиц: внуки и дети Хлодвига воевали между собой 40 лет.