Пример научной абстракции в экономике. Метод экономической теории. Важнейший метод научного познания

Предмет, метод и функции экономической теории

2.2 Метод научной абстракции

Экономическая деятельность людей сложна и многообразна и изобилует противоречиями. Существует множество разных отраслей производства, между которыми на определенных принципах происходит распределение находящихся в ограниченном количестве ресурсов. Каждая отрасль состоит из десятков или тысяч крупных и мелких производителей, связанных друг с другом технологически, организационно или с помощью финансовых интересов. Каждый из входящих в отрасль производителей преследует свои собственные интересы, конкурируя с другими производителями. Миллионы потребителей заинтересованы в приобретении высококачественных товаров по низким ценам, а производители заинтересованы в противоположном. Меняются вкусы, предпочтения, пристрастия, диктует свои требования изменчивая мода. Деятельность правительства вносит изменения в уровень доходов населения и условия осуществления предпринимательской деятельности. Плохие погодные условия могут повлиять на размеры производства в сельском хозяйстве, изменить сложившуюся структуру потребительских расходов, повлиять на спрос отдельных видов продукции. Неравномерный экономический рост меняет уровень занятости, что, в свою очередь, неизбежно влияет на колебания спроса, научно-технический прогресс меняет структуру производства, влияет на занятость и спрос на ресурсы и конечную продукцию. Список составляющих хозяйственной жизни можно продолжать почти до бесконечности. При этом все названные и не названные элементы и обстоятельства хозяйственной деятельности находятся в тесной связи друг с другом и испытывают влияние друг друга.

Для того, чтобы не запутаться в мириадах фактов, не утонуть в их многообразии и противоречивости экономическая наука, желающая понять сущность явлений экономической жизни и сформулировать причинно-следственные связи между ними, широко использует метод научной абстракции. Он состоит в выделении главного в объекте исследования и отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного. Уровень абстрагирования может быть различным в зависимости от тех задач, которые ставит перед собой исследователь. Чем более общий характер носят выявляемые закономерности, тем большим может быть уровень абстрагирования. Конечно абстракция всегда беднее конкретной реальности, но без нее невозможно сформулировать научные категории, которыми оперирует экономическая наука. Эти категории выражают сущность отдельных сторон исследуемых объектов. Так, например, имеющая широкое применение категория «величина спроса», отражающая зависимость между количеством товара, которое готовы купить потребители, и ценой его единицы, предлагает абстрагирование от многих параметров, характеризующих поведение потребителей на рынке, - изменений в их доходах, вкусах, предпочтениях, наличии традиций, личностных особенностей отдельных потребителей и т. д.

Метод научной абстракции используется для построения экономических моделей - упрощенных представлений о взаимосвязях между экономическими переменными. Экономические переменные представляют собой какие-либо натуральные или денежные величины, имеющие количественную оценку, например, объем производства, заработная плата, издержки, цены и т. д. Некоторые переменные в модели могут быть представлены в качестве заданных (они называются параметрами). Параметры могут определятся как внешними (экзогенными), так и внутренними (эндогенными) причинами. Так, размер издержек на продукцию фирмы может зависеть от величины налога на прибыль, устанавливаемой государством, т.е. задается экзогенно, и от применяемой технологии, которая выступает как эндогенный фактор.

Динамика основных макроэкономических показателей в России

Макроэкономический анализ предполагает использование множества экономических показателей, которые предоставляются статистикой и, в частности, системой национальных счетов (СНС)...

Наука об организации труда как система сформулированных научных положений, относящихся к этой области знаний, зародилась в конце XIX в. и связана с именем американского ученого Фредерика Уинслоу Тейлора (1856-1915). Он был первым...

Научная организация и нормирование труда. Факторы, влияющие на уровень производительности труда

Изменение техники и технологии производства требует соответствующих перемен в организации труда. Кроме того, наука об организации труда обогащается новыми данными, возникает ценный опыт новых организационных решений...

Научная организация и нормирование труда. Факторы, влияющие на уровень производительности труда

Научное построение организации труда опирается на определенные законы, принципы и правила, служащие главным инструментарием для тех специалистов, кто разрабатывает и совершенствует организацию труда на предприятиях. Под принципами (от лат...

Научно-технический прогресс

Государственные органы Республики Беларусь принимают решения по вопросам научно-технического развития на основе предварительной разработки прогнозов по важнейшим проблемам социально-экономической...

Организация производства и труда в ООО "Уралводоприбор"

Научная организация труда на промышленном предприятии предусматривает планомерную кооперацию и планомерное разделение труда...

Организация труда в социальных учреждениях

Организация труда на основе изучения трудовых процессов

Проект научной организации труда представляет собой комплекс мероприятий, разработанных на основе исследований. Мероприятия разрабатываются по следующей форме: направление и содержание мероприятий, затраты на внедрение...

Основные направления инновационной политики Республики Беларусь на современном этапе

Главная задача инновационной политики государства - стимулирование инновационных процессов, реализуемых через систему целей и усилий, признаваемых государством...

Роль научного потенциала в развитии национальной экономки

Анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что уровень и динамизм инновационной сферы является для большинства развитых стран основным фактором экономического роста...

Современные методы оценки инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса

Исследование данной проблемы представляется целесообразным начать с характеристики содержания понятия «инновационность экономики», поскольку в современной литературе оно раскрывается неоднозначно...

Характеристика научно-производственной деятельности РУП "Минская областная сельскохозяйственная опытная станция НАН Беларуси"

Работа коллектива опытной станции была направлена на решение актуальных вопросов развития сельскохозяйственного производства. Принятое направление исследований станции в основном соответствовало задачам...

Экономическая наука как система

Истоки экономической науки зародились в глубокой древности. Термин экономика происходит от слова ойкономия, которое употреблялось в трудах древнегреческих мыслителей - Ксенофонта (430-355 гг. до н. э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н. э.)...

Экономическая теория и экономическая политика

Начало собственно экономической теории -- становление системы экономических категорий и законов науки от меркантилистов до Д. Рикардо...

Этапы развития химической отрасли за рубежом. Химическая отрасль Российской Федерации

Истоки химии Химия древности. Химия, наука о составе веществ и их превращениях, начинается с открытия человеком способности огня изменять природные материалы. По-видимому, люди умели выплавлять медь и бронзу, обжигать глиняные изделия...

Самым простым и одновременно исходным элементом в системе диалектики является метод абстракции.

Метод абстракции (лат. Abstractio - удаление) - отказ от поверхностных, несущественных сторон явления для раскрытия его внутренних, существенных, устойчивых и всеобщих связей, действительной тенденции движения.

Результатом абстракции (наряду с использованием других элементов диалектики) является обоснование экономических категорий. Абстракция только отражает в форме мысли смысл, заложенный в вещах. Научному определению любой экономической категории способствует использование диалектического подхода выдающегося философа античности Сократа (469-399 pp. До н. Э.). Основой его взглядов был метод исследования и обоснования четких определений понятий как раскрытие их содержания.

Для познания экономических явлений и процессов пользуются абстракциями первого, второго и последующих уровней. Чем шире, емкие абстракции производит экономическая теория, тем полнее и точнее они отражают действительность, тем эффективнее их использование как инструмента познания.

Определение абстракции как процесса мысленного выделения существенных признаков и игнорирование несущественных является лишь одним аспектом этого метода познания. Другой важный ее аспект - необходимость рассмотрения определенных экономических явлений или процессов под определенным углом зрения при одновременном игнорировании всех других свойств. Так, с точки зрения общественного способа производства производительные силы относятся к его вещественного содержания, производственные отношения (отношения собственности) - до общественной формы. Итак, общественно-экономической стороны производительных сил в этом случае не существует. При рассмотрении структуры ft системы производительных сил как относительно самостоятельной стороны общественного способа производства с собственными внутренними законами, противоречиями выделяют в ней природный, технико-экономический и общественно-экономический аспекты. В первом случае производительные силы понимают как производительные силы с присущими им законами органической и неорганической природы. Во втором - силы природы привлекаются к производству в форме машин, сооружений. Общественно-экономический аспект этой системы раскрывает взаимодействие совокупного производства, общественного индивида со средствами производства и другими элементами производительных сил с точки зрения вещественного содержания, потребительной стоимости. В таком случае речь идет об общественных производительных сил.

Чтобы абстракция была научной, следует определить ее границы, доказать, что определенный аспект экономического явления или процесса не влияет на их внутреннюю сущность, закон развития и функционирования.

Метод абстракции является ступенью к выяснению сущности конкретного, абстракция - одна из сторон, граней, звеньев, частей конкретного и его противоположность. Конкретным является целостный объект в единстве его разнообразных сторон, свойств, признаков. Каждая из них после выделения с помощью метода анализа, выяснения сущности через принцип противоречия может быть раскрыта в определенном определении. Так, общественный способ производства в диалектическом взаимодействии двух его сторон служит субъектом исследования. Отдельно выясняют сущность производительных сил и производственных отношений (отношений собственности). Каждый элемент производительных сил сначала рассматривают отдельно, а затем - во взаимодействии. В то же время в воображении, чувственном восприятии исходным пунктом является конкретное.

Конкретное (лат. Concretio) - синтез многих полученных ранее определений об отдельных аспектах определенной системы и ее структуры, а следовательно, единство многообразного.

Приступая к анализу производительных сил и производственных отношений, исследователь знает, что они являются составными частями общественного способа производства, отношения собственности на средства производства - составная часть всей системы отношений собственности и др. Но в процессе мышления, познания исходным является абстрактное, а конкретное выступает как процесс синтеза, как результат. Реальный объект в процессе познания отдельных его сторон должен все время быть в воображении исследователя как предпосылка.

Процесс познания (с учетом диалектического единства абстрактного и конкретного) - движение мысли от конкретного (в воображении, наблюдении) к абстрактному И от абстрактного к конкретному, но уже исследованного, как к результату синтеза полученных ранее знаний об отдельных его стороны.

При переходе от абстрактного к конкретному следует помнить об их относительной самостоятельности, о недопустимости непосредственного выведения конкретного из абстрактного. Они связаны между собой рядом промежуточных звеньев, форм. Неправильное понимание соотношения между абстрактным и конкретным приводит к грубому эмпиризма и схоластики.

После выделения экономического отношение с помощью метода абстракции, а отдельных его сторон - с помощью метода анализа, применяют принцип материализма. При изучении способа производства в соответствии с этим принципом необходимо выделить из всей системы общественных отношений (экономических, социальных, политических, идеологических и т.п.) базисные, производственные отношения, которые являются главными, первичными. В этом заключается материалистическое понимание истории. По познания общественного способа производства принцип материализма предусматривает необходимость определения причин возникновения и развития производственных отношений, выяснение его первоначальных движущих сил - производительных сил. Этот принцип конкретизируется отдельно по производственным отношениям и по производительных сил. Относительно производственных отношений (общественной формы) он означает формулировка принципа примата производства, поскольку производственные отношения в процессе непосредственного производства детерминируют экономические связи и отношения в других сферах общественного воспроизводства (в распределении, обмене и потреблении).

Применение принципа материализма к анализу системы производительных сил предусматривает выяснения определяющего элемента целостной системы, которым со стороны материально-вещественных факторов являются средства труда. Разделение производительных сил на личностные и вещественные, материальные и духовные и подчеркивание личностных, духовных моментах производства означает выделение человека как основополагающего элемента.

При исследовании экономического явления или процесса следует руководствоваться принципом материализма. Так, при изучении товара сначала анализируют его вещественное содержание - потребительскую стоимость, а выяснению двойственного характера капиталистического производства предшествует характеристика процесса труда и тому подобное.

Исследуя хозяйственные процессы, экономическая теория применяет ряд ОБЩЕНАУЧНЫХ методов познания, т. е. таких методов, которые используют и другие общественные и естественные науки.




Наблюдение, эксперимент, моделирование.

Обращаясь к первому методу, подчеркнем, что, как и всякая научная деятельность, экономические исследования носят эмпирический характер, т. е. основанный на практическом опыте. Это предполагает наблюдение экономических процессов в их реальном виде, и сбор фактов , происходящих в действительности. Например, благодаря наблюдению и сбору фактической информации можно определить, как изменились товарные цены за тот или иной период.

В отличие от этого, эксперимент предполагает проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект ставиться в специально созданные и контролируемые условия. Например, для проверки эффективности новой системы оплаты труда проводят ее экспериментальные испытания в рамках определенной группы работников.

Метод моделирования предусматривает изучение социально-экономических явленийпо их теоретическому образцу (модели). Особенно эффективно математическое моделирование на компьютерах, позволяющее просчитать наиболее эффективный вариант использования ресурсов предприятия. Очень удачным вариантом такого моделирования является программа МЭМ, которая позволяет в условиях свободной конкуренции расчитывать свою стратегию ведения бизнеса.

Метод научных абстракций.

Абстрагирование используется для выработки тех или иных отвлеченных понятий или категорий , таких, как цена, деньги, дешевый, дорогой и т. д. При этом необходимо абстрагироваться от второстепенных свойств изучаемого объекта, а нужные им свойства выделить. Например, для определения такой экономической категории, как товар, необходимо отвлечься от размеров, веса, цвета и других характеристик, не существенных в данном случае, и в тоже время зафиксировать объединяющее их свойство: все эти вещи - продукты труда, предназначенные для продажи.

Анализ и синтез, системный подход.

Метод анализа и синтеза предполагает изучение социально-экономических явлений как по частям (анализ), так и в целом (синтез).

Благодаря сочетанию анализа и синтеза обеспечивается системный подход к сложным объектам исследования.



Ошибки анализа.

Обоснование экономических явлений может наталкиваться на два различного вида препятствия - «волчьи ямы» (pitfalls ) анализа.

1. Бывает трудно различить причины и следствия явлений.

Предположим, что событиюА(причина) всегда следует событие Б (следствие).

Например, снижению цен - рост спроса, если другие факторы остаются неизменными. В действительности события А и Б хотя и происходят одновременно, причинной связи между ними может и не быть. Например, оба события вызваны событием С (дым, свет и огонь).

Например, в 1988 г. были созданы кооперативы, которые дали 1.5 % товарооборота страны (А). Одновременно возник товарный дефицит и выросли цены (Б). В этом обвинялись кооператоры. Реальные причины - рост дефицита госбюджета и заработной платы (В).

Ошибки от неправильного понимания причин и следствий называют ошибками ложного довода (софизм).

Например, определить взаимосвязь между событиями А, Б, В, где А - низкая зарплата, Б -низкий уровень жизни, В - низкая производительность труда.

Возможные варианты: А-Б-В или В-А-Б.

Предлагается учащимся определить более существенную связь.

2. Находясь в горящем помещении, каждый человек стремиться его немедленно покинуть. И это правильно. Иное дело со зрительным залом, который полон народу. Здесь такое поведение может закончиться трагедией.

Ошибка составления (композиции) состоит в неправильном суждении, что все то, что является правильным для части целого, имеет место и для целого.

С другой стороны, представление, что все, что правильно для целого, относиться и его частям, называется ошибкой деления.

Например, является правильным суждение, что высоко конкурентный рынок- благо для всего общества. Но фирма со слабым управлением обанкротится на этом рынке.

Выводы правильные на уровне микроэкономического анализа, могут таковыми и не быть на макроуровне и наоборот.

Примеры:

Чем дольше наблюдать за ночным небом, тем больше можно увидеть падающих звезд. Но это не значит, что длительное вглядывание в небо вызывает рост количества падающих звезд.

Зрители смотрят фильм. Ошибка происходит, когда кто-то встает, чтобы лучше видеть. Этого не произойдет, если встанут все.

С методом анализа и синтеза логически связано деление экономической теории на микро- и макроэкономику.

Так микроэкономика имеет дело с отдельными элементами (частями) этих систем. Она изучает экономику отдельных фирм, домохозяйств, отраслей, цен и т. д. Таким образом, микроэкономический подход близок к методу анализа.

В отличие от вышерассмотренного метода макроэкономика исследует хозяйственные системы в целом .

Образно говоря, если микро экономика изучает деревья, то макроэкономика - образовавшийся из них лес

Различия микро- и макроэкономики:

Микроэкономика стремиться к стабильности, равновесию; макроэкономика - к динамике и росту.

Микроэкономика подчиняется принципу рыночной целесообразности, тогда как макроэкономика - к принципу социального эффекта.

В микроэкономике - только два субъекта (фирма и домохозяйство), а в макроэкономике к ним полноправно присоединяется и государство.

В то же время деление экономической науки на микро- и макросферы не следует абсолютизировать. Макро- и микроэкономика тесно взаимосвязаны, и иногда их непросто разделять. Многие вопросы и темы экономической теории входят в обе сферы.




Индукция и дедукция.

Индукция и дедукция представляют собой два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения.

Движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу - это индукция , ли обобщение. А рассуждение в обратном направлении (от общего положения к частным выводам) называют дедукцией. См рис.

Например, факты увеличения цен на хлеб, молоко, мясо и другие продукты наводят на печальную мысль о росте дороговизны в стране (индукция). В свою очередь, из общего положения о растущей стоимости жизни можно вывести отдельные показатели повышения потребительских цен по каждому виду продовольствия (дедукция).

Исторический и логический методы

Они тоже применяются в единстве. Они предполагают подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности, но одновременно с логическими обобщениями, которые позволяют оценить эти процессы в целом и сделать общие выводы.

К примеру, ученые детально исследовали конкретный подход и особенности опыта строительства социализма в XX в. в разных странах. Этот исторический подход в исследованиях дал возможность многим из них прийти к логическим выводам о повсеместной утрате работниками в соц. странах стимулов к труду, о неэффективности экономики, товарных дефицитах и т.д.


Графический метод.

Широкое применение в экономических науках имеет графический метод отображения хозяйственных процессов и явлений. Он основан на использовании различных чертежей, таблиц, графиков, диаграмм и т. д. Благодаря этим инструментам обеспечиваютсянаглядность и компактность в изложении теоретического материала.

Очень часто экономистов просят объяснить происходящие экономические события. Почему, к примеру, уровень безработицы особенно велик среди молодежи.

Когда экономисты пытаются объяснить устройство мира, они выступают в качестве ученых. Когда экономисты пытаются изменить мир, то превращаются в политиков.

В самом общем смысле существуют два типа утверждений об окружающем нас мире:

позитивные утверждения имеют описательный характер. Правильность позитивных суждений проверяется на основе фактов (закон о минимальном размере оплаты труда - основная причина безработицы).

нормативные утверждения имеют рекомендательный характер. Нормативные суждения исходят из оценки людей и подтвердить их фактическими данными невозможно (правительство обязано регулярно повышать минимальный уровень оплаты труда).

Чтобы объяснить и предсказать экономические явления, каждое теоретическое положение содержитследующие элементы:

Суждение о двух специфических переменных;

Предположения о двух переменных, которые относятся к делу;

Гипотеза о способах воздействия двух переменных: прямо или обратно пропорциональная связь;

Одно или несколько предсказаний о дальнейшем ходе событий.


В ситуации, когда от человека ждут объяснения непонятной ему по содержанию картины (причины этого могут быть самыми разными), можно услышать реплику: «Нечто абстрактное (если читать между строк - искусство ради искусства без смысловой нагрузки)». Однако задумывался ли когда-нибудь Человек-читающий, что подразумевается под словом "абстракция" и так ли редко приходится прибегать к абстрагированию в обыденной жизни?

Как проявляется абстрагирование в жизни человека

Термин "абстрагирование" имеет латинские корни. Образован при помощи приставки ab - "от" и слова traho - переводится как "тянуть", "влечь". Вот и получается, что разговор идёт об отвлечении. В энциклопедиях и словарях можно встретить разъяснение слова как метод исследования, научного познания, процесс отвлечения какого-либо предмета от его несущественных признаков. Для прояснения ситуации достаточно обратиться к истокам.

С появлением человека на свет запускается процесс формирования личности. Одним из главных факторов развития ребёнка является постепенное (от простых к сложным формам) становление мыслительных операций (мышления). Мышление - это процесс познания окружающего мира, представленный в трёх основных формах: понятие, суждение и умозаключение. Существует прямая взаимосвязь развития мышления и освоения языка.

Так, в младенческом возрасте ребёнок только осваивает человеческую речь, поэтому при восприятии и исследовании окружающего мира он опирается на самый примитивный вид мышления - конкретно-действенный или практический. Суть его в том, что ребёнок познаёт предметный мир путём сбора о нём как можно большего количества информации (цвет, форма, твёрдость, мягкость, можно разбить или можно бросать на пол без последствий, вкус, съедобность и т.д.). Этот процесс заложен природой на генетическом уровне, поэтому маленькие дети часто ведут себя «рискованно»: тянут всё в рот (за исключением момента появления зубов), бросают, мнут, трясут практически всё, что попадает в руки. Однако познание практического применения вещей заканчивается примерно к 2-3,5 годам (при нормальном развитии), а следующий этап развития мышления длится примерно до 5-6,5 лет.

К трём годам расширяется словарный запас малыша, интонационный репертуар, он старательно подражает поведению значимых взрослых. Это хорошая почва для формирования конкретно-образного (наглядно - образного) или художественного вида мышления. Накоплен достаточный багаж знаний об окружающем мире в виде образов: лиса - рыжая, живёт в лесу, хитрая; курочка - птица, живёт дома, источник яиц и т.д. Ребёнок уверенно оперирует известными ему образами, поэтому речь становится более плавной, оформленной предложениями, а не короткими фразами, но самостоятельное выделение причинно-следственных связей сюжета сказки будет доступно только на следующем этапе развития мышления (достаточное количество свидетельств этому утверждению можно найти в книге Корнея Чуковского «От трёх до пяти»).

Пятилетний дошкольник, опираясь на конкретно-образное мышление, с успехом осваивает словесно-логическую или абстрактную форму. Ребёнок самостоятельно может определять и различать виды, роды, категории. Его речь совершенствуется, включая разного рода пояснения («потому что»…), логические заключения и выводы. Строение используемых в речи предложений значительно усложняется, появляются «отвлечения», фантазирования.

Можно сделать вывод, что к абстрагированию человек приходит раньше, чем узнаёт значение этого термина.

Существует ли абстрактное мышление

Многие ресурсы интернета расписывают абстрактное мышление как некое сверхценное образование (при этом подменяя понятия и вводя читателя в заблуждение). На самом деле так иногда для сокращения называют словесно-логическое мышление, особенности которого были описаны выше. Стоит отметить, что отсутствие словесно-логических операций у детей шестилетнего возраста трактуется при диагностическом обследовании как задержка развития, а при некоторых обстоятельствах - и интеллектуальная недостаточность. Полное отсутствие данного вида мышления или его нарушенное формирование наблюдается у всех людей с олигофренией.

Абстрагирование как метод и художественный приём

Что такое абстрагирование в истории? В исторической ретроспективе оно обнаруживает себя впервые у Древних греков. Естественно, что проявляется это в употреблении абстрактных категорий при описании предметов, например: твёрдый - в предметно-конкретном словаре «подобный камню», круглый - «подобный луне». Способствовало формированию и развитию метода абстрагирования и ораторское искусство (почитаемое в греческих полисах) - умение формулировать логические заключения и убеждать слушателей в их правильности.

Что такое абстрагирование в научном познании? Это отвлечение от несущественных для решаемых в данный момент задач свойств и связей объекта. Как результат изучения выступает абстракция или абстрактный предмет.

Что такое абстрагирование в среде ваятелей? В изобразительном искусстве абстрагирование вылилось в абстракционизм, который стал своеобразным продолжением импрессионизма. Если импрессионисты (от французского «впечатление») передавали свои эмоции, переживания, в основном, сохраняя узнаваемую форму предметов, то абстракционисты стремились выработать универсальный визуальный язык форм и цветов, выходящий за пределы физических и культурных границ зрителя. Картины художников - это своеобразная передача идей и эмоций через взаимосвязанный ритм цвета, формы, фактуры. У истоков этого искусства стояли Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Мондриан.

Классификация типов абстрагирования

Что такое абстрагирование с точки зрения научного познания? Постепенно отвлекаясь от ряда свойств объекта, можно получить абстрактную цепочку: медоед - животное - живое существо - материальный объект - материя, в которой высшей формой абстрагирования являются категории философии. По решаемым задачам, процесс абстрагирования можно разделить на следующие типы:

  • идеализирующее абстрагирование - предусматривает вычленение «идеальной модели объекта», в обыденной жизни проявляется в таких понятиях, как «идеальный учитель», «идеальный ученик, работник». Часто востребовано как пример для подражания;
  • абстрагирование обобщение - происходит отвлечение от индивидуальных характеристик объекта с опорой на принадлежность к тем или иным классам, например: кастрюля, сковорода, ковш, сотейник становятся «кухонной посудой»;
  • изолирующее абстрагирование - это выделение одного из признаков объекта, и придание ему самостоятельности в виде определённой категории, например: «устойчивость», «растворимость», «магнетизм», «красота» и т.д.

В приведённых примерах абстрагирования можно заметить основной принцип - исключение индивидуальных характеристик предметов и объектов с целью выведения каких-либо закономерностей, поэтому данный метод называется элиминативным (дословный перевод с латинского - изгонять, исключать, удалять).

Теории абстрагирования

Существуют две теории абстрагирования:

  • элиминативная;
  • продуктивная.

Продуктивное абстрагирование основывается на постулатах:

Абстракция является новым объектом, а «универсальные абстракции» - существуют независимо от нашего сознания в так называемом «мире идей».

Формальная логика не властна над продуктивными абстракциями, которые тяготеют больше к «логике целого» (такое утверждение основывается на понятии идеи в продуктивной абстракции, как множества более мелких идей, по отношению к которым основная является скорее «целым», нежели «общим»). Эрнст Кассирер называет такую идею «функцией». Однако стоит отметить, что логика продуктивных абстракций изучена недостаточно, поэтому сравнение абстрагирования элиминативного и продуктивного временно не представляется возможным.

Сферы применения абстрагирования

Нетрудно заметить, что в основном понятийный аппарат описываемого явления составляет научный язык. Следовательно, абстракция является ведущим научным методом (как в гуманитарных, так и в естественных областях).

Происходит это в связи с возможностью построения абстрактных схем и сценариев протекания реальных процессов, раскрывающих неявные закономерности.

Методы экономики – это способ исследования экономических явлений, влияющих на развитие и состояние самой экономической системы.

В зависимости от преследуемой цели подбирается и соответствующий метод. Ошибка при выборе способа исследования неизбежно превращает все полученные результаты в грубо-ошибочные.

Научная абстракция

Основные методы экономики ставят в своей главе научную абстракцию. Она основана на выделении стержня процесса, отсечения всего второстепенного, изменчивого, случайного, непостоянного. Исследование хозяйственного процесса таким способом позволяет получить представление об общем принципе работы производства, необходимых ресурсах, возможностях. Получить своеобразную, идеальную теоретическую модель, на которую в дальнейшем будут накладываться погрешности реальности.

Близки по своему принципу к научной абстракции такие методы исследования экономики как анализ и синтез, действующие сообща. Анализ предусматривает разделение всего экономического явления на мельчайшие части, имеющие самостоятельное значение, влияние. Каждой из них отводится внимание, каждая – изучается. Синтез, наоборот, стремится выявить все значительные детали, определить факторы от них зависящие, чтобы в итоге получить абсолютно точную модель, соответствующую действительности и способную учитывать любые колебания в окружающей среде.

Индукция и дедукция

Применение анализа и синтеза не позволяет получить достойных доверия результатов без данных, полученных с помощью методов дедукции и индукции. Комплексный подход к изучению многогранных и неоднородных проявлений хозяйственной жизни становится возможным при расширении возможностей исследователя способностью строить выводы на основании закономерности событий, созданных определенным набором факторов. Дедукция стремится дать характеристику частному событию, вычленяя его из общей картины. Индукция, наоборот, старается предсказать развитие событий с учетом нескольких конкретных позиций.

Логический и исторический метод

Современные методы экономики признают ценность данных, полученных в результате одновременного использования метода исторического исследования и логической предпосылки. Они не могут быть использованы порознь, что не означает дублирование ими друг друга. В результате непредсказуемого развития событий в стране может складываться ситуация, не свойственная исторически принятой системе хозяйствования. Затем привычное равновесие вновь восстанавливается. При историческом исследовании подобное отклонение обязано приниматься в расчет, для логического – оно не имеет значения.

Исторические методы исследования экономики в результате изучения череды процессов и явлений, сменяющих друг друга, способны достаточно точно определить причины установления на определенных территориях, действующих экономических систем, наглядно объяснить, почему отличающие детали двигают процесс вперед либо тормозят его. Исторический метод уделяет огромное внимание простым событиям. Любой процесс, любое движение происходит в направлении от простого к сложному. Экономическое развитие с учетом данного метода необходимо оценивать, двигаясь в том же направлении. Например, анализ рынка невозможен без изучения обмена товаров.

Статистические и математические методы

Экономические процессы, будучи результатом проявлений хозяйственной деятельности, отличаются количественной и качественной характеристикой. Оценить их возможно, применяя соответствующие статистические приемы и математические средства. Необходимость исследований сводится к определению границ черты, за которой количество превращается в качество.

Экономико-математическое моделирование

Исследование, в том числе и с помощью вычислительной техники, всех причин, влияющих на возникновение экономического явления, заставляющих появиться закономерности преследует цель научиться влиять на весь экономический процесс, составлять максимально точные прогнозы. Методы управления экономикой неизбежно зависят от возможности понимать ее. С помощью системного подхода удается получить данные, необходимые для построения экономической модели.

Экономической моделью принято считать формальное описание экономического явления либо процесса. Скелет модели составляют объективные характеристики изучаемого предмета, а субъективное оформление напрямую зависит от цели исследования. Построение модели невозможно без функционального анализа - он необходим в процессе работы, к нему прибегают для оценки проделанной работы.

Зависимость одной величины от другой всегда соответствует определенной системе, называемой функцией. Повседневная жизнь человека приобретает иллюзию разнообразия и непредсказуемости лишь благодаря случайному набору переменных. Принятие решений при встрече с ними обычно происходит по одному и тому же алгоритму. Его часто называют характером и образом жизни. Неудивительно, что все сферы человеческой жизни пропитаны функциями. Методы государственного регулирования экономики играют с ценой, стараясь влиять на спрос. Однако, цена не всегда выступает в качестве независимой единицы. Возможна и обратная функция. Цена способна зависеть от спроса, особенно в условиях постоянного роста последнего.

Экономическое моделирование на основании математических предпосылок получило широкое распространение лишь в 20 веке. Однако, огромное количество ошибок, допущенных при использовании данного метода, почти исключило его из числа популярных и необходимых. Выступление нобелевского лауреата Мориса Алле в 1989 году было направлено на выявление слабой стороны способа изучения. Ею является субъективное построение, заставляющее автора создавать отражение собственного мнения о реальной обстановке дел либо давать прогноз «как должная выглядеть идеальная экономическая система».

Графический метод

Для чтения большинства моделей достаточно уметь читать классические математические графики. График приставляет собой графическое изображение зависимости одной переменной от другой. Для экономических явлений линейная зависимость крайне редка. Изменения, происходящие в хозяйственной деятельности, почти никогда не выражаются в виде прямой линии, расположенной под углом к осям координат. Многие методы экономики прибегают к представлению собранной информации в виде графиков, схем, диаграмм. Таким образом, удается быстрее оценить всю информацию, представить ее более наглядно, соединить абсолютно противоречивые данные в одно целое.

Для чтения экономического графика применимы те же правила, что и для математического. При обратной зависимости переменных изображение будет двигаться вниз слева на право. На практике это может выглядеть как увеличение продаж в результате снижения стоимости на товар. Прямая зависимость определяется восходящим графиком, соответствующим росту цены в результате расширения количества издержек при производстве. Чаще же график выглядит в виде кривой, ломаной, ведь даже уровень безработицы способен реагировать на уменьшение инфляции.

Для анализа схем, диаграмм и графиков принято пользоваться особыми видами анализа. Позитивным и нормативным. Позитивные анализ всегда имеет долю субъективности, т.к. призван определять реальное , проявляющей себя в определенных процессах. Любой возникающий спор о точности суждений, легко проверяется фактами. Нормативному анализу свойственно описывать отклонение существующей модели от той, которая должна быть. Недостатком приема является невозможность установить верность суждения. При обсуждении экономических теорий, основанных на нормативном анализе, у экономистов обычно разгораются жаркие споры.