Презентация для родителей звук ты наш друг. Трудный звук, будь детям друг! (обобщение опыта работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников с ОНР с использованием метода мнемотехники) - презентация. Работа над закреплением навыка звукового анализа

Екатерина Юркова
Проект «Трудный звук, будь детям друг!»

Проект «Трудный звук, будь детям друг!»

О смертные, мы всем другим наукам

Стараемся учиться так усердно,

А речь, единую царицу мира,

Мы забываем? Вот кому служить

Должны мы все, за плату дорогую

Учителей сводя, чтоб, тайну слова

Познавши, убеждая - побеждать!

Тип проекта: образовательный, практико-ориентированный

Участники проекта: учитель-логопед, дети старшей группы, родители.

Масштаб: долгосрочный, в пределах группы.

Актуальность:

Сегодня система развития образования находится в ситуации существенных изменений.

Перед педагогами стоит задача научить старших дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но и уметь целенаправленно искать её, самостоятельно отбирать. Для реализации этих задач необходимо использовать инновационные технологии обучения. Одним из таких методов – является метод проектов. Проектная деятельность неразрывно связана с творческой деятельностью, с сотворчеством.

Звуки - основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит - служить средством коммуникации.

Правильное произношение необходимо ребёнку для уверенного общения, дальнейшего успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. По данным научных исследований, примерно 40% детей нашей страны, у которых речь должна быть сформирована, неверно произносят звуки родного языка, и количество таких детей не уменьшается.

Нарушение звукопроизношения не только косметический дефект, но и серьёзное препятствие в овладении ребёнком письменной речью в школе. Оно отрицательно влияет на его эмоциональное состояние, самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.

По результатам проведённой в сентябре диагностики старшей группы «Гномики» из 25 детей 22 ребёнка имеют нарушения звукопроизношения. Что составляет 88 %. (см. Приложение 1) Всего 12 % детей имеют чистую речь. Таким образом, имеется большое количество детей с нарушениями произношения. В речи детей чаще всего наблюдаются замены звука, их искажение либо отсутствие. Это требует направленной коррекционной работы по постановке и автоматизации звуков. Для привлечения родителей к проблеме автоматизации звуков я решила предложить родителям поучаствовать в создании детско-родительских проектов.

Проблема:

Родители принимают только опосредованное участие в автоматизации звуков, не всегда понимая как это делать, что влияет на качество звукопроизношения детей. Часто без участия родителей автоматизация звуков имеет достаточно длительный характер.

Гипотеза:

предположим, что приобщение родителей к звуковой культуре речи и разработка совместных детско-родительских проектов будет способствовать закреплению поставленных логопедом звуков в речи детей и сократит продолжительность этапа автоматизации звука.

Цель:

коррекция звукопроизношения детей посредством детско-родительских проектов по автоматизации звуков.

Задачи:

1. Формировать и совершенствовать у детей звукопроизношение (развивать артикуляционную моторику, дикцию, интонационную выразительность, фонематическое восприятие).

2. Привлекать родителей к совместной работе по формированию правильного звукопроизношения.

3. Научить родителей созданию детско-родительских проектов.

Описание проекта: стратегия и механизмы реализации.

Этапы проекта:

Подготовительный (сентябрь-ноябрь):

Продолжать коррекционную работу по постановке и автоматизации отсутствующих звуков в речи детей.

Провести мастер-класс для родителей «Артикуляционные упражнения для постановки звуков»,

Провести семинар-практикум для родителей по автоматизации звуков «Трудный звук будь детям друг»,

Провести открытое занятие для родителей по автоматизации звуков,

Провести индивидуальное консультирование родителей о механизмах разработки проекта, подборе материала для его создания.

Основной этап (ноябрь-декабрь):

Непосредственно создание детско-родительских проектов,

Сопровождение проектов, оказание помощи в их создании.

Заключительный этап (январь-февраль):

Защита детьми в группе созданных проектов.

Промежуточная диагностика звукопроизношения.

Беседы с родителями по результатам диагностики.

Актуальным для детей дошкольного возраста является сотворчество. Без участия родителей, считаю, невозможно достичь поставленной цели. Поэтому провожу родительские собрания, на которых рассказываем, каких успехов мы достигли. А также провожу семинары-практикумы, мастер-классы, консультации, где учим родителей, как нужно заниматься дома. В группе есть уголок «Советы логопеда», где даются рекомендации, как по развитию звуковой культуры речи, так и по другим разделам программы. Периодически проводится анкетирование.

Таким образом, внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проекта способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей.

Календарный план реализации проекта

Предполагаемая дата проведения мероприятия Наименование мероприятия Ответственный

Сентябрь 2015 Диагностика Учитель-логопед

Октябрь 2015 Родительское собрание «Результаты диагностики и планируемая коррекционно-логопедическая работа на 2015-16 уч. год». Индивидуальные консультации. Учитель-логопед

Октябрь 2015 Мастер-класс «Артикуляционные упражнения для постановки звуков» Учитель-логопед

Ноябрь 2015 Семинар-практикум для родителей по автоматизации звуков в речи «Трудный звук будь детям друг» Учитель-логопед

Ноябрь 2015 Открытое занятие для родителей по автоматизации звуков. Учитель-логопед

Ноябрь-декабрь 2015 Консультирование родителей по автоматизации звуков и созданию проектов;

Непосредственное создание проектов и их корректировка. Учитель-логопед,

родители, дети

Январь 2016 Промежуточная диагностика звукопроизношения. Учитель-логопед

Январь-февраль 2016 Беседы с родителями по результатам диагностики. Учитель-логопед

Февраль 2016 Защита проектов в группе. Учитель-логопед,

родители, дети

Предполагаемый результат:

Улучшится качество звукопроизношения у детей;

Повысится участие родителей в совместной с логопедом работе по автоматизации звуков;

Будут созданы детско-родительские проекты по автоматизации звуков.

Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска:

Трудности взаимодействия с родителями (использование новых форм работы с родителями с учетом личностно-ориентированного подхода).

Отсутствие у родителей времени или недостаточная осведомлённость их в вопросе автоматизации звуков (оказание помощи в реализации детско-родительских проектов)

Дальнейшее развитие проекта:

Публикация проекта;

Проведение мастер-класса с педагогами на данную тему;

Предполагается использование данного проекта:

В работе с вновь прибывающими детьми;

Внедрение инновационных технологий для улучшения коррекционно-образовательного процесса;

Обмен опытом с педагогами города;

Участие проектов в конкурсах, публикация проекта.

Данный проект может быть использован логопедами в работе с детьми с нарушением звукопроизношения не только в детских садах, но и в школах, так как и там большое количество детей с нарушением произношения.

Список литературы:

1. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. М. 1975

2. Османова Г. А., Позднкова Л. А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. СПб. 2007

3. Пожиленко Е. Знакомим детей с окружающим и развиваем речь// Дошкольное воспитание, 2005, № 1.

4. Мезенцева М. Логопедия в картинках. М. : ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2011.- 192 с.

5. Скворцова И. В. Логопедические игры. М. : ОЛМА Медиа Групп, 2014.-128 с.

6. Буланович Н. И., Рыжанкова Е. Н. Учимся произносить звуки. СПб. : Издательский дом «Литера», 2007.-32с.

7. Лебедева И. Л. Трудный звук, ты наш друг. Звуки Р, Рь, (Л, Ль, Ш, Ж, С,З) Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. М. :Вентана-Граф, 2015, -32с.

8. Скворцова И. В. Грамматика в картинках. Звук Л. Для детей 4-6 лет. СПб. : Нева,2003.

учитель-логопед МОУ «СОШ р.п. Озинки»

1. Паспорт проектной работы.

    Название проекта: “Трудный звук – я твой друг”.

    Руководитель проекта: учитель-логопед Надежкина Инна Викторовна.

    Учебный предмет: логопедия.

    Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: чтение, русский язык, изобразительное искусство, технология.

    Участники проекта: учащиеся логопедического пункта, родители, учитель-логопед.

    Тип проекта: творческий.

    Цель проекта:

    вовлечь каждого ученика в активный познавательный творческий проект при создании книги “Трудный звук – я твой друг” - понятной, полезной и доступной детям с речевыми нарушениями,

    учить представлять свой труд в виде страницы книги, выбирать средства и материалы для осуществления своих творческих замыслов,

    воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе.

    Задачи: Развитие творческих способностей, эстетического вкуса, умения самостоятельно работать с различными источниками при получении необходимых знаний, формирование навыков исследовательской деятельности, отработка умения применять свои знания на практике при создании творческого продукта – книги, развитие умения самостоятельно принимать решения и обмениваться информацией, пополнять активный запас учащихся элементами устного народного творчества.

    Вопрос проекта: Возможно ли силами детей логопедической группы и их родителей осуществить создание такой книги, которая была бы полезна детям с речевыми нарушениями?

    Оборудование: краски, фломастеры, ножницы, бумага, трафареты.

    Предполагаемый продукт проекта: книга “Трудный звук – я твой друг”.

    Этапы работы:

    Создание рабочей группы.

    Анализ существующих пособий.

    Выбор направления деятельности.

    Разработка структуры будущей книги.

    Анализ собранного материала.

    Иллюстрирование отобранного материала.

    Проверка в действии, обмен опытом.

    Презентация.

    Распределение ролей в проектной группе.

Роль учителя:

    координировать весь процесс учебной творческой деятельности,

    помогать детям в поиске источников информации,

    самому быть источником информации,

    поддерживать и поощрять активность учеников работе над проектом.

Роль учеников и родителей: создание одной страницы книги.

    Актуальность проекта.

Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях наряду с другими видами используется исследовательская деятельность.

Речевые нарушения детей почти всегда сопровождаются более или менее выраженными нарушениями в формировании когнитивных, общеучебных и коммуникативных навыков. Следовательно, проектная деятельность должна быть направлена на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков подготовки к занятиям, правильного распределения времени, планирования и самоконтроля. Логопедические занятия со школьниками, имеющими нарушения устной речи, целесообразно проводить по программе, основанной на взаимодействии взрослого и ребёнка. Взаимодействие способствует обучению ребёнка-логопата самостоятельному поиску путей и способов решения собственных проблем. Ребёнок перестаёт быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.

Метод проекта предоставляет ребёнку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Главное – помочь ребёнку поверить в свои силы. Наиболее полно и отчётливо воспринимается ребёнком то, что было интересно, то, что нашёл и доказал сам.

Продуктивный вид деятельности – благодатная почва для реализации принципа активности, который заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит, 50% - из того, что видит, 90% - из того, что делает.

2. Педагогическое описание проекта.

Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными эмоциями, не становятся полезными. Ребёнок на занятии пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как обучение не захватывает их. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни, в изучении русского языка. Нужно только найти его и подать детям, что побудит их самих подобным находкам и открытиям.

На логопедических занятиях дети могут не только учиться чему-либо, но и а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывать знания. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах.

В проекте детям не сообщается, что они будут решать определённую педагогическую задачу. Им сообщается название и цели проекта, и уже через несколько минут дети погружаются в проблему проекта и уже что-то рисуют, вырезают, клеят, выписывают.

Дети, сами того не подозревая, вполне самостоятельно, активизируют свои знания, применяя их на практике в незнакомой ситуации.

Главная задача учителя-логопеда – научить ребёнка учиться. Успешность познавательной активности деятельности школьника с речевыми нарушениями зависит от выполнения ряда условий, в частности от обеспечения эмоционально благополучной позиции ребёнка.

Создание ситуации успеха его деятельности – основное условие воспитания положительного отношения к учению. Успех – это внутренний комфорт, радость от того, что всё не так уж трудно и плохо.

Добиться эффективной положительной мотивации ребёнка к учению педагогу помогает создание загадочного увлекательного мира для зарождения познавательных и социальных мотивов.

Задуманный проект “Трудный звук – я твой друг” помогает детям не только обрести навыки исследовательской деятельности, но и даёт возможность учителю-логопеду реализовать многие коррекционно-педагогические и воспитательные цели и задачи, вовлекая детей в творческую деятельность, соответствующую умственным и физическим возможностям детей с речевыми нарушениями.

Проект задуман как коллективная деятельность. Ученику, сталкивающемуся с проблемами в учёбе, сотрудничество даёт возможность получить дополнительную поддержку со стороны детей и логопеда, преодолеть страхи и неуверенность в себе, научиться быть самостоятельным и ответственным. Часто в течение всего учебного дня такие ученики чувствуют себя одинокими, неуспешными. Именно дополнительные занятия с логопедом могут и должны стать для них источником радости и уверенности в себе, предоставив возможность почувствовать поддержку окружающих. Именно на таких занятиях ученик, сам испытывающий трудности в учёбе, может помочь другому справиться с проблемами, помогая, таким образом, и себе (вспомним о самом эффективном методе – “учусь сам, обучая другого”.)

Радость, веселье, раскованность, некоторая таинственность привлекает детей. У них формируется выдержка, настойчивость, сопереживание.

Наблюдая за детьми, можно видеть, как они оживляются, стараются выполнить как можно лучше. Они безболезненно реагируют на замечания и ошибки, стараются исправить их. Дети не чувствуют усталости, не испытывают дискомфорта.

По завершению работы над книгой, организуется презентация каждым учеником своей страницы, для того чтобы обобщить полученные знания и умения, повысить самооценку учащихся, дать детям установку на дальнейшие учебные успехи. Учащиеся самостоятельно оценивают достигнутые результаты, а так же оценивают успехи и неудачи других детей.

В ходе работы над проектом у учащихся возникает интерес к логопедическим занятиям. Они учатся планировать свою деятельность, пользоваться различными источниками информации, отбирать нужные материалы, выражать своё мнение, создавать конечный продукт – материальный носитель проектной деятельности, оценивать себя и других. Полученный результат доказывает, что нет бездарных детей, нужно лишь вовремя оказать ребёнку помощь и дать поверить ему в свои силы.

Каждый ученик логопедической группы – это создатель одной книжной страницы. Детям даётся конкретное творческое задание, которое они выполняют совместно с родителями, а учитель-логопед преследует свои важные коррекционно-педагогические цели и задачи на каждом этапе. Попробуем описать ценность применения каждого задания в работе с детьми логопедической группы.

1этап. “Подобрать картинку, в названии которой есть заданный звук”.

Коррекционные цели: Формировать умение определять место звука в слове, развивать пространственную ориентацию при размещении картинки на странице азбуки.

Исследовательские цели: Формировать умение находить несколько вариантов решения проблемы и выбирать из них более подходящий.

Воспитательные цели: Воспитывать самостоятельность при работе с учебным материалом, чувства ответственности при выполнении своей задачи.

2этап. “Подобрать скороговорки и чистоговорки, в которых часто встречается заданный звук”.

Коррекционные цели: Развивать фонематический слух, и умение выделять букву в тексте; отрабатывать дикцию, силу голоса, выразительность.

Исследовательские цели: Формировать умение работать с литературными источниками.

Воспитательные цели: Формировать навыки самоконтроля.

3 этап. “Составить ребусы с данной буквой”.

Коррекционные цели: Развивать пространственное воображение при работе с буквами.

Исследовательские цели: Формировать творческое воображение, самостоятельность при принятии решения, умение отстаивать свою точку зрения, умение находить и исправлять ошибки в своей работе и работе других детей, умение оказывать помощь в группе при решении общих задач.

Воспитательные цели: Воспитывать эстетический вкус, уважение к чужому труду и гордости за свой труд.

4 этап. “Составить кроссворд с картинками, названия которых начинается на заданный звук ”.

Коррекционные цели : Формировать умение определять место звука в слове, узнавать предмет по контуру, корректировать мелкую моторику.

Исследовательские цели: Формировать умение выбрать нужный рисунок из заданной серии.

Воспитательные цели: Воспитывать аккуратность и бережливость.

5 этап. “Оформить страницу книги по образцу”.

Коррекционные цели: Развивать пространственную ориентацию; корректировать мелкую моторику.

Исследовательские цели: Формировать умение работать по образцу, находить и исправлять свои ошибки, планировать свою деятельность, время и ресурсы.

Воспитательные цели: Воспитывать гордость за свой труд и труд своих друзей.

Чистоговорки и скороговорки развивают логическое мышление, приучают к образному меткому слову, способствуют обогащению детского словаря, автоматизации звуков.

Приобщение детей к народному творчеству не только помогает обогатить речь детей, но и позволяет сделать их внутренний мир более богатым. Так же речевой материал, построенный по законам ритма и рифмы, служит определённой дидактической цели: максимально пополнить лексический материал заданным звуком.

Составить ребус с заданной буквой детям предлагается только после того, как они познакомятся с готовыми ребусами и правилами их построения. Затем учащемуся даётся задание составить ребус со своей буквой, а остальным его отгадать. Таким образом, учащиеся творят сами, оценивают ребусы других детей, имея возможность сравнить своё произведение с остальными. Если сам ребёнок не может выполнить задание – то есть возможность обратиться за помощью к тем учащимся, у которых составление ребуса не вызвало затруднения.

Оформление страницы книги “Трудный звук – я твой друг” требует усидчивости и аккуратности. Совершенствование ручной моторики способствует развитию речевой функции. Этот этап также формирует умение различать буквы, тренируют переключение внимания. Каждый этап работы над книгой должен иметь свой конкретный продукт.

Все этапы соответствуют поисково-творческим приёмам и помогают развивать навыки исследовательской деятельности в соответствии и индивидуальными и психическими особенностями каждого ребёнка.

Таким образом, силами детей логопедической группы и их родителей мы осуществили создание такой книги, которая будет полезна детям с речевыми нарушениями, сделали презентацию книги «Трудный звук – я твой друг». Затем мы подарили эту книгу первоклассникам, которые занимаются на логопедическом пункте.

Проект по коррекции звукопроизношения с детьми подготовительной группы.

«Трудный звук, ты наш друг»

« От того, как прошло детство,
кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира - от этого
в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш»
В. А. Сухомлинский

Актуальность

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей.

При адекватной позиции родители осознают нарушения произношения как дефект, но дефект устранимый, требующий специальной работы, как педагогов, так и самих родителей.

Неадекватная позиция может быть различной: дефект родителями не воспринимается, т. е. родители не считают, что произношение звуков у ребенка страдает. В других случаях родители слышат ошибки речи, но не придают им значения, так как считают, что это «само пройдет», «пойдет в школу научиться» и т. п., либо придерживаются того мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем.

В ходе логопедической работы необходимо:

  • помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей,
  • разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа,
  • подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.

Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:

  • ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ общеразвивающего вида;
  • необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.

Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.

Участники проекта: учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, их родители, воспитатели.

Цель проекта:

1.Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

2.Постановка и автоматизация звука «Л» в словах, словосочетаниях, предложениях и связной речи..

3.Определение позиции звука в слове.

4.Развитие фонематического слуха.

5.Развитие мелкой и общей моторики.

Задачи:

  • выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
  • заинтересовать родителей, пользоваться информационно-методическим стендом «Уголок логопеда»
  • выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию.

Ожидаемые результаты:

  1. Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, фиксируют свои достижения в рабочих тетрадях.
  2. Родители используют материалы с информационно-методического стенда «Уголок логопеда».
  3. Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.

Пути достижения ожидаемых результатов.

Для детей

Для родителей

Для педагогов

Для ДОУ

положительная динамика речевого развития;
успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
индивидуальный подход к каждому ребенку.

положительная оценка деятельности ДОУ;
готовность и желание помогать ДОУ;
использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях.

положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
удовлетворенность собственной деятельностью;
качественно организованная система повышения квалификации;
учет положительной динамики в развитии детей по развитию речи при аттестации педагогов

благоприятные условия для профессионального роста педагогов;
повышенный статус ДОУ

Возможные риски:

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенные система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс, методические пособия для домашнего использования родителями, диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам речевого развития, могут быть реализованы педагогами, логопедами и заинтересованными родителями.

Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели

Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:

1 этап - подготовительный (информационно-аналитический).

Задачи:

  • Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов.
  • Подбор игровых упражнений для развития мелкой моторики.
  • Подбор игровых упражнений для выработки правильного артикуляционного уклада.

Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

2 этап - основной (практический).

Задачи:

  • Постановка звука «Л» введение звука в самостоятельную речь.
  • Разработать и апробировать систему конкретных индивидуальных методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников.

Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни.

Средства и методы проекта:

  • Проведение семинара-практикума, мастер классов, консультаций, домашней игротеки, подготовка пособий для индивидуальных занятий с использованием ИКТ технологий.
  • Проведение индивидуальных консультаций (по необходимости);
  • Создание информационно-методического стенда «Уголок логопеда» (еженедельно, теоретический материал);
  • Сбор и изучение информации (поиск информации в Интернет, и других источниках).
  • Подготовка отчета о работе и оформление результатов работы в виде (презентации, публикации и т.п.)

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании.

3 этап - заключительный (контрольно-диагностический).

Задачи:

  • Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.
  • Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми.
  • Транслировать опыт работы по данной теме для учителей-логопедов, педагогов района.

Перспективный план реализации проекта

N
п/п

Срок

Формы и
методы работы

Результат

Ответственный

1.Подготовительный этап

1. Анкетирование родителей

Обследование речи детей

Наполнение РС логопедического кабинета

Консультирование

Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития
анализ речевых нарушений

Подбор материалов по темам «Дыхательная гимнастика», «Артикуляционные упражнения», «Мелкая моторика» и др.

Установление единых требований родителей и учителя-логопеда к ребенку, посещающего логопункт.

Планирование работы

Проектирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы

картотеки

Установление сотрудничества, просвещение родителей

Учитель-логопед

2 этап

Октябрь

Семинар-практикум «Традиционные и нетрадиционные упражнения для развития мышц артикуляционного аппарата».

Протокол проведения, отзывы родителей.

Учитель-логопед

Ноябрь

Семинар-практикум
«Пальчиками играем, речь развиваем

Сообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук, рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики

Протокол проведения семинара-практикума, отзывы родителей

Учитель-логопед

Декабрь

Открытое занятие

Индивидуальное занятие «Постановка звука Л».

Постановка звука «Л»

Индивидуальное занятие «Постановка звука Л». Презентация.

Учитель-логопед

Представление здоровьесберегающих технологий по коррекции и развитию речи

Мастер -класс для педагогов района

«Здоровьесберегающие технологии

в логопедической практике»

Учитель-логопед

Январь

Открытое занятие

Автоматизация звука Л в открытых слогах

Индивидуально-подгрупповое занятие «Инструменты. Автоматизация звука Л в открытых слогах», конспект,

Учитель-логопед

Февраль

Открытое занятие для родителей и педагогов детского сада.

Автоматизация звука Л на материале потешки

Подгрупповое занятие «Инструменты. Автоматизация звука Л», конспект, игра в графическом редакторе «Найди звук в слове» для интерактивной доски.

Учитель-логопед

3. Заключительный этап

Май

Презентация проекта

Введение звука в речь

Развлечение «Возвращение звуков домой»

Учитель-логопед

Список литературы:

7. Т.В. Пятница «Логопедия в таблицах и схемах, цифрах» Ростов-на-Дону «Феникс»2012 год.

8. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Автоматизация сонорных звуков «Л, Ль».

9. Т.А. Ткаченко «Слоговая структура слова». Москва, 2008 год.

10. О.Б. Иншакова «Альбом для логопеда» Коррекционная педагогика Москва, 2010 год.

11. Н.В. Емельянова Л.И. Жидкова Г.А. Капицина «Коррекция звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетическим нарушением речи в условиях логопункта. Санкт-Петербург, 2013 год.

12. Т.А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику» Москва, 2010 год.

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ.

Тема : Автоматизация звука Л.

Инструменты.

логопед МДОУ

детский сад №5

«Звездочка»

п. Бурмакино

Черноглазова И.В.

Цель: автоматизация звука Л в словах и предложениях.

Задачи:

Развитие артикуляционной, мелкой, общей моторики;

Обогащение словаря по теме «Инструменты»;

Развитие внимания, памяти, мышления

Совершенствование фонематического воспитания;

Развитие словообразования

Совершенствование грамматического строя речи

Оборудование: иллюстрация «Пароход гудит», зашумованный рисунок «Инструменты», мяч.

Ход занятия.

1. Артикуляционная гимнастика

Л. Выполним артикуляционную разминку «Два охотника»

Два «героя» на охоту

Шли по топкому болоту:

Прикусить зубами кончик языка и на

Длительном выдохе похлопать пальчиками

По щекам так, чтобы слышался хлопающий звук.

«Нам, героям, не страшны

Даже дикие слоны!»

Вытянуть губы вперед «хоботком».

Шли, друг другу похвалялись.

Вдруг… лягушки испугались!

Длительно удерживая губы, растянутыми в улыбке .

И по кочкам наутек

Побежали со всех ног.

Пошлепать широким, расслабленным

Языком по нижней губе.

Уж до дому добежали,

Но по-прежнему дрожали.

Многократно произносить на одном

Выдохе опорный звук Д – д – д – д…

« Ой - сказал один герой».-

Носорог скакал за мной,

Поцокать языком.

Он ружье мое отнял

И, как булку, разжевал!

«Пожевать» язык, многократно произнося

При этом слог ЛА.

А когда я оглянулся,

Он так жадно облизнулся!»

Облизывать верхнюю губу широким языком сверху вниз.

« Ой!- сказал другой «герой».-

Коршун вился надо мной

Страшно крыльями махал,

«Помахать, языком вверх-вниз, вверх-вниз.

Как индюк он болтал»

Производить быстрые движения широким

Кончиком языка по верхней губе вперед-назад.

И с тех пор «героям» что-то

На охоту неохота!

Обиженно оттопырить нижнюю губу.

2. Пальчиковая гимнастика.

Л. Сделаем гимнастику для пальчиков « Пальцы - дружная семья»

Пальцы – дружная семья,

Друг без друга им нельзя.

(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их.)

Вот большой!

А это - средний.

Безымянный и последний-

Наш мизинец, малышок!

У-у-у! Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили,

(Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху.)

Будем их соединять

И движенья выполнять…

(Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому.)

Мы рога козы покажем

(Поиграем пальчиками. Выдвигаем указательный палец и мизинец вперед, загибая остальные пальцы; затем рога поднимаем к голове)

И рога оленя даже…

(Широко раздвигаем пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимаем ветвистые рога к голове.)

Мы про зайку не забудем -

Ушками водить мы будем.

(Выдвигаем вперед указательный и средний пальцы обеих рук, поднимаем к голове. Двигаем пальцы, наклоняем их вперед, а потом сжимаем пальцы в кулачки и разжимаем.)

Чтобы четко говорить,

Надо с пальцами дружить!

(Каждый палец руки поочередно присоединяем к большому.)

3.Изолированное произношение звука Л.

Игровое упражнение «Пароход гудит»

Л. Произнеси звук Л – Л – Л многократно и отрывисто, пока пальчик движется по линии. А теперь долго и протяжно, посмотрим, какой путь пройдет пальчик.

4. Автоматизация звука Л в прямых слогах.

Повторим слоги с изменением ударения

ла – ла – ла ло – ло - ло

ла – ла – ла ло – ло – ло

ла – ла – ла ло – ло – ло

лу – лу – лу лы – лы – лы

лу – лу – лу лы – лы – лы

лу – лу – лу лы – лы – лы

5. Автоматизация звука Л в словах

Л. Проговори слова

лапы лом

лампа лось

лама локоть

лапша локоть

юла ложка

пила лото

акула лодка

школа мыло

халат одеяло

Калоши

лыко лук

волы луна

столы лупа

вилы колун

полы голубь

Лукошко

малыш шалун

Тулуп

6. Развитие внимания.

Игры «Путаница» «Четвертый лишний»

Л. Рассмотрим картинку, объясни какой предмет четвертый лишний?

Д. Лишним будет сапог, потому что он обувь, а пила, молоток, лопата – инструменты.

7.Развитие общей моторики. Согласование числительных с существительным.

Игра с мячом «1 – 10»

Л Посчитайте от 1 до 10 (с одним из слов по выбору ребенка) долото, молоток, лопата.

Д. Одна лопата, две лопаты, три лопаты, четыре лопаты, пять лопат, шесть лопат, семь лопат, восемь лопат, девять лопат, десять лопат.

8. Автоматизация звука Л на материале загадки. Развитие фонематического восприятия.

Л. Отгадайте загадку и выучите ее.

Вот иголки и булавки

Выползают из- под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.

Л. Кто же это?

Д. Еж.

Л. Как догадался?

Д. У ежика острые иголки, он любит молоко.

Л. Назовите слова со звуком Л из загадки.

Д. Иголки, лавка, булавка, молоко.

9. Знакомство с многозначными словами. Совершенствование словообразования.

Л. У каких предметов, как у ежа, тоже есть иглы?

Д. Иголки есть у елки, сосны, лиственницы.

Л. Чем они похожи?

Д. Все иглы острые

Л. Как называются иглы у елки?

Д. Иглы у елки еловые

Л. Как называются у сосны?

Д. У сосны иглы сосновая.

Л. А у лиственницы?

Д. А у лиственницы –лиственные.

Л. А какие еще иглы вы знаете?

Д. Швейные.

Л. Что можно сказать про швейную иглу? Какая она?

Д. Игла длинная, тонкая, острая, металлическая, блестящая.

Л. Что делают швейной иглой?

Д. Швейной иглой шьют.

Л. Что шьют швейной иглой?

Д. Швейной иглой шьют одежду.

Л. А что еще можно делать швейной иглой?

Д. Швейной иглой можно вышивать, зашивать, подшивать, штопать.

10. Итог занятия.

Л. Звук Л благодарит тебя за занятие, твой язычок был ловким и трудолюбивым.

Литература.

1. Лебедева И.Л. «Трудный звук, ты наш друг!» Звуки Л, Ль. Москва, 2004.

2. Научи меня говорить правильно! Литература, С – П, 2004г.

3. Лопухина И. Логопедия. Упражнения для развития речи. Дельта. С – П, 1997.

4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Москва 1998.

5. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2000г.

6. Мальцева М., Костыгина В. Мой логопедический альбом, Ярославль, 2001

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №5 «Звездочка»

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ.

Тема : Инструменты.

Автоматизация звука Л.

Учитель-логопед

Черноглазова И.В.

2013г.

Цель: автоматизация звука Л на материале стихотворения «Клоун Павел – чудак»

Задачи:

Активизировать словарь по лексической теме « Инструмент»;

Развивать фонематическое восприятие,

Закреплять навыки звукового анализа

Совершенствовать грамматический строй речи

Обучать навыкам творческого пересказа;

Совершенствовать просодический компонент речи

Развивать психомоторные функции;

Оборудование: конверт с изображением инструментов: молоток, лопата, пила; игра «Рыбалка»,; картинки: лопата, молоток, долото, кисть, лом, метла, пила, колун; контурные изображения этих инструментов в логопедических тетрадях, звуковые линейки с символом звука Л, интерактивная доска, фигурки для пересказа сказки «Репка».

Ход занятия.

1. Оргмомент

Л. Какое время года? Как мы радуемся весне? Ветерок весенний дует, вертит, в форточку влетел конвертик. Ну-ка, Саша, посмотри, что за вести там внутри? О, да здесь письмо!

2. Развитие внимание, мышление. Игровое упражнение «Назови одним словом».

Посмотрите на конверт внимательно, расскажите, какие предметы изображены?

Д. Молоток, лопата, пила.

Л. Назовите предметы одним словом и скажите, от кого мы получили письмо.

Д. Мы получили письмо от инструментов.

Л. Давайте прочитаем письмо:

Здравствуйте, дети! Клоун Павел нас в болоте оставил! Помогите, из болота нас спасите!

3. Сообщение темы занятия. Сегодня мы поможем спасти инструменты и будем правильно произносить звук Л.

4. Автоматизация звука Л в предложении. Развитие моторной координации.

Игра «Спасатели».

Игра «Спасатели»

Нужно достать предметы из болота.(на базе настольной игры «Рыбалка». Каждый из детей поочередно достает с помощью удочки картинку-инструмент, произносит, показывая другим:

Ла-ла-ла, я …(название предмета) лопату спасла.

Ал-ал-ал, я… (название предмета) молоток достал и т.д.

5.Развитие фонематического восприятия. Определение позиции звука в слове. Деление слов на слоги. Игровое упражнение «Найди звук в слове». Работа с интерактивной доской.

Л. Откройте тетради, возьмите карандаши. Произнесите название картинки, выделив звук Л голосом, соедините линией картинку с нужной звуковой линеечкой.

Д. Лллопата.Я соединю лопату с первой звуковой линеечкой, потому что согласный твердый звук Л слышится в начале слова.

Пиллла. Я соединю пилу со второй звуковой линеечкой, потому что согласный твердый звук Л слышится в середине слова и т.д.

Л. Какой инструмент оказался лишним, почему?

Д. Лишней оказалась кисть, потому что в этом слове нет звука Л.

Л. Назовите и обведите волнистой линией картинки, в названии которых три слога.

Д. В слове лопата, молоток, долото три слога.

Л. Ребята, вы успешно справились с заданиями и спасли инструменты. Пришло время познакомиться с клоуном Павлом.

6. Чтение стихотворения «Клоун Павел - чудак». Совершенствование умения отвечать на вопрос стихотворными строками.

Л. Послушайте стихотворение о клоуне Павле.

Клоун Павел – чудак.

Делает все не так:

ломом копал

лопатой ломал

долотом шил,

иглой долбил,

колуном пилил,

пилой колол,

метлой белил,

а кистью мел!

Л. Посмотрите на картинки, ответьте строками стихотворения, что клоун Павел делал не так.

Д. Клоун Павел ломом копал ит.д.

7. Падежное управление (творительный падеж существительных). «Игра назови и покажи»

Л. Исправьте ошибки. Для того чтобы лучше запомнить действия с инструментами, изобразите их руками.

Д. Молотком забивают гвоздь.

Долотом долбят дерево.

Ломом ломают лед.

Лопатой копают землю. Дети имитируют действия с предметами.

Иглой шьют одежду.

Пилой пилят дрова.

Метлой подметают пол.

Кистью белят стены.

8. Упражнение «!-10-1». Согласование существительного и прилагательного с числительным(число, род, падеж)

9. Совершенствовать умение творческого пересказа. Сказка «Репка»

Клоун Павел предлагает рассказать сказку «Репку» по-новому. Вместо традиционных персонажей этой сказки появляются: молоток, слон, лошадь, лось, белка, голубь, пчела. Дети рассказывают сказку по цепочке, логопед по ходу сказки показывает одну за другой приготовленные картинки, в соответствии с которыми рассказчики меняют слова знакомого текста:

Д. Посадил слон лопату. Выросла лопата большая-пребольшая! Тянет –потянет, вытянуть не может. Позвал слон лошадь и т.д.

10. Совместное проговаривание стихотворения.

Повторим стихотворение о клоуне Павле, чтобы вы могли рассказать его дома.

11. Итог занятия.

Какое задание занятие было для вас интересным?

Л. Я, звук Л и клоун Павел благодарим вас за работу и ждем новой встречи с вами.

Литература.

1. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. Владос. Москва, 2001г.

2. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Литература, С- П, 2004г.

3. Лопухина И. Логопедия. Упражнения для развития речи. Дельта, С-П, 1997

4. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7лет с ОНР Альбом 4, Москва,2007

5. Лебедева И.Л. Трудный звук ты наш друг! Звуки Л, Ль. Москва 2004

6. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте. Система занятий, конспект, дидактический материал. Автор-составитель О.Н.Ельцова. Волгоград 2009г.




Условия педагогической деятельности Мои воспитанники – это дошкольники, посещающие группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, имеющие множественные сопутствующие диагнозы. Правильная организация обучения детей с ОНР – очень сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Основной целью коррекционной работы при нарушении произношения звуков является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков в речевом потоке. Поэтому необходим экономный и эффективный способ обучения ребенка правильному произношению звуков. Одним из таких способов является метод мнемотехники. Это обуславливает необходимость разработки индивидуальных образовательных маршрутов для всех детей, зачисленных на коррекционно- развивающие занятия с логопедом.


Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету. К.Д.Ушинский Мнемотехника система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Данная технология имеет: Теоретическую основу. Она базируется на представление о сложной и активной природе процессов запоминания. Формирует воображение, способность сохранять в памяти поступившую информацию; Развивает образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.


Использование мнемотехники позволяет: активизировать интерес детей к занятиям; символическая аналогия облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала детьми; применение графической аналогии учит детей видеть главное, помогает систематизировать полученные знания; при формировании правильного произношения развивается память, мышление, воображение, внимание, так как именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.


Этапы логопедической работы по коррекции звукопроизношения с использованием приёмов мнемотехники Развития подвижности и "переключаемости" органов артикуляции Формирование первичных произносительных умений и навыков Формирования коммуникативных умений и навыков 1. Формирование у детей представления о правильном положении артикуляционных органов при произнесении определенных звуков. 2. Развитие подвижности органов артикуляции. 1. Постановка и автоматизация звуков (в слогах, словах, предложениях). 2. Развитие наглядно- образного и образно- логического мышления, объема и концентрации внимания, способности к произвольному запоминанию, навыков самоконтроля. 3. Развитие интонационной выразительности речи. 1. Формирование коммуникативных умений и навыков (слушания, пересказа, составление рассказа, поддержание беседы). 2. Формирование положительного восприятия друг друга, чувства эмпатии.




Использование авторской логопедической игрушки позволяет ребёнку четко представить работу артикуляционного аппарата и быстро выучить комплекс артикуляционной гимнастики Эти моменты создают на занятиях положительный эмоциональный настрой, что способствует закреплению материала


Второй этап. Правильное артикулирование звука, уточненное при помо­щи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроиз­ведения звуков. Слушание звука и «видение» правильной арти­куляции с помощью моделей начало активного развития у детей собственных произносительных навыков. Применение моделей при постановке звуков, независимо от вида речевых нарушений, помогает ребенку осмыслить процесс постановки звука и быть не просто пассивным исполнителем воли взрослого, а активным участником. Модель служит наглядной опорой, постоянно «напоминая» артикуля­ цию не произносимого звука.




Использование мнемотаблиц на занятиях Мнемотаблицы служат наглядной опорой, позволяющей быстро и правильно запомнить артикуляцию звука. Позволяет формировать у детей представление о положении органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответствующей его характеристике. Для постановки основных звуков к каждому занятию разработаны мнемотаблицы. Ниже представлена мнемотаблица для артикуляции звука «ш».



Закрепление звука в слогах (уточняется положение артикуляционных органов при произношении гласных звуков и каждый звук изображается с помощью ротика (артикулемы)) С детьми заучивается стихотворение о гласных звуках с помощью мнемосхемы. «Гласные звуки петь мы рады, нет во рту для них преграды. А, О, У, И,Э,Ы – их запомним мы»


Работа над гласными звуками идёт параллельно с работой над постановкой нарушенного согласного звука. Это необходимо для соединения неречевых символов гласных звуков и согласных. Для автоматизации звука в слогах в самостоятельной речи используется авторское пособие «Волшебный сад».


Авторское пособие «Чудесная лестница». Мобильность данного пособия и разнообразие картинного материала, игр, новые сверх задачи позволяют поддерживать интерес ребёнка к занятиям на высоком уровне, проводить автоматизацию нового звука в самостоятельной речи.













По результатам логопедического обследования у детей отмечается: положительная динамика в овладении правильным звукопроизношением, ускорение сроков автоматизации звуков, заметно повышается объём зрительной и вербальной памяти, улучшается распределение и устойчивость внимания, активизируется мыслительная деятельность. Приёмы мнемотехники позволяют повысить интерес детей к логопедическим занятиям, а соответственно возрастает их эффективность, о чём свидетельствуют результаты выпуска детей из логопедической группы за последние годы.




Коррекционно-развивающая работа в условиях ФГТ создание благоприятных условий для успешной коррекции и развития каждого ребёнка; разработка индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребенка; интеграция образовательных областей; использование игровых и проектных методов; внедрение интересных форм взаимодействия с семьями воспитанников позволяющих вовлекать родителей в педагогическую деятельность, делать коррекционно-образовательный процесс наиболее востребованным, понятным, интересным и привлекательным для современных родителей (психолого-педагогический консультационный центр для родителей «Росток»). Метод мнемотехники позволяет добиться значительных результатов в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР и способствует их дальнейшему успешному обучению в школе.


Учитывая положительные результаты моей деятельности предполагаю в перспективе создание учебно – методического комплекса для педагогов дошкольных учреждений по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с тяжёлыми речевыми нарушениями с использованием метода мнемотехники. Для этого планирую создать в электронном виде все разработанные и активно используемые в работе пособия, схемы, таблицы.



Исследовательский проект «Трудный звук [Р]»

Выполнил ученик 3 «а» класса Үзек Кежик МБОУ СОШ №3 г. Чадан

Руководитель: учитель-логопед: Сат Чойганмаа Кан-ооловна

Чадан 2015 уч. год


Актуальность

  • Не все дети умеют правильно произносить звук [р] в речи. Звук [р] такой трудный потому и я сам не умел проговаривать.

Объект исследования

  • Звук [р]

Предмет исследования

  • Органы артикуляции

Цель:

  • Научиться правильно произносить звук «Р»

Задачи:

  • Выявить особенности положения органов артикуляции при произношении звука [Р].

Методы

  • Наблюдение.
  • Консультация.
  • Выполнение артикуляционных упражнений.

Гипотеза

  • Если я научусь проговаривать звук [р], то буду говорить правильно и красиво. Недаром говорят, что, что красивую речь приятно слушать.

Этапы:

Ι . Подготовительный этап .

а) выполнение артикуляционных упражнений.

б) игры для развития силы выдоха.

в) игры для развития слуха.

ΙΙ.Формирование правильной речи .

а)устранение неправильного произношения.

б) выговаривание звука[р] в слогах и словах, предложениях.




«Лошадка»

Учит прижимать спинку языка к небу и, отпуская её, цокать.


«Грибок»

Учит прижимать спинку языка к небу, некоторое время удерживая его в этом положении.


« Гармошка»

Учит прижимать спинку языка к нёбу и растягивать при этом подъязычную связку.


Игра для развития слуха

«Красный-желтый»

Цель: нахождение звука в словах, воспринятых на слух.


Игра «Кто больше слов придумает»

Цель: активизация словаря, автоматизация звука [р]


Упражнения для выработки воздушной струи

« Воздушные шары»

Каждый день я в шарик дую,

Над дыханием колдую.


Упражнение «Буря в стакане»

В трубку я сегодня дую

И устраиваю бурю.


Логопедические рифмовки

Ро-ро-ро,Ро-ро-ро -Выпил бык воды...

Ро-ро-ро,Ро-ро-ро -У ореха есть... (ядро).

Ро-ро-ро,Ро-ро-ро -Эскалатор есть в...

Ро-ро-ро,Ро-ро-ро -У Мальвины друг - ...


Ка…андаш


Давайте ребята, отгадывать загадки.

Растёт зелёный кустик,

Дотронешься-укусит.

В душный день на небе вдруг

Барабаны громко бьют.

Один вход, три выхода.


Прочитай и запомни пословицы

  • Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
  • Поскорей подрастай, да к работе поспевай.

Вывод :

В результате регулярных выполнений артикуляционных упражнений я научился выговаривать звук[р]. И моё произношение стало четким и красивым. И выяснил

при произношении звука [р] положение губ в улыбке. Рот приоткрыт, кончик языка поднимается к бугоркам за верхними зубами. Струя воздуха сильная, она заставляет кончик языка дрожать.


Литература

1.Автоматизация звука [р] О.В Епифанова

2. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.