Поселок Сокол, он же поселок художников. Посёлок Сокол Сокол пос художников многодетная семья

Как добраться до поселка Сокол: ст. метро Сокол

Поселок Сокол - это относительно молодая, но очень интересная историческая местность в Москве, которая может рассматриваться как самоуправляемая община, памятник деревянного зодчества и, наконец, первый жилищно-строительный кооператив советского периода. Этот поселок, в свое время олицетворявший воплощенную идею города-сада, притаился среди многоэтажных домов Волоколамского шоссе.

Идея осуществить в черте Москвы подобный проект родилась в первые послереволюционные годы, когда город ощутимо страдал от перенаселения, а средств для строительства нового жилья у молодой власти не было. Тогда, учитывая экономическую обстановку в стране, В. И. Ленин в 1921 году подписал декрет о кооперативном жилищном строительстве, который позволял всем, у кого есть средства, строить жилье за свой счет.

В то же время, еще в 1918 году под руководством известных архитекторов И. Жолтовского и А. Щусева создавался генеральный план развития города, который назывался Новая Москва. Согласно этому плану, на окраине Москвы, вдоль Московской окружной железной дороги должны были появиться так называемые "малые центры", соединенные с историческим центром Москвы прямыми транспортными магистралями по лучевой системе. Это должны были быть воспетые Маяковским города-сады, единственным примером которых стал поселок Сокол.

По первоначальному замыслу поселок должны были построить в "московской Швейцарии", как тогда называли район Сокольники (отсюда и название - Сокол). Кооперативное товарищество Сокол с необходимой документацией и эмблемой - соколом, несущим в лапках домик, было создано весной 1923 года. Это должен быть экспериментальный образец, на который впоследствии равнялись бы при строительстве остальных малых центров. После проведения исследований почвы оказалось, что она слишком влажная и не пригодна для деревянного строительства. Новый участок выбрали в восточной части города. Здесь, между селом Всехсвятским и Серебряным бором был пустырь и свалка завода Изолятор - вот на этой территории и было решено строить город-сад. Кстати, Всехсвятскую церковь, именем которым называлось село, и сейчас можно увидеть на Песчаной площади.

Согласно плану, поселок с запада ограничивало село Всехсвятское, с юга - улица Песчаная и сосновый парк, в котором располагался старый санаторий Ромашка, с востока - окружная железная дорога, а с севера - Волоколамское шоссе. Центральная улица Врубеля должна была делить поселок пополам. Проект создавали выдающиеся архитекторы того времени: академик А. Б. Щусев, Н. В. Марковников, П. Я. Павлинов, братья Веснины, П. А. Флоренский, Н. В. Колли, И. И. Кондаков, Н. Марковников, Н. Дюрнбаум, А. Семилетов, художники-графики В. Фаворский, Н. Купреянов, П. Павлинов, Л. Бруни, живописцы К. Истомин, П. Кончаловский, скульптор И. Ефимов и другие. Первым председателем правления посёлка Сокол избрали председателя профсоюза художников В. Ф. Сахарова.

Для того, чтобы вступить в кооператив нужно было внести довольно весомые по тем временам взносы: 10,5 золотых червонца вступительных, 30 червонцев — при выделении участка и 20 червонцев — для начала строительства коттеджа. Приблизительная стоимость одного коттеджа равнялась 600 золотым червонцам. Эта сумма выплачивалась в течение нескольких лет. Каждый дольщик по договору имел право на 35 лет проживания в своем доме без уплотнения и изъятия жилья.

Большую часть первых застройщиков составляли ученые, сотрудники наркоматов, художники, архитекторы, техническая интеллигенция, врачи, преподаватели. Часть жилья в шестиквартирных домах, которые также строились в поселке Сокол, и стоили дешевле, предназначалась для рабочих завода Изолятор. При планировке территории за основу было взято дачное устройство, поэтому главное внимание уделялось обилию зелени и застройке одно-двухэтажными домами. Никто по собственному желанию не имел права установить высокий глухой забор, так как нарушалось бы визуальное восприятие перспективы. Также запрещалось осваивать более одной трети участка. Для поселка разработали специальный вид ограды - невысокий штакетник, накрытый крышей-слегой. Едиными по стилю были и уличные фонари, парковые скамейки - все это усиливало впечатление целостности архитектурного комплекса.

В соответствии с планом, утвержденным В.А. Весниным, в поселке должны были построить 320 жилых домов, но на самом деле территорию разделили на 270 участков около 200 квадратных саженей каждый (сажень - 2,16 метров), что приблизительно составляет 9 соток.

Градостроительная концепция выглядела следующим образом: свободная планировка, оригинальное решение пространства, непосредственная связь жилых объектов с природой. При строительстве поселка были воплощены идеи философа П. Флоренского и художника В. Фаворского. Ломаная траектория улиц создавала ощущение удлиненности. Например, самая широкая улица поселка - улица Поленова (ширина 40 метров), проходя через главную площадь, создает угол в сорок градусов, что создает видимость ее бесконечности. Некоторые улицы разделены поперечными заборами на равные отрезки, что также способствует их визуальному удлинению. Использование эффекта "лестницы Микеланджело", которое достигается при помощи сужения улицы, также удлиняет ее в перспективе. Узкий конец улицы упирается в сад, как бы растворяясь в его зелени. А вот если посмотреть на ту же улицу с узкого конца, то она покажется очень короткой.

Визуальное удлинение улиц на перекрестках достигалось здесь и путем удаления углового дома вглубь участка, а также торцами домов, которые лишены окон, благодаря чему взгляд скользит вдаль, не задерживаясь на архитектурных деталях.

При проектировке поселка применили и эффект "крутящегося дома", когда для более резкого ощущения поворота дома стоят под углом к улице, а их фасады составлены из трех разных по величине секций. Подобные архитектурные ухищрения применялись с целью создать иллюзию необъятности довольно скромного по величине участка, который равнялся всего 20 гектарам.

К строительным работам приступили в конце лета 1923 года, а осенью 1926 года уже были готовы для проведения внутренних отделочных работ 102 коттеджа.

Главной улицей поселка стала улица Большая (сейчас - Поленова). Ее ширина, как уже упоминалось, 40 метров, что позволило высадить по два ряда деревьев с каждой стороны. Интересно, что изначально улицы назывались не так как сейчас, они носили названия: Большая, Школьная, Телефонная, Уютная. А уже при заселении, названия сменили, и появились улицы с фамилиями известных русских художников: Шишкина, Саврасова, Поленова, Брюллова, Кипренского, Верещагина, Серова, Крамского, Сурикова, Левитана. Такая мысль пришла в голову художнику и одному из профессоров ВХУТЕМАСа П.Я. Павлинову. К декабрю 1924 года под ключ был сдан первый квартал поселка Сокол, который пролегал между улицами Сурикова, Кипренского, Левитана и Поленова.

Все строения в поселке первоначально делились на три категории: бревенчатые дома, которые имитировали русское зодчество; каркасно-засыпные, построенные по типу английских коттеджей; кирпичные дома с мансардами, взявшие за образец немецкие особняки. Самым характерным для поселка Сокол домом был односемейный. Он включал в себя мансарду, четыре жилые комнаты, гостиную, кухню и просторную террасу, имевшую выход в сад. Но, что характерно, при всей систематичности застройки, двух похожих домов в нем не было - они обязательно чем-то отличались, будь то количество или расположение комнат, форма балконов, эркеров, оконных фонарей и прочее. Дом, рассчитанный на две семьи, представлял собой избу-пятистенок.

Строительная компания, создававшая поселок, использовала его как выставочную площадку, демонстрирующую лучшие образцы малоэтажного строительства. Кроме того, поселок стал полигоном для испытания новых строительных материалов и технологий. Здесь впервые применили фибролит - материал, состоящий из древесной стружки, спрессованной с цементом. Впервые применили и чашу фундамента, в которой была устроена специальная система вентиляции. Тщательно продумывалась не только планировка зеленых насаждений в поселке, но и их качественный состав. Специально высаживали красный клен, ясень, мелколистную и крупнолистную липу, американский клен, тополь альбу. Удивительный факт - в поселке Сокол выращивали и разводили почти 150 декоративных растений, часть из которых занесена в Красную книгу.

Но не только архитектурные новшества делали этот поселок исключительным. Постепенно здесь сложилась совершенно особенная социально-бытовая инфраструктура. Жилищно-строительное Кооперативное Товарищество "Сокол" имело в своем распоряжении магазин, детский сад, столовую, библиотеку, спортивные площадки и детский летний лагерь, клуб-театр, кружок детской игрушки, авиамодельный кружок кружок танцев, где преподавала ученица Айседоры Дункан, первая в Москве ячейка "Общества друзей зелёных насаждений", пошивочная артель "Женский труд" и многое другое. Благодаря тому, что профессиональный состав населения был чрезвычайно разнообразен, то большинство вопросов внутреннего уклада в кооперативе решалось своими силами и на общественных началах. В Соколе на практике реализовали принцип коммуны "от каждого по способностям" Все вместе, дружно, жители поселка облагораживали территорию, закупали в складчину дрова на зиму и заготавливали овощи. Сейчас это звучит как фантастика, но на самом деле, жителями двигала сила созидания и энтузиазм.

Огромное внимание в поселке уделялось воспитанию подрастающего поколения, развитию спортивных, музыкальных и художественных дарований у детей. Этому способствовала и обстановка: рядом находились мастерская скульптора Н. Крандиевской, домашняя школа графики П. Павлинова, школа музыки А. Шимановского. До сих пор рассказывают, как в поселковом детском саду на добровольных началах была создана группа обучения детей немецкому языку. Занятия проходили в непринужденной игровой форме, во время прогулок по поселку и его окрестностям. Как в прошлом было заведено в дворянских семьях, так в определенные часы в группе дети не имели права говорить на русском языке. Такая методика давала блестящие результаты. В штате детского сада числилась всего одна воспитательница, ей помогали по сменам дежурные мамы.

Поскольку значительную часть жителей Сокола составляли художники, поселок превратился в место, где собирались самые известные живописцы Москвы. В доме Павлинова часто можно было встретить талантливых скульпторов, художников, архитекторов, чьи имена сегодня широко известны не только в профессиональных кругах. В их числе Кукрыниксы, Коровин, Флоренский, Бруни, Цигаль и многие другие.

8 мая 1935 года на поселок Сокол упал гигантский самолет Максим Горький, вес которого равнялся 28,5 тонн. Он был поврежден в результате столкновения с самолетом сопровождения. Жители поселка тогда не пострадали, но трагедия послужила предвестником неприятностей, ожидавших Сокол.

В 1936 году вышло постановление Верховного Совета СССР, которое запрещало деятельность жилищных кооперативов. Кооператив Сокол распустили, правление перестало выполнять свои функции, а дома перешли в собственность Москвы. Тогда же у поселка изъяли больше половины территории (участок от улицы Врубеля до Волоколамского шоссе). Здесь за четыре года выстроили 18 домов для размещения семей работников НКВД, а также котельную и клуб. До нашего времени сохранились два дома из этих восемнадцати. До сих пор в поселке сохранилось здание, которое в 30-е годы строго охранялось службой НКВД - здесь жили советские ученые, создававшие атомную бомбу. В период сталинских репрессий многие жители поселка, а большинство из них были людьми выдающимися и заметными фигурами в своей сфере, были арестованы.

С началом Великой Отечественной войны из поселка на фронт ушло более шестидесяти человек, двадцать один из них не вернулись, и сейчас в поселке стоит памятник погибшим защитникам Отечества. Нужно помнить, что поселок Сокол был расположен у самого Волоколамского шоссе, откуда в 1941 году на Москву наступали немцы. Осенью поселок присоединился ко второй линии обороны столицы СССР. Старики, женщины и дети пилили деревья в парках для сооружения оборонительных укреплений в поселке и вдоль Окружной железной дороги. После войны жителей поселка значительно уплотнили, расселив согласно новым нормам - 6 квадратных метров на одного человека.

В 1946-1948 годах все здания в поселке подключили к городской канализации (до того были выгребные ямы), а на кухнях установили газовые плиты. Но уже в начале 50-х годов, когда в этой части Москвы началась ударная показательная стройка, поселок оказался под угрозой сноса. Что помогло выстоять Соколу - точно неизвестно. Существует легенда, что сам Сталин высказался против, но это лишь слухи. Как бы там ни было, но не снесли, хотя, уже в 1958 году вышло распоряжение исполкома Моссовета о предоставлении части земли Управлению делами ЦК КПСС. Снова жители поселка вступили в противоборство с властями, и распоряжение отменили, но, как оказалось впоследствии, радоваться было рано. Спустя некоторое время у городских властей появилась идея снести 54 из существующих 119 коттеджей. Уже был подобран дом для отселения жильцов поселка, но желающих не нашлось, напротив, все жители как один встали на защиту Сокола.

К голосу противников сноса присоединилось и несколько крупных организаций: Министерство культуры, Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, союзы архитекторов, художников, прочие. И снова Соколу удалось выстоять, а к тому же было получено решение Мосгорисполкома о придании поселку, как уникальному архитектурно-градостроительному комплексу статуса памятника градостроительства. Таким образом, поселок попадал под охрану городской и районной власти, но вот средств для его сохранения никто выделять не собирался, и в 1989 году общим собранием жителей было решено восстановить самоуправление. В поселке была создана хозрасчетная структура с Уставом, главной целью которой было сохранение и развитие поселка Сокол.

Все необходимые инстанции дали добро, и дело пошло. Но подобная свобода влекла за собой и огромную ответственность, ведь теперь жители сами должны были заботиться о сохранности жилого и нежилого фонда, коммуникаций, парков и скверов. И все это они должны были делать, не получая ни копейки казенных денег.

На сегодняшний день поселок Сокол выглядит чистым, ухоженным и благоустроенным - это главная заслуга его жителей. На центральной площади в теплое время года работает фонтан. К 75-летию в поселке открыли музей, директором которого стала Е. М. Алексеева, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии РАН.

Сейчас Сокол насчитывает 117 домов. Здесь круглосуточно открыт парк, в коллекции которого тысяча единиц зеленых насаждений. В парке часто можно встретить не только отдыхающих из близлежащих микрорайонов, но и студентов архитектурных и художественных учебных заведений - они приезжают сюда на пленэры. Правда, старые деревянные домики постепенно исчезают, а на их месте вырастают современные дорогие коттеджи. Такая ситуация сложилась в конце 20-го - начале 21 века, когда стоимость жилья в поселке значительно выросла. И, хотя, статус памятника архитектуры требует, чтобы все строительные работы согласовывались с Москомнаследием, этого правила не придерживались, так и вышло, что вместо исторических коттеджей выросли новые элитные особняки, некоторые из них входят в список самых дорогих домов Москвы по версии журнала Forbes. Сейчас поселок Сокол по-прежнему является экспериментальной площадкой, теперь уже по методам работы территориальной общины.


Сокол - первый в Москве кооперативный жилой посёлок, основанный в 1923 г.
Жилые дома посёлка расположены в границах улиц Алабяна, Левитана, Кипренского, Врубеля и Малого Песчаного переулка.
С 1979 г. посёлок находится под охраной государства как памятник градостроительства первых лет советской власти. С 1989 г. посёлок перешёл на самоуправление.
Архитекторами посёлка Сокол была реализована популярная в начале XX в. концепция «города-сада». Идея поселения, которое сочетало бы в себе лучшие свойства города и деревни, была выдвинута англичанином Эбенизером Говардом в 1898 г. Уже в 1903 г. появился проект строительства на Ходынском поле в Москве подобного города-сада. Этот проект некоторое время дорабатывался, но события 1914-1917 г.г. помешали его реализации.
В проектировании посёлка участвовали знаменитые архитекторы Н.В.Марковников, братья Веснины, И.И.Кондаков и А.В.Щусев.
При планировке улиц применялись нестандартные пространственные решения. Дома посёлка строились по индивидуальным проектам. В основном строительство посёлка было завершено к началу 1930-х г.г. Всего было построено 114 домов со всеми удобствами.
По мере строительства посёлка складывалась его социально-бытовая инфраструктура. Были построены два продовольственных магазина. Товарищество на свои средства открыло библиотеку и столовую. В посёлке были устроены две спортивные площадки. На нечётной стороне улицы Левитана был разбит парк. В 1927 г. в посёлке Сокол открылся детский сад. В его штат входила всего одна воспитательница, а остальную работу посменно выполняли дежурные мамы.
В 1935 г. в небе над посёлком Сокол произошла авиакатастрофа. Крупнейший советский самолёт того времени АНТ-20 «Максим Горький» столкнулся с истребителем сопровождения. Обломки самолётов упали на посёлок. Все находившиеся на борту самолётов погибли, но среди жителей посёлка жертв не было.

Ул.Кипренского, 4. Дом И.Бибикова - русского революционера.
Ул.Левитана, 24, к.2. В доме жил Ю.Н.Зыков - лётчик, Герой Советского Союза
Ул.Брюллова, 6. Дом Кирпичевых. П.Я.Кирпичев - известный военный художник. С.П.Кирпичев - известный зоолог и орнитолог
Ул.Сурикова, 29. Дом Файдыш-Крандиевских. Н.В.Кандиевская - скульптор.
Ул.Врубеля, 7. Дом Ролана Быкова.
Ул.Верещагина, 3 - архитектор Н.Марковников, дата строительства – 1925 г.
Ул.Верещагина, 10 - архитектор Н.Марковников, дом являлся экспонатом Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1923 г.
Ул.Верещагина, 12 - архитектор Н.Марковников, дата строительства – 1928 г. Здание бревенчатое



ул.Левитана, 4. Жилой дом 1925 г. постройки. Архитектор Н.В.Марковников. В 1935 г. этот дом пострадал и попал в сводки новостей.

ул.Левитана, 6. Архитектор Н.В.Марковников.



ул.Левитана, 10. Дом художника В.Ф.Сахарова. Построен в 1923 г. по проекту архитектора Н.В.Марковникова. Здесь с 1923 по 1937 г.г. жил художник, председатель профсоюза художников «Всекохудожник», основатель и первый председатель правления кооператива «Сокол» В.Ф.Сахаров. В 1937-м Сахаров был арестован и расстрелян.


ул.Поленова, 2/12с2. "Сторожевая башня", архитекторы братья Веснины


ул.Поленова, 5/19.


ул.Поленова, 6/17.


ул.Поленова имея ширину около 40 м и является самой широкой в посёлке. На улице высажены два ряда кленов и мелколистных лип, меняющих на ветру окраску листвы с зелёного на серебристый. Проектом озеленения занималась скульптор Н.Зеленская, студентка и будущая помощница В.Мухиной в работе над скульптурой «Рабочий и колхозница».


Выход на Центральную площадь поселка с ул.Поленова


Фонтан на Центральной площади


Центральная площадь ("Площадь звезды")


ул.Поленова, 7


ул.Поленова, 13.


ул.Поленова, 17.


ул.Поленова, 18. Жилой дом 1923–1933е г.г. постройки. Архитектор Н.В.Марковников.

ул.Поленова, 20. Двухквартирный жилой дом (архитекрор И.И.Кондаков, построен в 1931 г.)

ул.Саврасова, 5/2. Архитектор И.И.Кондаков


ул.Сурикова, 4. Многоквартирный дом (архитектор Н.С.Дюрнбаум)

ул.Сурикова, 5. До 2011 г. на этом месте стоял дом Николая Ивановича Любимова, создателя первой в Москве ячейки «Общества любителей зелёных насаждений»

ул.Сурикова, 6

ул.Сурикова, 7.


ул.Сурикова

ул.Сурикова, 12. Старый дом разобран в 2008 г.


ул.Сурикова, 13. На лужайке перед домом стоят гномы


ул.Сурикова, 14/2. На этом месте был двухэтажный шестиквартирный дом построенный в 1930-х гг. для организаций «Заготзерно» и «Мосхлеб» архитектором Н.С.Дюрнбаумом. До войны на крыше дома был устроен бассейн. Снесён в 2009 г.


ул.Сурикова, 15

ул.Сурикова, 18.


ул.Сурикова


ул.Сурикова, 21. Дом С.Церевитинова. Двухэтажный бревенчатый дом с ломаной четырёхскатной крышей ("Вологодская изба"). Построен в 1923–1924 г.г. по проекту архитектора В.Веснина.


ул.Сурикова, 21. С.С.Церевитинов – старожил посёлка, один из авторов монографии «Посёлок Сокол: история посёлка и его жителей» (2004 г.), долгие годы был председателем совета самоуправления «Сокола», внук химика Ф.Церевитинова, поселившегося в посёлке в 1931 г.



ул.Сурикова, 22/2. Деревянный двухэтажный жилой дом - своего рода «визитная карточка» посёлка «Сокол». Построен в 1923–1924 г.г. Архитектор Н.В.Марковников.

ул.Сурикова, 22/2. В 1920-х г.г. в этом доме помещался детский сад.


ул.Сурикова, 23Б. Бревенчатый жилой дом. Построен в 1925 г. Архитекторы братья Веснины. В этом доме с 1925 по 1966 гг. жил художник-график П.Я.Павлинов.


ул.Брюллова, 4. Архитектор Н.С.Дюрнбаум. Дом 1928 г.г. постройки. В этом доме провел детство и юность заслуженный архитектор и заслуженный деятель искусств РФ Д.Ф.Животов


ул.Брюллова, 8. Дом семьи инженера Л.А.Радуса. Построен в 1924 г. из лиственницы в виде русской рубленной избы архитектором Н.В.Марковниковым.

Градостроительная задумка выглядела следующим образом: свободная планировка, нестандартные пространственные решения, взаимосвязь жилищ с окружающей средой. В пространственных решениях использованы дерзновенные, поистине новаторские идеи выдающегося русского философа П. Флоренского и художника-графика В. Фаворского. Здесь и ломанная улица (ощущение ее удлиненности). Так, самая широкая улица в поселке, улица Поленова (сорок метров), проходя через главную площадь, «ломается» под углом в сорок пять градусов, оттого и воспринимается как бесконечная.

Здесь и членение улицы-линии на равные отрезки (поперечными заборами), опять-таки она визуально удлиняется. Здесь и «лестница Микеланджело»: сужение улицы. Улица как бы удлиняется в перспективе. Эффект усиливается размещением в конце ее сада: она как бы растворяется в зелени. Но если взглянуть на улицу с другого конца, она, на удивление, покажется короткой.

Здесь и «выпадание» из общего рисунка перекрестка углового дома (проваливание его вглубь участка), благодаря чему встречная улицы кажется длиннее. Удлинению пространства (взгляд скользит мимо) способствуют и безоконные торцы некоторых домов.

Особое внимание — поворотной улице. Для усиления ощущения поворота дома стоят под углом к ней, а фасады состоят из трех разновеликих секций. Громоздкий дом как бы вращается.

Все эти хитрости преследовали одну цель: на небольшой территории, которую занимает поселок (20 гектаров), создать впечатление его огромности, пространственного величия.

Строительство поселка началось в августе 1923 года, и уже к осени 1926-го под внутреннюю отделку было сдано 102 коттеджа. Всего же предполагалось построить 320 домов. Но осуществить удалось только половину из задуманного. В начале 30-х годов у поселка изымают половину арендованной им земли — под строительство многоэтажных домов.

Первоначально улицы поселка назывались весьма прозаично: Большая, Школьная, Телефонная, Уютная, Столовая. Новые названия (исключительно — по именам художников) появились позже, когда поселок уже заселялся. Топонимику их разработал один из застройщиков, художник-график, профессор ВХУТЕМАСа (Высших художественно-технических мастерских) П. Павлинов.

Теперь о самих коттеджах. Это — рубленные избы с широкими свесами, избы-башни (образ сибирских казачьих крепостей), каркасно-засыпные, подобно английским коттеджам, кирпичные дома с мансардами по типу немецких особняков.

Типичный дом — односемейный: мансарда, четыре жилые комнаты, гостиная, кухня и большая терраса с выходом в сад. Крыша высокая, двускатная. Варьируется число комнат, типы и виды эркеров, балконов, оконных фонарей. Двух похожих домов не найти.

Двухсемейный дом — изба-пятистенок. Есть и ряд многоквартирных домов. Застройщиками были люди разных кругов и классов, поэтому при проектировании коттеджей учитывалась и их стоимость.

Поселок стал испытательным полигоном не только для архитектурно-планировочных решений. При его строительстве использовались новые материалы, передовые инженерные технологии. Так, впервые был применен фибролит — спрессованная с цементом древесная стружка. Новой была и конструкция фундамента: бетонная чаша с особой системой вентиляции.

Озеленение поселка также тщательно продумано: широкие зеленые артерии, внутриквартальные скверы, парк. Особо подбирались породы деревьев: красный клен, ясень, мелколистная и крупнолистная липа, американский клен, тополь альба. В поселке высаживалось и разводилось около 150 уникальных декоративных растений, многие из которых занесены в Красную книгу.

Был разработан и свой тип ограждения: невысокий забор с единым ритмом штакетин, накрываемых слегой-крышей. Облик уличных фонарей, скамеек и прочих малых форм усиливал целостное впечатление от архитектурно-градостроительного комплекса.

Наверное, каждому знаком такой термин из недалекого прошлого, как "кооператив". Если сказать коротко, то кооператив - это объединение людей (или организаций) с целью достижения общих экономических или социальных задач или проектов. Не секрет, что членство в кооперативе обуславливалось наличием внесенного пая в общий фонд.

Самым первым кооперативным населенным пунктом на территории столицы Российской Федерации стал "поселок художников" на Соколе. Чем примечателен данный городок? Об этом и пойдет речь в нашей статье.

Концепция строительства

"Поселок художников" в Москве был возведен в согласии с возникшей в начале ХХ века градостроительной концепции, именуемой городом-садом. Идея подобного населенного пункта была описана Э. Говардом еще в 1898 году. Он, критикуя общепринятый город того времени, изобличил его антисанитарию и общую загрязненность. Утопист предложил свое видение благоустроенного города, сочетавшего в себе не только индустриальные, но и аграрные мотивы.

Если сказать коротко, по замыслу Говарда, город-сад должен был представлять собой круг, пересекаемый бульварами, в центре которого находилась бы площадь с размещенными на ней общественными зданиями (администрация, больница, библиотека и прочее).

За кольцом города должны были размещаться промышленные и производственные помещения.

Идея подобного градостроительства была внедрена в Великобритании, Швеции, Германии и других развитых странах. В СССР также была предпринята попытка создать город-сад. Таким образом был возведен "поселок художников" на Соколе, а также другие небольшие населенные пункты в Мытищах, Ростове-на-Дону, Иванове и Вологде.

Где находится?

Где конкретно расположен поселок "Сокол"? Данный населенный пункт занимает целый квартал на пересечении Волоколамского шоссе и улицы Алабяна. Таким образом, жилые дома "поселка художников" граничат с многочисленными сооружениями улиц Левитана, Врубеля, Кипренского и, естественно, Алабяна.

Как добраться до данного местечка?

Это можно сделать двумя путями. Во-первых, воспользовавшись подземкой. Недалеко от населенного пункта находится м. "Сокол" и м. "Панфиловская". Благодаря метрополитену вы доберетесь до поселка быстро и без автомобильных заторов.

Долго ли придется идти от этих станций? Естественно, это зависит от скорости вашей ходьбы. Например, м. "Сокол" находится в полукилометре от поселка, тогда как м. "Панфиловская" - всего в 350 м.

Примечательно, что данные станции относятся к разным линиям метрополитена. Это также необходимо учитывать тем, кто собирается посетить "поселок художников". Метро "Сокол" относится к Замоскворецкой линии столичного подземного транспорта, поэтому станция расположена на востоке от населенного пункта. Метро "Панфиловская" является пассажирской платформой Малого кольца от Московской железной дороги, поэтому находится на юге от интересующего нас поселка.

Конечно, к нему можно добраться и наземным транспортом, со стороны улицы Алабяна. Это - автобусы № 691К, 175, 105, 100, 88, 60, 26 и троллейбусы № 59, 19 (остановки "Улица Левитана" или "Улица Алабяна”".

Новообразованному кооперативу государство выделило довольно порядочный участок земли с условием, что уже через семь лет здесь появятся новые дома. Право пользования ими было дано семье каждого пайщика на ограниченный отрезок времени - 35 лет.

Уже к осени 1923 года развернулись широкомасштабные работы по строительству кооперативного жилого поселка.

Откуда такое название?

Мнение современных обывателей расходятся в отношении вопроса, почему поселок "Сокол" назван именно так, а не иначе. Одна из версий - что кооперативу пообещали выделить землю в Сокольниках, однако потом решение поменяли, а название предприятия так и осталось.

Другое предположение в отношении названия связано с тем, что в поселке жил известный животновод Сокол А. И., который разводил на своем участке породистых свиней.

Третья же версия довольно прозаична. Согласно ей, кооператив получил свое название от обычного строительного инструмента, называемого "сокол штукатурный".

Немного об основных создателях

В проектировании и возведении "поселка художников" принимали участие сразу шесть знаменитых советских архитекторов - Николай Владимирович Марковников, братья Веснины (Леонид, Виктор и Александр), Иван Иванович Кондаков и Алексей Викторович Щусев. Совместными усилиями было построено чуть больше ста домов, спроектированных соответственно индивидуальным планам. Да, градостроительство кооператива предусматривало индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) для каждого пайщика в отдельности.

Стиль домов

Любой участок ИЖС в "поселке художников" (на "Соколе") обладал неповторимыми, характерными лишь для него чертами, так как возводился для людей, отличающихся друг от друга не только разными социальными и культурными качествами, но и материальным (финансовым) положением. И в то же время каждое здание отличалось добротностью и крепостью сооружения, а также наличием необходимых благ цивилизации.

И это несмотря на то, что дома в "поселке художников" возводились по экспериментальной системе. При их строительстве использовали такие новые материалы, как фибролит, торфофанера, шлакоблоки, соломоблоки, вулканический туф.

Архитектурный стиль сооружений был разнообразным и многоликим. Были здесь и кирпичные коттеджи, и каркасно-засыпные здания, и постройки, напоминающие образцы усадьбы 18-го века. Здесь даже можно встретить дома, напоминающие крепостные сторожевые башни.

Несмотря на такое разнообразие, для домовладельцев существовали одни и те же требования. Например, всем предписывалось иметь одинаковый низкий забор. Более того, фасады некоторых домов, выходящих на основные улицы, строились без окон. Таким образом, здания не привлекали к себе внимание, а улицы казались просторнее и длиннее.

Окончательно "поселок художников" был застроен к 1932 году. С учетом того, что к этому времени в государстве полным ходом господствовала идеология строительства коллективных рабочих зданий, на территории кооператива было возведено несколько небольших многоквартирных домов.

Архитектурный ансамбль

Так как территория "Сокола" была невелика, улицы и дома решили расположить так, чтобы зрительно увеличить площадь местечка и создать видимость его огромности. Для этого улицы “ломали” под 45-градусным углом, сужали к концу, а также обрамляли их окончания цветущими садами.

Первоначально улицы в кооперативе имели типичные для города названия - Центральная, Большая, Школьная… Однако вскоре они были переименованы в честь знаменитых русских живописцев: Врубеля, Левитана, Шишкина, Сурикова и так далее. От сюда произошло и второе название кооператива - "поселок художников".

Озеленение кооператива проводилось с особой тщательностью. Каждая улица была засажена особыми видами деревьев. Например, улица Брюллова утопает в кленах татарских, улица Кипренского - в улица Врубеля - в ясенях.

На территории парка были посажены красивые редкие растения, некоторые из них были даже занесены в Красную книгу СССР.

Развитие инфраструктуры

По мере заселения домов здесь возводились и социально-бытовые, и административные здания: магазины, библиотека, столовая, спортплощадка и даже детский сад. В "поселке художников" он занимал целое здание. Правда, там работала лишь одна воспитательница, а остальные обязанности распределили между собой работающие мамы, дежурившие в саду по очереди.

Чуть позже в центре кооператива был возведен роддом, представляющий собой внушительное четырехэтажное здание.

Всевозможные притеснения

В начале 1930-х годов у "поселка художников" отобрали незастроенную землю, чтобы возвести на ней дома для служащих в НКВД.

Начиная с 1936 года, кооперативное градостроительство в СССР было закрыто, таким образом дома поселка перешли в собственность государства.

Период сталинских репрессий не обошел стороной и жителей "Сокола". Председатель кооператива и его заместитель были репрессированы. Та же самая участь постигла и других обитателей "поселка художников".

Вспоминая 1930-е годы, невозможно не упомянуть о еще одном трагическом происшествии - падении АНТ-20 (самого большого на тот момент советского пассажирского самолета). В этой авиационной катастрофе погибли все 49 человек (в том числе и шестеро детей), находившихся на борту лайнера. Разломавшийся в воздухе самолет упал на дома "сокольчан". Правда, никто из местных жителей не пострадал, однако было основательно разрушено несколько кооперативных строений.

Годы Великой Отечественной войны

Эта трагическая страница в истории нашей родины наложила отпечаток и на кооперативное местечко. В 1940-е годы здесь были сформированы группы самообороны, проходила столичная линия укрепления, а также размещалась зенитная батарея.

Кооперативная территория подверглась бомбардировке, вследствие которой были уничтожены дома и другие строения.

Модернизация и борьба за выживание

1950-е годы стали для поселка "Сокол" судьбоносными. В этот период кооперативные дома были отремонтированы и улучшены. Например, было отменено печное отопление и заменено на водное (позднее - газовое). Также поселок был подключен к общегородской канализационной системе.

Несмотря на такие улучшения, над "Соколом" возникла реальная опасность сноса. На месте частного сектора хотели построить жилые многоэтажки, однако местные жители неоднократно становились на защиту своих домов. Именно в этот период впервые заговорили о поселке как об архитектурном и историческом памятнике.

Переход на самоуправление

Так как столичные власти мало выделяли средств из общегородского бюджета на обслуживание поселка, было учреждено муниципальное общественное самоуправление.

Благодаря этому большинство домов и административных зданий в "поселке художников" были реконструированы и отремонтированы, была построена детская площадка, для жителей поселка регулярно проводились праздничные мероприятия и даже издавалась собственная местная газета.

1998 год ознаменовался еще одной важной вехой в истории бывшего кооператива - был открыт музей, посвященный истории поселка "Сокол".

Местечко в 2000-е

В начале ХХ века стоимость домов в поселке резко подскочила, некоторые здания стали даже вошли в список самых дорогих столичных особняков.

Вообще, в этот период население поселка стало резко меняться. Некоторые коренные жители продали свои коттеджи, на месте которых сразу же выросли элитные и дорогие строения.

В недалеком прошлом вокруг данного поселка разгорелся нешуточный скандал. Было поставлено под сомнение законность сноса старинных зданий и возведение на их месте новых. Был даже организован митинг местных жителей, выражающих протест против такой ситуации.

Знаменитые жители

В разное время в кооперативе проживали такие известные личности, как режиссер Ролан Антонович Быков, художник Александр Михайлович Герасимов, архитектор Николай Владимирович Оболенский и многие другие.

Вместо послесловия

Как видим, история поселка "Сокол" богата на интересные факты и происшествия. Построенный в качестве необычного градостроительного эксперимента, он до сих пор остается важным архитектурным памятником Москвы, особой достопримечательностью столичного уклада жизни.

Есть в Москве, практически в центре, один интересный райончик, о котором даже и не все москвичи знают. Поселок Сокол затерялся среди многоэтажек, меджу Ленинградским проспектом и Волоколамским шоссе. Однако это место обладает своей удивительной атмосферой размеренности и спокойствия, когорого так не хватает Москве =)
О самом поселке достаточно информации в интернете, я не буду сильно повторяться, а покажу главным образом то, что увидела сама одним пасмурным летним днем, прогулявшись среди утопающих в зелени улиц.



Никаких художников здесь, конечно, нет. Просто улицы поселка названы в честь русских художников — Левитана, Сурикова, Поленова, Врубеля, Кипренского, Шишкина, Верещагина, Венецианова..
Фонтан- первое что бросается в глаза.

В поселке очень зелено, сейчас вы убедитесь)

Посёлок находится под охраной государства как памятник градостроительства первых лет советской власти. С 1989 года посёлок «Сокол» перешёл на самоуправление.

Внимание! Сейчас будет очень зелено!

На самом деле, там даже воздух другой.

Можно заглянуть за забор =)

Еще один зеленый кадр, ну что поделать.

А также совершенно потрясающая детская площадка, со всякими резными штуками)

В поселке тихо, и, я бы сказала- влажно)

Еще один фонтан. Этот уже на частной территории, за забором.

Этот домик мне почему-то больше всех приглянулся.

В 1990-е и 2000-е годы многие жители посёлка стали продавать свои дома, так как их стоимость стала очень высокой. Несмотря на то, что статус памятника архитектуры обязует владельцев домов согласовывать все строительные работы, некоторые старые дома посёлка были снесены, а на их месте возведены элитные особняки. Отдельные здания входят в список самых дорогих домов Москвы, как сообщает Википедия.

В гламурном райончике кстати заборы суровые настолько, что за ними ничего не рассмотришь. Есть что прятать, наверное.

Наткнулись на британскую школу. внезапно! Причем, запись туда ведется еще и только по рекомендациям, как мы поняли. Еще в поселке видели библиотеу, кулинарию, роддом, детский сад, школу. А вот магазина ни одного не нашли)

Перегнулась еще через один заборчик.