Понятие о личности ее строение личностные свойства. Понятие личность: структура и индивидуальность

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Санкт-Петербургский Государственный медицинский университет им. И.И.Мечникова

Кафедра психологии и педагогики

Тема реферата:

«Личность»

Санкт-Петербург

1. Введение

5. Структура личности по Г. Юнгу

1. Введение

личность индивидуальность индивид

Понятие «личности» многопланово. Личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т. д. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте.

В итоге проблемой при изучении этого понятия даже в рамках единственной науки - психологии - является множеств теорий и определений.

Приведем лишь некоторые из них.

§ Личность - совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (А.Н. Леонтьев).

§ Личность - "живой человек из плоти и крови", вплетенный во множество отношений к миру; эпицентр "взрывных" изменений бытия; бытие, переходящее в идеальную форму (С.Л. Рубинштейн).

§ Личность - субъект жизни: активный, ответственный, обладающий способностью к временной регуляции жизни и разрешению жизненных противоречий (К.А. Абульханова)

§ Личность - общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (В.А.Ганзен).

§ Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты (И.С. Кон).

§ Личность - субъект общественного поведения и коммуникации (Б.Г. Ананьев).

§ Личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский).

§ Личность - человек как носитель сознания (К.К. Платонов).

§ Личность есть формирующуюся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом (Ю.В. Щербатых).

§ Личность - это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.(М.Н. Щербаков)

§ Личность есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые определяют его поведение и мышление.(Г.У.Олпорт)

Все определения схожи в доли заложенного смысла, но, тем не менее, ученые так и не пришли к общему мнению за долгие века существования проблемы, ее изучения и попытки структурировать знания.

В качестве отправной точки скажем, что личностью в психологии называют человека как носителя сознания. Считается, что личностью не рождаются, а становятся в процессе бытия и трудовой деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое «Я». Психологические свойства (черты) личности полно и ярко раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешнем облике человека.

2. Личность, индивидуальность, индивид

Личности бывают разные - гармонично развитые и реакционные, прогрессивные и односторонние, высоконравственные и подлые, но при этом каждая личность неповторима. Иногда это свойство - неповторимость - называют индивидуальностью, как проявление единичного.

Однако понятия индивид, личность и индивидуальность не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников.

Межличностные связи, формирующие личность в коллективе, внешне выступают в форме общения или субъект - субъектного отношения наряду с субъект - объектным отношением, характерным для предметной деятельности.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.

Образ жизни как социально - философское понятие отбирает в многообразии качеств и свойств, присущих данной личности, лишь социально устойчивое, социально типичное, характеризуя общественное содержание ее индивидуальности, раскрывая человека, стиль его поведения, потребности, предпочтения, интересы, вкусы не со стороны его психологических особенностей, отличающих его от других людей, а со стороны тех свойств и черт его личности, которые заданы самим фактом его существования в определенном обществе. Но если под индивидуальностью подразумевается не особенность внешнего облика или манеры поведения человека, а уникальная форма существования и неповторимого проявления общего в жизнедеятельности личности, то индивидуальное есть тоже социальное. Поэтому образ жизни личности выступает как глубоко индивидуализированная взаимосвязь объективного положения человека в обществе с его внутренним миром, то есть представляет своеобразное единство социально типизированного (унифицированного) и индивидуального (уникального) в поведении, общении, мышлении и бытовом укладе людей.

Иначе говоря, мировоззрение личности приобретает общественно - практическое и полноценное в нравственном плане значение постольку, поскольку оно стало образом жизни человека.

С нравственной точки зрения признаком личностного развития человека выступает его способность поступать по внутреннему убеждению в самых сложных житейских ситуациях, не перелагать ответственность на других, не полагаться слепо на обстоятельства и даже не просто «считаться» с обстоятельствами, но и противостоять им, вмешиваться в ход событий, проявляя свою волю, свой характер.

Велики значения и роль коллектива в формировании и воспитании личности. Правило воспитания, сформулированное замечательным советским педагогом А.С. Макаренко: исходить из признания воспитуемого личностью. И делать это надо со всей серьезностью, не отказывая воспитуемым в признании возможности совершения ими тех подвигов, о которых воспитатель говорит как о высоких образах достижения исключительных результатов в области производства, науки и техники, литературы и искусства.

Пусть не все мечты сбудутся и не все замыслы осуществятся. Пусть не все молодые люди, с которыми имеет дело воспитатель, окажутся достаточно одаренными или сумеют полно выявить свои способности. Речь идет о другом. Все они наверняка будут облагорожены отношением к ним как к высшей ценности, неповторимым индивидуальностям, могущим при надлежащем развитии явить миру все доступные человеку достижения творческого духа. В худшем случае творческая личность может не получиться, но сформируется человек, который, как минимум, не будет препятствовать становиться творческими личностями другим.

Не станешь личностью, копируя кого бы то ни было. Могут получиться лишь убогие односторонности. Строительство собственной личности не может быть осуществлено по какому-то типовому проекту. Как максимум, здесь можно получить только общие установки. Надо всегда рассчитывать на предельную реализацию человеческих возможностей, никогда не говоря заранее: «Это у меня не получится»,- испытывать всесторонне свои задатки.

Поэтому развитие человека - процесс становления личности из индивида под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Развитие проявляется как прогрессивное усложнение, углубление, расширение, как переход от простого к сложному, от незнания к знанию, от низших форм жизни и деятельности к высшим.

3. Роль воспитания и образования в развитии личности

Природа очень много дала человеку, но породила слабым. Чтобы сделать его сильным, вполне самостоятельным, надо еще много потрудиться. Прежде всего, обеспечить физическое развитие. В свою очередь, физическое и физиологическое развитие лежит в основе психологического развития как развитие духовное. Постоянно усложняются и углубляются процессы отражения человеком действительности: ощущения, восприятия, память, мышление, чувства, воображение, а также более сложные психические образования: потребности, мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации. Социальное развитие человека есть продолжение психического развития. Оно состоит в постепенном вхождении в его общество - в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые, профессиональные и другие отношения, в усвоении своих функций в этих отношениях. Усвоив эти отношения и свои функции в них, человек становится членом общества. Венцом является духовное развитие человека. Оно означает осмысление им своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию. Мерой духовного развития может быть степень ответственности человека за свое физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие. Духовное развитие все более признается сердцевиной, ядром становления личности в человеке.

Развитие каждого своего представителя человечество обеспечивает через воспитание, передавая опыт свой собственный и предшествующих поколений.

Воспитание - в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова - систематическое и целенаправленное воздействия воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.

Новорожденному родители передают опыт вертикального хождения, речевого общения, младшему школьнику - опыт математических преобразований, письменного общения, подросткам и юношам - опыт разнообразной деятельности и т.д. Всю жизнь человек усваивает какой-то и чей-то опыт и лишь на его основе создает свой. Только став наследником прошлого, он становится полноценным членом своего общества. В этом смысле воспитание есть культурно - формирующий процесс. В процессе воспитания человека идет его развитие, уровень которого затем влияет на воспитание, изменяет, углубляет его. Более совершенное воспитание ускоряет темпы развития, которое потом опять влияет на воспитание. На протяжении всей жизни человека эти явления взаимно обеспечивают друг друга.

К. Маркс и Ф. Энгельс уделяли большое внимание проблемам воспитания и образования молодежи. Они подходили к ним с различных, но тесно связанных друг с другом сторон - социальной, идеологической, педагогической и т.д., оценивая роль воспитания высшей мерой - влиянием на развитие личности, на ход общественного прогресса.

Воспитание они рассматривали как одно из важнейших средств.

В совокупности мысли Маркса и Энгельса о воспитании цельную диалектико-материалистическую концепцию, которая основывается на следующих положениях: воспитание обусловлено господствующими общественными отношениями; носит исторический и классовый характер; имеет свои объективные закономерности.

Под воспитанием мы понимаем три вещи:

Во - первых: умственное воспитание.

Во - вторых: физическое воспитание.

В - третьих: техническое обучение.

Маркс и Энгельс уделяли большое внимание идейному воспитанию, приобщению молодежи к истории и традицияям революционной борьбы.

Под умственным (интеллектуальным) воспитанием основоположники марксизма понимали «умственное образование», которое подрастающее поколение должно получать, прежде всего, в школе. Маркс и Энгельс призывали молодежь к настойчивой, систематической учебе, к постоянному самообразованию, что настоятельно диктуется жизнью.

Необходимым условием технического образования подрастающего поколения Маркс и Энгельс называли соединение воспитания с производительным трудом.

В системе воспитания молодежи основоположники марксизма, важное место отводили физической культуре. Большую роль этих занятий Энгельс видел и в подготовке юношей к военной службе.

О каких бы «составных частях» воспитания ни говорили основоположники марксизма, их мысль так или иначе была направлена на важнейшую проблему - всестороннее развитие личности. Ее формированию в конечном счете должны служить и каждая из этих составных частей, и весь процесс воспитания в целом.

Передавать опыт, следовательно, воспитывать, можно через средства массовой информации, в музеях через искусство, посредством религии, в системе управления через политику, идеологию, непосредственно в семье, на производстве через производственные отношения и т.д. Среди них особо выделяется образование.

Образование - процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование нередко трактуют как результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков и умений, отношений. Тогда говорят об образованном человеке. Образованность - качество развившейся личности, усвоившей опыт, с помощью которого она становиться способной ориентироваться в среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя, т.е. опять же повышать свою образованность.

Человек рождается без знаний и умений, но через воспитание и образование получает все это в соответствии с возрастом. На каждом возрастном этапе развитие получает свою степень сформированности, не исчерпывая себя. Так поэтапно формируются идеалы, мотивы поступков, отношения и другие свойства человека.

Но ведь сам человек активен уже с рождения. Его роль в воспитании, образовании огромная, если не решающая. Дело в том, что человек рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества. Он сам способен этот опыт приобретать. Человек сам создал внешние факторы своего развития.

Основными факторами человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение.

Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Самовоспитание - процесс, входящий в состав воспитания и направленный тоже на развитие человека. Благодаря ему человек в любой воспитательной системе сохраняет себя как независимое природное и социальное существо, несмотря на всю интегрированность, т.е. слитность его с природой и обществом.

Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания не возможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса, либо как взаимопродолжающие друг друга процессы.

Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.

Самообразование - это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.

Самообразование является мощным фактором, выполняющим и обогащающим образование, организованное обществом.

Самообучение - является аналогом учению.

Самообучение - это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

Здесь огромную роль играет внутренний душевный мир человека, не только сознание, но и бессознательный фактор, интуиция, умение учиться не только у учителя, но и других людей, друзей, у природы. О таком самообучении в народе говорят: «учиться у жизни.» Самообучение основывается на потребности в знаниях, на врожденном познавательном инстинкте.

Основоположники марксизма глубоко раскрыли такую сложную проблему, как «человек и обстоятельства».

Характер каждого человека слагается всегда из двух элементов: природного, коренящегося в телесном организме человека, и духовного, вырабатывающегося в жизни, под влиянием воспитания и обстоятельств. Но как ни разнообразны человеческие типы у образованных народов, вследствие бесконечного разнообразия типов родовых, семейных и личных, природа всегда успевает в бесчисленном множестве характеристических черт в наружности человека выдвинуть на первый план черту народности.

Черта национальности не только заметна сама по себе, но примешивается ко всем другим характеристическим чертам человека и сообщает каждой из них свой особый оттенок.

Общественное воспитание, которое укрепляет и развивает в человеке народность, развивая в то же время его ум и его самосознание, могущественно содействует развитию народного самосознания вообще.

Если человек черпает все свои знания, ощущения и пр. из чувственного мира и опыта, получаемого от этого мира, но надо, стало быть, так устроить окружающий мир, чтобы человек в нем познавал и усваивал истинно человеческое, чтобы он познавал себя как человека. Если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными.

Педагог К.Д. Ушинский был глубоко убежден, что воспитание свободной, самостоятельной и активной человеческой личности является необходимым условием общественного развития.

4. Теории личности. Структура личности по З. Фрейду

Выше было сказано различиях индивида, индивидуальности, личности.

А также о важности воспитания и образования наравне с самовоспитанием и самообразованием.

Тем не менее, более интересным представляются теории личности, используемые в психоанализе, в частности, его основоположника - З. Фрейда и одного из его учеников - Г. Юнга.

В начале 20-х гг. Фрейд ввел в анатомию личности три основные структуры: ид, эго и суперэго. Данное трехчастное деление личности известно как структурная модель психической жизни, хотя Фрейд полагал, что эти составляющие следует рассматривать скорее как некие процессы, чем как особые «структуры» личности. Фрейд понимал, что предложенные им конструкты гипотетичны, поскольку уровень развития нейроанатомии в то время не был достаточным для того, чтобы определить их локализацию в центральной нервной системе.

Ид. Слово «ид» происходит от латинского «оно» и по Фрейду означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, функционирует целиком в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями (еда, сон, дефекация, копуляция), которые наполняют наше поведение энергией. Согласно Фрейду ид - нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Будучи примитивным в своей основе, оно свободно от всяких ограничений. Являясь самой старой исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни - немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями, особенно сексуальными и агрессивными. Последние, когда они сдерживаются и не находят разрядки, создают напряжение в личностном функционировании. Немедленная разрядка напряжения получила название принципа удовольствия. Ид подчиняется этому принципу, выражая себя в импульсивной, иррациональной и нарциссической (преувеличенно себялюбивой) манере индивидуума невзирая на последствия для окружающих или вопреки самосохранению. Поскольку ид не ведает страха или тревоги, оно не прибегает и к предосторожностям в выражении своей цели - этот факт может, как полагал Фрейд, представлять опасность для индивидуума и для общества. Иначе говоря, ид можно сравнить со слепым королем, чья брутальная власть и авторитет заставляют подчиняться, но, чтобы реализовать власть, он вынужден опираться на своих подданных.

Фрейд рассматривал ид в качестве посредника между соматическими и психическими процессами в организме. Он писал, что оно “прямо связано с соматическими процессами, проистекает из инстинктивных потребностей и сообщает им психическую экспрессию, но мы не можем сказать, в каком субстрате осуществляется эта связь». Ид выполняет роль резервуара для всех примитивных инстинктивных побуждений и черпает свою энергию прямо из телесных процессов.

Фрейд описал два механизма, посредством которых ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. В первом случае ид отвечает автоматически на сигналы возбуждения и, таким образом, сразу снимает напряжение, вызываемое раздражителем. Примеры подобных врожденных рефлекторных механизмов - кашель в ответ на раздражение верхних дыхательных путей и слезы, когда в глаз попадает соринка. Однако надо признать, что рефлекторные действия не всегда снижают уровень раздражения или напряжения. Так, ни одно рефлекторное движение не даст возможности голодному ребенку достать пищу. Когда рефлекторное действие может снизить напряжение, вступает в действие другая функция ид, называемая первичным процессом представления. Ид формирует психический образ объекта, первоначально связанного с удовлетворением основной потребности. В примере с голодным ребенком данный процесс может вызвать образ материнской груди или бутылочки молока. Другие примеры первичного процесса представления обнаруживаются в сновидениях, галлюцинациях или психозах, а также в психической деятельности новорожденных младенцев.

Первичный процесс - нелогичная, иррациональная и фантазийная форма человеческих представлений, характеризующаяся неспособностью подавлять импульсы и различать между реальным и нереальным, между «собой» и «не-собой». Трагедия поведения в соответствии с первичным процессом заключается в том, что индивидуум не может проводить различия между актуальным объектом, способным удовлетворять потребность, и его образом (например, между водой и миражом воды для человека, бредущего по пустыне). Такого рода смешение может привести к смертельному исходу, если не появятся какие-нибудь внешние источники удовлетворения потребности. Поэтому, утверждал Фрейд, для младенца является невыполнимой задача научиться откладывать удовлетворение первичных потребностей. Способность к отсроченному удовлетворению впервые возникает, когда маленькие дети усваивают, что, помимо их собственных нужд и желаний, есть еще и внешний мир. С появлением этого знания возникает вторая структура личности - эго.

Эго (от лат. “ego” -я) - это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго получает свою структуру и функцию от ид, эволюционирует из него и заимствует часть энергии ид для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности. Таким образом, эго помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма. В борьбе за выживание (как против внешнего социального мира, так и инстинктивных потребностей ид) эго должно постоянно осуществлять дифференциацию между событиями в психическом плане и реальными событиями во внешнем мире. Например, голодный человек в поисках еды должен различать образ пищи, данный в представлении, и образ пищи в реальности, если ему хочется снять напряжение, т.е. он или она должны научиться доставать и потреблять пищу прежде, чем напряжение сможет снизиться. Эта цель достигается при помощи определенных действий, дающих ид возможность выражать свои инстинктивные потребности в соответствии с нормами и этикой социального мира - искусство не всегда достижимое. Эта цель заставляет человека учиться, думать, рассуждать, воспринимать, решать, запоминать и т.д. Соответственно эго использует когнитивные перцептивные стратегии в своем стремлении удовлетворять желания и потребности ид.

В отличие от ид, природа которого выражается в поиске удовольствия, эго подчиняется принципу реальности, цель которого- сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом и/или будут найдены соответствующие условия во внешней среде. Принцип реальности дает возможность индивидууму тормозить, переадресовывать или постепенно давать выход грубой энергии ид в рамках социальных ограничений и совести индивидуума. Например, удовлетворение сексуальной потребности откладывается до тех пор, пока не появятся подходящий объект и обстоятельства.

Суперэго. Чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе социализации; на языке структурной модели психоанализа - посредством формирования суперэго (от лат. «super» - сверх и «ego» - я).

Суперэго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Однако этот принцип самоконтроля не служит целям принципа реальности. Суперэго, пытаясь полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы со стороны ид, старается направлять человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. Короче говоря, оно старается убедить эго в преимуществе идеалистических целей над реалистичными.

5. Теории личности. Структура личности по Г. Юнгу

Густав Юнг (1875-1961) был одним из первых учеников Фрейда, отмежевавшихся от своего учителя. Юнг не мог полностью принять фрейдовский пансексуализм, а Фрейд отрицательно относился к юнговскому пониманию мифологии и оккультных феноменов. Собственный психотерапевтический опыт и хорошее знание восточной философии позволило Юнгу заметить, что душевнобольные и невротики часто до деталей "повторяют мифы, космогонии и примитивные научные представления древних и древнейших народов".

По его мнению, для понимания нормы и патологии личности необходимо привлекать данные культуры, духовной истории человечества, в которую включен и которую интериоризирует индивид. Юнг также, в отличие от Фрейда, признает существование, кроме личного, еще и так называемого коллективного бессознательного (теория архетипов).

Юнг известен и как создатель интересной классификации типологии личностей. В ее основе лежат признаки, указывающие на личностные различия по преимущественной направленности интересов человека на внешний (экстраверты) или внутренний (интроверты) мир.

Основные положения теории личности. По К. Юнгу, психика человека включает три уровня: сознание, личное и коллективное бессознательное. Определяющая роль в структуре личности отводится коллективному бессознательному, которое имеет врожденный характер и образуется из следов памяти, оставленных всем прошлым человечества. Коллективное бессознательное проявляется у отдельных людей в виде архетипов ("первичная модель", прообраз) -- общих для всех людей направления идей, обобщенного опыта предков. Это не воспоминания или образы как таковые, а предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении некие универсальные стереотипы восприятия, мышления и действия в ответ на определенные события.

Мозг унаследован нами от предков и является своеобразным органическим результатом психических и нервных функций всех наших предшественников. В нем имеются следы, отпечатки основных путей, по которым издавна образовывались чувства и мысли всего человечества. При рождении, естественно, нет никаких врожденных представлений, но мозг ребенка имеет генетически закрепленную возможность определенным образом функционировать и развиваться. Архетип как таковой отличается от его переработанных форм -- от сказок, мифов и т.д. Архетип, как полагает Юнг, --это отпечаток, форма без собственного содержания, которая определенным образом организует и направляет психические процессы. Его можно сравнить с руслом реки без воды, но если там потечет вода (психические процессы), то она направляется определенным образом и принимает форму русла.

Архетипы обнаруживаются у людей не только в сновидениях, но и в реальном творчестве. Они выступают как обобщенные образы опыта предков (герои народных сказок, мифы, фольклор, обряды, традиции) и в виде символов (крест, шестиконечная звезда Давида, буддийское "колесо жизни" и тому подобное).

Количество архетипов в коллективном бессознательном неограниченно. Первичные образы (архетип "матери", "героя", "дитя", "вражды братьев" и т.п.), трансформируясь в мотивы, заставляют человека вести себя в определенных ситуациях так, как это свойственно представителям всех культур. Главными архетипами являются собирательные образы матери и отца, а также архетип "Я" (Self).

В структуре личности Юнг выделяет

§ Сознание

§ Индивидуальное бессознательное

§ Коллективное бессознательное.

В структуре сознания --два слоя: "Я для других" (Персона) и "собственно Я" (Ego).

Персона -- самый поверхностный слой-маска в структуре сознания (архетип конформности). Она включает социальные роли, посредством которых человек представляет себя другим людям и обществу. Это наше публичное лицо. Здесь важное значение придается анализу различного рода символов покрытия себя (одежда), рода занятий (орудия труда, портфель) или социального статуса (автомобиль, дом, диплом). Все эти символы могут проявляться в сновидениях. Например, человек со "слабой" персоной может видеть во сне себя без одежды и даже без кожи. Социальные роли могут как подавлять индивидуальность, так и способствовать ее развитию.

Однако основную роль в сознательной жизни человека играет не Персона, а более глубокие слои сознания -- Ego. Являясь одним из основных архетипов личности, Ego создает ощущение осознанной связанности и непрерывности течения мыслей, чувств и действий. Хотя Ego и возникает из бессознательного, но имеет только сознательное содержание, которое образовалось из личного опыта.

Индивидуальное бессознательное складывается из переживаний, бьшших когда-то осознанными, а затем забытых и вытесненных из сознания. Оно включает в себя "Тень", "Аниму и Анимус", а также "Самость".

Тень -- это то, что человек считает низким и аморальным в себе, в своей личности. Как Ego является центром сознания, так и тень является центром индивидуального бессознательного. Юнг понимает тень, в отличии от Фрейда, не как разрозненный вытесненный в бессознательное материал сознания, а как своеобразное целое -- негативное Я. Тень часто переживается в снах как темная, примитивная, враждебная и отталкивающая фигура. Юнг предупреждает, что нужно почаще "вглядываться в себя", т.к. свою тень опасно не признавать. Она, являясь составной частью личности, подчеркивает присущую человеку амбивалентность: робкий в своем бессознательном храбр, храбрый--робок, добрый--зол, а злой--добрый. Тень своими корнями уходит в коллективное бессознательное и поэтому может дать ценный материал для Ego.

Анима (у мужчин) и Анимус (у женщин) -- это вытесненные из сознания нежелательные представления о себе как о мужчине или женщине. Таким образом, Анима -- женское начало в мужчине, а Анимус -- мужское начало в женщине. Юнг полагает, что эти образы являются собирательными бессознательными образами (архетипами) женщины или мужчины как таковых и оказывают влияние на выбор супругов, проявляются в сновидениях и фантазиях. Мать для мальчика и отец для девочки оказывают значительное влияние на развитие Анимы и Анимуса.

Центральным архетипом индивидуального бессознательного является "Самость" (Self). Самость -- это внутренний руководящий фактор целостной личности, некая "идеальная личность". Юнг убежден, что сознание и бессознательное не противостоят, а дополняют друг друга. Их динамическое равновесие, примирение полярностей и есть целостная личность, объединенная самостью. Развитие самости -- главная цель жизни человека, однако большинству людей их самость не знакома, она у них не развита, и они считают центром личности Ego. Архетип самости не реализуется до тех пор, пока не наступит гармонизация всех аспектов души, а к этому можно прийти не ранее среднего возраста. Однако развитие самости не означает растворение и исчезновение Ego. Оно продолжает оставаться центром сознания, но уже понимается в связке с самостью, объединяющей сознательные и бессознательные психические процессы. Самость часто символизируется в снах или образах безлично -- как точка, круг или божество. Процесс установления связей между Ego и Самостью -- это процесс развития человека, его индивидуализации и самореализации.

Нарушения в динамическом равновесии сознания и бессознательного проявляются неврозами. Аналитическая терапия направлена на оптимизацию взаимодействия сознания и бессознательного. Устранение отдельного симптома болезни к выздоровлению не приводит, т.к., убрав один симптом, взамен получаем новые. Их первопричина -- эмоциональный "комплекс", и он должен являться мишенью для лечебного воздействия. Чтобы корректировать "комплекс", необходимо "извлечь" его из бессознательного, переосознать его и изменить эмоциональный знак --поменять направление аффекта. Психологическая коррекция эффективна, если происходит одновременно коррекция как "тени", так и "персоны".

Таким образом, мы видим еще один из подходов к видению и понимаю личности: подход теорий личности и глубинного психоанализа.

На основе разнообразных теорий, сформулированных теми или иными учеными в то или иное время, были выделены свойства личности, более интересные, наглядные и понятные с точки зрения обычного человека.

6. Индивидуально-психологические свойства личности

В процессе онтогенеза личность формируется как индивидуальность, ею приобретаются специфические свойства, выражающие индивидуальное своеобразие человека, опосредуя проявления всех его когнитивных, регуляторных и коммуникативных процессов, все аспекты его социального поведения. К основным индивидуальным свойствам личности относятся темперамент, характер, направленность, способности.

1. Темперамент - это сочетание индивидуально-психологических свойств, которые определяют общую активность и динамику деятельности субъекта. Согласно классификации Гиппократа-Павлова выделяются 4 основных типа темперамента: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический. По классификации К.Г.Юнга - Г.Айзенка выделяются также 4 соответствующих типа: эктраверты высокотревожный и малотревожный, интраверты малотревожный и высокотревожный. Каждый темперамент, по данным И.П.Павлова, имеет свой основной определенный тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношениями в коре головного мозга характеристик двух нервных процессов: возбуждения и торможения. В соответствии с этим выделяются 4 типа нервной системы - основы определенных темпераментов: сильный неуравновешенный (холерик), сильный уравновешенный лабильный (сангвиник), сильный уравновешенный инертный (флегматик) и слабый тип (меланхолик).

Учет свойств темперамента очень важен для профессионального отбора людей к тем видам деятельности, где требуется скоростная переработка информации, распределенность внимания, самоконтроль, стрессоустойчивость и другие свойства. Следует помнить, что определяя энергетические и динамические аспекты деятельности человека, темперамент не определяет ее конкретное содержание и социальную направленность. Темперамент является устойчивой природной основой поведения индивида, поэтому следует стремиться не к переделке типа, а к нахождению для представителя каждого темперамента наиболее подходящих условий для реализации его качеств, благоприятных для конкретных видов деятельности, так как каждый человек, тренируясь в выполнении определенных профессиональных задач, вырабатывает некоторый приемлемый для него темп и стиль деятельности. Однако люди приходят к этому оптимальному результату за счет нервно-психических затрат, ибо каждому необходим определенный резерв времени, и все же в итоге они показывают различную эффективность в отношении различных видов труда и различные возможности в области обучения, общения, эмоционально-волевой регуляции Поэтому при индивидуальном подходе к сотрудникам и партнерам по общению необходимо подбирать формы деятельности (по напряженности, темпу работы, возможности стрессовых ситуаций, конфликтов и др.), к которым легче адаптируется тот или иной темперамент.

Холерик - это сильный, неуравновешенный, эмоционально возбудимый тип (высокотревожный экстраверт). Он наиболее продуктивен там, где требуется высокая активность, увлеченность, концентрация внимания, лидирующие роли, устойчивость в преодолении препятствий и т.п., но его следует по возможности отстранять от конкретных ситуаций, строго объективно оценивать его успехи и тактично указывать на недостатки, воспитывать выдержку и самообладание. Такой тип профессионально пригоден ко всем видам юридической деятельности, но особенно успешен в роли прокурора благодаря своим «бойцовским» качествам, настойчивости и речевой активности.

Сангвиник - сильный, уравновешенный, лабильный тип (малотревожный экстраверт). Он быстро приспосабливается к новым условиям, быстро решает профессиональные и бытовые проблемы, обладает высокой переключаемостью внимания, эмоционален, очень коммуникативен, проявляет высокую речевую активность, малоконфликтен, склонен к компромиссам. Его можно использовать для разрешения конфликтных ситуаций в группах, организации общения, совместной деятельности, лидерства. Сангвиники мало подвержены нервным срывам, стрессоустойчивы. Однако они бывают мало продуктивны в условиях монотонной напряженной деятельности, требующей длительной концентрации внимания, склонны к перемене обстановки и видов деятельности, партнеров по общению и т.п. Профессионально наиболее пригоден сангвиник к деятельности адвоката.

Флегматик - сильный, уравновешенный инертный тип (малотревожный интроверт). Он незаменим в ситуациях, требующих устойчивого внимания, обстоятельности в делах, медлителен, терпелив, продуктивен в монотонных условиях деятельности. Он испытывает значительные трудности при необходимости быстрого переключения в изменяющихся ситуациях, быстрого принятия решения, при ориентации в конфликтных и стрессовых ситуациях. Такой тип социально пассивен, не претендует на лидерство в группах, малоэмоционален, малообщителен, не склонен менять привычный образ жизни и привычных друзей; малоуспешен в дискуссиях. В судебной практике он более успешен в роли судьи, секретаря суда и т.п.

Меланхолик - слабый тип нервной системы (высокотревожный интроверт). Это сложный, высокочувствительный тип личности, требующий тактичного подхода и «щадящего» образа жизни. Он болезненно реагирует на нервные перенагрузки, на стрессовые ситуации, старается устраняться от них, так как последствием для него может стать нервная депрессия. Он не конфликтен, старается обходить конфликтные ситуации, а не разрешать их. В подобных ситуациях теряется, затормаживается, но глубоко переживает их последствия; малообщителен; не претендует на лидерство. В хорошем коллективе с положительным психологическим климатом он исполнителен, дисциплинирован, отзывчив, ищет опору в более сильной личности. В благоприятных для него жизненных ситуациях, не требующих перенапряжения, он может проявлять высокую интеллектуальную и физическую работоспособность, вдумчивость, ответственность и исполнительность. Склонен к созерцанию и самоанализу. В плане юридической деятельности он более пригоден для роли судьи, секретаря суда, эксперта.

2. Характер - это сочетание устойчивых свойств поведения, проявляющихся в отношении субъекта к окружающей социальной действительности. Структура характера рассматривается прежде всего по сложившимся у человека типам отношений:

К другим людям, коллективу (например, доверчивость - недоверчивость, сопереживание - безразличие, щедрость - скупость, общительность - замкнутость и др.);

К самому себе (самооценка и уровень притязаний, самокритичность, скромность, гордость и др.);

К своей деятельности (трудолюбие - лень, ответственность - безответственность, старательность и др.);

К обществу, социальным институтам, моральным ценностям (целенаправленность, принципиальность, убежденность и др.).

Если темперамент позволяет изменить динамическую сторону поведения, то характер позволяет определить его содержательную сторону, социальную активность, ценностные ориентации.

Характер является результатом развития личности в онтогенезе в связи с закреплением в поведении различных проявлений основных психических процессов: познавательных (когнитивных), эмоциональных, волевых. В соответствии с этим различают три группы черт характера:

Интеллектуальные (критичность, наблюдательность, мечтательность и др.);

Эмоциональные (чуткость, честность, эмпатия, общительность, гордость, смелость и др.);

Волевые (целеустремленность, решительность, настойчивость, принципиальность, дисциплинированность и др.).

По отношению к уровню нормы поведения характер может быть:

Нормативным, сбалансированным, т.е. отвечать адекватными реакциями на различные воздействия;

Акцентуированным, с чрезмерными проявлениями отдельных черт (например, экзальтированность, гипертимность, неуправляемость, тревожность и др.);

Психопатическим, когда некоторые черты проявляются на уровне патологии.

В условиях профотбора людей на различные должности в правоохранительной системе большую роль играет психодиагностика черт характера, так как именно характер определяет пригодность человека к нормальному общению, добросовестному отношению к выполняемой работе, его нравственную надежность и др.

В процессе онтогенеза темперамент и характер вступают в тесное взаимодействие, образуя связь гено- и фенотипа, т.е. единство черт врожденных и приобретенных (И.П.Павлов).

В этом единстве темперамент обусловливает динамическую основу проявления характера - активность проявления его отдельных черт и скорость их формирования, а характер субъекта выступает средством саморегуляции и самоконтроля проявлений своего темперамента.

3. Направленность личности - это проявление основных жизненных стремлений человека, его мотивации. Структура направленности складывается из следующих компонентов поведения:

Потребности (биологические и социальные) как выражения нужды субъекта в определенных объектах, необходимых для его физического существования и социального развития;

Интересы - форма познавательной и профессиональной ориентации, влияющая на выбор вида учебной и трудовой деятельности;

Идеалы - ориентация на конкретные образцы социального поведения и профессиональной деятельности;

Убеждения, выражающие единство социальных и профессиональных идеалов личности с соответствующими эмоциональными состояниями и навыками целенаправленной деятельности.

4. Способности - это свойства личности, определяющие ее пригодность к успешному выполнению учебных и профессиональных задач. Выделяют различные виды способностей. По отношению к объему решаемых субъектом задач различают:

Общие способности как средство успешного выполнения различных видов деятельности (работоспособность, активность, настойчивость, сообразительность и др.);

Специальные (профессиональные) способности как основа эффективности выполнения конкретных видов деятельности (учебной, трудовой, спортивной). Так, деятельность адвоката требует определенного набора интеллектуальных, коммуникативных, речевых, характерологических качеств, которые должны быть указаны в профессиограмме специалиста данного профиля.

По элементам новизны в выполняемой деятельности различают способности:

Исполнительские, обеспечивающие выполнение стереотипной деятельности по заданному образцу;

Творческие, проявляющиеся в самостоятельном принятии новых решений, оригинальных способах решения профессиональных задач.

По уровню сформированности различают:

Задатки как природную основу развития способностей;

Одаренность - благоприятное для развития конкретных способностей сочетание задатков;

Способности - комплекс качеств личности, обеспечивающих эффективность овладения знаниями и способами выполнения профессиональной деятельности;

Талант - комплекс высокоразвитых способностей, определяющих возможности выдающихся достижений в избранной человеком деятельности;

Гениальность - высшая степень развития таланта, которая проявляется в разработке новых отраслей науки и практической деятельности.

Способности не являются врожденным даром для человека. В их основе лежит природная одаренность, но она превращается в способности только при благоприятных условиях обучения, тренировки, воспитания и самовоспитания личности. Способности можно определять только с помощью целенаправленно подобранного комплекса методов: анализа определенного вида профессиональной деятельности, профессиографии и психограммы, оценки успешности решения конкретных задач, целенаправленности, мотивации, тестовой психодиагностики.

Являясь необходимым условием выполнения определенной деятельности, способности в то же время развиваются в процессе этой деятельности в связи с условиями ее организации и тренировки при решении конкретных задач, в связи с формированием профессионально важных свойств личности специалиста.

Как личность человека в целом, так и присущие ей индивидуальные свойства являются результатом воспитания в социальной среде. Структура этой среды, а также формы взаимодействия с нею субъекта в онтогенезе являются определяющим фактором его социализации.

В связи с разнообразием и сложностью предлагаемых свойств человеческой личности в течении долгого времени разрабатывались методы по их изучению и составлению заключений и выводов.

Ниже представлены некоторые из них.

7. Методы исследования личности

§ Наблюдение: отправная точка

Любое исследование, будь то изучение истории болезни, установление корреляционной зависимости или лабораторный эксперимент, включает наблюдение. Наблюдение - то, без чего нет любого подхода к изучению личности. Другой путь получения знаний о поведении - наблюдение и регистрация его естественных проявлений в реальных жизненных условиях, но более методичные и строгие, чем при несистематизированном наблюдении. Это так называемое естественное наблюдение.

§ Метод Анамнеза

Детальное изучение поведения отдельного человека в течение продолжительного периода времени называется историей болезни, или изучением анамнеза. Этот подход часто используют в клинической медицине с целью диагностики и лечения людей, имеющих психологические проблемы. Метод изучения истории болезни как таковой обычно применяют в работе с психическими больными или проблемными пациентами, история жизни которых изучается в процессе психотерапии или при постановке диагноза.

§ Корреляционный метод

Чтобы преодолеть ограничения метода клинических случаев, исследователи личности часто используют альтернативную стратегию, известную как корреляционный метод. Этот метод стремится установить взаимосвязи между событиями (переменными) и внутри них.

§ Экспериментальный метод

Единственным способом для исследователя установить причинно-следственные отношения (то есть определить, вызывает ли изменение одной переменной изменение другой переменной) является проведение эксперимента. Именно по этой причине экспериментальный метод можно считать идеальной стратегией для изучения центральных вопросов, касающихся личности.

§ Оценка личности

Общераспространенной темой в изучении личности являются индивидуальные различия в поведении и опыте людей. При исследовании индивидуальных различий - персонологи имеют дело с двумя взаимосвязанными проблемами.

Во-первых, они заинтересованы в описании множества параметров, по которым люди отличаются друг от друга. Это подтверждается огромным количеством теоретических концепций, используемых персонологами для описания индивидуальных различий. Такие термины, как черта, тип, мотив, ценность, темперамент, характер, убеждение и фактор, представляют собой набор концептуальных единиц измерения, которые использовались в целях описания постоянных аспектов поведения человека. Во-вторых, персонологи заинтересованы в дальнейшем развитии способов измерения индивидуальных различий, то есть в их оценке.

§ Типы методов оценки.

Персонологи в процессе сбора информации о людях используют множество разнообразных методов оценки. К ним относятся опросники, методы чернильных пятен, личные документы, процедуры оценки поведения, характеристики, даваемые сверстниками, рассказы о самих себе. Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки в отношении способов получения ответа, подсчета и интерпретации данных, надежности и валидности. Мы рассмотрим три направления измерения или оценки личности: интервью, личностные опросники и проективные методы.

§ Интервью как метод оценки

Интервью - один из наиболее старых и широко распространенных методов получения информации о людях. В интервью персонолог получает информацию, задавая интервьюируемому определенные вопросы и выслушивая ответы. Интервьюер и респондент ведут диалог лицом к лицу, стремясь достичь определенного результата.

Интервью как метод научного исследования направлено на сбор информации о личности в рамках определенной темы исследования. При всем разнообразии форм интервью их можно разделить на структурированные или неструктурированные.

§ Методики самоотчета

Ни одна работа, посвященная оценке индивидуальных различий, не будет полной без обсуждения результатов, полученных с помощью опросников самоотчета. Фактически опросники самоотчета используются более широко, чем любая другая форма оценки личности. В такого типа исследовании испытуемым предлагают отвечать письменно на бланке на вопросы, касающиеся особенностей их характера, ценностей, установок, мотивов, чувств, интересов и способностей.

§ Проективные методы

Проективные личностные тесты первоначально предназначались для помощи клиническим психологам в диагностике характера и сложности эмоциональных нарушений у пациента. Основанием для появления проективных тестов служит положение теории Фрейда, согласно которому неосознаваемые процессы важны для понимания психопатологии. Соответственно, цель проективной оценки заключается в раскрытии неосознаваемых конфликтов личности, ее страхов и источников беспокойства. Экспериментатор никогда не сообщает испытуемому истинной цели тестирования и не говорит, как будет подсчитывать или интерпретировать его ответы. В инструкциях подчеркивается, что правильных или неправильных ответов здесь не может быть, и испытуемый вправе отвечать так, как ему вздумается. Наконец, подсчет и интерпретация ответов испытуемого основываются в значительной степени на субъективных суждениях экспериментатора, который опирается на свой клинический опыт.

Подобные документы

    Свойства и особенности психики человека. Соотношение понятий "человек", "индивид", "индивидуальность" с понятием "личность". Естественные (природные) потребности. Различные подходы к изучению личности. Социализация личности: понятия, механизмы и стадии.

    реферат , добавлен 27.05.2015

    Общее представление о личности. Структура личности. Формирование и развитие личности. Основные факторы развития личности. Роль наследственности в развитии личности. Роль воспитания и деятельности в развитии личности. Роль среды в развитии личности.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2002

    Характеристика личности как предмета психологического исследования в отечественной психологии. Идея целостности и системный подход в изучении человека. Изучение периодизации развития индивида, личности и индивидуальности. Социогенез и структура личности.

    методичка , добавлен 04.02.2014

    Соотношение понятий "человек", "индивид", "личность" "индивидуальность". Проблема личности в отечественной и зарубежной психологии, ее психологическая структура: соотношение биологического и социального. Связь личности с деятельностью, ее активность.

    реферат , добавлен 13.05.2009

    Соотношение понятий "человек", "индивид", "индивидуальность", "личность". Свобода и личность. Историческая необходимость и свобода личности. Личность и проблемы ценностных ориентаций. Роль ценностей в развитии культуры, образования, науки и техники.

    курсовая работа , добавлен 23.07.2015

    Понятия личность, человек, индивид, их соотношение. Структура личности. Свойства и ндивидуально-типологические особенности личности. Темперамент. Характер. Способности. Образование. Система формального образования как объект социологического изучения.

    контрольная работа , добавлен 28.08.2008

    Сравнительная характеристика понятий психологии "личность", "индивид", "индивидуальность". Биогенетическая, социогенетическая и персонологическая историко-эволюционная ориентация в психологии личности: человек как индивид, личность и индивидуальность.

    реферат , добавлен 28.09.2008

    Понятие человек, личность, индивидуальность и их соотношение. Общественная сущность личности, ее психологическая структура. Психические процессы, свойства и состояния в структуре личности. Личность как самоуправляемая система. Современные теории личности.

    реферат , добавлен 28.05.2010

    Общее представление о личности. Психологическая структура личности. Формирование и развитие личности. Основные факторы развития личности. Формирование личности - очень сложный процесс. Социальное направление образования и общественного воспитания.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2003

    Соотношение понятий: человек, индивид, индивидуальность, личность. Общее и индивидуальное в психике человека. Проблема личности в отечественной и зарубежной психологии. Психологическая структура личности: соотношение биологического и социального.

Структура личности - это достаточно сложный вопрос в современной психологи. Основными элементами структуризации являются так называемые черты личности. Их довольно много, и называются они психологическими особенностями и свойствами.

История развития проблематики значения понятия «структура личности»

Развитие данной проблематики началось с постановки важного вопроса о соотношении социального и биологического факторов в индивидуальности человека. Впервые этими вопросами задались древние греки, например, Теофраст, ученик знаменитого Платона. Другой великий греческий ученый и философ, Гиппократ, разработал учение о типах темперамента. Однако основные положения для определения такого понятия, как структура личности, были заложены Ананьевым.

Подсистемы Б. Г. Ананьева

В своих работах исследователь обозначил три категории:

Структура личности в работе исследователя К. К. Платонова

Платонов, тщательно проанализировав некоторые исследования и сравнив наборы слов русских, грузинских и болгарских языков, которые используются для описания особенностей личности, выдвинул свою идею. Разработка Платонова заключается в том, что он рассматривает подсистемы такого понятия, как структура личности, в виде ступеней иерархической лестницы. Ученый выделяет четыре подструктуры:


Структура личности по Юнгу

Карл Юнг в данном вопросе выделяет Индивидуальное и Коллективное бессознательное. Как противовес и как связующее звено отдельно стоит Сознание. Структура личности довольно проста: есть Персона (или же «я для окружающих») и Эго («я для себя»).

Структура личности по Фрейду

Так как весь психоанализ Фрейда базируется на двух принципах (удовольствия и реальности), то ученый выделил 3 основных психических компонента:

  1. Я (механизм приспосабливания человека к окружающей среде).
  2. Оно (инстинкты и рефлексы, бессознательные действия и восприятие).
  3. Сверх-Я (моральные принципы, совесть, чувство вины или страха).

Термин “личность” имеет несколько различных значений. Слово личность (“personality”) в английском языке происходит от латинского “persona”. Первоначально это слово обозначало ритуальные маски у этрусков. В Риме этим словом стали обозначать сначала роль, изображаемую маской, затем саму роль («персона отца»). По сути, этот термин изначально указывал на комическую или трагическую фигуру в театральном действии. Таким образом, с самого начала в понятие “личность” был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли. Личность также рассматривалась как сочетание наиболее ярких и заметных характеристик индивидуальности. В понимании большинства психологов термин “личность” не предполагает оценки характера человека или его социальных навыков. В большинстве определений подчеркивается значение индивидуальности или индивидуальных различий. В личности представлены такие особые качества, благодаря которым данный человек отличается от всех остальных людей. Понять, какие специфические качества или их комбинации дифференцируют одну личность от другой, можно только путем изучения индивидуальных различий.

Личность человека чрезвычайно сложна и уникальна. По мнению Б.Г.Ананьева, единство биологического и социального в человеке обеспечивается единством таких макрохарактеристик как индивид, личность, субъект и индивидуальность.

Индивид – человек как единичный представитель биологического вида homo sapiens и отдельного типа, выделяемого в его рамках. Система индивидных признаков человека: темперамент, задатки, конституция, половые особенности, биогенные потребности, сенсомоторная координация, метаболизм, нейродинамика.

Личность – человек как представитель какого-либо типа социальной общности. Система личностных признаков человека: направленность, склонности, социогенные потребности, структура общения, социальный статус, притязания, социальные роли, этнические особенности.

Субъект – человек как субъект определенного вида деятельности; характеристика человека через структуру различных типов человеческой активности (труд, общение, познание, игра, спорт). Система субъектных признаков человека: характер, способности, структура деятельности, психогенные потребности, конативные, креативные, когнитивные, эмотивные процессы.

Индивидуальность – человек как единичный вариант реализации тех возможностей, которые встречались на его жизненном пути; неповторимое, уникальное сочетание черт как индивида, личности и субъекта. Система индивидуальных признаков человека: совесть, самосознание, самореализация, самоопределение, саморегуляция, самоидентификация, самочувствие, самооценка.


Человек как целостность – как индивид, личность и субъект, обусловленный единством в нем биологического и социального.

Существуют разные подходы к структуре личности.

С.Л. Рубинштейн предложил следующую структуру личности:

1) направленность); 2) знания, навыки умения; 3) индивидуальные особенности человека, проявляющиеся в темпераменте, характере, способностях.

Концепция динамической функциональной структуры личности, разработанная К.К. Платоновым, объясняет многообразие свойств и особенностей личности шестью подструктурами, четыре из них – основные, две – налагаемые. Четвертая биологически обусловленная подструктура включает темперамент, свойства высшей нервной деятельности, возрастные и половые особенности, патологии. Третья подструктура ответственна за психические процессы: гностические – ощущение, восприятие, внимание, память, представления, воображение, мышление, речь; эмоциональные и волевые процессы. Вторая подструктура объединяет знания, навыки, умения, привычки поведения, т. е. социальный опыт личности. Первая подструктура – направленность – наиболее социально обусловлена, она охватывает потребности, влечения, мотивы, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение, определяющие социальное поведение человека, основные его ценностные ориентации. Подструктуры «Способности» и «Характер» интегрируют содержание четырех вышеперечисленных подструктур, которые в разной мере характеризуют черты характера, как совокупности наиболее устойчивых индивидуальных особенностей личности, проявляющихся в деятельности и общении, и определяющих способы поведения. А также способности, как индивидуально-психологические особенности личности, определяющие успешность обучения или деятельности. Выделение подструктур относительно условно, ибо все элементы структуры личности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Четвертая подструктуры формируются тренировкой (многократным повторением), третья – упражнением (тренировкой с обратной связью), вторая – обучением, первая – воспитанием.

В процессе формирования личности развивается ее самосознание, выделяются три его этапа:

I этап (от рождения до трех лет) – осознание границ своего тела. До определенного момента малыш может играть со своей ногой, причинять себе боль и не понимать, что он сам является источником неприятных ощущений. Позже у ребенка появляется способность к самостоятельным действиям с предметами, и он воспринимает себя как активного субъекта. К трем годам использует местоимение «Я», что окончательно закрепляет осознание себя.

II этап (дошкольный возраст) – длительный период развития самооценки, основывающейся первоначально на мнении значимых взрослых (родителей и воспитателей). Представления дошкольника о себе ситуативны, неустойчивы и эмоционально окрашены.

III этап (школьный возраст) – развивается логическое мышление, возрастает роль друзей и их мнений, расширяется круг общения. Подросток сопоставляет разные мнения о себе и на их основе вырабатывается собственное мнение. Оценки становятся все более обобщенными, стабильными, наряду с аффективными компонентами поведения появляются рациональные, на этой основе формируется моральная самооценка.

В результате развития самосознания у человека складывается «Я»-концепция.

«Я»-концепция – система установок человека относительно самого себя, обобщенное представление о самом себе. «Я»-концепцияформируется, развивается, изменяется в процессе социализации личности, в процессе самопознания. Способы самопознания, ведущие к формированию «Я»-концепции, разнообразны: самовосприятие и самоанализ, сравнение себя с другими (идентификация), восприятие и интерпретация реакций на ceбя другими (рефлексия) и т.д. Следует отметить, что представления человека о себе кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Под влиянием различных внешних или внутренних факторов «Я»-концепцияизменяется, т.е. «Я»-концепция является динамическим образованием.

Традиционно выделяются три модальности «Я»-концепции: «Я»-реальное, «Я»-идеальное, «Я»-зеркальное.

«Я»-реальное представления, связанные с тем, как человек воспринимает себя: внешность, конституцию, возможности способности, социальные роли, статус и т. д.; то есть его представления о том, каков он есть на самом деле.

«Я»-идеальное представления, связанные с тем, каким человек хотел бы быть. Я-идеальное отражает цели, которые личность связывает со своим будущим.

«Я»-зеркальное связано с представлениями о том, каким его видят и что о нем думают другие.

«Я»-концепция, понимаемая как система установок (аттитюдов) относительно своей личности, имеет сложную структуру, в которой выделяют, как и в установке, три компонента: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий.

Когнитивный компонент – это основные характеристики самовосприятия и самоописания личности, составляющие представления человека о себе. Этот компонент, составляющими которого являются: «Я»-физическое, «Я» -психическое, «Я» -социалъное , часто называют Образом «Я»,.

«Я»-физическое включает представления о своем поле, росте, строении организма, о своей внешности в целом («очкарик», «красавица», «толстяк», «дохляк» и т.д.). Причем, важнейшим источником формирования физического Образа «Я» наряду с половым отождествлением (а оно, как отмечают психологи, сохраняет свое значение в течение всей жизни и является первичным элементом «Я»-концепции) служат размеры тела и его форма. Положительная оценка своего внешнего облика может существенно повлиять на позитивность «Я»-концепции в целом. Важность внешнего облика определяется тем, что тело представляет собой наиболее открытую, явную часть личности и часто становится предметом обсуждений.

«Я»-психическое представление человека об особенностях своей познавательной деятельности: памяти, мышлении, воображении, внимании и т. д.), о своих психических свойствах (темпераменте, характере, способностях и т. д.); о своих возможностях в целом («Я все могу», «Я многое могу», «Я ничего не могу»).

«Я»-социальное представление о своих социальных ролях (дочь, сестра, подруга, ученица, спортсменка и т. д.), социальном статусе (лидер, исполнитель, отверженная и т. д.), социальных ожиданиях.

Эмоционально-оценочный компонент самооценка Образа «Я», которая может обладать различной интенсивностью, поскольку отдельные черты, особенности, свойства личности могут вызывать различные эмоции, связанные с удовлетворенностью или неудовлетворенностью ими. Даже такие объективные характеристики, как рост, возраст, телосложение, могут иметь разное значение не только для различных людей, но и для одного человека в различных ситуациях. Например, сорокалетний человек может чувствовать себя в расцвете сил или стариком. Известно, что чрезмерная полнота нежелательна, и полные люди нередко ощущают себя неполноценными, так как человеку свойственна тенденция экстраполировать даже легкие внешние недостатки своего Я на личность в целом. Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущение собственной ценности и отношение человека ко всему, что входит в Образ «Я».

Уровень притязаний личности – стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. В классической концепции У.Джеймса самооценка определяется как математическое отношение реальных достижений личности к уровню притязаний.

Самооценка = успех / уровень притязаний.

Самооценка может быть низкой (заниженной) или высокой (завышенной), адекватной инеадекватной.

Низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к себе как к личности, блокируя реализацию потребности в самоуважении и уважении, ведет к внутриличностным конфликтам, дискомфорту. Способы компенсации пониженного самоуважения, негативного отношения к себе могут быть различны (понизить уровень притязаний до своих возможностей и таким образом повысить самооценку и изменить отношение к себе, изменить свое отношение к ситуации и поведению).

Высокая самооценка демонстрирует уверенность человека в себе, своих возможностях, силах. Важно, чтобы высокая самооценка отвечала возможностям человека, то есть была реальной.

Адекватная самооценка свидетельствует о соответствии самооценки реальным возможностям субъекта и оценки его другими субъектами.

Неадекватная самооценка – нереально высокая/низкая самооценка приводит к негативным последствиям, часто сопровождается социальной дезадаптацией личности, создает почву как для внутриличностных, так и межличностных конфликтов.

Поведенческий компонент «Я»-концепции – актуальное или потенциальное поведение человека, которое может быть вызвано образом Я и самооценкой личности. Как отмечает К.Роджерс, «Я»-концепция, обладая относительной стабильностью, обусловливает довольно устойчивые схемы поведения человека.

Человек использует защитные механизмы, чтобы защитить свое «Я» от стыда, вины, гнева, тревоги, конфликта, т.е. любой опасности. Цель защитных механизмов – срочное ослабление напряжения, тревоги. Теорию защитных механизмов впервые разработал 3.Фрейд. Выделяют основные механизмы защиты:

Вытеснение – непроизвольное удаление неприятных или недозволенных желаний, мыслей, чувств из сознания в бессознательную сферу, забывание их.

Отрицание – уход от реальности, отрицание какого-либо события как неправды или снижение серьезности угрозы (непринятие, отрицание критики в свой адрес, утверждение, что этого не существует и т. д.).

Рационализация – способ разумного оправдания любых поступков и действий, которые противоречат нормам и вызывают беспокойство. Это и оправдание своей неспособности что-то сделать нежеланием, оправдание нежелательных действий объективными обстоятельствами. Примером неконструктивного поведения может быть рационализация, псевдопереосмысление ситуации. Если нет возможости достичь целей, человек успокаивает себя, «усматривая» в недостигаемых целях массу недостатков, которые раньше игнорировались, или отказывается от них как недостойных столь больших трат («зеленый виноград»). Рационализация по типу «сладкий лимон» направлена не столько на дискредитацию недосягаемого объекта, сколько на преувеличении ценности имеющегося.

Проекция – приписывание другим людям собственных отрицательных качеств, состояний, желаний, причем, как правило, в преувеличенном виде.

Замещение выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлемого мотива каким-то иным способом, мотивом.

Сублимация преобразование энергии подавленных, запретных желаний в другие виды деятельности, т. е. трансформация влечений. В качестве основных форм сублимации обычно описывают интеллектуальную деятельность, художественное творчество.

Интеллектуализация – процесс, посредством которого субъект стремится выразить в дискурсивном виде свои конфликты, эмоции, чтобы овладеть ими.

Формирование реакции – подавление нежелательных мотивов поведения и сознательное поддержание мотивов противоположного типа.

Структура личности

В психологию слово " " пришло из общеупотребительной лексики. При этом, как часто бывает, в науке оно обрело несколько иной смысл. В широком обиходе слово "личность" используют для характеристики "социального лица" человека. Отсюда и происхождение слова "личность" (лик, личина). Когда говорят слова "Лейтенант, необходимо срочно разъяснить личность разыскиваемого преступника", то по большей мере интересуются поверхностными характеристиками человека: Ф.И.О., внешний вид, национальность, возраст, образование, профессия, социальные контакты, биография. Сюда можно отнести и те психологические характеристики, которые налицо: спокойный или раздражительный, молчаливый или разговорчивый и т.д. В общем-то сугубо личное человека или не интересует говорящего, или остается под вопросом. Редко можно услышать, например, такое: "Наш директор был замечательной личностью: на досуге много размышлял о смысле жизни, в тайне от всех мечтал построить домик в деревне..."

В психологии, по крайней мере отечественной, под личностью часто, если не чаще всего, подразумевают некое "смысловое ядро" или "ценностный стержень" человека. То есть как раз глубоко личные особенности человека, что-то самое важное в его душе, ее "мотор". Соответственно внешнее в человеке отходит на второй план, оно - либо следствие личностных особенностей, либо вообще случайный фактор, не связанный никак с личностью.

Из этого очевидного противоречия между исходным смыслом слова и сложившимся в науке (личность это внешнее или внутреннее) возникало и возникает много взаимонепонимания, неразберихи. На сегодняшний день многие ученые вообще избегают пользоваться термином "личность" для обозначения каких бы то ни было психических явлений. Если в их работах и встречается слово "личность", то лишь как синоним "человека". Те же ученые, которые продолжают изучать личность, под ней подразумевают именно "ядерные" свойства человека, основной источник его поведения.

Разными учеными разработаны очень разные структуры личности. В одних упор делается скорее на внешние, наглядные характеристики поведения человека, связанные с его социальной активность. В других упор на стержневые особенности, поиск основного источника поведения человека.

В широком обиходе понятие "личность" включает в себя все множество разнообразных характеристик человека (например, возраст или национальность). В психологии в структуру личности входят обычно лишь психические свойства:

Способности (готовность к проявлению успехов в той или иной сфере),

Темперамент (динамические характеристики поведения),

Характер (отношение к разным сторонам бытия, например к дружбе или труду),

Волевые качества (собранность, внутренняя свобода),

Эмоциональная сфера (склонность к тем или иным эмоциям, общая эмоциональность),

Мотивация (преобладание тех или иных потребностей, мотивов),

Направленность (интересы и склонности в определенных областях),

Ценности и социальные установки (некоторые базовые принципы) и другие.

С одной стороны, большинство ученых рассматривают личность аналитически, то есть рассматривают ее структуру. С другой стороны, все или почти все авторы отмечают, что личность это не просто некая связка из отдельных черт, а устойчивая система, где каждая особенность тесно связана с другими.

А. Г. Ковалев рассматривал личность как синтез:

Темперамента (структуры природных свойств),

Направленности (система потребностей, интересов, идеалов),

Способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

К. К. Платонов предложил "динамическую структуру личности":

Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества),

Личный опыт (объем и качество имеющихся знаний, умений и навыков, привычек),

Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память),

Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

В. А. Ганзен в структуру личности включил:

Темперамент (динамические особенности поведения человека),

Направленность (интересы и склонности),

Характер (отношение к тем или иным сторонам бытия),

Способности (готовность к выполнению той или иной деятельности).

С. Л. Рубинштейн увидел в структуре личности три связанных между собой плана:

Подструктура направленности личности (установки, интересы, потребности, мировоззрение, идеалы, убеждения, интересы, склонности, самооценка и др.),

Задатки и способности (интеллект, частные способности, уровень развития психических процессов (ощущения и восприятия, памяти, мышления и воображения, чувств и воли)),

Темперамент и характер.

Легко заметить, что в классической отечественной психологии в структуру личности включались исключительно психические явления , то есть то, что заметно в поведении другого человека не только компетентному специалисту (например психологу или психиатру), но и простому обывателю. Последнему для понимания наибольшую сложность представляет, очевидно, темперамент. Однако это слово употреблялось еще древнегреческими мыслителями, и сейчас очень многие знают, кто такие холерики, флегматики, меланхолики и сангвиники.

Иной подход у ряда западных авторов, которые совершенно не стесняются включать в структуру личности элементы, которые другим специалистам кажутся фантастическими. При этом не только в структуру личности включаются спорные элементы, но и эти элементы выстраиваются между собой в фантастические связи.

Наиболее известная такая структура - структура личности по З. Фрейду:

Ид (оно - инстинкты, биологические особенности, подчиняется принципу удовольствия),

Эго (я - сознание, опора на реальность, занимается в том числе улаживанием конфликтов, исходящих из ид),

Суперэго (сверх-я - мораль, ценности, опора на ценности общества, занимается "убеждением" эго в приоритете идеалистических ценностей).

Другая подобная структура личности была разработана К. Г. Юнгом:

Эго (сфера сознания - мысли, чувства, воспоминания, ощущения и т.п.),

Личное бессознательное (когда-то осознававшиеся конфликты, но теперь они подавлены и забыты),

Коллективное бессознательное (хранилище латентных следов памяти человечества - в нем отражены мысли и чувства, общие для всех людей).

В свою очередь коллективное бессознательное состоит из архетипов - врожденных идей или воспоминаний, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определённым образом.

Известна также структура личности по Г. Айзенку:

Интроверсия-экстраверсия (обращенность личности на внутренний или внешний мир),

Нейротизм-стабильность.

Сочетание этих двух измерений порождает четыре разных психологических типа.

Известный исследователь акцентуаций личности К. Леонгард в своих работах выделял акцентуации характера (демонстративный тип, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный). Таким образом, в его структуру личности входит два явления.


Для раскрытия сущности категории «личность», прежде всего, необходимо провести строгое разграничение между понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». В обыденном сознании нередко они отождествляются, что для научного подхода недопустимо. Философская, социологическая и психологическая литература четко разводит эти понятия, показывая, что у них разное со- держание.
Так, понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. В этом смысле человек рассматривается как субъект общественно-исторической деятельности, являющийся высшей ступенью развития живых организмов на Земле и сочетающий в себе единство социальных и природных качеств, то есть представляющий собой сложную биосоциальную систему. С одной стороны, человек - часть природы, а с другой - активно действующий субъект истории. Понятие «человек» указывает лишь на качественные отличия людей от животных и ничего не говорит о социально обусловленных различиях между самими людьми.
Человечество как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных предста
вителей человечества выражается понятием «индивид». Индивид обозначается как единичный представитель какого-то целого (биологического рода или социальной общности, группы). Это отдельный человек, единица человеческого рода, воплощающий характерные признаки целого, нечто, соотносимое с родом Homo sapiens.
Многозначный термин «индивидуальность», напротив, означает то особенное, специфическое, что отличает человека от всех других, включая природные, социальные, соматические, психические, унаследованные и благоприобретенные, выработанные в процессе онтогенеза свойства.
Личность - это, с одной стороны, устойчивая система социальнозначимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности, с другой стороны, индивидуальный носитель этих черт, свободный и ответственный субъект сознательной деятельности1.
Понятие личности помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, те свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, социальных институтах, культуре, то есть в общественной жизни, в процессе взаимодействия с другими людьми.
Вместе с тем личность - это вполне конкретный человек, реализующий присущую ему и только ему совокупность устойчивых социальных качеств через участие в социальных взаимодействиях, институтах, культуре и в целом - в социальной жизни.
Другими словами, личность - это человек с его системой интеллектуальных, социально-культурных, морально-волевых качеств, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Речь идет о таких качествах, как взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. п.
В своем первоначальном значении слово «личность» обозначало маску, роль, исполнявшуюся актером в греческом театре. Термин «личность» представляет собой перевод латинского слова «persona» - «маска актера».
В философии, психологии и социологии существует широкий спектр теорий личности и множество подходов к обоснованию существенных ее признаков, ее структуры и функционирования. Это
свидетельствует об исключительной сложности этой проблематики для гуманитарных наук.
Для античной философии личность вне общины или полиса так же нереальна, как биологический орган, оторванный от целого организма. Но уже в греческой философии возникает проблема несовпадения реального поведения человека и его «сущности», какой он сам ее осознает. Отсюда возникают проблемы вины и ответственности личности. Если в античной философии личность выступала как преимущественно отношение, то в христианстве она понимается как особая сущность, индивидуальная субстанция нематериального характера, синоним нематериальной души. В философии нового времени начиная с Декарта распространяется дуалистическое понимание личности, противопоставляются два начала - телесное и духовное, на первый план выдвигается проблема самосознания как отношения человека к самому себе. Понятие личности при этом практически сливается с понятием «Я». По Канту, человек становится личностью благодаря самосознанию, которое отличает его от животных и позволяет ему свободно подчинять свое «Я» нравственному закону.
Марксизм понимает личность как «совокупность общественных отношений», в которой социальное превалирует над индивидуальным. Основа формирования личности в марксистской концепции - общественная производственная деятельность.
В общей психологии, как пишет И. С. Кон, под личностью понимается некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.
Одной из авторитетных психологических теорий личности является психоаналитический подход З. Фрейда. Он считал, что личность включает в себя три элемента: ид, эго и суперэго1. Слово «ид» происходит от латинского «оно» и, по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид функционирует целиком в бессознательном и тесно связан с инстинктивными биологическими побуждениями. Являясь самой старой исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни - немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными).
Эго - элемент, осуществляющий контроль личности за собой на основе принципа реальности. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. В отличие от ид, природа которого выражается в поиске удовольствия, эго подчиняется принципу реальности, цель которого - сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом. Суперэго - последний компонент развивающейся личности, представляющий интернализованную версию общественных норм и стандартов поведения. Будучи морально-этической силой личности, согласно Фрейду, суперэго является продуктом социализации.
Современные психологические теории личности по-разному интерпретируют основные интегрирующие начала, задающие ядро личности. Существуют психобиологические (У. Шелдон), биосоциальные (Ф. Оллпорт, К. Роджерс), психосоциальные (А. Адлер, К. Хорни, неофрейдисты), психостатистические (Р. Кеттелл, Г. Айзенк) теории личности.
Социологические теории личности рассматривают ее как специфическое образование, непосредственно выводимое из тех или иных социальных факторов. В развитом виде эти теории сформировались к середине ХХ века. К наиболее авторитетным из них Д. В. Ольшанский относит символический интеракционизм, ролевую теорию, развивавшуюся в рамках структурного функционализма, некоторые ветви необихевиоризма1.
В рамках символического интеракционизма (теории «зеркального Я» (Дж. Г. Мид, Дж. Кули)) личность рассматривается как производное от полностью социально обусловленного «Я» человека. Стержень личности, самосознание понимается здесь исключительно как результат социального взаимодействия (интеракции), в ходе которого индивид обучился смотреть на себя глазами других людей. Таким образом, личность трактуется как объективное качество, обретаемое в ходе социальной жизни.
Согласно ролевой теории (Р. Линтон, Т. Парсонс) личность есть функция некоторой совокупности социальных ролей, которые исполняются индивидом в обществе. Поскольку роли связаны с пребыванием человека в социальных группах, то личность тем самым полагается продуктом взаимодействия в тех группах, в которые включен

индивид. Социализируясь, он усваивает экспектации ролевого поведения, выучивает способы их исполнения и, таким образом, становится личностью.
Необихевиоризм трактует личность как простую совокупность социально приемлемых ответов на совокупность социальных стимулов.
Российская психологическая школа, восходящая к трудам
А. Н. Леонтьева, рассматривает «Я-концепцию» личности, прямо связанную с личностным смыслом как единицей сознания, в качестве системы представлений о себе, формируемой индивидом в процессах деятельности и общения. Она проявляется в самооценке, самоуважении, уровне притязаний, в межличностных отношениях и степени активности в сфере общественных связей и отношений.
Неотъемлемыми характерными чертами личности являются: самосознание, ценностные ориентации, ответственность за свои поступки, определенная автономность по отношению к обществу.
При первом приближении личность может рассматриваться как структурная целостность биогенных, психогенных и социогенных компонентов, дающих основание для выделения биологической, психологической и социальной структур личности, изучаемых, соответственно биологией, психологией и социологией.
Структура личности включает совокупность объективных и субъективных социальных свойств индивида, формирующихся и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием социальных взаимодействий, которые он осуществляет.
Рассмотрим основные элементы структуры личности, представленные в научной литературе. Понимание внутреннего строения личности, состава и иерархии образующих ее элементов позволит нам более строго подойти к пониманию коммуникативной личности и выявлению компонентов ее структуры.
В самом общем виде в структуре личности можно выделить две подсистемы - внутреннюю (мир сознания, включая самосознание) и внешнюю (мир поведения). При этом ядром личности как системы является переход, преобразование факта, ситуации, момента сознания в факт, ситуацию, момент поведения.
Структура, характеризующая мир сознания в психологическом плане, включает в себя три механизма - мотивационный, диспози-

циональный, мнемонический (механизм памяти). Мотивационный механизм функционирует как обобщение взаимодействия подсознательных мотивов, потребностей, интересов, ценностных ориентаций, продуктом которого выступает операциональная или стратегическая цель личности. Этот механизм порождает конкретные внутренние мотивы поведения личности. Диспозициональный механизм обеспечивает саморегуляцию социального поведения личности. Он опирается на взаимодействие мотивов, стимулов, установок, производящее в итоге систему диспозиций личности. Мнемонический механизм включает в себя глубинное освоение личностью опыта других людей, их знаний, информации различного рода.
С социально-психологической и собственно социологической точки зрения к описанию структуры личности можно подойти на основании универсальной модели детерминации человеческого поведения, описывающейся комплексом:
Личность =(«могу» + «хочу» + «знаю» + «умею») + «действую»
В результате в структуре личности можно выделить следующие элементы: Элемент «возможности и способности» («могу»), включающий в себя: Психофизиологические характеристики личности; Врожденные психологические характеристики личности, темперамент, направленность, способности личности, в том числе способности к творческой деятельности. Элемент «цели и мотивы личности» («хочу»), включающий в себя: Потребности и интересы личности. Личность может осознавать или не осознавать эти потребности, но они от этого не перестают существовать и определять ее поведение. Интерес выступает уже как осознанная потребность; Ценности, убеждения, нравственные нормы и принципы, которыми руководствуется личность.

На базе взаимодействия потребностей, осознанных и неосознанных, интересов и ценностей формируется система стратегических и тактических целей личности и мотивов ее поведения. Элемент «знания» («знаю») - освоенная личностью информация в абстрактно-логической и эмоционально-образной форме, хранящаяся в ее памяти. Элемент «умения» («умею») - возможности личности, как связанные с практическим применением знаний, так и накопленные эмпирическим путем и приобретенные в ходе упражнений и повседневного опыта предметной деятельности и социальных взаимодействий. Элемент «поведение» («действую») - способ реализации социальных качеств в деятельности личности, проявляющийся в образе жизни и таких видах, как трудовая, общественно-политическая, культурно-познавательная и семейно-бытовая деятельность.
Личность характеризуется определенной автономностью, известной степенью независимости от общества, способностью влиять на общество. Таким образом, она выступает как активный субъект общественных отношений.