Почему не нужно образование. Актуальные вопросы современного мира: нужно ли высшее образование

Я бы хотел прокомментировать ситуацию как преподаватель (с той стороны баррикад, так сказать). Я достаточно много общаюсь со своими студентами и многие рассказывают почему они поступили и зачем. Часто заставляют родители, бабушки и дедушки. Часто человек не знает, чем заняться после школы, почему бы не сходить в ВУЗ? Часто девушки считают, что образование - это такой своеобразный вид приданного, с образованной женой мол и поговорить интереснее. Многие идут, потому "сейчас без вышки никуда". И лишь небольшая часть приходит получать образование с адекватными ожиданиями и с пониманием процесса.

На мой взгляд, чтобы ответить на вопрос стоит или не стоит, надо рассмотреть несколько тенденций и фактов.

1. В целом, всем людям высшее образование не нужно. Есть огромное количество работ и специальностей, где человеку нужно среднее специальное образование или просто среднее (оконченная школа). Например, для работы официантом, ресепсионистом, секретарем, курьером, баристой достаточно закончить школу и пройти обучение на месте работы. Если Вас такого рода устраивает (платят за нее, кстати, зачастую и повыше, чем за труд специалистов с высшим образованием), то высшее образование будет просто потерей 4-6 лет времени (за которое Вы заработаете денег на работе и может быть получите пару повышений). Многие студенты хотят получать практические навыки работы и алгоритмы (делай раз, делай два, вот тебе результат), хотят конкретное ремесло, на доходы от которого можно жить. Это хороший запрос, но это запрос по сути на среднее специальное образование. И это не обязательно про электриков, сантехников и автослесарей. Есть еще парикмахеры, маникюрщики, системные администраторы, ювелиры и многие-многие другие. Это хорошие, нужные и оплачиваемые профессии. В них можно сделать карьеру и видеть результат своего труда. Опять же, если Вам такое нравится, то высшее образование снова будет потерей времени и упущенной выгодой.

2. К сожалению, отношение людей к высшему и среднему специальному образованию не одинаковое. Высшее образование у нас еще воспринимается с уважением и почетом. А про среднее специальное говорят часто с пренебрежением (например, "фу, птушник какой-то", "это для тупых", "чего хоть в плохонький вуз не мог поступить"?). Я считаю, что это совершенно неправильно. Корнями это явление уходит в советское время, когда специалисты с высшим образованием работали в более комфортных условиях, получали зарплату намного выше и двигались по карьерной лестнице. Высшее образование имели порядка 20% людей, и получить диплом было мощной заявкой на социальный успех. Память о тех временах жива и поныне в сознании наших родителей, бабушек и дедушек. Ситуация, однако, с середины 80-х годов совершенно изменилась (30 лет прошло, а стереотипы остались). Спрос на специалистов с высшим образованием не так велик, как предложение (тысячи выпускников ВУЗов не востребованы). И, наоборот, профессии визажиста, администратора или оператора call-центра востребованы намного больше, платят на них больше и высшее образование там по сути не нужно. А зачем тратить 4-6 лет?

3. Высшее образование сейчас выполняет те функции, которое раньше выполняло среднее. Раньше в школе не стеснялись оставлять на второй год детей, которые недостаточно хорошо освоили школьную программу. Оценка "единица" была в ходу и двойку надо было заслужить. Предъявлялись не более высокие требования, просто требования выдерживались более последовательно и четко. К окончанию школы человек имел не только базовый набор знаний, но и ряд социальных навыков, достаточный для старта взрослой жизни. Сейчас выпускник школы редко бывает к чему-то готов. Аттестат дают всем, второгодников тянут до 11 класса (даже если они программу 7-го толком не знают). Но в итоге надо куда-то этих людей отправить, чтобы они еще "созрели", набрались навыков коммуникации, поняли как, чего и куда. И вот их отправляют еще годика на 4 в ВУЗ, поучиться уму разуму. Это не про полноценное высшее образование, это про социализацию и вхождение в культуру. + Конечно, сейчас объективно больше информации и сложнее социальное устройство, люди взрослеют позже, чем раньше (общемировая тенденция).

4. Качество высшего образования оставляет желать лучшего (это касается и обычных, и топовых ВУЗов). Причин здесь много. Это и массовый исход преподавателей в 90-ые годы. И недостаточность финансирования, недостаточно высокие зарплаты. И излишняя бюрократизированность, бесконечные проверки. И как я писал выше, не всегда достаточный уровень подготовки абитуриентов (и часто речь не про знания, а про умение планировать свое время, вежливо общаться с преподавателями, самостоятельно выполнять задания без сверх-подробных инструкций, умение мотивировать самого себя и т.п.).

5. В конечном счете, высшее образование для многих - это способ получить некую волшебную корочку. Волшебство ее заключается в том, что от него отстанут родители и родственники. Волшебство в том, что работодатель не будет выпендриваться (а работодатель требует высшее образование и там где надо, и там где не надо).

Так стоит или не стоит?

Если Вы просто хотите спокойно зарабатывать деньги, Вам не так принципиально содержание самой рабочей деятельности, на Вас давят Ваши родственники, и Вы хотите "быть не хуже всех", то НЕ СТОИТ. Вы потеряете несколько лет жизни, не видя смысла в своих действиях. Недополучите профессионального опыта и денег, которые могли бы получить, если бы сразу отправились на работу.

Если Вам важно заниматься какой-то конкретной работой или сферой деятельности, требующей углубленной подготовки. Если Вы хотите заниматься преподаванием и/или научной деятельностью. Если Вы хотите получить глубокие познания не только про то, как выполнять конкретную работу, а понимать как устроено общество и мир. Если Вы настроены на саморазвитие в интеллектуальной сфере. Тогда СТОИТ.



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Актуальность образования — вечная тема, которая не утихает ни на минуту. Она вдохновила нас на этот обзор в котором мы будем обвинять и защищать высшее образование. Говорить о его важности и бессмысленности.

Прочитав все наши аргументы вы сможете лучше понять тема и решить для себя — нужно ли нам высшее образование, или нет. Для Вашего удобства все аргументы против вышки будут начинаться со слова атака , аргументы за высшее образование начинаются со слова защита .

Атака. Высшее образование — зря потраченное время.

Учиться в высшем учебном заведении вы будет от 4 до 6 лет, в зависимости от выбора ВУЗа. Кроме того, вам нужно заканчивать 10 и 11 класс школы, или взамен учиться 2 года в техникуме.

Вместо того времени, которое мы тратим на учебу мы могли работать и получать опыт, который многими работодателями ценится гораздо больше, чем отметка о высшем образовании.

Защита. Высшее образование помогает устроиться на работу.

Нельзя отрицать очевидное. Есть огромное количество вакансий, где высшее образование не требуется, но есть сферы, где наличие профильного образования является преимуществом. Тоже самое характерно и для узкоспециализированных вакансий.

В большинстве случаев высшее образование не будет решающим пунктом при приеме вас на работу, но послужит хорошим дополнением к вашим достоинствам. В противном случае вам нужно будет стыдливо говорить, о том почему вы не получили высшее образование.

Атака. То, чему обучают в ВУЗах не применимо и никак не поможет в реальной жизни.

С этим тоже нельзя спорить. Даже если ваша профессия требует специализированных знаний и вы получали соответствующее образование 95% полученных знаний вам никогда не пригодятся. Как впрочем и знания старших классов школы. Не будете вы в жизни решать уравнения, вспоминать историю российского государства или программировать на Паскале.

Даже если 50 лет назад эти знания и были актуальны, то сейчас в век программ, вычислительных машин и интернета. Сегодня программисты не программируют на Паскале, они использую Python, ruby и c++. Дизайнеры не рисуют в Пэинте или используют 3D max, иллюстратор и Фотошоп. Онлайн переводчики позволят нам читать китайские тексты без знания языка и мы поймём написанное.

Защита. Общение со сверстниками, связи и знакомства.

Многие из людей, стоящих перед выбором отмахнуться от этого пункта даже не подумав. Нам нужна карьера. Причём тут какие-то связи. У меня есть друзья и больше мне общения не нужно. И будут не правы.

Когда вы выйдите на работу, скорее всего вы будите находиться рядом с людьми разными по должности, возрасту, рабочим обязанностям. Вам может быть сложно найти общий язык с коллегами. Бывают работы, где на общение времени нет вовсе. Например, в Call центре. Ваши друзья поступят в ВУЗ или поступят на работу. Выходных будет немного и они могут никогда не совпадать.

Институт же — это навык связи и знакомства. Во время получения образования создаются семьи, рождаются дети. Между коллегами на работе редко бывают настолько общие интересы, чтобы возникли отношения.

Атака. Нужную специальность получить сложно, а левое направление только помешает.

В юности мы ещё не знаем кем нам комфортные работать. Мы не можем осознано выбрать правильную специальность из-за небольшого жизненного опыта. О том, как мало людей работают по профессии слагают анекдоты. Зачем шеф-повару образование логиста? А работнику таможни физмат? При устройстве на работу такое образование ничем вам не поможет.

Нет, вам конечно скажут «Вы молодец» но при этом подумают «Вы молодец, но ваше образование для нашей работы бесполезно». В каких-то случаях наличие высшего образования негативно скажется на устройстве.

Защита. Образование учит нас системному мышлению.

В школе и в ВУЗе мы решаем сотни задач, готовим презентации, проходим экзамены, пишем тесты. Все эти навыки нам пригодятся в будущей жизни.

Чем по сути экзамен по философии отличается от собеседования? И там и там вы должны показать себя и свои знания в выгодном свете. А чем хорошая работа отличается от работы на лекциях и семинарах? Преподаватель ещё до экзамена знает уровень своих учеников, и формирует отношение к ученику. Такое же отношение к вам должно возникать и у вашего работодателя.

Таким образом, даже если отбросить информацию, которую мы запоминаем мы учимся трудиться и сотрудничать с преподавателями.

Атака. Выпускники ВУЗов имеют невероятно завышенные ожидания.

Почему работодатели ненавидят людей с высшем образованием? Это их завышенные ожидания. Люди приходят без знаний, без опыта, без истории работы и хотят получать нереально большие деньги. То есть работодателю за свои деньги надо вас обучить работать и при этом он должен платить вам высокую зарплату. Рассказ о собеседовании на должность web программиста:

Нашей компаний нужен был человек, способный быстро создавать сайты с нестандартным функционалом. Зарплата обсуждалась на собеседовании в зависимости от навыков кандидата.

Одной из тех кто пришёл на собеседования была девушка, придавая после второсортного ВУЗа. В резюме она писала опыт работы в полгода. На собеседовании она призналась что только закончила и ещё не работала.

Перед тем как поговорить о навыках этой девушки я скажу о её ожиданиях в финансовом плане. Она готова работать за 80 000 рублей. Ни больше не меньше. Видимо она слышала, что уважающие себя программисты столько получают. На самом деле столько получают только хорошие программисты. Если у вас нет таланта и высокого уровня подготовки, то даже с опытом работы в 5 лет вы не получите более 50 000-60 000 рублей.

Теперь поговорим о её знаниях. Их нет вообще. Все её знания в программировании это какая-то дипломная работа по вопросу связанному с базами данных. То есть наша компания вместо профессионала сразу же делающего сайты получит девочку, которую кому-то нужно обучать около двух лет, чтобы она могла себя называть программистом. При этом скорее всего хорошим специалистом она все-равно не станет. Как вы думаете, работодатель будет рад такой перспективе? А за 80 000 рублей в месяц? Меньше же эта особа получать не хочет.

Я бы посоветовал этой девушке набраться опыта на работе, за которую будут платить 20 000-30 000 рублей. И уже после 2-3 лет успешной работы и кучи реализованных проектов пробоваться на столь высокооплачиваемую должность. По другому у неё ничего не получится, даже если она очень талантливая.

Защита. Существуют должности где наличие высшего образования обязательно.

Существуют многие высокооплачиваемых мест, где наличие высшего образование обязательно. Да, обычно к этому добавляют наличие опыта работы, навыков, личной привлекательности. Если работодатель так жёстко относится к выбору кандидата, то скорее всего идёт большой конкурс на место. Но наличие высшего образования в этом случае обязательно.

Атака. Таких должностей мало и всегда есть альтернатива.

Такие вакансии действительно есть, но их мало. Вы не останетесь без работы без высшего образования. Кроме того существуют много работ, где вы будете получать в зависимости от продаж, выполнения плана, количества проектов и других показателей. В этом случае наличие высшего образования никак вам не поможет. Только ваши способности и усердие поможет вам получать больше остальных.

В добавок хочется указать на международное исследование. Анализировали всех миллиардеров мира в надежде узнать, зависит ли как-либо их успех от наличия или отсутствия высшего образования. В результате получили однозначный ответ. Их состояние никак не зависит от образования. Условно говоря, половина миллиардеров имеет высшее образование, а половина не имеет.

Защита. Даже поначалу бесполезные навыки вам могут пригодиться.

Навыки, которые мы изучаем на первый взгляд могут казаться бесполезными, но на деле оказываются востребованными в жизни. Вот личное мнение

Не всегда мы можем оценить, какие навыки нам пригодятся в жизни. Я всегда думал, что моя жизнь будет связана с точными науками. Другие предметы мне не давались и я замаялся ими из под палки.

Я работаю больше 3 лет программистом и интернет маркетологам. Какие знания мне пригодились по работе больше всего? Английский язык, Русский язык и литература.

Языки программирования во многом схожи с иностранными языками. Весь синтаксис написан на английском. Много важной документации доступна исключительно на английском и переводчик мало помогает в понимании текста.

По своей работе мне часто приходится принимать, редактировать или самому писать тексты. Мои гигантские проблемы в пунктуации и орфографии, относительно небольшой запас слов и выражений тормозит моё развитие.

Эти работы больше связаны со школьными навыками, но и в институте можно почерпнуть многое, чем вы будете пользоваться. Например, опыт в проведении лабораторных работ по физике помогает лучше проводить тестирование новых решений.

Атака. Деньги потраченные на высшее образование — это целый капитал.

Сколько денег мы тратим на выше образование? Давайте вместе посчитаем, а потом решим окупится ли оно когда-нибудь.

Первый случай, когда образование у нас платное. Смотрим на средненький ВУЗ. Готовьте 100-120 тысяч рублей в год. Плюс во время обучения платёж будет увеличиваться на 10 процентов. Инфляция подстегивает рост цен, а по договору 10% это допустимая величина. Учиться нам нужно в среднем 5 лет. 600 000 рублей как не бывало.

Даже если мы не платим за обучение, мы могли бы работать эти 5 лет, нарабатывать опыт и получать доход. В крупных городах без образования вы начнёте с 20 тысяч рублей и через 5-6 лет, если вы готовы работать, совершенствовать свои рабочие навыки и становиться специалистом в своей сфере, то на 40-50 тысяч рублей в месяц вы можете рассчитывать. В среднем 30 тысяч рублей — 360 тысяч в год, 1 860 000 рублей. Да вы могли бы стать миллионером! А если вы при этом ещё и платите за обучение вы теряете 2 460 000 рублей. Извините, но это стоимость квартиры в ближнем Подмосковье.

Да вы можете сказать, что можно работать и учиться, но это очень сложно и негативно скажется либо на вашем обучении, либо на работе. В любом случае вы не досчитаетесь кругленькой суммы. К тому, из моего жизненного опыта могу сказать, что кандидат с высшим образованием, но без опыта не получит больше 25-28 тысяч рублей, в то время как специалист и пятилетнем опытом работы может получать 50 тысяч.

То есть вы не только теряете деньги, но и оказываетесь менее оплачиваемым сотрудником. Ситуация может поменяться только после года работы с тех пор как вы получили высшее образование. Но квартиру вы к этому моменту уже потеряли.

Заключение

Наша задача была в том чтобы быть объективным во время спора. Мы старались отставить интересы обеих сторон. На сколько у нас это получилось решать вам.

Каждый для себя должен решить, нужно ли ему образование. Принимайте решение, исходя из своей жизненной ситуации, стремлений, связей, интересов. Нашей задачей было лишь дать пищу для размышлений. Желаем сделать вам правильный выбор и не разочароваться в нем впоследствии.

Ответ на вопрос «Нужно ли образование?» зависит от того, какой смысл человек вкладывает в это слово. Если речь идет о документе об окончании учебного заведения, то в некоторых случаях можно обойтись без него. Сам по себе диплом ничего не дает и не должен являться самоцелью. Но если под образованием понимать приобретение и совершенствование знаний, расширение своего кругозора и профессиональных навыков, то оно необходимо для становления человека как личности.

Общеобразовательное обучение

Образование - это совокупность знаний, умений и навыков, которые человек получает в разные периоды своей жизни. Процесс образования начинается еще в детстве и может продолжаться всю жизнь. Приобретать знания можно в учебных заведениях с помощью педагогов или заниматься самообразованием. Право на образование закреплено Конституцией, Европейской конвенцией о защите прав человека и другими правовыми актами.

К общеобразовательным программам относятся:

  1. Программы дошкольного образования. маленьким детям, если оно не является обязательным? Дошкольное образование закладывает фундамент интеллектуального и физического развития ребенка. Если родители по каким-либо причинам не могут или не хотят водить малыша в детское дошкольное учреждение, они должны заниматься его образованием самостоятельно.
  2. Программы общего образования. Общее образование также называют школьным или средним образованием. Без аттестата о среднем образовании невозможно продолжить обучение в техническом или высшем учебном заведении, следовательно, получить специальность. помимо получения документа? Школа не только дает базовые знания по различным предметам, но приучает к дисциплине, адаптации в социуме, воспитывает характер.
  3. Программы высшего образования. всем? Конечно нет, так как не каждый человек стремится стать государственным служащим, офисным работником или руководителем. Многие строят свою жизнь по-другому, и для этого им достаточно знаний, полученных в школе, или после окончания специализированных курсов, в процессе самообразования. Хотя для человека, имеющего диплом о высшем образовании, открывается больше перспектив и возможностей.

Самообразование

Самообразование - это своего рода надстройка над фундаментом базовых знаний, полученных в школе или институте. Программа самообучения состоит только из необходимого материала в соответствии с интересами и потребностями конкретного человека.

Самостоятельное получение дополнительных знаний, овладение навыками и умениями представляет полную свободу выбора источников информации, а также количества затраченного времени. В этом и вся прелесть такого рода образования.

Функции образования и его ценность для общества

Образование как часть социальной культуры выполняет несколько взаимосвязанных функций:

  1. Функция воспроизводства. Состоит в воспроизводстве культуры в новых поколениях на основании профессионального опыта, достижений науки и искусства, духовно-культурных ценностей. Образование формирует чувство ответственности перед будущими поколениями за сохранение и обогащение культурного наследия.
  2. Функция развития. Подразумевает развитие отдельных человеческих личностей и общества в целом. Образование помогает молодежи приобщиться к жизни общества, интегрироваться в социальную систему, стать полноценным гражданином страны, достичь успехов в обществе. Образование влияет на социальный статус человека, обеспечивает мобильность, способствует самоутверждению.

Потенциал любого государства и перспективы его дальнейшего развития напрямую зависят от уровня нравственной, экономической и культурной сфер. Образование является основополагающим фактором взаимодействия между членами общества, привлекательности страны в целом.

Значение образования для человека

Говоря о пользе образования для общества, невозможно недооценить его значение непосредственно для каждой личности. В современном мире образование является одной из главных ценностных ориентаций в обществе. Под образованием подразумевается не только получение профессиональных знаний и умений, но и личностное развитие. Образованный человек имеет ряд преимуществ:

  • свободу и независимость;
  • стабильность существования;
  • универсализм (потребность в гармонии, справедливости, толерантности);
  • успех в обществе, социальное одобрение;
  • власть, уважительное отношение окружающих.

В настоящее время образование не является приоритетом избранных, а доступно всем желающим. Поэтому каждый из нас является вершителем своей судьбы.

Сейчас по-прежнему есть много людей, которые сомневаются в полезности знаний, получаемых в различных учебных заведениях. Кто-то считает, что лучше идти работать сразу после окончания школы или колледжа, не желая тратить деньги и время на усердное обучение. Другие же поступают в высшие учебные заведения и получают более высокую квалификацию.

Окончить ВУЗ, устроиться по специальности и получать стабильную высокую зарплату - один из самых распространённых жизненных шаблонов, который свидетельствует в пользу образования в престижных учебных заведениях. Но ведь совсем нет гарантий, что именно так всё и будет. Напротив, есть масса примеров, когда люди без специальных знаний и «вышки» за плечами добивались успеха.

Достоинства получения высшего образования

Один из важнейших навыков, которые мы получаем в процессе обучения - это умение добывать информацию. Да, люди забывают формулы, правила и теоремы, но навыки по работе с необходимыми данными остаются на всю жизнь. В любое время можно найти и вспомнить нужную систему расчета либо разобраться в работе какого-нибудь незнакомого устройства.

Новые знания расширяют кругозор и позволяют мышлению быть более гибким и быстрым. Формируется собственное индивидуальное мнение по различным ситуациям, появляются новые возможности и идеи. Кроме того, становится проще осваивать новую информацию, приобретать новые навыки и рационализировать свои действия в ходе производимой работы.

Если вернуться к мнению, что высшее даёт преимущества при поступлении на работу, то это действительно так. Работодатели обычно предпочитают приглашать к сотрудничеству более образованных и грамотных людей. Такие сотрудники выглядят более перспективными, целеустремлёнными, привлекательными и надёжными.

При освоении чего-то нового человек тренирует свой мозг. Действительно, образованные и начитанные люди дольше сохраняют ясность ума и имеют отличную память. Значит, косвенным образом, и общее здоровье организма сберегает свой тонус.

Есть ещё один важный аспект необходимости обучения - «утилитарный». Государству нужны новые квалифицированные работники в различных отраслях и сферах деятельности: экономике, политике, медицине, промышленности и многих других. Существует множество профессий, которые в современный век невозможно освоить неквалифицированному и необразованному человеку.

При глобальном рассмотрении данного вопроса, только при передаче знаний из поколения в поколения возможен прогресс цивилизации и рост уровня жизни людей. И чем качественнее происходит данная процедура, тем быстрее осуществляется прогресс. «Век живи - век учись» - действительно мудрый и полезный совет для каждого человека.

ИА « ». При использовании материала гиперссылка обязательна.

Для многих представляется стандартной жизненная ситуация, когда ребенок после окончания школы поступает в университет, получает диплом и идет работать. В этом случае те, кто не смогли начинают чувствовать себя неудачниками или людьми, которые классом ниже студентов. Но стоит разобраться, зачем нужно высшее образование и какие есть способы его получить.

Вожделенный диплом

У людей советской закалки очень глубоко засел стереотип относительно образования. Многие думают, что если их ребенок не получит диплом, то вся его жизнь пойдет «под откос». Но так ли это?

Такое мнение сложилось из-за того, что во времена существования Советского Союза наблюдался избыток рабочих мест низкопрофильного уровня, где рабочие получали низкую зарплату. Если говорить всю правду, то нужно упомянуть, что и людей, имеющих высшее образование, также никогда не баловали высокими зарплатами. Но эта категория относила себя уже к классу интеллигенции, что давало мнимое превосходство.

Сегодня ситуация существенно изменилась. Вопрос о высшее образование, стоит совершенно иначе. Он опирается на пользу знаний, которые можно приобрести во время обучения. Механизированная и автоматизированная техника постепенно заменяет рабочий класс на заводах и фабриках, тем самым увеличивая безработицу и количество «умирающих» профессий. Такое положение дел существенно подняло статус работников интеллектуальной сферы.

Кроме этого, поменялись и методики обучения. Появилось множество частных вузов, где стараются преподать не только теорию, но и практику изучаемой специальности. По этой причине возросла стоимость обучения, а также уменьшился уровень престижа многих государственных учебных заведений.

Такая тенденция заставляет людей с небольшим материальным достатком задуматься, а нужно ли высшее образование их детям? Появилось множество предпринимателей, которые предоставляют возможность получения знаний и умений не через утвержденные государством программы обучения, а благодаря семинарам, вебинарам и прочим системам ученичества.

Способы получения образования

Если говорить о стандартных способах и формах обучения, то можно выделить следующие:

Стационарная;

Заочная;

Дистанционная.

Стационарная подразумевает каждодневное посещение лекций и семинаров, предусмотренных учебной программой. Она представляется наиболее эффективной (с точки зрения получения и усвоения знаний). Такая форма обучения может осуществляться как на платной, так и на бюджетной основе.

Предусматривает прохождение учебных программ дважды в год и хорошо подходит для совмещения работы и учебы. Конечно, знания, полученные за один месяц, могут и не принести существенного образовательного результата, но в совокупности с практикой они могут оказаться весьма полезными. Нужно ли в такой форме людям, которые не работают по специальности? Многие профессии просто предполагают наличие диплома.

Дистанционная форма обучения позволяет не появляться в университете вовсе. Студент получает консультации, задания и рекомендации по электронной почте. Получая высшее образование через Интернет, студент экономит свое время и средства. Стоимость такой формы обучения сравнительно невысока, но и эффективность также не отличается значимыми показателями.

Каждый человек сам должен решить, нужно ли высшее образование именно ему. В жизни наилучший результат приносят действия, которые совершаются при собственном внутреннем руководстве. Так и образование может быть качественным лишь тогда, когда человек сам захочет получить необходимые знания и навыки.