Основные мотивы творчества А. А. Фета Цель урока: раскрыть основные темы и мотивы лирики Фета. Работу выполнила учитель русского языка и литературы МОУ. Основные мотивы лирики фета Основные темы лирики фета презентация

Лирика А.Фета. Особенности его поэтической системы. Урок литературы. 10 класс. Я никогда не мог понять, чтоб искусство интересовалось чем-то помимо красоты. А. Фет

особенности поэзии

Лирика А.Фета. Особенности его поэтической системы. Цели урока:

  • проанализировать стихотворения А.Фета «Одним толчком согнать ладью живую…», «Ласточки»;
  • обобщить особенности поэтической системы А. Фета в логико-структурную схему
Интеллектуальная разминка 1)«Что есть что?» №1. а) троп – слово, употреблённое в переносном значении; б) рифма – созвучие окончаний стихов; в) ямб – двусложный стихотворный размер с ударением на втором слоге; г) оксюморон – соединение противоречащих понятий №2. а) эпитет –образное определение, характеризующее предмет, лицо, явление; б) метафора – скрытое сравнение; в) строфа – группа стихов, объединённых по смыслу и рифмовкой; г) поэтика – поэтическая манера писателя; Интеллектуальная разминка. «Подскажи словечко» Закончите поэтические строки; назовите их автора. а)Мысль изречённая ….………….. ; б) Опять серебряные змеи … ; в) Что душа всё так же счастью И …………………… ; г) Туманная и тихая лазурь Над ……………… землёю; д) В дымных тучках пурпур розы …; е) Не то, что мните вы, природа … ж) Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи … Интеллектуальная разминка (2) а)Мысль изречённая есть ложь. (Ф.И.Тютчев “Silentium”); б) Опять серебряные змеи Через сугробы поползли (А.А.Фет «Какая грусть!..»); в) Что душа всё так же счастью И тебе служить готова… (А.А.Фет «Я пришёл к тебе …»); г) Туманная и тихая лазурь Над грустно-сиротеющей землёю. (Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»); д) В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря… (А.А.Фет «Шёпот, робкое дыханье…»); е) Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик; (Ф.И.Тютчев «Не то, что мните»); ж) Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. (А.А.Фет «Сияла ночь») АФАНАСИЙ ФЕТ «ВЕЧЕРНИЕ ОГНИ» И.Е. Репин. Портрет поэта Афанасия Фета. 1882 «Одним толчком согнать ладью…» (1887) Одним толчком согнать ладью живую С наглаженных отливами песков, Одной волной подняться в жизнь иную, Учуять ветр с цветущих берегов, Тоскливый сон прервать единым звуком, Упиться вдруг неведомым, родным, Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, Чужое вмиг почувствовать своим, Шепнуть о том, пред чем язык немеет, Усилить бой бестрепетных сердец - Вот чем певец лишь избранный владеет, Вот в чем его и признак и венец! ЛАСТОЧКИ (1884) Природы праздный соглядатай, Люблю, забывши всё кругом, Следить за ласточкой стрельчатой Над вечереющим прудом. Вот понеслась и зачертила - И страшно, чтобы гладь стекла Стихией чуждой не схватила Молниевидного крыла. И снова то же дерзновенье И та же тёмная струя, - Не таково ли вдохновенье И человеческого я? Не так ли я, сосуд скудельный, Дерзаю на запретный путь, Стихии чуждой, запредельной, Стремясь хоть каплю зачерпнуть?

ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ ФЕТА

особенности художественного почерка

метафоричность поэтических образов

исключительная роль ритма, мелодики

гармония и красота в восприятии окружающего мира

лирическая субъективность (её значительная степень)

Я никогда не мог понять, чтоб искусство интересовалось чем-то помимо красоты. А. Фет Мне кажется, что миллионы людей благодарны Фету за то, что он обнажил перед ними красоту мира, жизни и любви. П.Кудрявцев (искусствовед) Какую красоту и в чём Вам уже открыл или поможет открыть поэт Афанасий Фет? Спасибо за внимание!

Cлайд 1

Особенности поэзии А.А.Фета Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.

Cлайд 2

Цель Познакомить с особенностями лирики А.А.Фета Проанализировать стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» (1850)

Cлайд 3

Cлайд 4

Особенности поэзии А.А.Фета Поэзия Фета ограничена узким кругом тем. Основные темы его поэзии – природа и любовь. Природа в творч6естве Фета – только лишь объект художественного восторга, эстетического наслаждения, ее образы никак не связаны с человеческими нуждами и трудом. Это отличает поэзию Фета от поэзии, например, Н.А.Некрасова. Явления природы описываются более детально и подробно, чем у других поэтов. В поэзии Фета отсутствую гражданские мотивы и социальные вопросы – он поэт чистого искусства. В русской поэзии трудно найти более мажорного и жизнеутверждающего поэта Главный мотив и идея творчества Фета - красота. Он считал, что назначение поэзии – помочь человеку выйти из мира страданий и печали и погрузиться в мир красоты. Фет утверждал: «Нельзя перед вечной красотой не петь, не славить, на молиться». Поэт стремился запечатлеть не сами движения любовного чувства и природы, а впечатления от этих движений. Его стихи создают настроение, как картины импрессионистов. Его основной художественный прием – психологический параллелизм.

Cлайд 5

Весенний дождь Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купаяся, трепещет. А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса. Две капли брызнули в стекло, От лип душистым медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит.

Cлайд 6

Опять осенний блеск денницы… Опять осенний блеск денницы Дрожит обманчивым огнем. И уговор заводят птицы Умчаться стаей за теплом. И болью сладостно-суровой Так радо сердце вновь заныть. И в ночь краснеет лист кленовый, Что, ночь любя, не в силах жить.

Cлайд 7

"Какая ночь! Как воздух чист..." Какая ночь! Как воздух чист, Как серебристый дремлет лист, Как тень черна прибрежных ив, Как безмятежно спит залив, Как не вздохнет нигде волна, Как тишиною грудь полна! Полночный свет, ты тот же день: Белей лишь блеск, чернее тень, Лишь тоньше запах сочных трав, Лишь ум светлей, мирнее нрав, Да вместо страсти хочет грудь Вот этим воздухом вздохнуть.

Cлайд 8

Импрессионизм в лирике А.Фета Термин «импрессионизм» образован от французского слова impression, что означает впечатление. Воспроизведение не предмета, а впечатления о нем впервые появилось в лирике Фета. Живописцев, работающих в этой манере называют импрессионистами Фет сознательно изображает не предмет, а впечатление, которое он производит. Его не интересуют детали, Неподвижные формы, он передает изменчивость природы или души человека: (Здесь ночь безветренна, это блики от костра вызывают впечатление, будто деревья шатаются. Запечатлены не ели-гиганты, а впечатление поэта Ярким солнцем в лесу пламенеет костер, И, сжимаясь, трещит можжевельник; Точно пьяных гигантов столпившийся хор, Раскрасневшись, шатается ельник… Поэт широко использует олицетворение: Цветы глядят с тоской влюбленной Безгрешно чисты, как весна… Он не столько уподобляет природу человеку, сколько наполняет ее человеческими эмоциями.

Cлайд 9

Импрессионизм в лирике А.Фета Преклонение перед чистой красотой Интерес не к предметам, а к впечатлениям Основные черты импрессионизма в поэзии Фета Частое употребление эпитетов: Волшебный, Нежный, Сладостный, Чудный Нарочитая красивость, даже сусальность Яркий пример импрессионизма в поэзии -стихотворение "Шепот, робкое дыханье..."

Cлайд 10

Шепот, робкое дыханье… Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!..

Cлайд 11

Эдгар Дега Репетиция балета Клод Моне Весенние Деревья у Озера Камиль Писсаро Площпдь Театра Франсез Энри Тулуз-Латрек Автопортрет Поль Сезан Пьеро и Арлекин Сравним стихотворение Фета с работами художников импрессионистов

Cлайд 12

Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. Три строфы о любовном свидании. Без единого глагола, только короткими назывными предложениями передано напряженное лирическое переживание. Это стихотворение сравнивают с картинами импрессиониста Поля Синьяка: написанные легкими мазками, даже точками, они создают самые различные ощущения, связанные с законом оптического восприятия. Соединяя световые лучи, зритель сам синтезирует нужный цвет. Примерно то же происходит при чтении стихотворения Фета. Поль Синьяк Марсельский порт Поль Синьяк Сосна в Сен-Тропе Поль Синьяк. «Сена в Herblay»

Cлайд 13

Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. В первом четверостишии дано описание вечера мелкими мазками-существительными (шепот, дыхание, серебро, колыханье). Соединенные с эпитетами, они передают ощущение от встречи влюбленных. Во втором четверостишии – описание ночи любви. В первой строке эпитет ночной усиливает магию ночи, волшебно изменившую черты возлюбленной. В третьем четверостишии мы видим утро, слезы счастья и расставания. Используется прием психологического параллелизма: картины природы в красках зари соответствуют состоянию души влюбленных: И лобзания, и слезы, И заря, заря… Многоточие не заканчивает ночь любви. В каждой строфе – свои краски и звуки, а все вместе сливается в красоту и магию ночи любви и любовного свидания. Использованы чередующиеся длинные и короткие строчки – это усиливает напевность и музыкальность. Хотя в стихотворении нет ни одного глагола, но присутствует ощущение постоянного беспрерывного движения. 15 Домашнее задание Проанализировать стихотворение «Я пришел к тебе с приветом…» Выучить наизусть одно из стихотворений А.Фета о любви или о природе.

Плавно у ночи с чела мягкая падает мгла. Метафоры А.А.Фета построены на ассоциациях. Метафора. Специфика и новаторство поэзии А.А.Фета. Произведения Фета впервые принесут практическую пользу. Какие выводы мы можем сделать об особенностях творчества А.А. Фета. Многие из талантливейших писателей и критиков не приняли поэзию. Для А.А.Фета характерна импровизационная манера письма. Найдите стихотворения А.А.Фета.

«А.А.Фет» - Как в запад­ной, так и в русской. Параллельно импрессионизму в живописи возникло нечто подобное и в литературе, в поэзии. Попытка самоубийства не удалась: поэт скончался раньше от апоплексического удара. Думая найти облегчение на чистом воздухе, девушка выбежала на балкон. О стихотворении «Шёпот, робкое дыханье…». Фет вышел в отставку и после продолжительной поездки за границу обосновался в Москве.

««Осенняя роза» Фет» - Назло жестоким испытаньям и злобе гаснущего дня. Лишь ты одна, царица роза. Анализ стихотворного текста. Наперекор. Сад обнажил своё чело. Осыпал лес свои вершины. Ты очертаньем и дыханьем весною веешь на меня. Красота спасет мир. Дохнул сентябрь. Приложение – определение, выраженное именем существительным. Александр Блок. Георгины дыханьем ночи обожгло. Мятлев И. П. Идеи и эмоции. Урок филологического прочтения лирического стихотворения.

«Краткая биография Фета» - Семейная жизнь поэта. Автограф. Дом Фета. Сборники и переводы. Биография. Свадьба. Военная служба. Афанасий Афанасьевич Фет. Последние годы жизни. Проба пера. Учеба. Покупка имения. Современник.

«Поэзия Тютчева и Фета» - Картины весеннего дождя. Дождливый вечер. Окончательный вариант стихотворения. Тема стихотворения. Дополнительные ощущения. Приближение дождя. Федор Иванович Тютчев. Весенняя гроза. Афанасий Афанасьевич Фет. Весенний дождь. Какая из данных картин И.И.Левитана соответствует настроению, представленному в стихотворении. Художественные средства. Весенние воды. Выделите глаголы. Народная примета.

«Биография и творчество Фета» - Сборник «Лирический пантеон». Студенческие годы. Женитьба. Единственная любовь. Переводческая деятельность. Признание. Друг и соратник. Заграничные поездки. Поэзия в музыке. Семья Фета. Благословение. Смерть поэта. Фёт или Фет. Служба. Сборник «Вечерние огни». История рождения. Лирический автопортрет. Фет-помещик. Последние годы жизни. У любви есть слова, те слова не умрут. Сборник «Стихотворения».

В. Брюсов посвятил поэту
специальную статью «А. А. Фет.
Искусство или жизнь» (1903 г.)
Эпиграфом к ней были слова
Фета: «Стану буйства я жизни
живым отголоском».
По словам Брюсова, Фет
прославлял величие человека:
«Какие бы великие притязания ни
высказывала поэзия, она не могла
бы сделать большего, как
выразить человеческую душу».

Поэт действительно слагал восторженные гимны личности…
Два мира властвуют от века,
Два равноправных бытия:
Один объемлет человека,
Другой – душа и мысль моя…

Любовь и природа – любимые темы А. Фета. Для поэта природа – источник радости, философского оптимизма и неожиданных открытий:

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу
(«Вечер»)

Какая ночь! На всём какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!
(« Ещё майская ночь»)

Если сравнить пейзажные зарисовки Фета с картинами импрессионистов, то можно увидеть много общего: то же стремление художника

обыкновенное показать необычно.

У Фета преобладают светлые, жизнерадостные тона.

Поэт видит в природе то, что не замечали
другие: он благоговеет перед берёзой,
любуется беспредельными просторами,
вслушивается в тишину…

«Печальная береза...»
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят,И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
1842

Осень
Как грустны сумрачные дни
Беззвучной осени и хладной!
Какой истомой безотрадной
К нам в душу просятся они!
Но есть и дни, когда в крови
Золотолиственных уборов
Горящих осень ищет взоров
И знойных прихотей любви.
Молчит стыдливая печаль,
Лишь вызывающее слышно,
И, замирающей так пышно,
Ей ничего уже не жаль

«Я пришел к тебе с приветом...»
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь - но только песня зреет.
1843

Верность природе как источнику поэтического вдохновения приветствовал
Ф. И. Тютчев в стихотворении, адресованном А. А. Фету:
Иным достался от природы
Инстинкт пророчески-слепой:
Они им чуют, слышат воды
И в тёмной глубине земной
Великой матерью любимой,
Стократ завиден твой удел:
Не раз под оболочкой зримой
Ты самое узрел.

В 50-е годы формируется романтическая поэтика Фета, в которой поэт
размышляет о связи человека и природы. Фет создаёт целые циклы стихов
«Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Гадания», «вечера и ночи», «Море».
Пейзажи в этих стихах выражают состояние человеческой души. Растворяясь в
природе, герой Фета обретает возможность видеть прекрасную душу природы.
Это счастье – чувство единства с природой:
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдёт
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветёт.

Цветение сердца – символ духовного соединения с природой.
Характерное состояние героя Фета – это состояние эстетической
восторженности:
Как нежно содрогнулась грудь
Над этой тенью золотой!
Как к этим призракам прильнуть
Хочу мгновенною душой!

Природа помогает решать загадки, тайны человеческого бытия.
Через природу Фет постигает тончайшую психологическую правду о человеке. В
этом смысле характерно стихотворение «Учись у них – у дуба, у берёзы».
Кругом зима, жестокая пора!
Напрасные на них застыли слёзы,
И треснула, сжимаяся кора.
Всё злей метель и с каждою минутой
Сердито рвёт последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне.
Её примчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша,
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

Почти все стихи о любви А. А. Фета написаны от первого лица, в форме
монолога, как воспоминание, оставшееся в прошлом:
Где ты?
Ужель, ошеломлённый,
Кругом не видя ничего, вставший, вьюгой уделённый,
Стучусь у сердца твоего?

Как и у других поэтов, в жизни Фета были конкретные встречи с
необыкновенными женщинами, вдохновившими его на создание стихов.
Поэт в своих стихотворениях воспевал женскую красоту. Особенно ярко эта
фотография женской красоты воплощена в стихотворении «Призыв к
любимой Бетховена»
Пойми хоть раз тоскливое признанье,
Хоть раз услышь души молящей стон!
Я пред тобой, прекрасное созданье,
Безвестных сил дыханьем окрылён.
Я образ твой ловлю перед разлукой,
Я полон им, и млею, и дрожу,
И, без тебя томясь предсмертной мукой,
Своей тоской, как счастьем, дорожу.
Её пою, во прах упасть готовой.
Ты предо мной стоишь как божество –
И я блажен; и в каждой муке новой
Твоей красы предвижу торжество…

22 мая 1891 года Софья Толстая
писала в своём дневнике:
« Был Фет с женой, читал стихи, - всё
любовь и любовь… Ему 70 лет, но
своей вечно живой и вечно поющей
лирикой он всегда пробуждает во мне
поэтические и несвоевременно
молодые мысли и чувства. Пусть
несвоевременно…но всё же хорошо и
невинно»

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна - любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь,
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Домашнее задание:

Написать сочинение-миниатюру на
тему: «Каким я представляю себе
А. А. Фета».