Найти призвание в жизни. Как найти свое призвание. Что для вас приоритетно в профессиональной сфере

Как взять в руки собственную жизнь, извлечь из нее все самое ценное? Как жить, испытывая полное удовлетворение от нее? Для этого нужна самая малость – найти свое призвание, воспользовавшись нашими советами.

В мире нет ничего лишнего. Каждый человек из миллиардного количества обитателей нашей планеты имеет свое призвание в жизни. Но иногда возникает чувство, что кто-то другой удачнее, успешнее, чем мы.

Почему так?

Оглянитесь назад. Мы росли, взрослели, ориентируясь на такие вещи, которые в принципе, являлись не нашими.

  • общепринятые штампы (статус, деньги, престиж);
  • мы изо всех сил пытались соответствовать друзьям (модные увлечения);
  • хотели полностью оправдать надежды своих родителей (традиции, стабильность, выбор профессии).

И таким образом, оставили далеко в стороне свое настоящее жизненное призвание, забыли таланты, которыми одарила нас природа, потеряли собственное предназначение.

Талант – врожденное призвание, которое полностью раскрывается с получением новых навыков и опыта. Известный американский психолог Говард Горднер в 80-ых годах написал одну, очень популярную книгу «Рамки ума», где попытался (достаточно успешно) дать ответ на вопрос «как найти свое призвание», опираясь на собственную теорию множественного интеллекта. В своей работе Говард разграничил врожденные способности на восемь типов таланта, к каждому из которых определил наиболее подходящие занятия.

  1. Вербально-лингвистическое призвание. Легкость в изучении языков, врожденная грамотность, умение писать, сочинять, ораторские способности. Это писатели, политики, журналисты, учителя, юристы, общественные деятели.
  2. Логико-математически навыки. Аналитическое мышление, способность все систематизировать, оперировать абстракциями, вычислять, выявлять причинно-следственные связи жизни. Аналитики, математики, физики, программисты, ученые, медики, инженеры.
  3. Визуально-пространственное призвание. Образное мышление, зрительная память, чувство формы, способность мысленно манипулировать различными формами в пространстве. Архитекторы, художники, дизайнеры, шахматисты, скульпторы.
  4. Внутриличностный талант. Хороший самоанализ, умение владеть собственными эмоциями в жизни, контролировать их и понимать. Высокая степень самоконтроля, самомотивации, осознанности. Философы, психологи, духовные учителя.
  5. Межличностно-коммуникативные навыки. Умение понять настроения, желания других людей, способность найти к каждому индивидуальный подход. Дар влияния на общество, стремление работать в команде, социальное предвидение. Бизнесмены, психологи, общественные лидеры, менеджеры (сфера услуг и продаж).
  6. Музыкально-ритмическое призвание. Повышенная чувствительность к звукам, чувство ритма, способность с легкостью осваивать музыкальные инструменты, музыкальный слух. Умение запоминать, правильно воспроизводить музыку. Певцы, учителя музыки, композиторы, музыканты, дирижеры.
  7. Телесно-кинестетический дар. Хорошая мимика и жестикуляция, призвание найти, определить чувство времени, движений, владение собственным телом. Быстрая реакция, ловкость в обращении с разными предметами. Отличная координация, тактильная память. Спортсмены, артисты, танцоры, ремесленники, хирурги, механики.
  8. Натуралистический талант. Интерес к окружающей природе, флоре и фауне, любовь к фермерской жизни, земле. Тяга к изучению природных явлений и окружающего мира. Биологи, путешественники, археологи, химики, зоологи, метеорологи, ботаники, фермеры.

Ищем свое призвание в жизни

А найти его очень просто, легко и приятно. Нам нужно узнать себя, выделив время для воспоминаний и последующего анализа. Понадобится ручка с бумагой. Не торопитесь исполнять сразу все рекомендации. Вспоминать можно (и нужно) каждый день, тщательно, глубоко. Записывайте все, что вспомнили (даже если это покажется абсурдным). Каждое воспоминание о жизни – это маленький кусочек пазла, который мы потом соберем в одну картинку, чтобы понять, как найти своё призвание в жизни. Итак, по порядку:

Шаг 1. Детство

Нужна тишина и покой. Удобно расположитесь в кресле либо на кровати и закройте глаза. Совершите путешествие в собственное детство, чтобы определить такие жизненные моменты, когда какое-либо дело вызывало массу положительных эмоций. Нам нужно найти воспоминания о занятиях, когда все «горело» в руках и хотелось это делать еще и еще.

Может, вы находили свое призвание в детской жизни, разбирая игрушки (или сами, с упоением их ломали), собирали конструкторы, рыли туннели в песочнице, играли в куклы (шили им одежду, придумывали образ). Или просто помогали маме на кухне лепить пельмени.

Шаг 2. Отрочество

Здесь нужно вспоминать все тоже самое, но окунаясь в воспоминания событий, которые происходили в вашей жизни от 11 до 18 лет. Нужно найти и понять что именно приносило удовлетворение. Может, ваше призвание было в выступлениях перед классом, когда на вас было направлено множество внимательных глаз. Или вы могли месяцами тренироваться, чтобы научиться делать кульбиты, прыжки через планку.


Шаг 3. От воспоминаний к действиям

А теперь эксперименты. Давайте найдем на практике свое жизненное призвание. Необходимо определить, какое занятие нам будет приносить истинное удовлетворение. Будем открывать разные, закрытые до этого момента двери. Попробуйте освоить гитару или приобретите набор инструментов для резьбы по дереву, начните творить. А может лучше посадить дерево? Создать на подоконнике собственный мини-садик? Или найти призвание в уходе за животными.

Пробуйте, экспериментируйте. И пишите. С выводами не торопитесь. Некоторые занятия нас могут привлечь своей новизной, а спустя месяц-другой уже надоесть. Чтобы найти и понять свое призвание в жизни, у некоторых людей, порой, уходят годы. Время здесь – это наш аналитик и помощник.

Собираем пазл

  • Анализируем свои записи. Выделите из них все то, чем нравилось заниматься. Вычеркните из списка такие занятия, которыми вы увлекались время от времени. Из оставшихся пунктов уберите те, которыми вы бы не хотели заниматься всю свою жизнь. Мы смогли найти перечень самых сильных качеств, умений. Перечитайте внимательно то, что осталось и выделите из них самые любимые занятия.
  • Распишите для себя, в каких видах трудовой деятельности их можно использовать. Вариантов должно быть несколько. Затем выявляем для себя самый подходящий тип таланта. Осталось определить и понять, как найти свое призвание в точном виде деятельности. Нам нужна профессия, для которой мы были созданы.
  • Выберите несколько вариантов работы, которые вас привлекают. Какие из них самые вдохновляющие и реальные? А вы бы смогли стать лучшим в этой сфере? Если отвечаете отрицательно, объясните почему. Дело в том, что если человек действительно нашел свое призвание в профессии – вопросы конкуренции его никогда не будут волновать.
  • Теперь представьте себя богачом. Есть все, что вы хотели и хотите. Вы побывали везде, узнали абсолютно все наслаждения жизни. Чем вы в таком случае занялись бы? Не для денег – для души. Нужно найти, выделить это занятия из списка. Его мы и будем развивать.

Воплощаем в жизнь

Ну вот, появилась определенность с нашим призванием. Что теперь делать с этим? Бросать хорошо оплачиваемую работу и сломя голову, лихорадочно переучиваться? Ведь жизнь одна, ее часики тикают. Вдруг мы не сможем найти время, чтобы воплотить свое жизненное призвание.

Вы в курсе, что на еврейском (кстати, очень умный народ) слово «посвящать» означает отделять это для чего-либо? Нужно просто найти, отделить частичку себя для своего таланта. Работа есть и будет, мы сделаем свое призвание в жизни из хобби. Но еще нужно узнать правду, понять, что мы не ошиблись.


Способ 1. Общение

Посещайте такие места, где собираются люди выбранной вами профессии. Попробуйте найти с ними общие точки соприкосновения. Знакомьтесь, общайтесь. При разговорах ориентируйтесь на свое внутреннее ощущение. Вы можете сделать всего два вывода:

  1. я чувствую себя «своим», мне интересны беседы, хочется узнать больше, лучше, при общении я ощущаю себя наравне с остальными, я спешу с нетерпением на такие встречи;
  2. что-то не то, становится скучновато, хочется поскорее уйти, при общении я понимаю, что появляются комплексы, возникает чувство, что нужно многое переломить внутри себя.

Конечно, вторые выводы свидетельствуют об ошибке выбора. Значит, стоит найти жизненное призвание в другом. Этот способ очень эффективен. Он позволяет понять отношение к вам людей, которые уже достигли призвания в этой области. Такое общение позволяет быстрее найти, понять и оценить собственную природу.

Немало людей на планете, которые страдают от ничегонеделанья (пассивности и лени) в поисках своего призвания или предназначения в жизни. Внутреннее убеждение, по сути вера в то, что человек для чего-то «предназначен», для чего-то такого…особенного, не как у всех…, к чему-то «призван» — заставляет людей постоянно думать о том, чего я хочу и пытаться понять себя , свое внутреннее «Я».

Вопрос: «Как найти свое призвание в жизни» (или предназначение) — не выходит из головы и у многих: и у еще непонимающих себя старших школьников, и у чувствующих, что выбрали не тот жизненный путь (профессию) студентов, и у не реализовавшихся «зрелых» личностей с инфантильностью в рассуждениях…

Как же узнать свое предназначение, как все таки найти свое призвание в жизни — обо всем об этом специально для желающих разобраться в себе и правильно выбрать свой жизненный путь , на сайте психологической помощи http://сайт (обо всем по-порядку, пошагово…)

Что такое призвание и предназначение человека в жизни

Призвание и предназначение — понятия схожие, но все же несколько различны — первое более реалистично: то, что можно осознать, изучить и исследовать, второе — мистично, как бы предназначено (предначертано) Высшими силами, Богом, Вселенной…судьбой… — в это можно только верить.

Однако на бытовом уровне и призвание и предназначение — по сути идентичны. Первое от глагола «призвать», т.е. когда кто-то к чему-то призывает вас, «показывая» жизненный путь. Например, Бог призвал древнего иудейского священника Савла (Саула), у которого, казалось бы, уже было предназначение быть священником (он был ярым гонителем Христианства), стать апостолом Павлом, проповедником веры во Христа. (рис. выше).

Если верить в мистическое, например в то, что Бог всемогущ и вездесущ, то значит скрытое, тайное предназначение Свыше у первосвященника Савла было стать апостолом, да еще с другим именем — Павлом?! (больше всего посланий Христианам в Новом Завете именно от апостола Павла, хотя он не был одним из 12-ти учеников Христа, которые, кстати, тоже были призваны на служение Христу).

В одном из своих посланий Апостол Павел говорит: «Каждый оставайся в том звании, в котором призван . Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся.»

Если «вернуться с Небес на землю», чтобы найти свое призвание или жизненное предназначение, то «призывает» нас к какому-то выбору в жизни ни человек и не Бог, а наша душа (психика). В транзактном анализе (психоанализе) это называется жизненный сценарий — запрограммированные в подсознании установки (заученные паттерны мышления, чувствования и поведения), в процессе воспитания и первичной социализации (родительского программирования), по которым человек неосознанно выстраивает свою жизнь и судьбу (которую, кстати, можно изменить …при возможности и желании…)
Цитата выше: «…но если можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся»

Как же воспользоваться лучшим и найти свое предназначение (призвание) в жизни

Давайте разберемся поподробнее, как человеку найти свое предназначение в жизни, если, конечно, вы действительно хотите найти свое призвание и стать счастливым.

Во что-то или в кого-то верить — это может быть и хорошо и плохо. Каждый человек во что-то верит, в первую очередь он полностью и безоговорочно доверяет своим внутренним убеждениям , и не важно какого они толка — религиозные, мистические или более-менее реалистические…

Эти убеждения образуют мировосприятие и стереотипное мышление человека, а последнее — чувствование и поведение в тех или иных жизненных ситуациях.

Все эти сценарные убеждения и верования в них, и «живут» в нашей душе (психике), именно от них и исходит призыв…, они призывают нас быть тем или другим человеком в жизни. Именно на основе запрограммированного в детстве сценария жизни мы и имеем то или иное жизненное предназначение — и никакой мистики.

Когда, например, человек жил в определенной семье (где происходит программирование), скажем в богатой или бедной семье, то его автоматом программируют быть богатым или бедным. Если человек рожден и воспитан в королевской семье, то он запрограммирован быть королем — это его предназначение. Однако, призвание у него может быть другое. Например, он по предназначению может править страной как король, но по призванию он может быть хорошим военачальником, полководцем, политиком, реформатором или хозяйственником… Посмотрите, например, историю русских монархов — все они были по-предназначению цари (царицы), но призвание у всех было разное.

Если человек вырос в семье рабочих или крестьян, то как бы автоматом должно быть предназначение следовать семейной традиции — стать хорошим работягой или колхозником. Так бы и было, если бы мы жили пару веков назад. Т.к. тогда не поступало в голову другой информации, кроме семейной — в сценарной программе не фиксировались другие, отличающиеся от семейных, установки и убеждения (люди, порой и в школе то не учились, книжек не читали, кино и телевизор не смотрели.., общались только с такими-же работягами и колхозниками).

Поэтому тогда и не возникало вопроса: «Как найти свое призвание или предназначение в жизни», и так все было ясно…никто не страдал от безделья, самокопания и пустых раздумий — надо было работать, чтобы жить…и все…

Откуда, например, берутся династии? Есть ведь династии актеров, цирковых артистов, учителей, и даже рабочих… Представьте, что ребенок постоянно находится с родителями артистами: и дома, и в театре, и на раутах, и на гастролях… Единственная (или основная) информация, входящая в его голову (программирование) — это жизнь артистов, ну как у него будет призвание или предназначение быть, скажем, шахтером или моряком…особенно если там, где он живет ни шахт ни моря нету.

Если все же он и станет моряком, посчитав это своим призванием, то вдохновит (даст установку) на этот выбор опять же информация из психики (души), внесенная туда, например, из книжек, фильмов о море, или интересных морских рассказов и историй.

Как разобраться в себе, и узнать свое жизненное предназначение и призвание

Обычно те люди, которые никак не могут разобраться в себе и узнать свое жизненное предназначение и призвание, страдают либо от избытка мыслей, фантазий, мечтаний и желаний, либо от душевной пустоты.

Их жизненная программа в основе своей, конечно, предопределена — они, по сценарию, неудачники или тривиалы — им «по-предназначению» («по-призванию») «не светит» быть победителем (достичь серьезных успехов в жизни).

Однако, если они все же реально захотят понять себя, свое внутреннее «Я», тайны своей души, то свободно смогут найти себя в жизни, узнать свое предназначение и призвание.

Посмотрите на условной схеме (из структурного анализа личности), из чего состоит душа, личность человека. Тогда вы сможете лучше понять, познать себя: свои истинные желания, мотивы, мышление, эмоции и поведение, сможете узнать свое призвание и предназначение.



Если у вас нет склонности, постоянного внутреннего влечения и способностей к какому-либо делу, значит пока не наблюдается и призвание .

То, что вы видите на «схеме души» (рис. выше): три больших круга — «Р» (Родительское «Я»), «В» (Взрослое «Я») и «Д» (Детское Я) — это внутренние субличности, на простом, современном языке можно сказать — папки, файлы с некоей информацией, заложенной с детства. ()

В верхнем «родительском» круге («Р-2») хранится вся информация (интроецированная) скопированная вами с раннего детства со своих реальных родителей или других важных лиц, включая персонажей из фильмов, книжек и т.д. По сути — это ваши родители со своими установками и убеждениями (стереотипами), сохраненные в голове.

Если у вас слишком много мыслей, приказов, запретов и предписаний, а также убеждений и верований, образующих стереотипное мышление — это из этого файла (Р-2), а не ваше собственное…

Также, есть три «подпапки» в «файле» Д-2 (это Детское Эго-состояние, детское Я) — по сути — это вы и есть, только в детском возрасте. Тут хранится основная сценарная программа жизни. Например из «папки» Р-1 (Родитель в Ребенке — он же внутренний враг), исходит весь негатив, который вас и сбивает с толку насчет призвания и своего предназначения, т.к. предназначение (кем надо быть) идет из «семейного, родительского файла Р-2», а призвание (кем хочу быть) — из «подпапки» Д-1 (естественный Ребенок).

Как найти свое призвание?

Очень часто мне приходится слышать: "А зачем мне вообще тайм-менеджмент ?! Я никуда не тороплюсь, просто живу...". И действительно: если направление движения - любое, то и зачем вообще куда-то торопиться, ведь "все там будем"?

А если мы говорим о человеке, который обрёл своёпризвание ? У которого естьДостойная Цель Жизни? У которого ведущая потребность - потребность всамоактуализации исамореализации ? Как правило, каждое мгновение жизни такого человека наполнено смыслом; и каждое мгновение жизни для него является величайшей ценностью. Разбазаривать своё драгоценное время "просто так" - всё равно, что умереть уже сегодня...

Проще говоря: тайм-менеджмент - лучший друг:))) и эффективный инструмент для человека, который нашёл свой призвание. Верно и обратное: нет более бездарного занятия, чем освоение инструментов тайм-менеджмента человеком, который своё призвание не нашёл. В 99% случаев, когда говорят, что "тайм-менеджмент на работает ", это означает лишь то, что он был просто не нужен; использовался не ради реализации призвания, а для решения каких-то сиюминутных задач.

Предположим, что я вас убедил... :))) . Хотя в России огромное количество людей всё ещё "работает за еду" (в переносном смысле: на ненавистной работе исключительно из-за денег), но желающих пополнить ряды "креативного класса" с каждым днём становится всё больше. И у желающих возникает вопрос: "Акак мне найти своё призвание ?".

Причём возникает этот вопрос регулярно: сначала в нежном возрасте выпускника (школы или ВУЗа), а потом регулярно как следствие жизненных и карьерных пертурбаций. Мир меняется слишком быстро: традиционные профессии постоянно мутируют, стремительно появляются новые, а некоторые тихо умирают. Только вчера ты был "ведущим специалистом", а сегодня уже никому не нужен. На современном рынке труда такое сплошь и рядом...

Для человека без призванияпотеря работы - трагедия, стресс, тяжёлый жизненный кризис. Человек с призванием - сам хозяин своей работы. Он попросту не может её "потерять" :)), он всегда САМ создаёт свою работу. Он делает СВОЁ дело независимо от того, в какой организации он оказался (или не оказался). Человек с призванием - сильный и самодостаточный (и часто, как следствие - успешный).

В традиционном российском тайм-менеджменте с лёгкой руки Глеба Архангельского присутствуют "Достойные Цели ". Термин заимствован из замечательной книги основателя ТРИЗ Г.С.Альтшуллера -Г.С.Альтшуллер, Верткин И. "Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности" . Но термин "призвание" в российском ТМ вроде не используется, а жаль...

Моё понимание "призвания" (на сегодняшний день):

ПРИЗВАНИЕ - это

Работать над достижением достойных целей

Ради воплощения в жизнь достойных ценностей

Ежедневно, плотно, погружаясь с головой,

Естественно и легко (как дышать:)),

Ощущая / переживая всю полноту своей жизни.

Вот такое вот определеньице:)) . Можете поразмышлять над ним, покритиковать, и предложить своё собственное определение (и это будет замечательно:)).

Но если вдруг кому будет интересно, то каждый пункт я готов обосновать и пояснить. (Не в этой заметке:))

При чём тут тайм-менеджмент? Потому что "призвание" имеет прямое отношение ккачеству нашего времени . Не к количеству, не к "бухгалтерии времени" (чем является классический ТМ), а именно к качеству!

Если вы не очень понимаете разницу между качеством и количеством:), то очень рекомендую этот пост про .

Идея написать этот пост возникла у меняпосле прочтения книги Кена Робинсона "Призвание. Как найти то, для чего вы созданы и жить в своей стихии ". Книга мне понравилась, хотя от двух своих знакомых я услышал критику в её адрес.

Один считал, что книга слишком "простенькая " (в том смысле, что "призвание" там понимается слишком упрощённо, что есть модели посложнее).

Второй считал, что книга слишком "теоретическая ", что с ней нет никаких практических инструментов, которые помогут читателям обрести своё призвание.

Сначала по поводу "простенькой" :)... Действительно, Робинсон даёт очень простое определение:призвание - это то, что находится на пересечении ваших способностей и вашей страсти . Способности - это то, что мы умеем особенно хорошо делать; страсть - это то, что мы любим делать.

Формула "призвание = способности + страсть " действительно выглядит очень уж простой. В советской ещё профориентации ещё с середины 80-х прошлого века используется формула чуть сложнее: призвание = хочу + могу + надо .

ХОЧУ - это мотивационный компонент (т.е. то же самое, что в западной литературе называется "страсть")

МОГУ - это навыки, способности, знания и т.п. (= "способности" по Кену Робинсону)

НАДО - это "социальный заказ", потребности рынка труда; это те компетенции, которые наиболее востребованы в обществе

Истинное призвание обретается на пересечении ХОЧУ, МОГУ и НАДО:


Формула "хочу, могу, надо" была предложена классиком отечественной психологии Е.А.Климовым, и вполне успешно применяется и по сей день в профориентации (даже учителями:)) и профконсультировании (в т.ч. в карьерном консультировании взрослых).

Советская профориентационная модель "хочу, могу, надо" для старшеклассников нисколько не устарела - нечто подобное применяется и на Западе. Вот цитата из свеженькой книги, адресованной предпринимателям-стартаперам (стр. 105-107):

"Сколько людей говорили вам, что для достижения успеха

гие. Нет ничего сложного в том, чтобы раздавать советы

людям, напряженно пытающимся понять, как жить дальше.

Однако подобные советы чаще всего слишком упрощают

суть проблем и вводят слушателя в заблуждение. Поймите

меня правильно, я серьезно отношусь к вопросу страсти

и думаю, что человеку крайне важно знать, что управляет

его действиями. Однако этого мало.

Страсть — это лишь отправная точка. Помимо нее вы

должны понимать, в чем состоят ваши таланты и как оце-

нивает их окружающий мир. Если вы страстно что-то лю-

бите, однако не являетесь достаточным профессионалом

в этой области, было бы странно начинать в ней карьеру.

Вы можете любить баскетбол, но ваш рост не позволяет вам

соревноваться на равных с другими игроками. Вы можете

обожать джаз, но при этом неспособны сыграть ни одной

ноты. В обоих случаях вы вряд ли станете профессионалом,

однако вполне можете оставаться увлеченным любителем,

посещая соревнования и концерты.

Продолжим наши размышления: у вас может быть страсть

и талант в какой-то области, однако для всего этого нет

рынка. К примеру, вы можете быть одаренным художником,

искренне любящим рисовать, или серфером, умеющим обуз-

дать любую волну. Однако все мы знаем, что рынок для

этих навыков крайне невелик. Попытка выстроить карьеру

вокруг такой страсти зачастую заканчивается разочарова-

нием. Я думаю, вам стоит относиться к этим увлечениям

как к прекрасным хобби.

Самое классное, когда ваша страсть каким-то образом

пересекается и с вашими навыками, и с требованиями

рынка. Если вам удастся найти такую точку пересечения,

вы окажетесь в отличном положении, когда ваша работа

будет обогащать вашу жизнь, а не просто обеспечивать

финансовые ресурсы".

"Я понимаю, что самое главное — это найти свою

роль в мире, при которой то, чем вы занимаетесь, не бу-

дет казаться вам работой. Это возможно лишь тогда, когда

вы находитеточку пересечения между своими навыками,

страстью и рынком . И главное заключается не только в том,

что вы можете достичь большего. Используя свою страсть

конструктивным образом, вы способны сделать так, что

работа станет обогащать жизнь, а не забирать у вас время.

Поиск правильной роли требует постоянных экспериментов,

проб, альтернативных шагов, тестирования и отказа от того,

что кажется вам неправильным".

...Комментарии, как говорится, излишни. Призвание = навыки (МОГУ, способности) + страсть (ХОЧУ) + рынок (НАДО).

В последние полтора-два года весьма популярно стала новая формула призвания -икигай . "Икигай " - употребляемое японцами понятие, передать смысл которого лучше всего можно как "предназначение в действии", "реализуемое (в образе жизни, в делах) призвание".

Со свойственной Востоку метафоричностью икигай - это "то, что заставляет просыпаться по утрам ". Что-то необычайно важное и ценное, что "заставляет" нас жить и активно действовать; смысл жизни, имеющий конкретное выражение в отношениях, роде занятий, привычках и т.п.

В Западном мире понятие "икигай" стало популярным благодаряДэну Бюттнеру , автору бестселлера "Правила долголетия. 9 уроков о том, как жить не болея ". Автор провёл интереснейшее исследование: он решил изучить образ жизни долгожителей из разных стран, и обнаружить, что общего между ними. Третья глава в книге как раз посвящена окинавским долгожителям; там и упоминается икигай.

/От себя добавлю, что книга классная, и я её всячески рекомендую. Девять предложенных автором принципов ЗОЖ очень хороши для любого возраста /.

Справедливости ради заметим, что про икигай, как про важный фактор продолжительности жизни, японские учёные знали задолго до Бюттнера: вотссылочка раз , и вотссылочка два (довольно забавная, в ней про различия между мужским и женским икигай:) у мужчин икигай больше связан с физическими кондициями и с социо-экономической состоятельностью, для женщин это в большей степени качество отношений с близкими людьми).

Сейчас в рунете (особенно на всяких ресурсах по саморазвитию) очень распространена вот эта картинка:

Икигай =то, что вы любите + то, в чем вы сильны + то, что нужно людям + то, за что вам платят . (Более подробно можно почитать, к примеру,на Лайфхакере ).

Что забавно, "призвание" на этой схемке является лишь частью икигай, и разместилось на пересечении того, что нужно людям, и того, за что платят:)). IMHO, скучное такое "призвание" получается... :(

Что ещё забавнее: сам Дэн Бюттнер (и уж тем более японцы) про четыре "базовых элемента", из которых составлена диаграмма, ничего не говорил:). Можно прочитать его книгу; можно посмотреть его выступление на TED; можно пройтись поиском по его сайту, посвященного "голубым зонам" (места на Земле, где живут долго и умирают здоровыми), по страничкам в соцсетях- нет там ничего подобного! Т.е. кто изначально автор этой диаграммы и с какого перепуга он назвал эти 4 компонента "икигаем" - тайна, покрытая мраком:).

Схема эта изначально скопипащена из какого-то англоязычного первоисточника (который, конечно же, никто не указывает:)) ). О чём свидетельствует заметный косяк с переводом: в одной из первых версий картинки Vocation ("призвание") переводчик перепутал с Vacation - и по тырнетам до сих пор гуляет множество картинок, где данная область на диаграме подписана как "Каникулы" или "Отпуск" :))).

Вывод : против самого понятия "икигай" я не имею ничего против. А вот 4 компонента икигай и иллюстрирующая их схемка - фейк. Если присмотреться к ней, то это"те же яйца, только в профиль" :))) :

То, что вы любите - страсть, мотивация, ХОЧУ

То, в чем вы сильны - способности, навыки, МОГУ

То, что нужно людям - востребованность, НАДО

А вот компонент "то, за что платят" по-моему просто лишний - т.к., то, что людям нужно, за то они нам и заплатят:). Можно, конечно, "податься в дебри" и вспомнить, к примеру, про волонтёрство и некоммерческие организации - бывают и такие виды деятельности, которые востребованы обществом, но за которые не платят. Но это уж совсем частный случай; и там просто другие виды вознаграждения присутствуют.

Проще говоря, диаграммы Венна мы все рисовать умеем:)). Можно и пять, и шесть, и хоть десять пересекающихся окружностей нагородить. Но станет ли от этого проще и легче понять, что такое "призвание"? Не уверен...

Если отбросить сочинённый кем-то вариант икигай, то выбор "моделей призвания" получается не очень большой. "Простенький" вариант Кена Робинсона (способности + страсть) и чуть более сложный традиционный вариант "хочу + могу + надо".

Сразу могу сказать, что мне лично больше нравится именно "простенький" вариант. Всё просто: компоненты ХОЧУ (мотивация) и МОГУ (способности) подконтрольны нам. Мы можем понять и изменить их. Мотивация и способности - часть нашей личности; то, над чем мы можем начать работать уже сегодня.

С компонентом НАДО всё несколько сложнее... В отечественных книгах "надо" понимается какзнания о рынке труда . Дескать, всё легко и просто: смотришь, какие вакансии наиболее востребованы на биржах труда, и из них выбираешь себя род занятий по душе.

Ну-ну... Идея, конечно, замечательная, но что происходит на практике? На российском рынке труда дикая нехватка рабочих профессий. Тем не менее, толпы вчерашних школьников идут в платные ВУЗы обучаться на никому не нужных менеджеров, юристов, экономистов и проч. Люди выбирают не те специальности, которые действительно востребованы на рынке труда, а те, которые кажутся им "престижными", "денежными" и т.п.

Но даже если мы имеем дело с выбором профессии "по науке", на основе самой свежей аналитики рынка труда, то это также ничего нам не гарантирует:(. Анализ сегодняшнего рынка труда может нам дать информацию лишь о том, какие профессии были затребованы на нём ВЧЕРА. И очень трудно прогнозировать, какие профессии будут нужны обществу ЗАВТРА.

В зарубежных книгах "надо" понимается ещё более приземлённо. "Надо" - это тапотребительская ценность , которую ты можешь создать здесь и теперь. Иначе говоря: есть ли у тебя такое предложение (твоих навыков, знаний, созданных тобой продуктов или услуг), которое прямо сейчас пользуется спросом? Что именно ты УЖЕ готов дать (продать:)) окружающим?!

Отечественная профориентация формулирует вопрос социологически (нужен род занятий, востребованный обществом ); западные книги о выборе призвания переводят вопрос в плоскость психологии потребления (что нужно, чтобы именно меня "купили" ).

Осознаниесебя как "товара" на рынке труда ; целенаправленное развитие своих лучших (пользующихся спросом) навыков и способностей - это на самом деле хорошо. Это активная жизненная позиция активного участника трудовых отношений в современном рыночном обществе.

Но проблема здесь остаётся та же самая: никто не в состоянии прогнозировать, что именно будет "НАДО" потребителям "человеческого товара" на рынке труда завтра. Никто не знает, какие компетенции и какой тип поведения работников будет цениться больше всего. В какой-то степени настроения потребителей-работодателей ещё сложнее прогнозировать, чем объективный спрос на различные профессии на рынке труда.

Мало того, существуетмаркетинговая аксиома : потребителям нужен не такой товар, который соответствует их потребностям и ожиданиямсегодня , им нужен товар "завтрашнего дня ", который намного превосходит их сегодняшние ожидания.

Но вот можем ли мы быть на рынке труда "товаром завтрашнего дня"? Можем ли мы заранее знать, что будет "НАДО" работодателям завтра? Да ещё и на таком уровне, чтобы превзойти их ожидания? Разумеется, с какой-то долей точности мы можем попытаться прогнозировать, что будет "НАДО" на рынке труда в горизонте нашей активной карьеры, но... Боюсь, что риск выбрать неверное направление будет слишком велик:(((

Вывод : не стоит тратить время и силы на попытки вычислить или спрогнозировать компонент НАДО. Рынок труда (и тем более потребительский рынок) - это внешняя реальность, которая мало поддаётся нашему пониманию и контролю.

Лучше сосредоточиться на том, что мы действительно можем контролировать -на самом себе :). На развитии своих навыков и способностей. На том, что нам действительно нравится делать, и научиться делать это на высочайшем профессиональном уровне. Тогда мы (наши навыки и способности) начнём представлять из себя ценность, на которую неизбежно возникнет спрос.

Тогда не мы будет вопрошать у мира: "Что тебе НАДО?", а мир придёт к нам сам, и скажет: "Ты НУЖЕН людям!" :)).

И поэтому сэр Кен Робинсон был прав! Призвание = способности + страсть;) . Остальное приложится.

Теперь обещанныеинструменты обретения признания ... Пока я читал книгу Кена Робинсона "Призвание...", по привычке я сделал визуальный конспект:

Парочка комментариев к конспекту...

"Способности " у Робинсона состоят из двух компонентов:

1.1.Понимание и использование СВОЕГО индивидуального и уникального типа интеллекта . При этом "интеллект" понимается максимально широко в стилеконцепции Г.Гарднера .

Абсолютно у каждого человека есть уникальные психологические особенности, уровень развития которых или особенная их "конфигурация" делают его выдающимся в решении каких-либо задач, в каком-либо виде деятельности.

У многих людей эта самая "уникальная конфигурация способностей" (т.е. СВОЙ интеллект) не "настроена", находится в скрытом, невыявленном состоянии. Но обнаружить своей тип интеллекта можно только на практике, только в процессе решения каких-либо задач.

Вывод: надо пробовать себя в максимально разнообразной деятельности! Чем больше всяких занятий и увлечений у нас будет - тем лучше!

admin

Любимого дела или призвания человек посвящает определенный отрезок времени. Происходит это по причине неудовлетворенности жизни, апатии, неинтересной и скучной работы. Данный этап необходим для личности в любом возрасте. Этот период совпадает с , встречается у . Происходит это не случайно, так как к этому отрезку времени личность уже состоялась в семейном и профессиональном плане. Но, удовлетворения от работы и жизни нет. Начинаются поиски любимой работы и . Как пройти этот путь и найти свое призвание в жизни?

Как найти свой талант?

Каждый человек от природы награжден талантом. Проявляется дар путем развития навыков и приобретения нового опыта. Но, не все люди прислушиваются к таланту. Обусловлено это социальными правилами и штампами, навязыванием родителями жизненного пути. Редко школьники самостоятельно определяются с профессией и местом работы. Вначале направляют родители, дают советы, вкладывая в ребенка свои мечты. Малый процент родителей следует желанием ребенка и подмечает способности чада. Поэтому в зрелом возрасте люди сталкиваются с вопросом, как найти свой талант?

Понять, какими чертами наделила природа, поможет книга Говарда Гарднера «Рамки ума». В ней автор четко обозначил таланты людей и предложил варианты профессий под каждый дар. Насчитывается восемь категорий:

Вербально-лингвистические способности. Люди из этой категории выделяются врожденной грамотностью, умением излагать мысли, вещать публично. Легко даются иностранные языки и создание сочинений. Развивайте подобные таланы в таких профессиях: журналист, политик, преподаватель, общественный деятель.
Математические способности, логическое мышление. Если вы любите каждую ситуацию тщательно анализировать, выявлять связь между поступками, просчитывать и вычислять, то выбирайте профессию в области медицины, естественных наук.
Визуально-пространственное мышление. Признаки таланта: визуальное восприятие, четкость форм, зрительная память. Проявляются способности в творческих и свободных профессиях: художник, архитектор, скульптор.
Внутриличностные навыки. Личности с такими способностями выделяются самообладанием. Людей тяжело вывести из себя, сдерживают эмоции и склонны к самоанализу. Востребованные задатки для психологов и философов.

Коммуникативные способности. Характерные критерии – внимательность к другим людям, чужим проблемам, умение общаться и находить общий язык с разными личностями. Замечен дар убеждения и влияния на аудиторию. Подобные навыки развиваются в профессиях: менеджер по указанию услуг, психолог. Люди с такими способностями открывают свое дело и развивают выбранное направление.
Способности к музыке и ритму. Умение запоминать ритм незнакомой музыки и воспроизводить мелодии. Интерес к звуку, музыкальным инструментам. Развивайте талант, осваивая профессию преподавателя по музыке, дирижера, музыканта.
Телесно-кинетический талант. Человек с такими навыками владеет телом, выделяется яркой мимикой и запоминающимися жестами. Характерна этой категории — хорошая координация, четкость движений. Навыки развиваются в медицинской сфере (хирург), театрально-эстрадном направлении (жонглер, танцор).
Натуралистический дар. Любовь к природе, борьба за экологию, тяга обработки земли. Если обнаружили подобные способности, то обратите внимание на деятельность фермеров, экологов, биологов, путешественников.

Факторы, мешающие найти призвание

Финансовая нестабильность – это основной критерий, мешающий в поиске своего предназначения. Опрос людей дал поразительные результаты. Спрашивали, чтобы делал человек, если бы имел финансовую независимость. Плюс у опрашиваемых людей уточняли, чем они занимаются сегодня. Оказалось, что большинство проводит время на нелюбимой работе. Отсюда формируются факторы, мешающие найти призвание:

Люди приводят такие доводы: боязнь потерять основное место работы, сомнения в хорошем заработке. Боятся трудностей: получение образования, поиск работы по новой должности. Сюда входят и финансовые страхи: низкая зарплата на новом месте, невозможность прокормить семью.

Отсутствие действий. Проявляются жалобами и нытьем. При этом человек не совершает действий, которые помогли бы найти свое дело. Люди жалуются на отсутствие опыта, утверждают, что город маленький и нет вакансий. Причины разные, сводятся к одной цели – ничего не предпринимать. Если вы относитесь к этой категории, то поймите, что изменения происходят у тех, кто двигается вперед. .
Сравнение с другими. Людей, не похожих на других не любят. Даже если появляются силы и желание попробовать новое, то найдутся друзья и знакомые, которые покрутят пальцам у виска. Общество оказывает сильное давление на человека. Чтобы вырваться из этого круга, не делитесь планами, не обсуждайте перемены в жизни.

Как найти свое предназначение: дорога в детство

Будьте готовы к изучению себя и тщательному анализу. Для начала выделите пару свободных часов и погрузитесь в воспоминания. Желательно предаваться ностальгии наедине с отключенным телефоном и телевизором. Чтобы окунуться в прошлое, окружите себя предметами из детства. Как найти свое предназначение?

Разделите воспоминания на два периода: до 11 лет и с 12 до 18 лет. Далее закройте глаза и погрузитесь в детство. Направьте воспоминания на те моменты, которые доставляли вам удовольствие. Важно, фиксировать факты на бумаге. Не ищите поступкам оправдание, не делите на положительные или отрицательные. Если любили разбирать игрушки, то так и записывайте. Возились в песочнице, помогали дедушке в огороде, выращивали цветы с бабушкой, готовили с мамой. Вспомните детские тайны, что скрывали от родителей.

Следующий период более сложный и не менее важный. У подростков появляются увлечения, хобби, образовываются группки по интересам. О чем вы мечтали в этот период? Стать солистом рок-группы, отправится в кругосветное путешествие, выиграть конкурс талантов, стать ведущим. В подростковом возрасте врожденные навыки формируются в желания. Предпринимаются первые попытки на пути к своей цели. Если они не совпадают с мнением родителей, то остаются в мечтах.

Зафиксировав на бумаге поступки и события, приносящие удовлетворение, вы начнете понимать предназначение. Но, жизненный путь складывается не только с врожденного таланта, на него влияет окружение.

Как найти свое призвание?

Первый пазл собран – это детские мечты и желания. Теперь переходим к настоящему времени. Поймите, что доставляет дискомфорт, а что радует в жизни. Какие попытки предпринимались ранее: поиск новой работы, интересов, посещение организаций или сообществ. Были ли положительные результаты. Бывает так, что человек знает, чем хочет заниматься, но выбранная сфера не приносит дохода либо считается непопулярной. В таком случае продолжайте работать на прежнем месте и выделяйся по 1–2 ч в день на хобби.

Как найти свое призвание?

Анализ набросков. Возьмите записи и вычеркните все занятия, которыми не хотите заниматься на сегодняшний день. Далее уберите временные дела. В списке останутся интересы, образовавшиеся в детстве и сопровождающие в течение жизни. Образуется список, указывающий на ваши умения и сильные стороны.
Выбор трудовой деятельности. Поскольку это нелегко, то для начала пишите обобщено. Например, музыкальная или медицинская сфера. Далее под каждую деятельность подберите навыки, которыми обладаете.

. Подберите под каждую характеристику профессию. Выпишите положительные и отрицательные моменты, с которыми придется столкнуться при ее осваивании. Позитивных моментов должно быть больше. Вычеркните профессии, состоящие из негативных характеристик. Отрицательные моменты должны быть связаны с видом деятельности, а не с вашими страхами и опасениями.
Проверка. Последний пункт дает понимание, насколько вы были искренними. Вспоминая и определяясь с профессией, действовали исключительно навыками и желаниями или шли за обстоятельствами. Для этого пройдите небольшой тест, определяющий призвание человека. Представьте себя богатой и успешной личностью, не обремененной финансовыми и другими проблемами. Посмотрите на исписанный листок бумаги и выделите одно направление. Именно его и следует развивать. В нем заключается ваше предназначение.

Как воплотить любимое дело в жизнь?

На этом этапе охватывает страх. Дело всей жизни выбрано, но радости не прибавилось. Скорее всего, в данной отрасли у вас не хватает знаний и опыта. Надо учиться и осваивать новую профессию. Получается, проходить все заново, то что делали 10–20 лет назад. Немного найдется смельчаков, готовых все бросить и кинуться в омут своего призвания. Даже если и есть такое желание, то родные и близкие обязательно отговорят. Как воплотить любимое дело в жизнь?

Поиск общих интересов. Окружите себя людьми, которые являются профи в выбранной сфере либо проявляют к ней интерес. Посещайте клубы, выставки и другие мероприятия по теме. Изучите специализированную литературу. и занимаясь самообразованием, прислушиваетесь к ощущениям. Насколько захватывает тема, способны ли вы ночь напролет читать и изучать материалы. Если ответ отрицательный, тогда возвращаемся к списку навыков, выбор сделан неправильно.

Практикуйтесь. Первый вариант предполагает воплощение любимого дела без отрыва от трудовой деятельности. Если вы готовы пойти дальше, то начните заниматься выбранной нишей. Чувствуете задатки дизайнера? Предложите знакомым по невысокой стоимости оформить квартиру или дом. Так вы проверите свое чутье, получите необходимые эмоции от любимой работы и небольшое вознаграждение.

Приготовьтесь к ошибкам и недоразумениям. Вспомните, как пришли на первое рабочее место. Все ли получалось с первого раза, наверняка были недопонимания с коллективом и начальником. Пройдя тот период, вы стали экспертом в выбранной профессии. Теперь придется пройти путь сначала. В моменты отчаянья, когда захочется бросить выбранное направление, вспомните про обретенный двигатель. Это выполнение работы, которая нравится и приносит удовольствие.

11 февраля 2014, 18:12