На озаренный потолок ложились тени. Борис Пастернак — Зимняя ночь (Свеча горела на столе): Стих. Анализ стихотворения «Зимняя ночь» Пастернака

Борис Леонидович Пастернак - один из известнейших русских писателей 20 века, чья проза и поэзия по праву считаются одними из лучших. Самое знаменитое его произведение - «Доктор Живаго». Это роман, который впервые в истории русской литературы соединил в себе стихи и прозу. И открывает поэтическую часть романа произведение «Зимние ночи».

Пастернак создал героя, тонко чувствующего и пишущего стихи. Но чтобы не отвлекать читателя от событий жизни Юрия Живаго, писатель помещает все его лирические творения в конце романа.

История создания

Итак, стихотворение Зимняя ночь» (Пастернак), история создания которого будет изложена ниже, было написано как часть более крупного произведения. Именно этим произведением открывается сборник стихов Юрия Живаго. Позднее стих не раз публиковался отдельно от романа и даже был положен на музыку. Но вернемся к истории.

Установить точную дату написания стихотворения сейчас уже невозможно, так как над самим романом Пастернак трудился целых 10 лет (1945 - 1955). Однако критики склоняются к мнению, что поэт создал свой лирический шедевр незадолго до окончания романа. Связано это предположение с тем, что в те годы уже перенес свой первый инфаркт Пастернак. «Зимняя ночь» - стих о борьбе жизни и смерти, следовательно, эта тема должна была быть близка писателю. А в какой же еще момент, как не в преддверии последних мгновений бытия, могут прийти в голову человека подобные мысли?

Как бы то ни было, большинство литературоведов считают, что написано стихотворение было именно в 1954-55 годы.

Что же касается самого произведения, то роман «Доктор Живаго» был признан за рубежом, Пастернак был награжден за него «Нобелевской премией». За это и произведение, и сам писатель подверглись на родине серьезным гонениям. Его больше не публиковали и исключили из Союза писателей. Пастернак не раз писал письма, желая убедить правительство в своей лояльности, но это не помогало. Противники писателя обращались к содержанию самого романа, называя его антисоветским. А стихотворение «Зимняя ночь» подверглось особым гонениям, так как было признано пошлым, декадентским и упадническим.

Тема

Как уже было отмечено выше, главной темой стихотворения «Зимние ночи» (Пастернак) стала тема борьбы жизни и смерти. Само произведение очень метафорично, в каждой его строке и образе скрыт особый смысл.

Так, рассматривая весь текст в контексте борьбы, можно заключить, что ветер, метель и стужа - символы смерти, а едва теплящееся пламя свечи - жизни. И этот хрупкий свет покидает больного Юрия Живаго так же, как покинет он и самого Пастернака.

Однако вместе с мрачной темой жизни и смерти присутствует тема любви, связанная с словно продолжаются в природе. Так, человеческую страсть сопровождает метель, плетущая на окнах «кружки и стрелы». Однако влияет ли природа и «жар соблазна» благотворно на главного героя?

Идея

Идея стихотворения «Зимние ночи» (Пастернак) созвучна с темой. Она воплощается в борьбе человека не только со смертью, но и с житейскими невзгодами, человеческими соблазнами. Так, лирический герой противостоит как метели, бушующей за окном, так и соблазну, сжигающему его душу. В душе персонажа царит смятение, он не может понять, где добро, а где зло. Выразить это в стихотворении помогает следующий смысловой ряд: ангел, соблазн, «крестообразно».

Однако противостоять внешним угрозам (метели) может лишь душевная сила (которую символизирует свеча) и любовь. Перед возвышенным чувством отступает мрак, дом становится уютным, согревающим.

Примечателен символ свечи. Она, как отмечалось выше, созвучна с самим героем. Она продолжает гореть (жить), несмотря на давление внешнего мира. Образ хрупкой, но продолжающей согревать свечи проходит через все стихотворение.

Композиция стихотворения «Зимняя ночь» (Пастернак)

Анализ композиции стихотворения позволяет заключить, что произведение основано на приеме антитезы (противопоставления) двух стихий: льда и пламени. Метель, охватившая весь мир, поглотившая все вокруг, разбивается о стекла, она не может проникнуть в комнату, согреваемую свечой.

Стихотворение имеет кольцевую композицию - последняя строчка повторяет первую, пусть и не в точности. А следовательно эта фраза не только ключевая, но отличия в ней несут огромное смысловое значение. Так, в конце стихотворения отсутствует повтор «мело-мело» и присутствует указание на время - февраль. Тем самым поэт подводит итог бури, которая уже прошла, а значит сила жизни и надежды восторжествовала.

Стихотворный размер

Стихотворный размер обеспечивает сильную эмоциональность стихотворению «Зимняя ночь» (Пастернак). Анализ структуры говорит о том, что написано произведение с перекрестной рифмовкой, где мужская (1, 3 строка) и женская (2, 4 строка) рифмы чередуются. А так называемая перебивка ритма, то есть сокращение 2-й и 4-й строки, придает стихотворению особый динамизм.

Заключение

Таким образом, слились воедино Вселенная и человек, мгновение и вечность в стихотворении «Зимние ночи». Пастернак создал потрясающе проникновенное, эмоциональное и философское произведение.

В романе «Доктор Живаго», который был удостоен Нобелевской премии, публикуются стихи главного героя, Юрия Живаго. Одно из них «Зимняя ночь», более известное по строкам «Мело, мело по всей земле». По замыслу автора романа, Бориса Пастернака, стихи должны быть связующим звеном между глубиной прозы и читателем, но они имеют и собственную ценность.

В сегодняшнем анализе строк я постараюсь проникнуть в глубину поэзии Пастернака и попытаюсь найти ответ на вопрос, что хотел сказать этими стихами автор.

Зимняя ночь представлена в стихотворении безграничной стихией, которая по воле природы не знает начала и конца. Все пределы земли занесены снегом и в противовес этому на столе горит свеча, как символ жизни. Пастернак видит ночь символом смерти, когда вся жизнь под небом замирает или останавливается. Свеча – это символ жизни, ведь она горит, не смотря на буйство природы.

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Пастернак известен своим философским взглядом на жизнь, поэтому ночь-смерть в стихотворении – это не что-то ужасное, не старуха с косой, а естественное состояние природы, которая даёт и забирает.

В зимнюю ночь к окну летят хлопья снега – даже смерть не против побывать рядом с жизнью, увидеть её красоту и энергию. Жизнь-свеча горит, несмотря на завывание ветра, несмотря на обманчивые рисунки мороза на стекле, несмотря на мрак во всём мире. В этом окружении свеча горит, освещая дом, даря тепло влюблённым и сохраняя надежду, что каждая ночь рано или поздно переходит в день.

Жизнь и смерть разделены стенами и оконным стеклом, откуда ночь глядит на свечу и видит жизнь. Слёзы в виде воска, капающие с ночника, символизируют печаль автора по уходящей жизни. Возможно, в момент написания стихов, Пастернак видит себя в этом доме со свечой – он рассматривает ночные рисунки на оконном стекле и вспоминает жар соблазна, который крестообразно вздымает крылья, уподобляясь ангелу.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Возвращаясь к роману, мы вспомним, как Юрий Живаго остался один в Варыкино, где в одиночестве проводит зимние ночи и дни. Время для творчества есть, весь мир скрыт за пеленой снега, и только свеча помогает не сойти с ума от тоски по Ларе. Возможно, и в жизни автора романа был такой момент, возможно, именно тогда написаны строки.

Свеча временами горела весь февраль – это мы видим в последнем четверостишье. Временами горит свеча, временами пишутся стихи, временами автор возвращается к жизни и находит приют в воспоминаниях и работе.

У стихотворения сложная судьба. Впервые оно увидело свет в России в 1988 году, когда был опубликован роман. До этого прочитать строки можно было только в самиздате. Роман в целом и стихи в частности были признаны властью образцом упадничества, самого Пастернака запрещали к публикации и исключали из Союза писателей. Советской власти Нобелевская премия не была указкой.

На сегодня «Зимняя ночь» - это образец русской лирики, занявший почётное место на пьедестале поэзии. Строки проникнуты глубиной, легко читаются и быстро запоминаются, став одним из любимых в народе стихотворений Пастернака.

К сожалению, точное время написания неизвестно, так как отдельным сборником поэзия Юрия Живаго вышла после публикации романа, а сам «Доктор Живаго» писался более 10 лет. Внизу указана дата 1948 год, но это лишь одна из версий.

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Для Блока все непросто даже в эти первые месяцы революции. Есть вещи, которые его смущают: он не может их не замечать и оставаться безучастным. На Украине русские солдаты братаются с немцами, но к северу, на Рижском фронте, немцы стремительно наступают. Не хватает хлеба, по ночам постреливают, вдали грохочет пушка.

Летом 1912 года Мейерхольд и его труппа дали несколько представлений в Териоках - небольшом финском водном курорте в двух часах езды по железной дороге от Петербурга. Артисты сняли на все лето просторный загородный дом, окруженный огромным парком. Именно сюда почти каждую неделю Блок приезжает к жене. Играют Стриндберга, Гольдони, Мольера, Бернарда Шоу. Любови Дмитриевне поручены ответственные роли, она в восторге. Она любит общество, веселье, переезды, оперу, Вагнера, танцевальные вечера Айседоры Дункан, всяческую жизнь и движение. Ее счастье радует Блока. Его чествуют в Териоках, но он все сильнее ощущает усталость.

С высокого холма, где когда-то среди леса, на берегу небольшого пруда стояла усадьба Шахматово, взору открываются бескрайние скромные просторы Средней России. Быстрая, то скрывающаяся в оплетенных хмелем дремучих зарослях ольхи и ивы, то вырывающаяся на простор лугов ледяная речка Лутосня где-то вдали пропадает в темной чаще леса.

Анализ стихотворения Б. Пастернака «Зимняя ночь»

Стихотворение «Зимняя ночь» является одним из самых известных произведений Б. Пастернака и больше известно по первой строке «Мело, мело по всей земле…».

Это стихотворение входит в поэтический цикл, что завершает роман Б. Пастернака «Доктор Живаго». Он посвящён О. Ивинской. Стихотворение написано под впечатлением встречи-свидания поэта с О. Ивинской на его даче в Переделкино. Уже тогда они поняли, что не могут жить друг без друга.

Эта зима 1945-1946 гг. была поворотной в его судьбе. Пастернак начал работу над романом «Доктор Живаго», который сыграет роковую роль в его жизни. В это время он знакомится с сотрудницей редакции журнала «Новый мир» Ольгой Всеволодовной Ивинской. Ему было тогда 56, ей – 34 года. О. Ивинская стала закатной любовью поэта, последние 14 лет жизни Пастернака она была его мукой и страстью. Теперь их взаимоотношения лишь часть истории, но свеча, зажжённая силой любви поэта, горит назло всем февральским метелям.

Это стихотворение любимо и узнаваемо ещё и потому, что оно неоднократно ложилось на музыку. Это неудивительно, поскольку произведение обладает неповторимой музыкальностью. Недаром утверждала М. Цветаева, восхищённая талантом Пастернака, что он пришёл из музыки. Пастернак принёс в поэзию «всю несказанность», читая его стихи, идёшь «ощупью, наугад».

Музыкальность стихотворению придают повторяющиеся рефреном строки: «Свеча горела на столе, свеча горела». В звуковой оболочке произведения можно выделить аллитерация на сонорные согласные [м] и [л], которые придают стихотворению дополнительную напевность и мелодичность.

Музыкальность стихотворению придаёт и его размер – четырёхстопный ямб, чередующийся с двустопным. Такая форма отражает и особенности ключевого образа стихотворения – свечи. Строки стиха, подобно пламени свечи колеблются на бумаге и создают иллюзию движения.

Особенно нужно отметить особенности рифмовки. Она перекрёстная, и таким образом, уже на звуковом и структурном уровне стихотворения, даёт о себе знать мотив креста, скрещение судеб. Немаловажно и то, что мы имеем дело со скрещением мужской и женской рифмы. Данное совпадение отнюдь не случайно. Автор показывает воссоединение героев, пересечение их судеб не только в сюжете стихотворения, но и в его структуре.

Однако, если мы перейдём непосредственно к лексической составляющей стихотворения, то обратим внимание на то, что автор ни разу не упоминает в буквальном смысле двух главных героев. Он как бы говорит ни о чём и обо всём одновременно. Картину происходящего мы понимаем по намёкам: тени, скрещенье рук, скрещенье ног, падали два башмачка, воск на платье капал.

Что же происходит с двумя людьми, затерявшимися во мраке ночи: это грех или это Божья благодать. Б. Пастернак даёт однозначный ответ. Обратимся к четвёртой строфе.

Вопреки законам физики тени ложатся не на пол, как мы привыкли, а на потолок, причём этот потолок озарённый. Таким образом, получается, что две тени устремляются к небесам, освещённым некой Божьей благодатью. Любовь рождается в грехе, на это указывают и звук падения башмачков, и плач ночника, и непонятное дуновение на свечку из угла, и жар соблазна. Но этот жар соблазна всё равно, что ангел, который берёт под крыло влюблённых даёт им крылья и позволяет оторваться от грешной земли к взлететь к озарённому потолку.

Именно в этих четырёх строфах (с IV по VI), описывающих слияние влюблённых появляется мотив креста. В контексте данного стихотворения крест не является символом муки и страдания. Здесь крест как пересечение двух жизненных дорог, двух судеб в одну.

Очевидно, что в произведении присутствуют два ведущих образа: образ свечи и образ метели, по сути, они являются антиподами друг друга и создают два параллельных, не похожих друг на друга мира.

Стихотворение начинается образом метели. Даётся её пространственная характеристика: она повсеместна, поле её деятельности – вся вселенная. Всё теряется в снежной мгле – на улице темно, непроглядно и морозно. Метель лепит свои узоры на оконном стекле, а значит она вне дома, за его пределами.

Мир свечи предельно мал – это всего лишь стол, свеча находится где-то внутри дома, по другой стороне оконной рамы. Свеча несёт тепло («И жар соблазна//Вздымал, как ангел, два крыла//Крестообразно»).

Попробуем пойти в анализе стихотворения идти вслед за автором.

В первой строфе абсолютная антитеза: с одной стороны «Мело, мело по всей земле во все пределы», а с другой – «Свеча горела на столе, свеча горела».

Во второй строфе обстановка меняется. Появляется некий центр – огонь свечи, - на который «как летом роем мошкара, летит на пламя, слетались хлопья со двора к оконной раме». И читатель вместе со снегом начинает стремиться к этому центру.

Третья строфа: «Метель лепила на стекле кружки и стрелы». И мы как бы вместе с метелью заглядываем в окошко и наблюдаем происходящее.

Стоит обратить внимание на то, какие фигуры лепит метель на стекле: кружки и стрелы. Какие ассоциации возникают.

Кружки как обручальные кольца – символ единения двух влюблённых в единое целое. Однако метель рисует не только кружки, но и стрелы, и в биологии существует знак, обозначающий воссоединение мужчины и женщины.

А дальше – «на свечку дуло из угла» - метель проникает в помещения, это она помогает ещё ярче разгореться жару соблазна. Таким образом, она становится соучастницей всего происходящего. Это мнение подтверждается в последней строфе:

Мело весь месяц в феврале,

И то и дело

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Во-первых, в стихотворении из 8 союзов нет ни одного противительного, более того, все восемь представлены сочинительным союзом и (если мы заменим: «Но падали два башмачка// Со стуком на пол,// А воск слезами с ночника// На платье капал» - содержание кардинально изменится). И выражение «то и дело» возводит сочетание данных явлений в закономерность. Ведь если, действие перенесётся в дождливый осенний вечер и освещённую электричеством комнату, то исчезнет романтический ореол, раствориться в небытие святость зимней ночи.

Иными словами, два полюса пересекаются: метель и пламя, холод и тепло, мужчина и женщина. Мотив креста, перекрещения вновь даёт о себе знать.

Таким образом, стихотворение «Зимняя ночь» - это стихотворение о необыкновенном единении мужчины и женщины, человека и природы, то единение, которое сложно передать в прозе, и которое так неуловимо, но так полно выражено в небольшом стихотворении.

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Анализ стихотворения «Зимняя ночь» Пастернака

В наше время Б. Пастернак считается одним из талантливейших русских поэтов. Признание на родине пришло к нему уже после смерти. После публикации на Западе романа «Доктор Живаго» творчество Пастернака в СССР находилось под запретом. В своем самом известном произведении писатель уделил большую часть поэзии, являющейся плодом творчества главного героя. Эта философская и любовная лирика становится органической частью романа, объясняющей и связывающей различные части. В этой лирике одним из центральных стихотворений является «Зимняя ночь». Впоследствии оно выходило и в качестве самостоятельного произведения. Точная дата написания неизвестна, так как над всем романом писатель работал около десяти лет.

Центральный образ стихотворения – горящая свеча, символизирующая спасительный огонек среди окружающего мрака. Она способна отогреть и успокоить измученную душу. Этим образом проникнут и весь роман в целом. Свеча становится для влюбленных центром мироздания, который притянул их к себе и дал пристанище посреди «снежной мглы». Любовные отношения намечены лишь несколькими броскими штрихами: «скрещенья рук», «скрещенья ног», «жар соблазна». Они не так важны в общефилософском смысле. Гораздо важнее «судьбы скрещенье», т. е. соединение вокруг животворящего истинного источника света двух одиноких сердец.

В контексте романа образ свечи символизирует человеческую жизнь, а окружающая непогода – неминуемую смерть. Трепещущий огонек легко погасить неосторожным движением, это напоминает человеку, что смерть может прийти внезапно в самый неожиданный момент. С другой стороны, пламя свечи неизмеримо слабее жесткой вьюги, но продолжает свою неравную борьбу. Философский смысл этой символической схватки – человек никогда не должен сдаваться и использовать отведенное ему время до конца.

Пастернак использует в стихотворении разнообразные выразительные средства. Несколько раз повторяется рефрен «свеча горела», подчеркивающий значимость образа. Эпитеты применяются в основном в описании февральской непогоды: «снежной», «седой и белой». Практически все, что окружает главных героев, наделяется человеческими чертами через олицетворения («метель лепила», «ложились тени»). Очень выразительны используемые сравнения: «как мошкара», «воск слезами», «как ангел».

Стихотворение стало очень популярным на постсоветском пространстве. Его слова были положены на музыку.