Ложные потребности человека. Истинные и ложные потребности человека

Истинные и ложные потребности

Книги Лууле Виилмы и в частности, ее рассуждения о том, как важно понимать разницу между «хочу» и «нужно», помогли понять разницу между желаниями и истинными потребностями. Она предлагала провести очень простой эксперимент, который Вы тоже можете проделать прямо сейчас, не вставая со стула.

Представьте себе, какую-нибудь вещь, которую Вы хотели бы иметь и повторяйте много раз: «Хочу, хочу, хочу... эту вещь...» Одновременно с этим понаблюдайте за своими чувствами. Самые наблюдательные, или, вернее сказать, - чувствительные - заметят, как при этом нарастает агрессивное чувство. И, действительно, что такое «хочу» - это желание захватить (захапать), заполучить что-то, во что бы то ни стало. Вспомните, как выглядят дети, требующие у родителей игрушки у прилавков. Дети кричат «Хочу, купи» и самые естественные в своих проявлениях, демонстрируют, действительно, агрессию. Замечали?

Вторая часть эксперимента - таким же образом повторять слово «нужно». Вы заметите, что ощущаете совсем другие энергии. Нет агрессии во что бы то ни стало заполучить что-то. Слово «нужно» отражает истинную, продуманную, настоящую ПОТРЕБНОСТЬ.

Вот тут собака и зарыта. Когда мы ХОТИМ ИМЕТЬ ЗДОРОВЬЕ, мы его именно хотим. А там, где агрессия, злоба, там и страх, который ходит парой с агрессией. Страх, что мы не получим того, что так страстно хотим. Человек, который говорит, что ХОЧЕТ денег просто боится, что не выживет без денег. Человек, который говорит, что ХОЧЕТ выздороветь, демонстрирует, что просто боится не получить то самое здоровье. А для чего ему здоровье? Ведь здоровье само по себе чем ценно? Зачем нам вообще здоровье? Если бы мы обосновали эту ПОТРЕБНОСТЬ, продумали и объяснили сами себе для чего нам НУЖНО наше здоровье, то, возможно, имели бы его и излечивались бы легко и естественно.

И говорили бы себе, что «мне необходимо быть здоровым, чтобы иметь силы и возможности для реализации моих планов, моей миссии на этой Земле, моего духовного, творческого потенциала. Я испытываю в этом ПОТРЕБНОСТЬ».

Из книги Стратегия разума и успеха автора Антипов Анатолий

Истинные и ложные цели Как освободиться от ложных целей и не разменять себя и свою жизнь на пустяки? Не только науку и искусство интересуют эти вопросы, они встают - рано или поздно, так или иначе - перед каждым, кто сколько-нибудь осмысленно и ответственно относится к

Из книги 12 христианских верований, которые могут свести с ума автора Таунсенд Джон

Истинные и ложные цели счастья На свете так много людей, сдавших экзамены, купивших автомобиль и дом, сделавших карьеру, но у них нет ни душевного покоя, ни радости, ни счастья.Как освободиться от ложных целей и не разменять себя и свою жизнь на пустяки? Не только науку и

Из книги Жизнь без усилий. Краткое руководство для удовлетворенности, внимания и потока. автора Бабаута Лео

Удовлетворяя свои потребности, мы получаем возможность удовлетворить потребности других людей Заблуждение, что удовлетворять собственные потребности - признак эгоизма, столь распространено среди христиан именно потому, что всем нам хочется быть любящими и

Из книги Гармония семейных отношений автора Владин Владислав Зиновьевич

Из книги Психология подсознания автора Подводный Авессалом

РАССТРОЙСТВА ИСТИННЫЕ И МНИМЫЕ Импотенция всегда, или по крайней мере уже очень давно была сущим наказанием для мужчин. Об этом свидетельствуют хотя бы такие факты - значительная часть лекарств, растений, животных или их частей уже с древнейших времен назначалась

Из книги Как распознать лжеца по языку жестов. Практическое руководство для тех, кто не хочет быть обманутым автора Малышкина Мария Викторовна

Ложные потребности Существуют потребности, формируемые не духом, а сознанием и средой; их можно смело называть ложными. Мы рассмотрим две из них: потребность в удовольствиях и потребность в счастье.Удовольствие имеет единственную функцию - это индикатор качества

Из книги Успех или Позитивный образ мышления автора Богачев Филипп Олегович

Как распознать истинные чувства Люди часто не подозревают о том, насколько противоречиво выглядит их поведение. Они говорят одно, но жесты, позы и мимика выражают совсем другое. Именно язык жестов выражает истинные чувства и отношение. Умение понимать невербальные

Из книги Сверхчувствительная натура. Как преуспеть в безумном мире автора Эйрон Элейн

Из книги Залог возможности существования автора Покрасс Михаил Львович

Глава 10 Душа и дух Где таятся истинные сокровища? У СЧЛ есть также душевные и духовные свойства. Под душой я подразумеваю нечто более утонченное и возвышенное, нежели физическое тело, но олицетворенное, как сновидения и фантазии; дух возвышается и вместе с тем содержит

Из книги Созависимость - умение любить [пособие для родных и близких наркомана, алкоголика] автора Зайцев Сергей Николаевич

ПОТРЕБНОСТИ В “СИГНАЛАХ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ” - НОВЫЕ ЛИ ЭТО ПОТРЕБНОСТИ? Первое направление, в котором осуществляется выработка человеком приобретаемых при жизни потребностей есть ни что иное, как выявление им в процессе практического взаимодействия со

Из книги Разумный мир [Как жить без лишних переживаний] автора Свияш Александр Григорьевич

ПОТРЕБНОСТИ В СПОСОБАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В НАВЫКАХ), ПОТРЕБНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОМ СОСТОЯНИИ (В НАПРЯЖЕННОСТИ) Второе направление, в котором осуществляется формирование приобретенных потребностей, представляет собой становление потребностей в навыках

Из книги Живи с чувством. Как поставить цели, к которым лежит душа автора Лапорт Даниэлла

РЕЗЮМЕ. ПОТРЕБНОСТИ В СИГНАЛАХ ВОЗМОЖНОСТИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ - ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ Подведу итог.Потребности в способах (навыках) деятельности, в деятельности и в деятельном состоянии, в эмоциональном тонусе, приобретаемые или развивающиеся при жизни, являются

Из книги 52 понедельника [Как за год добиться любых целей] автора Джонсон Вик

Глава 20. Истинные размеры угрозы Возможно, созависимые недооценивают опасность, а потому и не хотят действовать эффективно. Почему же созависимые не хотят действовать эффективно? Нет, нельзя сказать, что они ничего для больного не делают. Делают, и очень много, но

Из книги автора

Жизнь реализует истинные желания Отсюда следует рекомендация - старайтесь заказывать то, что вам действительно нужно, что является вашим истинным желанием. Жизнь хорошо исполняет наши истинные желания и плохо - надуманные. Истинные - это те, которые живут в глубине

Из книги автора

Как узнать свои истинные желаемые чувства Это самая важная и прекрасная причина, почему мы здесь.Пришло время прислушаться к своему внутреннему «я» и услышать, как поют ваши желания.Что нужно сделать: продолжить перебирать варианты, как вы хотели бы себя чувствовать

Из книги автора

Упражнение № 27 Погружаемся в истинные реалии успеха Вот вам задание на эту неделю – найдите человека, преуспевшего в достижении такой же или аналогичной цели, что и у вас, и разузнайте, в чем состоят положительные и отрицательные стороны достигнутого им успеха. Например,

Ежедневно тысячи людей ищут в интернете информацию, ответы на вопросы, советы и рекомендации. Цель этих людей удовлетворить свои потребности. Люди хотят знать как заработать миллион, как избавится от беспокойства, как побороть стресс, как познакомиться с девушкой, как вернуть мужа в семью. Все эти запросы возникают при неудовлетворенности той или иной потребности.

Что такое потребности человека

Человек, как и любое существо на земле должен выживать, что в свою очередь стимулирует его на создание определенных условий вокруг себя. Если бы не существовало нужды в чем либо, то человек сидел бы на одном месте, не строил укрытия, не заботился о безопасности, не продолжал свой род. Отсутствие нужды ведет к смерти. Состояние при котором человек остро нуждается в чем-либо называется потребность. Различается истинная и ложная потребность. Первая нужна для выживания и даже нормальной жизни, вторая ведет к гибели, ущербу, проблемам. Существует также понятие избытка, роскоши. Ложная потребность это отклонение и преобладание её над истинной ведет к саморазрушению личности. Избыток приводит к депрессиям, расстройствам, неудовлетворенности. Разберем подробнее.

Истинные потребности человека

Первой и основной потребностью является физическая , которая включает в себя три фактора – крыша над головой, пища, здоровье. Лев Толстой считал жизнь согласно базовым потребностям путем к полноценной жизни и последние годы провел придерживаясь таким правилам. Чтобы удовлетворить физическую потребность достаточно иметь крышу над головой, еду достаточную для жизни и возможность ходить, лежать, сидеть, двигаться и так далее.

Самая распространенная проблема связанная с физической потребностью это избыток. Люди не хотят просто квартиру, нужна большая квартира с хорошим ремонтом. Есть у семьи двухкомнатная, но хочется трех. У людей есть деньги на еду, но хочется есть мясо каждый день, баловать себя сладостями, красной икрой. Совсем недавно общался со знакомой, которая находится в очень тяжелом финансовом положении, по её словам у них просрочены все кредиты, муж не работает, дочь учится, её сократили. Она покупала колбасу и одновременно жаловалась на то, что им нечего есть. Без этой колбасы муж не может, приходится покупать. А надо ещё хлеба взять, молочка, пельмешек хоть каких-нибудь. В общем беда одна, когда уже все наладится неясно.

Вот вам пример того, как избыточные потребности могут усугубить тяжелое положение, а ещё больше примеров говорят о том, что это тяжелое положение по причины избытка желаний и наступает. Было бы логичнее купить каши и макароны на время таких серьёзных проблем с деньгами, пельмени и колбаса в её грустную историю вписывались с трудом. Лев Толстой питался просто, что благоприятно сказывалось на его здоровье и самочувствии. Многим, кто испытывает финансовые трудности стоит задуматься над этим.

Вторая важнейшая потребность человека –безопасность . Все мы хотим быть уверены в том, что с нашими детьми ничего не случится в школе или на улице, мы хотим быть уверены что за рулем сидят трезвые и адекватные водители, мы хотим жить там, где нет войны, мы хотим иметь накопления на завтрашний день, мы хотим сохранить наше имущество в целости и сохранности.

В ответ на эти потребности появляются страховки, охрана, для этого нужна полиция, армия, камеры видеонаблюдения, активы. Недавно мы дискутировали с одним из читателей на тему страховой пенсии по старости, нужна ли она вообще или забота о стариках как и раньше должна лежать на них самих и их детях. Такая практика в мире тоже существует. Я говорю, что рассчитывать на пенсию совершенно неразумно но и отказываться от неё полностью тоже неправильно. Очень многие люди в старости остаются совершенно одни и страховка в виде пенсии является тем самым спасательным кругом. Нам нужны страховки, как на случай старости, так и на случай обращения в медучереждения. И армия нам тоже нужна. И инвестиции это способ удовлетворения потребности в финансовой безопасности. Ниже поговорим об этом подробнее, я расскажу о ложных потребностях в этой области.

Никуда не деться человеку без следующего вида потребностей – социальных . Человек социально зависимое существо, если можно так выразиться. Каждый из нас чувствует себя счастливым, когда он кому-то нужен, когда он для кого-то важен и когда он уважает сам себя. Наиболее часто к психологам обращаются люди с неудовлетворенными социальными потребностями. Одинокие, не реализовавшие свой потенциал, с заниженной самооценкой. Человеку важно любить, быть любимым, иметь статус в обществе, быть значимой фигурой на работе и наиболее важно иметь самоуважение. В противном случае всё заканчивается депрессиями, разочарованиями в жизни, понижением самооценки, обращениям к психологам или тренерам по саморазвитию личности.

Заключительными потребностями являются духовные и творческие . Самореализация и самоутверждение последние в моём списке, но далеко не последние среди потребностей человека. Здоровый, умный человек нуждается в постоянном познании и реализации своих способностей. Это наивысшая ступень развития личности, далеко не каждый человек доходит до мыслей о более глубоком познании мира и творческой самореализации.

Многие тренинги направлены именно на избавление от избыточных потребностей и переоценке своей жизни. Счастлив тот, кому хватает, а не тот у кого много. Самые богатые и успешные люди боясь потерять свои капиталы начинают работать всё усерднее, создавать всё более серьезные накопления, покупать всё больше активов и жизнь превращается в бег по кругу. Количество этажей в доме растет, площадь сада увеличивается, стоимость автомобиля не помещается на чеке, а удовлетворения от всего этого нет. В такие моменты люди приходят к осознанию того, что для счастья достаточно достигнуть базовых потребностей, всё остальное придет вместе с реализацией своих талантов и усилий.

Ложные потребности человека всегда связаны с саморазрушением. Существует множество определений этому понятию, самые популярные гласят – Истинные потребности всегда связанны с нуждой, ложные с желанием. Человек нуждается в принятии пищи, переедание это всего лишь его желание. Здоровая пища это нужда, чипсы и сладости это просто желание. Дышать кислородом нужда, курение желание. Пить воду нужда, пить пиво желание. Инвестировать и создавать активы нужда для создания финансовой безопасности человека или целой семьи, играть в казино и пытаться угадать движение графика на форексе это желание.

Так как мой блог посвящен теме финансов, предлагаю заострить внимание на последнем. Я предлагаю своим читателям использовать возможности брокерского счета для накопления активов и рассказываю как с помощью некоторых хитростей, таких как сложный процент , увеличить доход. Но ежедневно получаю сообщения о том, что некий фонд предлагал процент выше, на форексе можно заработать гораздо больше, вот бы вложить в биткоин и сорвать куш.

Всё это ложные потребности, такие люди не хотят сохранять и преумножать, их желание играть, попытать удачу, испытать эмоции от азарта. Они не отталкиваются от потребности в безопасности, не хотят иметь активы, которые смогут кормить их семьи на случай потери работы или других источников дохода. Копить на свои финансовые цели тоже нет нужды. Такими людьми руководят желания.

Ложные потребности ведут к потерям, ущербу, проблемам. Мне было лет 19, когда я с друзьями летом шел по улице и вдруг подумал, что хочу пива. Представил холодное, в запотевшей бутылке, сидя на лавочке, мммм… В этот момент на встречу нам шли знакомые и в руках одного из них была бутылка минералки. Я попросил попить и сразу после этого желание купить пиво куда-то исчезло. Тогда я даже не задумался об этом, сейчас же понимаю, что это была моя ложная потребность. Я уже более 8 лет не употребляю алкоголь и не курю, я не вижу в этом смысла. Но множество людей считают, что алкоголь нужен чтобы расслабиться, сигарета чтобы успокоиться, ложные потребности проявляются в виде нужды, хотя на самом деле это просто желания и зависимости. Люди, которые пытаются выиграть в казино или выходят на форекс с плечами 1:1000 на самом деле не хотят зарабатывать и инвестировать, им нужны эмоции, азарт, игра.

Отличайте инвестиции от спекуляции, открывайте брокерский счет и покупайте активы. Лотерея это попытка испытать удачу, казино и ставки на спорт это азарт и развлечение. На форексе нет активов, нет дивидендов. Там есть валютные пары и ваша задача угадать какая из них будет сильнее. Это ли не игры в угадайку? А недавно один читатель прислал мне видео, где мужик рассказывал как проиграл миллион долларов. Человек просто открыл счет на форекс, пополнил на 150 000 долларов, несколько раз угадал направление цены и его депозит увеличился до 1 000 000 долларов. Затем в течение 4 часов мужчина несколько раз с прогнозом ошибся и всё потерял.

Что мешало ему открыть брокерский счет , купить офз и акции на имеющиеся у него 8 000 000 рублей и получать около 1 500 000 ежегодно в виде пассивного дохода? Наверное, неспособность отличать инвестиции от азартных игр. И деньги были, только ума не хватило.

В новых индустриальных условиях, по мнению Г. Маркузе (1898–1979), совершенно иначе предстает свобода людей. Так, экономическая свобода означала бы свободу от экономики – от контроля экономических сил и отношений, от ежедневной борьбы за существование, от того, что нужно зарабатывать себе на пропитание. Политическая свобода означала бы освобождение индивидов от политики, над которой они не осуществляют действенного контроля. Соответственно, духовная свобода означала бы обновление сознания, которое сейчас сформировано средствами массовой информации и воспитанием, ликвидацию «общественного мнения» вместе с его создателями… Самая действенная форма борьбы против освобождения заключается в формировании таких материальных и духовных потребностей людей, которые увековечивают устаревшие формы борьбы за существование» (Американская социологическая мысль. М., 1996, с. 127). Формируя потребности человека, его закабаляют психологически, делают одномерным (здесь точка зрения Маркузе близка к психологической школе в социологии). Поэтому освобождение должно быть прежде всего личностно-психологическим, нравственно-сознательным.

Маркузе различает истинные и ложные потребности. «Ложными являются те, которые навязаны индивиду частными общественными силами, заинтересованными в его подавлении: это те потребности, которые увековечивают тяжелый труд, агрессивность, нищету и несправедливость… Большинство из господствующих потребностей – отдыхать, развлекаться, вести себя и потреблять в соответствии с рекламой, ненавидеть и любить то, что ненавидят и любят другие, – принадлежит к этому набору ложных потребностей… Единственными потребностями, которые имеют неограниченное право на удовлетворение, являются витальные потребности – питание, одежда и жилье на доступном культурном уровне» (там же, с. 127–128). Навязанные, или ложные, потребности Маркузе называет репрессивными. Соответственно, их удовлетворение будет репрессивным удовлетворением.

Социальный контроль навязывает «господствующую потребность в производстве и потреблении ненужных вещей; потребность в отупляющей работе, где она в действительности больше не нужна; потребность в разнообразных видах разрядки, которые смягчают и продлевают это отупление; потребность сохранять такие обманчивые свободы, как свободная конкуренция при фиксированных ценах, свободная пресса, которая сама для себя является цензурой, свободный выбор товаров и мелких принадлежностей к ним при принципиальном потребительском принуждении… Свободные выборы господ не ликвидируют господ или рабов» (там же, с. 129).

В современном обществе потребления «товары поглощают людей и манипулируют ими; они производят ложное сознание, которое невосприимчиво к собственной лжи… Так возникает образец одномерного мышления и поведения» (там же, с. 132–133). Задача правящего класса – превратить «научный и технический прогресс в инструмент господства» (там же, с. 135).

Развитию тенденции рационализации мешает «растущая иррациональность целого, расточительство и ограничение производительности, потребность в агрессивной экспансии, постоянная угроза войны, обострившаяся эксплуатация, бесчеловечность. Все это указывает на историческую альтернативу: плановое использование ресурсов для удовлетворения жизненных потребностей при минимуме затрат на тяжелый труд, превращение свободного времени в действительно свободное, умиротворение борьбы за существование» (там же, с. 141).

Маркузе указывает на важность нравственных моментов и связывает их с обретением истинного сознания. «Люди должны обрести вместо ложного сознание истинное, вместо непосредственного интереса – настоящий. Они смогут сделать это, только почувствовав потребность изменить свой образ жизни, отказаться от того, что имеют от общества» (там же, с. 122). Что может кардинально изменить ситуацию? «Великий Отказ» от потребительских ценностей и соединение самого развитого сознания с самой эксплуатируемой силой – опальных и изгоев, лиц, находящихся на периферии современного общества.

Понятие и природа человеческих потребностей.

Потребность – это состояние человека, складывающееся на основе противоречия между имеющимся и необходимым (или тем, что кажется человеку необходимым) и побуждающее его к деятельности по устранению данного противоречия

Личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, которое оказывается возможным благодаря деятельности. Выявить причины этой активности, ее психологические формы и проявления означает охарактеризовать личность со стороны ее направленности и важнейших жизненных отношений.

Фрейд утверждал, что человек активен в результате того, что у него выявляются инстинктивные побуждения, унаследованные им от животных предков, и, прежде всего половой инстинкт и инстинкт самосохранения. Однако в обществе инстинкты не могут обнаруживать себя столь же свободно, как в животном мире, общество накладывает на человека множество ограничений, подвергает его инстинкты или влечения “цензуре”, что вынуждает человека подавлять, тормозить их. Инстинктивные влечения оказываются, таким образом, вытесненными из сознательной жизни личности как позорные, недопустимые, компрометирующие и переходят в сферу подсознательного, уходят в подполье, но не исчезают. Сохраняя свой энергетический заряд, они продолжают управлять поведением личности, перевоплощаясь в различные продукты деятельности человека.

Потребности людей постоянно развиваются, удовлетворение одних нужд и желаний вызывает появление других. С ростом разнообразия производства и вообще жизни общества изменяются потребности. Немаловажную роль в этом процессе играет не только технический и социальный прогресс , но и мода .

Развитие потребностей человека тесно связано с природой человеческих способностей. Люди умеют производить полезные эффекты при обработке вещества природы, использовании энергии и получении информации. Человек отличается любознательностью и потому потребностью в постоянном развитии знаний об окружающем мире и себе самом . Человек способен создавать новое, он – творческое существо, и потому нуждается в свободе для своей деятельности, в ресурсах – для разнообразных форм творчества, в социальной поддержке других членов общества.

Потребности человека имеют общественно-личный характер . Это находит выражение, во-первых, в том, что дажё для удовлетворения потребностей, которые имеют, казалось бы, узколичный характер используются результаты общественного разделения труда.

Во-вторых, для удовлетворения потребностей человек использует исторически сложившиеся в данной общественной среде способы и приемы, нуждается в определенных условиях.

И, в-третьих, множество потребностей человека выражают не столько его узколичные запросы, сколько нужды общества, коллектива, группы, к которой принадлежит человек, совместно с которой он трудится, - потребности коллектива приобретают характер потребностей личности.

Объяснение потребностей через понятие мотива

Удовлетворение потребностей связано с мотивами деятельности человека. в научной теории понятие потребности обозначает не переживаемую человеком нужду, а постоянное противоречие между наличной ситуацией и необходимыми условиями жизни и развития человека (так, например, утоление жажды стаканом воды не ликвидирует потребности человека в воде, без которой невозможна его нормальная жизнедеятельность). Поэтому потребности выступают постоянным внутренним побудителем всякой активности (в том числе и человеческой деятельности). С этим тезисом также связан 4 этап реализации мотива – закрепление(когда многократное повторение ведёт к преобразованию мотива в черту характера, в постоянную побудительную потенцию).

Классификация потребностей

    Биологические (питание, вода, двиежение, продолжене рода).

    Социальные (труд, социальная активность,самореализация и самоутверждение в обществе).

    Духовные (познание,знание).

Такое многообразие потребностей отражает сложную сущность человека как биосоциодуховного существа. Единство же различных сторон человеческого бытия выражается в тесной взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности его потребностей. Биологические потребности человека в питье, пище, сне удовлетворяются в социальных формах. В свою очередь, удовлетворение духовных потребностей (например, в знаниях) часто служит средством реализации социальных потребностей (получение профессии, изменение собственного социального статуса). Половое влечение развивается в одну из самых тонких и возвышенных духовных потребностей – потребность индивидуальной любви.

Психологи различают потребности подлинные (разумные) и мнимые (неразумные, ложные). Удовлетворение только мнимых потребностей ведет к физической и духовной деградации личности и общества, наносит ущерб природе и обществу. Подлинные потребности побуждают человека к активной, благоразумной, общественно полезной жизнедеятельности, способствуют физическому и духовному совершенствованию личности без нанесения ущерба природе и другим людям.

Проблема потребностей у мыслителей античности Первые греческие философы стремились построить гармоничные отношения человека с миром. Они рассматривали человека как микрокосмос - миниатюрную копию огромного космоса (макрокосма), в которой представлены все силы Вселенной. Между природой, человеком и социальным миром существует некая гармония, и удовлетворение потребностей не должно нарушать ее. Так, первый греческий философ - Фалес из Милета (ок.625 г. - ок.547 г. до н.э.) говорил, что счастлив тот, “кто телом здоров, натурой богат, душой благовоспитан”. Из других высказываний Фалеса видно, что он стремился научить индивида разумному поведению в человеческом сообществе, умению сочетать личные и общественные интересы, не удовлетворять индивидуальные потребности в ущерб согражданам .

Мыслители Древней Греции обозначили основные мировоззренческие проблемы, возникающие при формировании потребностей. Основоположник материалистического направления в западной философии Демокрит обратил внимание на возрастание потребностей, существование потребностей разумных и неразумных. “Насколько умнее человека животное, которое, имея потребность, знает размеры ее! - восклицал он. - Человек же не знает границ своих потребностей ”. Тут возвышение потребностей явно рассматривается как недостаток человека. Демокрит одним из первых стал доказывать, что для достижения счастья необходима не безудержная погоня за удовольствиями, а контроль над своими потребностями, разумное ограничение желаний: “Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным”, “Неумеренное желание свойственно ребенку, а не зрелому мужу”, “Сильные желания, направленные на достижение чего-нибудь одного, делают душу слепой по отношению ко всему прочему”. Греческий философ предлагает способ противодействия разрушению человеческой личности, возникающему из-за неудовлетворенности (или из-за ощущения неудовлетворенности) материальных потребностей. Неумеренной погоне за материальными благами древние мыслители противопоставляли стремление к благам духовным. “Людям следует больше заботиться о душе, чем о теле”, - утверждал Демокрит. По сохранившимся свидетельствам, он высоко ценил потребность в познании и утверждал, что скорее “предпочел бы найти одно причинное объяснение, чем приобрести себе персидский престол”. Античные мыслители считали материальные потребности менее важными, чем духовные. Это относилось и к материальной трудовой деятельности - зарождавшемуся инженерному, техническому творчеству. Материальный труд считался уделом рабов - низшего класса общества, который невозможно сравнивать со свободными аристократами.

Греческий философ Ксенофонт писал: “Людей можно сделать послушными и словом, указывая, что повиновение для них полезно. Для рабов же и такое воспитание, которое кажется чисто животным, весьма подходит, чтобы научить их повиноваться. Ибо, угождая влечениям их желудка, можно многого от них добиться. На честолюбивые натуры хорошо действует похвала, так как некоторые жаждут похвалы не меньше, чем другие пищу и питье”. Удовлетворение простейших физиологических потребностей рассматривалось как основная форма вознаграждения за рабский труд: “Для раба вознаграждением служит получаемая им пища”, “Рабам, приставленным к более благородным занятиям, нужно оказывать внимание, а рабов, занимающихся низким трудом, вдоволь кормить”, “Охоту к труду можно вызвать также более свободным режимом, более свободной мерой пищи и одежды”, “Начальников следует поощрять наградами и стараться, чтобы они имели рабынь для сожительства, от которых у них были бы дети”. Таким образом, дозирование степени удовлетворения биологических и социальных потребностей служило в условиях рабства эффективным механизмом управления трудом. Первая классификация человеческих потребностей была дана последователем Демокрита - древнегреческим атомистом Эпикуром “Надо принять во внимание, - писал он, - что, желания бывают одни - естественные, другие - пустые , и из числа естественных одни - необходимые, а другие - только естественные; а из числа необходимых одни - необходимы для счастья, другие - для спокойствия тела, третьи - для самой жизни”. Похожей классификацией фактически пользуются и современные ученые. В самом, деле, Эпикур сначала делит все потребности (которые он называет “желаниями”) на разумные (“естественные”) и неразумные (“пустые”). Затем разумные разделяются на необходимые и не являющиеся необходимыми. Необходимые, в свою очередь, разделены на необходимые для счастья, необходимые для человека как живого организма (тела) и, наконец, насущные (т.е. абсолютно необходимые, без удовлетворения которых жизнь в принципе невозможна). Данная классификация в основном соответствует современному учению о потребностях, которые принято подразделять на насущные (необходимые для самой жизни) и ненасущные (необходимые для счастья и необходимые для тела).

Потребности и способности

Потребности

Слова «потребность» и «способность» известны всем. Сейчас поймем, что за ними стоит. На бытовом уровне потребность – то, что человек хочет, а способность – то, что он может. В науке несколько сложней, но тоже просто. Потребность – постоянное противоречие между существующей ситуацией и постоянной необходимостью человека в чем-либо. (Например, человек хочет спать, у него потребность во сне сейчас – и он выспался. На данный конкретный момент потребность удовлетворена, но потенциальная потребность в сне осталась – человек все равно еще захочет спать). Для того, чтобы удовлетворить любую потребность, человек должен что-то делать. Отсюда следует, что Потребность – постоянный внутренний побудитель человека к действию, то есть – к активности.

Инстинкт и потребность. Их виды и взаимосвязь

В основе любой человеческой потребности лежит соответствующий врожденный инстинкт. Инстинкт – биологический, то есть природный фактор, присущий индивиду как живому существу.

Инстинкты можно поделить три группы:

1. Витальные (латынь – жизнь), то есть обеспечивающие жизнеде6ятельность организма (пища, размножение и т.п.);

2. Социальные – необходимость в отношениях между индивидами;

3. Интеллектуальные – необходимость в познании окружающего мира. (ориентировочный инстинкт)

Как я уже написала, инстинкты обуславливают потребности. Следовательно, и потребности можно поделить на аналогичные группы:

1. Биологические – потребность во всем, что обеспечивает жизнедеятельность;

2. Социальные – потребность в труде, самореализации, самоутверждении – словом, в том, что вытекает из людских взаимоотношений.

3. Духовные – потребности в познании, знании, культуре…

Мнимые и подлинные потребности

Также можно различать подлинные и мнимые потребности. Не останавливаясь на этом долго, скажу суть: Подлинные потребности – те, которые ведут к развитию личности. Мнимые или ложные – наоборот, ведут к деградации. Примеры по желанию найдете сами.

Способности

Способность – это индивидуальная особенность человека, от которой зависит успешность выполняемой им деятельности. При этом стоит иметь в виду, что способность –это не просто умение что-то делать хорошо, но и то насколько быстро, насколько полно, насколько прочно (в смысле длительности) сделано что-либо. Способности сейчас рассматриваются как синтез биологического и социального в человеке. Попросту говоря, способности закладываются генетически (есть генетические программы поведения, закодированные в молекулах ДНК), но развиваются только в процессе жизнедеятельности. Иными словами, генетически закладывается не сама способность, а способность иметь способность. Стало быть, развитие любой способности зависит от множества социальных факторов. Критерием для типологии способностей обычно выступают различные виды деятельности – наука, музыка, искусство. И способности выделяют – художественные, музыкальные, инженерные, литературные и т.д. Кроме того, в рамках психологии, выделяются и общие способности, отвечающие за успешность в различных видах деятельности. (то есть при наличии математических способностей у ученика, к примеру, успешно идет обучение математике, истории, физике, биологии…)

Талант и гениальность.

Как серединный и крайний вариант развития способностей различают талант и гениальность. Талант – это совокупность способностей, которая позволяет создать что-то, отличающееся совершенством, но в рамках уже имеющихся знаний или умений. Гениальность – это такая совокупность способностей или же способность, которая позволяет создать принципиально новое, то, аналогов чему еще не бывало.

Потребности и система ценностей

Итак, система ценностей, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей, указывают на направленность ее поведения. Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. В целом можно сделать вывод, что потребности общества, группы людей или отдельного человека всегда находятся в глубокой связи с системами ценностей. И если охарактеризовать эту взаимосвязь в рамках сервисной деятельности, то необходимо сказать, что услуги востребованы только в том случае, если они гармонично вписываются в систему ценностей потенциальных потребителей или соответствуют по своему содержанию тому направлению, в котором она в данный момент изменяется.

Аттали и Гийоме (Attali et Guillaume, 1974) отрицают различие между потребностями и желаниями. Они полагают, что потребности генерируются желаниями, тем, что стало нормальным и естественным. Они включают то, что уже больше не доставляет удовольствия, но без чего невозможно обойтись, так как это «нечто» попадает в область « нормального» (Attali and Guillaume, 1974, р. 144). Именно динамика желаний объясняет аккумуляцию потребностей. Производственные компании эксплуатируют динамику желаний для обнаружения рынков, позволяющих им сохранить свою экономическую мощь.

«Если социальный спрос, диалектически являющийся следствием потребностей, желаний и социального предложения, столь лимитирован ограничениями системы производства, то разве не должен политический контроль за созданием потребностей логически предшествовать контролю за производством?» (Attali and Guillaume, 1974, р. 146).

Эта точка зрения с очевидностью противоречит взглядам ортодоксальных экономистов. Роса (Rosa, 1977) отмечает, что данный анализ подразумевает существование потребностей «реальных» и потребностей «ложных», которые создаются обществом и производителем.

«Согласно данной научной школе, существуют фундаментально неэквивалентные отношения обмена между угнетенным потребителем и доминирующим производителем; общество совращает потребителя, создавая искусственные желания, чтобы поработить и подчинить его. Последующий вывод прост: достаточно совершить « хороший» политический выбор, чтобы создать «хорошие» структуры, которые с необходимостью обеспечат процветание и выражение «реальных» потребностей» (Rosa, 1977, р. 176).

У данного анализа, некогда широко распространенного в Европе среди так называемых «левых интеллектуалов», есть одна важная слабость - он не позволяет отделить истинные потребности от ложных. Учитывая, что подавляющее большинство наших нынешних желаний имеет, разумеется, культурное происхождение, где же следует проводить разграничительную линию и, кроме того, кто же будет тем просвещенным диктатором потребления? Очевидно, что на данный вопрос нет объективного ответа.

«Замена спорного приоритета потребителя сомнительным приоритетом бюрократа или интеллектуала способствует лишь появлению большего числа не решаемых проблем» (Rosa, 1977, р. 159).

Следует добавить к этому, что гипотезу о бессилии потребителя ежедневно отрицают такие факты, как доступные обществу цифры об уровне провалов новых товаров; более половины товаров терпит провал при проникновении на рынок. Способность потребителя поступать по своему усмотрению - реальность, и фирмы это знают. Таким образом, следует признать, что диспут по поводу «истинных» и «ложных» потребностей является диспутом исключительно идеологическим. Экономисты отказываются вступать в эту дискуссию, так как она несовместима с научным подходом. В рамках анализа подобного рода можно провозгласить что угодно и все отрицать в соответствии с индивидуальной точкой зрения. Научный же подход требует объективности и глубины.