Литературно художественный сборник типография суворина 1903 год. Из истории издательства и книготоргового предприятия А.С. Суворина

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • 2
  • 2
  • 3. Творческий дебют 3
  • 4
  • 6
  • 7
  • Список использованной литературы 10

1. Вехи творчества поэта «серебряного века»

БЛОК Александр Александрович, русский поэт, родился 16 (28) ноября 1880, в Санкт-Петербурге.

Поэтическую деятельность начинал в духе символизма («Стихи о Прекрасной Даме», 1904), ощущение кризиса которого провозгласил в драме «Балаганчик» (1906).

Лирика Блока, по своей «стихийности» близкая музыке, формировалась под воздействием романса. Через углубление социальных тенденций (цикл «Город», 1904-1908), осмысление «страшного мира» (одноименный цикл 1908-1916), осознание трагедии современного человека (пьеса «Роза и крест», 1912-1913) пришел к идее неизбежности «возмездия» (одноименный цикл 1907-1913; цикл «Ямбы», 1907-1914; поэма «Возмездие», 1910-1921). Главные темы поэзии нашли разрешение в цикле «Родина» (1907-1916).

Октябрьскую революцию пытался осмыслить в поэме «Двенадцать» (1918), публицистике. Переосмысление революционных событий и судьбы России сопровождалось глубоким творческим кризисом и депрессией.

2. Семья. Детство и образование

Отец, Александр Львович Блок, -- юрист, профессор права Варшавского университета, мать, Александра Андреевна, урожденная Бекетова (во втором браке Кублицкая-Пиоттух) -- переводчица, дочь ректора петербургского университета А. Н. Бекетова и переводчицы Е. Н. Бекетовой.

Ранние годы Блока прошли в доме деда. Среди самых ярких детских и отроческих впечатлений -- ежегодные летние месяцы в подмосковном имении Бекетовых Шахматово. В 1897 во время поездки на курорт Бад-Наугейм (Германия) пережил первое юношеское увлечение К. М. Садовской, которой посвятил ряд стихотворений, вошедших затем в цикл Ante Lucem (1898-1900) и в сборник «За гранью прошлых дней» (1920), а также цикл «Через двенадцать лет» (1909-14). После окончания Введенской гимназии в Петербурге поступил в 1898 на юридический факультет петербургского университета, однако в 1901 перешел на историко-филологический факультет (окончил в 1906 по славяно-русскому отделению). Среди профессоров, у которых учился Блок, -- Ф. Ф. Зелинский, А. И. Соболевский, И. А. Шляпкин, С. Ф. Платонов, А. И. Введенский, В. К. Ернштедт, Б. В. Варнеке. В 1903 женился на дочери Д. И. Менделеева Любови Дмитриевне.

3. Творческий дебют

Писать стихи начал с 5-ти лет, однако осознанное следование призванию начинается с 1900-01. Наиболее важные литературно-философские традиции, повлиявшие на становление творческой индивидуальности -- учение Платона, лирика и философия В. С. Соловьева, поэзия А. А. Фета.

В марте 1902 произошло знакомство с З. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковским, оказавшими на него огромное влияние; в их журнале «Новый путь» (1903, № 3) состоялся творческий дебют Блока -- поэта и критика.

В январе 1903 вступает в переписку, в 1904 лично знакомится с А. Белым, ставшим наиболее близким ему поэтом из младших символистов. В 1903 вышел «Литературно-художественный сборник: Стихотворения студентов Императорского Санкт-Петербургского университета», в котором были опубликованы три стихотворения Блока; в том же году напечатан блоковский цикл «Стихи о Прекрасной Даме» (название предложено В. Я. Брюсовым) в 3-й книге альманаха «Северные цветы».

В марте 1904 начинает работу над книгой «Стихи о Прекрасной Даме» (1904, на титульном листе -- 1905). Традиционная романтическая тема любви-служения получила в «Стихах о Прекрасной Даме» то новое содержательное наполнение, которое было привнесено в нее идеями Вл. Соловьева о слиянии с Вечно-Женственным в Божественном Всеединстве, о преодолении отчуждения личности от мирового целого через любовное чувство. Миф о Софии, становясь темой лирических стихов, до неузнаваемости трансформирует во внутреннем мире цикла традиционную природную, и в частности, «лунную» символику и атрибутику (героиня появляется в вышине, на вечернем небосклоне, она белая, источник света, рассыпает жемчуга, всплывает, исчезает после восхода солнца и т. д.).

4. Участие в литературном процессе 1905-09 гг

«Стихи о Прекрасной Даме» выявили трагическую неосуществимость «соловьевской» жизненной гармонии (мотивы «кощунственных» сомнений в собственной «призванности» и в самой возлюбленной, способной «изменить облик»), поставив поэта перед необходимостью поиска иных, более непосредственных взаимоотношений с миром. Особую роль для формирования мировоззрения Блока сыграли события революции 1905-07, обнажившие стихийную, катастрофическую природу бытия. В лирику этого времени проникает и становится ведущей тема «стихии» (образы метели, вьюги, мотивы народной вольницы, бродяжничества).

Резко меняется образ центральной героини: Прекрасную Даму сменяют демонические Незнакомка, Снежная Маска, цыганка-раскольница Фаина. Блок активно включается в литературную повседневность, публикуется во всех символистских журналах («Вопросы жизни», «Весы», «Перевал», «Золотое Руно»), альманахах, газетах («Слово», «Речь», «Час» и др.), выступает не только как поэт, но и как драматург и литературный критик (с 1907 ведет критический отдел в «Золотом Руне»), неожиданно для собратьев по символизму обнаруживая интерес и близость к традициям демократической литературы.

Все более многообразными становятся контакты в литературно-театральной среде: Блок посещает «Кружок молодых», объединявший литераторов, близких к «новому искусству» (В. В. Гиппиус, С. М. Городецкий, Е. П. Иванов, Л. Д. Семенов, А. А. Кондратьев и др.). С 1905 посещает «среды» на «башне» Вяч. И. Иванова, с 1906 -- «субботы» в театре В. Ф. Комиссаржевской, где В. Э. Мейерхольд поставил его первую пьесу «Балаганчик» (1906). Актриса этого театра Н. Н. Волохова становится предметом его бурного увлечения, ей посвящены книга стихов «Снежная Маска» (1907), цикл «Фаина» (1906-08); ее черты -- «высокая красавица» в «упругих черных шелках» с «сияющими глазами» -- определяют облик «стихийных» героинь в лирике этого периода, в «Сказке о той, которая не поймет ее» (1907), в пьесах «Незнакомка», «Король на площади» (обе 1906), «Песня Судьбы» (1908). Выходят сборники стихов («Нечаянная радость», 1907; «Земля в снегу», 1908), пьес («Лирические драмы», 1908).

Блок публикует критические статьи, выступает с докладами в Санкт-Петербургском религиозно-философском обществе («Россия и интеллигенция», 1908, «Стихия и культура»,1909). Проблема «народа и интеллигенции», ключевая для творчества этого периода, определяет звучание всех тем, развиваемых в его статьях и стихах: кризис индивидуализма, место художника в современном мире и др. Его стихи о России, в частности цикл «На поле Куликовом» (1908), соединяют образы родины и любимой (Жены, Невесты), сообщая патриотическим мотивам особую интимную интонацию. Полемика вокруг статей о России и интеллигенции, в целом отрицательная их оценка в критике и публицистике, все большее осознание самим Блоком, что прямое обращение к широкой демократической аудитории не состоялось, приводит его в 1909 к постепенному разочарованию в результатах публицистической деятельности.

5. Кризис символизма и творчество 1910-17

Периодом «переоценки ценностей» становится для Блока путешествие в Италию весной и летом 1909. На фоне политической реакции в России и атмосферы самодовольного европейского мещанства единственной спасительной ценностью становится высокое классическое искусство, которое, как он вспоминал впоследствии, «обожгло» его в итальянской поездке. Этот комплекс настроений находит свое отражение не только в цикле «Итальянские стихи» (1909) и неоконченной книге прозаических очерков «Молнии искусства» (1909-20), но и в докладе «О современном состоянии русского символизма» (апрель 1910). Подводя черту под историей развития символизма как строго очерченной школы, Блок констатировал окончание и исчерпанность огромного этапа собственного творческого и жизненного пути и необходимость «духовной диеты», «мужественного ученичества» и «самоуглубления».

Получение наследства после смерти отца в конце 1909 надолго освободило Блока от забот о литературном заработке и сделало возможным сосредоточение на немногих крупных художественных замыслах. Отстранившись от активной публицистической деятельности и от участия в жизни литературно-театральной богемы, он с 1910 начинает работать над большой эпической поэмой «Возмездие» (не была завершена).

В 1912-13 пишет пьесу «Роза и Крест». После выхода в 1911 сборника «Ночные часы» Блок переработал свои пять поэтических книг в трехтомное собрание стихотворений (т. 1-3, 1911-12). С этого времени поэзия Блока существует в сознании читателя как единая «лирическая трилогия», уникальный «роман в стихах», создающий «миф о пути». При жизни поэта трехтомник был переиздан в 1916 и в 1918-21. В 1921 Блок начал подготовку новой редакции, однако успел закончить только 1-й том. Каждое последующее издание включает в себя все значительное, что создавалось между редакциями: цикл «Кармен» (1914), посвященный певице Л. А. Андреевой-Дельмас, поэму «Соловьиный сад» (1915), стихи из сборников «Ямбы» (1919), «Седое утро» (1920).

С осени 1914 Блок работает над изданием «Стихотворения Аполлона Григорьева» (1916) в качестве составителя, автора вступительной статьи и комментатора. 7 июля 1916 был призван в армию, служил табельщиком 13-й инженерно-строительной дружины Земского и Городского союзов под Пинском. После Февральской революции 1917 Блок возвращается в Петроград и входит в состав Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию преступлений царского правительства в качестве редактора стенографических отчетов. Материалы следствия были им обобщены в книге «Последние дни императорской власти» (1921, вышла посмертно).

6. Философия культуры и поэтическое творчество в 1917-21

После Октябрьской революции Блок недвусмысленно заявляет о своей позиции, ответив на анкету «Может ли интеллигенция работать с большевиками» -- «Может и обязана», напечатав в январе 1918 в левоэсеровской газете «Знамя труда» цикл статей «Россия и интеллигенция», открывавшийся статьей «Интеллигенция и революция», а через месяц -- поэму «Двенадцать» и стихотворение «Скифы». Позиция Блока вызвала резкую отповедь со стороны З. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковского, Ф. Сологуба, Вяч. Иванова, Г. И. Чулкова, В. Пяста, А. А. Ахматовой, М. М. Пришвина, Ю. И. Айхенвальда, И. Г. Эренбурга и др. Большевистская критика, сочувственно отзываясь о его «слиянии с народом», с заметной настороженностью говорила о чуждости поэмы большевистским представлениям о революции (Л. Д. Троцкий, А. В. Луначарский, В. М. Фриче). Наибольшие недоумения вызвала фигура Христа в финале поэмы «Двенадцать». Однако современная Блоку критика не заметила ритмического параллелизма и переклички мотивов с пушкинскими «Бесами» и не оценила роли национального мифа о бесовстве для понимания смысла поэмы.

После «Двенадцати» и «Скифов» Блок пишет шуточные стихи «на случай», готовит последнюю редакцию «лирической трилогии», однако новых оригинальных стихов не создает вплоть до 1921. В то же время с 1918 наступает новый подъем в прозаическом творчестве. Поэт делает культурфилософские доклады на заседаниях Вольфилы -- Вольной философской ассоциации («Крушение гуманизма» -- 1919, «Владимир Соловьев и наши дни» -- 1920), в Школе журнализма («Катилина» -- 1918), пишет лирические фрагменты («Ни сны, ни явь», «Исповедь язычника»), фельетоны («Русские денди», «Сограждане», «Ответ на вопрос о красной печати»).

Огромное число написанного связано со служебной деятельностью Блока: после революции он впервые в жизни был вынужден искать не только литературный заработок, но и государственную службу.

В сентябре 1917 становится членом Театрально-литературной комиссии, с начала 1918 сотрудничает с Театральным отделом Наркомпроса, в апреле 1919 переходит в Большой Драматический театр. Одновременно становится членом редколлегии издательства «Всемирная литература» под руководством М. Горького, с 1920 -- председателем Петроградского отделения Союза поэтов.

Первоначально участие Блока в культурно-просветительских учреждениях мотивировалось убеждениями о долге интеллигенции перед народом. Однако острое несоответствие между представлениями поэта об «очищающей революционной стихии» и кровавой повседневностью наступающего тоталитарного бюрократического режима приводило к все большему разочарованию в происходящем и заставляло поэта вновь искать духовную опору. В его статьях и дневниковых записях появляется мотив катакомбного существования культуры. Мысли Блока о неуничтожимости истинной культуры и о «тайной свободе» художника, противостоящей попыткам «новой черни» на нее посягнуть, были высказаны в речи «О назначении поэта» на вечере памяти А. С. Пушкина и в стихотворении «Пушкинскому Дому» (февраль 1921), ставших его художественным и человеческим завещанием.

В апреле 1921 нарастающая депрессия переходит в психическое расстройство, сопровождающееся болезнью сердца. 7 августа Блок скончался. В некрологах и посмертных воспоминаниях постоянно повторялись его слова из посвященной Пушкину речи об «отсутствии воздуха», убивающем поэтов.

Список использованной литературы

1. Аникеев А. П. Русские поэты серебряного века. -М.: Мысль, 2003

2. Магомедова Д. М. Блок Александр Александрович. -М.: Просвещение, 1981

3. Русская литература. Энциклопедия для детей. -М.: Аванта +, 2004

Подобные документы

    Александр Блок - русский поэт Серебряного века; биография: детство, семья и родственники, истоки творчества; университетские годы. Блок и революция; знакомство с символистами, увлечение театром, публикации; служба в действующей армии; крушение идеалов.

    презентация , добавлен 30.09.2012

    А. Блок - классик русской литературы XX столетия, один из величайших поэтов России. Биография: семья и родственники, революционные годы, творческий дебют поэта. Образ родины, любимой в творчестве Блока; разочарование в результатах революции; депрессия.

    презентация , добавлен 09.05.2013

    Детство, юность и творчество Александра Блока. Циклы стихов, отражающие вспыхнувшее чувство Блока к актрисе Н.Н. Волоховой. "Ante lucem" как преддверие будущего нелегкого пути поэта, его отношение к жизни, приятие ее и осознание высокой миссии поэта.

    презентация , добавлен 15.02.2011

    Александр Александрович Блок как крупнейший русский поэт Серебряного века. Магистральные пути русской поэзии XX века. Прочная связь творчества Блока с национальной культурой. Образ нового единения России. Роман в стихах - "Стихи о Прекрасной Даме".

    эссе , добавлен 23.04.2009

    Исследование происхождения, детских годов и юности поэта Александра Блока. Описания его женитьбы, любовных увлечений, окружения, трудовой и творческой деятельности, ареста. Характеристика влияния февральской и октябрьской революции на творчество поэта.

    презентация , добавлен 13.02.2012

    Специфика зарубежного и русского символизма. Отличие символа от художественного образа. Русские символисты-литераторы. Проблема теургического творчества. Поэзия "Серебряного века". Символистские тенденции в литературном творчестве Блока и Верлена.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2015

    Биография русского поэта-символиста Серебряного века Константина Дмитриевича Бальмонта: происхождение, детство, образование и творчество. Мировоззрение и переводческая деятельность поэта. Общеславянский мир и русская революция в произведениях Бальмонта.

    презентация , добавлен 20.12.2015

    Сведения о семье А.А. Блока, формирование его поэтической индивидуальности. Сюжетные мотивы стихотворений великого русского поэта. Отображение художественной концепции символизма в книгах "Стихи о Прекрасной Даме", "Снежная маска", "Роза и крест".

    презентация , добавлен 12.01.2012

    Биография Игоря Северянина сквозь призму его творчества. Начало творческого пути поэта, формирование взглядов. Характеристика произведений, особенности монографической и любовной лирики поэта. Роль и значение творчества Северянина для русской литературы.

    презентация , добавлен 06.04.2011

    Ознакомление с творчеством поэтов Серебряного века как ярких представителей эпохи символизма. Контекстуальный анализ образов царей и нищих в русской литературе (в поэзии Серебряного века в частности) на примере произведений А. Блока, А. Ахматовой и др.

Суворин (1834-1912) был многогранной личностью: журналистом, драматургом, театральным критиком и писателем, но остался в памяти потомков, главным образом, как успешный издатель. Он первым из российских издателей начал выпускать библиофильские издания, особо ценимые любителями книжногоискусства. Однако основную прибыль издательству приносили недорогие издания просветительского характера, объединённую в специальную "Дешёвую библиотеку". Для реализации этих изданий Суворин организовал продажи книг на железных дорогах, закрепив за собой исключительное право на этот вид торговли. Он создал "Контрагентство печати" — монополистическую организацию, занимавшуюся сбором информации и распространением печатных изданий по всей России.

Алексей Сергеевич Суворин родился в 1834 году в селе Коршево Бобровского уезда Воронежской губернии. Учился в воронежском Михайловском кадетском корпусе, затем занялся педагогической деятельностью. С 1858 года активно занимался журналистской деятельностью. В 1862 году переехал в Санкт-Петербург. Книгоиздательскую деятельность А.С.Суворин начал в 1872 году выпуском универсально-справочного издания "Русский календарь".

И.Н. Крамской. Портрет Алексея Суворина, 1881. Эрмитаж

В 1876 году Суворин купил пришедшую к тому времени в упадок газету "Новое время". К концу 1870-х годов он стал её единоличным владельцем и в 1877 году открыл собственную типографию, а в 1878 — книжный магазин. С этого года книги стали выходить под маркой "Издание А.С. Суворина".

Издательство А.С. Суворина. Невский проспект, 42. Фото 1900-х

В 1879 году издательство приступило к выпуску "Дешевой библиотеки". Маленькие, карманного формата, книжечки издавались массовым тиражом и стоили не дороже 40 копеек, благодаря чему они нашли дорогу к самым широким читательским кругам. Серия печаталась на приличной бумаге, имела хорошо оформленные обложки. С 1879 по 1912 год вышло в свет около 500 книжек этой серии общим тиражом более 1 млн. экземпляров.

В 1879 году Суворин принял решение выпускать ежегодники "Русская библиография". Вышел, правда, лишь один том из двух выпусков, за 1878 год. Суворин выпустил ряд ценных книг по различным отраслям знаний, в большинстве своём гуманитарной тематики. Большую художественную ценность имеют изданные Сувориным описания художественных музеев: "Картины императорского Эрмитажа в С.-Петербурге", "Картины Лондонской Национальной галереи", "Дрезденская картинная галерея". Выпускались в виде роскошных изданий произведения художественной литературы, в частности "Бахчисарайский фонтан" Пушкина. В 1888 году тиражом в 100 экземпляров было напечатано знаменитое произведение Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву", которое стало библиофильской редкостью сразу после издания. В расчете на библиофилов были изданы также "Наш век" О. Лейкснера (1881-1884) и "Иллюстрированная история Екатерины II" А.Г. Брикнера (1883).

Издательство выпускало и другие справочники, такие как "Весь Петербург" (с 1894 г.), "Вся Москва" (с 1895 г.), "Вся Россия" (с 1895 г.). Суворин в этой области издательской деятельности был фактически монополистом.

Став одним из крупнейших русских издателей, Суворин открыл отделения в Москве, Харькове, Одессе, Саратове, Ростове-на-Дону. Магазин Суворина в Петербурге помещался на Невском, в Москве — на Никольской улице, позднее — на Неглинной. В них был универсальный подбор книг, в том числе и принятых на комиссию чужих изданий. С середины 1880-х годов Суворин получил монопольное право на торговлю издательской продукцией (газетами, журналами и дешевыми книгами) на железных дорогах и пристанях, на Кавказских и Старорусских минеральных водах.
В 1905 году Суворин принял предложение управляющего петербургским книжным магазином Кормилицына преобразовать сеть магазинов и киосков, принадлежавших издательству и работающую в форме Контрагентства, в юридически самостоятельное неполное товарищество на вере. Это значит, что Суворин становился его основным пайщиком, а вкладчиками стали четыре человека, в том числе и И.Д. Сытин. После этого финансовое положение значительно улучшилось и Контрагентство стало приносить прогрессирующий доход. В 1911 году на базе товарищества был учреждён "Торговый дом Суворина и Ко". В России не существовало такой пристани или станции железной дороги, где не было бы киоска торгового дома Суворина, торговавшего книгами и периодическими изданиями. Всего по стране их насчитывалось 1600.
"Контрагентство А.С.Суворина и К" в 1909-1917 годах было крупнейшим в России издательством видовых почтовых открыток, по договору с министерством железных дорог агентство распространяло открытки через арендованные им вокзальные и станционные киоски. Фото открыток

Скончался Суворин 11 августа 1912 в Царском Селе на собственной даче вблизи Баболовского дворца. После его смерти театру Литературно-художественного общества (просуществовавшему до 1917) было присвоено имя А.Суворина. А под заголовком газеты "Новое Время" было решено навсегда оставить подпись "Основатель А.С.Суворин".
После его смерти издательство просуществовало ещё 5 лет и было закрыто после революции 1917 года.
За 40 лет издательской деятельности А.С. Суворин выпустил около 1500 книг универсальной тематики общим тиражом в 6,5 млн. экземпляров. На закате своей жизни Суворин написал: "Как издатель я оставлю прекрасное имя. Да, прямо так и говорю. Ни одного пятна. Я издал много, я никого не эксплуатировал, никого не жал, напротив, делал все, что может делать хороший хозяин относительно своих сотрудников и рабочих».

"Палестина"
А.А.Суворин

С.-Петербург, Типография А.С.Суворина, 1898г.

Подлинный шедевр русского книгопечатания и переплётного искусства.

Огромный формат: 30,5 * 41см.; , 352 стр.
Экземпляр в изумительном по красоте и сохранности издательском художественно оформленном переплёте работы одного из лучших мастеров переплётного искусства царской России, Поставщика Двора Его Императорского Величества Отто Кирхнера.
На корешке название книги и имя автора выполнены узорной арабской вязью. В центральной части передней крышки изображена Священная скала Голгофа с тремя крестами на фоне заходящего солнца и Иерусалимской стены. В левом углу оливковая ветвь: согласно древнему христианскому преданию оливковое дерево первым поклонилось Христу-младенцу после его рождения. Нижняя часть инкрустирована причудливым арабесковым орнаментом с восточными средневековыми мотивами. Вся композиция выполнена золотым, цветным, блинтовым и конгревным высокохудожественным тиснением, название и имя автора вытиснены золотом. Задняя крышка обрамлена золототиснёными декоративными рамками и украшена геометрическим орнаментом; здесь же клеймо переплётной мастерской: " Паров. Переплетная О.Ф.Кирхнера С.ПБ. ".
Изящные составные форзацы с тончайшим золотым узором. Трёхсторонний мраморный обрез. Шёлковый каптал ручного плетения. Ляссе.
Книга напечатана на дорогой высококачественной бумаге и снабжена многочисленными текстовыми и полностраничными иллюстрациями, а также 12-ью рисунками на отдельных вклейках и большой цветной картой Палестины. Все иллюстрации выполнены художниками А.Д.Кившенко и В.И.Навозовым.
Издательская суперобложка из особой плотной бумаги под змеиную кожу. Издательский короб с откидной сторонкой.

Содержание: Яффа; Русские Постройки. – Храм Св. Гроба; Елеон; Мечеть Омара. – Иерусалимский храм Соломона, Зоровавеля и Ирода. – Спор о Голгофе. – Сион. – Дом Тайной вечери; Поклонники на Русских Постройках. – Пасхальные службы у Св. Гроба; Братство Св. Гроба; В городе; На Русских Постройках; Православные, католики и протестанты; Население Палестины; Вифлеем и Горняя; Иордан; Мертвое море; Мар-Саба; Хеврон; Филистия; Побережье Кесарии; Кармил и Кайфа; Назарет; Тивериада; Фавор – Ездрелонская долина; Самария.

Увидевшая свет в 1898г. " Палестина " стала событием, как в истории книгоиздания, так и в истории книг, посвящённых Святой Земле и русскому паломничеству к святыням Ближнего Востока. Это произошло благодаря подробному повествованию А.А.Суворина неоднократно побывавшего в Палестине, и прекрасным, эмоционально насыщенным рисункам художников А.Д.Кившенко и В.И.Навозова.

Писатель и журналист Алексей Алексеевич Суворин (1862-1937), старший сын знаменитого издателя А.С.Суворина, в 1880-х гг. побывал на Ближнем Востоке. Он проехал от Яффы и Элеона до Мёртвого моря и Хайфы, побывал в Иерусалиме, посетил Святые места, уделив особое внимание русским постройкам. По ходу путешествия он делал записи, касающиеся особенности дорог, переезда, проживания и его стоимости, отмечал обычаи и нравы, фиксировал свои впечатления от встреч с жителями, паломниками, священниками и монахами, делал исторические заметки. Вернувшись в Россию в 1889г. после очередной поездки в Палестину, он с начала 1890-х гг. стал готовить к изданию свои путевые заметки. Причины написания книги Суворин объяснил следующим образом: " Сколько бы ни прошло перемен над Палестиной, в ней всё остаётся удивительно по-старому, потому что Палестина вся - в той дивной власти этой страны Обетования над бедным сердцем человека, которая останется над ним вечно…".

Текст дополняет блестящий изобразительный ряд: виды христианских святынь, зарисовки природы, людей, бытовых сценок, различных построек. В книге помещены два замечательных портрета, выполненных А.Д.Кившенко: почётного члена Императорского Православного Палестинского Общества архимандрита Антонина и Иерусалимского патриарха Герасима.

Выдающийся русский художник Алексей Данилович Кившенко (1851-1895) совершил путешествие в Палестину в 1891-1892гг. как участник археологической экспедиции Н.П.Кондакова. Рисовальщик и живописец-жанрист Василий Иванович Навозов (1862-1919) оставил след в истории изобразительного искусства не только как художник-академист, но и как замечательный иллюстратор периодических изданий Санкт-Петербурга, таких как " Нива ", " Всемирная иллюстрация ", " Север ".

Рисунки художников были использованы в качестве заставок-иллюстраций, инициалов, концовок, маргиналий, комментирующих текст, рисунки также размещены в тексте и на отдельных листах. Иллюстрации выполнены в технике литографии и тоновой литографии. Роль заставок в книге выполнили 10 рисунков: вид Яффы с моря, изображение Церковной цистерны на старом подворье, Ветка Оливы, открывающая главу " Елеон ", виды Священной скалы внутри мечети Омара, Яффских ворот, Консульского дома в Иерусалиме, жанровая сцена " На пашне " перед началом главы " Население Палестины ", а также виды Мёртвого моря с восточного берега Иордана, Монастыря святого Саввы и Соломоновых прудов. Из нескольких рисунков составлены четыре инициала: "К", "Р", "В" и "М". Каждая из украшенных буквиц размещена на фоне пейзажа, а рисунок букв построен из фигуры солдата, святых руин, стилизованных трав и пальмовых ветвей.

Почти 50 иллюстраций размещены в текстах глав, изобразительно поясняя рассказ. Художники смогли представить читателям Храм Святого Гроба, Камень миропомазания, Вход в пещеру Погребения, Церковь святой Елены, Голгофу, Гефсиманский сад, Пещеру пророка Иеремии, Место Святого Крещения, Мамврийский дуб. Представлена в рисунках Русская Палестина: здания Русских Построек и Угол на русских постройках, Консульский дом в Иерусалиме.

В книге много этнографических зарисовок, дающих возможность представить жизнь и быт народов, населяющих Палестину: это и Бедуин-водонос, и Бедуин, заготовляющий дрова, и Бедуинки, замазывающие щели в доме, и Плач евреев у Соломоновой стены, Обед рабочих, Караван верблюдов на Наплусской дороге близ Иерусалима и др. Есть в книге изображения жителей Вифлеема.

Пояснительный текст и иллюстрации А.Д.Кившенко позволяют понять специфику ведения богослужения в Святых Землях. О службах рассказывают рисунки, посвящённые Обряду омовения ног, Монастырю святого Саввы.
Наиболее яркими, позволяющими оценить талант А.Д.Кившенко и ощутить во всей полноте силу и мощь Святой Земли, стали его работы, размещённые на полосах и отдельных листах (некоторые в цвете). Среди изображений - Часовня Святого Гроба, Храм Воскресения, Елеонская гора и Иоасафовская долина, Поднятие колокола на Елеонскую гору, Мечеть Омара, Гробница Рахили.

Это роскошное издание сегодня является библиографической редкостью. Книга представляет несомненный интерес не только верующим христианам, но и любителям путешествий, истории и этнографии; позволяет современному читателю совершить паломничество в Святую Землю.

Великолепный образец издательско-типографского и переплётного искусства XIX века. Библиофильский экземпляр, с сохранением оригинальной издательской обложки и защитного короба с наклейкой. Небольшой дефект переднего форзаца и стенки коробки, в остальном суперколлекционная сохранность.

Цена: 500 000 руб.

В 1885 году в типографии А.С. Суворина выходит в свет книга «Рассказы бабушки…» с воспоминаниями Дмитрия Дмитриевича Благово (1827-1897).

Книгоиздательство Суворина – одно из самых знаменитых и успешных издательств конца ХIХ века. Свою деятельность А.С. Суворин начал в Петербурге в 1872 году выпуском «Русского календаря». В 1878 году Суворин открыл в Петербурге книжный магазин “Новое время” , а затем в 1882 году и типографию – с этого года книги стали выходить под маркой Издание А.С. Суворина . Особой популярностью пользовались серии книг карманного формата «Дешевая библиотека», «Новая библиотека Суворина» (в них публиковались произведения писателей различных времен и стран) и «Научная дешевая библиотека». Большой успех имели его ежегодные справочные издания – «Весь Петербург», «Вся Москва», «Вся Россия». За 40 лет издательской деятельности А.С. Суворин выпустил около 1500 книг универсальной тематики общим тиражом в 6,5 млн. экземпляров.

Дмитрий Дмитриевич Благово известен преимущественно как издатель «Рассказов бабушки», не раз переиздававшихся впоследствии и породивших многочисленные подражания. Единственным недостатком этого издания современники считали то, что это не подлинные записки знатной дворянки, прожившей 93 года, а рассказы, записанные с её слов внуком.

Описываемое издание открывается изображением 26-летней Елизаветы Петровны Яньковой – гравюрой с фотографии, снятой с портрета, писанного масляными красками в 1794 г. Елизавета Петровна прожила долгую жизнь, принадлежала к знатному роду Римских-Корсаковых и очень гордилась своим пятисотлетним дворянством. Елизавета Петровна живо помнила все предания семейства, восходящие к времени Петра I, и рассказывала с удивительной подробностью о людях, живших в эпоху Петра I и Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II, о современниках А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, декабристов и др.

На страницах «Рассказов бабушки» нашли отражение многие исторические события, известные факты литературной, светской жизни. Например, война 1812 года, рассказ о казни Е. Пугачева и др. Воспоминания насыщены любопытными подробностями светской, придворной жизни, дворянского быта.


Годы существования: 1877 - 1917

Описание:

Алексей Сергеевич Суворин (23.03.1834 - 24.08.1912) - русский издатель, журналист. Отец его был государственный крестьянин, отданный по набору в солдаты. Раненый при Бородине и получивший затем офицерский чин, он дослужился до капитана, что в то время давало потомственное дворянство.

Печататься А.С.Суворин начал в 1858 году сначала в провинциальной, а затем, переселившись в декабре 1862 года в Петербург, в столичной прессе. Нужно сказать, что в Петербург Суворин приехал в нетопленом вагоне 3-го класса, в пальто, одолженном ему поэтом А.Н.Плещеевым. В ту пору каторжных трудов и ожесточенной борьбы за существование Суворин придерживался весьма радикальных взглядов, даже прослыл крамольником, а его первая книга «Всякие: Очерки современной жизни», написанная в 1866 году, была запрещена и ее тираж полностью уничтожен. До 1875 года журналистская деятельность Суворина носила либеральный характер, но став владельцем газеты «Новое время» резко повернула (по выражению В,И,Ленина) »... к национализму, к шовинизму, к беспардонному лакейству перед власть имущими». С 1880 года Суворин начал издавать «Исторический вестник» - один из самых распространенных русских журналов, посвященных изучению прошлого России.

Книгоиздательскую деятельность А.С.Суворин начал в Петербурге в 1872 году выпуском «Русского календаря» в фактически возглавляемом им издательстве Е.О.Лихачевой и А.И.Сувориной . Успех этого универсально-справочного издания побудил его в 1876 году, взяв при посредничестве журналиста В. И. Лихачева крупный кредит в банке, купить пришедшую к тому времени в упадок газету «Новое время», а в 1877 году и собственную типографию. В 1878 году Суворин открыл в Петербурге книжный магазин “Новое время” , а затем в 1882 году и типографию - с этого года книги стали выходить под маркой Издание А.С.Суворина . Особой популярностью пользовались серии книг карманного формата «Дешевая библиотека», «Новая библиотека Суворина» (в них публиковались произведения писателей различных времен и стран) и «Научная дешевая библиотека». Большой успех имели его ежегодные справочные издания - «Весь Петербург», «Вся Москва», «Вся Россия».

Заметную ценность имеют изданные Сувориным описания художественных музеев: «Картины императорского Эрмитажа в Санкт-Петербурге» А.И. Сомова, «Картины Лондонской Национальной галереи» А. Истлека, «Дрезденская картинная галерея» Г. Люке, книга М. Розеса «Антони Ван-Дейк». Первым из русских издателей он стал выпускать библиофильские издания: «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Радищева (без купюр), «Наш век» О. Лейкснера (1881-1884) и «Иллюстрированная история Екатерины II» А.Г. Брикнера (1883). Некоторые из суворинских книг по истории, искусству, истории литературы считались в свое время непревзойденными по качеству. В 1887 г. Суворин переиздал полное собрание сочинений А.С. Пушкина (10 томов по 15 копеек), распроданное за несколько дней. Ему принадлежит заслуга в переиздании памятников отечественной культуры и мемуаров по истории России.

В 1910 году Суворин преобразовал свое издательство в акционерную компанию Товарищество А.С.Суворина «Новое время» , которую контролировал «Волжско-Камский коммерческий банк». Не смотря на кончину Суворина в 1912 году, Товарищество работало под его именем вплоть до 1917 года. Страшная болезнь – рак горла обнаружили у А. С. Суворина в 1909 году. После операции он потерял голос и общался последние месяцы посредством карандаша на клочках бумаги. Десятки таких записок хранятся в отделе рукописей ИРЛИ (Пушкинский дом).

За 40 лет издательской деятельности А.С.Суворин выпустил около 1500 книг универсальной тематики общим тиражом в 6,5 млн. экземпляров. И на закате своей жизни А.С.Суворин вполне мог поздолить себе написать: Как издатель я оставлю прекрасное имя. Да, прямо так и говорю. Ни одного пятна. Я издал много, я никого не эксплуатировал, никого не жал, напротив, делал все, что может делать хороший хозяин относительно своих сотрудников и рабочих. Газета дает до 600 тысяч в год, а у меня кроме долгов ничего нет, то есть нет денег. Есть огромное дело, которое выросло до миллионного оборота, но я до сих пор не знал никакого развлечения, никаких наслаждений, кроме труда самого каторжного. Расчетлив я никогда не был, на деньги никогда не смотрел как на вещь, стоящую внимания.

Особый интерес представляет система реализации книг издательства. В 1905 году Суворин принял предложение управляющего петербургским книжным магазином Я.К.Кормилицына преобразовать сеть магазинов и киосков, принадлежавших издательству и работающую в форме контрагентства, в юридически самостоятельное неполное товарищество на вере. Суворин становился его основным пайщиком, а вкладчиками стали четыре человека, в том числе и И.Д.Сытин. После этого финансовое положение резко изменилось к лучшему и контрагентство стало приносить прогрессирующий доход.

Вскоре внутри Товарищества наиболее активную роль стал играть Иван Дмитриевич Сытин , сумевший настоять на его реформировании. В начале января 1907 году он совместно с Сувориным, Д.П.Ефимовым , М.В.Клюкиным и В. И. Игнатьевым (теперь уже на равных основаниях) учредили новую фирму (Торговый дом) в виде полного Товарищества под названием «Товарищество торговли произведениями печати на станциях железных дорог». О масштабах его деятельности можно судить по тому, что на службе в Товариществе состояло более 400 агентов. Учредители обратились к министру торговли и промышленности за разрешением на открытие фирмы. Но министр признал необходимым изменить ее наименование «в смысле включения в оное, по крайней мере, имени одного из товарищей с добавлением слов «и К0»». После весьма длительных переговоров, в апреле 1907 года, было утверждено новое, на сей раз удовлетворившее обе стороны название: «Товарищество торговли произведениями печати на станциях железных дорог «Контрагентство печати»».

Через три года после образования Товарищества, Сытин уже почти держал бразды правления в своих руках. В зарегистрированном 31 марта 1910 года «Товариществе торговли произведениями печати на станциях железных дорог «Контрагентство печати» «полными товарищами», т.е. ответственными перед законом лицами, выступали Суворин и Сытин. В письме к Суворину от 3 сентября 1910 года Сытин сообщал, что наметилось уже пять конкурентов, собирающихся арендовать торговлю печатными произведениями на дорогах, контракт с которыми истекает в текущем году. Из-за чего арендная плата достигнет не менее 100 тыс. руб.: «весь барыш пойдет в пользу железных дорог, и опять будем работать или в убыток, или отказываться снимать дорогой ценой дороги» . Поэтому он предлагал Суворину основать новое Товарищество и расширить масштабы дела. Причем из 350 паев - 150 предполагалось передать Суворину, а всем остальным основателям (Сытину, Рябушинскому, Цветкову, Ефимову, Клюкину и Игнатьеву) - дать по 25 паев.

Суворин хорошо представлял, с каким трудом приходится Контрагентству противостоять натиску более активных конкурентов и каких усилий стоят льготы, поэтому согласился. 25 апреля 1911 года он, с одной стороны, и Сытин с еще тринадцатью вкладчиками, с другой, учредили, как значилось в соответствующем документе - «Торговый дом в образе Товарищества на вере под фирмою «Контрагентство А.С.Суворина и К°» для издательской деятельности и торговли произведениями печати на станциях железных дорог, пароходах, пароходных пристанях и во всех городах и селениях Российской империи». Говоря современным языком, фамилию Суворина в названии фирмы, учредители использовали в качестве раскрученного брэнда. Хотя в управлении фирмы Суворин уже не играл той роли, что раньше. А вскоре контора Контрагентства из Петербурга была переведена в Москву. Это означало еще и тот факт, что входил в силу другой знаменитый русский издатель Иван Сытин. Эпоха Суворина подходила к концу. Начиналось время Сытина. Но преемственность сохранялась. В России не существовало такой пристани или станции железной дороги, где не было бы киоска «Контрагентство А.С.Суворина», торговавшего книгами и периодическими изданиями. Всего по стране их насчитывалось 1600.

Через пять лет после смерти своего основателя, в декабре 1917 ВИКЖЕЛЬ (Всероссийский исполнительный комитет железнодорожных профсоюзов) передал в руки дорожных комитетов все киоски и право торговли произведениями печати. «Контрагентство А.С.Суворина» было переименовано в «Контрагентство ЦИК ССР». Через год, в ноябре 1918-го, в целях более широкого продвижения печати в массы президиум ВЦИК учредил «Центральное агентство ВЦИК», получившее сокращенное название - «Центропечать». Агентство имело разветвленный аппарат, только в Москве было создано 22 отдела с общим штатом в 3 тыс. человек. Всего же число сотрудников «Центропечати» достигало 17 тыс. В экспедиционное хозяйство агентства входило 6 центральных экспедиций (багажная, почтовая, книжная, комплектов, комиссариатов и пластинок), 8 газетных - при типографиях, 9 - при вокзалах и 11 районных экспедиций.

Издательство прекратило своё существование.