Лидия Литвяк. Небесная Белая Лилия. 'Белая лилия Сталинграда'

1 августа 1943 года из боевого задания не вернулась гвардии младший лейтенант Лидия Литвяк, командир звена третьей эскадрильи 73- го гвардейского истребительного авиаполка. Ни летчицу, ни самолета однополчанам обнаружить не удалось. После того как погиб Александр Евдокимов, ведомый Лидия Литвяк в последнем ее бою, поиски прекратили совсем – лишь он знал, где упал «Як» его командира...

Для авиационной части это была одна из тяжелейших потерь за год боевых действий: погибла летчик-истребитель, любимица полка, умелый и бесстрашный боец, который уничтожил в воздушных боях один аэростат-корректировщик и 14 боевых самолетов противника.


«Пропала без вести». В карточке военного архива значится именно эта лаконичная и совершенно неопределенная запись. «Пропала без вести» – данная запись может значить и геройски погибла, и добровольно сдалась в плен. Именно на это рассчитывали чиновники: главное-перестраховаться, а время сделает свое дело...

Лиля (именно так звали ее близкие друзья) пришла в авиацию, когда ей исполнилось четырнадцать лет. Свой первый самостоятельный полет она совершила уже в пятнадцать. Свой путь в профессии летчика она начала в Херсонской школе пилотов. После ее окончания Литвак была переведена в Калининский аэроклуб, став в нем одной из лучших летчиков-инструкторов. Все ее полеты были азартными, Лидия Владимировна упивалась полетами. Под ее началом «на крыло встали» сорок пять мальчишек.

Лиля очень хотела попасть на фронт. Находясь в Уфе, куда эвакуировали весь аэроклуб, ей становится известно, что в Москве началось формирование женских авиационных полков. Неудержимое желание сражаться с врагом могло стать воплотиться в жизнь. Лиля уезжает в столицу. Она решила, что будет сражаться с фашистами исключительно на истребителе. Однако достичь поставленной цели было весьма не просто. Неизвестно, как Литвак удалось приписать недостающие сто часов к уже имевшемуся. В любом случае, но этот «обман» помог попасть в учебно-боевую часть. Лиля после ее окончания была зачислена в 586-й женский истребительный авиаполк.

Лето 1942-го года. Гарь в воздухе над Саратовом. Постоянные налеты «Хейнкелей» и «Юнкерсов» на переправы и оборонные предприятия. Летчицы полка противовоздушной обороны защищают город, прикрывая его с воздуха. Лиля вместе с другими принимает участие в отражении вражеских налетов, сопровождает самолеты специального назначения к линии фронта. В сентябре 1942 года Литвяк входя в группу девушек, убывает в распоряжение 6-й истребительно-авиационной дивизии, которая защищала небо Сталинграда. Для Лили Литвяк, Раи Беляевой, Маши Кузнецовой, Кати Будановой, ее боевых подруг, с этого времени начинаются дни суровых испытаний тяжелыми воздушными боями.

Як-1 Л.В.Литвяк, 296-й ИАП, Сталинградский фронт, весна 1943 г

Практически во время каждого боевого вылета происходила напряженная воздушная схватка. Свою первую победу Литвяк одержала уже 13 сентября. К Сталинграду летели сопровождаемые «мессерами» «Юнкерсы». Лиля в составе своей группы вступает в бой. На Сталинградском фронте это был второй ее вылет. Выбрав цель, Лиля подходит сзади снизу к «Юнкерсу». Заход был удачным: она расстреляла самолет противника хладнокровно, как будто это происходило на полигоне. Счет открыт! Однако бой еще не завершен. Увидев, что Беляева Рая ведет единоборство с «Мессершмиттом», Лидия Литвяк бросает на помощь подруге свой «Як». И эта помощь была как нельзя кстати – у Беляевой кончились боеприпасы. Заняв место подруги, и навязав поединок пытавшемуся уйти фашисту, Лиля сбивает и его. Один бой – две победы! Не каждый боевой летчик может совершить такое.

А под вечер Лиля опять увидела своего противника. Летчик сбитого «мессера», плененный ас из эскадры «Рихтгофен», немецкий барон, пожелал познакомиться с победителем. К нему на встречу пришла белокурая, нежная с вида молодая женщина. Это попросту взбесило барона. Русские захотели над ним поиздеваться!

Два женских экипажа, Лидии Литвяк и Екатерины Будановой, в январе 1943 года были зачислены в 296 истребительный полк, который в то время базировался под Сталинградом на аэродроме Котельниково.

Обстановка в воздухе в марте 1943 года осложнилась: в зону действия полка начали вторгаться группы из состава знаменитых фашистских эскадр «Удет» и «Рихтгофен». Лиля в составе шестерки «Яков» в небе Ростова 22 марта принимала участие в перехвате группы «Юнкерсов-88». В бою Литвяк сбивает один из них. Шестерка Me109, подоспевшая на выручку фашистам, с ходу атакует. Первая их заметила Литвяк. Для срыва внезапного вражеского удара, она в одиночку встает на пути группы. Раненая летчица после пятнадцатиминутного боя сумела привести на свой аэродром искалеченный «Як».

Из госпиталя Лиля отправляется в Москву, к себе домой на Новослободской улице. С нее при этом взяли расписку, что в течение месяца она будет долечиваться дома. Однако спустя всего неделю столицу пришлось покинуть.

5 мая, еще не до конца окрепнув, Лиля добивается направления сопровождать наши бомбардировщики в составе группы прикрытия. Во время вылета завязался воздушный бой. «Мессеры», внезапно появившиеся со стороны солнца, атаковали наши «Петляковы», идущие плотным строем. В завязавшемся бою Литвяк сбивает еще одного вражеский самолет. 7 мая она вновь «вырывается» в небо. Из перекрестия ее прицела задымившись, уходит еще один «мессер».

На участке фронта, где действовал полк, в конце мая фашистами был «подвешен» аэростат наблюдения. Корректируемый наблюдателями артиллерийский огонь стал доставлять нашим войскам значительно больше хлопот. Лиля уходит на задание в одиночку. Взлетев, летчица предпринимает хитроумный маневр – углубившись в тыл противника, заходит на аэростат со стороны солнца, из глубины вражеской территории. На максимальном газу, разогнав почти до флаттера свой "Як", она идет в атаку. С расстояния приблизительно в 1000 метров открыла огонь из всех точек и не прекращала его, пока не проскочила около падающего аэростата. Июнь принес Лидии Литвак тяжелые испытания. Погибла Буданова Катя, ее лучшая боевая подруга. Кроме того, на глазах у всего полка разбился самолет Соломатина Алексея, единственного в то время Героя Советского Союза в полку, отличного парня и Лилиного любимого...

Як-1Б Л.В.Литвяк - ее последняя машина, 73-й ГвИАП, лето 1943 г

Сопровождая 16 июля 1943 года к линии фронта Ил-2, шестерка наших «Яков» вступила в бой с тридцатью шестью самолетами противника. Шесть «мессершмиттов» и тридцать «юнкерсов» пытались ударить по нашим войскам, однако их замысел был сорван. Литвяк в этом бою развалила на части еще один «Юнкере» и при поддержке своего ведомого сбила Me-109. И вновь ранение. На требование лечь в госпиталь ответила категорическим отказом: «Сил у меня достаточно». Следующий бой состоялся спустя всего три дня.

Литвяк 21 июля вместе с Голышевым Иваном, командиром полка вылетела на боевое задание. Наша пара во время вылета была атакована семеркой «мессеров». Командиру «досталось» четверо фашистов, ведомому – трое. Обладая чувством взаимовыручки, Литвяк не на минуту не забывала о командире. Один «мессер», из наседавших на Голышева ей удалось сбить. Однако силы были неравны. Самолет Лили подбили, и она, до самой земли преследуемая врагами, посадила машину на фюзеляж в полукилометре от села Новиковка.

По всему фронту шла слава о доблести женщины-летчика-истребителя. Все летчики полка любили и оберегали Лилю. Однако не уберегли...

Литвяк 1 августа 1943 года трижды поднимала в небо войны свой «Як». Третий бой был очень тяжелым, его вели с большой группой истребителей врага. Сбив в этой схватке Me 109, летчица одержала четырнадцатую личную победу. Последний боевой вылет Лили был в этот день четвертым. Шестерке наших истребителей пришлось схватиться с сорока двумя самолетами противника. Из этого сражения не вернулось две машины врага.

В небе над Мариновкой угасал бой. На запад уходила разогнанная фашистская армада. Прижавшись к верхней кромке облаков, наша шестерка не потерявшая ни одной машины взяла курс домой. В этот момент из белой пелены внезапно выскочил шальной «мессер» и прежде чем вновь нырнуть в облака, дал очередь по ведущему последней пары... На аэродром не вернулся Як-1 бортовой номер «23». 4 августа 1943 г. гвардии младшего лейтенанта Литвяк Лидию Владимировну приказом по Восьмой воздушной армии навечно зачислили в списки 73-го гвардейского Сталинградского истребительного авиаполка. Спустя четыре дня, 8 августа, Литвяк была представлена к званию Героя Советского Союза посмертно. Данную награду она бесспорно заслужила.

Однако тогда Лиле этого высокого звания не присвоили. В качестве посмертной награды вместо Золотой Звезды пришел орден Отечественной войны 1-й степени... Самолет Лили упал на занятой противником территории, в рощу возле хутора Кожевня (село Дмитровка, Шахтерский район). Кто и где похоронил летчицу – неизвестно.

Местные жители в 1946 году сдали останки Лилиного самолета на металлолом. След отважной летчицы был надолго потерян.

Бесстрашная Лиля, пала смертью храбрых в родном небе, похоронена была также в своей земле, однако долгие годы была пропавшей без вести. Эта неопределенность длилась на протяжении сорока пяти лет. однако след отважной летчицы все эти годы упорно искали. Искали однополчане, солдаты, школьники.

Газета «Комсомольская правда» в 1968 году попыталась восстановить честное имя Лили. Оформление «Комсомолкой» представление к присвоению Литвяк Л.В. звания Героя направили в политическое управление военно-воздушных сил. Командование ВВС поддержало благородный порыв коллектива газеты, однако не забыло и о принципе «осторожность - не помеха». Вердикт командования: "Ищите. Найдете, будем говорить".

В поиски Литвяк в 1971 году включились юные бойцы Отряда разведчиков военной славы под руководством Валентины Ващенко, учительницы 1-й школы г. Красный Луч. В течение нескольких лет девчонки и ребята отряда вдоль и поперек «прочесывали» окрестности села Мариновка.

Лилин след нашли неожиданно, практически случайно. Позднее стало известно следующее. Останки неизвестной летчицы, обнаруженные местными мальчишками случайно, вместе с останками других воинов, которые погибли в этом районе, похоронили 26 июля 1969 года. Захоронение состоялось в центре села Дмитровка (Шахтерский район). Перед этим врачами было установлено, что останки летчика женские. Так на братской могиле " 19 с. Дмитровка среди многих фамилий появилась «Неизвестный летчик».

Як-1 Лидии Литвак

Итак похоронена была летчица-истребитель! Но вопрос – кто именно? В 8-й воздушной армии в тот период их было две – Буданова Екатерина и Литвяк Лидия. Буданова геройски погибла в июне 1943 года. Известно и место ее захоронения. Значит Лиля? Да, безусловно, это была она. Справка, полученная из Центрального архива Минобороны, подтвердила сделанный вывод. Имя Лидии Литвяк в июле 1988 года увековечено в месте захоронения, братской могиле " 19, находящейся в центре села Дмитровка. В ноябре 1988 года приказом зам. министра обороны внесено изменение в пункт 22 приказа Главного управления кадров от 16 сентября 1943 года, в отношении судьбы Литвяк написано:
«Пропала без вести 1 августа 1943 г. Следует читать: погибла при выполнении боевого задания 1 августа 1943 г.»

Таким образом последнее белое пятно в судьбе Лили было ликвидировано. После этого в Верховный Совет СССР ушло представление к присвоению звания Героя Советского Союза Л. В. Литвяк и о повышении ее в звании посмертно. Это высокое звание гвардии старшему лейтенанту Литвяк было присвоено 6 мая 1990 г.

Список побед, одержанных Литвак Лидией Владимировной:
Вылеты №№ 1 и 2, 13.09.1942, на Ла-5 сбиты Bf 109 и Ju 88 соответственно.
Вылет № 3, 27.09. 1942, на Ла-5 сбит Ju 88.
Вылет №4, 11.02. 1943 на Як-1 сбит FW 190A.
Вылеты №№ 5 и 6. 1.03. 1943 на Як-1 сбиты FW 190A и Ju 88 соответственно.
Вылеты №№ 7 и 8 15.03. 1943 на Як-1 сбито по одному Ju 88.
Вылет №9 5.05. 1943 Як-1б данные о сбитых самолетах отсутствуют.
Вылет №10 31.05. 1943 на Як-1б сбит аэростат.
Вылеты №№ 11 и 12. 1.08. 1943 Як-1б данные о сбитых самолетах отсутствуют.

Лидия Литвяк — Герой Советского Союза, лётчик-истребитель, командир авиационного звена, гвардии младший лейтенант. Была одной из самых результативных женщин в годы Второй мировой войны. Эта на первый взгляд хрупкая и милая девушка посвятила всю себя борьбе с фашистскими захватчиками и сделала невозможное. Вечная слава героям!

Так уж получилось, что среди советских истребителей-асов, отличившихся в Великую Отечественную войну, всенародная известность и слава достались, по сути, лишь двоим, самым лучшим - Ивану Кожедубу (по уточнённым данным - 64 личные победы) и Александру Покрышкину (59). К превеликому сожалению, других наших «соколов» в народе практически не знают. Ну, знают, правда, ещё - благодаря книге Бориса Полевого - про Алексея Маресьева (11, в т.ч. 7 после возвращения в строй, с ампутированными ногами). Кто-то может припомнить славного сына крымско-татарского и дагестанского народов Амет-Хана Султана (30 плюс 19 побед в группе). Вот, собственно говоря, и всё, вернее - все…
В тени Кожедуба и Покрышкина оказался даже третий наш ас, сослуживец Покрышкина - дважды Герой Советского Союза Григорий Речкалов, уступивший Покрышкину совсем немного (56 побед). Тут, однако, имеется одно обстоятельство: Речкалов был прекрасным лётчиком и храбрым человеком, но обладал сложным характером, был излишне амбициозен и «хромал» по части боевой дисциплины.

…В общем, недостаточно наш народ знает своих героев-авиаторов и крайне важно поэтому вести соответствующую работу по устранению «белых пятен». А ведь, между прочим, в Красной Армии воевала лучшая женщина-ас в истории авиации - Лидия Литвяк. Особо отличилась она в Сталинградской битве, 80-летие победы в которой мы отмечаем сейчас. А похоронена Лидия Литвяк на Украине - в братской могиле в селе Дмитриевка Шахтёрского района Донецкой области.

Родилась Лидия в Москве в 1921 году. Как и многие молодые люди 30-х годов, увлеклась авиацией. С 14-ти лет она посещала авиаклуб и в 15 совершила свой первый самостоятельный полёт. После окончания Херсонской авиашколы лётчиков-инструкторов работала инструктором в Калининском аэроклубе. Причём Литвяк отлично проявила себя на этой работе, подготовив до войны 45 курсантов. Когда началась Великая Отечественная война, советское командование не планировало широкого участия женщин в боевой авиации. Однако огромные потери лётного состава заставили изменить первоначальные намерения. Уже в октябре 1941 года было принято решение сформировать из добровольцев три женских авиаполка. Руководить данной работой поручили легендарной лётчице Марине Расковой.

В начале 1942-го Лидия Литвяк подала прошение в боевую - истребительную - авиацию, приписав себе недостающих 100 лётных часов. Её зачислили в 586-й истребительный авиаполк (ИАП). Свой первый боевой вылет Литвяк совершила в июне в небе над Саратовом. Вспоминает старший сержант Инна Паспортникова, бывшая в годы войны техником самолёта Лидии Литвяк:

"В октябре 1941 года, когда мы ещё тренировались на учебной базе под Энгельсом, во время построения Лиле приказали выйти из строя. Она была в зимней форме, и мы все увидели, что она отрезала верха своих меховых унтов, чтобы сделать модный воротник для лётного комбинезона. Наш командир Марина Раскова спросила, когда она это сделала, и Лиля ответила: "Ночью..."Раскова сказала, что следующей ночью Лиля, вместо того чтобы спать, отпорет воротник и пришьёт мех обратно на унты. Её к тому же ещё и арестовали, посадив в отдельное помещение, и она действительно всю ночь занималась обратной перешивкой меха. Это был первый раз, когда другие женщины обратили внимание на Лилю, поскольку раньше никто даже не замечал эту невысокую, миниатюрную девушку. В свои 20 лет она была такая худенькая, симпатичная и очень похожая на популярную в те годы актрису Серову. Странное дело: шла война, а эта маленькая девушка с белокурыми волосами думала о каком-то меховом воротничке..."

Свои первые боевые вылеты отважная лётчица совершила в составе 586-го женского истребительного авиаполка весной 1942 года в небе Саратова, прикрывая Волгу от налётов вражеской авиации. С 15 апреля по 10 сентября 1942 года выполнила 35 боевых вылетов на патрулирование и сопровождение транспортных самолётов с важными грузами. 10 сентября 1942 года, в составе того же полка, прибыла под Сталинград и за короткий период времени совершила 10 боевых вылетов.

13 сентября, во втором боевом вылете по прикрытию Сталинграда, открыла свой боевой счёт. Сначала сбила бомбардировщик Ju-88, затем выручая свою подругу Раю Беляеву, у которой кончились боеприпасы, заняла её место и после упорного поединка подбила Ме-109. Лётчиком Me-109 оказался немецкий барон, одержавший 30 воздушных побед, кавалер Рыцарского креста.

А в конце сентябре она уже воевала на Сталинградском фронте в составе 437-го «мужского» авиаполка, защищавшего небо Сталинграда, летая на Ла-5. Позже пересела на Як-1 с жёлтым номером «44» на борту.

Женское истребительное звено просуществовало недолго. Его командир, старший лейтенант Р. Беляева, вскоре была сбита и после вынужденного прыжка с парашютом долго лечилась. Вслед за ней выбыла из строя по болезни М. Кузнецова. В полку остались только 2 лётчицы: Л. Литвяк и Е. Буданова. Именно они достигли наивысших результатов в боях. Вскоре Лидия сбила ещё один "Юнкерс".
Лидия Литвяк была ещё совсем юной девушкой - ей едва исполнился 21 год. Молодой и очень романтичной: по воспоминаниям, Лидия носила длинные шарфы, сшитые из парашютного шёлка, и всегда держала в кабине истребителя букетик полевых цветов. На капоте своего Як-1 она нарисовала яркую белую лилию.

Многие считали её красавицей. И на фронте к Лидии пришла большая любовь: её супругом стал её же ведущий - Алексей Саломатин, всего одержавший 12 побед.Новыми боевыми победами была увенчана их слава и после перевода 8 января 1943 года в 296-й истребительный авиационный полк. К февралю Литвяк выполнила 16 боевых вылетов на сопровождение штурмовиков, разведку войск противника и прикрытие наших наземных войск.
11 февраля 1943 года командир 296-го истребительного авиационного полка майор Н.И.Баранов повёл четвёрку истребителей в бой. И снова, как в сентябре, Лидия сбила 2 самолёта — лично Ju-88 и в группе FW-190. В одном из боев её Як-1 был подбит и Лидия совершила вынужденную посадку на вражеской территории. Выскочив из кабины, она, отстреливаясь, бросилась бежать от приближающихся немецких солдат. Но расстояние между ними быстро сокращалось. Вот уже последний патрон остался в стволе... И вдруг над головами противника пронесся наш штурмовик. Поливая немецких солдат огнём, он заставил их броситься на землю. Затем, выпустив шасси, спланировал рядом с Лидой и остановился. Не вылезая из самолета, летчик отчаянно замахал руками. Девушка бросилась навстречу, втиснулась пилоту на колени, самолет пошёл на взлёт и вскоре Лидия была в полку.

23 февраля 1943 года Литвяк вручили новую боевую награду — орден Красной Звезды. Чуть раньше, 22 декабря 1942 года, она была награждена медалью "За оборону Сталинграда". К тому времени на её боевом счету уже числились 8 сбитых самолётов.В марте обстановка в воздухе ещё более осложнилась. 22 марта в районе Ростова-на-Дону Литвяк участвовала в перехвате группы Ju-88. Во время долгого и трудного боя ей удалось сбить один «юнкерс». В это время подошедшая на помощь «юнкерсам» шестёрка Me-109 с ходу пошла в атаку. Лидия заметила их первая и, чтобы сорвать внезапный удар, одна встала на их пути. 15 минут вертелась смертельная карусель. С большим трудом раненая лётчица привела искалеченный истребитель домой. Доложив, что задание выполнено, она потеряла сознание...
После лечения в госпитале, она отправилась в Москву, дав расписку, что в течение месяца будет долечиваться дома. Но уже через неделю Лидия вернулась в полк. 5 мая, ещё не совсем окрепнув, Литвяк вылетела на сопровождение группы бомбардировщиков. Во время вылета завязался воздушный бой и Лидия сбила истребитель противника. Через два дня она сбила ещё один «мессер».

В апреле 1943 года весьма популярный журнал "Огонёк" поместил на первой странице (обложке) фото боевых подруг — Лидии Литвяк и Екатерины Будановой и короткое пояснение: "12 самолётов противника сбили эти отважные девушки".

А в конце мая Литвяк в блестящей манере, молниеносной атакой со стороны солнца сбила немецкий аэростат-корректировщик, который до того никак не могли сбить другие наши истребители. За эту победу младший лейтенант Лидия Литвяк была удостоена ордена Красного Знамени. Про её подвиги написали в газетах, её имя стало известно стране. Успехи в боях омрачались, однако, потерей близких людей. 21 мая 1943 года погиб муж Лидии - Герой Советского Союза гвардии капитан Алексей Саломатин. А 19 июля не вернулась из боя лучшая подруга - Катя Буданова, которая на тот момент была лучшей женщиной-асом (11 побед). 16 июля 1943 года вылетела в составе шестёрки на сопровождение штурмовиков. В районе линии фронта наши истребители вступили в бой с 30 бомбардировщиками, сопровождаемыми 6 «мессершмиттами», пытавшимися нанести удар по нашим наземным войскам. В этом бою Литвяк лично сбила «юнкерс» и в паре с ведомым Me-109, но и сама была ранена. На требование ехать лечиться ответила категорическим отказом. Не раз доводилось ей сопровождать наши штурмовики и бомбардировщики. В одном из вылетов она сбила Me-109, через пару дней — снова бой. 16 июля 1943 года, отбиваясь от трёх Me-109, Лидия пришла на помощь своему командиру И. Голышеву, на которого навалилась четвёрка «мессеров». Меткая очередь настигла вражескую машину. Но был подбит и её самолет. Преследуемая до самой земли, она сумела посадить свой «Як» на фюзеляж. Наблюдавшие за боем пехотинцы прикрыли огнем её приземление. Они были восхищены, узнав, что бесстрашным лётчиком оказалась девушка. 1 августа 1943 года Лидия Литвяк не вернулась с боевого задания. В этот роковой день она совершила 3 боевых вылета. В одном из них в паре с ведомым сбила Me-109. В четвёртом вылете шестёрка Як-1, вступив в бой с группой из 30 Ju-88 и 12 Me-109, завязала смертельную круговерть. И вот уже горит «юнкерс», разваливается на куски «мессер». Выходя из очередного пике, Лидия увидела, что противник уходит. Собралась и наша шестёрка. Прижавшись к верхнему краю облаков, они пошли домой. Внезапно из белой пелены выскочил «мессер» и, прежде чем нырнуть обратно в облака, успел дать очередь по ведущему третьей пары с бортовым № 23. «Як» как бы провалился, но у земли лётчица, видимо, пыталась выровнять его... Во всяком случае, так рассказывал товарищам ведомый Лидии в этом бою — Александр Евдокимов. Это родило надежду, что она жива.

Были срочно организованы ее поиски. Однако ни самолёта, ни лётчицы найти не удалось. После гибели в одном из боёв сержанта Евдокимова, который знал в каком районе упал Лидин «Як», официальный поиск прекратили.
За свою короткую, чуть более года, боевую карьеру она выполнила 186 боевых вылетов, провела 69 воздушных боёв и одержала 12 подтверждённых побед.Характеризуя её как воздушного бойца, бывший командир 273-го (31-го гвардейского) истребительного авиаполка Герой Советского Союза Б.Н. Ерёмин вспоминал: «Это была прирождённая лётчица. Она обладала особым талантом истребителя, была смела и решительна, изобретательна и осторожна. Она умела видеть воздух...»

Лидия Владимировна Литвяк была представлена командованием полка к званию Героя Советского Союза посмертно. Вскоре с вражеской территории вернулся один из сбитых ранее лётчиков. Он доложил, что, по словам местных жителей, на дорогу возле села Мариновка сел наш истребитель. Лётчиком оказалась девушка — белокурая, небольшого роста. К самолету подошла автомашина с немецкими офицерами, и девушка уехала с ними... Большинство авиаторов слуху не поверили и продолжали попытки выяснить судьбу Лидии. Но тень подозрений уже вышла за пределы полка и достигла вышестоящих штабов. Командование дивизии, проявив «осторожность», не утвердило представление Литвяк к званию Героя Советского Союза, ограничившись орденом Отечественной войны 1-й степени.
Как-то в момент откровения Лидия сказала механику самолёта, своей подруге: «Больше всего я боюсь пропасть без вести. Всё, что угодно, только не это». Для такого беспокойства имелись веские основания. Отец Лиды был арестован и расстрелян как «враг народа» в 1937 году. Девушка прекрасно понимала, что значит ей, дочери репрессированного, пропасть без вести. Никто и ничто не спасёт её честного имени. Судьба сыграла с ней злую шутку, уготовив именно такую участь.

Но Лидию искали, искали упорно. Ещё летом 1946 года командир 73-го гвардейского истребительного авиаполка И. Запрягаев послал в район Мариновки на машине несколько человек для поисков её следа. К сожалению, однополчане Литвяк опоздали буквально на несколько дней. Обломки Лидиного «Яка» уже были уничтожены... В 1968 году газета «Комсомольская Правда» предприняла попытку восстановить честное имя лётчицы. В 1971 году в поиск включились юные следопыты школы № 1 города Красный Луч. Летом 1979 года их поиски увенчались успехом. Находясь в районе хутора Кожевня, ребята узнали, что летом 1943 года на его окраине упал советский истребитель. Пилотом, раненым в голову, была женщина. Она похоронена в селе Дмитровка Шахтёрского района Донецкой области в братской могиле. Это была Лидия Литвяк, что подтвердилось ходом дальнейших расследований. В июле 1988 года в личном деле Литвяк запись «пропала без вести» была наконец заменена на «погибла, выполняя боевое задание». Ветераны полка, в котором она воевала, возобновили ходатайство о присвоении ей звания Героя Советского Союза.

Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии младшему лейтенанту Литвяк Лидие Владимировне посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Орден Ленина № 460056 и медаль "Золотая Звезда" № 11616 были переданы на хранение родственникам погибшей Героини.

Награждена орденами Ленина (5.05.1990, посмертно), Красного Знамени (22.07.1943), Отечественной войны 1-й степени (10.09.1943, посмертно), Красной Звезды (17.02.1943), медалью "За оборону Сталинграда" (1943). В городе-герое Москве на доме № 14 по улице Новослободской, в котором жила Героиня и откуда она ушла на фронт, установлена мемориальная доска. Мемориальная плита установлена на мемориале на месте захоронения, в селе Дмитровка Шахтёрского района Донецкой области.

Лидия Литвяк - советский летчик-истребитель

Лидия Литвяк - советский летчик-истребитель, Герой Советского Союза.
96 лет со дня рождения.
Знаменитая летчица, Герой Советского Союза, командир авиационного звена, гвардии младший лейтенант - Лидия Литвяк, обладая особым талантом истребителя и умея «видеть воздух», была одной из самых результативных женщин-пилотов Второй мировой войны, а по воспоминаниям сослуживцев к тому же - образцом женственности и обаяния. Лидия (Лиля) Владимировна Литвяк родилась 18 августа 1921 года в Москве, в семье железнодорожника. Но в 1937 году по ложному доносу ее отец был арестован и расстрелян, как «враг народа». Этот факт Лиля тщательно скрывала в последующие годы. Небом она «заболела» рано и в 14 лет пришла в аэроклуб, а еще через год совершила свой первый самостоятельный полет. Но после окончания семилетки, училась в машиностроительном техникуме, а затем на курсах геологов и даже участвовала в экспедиции на Крайний Север. Но про авиацию не забыла…
В 1940 году Литвяк окончила Херсонскую авиационную школу летчиков-инструкторов Осоавиахима и устроилась в аэроклуб города Калинина, где вскоре стала одним из лучших инструкторов и квалифицированным летчиком. К началу Великой Отечественной войны она успела подготовить 45 курсантов - будущих пилотов. А с первых дней войны и сама рвалась на фронт.

Окончив курсы усовершенствования летчиков, Лидия осенью 1941 года попала в действующую армию, поскольку в условиях потери большого количества кадровых пилотов было принято решение, на государственном уровне, сформировать три женских авиаполка под руководством легендарной летчицы М.Расковой. Кстати, чтобы попасть в эти части, Литвяк приписала к своему налету 100 недостающих часов и была сразу зачислена в 586-й истребительный авиаполк (ИАП), который участвовал в обороне Саратова. Освоив истребитель ЯК-1, именно в составе этого полка в небе Саратова весной 1942 года Лидия выполнила свои первые боевые вылеты, а вскоре имела на своем счету и одну групповую победу - сбитый немецкий бомбардировщик Ju-88. В сентябре того же года она была переведена в 437-й ИАП под Сталинград и буквально сразу же, во время своего второго вылета в составе этого полка, сбила два немецких самолета (бомбардировщик Ju-88 и истребитель Ме-109), и это было только начало… Именно тогда на капоте самолета Литвяк была нарисована белая лилия, и летчица получила прозвище «Белая лилия Сталинграда», а «Лилия» стала ее позывным в радиоэфире.

После Сталинграда Литвяк служила в отдельном женском звене при штабе дивизии, затем была переведена в 9-й гвардейский Одесский ИАП - своеобразный полк асов, т.н. сборную лучших летчиков, созданную для завоевания превосходства в воздухе, а в конце 1942 года - в 296-й ИАП. И везде она не переставала удивлять мужчин-сослуживцев своим мастерством, успешно ведя воздушные бои и сбивая немецкие самолеты. И именно «в небе» Лидия встретила и свою любовь - летчика-истребителя Алексея Саломатина, с которым они, в перерыве между боями, расписались в апреле 1943 года. Однако, счастье было недолгим - вскоре ее муж погиб в бою, а затем и лучшая подруга Екатерина Буданова. Кстати, сама Литвяк за время участия в боевых действиях трижды была ранена, дважды совершала вынужденную посадку на территории противника, но всегда возвращалась в свой полк и в строй. Но война еще продолжалась… В конце июля 1943 года на Южном фронте - на рубеже реки Миус, закрывавшем дорогу на Донбасс, шли тяжелые бои по прорыву немецкой обороны. Наземные действия частей Красной армии поддерживала и советская авиация, упорно борясь за превосходство в воздухе. В числе пилотов, участвовавших в этих боях, была и Литвяк.

1 августа 1943 года она, совершив три боевых вылета в районе Донецка, лично сбила 2 самолета противника и 1 в группе, а из четвертого вылета командир звена 3-й эскадрильи 73-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии младший лейтенант Лидия Владимировна Литвяк не вернулась… Ее самолет был атакован противником, подбит, и больше его никто не видел. Командование срочно организовало ее поиски. Но ни самолета, ни самой летчицы найти не удалось. Как позднее было установлено - Лидия Литвяк погибла при выполнении боевого задания в бою над Миус-фронтом. Ей был всего 21 год, но за свой недолгий боевой путь в годы войны она успела стать настоящей легендой, проявив мужество и мастерство в воздухе, при этом сбив больше всех самолетов среди женщин-пилотов. Всего она совершила 186 боевых вылетов, в которых провела 69 воздушных боев и одержала 16 побед (4 - в группе), а еще сбила немецкий аэростат-корректировщик.

Сразу же после ее гибели, командование дивизии подготовило представление летчицы к званию Героя Советского Союза. Однако, поскольку останков так и не нашли, то и представление было отложено. В послевоенные годы однополчане и энтузиасты продолжали вести поиски, но лишь в 1979 году было найдено и в ходе дальнейшего расследования подтверждено документально, что останки Лидии Литвяк захоронены в братской могиле на территории села Дмитриевка Шахтерского района Донецкой области.

Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года Лидии Владимировне Литвяк, наконец, было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно), орден Ленина и медаль «Золотая Звезда» переданы на хранение ее родственникам, а 25 октября 1993 года Указом Президента РФ, в знак признания ее боевых заслуг во время Великой Отечественной войны, ей также было присвоено звание Героя России (посмертно). При жизни летчица была награждена орденами Красной звезды, Красного знамени и Отечественной войны 1-й степени. В Москве на доме, где до войны жила Лидия Литвяк, установлена мемориальная доска, на месте захоронения, в селе Дмитриевка Донецкой области, установлен мемориальный камень, а в городе Красный Луч в центральном сквере стоит памятник легендарной летчице. https://cont.ws/@user3885/692748

Украинец Иван Борщик погиб во время сражения по освобождению от фашистов Латвии

Второй этап крупномасштабной операции «Багратион» был направлен на освобождение Прибалтики. 1-й Прибалтийский фронт наступал к Рижскому заливу, чтобы разорвать соединения Рижской и Курлнядской группировок группы германской армии «Север». Германское командование на северо-западном направлении пыталась восстановить фронт и присылала всё новые резервы. Красная Армия испытывала мощные танковые контрудары противника.


Одна из таких битв советских артиллеристов с немецкими танковыми соединениями завязалась в районе деревни Багачи (ныне Добельский край, область Земгале, Латвия). В начале августа 1944 года немцы направили к деревне большую группу танков, отражать удар пришлось батарейцам 239-го артиллерийского полка 77-й стрелковой дивизии 51-й армии 1-го Прибалтийского фронта.

Командовал батареей украинец Иван Владимирович Борщик, в Красной Армии он нес службу с октября 1939 года. Во время войны окончил Тбилисское артиллерийское училище имени 26 Бакинских комиссаров. За годы войны отличился в оборонительных операциях по защите Одессы, Кубани, Кавказа, в наступательных операциях: при прорыве обороны противника на реке Молочной, на Сиваше, в штурме Сапун-горы.

Наградной лист отмечает его личные качества и боевые заслуги: «благодаря проявленной отваги и решительности, батареей под его командованием было уничтожено 5 артиллерийских батарей, 8 станковых пулеметов, до 2-х батальонов пехоты противника».

Иван Борщик во время сражений неоднократно получал ранения, но от лечения отказывался, оставался в строю и продолжал командование.

19 августа в местечке Багачи его батарея отразила восемь танковых атак, было подбито пять немецких танков. Через день, в этом же месте, битва разгорелась с новой силой вновь. Когда в живых не осталось ни одного наводчика, старший лейтенант сам стал заряжающим и наводчиком, и поджег два танка.

В это время раненные батарейцы винтовками и автоматами отбивали наступление пехоты. На оборонительные позиции красноармейцев пополз еще один «Тигр». Боеприпасы к тому времени закончились, командир батареи взяв в руки две противотанковые гранаты, пошел на танк противника. Разорвавшийся рядом снаряд осколком ранил артиллериста, но он, несмотря на боль, продолжил двигаться к танку. Две гранаты достигли цели, движение «Тигра» он остановил ценой жизни.

Маршал Советского Союза Иван Баграмян в своих мемуарах «Так мы шли к победе» отметил героические действия старшего лейтенанта: он «спас своих товарищей от гибели».

За совершенный подвиг Иван Владимирович Борщик посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза.

Братская могила в селе Дмитровка
Памятник в Красном Луче
Гимназия в Красном Луче
Памятный знак в Красном Луче
Аннотационная доска в Красном Луче


Литвяк Лидия Владимировна - командир звена 3-й эскадрильи 73-го гвардейского Сталинградского истребительного авиационного полка (6-я гвардейская Донская истребительная авиационная дивизия, 8-я воздушная армия, Южный фронт), гвардии младший лейтенант.

Родилась 18 августа 1921 года в Москве. Из семьи рабочего-железнодорожника. Русская. Член ВЛКСМ с 1939 года. Окончила среднюю школу.

В 1935 году поступила в Кировский аэроклуб. По окончании Херсонской авиационной школы лётчиков-инструкторов работала в Калининском аэроклубе. Вскоре стала одним из лучших инструкторов. До начала Великой Отечественной войны подготовила 45 пилотов.

В январе 1942 года, узнав, что формируется женский истребительный авиационный полк, Лидия приписала к имевшемуся налёту 100 часов и была призвана в Красную Армию. С января 1942 года - лётчик 586-го истребительного авиационного полка (144-я истребительная авиационная дивизия, Саратовско-Балашовский дивизионный район ПВО). В небе Саратова выполнила 55 боевых вылетов, в группе сбила 1 бомбардировщик Ju-88.

В августе 1942 года добилась перевода в действующую армию и зачислена в 287-ю истребительную авиационную дивизию. В начале сентября переведена в 437-й истребительный авиационный полк (287-я истребительная авиационная дивизия, 8-я воздушная армия, Юго-Восточный фронт). Освоила истребитель Ла-5. 13 сентября во втором боевом вылете в небе Сталинграда открыла счёт своих побед в новом полку: сбила бомбардировщик Ju-88 и истребитель Me-109. 27 сентября в воздушном бою с дистанции 30 метров поразила Ju-88. Затем в паре с Р. Беляевой сбила Me-109. В конце месяца переведена в отдельное женское звено, организованное при штабе дивизии.

Вскоре её перевели в полк асов - 9 гвардейский Одесский истребительный авиационный полк, которым командовал Герой Советского Союза . Недолгое, но заметное пребывание в полку Лили Литвяк, её техника Инны Паспортниковой и надолго остались в памяти гвардейцев. Школа 9-го гвардейского истребительного авиаполка закалила отважных лётчиц и повысила их боевое мастерство. Так, в конце декабря 1942 года Литвяк уничтожила неподалёку от своего аэродрома бомбардировщик Do-217. Новыми боевыми победами была увенчана их слава и после перевода в другой полк той же дивизии. К тому времени на счету Литвяк значилось уже 6 воздушных побед.

11 февраля 1943 года командир 296-го истребительного авиационного полка майор Н.И.Баранов повёл четвёрку истребителей в бой. И снова, как в сентябре, Лидия сбила 2 самолёта - лично Ju-88 и в группе FW-190. В одном из боев её Як-1 был подбит и Лидия совершила вынужденную посадку на вражеской территории. Выскочив из кабины, она, отстреливаясь, бросилась бежать от приближающихся немецких солдат. Но расстояние между ними быстро сокращалось. Вот уже последний патрон остался в стволе... И вдруг над головами противника пронесся наш штурмовик. Поливая немецких солдат огнём, он заставил их броситься на землю. Затем, выпустив шасси, спланировал рядом с Лидой и остановился. Не вылезая из самолета, летчик отчаянно замахал руками. Девушка бросилась навстречу, втиснулась пилоту на колени, самолет пошёл на взлёт и вскоре Лидия была в полку.

В марте обстановка в воздухе ещё более осложнилась. 22 марта в районе Ростова-на-Дону Литвяк участвовала в перехвате группы Ju-88. Во время долгого и трудного боя ей удалось сбить один «юнкерс». В это время подошедшая на помощь «юнкерсам» шестёрка Me-109 с ходу пошла в атаку. Лидия заметила их первая и, чтобы сорвать внезапный удар, одна встала на их пути. 15 минут вертелась смертельная карусель. С большим трудом раненая лётчица привела искалеченный истребитель домой. Доложив, что задание выполнено, она потеряла сознание...

После лечения в госпитале, она отправилась в Москву, дав расписку, что в течение месяца будет долечиваться дома. Но уже через неделю Лидия вернулась в полк. 5 мая, ещё не совсем окрепнув, Литвяк вылетела на сопровождение группы бомбардировщиков. Во время вылета завязался воздушный бой и Лидия сбила истребитель противника. Через два дня она сбила ещё один «мессер».

В конце мая на участке фронта, где действовал полк, появился аэростат-корректировщик артиллерийского огня. Неоднократные попытки сбить эту «колбасу», прикрываемую сильным зенитным огнём и истребителями, ни к чему не привели. Лидия эту задачу решила. Взлетев, она прошла вдоль линии фронта в сторону, затем углубилась в тыл противника и на аэростат зашла уже из глубины вражеской территории, со стороны солнца. Скоротечная атака длилась менее одной минуты!.. За эту блестящую победу младший лейтенант Литвяк была награждена орденом Красного Знамени.

21 мая в тяжёлом бою погиб муж Лидии Литвяк - лётчик того же полка Герой Советского Союза гвардии капитан . Для Лидии гибель мужа стала тяжёлым ударом.

16 июля 1943 года вылетела в составе шестёрки на сопровождение штурмовиков. В районе линии фронта наши истребители вступили в бой с 30 бомбардировщиками, сопровождаемыми 6 «мессершмиттами», пытавшимися нанести удар по нашим наземным войскам. В этом бою Литвяк лично сбила «юнкерс» и в паре с ведомым Me-109, но и сама была ранена. На требование ехать лечиться ответила категорическим отказом.

К тому времени имя отважной лётчицы уже хорошо знали в 8-й воздушной армии. Командование допустило Литвяк к полетам на «свободную охоту». На капоте своего Як-1 она нарисовала яркую, издалека заметную, белую лилию. Не раз доводилось ей сопровождать наши штурмовики и бомбардировщики. В одном из вылетов она сбила Me-109, через пару дней - снова бой. Отбиваясь от 3 Me-109, Лидия пришла на помощь своему командиру И. Голышеву, на которого навалилась четвёрка «мессеров». Меткая очередь настигла вражескую машину. Но был подбит и её самолет. Преследуемая до самой земли, она сумела посадить свой «Як» на фюзеляж. Наблюдавшие за боем пехотинцы прикрыли огнем её приземление. Они были восхищены, узнав, что бесстрашным лётчиком оказалась девушка.

1 августа 1943 года Лидия Литвяк не вернулась с боевого задания. В этот роковой день она совершила 3 боевых вылета. В одном из них в паре с ведомым сбила Me-109. В четвёртом вылете шестёрка Як-1, вступив в бой с группой из 30 Ju-88 и 12 Me-109, завязала смертельную круговерть. И вот уже горит «юнкерс», разваливается на куски «мессер». Выходя из очередного пике, Лидия увидела, что противник уходит. Собралась и наша шестёрка. Прижавшись к верхнему краю облаков, они пошли домой. Внезапно из белой пелены выскочил «мессер» и, прежде чем нырнуть обратно в облака, успел дать очередь по ведущему третьей пары с бортовым № 23. «Як» как бы провалился, но у земли лётчица, видимо, пыталась выровнять его... Во всяком случае, так рассказывал товарищам ведомый Лидии в этом бою - Александр Евдокимов. Это родило надежду, что она жива.

Были срочно организованы ее поиски. Однако ни самолёта, ни лётчицы найти не удалось. После гибели в одном из боёв сержанта Евдокимова, который знал в каком районе упал Лидин «Як», официальный поиск прекратили.

За время участия в боевых действиях с августа 1942 года она совершила 168 боевых вылетов, в 89 воздушных боях сбила лично 11 и в составе группы 3 самолёта противника (по другим данным, 6 личных и 5 групповых побед), уничтожила 2 аэростата-корректировщика.

Характеризуя её как воздушного бойца, бывший командир 273-го (31-го гвардейского) истребительного авиаполка Герой Советского Союза вспоминал: «Это была прирождённая лётчица. Она обладала особым талантом истребителя, была смела и решительна, изобретательна и осторожна. Она умела видеть воздух...»

Лидия Владимировна Литвяк была представлена командованием полка к званию Героя Советского Союза посмертно. Вскоре с вражеской территории вернулся один из сбитых ранее лётчиков. Он доложил, что, по словам местных жителей, на дорогу возле села Мариновка сел наш истребитель. Лётчиком оказалась девушка - белокурая, небольшого роста. К самолету подошла автомашина с немецкими офицерами, и девушка уехала с ними... Большинство авиаторов слуху не поверили и продолжали попытки выяснить судьбу Лидии. Но тень подозрений уже вышла за пределы полка и достигла вышестоящих штабов. Командование дивизии, проявив «осторожность», не утвердило представление Литвяк к званию Героя Советского Союза, ограничившись орденом Отечественной войны 1-й степени.

Как-то в момент откровения Лидия сказала механику самолёта, своей подруге: «Больше всего я боюсь пропасть без вести. Всё, что угодно, только не это». Для такого беспокойства имелись веские основания. Отец Лиды был арестован и расстрелян как «враг народа» в 1937 году. Девушка прекрасно понимала, что значит ей, дочери репрессированного, пропасть без вести. Никто и ничто не спасёт её честного имени. Судьба сыграла с ней злую шутку, уготовив именно такую участь.

Но Лидию искали, искали упорно. Ещё летом 1946 года командир 73-го гвардейского истребительного авиаполка И. Запрягаев послал в район Мариновки на машине несколько человек для поисков её следа. К сожалению, однополчане Литвяк опоздали буквально на несколько дней. Обломки Лидиного «Яка» уже были уничтожены... В 1968 году газета «Комсомольская Правда» предприняла попытку восстановить честное имя лётчицы. В 1971 году в поиск включились юные следопыты школы № 1 города Красный Луч. Летом 1979 года их поиски увенчались успехом. Находясь в районе хутора Кожевня, ребята узнали, что летом 1943 года на его окраине упал советский истребитель. Пилотом, раненым в голову, была женщина. Она похоронена в селе Дмитровка Шахтёрского района Донецкой области в братской могиле. Это была Лидия Литвяк, что подтвердилось ходом дальнейших расследований.

В июле 1988 года в личном деле Литвяк запись «пропала без вести» была наконец заменена на «погибла, выполняя боевое задание». Ветераны полка, в котором она воевала, возобновили ходатайство о присвоении ей звания Героя Советского Союза.

Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, гвардии старшему лейтенанту Литвяк Лидии Владимировне присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Орден Ленина №460056 и медаль «Золотая Звезда» №11616 были переданы на хранение родственникам погибшего Героя.

Награждена орденами Ленина (05.05.1990, посмертно), Красного Знамени (22.07.1943), Отечественной войны 1-й степени (10.09.1943, посмертно), Красной Звезды (17.02.1943), медалью «За оборону Сталинграда» (1943).

В городе Москве на доме №14 по Новослободской улице, в котором жила Герой и откуда она ушла на фронт, установлена мемориальная доска. Мемориальная плита установлена на мемориале на месте захоронения, в селе Дмитровка Шахтёрского района Донецкой области. Имя Л.В.Литвяк присвоено гимназии №1 города Красный Луч Луганской области (Украина). перед зданием гимназии установлен памятник.

Лидия Литвяк, самая результативная женщина-истребитель Второй Мировой войны, по воспоминаниям сослуживцев, была образцом женственности и обаяния. Невысокая белокурая девушка очень сдержанно относилась к восторженным взглядам и словам однополчан и, что особенно импонировало лётчикам, никому не отдавала предпочтения. Главным для неё была борьба с фашизмом, и этому она отдавала все свои силы.

Родилась Лилия Литвяк 18 августа 1921 года в Москве. В 14 лет поступила в аэроклуб, в 15 - выполнила первый самостоятельный полёт. Затем училась на курсах геологов, участвовала в экспедиции на Крайний Север.

После окончания Херсонской школы пилотов стала одним из лучших инструкторов Калининского аэроклуба. К началу Великой Отечественной войны она успела "поставить на крыло" 45 курсантов - будущих воздушных бойцов.

С первых дней войны Литвяк пыталась попасть на фронт. А когда узнала о том, что известная лётчица Герой Советского Союза Марина Раскова приступила к формированию женских авиаполков, быстро добилась своего. Схитрив, ей удалось приписать к имевшемуся налёту 100 часов и получить назначение в авиагруппу Марины Расковой.

Вспоминает старший сержант Инна Паспортникова, бывшая в годы войны техником самолёта Лидии Литвяк:

"В октябре 1941 года, когда мы ещё тренировались на учебной базе под Энгельсом, во время построения Лиле приказали выйти из строя. Она была в зимней форме, и мы все увидели, что она отрезала верха своих меховых унтов, чтобы сделать модный воротник для лётного комбинезона. Наш командир Марина Раскова спросила, когда она это сделала, и Лиля ответила: "Ночью..."

Раскова сказала, что следующей ночью Лиля, вместо того чтобы спать, отпорет воротник и пришьёт мех обратно на унты. Её к тому же ещё и арестовали, посадив в отдельное помещение, и она действительно всю ночь занималась обратной перешивкой меха.

Это был первый раз, когда другие женщины обратили внимание на Лилю, поскольку раньше никто даже не замечал эту невысокую, миниатюрную девушку. В свои 20 лет она была такая худенькая, симпатичная и очень похожая на популярную в те годы актрису Серову. Странное дело: шла война, а эта маленькая девушка с белокурыми волосами думала о каком-то меховом воротничке..."

Свои первые боевые вылеты отважная лётчица совершила в составе 586-го женского истребительного авиаполка весной 1942 года в небе Саратова, прикрывая Волгу от налётов вражеской авиации. С 15 апреля по 10 сентября 1942 года выполнила 35 боевых вылетов на патрулирование и сопровождение транспортных самолётов с важными грузами.

10 сентября 1942 года, в составе того же полка, прибыла под Сталинград и за короткий период времени совершила 10 боевых вылетов.


13 сентября, во втором боевом вылете по прикрытию Сталинграда, открыла свой боевой счёт. Сначала сбила бомбардировщик Ju-88, затем выручая свою подругу Раю Беляеву, у которой кончились боеприпасы, заняла её место и после упорного поединка подбила Ме-109.

В конце сентября она добилась перевода в составе группы девушек - лётчиц в 437-й истребительный авиаполк, защищавший небо Сталинграда.

Женское истребительное звено просуществовало недолго. Его командир, старший лейтенант Р. Беляева, вскоре была сбита и после вынужденного прыжка с парашютом долго лечилась. Вслед за ней выбыла из строя по болезни М. Кузнецова. В полку остались только 2 лётчицы: Л. Литвяк и Е. Буданова. Именно они достигли наивысших результатов в боях. Вскоре Лидия сбила ещё один "Юнкерс".

С 10 октября женская пара находилась в оперативном подчинении 9-го Гвардейского истребительного авиаполка. Уже 3 сбитых немецких самолёта, из них один - лично имела она, когда пришла в полк советских асов. Недолгое, но заметное пребывание в полку Лили Литвяк, её техника Инны Паспортниковой и Кати Будановой надолго остались в памяти Гвардейцев.

В те дни основной задачей девушек было прикрытие стратегически важного прифронтового центра (города Житвур), сопровождение транспортных самолётов. Литвяк выполнила 58 таких боевых вылетов.


За отличное выполнение заданий командования Лидия была зачислена в группу "свободных охотников" за самолётами противника. Прибыв на передовой аэродром, она выполнила 5 боевых вылетов и провела 5 воздушных боёв. Школа 9-го Гвардейского ИАП закалила отважных лётчиц и повысила их боевое мастерство.

Новыми боевыми победами была увенчана их слава и после перевода 8 января 1943 года в 296-й истребительный авиационный полк. К февралю Литвяк выполнила 16 боевых вылетов на сопровождение штурмовиков, разведку войск противника и прикрытие наших наземных войск.

5 февраля 1943 года командование 296-го ИАП сержант Л. В. Литвяк была представлена к первой награде - ордену Красной Звезды.

11 февраля 1943 года командир полка подполковник Н. И. Баранов повёл четвёрку истребителей в бой. И снова, как в сентябре 1942 года, Лида одержала двойную победу: сбила лично бомбардировщик Ju-88 и в группе - истребитель FW-190.

В одном из боёв её "Як" был подбит и Лидия совершила вынужденную посадку на вражеской территории. Выскочив из кабины она, отстреливаясь, бросилась бежать от приближающихся к ней немецких солдат.

Но расстояние между ними быстро сокращалось. Вот уже последний патрон остался в стволе... И вдруг над головами противника пронесся наш штурмовик. Поливая немецких солдат огнём, он заставил их броситься на землю. Затем, выпустив шасси, спланировал рядом с Лидой и остановился. Не вылезая из самолёта, лётчик отчаяно замахал руками. Девушка бросилась навстречу, втиснулась пилоту на колени, самолёт пошёл на взлёт и вскоре Лида была в полку...

23 февраля 1943 года Литвяк вручили новую боевую награду - орден Красной Звезды. Чуть раньше, 22 декабря 1942 года, она была награждена медалью "За оборону Сталинграда".




Весной обстановка в воздухе ещё более осложнилась. 22 апреля в небе Ростова участвовала в перехвате группы из 12 Ju-88 и одного из них сбила. Подошедшая на помощь "Юнкерсам" шестёрка Ме-109 с ходу пошла в атаку. Лидия заметила их первая и, чтобы сорвать внезапный удар, одна встала на их пути. 15 минут вертелась смертельная карусель. С большим трудом лётчица, получившая ранение в ногу, привела искалеченный "Як" домой. Доложив, что задание выполнено, она потеряла сознание...

После короткого лечения в госпитале, она отправилась в Москву, дав расписку, что в течение месяца будет долечиваться дома. Но уже через неделю Лидия вернулась в полк.

5 мая, ещё не совсем окрепнув, Литвяк вылетела на сопровождение группы бомбардировщиков Пе-2 в район Сталино. В районе цели наша группа была атакована истребителями противника. В завязавшемся бою, Лидия атаковала и сбила истребитель Ме-109.

В апреле 1943 года весьма популярный журнал "Огонёк" поместил на первой странице (обложке) фото боевых подруг - Лидии Литвяк и Екатерины Будановой и короткое пояснение: "12 самолётов противника сбили эти отважные девушки".

В конце мая на участке фронта, где действовал полк, немцы эффективно использовали аэростат - корректировщик. Неоднократные попытки сбить эту "колбасу", прикрываемую сильным зенитным огнём и истребителями, ни к чему не привели.

Лидия эту задачу решила. 31 мая, поднявшись в воздух, она прошла вдоль линии фронта в сторону, затем углубилась в тыл противника и на аэростат зашла уже из глубины вражеской территории, со стороны солнца. Скоротечная атака длилась менее одной минуты!.. За эту блестящую победу младший лейтенант Литвяк получила благодарность от Командующего 44-й армией.

К тому времени имя Лидии Литвяк уже хорошо знали не только в 8-й Воздушной армии. Командование допустило Лиду к полетам на "свободную охоту". На капоте своего "Яка" Литвяк нарисовала яркую, издалека заметную, белую лилию.



16 июля 1943 года, сопровождая группу Ил-2 к линии фронта, шестёрка наших "Яков" завязала бой с противником. 30 "Юнкерсов" и 6 "Мессеров" пытались нанести удар по нашим войскам, но их замысел был сорван. В этом бою Литвяк сбила лично один вражеский бомбардировщик Ju-88 и подбила истребитель Ме-109. Но был подбит и её самолёт. Преследуемая противником до самой земли, она сумела посадить свой "Як" на фюзеляж. Наблюдавшие за боем пехотинцы прикрыли огнём её приземление. Они были вохищены, узнав, что бесстрашным лётчиком оказалась девушка. Невзирая на лёгкие осколочные ранения в ногу и плечо, на требование ехать лечиться ответила категорическим отказом.

20 июля 1943 года командованием 73-го Гвардейского Сталинградского истребительного авиационного полка командир звена Гвардии младший лейтенант Л. В. Литвяк была представлена к ордену Красного Знамени. К тому времени, согласно наградного документа, она выполнина более 140 боевых вылетов, сбила лично 5 и в составе группы 4 самолёта противника, а также 1 аэростат наблюдения.

1 августа 1943 года командир звена 3-й эскадрильи 73-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии младший лейтенант Л. В. Литвяк не вернулась с боевого задания.

Согласно последнего наградного документа от 8 августа 1943 года, Лидия Литвяк совершила 150 боевых вылетов. В воздушных боях сбила лично 6 самолётов противника (1 Ju-87, 3 Ju-88, 2 Ме-109) и 1 аэростат-корректировщик, в составе группы сбила ещё 6 самолётов и 2 подбила. [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 4 личные и 3 групповые победы. ]

Отважная лётчица награждена орденами: Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды.

Характеризуя её как воздушного бойца, бывший командир 273-го ИАП, с которым Лиде пришлось некоторое время воевать, Борис Ерёмин вспоминал:

"Это была прирождённая лётчица. Она обладала особым талантом истребителя, была смела и решительна, изобретательна и осторожна. Она умела видеть воздух".

В тот роковой день она совершила 3 боевых вылета. В одном из них в паре с ведомым сбила Ме-109. В 4-м вылете группа из 9 "Яков", вступив в бой с 30 бомбардировщиками Ju-88 и 12 истребителями Ме-109, завязала смертельную круговерть. И вот уже горит сбитый кем-то "Юнкерс", затем разваливается на куски "Мессер". Выходя из очередного пике, Лидия увидела, что противник уходит. Собралась и наша группа. Прижавшись к верхнему краю облаков, лётчики полетели домой.



Як-1Б Л. В. Литвяк - её последняя машина. 73-й Гвардейский ИАП, лето 1943 года.

Внезапно из белой пелены выскочил "Мессер" и, прежде чем нырнуть обратно в облака, успел дать очередь по ведущему 3-й пары с бортовым номером "23". Лидин "Як" как бы провалился, но у земли лётчица, видимо, пыталась выровнять его... Во всяком случае, так рассказывал товарищам ведомый Лидии в этом бою - Александр Евдокимов. Это родило надежду, что Лида осталась жива.

Были срочно организованы её поиски. Однако ни лётчицы, ни её самолёта найти не удалось. После гибели в одном из боёв сержанта Евдокимова, который лишь один знал в каком именно районе упал Лидин "Як", официальный поиск прекратили.

Именно тогда, лётчица Лидия Владимировна Литвяк посмертно была представлена командованием полка к званию Героя Советского Союза. Фронтовая газета "Красное Знамя" от 7 марта 1944 года писала о ней как о бесстрашном соколе, лётчице, которую знали все воины 1-го Украинского фронта.

Вскоре с вражеской территории вернулся один из сбитых ранее лётчиков. Он доложил, что, по словам местных жителей, на дорогу возле села Мариновка сел наш истребитель. Лётчиком оказалась девушка - белокурая, небольшого роста. К самолёту подошла автомашина с немецкими офицерами, и девушка уехала с ними...

Вот что пишет в своих воспоминаниях лётчик - истребитель Дмитрий Пантелеевичй Панов:

"Женщины-авиаторы были настоящим варварством. Мало того, что на аэродромах, как известно - открытых пространствах, женщине не так-то легко сходить по малой или большой нужде, что лётчики-мужчины решают относительно просто. Тем более не предусмотрено никаких удобств в самолётах. Для пилотесс даже сшили комбинезоны специального покроя с отстегивающейся нижней частью. А уж месячные циклы, во время которых женщину и близко не стоит подпускать к самолёту, наших отцов-командиров, вообще не интересовали. Такова была реальная практика участия женщин в лётном ремесле в мирное время.

Не лучше было и на войне. Хлебнули мы горя, в частности, с Лилей Литвяк, которую нужно было обязательно сделать героиней и не дай бог не позволить "Мессерам" её слопать. Не просто было этого добиться, если Лиля, судя по её маневрам в воздухе, частенько плохо представляла, куда и зачем летит. Кончилось тем, что Лилю сбили в районе Донецка и она выпрыгнула с парашютом. Наши лётчики, оказавшиеся в плену вместе с Лилей, рассказывали, что видели её разъезжающей по городу в автомобиле с немецкими офицерами..."

Большинство авиаторов слуху не поверили и продолжали попытки выяснить судьбу Лидии. Но тень подозрений уже вышла за пределы полка и достигла вышестоящих штабов. Командование, проявив "осторожность", не утвердило представление Литвяк к званию Героя Советского Союза, ограничившись орденом Отечественной войны 1-й степени.

Как-то в момент откровения Лидия сказала механику самолёта, своей подруге: "Больше всего я боюсь пропасть без вести. Всё, что угодно, только не это". Для такого беспокойства имелись веские основания. Отец Лиды был арестован и расстрелян как "враг народа" в 1937 году. Девушка прекрасно понимала, что значит ей, дочери репрессированного, пропасть без вести. Никто и ничто не спасет её честного имени.

Судьба сыграла с ней злую шутку, уготовив именно такую участь. Но Лидию искали, искали долго и упорно. Ещё летом 1946 года командир 73-го Гвардейского ИАП Иван Запрягаев послал в район Мариновки на машине несколько человек для поисков её следа. К сожалению, однополчане Литвяк опоздали буквально на несколько дней. Обломки Лидиного "Яка" уже были уничтожены...

В 1968 году газета "Комсомольская Правда" предприняла попытку восстановить честное имя лётчицы. В 1971 году в поиск включились юные следопыты школы № 1 города Красный Луч. Летом 1979 года их поиски увенчались успехом!

Находясь в районе хутора Кожевня, ребята узнали что летом 1943 года на его окраине упал советский истребитель. Пилотом, раненым в голову, была женщина. Она похоронена в селе Дмитриевка Шахтерского района, в братской могиле. Это была Лида, что подтвердилось ходом дальнейших расследований.

В июле 1988 года имя Лидии Владимировны Литвяк было увековечено в месте её захоронения, а ветераны полка, в котором она воевала, возобновили ходатайство о присвоении ей звания Героя Советского Союза посмертно. И справедливость восторжествовала - спустя почти полвека, Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года это звание было ей присвоено! Орден Ленина № 460056 и медаль "Золотая Звезда" № 11616 были переданы на хранение родственникам погибшей Героини.

В Москве на доме № 14 по улице Новослободской, в котором жила Героиня и откуда она ушла на фронт, установлена мемориальная доска. Мемориальная плита установлена на мемориале на месте захоронения, в селе Дмитриевка Снежнянского района Донецкой области.