Кубики зайцева цифры. Обучение чтению по методике зайцева пошагово. Жужжащее чтение по методике Зайцева

Ошибки в обучении детей чтению и математике

Гармоничное развитие ребенка с самого раннего возраста — это залог успешности ребенка в будущем. Чем раньше и лучше малыш освоит чтение и элементарные навыки работы с цифрами, тем проще ему будет учиться дальше, осваивать новые науки, получать знания из книг, быть лучшим учеником на занятиях в детском саду и школе. Ведь умение читать и считать это не конечная цель, а инструмент, открывающий ребенку дорогу к дальнейшему развитию.

Педагоги детских центров Чудо-Чадо согласны с передовыми педагогами и психологами, наблюдающими за изменением в развитии современных детей. Современные дети в большинстве хотят и готовы учиться читать и считать раньше, чем пойдут в школу. В детских центрах мы слышим истории о том, как воспитатель в детском саду полгода учит детей считать до четырех. Искусственное удерживание темпов развития детей приводит к потере ими интереса к обучению. Медленная и неинтересная подача материала – убивает в ребенке всякий интерес к обучению и может только навредить.

Конечно, трех, четырехлетних деток, да и дошколят вообще, нужно учить совсем не так, как учат первоклассников. Педагоги и родители часто отмечают несостоятельность занятий по подготовке к школе, которые ведут педагоги начальных классов в рамках дополнительных программ при школах. Часто эти занятия сводятся к сидению за партой и «раскрашиванию яблочек» в рабочей тетради.

От такой подготовки к школе польза крайне мала. Ребенок устает сидеть, ему трудно сконцентрироваться, ему не интересно – и это абсолютно нормально для его возраста.

Дети до 7- 10 лет гораздо продуктивнее учатся, если их не усаживать за парту, не обездвиживать (что просто-напросто удобно для педагога, но не полезно для ребенка). Учить детей однозначно нужно в игре, позволяя им все время двигаться, решать практические задачи, а не просто слушать теорию и объяснения учителя.
Научить ребенка читать традиционном «звуковым» способом, как учат у нас повсеместно, гораздо сложнее, чем «складовым» методом.

Что такое звуковой метод обучения чтению? Вспомните свой букварь: А – Арбуз, Б – Барабан и т.д. Этот метод давно прижился, так учат в садах и школах. Проблема в том, что буквари дети осваивают легко, и буквы запоминают. Но запомнить буквы – несложная задача даже для 1-2 годовалых малышей. А вот соединить буквы в слоги, а слоги в слова, т.е. «слиять» их – крайне сложная задача для ребенка, обучающегося традиционным методом. Это настоящее мучение для первоклассников, а также для мам и пап, для учителей.

Альтернативное решение

Методика Зайцева гениальна в том, что она подходит даже для совсем маленьких детей. По этому методу малыши легко начинают читать, потому что этот метод обучения опирается на физиологию ребенка, использует возрастные особенности малышей для легкого усвоения материала. По этой методике уже долгое время работают все детские развивающие центры Чудо-Чадо в Бутово (Скобелевская, 21) и в Подольске (Тепличная, 2). Методика Чудо-Чадо, основанная на методике Зайцева, предполагает обучение в игре, без насилия над ребенком, без дрессировки. Учить так, чтобы ребенок даже не заметил, что его обучают — вот главный принцип работы с детьми в детских центрах Чудо-Чадо.

Если придерживаться этого принципа обучения детей, то начинать изучение грамматических и арифметических премудростей можно достаточно рано: уже в два года ребенок вполне способен воспринимать такого рода информацию, главное – использовать природный интерес ребенка ко всему новому и использовать подходящие по возрасту методы обучения.В детских центрах Чудо-Чадо мы учим читать и считать малышей любого возраста. Буквы и цифры на карточках даем даже годовалым малышам. На вопрос некоторых родителей, чаще бабушек, зачем малышей мучить буквами, разъясняем: в раннем возрасте ребенок запоминает столько слов и понятий, что 33 буквы алфавита являются просто каплей в море информации, которую сам ежедневно поглощает обычный маленьких ребенок. Но если вы вовремя добавите эти знания в свои игры и ежедневное общение, вы здорово облегчите ему дальнейшее обучение.

К сожалению, в чистом виде методика Зайцева подходит лишь для небольших групп учащихся 4-10 человек. В школе для дошколят Чудо-Чадо в группах 4-10 человек, именно потому, что такую группу малышей учить гораздо продуктивнее. Все кабинеты у нас оборудованы, как этого требует методика. Методика Зайцева требует специально подготовленного помещения, где ребенку можно бегать, сидеть и лежать на ковре, а не только сидеть за партой. Понятно, что в обычном детском саду или школе создать такие условия очень сложно. Это одна из причин, почему учителям начальной школы приходится работать по традиционным методикам.

Как работает эта уникальная система – методика Зайцева?

Знакомство с чтением

На сегодняшний день уже многие мамы и папы, бабушки и дедушки слышали про кубики Зайцева, но не все хорошо представляют, как с их помощью можно быстро и просто обучить ребенка чтению. Как показывает обширная практика, при правильном применении методики, дети младшего возраста овладевают навыком чтения значительно легче, чем школьники по традиционной методике.

Данная методика обучения детей чтению отличается тем, что создавалась изначально на основе русского языка и учитывает его специфику (например, множество суффиксов, приставок, окончаний). Зайцев предлагает не складывать слова из отдельных букв, а сразу читать по складам (склад = речевое усилие). Этот способ чтения совсем не новый, например, за него горячо выступал Л.Н. Толстой. Настоящая инновация, сделанная Н.А. Зайцевым – это создание материалов: таблиц и кубиков. По методике Зайцева используется системный подход к обучению, включающий в себя разные игры и упражнения с таблицами, кубиками и аудиоматериалами (попевками), не только обучающие чтению, но и развивающие речь и фонематический слух ребенка.

Кроме того, чтение складов по таблице и кубикам Зайцева сразу прививают ребенку грамотность, например, на кубиках не может быть ошибок вроде «ЖЫ» и «ШЫ».

Всего методические материалы состоят из 52 элементов:

        • кубики со складами «МА», «ПА», «У», «О» и т. д.
        • кубики с точками, запятыми и другими знаками
        • кубики с мягким и твёрдым знаком
        • таблицы, диск с попевками, пособия для родителей/воспитателей.

Но, к сожалению, разобраться в этих материалах самостоятельно не очень просто. Поэтому часто родители, а также, к сожалению, многие репетиторы и преподаватели, не зная, как грамотно использовать их, сводят занятия к чтению по таблице и составления слов из кубиков. Такие занятия однозначно нельзя назвать занятиями по методике Зайцева, и польза от них будет небольшая.

Потому что ключ к невероятной эффективности и гениальности методики лежит не в самих материалах, а в упражнениях и играх с ними, каждое из которых основано на одном из 4 типов деятельности:

  • Классификация,
  • Озвучивание,
  • Поиск,
  • Чтение и письмо («Письмочтение»).

Для каждого из этих видов деятельности существует больше двух десятков возможных вариантов упражнений и игр, а наложенные на тематику занятия, они дают бесконечное разнообразие, при этом продолжая отвечать за очень конкретный навык, ведущий к цели.

Знакомство с арифметикой

Ещё одна методика, которую взяли за основу детские центры Чудо-Чадо Бутово — математическая. Она позволяет легко и весело учить детей арифметике, начальным ступеням алгебры и геометрии, развивать память и учить решать математические примеры и задачи.

Обучение математике по Зайцеву довольно наглядное. Изучения цифр при помощи карточек, где указана цифра и ее количественное обозначение «Стосчет» (на карточках нанесены значения от 0 до 99). Они наглядно показывают, из чего состоят числа (у единицы закрашена она ячейка, у пятерки — 5).

Сначала малыши учатся считать. Ребенок изучает цифры до 10, потом до 100, до 1000. После чего переходит к сложным действиям (вычитанию и сложению), таблице умножения, знакомится с геометрическими фигурами, планиметрией и стереометрией.

Дома всё это возможно изучать с родителями с помощью специально разработанных Николаем Александровичем Зайцевым таблиц, которые необходимо поместить в зоне постоянной видимости. Таким образом ребенок сможет изучать математику в любое свободное время, а не по расписанию.

При этом малыш не испытает сложностей со счётом, поскольку весь процесс предельно понятен и интересен. Ребёнок будет успешно развиваться, учиться анализу и обобщению знаний. Он может (в отличие от людей, воспитанных на традиционной советской математике) легко и быстро перемножать большие числа.
В детских центрах Чудо-Чадо мы с удовольствием используем аудио-материалы для обучения детей математическому счету и очень рекомендуем их родителям для занятий математикой дома.

Когда начинать

Николай Александрович Зайцев разработал данную методику больше двух десятилетий назад. За эти годы её опробовали и одобрили и родители, и педагоги детских клубов, и передовые воспитатели в детских садах, и учителя развивающих центров и передовых школ. Кубики и таблицы Зайцева действительно учат читать быстро и без особых сложностей.

Обучение чтению и математике по Н. А. Зайцеву дома с мамой можно начинать, как только ребёнок научился говорить. В детских центрах Чудо-Чадо Бутово и Подольск мы вводим элементы данной методики уже для годовалых малышей на занятиях «Мама и малыш» и на курсе «Малышок» для 2х-3 летних детей. Для детей с 3-4 лет эта методика вводится в программу Чудо-Чадо на занятиях по обучению чтению и математике (курс «Зайчик»). Курс «Подготовка к школе» — целиком базируется на методике Н.А. Зайцева.

Многие годы, наблюдая за результатами обучения детей в детских центрах Чудо-Чадо, мы укрепляемся в том, что эта методика – лучшее, что можно предложить детям для обучения чтению и математике. Ребенок, которого обучали по данной методике в игровой форме, получит навыки, которые помогут ему хорошо и гармонично развиваться, иметь всесторонне развитое мышление: логику, фантазию, память и речь, ребенок научится учиться и ему будет легко и интересно учиться в школе.

Родителям и педагогам других детских учреждений, готовым освоить эту методику, мы оказываем поддержку и помощь на семинарах и мастер-классах по обучению детей чтению и математике по методике Зайцева. С радостью делимся опытом работы с детьми по данной методике.

Если вы не готовы погружаться в эту методику дома, не уверены в своих силах, или хотите, чтобы ребенок учился у профессиональных опытных педагогов, учился в группе сверстников близких по знаниям и развитию – можно записать малыша на пробное занятие для детей в Бутово или Подольске. Наши детские центры учат по Зайцеву уже более 17 лет.

Приглашаем вас на пробные занятия по методике Н.А. Зайцева в детские центры Чудо-Чадо Бутово и Подольск — наши преподаватели с удовольствие ответят на все вопросы

Обучение математике по методике Зайцева довольно интересное. Зайцев пришел к выводу, что виною всему упущенное время, когда действительно ребенку было бы интересно учится счету. Ведь так интересно четырехлетке знать, сколько у него будет конфет, если мама к одной добавит другую. Ну не ужели ребенок не проявит интерес? Вот и вывод, что знакомство с цифрами и математическими действиями нужно осуществлять до школы, пока ребенок в игровой форме готов хоть что-то воспринимать.

Как и методика обучения чтению по Зайцеву, математика не имеет возрастного ограничения.

Суть и технология обучения математике по методике Зайцева.

Обучение счету проводится по карточкам, с названием "Стосчет", которые состоят из цифр до 100 и их количественного состава. К примеру, все карточки представляют собой таблички 2 строки*5 столбцов. И каждая цифра означает количество закрашенных ячеек.

При переходе к изучению "десятков", используют несколько карточек: количество закрашенных карточек, равных первой цифре (десятку) и карточка единиц с аналогично закрашенными ячейками по необходимому вам количеству. Наверно, на словах это звучит сложно, но на деле получается достаточно легко. Слева - десятки, справа - единицы, смотрите рисунок.

Как и с таблицами Зайцева для чтения, располагать их надо по стенам детской на уровне глаз ребенка, а в группах - несколько выше для обзора видимости всем детям. Каждый раз изучая новые числа, вы вывешиваете дополнительные карточки и так у вас получится обучающий паровозик из цифр, благодаря чему будет видно порядок чисел, состав числа. И так, постепенно в игровой ненавязчивой форме закрепляются знания малыша.

Что интересно, так автор уже начиная с первого десятка, предлагает познакомить с простыми действиями над числами (сложить и вычесть). Согласитесь, необычно для математики, мы привыкли, что надо изучить минимум 2-3 десятка и лишь потом начинать над ними действия. Все примеры решаются на этой же цифровой цепочке - ребенок просто перемешается вперед или назад на заданное число, тем самым получая ответ.

Этапы освоения математики.

Ребенок быстро осваивает первый десяток и достаточно в скором времени свободно оперирует в пределах сотни. Уже после этого можно попробовать и другие пособия:

"Мне в сотне тесно" (изучение до тысячи).

"Пять в кубе"(сложные действия с цифрами).

"Пифагор (таблица умножения).

"Платоновы тела"(геометрические навыки).



"Орнамент"(планиметрия и стереометрия).

5. Организация воспитателем самостоятельной деятельности детей по формированию элементарных математических представлений.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями математическое развитие дошкольников осуществляется через совместную образовательную деятельность воспитателя и детей, а также через самостоятельную познавательно-игровую деятельность самих детей. Ребенок-дошкольник, даже старшего возраста – существо играющее, и наибольший интерес у него вызывает игра, игровые упражнения. Но, очень часто методика обучения элементарным математическим представлениям должна не только дать простейшие знания и умения, но и на их основе развивать у дошкольника мышление, воображение, смекалку, быстроту реакции. Математика должна быть веселой и занимательной.

На современном этапе, воспитатели дошкольных учреждений осознают важность организации самостоятельной математической деятельности детей, но при этом в реальной практике не уделяют должного внимания созданию условий и использованию специальных приемов руководства этой деятельностью.

Критерии эффективности самостоятельной математической деятельности: уровень детской самостоятельности; познавательная активность детей; уровень мотивации.

Для реализации цели проводится работа по созданию специальной предметно-развивающей среды, детям предлагаетсяв самостоятельной деятельности комплекс занимательного игрового математического материала, используются специальные приемы руководства. Проводится целенаправленная работа, как с воспитанниками, так и с их родителями.

Организуя уголок занимательной математики, воспитатели исходят из принципа доступности игр детям, помещают в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне. Организация уголка осуществляется с посильным участием детей, что создает у них положительное, эмоциональное отношение к занимательному материалу, интерес и желание играть. Разнообразие занимательного материала позволяет каждому из детей выбрать для себя игру по интересам. Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению игры в шашки и шахматы: "Лиса и гуси", "Мельница", "Волки и овцы" и др. ; головоломки, логические задачи и кубики; лабиринты, игры на составление целого из частей; на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур; игры на передвижение.



Для организации детской деятельности используются разнообразные развивающие игры, дидактические пособия, материалы позволяющие «потренировать» детей в установлении отношений, зависимостей. Соотношение игровых и познавательных мотивов в дошкольном возрасте определяет, что наиболее успешным процесс познания будет в ситуациях, требующих сообразительности детей. В детском саду, в утреннее и вечернее время, проводятся игры математического содержания, настольно – печатные, такие как: «Домино фигур», «Составь картинку», «Арифметическое домино», «Логическое лото», «Лото», «Найди отличие», игры в шашки и шахматы, разгадывание лабиринтов и другие.

Ход и результат упражнений в организации самостоятельной математической деятельности детей дошкольного возраста находятся под непосредственным наблюдением и контролем.

Вся работа в уголке организовывается с учетом индивидуальных особенностей детей. Игра предлагалась ребенку, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, проявления активности. Воспитатели вовлекают в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовывают их и помогают освоить игру.

Таким образом, формирование познавательного интереса у дошкольников к математике успешно осуществляется в процессе использования занимательного математического материала. Создание специальной предметно-развивающей среды, предоставление детям в самостоятельной познавательно-игровой деятельности комплекса занимательного игрового математического материала, использование специальных приемов руководства способствует росту самостоятельности, и познавательной активности детей, а также повышает мотивацию дошкольников в этой деятельности.

Опытные мамы уже знакомы с методикой обучения чтению Зайцева. А молодым мамам только предстоит с ней познакомиться. Итак, если вы – мама полуторагодовалого крохи, эта методика уже актуальна для вас и вашего малыша. С помощью ставших уже знаменитыми кубиков Зайцева малыш освоит чтение, грамматику, математику и даже английский язык.

Суть методики Зайцева

Николай Александрович Зайцев – преподаватель с огромным педагогическим стажем. Можно сказать, что пристрастие к учительствованию у него генетическое, ведь все его родственники были учителями.

Николай Александрович работал воспитателем, преподавателем русского и английского языков, всю свою жизнь посвящая обучению детей.
В процессе своей работы он создал методику, суть которой сводится к тому, что изучать буквы нужно парами. Так появились кубики, на гранях которых расположены склады. Эти кубики отличаются друг от друга по цвету, размеру, весу и звуку. В комплекте 61 картонный кубик:

  • «железные» кубики – для звонких согласных и их сочетаний с гласными;
  • «деревянные» кубики – для глухих согласных и их сочетаний с гласными;
  • «золотые» кубики – это гласные буквы;
  • большие кубики – для твердых;
  • маленькие – для мягких.

Все кубики «звучат», если их потрясти. «Золотые» издают нежные звонкие звуки; «железные» звучат просто звонко; «деревянные» – глухо. Получается такая ассоциация: коричневый кубик с деревяшками внутри – это глухая согласная или ее сочетание с гласной, то есть «деревянный» кубик. Он может быть большим в случае, если согласная твердая или маленьким, если она мягкая.

К кубикам прилагаются таблицы. Их располагают так, чтобы малыш хорошо видел изображенные на них слоги, если он будет стоять, слегка подняв голову. Это прекрасная профилактика осанки.

Под таблицами располагают полочки, на которых малыш будет складывать слова.
Кубики Зайцева сегодня используют, как методику для обучения чтению в альтернативных детских садах и группах раннего развития детей.

Основные принципы обучения по методике

В основе методики Зайцева обучения чтению лежат такие принципы.

  • Отсутствие принуждения. Малыши обучаются в игровой форме в привычной обстановке. Наличие парт или столов вовсе необязательно, учиться можно прямо на полу. В процессе обучения малыш оказывается втянутым в увлекательную игру. Очень часто она даже не подразумевает, что идет образовательный процесс.
  • Чтение по складам. Не путайте со слогами. Склады по Зайцеву – это разработанная им речевая единица русского языка. Это может одна буква или сочетание согласной с гласной или с твердым или мягким знаком. С этими складами работает ребенок, используя кубики и/или таблицы.
  • «Письмо» в основе чтения. Чтобы прочитать слово, нужно его составить из складов, то есть написать!
  • В обучение чтению вовлечены органы чувств. Малыш работает с кубиками, разными по цвету, весу, размеру, звучанию.

Как происходит обучение

Методика Николая Зайцева используется для детей в детских садах, группах раннего развития, в домашних условиях. Если методика применяется правильно с соблюдением всех рекомендаций и опытным преподавателем, то шестилетки начинают читать уже после нескольких занятий, для освоения чтения малышам от 4 лет понадобится до 20 занятий, а ваша двухлетняя кроха порадует вас самостоятельным чтением первых слов через 6-9 месяцев.

Для достижения результата необходима регулярность занятий. Рекомендуется 2 занятия в неделю продолжительностью от 30 минут до часа . Помните при этом о принципе не принуждения.

Если у малыша в данный момент плохое настроение и обучаться он не настроен, не настаивайте. Перенесите занятие на более благополучное время. С другой стороны, если обучение приносит радость, заниматься вы можете так часто, как захочет ваш малыш.

Начинать знакомство с кубиками можно уже в полуторагодовалом возрасте. Сначала малыш будет строить из кубиков пирамиды, греметь ими, а со временем вы плавно перейдете к обучению.


В комплекте, помимо кубиков и таблиц для обучения чтению по методике Зайцева, есть аудиодиск и учебник-пособие для родителей, воспитателей, учителей.
Кубики могут быть уже готовыми к использованию, либо вам нужно будет их вырезать, наполнить и склеить.

Таблицы для удобства использования необходимо заламинировать. Для групповых занятий вам пригодится указка. Для создания дома игры «в школу» вы также можете использовать указку.

На диске записано 35 мелодий, под которые дети поют склады. Такое пение улучшает речь ребенка, корректирует мелкие проблемы с произношением звуков.
В пособии даются основные рекомендации по проведению занятий. Оно содержит задания и игры для увлекательного и интересного обучения.

Очень важно при обучении сочетать произносимые звуки с изображениями на таблицах или кубиках. Так вы будете формировать ассоциативный ряд.

Плюсы и минусы методики Николая Зайцева

Несомненный плюс методики в ее результативности. Дети начинают бегло читать, не изматывая при этом ни себя, ни родителей. Кроме этого, у методики такие преимущества

  • грамотное письмо – обучение чтению происходит с помощью готовых речевых единиц, малыш учится не только читать, но и складывать слова;
  • улучшение памяти, развитие логики;
  • пропевание складов улучшает качество речи;
  • правильное расположение таблиц способствует хорошей осанке;
  • за счет того, что малыш глазами в таблицах ищет нужный склад, тренируются глаза, что приводит к улучшению зрения;
  • нет нужды сидеть за партой, двигательная активность очень полезна для детей;
  • метод формирует навыки самостоятельности;
  • даже неподготовленные родители при должном упорстве могут обучить детей чтению;
  • метод вариативен: есть разработки для обучения детей математике и счету, а также английскому языку по методике Зайцева;
  • метод может использоваться для взрослых людей, для которых русский является неродным языком.


Недостатки метода

  • обучившись чтению по методике Зайцева, малыш сталкивается с суровой школьной действительностью, где у него возникают трудности с фонетическим разбором слов;
  • цветовое представление в традиционном обучении отличается от цветов, которые использует методика Зайцева;
  • бывают и такие ситуации, когда уже бегло читающему малышу скучно среди только начавших обучение сверстников;
  • пособие не является доступным по цене, оно довольно дорогое; кроме того, если вы покупаете комплект с кубиками, которые нужно склеивать, это займет немало вашего времени;
  • не каждый родитель способен обучить ребенка по этой методике, опытный специалист добивается успеха в 100% случаев.

Методика Зайцева – видео

Обучение чтению с раннего возраста – это возможно. Из видео вы узнаете о принципах и сути обучения чтению по методике Зайцева. Вы будете проинформированы об основных этапах обучения, плюсах и минусах методики.

Методика так же популярна как и и

Метод зарекомендовал себя, как эффективный. Обучаясь по нему, дети учатся читать в игровой форме, попутно они обучаются грамотному письму, тренируют память и логическое мышление. Он придется по душе любому родителю-новатору. В комментариях поделитесь своими впечатлениями от метода, считаете ли вы его плюсы более значимыми, чем минусы?

Сегодня существует огромное множество различных систем раннего развития детей, каждая из которых имеет свои преимущества. Одна из них была создана известным петербургским педагогом Н.А. Зайцевым.

Методика обучения малышей по системе Зайцева основана на использовании элементарных частей речи – складов. Склад может представлять собой:

  • пару согласная буква + гласная буква;
  • пару согласная буква + твердый или мягкий знак;
  • одна буква.

Многим родителям уже известны кубики Зайцева, на гранях которых изображены речевые склады. С помощью этого пособия детки очень быстро учатся , составляя слова из элементарных частиц. Все кубики различаются по 46 признакам, благодаря которым малыш сможет получить полное представление об окружающих его звуках.

Между тем, методика Зайцева включает в себя не только кубики, но и таблицы по чтению, которые также очень удобно использовать для обучения детей звукам и слогам, начиная с самого раннего возраста.

Слоговые таблицы Зайцева для чтения

В таблицах Зайцева, предназначенных для обучения чтению, изображены все те же склады. Обыкновенно такие пособия располагают на стене в месте, где ребенок проводит максимальное количество времени. Слоги в таблице Зайцева № 1 располагаются по системе «звонкие-глухие» и «мягкие-твердые», благодаря чему малыш сразу же начинает понимать разницу между определенными звуками.


Слоговая таблица Зайцева № 2 представляет собой 5 алфавитных блоков, которые выполнены разными цветами. Здесь выводятся как изображения букв, так и их названия.


При использовании слоговых таблиц одновременно с кубиками, ребенок в возрасте 4-6 лет может научиться читать буквально за 3-4 занятия.

Кроме того, комплекс пособий Зайцева включает в себя и таблицы для обучения детей .

Методика счета с использованием таблиц Зайцева

Для детей с 3 лет предлагается таблица Зайцева в виде числовой ленты с разрезными карточками с изображением чисел от 0 до 99. Выучив простые цифры, дети переходят к обучению арифметическим действиям с числами первой сотни.

Методика Н.А.Зайцева «Стосчёт»

Мне сегодня хочется рассказать об уникальности методики Николая Александровича Зайцева «Стосчет».

Лично у меня интерес к этой методике появился в этом году, после первого знакомства с пособиями этого мудрейшего человека, патриота и певца нашей сокровищницы - народной педагогики Николая Александровича Зайцева.

Мне захотелось применять эту методику в своей работе. Я поняла, что это как раз, тот клад, который необходим для творческого развития и обучения детей.

Но были сомнения: смогу ли я довести это до детей так, как рекомендовал Николай Александрович.

Работу со «Стосчетом» начинала в занятиях средней группе. Стандартный урок Зайцева продолжается 5-15 минут в игре. Эффект от обучения по Зайцеву сказывается даже при крошечных затратах времени в день! В процессе обучения дети не сидят за столами, а перемещаются по группе, это не позволяет им утомиться. Можно ходить, стоять, лежать на ковре. Не портится осанка и зрение, потому что дети смотрят на большие таблицы и карточки.

За 10 занятий дети хорошо усваивают зрительный и звуковой образы числа в пределах сотни, запоминают порядковое расположение чисел и умеют свободно ориентироваться в числовой ленте. Суть математики по Зайцеву состоит в том, что ребенку предлагают увидеть всю сотню сразу. По методике Зайцева трёх –четырёх летки знакомятся сразу с первой сотней, находят любое число на числовой ленте, выходят на решение задач и примеров на сложение и вычитание в пределах ста.
С первых шагов работы почувствовала ее эффективность

Игра «Где чей гараж» (4-6)

Для игры потребуются числовые карточки из пособия Зайцева Н.А. «Стосчет», числовая лента и ваш домашний автопарк.

Машинки делятся поровну между играющими. Затем они выбирают такое же количество числовых карточек – пропусков в гараж.

Ведущий обращает внимание на гаражи – числовую ленту. Все машины должны стоять только в своих гаражах. Нужно поставить машины в гаражи. Если лента висит на стене, то машины станут под нужным числом – номером гаража. Если лента лежит на полу, то Ваш малыш с удовольствие разместит свои машины в гаражах.

Моделирование двузначных чисел

«Угадай и найди»

1 вариант

Для работы потребуются числовые карточки из пособия Зайцева Н.А. «Стосчет» от 10 до 20; 2 карточки для моделирования количества предметов. Кружочки одинакового цвета или пуговки, набор пластмассовых цифр.
Возьмите числовую карточку. Рассмотрите ее.
Уточните, что слева нарисован треугольничек, в котором 10 кружочков, это десяток - дцать. Справа 4 кружочка закрашено. Это единицы. Это
число четырнадцать .
Ведущий молча выкладывает с помощью цифр любое число от 10 до 20, играющий «делает» его с помощью модели. Называет, находит такую же числовую карточку. Забирает карточку себе – выигрывает, если число на столе получилось такое же как на карточке.
В конце игры подсчитывается число карточек у каждого. Определяется победитель. Будьте великодушны, допустите ошибку «по рассеянности», пусть ребенок ее заметит. Постарайтесь быть для вашего малыша партнером по игре, а не контролером
.

«Найди клад» (5-7)

Для работы потребуются числовые карточки и монеты.

На столе раскладывается несколько числовых карточек - каменные плиты. (Не больше 10). Ребенок – кладоискатель отворачивается. Ведущий тихонько кладет монетку под одну из карточек – зарывает клад.
Кладоискатель должен отгадать, где зарыт клад. Он называет число десятков в числе. Ведущий говорит «да» или «нет».
- в этом числе 2 десятка?
- нет?
- 5 десятков?
- да.
- В этом числе 2 единицы?
- нет
- 7 единиц?
- да!
- Значит, клад зарыт под плитой № 57!
- да!!!
Теперь играющие меняются ролями. В конце игры можно подсчитать выигрыш.

Сложение

Научите ребенка решать примеры на сложение путем присчитывания на числовой ленте:

Для работы понадобятся числовые карточки и числовая лента, иллюстрация.

Сколько лягушек сидит на полянке (укажите на картинку слева)? Покажи, какой цифрой обозначается это число. Положи такую карточку. Вдруг лягушки повстречали своих подружек. (Демонстрируется средняя картинка). Сколько тут лягушек? Покажи цифру, обозначающую число 3. Когда все лягушки уселись на полянке, их стало больше или меньше?
- Больше. 3 лягушки добавились к 2 лягушкам.
- Сколько всего стало лягушек на полянке? Покажи такую цифру.
Вы заметите, что ребенок пересчитывает всех лягушек, не понимая, что удобнее производить отсчет от того числа, которое уже имеется в данный момент.
Подскажите, что гораздо удобнее считать сразу от двух. (Показываем 3 картинку) Прибавилась 1 лягушка, стало 3, прибавилась еще 1 лягушка, стало 4, прибавилась еще 1 лягушка, всего стало 5.
- Чтобы не сбиться со счета, нам поможет числовая лента.

Правило сложения: При сложении двух чисел получается большее число. На ленте числа увеличиваются вправо , значит двигаться надо вправо .

К двум надо прибавить 3. Нашли число 2 и, показывая на каждую следующую цифру, говорим: «1, 2, 3». Пальчик остановился на цифре 5. Получилось 5 лягушек. Используем прием присчитывания.
Объясните, что на математическом языке для записи действия сложения используется знак «+».
2+3=5 .

Вычитание

Аналогично тому, как вводилось сложение, представление о вычитании формируются на основе предметных действий детей с предметами. С этой целью детям можно дидактические игры «Сбор урожая», «Грибники» и др.

Для работы понадобятся числовые карточки и числовая лента, иллюстрация.

На лесной опушке веселилось 6 зайчиков. Покажи карточку с нужной цифрой. Что случилось дальше? Два зайчика ускакали. Покажи, какой цифрой обозначается это число. Положи такую карточку. Сколько зайчиков осталось на опушке? 4 зайчика. Зайцев осталось больше или меньше?

Меньше.

Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько зайчиков осталось?

Надо от шести зайчиков отнять два.

Как можно назвать действие которое мы выполнили?

В математике ест название этого действия – вычитание, показать обозначение с помощью знака «-».

6-2=4

Расскажи как ты вычитаешь от шести два?

От шести отнять 1 получится 5, потом отнять еще 1 получится 4.

Посмотри как это можно сделать на числовой ленте.

Правило вычитания: При вычитании из большего числа, получится меньшее число. Чем число меньше, тем оно левее, значит двигаться надо влево.

Находим число 6 – это зайчиков было. 2 зайчика ускакало. Пальчиком показываем числа и считаем: «один, два». Пальчик остановился на числе 4.

4 зайчика осталось веселиться на лесной опушке.