Как составить план урока: пошаговая инструкция. План-конспект занятия "удмуртия - мой край родниковый" Конспекты уроков и методические материалы каждый

Опубликуйте свой учебный материал на сайте и получите свидетельство о публикации сразу!

Знаете ли вы, что по статистике до 80% времени у молодого учителя уходит на оформление документов для аттестации?

А знаете, в чем состоит ОСНОВНАЯ причина потери времени при заказе свидетельств?

Нет, не в отсутствии сайтов, предлагающих свидетельство о публикации - этих сайтов сейчас достаточно много.

Главная причина - это ВРЕМЯ, ЗАТРАЧЕННОЕ НА ПОЛУЧЕНИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА!

Только вдумайтесь в эти цифры: от 2-х дней до нескольких недель ждать СВОЁ свидетельство!

Совсем скоро аттестация! Мне нужно свидетельство!

Мы поможем Вам и подготовим свидетельство о публикации учебного материала на нашем сайте невероятно быстро - за 2 минуты!

Преимущества:

Мы постарались сделать процесс получения свидетельство о публикации максимально удобным.

  1. Скорость доставки. Вы публикуете материал на сайте. Публикация происходит сразу .
  2. Удобство использования. После публикации материала на сайте, внизу страницы с конспектом появляется кнопка «Скачать сертификат о публикации».
    Вы можете скачать Ваше свидетельство - это в разы быстрее, чем доставлять почтой или курьером.
  3. Качество. Свидетельство подготовлено в высоком разрешении и может быть распечатано не только на обычном принтере, но и в типографии или фотоателье.

Как выглядит свидетельство

Ниже представлены образцы электронных свидетельств о публикации материала в международном открытом каталоге «Конспекты уроков».

1. Стандартный бесплатный сертификат

2. Золотой сертификат о публикации

Стоимость: 259 197 руб. - успевайте!

Срок выполнения: сразу после оплаты через удобные и безопасные сервисы Яндекса.

Вид свидетельства: сертификат.

Бонусы при заказе Золотого сертификата

Бонус №1 Комплект из 260 полезных файлов.
Пусть иконки, фоны, шрифты и анимации помогут сделать ваши учебные материалы ещё интереснее!

Бонус №2 Microsoft Office Word Online. Руководство.
Вы узнаете как создавать документы в Word Online бесплатно!

Бонус №3 29 фишек презентаций .
Вы сможете делать свои презентации ещё лучше!

Очень удобный сайт. Всё доступно, быстро можно найти и опубликовать. Мгновенно можно получить свидетельство.

Бекиш Ирина Ивановна, учитель математики «Успенская средняя школа»

Побольше бы таких сайтов для учителей!

Калинкина Марина Александровна, директор школы, учитель биологии МБОУ СОШ №4 г. о. Красноармейск Московской области

Честно говоря, я сомневалась, что учителям Республики Казахстан, точнее лично мне, будет так легко и быстро опубликовать свои материалы, еще и получить свидетельство о публикации.
Большое, нет, огромное спасибо за сотрудничество!

Тулегенова Гульнур Бисембаевна, учитель информатики СШ г.Эмба Мугалжарского района Актюбинской области РК

Узнала от своих коллег, что есть такой сайт. Разместила свой материал. Мгновенно можно получить свидетельство.
Спасибо, что есть такой сайт. Учителям очень удобно, можно найти любой материал и бесплатно скачать.

Маштиева Баян Зиядиновна, учитель математики КГУ «Аккольская средняя школа»

ещё отзывы

Разместите материал и получите СВОЁ свидетельство!

1. Заполните форму ниже

2. Разместите материал

3. Скачайте свидетельство

Ответы на часто задаваемые вопросы

Ниже представлен перечень распространенных вопросов и ответы на них.

Каким образом я получу своё свидетельство?

После оплаты Вы будете перенаправлены на станицу с Золотым сертификатом, где сможете его скачать (jpg и pdf файлы) или распечатать.

Какие способы оплаты предусмотрены?

Золотой сертификат можно оплатить несколькими способами:

  • банковской картой Visa или Master Card
  • через любой банк по реквизитам
  • переводом на банковскую карту Visa от Сбербанка
  • Яндекс Деньгами, WebMoney, Qiwi
  • через платежные терминалы.

На какой адрес отправить квитанцию об оплате?

В тех случаях, когда Вы не можете указать Ваши ФИО при оформлении платежа, отправьте скан или фото квитанции об оплате на адрес [email protected] . Это ускорит выполнение заявки.

Какие требования предъявляются к материалам?

  • На сайте можно опубликовать конспект урока и сопутствующие материалы к уроку (презентацию, тесты и т.д.)
  • Сами материалы должны быть авторскими, интересными и полезными для пользователей сайта.

Где скачать бонусные материалы?

Бонусные материалы будут отправлены на электронный адрес, указанный при добавлении материала.

Я забыла указать должность при добавлении материала. Что делать?

Вы можете отправить письмо на адрес [email protected] для внесения правок в Ваше свидетельство.

Какой статус имеет публикация?

Международный. Это указано в свидетельстве. Рабочими языками сайта являются: русский, английский, немецкий, казахский и украинский. Конспекты и статьи публикуют авторы из России и стран СНГ.

Формат свидетельства

Формат: А4
Разрешение: 2539?3567 px
Размер файла: примерно 1 МБ для jpg-файлов и до 2 МБ - pdf-файл.

  1. Найдите страницу со своим учебным материалом. Это можно сделать через поиск по сайту или каталог конспектов .
  2. Внизу страницы нажмите на кнопку «Скачать сертификат о публикации».

Если возникнут трудности - напишите в форму обратной связи.

Для двух авторов и сертификата два!
Вы можете опубликовать один материал, подготовленный в соавторстве .
При публикации укажите ФИО второго автора и на странице материала Вы увидите дополнительную ссылку «Скачать сертификат соавтора».

Существует ли политика возврата средств?

Да. Мы занимаемся разработкой образовательных сайтов с 2009 года и нам очень важно развивать наши проекты. Если Вас не устроило качество сертификата или он не было принят (необходимо подробно описать проблему), мы вернем Ваши средства.

«Удмуртия – мой край родниковый»

Для детей подготовительной группы

Цель: воспитание у учащихся чувства патриотизма, уважения к национальному искусству, любви к родному краю, городу.

Задачи:

    Образовательные – пополнение знаний учащихся об особенностях природы, культуры, традициях удмуртского края.

    Воспитательные – воспитание чувства патриотизма, уважения к национальному искусству, любви к родному краю, городу.

    Коррекционные – развитие логического, образного мышления через выполнение заданий.

Ход мероприятия:

Ведущий :Здравствуйте ребята! В какой стране мы с вами живём? (Россия)В какой республике? (Удмуртия)Сегодня мы с вами погорим о нашей республике Удмуртия и г. Ижевске.Удмуртия – край прекрасной природы, богатых недр, интересной истории, замечательных тружеников Удмуртию воспевало множество поэтов

Хватает Волге широты и сини,

Но с Камою она еще синей,

И для меня бы не было России,

Без маленькой Удмуртии моей.

Дети:1 Люблю тебя, Удмуртия моя,

Весь твой народ, как дружная семья,

Твои просторы, как прекрасный сад,

Они чудесной музыкой звучат.

2 Твоя вода, как серебро чиста,

Твоя природа, как сама весна

От соловьёв ночами не до сна

3 Нет дороже мне родного края,

В поле выйдешь- песню запоёшь,

И к берёзке тонкой приникая,

По стволу ладонью проведёшь

4 Люблю твой хлеб, душист и мягок он,

Святую силу чувствуем мы в нём,

Ты им вскормиланас, своих детей

И нет тебя, Удмуртия, родней!

Ведущий: У нашей республики есть свой флаг, посмотрите какой красивый удмуртский флаг

(трое детей выходят с флагом вперёд)

1 реб: Есть три великиз цвета-Красный, Чёрный, Белый

2 реб: Красный -солнце означает

3 реб: Чёрный -цвет земли вещает

4 реб: Ну а белый чистоту, красоту и доброту

Танец " Удмуртия"

Ведущий: Удмуртия -наша малая Родина, она находится на территории большой родины России, друзья, споём о России.

Песня " Моя Россия"

Сегодня мы с вами поговорим о нашем родном крае, проверим, как вы знаете особенности природы, культуры, традиций удмуртов. Для этого вы разделись на команды,и мы с вами сейчас нашу викторину.За каждый правильный ответ вам будут выдаваться жетоны, и в конце мы посмотрим какая же команда оказалась самой эрудированной

Ребята, вы знаете как называют Удмуртию? Край родниковый – почему его так называли? (Потому что в Удмуртии очень много родников, рек.)

    Конкурс «Реки Удмуртии»

Какие реки в Удмуртии вам известны?

    команда называет все реки которые знает,восптатель запсывает ответы детей, на столе лежит ручка и лист бумаги, остальные команды добавляют, за каждый правильный ответ выдаётся жетон)

музыка идёт фоном

А теперь узнаем какие же города есть в Удмуртии

музыка фоном

2)Кроссворд «Города Удмуртии»

Каждой команде раздается кроссворд по городам Удмуртии.

1Какой город был назван в честь удмурткого батыра (город на букву « М»)

2Самый северный города Удмуртии,название которого произошло от слова « глаз»

3Купечкский город,основанный на береге реки Кама

4Родина ПИ Чайковского

5Оружейная Столица Удмуртии

6Самый молодой город Удмуртии,военный городок

Ну а теперь назовём свои ответы, внимание на экран

3 конкурс « Собери пазл»

« герб и флаг Удмуртии»

Ребята, у нашей республике и нашего рода Ижевска есть свой герб и флаг Посмортите внимательно на экран, у каждого из этих изображений есть своё описание

Герб Удмуртской республики ·

Является символом земли

Символом и чистоты

· обобщенный образ белого или человека-птицы является символом возрождения, мудрости, мужества и совершенства.

Герб Ижевска: отражает прошлое, настоящее и будущее города, клещи изображают промышленное производство. Клещи разжаты, так как если их сжать поломается рябина, из плодов вытечет сок, природа погибнет, а с природой погибнет и человек .

    Флаг Удмуртии

    Является символом земли и стабильности;

    Цветом солнца и символом жизни;

    Символом и чистоты нравственных устоев;

    Восьмиконечный солярный - знак- - по преданию оберегает человека от несчастий.

    Сейчас мы хотим вам предложить собрать пазл(раздаются пазлы на все команды)

4 конкурс» Памятники и достопримечательности Ижевска»

Ребята, а сейчас мы узнаем кто же знает памятники и достопримечательности Ижевска, в нашем городе их очень много Мы даём вам несколько минут посовещатьсяКоманды по очереди отвечают, за каждый правильный ответ вы получаете жетон А теперь внимание на экран (показ слайдов)

5 конкурс « Национальный костюм»

Ребята,в Удмуртии живёт многонациональный народ, все мы являемся соседями Кто знает какие национальности живут в Удмуртии? (русские, удмурты, татары, марийцы, бессермяне и другие)Правильно, много народов живёт в Удмуртии, каждый народ имеет свою культуру, свой язык,свой костюм. Внимание на экран,сейчас будут появляться изображения людей разных национальностей в своих национальных костюмах, пожалуйста отгадайте костюмы каких народов появляются на экране. (Показ слайдов)

6 конкурс. «Национальные блюда.»

Удмурты славятся своими национальными блюдами. А какие национальные блюда вы знаете? (табани – лепешки, перепечи, шаньги, пельмени,зырет,кыстыбей,саламат,)

7. Конкурс «Удмуртские загадки»

У удмуртского народа очень много загадок.

1) У черной лошади хвост раздвоен. (ласточка)

2) Белая как снег, зеленая как лук, крутится и вертится, повернется и в лес. (сорока)

3) Летом ему дом нужен, а зимой нет. (скворец)

4) На поле серый зипун. (ворона)

8Конкурс «Пословицы»

Соберите пословицы: раздаточный материал

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

На родной стороне и камешек знаком.

Любовь к Родине – сильнее смерти.

Подведение итогов. Все вы Молодцы! Вы хорошо знаете природные особенности Удмуртии, культуру и традиции удмуртского народа.Мы вас награждаем грамотами об участии в нашей викторине и дарим вам эти сладкие пироги!

Кроссворд « Города Удмуртии»

    Какой город был назван в честь удмурткого батыра (город на букву « М»)

    Самый северный города Удмуртии,название которого произошло от слова « глаз»

    Купечкский город,основанный на береге реки Кама

    Родина ПИ Чайковского

    Оружейная Столица Удмуртии

    Самый молодой город удмуртии, военный городок

Людмила Стремоухова

Конспект урока по математике на тему «Сутки »

с ребёнком с синдромом Дауна , обучающимся в школе-интернате VIII вида №1 г. Красного Сулина

по индивидуальным образовательным программам на дому.

Учитель : Стремоухова Л. Л.

Цели урока .

Формирование представления о сутках и их частях , умения определять разное время суток.

Расширение и активизация словаря.

Развитие коммуникативной функции речи, зрительного и слухового внимания и восприятия.

Привитие интереса к учебной деятельности.

Оборудование :

Карточки с цифрами от 1 до 5 с одной стороны и буквами СУТКИ - с другой (смотри Приложение) .

Табличка – схема «Сутки » (смотри Приложение) .

Набор карточек со словами «день» , «ночь» , «утро» , «вечер» (смотри Приложение) .

Картинки для определения действий людей в разное время суток.

Карточка «Реши задачу» (смотри Приложение) .

Набор картинок с режимом дня школьника.

Счётные палочки. Счёты.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Цель. Активизация ребёнка , введение его в урок . Коррекция звукопроизношения, моторики. Развитие музыкального слуха.

Физкультурная минутка с речевой разминкой. (Учитель и ученик поют песню, выполняя действия по тексту) .

У оленя дом большой. - Рога оленя – пальцы вверх, крыша дома – кисти углом

Он глядит в своё окно. - Руками показываем окно.

Зайка по лесу бежит, - Руки – лапки зайчика.

В дверь к нему стучится - Стучим кулаком в дверь.

Стук, стук. Дверь открой. - Движение открывание двери.

Там в лесу охотник злой. - Рука в кулак, большим пальцем показываем за спину.

Зайка, зайка, забегай, - Пригласительный тест.

Лапку подавай. - Здороваемся за руку.

II. Повторение.

Цель. Повторение состава чисел. Закрепление умения составлять примеры.

Подготовка к работе по теме урока .

1. Добавь недостающее число. Запиши (схемы подготовлены в тетради ученика)

Вычисления на счетных палочках.

2. Составь примеры на вычитание по схемам. Запиши ответ, не считая.

5 – 2 = 7 – 3 = 10 – 5 =

6– 4 = 2 – 1 =

3. Прочти ответы в примерах.

Выбери карточки с такими же цифрами из числового ряда.

4. Разложи цифры по порядку от 1 до 5 в наборное полотно.

5. Переверни карточки с цифрами.

Что мы видим на карточках? - Буквы.

Прочтём слово (с помощью учителя) . - Сутки .

III. Работа по изучению темы «Сутки » .

Цель. Знакомство с понятием «Сутки » , частями суток. Формирование представления о сутках и их частях , умения определить занятия людей в разное время суток.

1. Сейчас мы поговорим с тобой и узнаем, что такое сутки , из каких частей состоят сутки .

2. Запишем слово «сутки » в тетрадь – тему нашего урока .

3. Разучим поговорку : «День и ночь - сутки прочь » . (Проговорим, повторим, прохлопаем ладонями ритмический рисунок) .

4. Подумай и ответь на вопрос :

Когда на улице светло - это день. Правильно?

Когда на улице темно – это ночь. Правильно?

Ночью на улице темно?

Днём на улице светло?

5. Посмотрим на табличку - схему суток.

а). Сутки состоят из частей

Посчитаем, сколько частей в сутках . (Пальцем касаемся каждой части, считаем 1,2,3,4.)

В сутках 4 части .

Прочтём, как называется каждая часть суток

(утро, день, вечер ночь) .

б) Подумай и скажи :

Почему слово «день» написано на желтой карточке, а слово «ночь» - на черной?

Ответь. - Когда на улице светло? - Днём или ночью?

Когда на улице темно? - Днём или ночью?

в) Разложи карточки по порядку времени суток (утро, день, вечер, ночь) .

г) Прочтём слова : сутки , утро, день, вечер, ночь.

д) Закончи предложение.

За утром наступает …

За вечером наступает …

Физкультурная пауза.

Выполнение динамических упражнений с речевым сопровождением для коррекции моторики и звукопроизношения, активизация ребёнка .

Утром бабочка проснулась, (Присели, руки сзади)

Потянулась, улыбнулась. (Потягиваемся, улыбаемся)

Раз. Росой она умылась. (Пальчики бросили вверх, водичка бежит вниз)

Два. Изящно покружилась. (Кружимся, руки в стороны)

Три. Прогнулась и присела (Прогнулись, крылья назад, присели)

На четыре – улетела. (Машем руками, летим на место)

1. Посмотрим на картинки и продолжим предложения о том, что мы делаем в разное время суток, т. е. о режиме дня.

а) - Читаем слово «утро» на карточке.

Что мы делаем утром? (выбираем на картинках действие и называем его) .

Мы встаём, делаем зарядку, умываемся, завтракаем.

б) - Прочтём слово (ДЕНЬ)

Что мы делаем днём? (найдём картинки)

Мы учимся, обедаем, гуляем, работаем.

в) - Прочтём слово (ВЕЧЕР)

Что мы делаем вечером? (покажи на картинках)

Мы учим уроки , ужинаем, смотрим телевизор, ложимся спать.

г) - Прочтём слово (Ночь)

Что мы делаем ночью?

д) Запомни! Утро, день, вечер, ночь – это сутки .

Покажем пальчиком и назовём части суток.

Как называются эти части одним словом? (Сутки )

6. Сутки – мера времени . Сутками можно измерять время.

Какие еще мы знаем меры времени?

1) Подумай и скажи.

Сколько раз наступит утро за 1 сутки , 2 суток, 5 суток.

Сколько раз наступит день за 1 сутки , 3 суток, 4 суток.

Сколько раз наступит вечер за 1 сутки , 6 суток.

Сколько раз наступит ночь за 1 сутки , 10 суток.

2) Решим задачу.

а) Послушай задачу.

Солдату дали отпуск на 10 суток. Прошло 7 суток отпуска. Сколько еще суток отпуска осталось у солдата?

б) Разберем условие задачи

О ком говорится в задаче?

Сколько суток отпуска дали солдату?

Сколько суток отпуска прошло?

Что нужно узнать в задаче?

На какое действие эта задача?

в) Запишем в тетради решение задачи. Вычислим на счетах. Запишем ответ.

Ответь на вопрос задачи : - Сколько еще суток осталось у солдата?

7. Мы узнали что такое «сутки » , из каких частей состоят сутки , а, также, что сутки - это мера времени .

Физкультурная пауза.

Динамические упражнения с речевым сопровождением для снятия напряжения, усталости и коррекции звукопроизношения, развитие музыкального слуха

Снег, снег кружится. (Вращаем кисти рук, сыплем снег)

Белая вся улица. 2 р.

Мы лопаточки возьмём (Отбрасываем снег с дорожки лопатой)

И дорожки разгребём . 2 р.

Снег, снег кружится. (Сыплем снег по комнате)

Белая вся улица. 2 р.

А мы саночки возьмём (Один сзади другого держит за руки - едет на саночках.)

И друг друга позовём. 2 р.

IV. Закрепление.

Нагулялись, наигрались. Продолжаем заниматься. Вспомним, о чём мы говорили на уроке .

1. Посмотри на схему, назови части суток.

2. Разложи карточки со словами утро, день, вечер, ночь по порядку.

Ответь на вопрос. - Почему карточка со словом «ночь» – чёрная, со словом «день» - жёлтая?

3. Посмотри на картинки. На них девочка занимается разными делами в течение суток, т. е. её режим дня.

Разложи картинки по порядку от утра до вечера.

Скажи, что делает девочка утром, днём, вечером, ночью.

4. Расскажи о своём режиме дня. Чем ты занимаешься утром, днём, вечером, ночью?

V. Подведение итогов урока .

1. Домашнее задание

Уметь называть части суток по порядку.

Выучить поговорку наизусть.

2. Оценивание работы ребёнка на уроке .

3. Краткое повторение изученного материала на уроке .

О чём говорили на уроке .

Прочти слово (сутки ) .

Назови части суток.

Повтори поговорку.

Тема: Природа родного края.
Цель: расширить знания учащихся в области растительного и животного мира родного края.
Задачи: воспитывать любовь к Родине, развивать кругозор, воспитание любви и бережного отношения ко всему живому.
Оборудование: доска, экран, мультимедийный проектор, компьютер, слайды, конверт с письмом.

Ход урока.
I. Орг. момент.
II. Сообщение
темы: - Доскажи словечко и узнай тему нашего урока:
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг (природа) (СЛАЙД №1)
III. Беседа: - Правильно, тема нашего урока: «Природа родного края». Сегодня мы
познакомимся с разнообразием природы Краснодарского края.
- Ребята, нам в класс пришло письмо! Давайте же прочитаем его.
(Открываю, читаю).
Здравствуйте! Давайте знакомится. Меня зовут Краснодарский край.
Я – место, где вы живёте, растёте, проказничаете. Я родился в 1937
году, 13 сентября, и мне уже 71 год. Давайте поиграем! Я расскажу
вам о себе много, много всего. И сегодня вы будете знать и уметь
немного больше, чем сейчас, а больше знать – сильнее стать, так
говорит русская пословица. Итак, начнём. (СЛАЙД №2)
- Посмотрите, это фотография нашего края, её называют картой. Вам
нравится? Вы представляете, какой огромный наш край? Давайте
посчитаем, какова же площадь нашего края. На доске я нарисую два
квадрата. В каждом из них должна быть цифра. Чтобы найти первую
цифру, сделаем так: задумаем любое число до 100 и запишем его.
Теперь умножим его на 2. К тому, что получилось + 3. Это новое число
умножим на 4. От того, что получилось, отнимем 12 и разделим на то
число, которое было задумано. Вот эту цифру и запишем в первую
клеточку (ПР: 10 х 2 + 3 х 4 – 12: 10 = 8)

А чтобы узнать вторую цифру, отгадаем загадку: Сколько глаз у
светофора? У Горыныча голов? Поросят весёлых в сказке? И у
бабушки зубов? (3). – Итак, какая цифра у нас получилась?
тысячи квадратных километров.
- Ребята, вы представляете, какой огромный наш край!
Центр края, Краснодар, обозначен кружком. Это наша столица, большой и красивый город. У каждого из вас, ребята, есть сосед по парте, соседи по дому. Так вот, есть соседи и у нашего края. На севере это Ростовская область, на востоке – Ставропольский край, на юге Абхазия, а в центре – Республика Адыгея.
- Скажите, где расположен наш город?
- Правильно, на Черноморском побережье Кавказа, он узкой полосой вытянулся вдоль берега Чёрного моря и подножья Кавказских гор.
- В нашем крае растёт более 3 000 видов растений. Некоторые из них настоящие старожилы. Они появились примерно 2 000 000 лет назад. Это липа, каштан, дуб. Эти растения называются реликтовыми, то есть сохранившимися с древних времён. Так же у нас произрастают бук, клён, ясень, граб, ольха, платан, тополь, ель, сосна, эвкалипт, черёмуха, орешник.
- Отгадайте загадки:
1. Я из крошки – бочки вылез, (СЛАЙД №3)
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок. (ДУБ)
2. Что же это за девица: (СЛАЙД №4)
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (ЕЛЬ)
3.С моего цветка берёт (СЛАЙД №5)
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня всё ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (ЛИПА)
4.У меня длинней иголки, (СЛАЙД № 6)
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (СОСНА)
5.Будто снежный шар бела, (СЛАЙД №7)
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Сразу сделалась она
Вся от ягоды черна. (ЧЕРЁМУХА)
6.В нём почти сто метров роста: (СЛАЙД №8)
На него залезть не просто!
Из Австралии был он
К нам в Россию завезён.
У него одна работа
Осушение болота. (ЭВКАЛИПТ)
- А сейчас мы поиграем в игру «С какой ветки эти детки?» (Учитель показывает слайды с изображением семян деревьев, а дети должны отгадать. На слайдах семена расположены в таком порядке: липа, бук, каштан, тополь, сосна, орешник, шиповник, дуб, клён). (СЛАЙД № 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17)
- По склонам балок и оврагов, по обочинам дорог можно встретить разные травы: полынь, лебеду, мать – и – мачеху, подорожник, цикорий, зверобой, тысячелистник, пижму, многие из этих трав лекарственные, а расскажет вам о некоторых из них «живая газета». (Учитель листает слайды, а подготовленные учащиеся рассказывают о травах).
Мать-и-мачеха (СЛАЙД № 18)
Всюду, где отыщется хоть небольшой бугорок, пригретый солнцем,
сразу после снега поднимутся на невысоких толстеньких стебельках золотые цветочки – огоньки мать-и-мачехи.
Верхняя сторона листа на ощупь гладкая и холодная, а нижняя, покрыта белым пухом, мягкая и тёплая, как бархат. Приложишь такой листок нижней стороной к щеке – и покажется, что твоей щеки коснулись ласковые руки матери. А приложишь холодной стороной – и станет тебе неуютно, холодно. И прозвали растение в народе за такое свойство мать-и-мачеха. Мать-и-мачеха – очень ценное лекарственное растение. Листья её сушат, заваривают как чай, и пьют такой чай от кашля.
Цикорий (СЛАЙД №19)
Цикорий очень трудолюбив – ведь его цветы раскрываются раньше всех и к ним в первую очередь летят пчёлы. Цикорий неприхотлив и очень упорный – он может жить там, где редко выживают другие растения. Его не пугает засуха и знойные ветры – корни цикория уходят в землю чуть ли не на полтора метра и всё таки добираются до воды.
У цикория есть целебные силы – этим растением давно лечат разные болезни. А ещё из корней цикория, измельчённых в порошок, делают напиток, похожий на кофе.
Зверобой (СЛАЙД №20)
Когда-то считали, что зверобой опасен для домашних животных, они могут отравиться. Но оказалось, что это не так. Наоборот, помогает эта трава от многих недугов. И сейчас зверобой ценится в медицине. Случится беда, обожжёте где-нибудь руку – приложите к этому месту листик или цветы зверобоя, и боль пройдёт, а рана заживёт.
Цветёт зверобой всё лето до самой осени. Отцветут цветы, и на их
месте появится коробочка с семенами. В дождь коробочки закрыты, а при сухой погоде раскрываются, и семена из них высыпаются на землю.
Тысячелистник (СЛАЙД №21)
Каждый лист тысячелистника, как пёрышко птицы, собран из многих небольших листиков – пушинок. Таких листиков – пушинок у одного растения действительно может быть чуть ли не целая тысяча. Вот и назвали это растение – тысячелистник.
Чай из тысячелистника повышает аппетит, а листья, приложенные к ранам, останавливают кровь и заживляют раны. Об этом знали ещё в древние времена – так и лечили себя воины прямо на поле боя. За то тысячелистник прозвали ещё «солдатской травой».
IV. Физминутка - А сейчас мы отправимся на прогулку в лес. Все дружно встали.
Ветер дует нам в лицо,
(Дети машут руками на себя)
Закачалось деревцо.
(Дети делают наклоны)
Ветер тише, тише, тише,
(Дети приседают)
Деревцо всё выше, выше.
(Дети встают на носочки, тянутся вверх)
V.Продолжение
беседы - Но кроме растений, в нашем крае есть и множество животных. Давайте посмотрим на карту животного мира и познакомимся с животными, которые обитают в нашей местности (лиса, медведь, зубр, кабан, заяц, суслик, крот, тушканчик, норка, выдра и др.).
(Учитель вместе с детьми рассматривает карту животного мира Краснодарского края). (СЛАЙД № 22)
- А сейчас давайте отгадаем кроссворд:
2. На свинью похож, а в лесу живёт (кабан).
3. Всю зиму спит,
Весной на пасеку спешит. (медведь).
4. В птичник повадится жди беды,
Рыжим хвостом заметает следы. (лиса).
5. Зубовато, серовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет. (волк).
6. Посреди поля белый клубок катается. (заяц).
1. Ключевое слово: Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (белка)
(СЛАЙДЫ № 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35)
Игра «Поиграем – гадаем».
- Сейчас я беду читать двустишия, а вы должны догадаться, о каком животном идёт речь и не ошибиться.
В чаще голову задрав,
Воет с голоду (жираф – волк).
Клубком свернулся, ну-ка тронь!
Со всех сторон колючий (конь – ёж).
По сосне, как барабан,
Застучал в лесу… (кабан – дятел).
Кто в малине знает толк?
Косолапый, бурый… (волк – медведь).
Дочерей и сыновей
Учит хрюкать… (соловей – свинья).
Под луною песню петь
Сел на веточку (медведь – соловей).
Кто любит по ветвям носиться?
Конечно рыжая (лисица – белка).
Кто стучит как в барабан?
На сосне сидит (баран – дятел).
Зимой в берлоге
Видит сон лохматый, косолапый (слон – медведь).
Быстрее всех от страха
Несётся (черепаха – заяц).
- Ребята! Где бы вы ни были: в лесу, в степи, на берегу реки и моря, везде вы встретите птиц. Птицы – наши верные друзья. Они уничтожают вредных насекомых. Какие птицы водятся в наших краях? Воробьи, вороны, галки, жаворонки, перепела, голуби, ласточки, скворцы,чайки, кулики, гуси. Есть и хищные птицы: коршуны, сычи, совы, беркуты.
Игра «Загадочные птицы». (СЛАЙДЫ №36, 37)
- Расшифруйте названия птиц.

РОСОКА АВСО
ДОЗДР ВРЕОСКЦ
БЕРВООЙ НИСИАЦ
РКУБТЕ ТЕЯДЛ
VI. Итог урока
- Вот мы и познакомились с природой нашего края. Что нового вы сегодня узнали на уроке? Какова площадь нашего края? С какими растениями и животными вы сегодня познакомились? Очень хотелось бы, чтобы вы любили вашу малую родину и сохраняли её красоту и богатство. Берегите природу, а это животные, растения, воздух, вода и многое другое. И в заключении, я хочу, чтобы вы послушали стихотворение «Береги природу». (подготовленные учащиеся читают стихи) (СЛАЙД № 38)

Ты видел, в лебедей стреляли?
Ты видел, как они упали?
Скажи, а если б птицы знали
И если б только понимали,
Что их полёт прощальным будет,
Их на заре подстрелят люди,
Скажи, они бы не летали?

Наверно, даже если б знали
И даже если б понимали,
То всё равно б взмывали ввысь.
Ведь небо – это их стихия!
Ведь небо – это их свобода!
Ведь небо – это вся их жизнь!
А в небе - стая журавлей.
Так грустно над землёй кружится.
Земля… Скажи, что стало б с ней,
Когда б на ней умолкли птицы?
Тогда бы мёртвым стало небо.
И – тишина в пустых лугах,
И, может быть, колосья хлеба
Не колосились бы в полях.
И на полях уж не грачи,
А стаи чёрной саранчи.

Я не хочу такого мира,
Где всё так серо, так уныло…
Опомнись, вздрогни, человек.
Не долго на земле твой век.
Но что после себя оставим?
И чем себя мы здесь прославим?
Убитой птицей на заре?
Лесами чёрными в огне?
И свалкой мусора огромной?
Иль атмосферою зловонной?
Иль речкой с мёртвою плотвой?
Полями с выжженной травой?
Опомнись, вздрогни, человек!
Перед природой ты в долгу,
И славен будет пусть твой век
Травой душистой на лугу.
И трелью птиц весёлой, звонкой,
И шумным плеском родника,
И гроздями рябины тонкой,
И синим глазом василька,
И свежим ароматом трав,
И рощи шумом, и дубрав…

Данный урок проходит по курсу»Кубановдения» в 3 классе. Тема урока: Природа родного края.
Кубановедение – это один из самых сложных и интересных предметов в начальной школе. Интересен этот предмет тем, что и учитель, и ученик являются наблюдателями, экспертами, участвуют в поисковой деятельности.
На этом уроке дети попадают в мир знаний о природе родного края. Они знакомятся с географическим положением Краснодарского края, разнообразием растительного и животного мира.
В данном уроке собран разнообразный материал(стихи, загадки, ребусы, кроссворд), который помогает учителю провести интересный урок, а учащимся в игровой форме приобрести новые знания.

"Зажги в огонек в своей душе.." Урок / скачать

"Дружба-чудесное слово!" Урок скачать

"Добро и Зло в христианстве" Урок итоговый по модулю "Основы православной культуры" скачать

"День православной книги" (скачать )

"Православные традиции Светлой Пасхи. Урок скачать

"Православные традиции Светлой Пасхи" Урок скачать

"Рождество Христово. Традиции праздника" Урок скачать

"Рождественская мастерская" Урок скачать

Программа праздничных епархиальных мероприятий по проведению Дня православной книги в Тамбовской епархии 2015 г. (скачать )

Презентация свт. Питирим (скачать)

Презентация Праздничный урок преподобного Сергия (скачать)

Презентация Викторина 100-летие прославления св. Питирима, 700-летие со дня рождения св. преподобного Сергия Радонежского (скачать)

Уроки "День Православной книги" /сост. Р.Х. Лубянкина, А.В. Серегина (скачать)

За нравственный подвиг учителя. Материалы участников Всероссийского конкурса работ в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью./ сост. И.В. Аверина, протоиерей И.Груданов, Ю.Г. Дерябина, Н.Я. Рыбина (скачать)

Инновационная и проектная деятельность в сфере духовно-нравственного воспитания детей и молодежи регионов Центрального федерального округа. Сборник материалов победителей III Межрегионального конкурса "Лучшее образовательное учреждение по формированию системы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи "Вифлеемская звезда" / сост. Т.Н. Глазкова, С.В. Кондратюк, Н.Я. Рыбина (скачать)

Аксиологические основы духовно-нравственного воспитания в условиях реализации ФГОС. Сборник материалов участников межрегиональной конференции/ сост. Г.А. Шешерина, И.В. Аверина, Ю.Г. Дерябина, Н.Я. Рыбина (скачать)

Сборник материалов победителей II Межрегионального конкурса «Лучшее образовательное учреждение по формированию системы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи «Вифлеемская звезда» " Организационно-методическое обеспечение деятельности в сфере духовно-нравственного воспитания детей и молодежи регионов Центрального федерального округа" / сост.: Глазкова Т.Н., Кондратюк С.В., Рыбина Н.Я (скачать)

Сборник материалов победителей II Межрегионального конкурса «Лучшее образовательное учреждение по формированию системы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи «Вифлеемская звезда» " Инновационная и проектная деятельность в сфере духовно-нравственного воспитания детей и молодежи регионов Центрального федерального округа" / сост.: Глазкова Т.Н., Кондратюк С.В., Рыбина Н.Я.(скачать)

Пособие «Методические рекомендации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных Дню православной книги»

Творческое содружество школы-интерната и краеведческого музея в духовно-нравственном воспитании школьников (из опыта работы ТОГБОУ "Моршанской общеобразовательной школы-интернат основного образования")

Использование возможностей историко-краеведческого музея в воспитании духовности подрастающего поколения (из опыта работы ТОГБОУ "Моршанской общеобразовательной школы-интернат основного образования")

Сборник материалов "Лучший опыт работы по духовно-нравственному воспитанию интернатных учреждений " (сост.: Глазкова Т.Н., Кондратюк С.В., ТОГБУ "Межрегиональный центр возрождения духовно-нравственного наследия "Преображение") ссылка для скачивания

Формирование системы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи в образовательных учреждениях интернатного типа : методические рекомендации (авт.-сост. С.В. Кондратюк,ТОГБУ "Межрегиональный центр возрождения духовно-нравственного наследия "Преображение") ссылка для скачивания

Методические рекомендации по формированию системы духовно-нравственного развития и воспитания детей в образовательных учреждениях , учитывая положительный опыт учреждений-победителей межрегионального конкурса "Лучшее образовательное учреждение по формированию системы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи "Вифлеемская звезда" ссылка для скачивания

Сборники материалов "Духовно-нравственное воспитание в образовательных учреждениях регионов Центрального федерального округа " ссылка для скачивания

Презентация "Святые места Иерусалима"

Презентация "Храмы города Мичуринска" Скачать презентацию

"Презентация "Как устроен храм внутри?" Авторы: Г.В. Старых, С.Н. Ерошкина, Т.П. Ногтикова, О.А. Коньшина, И.Д. Дорсягаева, О.В. Чивилёва, Т.А. Касторова, Н.И. Филатова, М.А. Уварова. Скачать презентацию

Урок-презентация "Православный храм" Автор: Л.Н. Кумицкая, учитель начальных классов МОУ "Никифоровская СОШ". Скачать презентацию

Программа «Мироведение» для 5 класса

МОУ Жердевская ООШ

Скачать в rtf

Скачать презентацию

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России

Скачать презентацию

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Скачать презентацию

Методическая разработка воспитательного мероприятия для детей разновозрастной группы семейного типа "Праздник "Масленица"

Авторы: воспитатели Г.Н.Кузнецова, М.В.Родионова

Тамбовское областное государственное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат г. Котовска»

Скачать в rtf Внеурочное мероприятие для 4 класса в рамках изучения ОПК "Поговорим о мудрости"
Шмаровский филиал МОУ «Оборонинская СОШ» Мордовского района Скачать в rtf Внеклассное мероприятие "Покрывает все покровом Богородице сама" п. Первомайский, Тамбовской области. Скачать в rtf Мероприятие «Святыни Тамбовской Епархии» МОУ «Первомайская СОШ № 1 имени Ю.В. Фролова» п. Первомайский,Тамбовской области Скачать в rtf Разработка внеклассного мероприятия по программе духовно-нравственного воспитания с учащимися «Отношение к старшим» Провела: Иванова Т.М. Филиал МОУ Большержаксинская СОШ, с. Семеновка, Ржаксинский район Скачать в rtf Сценарий мероприятия «Мамин день» Филиал МОУ Каменская СОШ, д. Вишнёвка, Ржаксинский район Скачать в rtf Внеклассное мероприятие "Путешествие в Страну добра по дороге нравственности" ПОНЗАРСКИЙ ФИЛИАЛ МОУ САМПУРСКАЯ СОШ Скачать в rtf Сценарий семейного праздника «В тесном семейном кругу» МОУ Вишневская СОШ, Староюрьевский район Скачать в rtf Внеклассное занятие по программе «Основы православной культуры» «Поделки из бумаги к Рождеству» Скачать в rtf
Сценарий праздника «Покров Пресвятой Богородицы» Скачать в rtf

Внеклассное мероприятие «Вспомним, товарищ, Афганистан…» , посвящённое 21-ой годовщине вывода ограниченного контингента советских войск из Афганистана

МОУ Кузьмино-Гатьевская СОШ, Тамбовский район

Скачать в rtf Сценарий праздника «Кузьминки» МОУ Кузьмино-Гатьевская СОШ, Тамбовский район Скачать в rtf Внеклассное мероприятие «Наша дружная семья» Филиал МОУ Токаревская СОШ №2 в с. Ивано-Лебедянь Скачать в rtf Литературно-музыкальная композиция «Святая ночь. Рождество» МОУ Троицко-Росляйская СОШ, Токаревский район Скачать в rtf Внеклассное мероприятие «Рождественские звёзды» МОУ Умётская СОШ имени Героя Социалистического Труда П.С. Плешакова Скачать в rtf Классный час «Волей Бога защитники» , посвященный Дню защитников Отечества МОУ Жердевская ООШ Скачать в rtf Презентация Классный час «Лучшее слово о дружбе» МОУ «Кулевчинская СОШ»
Скачать в rtf Презентация Классный час «День народного единства» Скачать в rtf Классный час « Разговор о любви » МОУ Липовская СОШ, Пичаевский район Скачать в rtf
Классный час «Красота русской природы» Филиал МОУ Б-Ржаксинская СОШ, с. Семёновка, Ржаксинский район Скачать в rtf Классный час «Россия и её символы» Скачать в rtf Классный час «Россия- Родина моя» Филиал МОУ Б-Ржаксинская СОШ в с. Семёновка, Ржаксинский район Скачать в rtf Классный час по нравственному воспитанию «Жизнь дана на добрые дела» МОУ Ивановская СОШ, Сампурский район Скачать в rtf Классный час «Добро и зло» МОУ Кузьмино-Гатьевская СОШ, Тамбовский район Скачать rtf Классный час «История Великой Отечественной войны через историю семьи» МОУ Кузьмино-Гатьевская СОШ, Тамбовский район Скачать в rtf Презентация Классный час "Праздник русской народной игрушки" МОУ Кузьмино-Гатьевская СОШ, Тамбовский район Скачать в rtf Презентация Классный час "Первая христианка Руси" МОУ Кузьмино-Гатьевская СОШ, Тамбовский район Скачать в rtf Презентация Классный час "Милосердия ярчайший образ" , знакомство с православным святым Иосафом Белгородским МОУ Кузьмино-Гатьевская СОШ, Тамбовский район Скачать в rtf Биография Святителя Иосафа Презентация
Классный час "Первые уроки Библии" МОУ Кузьмино-Гатьевская СОШ, Тамбовский район Скачать в rtf Презентация Классный час "Святой помощник Николай" МОУ Кузьмино-Гатьевская СОШ, Тамбовский район Скачать в rtf Презентация Классный час "Добро победит зло" МОУ Кузьмино-Гатьевская СОШ, Тамбовский район Скачать в rtf Презентация Художественный салон "Русские иконописцы Феофан Грек, прп. Андрей Рублев и Дионисий. Особенности иконотворчества" Д.Ю. Тафинцев, учитель истории и обществознания МОУ Кузьмино-Гатьевская СОШ, Тамбовский район Скачать в rtf Презентация Классный час "Золотой ключик к сердцу - доброта" МОУ Кузьмино-Гатьевская СОШ, Тамбовский район Скачать в rtf Классный час "Давайте жить дружно"
МОУ Совхозная СОШ, Пос. совхоза «Селезневский» Скачать в rtf

Классный час «Древнерусская икона как самобытное явление художественной культуры»

МОУ Шпикуловская СОШ, Жердевский район

Урок

Александровский филиал МОУ Знаменская СОШ № 1, Знаменский район

Конспект урока "Православныйй храм"

Новознаменский филиал МОУ «Покрово-Марфинская СОШ»

Урок «Колокола и колокольные звоны в русской народной культуре»

МОУ «Караваинская СОШ», Инжавинский район

План-конспект урока "Библия и Евангелие" МОУ СОШ № 1, г. Кирсанов Скачать в rtf Урок "Библия и Евангелие" Авторы: О.Ю. Четверткова, Т.В. Золотова, Е.Ф. Попова, Л.Г. Тарасова г. Мичуринск Скачать в rtf Презентация Урок "Золотое правило этики" г. Мичуринск Скачать в rtf Презентация
Урок "Заповеди. Милосердие и сострадание" г. Мичуринск Скачать в rtf Презентация
Урок "Православный календарь. Праздники" г. Мичуринск Скачать в rtf Презентация Урок "Бибилия и Евангелие" МОУ Круглинская СОШ, Мичуринского района Скачать в rtf Презентация

План-конспект открытого урока по основам православной культуры «Храм- дом Божий» МОУ «СОШ совхоза имени Ленина», Мордовский район Скачать в rtf Презентация Разработка урока «Христианская семья» МОУ Кужновская СОШ, Мордовский район Скачать в rtf Презентация Урок "Христианин в труде" Лавровский филиал МОУ «Шульгинская ООШ», Мордовский район Скачать в rtf
Конспект урока «Всех охраняет Покров Богоматери» Ярославский филиал МОУ «Никифоровская СОШ №1» Скачать в rtf Урок "Христианская семья. Все начинается с любви" Авторы: К.В. Дмитриевцева, Г.Н. Проскурякова МОУ «Никифоровская СОШ №1» Скачать в rtf Урок для 4 класса "Христос и Его крест" Ярославский филиал МОУ «Никифоровская СОШ № 1» Скачать в rtf Обобщающий урок по основам православной культуры для 5 класса МОУ «Никифоровская СОШ №2» Скачать в rtf Презентация "Заседание клуба знакотов основ православной культуры"

Урок словесности для 10 класса "Роль церковнославянской лексики в романе И.С. Шмелева "Лето Господне"

МОУ «Иловай-Дмитриевская СОШ»

Историко-математическая конференция. «Золотое сечение» в архитектуре русских храмов

МОУ «Иловай-Дмитриевская СОШ», Первомайский район


Интегрированный урок для 7 класса по истории России и краеведению, с использованием программы по дополнительному образованию «Духовное краеведение Тамбовщины» "Россия в XVII веке"

МОУ «Первомайская СОШ», Первомайский район


"Христианская семья"


МОУ «Хобот-Богоявленская СОШ имени В.В.Гришанова», Первомайский район


Конспект открытого урока по Основам православной культуры для 5 класса "Христианин в труде"

МОУ «Хобот-Богоявленская СОШ имени В.В.Гришанова», Первомайский район

Скачать в rtf


План-конспект урока «Семья»

МОУ «Хобот-Богоявленская СОШ имени В.В.Гришанова», Первомайский район

Скачать в rtf


Урок "Православный храм" МОУ Верхнеспасская СОШ, Рассказовский район Скачать в rtf Презентация


Урок для детей 8-9 лет "Спеши творить добро" МОУ Платоновская СОШ, Рассказовский район Скачать в rtf Презентация
Конспект урока "Колокола" по учебному предмету «Духовное краеведение Тамбовщины» Авторы: учителя истории и обществознания МОУ Саюкинская СОШ, Рассказовский район Скачать в rtf

Урок по ОРКСЭ для 5 класса "Христианская семья и ее ценности" МОУ Новоюрьевская СОШ, Староюрьевский район Скачать в rtf
План проведения урока "Чудо в жизни христианина" Филиал МОУ Староюрьевская СОШ, с. Мезинец, Староюрьевский район Скачать в
Занятие "Чудеса Христовы" по программе "Основы православной культуры" ТОГОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» Скачать в rtf

Урок "Православные храмы" МОУ Комсомольская СОШ, Тамбовский район Урок "Добро и зло" для 4 класса, модуль "Основы светской этики" Скачать в rtf
Презентация "Заочное путешествие по Тамбову" МОУ Татановская СОШ, Тамбовский район Система классных часов для обучающихся 10-11 классов. Литературно-музыкальная гостиная духовному краеведению МОУ Кужновская Сош, Мордовский район Скачать в rtf
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Рабочая программа и структура
Программа «Люблю тебя, мой край родной» Авторы: И.А. Федотова, Г.И. Щербак МОУДОД "Дом детского творчества", Мучкапский район Скачать в rtf
«Духовное краеведение Тамбовщины» МОУ Первомайская СОШ, Первомайский район Скачать в rtf

Дополнительная образовательная программа по изучению основ православной культуры для детей младшего школьного возраста Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Избердеевская начальная школа-детский сад», Петровский район Скачать в rtf
Образовательная программа дополнительного образования детей «Истоки нравственности» для детей 7 - 9 лет МОУ Сампурская СОШ, Сампурский район Скачать в rtf
Программа факультативных занятий по курсу "Основы православной культуры" Программа по духовно-нравственному воспитанию учащихся "Основы православной культуры" ТОГОУ "Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения" Скачать в rtf

Презентация "Пасха" МОУ "Балыклейская ООШ" Инжавинского района Скачать Учитель: Т.В. Андрианова МОУ "Караульская СОШ" Инжавинского района Скачать презентацию