Как называется остров амазонок. Амазонки: женщины войны. Образы амазонок в изобразительном искусстве

Амазонками древние греки называли воинственное племя, состоявшее исключительно из женщин. Они выходили в походы под предводительством своей царицы и создали собственное воинственное государство. Для сохранения рода амазонки вступали в связь с мужчинами других народов. Родившихся мальчиков они отсылали к их отцам, а по другой легенде — попросту убивали, девочек же оставляли у себя и воспитывали из них воительниц-амазонок. Их обучали сельскому хозяйству, охоте и искусству войны.

Происхождение слова «амазонка» не очень понятное — то ли от персидского слова «воин», то ли от греческого, переводимого как «без мужа», «незамужняя».

Среди греков была популярна другая версия — от а… без + mazos грудь. По древним сказаниям, для удобства стрельбы из лука амазонкам еще в детстве выжигали правую грудь. Однако те же греки в своих произведениях искусства представляют амазонок всегда с обеими грудями. Да и лук у степных народов, как говорят историки, натягивался не на уровне груди, а на уровне уха.

Если верить древнегреческому историку V века до нашей эры Геродоту, амазонки жили в Скифском государстве (современный Крым) и на берегах озера Меотида — так древние греки называли Азовское море. Геродот сообщал, что сарматы были потомками амазонок и скифов и что их женщины соблюдали древние обычаи, «часто охотясь верхом с их мужьями; участвуя в войне; они носят ту же самую одежду, что и мужчины». Также Геродот сообщает, что у сармат «никакая девушка не станет женой, пока она не убьет человека в сражении». После изучения скифского языка они согласились жениться на скифских мужчинах при условии, что они не будут обязаны следовать обычаям скифских женщин. Согласно Геродоту, сарматы боролись вместе со скифами против персидского царя Дария в V столетии до нашей эры.

Где амазонки жили

Об амазонках пишут и римские историки. Цезарь напомнил Сенату о завоевании амазонками значительных пространств в Азии. Амазонки совершили успешный набег против малоазиатских стран Ликии и Киликии, о чем упоминает историк Страбон. Филострат размещает амазонок в Таврии. Аммиан — к востоку от Танаиса (Дона) по соседству с аланами. А Прокопий говорит, что они живут на Кавказе. Более оригинален римский историк Диодор Сицилийский, который усматривает в амазонках потомков атлантов и пишет, что они живут в западной Ливии. А вот Страбон демонстрирует скептицизм относительно их историчности. Но позже некоторые Отцы Церкви говорят об амазонках как о вполне реальном народе.

Есть сведения, что амазонки жили в Понте (ныне эта историческая область является территорией Турции, а точнее, ее черноморским побережьем). Там они сформировали независимое государство, одной из правительниц которого была Ипполита, чье имя переводится как «свободная, необузданная кобыла». Возможно, такое обозначение амазонки считали комплиментом.

Амазонки, по легендам, основали много городов, среди них Смирна, Эфес, Синоп и Пафос.

Где воевали и первые упоменания

Амазонки впервые появляются в греческом искусстве архаичного периода в сюжетах, связанных с несколькими греческими легендами. Они вторглись в Ликию, но были побеждены Беллерофонтом. В гомеровской «Илиаде» упомянута могила Мирин; согласно древнегреческому историку Диодору, королева Мирин возглавляла амазонок до победного конца войны против Ливии. Они напали на фригийцев, которым помогал Приам. Одна из задач, порученных Гераклу Эврисфеем, состояла в том, чтобы заполучить волшебный пояс амазонской царицы Ипполиты. Еще одна царица амазонок, Пентесилия, участвовала в Троянской войне. Вообще, амазонские воительницы так часто изображались в сражении с греческими воинами, что этот популярный сюжет получил в классическом искусстве даже свое название — «амазономахия». Сражения между афинянами и амазонками увековечены в мраморных барельефах из Парфенона и скульптурах Мавзолея в Галикарнасе.

Некоторые биографы Александра Македонского упоминают королеву амазонок Фалестриду, посещавшую знаменитого завоевателя и даже ставшую от него матерью. Однако этот рассказ другие биографы Александра, в том числе историк Плутарх, считают легендой. В своем произведении он упоминает момент, когда главнокомандующий флотом Александра, Онесикрит, читал эту историю царю Фракии Лисимаху, участвовавшему в походах вместе с Александром. Царь, услышав рассказ о встрече амазонки и Александра, лишь улыбнулся и сказал: «И где я был тогда?»

Вооружение

Да и в произведениях древнегреческого искусства сражения между амазонками и греками фигурируют наравне со сражениями греков и кентавров. Вера в их существование, однако, культивировалась национальной поэзией и искусством. Занятием амазонок была охота и война; их оружием — лук, копье, топор, щит в форме полумесяца и шлем, в раннем искусстве — такой же, как у греческой богини Афины, а в более поздних изображениях — как у Артемиды. На вазах того же позднего времени их платье почему-то наподобие персидского. Они изображались обычно верхом, но иногда пешком.

В эпоху Средневековья и Возрождения амазонок также не забывают и даже приписывают им изобретение боевого топора.

Амазонки в истории мира

В эпоху великих географических открытий в честь амазонок была названа река на Американском континенте. Это случилось в 1542 году, когда путешественник Франсиско де Орельяна достиг реки Амазонки.

Историки Нового времени серьезно относились к столь дружным свидетельствам древних авторов и пытались понять, где и когда могло жить такое племя воинственных женщин. Самые очевидные места их обитания — Скифское государство и Сарматия, в соответствии с «Историей» Геродота.

Но некоторые авторы все же предпочитают искать легендарных амазонок в Малой Азии или даже на острове Крит. Еще в вышедшей в 1911 году энциклопедии «Британика» с немалым сомнением писалось: «В то время как амазонки вполне мифический народ, некоторые видят в сообщениях о них историческую основу».

Предположение, что сказания об амазонках имеют под собой реальную почву, основано на результатах археологических исследований. В частности, изучение сарматских погребений, инвентаря могил сарматок, в которых встречается оружие, говорит о том, что женщины Сарматии действительно участвовали в сражениях.

Археологические свидетельства, кажется, подтверждают существование женщин-воинов, как и активную роль сарматских женщин в военных походах и социальной жизни общества. Погребения вооруженных женщин у сармат включают приблизительно 25 % от общего числа захоронений с оружием.

P.S.

Возможно, причина такой необычной для древнего мира высокой роли женщины в сарматском обществе объясняется требованиями суровой жизни кочевого народа: мужчины часто уходили в дальние края в поход или на охоту, а женщины в их отсутствие должны были быть в состоянии защитить свой очаг, детей, стада животных и кочевья. Современная археология располагает и изученными захоронениями скифских воинов-дев, погребенных под курганами в области Алтайских гор и Сарматии.

Таким образом, современная наука, кажется, разрешила загадку, волновавшую древних и средневековых историков, сообщавших о воинственных женщинах, перед которыми трепетали древние царства.

Видео: Царство Амазонок

Амазонки - кто они?

Франц фон Штук. Амазонка и Кентавр. 1901

Амазонки - кто они?

Понятие «амазонка» теоретически могло образоваться от иранского «ha-mazan» (воины). Если в сходной по звучанию греческой фразе «a mazos» частицу «а» считать усилительной, то это словосочетание приблизительно переводилось бы как «полногрудая».

Существует немало прочих вариантов происхождения слова «амазонки». Например, «a masso» (от «masso» — трогать, касаться) могло бы означать «не дотрагивающиеся» (до мужчин). Кстати, в северокавказских языках сохранилось слово «maza» — «луна», что может быть эхом того далекого времени, когда жители этого региона обожествляли Луну — богиню охоты, соответствующую греческой Артемиде.

Для древних греков амазонки были не менее реальны, чем любые другие обитатели «северных земель».

Считается, что они являлись дочерьми бога войны Ареса и нимфы Гармонии; при этом уточняется, что Арес был не греческим, а фракийским богом, страны, расположенной на востоке Балканского полуострова. Страбон, древнегреческий географ и путешественник, предлагал три этнонима, связываемые им с амазонками: Хелазон, Алазон и Амазон (География, XI, 5,1-4,XII, 3,21-24).Сам Страбон, детство которого прошло у берегов Чёрного моря (в Амазее), склонялся к этнониму Амазон.

Геродот в своей «Истории» сообщает, что столица амазонок называлась Фемискира, и стояла она на берегу реки Фермодон (юг Черного моря, современная Турция). Существует версия, согласно которой амазонки пришли в Грецию с Меотийского озера, то есть с Азовского моря. Оттуда они совершали военные походы по всей Малой Азии, добираясь даже до Сирии и Египта. Согласно легендам, амазонки основали такие города, как Эфес, Смирна (ныне — турецкий Измир), Синоп и Пафос.

Царство амазонок со столицей Фемискрой основала царица Лисиппа, также ставшая первой амазонкой. Она заложила основные законы и правила жизни амазонок, она завоевывала новые земли для своего нового царства.

Три знаменитые южные амазонские царицы Марпесса, Лампадо и Гиппо захватили земли в Южной Азии и Сирии, основали города Эфес, Смирну (Измир), Фибу, Синопу. Именно во время этого похода амазонки захватили Трою, где будущий царь в то время был ещё ребёнком. Потом амазонки ушли с большой добычей, оставив небольшие гарнизоны в завоёванных городах. Эти гарнизоны были изгнаны союзом варварских племён, в результате чего в одном из боёв амазонки потеряли царицу Марпессу (по сообщению Павла Оросия амазонки вновь вторгались в Азию вместе с киммерийцами в 723 г. до н. э.).


Диодор Сицилийский считал, что амазонки жили на реке Танаис (современный Дон). Ее назвали так в честь сына амазонки Лисиппы, который влюбился в свою мать и бросился в реку, чтоб избежать преступного кровосмешения.

Особо почитали амазонки Артемиду-охотницу и ходили в ее свиту, охотились вместе с ней и с нимфами. Также амазонкам покровительствовала богиня Гера, жена Зевса. У амазонок даже проводились свои олимпийские игры, только для женщин, и посвящены они были Гере, а не Зевсу, как у греков.


Армия руководила всей жизнью амазонок - и военной, и мирной. Она была относительно невелика - не более четверти племени, при этом на «солдаток» ложилось множество обязанностей: они должны были постоянно добывать пропитание, защищать племя от врагов, поддерживать свою боевую готовность - и они же продолжали род. Таким образом, самое сильное звено из-за перегрузки оказывалось и самым уязвимым. Поэтому - самым жестоким.


Амазонки похищали своих брачных партнеров из враждебных или соседних племен и деловито их использовали. Различие лишь в том, что вместо невест добывали женихов, и не для создания семьи, а для кратковременной «процедуры». После чего пленников, как и рождающихся мальчиков, безжалостно убивали, видимо, не испытывая к ним ни любви, ни ненависти.

Убийства были необходимы: они обеспечивали стабильность племени. Ведь обеспечить всех женщин мужьями было практически невозможно. А держать нескольких «жеребцов» среди множества женщин, прошедших школу жизни в седле и на войне, было опасно: они могли стать или претендентами на власть, или причиной постоянных драк. А поскольку царицами степных амазонок становились самые сильные, то и решалась проблема соответствующе.


Однако постепенно девы-воительницы стали использовать и мирные способы решения споров. Как правило, весной амазонки на месяц сходились на нейтральной территории с мужчинами из соседних племен, а через положенный срок отдавали счастливым отцам новорожденных мальчиков, оставляя девочек в племени. В книге Диодора Сицилийского описывается, как царица амазонок Фалестра пришла к Александру Македонскому и сказала: «Я прибыла, чтобы подарить тебе сына, а если родится дочь - забрать ее себе, потому что нет выше меня женщины по силе и храбрости и нет мужчины славнее тебя». Неважно, миф это или реальное событие, в любом случае виден «фирменный» подход.

Для воспроизведения потомства амазонки вступали в связь с мужчинами других народов. Родившихся мальчиков они отсылали отцам (по другой легенде — попросту убивали или кастрировали), девочек же оставляли у себя и воспитывали из них новых амазонок.


Диодор Сицилийский сообщает, что амазонки, бывало, калечили детей мужского пола сразу же после их рождения: они выкручивая им руки и ноги с тем, чтобы сделать их неспособными воевать в будущем против своих «матерей». Этот мотив перекликается с чеченским мифом Пхьармат («Кузнец Страны»), рассказывающим о том, что богиня Очага Ц’иk’ур-нана, супруга бога Пламени и мать Пхьармата, обращалась со своими сыновьями точно так же, как амазонки с новорождёнными мальчиками. У неё было много сыновей, которых она любила. Но случалось, что она жестоко наказывала их за ослушание, кроме самого младшего — Пхьармата, к которому была особенно привязана. Однажды один из её сыновей совершил серьёзный проступок. Разгневанная мать хотела выкрутить ему руки и ноги (kьjgash-kogash tshьra daxa). Пхьармат, бросившийся на выручку брату, прибежал, когда мать уже успела выкрутить тому одну ногу (xa tshьra ma diakxineh). Ему удалось умолить её отпустить несчастного, который с тех пор остался хромым (xonushxa).


В «Илиаде» Гомер называл амазонок «антианейрами» (те, кто сражаются, как мужчины). Геродот именовал их «андроктонами» (убийцами мужчин).


Битва жителей Афин с амазонками породила отдельный жанр древнегреческого искусства — так называемую «амазономахию», то есть традицию изображения воинственных амазонок на поле боя (рисунки на терракоте, резьба по мрамору).


С течением времени упоминаний об амазонках становится все меньше и меньше. При жизни Александра Македонского ходили слухи о том, как однажды в лагерь великого полководца прибыла царица амазонок Талестрис с тремя сотнями соплеменниц. Якобы Талестрис хотела предложить весь этот немалый «гарем» Александру, чтобы получить от именитого правителя как можно больше отпрысков-девочек, таких же сильных и умных, как отец.

Об амазонках, воевавших в составе вражеских войск, писал римский генерал Гней Помпей, а Вергилий в своей поэме «Энеида» явно списал вольскую (вольски — народ, противостоявший Риму) воительницу Камиллу с древних амазонок.


Упоминания амазонок в разных источниках

Амазонки обосновались в Фемискрее, на реке Фермодон (вероятно, Терме Кей в современной Турции).
Амазонки первыми стали подковывать лошадей и использовать железо.
Лисий. Погребальная речь, 4

Битва амазонок с Беллерофоном (легендарный греческий герой, владелец знаменитого крылатого коня Пегаса, подаренного ему Афиной).
Аполлодор. Хроника греческой истории, Книга 1, 2.3
Гомер. Илиада, 6.219
Пиндар. Олимпик, 13.91 и 130
Плутарх. Мораль, 17.248
Плавание Аргонавтов мимо земель амазонок на пути в Колхиду.
<
Пиндар. Пифий
Аполлоний Родосский. Аргонавтика<


Сражение амазонок с фригийскими царями Мигдоном, Отреем и Приамом (позже ставшим царем Трои).
Битва амазонок с отрядом Геракла-Тесея за пояс Ипполиты. Антиопа (или Ипполита, в зависимости от легенды) была похищена и взята замуж за царя Греции Тесея.
Штурм Афин амазонками для возвращения пояса Ипполиты. Некоторые источники повествуют о перемирии и договоре между амазонками и царем Тесеем.
Плутарх. Жизнь Тесея (Плутарх основывается на данных ранних историков Клейдема и Геланика, труды которых не сохранились)
Исократ. Панафенаик, 192, 194 (в Панегирике, 68 он утверждает, что они потерпели поражение и были все убиты или высланы)
Лисий. Погребальная речь, 6


Амазонки сражались на стороне троянцев против агрессии греков (~1080 до н.э.). Пентесилея возглавляла отряд амазонок, которые все погибли.
Гомер. Илиада 3.239; 6.186-223 (беглое упоминание - повествование Илиады заканчивается смертью Гектора)
Арктиний Милетский. Этиопий (продолжает повествование о троянской войне с того места, на котором закончилась Илиада)
Прокл. Обзор Этиопия; Гедий и гомериада в Классической библиотеке, 1967, стр. 507
Квинтий Смирнский. Гомерон или Постгомерика, 1.20-46


Амазонки принимали участие в Пелопонесской войне между Афинами и Спартой (431-404 н.э.)
Фукидид. История Пелопонесской войны
Александр Македонский встречался с царицей амазонок Фалестрией. (~352-323 до н.э.). Он пытался взять ее в жены в Гиркании (античная провинция в северной Персии).
Страбон. География, 2.5.4-5 (отрицал)
Квинтус Смирнский. История, 6.5.29
Диодор. Сикул, 17.77.1


Амазонки сражались с греками в Фемискрии. По-видимому, последняя война амазонок с греками. После поражения амазонок в Фемискрии они были взяты в плен и погружены на греческие корабли. Амазонки успешно оторвались от греков и плыли, куда ветер выведет, пока не достигли озера Маотис (Азовское море), где, в конце концов, вышли замуж за сарматов и сражались на их стороне. Они сформировали новую сарматскую культуру.
Геродот. История греко-персидских войн, 4.110


Легенды об амазонках

Откуда появились легенды об амазонках? Что это — смутные воспоминания о тех архаичных временах, когда люди жили при матриархате, или реально существовавшие «женские» народы античной эпохи?

На этот счет выдвигается множество теорий.

Исток мифов об амазонках очень древний, уходящий корнями в Минойскую цивилизацию. Интересно, что любимым оружием амазонок был двойной минойский топорик лабрис, и что покровительницей амазонок является богиня Артемида. Культ Артемиды перекочевал с острова Крит на материковую Грецию и продолжил свое существование в греческой культуре.

Амазонки согласно одной из таких теорий амазонки могли быть дочерьми Ареса и служительницами Артемиды, и это наводит на мысль, что их прообразом могло стать закрытое сообщество храмовых прислужниц. В таком контексте мифическое прижигание груди можно истолковать как нанесение ритуальных увечий.

Легендарные истории об амазонках напрямую связывают их с двумя героями — Гераклом и Тесеем. Вполне вероятно, что грозные амазонки символизировали собой те опасности, с которыми греческим колонистам пришлось столкнуться на побережье Черного моря.


Образ амазонки в истории

В ранних образцах греческой живописи амазонки носили шлем и длинные туники, обнаруживая сходство с воинственной богиней Афиной. Позднее их одежды стали более утонченными и легкими, высоко подпоясанными (для облегчения бега) — то есть копирующими стиль богини охоты Артемиды. Греческое происхождение амазонок подтверждает и тот факт, что в бою они обычно использовали небольшой щит «пелта», имевший форму полумесяца.

Самые поздние изображения амазонок показывают их одетыми на персидский манер — в облегающие шаровары и высокий заостренный головной убор, «кидарис».

Плутарх писал, что амазонки носили короткое, до колен платье, щит, напоминавший лист плюща, и шлем, скреплявшийся под подбородком ремнями. На шлем часто натягивали конический фригийский колпак из войлока с наушниками, спускавшимися до плеч, затыльником и завязками. Это был единственный «предмет гардероба», который амазонки украшали вышивками или жемчугом.


Оружие амазонок

Главным оружием амазонок считался «сагарис» — скифское название топора с двойным лезвием, известного грекам как «пелектус» или «лабрис». Последний был распространен на острове Крит еще в бронзовом веке (3 тысячелетия до нашей эры), символизируя женское начало.

Помимо боевого топора, амазонки активно использовали луки со стрелами и небольшие копья — типичный «скифский набор». Они редко сражались пешими — ударную силу их армии составляла конница, что также не может не наводить на мысли о скифских племенах.


Обитель легендарных амазонок

На счет родины амазонок выдвигаются самые разнообразные версии, родиной легендарных воительниц могли быть та же Греция, или же Причерноморье, горы Кавказа, Турция, донские степи, и даже Северная Африка. А вообще амазонки могли и вовсе делиться на разные племена, жившие в разных землях.


Место проживания амазонок точно неизвестно. Называют земли от черноморского побережья Турции до юга России, Ливии и даже Атлантиды. Возможно, восхищенные рассказы знатных путешественников о степных женщинах и другие, более правдоподобные истории дополнили уже существовавший в Древней Греции миф об амазонках. Впрочем, бесстрашные женщины могли олицетворять в мифах неизведанные опасности, а может, даже варварство в целом, с которым сталкивались древние греки, отважившиеся отправиться на новые земли, такие как побережье Черного моря. Любопытно, что, по мнению древних греков, амазонки всегда жили на самом краю ойкумены, там, где заканчивается цивилизация. С расширением их представлений о мире, родина амазонок снова перемещалась все дальше и дальше. Наверное, именно поэтому связанные с ними географические данные столь противоречивы.


Так, в древнейших письменных источниках рассказ об амазонках начинается с того, что они жили к востоку от Древней Греции в Малой Азии (Турция) и, вероятно, были основательницами городов Эфес и Смирны на восточном побережье. При Геродоте (V в. до н. э.) они переместились на юг России, а ко времени написания «Исторической библиотеки» Диодора Сицилийского, в I в. до н. э., родиной амазонок уже считалась Западная Ливия.


Дионисий, живший в Александрии в середине II в. до н. э. сообщал, что наиболее древнее амазонское царство располагалось в Северной Африке, в Ливии, которое исчезло за много поколений до Троянской войны. Столица этого царства находилась у северо-восточной части озера Шерги (Атласские горы Алжира). Южнее столицы, у юго-восточного берега этого озера, были скальные усыпальницы и дворцово-культовые сооружения амазонок. В Ливии, Алжире, Тунисе было много племён женщин, отличавшихся воинственностью и храбростью. Например, горгонские женщины упражнялись в военном деле и в течение определённого времени несли военную службу, в то время как мужчины занимались хозяйством и воспитанием детей. Под предводительством царицы Мирины были покорены многие земли. Соплеменницы Мирины, погибшие в битвах, погребены в трёх огромных курганах, которые до сих пор называют «курганами амазонок».


Историк А. Б. Снисаренко считает, что ареал обитания племени практически совпадает с контурами турецких вилаетов Амасия (возможно, этот топоним имеет отношение к этимологии названия племени) и Самсун. Отсюда амазонки предпринимали свои походы в Азию. Ими построены Эфес, Смирна и другие города.

Учитывая предполагаемую родину амазонок — донские степи и побережье Азовского моря, азиатская теория их происхождения выглядит наиболее вероятной. Греки, расселявшиеся в Причерноморье, постоянно сталкивались с воинственными и полудикими кочевниками. Геродот прямо заявлял, что сарматы — это потомки амазонок и скифов.


Бывало, что становились амазонками и женщины, живущие в горах. Но только на время: когда их мужчины уходили на дальние пастбища или в походы. Иногда такие отлучки длились годами. Горных амазонок готовили к самостоятельной жизни заранее. Обучали военному делу, строили для них неприступные жилища-крепости, знаменитые кыз-кала - «девичьи башни». До сих пор обычаи некоторых кавказских народов предписывают женщинам и мужчинам жить в строгой изоляции друг от друга. Даже супругам, согласно древнему правилу, надлежит встречаться тайно, под покровом ночи. Возможно, и обычай принимать пищу в разных комнатах имеет то же происхождение.


Археология

До недавнего времени ученые считали амазонок художественным вымыслом, подчеркивающим необычность степных варваров в глазах греков.

Однако в конце 20 — начале 21 веков ситуация изменилась. Сперва на севере Турции в провинции Самсун были найдены крупные женские захоронения, а затем и на Тамани, кубанские археологи откопали могилы целого племени. Там были погребены исключительно женщины. Невероятно, но факт — рядом с их телами лежало оружие: луки, колчаны и кинжалы, а в черепе у одной из усопших торчал наконечник стрелы.


Эти находки доказали, что в северном Причерноморье обитали если и не полностью женские племена, то, по крайней мере, сохранившие древние бытовые уклады, когда главную роль в обществе играла женщина. Впрочем, маловероятно, что эти «амазонки» образовывали те общины закрытого типа, о которых рассказывали греки. Жестокость по отношению к мужчинам также наверняка была преувеличена — для людей с разным типом культур характерно создавать подобные легенды о земле, где жизнь коренным образом отличается от их собственной.

Так или иначе, эти племенные союзы были немногочисленными и нестойкими. Ветхие традиции матриархата, чудом сохранившиеся до новой эры, не смогли устоять перед походами Александра Македонского, смешением культур и великим переселением народов в 4—7 веке. Именно тогда амазонки перестали существовать.

Далее. Английский археолог Кассон обнаружил могилы женщин-воительниц в Хэронее и Мегаре. Процитируем Павсания, автора, написавшего первый и до сих пор самый подробный путеводитель по достопримечательностям Эллады: «Когда амазонки из-за Антиопы пошли войной на афинян и были побеждены Тесеем, то большинству из них было суждено погибнуть в сражении; Ипполита же, сестра Антиопы и в то время начальница женщин, с немногими из них бежала в Мегары; в сознании, что она причинила войску такое несчастье, она пала духом, особенно при таком положении дел, а тем более, видя невозможность вернуться домой в Фемискуру, поэтому она скончалась от горя, и, когда она умерла, ее тут и похоронили; по внешнему виду ее памятник похож на щит амазонки». Очевидно, английский археолог нашел могилу Ипполиты или ее воинов. Что еще раз подтверждает, что греческие мифы - совсем не мифы в современном значении этого слова, а поэтическое изображение реальных событий истории Античной Эллады.

В первом веке до нашей с вами эры историк Страбон из Александрии восклицал: «Кто поверит, что войско, или город, или целая нация женщин могли организованно жить без мужчин?!» Именитые ученые от Геродота до Льва Гумилева верили. Ведь любая из нас время от времени превращается в грозную амазонку и мечтает устроить на земле...

Бабье царство

Если верить древним грекам, оно возникло на берегу Средиземного моря, в Ливии. То ли все мужчины ушли на очередную войну и не вернулись, то ли «их ушли», да только амазонки с той поры умудрялись обходиться без помощи и поддержки противоположного пола. С удовольствием охотились, воевали с соседними племенами на предмет обогащения: как всякие женщины, они любили украсить себя на халяву мехами да драгоценными каменьями. А проблему воспроизводства себе подобных решали просто и прагматично: раз в год (конечно, весной: видно, нападало и на этих неприступных девушек ) объявляли перемирие и встречались с женихами из пограничных земель, расплачиваясь с ними через девять месяцев младенцами мужского пола. Хотя, поговаривали, что большинство мальчуганов ждала иная, незавидная участь: их либо убивали сразу после рождения, либо калечили, переламывая ноги, а как повзрослеют, использовали в качестве стряпух да сапожников. Девочек же воспитывали настоящими воинами, выжигая им, когда приходило время, правую грудь, чтобы не мешала в бою лук натягивать. Красивое слово «амазонка» и означает ведь «безгрудая»...

Амазонки так прославились боевыми победами, что бог Дионис заключил с ними союз для борьбы с титанами. Однако, несмотря на то, что амазонки успешно справились с взятыми на себя обязательствами, спустя год коварный бог затеял войну уже против них и разбил в пух и прах. Лишь немногим из несчастных женщин удалось выжить, спрятавшись в храме Артемиды - обожаемой ими богини-девственницы и охотницы. Они отправились в Малую Азию на реку Фермодонт, где создали новую великую империю. Воительницы не знали меры в боях, дошли до Крыма, покорили Сирию, участвовали в осаде Трои, воевали с греками. Однажды те захватили отряд амазонок, чтобы показать этих чудо-женщин у себя на родине. Погрузили их на корабли, но в пути пленницы напали на греков и перебили их всех. Не владея наукой кораблевождения, амазонки вынуждены были отдаться на волю ветрам, которые, в конце концов, привели их к берегам, населенным скифами.

Ощутив под ногами твердую почву, девушки немедленно приступили к любимому занятию - убийствам и грабежам. Скифы, никогда не видевшие таких , испытали настоящий культурный шок. Они собрали отряд из лучших юношей и отправили их вслед за амазонками. Но не для того, чтобы мстить. Наоборот, цель была более чем гуманная - приручить этих диких львиц и получить от них потомство, коего еще свет не видывал. Так на земле появился новый народ - савраматы. Однако не стоит обманываться на тот счет, что мужчины, мол, укротили-таки амазонок. «Богатырши» сохранили свой привычный уклад жизни: ходили в военные походы, охотились, носили мужскую одежду. А традиционная агрессия против мужчин выражалась в том, что девушка не могла выйти замуж прежде, чем не убьет какого-нибудь их представителя. На счастье савраматов, жертву искали на стороне. Местные же «джигиты» хоть порой и выезжали развеяться с «шашкой наголо», больше все же кашеварили да детей нянчили. Так что еще неизвестно, кто кого укротил...

Война полов

Греческое сказание о воинственном женском племени - не исключение из правил. Практически все народы - в Китае, Японии, Индии, Америке - хранят истории об амазонках. Даже в чукотском фольклоре есть сведения об «особой земле, на коей живет лишь женский пол, а плод они имеют от морской волны и рождаются сплошь девки...» И были те «девки» первыми феминистками на земле, а потому боялись мужчины возвращения их власти до оторопи. Вот и повторяли из поколения в поколение: «Амазонки? Миф это, бабские бредни!»

Большинство историков склоняется к тому, что легенда об амазонках отражает память человечества о реальной, но очень далекой эпохе, когда женщины занимали более высокий социальный статус, нежели их партнеры. Матриархат называется. Однако его можно было наблюдать не только в глубокой древности: ведь истинные амазонки без боя не сдаются...

В восьмом веке нашей эры на территории Чехии возникло нечто вроде женской республики. Дамы подняли восстание против мужской тирании, захватили замок на горе Видолве и стали нападать на соседние селения, захватывая мужчин в рабство. Местный князь не мог с ними справиться в течение целых восьми лет. Как-то мимо замка шел на войну некий иноземный герцог с войском и, видимо в качестве генеральной репетиции перед основными боями, напал на чешских амазонок. Женщины сражались до последней капли , но, в конце концов, герцогу досталась сомнительная слава победителя слабого пола...

Во времена Великих географических открытий среди знаменитых конкистадоров и путешественников - Колумба, Кортеса, Писсаро - огромной популярностью пользовалась легенда о несметных сокровищах, которые охраняют грозные духом, но прекрасные телом женщины-воины. Ведь именно в их честь и назвали самую величественную реку в мире - Амазонку. И действительно, в глубине бразильских джунглей до сих пор живет племя, в котором женщины живут вооруженной коммуной, а мужчин держат в изгнании и лишь по весне призывают исполнить свое природное предназначение.

На другом конце света - в Малайзии - уже в двадцатом веке обнаружили племя, в котором всем распоряжаются женщины. Войн, правда, тамошние амазонки давно не ведут, но мужчин держат в черном теле, в диких джунглях, откуда те должны являться пред светлые очи своих половинок по первому их требованию.

На африканском континенте в Дагомее еще в прошлом веке опору королевского трона составляли десять полков женской гвардии. Принимали в нее исключительно от пятнадцати до девятнадцати лет. В сражениях они были так устрашающи, что противники - закаленные в боях мужчины - частенько просто разбегались, едва заслышав их леденящие кровь вопли...

Амазонки-одиночки

Времена, когда женщины с помощью оружия создали целые империи, теперь лишь тема для художественного творчества. Но иногда воинственный дух амазонок просыпается в отдельных, до поры до времени самых и толкает их на ратные подвиги. На ум сразу приходит кавалер-девица Надежда Дурова , удивившая Россию своей любовью к мужскому костюму, пожалуй, больше, чем проявленным мужеством в Отечественной войне 1812 года. Но мало кто помнит, что отправилась девушка на поле боя, сбежав от ненавистного мужа и оставив у него на руках ребенка, как это сделала бы настоящая амазонка.

Как превратилась барышня из дворянской семьи в ярую последовательницу древних женщин-воительниц? Наденька родилась в семье гусарского ротмистра, и ее первыми детскими игрушками стали седло, оружие и лошадь. В компании дворовых мальчишек она была заводилой. Ее привлекали не вальсы, а шумные полковые марши. Едва девушке исполнилось восемнадцать, как против воли ее выдали замуж за некоего Чернова, мелкого чиновника. Кроме того, что Надежда родила от него сына, о нем ничего истории больше неизвестно. В своих «Записках» Дурова ни словом не обмолвилась о них обоих... Поступив в гусарский полк, Надежда назвалась Александром Соколовым, участвовала в Прусской кампании 1806-1807 годов, была награждена Георгиевским крестом за то, что спасла от гибели раненого русского офицера. Когда «переодевание» Дуровой раскрылось, скандал дошел до императора Александра I, а тот, к удивлению высшего света, не наказал сумасбродку, а произвел в офицеры и разрешил продолжить военную службу под именем Александра Андреевича Александрова. В Отечественную войну 1812 года «Александров» стала ординарцем самого Кутузова и вышла в отставку в чине штаб-ротмистра.

Удивительная история превращения обычной женщины в амазонку произошла в Англии в середине XIX века. На следующий день после свадьбы муж некой Ханнаб Снелл покинул семейный очаг и завербовался на службу в далекую заморскую колонию. Однако если он думал, что жена будет причитать на тему «На кого ж ты меня покинул!», то плохо ее знал. Молодая женщина переоделась в мужскую одежду и записалась в армию под именем Джеймса Грея . Несколько лет подряд «Грей» «искал» беглеца-мужа, но безуспешно. За это время леди так освоила роль бравого военного, что махнула рукой на воссоединение семьи и осталась служить в армии. Когда выходила в отставку, грудь ее была покрыта медалями. Никто и представить не мог, что -то женская...

А вот случай из века двадцатого. В 1968 году, в день открытия Олимпиады в Мехико, на почетной трибуне находился мексиканский генерал Ости Мело . Однако отмечен он был не только за военные заслуги и более чем почетный возраст (112 лет). Дело в том, что прославленный вояка, национальный герой под конец жизни признался в том, что природа-матушка сотворила его женщиной...

В наши дни образ женщины-воительницы взят на вооружение... нет, не высшими воинскими чинами с целью пополнения кадровой армии, а лесбиянками. Они даже носят миниатюрный боевой топорик амазонок в виде эмблемы. Вот так древние легенды обретают вторую жизнь...

Амазонками в древние времена именовали племя воинственных самодостаточных женщин, которые завоёвывали земли, дрались с мужчинами, брали некоторых в плен (для продолжения рода), но в быту обходились без них. Похоже на красивую сказочку, правда? Но всё же, если о таких женщинах существуют прошедшие сквозь века мифы и легенды, если упоминают о них известные ученые древности (да и современные не оспаривают возможность существования амазонок), то, наверное, какая-то доля правды в этом есть.

Что значит «амазонка»?

По одним источникам «амазонка» - значит «a mazos» - безгрудая. Девочкам-подросткам из племени раскалёнными углями выжигали правую грудь, чтоб не мешала в бою. Но этот источник можно поставить под сомнение, потому как ни одно дошедшее до нас изображение амазонок не показывает безгрудых женщин. Другие источники утверждают, что это название происходит от иранского слова «ha-mazan» – воины. Ещё один вариант – от слова «a masso» – неприкосновенные (для мужчин).

Царство амазонок

Откуда же они пришли и где обитали? И тут ученые расхожи во мнениях. Одни говорят, что амазонки были кочевницами, другие – что у них было своё царство на побережье Средиземного моря (или в Крыму). Третьи источники утверждают, что пришло племя воинственно настроенных женщин из Малой Азии (где-то от подножия Кавказа) или с побережья Азовского моря.


Существует ещё такой миф: амазонки были настолько хороши в бою, что бог Дионис попросил у них помощи, чтобы низвергнуть титанов. После победы над ними Дионис… разбил амазонок. Немногим удалось спрятаться от коварного и мстительного бога в храме Артемиды. Далее отправились покорять Азию, воевали в Крыму, покорили Сирию, построили города Эфес, Смирна, и другие. На реке Фермодон амазонок захватили греки и хотели переправить по морю на родину. Но воительницы не хотели покоряться – перебили команду корабля, вскоре волею ветров судно с амазонками прибило к скифским землям. Скифы возжелали получить потомство от таких вот чудо-женщин, и отправили отряд красивых юношей, чтобы покорить их. Так появилась новая народность – савраматы.

Амазонки в мифологии

В греческой мифологии эти девы-воительницы вели своё происхождение от бога войны Ареса и наяды Гармонии. Первой амазонкой считается Лисиппа. Своей покровительницей амазонки называли богиню Артемиду, и всячески почитали её. Во время Троянской войны амазонки воевали на стороне троянцев, и известный греческий герой Ахилл вынужден был убить их царицу. С амазонками воевали ещё Беллерфонт и Тесей. А Геракловым девятым подвигом было задание – отобрать у предводительницы воинственных дев волшебный пояс. Он должен был стать выкупом за похищение Ипполиты, дочери царицы Антиопы.


По преданиям, амазонки великолепно владели луком, небольшим двухсторонним боевым топором (лабрисом), коротким мечем и легким щитом. Доспехи и шлемы амазонки изготавливали сами.

Образы амазонок в изобразительном искусстве

Мифы об амазонках породили множество произведений искусства в живописи и скульптуре, изображавших дев-воительниц. Это популярный сюжет в античном изобразительном искусстве 7 века до н.э. и в живописи уже в наше время (эпоха барокко и классицизма). Сюжеты боёв с амазонками присутствуют в картинах Я. Пальмы Старшего, Я. Тинторетто, Г. Рени и пр.

Амазонки как персонажи литературы и кино

Амазонки и их подвиги вдохновили таких поэтов и драматургов Европы как Р. Гранье («Ипполита»), Тирсо де Молина («Амазонки в Индии»), Лопе де Вега («Амазонки»), Г. Клейст («Пенфесилея») и др. В 20-21 веке амазонки выступают персонажами фэнтези.


Многим, я думаю, известен популярный в 90-ые годы прошлого века сериал о женщине-воине и её спутнице Габриэль «Ксена – принцесса-воин».

«Амазонская» рота

Это явление имело место в апреле 1787 года. В Крыму ждали приезда императрицы Екатерины Второй. По приказу Григория Александровича Потёмкина к этому событию была создана рота, состоящая из женщин (100 человек). Императрица однажды услыхала от князя о невиданном чуде – греческих воительницах. Потёмкин решил удивить Екатерину, и ему это удалось. Императрица была искренне обрадована, и осыпала Потёмкина почестями.


За создание «Амазонской» роты в Крыму взялся Премьер-майор Балаклавского греческого полка по фамилии Чапони (грек по происхождению). Командование ротой он передал своей молодой жене 19 лет от роду, Елене Ивановне Сарандовой. Рота состояла из жен и дочерей благородных балаклавских греков. Женщин учили маршировать и приветствовать Екатерину Вторую. До нас дошли сведенья о том визите императрицы, описанные в «Записках об амазонской роте» Г. Дуси. Из этих воспоминаний мы узнаём, что увидев роту «при параде» - в зеленых бархатных куртках и малиновых юбках, в белых тюрбанах со страусовыми перьями (у «старших по званию» были даже ружья с тремя патронами), императрица Екатерина была очень обрадована и сказала Елене Сарандовой: «Поздравляю вас, Амазонский Капитан, - ваша рота исправна, - Я ею очень довольна». Вскоре после отъезда императрицы рота была расформирована. Эта забава стояла её свыше 100 000 рублей.


Воинственные девы современности

Думаю, у всех женщин бывало иногда чувство, когда хочется покорить и поработить весь мир. Каждая чувствует недюжинную силу, ей всё по плечу. Современные амазонки ходят по улицам, путешествуют, стоят во главе крупных корпораций и воспитывают детей. Они сильны, самодостаточны, умны и образованы. Они покоряют сердца и снисходят улыбнуться, тому, кто понравится. Они знают себе цену, и знают, что всё в их руках.


P.S. Легенды об воинствующих племенах женщин существуют у многих народов мира. Это либо предания об существовавших на самом деле племенах, либо распространённые античные мифы, обросшие новыми подробностями. И у меня лично большое подозрение, что, во-первых, амазонки были не настолько кровожадными (греки могли распространять о них ложную информацию), а во–вторых, они могли быть также и не столь изящными, как на изображениях, дошедших до нас из древности, или созданных в наше время. Огромные физические нагрузки в битвах и ранние тренировки (с 10-12 лет) делали их тела более мускулистыми, и менее «формистыми». Вспомните современных профессиональных спортсменок.