История станции метро «Маяковская. Станция метро Маяковская (14 фото) Когда была открыта станция маяковская

В 1935 г. архитектор С. Кравец в качестве эксперимента создал проект станции глубокого заложения. Эту станцию уже начали строить, но инженеры не учли сложные геологические условия: свод станции начал покрываться трещинами. Тогда созвали комиссию, в которую вошел архитектор А. Душкин. Существенно изменив проект, он и стал новым архитектором этой станции. Впервые в станции глубокого заложения бетон внутренних опор был заменен металлом - и тяжелые пилоны превратились в изящные колонны. При участии авиаконструктора А. Путилина на заводе «Дирижаблестрой» были изготовлены арочные металлические элементы сложного профиля, которые значительно усиливали конструкцию.

Открыта «Маяковская» 11 сентября 1938 г. в составе второй очереди Московского метрополитена. Это трехсводчатая станция с двумя рядами колонн. Каждый свод эллипсовидный в сечении - так же, как и арки. В своде центрального нефа - 34 овальные ниши, внутри которых находятся лампы освещения и мозаичные панно из смальты. Делались они по эскизам А. Дейнеки из цикла «Авиация». Колонны и арки покрыты нержавеющей сталью. В целом, станция, созданная в эпоху «сталинского ампира», воспринимается достаточно авангардной и может быть причислена к стилю ар-деко.

Одним из недостатков архитектурного оформления станции можно считать то, что мозаики расположены глубоко в нишах и заметны только тогда, когда стоишь под ними. Поэтому ниши в перспективе станции воспринимаются лишь как элементы освещения. Тем не менее, художественные и конструктивные достоинства «Маяковской» были оценены уже через год после постройки: в 1939 г. проект получает Гран-При на Всемирной выставке в Нью-Йорке. В годы войны станция служила бомбоубежищем, а 6 сентября 1941 г. здесь на заседании Московского съезда депутатов, которое транслировалось по радио, выступил Сталин.

Интересно, что изначально проект станции носил название «Триумфальная площадь», но в 1936 г. саму площадь переименовали в «Площадь Маяковского». Так и должна была называться эта станция, но в конечном итоге решили остановиться на более простом и кратком названии - «Маяковская».

Многие критики отмечали отсутствие темы поэта в мозаиках Дейнеки. Мозаичных панно, кстати, изначально было 35, но одно было утеряно из-за устройства в последующие годы гермозатвора. А бюст Владимира Маяковского работы скульптора А. Кибальникова появился в торце станции только после войны.

Станция имеет два наземных вестибюля. Один из них встроен в здание Концертного зала им. П.И. Чайковского и был открыт 11 сентября 1938 г. вместе со станцией. Второй вестибюль был открыт в 2005 г. Его авторами стали архитекторы Н. Шумаков и Г. Мун. Свод кассового зала украшен мозаиками художника И. Лубенкова на тему неба и строками из стихотворений Владимира Маяковского. Сюда же был перенесен и бюст поэта.

Со станцией связан один интересный факт: "Уважаемые пассажиры, будьте осторожны при выходе из последней двери последнего вагона". В Московском метрополитене это объявление звучит только в составах Замоскворецкой линии и только на станциях «Маяковская» и «Павелецкая». Дело в том, что длина платформы на этих станциях оказалась недостаточной для приёма восьмивагонных составов. В состав Замоскворецкой линии входят участки второй очереди строительства метро (1938 год), не приспособленных для восьмивагонных составов, которые появились в метро с ростом пассажиропотоков.

Когда составы на Замоскворецкой линии стали восьмивагонными, оказалось, что выход из последней двери последнего вагона на станциях «Маяковская» и «Павелецкая» не соответствует концу станции, а находится дальше. В этих местах удалось сделать только небольшое углубление в полметра шириной, фактически находящееся уже в тоннеле. Поэтому пассажирам, выходящим из последней двери последнего вагона на станциях «Павелецкая» и «Маяковская», следует быть особенно внимательными, чтобы не удариться при выходе о тюбинг тоннеля.

Невозможно по-настоящему понять жизнь большого города, не окунувшись в стремительный его водоворот, не перенесясь из конца в конец на степенных троллейбусах, звонких трамваях, зеленоглазых такси. Но подлинный пульс этого гигантского организма ощущаешь глубоко под землей, в метро.

Московский метрополитен имени В. И. – это сложное инженерное сооружение – основная транспортная артерия столицы. Голубые пунктиры вагонов мчатся по кругу, вдоль и поперек подземного лабиринта. Зимой и летом... Каждый день... В будни и праздники...

Темнота тоннелей внезапно обрывается, ярко и торжественно вспыхивают станции, поражая непохожестью и сказочной палитрой мраморов. В этом разнообразии архитектурных форм и образов отражается целая эпоха.

А. Душкин. «Станция метро „Маяковская“». 1938.

Среди станций Московского метрополитена особое место занимает «Маяковская». Открытая 11 сентября 1938 года, она стала уникальным памятником великому пролетарскому поэту, созданным архитектором Алексеем Николаевичем Душкиным.

В 1935 году состоялась Всемирная выставка в Париже, где проект станции вызвал восхищение публики и привлек к себе внимание многих архитекторов. Значительный для того времени успех советского искусства был отмечен высшей наградой – «Гран-при» выставки. Позднее, в 1938 году, на такой же выставке в Нью-Йорке демонстрировался фрагмент станции, выполненный в натуральную величину. Работа молодого советского архитектора получила всеобщее признание.

Прошло немало лет. «Маяковская» достойно выдержала испытание временем.

Вот вы оставили наверху концертный зал, кинотеатр, и неутомимая лента эскалатора уносит вас глубоко под землю. Еще немного – и вы в центральном зале станции «Маяковская». Все вокруг пронизано воздухом, светом, все сливается в гармоничную и торжественную архитектурную симфонию.

В качестве новой несущей конструкции использованы изящные стальные колонны. Это позволило автору добиться целостной и выразительной композиции. А ведь «Маяковская» была первой колонной станцией глубокого заложения.

Основные принципы проектирования станций метрополитена А. Н. Душкин сформулировал уже в первых своих работах. Большое внимание уделял он новым достижениям строительной науки и техники. Но, пожалуй, главное – бережное отношение к пространству.

Понимая, что глубоко под землей каждый отвоеванный метр стоит колоссальной затраты сил, архитектор стремится наиболее экономно его использовать. Он учитывает даже толщину облицовки стен. Тем более выбор стальных конструкций при проектировании станции «Маяковская» не случаен.

За счет незначительной толщины опор зодчий получил максимум пространства, которого так не хватает в станциях пилонной конструкции. Судите сами. Пилоны – массивные стены с узкими проходами – делят станцию на три части. Спускаясь по эскалатору в центральный зал и слыша шум приближающегося поезда, пассажиры не видят, к какой из платформ он подходит, и, ускорив шаг часто до бега, обнаруживают свою ошибку, только выйдя на перрон. Здесь же вы воспринимаете интерьер с любого места.

Архитектурный образ «Маяковской» предельно выразителен и строг.

Обратите внимание, как удачно подчеркнул автор полосами профилированной нержавеющей стали напряжение, скрытое в плавно текущих формах арок. Обычно в строительстве сталь применяется для изготовления всевозможных колонн, балок, ферм, труб. Неожиданно для всех Душкин использовал сталь в совершенно новом качестве: как отделочный материал! Четкие линии арок, оживленные отраженным светом, придали интерьеру праздничный, нарядный вид.

Интересен контраст холодной стали и красного камня, которым частично, на высоту человеческого роста, облицованы колонны. Маленькие пластинки толщиной всего в полсантиметра. Это драгоценный уральский орлец, в строительстве он применяется чрезвычайно редко.

Автор с большим вкусом подобрал тональные и цветовые отношения природного камня для облицовки станции. Спокойный и в то же время торжественный колорит как нельзя лучше отвечает общему архитектурному замыслу. Сочетание черного, серого и красного, контрастирующее с белым цветом потолка, составляет то общее настроение, которое придает интерьеру силу и свежесть.

Из крупных гранитных плит, выдержанных в общей цветовой гамме, архитектор решает и пол станции. Конечно, гранит – материал дорогой, но в данном случае цена относительна. Например, гораздо более дешевые асфальтовые полы – вы их можете встретить на некоторых станциях – часто нуждаются в ремонте, неприглядны, собирают пыль. Практически вечный гранит лишен всех этих недостатков.

Рисунок пола в противовес пластичным архитектурным формам очень лаконичен и геометрически прост. Его строгий орнамент составляют два ряда черно-белых квадратов. Между ними по оси зала бежит полоса темно-красного гранита. У торцовой стены она как бы устремляется вверх – пьедесталом бюста Маяковского. Здесь вы обязательно остановитесь и задержите взгляд на лице поэта.

Замечательно освещение станции. Оно вообще имеет особое значение в архитектуре, тем более когда речь идет о подземном сооружении. С помощью света можно усилить художественную выразительность интерьера, подчеркнуть его пространственные особенности и пластику. Здесь, на станции «Маяковская», Душкин расположил светильники в 33 овальных куполах. В перспективе уходящего зала эти парящие купола кажутся огромными сияющими люстрами. Интерьер полон света, полутеней, рефлексов.

Заинтересуют вас, конечно, красочные мозаики из смальты – кусочков цветного непрозрачного стекла. Они расположены глубоко в куполах. Эти мозаичные плафоны создал известный советский художник А. Дейнека. Первые эскизы он разрабатывал вместе с архитектором. Времени было мало, работали увлеченно. Ведь мозаика в метро – это было впервые! Сам Дейнека писал потом:

«Хорошо, когда перед тобою – новое дело. А задача действительно замечательная: метро должно быть красиво, современно конструктивно и эстетически.

Стиль метро создается в синтезе труда ученых и рабочих, инженеров и архитекторов, скульпторов и художников.

Есть особая прелесть в начале проектировки, когда еще нет ничего даже на бумаге, когда, строго согласуя форму с идеей, родятся, растут залы, становятся в ряд колонны, стены и своды покрываются самым современным покровом, мысленно проносятся обтекаемые поезда, повторяясь в зеркальных гранях гранитов и мраморов разного цвета и силы тона...

Увлекательно работать с архитектором-строителем... по чертежам, цифрам делать эскизы для куполов, которых еще нет, набирать мозаику, которую еще некуда подвесить.

За шесть месяцев до открытия метро началась работа над эскизами, картонами, подборкой смальты. В это время в шахту спускали еще в обычной клети, и в стволе вас обдавала вода, а внизу молодая армия метростроевцев героически билась за новые рекорды. Темпы стройки метро диктовали и сроки работы мозаичной мастерской. На станции «Площадь Маяковского» стройно вырастали два ряда колонн, поддерживающих купола с зияющими вверху дырами, куда должны были лечь плиты мозаик.

Когда мозаику уложили в приготовленное для нее гнездо, живописное поле заблестело, заиграло под лучами света, создавая родство, единство с полировкой мраморов и богатейшим острым блеском колонн из нержавеющей стали – стали, давшей основной тон всей станции. Отблески бегут по гофрировке колонн вверх, переходя в глубину плафонов».

Все мозаики объединяет общая тема – сутки советского неба. Звонкие аккорды чистых красок отражают настроение ясного летнего дня, теплого подмосковного вечера, бездонной ночи. Мозаик много – в каждом куполе: парящий планер, парашютист под куполом, ветка яблони, спортсмен в прыжке, комбайн на фоне мирного неба. Мирного...

6 ноября 1941 года, глубоко под землей, на станции метро «Маяковская» состоялось торжественное заседание, посвященное 24–й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.

Это было необычное заседание. Враг рвался к Москве. Ежедневно 200–300 немецких бомбардировщиков поднимались в воздух, направляясь к нашей столице. Немногим из них удавалось прорваться, и все же для обеспечения безопасности было принято решение провести собрание не как обычно, в Большом театре, а на «Маяковской».

Во время войны здесь укрывались от воздушных налетов женщины, старики, дети. Засыпая, они видели над собой, глубоко в куполах, необыкновенно красивое мирное небо, которое навечно запечатлел художник в своих мозаиках. Наяву оно открылось им только через четыре долгих года...

Сейчас это уже история. Кончилась война, и перроны вновь заполнила шумная людская толпа. С тех пор ни на один день не останавливается этот непрерывный поток вечно спешащих москвичей и гостей столицы!

Трижды лауреат Государственной премии СССР, профессор Московского архитектурного института А. Н. Душкин отдал много сил, энергии и таланта проектированию и строительству столичного метрополитена: он автор еще двух замечательных станций – «Кропоткинской» и «Автозаводской». Архитектор был верен классическому направлению и создал целый ряд произведений, занявших почетное место в истории советской архитектуры. Среди них полюбившиеся москвичам высотное здание на Лермонтовской площади и универмаг «Детский мир».

Станция «Маяковская» – одна из вершин творчества зодчего. Прекрасная и торжественная, она и сегодня современна, как сорок лет назад. Так всегда будет.

:

Дата открытия:

Проектное название:

Триумфальная площадь (1935 год), Площадь Маяковского (1936 год)

Прежние названия:

Тверской

колонная трёхсводчатая глубокого заложения

Глубина заложения, м:

Количество платформ:

Тип платформы:

островная

Форма платформы:

Длина платформы, м.:

Ширина платформы, м.:

Архитекторы:

А. Н. Душкин

Архитекторы вестибюлей:

второй выход (2005 года): Н. И. Шумаков, Г. С. Мун, при участии Я. В. Мун

Инженеры-конструкторы:

Е. М. Гринзайд, Р. А. Шейнфайн

Станцию возвело:

Шахта № 75 (руководитель И. Д. Гоциридзе)

Выход к улицам:

Триумфальная площадь, Тверская улица, Садовая-Триумфальная улица, Большая Садовая улица

Наземный транспорт:

А 12ц; Тб 1, 3, 12, 47

Время открытия:

Время закрытия:

Работающие операторы сотовой связи

МТС, Билайн, МегаФон

Код станции:

Соседние станции:

Белорусская и Тверская

Архитектура и оформление

Вестибюли

Достопримечательности

«Маяковская» - станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Белорусская» с северной стороны линии и «Тверская» - с южной. Находится на территории Тверского района Центрального административного округа города Москвы. Своё название станция получила в честь советского поэта Владимира Маяковского. Станция «Маяковская» построена по проекту архитектора Алексея Душкина. Свод станции украшен мозаиками, выполненными по эскизам художника Александра Дейнеки. В 1939 году проект станции получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Станция имеет статус ценного объекта культурного наследия регионального значения. Конструкция станции - колонная трёхсводчатая глубокого заложения. Станция открыта11 сентября 1938 года в составе второй очереди Московского метрополитена.

История

Проект Горьковского радиуса метро, предполагающий строительство станции под Триумфальной площадью, появился в первой половине 1930-х годов. В генеральном плане 1935 года этот проект был утверждён. Автор проекта станции архитектор С. М. Кравец и инженер Н. И. Ушаков в качестве эксперимента решили построить колонную станцию глубокого заложения с продольными аркадами. Оформить станцию предполагалось в духе итальянского Ренессанса. Но уже на этапе строительства выяснилось, что проектировщики не учли сложные геологические условия. Была срочно созвана комиссия, куда пригласили архитектора А. Н. Душкина. Он существенно изменил первоначальный проект и усилил конструкции станции. При участии авиаконструктора А. И. Путилина на заводе «Дирижаблестрой» в Долгопрудном для отделки станции были изготовлены подковообразные конструкции из нержавеющей стали. Ниши свода центрального зала украсили мозаичные панно, выполненные по эскизам художника А. А. Дейнеки.

Согласно генплану 1935 года, станцию предполагалось назвать «Триумфальная площадь» по её расположению под одноимённой площадью. В 1936 году в связи с переименованием площади проектное название станции было изменено на «Площадь Маяковского». В конечном итоге станции было решено дать более лаконичное название «Маяковская» в честь советского поэта Владимира Маяковского.

Строительством станции на заключительном этапе руководил Гоциридзе Илларион (Илья) Давидович.

Станция «Маяковская» была открыта 11 сентября 1938 года в составе участка «Сокол» - «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») второй очереди Московского метрополитена. В 1939 году проект станции «Маяковская» получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

Во время Великой Отечественной войны станция использовалась как бомбоубежище. 6 ноября 1941 года на «Маяковской» состоялось заседание Московского Совета депутатов трудящихся с московскими партийными и общественными организациями, приуроченное к 24-й годовщине Октябрьской революции 1917 года. В этот день здесь с докладом выступил Иосиф Сталин, причём на «Маяковскую» он приехал на поезде со стороны станции «Белорусская».

В 1950-х годах на «Маяковской» были установлены гермоворота, в результате чего одно из мозаичных панно было утрачено. В конце 1950-х годов в торце станции был установлен бюст Владимира Маяковского. 7 ноября 1959 года открылся второй вход на станцию с противоположной стороны Тверской улицы (ликвидирован 26 сентября 2005 года). С 1980-х годов станция имеет статус памятника архитектуры. В 2001 году станция включена в список памятников истории и культуры местного значения как один из ценнейших архитектурных объектов города Москвы.

С середины 2000-х годов на «Маяковской» велась реконструкция. В 2005 году был открыт второй выход станции. К 2007 году на станции были заменены старые эскалаторы. 22 апреля 2010 года реконструкция станции была завершена, при этом многие детали оформления были заменены на новые. В конце 2012 года на станции началась замена ламп на лампы с «холодной» цветовой температурой, однако после возмущения общественности в марте 2013 года было решено поставить вместо них аналогичные, но с более «тёплым» светом.

Техническая характеристика

Конструкция станции - колонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина заложения - 34 метра). Построена по индивидуальному проекту. «Маяковская» является первой в мире станцией глубокого заложения колонного типа. Автор проекта - А. Н. Душкин. Строительство станции выполнено при участии работников 75-й шахты под руководством инженера И. Д. Гоциридзе.

Общая ширина платформы составляет 14,3 метра, а длина - 156 метров. В конструкции станции впервые в СССР использована сталь вместо железобетона. Стальные колонны поперечного сечения 65×75 сантиметра поддерживают три станционных нефа. Колонны стоят на продольной металлической балке диаметром 1,6 метра, уложенной на бетонной плите. В средней части станции сделан ряд металлических распорок-затяжек для увеличения жёсткости конструкции. Высота сводов центральных арок составляет 5,3 метра; ширина пролётов - 8,9 метра; шаг арок - 4,2 метра.

При строительстве станции сначала были пройдены боковые тоннели. Сооружение среднего свода осуществлялось при помощи проходческого щита незамкнутого контура. Полущит монтировался в торце станции и перемещался по роликам, уложенным в боковых тоннелях. Конструкции среднего свода жёстко соединялись с тюбингами крайних тоннелей при помощи продольных металлических балок, которые опираются на колонны. Боковые станционные тюбы имеют диаметр 9,5 метра и располагаются на расстоянии 13,5 метра друг от друга.

Ордината оси станции - ПК19+53,4. К станции прилегают перегоны: в нечётном направлении - «Маяковская» - «Белорусская»; в чётном направлении - «Маяковская» - «Тверская». Расстояние до станции «Белорусская» - 1025 метров; расстояние до станции «Тверская» - 923 метра. (расстояние между пикетами станций).

Схема сооружения станции «Маяковская»

Архитектура и оформление

Станция

Несмотря на то, что архитектура «Маяковской» относится к «сталинской неоклассике», наличие некоторых авангардных деталей придаёт ей оттенок стиля «ар-деко». Архитектура станции отличается лёгкостью и изяществом. Трёхнефный колонный зал кажется просторнее, хотя ширина платформы меньше, чем у других станций глубокого заложения. Колонны и арки станции впервые в московском метро отделаны полированной рифлёной нержавеющей сталью, благодаря которой можно бросить монетку с одной стороны, а она приземлится с другой стороны арки. Угловые части колонн на высоту человеческого роста декорированы уральским камнем «орлец» (родонит); к настоящему времени значительная часть камней заменена более дешёвыми аналогами. Стальные конструкции арок обрамлены вставками из тёмно-серого мраморовидного известняка грузинского месторождения «Садахло». Свод станции покрыт белой штукатуркой.

Светильники находятся в тридцати четырёх овальных нишах свода центрального зала. Вдоль пояса каждого купола размещены 16 бра. В перспективе зала эти освещённые ниши смотрятся как люстры. Здесь также размещены вентиляционные решётки. Украшением станции являются размещённые в нишах мозаичные панно из смальты (автор эскизов - А. А. Дейнека, тема - «Сутки советского неба» ). Мозаики были набраны в мастерской В. А. Фролова в Ленинграде. Изначально станцию украшало 35 панно. Одно, находившееся ближе к старому выходу, было впоследствии утеряно из-за строительства гермозатвора.

Верхняя часть путевых стен отделана бело-голубым мрамором «уфалей», нижняя - чёрно-оливковым мраморовидным известняком «давалу». Цоколи путевых стен оформлены серо-зелёным диоритом. Путевые стены завершаются карнизом из нержавеющей стали. Выше просматривается тюбинговый рельеф боковых тоннелей. Своды боковых тоннелей завершают поперечные полуарки из нержавеющей стали, к концам которых подвешены двояковыпуклые светильники. Прямоугольные впадины между полуарками по замыслу автора призваны зрительно облегчить свод. Однако эти впадины и тюбинговые полосы архитектор С. М. Кравец относил к недостаткам станции, так как по его мнению они вносят зрительное беспокойство.

Пол станции выложен геометрическим орнаментом мрамора. Использованы три сорта камня: желтоватый «газган», красный «салиети» и оливковый «садахло». Вдоль краёв перронов станции уложен серый гранит.

К недостаткам оформления станции можно отнести тот факт, что мозаичные панно фактически исключены из общего архитектурного ансамбля. Чтобы их рассмотреть, необходимо встать под один из куполов и задрать голову вверх. Критики также отмечали отсутствие темы Владимира Маяковского в первоначальном оформлении станции, бюст поэта там появился только после войны.

Темы мозаик (начиная от выхода к Триумфальной площади):

  1. «Два самолёта» (утрачено)
  2. «Знамя СССР» (утрачено)
  3. «Два самолёта и цветущая яблоня»
  4. «Прыжок в воду парня и девушки»
  5. «Плодовое дерево»
  6. «Сигнальщик»
  7. «Бомбардировщики днём»
  8. «Парашютист»
  9. « Спасская башня днём»
  10. «Комбайн»
  11. «Прыгун с шестом»
  12. «Планёры»
  13. «Парашютисты»
  14. «Прыжок лыжника»
  15. «Сосна»
  16. «Статуя девушки с веслом»
  17. «Самолёт»
  18. «Бомбардировщики ночью»
  19. «Дирижабль над Спасской башней ночью»
  20. «Парашютист ночью»
  21. « Биплан ночью»
  22. «Бомбардировщики ночью»
  23. «Домна»
  24. «Стратостат»
  25. «Авиамоделисты»
  26. «Игра в волейбол»
  27. «Парашютисты утром»
  28. «Самолёт и портик»
  29. «Монтажник-высотник»
  30. «Чайки»
  31. «Мать»
  32. «Два самолёта»
  33. «Опоры ЛЭП »
  34. «Подсолнухи»
  35. «Апельсины»
  36. «Знамя СССР»

Вестибюли

Станция имеет два наземных вестибюля. Южный вестибюль был открыт вместе со станцией в 1938 году. Он встроен в здание Концертного зала имени П. И. Чайковского на углу Тверской и Большой Садовой улиц. Авторы вестибюля - А. Н. Душкин, Я. Г. Лихтенберг и Ю. П. Афанасьев, фасад спроектировал Д. Н. Чечулин. Архитектурное оформление вестибюля относительно скромное. В отличие от других станций второй очереди, где эскалаторы доводились до верха, на «Маяковской» к ним ведут две лестницы. Согласно проекту, машинное отделение эскалаторов было вынесено из-под здания концертного зала. Прямо за входом станции расположен широкий лестничный марш, который ведёт в промежуточный зал, облицованный «уфалеем» и освещённый светильниками бра. От первого зала под углом 90° другая лестница ведёт к подземному эскалаторному и кассовому залу. Нижний зал облицован тёмно-красной «шрошей». Потолок зала обработан квадратными кессонами, в которых за бронзовыми решётками расположены светильники. Зал соединяется со станцией трёхленточным эскалатором модели Е55Т высотой 28,7 м. С 7 ноября 1959 по 25 сентября 2005 года кассовый зал имел выход к ещё одному вестибюлю станции, встроенному в дом № 30/2 по Тверской улице. 26 сентября 2005 года выход был замурован в связи с аварийным состоянием здания.

С 26 сентября 2005 года по 15 мая 2007 года южный вестибюль станции был закрыт на реконструкцию. За это время полностью реконструирован наклонный ход с полной заменой эскалаторов на новые, модернизированные. В вестибюле произведена полная замена технического оснащения, построены новые кассы, установлены новые турникеты (типа УТ-2005), пожарная и охранная сигнализации, заменены все кабельные коммуникации, сантехника и вентиляция. Открытие ранее замурованного выхода восточной лестницы южного вестибюля после реконструкции произошло лишь 25 декабря 2013 года. Цоколь здания был при этом полностью перестроен и заменён на современные железобетонные конструкции.

2 сентября 2005 года на пересечении 1-й Тверской-Ямской улицы и 1-го Тверского-Ямского переулка открыт второй (северный) выход станции. Авторы - архитекторы Н. И. Шумаков и Г. С. Мун при участии Я. В. Мун, инженеры: Э. И. Ханукова, Д. Савельева и М. А. Белова. Планируется, что в будущем вестибюль будет встроен в здание. В его отделке использованы различные виды мрамора, нержавеющая сталь, пол выложен гранитом. В новом вестибюле находится бюст Владимира Маяковского работы А. П. Кибальникова, перенесённый из торца станционного зала. Египетские лотосовидные колонны кассового зала, напоминают колонны метро «Кропоткинская». В оформлении вестибюля принял участие известный художник Иван Лубенников. Свод кассового зала он украсил мозаиками на тему неба. Мозаичные панно окружены жёлтым фоном, похожим тетрадный лист в клеточку, где записаны цитаты из стихотворений Владимира Маяковского. Зал освещают светильники индивидуального изготовления. Необычным является сообщение вестибюля со станцией: спустившись на эскалаторе, необходимо пройти по пешеходному коридору к другому эскалатору, по которому можно подняться к платформе. Трёхленточные эскалаторы моделей Е55Т и Е25Т имеют высоту соответственно 37,2 и 8,8 метров.

Режим работы

Станция «Маяковская» открывается для входа пассажиров в 5 часов 30 минут и закрывается в 1 час ночи. Первый состав в сторону станции «Речной вокзал» отправляется в 5 часов 53 минуты 25 секунд, первый состав в сторону «Алма-Атинской» - в 5 часов 39 минут.

Согласно статистическому исследованию 1999 года, суточный пассажиропоток станции составил 53 980 человек. В марте 2002 года пассажиропоток составлял: по входу - 51 700 человек, по выходу - 44 300 человек. По данным 2005 года, пассажиропоток станции составил 48 000 человек в сутки.

Расположение

Станция Маяковская расположена на территории Тверского района Москвы на пересечении Тверской улицы и Садового кольца. Южный вестибюль имеет выход на Триумфальную площадь, к улицам Тверская, Большая Садовая и Садовая-Триумфальная. Северный вестибюль имеет выход к 1-й Тверской-Ямской, 2-й Тверской-Ямской улицам и к 1-й Тверской-Ямской переулок.

Наземный общественный транспорт

Вблизи станции «Маяковская» расположена остановка «Триумфальная площадь» автобуса № 12ц и троллейбусов № 1, 12.

Маршруты автобусов и троллейбусов (данные на 2013 год)

Автобус № 12ц: Ледовый дворец - Ст. метро «Китай-город»

Троллейбус № 1: Ст. метро «Нагатинская» - Больница имени Боткина

Троллейбус № 12: Больница МПС - Ст. метро «Китай-город»

Достопримечательности

Вблизи станции расположено несколько учреждений культуры. Южный вестибюль встроен в здание Концертного зала имени П. И. Чайковского. Рядом с южным выходом находится Московский академический театр сатиры (Триумфальная площадь, дом 2) и Театр имени Моссовета (Большая Садовая, дом 16). Неподалёку от северного выхода станции расположен Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки (улица Фадеева, дом 4).

Станция "Маяковская" открыта 11 сентября 1938 года в составе второй очереди Московского метрополитена. Станция построена по проекту архитектора Алексея Душкина. В 1939 году на Всемирной выставке в Нью-Йорке проект станции получил Гран-при. Смотрим, как выглядела станция в 2013 году.

1, Согласно генплану 1935 года, станцию предполагалось назвать "Триумфальная площадь" по её расположению под одноимённой площадью. В 1936 году в связи с переименованием площади проектное название станции было изменено на "Площадь Маяковского". В конечном итоге станции было решено дать более лаконичное название "Маяковская" в честь советского поэта Владимира Маяковского.

2. Станция имеет два наземных вестибюля. Южный вестибюль был открыт вместе со станцией в 1938 году. Он встроен в здание Концертного зала имени П. И. Чайковского на углу Тверской и Большой Садовой улиц.

3. Второй (северный) выход станции был открыт 2 сентября 2005 года на пересечении 1-й Тверской-Ямской улицы и 1-го Тверского-Ямского переулка.

4. Конструкция станции — колонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина заложения — 34 метра). Построена по индивидуальному проекту. "Маяковская" является первой в мире станцией глубокого заложения колонного типа. Общая ширина платформы составляет 14,3 метра, а длина — 156 метров.

5. В конструкции станции впервые в СССР использована сталь вместо железобетона. Стальные колонны поперечного сечения 65×75 сантиметра поддерживают три станционных нефа. Колонны стоят на продольной металлической балке диаметром 1,6 метра, уложенной на бетонной плите. В средней части станции сделан ряд металлических распорок-затяжек для увеличения жёсткости конструкции. Высота сводов центральных арок составляет 5,3 метра; ширина пролётов — 8,9 метра; шаг арок — 4,2 метра.

6. Во время Великой Отечественной войны станция использовалась как бомбоубежище. 6 ноября 1941 года на "Маяковской" состоялось заседание Московского Совета депутатов трудящихся с московскими партийными и общественными организациями, приуроченное к 24-й годовщине Октябрьской революции 1917 года. В этот день здесь с докладом выступил Иосиф Сталин, причём на "Маяковскую" он приехал на поезде со стороны станции "Белорусская".


Фото с сайта pastvu.com

7. Колонны и арки станции покрыты рифлёной нержавеющей сталью, благодаря которой можно бросить монетку с одной стороны, а она приземлится с другой стороны арки. Угловые части колонн на высоту человеческого роста декорированы уральским камнем «орлец» (родонит); к настоящему времени значительная часть камней заменена более дешёвыми аналогами. Стальные конструкции арок обрамлены вставками из тёмно-серого мраморовидного известняка грузинского месторождения «Садахло». Свод станции покрыт белой штукатуркой, но из-за желтого света светильников она кажется кремовой.

8. Светильники находятся в тридцати четырёх овальных нишах свода центрального зала. Вдоль пояса каждого купола размещены 16 бра. В перспективе зала эти освещённые ниши смотрятся как люстры. Здесь также размещены вентиляционные решётки. Украшением станции являются размещённые в нишах мозаичные панно из смальты (автор эскизов — А. А. Дейнека, тема — "Сутки советского неба"). Мозаики были набраны в мастерской В. А. Фролова в Ленинграде. Изначально станцию украшало 35 панно. Одно, находившееся ближе к старому выходу, было впоследствии утеряно из-за строительства гермозатвора.


9. К недостаткам оформления станции можно отнести тот факт, что мозаичные панно фактически исключены из общего архитектурного ансамбля. Чтобы их рассмотреть, необходимо встать под один из куполов и задрать голову вверх.

10. Верхняя часть путевых стен отделана бело-голубым мрамором "уфалей", нижняя — чёрно-оливковым мраморовидным известняком "давалу". Цоколи путевых стен оформлены серо-зелёным диоритом. Путевые стены завершаются карнизом из нержавеющей стали. Выше просматривается тюбинговый рельеф боковых тоннелей. Своды боковых тоннелей завершают поперечные полуарки из нержавеющей стали, к концам которых подвешены двояковыпуклые светильники. Прямоугольные впадины между полуарками по замыслу автора призваны зрительно облегчить свод. Однако эти впадины и тюбинговые полосы архитектор С. М. Кравец относил к недостаткам станции, так как по его мнению они вносят зрительное беспокойство.

11. Пол станции выложен геометрическим орнаментом мрамора. Использованы три сорта камня: желтоватый «газган», красный «салиети» и оливковый "садахло". Вдоль краёв перронов станции уложен серый гранит.

Станции Московского метрополитена отснятые мной в разное время в рамках проекта "". Кто еще не видел, заходите.

Всё самое оперативное можно смотреть у меня в

Когда в Москве задумали строительство второй очереди метрополитена - от «Площади Свердлова» (ныне «Театральной») до «Сокола» международная обстановка уже отчетливо становилась предвоенной. Руководство страны и города решило делать станции глубокого залегания. Всякий знакомый с самыми древними станциями вспомнит, что на большую часть из них можно попасть по лестнице. А поездкой на прославленных самоходных «лестницах-чудесницах» в год открытия метро можно было только на «Красных воротах», «Дзержинской» («Лубянке») и «Киевской». История показала правоту руководства. В 1941 году одна германская авиабомба пробила мелкий тоннель между «Арбатской» и «Смоленской».
Конечно многие станции метрополитена Сталинской эпохи не транспортные сооружения, а мраморные дворцы, должные вызывать у советских людей веру в пришествие коммунизма. Но «Маяковская» (по первоначальному плану «Триумфальная площадь») была сразу задумана, как особенный шедевр. Глубокая, 33 метра, она стала какой-то особенно «небесной». По проекту архитектора Алексея Душкина своды станции держались на колоннах, отделанных рифленой нержавеющей сталью. Эти стальные полосы были изготовлены, между прочим, на заводе «Дирижабльстрой» и изначально предназначались для неба, а не для подземелья. Но главным украшением сделались мозаичные плафоны из смальты со специальной подсветкой. Они были по эскизам замечательного художника Александра Дейнеки и объединены темой «Сутки советского неба» - самолеты, дирижабли, парашютисты. Своего рода маленькое чудо - спускаешься под землю и видишь самолеты в облачках.
«Маяковская» вместе со всей веткой была открыта 11 сентября 1938 года и поразила не только простых граждан. На следующий год Душкин получил гран-при в оформительской номинации на Международной выставке всяких достижений в Нью-Йорке.
Лишь одно удивляло дотошных пассажиров - москвичей и гостей столицы. Небесная красота, мраморные полы, чистота. Но какая в оформлении художественная связь с известным поэтом, кроме названия станции на стене? Когда в 30-е после получения известного письма хитроумной Лили Брик Сталин назвал Маяковского «талантливейшим поэтом нашей эпохи», власти Москвы поспешили на это отреагировать тем, что Гендриков переулок, где Владимир Владимирович жил, переименовали в переулок Маяковского, а Триумфальную площадь - в площадь того же автора. Почему именно ее? В Театре Сатиры шли пьесы Маяковского, а сам он неоднократно проходил и проезжал по этому месту. Но вот художественное отражение наступило лишь в 1958 году, когда скульптор Александр Кибальников создал статую поэта, которую установили на площади, и бюст, который установили у торцовой стены станции метро.
Станция «Маяковская» больше всего прославилась в 1941 году. С началом авианалетов ее использовали, как бомбоубежище. А позже - иногда, как госпиталь, иногда, как детский сад. Конечно это было надежно - такую глубину и атомной бомбой не пробьешь. Но не очень удобно. Потому что при массовом спуске людей эскалаторы отключали. А они солидной длины. Да и поезда продолжали ходить. Пассажирам порой приходилось лавировать между раскладушками. Так что наиболее вероятной версией таких акций служит показушная. Зато какие снимки получались для публикации в прессе союзников!
Самым знаменитым днем в истории «Маяковской» стало 6 ноября 1941 года. С утра ее закрыли для входа и выхода, а через некоторое время и вся Замоскворецкая линия оказалась действующей лишь для спецпоездов. На платформе были установлены стулья, у торца сделана трибуна и стол для президиума. В фойе разместили гардероб. В вагонах стоящего поезда - буфеты и даже гримуборные для артистов. Они выступали после знаменитого торжественного заседания Моссовета и МГК партии. Прославленнее этого события лишь парад на Красной площади на следующий день. В 19:00 на поезде на заседание прибыл Сталин и другие вожди страны. До сих пор историки расходятся во мнении - с какой стороны? По наиболее распространенной версии, он доехал на машине до станции «Белорусский вокзал», по наиболее таинственной версии - по секретной линии «Метро 2» то ли от «Кировской», где находился бункер Генштаба, то ли прямо со своей дачи в Кунцево.
Трудно сказать, какие еще станции метро в мире удостаивались чести быть местом исторических событий.

Павел Кузьменко