Исторический портрет Григория Распутина. Гибель. октября- резкое ухудшение здоровья цесаревича


Анна Теодора Краруп. Портрет Г.Е. Распутина. 1914 г. Холст, масло. Государственный Центральный музей современной истории России (Москва). Черно-белая репродукция его впервые появилась в книге Р. Фюлоп-Миллера, изданной в 1927 г. в Лейпциге.

Портреты Теодоры Краруп (начало)

Последний портрет Г.Е. Распутина, завершенный за четыре дня до убийства, написала Анна Теодора Фердинанда Александра (Теодора Фердинандовна) Краруп (21.9.1862–23.4.1941), по происхождению датчанка.
Родилась она в Шеленборге (Schelenborg), живописи училась в Берлине (1888), Копенгагене, Париже (1890). В 1896 г. она прибыла в Россию, где была представлена вдовствующей Императрице Марии Феодоровне, происходившей, как известно, тоже из Дании. Художница тут же получила заказ: портрет Императора Александра III (1897, сохранился только на фото).
Эта встреча проложила художнице путь ко Двору, где она писала портреты Императорской Семьи вплоть до революции.
К сожалению, многие из этих ее работ были утрачены в годы революции. Известен, например ее портрет Императрицы Александры Феодоровны с двумя старшими Дочерьми.
Государыня сохраняла связи с художницей даже будучи в изгнании. 20 декабря 1917 г. Она писала из Тобольска А.А. Вырубовой: «Надеюсь, Ты получила немного съедобного, которое я послала тебе через Лоткаревых [Лашкаревых?] и г-жу Краруп».
Особые отношения связывали художницу с Царским Другом. Всего, по ее словам, она написала 12 его портретов. При этом Г.Е. Распутин сам попросил изобразить его, предложив за работу 300 рублей (сумму по тем временам немалую).
Сегодня мы знаем два из них, сохранившихся до наших дней. Один датируется 1914 годом, другой – является последним прижизненным изображением старца.
Позировать Григорий Ефимович приходил к Краруп на ее квартиру, находившуюся на Невском проспекте, в доме № 8. Бывал он там не один, а в сопровождении своих духовных чад, благодаря которым сохранились две обширных записи его слов, переписанные затем Царицей в ее тетради, и таким образом дошедшие до нас.
«Зашел я в убогую комнатку, – высказался он во время одного из сеансов весной 1915 г., – и увидел, как сон, – нет не сон, а наяву: она от любви к человеку, проще сказать от скудости, взяла хорошую свою кисть и от бедности сердца начертила мудрость! […] Потому что талант от Господа – ко Господу идёт».
Другая запись датирована 13 декабря 1916 г. во время работы над последним портретом. Судя по ней, Григорию Ефимовичу особо импонировало усердие Теодоры Краруп к творчеству.
У нее, подчеркивал он, всё (и жизнь, и быт) было подчинено работе. «…У ней в комнате только одно оно, чем она занимается: однако это и ценно – другого ничего нет!» Всё остальное, каким бы важным это ни представлялось окружению художницы, не имело никакого значения: «…Она много делает других вещей – эти вещи, другие, всегда забудутся, потому не её талант...» (Речь тут могла, например, идти об активной деятельности «Теодоры Федоровны» в Петербургском вегетарианском обществе, где, будучи действительным его членом, она была выбрана даже в его Совет.)
Далее в той же записи следовали рассуждения старца о таланте применительно к людям творческим и военным (шла война, а особенных успехов большинство русских генералов не выказывали, преуспевая в чем угодно, только не на поле сражения):
«Наша крепость только в таланте. Почему в настоящее время воина нет и победителя? Потому что не та красота в сердце у них – не победа победы, а ножку поставить, что он не получит степень, проще сказать, крестик, значит, не копай другому яму, – сам не попадешь, а теперь все генералы, во славу Божию, в яме сидят, потому друг другу яму копали и сами попали и песком засыпали.
Да, действительно, подивитесь на художницу и художников, какие они все бедные, ни крестов, ни медалей, а только свой материал. Материя – краска, а талант в духе их. Боже мой!
Почему не вселил в генералов в одну победу и без их ножки?
Вот уж не братья художникам и художницам! Смотри-ка у настоящего художника – придёшь в их студию, только все изукрашено одним живописанием, смотришь – одна кровать, матрац, даже, как в окопах, и смотри, – креста ни единого не получает, а делает для славы, а они пошли наши головы защищать... но я не уверен, а что-то говорят, не так приятно».

Продолжение следует

Валентин Распутин родился 15 марта 1937 года в посёлке Усть-Уда, что на берегу Ангары, в трёхстах километрах от Иркутска. Его детство прошло в этих же местах, в деревне с красивым, напевным именем Аталанка.

«Самое важное, - вспоминал писатель, - что я имел всё-таки смелость и ум родиться в глухой Сибири… В деревне, где всё ещё присутствовало - язык, и старые обычаи, и традиции, и люди, как говорится, прежней ещё формации. То есть они были совершенно не испорченные… Отец работал начальником почты и случилась у него недостача… Ехал на пароходе, выпил, и у него срезали сумку с деньгами. Деньги небольшие, но за эти небольшие деньги давали большие сроки. Пришли описывать имущество… Но какое у нас было имущество? У матери - только зингеровская машинка швейная. Но деревня помогла: разнесла наше нехитрое имущество по своим избам. Описывать уже было нечего… Бедность. А потом деревня принесла больше, чем у нас было. Вот какие были отношения. Выживали вместе. Иначе было нельзя. После смерти Сталина отец вернулся, работал в леспромхозе. Но здоровье было уже не то. На Колыме он работал в шахтах, это не так-то просто… Мы жили вместе с бабушкой. Бедно жили… Вся деревня жила бедно. Но выручали тайга и река… Я пропадал целыми днями на реке…».



Писатель считал, что именно Ангара, на берегах которой прошло его детство, воспитала его, научила профессии. И от этой великой сибирской реки он узнал сказки, которые до сих пор звучат в нём. В прозе Распутина - и в «Прощании с Матёрой», и в «Последнем сроке», и в повести «Живи и помни», где отдалённо, но явно угадывается созвучие Атамановка, впоследствии явится нам село Аталанка. Оно попало в зону затопления, когда после строительства Братской ГЭС возникло огромное искусственное водохранилище. Люди из детства Валентина Распутина станут его литературными героями. По слову Виктора Гюго, «начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие, развёртывающиеся с ним, составляющие неотъемлемую часть его». Об этом же писал в 1974 году в иркутской газете «Советская молодёжь» и Валентин Распутин:

«Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать всё то, что даёт ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве».

Сразу после Великой Отечественной Распутин уехал учиться в районный центр. Позже он напишет об этом рассказ «Уроки французского», по которому в 1978 году снимут фильм.



«…За прототипом, - вспоминал Валентин Григорьевич, - далеко не надо было ходить. Этим мальчишкой был я. Там вымысел большой, конечно, был. Учительница не играла со мной на деньги. Но помогала. Посылку с макаронами отправляла… Она этого не помнит, но я-то помню… Для деревенского парня французский язык, все эти прононсы, произношение… не всегда у меня это получалось… Но постепенно я набирал и говорил неплохо. Позже, когда был во Франции, моего языка было достаточно, чтобы объясняться… Но я очень любил… Какие-то стихи заучивал… Я, деревенский парень, изучаю французский язык… Это поднимало меня на неимоверную высоту. В XIX веке только дворяне могли говорить по-французски, а тут я изучаю… Особенность какая-то… Может, это и подвигло меня к тому, что я стал писать понемногу» .

Иркутск - первый город, в который приехал молодой Распутин. Поступил в университет на историко-филологический факультет. Вспоминая те годы, писатель улыбался: мол, это было несложно, главное было отличить Пушкина от Маяковского… Он готовил себя к педагогическому поприщу, хотел стать хорошим учителем и поэтому учился столь же примерно, как и раньше, много читал. После окончания университета Распутин работал на телевидении, затем в газете. Вскоре в альманахе «Ангара» стали печататься его очерки, там же в 1961 году появился его первый рассказ «Я забыл спросить у Лёшки…».

На излёте хрущевской «оттепели» вместо рутинной журналистики он решил активнее работать на литературном поприще. В 1966 году в Восточно-Сибирском книжном издательстве вышла первая книга Распутина «Край возле самого неба». А через год его повесть «Деньги для Марии» сделала имя молодого сибиряка известным всей читающей России. Распутина приняли в Союз писателей СССР.

Сегодня, вспоминая первые шаги Распутина в отечественной литературе, отмечают тот слог, говор, сохранение живого русского языка регионов Сибири, где обитали герои его произведений. Тогда, в далёкие 60-е, читатели с благодарностью ощутили духовную правду и исконность живого языка в произведениях Валентина Распутина. Писатель создал в своих рассказах и повестях - таких как «Василий и Василиса», «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», «Пожар» - картину эпохи, дав второе дыхание русской реалистической прозе. С годами в его прозе всё отчётливее становился заметен отблеск христианского взгляда на людей и на мир.



В 1977-м за повесть «Живи и помни» Распутин получил Государственную премию СССР. Валентину Григорьевичу было только 40. И по тем временам он был едва ли не самый молодой писатель-лауреат.

Жизнь в больших городах - сначала в Иркутске, а потом и в Москве - не изменила Распутина. Многие его произведения постепенно составили «настоящую эпопею умирающего сельского быта, умирающего, но населенного удивительными людьми, несущими в себе генетическую память о мощных корнях русского крестьянства».

Так считал один из его друзей - известный реставратор Савелий Ямщиков, которого удивило в самом начале их знакомства, «как Распутин, молодой тогда ещё совсем человек, так глубоко знает жизнь деревни и рассказывает о ней, словно не одно столетие провёл среди её жителей». Повесть «Прощание с Матёрой» - пронзительный рассказ о судьбе островной сибирской деревни, во имя технологического прогресса после разлива Братского моря ушедший под воду вместе с вековыми домами, местным кладбищем.



И вновь обратимся к воспоминаниям Валентина Григорьевича:

«Среди русских названий, самых распространённых, коренных, название «Матёра» существует везде, по всем просторам России. Есть оно и у нас, в Сибири. Я его со смыслом взял. Должно же название что-то обозначать. Фамилия должна что-то обозначать, не просто случайная фамилия. А тем более название старой деревни, старой земли. Родина уезжала уже, родина затоплялась, - это «Прощание с Матёрой». Вот эта работа была для меня главной. Ни рассказы, никакие другие повести. Вот для этого, может быть, я и нужен был. Для этого я как-то и сберёг себя».

Писатель, литературный критик Алексей Варламов считает, что Валентин Григорьевич, написавший «Прощание с Матёрой» - «эсхатологическую повесть о времени, которое надорвалось, кончилось и исчерпало себя», «…конечно, никакой не деревенщик, как с лёгкой руки неизвестного критика назвали плеяду самых талантливых и совестливых писателей позднего советского времени - Астафьева, Белова, Шукшина, Можаева, Абрамова…». «Валентин Распутин, - подчёркивает А. Варламов, - единственный современный писатель апокалиптического, а вовсе не публицистического склада, он из тех, кто находится на границе, на незримой меже, разделяющей жизнь и смерть, временное и вечное, отсюда проистекает такой острый его интерес к теме смерти. Это писатель, наделённый глубоким даром предчувствия и прозорливости. Но здесь не толь ко талант его, но и крест».



Если прежде Распутин стремился представить читателям благостный образ народа-богоносца, то в 1985-м, после десятилетнего «молчания», пророчески заглядывая уже в постсоветскую эпоху 1990-х, он публикует «Пожар» - страшную повесть с апокалиптической сценой массового мародерства, озлобления, взаимной ненависти, драки из-за поживы: в сибирском селе горит сельский склад, а местные жители вместо того, чтобы тушить пламя, растаскивают всё, что ещё не погибло в пламени, по домам…

В последние годы жизни писатель жил в Москве и в Иркутске.

По мнению Валентина Распутина, язык русский и национальная культура не могут существовать раздельно от русской земли. Нужно обязательно находиться на своей Родине, разделяя её тяготы, жить её чаяниями, прорастать вместе с памятью пращуров на Отчизне… Заботиться о земле, возделывать её, разговаривать с ней, касаться её руками. Тогда, как он выразился, земля «начинает работать», передавать свою энергию народу, который населяет её, помогает своему народу, делает его добрее и целостнее!



В ночь с 14 на 15 марта 2015 года за несколько часов до своего 78-летия скончался Валентин Григорьевич Распутин. Уже год его нет с нами…

Владимир Николаевич Крупин, друживший с Распутиным 43 года и провожавший его в последний путь в Иркутск, так отозвался тогда на кончину друга и соратника:

«Как бы ни была печальна и трагична эта утрата, это прощание с человеком, писателем, есть ощущение радости в том, что он так много сделал для русской литературы и России. И то ощущение радости перекрывает горечь прощания. Какое огромное количество книг, прозы, статей им написано! Он был не только писателем, но и общественным деятелем. Я уверен, что Валентин Распутин - ведущий русский писатель конца XX - начала XXI века. Он сохранял наследие русской классической литературы, реализма. Распутин был человеком трагических предчувствий, человеком большого предупреждающего накала - он говорил о том, как погибает Россия, что с ней творится, как она горит, как её затапливает. Но вместе с тем в его работах всегда сквозила уверенность в том, что такая страна и такой народ всегда будут бессмертны. Его главный завет - любовь к России, забота о ней и работа во имя России…».

http://webkamerton.ru/…/pozhar-%E2%80%93-predvidenie-valen…/

«Затих великий колокол русской литературы» - сказал об уходе из жизни писателя Валентина Распутина кинорежиссер Сергей Мирошниченко. Именно вокруг этого образа выстроено пространство выставки «Ближний свет издалека», посвященной памяти писателя. Она открылась 11 марта в Музейной студии Иркутского областного краеведческого музея.

Фильм посвящен судьбе и творчеству выдающегося писателя нашего времени Валентина Распутина. Его повести и рассказы "Последний срок", "Уроки французского", "Живи и помни", "Прощание с Матерой" с полным правом можно назвать классикой.
Основой фильма служат беседы с писателем, его размышления о судьбах литературы и культуры, о проблемах современного общества. Писатель рассказывает о повести "Дочь Ивана, мать Ивана".



Биографию Распутина можно разделить на два периода: жизнь до приезда в Петербург и после.

О первом этапе жизни в Сибири известно немного. Григорий Ефимович Распутин (настоящая фамилия - Новых) родился 29 июля 1871 года в селе Покровском Тюменского уезда Тобольской губернии.

Младший сын в зажиточной, по тем временам, крестьянской семье. Как единственный помощник отца, он рано стал трудиться: пас скот, работал извозчиком, ловил рыбу, помогал убирать урожай. В Покровском школы не было, и Григорий вплоть до начала своего странничества был неграмотен. В общем, он ничем не выделялся среди других крестьян. В 19 лет он женился на крестьянке Прасковье Федоровне Дубровиной. У них родилось трое детей: Дмитрий - 1895 г., Матрена - 1898 г., и Варвара - в 1900г. (Материалы ТФГА)

В 1892 году Григория обвинили в краже кольев из монастырской ограды и выслали на год из деревни. Это время он провел в странствиях, совершал паломничество по святым местам, где обучался Священному Писанию и грамоте у старцев. Странствовал без определенной цели, от монастыря к монастырю, спал у монахов и крестьян, кормился по случаю с чужих столов, благодарив хозяев молитвами и предсказаниями.

В 1893 году Григорий Распутин отправился в Грецию, где посетил православную обитель на священной греческой горе Афон, а по возвращении в Россию - на Валаам, Соловки, в Оптину пустынь и другие святыни православной церкви. Во время кратких посещений родного дома он усердно занимался хозяйством и одновременно восстанавливал силы для отправления в новые скитания.

В начале XX столетия начинается второй этап жизни Распутина. Весной 1903г. 34-летний Григорий Распутин впервые посетил Петербург и прожил там 5 месяцев. В столице говорили о нем как о странном сибирском мужике, который грешил и раскаялся и наделен необыкновенной силой. Он был принят самым знаменитым духовным лицом того времени, Иоанном Кронштадтским (Сборник исторических материалов, т.1, с.79).

В 1905 году Распутин вернулся в Санкт-Петербург, где встретился с престарелым архимандритом Феофаном, инспектором Петербургской духовной академии и бывшим духовником императрицы Александры. В это время его уже почтительно именовали «старцем». Так называли его не за возраст, а за опыт и веру. Его необычайная яркая личность и феноменальные способности очень скоро обратили на себя всеобщее внимание. Слух о «святом старце», который пророчествует и излечивает болящих, быстро достиг самого высшего общества. К сибирскому «старцу» потянулись люди, не находившие полного утешения в государственной церкви. Они посещали Григория Ефимовича, слушали его рассказы, наставления. На посетителей особое впечатление производили глаза странника, как будто заглядывающие в самую душу собеседника.

В короткое время Распутин стал модным и известным человеком в столице, вхожим в самые великосветские гостиные. В 1904-1906 годах Григорий знакомится с десятками представителей российской знати. Великие княгини Анастасия и Мелица Николаевны вместе с любимой фрейлиной императрицы Анной Вырубовой познакомили его с царской семьей. Первая встреча с Распутиным произошла в начале ноября 1905 г. И оставила у императорской четы очень приятное впечатление.

Граф Владимир Коковцов так передал содержание этой беседы: «Распутин стал говорить, что государыне и государю особенно трудно жить, потому что им нельзя никогда узнать правду, так как кругом них все больше льстецы да себялюбцы, которые не могут сказать, что нужно для того, чтобы народу было легче. Царю нужно быть ближе к народу, чаще видеть его и больше верить ему, потому что он не обманет того, кого почитает почти равным самому Богу, и всегда скажет свою настоящую правду, не то что министры, которым нет никакого дела до народных слез и до его нужды. Эти мысли глубоко запали в душу императрицы» (Бээтс Р., 1996, с. 163).

О. Платонов писал: «Чем ближе я знакомился с документами, дневниками, перепиской этой семьи, - тем большее недоумение у меня вызывало внушаемое нам стандартное представление о Распутине как исчадии ада, человеке абсолютно аморальном и корыстном. Этот страшный образ не вписывался в обстановку высшей духовности, нравственности, семейного лада и согласия, в которых жила семья последнего русского царя. С октября 1905 г., когда царская семья познакомилась с Распутиным, вплоть до своей трагичной кончины, Царь, царица и их дети по-настоящему любили Григория и верили в него, как в Божьего человека…» (Платонов, 1996, с.174).

Множество людей приходило к Распутину с просьбой помолиться за их дела, ему присылали телеграммы и письма. Но больше всего, конечно, ценился прямой контакт с ним. Непредвзятые источники свидетельствуют, что при личной встрече он очаровывал людей какой-то особой уверенностью, умением поставить себя, доброжелательностью и просто добротой.

Кроме молитвенной помощи и исцеления, люди шли к Распутину и с чисто материальными просьбами, ходатайствами, жалобами на обиды и притеснения. Комиссия Временного правительства, допросившая сотни лиц, посещавших Распутина, установила, что он нередко получал деньги от просителей за удовлетворение их ходатайств. Как правило, это были лица состоятельные, просившие Григория передать на Высочайшее имя их просьбу или ходатайствовать в том или ином министерстве. Деньги давали добровольно, но он их на себя не тратил, а раздавал тем же просителям, только победнее. Квартира Распутина в Петрограде, где он проводил больше всего времени, по рассказам очевидцев, была переполнена всевозможной беднотой и разными просителями, которые, веря слухам, что он имеет громадное влияние на царя, приходили к нему со своими нуждами. Действительно, двери его квартиры были открыты для любой публики. Распутин редко кому отказывал в просьбе помочь, если видел, что человек действительно в нужде.

Но наряду с такого рода характеристикой деятельности 2божьего человека» Григория Распутина, существовала и другая, совершенно противоположная. Через некоторое время после его приезда в Петербург в светском обществе стали распространятся слухи о разгульном поведении «старца» и «пророка», его общении с разным сбродом, безобразных кутежах (за что и прозвали Григория Распутиным).

В 1911 году возмущение старцем было пока предметом частных разговоров. Но через год, когда Коковцов унаследовал пост Столыпина, скандал уже стал достоянием гласности. В Думе явные намеки на «темные силы» у трона стали появляться в речах левых депутатов. Вскоре «вопрос Распутина» стал преобладать на политической сцене (Касвинов, 1997, с. 125).

Нападки на Распутина усиливались. Газета «Голос Москвы» сообщала о том, что «Григорий Распутин является коварным заговорщиком против нашей святой церкви, растлителем человеческих душ и тел», а также «о неслыханной терпимости, проявляемой к вышеупомянутому Григорию Распутину высшими сановниками церкви» (Сборник исторических материалов, т.1, с. 147).

Но более всего общество возмущало влияние, которое этот сибирский мужик оказывал на Николая II при решении государственных вопросов. Николай II обсуждал с Распутиным планы военных операций, пути налаживания продовольственного дела, назначение новых министров. Каждое назначение в самом верхнем эшелоне правительственных служб, как и в верхушке Церкви, проходило через его руки. Распутин был не просто советником, но и эталоном для оценки других людей.

За 16 месяцев с июля 1915 г. Россия пережила неслыханную министерскую чехарду: кроме многих других за это время сменилось 4 премьер-министра, 5 министров внутренних дел, 4 министра сельского хозяйства и 3 военных министра. В конце концов, достаточно уважаемая и влиятельная группа, составлявшая до этого вершину административного аппарата, уступила место ставленникам Распутина.

Враждебность к Григорию Распутину испытывали все образованные слои населения. Монархисты-дворяне и интелегенция, как революционная, так и либеральная, сходились во мнении о его негативной роли при царском дворе, называя его злым гением Романовых. 19 сентября 1916 года депутат-черносотенец Владимир Пуришкевич произнес в государственной думе страстную речь против Распутина. Он горячо воскликнул «Не должен темный мужик дольше править Россией!».

В тот же день и родился замысел убить Распутина. Выслушав обличительную речь Пуришкевича, с этим предложением к нему подошел князь Феликс Юсупов. Потом к заговору присоединились еще несколько человек, в том числе великий князь Дмитрий Павлович. Исполнение задуманного назначили на 16 декабря 1916 года. Среди заговорщиков, которые в декабре 1916 г. Замыслили и осуществили убийство Распутина, оказался великий князь Дмитрий Павлович Романов - двоюродный брат царя. Его сообщниками были князь Феликс Юсупов (женатый на племяннице императора княжне Ирине), капитан Сухотин, депутат государственной думы Пуришкевич и доктор Лазовер (Юсупов, 1991, с. 162).

Распутин очень хорошо чувствовал нависшую над ним угрозу. В декабре 1916 г., незадолго до своей трагической кончины, он написал пророческое письмо, которое было оформлено адвокатом и передано императрице «Я пишу и оставляю это письмо после себя в Петербурге, - писал Распутин. - Я чувствую, что расстанусь с жизнью до 1 января». Далее, обращаясь к царю и царице, он делал предсказания о дальнейшей судьбе России, которая должна была сложиться так или иначе, в зависимости от того, кем будут его убийцы.

Григория Распутина скромно похоронили в Царском селе. Однако покоился он там не долго. После Февральской революции его тело выкопали и сожгли на костре.

- 236.00 Кб

Министерство образования и науки Российской федерации

Норильский индустриальный институт

Кафедра гуманитарных наук

Реферат

по истории Отечества

Тема: Исторический портрет Григория Распутина. Гибель.

Выполнила:

                  Ст. группы ОП - 03 Баранова А.М.

Проверила:

                  Доцент Голиженко Н.В.

Норильск

2004 г.

1. Введение 3

2. Часть I .Россия и старец. Казнь Распутина. 4

2.1. Немного о жизни (краткий экскурс).

2.2.Убить Распутина…

2.3.Известие о смерти. Пресса.

3. Часть II. Лже – Распутин? 9

3.1. Фальсификация личности.

3.2 Фальсификация убийства.

4. Заключение. 24

5. Список литературы. 25

Введение

Экзотическим явлением политической жизни России был Распутин Г. Е. Он один вполне уравновешивал Думу, а по количеству "назначенных" им министров превосходил ее. Его влияние на государственные и церковные дела было столь значительным и вопиющим, что внушало постоянную тревогу всем слоям русского общества. В его приемной на Гороховой, 64, постоянно толкались люди всех званий и чинов - от простолюдинов до министров, от простых русских баб до дам высшего света, ищущих защиты, поддержки и карьеры для своих мужей. Ритуал протекции включал, помимо разговорной части, винные возлияния, хождение в баню или ресторан, а также разврат на месте. Распутин представлял собой уникальный феномен в истории русского царствования. Ни на одного русского царя за всю историю Государства Российского простой мужик не оказывал столь долгого и, в конечном счете, разрушающего династию действия. Уроженец села Покровского, что в 30 верстах от Тюмени, Распутин в молодости был обычным блудодеем и вором, многажды битым, не зацепившимся ни за одну мужицкую профессию и прибившимся, наконец, к религии, которую он понимал весьма своеобразно. Его христианство было ближе всего к сектантам-хлыстам, хотя формально он не значился в списках таких общин. К 1905 г. он совершил два пеших паломничества из Тобольска в Иерусалим, овладел методами народной медицины, проповедническим даром и гипнозом. Будучи человеком необразованным, он приводил в изумление епископов и богословов своими религиозными познаниями. От разного рода темных личностей, ясновидцев, предсказателей и шарлатанов, его отличала изумительная сила воли, стремление к власти, отсутствие мелочных, личных интересов. Распутин умел влиять на людей успокаивающим образом, чему способствовало его уверенное и ровное обращение. Особенно беззащитны перед ним были женщины, легко и незаметно подпадающие под его магнетизм. Глубокий экономический кризис, частая смена правительственных кабинетов, относительно свободная пресса, печатающая чуть ли не ежедневно военные сводки и списки погибших... Непопулярная власть, в каждом шаге которой ищут происки неких темных сил... В богатой на повторы российской истории все это уже было. 1914-1916 гг. - время предельного обострения противоречий и конфликтов внутри Петербургской империи, пережить которые она так и не смогла. Григорий Распутин - пожалуй, первый политический персонаж, чей образ был демонизирован при участии современных ему средств тогда уже довольно массовой информации. Его имя продолжает оставаться важным элементом отечественной политической мифологии.

Кем был сибирский старец? Всемогущим "делателем министров" или обыкновенным авантюристом, чье влияние на власть было выгодно преувеличивать оппозиции? Этот вопрос решали и продолжают решать историки. Мне же представляется интересным проследить отношение столичной прессы к фигуре Распутина в последние предреволюционные годы и проанализировать выявленную информацию.

Жизнь и смерть Распутина покрыта тайной. На первый взгляд может показаться, что это самый обычный мошенник. Но как же быть тогда с событиями, которые произошли после его смерти? Как же быть с его сбывшимися предсказаниями? Многие считали его вредителем, многие - святым.

О роли Распутина в истории России имеются различные, в том числе прямо противоположные утверждения. Участники его убийства Ф.Ф. Юсупов и В.М. Пуришкевич выставляют его врагом трона и злодеем. Историк Платонов О.А. на основе капитального исследования документальных данных утверждает, что Распутин, действительно, был искренним преданным другом царской семьи и служил на благо России.

      Часть I. Россия и старец. Казнь Распутина.

    2.1. Немного о жизни (краткий экскурс).

Григорий Распутин родился 29 июля 1871 года в селе Покровское Тюменской области. Поскольку место его рождения было практически недосягаемо для большинства желающих, то о жизни Григория Распутина на родине сохранились лишь отрывочные и неточные сведения, источником которых был в основном он сам. Вполне вероятно, что он был монахом, однако не исключено, что Распутин - просто гениальный актер, который великолепно изображал свою избранность и тесное общение с Богом.

В 18 лет Распутин совершил первое паломничество в монастырь в Верхотуре, однако монашеского обета не дал. В 19 лет он возвратился в Покровское, где женился на Прасковье Федоровне. В этом браке родились три ребенка - Дмитрий в 1897 году, Мария в 1898 году и Варвара в 1900.

Брак не остудил паломнический пыл Григория Распутина. Он продолжал посещать различные святые места, дошел даже до монастыря Атос в Греции и до Иерусалима. И все это пешком!

После таких путешествий Распутин возомнил себя избранником Бога, объявил, что он святой, и на каждом шагу рассказывал о своем чудодейственном даре приносить исцеление. Слухи о сибирском знахаре стали распространяться по России, и вскоре уже не Распутин совершал паломничества, а люди стремился попасть к нему. Многие из его пациентов прибывали из далеких краев. Необходимо отметить при этом, что Распутин нигде не учился, не имел даже примерного представления о медицине, был неграмотным. Однако он безукоризненно играл свою роль: действительно помогал людям, мог успокоить тех, кто находился на грани отчаяния

Однажды во время распашки поля Распутину было знамение - ему явилась Богоматерь, которая рассказала о болезни царевича Алексея, единственного сына императора Николая II (он страдал гемофилией - наследственным недугом, который передался ему по материнской линии), и приказала Распутину ехать в Петербург и спасти наследника престола.

В 1905 году Распутин попал в столицу Российской империи, причем в очень удачный момент. Дело в том, что церковь нуждалась в "пророках" - людях, которым бы верил народ. Распутин был как раз из этой категории - типичная крестьянская внешность, простая речь, крутой нрав. Однако враги говорили, что Распутин использует религию лишь как ширму для своего цинизма, жажды денег, власти и секса.

В 1907 году его пригласили к императорскому двору - как раз в разгар одного из приступов болезни у цесаревича. Дело в том, что императорская семья скрывала гемофилию наследника, опасаясь общественных волнений. Поэтому они долго отказывались от услуг Распутина. Однако когда состояние ребенка стало критическим, Николай сдался.

Вся последующая жизнь Распутина в Санкт-Петербурге была неразрывно связана с лечением царевича. Однако не ограничивалась этим. Распутин приобрел много знакомых в высших слоях петербургского общества. Когда же он стал приближенным к императорской семье, столичная элита сама стремилась быть представленной сибирскому знахарю, которого за глаза называли не иначе, как "Гришка Распутин".

В 1910 году в Петербург переехала его дочь Мария, чтобы поступить в Академию богословия. Когда к ней присоединилась Варвара, обе дочери Григория Распутина были определены в гимназию.

Николай I не приветствовал частые появления Распутина во дворце. Тем более, что вскоре в Петербурге стали ходить слухи о крайне непристойном поведении Распутина. Говорили, что, используя свое огромной влияние на императрицу Александру Федоровну, Распутин брал взятки (денежные и натурой) за продвижение определенных проектов или по карьерной лестнице. Его пьяные дебоши и настоящие погромы приводили в ужас население Петербурга. Он к тому же сильно подрывал императорский авторитет, так как поговаривали о слишком близких отношениях Григория Распутина и императрицы.

В конце концов чаша терпения была переполнена. В среде императорского окружения возник заговор против Распутина. Его инициаторами были князь Феликс Юсупов (муж императорской племянницы), Владимир Митрофанович Пуришкевич (депутат IV Государственной Думы, известный своими ультраконсервативными взглядами) и великий князь Дмитрий Павлович (двоюродный брат императора Николая). 30 декабря 1916 года они пригласили Григория Распутина во дворец Юсупова для встречи с племянницей императора, известной петербургской красавицей. В пирожных и напитках, поданных гостю, содержался цианистый калий. Однако яд не подействовал. Нетерпеливые заговорщики решили использовать стопроцентное средство - Юсупов выстрелил в Распутина. Но ему снова удалось спастись. Когда он выбежал из дворца, его встретили Пуришкевич и великий князь, которые в упор застрелили "сибирского старца". Он еще пытался подняться на ноги, когда его связали, засунули в мешок с грузом и сбросили в прорубь. Позже вскрытие показало, что старец, уже будучи на дне Невы, отчаянно боролся за свою жизнь, но в конце концов захлебнулся...

2.2 Убить Распутина…

Так называется документальный детектив О. Шишкина, в котором на основе новых, недавно обнаруженных, материалов рассказывается об участии Григория Распутина в планировавшемся на конец 1916 года дворцовом перевороте. (32. с 12) Раскрывается также и загадка поразительной живучести «святого старца», которая во время его убийства во дворце Юсупова настолько поразила убийц, что каждый из них даже оставил мемуары. А ведь это письменное признание в убийстве! Убийцами старца выступили «люди из хороших семей»: князь Феликс Юсупов, муж императорской племянницы, Владимир Митрофанович Пуришкевич, депутат IV Государственной Думы, известный своими ультраконсервативными взглядами, и великий князь Дмитрий Павлович, двоюродный брат императора Николая. 30 декабря 1916 года они пригласили Григория Распутина во дворец Юсупова для встречи с племянницей императора, известной петербургской красавицей. (32. с14) В пирожных и напитках, поданных гостю, содержался цианистый калий. Однако яд не подействовал. Вот как описывает тот вечер Пуришкевич:


"Прошло еще добрых полчаса донельзя мучительно уходившего для нас времени, когда, наконец, нам ясно послышалось хлопанье одной за другой двух пробок, звон рюмок.
Мы застыли в своих позах, спустившись еще на несколько ступеней по лестнице вниз. Но... прошло еще четверть часа, а мирный разговор и даже порой смех внизу не прекращались.
"Ничего не понимаю, - разведя руками и обернувшись к великому князю, прошептал я ему. - Что он, заколдован, что ли, что на него даже цианистый калий не действует!"
...Мы поднялись по лестнице вверх и всею группою вновь прошли в кабинет, куда через две или три минуты неслышно вошел Юсупов, расстроенный и бледный.
"Нет, - говорит, - невозможно! Представьте себе, он выпил две рюмки с ядом, съел несколько розовых пирожных, и, как видите, ничего; решительно ничего, а прошло уже после этого минут, по крайней мере, пятнадцать! Ума не приложу, как нам быть, тем более, что он уже забеспокоился, почему графиня не выходит к нему так долго, и я с трудом ему объяснил, что ей трудно исчезнуть незаметно, ибо там наверху гостей немного... Он сидит теперь на диване мрачным, и, как я вижу, действие яда сказывается на нем лишь в том, что у него беспрестанная отрыжка и некоторое слюнотечение..." Через минут пять Юсупов появился в кабинете в третий раз.
"Господа, - заявил он нам скороговоркой, - положение все то же: яд на него или не действует, иди ни к черту не годится; время уходит, ждать больше нельзя".
"Но как же быть?" - заметил Дмитрий Павлович.
"Если нельзя ядом, -ответил я ему, - нужно пойти ва-банк, в открытую, спуститься нам или всем вместе, или предоставьте мне это одному, я уложу его либо из моего "соважа", либо размозжу ему череп кастетом. Что вы скажете ни это?"
"Да, - заметил Юсупов, - если вы ставите вопрос так, то, конечно, придется остановиться на одном из этих способов".
«Люди из хороших семей» остановились на выстреле из пистолета.

«…раздался глухой звук выстрела, вслед за тем мы услышали продолжительное... А-а-а! и звук грузно падающего на пол тела. Немедля ни одной секунды, мы все, стоявшие наверху, не сошли, а буквально кубарем слетели по перилам лестницы вниз, толкнувши стремительно своим напором дверь столовой...
...Перед диваном в части комнаты, прилегавшей к гостиной, на шкуре белого медведя лежал умирающий Григорий Распутин, а над ним, держа револьвер в правой руке, заложенной за спину, совершенно спокойным стоял Юсупов... Крови не было видно; очевидно, было внутреннее кровоизлияние, и пуля попала Распутину в грудь, но, по всем вероятиям, не вышла...
Мы вышли из столовой, погасив в ней электричество и притворив слегка двери... Был уже четвертый час ночи и приходилось спешить. Я чувствовал себя совершенно спокойным и даже удовлетворенным, но твердо помню, как какая-то внутренняя сила толкнула меня к письменному столу Юсупова, на котором лежал вынутый из кармана мой "соваж", как я взял его и положил обратно в правый карман брюк и как вслед за сим я вышел из кабинета... и очутился в тамбуре.
Не успел я войти в этот тамбур, как мне послышались чьи-то шаги уже внизу у самой лестницы, затем до меня долетел звук открывающейся в столовую, где лежал Распутин, двери... "Кто бы это мог быть?" - подумал я, но мысль моя не успела еще дать себе ответа на заданный вопрос, как вдруг снизу раздался дикий, нечеловеческий крик, показавшийся мне криком Юсупова: "Пуришкевич, стреляйте, стреляйте, он жив! он убегает!" (32. с18)

Пуришкевич выстрелил в Распутина 4 раза, последним выстрелом попав ему в голову, ударил ногой в висок. Затем заговорщики сбросили тело царского фаворита с моста в прорубь на Малой Невке. Позднее вскрытие показало, что Распутин был жив, когда его спустили в реку! Мало того: дважды смертельно раненный в грудь и шею, с двумя проломами в черепе, он и под водой какое-то время боролся за свою жизнь и успел освободить от веревок правую руку, сжатую в кулак...
Мистика не закончилась и после смерти Распутина. В 1917 году, во время февральской революции труп Распутина выкопали из могилы и похитили. (5. с 54) Сделали это революционные бойцы с целью сжечь тело, так как не хотели, чтобы "темные силы" использовали невежество народное и создали какой-либо контрреволюционный культ. Однако, труп в костре горел плохо, поэтому было принято решение сжечь тело в топке парового котла. Что и было сделано в котельной Политехнического института. Буквально на следующий день котельная взорвалась… С тех пор время от времени в этом месте происходят весьма странные истории. Мистически настроенные личности уверены, что в них так или иначе замешан беспокойный дух Распутина. Некоторые даже полагают, что и прорыв туннеля метро на станции «Лесная», последствия которого до сих пор не устранены, случился не без Распутина. Тем более, что метро прорвало в день рождения «святого старца».

Краткое описание

Экзотическим явлением политической жизни России был Распутин Г. Е. Он один вполне уравновешивал Думу, а по количеству "назначенных" им министров превосходил ее. Его влияние на государственные и церковные дела было столь значительным и вопиющим, что внушало постоянную тревогу всем слоям русского общества. В его приемной на Гороховой, 64, постоянно толкались люди всех званий и чинов - от простолюдинов до министров, от простых русских баб до дам высшего света, ищущих защиты, поддержки и карьеры для своих мужей. Ритуал протекции включал, помимо разговорной части, винные возлияния, хождение в баню или ресторан, а также разврат на месте.

2. Часть I . Россия и старец. Казнь Распутина. 4

2.1. Немного о жизни (краткий экскурс).

2.2. Убить Распутина…

2.3. Известие о смерти. Пресса.

3. Часть II. Лже – Распутин? 9

3.1. Фальсификация личности.

3.2 Фальсификация убийства.

4. Заключение. 24

5. Список литературы. 25

КРАРУП Анна Теодора (1860 или 62-1941) «Портрет Г.Е. Распутина». 1914 г.
Холст, масло.
Государственный Центральный музей современной истории России (Москва).


РАСПУТИН был убит в ночь на 17 (30 по новому стилю) декабря 1916 года во дворце Юсуповых на Мойке. Сведения об убийстве противоречивы, запутаны как самими убийцами, так и давлением на следствие российских императорских и британских властей. Двое из убийц (ПУРИШКЕВИЧ и ЮСУПОВ) оставили свидетельства о том, как убийство происходило, однако верить обоим трудно. Дневник Пуришкевича меньше всего похож на дневник, мемуары Юсупова - на мемуары. И то и другое литературно обработанная публицистика и кардинально расходятся с показаниями расследования - начиная от цвета одежды, в которую был одет Распутин по версии убийц и в которой его обнаружили, и до того, сколько и куда пуль было выпущено.

Следствие длилось два с половиной месяца до отречения императора НИКОЛАЯ II 2 марта 1917. В этот день министром юстиции во Временном правительстве стал КЕРЕНСКИЙ. 4 марта 1917 года он приказал спешно прекратить следствие.

КРАРУП Анна Теодора (1860 или 62-1941) «Портрет Г.Е. Распутина». 1916 г.
Холст, масло. 100,5 х 77 см.
Частное собрание.

Анна Теодора Фердинанда Александра (Теодора Фердинандовна) КРАРУП, датчанка по происхождению, написала несколько портретов по заказу членов Императорской семьи. К сожалению, многие из её работ были утрачены в годы революции 1917 г. Особые отношения связывали художницу с Григорием РАСПУТИНЫМ. Всего, по её словам, она написала 12 его портретов. При этом Распутин сам попросил изобразить его, предложив за работу 300 рублей (сумму по тем временам немалую). Лишь два из них сохранились. Один датируется 1914 годом, другой является последним прижизненным изображением старца.

Образ, созданный художницей, вызывает расположение. В отличие от многочисленных фотографий, где Распутин предстаёт с мрачным, беспокойным лицом, пронзительным взглядом и тёмной одежде, она изображает его с лёгкой улыбкой на лице, облачённым в белоснежную рубаху. Его руки спокойно сложены на коленях.

Портрет Г.Е. Распутина (1916 г.) был выставлен на международном аукционе Christies в 2008 г.

Из «Дневника члена Государственной Думы Владимира Митрофановича Пуришкевича» (Рига, 1924):

«Пуришкевич, стреляйте, стреляйте, он жив! Он убегает!» «А-а-а!..» - и снизу стремглав бросился вверх по лестнице кричавший, оказавшийся ЮСУПОВЫМ; на нём буквально не было лица; прекрасные большие голубые глаза его ещё увеличились и были навыкате; он в полубессознательном состоянии, не видя почти меня, с обезумевшим взглядом, кинулся к выходной двери на главный коридор и пробежал на половину своих родителей…

…Медлить было нельзя ни одно мгновение, и я, не растерявшись, выхватил из кармана мой «соваж», поставил его на «feu» и бегом спустился по лестнице. То, что я увидел внизу, могло бы показаться сном, если бы не было ужасной для нас действительностью: ГРИГОРИЙ РАСПУТИН, которого я полчаса тому назад созерцал при последнем издыхании, лежащим на каменном полу столовой, переваливаясь с боку на бок, быстро бежал по рыхлому снегу во дворе дворца вдоль железной решётки, выходившей на улицу...

…Первое мгновение я не мог поверить своим глазам, но громкий крик его в ночной тишине на бегу: «Феликс, Феликс, все скажу царице...» - убедил меня, что это он, что это ГРИГОРИЙ РАСПУТИН, что он может уйти благодаря своей феноменальной живучести, что ещё несколько мгновений, и он очутится за вторыми железными воротами на улице, где, не называя себя, обратится к первому, случайно встретившемуся прохожему с просьбою спасти его, т. к. на его жизнь покушаются в этом дворце, и... все пропало.

…Я бросился за ним вдогонку и выстрелил. В ночной тиши чрезвычайно громкий звук моего револьвера пронёсся в воздухе - промах! Распутин поддал ходу; я выстрелил вторично на бегу - и... опять промахнулся. …Мгновения шли... Распутин подбегал уже к воротам, тогда я остановился, изо всех сил укусил себя за кисть левой руки, чтоб заставить себя сосредоточиться, и выстрелом (в третий раз) попал ему в спину. Он остановился, тогда я, уже тщательнее прицелившись, стоя на том же месте, дал четвертый выстрел, попавший ему, как кажется, в голову, ибо он снопом упал ничком в снег и задергал головой. Я подбежал к нему и изо всей силы ударил его ногою в висок. Он лежал с далеко вытянутыми вперед руками, скребя снег и как будто бы желая ползти вперед на брюхе; но продвигаться он уже не мог и только лязгал и скрежетал зубами. Я был уверен, что сейчас его песня действительно спета, и что больше ему не встать».

Владимир Митрофанович ПУРИШКЕВИЧ (1870-1920) - одна из наиболее одиозных фигур русской истории предреволюционной эпохи. Ярый реакционер, черносотенец, устами которого, по выражению В.И. ЛЕНИНА, говорил «дикий помещик и старый держиморда», он до конца своих дней был фанатически предан монархии. Опубликованный уже после его смерти «Дневник» охватывает период с ноября 1916 по январь 1917 года. Главное содержание «Дневника» - обстоятельный и хладнокровный рассказ об убийстве Григория РАСПУТИНА, задуманном и осуществлённом «во имя спасения Государя и Отечества», - убийстве, в котором Пуришкевич принимал прямое участие.