Индия, пакистан, китай после второй мировой войны. О пакистано-индийских отношениях

Отношения между Индией и Пакистаном уже довольно длительный перирод времени носят напряженный характер из-за ряда серъезных разногласий, возникших фактически сразу же после обретения ими статуса независимых государств.

В 1947 г. произошёл раздел Британской Индии, что привело к созданию напряженности вокруг статуса Кашмира и, в результате, к многочисленным военным конфликтам между этими двумя странами. Даже учитывая, что эти два государства Южной Азии объединяют общие географические, исторические, культурные и экономические связи, их отношения полны враждебности и подозрительности. Протяжённость государственной границы между странами составляет 2,912 км.

После распада Британской Индии в 1947 г. были сформированы новые суверенные государства: Индийский Союз и Доминион Пакистан. Раздел бывшей Британской Индии привел к вынужденному переселению до 12,5 млн человек, от нескольких сотен тысяч до миллиона человек при этом погибли. Индия стала светским государством с большинством индуистского населения, а Пакистан стал исламским государством с большинством мусульманского населения.

Вскоре после обретения независимости Индия и Пакистан установили дипломатические отношения, но насильственный раздел и многочисленные территориальные споры вызвали ухудшение их отношений.

В результате, Индия и Пакистан пережили три крупные войны, одну необъявленную войну и принимали участие в многочисленных вооруженных стычках и противостояниях. Вопрос о принадлежности Кашмира (Кашмирский вопрос) является главной причиной всех этих конфликтов, за исключением индо-пакистанской войны 1971 г., которая привела к отделению Восточного Пакистана (совр. Бангладеш).

Между тем, предпринимались многочисленные попытки улучшить отношения между Индией и Пакистаном (саммит в Шимле, саммит в Агре и саммит в Лахоре).

С начала 1980-х годов отношения между двумя странами испортились ещё сильнее, особенно после конфликта в Сиачене (Сиаченский конфликт), восстания в Джамму и Кашмире, индийских и пакистанских ядерных испытаний, а также Каргильской войны.

В то же время были предприняты некоторые меры по укреплению доверия: подписание соглашения о прекращении огня в 2003 г., запуск автобуса по маршруту Дели-Лахор. Однако эти усилия были перечеркнуты периодическими террористическими атаками. В 2001 г. произошло нападение на индийский парламент, что поставило эти две страны на грань ядерной войны. В 2007 г. произошёл подрыв пассажирского поезда Samjhauta Express, в результате чего погибло несколько десятков гражданских лиц. В 2008 г. произошла атака на Мумбаи, когда мусульманские террористы убили порядка 160 граждан Индии в ходе этого нападения, в результате чего Индия прекратила мирные переговоры с Пакистаном.


Индо-пакистанский конфликт в начале XXI века обострился тем, что оба государства разработали (или получили от своих покровителей) ядерное оружие и активно наращивают свою военную мощь. Сегодня поставки оружия в Пакистан осуществляет США, а поставки оружия в Индию осуществляет Россия.

В хронологическом плане индо-пакистанский конфликт - противостояние между Индией и Пакистаном, продолжающееся с момента получения ими независимости в 1947 г., - разделяется на несколько важнейших этапов:

Первая индо-пакистанская война (Первая кашмирская война, 1947-1949 гг.);

Вторая индо-пакистанская война (Вторая кашмирская война, 1965 г.);

Третья индо-пакистанская война (1971 г.), которая связана с войной за независимость Бангладеш;

Сиаченский конфликт (с 1984 г.) - малоинтенсивный пограничный конфликт на леднике Сиачен, характерной особенностью которого было то, что основную часть потерь обе стороны несли не в результате действий противника, а от тяжёлых климатических условий (с 2003 г. на Сиачене действует прекращение огня);

Каргильская война (1999 г.), которая в отличие от трёх предыдущих вооружённых конфликтов не носила широкомасштабного характера.

Главной причиной индо-пакистанского конфликта является спор вокруг принадлежности региона Кашмир. По итогам войны 1947-1949 гг. Индия получила контроль над примерно 2/3 территории региона, Пакистан получил контроль над примерно 1/3 территории региона. Кашмирский конфликт привёл к возникновению напряжённости в отношениях между двумя странами, в целом сохраняющейся до сих пор.

В отличие от Индии, Пакистан считает Кашмирский конфликт международным спором, и сохраняет за собой право выносить данный вопрос на обсуждение на международных форумах, допуская посредничество других государств. Он требует проведения плебисцита, ссылаясь на соответствующие резолюции ООН. Пакистан говорит о невозможности начала переговоров с Индией по каким-либо прочим вопросам без первоочерёдного решения кашмирской проблемы.

Индия же выступает против признания кашмирской проблемы международным спором и отвергает какую-либо возможность плебисцита. Главным требованием Индии является прекращение «трансграничного терроризма» - прямой поддержки Пакистаном мусульманских боевиков в индийском штате Джамму и Кашмир. Индия выступает за необходимость ведения переговоров по кашмирской проблеме без обязательной увязки её со всеми остальными двусторонними спорными моментами и претензиями (всего их насчитывается семь).

Первая индо-пакистанская война - вооружённый конфликт между Индией и Пакистаном, возникший после раздела Британской Индии.

Причиной конфликта стал спор о принадлежности княжества Джамму и Кашмир, где преобладало мусульманское население (поэтому он должен был отойти Пакистану), но правящая верхушка состояла из индусов и махараджа Кашмира принял решение о присоединении к Индии.

Во время раздела Британской Индии в августе 1947 г. в княжестве Джамму и Кашмир правил махараджа Хари Сингх, индуист, однако 77 % его подданных были мусульманами. В нескольких районах княжества вспыхнуло восстание против махараджи. Затем, 21 октября 1947 г. ополчение пуштунских племён афридиев, юсуфзаев и масудов с территории Пакистана, а потом и «пакистанские добровольцы» вторглись в княжество на помощь восставшим единоверцам-мусульманам.

24 октября 1947 г. на территории, занятой ими, было провозглашено создание суверенного образования Азад Кашмир («Свободный Кашмир») и вхождение всего княжества в состав Пакистана. В ответ на это Хари Сингх заявил о присоединении Кашмира к Индии и обратился к индийскому правительству за военной помощью.

Спешно посланные в Кашмир индийские войска остановили пакистанские войска недалеко от столицы Кашмира - города Сринагар. Затем, 28 октября - 22 декабря 1947 г. состоялись переговоры между Индией и Пакистаном по проблеме принадлежности Кашмира. На этих переговорах стороны в принципе признали необходимость свободного волеизъявления населения Кашмира. Однако военные действия не были приостановлены, в них вскоре оказались задействованы регулярные воинские части Пакистана. Бои приняли затяжной характер и продолжались почти год. Эти события считаются первой индо-пакистанской войной.

К 1 января 1949 г. боевые действия были прекращены, а в августе 1949 г. под контролем ООН была проведена Линия прекращения огня, разделившая Кашмир на две части - подконтрольные, соответственно, Индии (60 %) и Пакистану (40 %). В регион прибыли военные наблюдатели ООН.

Несколько резолюций ООН (21 апреля и 13 августа 1948 г. и 5 января 1949 г.) призывали обе стороны к выводу войск и проведению плебисцита, однако ни Индия, ни Пакистан не пожелали вывести свои части, заявляя об оккупации части Кашмира противоположной стороной. СССР с самого начала считал Азад Кашмир незаконно оккупированной территорией Индии. США заявляли о «нерешённой проблеме», но фактически поддерживали Пакистан. В 1956 г., после принятия закона о новом административном делении страны, Индия предоставила своим кашмирским территориям статус штата Джамму и Кашмир. Летней столицей штата остался Сринагар, зимней стал город Джамму. Линия прекращения огня превратилась де-факто в государственную границу между Индией и Пакистаном.

Из территории Кашмира, находящейся под пакистанским контролем, большая часть земель была выделена в особое Агентство северных территорий в составе Пакистана со столицей в городе Гилгит, а в составе Азад Кашмира осталось лишь 2169 кв. км. в виде узкой полосы вдоль Линии прекращения огня. Резиденцией правительства Азад Кашмира стал Музаффарабад. Азад Кашмир имеет статус государства, ассоциированного с Пакистаном. Это квазигосударственное образование формально имеет даже свои вооружённые силы.

Обладание хотя бы частью Кашмира имеет особую важность для Пакистана, поскольку это отрезает Индию от непосредственного выхода в Центральноазиатский регион и к Афганистану, а Пакистан получает общую границу с Китаем.

После индо-китайской войны 1962 г. пакистанское руководство начало переговоры с КНР о демаркации границы в Кашмире. В 1963 году, после подписания пакистано-китайского пограничного соглашения, у Китая оказалась, как полагают индийцы, часть законной индийской территории, долина Шаксгама (в дополнение к тому, что Китай оккупировал Аксайчин, ещё одну часть Кашмира, с начала 1950-х годов).

После того, как в результате первой индо-пакистанской войны 1947-1949 гг. Индия получила большую часть спорной территории штата Джамму и Кашмир, Пакистан постоянно искал способы отобрать Кашмир себе. Удобная возможность предоставилась после китайско-индийской пограничной войны 1962 г., когда Индия занялась большим перевооружением своей армии. В этот период уступающие в численности войска Пакистана получили качественное преимущество над войсками Индии, и первый решил этим воспользоваться.

В декабре 1963 г. пропажа священной реликвии из мечети Хазратбал в Сринагаре вызвала волнения среди мусульман в Кашмирской долине, и Пакистан это расценил как готовность масс к революции. Командование пакистанских вооружённых сил посчитало, что тайные операции в сочетании с угрозой войны позволят решить Кашмирский конфликт в пользу Пакистана.

План операции, получившей название «Гибралтар», был подготовлен ещё в 1950-х годах, и теперь было решено пустить его в ход.

Операция «Гибралтар» - секретная операция Пакистана, пытавшегося вызвать восстание в контролируемой Индией части штата Джамму и Кашмир. Послужила поводом к второй индо-пакистанской войне 1965 г.

В конце июля - начале августа 1965 г. пакистанские военные, члены групп специального назначения, а также иррегулярных формирований стали пересекать линию контроля и просачиваться на контролируемую индийскими войсками территорию. Там они занимали господствующие высоты и подстрекали население к восстанию, которое должно было быть поддержано пакистанскими войсками. Параллельно с агитацией, проникшие на индийскую территорию подразделения занялись и диверсионной деятельностью: разрушали дороги, мосты и тоннели, атаковали склады, штабы и аэродромы.

Несмотря на старание пакистанцев, восстало лишь четыре округа. В целом кашмирское население оказалось не склонным к сотрудничеству; наоборот, люди стали предупреждать индийские власти о готовящихся акциях и сдавать агитаторов. На охрану границы немедленно выдвинулась индийская армия, которая стала атаковать диверсионные группы; большинство нарушителей границы было взято в плен. Индия обвинила Пакистан в засылке боевиков, а пакистанское правительство отрицало всякую причастность. Тем не менее вскоре выяснилось, что задержанные были пакистанцами, а некоторые из них даже оказались офицерами вооружённых сил Пакистана; войска ООН в Кашмире также подтвердили факт пакистанского вмешательства.

15 августа 1965 г. после артиллерийской подготовки индийская армия вторглась в Азад Кашмир, чтобы уничтожить лагеря боевиков. Успех воодушевил индийские войска, так как пришёлся на День независимости Индии. Бои продолжались до конца месяца, пока под индийский контроль не перешли важные участки, через которые осуществлялось снабжение боевиков.

Чтобы ослабить давление на 12-ю дивизию и защитить Музаффарабад от индийской армии, пакистанское командование начало 1 сентября 1965 г. операцию «Большой шлем». Однако Индия нарушила планы Пакситана, решив не ограничивать конфликт районом Кашмира, а начав боевые действия в Пенджабе. Так началась вторая индо-пакистанская война.

Вторая индо-пакистанская война - вооружённый конфликт между Индией и Пакистаном, произошедший в августе - сентябре 1965 г. Начавшись с попытки Пакистана поднять восстание в индийской части спорного штата Кашмир, конфликт вскоре принял характер пограничной войны между двумя государствами. Боевые действия не выявили победителя. Война завершилась вничью после вмешательства ООН.

Весной 1965 г. между Индией и Пакистаном произошёл пограничный конфликт из-за пустынной территории Большой Качский Ранн. Кто спровоцировал конфликт, остаётся неясным, но в марте - апреле 1965 г. на границе произошли вооружённые столкновения между пограничниками обеих стран, вооружённые силы обеих стран были приведены в полную боевую готовность и стянуты к границе. Конфликт не успел разгореться в полную силу: в него вмешалась Великобритания, при посредничестве которой стороны 30 июня 1965 г. заключили соглашение о прекращении огня. Спор вокруг Качского Ранна был полностью урегулирован 4 июля 1969 г., заключёнными в Исламабаде соглашениями: Пакистан получил 900 км² территории, хотя претендовал на значительно больший участок.

События в Качском Ранне, по всей видимости, убедили пакистанское руководство в превосходстве национальной армии над индийской, и склонили его к силовой попытке решения Кашмирской проблемы. По итогам первой индо-пакистанской войны 1947-1948 гг. штат Кашмир был разделён на две части, отошедшие враждующим сторонам. Пакистан не оставлял надежды установить контроль над индийской частью штата. Пакистанские спецслужбы начали засылку в индийский Кашмир подготовленных диверсантов, которые должны были поднять там восстание в начале августа 1965 г. и развернуть партизанскую войну против индийцев. Эта операция, носившая кодовое название «Гибралтар», полностью провалилась. Индийцам стало известно, что диверсанты прибывают из пакистанской части штата, и 15 августа 1965 г. индийская армия вторглась туда, чтобы уничтожить лагеря подготовки боевиков.

Оборонявшая этот район 12-я пакистанская дивизия не могла сдержать наступления индийского корпуса, и очень скоро угроза захвата нависла над Музаффарабадом, «столицей» пакистанского Кашмира. Чтобы ослабить давление противника на 12-ю дивизию, пакистанское командование 1 сентября 1965 г. развернуло наступление на индийскую часть Кашмира. С этого момента между Индией и Пакистаном шла открытая война. Индия не остановилась перед эскалацией боевых действий, впервые вынеся их за пределы Кашмира 6 сентября 1965 г., когда индийская армия вторглась уже на территорию Пакистана. Удар наносился в направлении крупного города Лахор. Войска дошли почти до самого Лахора, после чего были отброшены назад пакистанской контратакой.

В дальнейшем обе стороны несколько раз проводили наступления и контрнаступления, пытаясь достичь какого-либо крупного успеха. Гордость пакистанской армии, 1-я танковая дивизия, начала продвижение в направлении индийского города Амритсар, имея задачу захватить его, однако попала в засаду возле селения Асал-Уттар и понесла большие потери в ходе, возможно, самого знаменитого сражения индо-пакистанских войн. В свою очередь, индийцы не сумели прорвать пакистанскую оборону на сиалкотском направлении, хотя в упорных боях всё же захватили населённый пункт Филлора.

Боевые действия в Восточном Пакистане особого накала не имели, хотя авиация сторон регулярно бомбила места дислокации войск и базы снабжения.

22 сентября 1965 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию, призывавшую враждующие стороны прекратить боевые действия. 23 сентября 1965 г. война окончилась. При посредничестве СССР в январе 1966 г. президент Пакистана Айюб Хан и премьер-министр Индии Шастри подписали Ташкентскую декларацию, которая подвела итоговую черту под войной.

Ташкентская декларация 1966 г. - дипломатическое соглашение, подписанное 10 января 1966 г. в результате встречи в Ташкенте президента Пакистана М. Айюб Хана с премьер-министром Индии Л. Б. Шастри при участии председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина. Встреча была предпринята по инициативе СССР для нормализации отношений между Индией и Пакистаном после войны между двумя странами в 1965 г.

Декларация предусматривала меры по ликвидации последствий конфликта, в том числе отвод вооружённых сил обеих стран на позиции, которые они занимали до начала боевых действий, возобновление нормальной деятельности дипломатических представительств, обсуждение мер по восстановлению между Индией и Пакистаном экономических и торговых связей.

На другой день после подписания декларации премьер-министр Индии Лал Бахадур Шастри скончался в Ташкенте.

Индо-пакистанская война 1965 г. завершилась без убедительной победы какой-либо из сторон. И в Индии, и в Пакистане государственная пропаганда сообщала об успешном завершении войны. Продолжавшаяся месяц война унесла более 5 тысяч жизней, были уничтожены сотни танков и десятки самолётов, хотя цифры потерь, приводимые официальными источниками с обеих сторон, полностью расходятся друг с другом.

В декабре 1971 г. произошла третья, самая крупная индо-пакистанская война. Причиной войны стало вмешательство Индии в гражданскую войну, шедшую в Восточном Пакистане.

Война окончилась капитуляцией пакистанских войск в Восточном Пакистане, отторжением от Пакистана этой провинции и провозглашением там независимого государства Бангладеш. Бои шли и в Кашмире, хотя там ни одной из сторон не удалось добиться решающего успеха. Летом 1972 г. в городе Симла в Индии главы обоих государств подписали соглашение, которое закрепило результат войны и согласно которому стороны обязались впредь разрешать все спорные вопросы мирным путём. Согласно соглашению, в Кашмире была установлена Линия контроля, почти совпавшая с Линией прекращения огня 1949 года. Симлское соглашение, однако, по-разному толкуется каждой из сторон.

Война 1971 года стала самой крупной в череде индо-пакистанских конфликтов .

В конце 1980-х годов обстановка в Джамму и Кашмире сильно обострилась на фоне общего социально-экономического кризиса. Там резко активизировалась деятельность сразу нескольких террористических организаций, требовавших «свободы оккупированного Индией Кашмира» под исламскими лозунгами. Пакистанские власти стали снабжать боевиков оружием и предоставили им на своей территории лагеря для подготовки. В действиях террористических групп в Джамму и Кашмире значительное участие принимали и афганские моджахеды.

Кроме того, произошли столкновения регулярных войск Индии и Пакистана на Линии контроля в 1984-1986 гг. на высокогорном леднике Сиачен близ китайской территории. Линия контроля не проходит по этому леднику (по соглашению 1949 года Линия прекращения огня должна была устанавливаться «до ледников»), таким образом он является фактически территорией с неопределённым статусом.

Сиаченский конфликт (13 апреля 1984 г. - 3 января 1987 г.) - вооружённый конфликт между Пакистаном и Индией за спорную территорию ледника Сиачен. Завершился победой Индии над Пакистаном и преходом Сиачена под индийский контроль.

К началу 1984 г. Пакистан готовился к войне с Индией за территорию хребта Салторо и ледника Сиачен. Однако Индия нанесла первый удар, начав операцию Мегхдут в апреле 1984 г. Полк индийских солдат был переброшен по воздуху на Сиачен, они захватили контроль над двумя проходами: Сиа-ла и Билфорд-Ла, которые открывали выход на стратегическое Каракорумское шоссе. Пакистан тщетно пытался вернуть эти проходы в конце 1984 и 1985 гг.

В 1986 г. пакистанская армия вновь потерпела поражение на данном участке фронта. Проявив военную выучку и мастерство скалолазания, Бана Сингх захватил пакистанский блокпост на высоте 6400 м. Данный блокпост был переименован в «Бана», в честь мужества офицера индийской армии.

Чтобы выбить войска Индии из Билфорд-Ла, Пакистан отправил элитные группы коммандос в 1987 г. Генерал Первез Мушарраф лично командовал этим спецподразделением. В сентябре 1987 г. завязался бой, в котором Индия вновь одержала победу над Пакистаном. Хотя Пакистан и потерпел неудачу в своей попытке захвата Билфорд-Ла, Индии так и не удалось захватить стратегически важный город Хаплу, столицу пакистанского округа Гханче.

В настоящее время Пакистан поддерживает три батальона на границе с Сиачен, а Индия имеет семь батальонов на данном участке границы. Огромный отток денежных средств на поддержание войск в этом регионе заставил Индию и Пакистан открыть диалог для мирного размежевания Сиачена без территориального ущерба с обеих сторон. Но эти переговоры так ничем и не кончились, большая часть ледника Сиачен контролируется индийскими властями.

С 1987 по 2001 гг. в Кашмире практически не было дня без обстрела погранзастав той или иной стороны, нередко с применением артиллерии.

В 1990 г. в Джамму и Кашмире в связи с резкой эскалацией деятельности боевиков было введено прямое президентское правление и в штат были введены индийские войска численностью до 20 дивизий.

В 1999 г. начался беспрецедентный рост напряжённости в Кашмире. До тысячи боевиков, проникнувших из Пакистана, преодолели Линию контроля в пяти секторах. Отбросив небольшие гарнизоны индийских погранзастав, они закрепились на индийской стороне Линии контроля на ряде тактически важных высот. Их прикрывала пакистанская артиллерия, ведшая огонь через Линию контроля. Так началась Каргильская война. Этот конфликт окончился победой индийцев, им к концу июля 1999 г. удалось отбить практически все территории, захваченные боевиками в первые дни боёв. Итог: прекращение огня, возврат к довоенным позициям.

Каргильская война - пограничный вооружённый конфликт между Индией и Пакистаном, произошедший 3 мая - 26 июля 1999 г.

В конце 1998 г. и начале 1999 г. в отношениях между Индией и Пакистаном наметилось заметное потепление. Состоялось несколько встреч на высшем уровне, в феврале премьер-министр Индии А. Б. Ваджпаи посетил пакистанский город Лахор, где открыл автобусное сообщение между Лахором и Амритсаром. Была подписана Лахорская декларация, призванная снизить риск случайного или несанкционированного применения этими странами ядерного оружи (в 1998 г. обе страны провели ядерные испытания). В то же время ключевой проблемой двусторонних отношений оставался вопрос о штате Джамму и Кашмир, разделённом линией контроля после войны 1947-1948 гг. В индийской части штата продолжали действовать партизаны, стремящиеся к отделению её от Индии и присоединению к Пакистану. На линии контроля постоянно происходили артиллерийские перестрелки между двумя странами.

Не все представители пакистанской военной элиты поддерживали курс на сближение Пакистана с Индией. В генеральном штабе пакистанской армии был разработан план проникновения в индийскую часть штата и занятия ряда позиций в горах в округе Каргил, вероятно, с целью заставить индийцев покинуть находящийся восточнее ледник Сиачен, место спорадических боевых действий между пограничниками двух стран с 1980-х годов.

Конфликт окончился формально победой индийцев, поскольку им удалось отбить практически все территории, захваченные боевиками в первые дни боёв.

Победу удалось одержать ценой крайне высокого напряжения войск, создавая многократный численный перевес, с применением тяжёлого вооружения - при том, что боевики были оснащены только лёгким и стрелковым оружием (пакистанская артиллерия, хотя и давала о себе знать, применялась всё же довольно узко).

Политические последствия были для Пакистана весьма плачевны. Поражение сказалось на моральном состоянии вооружённых сил страны и в целом нанесло ущерб репутации пакистанских военных и правительства. Напряжённые отношения, сложившиеся после войны между преьмер-министром Н. Шарифом и начальником штаба сухопутных сил П. Мушаррафом, вылились в переворот и смещение Н. Шарифа с поста главы правительства. В Пакистане снова, после 12-летнего перерыва, пришли к власти военные.

Конфликт оставил за собой массу нерешённых вопросов, что привело к очередному противостоянию в 2001-2002 гг.

Противостояние Индии и Пакистана (13 декабря 2001 г. - 10 октября 2002 г.) стало крупнейшим приграничным противостоянием вооруженных сил в истории современных индо-пакистанских отношений. Поводом к началу противостояния стали нерешённые вопросы, которые оставила после себя Каргильская война 1999 г. Итог: вмешательство сторонних государств, урегулирование конфликта.

После Каргильской войны 1999 г., в 2001 г. произошла эскалация конфликта между Индией и Пакистаном.

В мае 2001 г. глава Пакистана П. Мушарраф в ответ на приглашение посетить Индию дал принципиальное согласие нанести такой визит. Эта встреча на высшем уровне завершилась безрезультатно, поскольку ни одна из сторон не пожелала отойти от своей давно известной позиции по кашмирской проблеме. Тем не менее, сам факт проведения встречи был значим, поскольку стороны признали возможность вести диалог друг с другом и проявили желание возобновить прерванный переговорный процесс.

Однако после встречи возобновились, несколько затихшие после окончания Каргильского кризиса перестрелки на Линии Контроля между регулярными частями обеих стран. В октябре в Кашмире произошло несколько терактов, а после нападения 13 декабря 2001 г. группы боевиков на здание индийского парламента в Дели (13 декабря 2001 г. группа из пяти вооруженных человек проникла в здание Индийского парламента, убив семерых человек, что стало причиной нового противостояния на границе) Индия, обвинившая Пакистан в пособничестве террористам, начала перебрасывать войска к границе с Пакистаном и Линии контроля в Кашмире.

Весь декабрь 2001 г. и январь 2002 г. оба государства вновь балансировали на грани войны. Обе стороны подтянули к международной границе многочисленные армейские формирования: в рамках операции «Паракрам» («Мощь») Индия и в рамках операции «Сангхарш» («Борьба») Пакистан, сконцентрировали по 500000 военнослужащих.

Начались военные учения, обе стороны балансировали на грани войны. Пик напряженности возник в мае - июне 2002 г. Три четверти сухопутных сил Индии и практически все сухопутные силы Пакистана были подтянуты к границе. Появилась реальная угроза применения сторонами ядерного оружия. Любая случайность могла спровоцировать начало ядерной войны между странами с большим количеством жертв. Стороны удалось успокоить только после международного вмешательства: США вели переговоры с Пакистаном, а Россия вела переговоры с Индией. Фактически противостояние между Индией и Пакистаном закончилось 10 июня 2002 г.

В октябре 2002 г. войска обеих стран полностью покинули приграничную зону .

В настоящее время длина границы между Индией и Пакистаном составляет 2912 километров. Единственный населённый пункт, через который можно пересечь границу между двумя государствами, - село Вагах (восточная часть села находится в Индии, западная часть села находится в Пакистане).

Вагах расположен на старинном великом колёсном пути между городами Амритсар и Лахор. Через Вагах прошла спорная линия Рэдклиффа в 1947 г. Часть индо-пакистанской границы, расположенную в Вагахе, часто называют «Берлинской стеной Азии». Здесь каждый вечер проходит церемония под названием «спуск флагов», первая из которых была проведена в 1959 г. За соблюдение порядка на границе отвечают пограничные войска Индии и Пакистана.

Существует также «Линия контроля» - демаркационная линия между Индией и Пакистаном, проведённая по бывшему княжеству Джамму и Кашмир - непризнанная юридически, но de facto являющаяся границей. Первоначально называлась «Линия прекращения огня», но была переименована в «Линию контроля» после соглашения в Симле, 3 июля 1972 г. Индийская часть княжества известна как Джамму и Кашмир. Пакистанская часть княжества известна как Гилгит-Балтистан и Азад Кашмир. Северная точка линии называется NJ9842.

Существует также Линия фактического контроля (LAC), учитывающая китайские претензии на Аксай-Чин.

Линия фактического контроля - демаркационная линия между Индией и Китаем, долгое время бывшая непризнанной юридически, но являющаяся границей de facto. Линия имеет протяжённость 4057 км в длину и включает три участка: западный (проходит через район Ладакх, рассматриваемый Индией как часть штата Джамму и Кашмир); центральный (ограничивает с северо-востока индийские штаты Химачал-Прадеш и Уттаракханд); восточный (служит фактической северной границей штатов Сикким и Аруначал-Прадеш).

Термин «линия фактического контроля» получил юридическое признание в китайско-индийских соглашениях, подписанных в 1993 и 1996 гг. В соглашении 1996 года указывалось: «ни одно из государств не может предпринимать действий по пересмотру линии фактического контроля».

ИНДИЯ И ПАКИСТАН. ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФРОНТАЦИИ МЕЖДУ НИМИ

Индийско-пакистанские отношения представляют собой сложную смесь национальных предрассудков, возбужденной психики, ущемленного самолюбия и откровенного соперничества. Датт В.П. Внешняя политика Индии / Пер. с англ. М. 1988. С. 188 В конечном счете, противоречия между Индией и Пакистаном упираются в межрелигиозную индо-мусульманскую рознь. Как отмечает видный отечественный индолог Л.Б. Алаев, история взаимоотношений индусов и мусульман имеет, отнюдь не только историческое значение. Та или иная интерпретация истории является в настоящее время политическим оружием. Этносы и конфессии на Востоке: конфликты и взаимодействие / Отв. ред. А.Д. Воскресенский. М.: МГИМО (У). М. 2005. С. 434

Ислам начал проникать в Южную Азию почти сразу же после своего появления. Первыми ислам принесли арабские торговцы, бывавшие на берегах Малабара и в портах Гуджарата. Несмотря на покровительство, оказываемое мусульманским миссионерам, индусские раджи юга Индии сами ислам не принимали, так как он был для них заморской верой торговцев и моряков (как известно, индуизм не поощряет плавания в море - "черных водах" (кала пани). Котин И.Ю. Ислам в Южной Азии: мечом и молитвой. СПб. 2005. С. 22 Ко времени появления в Индии мусульманских миссионеров исконная индийская религия насчитывала уже две с половиной тысячи лет развития. Индуизм эволюционировал из политеизма и пантеизма, сохранил множество архаических черт и великое многообразие божеств. Индуизм, как справедливо отмечает известный петербургский востоковед И.Ю. Котин, сложное и многогранное явление, с трудом поддающееся описанию и анализу методами западного религиоведения.

Наряду с индуизмом в Индии существовали так называемые "шраманские" учения, возникшие в VI-V вв. до н.э., т.е. учения бродячих проповедников - буддизм и джайнизм. Возникшие как альтернатива брахманизму и не сумевшие вытеснить его, эти учения стали религиями отдельных групп населения (хотя сами индусы их понимали как секты в индуизме), и ко времени прихода мусульман их лучшие дни были уже в прошлом. Все три индийские религии, взаимодействуя друг с другом, формировали культурное единство при локальном разнообразии форм и политической раздробленности. Они служили нуждам общества, освящая обычаи, регулируя социальные отношения, в меньшей степени они подходили нуждам государственного управления и сильной централизованной власти. Идеи ненасилия, подчинения воинов-кшатриев жрецам и советникам - брахманам, увлечение оторванными от жизни философствованием в политической и даже военной теории вели к ослаблению государственной власти во многих княжествах Северной Индии и к потере ими оборонного потенциала. Этносы и конфессии на Востоке: конфликты и взаимодействие / Отв. ред. А.Д. Воскресенский. М. МГИМО (У). М. 2005. С. 437

В VIII в. мусульмане сумели подчинить одну из областей исторической Индии Синд (нижнее течение реки Инд), а с конца Х в. грабительские походы в Северную Индию начали султаны мусульманских государств, возникших на рубежах Индийской цивилизации. Политика мусульманских правителей в отношении индусов первоначально была непримиримой, практиковались насильственные обращения, массовые казни и т.д. Большинство населения стало мусульманским в двух регионах - Северо-Западной Индии и Бенгалии. Исламизация Пенджаба и Синда вполне логична, поскольку именно в этот район из-за пределов страны накатывались все новые волны мусульман. Тесное взаимодействие индусской и мусульманской культур началось на рубеже XII-XIII вв., когда в Северной Индии возникают первые государства во главе с мусульманскими султанами и военачальниками. Власть мусульман постепенно распространилась на другие регионы, и к XIII в. они доминировали почти во всей Индии.

Результатами взаимовлияния двух религий в период Средневековья стали: в индуизме - развитие идеи о едином Боге, оживление мистических направлений - бхакти (букв. - любовь к Богу), возникновение сикхизма; в исламе - восприятие индусских праздников (холи, дивали), проникновение кастовых представлений. Фактически, возник "индийский ислам", отличавшийся от канонического образца. Этносы и конфессии на Востоке: конфликты и взаимодействие. С. 437 Большинство исследователей склоняются к утверждению, что индусско-мусульманский синтез происходил в средние века, однако не был завершен, о чем свидетельствуют события конца XIX в. - второй половины ХХ столетия, которые развели две общины.

Новым стимулом к эволюции индусско-мусульманских отношений стал колониальный период, на начальных этапах которого единение индийских индусов и мусульман сохранялось. Мусульмане лишились прежнего привилегированного положения и были наиболее враждебно настроены в отношении англичан.

Наиболее ярким свидетельством стихийного единения индусских народных масс и мусульман стало Сипайское восстание 1857-1859 гг., которое, однако, не поддержали европеизированная индусская местная элита.

В начале XIX в. начало формироваться новое самосознание индусов. Видными мыслителями стали Р. Рая (1772-1833), Д. Сарасвати (1824-1883), Св. Вивекананда (1862-1902) и мн. др. проповедники, чьи взгляды сочетали просветительские и религиозно-реформаторские черты. Это движение получило название "религиозной реформации индуизма" и сыграло двойственную роль. С одной стороны, она способствовала становлению национального самосознания, став идеологией национально-освободительного движения и обеспечив ему религиозное обоснование (например, в деятельности М.К. Ганди). С другой стороны, она противопоставила конфессии друг другу, в конечном итоге, привела к длительному и кровопролитному конфликту. В конце XIX в. стали возникать индусские шовинистические организации (например, Хинду Махамандал, Хинду сабха и др.). В начале ХХ в. в среде экзальтированной религиозно-мыслящей молодежи начали возникать первые террористические организации (Анушилон шомити и Абхинав Бхарат). В.Д. Саваркар обосновал идеологию хиндутвы - интегрального единства политики, культуры и религии всего субконтинента.

Параллельно во второй половине XIХ в. развивалось Мусульманское "возрождение". Основателем мусульманского культурного движения стал сэр Сайид Ахмад-хан (1817-1898). В нем существовали направления: радикальные, антианглийские, террористические.

В 1885 г. был образован Индийский Национальный Конгресс, чьи ежегодные конференции должны были преодолеть негативные процессы формирования двух общинной структуры страны. Оба движения получили массовое распространение и широкий общественный резонанс, отражая идеи и взгляды, которые бурно эволюционировали в индийском общественном сознании.

Роль англичан в процессе постепенного размежевания между индусами и мусульманами нельзя отрицать, но не следует и преувеличивать. Бесспорно, английская администрация была крайне заинтересована в расширении своей социальной базы в Индии, вследствие чего мусульманские образованные круги оказались союзниками британским властям в условиях поднимающего голову национализма, получившего индуистскую окраску.

Показателем промусульманской политики англичан в конце XIX - начале ХХ вв. стали раздел Бенгалии (1905 г.) на "индусскую" и "мусульманскую" части и создание Мусульманской лиги - партии, занявшей первоначально отчетливую верноподданническую позицию и созданную, чтобы "защищать и развивать политические права мусульман".

Мощным давлением мусульманского лобби было продиктовано решение вице-короля Индии лорда Керзона разделить огромную провинцию Бенгалия на западную и восточную части. От этого выиграли англичане, получившие более компактные административные единицы, а также мусульмане, ставшие на одной из территорий большинством и имевшие право на соответствующие квоты в управлении ею. Решение лорда Керзона вызвало общенациональное недовольство. Англичанам пришлось пойти на уступку этим силам и отменить раздел провинции. Однако англичане оценили опасность индийского национального движения и увидели в мусульманском общинном движении своего надежного союзника в деятельности по ослаблению националистов. В 1906 г. на конференции мусульманских общественных и культурных организаций под председательством Вакур ул-мулка в Дакке было объявлено о создании всеиндийской Мусульманской Лиги. Активное вовлечение партии в политику началось с Первой Мировой войны. Тогда МЛ стала массовой организацией, крупнейшей после ИНК, работавшей среди мусульман, секуляристской партией мусульманских "культурных националистов". Ислам воспринимался ими скорее как часть культурного наследия, отличающая их от индусов, нежели жесткая монотеистическая религия, предписывающая строгое следование определенному образу мысли и эталону поведения.

В 1916 г. в Лакхнау на объединенном съезде двух партий был подписан пакт о совместных действиях Мусульманской Лиги и ИНК в борьбе за права населения Индии и за его более широкое представительство в создаваемых колониальными властями совещательных органах при вице-короле и губернаторах провинций. Инициатором совместной сессии ИНК и МЛ стал М.А. Джинна (1876-1948) - будущий "отец Пакистана".

Мухаммад Али Джинна родился в семье катхиварского купца из исмаилитской общины ходжа, в среде которых была популярна традиция "сокрытия" - "такийа", т.е. сокрытие принадлежности к секте. М.А. Джинна получил образование в христианской миссионерской школе в Карачи, продолжил образование в Лондоне, вед адвокатскую практику в Бомбее, был личным секретарем одного из основателей ИНК парса Д. Наороджи. Женился на дочери парса-миллионера, одного из основателей города Бомбея Диншоу Петита. До 1917 г. Джинна участвовал в деятельности ИНК и был направлен в Лондон его представителем. Однако, с 1912 г. он состоял также в рядах МЛ. Совместный съезд ИНК и МЛ в Лакхнау стал переломным для Джинны, после чего он больше занялся делами Мусульманской Лиги. Очевидно, что Джинна не был классическим образцом мусульманина (некоторые современники утверждали, что он любил выпить и употреблял в пищу свинину), скорее, он использовал ислам, который отличал его от индусов и обеспечил ему значительную поддержку братьев по вере. В ИНК М.А. Джинне терял позиции в силу противостояния его амбициям амбиций других лидеров Конгресса, прежде всего, Дж. Неру.

Основной причиной усиления индусского и мусульманского коммунализма стал общий процесс развития идентичности, охвативший конфессиональные и этнические общности, касты. Многие деятели крайне националистической Хинду махасабхи также состояли в ИНК. Особенно негативную роль в разрушении единства национального движения сыграли Б.Г. Тилак (1856-1920) и его сторонники из фракции "экстремистов" ИНК. Недолгим периодом относительного согласия индусов и мусульман стали 1911-1924 гг., когда ИНК и МЛ действовали организованно и единым фронтом, даже поднимался вопрос об их слиянии. (Этому способствовал приход к руководству МЛ новых людей, среди которых наиболее известным стал "посол индусско-мусульманского единства" М.А. Джинна).

Важным фактором стало также и развернувшееся в это время массовое подлинно всенародное движение под руководством М.К. Ганди. Однако после того, как ИНК принял гандизм как идеологию и тактику, М.А. Джинна дистанцировался от него, поскольку расценил это как смещение политики к религии и индуизацию политической партии. Более того, так как Джинна был либералом - конституционалистом, он считал, что обращаться к народу за поддержкой не следует. Появилась идея о "двух нациях" в Индии - индусской и мусульманской, наиболее ярким пропагандистом которой и стал М.А. Джинна. Именно эта идея служила обоснованием создания государства индийских мусульман - Пакистана. Индусские политики вскоре поняли, что теория двух наций" работает не на них и противопоставили ей обратную теорию: в Индии существует лишь одна нация - индусская, а неиндусы - это пришельцы, захватчики, нежелательные гости. Фактически, как справедливо замечает индийский дипломат В.П. Датт, индусский и мусульманский коммунализмы были двумя сторонами одной медали, один питал другого. Датт В.П. Внешняя политика Индии / Пер. с англ. М. 1988. С. 191, 199

После принятия Акта об управлении Индией 1935 г. и выборов в провинциальные собрания в 1937 г. ИНК получил большинство почти во всех провинциях и образовал в них свои правительства. Два с небольшим года нахождения ИНК у власти на уровне провинций показали, что он не собирается считаться с чувствами и правами мусульман, были приняты проиндусские законы, вследствие чего участились случаи дискриминации мусульман при приеме на работу, хинди стал обязательным, изучение урду и арабской литературы было отменено. Все это побудило Мусульманскую Лигу в 1938 г. назначить Комитет по расследованию притеснений мусульман в провинциях, контролируемых ИНК.

26 января 1930 г. по решению ИНК был отмечен День Независимости, а вскоре по инициативе Махатмы Ганди вся Индия оказалась охваченной движением гражданского неповиновения. Поддержавшие кампанию лидеры МЛ были испуганы перспективой передачи власти индийским националистам. Такой переход власти означал для мусульман Индии потерю многих социальных позиций. Индусы составляли большинство населения страны, политической элиты, были монополистами в области банковского бизнеса и в промышленности. Слабая и не готовая к конкуренции мусульманская политическая элита проигрывала бы и в парламентских играх более опытным индийским националистам.

В 1930 г. с идеей создания государства индийских мусульман выступил выдающийся индийский поэт и философ Мухаммад Икбал. Через десятилетие 22-24 марта 1940 г. на сессии Мусульманской Лиги в Лахоре была принята резолюция, требовавшая образовать в северной части Британской Индии два независимых мусульманских государства - на северо-западе (в его границы должны были войти Пенджаб, Синд, Северо-западная пограничная провинция, Белуджистан, Кашмир), другое - на северо-востоке (в составе Бенгалии и Ассама). 8 апреля 1946 г. на конференции мусульман-парламентариев была принята резолюция о создании единого независимого мусульманского государства - Пакистана.

Чувства соперничества, страха и опасения в индо-мусульманских отношениях в Британской Индии сохранились после ее раздела и образования двух независимых государств - Индии и Пакистана. Особенно остро это выразилось в кашмирском споре, с которым, так или иначе, увязываются большинство взаимных претензий Индии и Пакистана, поэтому большинство двусторонних событий рассматриваются в кашмирском преломлении.

Возможность сохранения единого государства - преемника английского владычества и способность индусов и мусульман к совместным действиям убывали по мере приближения Дня независимости. К моменту получения независимости две крупные религиозные общины боялись и ненавидели друг друга больше, чем англичан. Индия и ее лидирующая партия ИНК вынуждены были согласиться с формулой раздела страны по религиозному принципу, учитывая, что реальной альтернативой могло бы быть либо сохранение британского господства, либо начало широкомасштабной гражданской войны в регионе.

  • 25 мая 1947 г. последний генерал-губернатор Британской Индии лорд Маунтбеттен встретился с 75 самыми влиятельными князьями для того, чтобы убедить их в необходимости принять решение о будущем княжеств до 15 августа 1947 г., при этом он призывал учитывать "географические факторы" и "пожелания народов". Alden Hatch. The Maunbetteens. London. 1966. C. 23 В июле того же года лорд Маунтбеттен, отправившись в Кашмир на отдых, беседовал с махараджой Кашмира Хари Сингхом, убеждая его присоединиться к одному из доминионов. Махараджа, мечтая о независимости, стремился поддерживать одинаково равные отношения с Индией и Пакистаном.
  • 14 августа 1947 г. английская колония Британская Индия получила независимость и была разделена на два доминиона: Пакистан и Индийский Союз, который с января 1950 г. был провозглашен Республикой Индия.

В соответствие с "планом Маунтбеттена" основным принципом раздела Британской Индии стал вопрос религиозной принадлежности населения различных районов страны. Территории с преобладающим индусским населением должны были стать частью Индии, с мусульманским - образовать новое государство Пакистан. В состав Пакистана вошли две части - Восточный (Восточная Бенгалия) и Западный.

Территория Джамму и Кашмира, расположенная в одном из самых живописных районов Центральной Азии, занимает уникальное геополитическое положение, в связи с чем контроль над ним имеет важное значение. Площадь Джамму и Кашмира составляет чуть более 222 тыс. кв.км, население его в 1941 г. составляло около 4 млн чел., из которых 77% являлись мусульманами, 20% - индусами, 2,2% - сикхами, а остальные - буддистами, христианами и джайнами. Этот красивый и благодатный край стал главным предметом спора между Индией и Пакистаном. Махараджа Кашмира Хари Сингх и почти вся правящая верхушка были индусами. Пакистанское руководство, со своей стороны, пыталось всеми силами предотвратить вхождение Кашмира в состав Индии, мотивируя это тем, что 77% населения Кашмира исповедовало ислам. Индийская элита и широкие слои населения Индии не могли себе представить, что Кашмир мог бы быть безвозвратно потерян. К 15 августа 1947 г., на которое было назначено официальное провозглашение независимости Индии, махараджа Кашмира, в отличие от правителей большинства других княжеств, еще не принял решения о том, будет ли Кашмир присоединяться к Индии или Пакистану, и к кому из них, или же будет добиваться независимости. Судьба Кашмира решалась в сложной политической обстановке вражды между мусульманским и индийским населением бывшей британской Индии. Образование двух доминионов сопровождалось погромами и другими актами насилия. исламизация индийский мусульманин межрелигиозный

Расчленение единой хозяйственной структуры Британской Индии нанесло огромный ущерб экономике обеих частей некогда единой страны. Раздел ее по религиозному признаку привел к трагическим столкновениям на религиозно-общинной почве. Взаимное переселение - индусов из Пакистана в Индию, и мусульман из Индии в Пакистан - исчислялись 17 млн чел. Первая индо-пакистанская война разразилась сразу же, как только объявили о создании двух доминионов Индийского Союза и Пакистана и закончилась разделом Кашмира на две части. Отношения между двумя странами омрачились трагическими событиями периода раздела Индии на многие десятилетия, и такое положение продолжает сохраняться в настоящее время. В итоге эта вражда вылилась в эскалацию вооружений (в том числе - ядерных), три полномасштабные войны - в 1947-1949, 1965, 1971 гг. и серьезный Каргильский кризис 1999 г., поставивший оба государства и весь мир на порог ядерного конфликта.

Литература

  • 1. Датт В.П. Внешняя политика Индии / Пер. с англ. М. 1988. С. 188-199
  • 2. Этносы и конфессии на Востоке: конфликты и взаимодействие / Отв. ред. А.Д. Воскресенский. М.: МГИМО (У). М. 2005. С. 434-437
  • 3. Котин И.Ю. Ислам в Южной Азии: мечом и молитвой. СПб. 2005. С. 22
  • 4. Alden Hatch. The Maunbetteens. London. 1966. C. 23

Отношения между Индией и Пакистаном являются напряженными из-за ряда исторических и политических вопросов. В 1947 году произошёл раздел Британской Индии , что привело к созданию напряженности вокруг статуса Кашмира и многочисленным военным конфликтам между этими двумя странами. Следовательно, даже при том, что эти два государства Южной Азии объединяют общие исторические, культурные, географические и экономические связи, их отношения полны враждебности и подозрительности. Протяжённость государственной границы между странами составляет 2 912 км . Товарообот двух стран невелик (В 2012/13 финансовом году экспорт Индии составил 2607 млн долларов, а импорт из Пакистана 542 млн долларов ), но растет. Доля Индии в пакистанской торговле составляет около 1 %, доля Исламабада в индийской торговле ещё ниже.

Индийско-пакистанские отношения

Индия

Пакистан

Обзор

После распада Британской Индии в 1947 году были сформированы новые суверенные государства: Индийский Союз и Доминион Пакистан . Раздел бывшей Британской Индии привел к вынужденному переселению до 12,5 млн человек, от нескольких сотен тысяч до миллиона человек при этом погибли . Индия стала светским государством с большинством индуистского населения и мусульманским меньшинством , Пакистан же был создан в качестве исламской республики с подавляющим большинством мусульманского населения .

Вскоре после обретения независимости Индия и Пакистан установили дипломатические отношения, но насильственный раздел и многочисленные территориальные споры резко испортили их отношения. Индия и Пакистан пережили три крупные войны , одну необъявленную войну и принимали участие в многочисленных вооруженных стычках и противостояниях. Вопрос о принадлежности Кашмира является главной причиной всех этих конфликтов, за исключением индо-пакистанской войны 1971 года , которая привела к отделению Восточного Пакистана (ныне Бангладеш).

Были предприняты многочисленные попытки улучшить отношения: в частности, саммит в Шимле , саммит в Агре и саммит в Лахоре . С начала 1980-х годов отношения между двумя странами испортились ещё сильнее, особенно после конфликта в Сиачене , восстания в Джамму и Кашмире , индийских и пакистанских ядерных испытаний, а также Каргильской войны. В то же время были предприняты некоторые меры по укреплению доверия: подписание соглашения о прекращении огня в 2003 году, запуск автобуса по маршруту Дели -Лахор . Однако эти усилия были перечеркнуты периодическими террористическими атаками. В 2001 году произошло нападение на индийский парламент, что поставило эти две страны на грань ядерной войны . В 2007 году произошёл подрыв пассажирского поезда Samjhauta Express , в результате чего погибло 68 гражданских лиц (большинство из которых были гражданами Пакистана). В 2008 году произошла Атака на Мумбаи , террористы из Пакистана убили порядка 160 граждан Индии в ходе этого нападения, в результате чего Индия прекратила мирные переговоры с правительством Пакистана .

В 2013 году, согласно проведенным опросам BBC World Service Poll , 11 % индийцев относятся к Пакистану положительно, а 45 % - отрицательно. В то же время 19 % пакистанцев относятся к Индии положительно, а 54 % - отрицательно .

Взаимная торговля

Долгое время объём индо-пакистанской торговли оставался незначительным: в 1985/86 финансовом году индийский экспорт составил 59 млн долларов, а импорт 47 млн долларов . В 2012/13 финансовом году экспорт Индии составил уже 2065 млн долларов, а импорт из Пакистана 542 млн долларов . Иногда Индия выручает Исламабад: в 1990 году она поставила в Пакистане картофель и репчатый лук, на которые был неурожай, а в 1997 году 500 тонн сахара-сырца . Основные товары индийского экспорта - овощи, фрукты и шерсть . Импорт из Пакистана главным образом представлен очищенным сахаром, органическими удобрениями, соевыми продуктами, металлопродукцией . Основные каналы торговли: морской

Марина Баканова

О том, что отношения между Пакистаном и Индией далеки от дружественных, знает весь мир. Последние события только подтверждают это. Буквально на днях, индийские националисты требовали отмены демонстрации нового болливудского фильма, приуроченную к национальному и религиозному празднику Дивали, на основании того, что в нем снимался пакистанский актер.

В результате сложных переговоров руководство Болливуда вынесло вердикт - запрет на съемках пакистанских актеров в индийских фильмах. «Учитывая мнение общественности и армии по всей стране, мы более не будем работать с пакистанскими артистами в будущем» - заявил президент актерской гильдии Мукеш Бхатт в интервью.

Подоплекой всего произошедшего служит новый пакистано-индийский пограничный конфликт. И опять на территории горячей точки Кашмира. Собственно, о Кашмире и связанном с ними проблемам тоже известно всем. Но далеко не все.

Уникальности ситуации в том, что если бы Кашмирской проблемы не существовало, то ее следовало бы придумать. Современные Пакистан, Индия и Бангладеш имеют не только исторически общие корни, но и неотчуждаемую географическую зависимость.

Традиционно принято, что индийско-пакистанский конфликт имеет религиозную подоплеку. Пакистан выступает в качестве покровителя кашмирских мусульман, которые «желают» жить в мусульманском государстве и подвергаются гонениям со стороны радикальных индусов. Индия же, потеряв Кашмир, не сможет более продвигать свой образ в качестве мультирелигиозной страны, учитывающей интересы всех конфессий. Однако, это только внешний, декларируемый образ.

Назвать Кашмир уникальным и незаменимым для обеих стран территорией было бы странно. Гор и в Пакистане и в Индии хватает и без него. Рекреационные ресурсы и туризм на данный момент тоже находятся в зачаточном положении. Для того, чтобы Кашмир в принципе стал доступен и для организации в нем достаточной инфраструктуры нужно вложить немало средств, вполне сравнимых с годовым бюджетом того же Пакистана. И хотя правительством Индии еще в середине 90-х годов был взят курс на постепенное включение региона в общеиндийское хозяйство, увеличены дотации на его развитие, вложены немалые средства для налаживание транспортных магистралей - все это пока минимум. Горная местность, несмотря на ее внешнюю привлекательность, требует очень серьезных затрат, которые, кстати, могут моментально обнулиться в случае землетрясения или селя. Как пакистанская, так и индийская часть Джамму и Кашмир в настоящее время выживают по принципу - обеспечь сам себя, разве что за исключением некоторых более доступных цивилизации относительно крупных городов.

Так почему же войны за Кашмир ведутся на протяжении всей истории независимых Индии и Пакистана? Ответ достаточно простой. Вода! Именно на территории Кашмира находятся истоки почти всех крупных рек полуострова. Кто владеет источниками пресной воды - тот может диктовать условия соседним странам. В настоящий момент - это Индия. Собственно говоря, и последний конфликт между странами вспыхнул после того, как Индия официально объявила о постройке 5 гидроэлектростанций в Кашмире на истоках рек, которые несут впоследствии свои воды в Пакистан - на Инде и его притоках. И первыми забили тревогу пакистанские фермеры из Панджаба - именно здесь находится пакистанская житница. Недостаток воды ощущается уже сегодня. Рави (один из притоков Инда) практически полностью разобранный по каналам, высыхает. Еще на картинах периода правления Акбара и Джахангира его воды доходили до стен Лахорского форта и Королевской мечети в Лахоре. А это менее 400 лет назад. И даже дамбы, построенный во время британского управления для защиты от наводнений, сейчас отстоят от берега на 200-250м. А пакистанские предприимчивые строители грузовиками вывозят песок с обмелевших участков реки.

Конечно, здесь дело не только в индийских ГЭС. Реки Панджаба (которые и сольются на его границе с Синдом в единый и могучий Инд) дают жизнь многочисленных каналам, прорезавшим территорию провинции во всех направлениях. Кроме того, леса, которые еще буквально 50 лет назад окружали и реки и каналы, теперь сведены на нет. А это общеизвестный факт, что древесная корневая система помогает удерживать воду в реках. Однако - бурное развитие сельского хозяйства потребовало увеличения площадей и леса были принесены ему в жертву. Но индийские ГЭС - это лишняя дополнительная возможность лишить и так дефицитной воды население Пакистана. Кроме того - есть и еще одно но. Излишек воды, периодически возникающей в горах из-за муссонных дождей в июле-августе, тоже может быть спущен Индией вниз по течению (такое уже бывало) в Пакистан, что вызывает наводнения.

Если же взглянуть со стороны Индии, которая в настоящий момент не имеет долгосрочных интересов, связанных с Пакистаном, а потому, имеющая моральное право не учитывать интересы соседней страны, то ситуация выглядит иначе. Миллиардное население Индии и ее сельское хозяйство не менее Пакистана нуждается и в чистой воде и в электричестве. Создание ГЭС позволит обеспечить электроэнергией не только Кашмир, но и другие регионы страны. Кроме того - ГЭС - это дополнительные рабочие места для кашмирцев. Кроме того - это и буферы против наводнений уже здесь. В общем - программа действительно имеет смысл для индийской стороны.

Что же на будущее? И почему кашмирский конфликт можно считать искусственно созданным? Именно Кашмир позволил британцам напрямую закоротить две страны друг на друга. Информация о богатствах Индии с древних времен имеет под собой вполне реальную основу. Только Великобритания, за время пребывания на ее территории обогатилась настолько, что смогла без труда провести собственную индустриализацию. Про богатства же Ост-Индской компании и ее участников слухи ходят до сих пор. Если бы Индия и после ухода британцев оставалась единой страной, пусть и с мультикультурным и мультирелигиозным населением, или если бы разделение на Индию и Пакистан произошло бескровно и бесконфликтно, то ресурсы полуострова в короткие сроки позволили бы ей занять одно из мест ведущих мировых лидеров. Чего допускать никто не собирался.

В настоящее время уровень ресурсов, которые обе страны тратят на кашмирский конфликт и сопутствующие ему мероприятия, очень велики. Именно они в большей степени виновны в том, что ни Индия, ни тем более Пакистан не имеют веса не только на мировой, но и на региональной арене. А Индия вообще в последнее десятилетие вообще выступает «донором мозгов» для Европы и Северной Америки, поскольку туда уезжают все наиболее одаренные и образованные индийцы.

Что же касается фильмов, то несмотря на все индийский Болливуд прекрасно смотрят в Пакистане, благо язык-то один и переводчиков не требуется, а пакистанские драмы (сериалы) - в Индии. И все перипетии с актерами - это временное политическое явление. Ведь даже с обычной телевизионной антенной индийское телевидение ловится в Пакистане и наоборот. А что смотреть - каждый выбирает сам.

В первой половине июля отношения Индии и Пакистана, конфликт между которыми долгое время был в стадии «заморозки», вновь . Причиной усугубления в очередной раз стала ситуация в населенной преимущественно мусульманами провинции Джамма и Кашмир, которую оба государства считают своей территорией.

Пару недель назад индийские силы безопасности в ходе спецоперации ликвидировали одного из членов местной группировки «Хизб-уль-Муджахидин», члены которой борются за отделение от Индии. В ответ на это в провинции вспыхнули массовые беспорядки, жертвами которых, по некоторым данным , стали уже 46 человек, а еще более трех тысяч получили ранения различной степени тяжести.

Комментируя начавшиеся беспорядки, глава министерства внутренних дел Индии Раджнатх Сингх заявил, что за ними стоит Пакистан, который пытается дестабилизировать ситуацию в регионе, поддерживая действующие на его территории террористические группировки.

«Вместо того чтобы решать свои внутренние проблемы, Пакистан пытается дестабилизировать Индию», - сказал глава индийского МВД.

В свою очередь Исламабад выступил с обращением к Совбезу ООН, в котором призвал международную организацию оказать влияние на правительство Индии, по мнению Пакистана, нарушающее права человека в регионе и проводящее там масштабные политические репрессии.

В свете разгорающегося на наших глаза конфликта, необходимо подчеркнуть, что и Индия, и Пакистан являются ядерными державами. Они не раз грозились применить ядерное оружие в случае вооруженного конфликта.При этом история взаимоотношений двух государств, появившихся на мировой политической карте в 1947 году, говорит нам о том, что подобный исход вполне себе реален.

Дело в том, что оба государства на протяжении последних 60 лет не единожды воевали друг с другом, сталкиваясь во всевозможных локальных пограничных конфликтах. И основной причиной этой напряженности всегда была опять-таки провинция Джамму и Кашмир.

После раздела бывшей британской колонии Индия на, собственно, Индию и Пакистан не до конца определенной осталась судьба княжества Кашмир, глава которого был индуистом, тогда как абсолютное большинство населения исповедовало ислам - основную религию Пакистана.

Вскоре после появления двух независимых государств в княжество вторглись союзные Пакистану пуштунские племена, обитавшие рядом с афганской границей. Это стало поводом для объявления властями Кашмира о присоединении княжества к Индии, после чего к пуштунам присоединились регулярные части пакистанской армии, вошедшие на территорию княжества в 1948 году. Спустя год, кровопролитные бои с трудом были прекращены при посредничестве ООН. При этом две трети провинции остались под контролем Индии, тогда как последняя треть территории отошла Пакистану.

С тех пор вошедшие по итогам войны в состав Индии территории княжества Кашмир стали называться Джамму и Кашмир. Пакистанская же часть была названа «Свободным Кашмиром».

Несмотря на посредничество ООН, очевидно, что проблема статуса региона не была решена, а лишь отложена на неопределенный промежуток времени. Как оказалось, период этот растянулся аж на 17 лет - в 1965 году конфликт между Индией и Пакистаном вспыхнул вновь. Началось всё с приграничных артиллерийских перестрелок, после чего с обеих сторон в действия вмешались регулярные воинские подразделения. При международном посредничестве огонь удалось прекратить лишь в конце сентября того же года.

Третий виток индо-пакистанского конфликта пришелся на 1970 год. Причиной его стал внутриполитический кризис в Пакистане, начавшийся после того, как на парламентских выборах победила партия «Авами Лиг», выступавшая за независимость Восточного Пакистана (нынешний Бангладеш) от Исламабада. Глава государства генерал Яхья-Хан перебросил в Восточный Пакистан войска, которые развернули террор против сторонников независимости.

В результате в соседнюю Индию хлынули миллионы беженцев, спасавшиеся от разгула политических репрессий. После этого Индия ввела войска в Восточный Пакистан, а Ахья-Хан, желая отомстить Дели, развернул наступление на Джамму и Кашмир. Однако двукратное превосходство индийской армии в живой силе и технике, а также безнадежное положение армии Ахья-Хана в Восточном Пакистане, вынудили его сесть за стол переговоров, по итогам которых, тем не менее, Восточный Пакистан обрел самостоятельность, а Исламабад удержал контролируемые им территории бывшего княжества Кашмир.

И хотя страна и была ослаблена после этой неудачной войны, пакистанские политики не оставляли надежд вернуть всю территорию кашмирского княжества под свой контроль.

Естественно, что так и нерешенные территориальные противоречия рано или поздно должны были стать источником новых конфликтов. Более того, мелкие стычки на границах после 1970 возникали постоянно, однако до полномасштабных действий, к счастью, ни разу дело не дошло.

Последнее крупное обострение конфликта, грозившее перерасти в новую войну, произошло в 2008-2009 годах, когда группа террористов атаковала крупнейший индийский город Мумбаи. Тогда Дели заподозрил Исламабад в поддержке террористов, призвав выдать участников акции Индии. Однако Пакистан отказался это сделать. Очередной виток кризиса между двумя странами грозил перерасти в ядерное противостояние, но, к счастью, обе стороны в очередной раз вовремя нажали на «стоп-кран».

Несмотря на это как Пакистан, так и Индия уверены, что четвертая война между двумя странами неизбежна. Индийские власти даже заявляют, что она станет между двумя государствами последней, намекая таким образом на окончательную победу Дели и решение проблемы северных территорий в свою пользу.

При этом некоторые эксперты отмечают, что в тлеющем индо-пакистанском конфликте как таковых не будет ни победителей, ни проигравших. Обеспокоенность вызывает то, что активную заинтересованность в обострении проявляют преимущественно сторонники запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ). Так, сотрудник Центра индийских исследований Института востоковедения РАН Людмила Печищева , что радикальные исламисты начинают играть всё более существенную роль в 150-миллионной мусульманской общине Индии, которая весьма влиятельна внутри страны.

Доцент факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Ольга Солодкова заявила, что успех исламистов в местной мусульманской среде заключается в тотальной бедности индийских мусульман и отсутствии всяких перспектив для них. Исламисты же, по мнению эксперта, предлагают вариант решения этой проблемы, шанс вырваться из социального дна. Пока, к счастью, как считает эксперт, несмотря на попытки исламистов подогреть конфликт в Джамму и Кашмире, серьезного обострения там не случится.

Однако директор Центра стратегических исследований «Россия-Восток-Запад», ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сотников считает, что исламисты вполне могут подтолкнуть Индию и Пакистан к новому конфликту.

«Не исключаю, что если к этому руку приложит - а скорее всего уже прикладывает - ИГ, если они будут раздувать это, то может возникнуть новая конфликтная ситуация между Индией и Пакистаном. ...Это чревато крупномасштабным конфликтом даже с применением тактического ядерного оружия», - сказал он.

Эксперт уточнил, что именно ИГ заинтересовано в ядерном конфликте между двумя странами.

Между тем западные СМИ пока не слишком активно и достаточно сдержанно высказываются в отношении новой волны эскалации конфликта в регионе. Так, влиятельное американское издание The New Tork Times вопрос о необходимости вмешательства в конфликт США с целью его урегулирования. При этом в статье отмечается, что Индия и Пакистан не должны навязывать региону свой протекторат - жители вполне имеют право на создание независимого государства или, по крайней мере, сами должны решить, в какой стране они хотят жить.

«Хотелось бы подчеркнуть, что необходимость нахождения приемлемого для всех решения не может быть лишь делом Индии и Пакистана. Ситуация требует участия мирового сообщества, прежде всего США. Участие Соединенных Штатов в деле урегулирования конфликта стало бы подтверждением глобальной роли Вашингтона как опоры системы международной безопасности. В сложившейся ситуации решение должно быть основано на принципах самоопределения. Люди должны иметь выбор - присоединиться к Индии или Пакистану, или создать своё собственное независимое государство», - говорится в материале.

Так или иначе, но проблема Джамму и Кашмира является одним из главных вызовов системе не только евразийской, но и глобальной безопасности. Насколько успешно она будет решена и, главное, с какими последствиями, покажет время.

Пока же мы можем отметить, что и Россия не должна оставаться в стороне. И с Индией, и с Пакистаном у нее налажены вполне доброжелательные отношения; обе эти страны претендуют на статус члена ШОС, где РФ играет ведущую роль, - все это указывает на то, что Российская Федерация может стать посредником в конфликте. Ну а как бороться с террористами, наша страна показывает наглядно и каждый день.