Дифференциация рь ль в словах и предложениях. Различение звуков р-рь, л-ль. Измени предложения по образцу

Цели:

Закрепить навык различения звуков [ р], [р"]- [л], [л"] в слогах, сло­вах, фразах;

Учить различать и называть твердые, мягкие со­гласные звуки в словах;

Учить работать над предложением;

Учить подбирать признаки и действия к предметам;

Учить детей давать акустико - артикуляционную характеристику звуков [р], [р"]- [л], [л"];

Расширять словарь по теме;

Раз­вивать фонематический слух, внимание, память, мышление, дыхание;

Развивать мимические мыщцы;

Воспитывать у детей уважение и любовь к членам своей семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте

Подготовительная логопедическая группа

Тема: Дифференциация звуков [Р], [РЬ] - [Л], [ЛЬ]

Цели:

- [ р], [р"] - [л], [л" ] в слогах, сло вах, фразах;

Учить работать над предложением;

Учить подбирать признаки и действия к предметам;

Учить детей давать акустико - артикуляционную характеристику звуков [ р], [р"] - [л], [л" ];

Расширять словарь по теме;

Оборудование: предметные картинки со звуками [ Р], [РЬ] - [Л], [ЛЬ],

фишки, две ромашки, картинки девочек (Рая, Лада), слоги,

Ход занятия

I. Организационный момент

Ребята, я думаю, что вы не будете сильно волноваться, отвлекаться из-за того, что у нас сегодня много гостей. Вы умеете думать, рассуждать, быть внимательными, многое знаете и поэтому со всеми заданиями вы справитесь.

Какое правило, мы соблюдаем на занятиях?

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо.

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим.

Ребята, какой праздник отмечают в первые дни весны?

Кого поздравляют в этот день?

Правильно, праздник наших мам, бабушек и девочек.

Давайте расскажем о маме, какая она?

Мама - веселая, любимая, добрая, ласковая, умная, трудолюбивая.

Что мама делает? - работает, заботится, помогает, готовит, гладит, шьет, убирает.

Наши гости Рая и Лада. Они принесли задания, выполнив которые вы научитесь различать звуки [р] , [р"] - [л], [л"] и послушают, как красиво вы произносите эти звуки.

- Назовите слова со звуками [р] , [р"] - [л], [л"].

II. Повторение

О каких звуках мы сегодня будем говорить? [р] , [р"] - [л], [л"].

1. Артикуляция звуков. (звук [Р] - язык находится за верхними зубами, воздушная струя на правлена на кончик языка, при этом он дрожит; звук [Р’] - губы в улыбке, кончик языка поднят и дрожит под напором сильной воздушной струи; звук [Л] - язык широкий, кончик языка упирается в мягкие подушечки, рот приоткрыт, звук [Л’] - спинка языка поднята, кончик языка смыкается с деснами)

2. Характеристика звуков (Звук [Р] - согласный, звонкий, сонорный, твердый; звук [Р’] - согласный, звонкий, сонорный, мягкий; звук [Л] - согласный, сонорный, звонкий, твердый, звук [Л’] - согласный, сонорный, мягкий, звонкий)

- Установление сходства и различия.

3. Речевая зарядка

Ло-ла-ло - на улице тепло. Ре-ро-ре - стоит домик на горе.

Ры-ру-ры - нас кусают комары. Оль-оль-оль - мы купили соль.

Арь-арь-арь - на стене висит фонарь. Ра-ру-ра - тебе спать пора.

4. Развитие фонематического слуха.

На звук Р - хлопаем, на звук Л - топаем.

ракета, рама, лук, рука, лото, лыжи, ложка, работа, фара, лапа, пила, ручей, рукав, барабан.

5. Развитие мимических мышц:

Если солнышко проснулось - утро засияло. Радость.

Если мама улыбнулась - так отрадно стало. Улыбка.

Если в тучи солнце скрылось, замолчали птицы,

Если мама, огорчилась - где нам веселиться? Огорчение.

Так пускай, всегда сверкая, светит солнце людям!

Никогда тебя, родная, огорчать не буду! Восхищение.

6. Игра «Ромашки». Детям предлагается составить из лепестков две ромашки. На лепестках изображены картинки, в названии которых встречается либо звуки [р] , [р"] , либо звуки [л], [л"] . Ребенок берет лепесток, называет картинку, определяет звук, его местоположение и кладет лепесток к сердцевине соответствующей ромашки.

баран, репка, барабан, роза, рак, шар, помидор;

вилка, лук, лев, мел, стул, стол, лыжи, лиса, белка.

7. Дидактическая игра «Измени слово» - меняем Р-Л; Л-Р:

бар - бал стал - стар сварка - свалка

дар - дал булки - бурки жарко - жалко

мир - мил телка - терка корка - колко

III. Физкультминутка

Чей сегодня день рожденья? Дети пожимают плечами.

Для кого пекут пирог?

Для кого расцвел весенний, Руки над головой изображают «цветок».

Первый мартовский цветок?

Для кого, для кого? Догадайтесь сами. Руки на поясе.

И пирог и цветок мы подарим маме. «Дарят» маме.

8. Дидактическое упражнение «Закончи строчку»

Закончите строчку словом, подходящим по звучанию и смыслу:

Дедушку зовут Лука. У него болит... (рука).

Друг позвал меня на пир. Ел я торт и чай я... (пил).

Вечно плачет этот Лева. Говорят ему: - Ты... (рева).

Рисовал художник ламу . И картину вставил в... (раму).

Хорошо танцует Валя. И ее сестренка... (Варя).

Зреет на кустах малина. Соберет ее... (Марина).

9. Работа по развитию дыхания.

Какие запахи на кухне? (вкусные) Давайте почувствуем эти запахи: вдох через нос - выдох через нос; вдох через нос - выдох через рот.

10. Дидактическая игра «Слоги перепутались»:

Ребята, слоги перепутались, составьте слова:

ма - ра - рама жик - ры - рыжик ке - та - Ра - ракета

бо - та - ра - работа ка - ру - рука ря - мо - моря

то - ло - лото са - ли - лиса ка - лож - ложка

ла - пи - пила ла - кук - кукла ка - бел - белка

11. Звуковой анализ слов рожки, ложки - составление графической схемы.

IV. Итог занятия.

Ребята, какие звуки мы сегодня учились различать?

Дайте характеристику этим звукам?

Девочки Рая и Лада очень довольны тем, что вы справились со всеми заданиями и они для вас приготовили угощения (зефир).

Анализ логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и обучению грамоты учителя-логопеда Борисовой Н.А.

подготовительная группа «Рябинка»

Тема: Дифференциация звуков [Р], [РЬ] - [Л], [ЛЬ]

1. При составлении занятия ставились следующие задачи:

закрепить навык различения звуков [ р], [р"] - [л], [л" ] учить различать и называть твердые, мягкие со гласные звуки в словах; на учить подбирать признаки и действия к предметам; на учить детей давать акустико - артикуляционную характеристику звуков [ р], [р"] - [л], [л" ];

Расширять словарь по теме;

Раз вивать фонематический слух, внимание, память, мышление, дыхание;

Развивать мимические мыщцы;

Воспитывать у детей уважение и любовь к членам своей семьи.

3. При составлении занятия учитывала возрастные, речевые особенности детей. Тема, цель, содержание, речевой материал соответствует перспективному плану работы и возрасту детей. Присутствует единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач.

4. В начале занятия для совершенствования коммуникативных навыков, для интереса детей ставила вопрос, на который отвечали сами дети. В ходе беседы вопрос - ответ создавала эмоциональный настрой, пробуждала интерес к познанию. Основные этапы занятия и их логическая последовательность соблюдена.

5. Использовала приемы привлечения внимания (беседа, сюрпризный сюжет, физкультминутка), приемы активизации речевой деятельности (наглядность, д/и «Слоги перепутались», д/и «Измени слово», д/и «Ромашка»), методы поощрения (похвала, одобрение), индивидуальный подход. Сочетала индивидуальную и фронтальную формы работы. На занятии соблюдала активный двигательный режим, применяла упражнения на развитие общей и мелкой моторики. Цель занятия была достигнута с использованием эффективных приемов. Дети закрепили навык различения звуков [ р], [р"] - [л], [л" ] в слогах, сло вах, фразах; на учились различать и называть твердые, мягкие со гласные звуки в словах; подбирать признаки и действия к предметам; давать акустико - артикуляционную характеристику звуков [ р], [р"] - [л], [л" ]; активизировали словарь по теме «Семья. Мамин праздник», работали над фонематическим слухом, вниманием, дыханием, мимическими мышцами; воспитывали уважение и любовь к членам своей семьи.



76

Дифференциация звуков Ль - Рь


Пол Светлана вымыла, сор из дома вымела.

Ученица-озорница получила единицу.

Проворонила ворона воронёнка.

Покатил Костя в Кострому в гости.

Радуга-коромысло полукругом повисло.

Волки рыщут, пищу ищут.

Иголка, иголка, ты остра и колка.

Шёл Егор во двор, нёс топор чинить забор.

Мама дала Саше сыворотку из-под простокваши.

На окошке крошку-мошку ловко ловит лапкой кошка.

Коси, коса, пока роса.

Роса долой, и мы - домой.

Вол в огород завёл меня.

Галка села на забор,

Грач завёл с ней разговор.

Шла с базара кошка.

У кошки лукошко.

Утром спозаранку

Купил баран баранки.

Надел баранки на рога,

Понес барашкам на луга!

Пошёл спозаранку

Назар на базар.

Купил там козу

И корзину Назар.

Метлу взяла

И двор подмела.

Е. Благинина

Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет.

Уха была не плоха,

Хороша была уха.

Скажи погромче слово ГРОМ. Грохочет слово, словно гром.

Погода размокропогодилась -Размокропогодилась погода.

Забыл Панкрат

Дома домкрат,

А Панкрату без домкрата

Не поднять на тракте трактор.

Стеша спешила, Рубашку шила, Да поспешила -Рукав не дошила.

Пара птиц порхала, порхала, Да и выпорхнула.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ ЛЬ - РЬ

1. Произнеси звуки Ль - Рь.

Дифференцируя изолированные согласные звуки Ль - Рь, рекомендуется использовать картинки-символы: Ль - само­лётик, Рь - легковая машина.

2. Повтори прямые слоги со звуками Ль - Рь.

ли - ри ри - ли ле - ре ре - ле лё - рё

рё - лё лю - рю рю - лю ля - ря ря - ля

3. Повтори обратные слоги со звуками Ль - Рь.

аль - арь арь - аль оль - орь орь - оль

уль - урь урь - уль ыль - ырь ырь - ыль

иль - ирь ирь - иль ель - ерь ерь - ель

ёль - ёрь ёрь - ёль юль - юрь юрь - юль

яль - ярь ярь - яль

4. Повтори слоги, где звуки Ль - Рь находятся между
гласными.

али - ари але - аре алё - арё алю - арю

оли - ори оле - оре олё - орё олю - орю

ули - ури уле - уре улё - урё улю - урю

ыли - ыри ыле - ыре ылё - ырё ылю - ырю

или - ири иле - ире илё - ирё илю - ирю

5. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

кли - кри фли - фри гли - гри дли - дри

кле - кре фле - фре гле - гре дле - дре

клё - крё флё - фрё глё - грё длё - дрё

клю - крю флю - фрю глю - грю длю - дрю

кля - кря фля - фря гля - гря для - дря

6. Повтори слова со звуками Ль - Рьв начале слова.

Лёва - рёва лис - рис лиф - риф

лечь - речь лепка - репка лейка - рейка

7. Повтори слова со звуками Ль - Рь в середине слова.

шалить - шарить валить - варить Валя - Варя малина - Марина Юлик - Юрик солить - сорить жалить - жарить палить - парить блик - бриг

Дифференциация сонорных звуков

А часы стоят на месте.

В. Орлов

Дождик, дождик, дожделей!

Все поля скорей полей!

Не жалей воды, Напои сады.

В. Суслов

Гонит осень в небе тучки, Пляшут листья во дворе.

Гриб, надетый на колючки, Тащит ёж к своей норе.

Е. Александрова

Совята

Взгляни на маленьких совят, Малютки рядышком сидят. Когда не спят, они едят,

Когда едят, они не спят.

С. Маршак

У реки, у реки,

Поют песни кулики.

A. Хмелева

Потешка

Поехали,поехали

За грибами,

За орехами...

Приехали, приехали

С грибами,

С орехами.

Произв. народн. творчества

Считалка

Эники-беники

Ели вареники. Эники-беники: ба! Эники-беники Съели вареники. Эники-беники: ба!
Зайка, заинька косой,

Что ж ты бегаешь босой? Подожди меня в лесу –

Я ботинки принесу.

И. Кузьмин

У речушки, вдоль опушки, Мимо вспаханных полей Шли ленивые лягушки

В гости к бабушке своей.

И. Демьянов

Почтальон

Кто приносит нам газеты

И от бабушки приветы?

Их приносит почтальон.

С толстой сумкой ходит он.

B. Степанов

84 Дифференциация сонорных звуков

Марина варит малину, На кошке сапожки,

А Ирина глядит на Марину. В ушах сережки.

У Марины сварилась малина, Сапожки скрипят,

Глядит на варенье Ирина. Сережки блестят.

Е. Крутий А. Хмелёва

15. Послушай рассказы. Назови слова со звуками Ль - Рь.
Перескажи рассказы.

Как меня называли

Б. Житков

Я был маленький и всех спрашивал: «Почему?» Мама скажет:


  • Смотри, уже девять часов. А я говорю:

  • Почему? Мне скажут:

  • Иди спать!
А я опять говорю:

  • Почему? Мне говорят:

  • Потому что поздно.

  • А почему поздно?

  • Потому что девять часов.
И меня за это называли Почемучкой. Меня все так назы­вали, а по-настоящему меня зовут Алёшей.

Букварь

А. Хмелёва

Маленькой Лене подарили букварь. Лена листает его и говорит: «Эта буква бе - белька , эта буква ви - вилька, эта буква ки - киська». Все засмеялись.

16. Повтори скороговорки.

Суп надо сварить, У маленькой Сани

Дерево надо свалить. Перевернулись сани.

А за скрюченной рекой Подарили Вареньке валенки,

В скрюченном домишке Валеньке - варежки,

Жили летом и зимой Саньке - санки,

Скрюченные мышки. А Сеньке - что и Саньке.

Введение 3

АВТОМАТИЗАЦИЯ СОНОРНЫХ ЗВУКОВ

Автоматизация звука Л 4

Автоматизация звука ЛЬ..13

Автоматизация звука Р 21

Автоматизация звука РЬ 30

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОНОРНЫХ ЗВУКОВ

Дифференциация звуков Л - ЛЬ 35

Дифференциация звуков Р -РЬ 48

Дифференциация звуков Л - Р 58

Дифференциация звуков ЛЬ -РЬ 77

Различение звуков Р-Л на слух и в произношении.

Цель: дифференциация звуков Р-Л.

Задачи:
1. Формировать у дошкольников правильного звукопроизношения, умения дифференцировать звуки Р-Л в своей речи, употреблять их правильно.
2. Разнообразить с помощью дидактической игры работу над закреплением правильного звукопризношения, заинтересовать детей.

Описание: Звуки Р-Л ребенок смешивает очень часто, причем не только на слух, но и в произношении. Работа, описанная мною, по дифференциации звуков Р-Л помогает более четкому, осознанному произношению в целом, а так же является основой грамотности письма. Данные игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям.Первый этап
Различение звуков Р-Л изолированно, в слогах и словах.

1. Дифференциация звуков Л-Р в прямых слогах с одинаковыми гласными звуками.
Игра "Повторялки" - четко проговаривать слоги (сначала по 2, а затем по 3 слога). Сначала в роли ведущего выступает взрослый, а затем можно предложить ребенку задавать слоги, а другие дети или педагог повторяют. Задача ребенка-ведущего заметить ошибки и исправить их.

Ла-ра ло-ро лу-ру лы-ры ра-ла ро-ло ру-лу ры-лы

Ла-ра-ла ло-ро-ло лу-ру-лу лы-ры-лы ра-ла-ра ро-ло-ро ру-лу-ру ры-лы-ры

2. Дифференциация звуков Р-Л в прямых слогах с разными гласными звуками.
На этих слогах так же проводится игра "Повторялки"

Ла-ро лу-ры лы-ра лэ-ро ру-ла ры-ло ра-лы

Ло-ра-лы лу-ры-ла лы-ра-лу лэ-ро-ла ры-лу-ро ро-лы-ру рэ-лу-ро ра-лу-ры ру-лы-рэ

3. Дифференциация звуков С-Ш в словах.
Игра "Повторялки"
Сначала ребенку предлагается за взрослым повторить пары похожих слов, которые отличаются только одним звуком:
рама-лама, лов-ров, ложки-рожки, ложь-рожь, игра-игла, лак-рак, роза-лоза, рука-Лука, пир-пил, блошка-брошка, свалка-сварка.

На этих же словах можно проводить и игру "Измени слово" - необходимо, прослушав первое слово, мысленно заменить в нем звук Л на Р или наоборот.

Игра "Запоминалки" - берутся картинки, которые дети называли при автоматизации каждого из звуков, перемешиваются и выкладываются перед ребенком по 6 штук. Во время выкладывания ребенок называет каждую картинку. После этого, ребенок запоминает все 6 картинок и закрывает глаза. Педагог убирает по 1-й картинке, а ребенок открыв глаза, должен назвать какую картинку забрал педагог. Сначала берем картинки, где в словах находится только 1 звук. Например, лучи-ручьи-лампа-рука-конура-акула. Затем берутся слова с обоими звуками, типа глухарь-журнал-мармелад-прыгалка-рыболов-зеркало.

Второй этап
Различение звуков Р-Л в предложениях и связной речи.

1. Дифференциация звуков Р-Л в самостоятельно составленных предложениях.
Игра "Придумай предложение". Данная игра проводится на материале тех же картинок, о которых шла речь ранее.
Ребенку дают картинку и просят его придумать с этим словом предложение. Если занимаешься с группкой детей, то можно устроить соревнование, кто больше придумает предложений. За каждое составленное предложение дается фишка,
затем подсчитывается результат. У кого больше фишек, тот и выиграл.

2. Дифференциация звуков Р-Л в рифмовках.
Игра "Повторялки" - повторить за педагогом рифмовки сначала медленно, а затем быстро.
У Нюры юла красива, да мала.
Мила - краса, голубые глаза.
Рисовал художник ламу и картину вставил в раму.
Дедушку зовут Лука, у него болит рука.
В руках игла - это не игра.
У нашей Луши в руках две груши.
Малы комары, да злы до поры.
Мыло серо, а моет бело.
Среди белых голубей один серый воробей.
Лесорубы на столы положили топоры.
Ловкий крот влез на плот.
Ловко я беру пилу и пилой дрова пилю.

3. Дифференциация звуков Р-Л в стихотворных текстах.
На лужайке сидел рыболов,
Терпеливо копал червяков,
Увидал рыболова скворец
И сказал: "Настоящий отец!
Ищет корм даже лучше, чем я,
Сразу видно - большая семья!"

Хочет в сад попасть улитка,
Да мешает ей калитка.
Я открыть калитку рад,
Пусть ползет улитка в сад.
Целый час держал калитку -
Тихо ползает улитка.

Старый пес среди двора
Караулил куль добра,
Воры куль добра не брали,
Воры сторожа украли.

Что ты, ветер, натворил?
Что ты в небе смастерил?
Из курчавых облаков
Сделал рыб, коров, слонов.
Ветер, видно, не услышал,
Ветер из терпенья вышел,
Рассердился, набежал,
Облака перемешал.
Где картины? Где река?
В небе просто облака.

Дифференциация звуков [л], [л, ] – [р], [р, ] в словах

  1. Повтори слова.

1.1. Вол – вор,

классный – красный,

волан – варан,

ласка – краска,

удал – удар,

тлеть – треть,

калина – Карина,

леска – резко,

вылезать – вырезать,

слюда – среда.

2.1. Перламутр, брилиартн, хлор, эскалатор, прилив, поролон, рулон, контролер, регулярный, регулировщик, балерина, проволока, лакированный, полированный, горловина, ларек, коралловый, слесарь, лавровый, украл, форель, полтора, кларнет, Карл, Валерия, Лариса, Клара, Лукерья, фломастер.

3.1. Контролировал, регулировал, переливал, рыл, громыхал, лакировал, полировал, гравировал, драпировал, украл, прорвал, проколол, храпел, ворковал, просверлил.

  1. Рассмотри картинки

2.1. Назови слова, в которых есть звук [л], и определи, где он находится в слове (в начале, в середине или в конце).

2.2. Назови слова, в которых есть звук [р] и определи, где он находится в слове.

2.3. Назови слова, в которых есть звук [л, ], и определи, где он находится в слове.

2.4. Назови слова, в которых есть звук [р, ], и определи, где он находится в слове.

2.5. Объедини изображенные предметы в группы и подбери к этим группам обобщающие понятия.

Образец. Клен, береза, ель – деревья.

  1. Повтори слова в прямом и обратном порядке.

Ларек – рельсы – поролон.

Ворковал – лакировал – полировал.

Крикливый – говорливый – бурливый.

  1. Игра «Третий лишний».

Прослушай три слова, раздели их на слоги и назови лишнее.

Лак – крыло – Клара (1 -2-2).

Рыхлый – лавровый – круглый (2-3-2). .

Балерина – пелерина – горло (4-4-2).

  1. Игра «Образуй новое слово».

5.1. Добавь к данным словам приставку ПРИ-.

Липнуть – (прилипнуть),

лететь – (прилететь),

лепить – (прилепить),

лечь – (прилечь),

летать – (прилетать).

5.2. Добавь к данным словам приставку ПЕРЕ-.

Легли – (перелегли),

летели – (перелетели),

листали – (перелистали)

лили – (перелили),

лежали – (перележали),

лезли – (перелезли),

линовали – (перелиновали).

5.3. Добавь к данным словам приставку ПОЛУ-.

Круглый – (полукруглый),

метровый – (полуметровый),

жирный – (полужирный),

прозрачный – (полупрозрачный),

раскрытый – (полураскрытый),

разваленный – (полуразваленный).

  1. Четко произнеси.

7. Назови слово по описанию.

Шест, при помощи которого акробат на канате сохраняет равновесие, – (балансир).

Спортсмен, занимающийся горнолыжным спортом, – (горнолыжник).

Специалист, занимающийся регулировкой чего-либо, – (регулировщик).

Специалист по работе, большой высоте – (верхолаз).

Специалист по бурению – (бурильщик).

Специалист, работающий на бульдозере, – (бульдозерист).

Цирковой артист, выполняющий трюки при неустойчивом положении тела, – (эквилибрист).

Музыкант, играющий на кларнете, – (кларнетист).

Музыкант, играющий на валторне, – (валторнист).

  1. Игра «Скажи одним словом».

Белая грудь – (белогрудый),

черные глаза – (черноглазый),

серые глаза – (сероглазый),

круглое лицо – (круглолицый),

  1. Продолжи по образцу.

9.1. Образец. Литр — пол-литра.

Рыбина – (полрыбины),

метр – (полметра),

корабль – (полкорабля),

рулон – (полрулона),

королевство – (полкоролевства),

Волгоград – (пол-Волгограда),

Белгород – (пол-Белгорода).

9.2. Образец. Рулон – полтора рулона.

Килограмм – (полтора килограмма),

километр – (полтора километра),

миллиметр – (полтора миллиметра),

литр – (полтора литра),

миля – (полторы мили),

неделя – (полторы недели).

  1. Произнеси слова и объясни, что они означают.

Отбирал – разбирал – подбирал.

Раскрывал – укрывал – открывал.

Выбрасывал – разбрасывал – подбрасывал.

Разливал – переливал – подливал.

Примерял – отмерял – вымерял.

Закрасил – подкрасил – перекрасил.

  1. Игра « Подбери рифму».

Лак – (рак),

Марина – (малина),

коробок – (колобок),

трон – (слон),

Лука – (рука),

рейка – (лейка).

(Для облегчения подбора рифмы используются рисунки.)

  1. Игра «Какой? Какая? Какое? Какие?».

Матрац из поролона – (поролоновый).

Кольцо с бриллиантом – (бриллиантовое).

Брошь с перламутром – (перламутровая).

Бусы из кораллов (коралловые).

Туфли из лакированной кожи – (лакированные).

Каша из перловой крупы – (перловая).

Каша из геркулеса – (геркулесовая).

  1. Измени слово по образцу.

Образец. Орел – орлиный.

Журавль – (журавлиный),

леопард – (леопардовый),

крокодил – (крокодиловый),

перепелка – (перепелиный),

верблюд – (верблюжий).

  1. Игра «Чем отличаются слова?».

Варан – волан,

вол – вор,

калина – Карина.

  1. Игра «Хитрые слова».

15.1. Какое слово получится, если произнести данное слово без первого звука? Прост – (рост),

улица – (лица),

клад – (лад),

град – (рад),

мил – (ил),

зрачок – (рачок),

кролики – (ролики),

Клара – (Лара).

15.2. Какое слово получится, если вставить в данное слово вторым по порядку звук [р] или [р, ]?

Бал – (брал),

вал – (врал),

губил – (грубил),

поволока – (проволока),

полив – (пролив),

добил – (дробил),

дожал – (дрожал),

попал – (пропал),

полет – (пролет),

бил – (брил),

белки – (брелки – брелоки).

15.3. Какое слово получится, если заменить первый звук в названном слове на звук [л] или [л, ], а затем в полученном слове — на звук [р] или [р, ]?

Образец. Сад – лад – рад.

Мука – (Лука – рука),

мама – (лама – рама),

ножки (ложки – рожки),

нож – (ложь – рожь),

мак – (лак – рак),

сом – (лом – ром),

печь – (лечь – речь),

кепка – (лепка – репка),

бис – (лис – рис).

15.4. Какое слово получится, если произнести данное слово без первого слога?

Малина – (Лина),

Борис – (рис),

булыжник – (лыжник),

затвор – (вор),

каблук – (лук),

грубил – (бил),

гремел – (мел),

солист – (лист),

король – (роль).

16. Рассмотри картинки и скажи, о чем (о ком) мы так говорим.

Бурливая – (река),

металлические – (грабли),

лавровый – (лист),

вырубленный – (лес),

накрахмаленная – (блузка),

крикливый – (ребенок).

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ «Р» - «Л», «Рь» -«Ль».
[Р] – [Л]

ра – ла ро – ло ру – лу ры – лы

ря – ля рё – лё рю – лю ри – ли

ре – ле ла – ра ло – ро лу – ру

лы – ры ля – ря лё – рё лю – рю

ли – ри ле – ре


[Р] – [Л]

ар – ал ор – ол ур – ул ыр – ыл

яр – ял ёр – ёл юр – юл ир – ил

ер – ел ал – ар ол – ор ул – ур

ыл – ыр ял – яр ёл – ёр юл – юр

ил – ир ел – ер


[Р] – [Л]

Рад – лад, рак – лак, рама – лама, рамка – лавка, Кира – Мила, Юра – юла, Мара – мала, Ира – била, краса – глаза, игра – игла, враг – флаг, грач – плач, парады – палаты, рот – флот, рожь – ложь, рожки – ложки, ров – лов, рос – колос, роза – лоза, Пров – плов, трон – слон, крот – плот, крошка – плошка, Прошка – плошка, пирог – пилот, ручка – лучше, рубка – голубка, шуруп – тулуп.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.


[Р] – [Л]

Ручей – лучей, прорубь – голубь, беру – пилу, выручать – получать, пруд – плут, рука – Лука, рыбка – улыбка, топоры – столы, комары – малы, серый – белый, горы – скалы, бурый – алый, игры – иглы, добрый – тёплый, укрыть – уплыть, метры – мётлы, моря – поля, моряк – поляк, горят – болят, Боря – Поля, Варя – Валя, варят – валят, крякать – слякоть, тряпка – лямка.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Л]

Пряжка – фляжка, рёва – Лёва, Серёжа – лёжа, ларёк – кулёк, берёт – полёт, верёвка – пелёнка, пузырёк – мотылёк, вперёд – самолёт, варёный – солёный, рёв – клёв, варю – велю, горю – колю, горючий – колючий, трюк – люк, крюк – клюв, брюква – клюква, рис – лис, Марина – малина, перина – Полина, турист – футболист.


Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Л]

Упражнение № 6. Произносить (читать) слова.
Берись – хвались, варить – валить, дарить – удалить, море – поле, перец – палец, серенький – беленький, дар – дал, бар – бал, пар – пал, жар – жал, вар – вал, стар – спал, пожар – стал, жарко – пожал, парта – палка, картон – балкон, комар – поймал, барка – балка, бор – вол, хор – кол, укор – укол, горка – холка, корка – колко.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.


[Р] – [Л]

Горит – болит, сорить – солить, говорить – повалить, парить – палить, шарить – шалить, жарить – жалить, речь – лечь, рейка – лейка, речка – колечко, норка – полка, топор – пол, упорный – полный, горчица – волчица, бурка – булка, ковёр – повёл, боксёр – вошёл, призёр – пришёл, костёр – котёл, шахтёр – новосёл.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Л]

Тёрка – тёлка, бирка – вилка, жир – жил, мир – мил, пир – пил, мерка – белка, сер – сел, бел; жарь – жаль, ударь – удаль, угорь – уголь, зорька – полька, гирька – килька, горько – только, перья – колья, пузырь – бутыль, бурьян – тюльпан, богатырь – костыль.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р] – [Л]

Ларь, литр, роль, руль, брал, прял, грел, рояль, орёл, апрель, лавры, лагерь, люстра, слесарь, рельсы, грелка, прялка, тарелка, кресло, зритель, рослый, горло, кролик, рыхлый, зеркало, брали, крыло, картофель, ныряли, играли, боролись, прыгали, смотрели, маляр, столяр, рулет, рулон, рассол, ларёк, крыло, стрела, рублю, Лариса, Валерий, Лукерья, форель, карлик, кастрюля.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Л]

Вертолёт, напролёт, рыболов, мармелад, карусель, акварель, уронил, просили, выручали, закрыли, леопард, лекарство, лесоруб, глухарь, словарь, календарь, журнал, бурливый, говорливый, крикливый, правило, верблюд, превратили, Волгоград, Карелия, Урал, иллюстрация, генерал, карнавал, пробел, прогулка, проволока, рубль, корабль, журавль, вермишель, километр, спортзал.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Л]

Брат надел халат. Мара и Мила пололи огород. Он – отважный верхолаз, в небе он не первый раз. Свалим это сухое дерево, разведём костёр и сварим уху. Я спешу на урок в первый класс. Сегодня за парту сажусь в первый раз. Стебель рос и вырос в колос. Заскрипело в ручке старое перо. Сверкают на морозе у саней полозья. Сохнет светлая роса, звонки птичьи голоса. Разум силу победит.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Л]

Снесла курочка яичко не простое, а золотое. Испугали друг друга олень и лось. Бегут врозь олень и лось. У Веры ручка лучше, чем у меня. По полям бегут ручьи, на дорогах лужи. Прилетели голуби, сели возле проруби. Не заметил я, как вдруг из кошёлки выпал лук. Зайка летом серый, а зимой белый. Куда ни глянь – везде скалы и горы. Белые бараны били в барабаны.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р] – [Л]

«Вот вам золотая рыбка», - дед сказал с улыбкой. Мыло серо, да моет бело. Просо полоть – руки колоть. Рад бы заплакать, да смех одолел. Горька работа, да хлеб сладок. Что с возу упало, то пропало. Иголка, иголка, ты остра и колка. Суп надо солить, на пол не надо сорить. Суп надо сварить, дерево надо свалить. Дело мастера боится. За морем телушка полушка, да рубль перевоз.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Л]

Сражайся смело за правое дело. Мал золотник, да дорог. Ворона хоть за море летала, а всё белой не стала. Орёл на горе, перо на орле. Журавли курлыкают: курлы, курлы, курлы. А коты мурлыкают: мурлы, мурлы, мурлы. Толст тот, кто ест торт. Лара у Вали играет на рояле. Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Л]

Проворонила ворона воронёнка. Наловил Валерий полведра форели. Угостил форелью Дарью и Лукерью. Малина манила Марину и Милу, Марине и Миле малина мила. Улов у Поликарпа – три карася, три карпа. По небу голубому проехал грохот грома. Среди белых голубей скачет шустрый воробей. Съел Валерик вареник, а Варюшка – ватрушку.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Л]

Соловей месяц поёт, а ворона круглый год каркает. Трус на словах храбр. Пока шёл спор, забрела свинья во двор. Человек не орех, сразу не раскусишь. Апрель с водой, а май с травой. Эй, карась, в лаз не лазь, а то застрянешь в лазе, карась. Летели три вороны черны, пестроголовы. Фадей не робей, робких жизнь не любит. На луну пора слетать! До неё рукой подать.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р] – [Л]

Упражнение № 17. Выучить потешку.

Сова, совушка, сова,

Большая голова,

На колу сидела,

В сторону глядела,

Головой вертела.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Р] – [Л]

Упражнение № 18. Выучить потешки.

Ворон на трубе гудел на зелёной липке,

А соловушка запел, заиграл на скрипке.
Ванна, Ваня – простота

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперёд

И поехал в огород.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно. Читать потешки выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Л]

Упражнение № 19. Выучить стихотворение.

Говорит слонихе слон:

С детства я люблю бульон.

Сто кастрюлек съел бы сразу,

Но не пробовал не разу. (В. Нестеров)

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Л]

Упражнение № 20. Выучить потешку.

Ермил, Ермил,

Чем коня кормил?

Овсом – серебром,

Белоярым пшеном.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.Читать потешку выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Р] – [Л]

Упражнение № 21. Выучить скороговорку.

Вёз корабль карамель.

Наскочил корабль на мель,

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Л]

Упражнение № 22. Выучить стихотворение.

Весёлые, проворные,

Из тёплых стран в апреле

Грачи от солнца чёрные,

К нам в гости прилетели.

(Т. Золотухина)

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Р] – [Л]

Упражнение № 23. Выучить стихотворения.

Приготовила Лариса для Бориса суп из риса.

А Борис Ларису угостил ирисом.

(А. Дрёмин)

Солнце в прорубь провалилось,

Солнце крепко простудилось.

(В. Шульжик)

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Л]

Упражнение № 24. Выучить загадки.

Пришли мужики без топоров,

Срубили избу без углов. (Муравьи и муравейник)

Кто два раза родился: в первый раз – гладкий,

Во второй мягкий и скоро петь научился? (Петух)

Ныряла, ныряла, и хвост потеряла! (Иголка с ниткой)

Махнула птица крылом, закрыла мир одним пером. (Туча)

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Р] – [Л]

Упражнение № 25. Выучить загадки.

Бел как снег, в чести у всех.

В рот попал, да там и пропал. (Сахар)

Ни корабль, ни лодка, ни вёсел, ни паруса, а плывёт – не тонет. (Плот)

Красное коромысло над рекой повисло. (Радуга)

Круглый, снаружи зелёный, внутри красный, на вкус сладкий. (Арбуз)

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Л]

Упражнение № 26. Выучить загадки.

По полю бродит, зерно молотит,

Жнёт, косит – хлеба не просит. (Комбайн)

Он родился в лень дождливый

Под берёзкой молодой,

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой тонкой и прямой. (Подберёзовик)

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Р] – [Л]

Упражнение № 27. Выучить загадку.

И не плот и не лёд

Вдоль по речке плывёт.

Льдины с ним поборются

И, как сахар, колются.

(Ледокол)

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Л]

Упражнение № 28. Выучить загадку.

На ветвях, украшенных снежной бахромой,

Яблоки румяные выросли зимой.

Яблоки по яблоне весело снуют.

Гусениц мороженых яблоки клюют.

(Снегири)

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Л]

Упражнение № 29. Выучить стихотворения.

Воробей просил ворону

Вызвать волка к телефону.
Пищит комар:

Я слаб! Я мал!

Мне ветер крылья обломал!

(С. Питиримов)

Флот плывёт к родной земле,

Флаг на каждом корабле.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Л]

Упражнение № 30. Выучить стихотворение.

А-а-а, - заплакала Алёнка.

На-а-а, - сказала ей сестрёнка.

Алый цветик сорвала

И Алёнушке дала.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Л]

Упражнение № 31. Выучить считалку.

В электричку Эля села,

Электричка загудела.

Электричка, не гуди,

Кто приехал, выходи!

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Л]

Упражнение № 32. Выучить стихотворение.

Мыло душистое, белое, мылкое,

Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою:

Если бы грязнуля вспомнил про мыло,

Мыло его наконец бы отмыло!

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Л]

Упражнение № 33. Выучить стихотворение.

За посёлком у просёлка

В поле пела перепёлка.

Перепел прилетел,

Перепёлку перепел.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Л]

Упражнение № 34. Выучить стихотворение.

Шла дорога на бугор,

На пути стоял забор,

Обошла забор, и вот –

Получился поворот!

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Л]

Упражнение № 35. Выучить стихотворение.

Петуха я впряг в телегу,

Три горошины везу.

Чуть добрался до ночлега –

Нет гороха на возу! (С. Маршак)

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[Р] – [Л]

Упражнение № 36. Выучить стихотворение.

Мы ссорились, мирились

И спорили порой,

Но очень подружились

За нашею игрой. (В. Берестов)

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Л]

Упражнение № 37. Выучить стихотворение.

Говорю я брату – ох!

С неба сыплется горох!

Засмеялся старший брат –

Твой горох ведь это град!

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Л]

Упражнение № 38. Выучить стихотворение.
Шей, иголка, не ленись,

Шей, иголка, не колись.

Тяни – тяни ниточку,

Чини – чини дырочку,

Дырочку на варежке

У маленькой Варечки.

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно. Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Л]

Упражнение № 39. Выучить стихотворение.

Растянулся в луже Яшка

И чуть – чуть не утонул.

Хорошо, что он рубашкой

Лужу сразу промокнул. (В. Мусатов)

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Р] – [Л]

Упражнение № 40. Выучить стихотворение.

Рах-трах тарарах!

Раскатился гром в горах,

Прогремел над чёрной тучей,

Прогремел над чёрной кручей.

Пусть в горах грохочет гром,

Всё равно гулять пойдём! (Н. Голь)

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.


[Р] – [Л]

Упражнение № 41. Выучить стихотворение.

Приглашённые к обеду Все пришли!

Шли букашки к Короеду. А Короед,

Лабиринт пройдёшь не скоро Не дождавшись,

В триста тридцать коридоров… Съел обед.

(Е. Кулышев)

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
[Р] – [Л]

Упражнение № 42. Выучить стихотворение.

В тихой речке.

В тихой речке у причала - На рыбалке я была.

Рыбка рыбку повстречала: Я удила рыбака

Здравствуй! Дядю Петю – чудака.

Здравствуй! - Где же твой рыбак? Попался?

Как дела? - Нет, ушёл хитрец! Сорвался.

(Е. Череповецкий)

Следить за тем, чтобы звуки [р] и [л] не смешивались в произношении. Звуки [р] и [л] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.
Желаем успехов!