Американский ученый астроном. Американские учёные и их открытия. Некоторые из достижений и открытий американских учёных в науках

Иосафат Кунцевич, униатский святой

Полоцкий униатский епископ Иосафат Кунцевич, один из самых рьяных поборников унии , не останавливался ни пред чем, добиваясь торжества ее над православием. Кунцевич не мог вынести, что многие из его паствы стали переходить к православному полоцкому епископу Мелетию Смотрицкому, и стал творить такие неправды и насилия, что даже иные католики старались умерить его слепую вражду к православным.

Литовский канцлер Лев Сапега, как дальновидный государственный человек, понимал, как вредны могут быть последствия насилий, какие совершал Иосафат Кунцевич и подобные ему. Письмо Сапеги к нему, полное резких, но правдивых укоров, очень любопытно: здесь истый католик свидетельствует о тех безобразиях, какие творили горячие ревнители унии.

"Бесспорно, – пишет Сапега Кунцевичу 12 марта 1622 г., – что я сам хлопотал об унии и покинуть ее было бы неразумно; но мне никогда и на ум не приходило, чтобы вы решились приводить к ней такими насильственными средствами. Уличают вас жалобы, поданные на вас в Польше и Литве. Разве не известны вам ропот темного народа, его речи, что он хочет лучше быть в турецком подданстве, нежели терпеть такое притеснение своей вере? По словам вашим, только некоторые монахи епархии Борецкого (нового православного митрополита) и Смотрицкого да несколько киевской шляхты противятся унии; но просьба королю подана от войска Запорожского, чтобы Борецкого и Смотрицкого в их епархиях утвердить, а вас и товарищей ваших свергнуть. И на сеймах мало ли у нас жалоб от всей Украины и от всей Руси, а не от нескольких только чернецов! Поступки ваши, проистекающие более из тщеславия и ненависти, нежели из любви к ближнему... произвели те опасные искры, которые угрожают всем нам или очень опасным, или даже всеистребительным пожаром!"

"Говорите, – продолжал он, – что вольно вам не униатов топить, рубить. Нет! Заповедь Господня всем мстителям дает строгое запрещение, которое и вас касается. Когда насилуете совести людские; когда запираете церкви, чтоб люди без благочестия, без христианских обрядов, без священных треб пропадали, как неверные; когда своевольно злоупотребляете милостями и преимуществами, от короля полученными, то дело обходится и без нас; когда же, по поводу этих беспутств, в народе волнение, которое надо усмирить, то вы хотите нами (т. е. правительством) дыры затыкать!" "...Вы требуете, чтоб не принимающих унию изгнать из государства. Да спасет Бог наше отечество от такого величайшего беззакония!.. Печатать и запирать церкви и ругаться над кем-либо ведет только к пагубному разрушению братского единомыслия и взаимного согласия. Покажите, кого вы приобрели, кого уловили вашею суровостью, строгими мерами, печатанием и запиранием церквей? Вместо того откроется, что вы потеряли и тех, которые в Полоцке у вас в послушании были. Из овец сделали вы их козлищами, навлекли опасность государству, а может быть, и гибель всем нам, католикам. Вот плоды вашей хваленой унии! Если отечество потрясется, то не знаю, что в то время с вашей унией будет!.. Король приказывает вам православную церковь в Могилеве распечатать и отпереть, о чем я, по приказу его, пишу к вам, и если вы этого не исполните, то я сам велю ее распечатать... Жидам и татарам не запрещается в областях королевских иметь свои синагоги и мечети, а вы печатаете христианские церкви!"

Но эти укоры не действовали на Иосафата Кунцевича, ослепленного враждой к православию. Он, выражавший опасение за свою жизнь, казалось, шел навстречу беде: запирал православные церкви в Витебске, не дозволял православным служить даже за городом в шалашах. Озлобление против него дошло наконец до крайней степени: раздраженная уличная чернь кинулась на Кунцевича, избила его палками до смерти, а изуродованный труп его кинула в Двину (в ноябре 1623 г.).

Убийство Кунцевича было знаком к новым гонениям православных. До сих пор они имели право говорить о себе: "О насилии наша сторона не мыслит". Теперь же в глазах католиков и униатов они этого права лишились. Иосафат Кунцевич был провозглашен по всему католическому миру мучеником за свою христианскую ревность. Сам папа Урбан VIII взывал о мщении – он смотрел на православных глазами Кунцевича. В своем послании к королю 10 февраля 1624 года он между прочим говорит:

"Восстань, о царь, знаменитый поражением турок и ненавистью нечестивых! Прими оружие и щит и, если общее благо требует, мечом и огнем истребляй эту язву!"

"Кто даст очам нашим источник слез, – пишет папа в другом месте, – чтобы мы могли оплакать жестокость схизматиков и смерть полоцкого архиепископа? Где столь жестокое преступление вопиет о мщении, проклят человек, который удерживает меч свой от крови! Итак, могущественнейший король! ты не должен удерживаться от меча и огня. Да почувствует ересь, что за преступлениями следуют наказания. При таких отвратительных преступлениях милосердие есть жестокость!"

Такие воззвания делал папа, считавший себя наместником Христа на земле! Он писал не только к королю, но и ко многим епископам и светским лицам, требуя гонения на православных.

В Витебск для разбора дела об убийстве Иосафата Кунцевича явились королевские комиссары (чиновники), окруженные значительными отрядами пешего и конного войска, – боялись казаков, которых звали на помощь жители Витебска. Судебное разбирательство по делу Кунцевича было окончено в три дня. Два бурмистра и 18 горожан были казнены; около ста бежавших горожан было приговорено заочно к смерти; имения их отобраны в казну. Город потерял все свои права и преимущества ("Магдебургское право"); ратуша и две православные церкви были разрушены; даже колокола, в которые били в набат, возбуждая народ против Иосафата Кунцевича, были сняты.

По всему пространству польских владений с новой силой поднялось гонение на православных. Витебский погром и другие насилия нагнали такого страху на православных, что они целыми тысячами стали переходить в унию.

По поводу витебской расправы один из современников-униатов пишет: "Великий страх после этого напал на схизматиков; начали понимать, что когда сенаторы хотят приводить в исполнение приказы королевские, то не боятся казацкого могущества".

Казацкие движения против Польши тогда уже начались, и польское правительство стало с тревогою смотреть на свою казацкую юго-восточную Украину.

Церковно-политический деятель, архиепископ Полоцкий, по прозвищу «кровавый епископ».

Родился в году во Владимире-Волынском в семье православных, и в крещении был назван Иоанном. Отец его был сапожником, хотя впоследствии жизнеописатели Кунцевича причисляли его к шляхте и даже придумали для него родовой герб. Учился в иезуитском коллегиуме и под влиянием иезуитов перешёл в униатство и стал послушником Троицкого монастыря. Около года он был пострижен в монашество с именем Иосафат. Уже тогда он пишет сочинения с нападками на Православие, постоянно проповедует и обращает в униатство значительное количество людей, за что был прозван православными «душехват».

В году стал иеромонахом. Униатский митрополит Иосиф Руцкий высоко ценил Кунцевича и взял его с собой в Киев для помощи в обращении православных киевлян в унию. Однако, в Печёрском монастыре, видя отказ монахов переходит в униатство, стал оскорблять Православие, что сильно возмутило иноков, которые стащили его с амвона и сильно избили. В году назначен викарным епископом Полоцкого архиепископа, а с конца года - самостоятельным Полоцким архиепископом.

На этом посту жестоко преследовал православных христиан, всячески распространяя унию. Став униатским архиепископом Полоцким и Витебским, Кунцевич первоначально скрывал от своей паствы свои истинные убеждения. Однако после приезда в Киев константинопольского патриарха Феофана, отказался посетить его и засвидетельствовать своё православие и объявил о своём единстве с Римским престолом. Тогда Феофан поставил на полоцкую кафедру Мелентия Смотрицкого. После этого Кунцевич развязал неслыханные по силе гонения на православных. В году он получает от короля грамоту, по которой в его ведение передавались все православные церкви и монастыри в регионе. Всем православным священникоам были разосланы циркуляры с требованием немедленного перехода в униатство. У тех, кто не подчинялся этому требованию, он отнимал приходы и передавал их униатам. Православным священникам запрещалось под угрозой смерти появляться в местах, где находились церкви, они лишались права совершать богослужения, таинства, служить панихиды. Были запрещены похоронные процессии для православных: покойников приказывали вывозить ночью на кладбище через ворота, предназначавшиеся для удаления из города нечистот.

К лету г. Кунцевич отобрал все храмы и монастыри у православных Полоцка, Витебска и большинства других городов и селений своей епархии. Жестокость Кунцевича по отношению к православным была столь сильна, что даже митрополит Иосиф Руцкий и канцлер Литвы Лев Сапега призывали его к сдержанности. Так, Лев Сапега в письме к Иосифу Руцкому писал:

Не один я, но и другие весьма осуждают то, что ксендз владыка Полоцкий слишком жестоко начал поступать в делах веры и очень надоел и омерзел народу как в Полоцке, так и везде. Давно я предостерегал его, просил и увещевал, чтобы он так жестоко не действовал, но он, имея свои соображения, более упрямые, нежели основательные, не хотел слушать наших советов. Дай Бог, чтобы последствия его распоряжений и суровых действий не повредили Речи Посполитой. Ради Бога прошу вашу милость, вразуми его, чтобы он прекратил и оставил свою суровость в этих делах и скорее добровольно уступил могилевцам их церкви, не дожидаясь того, чтобы они сами и без просьбы отобрали их у него... Пожалуйста, ваша милость, держи его на вожжах

В году Мелентий Смотрицкий направилв Витебск грамоту, где объявлял себя законным Полоцким архиепископом и обвинял Кунцевича в вероотступничестве. Горожане практически единодушно отказались от повиновения Кунцевичу и составили акт о признании своим епископом Смотрицкого. Примеру жителей Витебска последовали горожане других крупных городов епархии. Кунцевич написал жалобу Льву Сапеге, потребовав наказания православных, однако в ответном письме канцлер пишет:

Не хотел бы я вступать с вашим преосвященством в переписку и споры, но, видя упорство, с каким вы отстаиваете свои убеждения, не внимая никаким резонам, нахожу себя вынужденным отвечать, вопреки моему желанию, на неосновательное письмо ваше. Признаюсь, что и Я заботился о деле унии и что было бы неблагоразумно оставить это дело; но мне никогда и на ум не приходило того, что ваше преосв. будете присоединять к ней столь насильственными мерами. Всевышний зовет к себе кротко: приидите ко мне вси труждающиися и обремененнии … а не хочет и не приемлет рабов, влекомых насильно. А вы своим неосмотрительным насилием подстрекнули и так сказать, принудили народ русский к сопротивлению и нарушению присяги, данной его королевскому величеству (имеется в виду отпадение Москвы от избранного ею в короли Владислава-королевича - авт.). Вам трудно в этом запереться, когда вас уличают в этом жалобы, поданныя русскими польским и литовским начальникам... Согласно учению Св. Писания, нужно заботиться, чтобы наша ревность и желание единоверия основывались на правилах любви; но вы уклонились от наставления сего Апостола, а потому не удивительно, что подвластные вам вышли из повиновения. Что касается опасностей, угрожающих вашей жизни, на это можно сказать: каждый сам бывает причиною своего несчастия... Вместо радости, пресловутая ваша уния наделала нам столько хлопот, раздоров, и так нам опротивела, что мы желали бы лучше остаться без нее, так много, по ее милости, мы терпим безпокойств, огорчение, и докук. Вот плод вашей пресловутой унии! Сказать правду, она приобрела известность только смутами и раздорами, которые произвела она в народе и в целом крае!

Однако, Кунцевич не обратил внимание на слова Льва Сапеги и написал на него в свою очередь далобу Папе. Во главе войска он ворвался в Витебск, где начал громить православные церкви и избивать священников, он приказал уничтожить уникальные старинные фрески Благовещенской церкви XII века.

Жестокость и насилие Кунцевича привели к ряду выступлений против унии. При попытке посещения Могилёва, где было православное братство, он увидел, что городские ворота закрыты, а православное население приготовилось к вооруженому отпору. Кунцевич пожаловался полькому королю Сигизмунду III, который жестоко расправился с непокорным городом, руководителей восстания казнили, на жителей наложили большой штраф и отобрали все православные церкви. Отпор Кунцевичу оказали также горожане Орши.

В 1623 году в Вршаве состоялся сейм, на котором выступил Лаврентий Древинский. Потребовав прекратить преследования православных, он сказал:

Мы ничего не просим, кроме того, что уже более 600 лет нам принадлежит, что, как святыню, всегда сохраняли нам польские короли, что утвердил за нами и сам нынешний король своею присягою при своем восшествии на престол и самим делом, предоставив нашему патриарху посвятить нам митрополита… В Белоруссии Полоцкий архиепископ 5 лет уже держит запечатанными православные церкви Орши и Могилева.

Граждане Полоцкие и Витебские, которые не могут иметь в городе по запрещению того же архиепископа, ни церкви, ни даже дома для отправления своего богослужения, принужденные по воскресным и праздничным дням выходить для того за заставы в поле, да и то без священника, так как ни в городе, ни близ города им не позволено иметь своего священнослужителя… Наконец, вот дело ужасное, невероятное, варварское и свирепое: в прошлом году, в том же белорусском городе Полоцке, тот же апостат-епископ, чтобы еще более досадить горожанам, намеренно приказал выкопать из земли христианские тела, недавно погребенные в церковной ограде, и выбросить из могил на съедение псам, как какую-нибудь падаль…

Несмотря на это Кунцевич продолжил зверствовать и после сейма года приказал не только не пускать православных в церкви, но и запретил богослужения на дому, а также за городом в шалашах. Фанатики-униаты с ведома Кунцевича нападали на эти шалаши и жестоко избивали священников и молящихся. Православные священники и наиболее активные миряне по приказу униатского архиерея были арестованы, многие были изгнаны за пределы Полоцкой епархии.

12 ноября года, когда Кунцевич возвращялся с воскресной службы, его архидиакон Дорофей внезапно напал на православного священника Илию, который проходил мимо, следуя на службу за город. Избив его до полусмерти, он связал его и запер в архиерейской кухне.

Это известие быстро распространилось по городу и переполнило чашу терпения горожан, они ворвались в келию Кунцевича, где убили его, а тело сбросили в Двину . За это поляки жестоко покарали горожан: 19 человек было казнено, около 100 было приговорено к смерти заочно, многих наказали кнутом, темницею, изгнанием. Имения всех виновных были конфискованы. Город был лишен

Иосафат Кунцевич (в миру Иван Гаврилович Кунце́вич ; польск. Jozafat Kuncewicz; 1580 - 12 ноября 1623) - униатский епископ, архиепископ Полоцкий (1618-1623). Насильственно искоренял православие и насаждал униатство, за что был убит жителями Витебска в ходе восстания 1623 года . В католической церкви - мученик и святой.

Родился в 1580 году в городе Владимире Волынского воеводства Великого княжества Литовского (ныне Владимир-Волынский, Украина) в православной семье небогатого купца. Около 1596 отправлен отцом в Вильно (ныне Вильнюс, Литва) для обучения купеческому делу. Там сблизился с иезуитами и униатами, под влиянием которых стал сторонником Брестской унии 1596 года. В 1604 стал монахом монастыря Св. Троицы. С 1609 - священник. В 1613-1614 годах был игуменом Жировичского и Бытеньского монастырей, с 1614 по 1617 - архимандрит виленского монастыря Св. Троицы. Вместе с епископом И. Рутским участвовал в создании ордена базилиан (1617). В 1618 стал архиепископом Полоцким.

Будучи убеждённым униатом, насильственно навязывал унию - закрывал православные храмы, выгонял из церквей православных священников, вместо которых назначал униатских. Эти действия вызывали возмущение и сопротивление православного населения. В октябре 1618 года могилёвские мещане, возглавляемые бурмистром Соболем , закрыли перед Иосафатом Кунцевичем въездные ворота в город. Кунцевич пожаловался на это королевским властям, и те жестоко покарали могилевчан, казнив 20 человек. Помимо этого, у православных Могилёва были отобраны церкви и переданы униатам.

В 1622 году Кунцевич отправился в Витебск, где обосновался в доме возле Пречистенской церкви . Несмотря на возмущение горожан, архиепископ захватывал православные храмы и не позволял совершать православные богослужения даже в шалашах в предместьях. Задержание и избиение 12 ноября 1623 года слугой Кунцевича православного священника переполнило чашу терпения православных Витебска. Произошло восстание православных горожан, в числе которых были члены магистрата , духовенство и простые граждане. В ходе восстания Иосафат Кунцевич был убит. За убийство Кунцевича королевские власти казнили 19 человек, ещё 78 человек были приговорены к казни заочно. Витебск был лишён магдебургского права .

В 1643 году папой римским Урбаном VIII Кунцевич был причислен к лику блаженных. В 1867 папа Пий IX объявил его святым.

Примечания

Источники

  • Сапунов А. П. Витебская старина. Том 1. - Витебск: 1883
  • Вялікае Княства Літоўскае. Т. 2: Кадэцкі корпус - Яцкевіч. - Мінск: Беларуская Энцыклапедыя, 2005. - 788 с.: іл. ISBN 985-11-0378-0
  • Киприанович Г. Я. Исторический очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве, с древнейшего до настоящего времени. - Вильна, 1899.

На самом деле американский астроном Джордж Гербиг обнаружил две звезды в пыли туманности Ориона в 1955 году, которые не были видны на фотографиях, сделанных за несколько лет до этого.  

Используя эти переменные, американские астрономы Кар-рус, Фокс, Гаас и Копал3) рассмотрели задачу о вспышках новых звезд. Они исследовали случай прогрессивных волн, сводящийся к автомодельному движению.  

В 1924 году американский астроном Эдвин Хаббл направил новый 100-дюймовый телескоп, установленный в Вильсоне, штат Калифорния, на туманность Андромеды.  

В 1936 году американский астроном Харвей Харлоу Ниннин-гер высказал предположение, что тектиты - это осколки материала, выброшенного с поверхности Луны ударом большого метеора и захваченные гравитационным полем Земли.  

Примерно в 1929 г. американский астроном Хаббл обнаружил существование странной согласованности между расстоянием и скоростью туманности: все галактики движутся от нас, причем со скоростью, которая возрастает пропорционально расстоянию; другими словами, система спиральных туманностей расширяется - как раз так, как предполагали ранние мыслители, опираясь на примитивное сравнение этой системы с газом. Но если считать, что это расширение происходило в прошлом точно так же, как оно происходит сейчас, то мы приходим к идее, что вся система должна иметь начало - момент, когда вся материя была сосредоточена в малом сверхядре, и, следовательно, можно рассчитать период времени, прошедший с этого сотворения мира до настоящего момента. Результат, полученный из данных Хаббла, - от 2 до 3 миллиардов лет.  

Ответ бый Найден, когда американский астроном немецкого происхождения Вальтер (Уолтер) Бааде обнаружил, что подход, который использовали для определения расстояния до галактик, был неправилен.  

Икар открыт сравнительно недавно-в 1949 году - американским астрономом Вааде с помощью гигантского Паламарского телескопа. Пятиметрового диаметра стеклянный глаз нужен был тогда для того, чтобы обнаружить в черной бездне Вселенной эту крупинку вещества, диаметром всего около полутора - километров.  

В 1908 г. на математическом конгрессе в Риме знаменитый американский астроном Ньюкомб, основавший и долгое время руководивший изданием Американского морского и астрономического месяцеслова, делал обзорный долгот о теориях Луны, - его мнение о теории Эйлера расходится с мнением Тиссерана. В самом деле, Ньюкомб, дав характеристику теорий Лапласа, Дамуазо, Ганзена, Делоне и др. и указав, что их отклонения от наблюдений далеко превышают современную точность наблюдений, продолжает: Я перехожу теперь к ряду исследований, которые, как мне кажется, приводят к результатам, обладающим всею точностью требуемой теперешней астрономией.  

Дифракционные решетки, как известно, были изобретены американским астрономом Дэвидом Риттенхаузом примерно в 1785 г. и несколькими годами позже независимо Йозефом фон Фраунгофером, который опубликовал свои оригинальные исследования лишь в 1819 г. В ранних конструкциях дифракционная решетка представляла собой ряд очень тонких проволочек или нитей, навитых на два параллельных винта, которые выполняли роль рдспорок.  

Количественное содержание химических элементов в атмосфере Солнца установлено американским астрономом Генри Ресселлом (1877 - 1957) при изучении солнечных спектров.  

Американские ученыепосле того когда колонии объявили независимость от Великобритании в 1776 году во многом зависели от европейцев. Это связано с доставкой, например, ботанических образцов через Атлантику для изучения и классификации. Но в XIX веке научная инфраструктура развилась для доморощенной американской науки и техники.

В XX века американские ученые уже стали лидировать.

Некоторые из достижений и открытий американских учёных в науках

Бенджамин Франклин ставит эксперименты с электричеством

Бенджамин Франклин — американский ученый один из отцов-основателей, был человеком многих профессий - автор, дипломат, государственный деятель и ученый, среди прочих он является сегодня самым известным: его изображение на $100. Бенджамин Франклин доказал, что молния имеет электрическую природу, изобрел лампочки для уличных фонарей, громоотвод и др. На изображении его эксперименты с летающим змеем в грозу.

Бенджамин Франклин представляет собой начало науки США.

Джозеф Генри основоположник индуктивности

Джозеф Генри американский ученый XIX века, который в 1831 году обнаружил принцип электромагнитной индукции, лежащий в основе работы генераторов и электродвигателей, но он не успел опубликовать результаты. Фарадей сделал это же открытие и успел опубликовать.

Генри также изобрел первый электродвигатель и стал первым секретарём Смитсоновского института в 1846 году и способствовал развтию связи науки и общественности.

Гофониил Чарлз Марш палеонтолог

В мире палеонтологии в конце XIX века в США сделаны многие ископаемые открытия благодаря Гофониил Чарльз Маршу, работающего в Йельском университете. Он широко описывал все от ископаемых лошадей и зубчатых птиц до динозавров. В США с точки зрения палеонтологии кости больших динозавров обнаруживаются повсюду.

Томас Морган Хант развивает генетику

Проект последовательности генома человека, опубликованный в 2001 году, часто называют одним из величайших научных достижений 21 века. Может быть так, но в области генетики одним из основоположников является американец Томас Морган Хант. Именно он впервые в начале XX века в Колумбийском университете организовал лабораторию генетики. Он и его студенты, работая с дрозофилами, сопоставили первые гены и связали наследственность с хромосомами. Морган и его генетики в Колумбийском университете доказали наследственность. Томас Морган Хант получил Нобелевскую премию за свою работу в 1933 году.

Эдвин Хаббл отметил, что Вселенная расширяется

Начиная в 1870 году, некоторые из крупнейших телескопов в мире были построены в США, которые превратили страну в место для астрономических наблюдений. Некоторые из величайших открытий принадлежат американскому ученому, астроному и космологу Хаббл Эдвин Пауэллу, который наблюдал за звездами в астрономической обсерватории на горе Вильсон высотой 1742 метра Маунт-Вильсон, Калифорния.

В 1920 году Хаббл обнаружил, что Млечный путь является лишь одним из многих галактик, так астрономы считают наше место во Вселенной. Затем, в 1929 году Хаббл объявил, что Вселенная расширяется, основываясь на наблюдениях от далеких галактик. Открытие легло в основу инфляционной теории большого взрыва.

Космический телескоп Хаббла продолжает традицию новаторских открытий в астрономических наблюдениях

Сотрудничество ведомств США приводит к Интернету

Изобретению Интернета помогло партнерство федерального правительства США и частного сектора. Ключевые игроки Министерство обороны США и национальный научный фонд, начиная с 1960-х превратили усилия по созданию компьютерных сетей связи в мировой Интернет.

Интернет из США трансформировался таким образом в глобальную сеть.

Посадка на Луну, где встретилась наука и технологии

20 июля 1969 года США отмечает один из своих величайших технологических подвигов — высадку астронавтов на Луне. Как Нил Армстронг произнес во время прикосновения первой ноги человека на другой мир: «это один маленький шаг человека — один гигантский прыжок для человечества». Достижение американских ученых представляет собой интеграцию технологии с научными открытиями.

Технология привела к открытию. Американские ученые внесли огромный вклад в .