Занятие буква м. Звуки М, М'. Буква М. план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему. Чтение слогов
Иванова Фарида Фануровна
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква М»
Тема : Звуки [М] , [М"] и буквы М , м.
Цели : уточнение знаний о звуках [М] , [М"]; упражнять детей в выделении звуков [М] , [М"] в словах и определении позиций звуков в словах ; знакомство с буквами М , м; учить читать обратные и прямые слоги; продолжать закреплять графические навыки; развивать зрительное восприятие, фонематический слух; развивать мелкую моторику рук.
Оборудование : игрушки Филя и Каркуша, цветные квадратики для составлений схем слов, игрушки – машина, мяч; неваляшки (синяя и зеленая, рисунки машины и мяча, рисунки к играм , карточка с буквой , домики для букв , слоговые таблицы, наборное полотно, касса букв ; на столе у каждого комплект : зеркало, сигнальные карточки, схема слова и цветные квадратики для звукового анализа , счетные палочки, цветные карандаши, простой карандаш, тетрадь.
Ход занятия:
I Организационный момент :
В : Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости . Кто это?
Филя и Каркуша.
В : Откуда они к нам пришли?
Из передачи «Спокойной ночи малыши»
В : Каркуша и Филя очень хотят сегодня позаниматься вместе с вами. Можно?
В : Тогда, проходите, занимайте свои места. И вы гости присаживайтесь. И мы начинаем наше занятие .
II. Повторение изученного материала :
В : Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв , познакомимся с новыми звуками и буквой . А скажите, чем отличается буква от звука ?
+ Звуки мы слышим , произносим, но не видим, а буквы мы видим , пишем, читаем.
В : С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их.
А, О, У, Э, И.
В : Они какие?
Гласные.
В : Как они произносятся?
В : Посмотрите на схему этого слова. Из каких звуков оно состоит ?
Из гласных.
В : Сколько их?
В : Подберите короткие слова для этой схемы.
Ау! Уа! Иа!
III. Усвоение нового материала :
1) Введение в тему.
К.: Ребята, а можно я загадаю вам загадку?
К.: Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней. /машина/
(показывается машина – игрушка)
К.: Прыг – скок, прыг – скок,
Разыгрался колобок,
Выше Ани скачет
Наш весёлый …
В : Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова – отгадки.
Машина, мяч.
В : Назовите первые звуки этих слов . Мммашина.
В : Мммяч.
В : Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.
2) Уточнение артикуляции звука .
В : Возьмите зеркала, улыбнитесь. Давайте сначала произнесём звук [М] (хором, индивидуально) .
В : А теперь звук [М"] (хором, индивидуально)
В : Что происходит с нашими губами?
Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.
В : Да, а воздух выходит свободно?
В : Что ему мешает?
3) Характеристика звуков .
В : А как называются звуки , при произнесении которых нам что-либо мешает?
Согласными.
В : Значит, звуки [М] и [М"] какие ?
Согласные.
В : А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие . Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [М] и [М"] . … Чувствуете как звенит голос?
В : Значит звуки [М] и [М"] какие ?
Звонкие.
В : Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем?
В : А мягкие?
Зеленым.
В : Вот посмотрите на наших помощниц Неваляшек. У синей Неваляшки что лежит в кармашке?
Рисунок с машиной.
В : Какой первый звук в этом слове ?
В : А так как машина у синей Неваляшки значит звук [М] какой ?
Твердый и на схеме будет обозначаться, синим цветом.
В : А у зеленой Неваляшки, что нарисовано на кармашке?
В : Какой первый звук ?
В : Он какой твердый или мягкий?
Мягкий и на схеме будет обозначаться зелёным цветом.
В : Итак, давайте подведём итог. Звуки , [М] и [М"] какие?
Согласные, звонкие, [М] – твердый обозначается синим цветом, [М"] – мягкий, обозначается зелёным цветом.
4) Игры на развитие фонематического слуха
Ф : А для того, чтобы это все получше запомнить, я предлагаю поиграть в игру «Твердый, мягкий»
Ф : У вас на столах лежат сигнальные карточки, одна зелёная, а другая синя. Я буду называть слова на новые звуки , если вы слышите твердый звук поднимаем синюю карточку, если мягкий – зелёную.
Ф : Мак, мороз, метла, мёд, молоко. (показываю рисунки)
К : А я хочу с вами поиграть в слова. Назовите овощи со звуками М или М .
Морковь, помидор.
К : Назовите фрукты и ягоды с этими звуками .
Смородина, мандарин, малина, лимон.
К : А теперь назовите весенние месяца со звуком М .
Март, май.
В : А я знаю ещё одну игру, она называется «Где звук живет ?»
В : Вы должны определить место звука в слове , в середине, в конце или в начале, а также определить твердый он или мягкий и обозначить на схеме своим цветом.
(дети берут карточки и цветные квадратики)
В : Маска, гном, сом, мухомор, лимон, медуза. (показываю рисунки) .
5) Физкультурная минутка.
В : А теперь давайте немного отдохнём. (выходят на коврики)
Девочки и мальчики То по кругу побегут,
Прыгают как мячики. То присядут, отдохнут.
Ручками хлопают, И давай опять скакать.
Ножками топают. Ну никак их не унять!
6) Знакомство с буквами М м (заглавной и прописной) .
В : Ребята, вот мы с вами говорили о звуках М и М . Мы их слышали, произносили, а что сделать, чтобы их увидеть. Что нам для этого нужно?
+ Буква .
В : В : Да, нам нужна буква , которая обозначает эти звуки . Вот она.
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем :
Получилась буква М .
В : Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа?
В : Сколько в ней элементов?
В : Сложите её из палочек.
В : А теперь давайте напишем эту букву в воздухе .
В : А ещё нам нужно поселить эту букву в её квартиру . Скажите, в каком домике она будет жить?
С синей крышей.
В : Правильно, потому что это согласная буква – она обозначает два согласных звука . И так как они звонкие то квартира будет с левой стороны, во втором подъезде на третьем этаже. (селим букву )
В : А теперь откройте тетради и сделайте то же самое у себя. Сначала закрашиваем крышу дома, а затем вписываем букву в её квартиру .
+ (следить за осанкой, и правильностью выполнения задания, поощрения)
В : Обратите внимание на то, что в этой квартире будут жить два звука , которые обозначаются одной буквой .
7) Чтение слогов по слоговой таблице.
Ф : Ребята, а давайте почитаем слоги с новой буквой .
(индивидуально, хором)
IV. Работа в тетради.
В : А сейчас я предлагаю размять наши пальчики.
(пальчиковая гимнастика)
В : Молодцы. Посмотрите еще раз как пишется буква М . (показываю на доске) А теперь пишем по одной строчке заглавной и прописной буквы М .
V. Звуко – буквенный анализ .
В : ребята, скажите, а как вы думаете, какое самое любимое слово для всех детей в мире?
В : Давайте разберём это слово и составим его схему, а потом прочитаем.
(составление схемы слова, её подписывание буквами из кассы букв (у доски)
В : А теперь придумайте красивые предложения с этим словом.
VI. Итог. Обобщение.
Ф : Молодцы ребята, большое вам всем спасибо. Нам у вас очень понравилось. Но нам пора прощаться с вами и спешить на съемку новой передачи «Спокойной ночи малыши» . И мы обязательно к вам ещё не раз придём. До свидания!
В : Вот наше занятие подошло к концу , скажите с какими звуками мы познакомились ?
Они какие?
В : Какой буквой эти звуки обозначаются ?
Конспект занятия по грамоте в старшей группе Звук «М», буква «М»
Программное содержание:
1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «м».
2. Формировать понятие «согласный звук».
3. Развивать слуховое внимание.
4. Познакомить с буквой «М».
5. Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, память, мышление.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Белый снег лежит кругом
Падают снежинки
Ой! Мороз стоит за ёлкой
Сядьте дети, прячьте нос.
Ребята! Вы любите отгадывать загадки?
Наступили холода
Превратилась в лёд вода.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? Правильно, ребята, это бывает зимой.
2. Основная часть:
Игра «Что общего в словах?»
Муха – мыло – малина – моток 3 – 4 варианта цепочки
Давайте вспомним, что такое звуки? (Это то, что мы слышим и произносим).
Произнесём звуки [м],[м].
Чем мы произносили эти звуки?
Артикуляция звуков (положение губ, зубов, языка, прохождение воздуха, голос).
Обозначим звук [м] звуковым кружочком.
Обозначаем звук [м] звуковым кружочком.
Поставили пальчик на синий кружок – «оживили» этот звук, теперь на зелёный кружок – «оживили».
Характеристика звуков по акустическим признакам.
Ребята, а что мы можем рассказать об этих звуках?
Звук [м] – согласный, твёрдый, звонкий, обозначаем синим цветом.
Звук [м] – согласный, мягкий, звонкий, обозначаем зелёным цвітом.
Чем отличаются эти звуки?
Чем они похожи?
Ребята, чем звук отличается от буквы? Правильно, звук мы слышим и прозносим, а букву пишем и видим.
Слушайте слоги и
Повторяйте за мной
Сшила платье я сама
МА-МА-МА, МА-МА-МА.
В шкаф пошло оно само
МО-МО-МО, МО-МО-МО
Ничего я не пойму
МУ-МУ-МУ, МУ-МУ-МУ
Может это снится мне,
МЕ-МЕ-М Е, МЕ-МЕ-МЕ
Нет висит оно, смотри
МИ-МИ-МИ, МИ-МИ-МИ
Игра «Присядь когда услышишь звук [м]» п, н, м, к, л, м, па, на, ма, по, мо, ми.
Игра с мячом «назови ласково» (снегирь, синица, голубь, воробей, скворец, ворона, ласточка)
Игра «Камень и вата» (Море, мир, мартышка, муравей, метро, миска, март, машина, мыло)
Знакомство с буквой м.
Логопед: Ребята, а вы знаете, что звуки[м],[м"] обозначаются одной буквой?
Дети: Нет.
Логопед: Они обозначаются буквой м (показываю на доске: м).
Логопед: Ребята, из скольких элементов состоит буква М?
Дети: Буква М состоит из 4 палочек.
Логопед: Какие палочки по размеру?
Дети: Две длинные и одна короткая.
Логопед: Возьмите палочки и выложите букву М. (Дети выкладывают букву).
3. Итог занятия.
Логопед: С какими новыми звуками и буквой мы познакомились?
Дети: Мы познакомились со звуками [м],[м"] и буквой М.
Цель занятия: познакомить со звуками [М], [М’] и буквой М.
Задачи: дифференциация звуков [М], [М’] на слух, знакомство с образом буквы М; совершенствование фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза; развитие мелкой моторики, слухового внимания, памяти, просодической стороны речи; воспитание любви и уважения к своей семье.
Материал: картинки: дом, семья, корона, облако, мост, снежный ком, санки, ослик, молоток, сом, дверь, огурец, машина, морковь, аист, кран, мак; звуковые домики, символы звуков, графическое изображение буквы “М”, индивидуальные зеркала, тетради, счетные палочки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Психогимнастика. Мимические упражнения.
– Какое бывает выражение лица у мамы и папы, когда они радостные, печальные, сердитые. Изобразите радостную маму, сердитого папу. Возьмите зеркало, оно поможет вам.
Дыхательная гимнастика. “Кашу варим”
Наша мама варит кашу
Кормит кашей дочку Машу.
И.п. – стоя, одна ладонь на груди, вторая – на животе. Вдох через нос, на выдохе проговаривать “пых-пых-пых” и поглаживать себя при этом по животу.
2. Сообщение темы занятия.
– Ребята, отгадайте загадку:
Где семье комфортно нашей?
Где поутру пахнет кашей?
Там ступают кошки лапки,
А у входа стоят тапки. (Дом)
Выставляется картинка “Дом”.
– Какой последний звук вы слышите в слове “дом”? [М]. В этом доме живет семья. Послушайте, какой согласный звук есть в середине слова семья [М’]. (Выставляется картинка “семья”)
– Сегодня мы с вами познакомимся со звуками [М] и [М’], а так же с буквой “М”, которая обозначает эти звуки.
3. Характеристика звуков [М], [М’] по артикуляционным и акустическим признакам.
– Возьмите зеркала, произнесите поочередно звуки [М], [М’]. Что происходит с губами? (Губы смыкаются. Когда произносим звук [М] губы, чуть-чуть сердятся, а когда произносим звук [М’] – чуть-чуть улыбаются). Воздух выходит через нос или через рот? (Через нос ). Голос “спит” или “просыпается”? (Просыпается) . Значит звуки [М], [М’] какие? (Согласные, звонкие ). Звук [М] – (твердый ), а [М’] – (мягкий). Звук [М] мы обозначаем квадратиком (синего ) цвета, [М’] – (зеленого).
4. Развитие фонематического восприятия дифференциация звуков [М], [М’].
Игра “Слушай внимательно”
– Сейчас я посмотрю, какие вы внимательные. Я буду называть слова, а вы, если услышите звук [М], поднимите синий квадратик, если [М’] – зеленый.
Слова: м олоко, м едведь, м ост, м олоток, ком пот, м есяц, м ышка, сем ья.
5. Анализ и синтез слогов со звуками [М], [М’]
Игра “Посчитай звуки”
– Послушайте, и сосчитайте, сколько я произнесу звуков, при помощи фишек-символов составьте схемы. Будьте внимательны: МА, АМ, ЫМ, МЫ и др. (Дети считают и выкладывают схемы слогов)
Игра “Давай дружить”.
– Мы с вами уже знакомы с несколькими гласными звуками. Назовите их (а, о, у, ы, и) . Давайте “подружим” их со звуками [М], [М’]. Я буду называть гласный, а вы добавьте звук [М], так чтобы он был первым, и назовите получившийся слог. А – МА, О – МО, У – МУ, Ы – МЫ. Молодцы! А теперь добавьте звук [М’], так чтобы он был вторым, и назовите получившийся слог.
6. Определение позиции звуков [М], [М’] в словах.
– Давайте придумаем имена со звуками [М], [М’], всем членам семьи (Дима, Митя, Майя, Маша, Мила и др .) Определите, где находятся звуки [М], [М’] в этих словах: в начале, в середине или в конце слова. Работа со звуковыми домиками
– Как дети могут ласково называть свою маму (ответы детей ). А как вы ласково называете свою маму? (Мамочка, мамулечка, мамуленька и др ). Что вы заметили, когда произносили эти слова? (В этих совах два звука [М]) Какая она, ваша мама? (добрая, ласковая, милая и др).
7. Физминутка.
А теперь давайте “зарядимся”
Мы топаем ногами:
– Топ – топ – топ.
Мы руки поднимаем:
– Хлоп – хлоп – хлоп.
Мы руки разведем
И побежим кругом.
8. Развитие фонематических представлений.
Игра “Отгадай словечко”.
Ход игры: Логопед предлагает детям карточки с изображением предметов, дети должны выделить первый звук каждого слова, и, поочередно складывая их, образовать новое слово. Сначала приводится пример.
Карточки: корона, облако, мост – ком
санки, ослик, молоток – сом
дверь, огурец, машина – дом
морковь, аист, кран – мак
9. Развитие просодии.
– Мама купала малышку Милу и приговаривала такие слова:
Мама мыла Милу мылом
Мила мыло не любила.
(Чистоговорка читается от лица всех членов семьи по очереди, с изменением тембра и силы голоса) .
10. Знакомство с буквой “М”.
– Дети, а вы любите своих мам? (Да). Чтобы написать это прекрасное слово, надо познакомиться с буквой “М”. Посмотрите, на что похожа буква “М”. (Варианты ответов детей). Давайте вместе попробуем изобразить букву “М”.
Взялись за руки друзья.
И сказали: “Ты да я – это мы!”
А между тем
Получилась буква “М”.
А. Шибаев.
(Дети попарно берутся за руки, изображая букву “М”).
– Молодцы! А еще букву “М” можно выложить из счетных палочек.
Выкладывание буквы “М” из счётных палочек.
Игра “Уснули”.
Ход игры: Дети закрыли глазки. Логопед убирает одну счетную палочку. Дети должны восстановить букву “М”.
Пока глазки крепко спали,
Буквы в книжке меньше стали,
Свои глазки открывай
Что добавить, угадай! (Слова авторские)
Пальчиковая гимнастика “Моя семья”
Сжать пальчики в кулачок. Затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я
Вот и вся моя семья.
(На слова последней строчки ритмично сжимать и разжимать пальцы.)
Раскрашивание буквы в тетрадях.
11. Итог занятия.
– С какими звуками мы познакомились? Какой буквой они обозначаются?
Сюрпризный момент. Игра “Волшебная коробочка”.
– Дети вы сегодня так много называли хороших, добрых, ласковых слов со звуками [М], [М’]. Давайте еще раз их вспомним и произнесем в свои ладошки, и опустим их в волшебную коробочку. (Логопед достаёт из коробочки разноцветные звёздочки ). А теперь ребята посмотрите, ваши слова превратились в звездочки, это благодарность за хорошую работу на занятии.
Используемая литература:
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов\ Пособие для логопедов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002 г.
- Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. Метод. пособие – М.: ТЦ Сфера, 2004 г.
- Новикова Е.В. Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003 г.
Развитие фонематического слуха.
Фронтальное занятие. Старшая группа ОНР-III
Первый год обучения (I период)
Тема: Звуки «М»-«МЬ». Буква М. Второе занятие.
Цель:
- Развитие фонематических процессов.
Задачи:
- Дальнейшая дифференциация понятий «звук-слово», «звук-буква»
- Уточнение слухового восприятия.
- Формирование фонематических представлений.
- Развитие фонематического анализа.
- Развитие слухоречевой памяти.
Материал:
- Предметные картинки, сигналы (символы), мяч, магнитные буквы, фишки
План занятия.
1. Организационный момент.
2. Игра «Сосчитай гласные звуки».
Подними столько пальчиков, сколько слышишь гласных звуков (АУ О АУИ).
Какие звуки считали? (гласные)
Уточнение артикуляции гласных звуков.
3. — Какие согласные звуки учимся различать?
Сравнительная характеристика М — МЬ по артикуляционно-акустическим свойствам.
Чем отличаются?
Чем похожи?
В каких «домиках» живут?
Какой буквой обозначаем? Уточнение образа буквы М
4. Игра «Чьи ушки лучше слышат?»
Примерные слова:
мяч, мак, мышка,медведь, моет, милый, дом, смелый, мокрый, смешной .
Что буду делать я? (говорить слова)
- А вы? (поднимать нужный сигнал)
Какой сигнал вы поднимите, когда услышите звук М? (синий)
Звук МЬ? (зеленый)
Дети поднимают нужные сигналы.
5. Игра с мячом «Запомни и повтори».
Проговоривание «цепочек» слов. По три слова со звуками М МЬ.
Что вы говорили звуки или слова? (слова)
6. Игра «Кто больше вспомним слов?»
Со звуком М.
Со звуком МЬ
Раздаются цветные фишки (полосочки).
Что вы вспоминали? Слова)
Кто выиграл?
7. Игра «Не зевай, нужную картинку выбирай».
Картинки разложены на ковре. Мальчики выбирают на звук М, девочки на звук МЬ. По одной относят на свои места. Игра начинается и заканчивается по сигналу логопеда. Проверка.
Кто победил?
8. Игра «Волшебники».
Анализ слогов АМ МА МИ.
Сколько звуков слышишь?
Какой первый?
Работаем на маркерной доске. Сначала обозначаем звук нужным сигналом. Рисуем цветными фломастерами, затем подставляем магнитные буквы.
9. Чтение слогов.
АМ МА
ОМ МО
УМ МУ
ИМ МИ
ЭМ МЭ
МЫ
При чтении второго столбика дается инструкция:
Буквы «дружат».Сначала посмотри на вторую, она подскажет на какой гласный звук надо открыть рот потом, и как читать: мягко или твердо. Буква И подсказывает, что буква М перед ней обозначает мягкий звук. Здесь эту «одежду» (М) надел мягкий «братец» МЬ.
10. Итоги занятия.
Соболева Наталья Владимировна,
учитель-логопед высшей кв.категории,
ГБДОУ №73 кировского района,
г.Санкт-Петербург
Тихоненкова Елена Павловна
Учитель-логопед, МБДОУ общеразвивающего вида детский сад № 62 "Жемчужинка г. Мытищи, г. Москва
Тихоненкова Е.П. Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте: "Звуки М, Мь и буква М" // Совушка. 2016. N4(6)..10.2019).
Цель: уточнение знаний о звуках [М], [М"]
Задачи:
- Образовательные : Познакомить со звуком [М] и графическим образом буквы, учить детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику, формировать навыки звукового анализа.
- Развивающие : развивать навыки словообразования прилагательных от существительных, развивать мелкую и общую моторику, речевое дыхание и силу голоса, фонематический слух, внимание, мышление, пространственное восприятие;
- Воспитательные : Воспитывать уважение к ответам товарища.
Оборудование:
Демонстрационный материал : красивый конверт с указанным адресом группы, листочки из лёгкой бумаги, “камни” - буквы, ковёр-“речка”, большой лабиринт c “норками”, игрушка мышка, рисунок дома, образец буквы, образцы заданий из рабочего листочка, три короба разной величины.
Раздаточный материал : разрезные картинки на подгруппу детей, рабочие листочки с заданиями, карандаши, подносы с элементами букв, полоски-слова, кружочки (зеленый, красный, синий).
Ход занятия
1. Оргмомент
Детей встречают на входе в группу. “Доброе утро, ребята! Многие из вас пришли в садик очень рано, а вы не забыли умыться и почистить зубы? Давайте вспомним, как мы это делаем”
- Самомассаж и артикуляционная гимнастика
Водичка, водичка, умой моё личико (ладошками рук ведём по лбу от центра к вискам)
Чтобы глазки блестели (от уголков глаз по скулам к вискам )
Чтобы щёчки краснели (круговыми движениями ладошками растираем щёчки)
Чтоб смеялся роток (указательными пальцами рук от центра над верхней губой, а затем под нижней губой ведём к краям губ)
Чист и бел был зубок (улыбнуться, показать зубки и удержать продолжительное время)
Логопед: Сегодня в садик пришло для вас послание из страны звуков и букв! (Показывает конверт) “Дорогие ребята! Приглашаем вас посетить нашу страну, познакомиться с новым звуком и научиться писать букву, обозначающую этот звук”
- работа над силой речевого дыхания
Когда дети дадут своё согласие и отправятся в путь, дорогу перекрывает “быстрая речка”. Но нет переправы.
Логопед спрашивает детей, какое время года на улице и предлагает обосновать ответ. (Дети называют признаки зимы.)
Логопед: И у нас снежинки закрыли всё на подносе. Давайте все вместе глубоко вдохнём носиками и сильно подуем на снежинки, сложив губы трубочкой.
Дети сдувают листочки и видят “камни ”с буквами А, О, У, Э, И.
Логопед: Эти камни мы используем для переправы через речку.
Камни помещают поперёк речки, и каждый ребёнок по образцу учителя перепрыгивает с камня на камень, называет букву громко и чётко на твёрдой атаке.
Перебравшись на другой берег, дети видят дом. “Кто в домике живёт?” Дети отгадывают загадку:
В подполье, в коморке
Живет она в норке
Серая малышка
Кто же это?... (Мышка)
3. Сообщение темы.
- Работа над словообразованием прилагательного от существительного
Логопед достаёт мышку-хозяйку. “Мышь бывает разная. Как можно назвать мышь, которая живёт в доме человека? (домашняя мышь). Мышь у компьютера? (компьютерная). А мышь, живущая в поле?” (полевая) Вот полевая мышка Мила и приготовила вам сегодня задания.
- Работа над ориентировкой на листе бумаги и развитием слухового внимания.
Перед детьми появляется планшет - лабиринт.
Логопед: У полевой мыши много кладовых и все они соединены подземными ходами. По моей подсказке пройдём в первую кладовую и узнаем, с каким звуком нас хотят познакомить.
Логопед говорит маршрут, а ребёнок ведёт по нему мышку: “Идём от стрелки вверх, поворачиваем направо, вниз, мимо цветочка”. Норку снимают с планшета, переворачивают и видят “?” (вопрос). Учитель показывает карточку с предметами: цветы, стол, стул, кровать. Просит перечислить предметы: ”Что на карточке лишнее? (Машина. Почему?(ответы детей) Эта лишняя картинка поможет нам в раскрытии темы занятия. Произнесём ещё раз слово “машина” и назовём первый звук” (мммашина).
Дети выделяют звук [М].
А вот еще одно задание, кто же лишний на этой карточке?
Произнесём ещё раз слово “медведь” и назовём первый звук” (мммедведь).
Дети выделяют звук [Мь].
Назовите еще раз первые звуки этих слов.
Мммашина. [М]
Мммедведь. [Мь]
Логопед: Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.
4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
Логопед: Посмотрите в зеркало и произнесите сначала звук [М]. А теперь звук [Мь]. (хором, затем индивидуально)
Вопросы по схеме:
Губы открыты или смыкаются? (Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.)
Где находится язык? (он лежит на дне рта)
Мешает ли что-либо выходить воздушной струе изо рта? (да, губы)
Вывод: Как мы называем звуки, при произношении которых воздушная струя встречает преграду? (согласные) Значит, звуки [М] и [Мь] какие? (согласные).
Логопед: А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [М] и [Мь]. … Чувствуете как звенит голос? Значит звуки [М] и [Мь] какие? (звонкие).
Логопед: Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (синим). А мягкие? (зеленым).
5. Развитие фонематическо восприятия.
Логопед предлагает пройти ко второй норке другому ребёнку с мышкой. (Идём вверх, поворачиваем налево, вверх, мимо колокольчика, мимо гриба боровика) С другой стороны норки нарисовано ухо.
Логопед: Поиграем в игру «Поймай звук». Я буду называть разные звуки. Если вы услышите [М], хлопните в ладоши, а если [Мь], топните ногой... (Небольшим экраном логопед прикрывает рот от глаз детей и произносит звуки) О-в-м-у-м-ы-мь-м-ш-н-нь-м-мь-мь-м. (Затем слоги) Ма-со-мы-ми-ты-ым-ом-им-ни-но-не. Затем слова: ложка, рыба, мед, коты, дым, помидор, малина, лыжи, ручка, мир, бык, дым…
А теперь физминутка.
Физминутка
6. Произношение звука в словах. Определение позиции звука в слове
Дети на столах работают с разрезными картинками на каждого ребёнка: на 1 ряду лежат 5 разрезных картинок: малина, морковь, мед, лимон, мороженое, помидоры.
На 2 ряду лежат разрезные картинки: самолет, машина, трамвай, самосвал, мотоцикл, метро.
Логопед: Назовите собранные картинки одним словом. (продукты (еда), транспорт)
Каждый ребёнок ещё раз называет собранную картинку, выделяя голосом звук [м] или [мь], и объясняет, где услышал заданный звук. (В начале, в середине, в конце слова). И выставляет кружочек в нужном месте.
7. Обозначение звуков [М] и [Мь] буквой “ЭМ”.
Один из детей снова подходит к лабиринту и проходит путь к норке по инструкции. На обратной стороне норки нарисован карандаш. “Ребята, как вы думаете, что мы с вами будем делать сейчас?” (учиться писать букву М).
Ребята, вот мы с вами говорили о звуках М и М. Мы их слышали, произносили, а что сделать, чтобы их увидеть. Что нам для этого нужно? (Буква).
Логопед: Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она.
Дети садятся за столы для письменных работ. Учитель показывает на карточке букву М. Сколько элементов в букве? Какие? (четыре вертикальных палочки),
Логопед: Соберите букву М по образцу из 4 элементов, которые лежат у каждого на столе.
- Развитие зрительного восприятия.
Логопед: Карандаш решил проверить вас и почти полностью закрыл букву от наших глаз, спрятал ее за рисунком (показывает карточку и направляет внимание детей на их рабочие листочки) (Приложение)
Найдите букву за линиями и раскрасьте её наполовину синим, наполовину зеленым карандашом. А чтобы буква получилась красивой, надо размять пальчики.
- Пальчиковая гимнастика.
В нашем маленьком домишке |
|
Завелись серые мышки |
|
Так и шмыгают кругом Все на кухне кувырком |
Круговые движения пальцами |
То топочут под столом Лакомятся молоком |
|
На скамейку сесть хотят И пугают там ребят |
«Скамейка» |
То на шкаф залезут мышки |
|
То на стуле шалунишки |
|
Так и хочется поймать А они шмыг под кровать |
Быстро прячут мышек |
Затем дети раскрашивают букву.
Логопед: А теперь напишем букву в воздухе: (Логопед объясняет и показывает)
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.
Несколько раз дети вместе с логопедом “пишут” букву в воздухе. Затем логопед ставит образец следующего задания на доску. У детей задание напечатано на рабочих листках. Ребята учатся писать букву простым карандашом по пунктирным линиям. Дети обводят букву на листочках, затем по образцу пишут букву самостоятельно.
8. Развитие фонематических представлений и работа над звуковым анализом и схемой слова “дом”.
В нашем конверте-приглашении находятся звуки: мы их не можем увидеть, но можем услышать. Если звуки назвать быстро в той очерёдности как вы их ловили, то узнаете слово из конверта.
Логопед достаёт и “кидает” звуки [д] (Маша, какой ты звук поймала?) , [о] (Иван, какой ты звук поймал?),[м]. Какое слово было в конверте? (дом). Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
У детей на столах есть конверты с кружочками для звукового анализа. Им необходимо составить из кружочков правильную схему.
А теперь придумайте красивые предложения с этим словом.
9. Организация окончания занятия.
Наше занятие подошло к концу.
С какими звуками познакомились?
Какое задание понравилось больше всего?
Логопед: Мне понравилось с вами путешествовать, поэтому на память для вас приготовлен сюрприз. Он находится не в первом и не в высоком коробе.
Дети отгадывают. Это картинка с последним заданием из рабочего листочка. Детям предлагается выполнить задание - провести мышку по лабиринту к сыру -по желанию самостоятельно или с родителями дома.