Ю.Коваль "Дик и черника." план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему. Тема: Отношения человека и собаки (Ю. Коваль «Дик и черника», А. Шибаев «Без ужина») Веселые заголовки к рассказу дик и черника

\ \ Для учителя начальных классов

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Юрий Коваль «Дик и черника» урок + презентация для 1 класса

Разработку урока и презентацию предоставила: Яннова Ирина Григорьевна лицей им.Сизова В.Г., г.Мончегорск, Мурманская область

Тема урока: Юрий Коваль «Дик и черника» 1 класс (образовательная система «Школа 2100)

Цели для учителя: создание условий для развития речевой деятельности учащихся, т.е следующих групп умений и навыков:

  • Умение читать и понимать текст.
  • Умение сообщать содержание текста.
2. Коммуникативные:
  • Умение и навык излагать последовательно полученную информацию согруппникам
  • Умение и навык задавать вопросы и отвечать на них.

3. Организационные:

  • Умение организовывать свою учебную деятельность в соответствии с учебным регламентом.
  • Умение организовывать свою познавательную деятельность в группе, индивидуально.

Задачи для ученика:

  • уметь задавать вопросы, дающие возможность извлекать максимальную информацию из прочитанного текста, действуя по инструкции (задавание вопроса по поводу основного смысла текста; задавание вопросов по содержанию дополнительной информации);
  • развивать коммуникативные навыки через работу в группе и самооценку своей деятельности;

1.Оргмомент (готовность к уроку). Психологический настрой

2 Начало, мотивирующее деятельность.

Заяц Пус, а ныне Петя Зайцев, который пришёл учиться в 1 класс, сегодня в очередной раз задаёт вопрос, ответ на который мы должны с вами дать сегодня на уроке, работая вместе. Петя хочет понять, что такое «обучение» (Слайд 1). А вы, первоклассники, как понимаете значение этого слова? (предположения детей)

Попробуем поработать над значением этого слова вместе, чтобы подробнее узнать об этом слове.

Каждая группа будет записывать свои предположения на листе.

Группы получают задания.

1 группа: Кого можно обучать?

2 группа: Чему можно обучать?

3 группа: Как обучают?

4 группа: Зачем обучают?

Создание результата группой. Свои версии учащиеся записывают на листах.

Прошу старших групп выйти к доске с результатами своих наработок.

Афиширование заданий групп. Один представитель группы вывешивает результаты с наработками (под вопросами, записанными на доске: КОГО? ЧЕМУ? КАК? ЗАЧЕМ?) озвучивает их. Смотрим, слушаем пояснения.

В ывод групп и учителя

Вы хорошо поработали. Опираясь на сказанное вами, позвольте сделать вывод. Мы вместе знаем об обучении следующее: это получение знаний и овладение какими-либо навыками (Слайд 2)

Смогли мы дать ответ Пете на его вопрос?6а

3. Объявление темы

Можете ли вы мне сказать, а как называется обучение животных выполнению каких-либо действий? (дрессировка)

4. Практическая работа по группам.Карточки с заданиями на столах.

На парте у вас лежит текст, который разделён на части. Каждая часть напечатана на отдельном листочке. Части не пронумерованы. Ученик в группе возьмёт одну любую часть, медленно и вдумчиво прочитает текст. После прочтения перескажите свою часть товарищам, чтобы восстановить из частей рассказ.(учащиеся работают в группе, читают текст, пересказывают, восстанавливают порядок частей)

Сверка. Чтение текста учителем после выполнения задания в группах.

Я прочитаю рассказ, а вы сверьте свой порядок частей – совпал ли он с авторским текстом

Расставьте части в нужном порядке, если есть ошибка. (по ходу чтения Слайды 3,4)

У какой группы расположение частей не совпало?

Проставьте нумерацию частей.

Работа по выявлению понимания темы, главной мысли рассказа.

Обратиться к записи на доске: Кого? Чему? Как? Зачем?

  • Кого обучали?
  • Чему обучали?
  • Как обучали?
  • Зачем обучали?(Ответ: собаку; есть чернику; ему показывали, как это надо делать; потому что Дик был обжора и не наедался никогда)

Озаглавливание текста.

Какое название вы предложите для этого рассказа? Не забываем, что по названию можно определить, о чём будет текст (Обсуждают в группах, представляют результат, учитель записывает на доске предложенные заголовки)

5. Чтение текста учащимися.

Рассказ, с которым мы сегодня знакомимся на уроке, написал Ю. Коваль. (Слайд 4)

1 группа и 2 группа будут составлять вопросы с поверхности

3 группа и 4 группа составят вопросы подводные

Я тоже буду работать - составлять вопросы для вас

(Учащиеся работают с памяткой, действуют по инструкции - задавание вопроса по поводу основного смысла текста; задавание вопросов по содержанию дополнительной информации)

1. «Вопросы с поверхности»

  • Кто..?
  • Что сделал..?
  • Где..?
  • Когда?

2. «Вопросы – подводники»

  • Почему..?
  • Как..?
  • А что если..?
  • Будет ли так..?
  • Зачем?

(Индивидуальная памятка учащегося по составлению вопросов)

6. Самостоятельная работа по составлению вопросов.

1 и 2 группы – вопросы с поверхности

3 и 4 группы – вопросы подводные

(составленные вопросы записывают на обратной стороне листа)

Взаимозадавание вопросов группами.

Вопросы учителя:

  • Почему автору было стыдно рассказать о том, как он обучал Дика?
  • Почему именно об этом эпизоде рассказал нам автор?
  • Вопрос я еще хочу задать Ване Ганичеву. У вас дома живёт лайка. Вы её обучаете разным навыкам?
  • А каким должен быть тот, кто обучает?
  • Что вы можете об авторе рассказа сказать, какой он был?

7. Итог урока. Работа с ЦОР

  • Обратимся к нашим наработкам в начале урока. Что такое обучение? (Слайд 2 - получение знаний и овладение какими-либо навыками)
  • Восстановите последовательность действий автора при обучении Дика. (выход в Интернет, ЦОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/)

8. Домашнее задание

9. Рефлексия

Что вы расскажете сегодня дома родителям о работе на уроке?

1-й класс

Тема. «Юрий Коваль. "Дик и черника"».

Цели. Познакомить детей с содержанием текста; закреплять умение работать с текстом до чтения, в ходе чтения, после чтения; развивать устную речь учащихся, технику чтения, творческое воображение, внимание, память; обогащать словарный запас; повторить орфографические знания о ь , об ударении, об опасных местах, о написании большой буквы, о слоговой и звуко-буквенной структуре слова, о речевых и неречевых звуках; воспитывать читателя, понимающего и любящего книгу; воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование. Учебник "Капельки солнца" (авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева); выставка детских рисунков "Домики для друзей"; карточки с загадками о животных; рисунки с изображениями ягод черники и морошки, человечков Карандаша, Незнайки, Звуков-человечков; индивидуальные карточки для всего класса для проведения дифференцированной самостоятельной работы в конце урока; светофорчики для каждого ребенка; грамзапись музыки П.И. Чайковского "Времена года".

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Проверка готовности к уроку. Взаимопроверка готовности к уроку с соседом по парте.

II. Проверка итогов предыдущей работы

Учитель. Как называется раздел, по которому мы работаем?

Дети. "Ребятам о зверятах".

У. О ком мы говорили в этом разделе?

Д. О разных животных.

У. Дваайте посмотрим, какие чудесные домики для друзей вы нарисовали.

Один из домиков висит на доске (выставка детских рисунков).

– Давайте же поселим в наш домик животных, о которых мы уже прочитали!

Дети по очереди читают загадки, остальные отгадывают животное. Учитель помещает изображение животного в домик, ученики вспоминают автора рассказа об этом животном:

слон – С.Черный;
медведь – М.Пришвин;
собака – Е. Чарушин;
кошка – М.Коршунов.

Загадки про этих зверей дети готовили дома самостоятельно (четыре ученика).
Дети сами должны вспомнить имя и фамилию автора, название рассказа о каждом животном, учитель может только подсказать.

III. Сообщение темы и целей урока

У. Почему кошечка в рассказе М.Коршунова плачет?

Д. Ее обидели.

У. Сегодня на уроке мы прочитаем еще один рассказ о животном и попробуем определить, как ему живется. Об этом вы мне расскажете сами, но чуть-чуть попозже.

В конце урока учитель должен обязательно вернуться к этому вопросу.

– Мы с вами сегодня попробуем стать на один урок писателями. Трудно ли быть писателем? На этот вопрос мы ответим в конце урока, после того, как подробно разберем рассказ Юрия Ковалева.
Давайте посмотрим на доску и ответим на вопрос: чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

На доске – фигурки Незнайки, Карандаша и Звуков-человечков.

Д. Карандаш поможет нам нарисовать словесную картинку, с Незнайкой мы поиграем в Толковый словарик (объясним ему значение трудных для понимания слов), а Звуки-человечки помогут нам составить звуковые домики.

У. Вот видите, ребята, как много должен уметь писатель! А вот о ком мы будем читать, вы мне сами сейчас расскажете.

Дети открывают учебник на с. 142.

IV. Работа с текстом

У. Рассмотрите иллюстрацию на странице 142. Кто станет главными героями нашего рассказа?

Д. Человек и собака.

У. Можно ли предположить, что делает человек?

Д. Он собирает ягоды.

У. А собака?

Д. Бегает, играет, ест ягоды.

У. Трудно определить по одному рисунку, что делает собака. Поэтому мы сможем ответить на этот вопрос только тогда, когда прочитаем рассказ.
Как вы думаете, где происходит действие рассказа?

Д. В лесу, на полянке около домика.

Д. Юрий Коваль.

У. Прочитайте название рассказа.

Д. "Дик и черника".

У. Как звали собаку на картинке?

Д. Дик.

У. О чем еще будет идти речь?

Д. О чернике.

У. Что такое черника?

На доске дана иллюстрация черники и морошки. Дети выбирают нужный рисунок и описывают ягоду.

– Эта ягода лесная или садовая?

Д. Лесная, так как на картинке она растет в лесу на полянке.

У. Что можно сказать о собаке на иллюстрации? Опишите ее. Какая она?

Д. Добродушная, симпатичная.

У. Прочитайте первую главу.

Дети читают текст.

–Как звали собаку? Докажите это словами из текста.

Д. Собаку звали Дик. "С нами в избушке живет пес, которого звать Дик".

У. Как написано это слово?

Д. С большой буквы.

У. Почему?

Д. Клички животных пишутся с заглавной буквы.

У. Мы с вами уже описали Дика по картинке, а теперь найдите в тексте, как описывает его автор.

Д. "Дик – добрый пес, но обжора".

У. Что значит "обжора"? Замените это слово на другие, подходящие по смыслу слова.

Д. Ненасытный, прожорливый, жадный на еду...

У. Докажите словами из текста, что Дик был обжора.

Д. "Набить живот рыбьей требухой и закопать голову под елку – вот чего ему надо было".

У. Перечитайте текст еще раз и найдите слова с мягким знаком. Определите, какой это мягкий знак: разделительный или смягчающий. Вспомните правило написания мягкого знака в словах звать , набить , закопать .

Д. В словах звать , набить , закопать – смягчающий мягкий знак, в слове рыбьей – разделительный.

Дети читают текст, карандашом подчеркивают выбранные ими слова.

– Какой второй главный герой произведения появился?

Д. Кто-то, кто называет себя "я".

У. Докажите это словами из текста.

Д. Раз на болоте я нашел черничную поляну.

У. Кто это "я"? От чьего имени пойдет рассказ?

Д. "...Ел пригоршню за пригоршней".

У. Что в это время делал Дик?

Д. "Дик забегал то с одного бока, то с другого, заглядывал мне в рот, не понимая, что я ем".

Д. Он набрал пригоршню ягод и протянул Дику.

У. Как Дик съел чернику?

Д. "Убрал с ладони".

У. Каким словом можно заменить слово убрал ?

Д. Слизал, смахнул, быстро съел.

У. Понял ли Дик, как надо есть чернику?

Д. Нет.

У. Какими действиями он выразил непонимание?

Д. "Он бегал вокруг, толкал в бок носом".

У. Зачитайте слова, выписанные вами для Толкового словарика.

Д. Болото, пригоршня, толкать в бок носом.

У. Найдите первое предложение. Прочитаем его хором по слогам.
Как называлась поляна? От какого слова произошло название поляны?

Д. Черничная поляна. Она называлась так потому, что на ней росла черника.

У. Строим звуковой домик для слова черника . В этом вам помогут Звуки-человечки, расположенные на доске.

Дети работают парами, выкладывая на парте звуковую дорожку из кружков-звуков синего, зеленого и красного цветов.
Далее идет самопроверка: дети по цепочке называют букву, затем звук. Четыре ученика работают на индивидуальных карточках, которые сдают на проверку учителю.

V. Физкультминутка

VI. Работа с текстом (продолжение )

У. Перед чтением текста вам дает задание Карандаш: приготовьтесь рисовать словесную картину!
Что значит "поучить уму-разуму"?

Д. Учить, как надо делать правильно.

У. А кто вас учит уму-разуму?

Д. Родители, учителя.

Д. Он встал на четвереньки и стал есть ягоды прямо с куста.

У. Кто здесь выступил в роли учителя, а кто – в роли ученика?

У. Почему затрещали кустики?

Д. Потому что Дик ел чернику вместе с ветками.

У. Какие неречевые звуки вы услышали? Попробуйте их воспроизвести.

Д. Прыжок, треск кустиков, чавканье и хруст.

Дети пытаются воспроизвести эти звуки.

У. Чем будем рисовать нашу картинку к тексту?

Д. Словами.

У. Подберите такие слова из текста.

Д. День. Поляна. Черника. Дик. Открытая пасть. Треск. Вкуснотища!!!

Дети описывают картинку, которую они нарисовали бы к третьей части.

У. Сколько дней понадобилось Дику, чтобы съесть всю чернику?

Д. Два дня.

У. Какое число обозначает это слово?

Д. Число 2.

У. Как называется слово, которое обозначает число?

Д. Числительное.

Д. Потому что Дик мог бы съесть не только чернику, но еще и всю смородину и всю морошку.

VII. Итог урока

У. Понравился ли вам рассказ Юрия Коваля?

Д. Да.

У. Что понравилось больше всего?

Дети описывают смешные моменты.

У. Вы анализировали текст. Трудно быть писателем?

Д. Очень трудно!

У. Писатель должен хорошо знать то, о чем он пишет. Докажите, что вы хорошие писатели. Предложите ваши вопросы по тексту.

Дети предлагают свои вопросы по содержанию текста, остальные отвечают.

– Как относятся друг к другу герои рассказа?

Д. Вежливо, с уважением, с любовью.

У. Какова главная мысль рассказа?

Д. Чуткое отношение к животным.
– Собака – друг человека.

У. Чему учит рассказ?

Д. Любви, заботе о ближнем, чуткости.

У. Это рассказ или сказка? Докажите.

Д. Это рассказ. Ситуация невымышленная, волшебных элементов нет.

Учитель раздает карточки для самостоятельной работы.

У. Вам дан текст последней главы с пропусками отдельных слов на разные орфографические правила. Пользуясь текстом учебника, вы должны вставить пропущенные слова, вспоминая правила орфографии.

Карточки имеют две степени сложности: вариант I – вставить слова; вариант II – вставить слова, поставить в них ударения и подчеркнуть опасные места.
Дети самостоятельно выбирают степень сложности, работают и сдают тексты на проверку.

Выслушиваются ответы детей.

VIII. Домашнее задание

У. Придумайте веселые заголовки к частям рассказа Ю.Коваля.

На вопрос Ягодный вопрос 2. Собирала сегодня чернику и ничего не смогла вспомнить о чернике из литературы. Может поможите? заданный автором Надежда Антонова лучший ответ это Р. Погодин
Черника
«…Дальний лес, сырой и лохматый. Сюда по весне плывет половодье,
заливает бочаги водой, остающейся в них на все лето, - это заморный лес,
страшный для рыбы, потому что рыба идет сюда вместе с водой и икру здесь
мечет и некоторая, не успев уплыть, остается помирать в бочагах. Весь июнь
здесь можно рыбу ловить прямо юбкой. Сейчас оставшаяся рыба плавает в
бочагах кверху брюхом. Только в одном бочаге, почти что озерке, проживает
саженная щука с плоским зеленым черепом. Щука подходит к берегу и стоит
бревном, глядя вверх, и в глазах у нее голод.
В заморном лесу черники тьма и гоноболи.
Они шли по чернике. Муж широко разводил ветки, стараясь отпустить их
так, чтобы они хлестанули жену по глазам.
- Ты чего хочешь? - говорил он. - Убить меня хочешь?
- Убить, - сказала она.
Он повернулся круто - бросился на нее. Она остановила его, выстрелив.
Он упал на колени и захрипел:
- По какому праву? Нет у тебя правов человека судить.
- Другого кого - нету! - крикнула она. - А тебя есть. - Она навела на
него наган.
- Стерва! - закричал он. - Дай хоть черники поесть!
Она ждала - он собирал чернику горстями и запихивал ее в рот. И лицо
и руки у него стали синими, губы черными, только в глазах не было цвета.
- Пусти, Клавдя. Я уйду. Скроюсь я. Клавдя, кровь течет, ослаб я... -
Он уже машинально и без разбора сгребал чернику с кустов и запихивал ее в
рот вместе с листьями.
Черника в сыром лесу была серой. И зелень черничная была серой. И сам
лес был серым.
- Как же быть, Клавдя? - спросил он ее. - Что же будет-то, Клавдя?
Наверно, от этого вопроса, который она должна была бы задать ему, а
не он ей, наверно, от крови, серым пятном расплывшейся по его гимнастерке,
обрушилась на нее вся осознанная вмиг тяжесть и вся ответственность
дальнейшей ее судьбы. Наган щелкнул сухо, будто подломился уже
надтреснутый и уже подгнивший сук.
- Слабая я... -сказала Клавдя пустым голосом. - Слабая...
Она подошла к бочагу, где мокрым бревном лежала саженная щука. Клавдя
смотрела в щучьи глаза, и ее клонило вперед - в воду. В покой. В забвение.
- Слабая я, - прошептала она еще раз вдруг окровавившимися губами.
Щука, шевельнув хвостом, подплыла ближе. Морда ее оказалась у самых
Клавдиных ног. Клавдя вскрикнула и попятилась в естественном страхе. Наган
вывалился из ее ослабевших пальцев и круто пошел тонуть, вильнув возле
щучьего носа.
Щука хвостом ударила, и больше не было звуков.
...Лес забагрянился, потом почернел - ночь упала, будто закрылись
перед Клавдией все двери. Она толкалась в стволы деревьев, оступалась и
падала, и не было лесу конца.
Когда утро наползло на нее, когда солнце осветило ее глаза, Клавдя
увидела себя стоящей на развилке дорог неподалеку от своей деревни. Четыре
красноармейца, усталые и небритые, маскировали ольховыми ветками небольшую
пушку. Клавдя глядела на них и не двигалась с места, пока один, молодой,
почти мальчик, не подошел к ней и не сказал:
- В деревню ступайте. Этой ночью мы немца из деревни выбили. Теперь
не опасно...
Клавдя почувствовала, что в руке она что-то держит. Посмотрела -
черника, набранная в косынку. Когда набрала и зачем?
- Черника, - сказала она солдату. - Поешь... Муж мой тоже на фронте
воюет.
Солдат улыбнулся ей, утвердительно кивнул: мол, конечно, а как же.
Эта его уверенность высветлила Клавдю изнутри, она представила мужа идущим
по дороге войны - удаляясь, он не уменьшался, а как бы вырастал до
размеров великого.
- Для сына, - сказала она. - Для моего Пашки.»
__________

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Ягодный вопрос 2. Собирала сегодня чернику и ничего не смогла вспомнить о чернике из литературы. Может поможите?

Ответ от АК-47 [гуру]
Вообще то это брусника если что.Про бруснику помню рассказ у Юрия Коваля


Ответ от Добросовестный [гуру]
У писателя Юрия Яковлева есть рассказ, который так и называется: "Черника". Читать здесь:
Рассказ помещен в сборнике, так что по ссылке открывается 22-я страница, на которой он начинается примерно на ее середине. А заканчивается на 23-й.


Ответ от Европейский [гуру]
Русский, современный художник Николай Фомин
картина - ЧЕРНИКА
из серии картин Ягоды наших лесов


Ответ от Малоросский [гуру]
Дик - добрый пёс, но обжора. Набить живот рыбьей требухой и закопать голову под ёлку, чтоб не кусали комары, - вот чего ему надо!
Раз на болоте я нашёл черничную поляну. Никак не мог оторваться от черники, собирал и ел пригоршню за пригоршней.
Дик забегал то с одного боку, то с другого, заглядывал мне в рот, не понимая, что это я ем.
- Да черника это, Дик! - объяснял я. - Смотри, как её много.
Я набрал пригоршню, протянул ему. Он мигом убрал ягоды с ладони.
- Теперь сам валяй, - сказал я.
Но Дик не понимал, откуда берутся ягоды, бегал вокруг, толкал в бок носом, чтоб я не забывал про него.
Тогда я решил немного поучить Дика уму-разуму. Стыдно рассказать, но я встал на четвереньки, подмигнул ему и стал есть ягоды прямо с куста. Дик подпрыгнул от восхищения, раскрыл пасть - и только кустики затрещали.
Через два дня Дик собрал чернику вокруг избушки, и я радовался, что не научил его любить смородину и морошку. (Ю. Коваль "Дик и черника")
.
Кум Черника из сказки Джанни Родари "Приключения Чиполлино"
...Кум Черника проживал в прошлогодней каштановой скорлупе, толстой, с шипами. Это была очень тесная квартира, но кум Черника удобно устроился в ней со всем своим имуществом, которое состояло из одной половинки ножниц, заржавленной бритвы, иголки с ниткой и корочки сыра...


Ответ от Валентина Фролова [гуру]
А. Смирнова «Черника – хранитель тысячелетий»
А ещё черника наряду с другой ягодой костяникой упоминается в очень красивом фильме "Костяника. Время лета"


«Адаптация учащихся в школе» - Активные существа. Школа молодого учителя. Методическая копилка. Реальная помощь. Испытание для школьников. Авансировать детей. Положительные моменты. Первоклассник. Физические паузы. Вживание в позицию школьника. Заинтересовать своим предметом. Скрытая инструкция. Снятие страха. Соблюдение ЕОР. Личностная готовность.

«Адаптация первокурсников в вузе» - Принципы тренинга. Основные задачи и направления деятельности куратора. Адаптация. Структура тренинга. Адаптация первокурсников. Модель гиперрефлексии. Процесс активного приспособления. Стили общения куратора со студенческой группой. Психологические особенности юношеского возраста. Социально-психологический тренинг.

«Адаптация к школе» - Возрастные особенности: Педагогические условия: Отсутствие механизма включения родительской общественности в управление образованием. Фазы развития подросткового возраста. посещение уроков, наблюдение за детьми. Что такое адаптация? «Чувство взрослости» склонность к фантазированию стремление экспериментировать.

«Психологическое сопровождение процесса адаптации» - Количество адаптированных и дезадаптированных учащихся. «Классный руководитель глазами воспитанника». Анкета для родителей «Мой ребенок и школа». Для первоклассников. В работе с десятиклассниками. Цель. Картина адаптационного процесса с позиции учащихся и родителей. В работе с родителями. Подготовительный этап.

«Адаптация десятиклассников» - Родители. Основные задачи. Интеллектуальная лабильность. Мотивы учебной деятельности. Трудности адаптационного периода. Мотивация. Адаптация десятиклассников. Тревожность. Уровень интеллектуальной лабильности. Старшеклассник. Уровень личностной тревожности десятиклассников. Мотивация к достижению успеха.

«Школьная дезадаптация» - Условия для успеха ребенка. Узнайте на предлагаемых фотографиях своего ребенка. Нетерпимость и непримитимость в отношениях с детьми. Виды школьной дезадаптации. Ребёнок в школе. Признаки дезадаптации. Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите. Эгоизм и себялюбие. Неподготовленность к семейной жизни.

Всего в теме 11 презентаций

Ι. Ю. Коваль «Дик и черника». 1 7 1 2 2 1

– Откройте с. 142. Рассмотрите иллюстрацию.

Свободные высказывания детей, их предположения.

– Как называется рассказ?

– Прочитаем ключевые слова (задание в тетради, с. 37, № I.1). Попробуйте уточнить свои предположения.

– Помогли ли вам ключевые слова спрогнозировать, о чём будет текст?

– Проверим?

1) Дети читают рассказ про себя.

2) Читают вслух.

Учитель комментирует и ведёт «диалог с автором».

Юрий Коваль «ДИК И ЧЕРНИКА»

С нами в избушке живёт пёс, которого звать Дик. Дик – добрый пёс, но обжора. Набить живот рыбьей требухой и закопать голову под ёлку, чтоб не кусали комары, – вот чего ему надо! (Рыбья требуха – это что? Внутренности рыбы. Вкусно это? А почему Дик ест? (Он обжора.) И он не просто ест, а «набивает живот» – т. е. ест быстро, много и всё подряд. )

Раз на болоте я нашёл черничную поляну. Никак не мог оторваться от черники, собирал и ел пригоршню за пригоршней. (Покажите, как он ел «пригоршню за пригоршней». А почему не мог оторваться? ) Дик забегал то с одного боку, то с другого, заглядывал мне в рот, не понимая, что это я ем. (Почему это Дик так беспокойно себя ведёт? )

– Да черника это, Дик! – объяснял я. – Смотри, как её много. – Я набрал пригоршню, протянул ему. Он мигом убрал ягоды с ладони. («Мигом убрал» – слизнул всю пригоршню: раз – и нет! )

– Теперь сам, – сказал я.

Но Дик не понимал, откуда берутся ягоды, бегал вокруг и толкал в бок носом. (Зачем толкал в бок носом? Наверное, ещё черники хотел. )

Тогда я решил немного поучить Дика уму-разуму. Стыдно рассказать, но я встал на четвереньки, подмигнул ему и стал есть ягоды прямо с куста. (Представили эту картину? Взрослый человек, на четвереньках... А что значит «ел ягоды прямо с куста»? Догадались? Можете показать... ) Дик подпрыгнул от восхищения, раскрыл пасть, и только кустики затрещали. (Дик понял, что ему нужно делать, поэтому аж подпрыгнул от восхищения: еда есть! А что значит «только кустики затрещали»? )

Через два дня Дик собрал чернику вокруг избушки (Как вы думаете, хоть одна ягодка осталась? ), и я радовался, что не научил его любить смородину и морошку. (А если бы научил ?)

3) Вопросы после чтения:

а) Какой пёс в этом рассказе?

б) Каким человеком представляется рассказчик?

г) Повторное чтение с озаглавливанием.

Дети выполняют задание на с. 143 – придумывают весёлые заголовки к частям рассказа (тетрадь, задание 3, с. 37).

3. Работа с текстом после чтения.

1) Пересказ по частям.

– Вспомните и расскажите содержание 1, 2, 3-й части (по желанию детей ).

2) Вопросы после пересказа:

– Какая часть вам понравилась больше всего? Почему?

– Как вы думаете, почему художник закончил с. 143 такой иллюстрацией?

– С каким настроением написан этот рассказ?

– Как относятся друг к другу герои рассказа?

3) Определение темы рассказа (тетрадь, задание III.4, с. 38).

ΙΙ. А. Шибаев «Без ужина». 1 2 3 6

– Ребята, не всегда так хорошо складываются отношения между человеком и собакой.

1. Работа с текстом до чтения.

– Рассмотрите иллюстрацию на с. 144.

– Что вы можете рассказать?

Рассказ детей по иллюстрации.

– Как вы думаете, случайно ли художник поместил эту иллюстрацию перед стихотворением, которое мы будем сейчас читать?

– Можем ли мы заранее сказать, с каким настроением написано стихотворение? (Да, это будет грустное стихотворение.)

– Как вы думаете, о чём будет текст?

– Проверим наши предположения.

2. Работа с текстом во время чтения.

1) Дети читают стихотворение про себя.

2) Вопросы после чтения:

– О чём это стихотворение? (О щенке, он ничей.)

– Опишите этого щенка. (Чудной, с большой головой, весёлый...)

– Почему же это стихотворение вызывает у нас грустное настроение?

– Каково маленькому щенку одному на улице?

– Почему щенок не может громко залаять, позвать кого-нибудь?

3. Повторное чтение стихотворения.

– Какие строчки произвели на вас особенно сильное впечатление?

– Как вы думаете, почему поэт Александр Шибаев поставил многоточие в конце стихотворения?

– Может ли у этого стихотворения быть счастливый конец?

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выражали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?