Взаимосвязь социальной педагогики с другими науками. Социальная педагогика как наука и её связь с другими науками. категориальный аппарат социальной педагогики. Социальная педагогика как наука

Педагогическая отрасль человеческих знаний не развивается изолированно от других наук о человеке. Именно на стыке педагогической науки с другими науками о человеке чаще всего происходят открытия. Изоляция педагоги­ки от других наук - причина низкой эффективности ее разработок, неубедительности практических реко­мендаций и предписаний. История науки свидетель­ствует о том, что педагогическая мысль первоначально развивалась в русле общефилософских знаний. Идеи образования и воспитания отражались в религиозных догматах, учении о государстве, законодательных уло­жениях, литературных произведениях прошлого.

Педагогика органично связана с психологией. Существует несколько наиболее важных узлов связи между ними. Главный из них – предмет исследования этих наук. Психология изучает законы развития психики человека, педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание, образование, обучение человека есть не что иное, как целенаправленное развитие психики (мышления, деятельности). Следующий важный момент – общность методов исследований педагогики и психологии. Многие научные инструменты психологического поиска с успехом служат решению собственно педагогических проблем (психометрия, парное сравнение, психологические тесты, анкеты и др.)

О наличии взаимосвязи педагогики и психологии свидетельствуют и базовые понятия психологии, которые, будучи использованными в педагогической лексике, способствуют более точному определению явлений, фактов воспитания, образования, обучения, помогают выяснить и определить суть в исследуемых проблемах.

Как научная дисциплина, педагогика пользуется психологическим знанием для выявления, описания, объяснения, педагогических фактов. Так, результаты педагогической деятельности изучаются с помощью психологических диагностик (тестов, анкет и т. д.).

Своеобразным мостом между двумя науками выступа­ет педагогическая и возрастная психология, психология профессиональной педагогической деятельности, психоло­гия управления педагогическими системами и многих психологических исследований других областей образова­ния.

Педагогика тесно, связана с физио­логией. Будучи наукой о жизнедеятельности целостно­го организма и его отдельных частей, функциональных систем, физиология раскрывает картину материально-энергетического развития ребенка. Особенно важными для понимания механизмов управления физическим и психи­ческим развитием школьника являются закономерности функционирования высшей нервной деятельности. Знание учителем физиологиче­ских процессов развития младшего школьника и подростка, старшеклассника и самого себя ведет к глубокому про­никновению в секреты воспитательного влияния среды и методик, предупреждает от рискованных, ошибочных ре­шений в организации педагогического труда, определении нагрузок, в предъявлении выполнимых требований к уча­щимся и себе.

Многообразны взаимосвязи педагогики с социо­логией. Результаты социологических исследований являются базой для решения педагогических проблем, связанных с организацией студенческого досуга, профессиональной ориентацией и многих других. Будучи наукой об обществе как целостной си­стеме, об отдельных составляющих ее компонентах, о процессах функционирования и развития общества, со­циология в сферу своего анализа, теоретического, при­кладного рассмотрения захватывает и область образова­ния, воспитания, науку о них. В структуре социологиче­ского отражения действительности развиваются и такие специальные ветви, как, например, социология образова­ния, воспитания, социология студенчества, социология города, деревни, здоровья и т.д.

Исходное значение для педагогической науки имеет философское знание. Оно является базой для осмысления целей воспитания и образования в современный период развития педагогического знания. Теория познания позволяет благодаря общности законов, определить закономерности учебно-познавательной деятельности и механизмы управления ею. Философские категории необходимости и случайности, общего, единичного и особенно, законы взаимосвязи и взаимозависимости, развитие и его движущие силы и др. способствуют прогрессу исследовательской педагогической мысли. В связи с углублением философского осмысления раз­личных сторон реальной действительности получают раз­витие и отраслевые философии. Получают статус отрас­лей наук философия образования, философия культуры, философия истории, философия права, философия науки и т.д. А так как педагогическая наука развивается во вза­имосвязи с другими науками о человеке, обращение к их философиям способствует ее успеху.

Новые, дополнительные возможности для исследования процессов воспитания и обучения открывает перед педагогикой кибернетика. Используя ее данные, педагогическая наука разрабатывает закономерности, способы и механизмы управления учебным процессом.

Существенные возможности развития педагоги­ческой науки содержатся в перспективах ее интегра­ции с отраслями медицинских наук. И не толь­ко тех, которые изучают «детские болезни». Нервные расстройства, инфекционные заболевания, болезни функциональной дезорганизации организма школьни­ков, токсикомания, наркомания - недуги, поражаю­щие детей школьного возраста, ставят перед педагоги­ческой наукой глобальную и весьма наукоемкую зада­чу - разработать специальную систему обучения и воспитания недомогающих, больных школьников. Недаром говорится, что су­ществует два типа педагогического мышления: плос­кое и объемное. Плоским оно оказывается у того, кто оперирует только педагогическими поня­тиями. Объемным - у тех, кто педагогические явления отражает с точек зрения разных наук. Лень школьника, по мнению педагога, - следствие его не­дисциплинированности, несобранности, слабоволия, запущенности. С точки зрения медицины, лень может выступать защитной реакцией организма в ситуациях опасности для здоровья и психического развития школьника.

Завершая обзор межнаучных связей педагогики, подчеркнем, что к числу ее партнеров в соответствую­щих условиях при исследовании определенных образо­вательно-воспитательных проблем относятся и многие другие науки: юриспруденция, экономика, демогра­фия, информатика, статистика, экология, этнография, этнология, история, технические науки.

Основные понятия : взаимосвязи и взаимозависимости наук, философия, психология, социология, социальная политика, политология, антропология, биология, социальная медицина, культурология, право, этика, семейная социальная педагогика, дошкольная социальная педагогика, психология социально-педагогической деятельности, пренатальная социальная педагогика, социально-педагогическая профилактика наркозависимости, история социальной педагогики, отраслевая социальная педагогика.

Место социальной педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками. В течение всего периода своего существования социальная педагогика была тесно связана со многими науками, которые оказывали неоднозначное влияние на ее становление и развитие. Развиваясь в недрах педагогической науки, социальная педагогика приобрела многие взаимосвязи и взаимозависимости по наследству. Некоторые из этих взаимосвязей возникли давно, еще на этапах выделения и оформления педагогики как пауки, другие являются более поздними образованиями, на уровне становления социальной педагогики. В числе первых сложились связи социальной педагогики с философией, социологией и психологией, которые и сегодня являются необходимым условием развития социально-педагогической и педагогической теории и практики.

Представим взаимосвязь с каждой из гуманитарных и естественных наук (рис. 2.2).

Трактовка связей философии и социальной педагогики долгое время носила оппозиционный характер.

Сегодня общепризнанной является методологическая функция материалистической философии по отношению к педагогике, что является вполне правомерным и обусловливается самой сущностью философского знания, мировоззренческого по своей природе и соответствующего решаемым задачам осмысления места человека в мире. Значительное влияние сегодня на социальную педагогику оказывает социальная философия.

От системы философских взглядов (экзистенциальных, прагматических, неопозитивистских, материалистических и др.), которых придерживаются исследователи социальной педагогики, зависят направления социально-педагогического поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса, его взаимосвязь с потенциалом социума, закономерностями его реализации в условиях образования. В формировании содержания социальной педагогики реализуются основные законы диалектического материализма: закон единства и борьбы противоположностей, согласно которому, например, личность как объект социального воспитания рассматривается одновременно и как часть социума, составляя его единство, и как самостоятельный субъект, противостоящий социуму; закон перехода количественных изменений в качественные, объясняющий процессы качественного изменения личности под воздействием многочисленных стимулирующих и сдерживающих факторов социума; закон отрицания отрицания, раскрывающий механизмы развития личности в процессе социализации, которые обеспечивают смысл ее понятийно-категориального аппарата.

общей педагогикой заключается в естественной преемственности теоретических основ педагогической науки и сдерживании социологических тенденций в развитии самой социальной педагогики. Интегрируясь с социологической наукой, с ее учением о социализации и о социуме, социальная педагогика остается педагогической наукой, рассматривая социум как новый педагогический ресурс и возможность для решения проблем социализации, педагогических по сути задач.

Социум для социальной педагогики представляет научный интерес с точки зрения реализации педагогического потенциала для разрешения проблем социализации личности или группы, равно как и его развитие (восстановление) для тех же целей.

Любые метаморфозы (взаимодействие) с потенциалом социума осуществляются с использованием принципов, методов и форм педагогической науки.

Рис. 2.2.

Связи социальной педагогики с социологией относятся к числу традиционных, так как обе работают над планированием социального образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах. Социология предоставляет социальной педагогике учение о социуме и о социализации, о менеджменте, методы получения социально-педагогической информации: опрос, беседа, анкетирование, интервьюирование, анализ результатов деятельности и многие другие. Социальная педагогика, в свою очередь, предоставляет социологии данные об использовании и развитии (восстановлении) потенциала социума в социально-педагогической деятельности.

Связь социальной педагогики с психологией является наиболее традиционной. Требования понимания свойств человеческой природы, ее естественных и социальных потребностей и возможностей, учета социальных механизмов, законов психической деятельности и развития личности, построения образования (обучение и воспитание) в соответствии с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями социальной среды становятся неотъемлемой стороной новой отрасли педагогической науки. Наиболее ощутима взаимосвязь социальной педагогики с социальной психологией . И одна и другая науки развиваются по аналогии на основе социологии, интегрируясь с определенной областью социологического знания. Разница лишь в том, что социальная психология в своем развитии опирается на социологическое учение о малых и больших социальных группах, а социальная педагогика – на социологическое учение о социуме и социализации.

Связь социальной педагогики с социальной работой заключается в том, что социальная работа является практическим полем реализации идей педагогической помощи различным категориям детей и взрослых, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. С социальной работой социальная педагогика взаимодействует на уровне социально-педагогической деятельности, являющейся основным средством реализации идей социальной педагогики на практике. Одно время в развитии социальной педагогики был период, когда она рассматривалась как отрасль социальной работы и в науке была представлена в виде педагогики социальной работы. В данный период педагогическая помощь детям и взрослым ошибочно была подменена социальной помощью, что нарушило естественный процесс развития и социальной педагогики как отрасли педагогической науки, и социальной работы как области социологического знания. В целом развитию теории социально-педагогической деятельности социальная педагогика во многом обязана социальной работе, в недрах которой прошел практическую апробацию новый вид профессиональной деятельности, по содержанию и по сути педагогический.

Связь социальной педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий. Социальная педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей и установок в условиях конкретного социума. На этой основе социальная педагогика активно взаимодействует с социальной политикой . Эта связь выражается в том, что социальная педагогика в изучении педагогического потенциала социума активно использует потенциал политических партий как социальных институтов, значимых для разрешения проблем социализации личности, а следовательно, опирается на положения социальной политики о ведущих силах общества, социальной активности различных социальных и возрастных групп населения, а также о формах реализации педагогического потенциала общественных организаций и молодежных объединений.

Связь социальной педагогики с педагогической антропологией просматривается в области развития человека в процессе социального воспитания. Педагогическая антропология есть человековедение, служащее воспитанию и обучению людей. Предметом педагогической антропологии является объект педагогики – человек развивающийся. Она стремится понять, как очеловечивается человек и как люди разного возраста влияют друг на друга; насколько воспитаем ребенок на разных этапах жизни; каковы причины и процессы становления личности; каков характер различных групп (числом членов от двух до всего рода людского) и как личность взаимодействует с ними. Законы индивидуального и группового развития становятся базой педагогического совета, предупреждения об опасностях. Исследуя свой объект, педагогика в силах разработать предмет, направленный на взаимодействия людей, влекущие за собой желаемые изменения в мотивационной, интеллектуальной, поведенческой сферах личности.

Социальная педагогика предполагает проникновение в природу человека, понимание его сущности. В качественном преобразовании человека она исходит из истины человеческой природы в ее реальном историческом бытии. "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях", – это положение К. Д. Ушинского было и остается неизменной истиной для всей реалистической отечественной науки о воспитании.

Знание "обо всей широте человеческой жизни" (К. Д. Ушинский), добываемое психологией, философией, историей, социологией, самой педагогикой, другими науками о человеке, религией, искусством, – призвано дать фундамент для природосообразного воспитания.

Этика является учением о морали, нравственном освоении человеком действительности. Социальная педагогика использует этическое знание о морали и нравственности для развития моральных норм и нравственных правил взаимодействия между людьми, между человеком и социумом для реализации в социально-педагогической деятельности нравственного характера тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности.

Связь социальной педагогики с правом проявляется в систематической опоре на нормативно-правовую базу, регламентирующую реализацию социально-педагогических идей в практике деятельности специалистов различного профиля, осуществляющих помощь людям, имеющим проблемы социализации. Сама социально-педагогическая деятельность как разновидность профессиональной деятельности "человек-человек" нуждается в постоянном правовом обеспечении. Например, огромную роль в решении социально-педагогической помощи детям и подросткам играет ювенальное право.

Связь социальной педагогики с культурологией заключается в реализации одного из основных принципов социальной педагогики – принципа культуросообразности, для чего социальная педагогика активно использует потенциал культурологии как гуманитарной науки, заключающейся в изучении содержания различных мировых культур, форм и методов реализации их потенциала в повседневной жизнедеятельности детей и взрослых.

Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека – центральная для социальной педагогики. Она является важнейшей и для биологии , изучающей индивидуальное развитие человека. В силу этих совпадений связь социальной педагогики с биологией проявляется в использовании законов и закономерностей биологического развития человека на различных возрастных периодах его жизнедеятельности. Важной областью взаимодействия двух наук является здоровый образ жизни человека и социально-педагогические условия его поддержания.

Связь социальной педагогики с социальной медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей с отклонениями в развитии в различных условиях социума. Во взаимосвязи с медициной (учреждениями здравоохранения как социальными институтами общества) она разрабатывает систему средств, с помощью которых достигается терапевтический эффект и облегчаются процессы социализации детей, компенсирующие имеющиеся у них дефекты.

Связь социальной педагогики с математикой отмечается в проведении опытно-экспериментальных исследований и разработок, в ходе которых социальная педагогика активно использует различные математические методы: математической статистики, математической обработки данных и др. В свою очередь, социальная педагогика предоставляет математической науке методы развития математического потенциала социума и формы его реализации для разрешения проблем социализации личности.

Анализ связей социальной педагогики с вышеназванными науками позволяет выделить следующие их формы взаимодополнения:

  • – использование социальной педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук;
  • – творческое заимствование методов исследований, применяемых в этих науках;
  • – применение в социальной педагогике конкретных результатов исследований, полученных в психологии, физиологии высшей нервной деятельности, социологии и других науках;
  • – участие социальной педагогики в комплексных исследованиях человека и социальной среды его проживания.

Развитие взаимодействия, творческих связей социальной педагогики с другими науками приводит к выделению новых отраслей педагогики – пограничных научных дисциплин.

В настоящее время социальная педагогика представляет собой сложную подсистему педагогических знаний. В ее структуру входят:

  • семейная социальная педагогика, исследующая основные закономерности семейного обучения и воспитания как разновидности социального воспитания на основе реализации педагогического потенциала семьи как социального института;
  • психология социально-педагогической деятельности как интегративная область психолого-педагогического знания, раскрывающая внутренние ресурсы и возможности этого вида профессиональной деятельности но разрешению проблем социализации личности в условиях конкретного социума;
  • пренатальная социальная педагогика – область педагогического знания о формах и методах оказания социально-педагогической помощи взрослым на этапе рождения ребенка, сохранения материнства и отцовства в различных условиях социализации на основе реализации педагогического потенциала социума;
  • социально-педагогическая профилактика наркозависимости как значимая форма социально-педагогической деятельности, интегративная область научного знания социальной педагогики и наркологии по разрешению проблем социализации наркозависимых больных средствами педагогического потенциала социума;
  • история социальной педагогики, изучающая развитие социальнопедагогических идей и практики социального образования в различные исторические эпохи.

Процесс дифференциации на различных направлениях в педагогической науке продолжается. В последние годы заявляют о себе такие ее отрасли, как философия образования, сравнительная педагогика и др. Дальнейшая интеграция педагогики с другими гуманитарными и естественными науками способствует появлению новых отраслей педагогической науки и расширению влияния социальной педагогики на различные сферы жизнедеятельности

План.

Социальная педагогика как часть педагогики, интегрирующая её с социологией. Задачи, предмет и объект социальной педагогики. Функции социальной педагогики. Отрасли социальной педагогики. Взаимосвязь социальной педагогики с другими науками.

Социализация личности и социально-педагогическая деятельность как предмет социальной педагогики. Подходы к пониманию социализации. Виды социализации. Стадии (этапы) социализации. Адаптация, интеграция, индивидуализация как этапы социализации. Механизмы социализации. Просоциальная и асоциальная социализированность. Творческая и формальная социализация.

Ответ.

Термин «социальная педагогика» был введен Ф. Дистервегом, активно этот термин стал использоваться в XX веке, так как в к. XIX – н. XX веков образовалась почва для возникновения социальной педагогики, а именно была необходима адаптация людей в обществе, поскольку массы людей «потекли» из села в город.

Социальную педагогику как науку о социализации ребенка представил П. Наторп в 20-е года XX века. Он считал, что социальная педагогика исследует проблему интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. В наше время сложились необходимые предпосылки, чтобы из всей системы социально-педагогического знания и деятельности выделилась такая относительно самостоятельная область педагогической теории и практики, как социальная педагогика.

Социальная педагогика – это наука, исследующая влияние социальных факторов среды на социализацию подрастающего поколения, разрабатывающая и реализующая эффективную систему мероприятий по оптимизации воспитания на уровне личности, группы и территории с учетом конкретных условий социальной среды. (Басов А.В.).

Социальная педагогика – это отрасль педагогической науки, изучающая закономерности социального воспитания и социального обучения детей в процессе их социализации.

Социальная педагогика – отрасль педагогической науки,объектом исследования которой является ребенок, апредметом изучения – закономерности его социализации.

Целью социальной педагогики как практики выступает гармонизация этого взаимодействия, которое может осуществляться по трем основным стратегиям: совершенствование социальной среды в интересах обитаемого в ней человека; социализация человека (в широком смысле этого слова); оптимизация процесса взаимодействия человека и социальной среды в направлении обеспечения гармоничности этого взаимо­действия.

Задачами социальной педагогики как практики являются:

    адаптация;

    реабилитация;

    компенсация;

    профилактика;

    коррекция;

    социальная стабилизация;

    социальная защита;

    социальное обеспечение, социальный контроль;

    социальная пропаганда.

При этом специфика социальной педагогики заключается в том, что в любом из этих процессов реализуется их социально-педагогическое содержание, их педагогический компонент.

Социальная педагогика как отрасль знания обладает следующими функциями .

    Теоретико-познавательная функция: выражается в том, что социальная педагогика накапливает знания, синтезирует их, стремится составить наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в современном обществе, описывает и объясняет их, вскрывает их глубинные основания.

    Прикладная функция: связана с поиском путей и способов, выявлением условий эффективного совершенствования социально-педагогического влияния на процессы социализации в организационно-педагогическом и психолого-педагогическом аспектах.

    Гуманистическая функция: выражается в разработке целей, совершенствовании социально-педагогических процессов, создающих благоприятные условия для развития личности и ее самореализации.

Функции социальной педагогики.

Теоретический компонент социальной педагогики (как наука)

    Научно-познавательная деятельность.

    Исследовательские функции.

    Диагностическая.

    Прогностическая. Аналитическая. Описательная.

    Объяснительная.

    Интегрирующая.

Образовательные функции

    Формирования: системы знаний; системы эмоционально-ценностного отношения. Самообразования.

Научно-образовательная деятельность

    Образовательный компонент (как образовательный комплекс)

Практический компонент социальной педагогики(как практика)

    Научно-преобразовательная деятельность

    Преобразовательные функции.

    Диагностическая. Прогностическая. Образовательная.

    Адаптационная. Коррективная. Мобилизующая.

    Контрольная.

    Реабилитационная.

    Профилактическая (защитно-профилактическая).

Развития:

    системы навыков и умения; профессионально-важных качеств; передачи системы опыта и др. Самосовершенствования.

    Заимствованные категории: образование, обучение, воспитание, дети (ребенок), личность, развитие, деятельность, общество, социум, социальный институт, социализация, социальная адаптация, социальная реабилитация.

    Понятийная система социальной педагогики находится в тесной взаимосвязи с системами понятий, прежде всего, педагогики и социологии, а также других наук, которые изучают человека.

Связь социальной педагогики с другими науками:

философия, психология, виктимология, социология, политология, история, социальная работа, валеология, дошкольная педагогика, педагогика школы, профессиональная педагогика, история педагогики, этнопедагогика, специальная педагогика.

Отрасли социальной педагогики.

Общие разделы:

    История социальной педагогики;

    Методология социальной педагогики;

    Сравнительная социальная педагогика.

Частные дисциплины:

      Педагогика социального развития личности;

      Педагогика социальной среды;

      Педагогика социальной работы;

      Профессиональное образование в социальной педагогике.

Социально-педагогическая деятельность – это разновидность профессиональной деятельности, направленной на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социо-культурного опыта и на создании условий для его самореализации в обществе.

Осуществляется она социальным педагогом как в различных ОУ, так и в других учреждениях, организациях, объединениях, в которых может находиться ребенок.

СПД является адресной. Локальной, ограниченной временным промежутком, в течении которого решается проблема ребенка.

СПД включает в себя непосредственную работу с ребенком и посредническую деятельность во взаимоотношениях ребенка со средой, способствующую их социо-культурному становлению и развитию.

Социализация – это многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни, превращения его из природного существа в общественное, из индивида в личность. Социализация включает освоение культуры человеческих отношений, социальных норм поведения, видов деятельности, форм общения. Состояние этого процесса зависит от общества, образующего социальную среду.

Социализация – это процесс становления личности, в процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта, культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе и воспроизводство социальных связей и социального опыта. Социализация рассматривается как процесс и результат: как процесс – это особенности социального становления личности; как результат – это характеристика социального становления личности в соответствии с возрастом и уровнем развития.

Социальная среда – это целостное психосоциальное пространство, образованное консолидированным кругом лиц и многообразным пересекающимся на личности влиянием биосоциальных факторов. От соотношения влияний, образующих это пространство, зависят варианты развития личности.

Основными источниками социализации являются различные социальные институты (семья, образовательные учреждения, формальные и неформальные общественные объединения, государственные структуры и учреждения неправительственного сектора, производственные организации, центры досуга и дополнительного образования).

Институт социализации – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, выступающие своеобразными трансляторами социального опыта, вследствие причастности к которым осуществляется социализация индивидов через освоение личностью системы норм и ценностей, принятых в данном обществе.

В науке существует 2 подхода к пониманию сущности социализации , различающихся представлениями о человеке и его роли в процессе собственного развития.

Первый подход утверждает или предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс адаптации человека к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть определен, как субъект-объектный (общество-субъект воздействия, а человек его объект). Одним из основоположников был французский социолог концаXIXв. Э. Дюркгейм, Т. Парсонс.

Минус данного подхода в том, что он игнорирует то обстоятельство, что человек не просто конформно адаптируется в обществе, но и проявляет свою активность и самостоятельность, научаясь не только исполнять, но и изменять нормы среды и свои с ней взаимоотношения. Названное обстоятельство нашло свое признание в исследованиях социализации с позиции субъект-субъектного подхода.

Второй подход (субъект-субъектный) исходят из того, что человек активно участвует в процессе социализации, не только адаптируется к обществу, но и влияют на свои жизненные обстоятельства и на самого себя. Основоположниками данного подхода можно считать американских ученых, работавших в основном в первой третиXXв., У. И. Томаса, и Ф. Знанецкого, Ч. Х. Кули и Дж. Г. Мида.

Задачи социализации:

    Естественно-культурные – достижение определенного уровня физического и сексуального развития.

    Социально-культурные задачи – эти задачи объективно определяются обществом в целом.

    Социально-психологические задачи – это становление самосознания личности.

Виды социализации:

    поло-ролевая,

    семейно-бытовая,

    профессионально-трудовая,

    субкультурно-групповая.

Виды социализации:

    первичную социализацию в родительском доме;

    вторичную социализацию в детском саду и школе;

    третичную социализацию в профессиональной деятельности.

Виды социализации.

    Дифференциальная социализация – это процесс, по средствам которого члены одного общества или даже одной семьи воспитываются по-разному из-за различия ожидания будущих ролей, которые каждому из них понадобиться играть, как взрослому.

    Социализация взрослых – это процессы, по средствам которых взрослые члены общества получают возможность играть новые роли.

    Первичная социализация – это знакомство с ценностями общества и формами поведения, обеспечиваемое индивиду в семье.

    Повторная социализация – это подготовка индивида ко вступлению в культуру и окружение, которые стали для него незнакомыми из-за кризиса, травм и изменения жизненных обстоятельств.

    Ресоциализация – это восстановление у человека утраченных социальных ценностей и опыта общественного поведения, жизнедеятельности. Оно происходит на основе реадаптации, то есть на основе восстановления у человека утраченных социальных возможностей и приспособление его к существующим нормам и определенным социальным условиям.

    Предварительная социализация – это процессы социализации, в которых индивид проигрывает свои бедующие положения в обществе, занятия и социальные отношения, это процессы социального обучения, направленные на достижение желаемого положения.

    Упреждающая социализация – это смена моделей своего поведения, ориентированного на поведение, присущее членам более высоко стоящей группы в расчете на присоединение к ней в будущем.

Стадии (этапы) социализации:

      дотрудовая (дошкольный и школьный периоды);

      трудовая (стадия высшей школы, стадия трудового коллектива);

      послетрудовая (когда человек заканчивает активную трудовую деятельность и выходит на пенсию).

Этапы социализации.

    «Ребенок – мать» (от рождения до 1 года): базовое доверие – недоверие.

    «Ребенок – семья» (1-3 года): формирование «вертикальных» связей, общение со старшими, подражанием им, познание социального мира.

    «Ребенок – дети» (3-7 лет): формирование «горизонтальных» связей, освоение социума себе подобных.

    «Ребенок – учитель» (7-11 лет): базовое доверие – недоверие к школе и учебе.

    «Ребенок – сверстники» (11-15 лет): освоение социальной ролей, своей роли в коллективе.

    «Ребенок – социально значимое дело» (15-18 лет): выделение своего Я.

Процесс социализации личности состоит из 3-х фаз.

В 1-й происходит адаптация индивида, т. е. осваивая различные социальные нормы и ценности, он должен научиться быть как все, уподобиться всем, «потерять» на время свою личность.

2-я фаза характеризуется стремлением индивида к максимальной персоциализации, воздействию на людей, самоактуализации.

И лишь в 3-й фазе, при благоприятном исходе, происходит интеграция индивида в группу, когда он представлен в других своими особенностями, а у окружающих его людей есть потребность принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные свойства, которые им импонируют, соответствуют их ценностям, способствуют общему успеху.

Всякая задержка на 1-й фазе или гипертрофированность 2-й фазы может привести к нарушению процесса социализации и его негативным последствиям. Удачной считается такая социализация, когда личность умеет защитить и утвердить свою индивидуальность и при этом интегрирована в социальную группу. Однако важно учитывать тот факт, что личность на протяжении своей жизни входит в разные социальные группы и, следовательно, многократно проходит все три фазы социализации. Однако в одних группах она может адаптироваться и интегрироваться, а в других – нет, в одних социальных группах ее индивидуальные качества ценятся, а в других – нет. Кроме того, и сами социальные группы и личность постоянно изменяются.

В процессе социализации происходят 2 процесса: приспособление (адаптация) и обособление (автономизация). Конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью его обособления заложен в социализации, то есть эффективная социализация – это баланс между адаптацией и обособлением.

Компоненты социализации:

    коммуникативный компонент (язык, речь, общение);

    познавательный компонент (получение знаний через обучение, воспитание, общение и самообразование);

    поведенческий компонент (усвоение умений, навыков, освоение правил, норм, табу);

    ценностный компонент.

Средства социализации – это все то, что влияет на социализацию: способ взаимодействия, бытовые и гигиенические условия жизни, продукты материальной и духовной жизни, способы общения, игры, спорт, профессиональная деятельность.

Механизмы социализации.

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью, так называемых, механизмов.

К психологическим механизмам социализации можно отнести:

    импринтинг – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений.

    экзистенциальный нажим – влияние условий бытия человека, определяющее овладение им родным языком (в раннем детстве) и неродными языками на других возрастных этапах (в ситуации изменения языковой среды), а так же неосознаваемое усвоение норм социального поведения, непреложных в его социуме и необходимых для выживания в нем.

    подражание – произвольное и непроизвольное следование каким-либо примерам и образцам поведения, с которыми человек сталкивается во взаимодействии с окружающими его людьми (значимыми), а так же предлагаемым СМИ.

    идентификация (отождествление) – эмоционально-когнитивный процесс усвоения человеческих норм, установок, ценностей, моделей поведения как своих собственных во взаимодействии со значимыми и референтными группами.

    рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные нормы и ценности. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и самого себя.

Социально-педагогические механизмы:

    традиционный механизм социализации – представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Включает в себя: традиции, обычаи, распространенные в отдельных регионах; асоциальные, антисоциальные элементы (брань). Их усвоение происходит на неосознаваемом уровне с помощью запечатления (т.е. действует импринтинг, экзистанциальный нажим, подражание, идентификация).

    институциональный механизм социализации – функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества, в ходе которого происходит нарастающее накопление знаний и опыта социально одобряемого поведения, а так же опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного и бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.

    стилизованый механизм социализации – действует в рамках определенной субкультуры, но субкультура влияет на социализацию человека настолько и в той мере, насколько и в какой мере являющиеся ее носителями члены группы (сверстники, коллеги) референтны (значимы) для него.

    межличностный механизм социализации – функционирует в процессе взаимодействия человека со значимыми для него лицами. Значимыми лицами могут быть родители, любой уважаемый взрослый, друг-сверстник, супруг.

"

Здравствуйте. Тема нашей сегодняшней лекции:

Лекция №2

«Социальная педагогика как наука».

Запишите, пожалуйста, вопросы, которые мы рассмотрим на лекции:

    Социальная педагогика как наука и практика.

    Функции социальной педагогики

    Связь социальной педагогики с другими науками и ее место в системе педагогических дисциплин.

Начнем рассматривать первый вопрос Социальная педагогика как наука и практика.

Для начала давайте запишем несколько определений социальной педагогики.

Социальная педагогика (по Мудрик) – отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание в контексте социализации. Т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части и др.)

Социальная педагогика (по Никитину) – теория и практика познания, регулирования и реализации образовательно-воспитательными средствами процесса социализации или ресоциализации человека, результатом которого является приобретение индивидом ориентации и эталона поведения (убеждений, ценностей, соответствующих чувств и действий).

Социальная педагогика (по Мискес) – научная дисциплина, раскрывающая социальную функцию общей педагогики и исследующую воспитательный процесс во всех возрастных группах.

Наука, как известно, это сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию новых, объективных знаний и представлений о действительности. Так, философию называют наукой о всеобщих законах развития природы, общества и мышления; социологию - наукой об обществе как целостной системе; психологию - наукой о закономерностях развития и функционирования психики человека, педагогику - наукой об образовании, воспитании и обучении подрастающего поколения.

Чтобы понять особенности социальной педагогики как науки, необходимо разобраться в том, что она должна изучать, вычленить ее собственную область исследования. Для этого в науке существуют понятия объект и предмет исследования.

В качестве объекта исследования той или иной науки выступает определенная область реально существующего мира, реальной действительности. Предметом же любой науки является результат теоретического абстрагирования, позволяющего ученым выделить те или иные стороны, а также закономерности развития и функционирования изучаемого объекта. Таким образом, объект науки - это фрагмент объективной реальности, предмет - результат ее осмысления.

Предметом социальной педагогики является социальное воспитание личности, исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации.

Объектом являются дети и другие люди, нуждающиеся в налаживании связей с обществом, в успешном социальном развитии.

Социальная педагогика как наука изучает социально педагогические –явления в социуме и решает следующие задачи :

Осуществление социально-педагогической оценки (экспертизы) деятельности государства, общественных организаций, движений, партий, а так же учреждений и коллективов;

Исследование влияний факторов среды на растущую личность, группу;

Исследование влияния отдельных факторов (например семьи, СМИ) на личность и др.

Структура социальной педагогики: - социология воспитания

Социально-педагогическая виктимология (Виктимология (лат. victima - жертва, лат. logos - учение) - раздел криминологии, учение о жертве преступления, наука о потерпевших, обладающих индивидуальной или групповой способностью стать жертвами преступного деяния)

Философия социального воспитания

Теория социального воспитания

Психология социального воспитания

Методика социального воспитания

Управление социальным воспитанием на общенациональном, региональном, муниципальном и локальном уровнях.

Вопросы к аудитории:

Выводы:

Переходим к рассмотрению второго вопроса- функции социальной педагогики

Социальная педагогика как отрасль знания обладает рядом функций, каждая из которых представляет собой одно из её направлений, отражающих её содержание. Функции (от лат. function – отправление, деятельность) – обязанность, круг деятельности, назначение.

    Теоретико-познавательная функция выражается в том, что социальная педагогика систематизирует и синтезирует знания, стремиться составить наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в современном обществе, описывает и объясняет их, вскрывает их глубинные основания.

    Прикладная функция связана с поиском путей и способов, выявлением условий эффективного совершенствования социально- педагогического влияния на процессы социализации в организационно-педагогическом аспектах.

    Гуманистическая функция выражается в разработке целей совершенствования социально-педагогических процессов, создающих благоприятные условия для развития личности и её самореализации.

Так же Мардахаев Л.В. выделяет: познавательную, научную, диагностическую, прогностическую, объяснительную, адаптационную, преобразующую, коррекционную, реабилитационную, мобилизационную, профилактическую, образовательную, управленческую. (Смотреть самостоятельно: учебник Лев Владимирович Мардахаев «Социальная педагогика»; Москва: Гардарики, 2005)

Перейдем к рассмотрению третьего вопроса нашей лекции – Связь социальной педагогики с другими науками и ее место в системе педагогических дисциплин.

Когда мы говорим о социальной педагогике, мы в первую очередь относим ее к системе педагогических наук, к некоторой совокупности взаимосвязанных частей, или отраслей. Для педагогики такими элементами являются педагогические научные дисциплины. Иногда о них говорят, характеризуя структуру педагогической науки. В зависимости от способа и задач рассмотрения они могут выступать и как отрасли этой науки, и как отдельные, относительно самостоятельные научные дисциплины. Общее для всех таких дисциплин - объект педагогики, т. е. педагогический процесс. Каждая из них специально рассматривает ту или иную сторону целостного педагогического процесса, выделяя свой собственный предмет.

Социальная педагогика, будучи самостоятельной педагогической наукой, в то же время тесно связана с рядом других наук и использует накопленные в них факты. Среди них есть базисные - основные для социальной педагогики. К их числу принято относить философию, общую педагогику, социальную работу, социальную психологию, социологию, политологию.

Социальная педагогика связана с общей педагогикой как часть и целое. Назначение социальной педагогики - установить направления, содержание, формы поддержки личности в определенных социокультурных условиях, конкретизировать положения общей педагогики применительно к возможностям среды. Из общей педагогики социальная педагогика заимствовала многие понятия и положения: о принципах, закономерностях, методах воспитания, формах организации совместной деятельности, условиях семейного воспитания и многое другое.

Однако связь педагогики и социальной педагогики не столь однозначна. Еще не решен в окончательном виде вопрос о месте социальной педагогики в общей системе педагогической науки. Социальная педагогика может относиться к подсистемам первой степени, наряду с общей педагогикой, философией образования, семейной педагогикой. В подсистему второй степени, иерархически подчиненную первой, могут быть включены специальные отрасли педагогики: дошкольная, военная, спортивная и др. Социальная педагогика и педагогика, по мнению Г.Н. Филонова, - две самостоятельные науки, относящиеся к разным областям знания, имеющие общие границы, "сопредельные", по выражению автора, но не связанные иерархически как часть и целое.

Социальная педагогика - это относительно целостная, сложная комплексная система.

В систему педагогических наук входят методики обучения и воспитания школьников различным дисциплинам: методики преподавания языка, литературы, истории, физики, математики, химии, биологии и иных учебных предметов. Здесь содержатся специфические частные закономерности развития учащихся. Исследователи методик преподавания обогащают науку не только узкими предметными знаниями обучения и воспитания конкретной дисциплине, но и расширяют понятийный аппарат социальной педагогики.

Социальная педагогика тесно связана с социальной работой. Социальная педагогика в социальной работе выступает в роли научного стержня потому, что информационные задачи, вопросы формирования знаний об обществе, отношениях в группе, социализации, развитии готовности личности к самопомощи решаются в основном педагогическими методами и средствами. Решение социальных задач во многом определяется воспитанностью людей, поэтому социальной педагогике принадлежит ведущая роль в определении способов, путей и средств развития личности, субъектов и объектов социальной работы.

Социальная педагогика связана с исправительно-трудовой педагогикой, которая содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления. Другое ее название - педагогика пенитенциарных учреждений. Существует детская и взрослая отрасли науки по перевоспитанию людей, отбывающих наказание за совершенные преступления. В связи с этим педагогические основы исправительно-трудовой педагогики должны включать элементы педагогической теории о принципах, содержании, методах, путях и средствах педагогического воздействия, разрабатываемые в социальной педагогике.

В последние годы активно развивается коррекционная педагогика, которая изучает особенности развития детей с ограниченными возможностями, разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом развитии. Она обеспечивает научные основы работы специальных образовательных школ и дошкольных учреждений, классов коррекции (классов выравнивания, компенсирующего обучения), логопедических пунктов, специальных дошкольных групп при массовых школах и детских дошкольных учреждений. Одной из важных проблем коррекционной педагогики является разработка педагогических технологий работы с детьми группы риска. Теории воспитания и образования лиц без зрения, слуха, с нарушениями в развитии мышления и поведения являются основой для педагогики социального развития личности (социальное воспитание); педагогики социальной среды как частных разделов социальной педагогики.

Философия является методологической основой социальной педагогики. Будучи системой научных знаний, социальная педагогика состоит из двух связанных разделов: теоретико-методологического (методологические основы познания, законы, научный аппарат и т. д.) и прикладного (практического применения общих теоретических положений). Поэтому те или иные философские течения, концепции, теории, методология познания и преобразования - все это составляет исходные методологические основания, основы социально-педагогических теорий.

Аппарат социальной философии содержит универсальные категории культуры и формы мышления: человек, культура, социум, свобода, гуманизм, конфликт, социальное время и пространство, общественная деятельность, ситуация, жизнь, смерть, субъект и объект, образ жизни, картина мира, душа, социальная экология и т. п. Все эти категории осмысляются в социальной педагогике в их конкретно-историческом проявлении и через выявление их педагогического содержания, смысла или потенциала.

Определенная часть теоретических знаний в социальной педагогике выросла из социологических теорий, поэтому принято считать, что социальная педагогика связана с социологией. Исследования в области социальной педагогики опираются на социологические данные или методы анализа социальной реальности.

Например, при диагностике детей группы обычно используются данные интервью, анкет, опросных листов, документов архивов, автобиографий и других источников и методов сбора информации, которые традиционно применяются в социологии. Социологические методы исследования в значительной мере используются в прикладных исследованиях по социальной педагогике, так же как и в других научно-педагогических дисциплинах.

Другая базисная для социальной педагогики наука - психология, раскрывающая закономерности развития личности, групп и коллективов. Из психологии социальная педагогика черпает сведения об особенностях личности, социального познания, механизмах и условиях социализации личности, истоках отношений личности, особенностях межличностного общения, о социальных факторах отклоняющегося поведения, содержании психосоциальной работы. Многие подходы в социальной педагогике, оформляясь в определенные направления, обычно опирались на те или иные психологические воззрения.

Социальная педагогика тесно связана с конфликтологией. Конфликтология изучает типы, виды и формы социальных конфликтов, их общие закономерности; социальная педагогика - главным образом межличностные, внутри личностные и личностно-групповые конфликты. Конфликтологическая теория пронизывает большинство современных разделов обществоведения и человекознания. Поскольку бесконфликтного личностного развития не бывает в природе, социальная педагогика изучает (как часть научного объекта) потенциально и реально существующие конфликты между личностью и социальной средой (социумом и микросоциумом), взаимоотношения человека с другими людьми, которые имеют конфликтный, а поэтому особо значимый как для личности, так и ее окружения характер. Социальные педагоги имеют дело с остроконфликтными категориями населения (молодежью, инвалидами, пенсионерами, безработными, беженцами и т. п.) и призваны содействовать ослаблению социальной напряженности. Учитывая, что социальная конфликтность достигла высоких качественных и количественных параметров, конфликтологический анализ проблематики социальной педагогики является социально актуальным и чрезвычайно важным. Таким образом, содержание науки социальной педагогики, ее объект, предмет, категории и другие атрибуты не могут осмысляться вне конфликтологического аспекта. В противном случае неизбежен ее отрыв от реальных общественных запросов, возможна искаженная интерпретация ее функций и предназначения.

В последние годы социальные педагоги стали широко использовать данные политологии. В политологии для социальной педагогики представляют интерес исследования в области социальной политики, которая как составная часть внутренней политики государства, а также общественного сектора, воплощенная в их социальных программах и практике и регулирующая отношения в государстве и обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения, является сферой, определяющей практическую социально-педагогическую деятельность различных социальных институтов. Как наука социальная педагогика не зависит от социальной политики, так как сама социальная политика по своему происхождению вторична относительно экономики, которая была и остается определяющей материальной основой решения всех социальных задач. Социально-педагогическая практика представляет собой форму, технологию, способ реализации социальной политики, а социальная педагогика как научная дисциплина предлагает политологии фундаментальные теоретические положения, позволяющие ей разрабатывать эффективные механизмы реализации социальных доктрин.

Данным перечнем наук и научных дисциплин не исчерпываются связи социальной педагогики с другими науками.

Как развитая часть педагогической науки социальная педагогика практически воспроизводит структуру всей науки: в ней выделяются фундаментальные и прикладные разделы, научно-эмпирические (педагогика социального развития личности, или социальное воспитание), интегративные (педагогика среды), междисциплинарные (педагогика социальной работы) и комплексные (профессиональное образование в области социальной педагогики) области, научные направления, течения, школы.

Вопросы к аудитории:

Психология социального воспитания на основе социально­-психологических характеристик групп и человека, их особенно­стей на различных возрастных этапах выявляет психологические условия эффективности взаимодействия субъектов социального воспитания.

Методика социального воспитания отбирает из практики и конструирует новые способы целесообразной организации соци­ального воспитания.

Экономика и менеджмент социального воспитания иссле­дуют, с одной стороны, потребности общества в определенном качестве «человеческого капитала», а с другой - экономические ресурсы общества, которые могут быть использованы для орга­низации социального воспитания.

Разрабатывая свой круг проблем, социальной педагогике не­обходимо широко опираться на историю педагогики (изучающую развитие педагогических идей и теорий), историю воспитания (в ней идет речь о том, как складывалась практика воспитания на различных этапах развития человечества в целом и в отдель­ных странах, обществах, государствах в частности), сравнительную педагогику (изучающую теорию и практику воспи­тания в зарубежных странах на совре­менном этапе), дидактику.

Весьма важны и взаимополезны тесные теоретические и исследовательские взаимосвязи соци­альной педагогики с семейной, конфессиональными и коррекци­онной педагогиками.

Социальная педагогика очень тесно связана с теми отраслями педагогического знания, сферой применения которых являются воспитательные и социализирующие человека организации раз­личного типа. Имеются в виду дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионального образования, педагогика закрытых учреждений различного типа, педагогика детских и юно­шеских организаций, клубная педагогика, педагогика среды, во­енная педагогика, производственная педагогика, педагогика вре­менных объединений, педагогика социальной работы и др.

Философия и социальная педагогика. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и ме­сто в нем человека.

Социальная педагогика, в частности ее раздел «Философия со­циального воспитания», исследуя свои проблемы, с большей или меньшей мерой осознанности исходит из определенных взглядов на человека и его воспитание. В этих взглядах всегда можно об­наружить те или иные философские основания.

Этика и социальная педагогика. Этика анализирует общие законы раз­вития моральных представлений и от­ношений, а также регулируемые ими формы морального сознания людей и их

Социология и социальная педагогика. Социология - наука о за­кономерностях становления, функционирования и развития обще­ства в целом, социальных отношений и социальных общностей.

Этнология, этнопсихология и социальная педагогика. Этно­логия изучает бытовые и культурные особенности народов. Эт­нопсихология - отрасль знания, изучающая этнические особен­ности психики людей, закономерности формирования и функции этнических самосознания, стереотипов и т.д. Социология и пси­хология социального воспитания используют данные об этниче­ских особенностях возрастной периодизации жизненного пути человека, о факторах, определяющих положение людей того или иного возраста и пола в этносе; об этнической специфике и за­кономерностях социализации и воспитания; о каноне человека в различных этносах и т.д.



Социальная и возрастная психология и социальная педаго­гика. Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики са­мих этих групп. Возрастная психология изучает возрастные осо­бенности и динамику психики человека, а также возрастные фак­торы развития личности. Социальная педагогика использует дан­ные социальной и возрастной психологии, исследуя проблемы социализации и виктимологии, разрабатывая психологию и ме­тодику социального воспитания.