Усадьба Ганнибалов. Петровское. “От вас беру воспоминанье, а сердце оставляю вам”


это Сороть сюда петляет.

Как известно усадьба Тригорское во времена Пушкина принадлежало Прасковье Александровне Осиповой-Вульф. К тому времени, когда Пушкин поселился в Михайловской ссылке она была уже дважды вдова. Ей всего 43 года и у нее большая семья.
От первого брака (1799-1813) с Николаем Ивановичем Вульфом у Прасковьи Александровны было пятеро детей: Анна (род. 1799), Алексей (род. 1805), Михаил (род. 1808), Евпраксия (1809), Валериан (род. 1812). В конце 1817 года овдовевшая четыре года назад Прасковья Александровна вторично вышла замуж на Ивана Сафоновича Осипова. 5 февраля 1824 года она вторично овдовела. Ее семья пополнилась двумя дочерьми от брака с И. С. Осиповым - Марией (1820) и Екатериной (1823). С ней осталась жить и падчерица Александра. Вот такое большое семейство жило в Тригорском.

Именным Указом Екатерины II в 1762 году земли Егорьевской губы, в состав которых вошло будущее Тригорское, были пожалованы лейб-гвардии Семеновского полка секунд-майору Максиму Дмитриевичу Вындомскому.

Наивысший расцвет имения пришелся на вторую половину 18 века, когда владельцем и наследником с 1780 г становится его сын Александр. При нем происходит активное строительство на территории усадьбы хозяйственных и служебных построек. С любовью и знанием дела оформляется английский пейзажный парк.

Добрая племянница Анна Керн (она была - Зина, где наша простыня про Полторацких и Вульфов??? -дочерью Екатерины Ивановны Вульф в замужестве Полторацкой, родной сестры первого мужа Прасковьи Александровны, уф!:)) так описывала тетушку:"... рост ниже среднего, гораздо, впрочем, в размерах; лицо продолговатое, довольно умное...; нос прекрасной формы; волосы каштановые, мягкие, тонкие, шелковые; глаза добрые, карие, но не блестящие; рот ее только не нравился никому: он был не очень велик и не неприятен особенно, но нижняя губа так выдавалась, что это ее портило. Я полагаю, что она была бы просто маленькая красавица, если бы не этот рот. Отсюда раздражительность характера".

Старый господский дом стоял на берегу реки в очень удобном месте.

Но к началу 1820-х годах он обветшал и его решили перестроить, для чего семейство Осиповых-Вульф перебирается из старого усадебного дома в здание бывшей полотняной фабрики.

потом старый дом вообще сгорел, а заново построить его денег что-ли не было, или не хотели, но фабрика стала домом на долго, до самой революции:):)

Кстати Прасковья Алексанлровна приходилась Пушкиным и дальней родней. Как говорила бабушка Янькова, посчитаться родством они могли - ее родная сестра была замужем на Яковом Исааковичем Ганнибалом, двоюродным братом Надежды Осиповны.

Простите, верные дубравы!
Прости, беспечный мир полей,
О легкокрылые забавы
Столь быстро улетевших дней!
Прости, Тригорское, где радость
Меня встречала столько раз!
На то ль узнал я вашу сладость,
Чтоб навсегда покинуть вас?
От вас беру воспоминанье,
А сердце оставляю вам.
Быть может (сладкое мечтанье!),
Я к вашим возвращусь полям,
Приду под липовые своды,
На скат тригорского холма,
Поклонник дружеской свободы,
Веселья, граций и ума.

Далее дорожка ведет к Баньке, в которой летом 1826 года собирались Пушкин, Вульф и приехавший погостить в Тригорское тогда дерптский студент Николай Михайлович Языков.

По воспоминаниям А.Н. Вульфа "сестра моя Euphrosine, бывало, заварит всем нам после обеда жженку … Пушкин, ее всегдашний и пламенный обожатель, любил, чтобы она заваривала жженку … и вот мы … сидим, беседуем да распиваем пунш … и что за дивные стихи то того, то другого поэта сопровождали нашу дружескую пирушку!…"

Когда мы шли к баньке прошли фундаменты оставшиеся от старого дома.

По выходе из баньки, т.е. с западной ее стороны, хорошо просматривается восстановленный каскад из 3-х прудов.

Нижний пруд восстановлен по плану 1848 г. Из него брали воду для бани.

От баньки хорошо видно прогулочное кольцо дорожек, которое было рассчитано на последовательную смену впечатлений и пейзажей при прогулках.

С нее видна мелькающая внизу реки Сороть, с одной стороны, и облагороженные, окультуренные хозяевами усадьбы участки парка - с другой.

А эта "большая аллея" ведет мимо верхнего пруда к "алее Татьяны" (наиболее удаленной и романтической части парка).

Во времена Пушкина система "солнечных часов" содержала образованные посадками геометрические фигуры масонской символики (устроитель парка А.М. Вындомский был масоном), следы которых знатоки находят и поныне… От солнечных часов расходятся "утренняя", "полуденная" и "вечерняя" дорожки.

"Полуденная" дорожка ведет к самому старому дереву парка - "дубу уединенному", посаженному на могильном кургане защитников средневекового города Воронича. Здесь невольно вспоминается пушкинское "…я мыслю, патриарх лесов переживет мой век забвенный, как пережил он век отцов…"

Помните:
Я твой - я променял порочный двор цирцей,
Роскошные пиры, забавы, заблужденья
На мирный шум дубрав, на тишину полей,
На праздность вольную, подругу размышленья.

Высокий холм остатки бывшей здесь в XIV-XVI веках крепости.

Она находилась в центре псковского пригорода Воронич. Воронич имел большое значение как пограничный стратегический пункт, защищавший наряду с другими пригородами (Врев, Выбор, Остров, Велье, Опочка и др.) подступы к Пскову с юго-запада, и как важный торговый пункт, обеспечивающий удобную переправу по торговому тракту из Москвы и Пскова на Литву и Польшу.

В XV веке в Ворониче числилось до 400 податных дворов и несколько монастырей. В народе сохранилось предание о том, что в пригороде и вокруг него было 77 церквей и монастырей. Значительно превышая Велье, Опочку, Остров, Воронич достиг расцвета к концу XVI века. Полчища Стефана Батория разгромили крепость и, отступая, уничтожили пригород, отомстив героическим защитникам Воронича и земли русской, задержавшим войска захватчиков и не давшим им возможности застать врасплох псковичей. Дальнейшие набеги иноземцев на пригород, лишенный крепости и ратных людей, подвергли его окончательному разорению.

Вершина холма опоясана с юго-запада высоким и крутым валом. В далеком прошлом она была обнесена высокими деревянными стенами с башнями по углам.

В крепости было двое ворот, к которым вели боковые дороги. Следы этих дорог сохранились и по настоящее время. Внутри крепости находились склады оружия, боеприпасов и продовольствия. "Осадные клети" - постройки легкого типа, которые являлись временным убежищем для окрестных жителей в моменты опасности.

Некогда в крепости было две церкви Ильинская и Егорьевская. Следы Ильинской церкви почти совершенно утрачены. Находилась она в центре крепости, ближе к валу.

Это Егорьевская церковь, сгоревшая в 1913 году, и почти восстановленная сейчас. Этому отдал много сил Савва Ямщиков.

и лежит он здесь, рядом с нею.

У входа на церковный двор лежит большая куча каменных ядер, найденных при раскопках на городище.

На городище Воронич находится родовое кладбище хозяев соседнего Тригорского, где у восточной алтарной стены Егорьевской церкви погребены А.М. Вындомский, А.Н. Вульф (их могилы находятся под общим памятником - белым мраморным крестом).

Рядом под мраморной могильной плитой покоится прах мужа П.А. Осиповой И.С. Осипова.

Около него под такою же плитой похоронена сама хозяйка Тригорского Прасковья Александровна Осипова.

А совсем вечером пообедав мы поехали в Петровское.

Петровское - родовое имение предков А.С. Пушкина Ганнибалов, связанное с интересом и уважением поэта к истории своего рода, истории российского государства, нашедшим отражение в его творчестве.

В 1742 дворцовые земли Михайловской губы в Воронецком уезде Псковской провинции были пожалованы императрицей Елизаветой Петровной прадеду А.С. Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу, крестнику и сподвижнику Петра Великого.

А.П. Ганнибал был отягощен государственными делами, поэтому ограничился постройкой в Петровском небольшого дома, в котором в течение 6 лет жила его большая семья.

Пушкин интересовался историей своего прославленного в истории России рода и хотел получить так называемую немецкую автобиографию, написанную самим А.П. Ганнибалом и хранящуюся у П.А. Ганнибала, к тому времени дослужившего до генеральского чина и жившего в своих псковских владениях. Пушкин посетил своего двоюродного деда (известного своей крутостью по отношению к крестьянам и ставшего прообразом Троекурова в "Дубровском") и вспоминал об этом так: "…попросил водки. Подали водку. Налив рюмку себе, велел он и мне поднести; я не поморщился - и тем, казалось, чрезвычайно одолжил старого арапа. Через четверть часа он опять попросил водки и повторил это раз 5 или 6 до обеда. Принесли … кушанья поставили…". В Петровском был свой винокуренный заводик, изготовлявший водку в т.ч. и для продажи. Полученные от старого арапа сведения были в дальнейшем использованы Пушкиным при написании неоконченного романа "Арап Петра Великого".

С 1822 по 1839 годы хозяином имения был двоюродный дядя Пушкина Вениамин Петрович Ганнибал, после смерти которого Петровское становится собственностью помещицы К.Ф. Компанион и наследуется ее дочерью К.Ф. Княжевич. Новые владельцы в основном сохранили планировку усадьбы, но в 1918 году имение было сожжено.

В 1936 году территория усадьбы Петровское была включена в состав Пушкинского заповедника.

Археологическое исследование усадьбы было проведено в 1952 году. В основу проекта восстановления «дома П.А. Ганнибала» были положены обмеры фундамента дома и фотографии фасада дома начала XX века.

Вот такое оно Пушкиногорье!

Я озаглавила эту статью строками из стихотворения А.С.Пушкина, которое он написал в альбоме Прасковьи Александровны Осиповой-Вульф в Тригорском, перед отъездом из Михайловского в столицу 17 августа 1817 года. Ею и начинаю отчёт о самостоятельном автопутешествии из Москвы на псковщину.
Мы совсем не собирались во Псков в июле 2014 года, когда город праздновал “и день, и век, и сто веков своей истории”(с). Оказались мы там не благодаря, а вопреки. Отменили потом и кровью и решили ехать не в роскошный и многолюдный Санкт-Петербург, а в спокойный древний Псков. Причиной тому явились личные предпочтения, оставим их за рамками сего изложения. Здесь же обозначим маршрут путешествия и перечислим основные достопримечательности Пскова и псковщины, которые удалось охватить за шесть дней поездки из Москвы во Псков на автомобиле.

Временные рамки путешествия 23 – 28 июля 2014 года.
Экипаж: Начальник Экспедиции и Бортжурналистка. В.А.Навигатор по причине шибко импортных мозгов на этот раз печально остался дома. Нас сопровождала Ея Императорское Величие Карта Псковской области и схема Пскова.
Маршрутный лист:

1-ый день . 23 июля, среда. Москва – Пушкинские горы

Выезд из Москвы в 6.30 по трассе . Подробности о состоянии трассы и наличии инфраструктуры . В двух словах – дорога хорошая, временами – идеальная. Инфраструктура имеется. Не немецкий автобан, но и не В России это одна из лучших дорог, по которым катились наши колёса.

В 7.50 прошли Волоколамск, там заканчивается автомагистраль.

На 455 км пропустили несанкционированно перебегавшую трассу лису. Оная о своих действиях не предупреждала и фотосессию не заказывала. Увы.
Свернули на Великие Луки, прошли через город и вышли на дорогу Великие-Луки – Пушкинские Горы в 12.30.

Дорога на Пушгоры вполне съедобная, близка к хорошей. Кое-где совсем свежее покрытие, местами – новое, очень приличное, на нескольких участках потряхивает, но не критично и недолго.


Деревень в Тверской и Псковской области на трассе немного и почти в каждой – аисты!


Одного, сидевшего на коньке крыши я даже приняла за украшение – так по-картинному сидел он на коньке. Хотелось снять каждого из них, в этом деле мы значительно преуспели.

Узрев на высоком холме дворянскую усадьбу, не могли не свернуть по знаку, специально поставленному для дезориентации посетителей.

Покрутились на песчаной грунтовке, чертыхнулись, расстроились из-за невозможности подойти к дворцу поближе, вернулись на дорогу и свернули на следующем повороте, в посёлке Бежаницы.

Проехали несколько десятков метров и оставили машину в тенистом парке усадьбы Философовых.

Внутрь не пошли, хотя возможность была, спешили к Александру Сергеевичу.
В Новоржеве засвидетельствовали почтение матушке Екатерине свет Алексеевне.

Скульптура установлена в 2002 году, гл.ск. В.Э.Горевой, скульпторы О.Н.Попова и Р.Л.Слепенков, арх. С.С.Жильцов

Поездка в Пушгоры. Святогорский монастырь

В 15.15 оставили машину на парковке у научного и экскурсионного центра музея-заповедника Пушкинские Горы, напоминающего Дворец Съездов.


Талоны на парковку продаются в экскурсионном центре. В 2014 году разрешение на въезд в три усадьбы стоило 200 рублей.

Рекогносцировка выявила невозможность индивидуального экскурсионного обслуживания двух наглых московских рож, но возможность присоединиться к плановым экскурсиям в составе групп. Обозначенные рожи сии сведения приняли с превеликой радостью. За 200 рублей купили разрешение на парковку во всех музеях заповедника на сутки и сразу отдали свои скромные почести могиле Великого Поэта.

Обелиск над могилой А.С.Пушкина в Святогорском монастыре

Зашли в собор монастыря.


Успенский собор Свято-Успенского Святогорского монастыря (XVI в.)

И отправились гулять по парку Тригорского.

Поездка в Пушгоры. Тригорское. Прогулка по парку

Здесь слабая половина экипажа сразу стала рваться к знаниям. Резонно заявляя о том, что на следующий день три экскурсии подряд “многовато будет”. Но смиренно повиновалась мужниному “цыц” и с удовольствием взглянула на скамейку, где её литературная тёзка выслушала суровый приговор возлюбленного.


Парк усадьбы Тригорского. “Скамья Онегина”

Прошлась по аллее её имени.


“Аллея Татьяны” в Тригорском

И ободрала всю вкуснющую ароматную тригорскую малину, что нетронуто растёт у парковки усадьбы Тригорского.
День закончился заселением в номер турбазы “Пушкинские горы” со вкушениями и возлияниями в кафе турбазы.


Номерок вполне приемлем, кафе достойно всяких похвал.

2 день. 24 июля, четверг. Пушкинские горы – Михайловское – Петровское – Тригорское – Псков. Поездка в Пушгоры

Усадьба Михайловское

День решили начать с осмотра Михайловского. Купленный парковочный талон даёт право на въезд в охранную зону музеев. От парковки до музея нужно идти по указателям


через поле.

Пришли за полчаса до открытия музея и погуляли по пустому парку.

Первая экскурсия в доме-музее начинается в 10.30. Первоначально планировали послушать коллег и в доме, и в парке. Но любезная распорядитель музея, хоть и старалась от всей души угодить коллегам, но честно призналась, что возможности бюро очень скудны, группы идут непрерывным потоком, все экскурсоводы нарасхват. Мы поначалу огорчились, но зайдя в тенистую прохладу парка стали столь лакомой добычей для разного вида кровососущих, что отказались от первоначальной идеи и решили довольствоваться внутренними помещениями.

Забегая вперёд скажу, что если посещать все три усадьбы (Михайловское, Петровское, Тригорское), то времени на экскурсии по паркам банально не хватит. Экскурсия в Михайловском проводится в доме-музее,


Кабинет в главном доме усадьбы Михайловское

во флигеле


Усадьба Михайловское. Флигель “Кухня”

и в бане, он же – “домик няни”.


Усадьба Михайловское. Флигель “Баня”

По времени занимает около пятидесяти минут. После погружения в жизнь поэта в Михайловском, мы не могли отказать себе в удовольствии снова побродить по обширному приусадебному парку.


Вид от усадьбы Михайловское на долину речки Сороть

После Михайловского поехали в Петровское.

Поездка в Пушгоры. Петровское

От парковки до усадьбы идти метров 300. Не могу точно утверждать, но похоже, что экскурсии там проводят каждый час. Усталая коллега, на наше счастье, опаздывала и нам удалось присоединиться к 13-ти часовому сеансу. В него входит посещение дома Абрама Петровича


Дом А.П.Ганнибала в Петровском

и дома Петра Абрамовича Ганнибалов.


Дом П.А.Ганнибала в Петровском

Не пропустили и парк, хотя он и не такой обширный, как в Михайловском и Тригорском.

Попытка сделать перерыв на обед не увенчалась успехом. В ресторане гостиницы “Дружба” быстро накормить не обещали. Дали наводку на кафе “Святогоръ”. Там тоже повар не управлялся и нас честно предупредили, что придётся подождать минут 20, пока повар примет наш заказ. Не солоно хлебавши поехали в Тригорское.

Поездка в Пушгоры. Тригорское. Экскурсия

Чёткого расписания экскурсий в доме Осиповых-Вульф нет, по всей видимости, его составляют ежедневно в зависимости от потока посетителей. Нам снова повезло – до начала следующей оставалось не больше 15 минут.

В Тригорском мы получили двойное наслаждение. Во-первых, от возможности окунуться в жизнь хозяйки и друга Александра Сергеевича Прасковьи Александровны Осиповой-Вульф и её детей.


Интерьер одной из комнат усадьбы Тригорское

Во-вторых – от работы сотрудника музея Марии. Если есть на свете блестящие экскурсоводы, то это – она! В этот день мы оценили и сравнили работу коллег. В Михайловском нам рассказывали грамотно, интересно, методически правильно, не спеша, с достоинством. И без эмоций. В Петровском – интересно, но быстро, без пауз тараторя заученный текст, временами с выражением, как хорошая ученица подражает интонации учителя.

В Тригорском казалось, что нас встречает сама Прасковья Александровна. И рассказывает нам о шалостях поэта, его отношениях с домочадцами Тригорского. Это было представление, маленький спектакль одного актёра. Даже свой наряд она продумала до мелочей. Не современные юбка или брюки, а платье. Однотонное, длинное. Вряд ли уместное на улице – немного старомодное, но не вычурное, вряд ли подходящее эпохе начала XIX века, лишь отдалённо напоминающее моду тех дней, но эмоционально создающее атмосферу усадебной жизни. Своим видом она как-бы вводила в мир пушкинской эпохи. А рассказывала, вернее, играла, блестяще! К счастью, сохранился снимок, где наша “Прасковья Александровна” случайно попала в кадр!

Многим современным актёркам следовало бы у неё поучиться. А, тем более, экскурсоводам.

Поездка в Пушгоры. Бытовое

После такого наслаждения не хотелось сразу садиться в душную машину и решать прозаические вопросы утоления голода. Мы ещё побродили по парку, растягивая удовольствие от увиденного и услышанного.


Вид из усадьбы Тригорское в сторону городища Воронич и Савкиной горки

Но голод не Прасковья Александровна. Мы вернулись в кафе, где нас ждало первое и, слава Богу, последнее разочарование в этой поездке. Не от кухни. К ней претензий нет. И интерьер кафе, и обеденный дворик, очень приятные.

Здесь нас откровенно обсчитали. Мы получили написанный от руки счёт, где стоял итог – 922 рубля. Обычно, мы не проверяем итоговую сумму. Но в этом случае она вызвала подозрение. Произведя в голове незатейливые математические действия, мы пришли к другой цифре – 802 рубля.

Скандалить очень не хотелось. Мы выгребли из карманов мелочь и положили ровно столько, сколько обозначил официант. Пожалуй, он заработал на 20 рублей больше. При счёте 802 рубля мы, по привычке оставлять за понравившуюся кухню и обслуживание, заплатили бы 900. Но репутацию этого заведения он сильно подмочил. Руки так и просят написать статью с названием: “Кафе “Святогоръ” в Пушкинских горах. Осторожно, обсчёт!”


Здесь неплохо кормят, но норовят обсчитать клиента

В путь выезжаем в 18.15.
Немного расстроенные молча едем до Пскова, около 19. 50 паркуемся у гостиницы. Всё-таки ругани в этот день избежать не удалось. Мирно ждём своей очереди при заселении в “Рижскую”. Но перед нами влезает хамская морда и обсуждает с администратором оплату парковки. Начальник Экспедиции не выдержал. Рявкнул на морду. Администратор спохватилась и переключила внимание с морды на нас. Начальника уже слегка понесло, вёл он себя не лучшим образом. За что получил хорошую моральную оплеуху от Бортжурналистки. И отличный угловой номер 729 с окнами на теневую сторону, противоположную шумной пригостиничной площади, без соседей – с другой стороны номера находится пожарная лестница.

– 729? – переспросила дежурная горничная на этаже, протягивая ключи – да у вас самый лучший на этаже номер! – подтвердила она слова администратора.

Глав Вред отёр пот со лба и ехидно поинтересовался:
– И кто был не прав?

Бортжурналистка виновато и нежно поцеловала супруга.
Вечером дошли лишь до соседнего продуктового, пополнить продовольственные запасы для завтрака. Ибо 720 рублей (на двоих) за завтрак доплачивать не хотелось. И, судя по отзывам, он в “Рижской” сильно средний. Имея дорожный чайник в сумке и холодильник в номере, те же йогурты, творожные сырки и сырно-колбасная нарезка, купленные в магазине, обходятся гораздо дешевле означенной суммы.

Кафе искать не хотелось, да и в Пушгорах хорошо пообедали, голодного бешенства не наблюдалось. По причине усталости и закоренелого пьянства довольствовались “Василеостровским” пивом в гостиничном баре. Сей напиток не выдерживал сравнения даже с “Черной горой”, не говоря уж о “Бернаре”, да и температура оного подкачала. Тёплое недешёвое пойло.

Часов в 10 замертво упали спать.

На этом позвольте прерваться, продолжение в следующей публикации: . Заключение в статье .

1. Петровское. Дом Абрама Петровича Ганнибала August 18th, 2016

08.03.2016
Дом Абрама Петровича Ганнибала в усадьбе Петровское необычен сразу по нескольким причинам.


  1. Он задумывался в голландском стиле, диковинном для псковских земель.

  2. Он воссоздан на историческом фундаменте и наполнен предметами домашнего обихода приблизительно середины XVIII века.

  3. Его построил и в нем жил предок Пушкина, фамилия которого мне с детства представлялась зловеще-притягательной — Ганнибал.

Возможно, сочетанием именно этих факторов и объясняется особая, неповторимая атмосфера, царящая в доме.

Заходишь внутрь и по-детски осознаешь: здесь жил арап Петра Великого. А потом мысленно добавляешь: и мебель здесь собрана особая — добарочная и раннебарочная.

Приемная-прихожая
В небольшой приемной встречаем стул с витыми ножками и витыми боковыми устоями.

Вертикальные рейки спинок с суетливым растительным орнаментом. Навершие — царство львов.

Стол . Россия, начало XVIII века.
Выполнен в стиле петровского барокко (голландском стиле). Подстолье в виде высокого короба с рамочно-филенчатым рисунком из наборного дерева, точеные ножки-балясины, рама-проножка. Подобный стол мы встречали .

Комната Абрама Петровича и Христины Матвеевны Ганнибалов
В вытянутом в длину пространстве комнаты выделяются три зоны: спальня (в середине комнаты) и два кабинета (по краям).

В первом кабинете расположен секретер с откидывающейся крышкой. Обратим внимание на конструкцию дверки.
С лицевой стороны дверка выглядит как рамочно-филенчатая. Однако глядя на ее тыльную сторону, мы понимаем, что это не так: дверка представляет собой не филенку, вставленную в рамку, а сплошное дощатое полотно, поверх которого с лицевой стороны проложена рамка.

Кресло притворяется, будто сделано из коряг или сучковатых ветвей.

На самом деле это тоже не так: уж больно симметричны левый и правый локотники, а также левая и правая половины спинки. Средняя часть спинки стилизована под вазу, что характерно для мебели в английском стиле.

В комнате две люстры. Вот первая из них. Помещаю ее

Зону спальни образует супружеская кровать с балдахином. Изножье — волна. В изголовье волна повторяется лишь декоративно, так как изголовье совмещено с уходящей вверх до потолка стеновой панелью, к которой крепится балдахин.

Функцию прикроватной тумбочки выполняет стул в английском стиле с характерной для него формой кабриолей. Лапа, охватывающая шар, была в ходу в 1760-е годы.

Прорезные спинки тоже появились к середине XVIII века.

Напротив кровати висит овальное зеркало в резной раме, символизирующей расходящиеся от центра лучи солнца.

Второй кабинет представлен небольшим, но выглядящим основательно и даже тяжеловесно, столом . Массивная проножка соединяет две плоские широкие опоры, стилизованные внизу под звериные лапы, а в верхней части декорированные резьбой. Резьба проложена и по подстолью, и по кромке столешницы.

Кресло в углу типично для раннего барокко: кабриоли знакомой формы с птичьей лапой, охватывающей шар; непрорезная средняя часть спинки в виде вазы.

Вторая люстра.

Детская
Детские кровати по исполнению сходны с родительской кроватью: изножье — волна; изголовье прямое, декоративно повторяющее волну.

Еще один стол в стиле петровского барокко из наборного дерева.

Кухня-поварня (столовая)
Кухня расположена на первом этаже дома и представляет собой очень просторное помещение.

Здесь нас встречает большой дубовый стол XVIII века. Прошу обратить внимание на форму его ножек.

Ножки выполнены в виде массивных витых балясин. Между собой балясины соединены фундаментальной проножкой сложной формы.

В углу расположен ореховый буфет , датируемый 1750 годом.

Не уверен, что дверцы рамочно-филенчатые, но центральная часть дверец — назовем ее филенкой — несет на себе очень симпатичную резную картинку.

Вспомогательный стол коренаст и пружинист.

Сундук с сетчатым рисунком.

При ближайшем рассмотрении убеждаемся, что рисунок исполнен очень аккуратно.

Люстра с деталями кованого силуэта.

Музейщики молодцы, выдержали атмосферу послепетровского времени, в которой жил человек эпохи Петра Великого.
Вот соседний дом — дом Петра Абрамовича Ганнибала — будет совсем другим, и мебель там будет другая.

В 1742 году императрица Елизавета Петровна пожаловала арапу Петра Великого земли Михайловской губы псковского пригорода Воронича. Здесь прадед Александра Пушкина Абрам Петрович Ганнибал взялся за возведение мызы на месте старой деревни Кучане, на берегу одноименного озера. При Абраме Петровиче были построены небольшая усадьба, дом-контора управляющего имением, служебные постройки и винный заводик.

Большой усадебный дом появился в Петровском уже при сыне Ганнибала Петре Абрамовиче, а затем перешел к его сыну Вениамину Петровичу Ганнибалу, который не оставил законных наследников, поэтому усадьба перестала быть собственность Ганнибалов. Однако новые владельцы бережно отнеслись к дому, связанному с именем Пушкина, и не внесли каких-то серьезных изменений в планировку. Вплоть до пожара 1918 года дом и парк сохраняли свой первоначальный вид.

В 1977 году главный усадебный дом был восстановлен. С тех пор фасад дома стал визитной карточкой третьей усадьбы, входящей в музейный комплекс Пушкинские горы.

Экскурсия по Петровскому обычно начинается с осмотра восстановленного флигеля первого владельца усадьбы. Как и главный дом, в 2000 году двухэтажный флигель воссоздан на остатках сохранившегося фундамента. Он совсем невелик. Постоянно в нем жили только жена и дети хозяина, а сам Абрам Петрович бывал здесь наездами.

Поднявшись по лестнице на второй этаж, мы попадаем в приемную-прихожую - служебную комнату, где хозяева принимали приказчика, вели дела по устройству усадьбы. На стенах вывешены карта Псковской губернии XVIII века, портреты Петра I, Елизаветы Петровны, графа Миниха - благодетелей Абрама Ганнибала.

Абрам Петрович родился в городе Лагоне (на севере современного Камеруна) в семье князя Миарха Бруха. Еще ребенком его пленили и увезли в Турцию, где он был выкуплен русским послом и привезен в подарок Петру I. Любимец Петра I принял православие и при крещении стал Петром Петровичем Петровым. Однако позже получил разрешение сменить имя на Абрам, а фамилию Петров на Ганнибал.

В девять лет мальчик был зачислен в Преображенский полк барабанщиком, затем Петр I отправил его во Францию для получения военно-инженерного образования. Вернувшись из Франции в 1723 году, Абрам Петрович становится личным секретарем Петра I, хранителем всех чертежей государства Российского. Он преподает математику, инженерное дело и фортификацию начинающим офицерам, пишет учебники по фортификации и геометрии. Копии страниц учебника, составленных Абрамом Петровичем, можно увидеть на полке секретера в рабочем кабинете. Прежде на русском языке таких учебников не было.

Из приемной мы проходи в комнату Абрама Петровича и Христины Матвеевны Ганнибалов. Опочивальня делилась на 2 половины - мужскую и женскую. Это и спальня, и кабинет, разделенные кроватью с балдахином.

На мужской половине у окна стоит бюро, на столешнице которого можно увидеть проекты фортификационных сооружений, подсвечник и часы.

На женской половине - резное деревянное кресло, зеркало, декоративный фарфор, шкатулка и книга Тальмана "Езда в остров Любви".

Как и в других усадьбах Пушгор, предметы интерьера, по большей части, не имеют отношения к семье Ганнибалов, а лишь относятся к тому времени, когда они жили в Петровском. Но есть исключение: мемория рода Ганнибалов - икона "Спас Нерукотворный", принадлежащая правнучке Ганнибала Анне Семеновне Ганнибал. На обратной стороне надпись "1725 год".

Абрам Петрович Ганнибал был женат дважды. "В семейственной жизни прадед мой Ганнибал - писал Пушкин, - так же был несчастлив, как и прадед мой Пушкин. Первая жена его, красавица, родом гречанка, родила ему белую дочь. Он с нею развелся и принудил ее постричься в Тихвинском монастыре, а дочь ее Поликсену оставил при себе, дал ей тщательное воспитание, богатое приданое, но никогда не пускал ее себе на глаза".

На самом деле девочку назвали Агриппиной, она родилась слабой и вскоре умерла. Брак был заключен против воли Евдокии Андреевны Диопер, и Ганнибал не без оснований считал, что жена была ему не верна. Он провел в гарнизоне расследование и подал на развод, что было большой редкостью в XVIII веке.

Абрам Ганнибал, не дожидаясь решения духовной консистории, женился второй раз на Христине-Регине фон Шеберг. Синод счел развод недействительным, были наказаны и военное начальство, допустившее этот противозаконный процесс, и священник, венчавший Ганнибала со второй женой. Ганнибал был обвинен в двоеженстве, и неизвестно, как бы повернулось дело, если бы Евдокия Диопер не родила второго ребенка, проживая отдельно от Ганнибала, и тем самым подтвердила свою репутацию прелюбодеицы.

После 23 лет судебных тяжб духовная консистории присудила развести Ганнибала и Евдокию Диопер. Евдокия была подвергнута эпитимии и сослана в Староладожский женский монастырь, где и скончалась.

Получив решение о разводе, Ганнибал смог, наконец, оформить второй брак и свое отцовство. "Вторая жена его, Христина фон Шеберх, - писал Пушкин, - родила ему множество черных детей обоего пола… Шорн шорт, говорила она, делит мне шорн репят и дает им шертовск имя…"

Христина-Регина фон Шеберг, или Христина Матвеевна, как для удобства звали её в этих местах, была шведка по отцу и лифляндка по матери. Так что, к африканской крови Пушкина, благодаря прабабушке, можно прибавить и шведскую, и литовскую. О ней известно немного: дочь капитана русской армии Матвея Шеберга по словам пастора Кадетского корпуса в Петербурге Геннина была "очень утонченная дама с хорошим характером…"

Интерес к личности прадеда у Пушкина появляется в период михайловской ссылки. Тогда же он пишет стихотворение в народном духе, а позже в 1827 году эту же тему - сватовство Ганнибала к русской девушке - Александр Сергеевич разработал в своей повести "Арап Петра Великого".

Как жениться задумал царский арап,

Меж боярынь арап похаживает,

На боярышен арап поглядывает.

Что выбрал арап себе сударушку,

Чёрный ворон белую лебёдушку.

А как он, арап, чернёшенек,

А она-то, душа, белёшенька.

У супругов Ганнибал родилось одиннадцать детей, но до взрослого возраста дожили три дочери и четыре сына, одним из которых был Осип Ганнибал, родной дед Пушкина. До замужества дочери оставались при матери, а сыновей в раннем возрасте отправляли на учебу военным наукам в Петербург.

Во флигеле попытались воссоздать детскую, какой она могла быть при Ганнибалах. Есть здесь и подлинные предметы мебели, относящиеся к XVIII веку, есть и современные копии. К примеру, колыбель вырезана в наше время - после войн и революций найти настоящую детскую кровать или колыбель очень сложно.

Детская маленькая, так как постоянно во флигеле жили мать и три дочери Елизавета, Анна и Софья. Сыновья приезжали из Петербурга только на лето, и, как многие дети, большую часть летнего дня любили проводить на улице, а не в доме.

Слева на столике у окна лежат учебники, по которым учились дети Ганнибала: арифметика, грамматика, пропись на латинском языке, в центре справа - "Юности честное зерцало" - свод правил поведения, составленный Петром Великим.

Здесь же выставлен макет трехмачтового 52-пушечного судна, на которых плавали старший сын Ганнибала Иван и третий сын Осип, который был морским артиллеристом, а также участвовал в экспедиции по Северным морям. Рядом - две пушечки-мортирки.

Из детской мы спускаемся на первый этаж и через улицу заходим в кухню-поварню. Примечательно, что во флигеле между первым и вторым этажами нет внутреннего сообщения. Слово кухня происходит от немецкого кухен "готовить", а до этого в России такие помещения называли поварнями. Предположительно, печь в кухне-поварне была шатровая, полуоткрытая, на европейский манер. Так было модно в вельможных домах XVIII века.

От входа видно устье русской печи. Ведь традиционные славянские блюда, которые каждый день были на столе - хлеб, пироги, пирожки, каши - должны выпекаться и томиться в закрытой русской печи.

Центральное место в кухне-поварне отведено дубовому столу, за которым собиралось все семейство. У стены - буфет из орехового дерева, на котором мастер оставил дату: в центре слева медальон в виде глаза "1750 год".

Петровский парк был заложен двоюродным дедом Пушкина - Петром Абрамовичем Ганнибалом в конце ХVIII века. Вблизи дома сохранился вяз 1740-х годов, росший еще при прадеде А. С. Пушкина - Абраме Петровиче Ганнибале.

Парк располагается на трех террасах, спускающихся к озеру Кучане. На верхней террасе - дом, флигель и двухсотлетние липы, клены и ели, обрамляющие господскую усадьбу. Отсюда виден плавный переход на вторую террасу, в центре которой разбит прогулочный круг. Говорят, когда-то на его месте был пруд, обсаженный розами. Но после того как в нем утонула или утопилась девушка, пруд закопали.

Скорее всего, эта легенда связана с тем, что у Петра Абрамовича был гарем из сенных девушек. В те времена чуть не каждый знатный владелец душ считал долгом иметь собственный гарем из двух-трех десятков крепостных красавиц. Мемуаристы утверждали, что в деревнях "арапа Петра Великого" встречалось немало весьма смуглых и по-африкански курчавых крепостных.

Левее прогулочного круга раскинулась широкая липовая аллея, которая завешается зеленым кабинетом - среди лип, посаженных в форме квадрата, установлены скамьи, а в центре лежит валун с одной плоской гранью. По воспоминаниям, собранным современниками Пушкина, крепостные побаивались, если барин начинал размышлять, сидя на камне - значит жди новых козней.

Управляющий Михайловским Михаил Корочников, поначалу служивший у Петра Абрамовича в Петровском, рассказывал: "В прежнем флигеле, была комната для винокурения, где занимались перегонкой домашних настоек. Занимались вместе, но спина болела у меня…и вообще, когда Ганнибал был не в духе, крепостных выносили из конюшни на простынях".

От липовой аллеи идет спуск к третьей террасе, граничащей с берегом озера. Чуть левее от неё отходит стройный ряд деревьев, на месте которых при Петре Абрамовиче была "аллея карликовых лип": внешние ветви постригали, а верхние, оставаясь нетронутыми, смыкались, образуя шатер, по которому прогуливались в "жаркие погоды".

Последняя аллея перед озером называлась граничной. Справа граница не сохранилась, сейчас там посажены молодые липы. В самом конце и правой, и левой аллей частично сохранились насыпные горки-парнасы, на которых расположены скрученные по спирали дорожки, плотно обсаженные по краям липками. По ним прогуливающиеся по парку могли подниматься на искусственные насыпи как по тоннелю.

Завешается аллея беседкой-гротом. Через арку в основании беседки тропинка ведет к озеру, а поднявшись по ступеням на второй уровень, попадаешь на небольшую смотровую площадку, с которой открывается обзор на гладь Кучене. Известно, что при Петре Абрамовиче рядом с беседкой-гротом ставили клетки с детёнышами лесных зверей.

Справа от граничной аллеи было задумано оставить "увеселительный лесок", где позволялось расти не только деревьям, но и кустарникам, в зарослях которых гнездились птицы, и весной весь парк наполнялся птичьим пением. Если обитателям усадьбы надоедали прогулки по регулярным правильным аллеям парка, они могли пройтись по собственному "дикому леску".

Из парка мы отправляемся в главный усадебный дом, чтобы в окружении старшеклассников, которых автобусами везут в Пушгоры, послушать историю жития-бытия сына основателя Петровского Петра Абрамовича Ганнибала.

По закону майората при Петре I все земли отца переходили к старшему сыну, о чем и было завещание Абрама Петровича Ганнибала. Но братья, нарушив отцовскую волю, поделили наследство на четверых: Михайловское отошло Осипу Абрамовичу Ганнибалу, Петровское - Петру Абрамовичу Ганнибалу, а Воскресенское - Исааку Абрамовичу Ганнибалу (эта усадьба не музеефицирована).

Предположительно, причиной тому, стало желание старшего брата Ивана Абрамовича Ганнибала. Будучи крупным военачальником, он заслужил собственные земли под Петербургом, и заниматься землями, завещанными отцом, ему было просто некогда. Посему он решил передать отцовские земли младшим братьям, которые раньше него вышли в отставку и не достигли значительных высот по службе.

Через небольшую приемную дверь ведет в кабинет Петра Абрамовича. Выйдя в отставку в чине генерал-майора, он захотел жить свободно, согласно своим вкусам и нраву. По воспоминаниям современников, был он груб и жесток, но среди помещиков это не было исключением или редкостью. Вместе с тем, он пользовался уважением в округе, иначе как объяснить, что его избирали губернским предводителем дворянства. В Петровском он жил один, оставив семью на хорошем содержании.

Когда восемнадцатилетний Пушкин приезжает в Михайловское, из четверых сыновей Ганнибала в живых остался только Петр Абрамович. Он прожил 84 года, надолго пережив всех своих братьев и сестер. Петр Абрамович интересовался жизнью своего отца. У него хранилась, перешедшая потом к Пушкину, копия биографии Абрама Петровича Ганнибала, написанная на немецком языке его зятем Адамом Карповичем Роткирхом.

И кто как не сын мог рассказать о своем прославленном предке, архивы которого хранились в Петровском? Здесь в кабинете и проходили их беседы. Здесь же Александр Сергеевич работал с семейными архивами. На следующее лето после завершения ссылки Пушкин возвратился в Михайловское, и приступает к написанию романа "Арап Петра Великого", который был посвящен прадеду.

Более того, по просьбе Александра Сергеевича Петр Ганнибал в 1824 году начинает писать свои автобиографические записки, которые, к сожалению, не были закончены.

Великолепная библиотека, четыреста томов из которых, Абрам Ганнибал привез из Франции, когда обучался военно-инженерному делу. Со временем библиотека пополнялась новыми книгами, стала столь велика, что ею заинтересовалась императрица Екатерина II. До наших дней сохранилась опись библиотеки Ганнибала, в которой перечислены военное руководство, географические карты, литература по истории войн, книги о путешествиях, по философии, жития святых, "Книга Систима, или Состояние мухаммеданския религии".

На небольшом круглом столе под стеклом хранятся копии документов и писем, в разное время адресованных Абраму Петровичу Ганнибалу: "Жалованная грамота" царицы Елизаветы Петровны, письма Екатерины II и Великого Князя Павла Петровича. И даже если учесть, что во времена Пушкина непременным условием относится к просвещенной порядочной части народонаселения, к коей и причислял себя поэт, полагалось быть оппозиционером царской власти, осмелюсь предположить, что Александр Сергеевич был горд за свой род, за предков, верно служивших царю и удостоившихся наград и вниманию со стороны венценосный персон.

Известно, что Петр Абрамович не только сам любил музицировать, но и обучил игре на музыкальных инструментах своих дворовых, которые вечерами развлекали гостей. Его сын, дядя Пушкина, Вениамин Петрович сам сочинял музыку, и, продолжая семейную традицию, завел у себя оркестр из дворовых, которым сам дирижировал.

Из письма отца Пушкина Сергея Львовича: "Кстати: вообрази, Ольга, стены гостеприимного Тригорского огласились песней Земфиры из "Цыган" Сашки: "Старый муж, грозный муж, режь меня, жги мен я!" Песню поют и у Осиповой, и у Кренициных, а музыку сочинил сам Вениамин Петрович. Выходит очень хорошо".

Вениамин Петрович был большим поклонником творчества двоюродного племянника, и заставлял своих дворовых разучивать стихи и поэмы Александра Сергеевича. В гостиной проходили званые вечера, куда приглашали сенных девок, которые читали гостям поэмы Пушкина, чрезвычайно всех удивляя.

В своих "Воспоминаниях об А.С. Пушкине" Лев Павлищев приводит рассказ Сергея Львовича Пушкина: "Вчера мы все хохотали до упаду: Вениамин Петрович вызвал ее [посудомойку Глашку] из кухни нас потешать декламацией из "Евгения Онегина". Глашка встала в третью позицию и закричала во все горло:

Толпою нимф окружена

Стоит Истомина; она

Одной ногой касаясь пола (Глашка встает на цыпочки),

Другою медленно кружит (Глашка поворачивается),

И вдруг прыжок и вдруг летит,

Летит как пух из уст Эола...

Глашка тут прыгает, кружится, делает на воздухе какое-то антраша и падает невзначай на пол. Расквасив себе нос, громко ревет и опрометью в кухню. Ей стыдно, все хохочут".

В усадьбе воссоздана обстановка гостиной 1820-1830 годов, когда хозяином дома был внук Абама Петровича Ганнибала - Вениамин Петрович. У стены находится рояль "Штурцваге" 1839 года, над ним - портрет троюродной сестры Пушкина Евгении Ганнибал.

По воспоминаниям современников Вениамин Петрович был рачительным, гостеприимным хозяином. В его кабинете, где он решал хозяйственные вопросы, читал и отдыхал, на рабочем столе можно увидеть завещание, по которому все движимое имущество Вениамин Петрович передал незаконнорожденной дочери. На усадьбу и земли дети, рожденные вне брака, прав не имели, поэтому он купил для дочери деревню в соседнем уезде, а после выдал замуж за дворянина.

На стенах кабинета висят икона Иоанна Предтечи, портрет Александра I и портрет Павла Исааковича Ганнибала - двоюродного брата Вениамина Петровича. С Павлом Исааковичем Ганнибалом, участником Отечественной войны 1812 года, о судьбе которого можно написать отдельный рассказ, Пушкин был в дружеских отношениях. Вот один из примеров общения племянника и двоюродного дяди из книги Льва Павлищева: "Александр Сергеевич, только что выпущенный тогда из лицея, очень его [Павла Исааковича Ганнибала] полюбил, что, однако, не помешало ему вызвать Ганнибала на дуэль за то, что Павел Исаакович в одной из фигур котильона отбил у него девицу Лошакову, в которую, несмотря на ее дурноту и вставные зубы, Александр Сергеевич по уши влюбился. Ссора племянника с дядей кончилась минут через десять мировой и… новыми увеселениями да пляской, причем Павел Исаакович за ужином возгласил, под влиянием Вакха:

Хоть ты, Саша, среди бала

Вызвал Павла Ганнибала,

Но, ей-богу, Ганнибал

Ссорой не подгадит бал!"

Завершает анфиладу комнат барская спальня, обставленная предметами пушкинской эпохи. Здесь Вениамин мог перед сном "раскинуть" карты, а утром выпить чашечку кофе, принимая приказчика.

Вторую половину дома занимает бальная зала. В летнее время все двери и окна в ней распахивались в сторону сада, куда гости выходили от праздничного стола.

Стены залы украшают портреты Петра I, Елизаветы Петровны, Екатерины Великой, рядом - портрет Ивана Абрамовича Ганнибала, который дослужился до генерала-аншефа - высшего чина в российской армии, и был назван современниками "морским Суворовым".

На гравюре "Битва при Лесной", с картины художника-баталиста Мартена, выполненной Лермессеном, среди участников баталии в команде литаврщиков и барабанщиков Преображенского полка, главного полка русской армии, изображен двенадцатилетний Абрахам, будущий Абрам Петрович Ганнибал. На переднем плане в свите императора лишь один барабанщик в чалме (у всех остальных треуголки).

Битву у Лесной считают "матерью" Полтавского сражения, ставшего переломным моментом в Северной войне. И возможно, не будь Пушкин правнуком Абрама Петровича Ганнибала, русская литература не досчиталась бы многих произведений.

Далече грянуло ура:

Полки увидели Петра.

И он промчался пред полками,

Могущ и радостен, как бой.

Он поле пожирал очами.

За ним вослед неслись толпой

Сии птенцы гнезда Петрова -

В пременах жребия земного,

В трудах державства и войны

Его товарищи, сыны:

И Шереметев благородный,

И Брюс, и Боур, и Репнин,

И, счастья баловень безродный,

Полудержавный властелин.

Музей-усадьба «Петровское» - это старинное родовое имение предков великого поэта А.С. Пушкина – Ганнибалов, которое связано с необычайным интересом и уважением русского поэта к историческому развитию своего рода, истории своего Отечества, которые нашли отражение в его творчестве.

В середине 1742 года дворцовые земли, принадлежащие Михайловской губе, расположенной в Воронецком уезде при Псковской провинции, были отданы императрицей Елизаветой Петровной прадедушке Александра Сергеевича – Ганнибалу Абраму Петровичу, который являлся сподвижником и крестником императора Петра Первого.

Изначально, для своего обустройства Абрам Петрович остановился на выборе небольшой деревеньки под названием Кучане, которая позднее получила название села Петровского; именно здесь он и решил возвести небольшой дом, который, спустя годы, стал называться «дом А.П. Ганнибала».

Согласно документам, в 1782 году имение Петровское принял в наследство Ганнибал Петр Абрамович, который приходился двоюродным дедом Пушкину. В этом доме Петр Абрамович жил на протяжении с 1782 по 1819 годы, не покидая свое имение. В течение этого периода был выстроен господским дом, поражающий своими большими размерами. Именно в этот период усадьба приобрела свой вид, который застанет впоследствии Александр Сергеевич Пушкин. Поэт часто встречался с двоюродным дедом и интересовался историей своего знаменитого рода, которая была неразрывно связана с историей нашего государства.

В период 1822-1839 годов родовым имением владел двоюродный дядя поэта Ганнибал Вениамин Петрович, а после его кончины Петровское переходит в руки помещицы по фамилии Компанион, а затем наследуется ее родной дочерью К.Ф. Княжевич. В большинстве своем новые владельцы сумели сохранить присущую планировку усадьбы. В 1918 году имение охватил пожар – Петровское было сожжено.

В 1936 году приусадебная территория родового имения была отнесена к Пушкинскому заповеднику. В 1952 году было проведено тщательное археологическое расследование усадьбы. Чуть позднее был создан проект по восстановлению усадебного дома, при этом были согласованы все размеры дома и фундамента, данные о которых брались согласно фотоснимкам фасадной части дома, относящиеся к началу 20 века.

Летом 1977 года состоялось торжественное открытие музея в усадьбе Петровское, в состав которого вошел не только «дом П.А. Ганнибала», но также и мемориальный парк с небольшой беседкой. В период с 1999 по 2000 годы в усадьбе проводились реставрационные работы, касающиеся и реконструкции усадебного музея. В результате проведения работ облик усадьбы претерпел значительные изменения. Стоит отметить, что был воссоздан и прежний «дом А.П. Ганнибала», возведенный на старом фундаменте.

Сейчас в музее-усадьбе проводятся интересные экскурсии, одна из которых начинается в приемной комнате большого дома. Здесь можно увидеть завещание, оставленное Ганнибалом А.П., план его владений, фотоснимки усадьбы. В кабинете хранится множество документов, книг, инструментария и даже предметов оружия 18 столетия.

Обстановка гостиной комнаты полностью соответствует периоду 1820-1830 годов; она осталась прежней, что была при Вениамине Петровиче. Здесь же можно увидеть знаменитый рояль, на котором так и стоит фарфоровая ваза.

В доме Абрама Петровича Ганнибала можно увидеть поистине уникальные вещи: дубовый обеденный стол 18 века, медная, стеклянная, керамическая, деревянная посуда, глиняные трубки и различные детские игрушки.

Знакомство с Петровским парком начинается с зеленой террасы, расположенной прямо перед главным фасадом дома В.П. и П.А. Ганнибалов. В парке есть красивая липовая аллея, которая исполняла роль защитных стен в своем зеленом убранстве. В самом конце аллеи расположен так называемый «зеленый кабинет», в котором так любил проводить время Петр Абрамович. Небольшая аллея карликовых лип плавно переходит в «цветущий зал». Неподалеку находится беседка-грот, от которой открывается чудесный вид на близлежащие окрестные места: Савкину Горку, Михайловское.