То, что мы говорим

Задавались ли вы себе подобными вопросами?

И мы часто сталкиваемся с противоборствующими желаниями, мыслями, программами. Порой, это целая большая удача, понять истинный смысл слова "прилипалы", слова, которые мы привыкли использовать каждый день, не отдавая себе отчёта в том, какую программу действий несёт это слово.

Потрясающий результат может дать отказ, всего лишь, от одного слова в ежедневном использовании. Например, слово "Сам/а" прямо стоит в Топе нашего "Чёрного Хит листа". Это слово мы встречаем везде и всюду и в таких количествах, что просто дивно! Вы слышите его каждый день, читаете, произносите. Но что это слово означает? Что оно несёт?

Это даже не слово, по сути. Это приставка-прилипала. Ведь, если я хочу сказать, что "я это сделаю ", то достаточно понятно будет, если я так и скажу, не так ли? Просто… "Я это сделаю". "Я это сделал/а". "Я хочу это сделать" . Просто ударение в фразе идёт на слово "Я". А мы всё помним, что "я" последняя буква в алфавите", что "главное коллектив, потом я ", и прочую кучу убеждений. По опыту, создать привычку перестать говорить и думать "сам/а ", оказалось труднее, чем перепрограммировать другие "устойчивые выражения".

По факту, именно эта приставка в речи несёт мощнейшую программу одиночества. Предполагаю, что вы легко сможете прочувствовать разницу в ощущениях между "я это сделал/а" и "я сам/а это сделал/а" . Именно приставка "сам/а" мгновенно активизирует гордыню, которая закрывает Сердце. Здесь хочется подчеркнуть, что изменения предполагаются на всех уровнях, и, если мы то, что мы едим, то живём мы так, как говорим. Конечно, имеет смысл открывать Сердце, только вот имеет ли смысл его закрывать, ради привычки говорить привычными словами? Ещё одно слово, которое вы, вероятно, также слышите или употребляете регулярно — это слово "должен/должна ". Тоже весьма привычное слово. И здесь уже работает вопрос выбора — хотите ли вы жить в долг или жить, потому что хотите жить. К сожалению, часто встречается это слово в текстах о духовном развитии, о женственности, об отношениях. На энергетическом же плане привычка говорить это слово говорит о привязке (привязках) на 3-тьей чакре и не более того. Если очень тянет сказать — "я должен сделать это ", вы можете попробовать сказать — "я хочу это сделать ", или признаться себе, что не хотите.

В детстве нам часто говорили — "ты должен, должен, должен… ", — вместо того, чтобы попросить нас что-либо сделать или выразить фразу в виде возможности — "ты можешь это сделать так ". То есть нам пытались "вдолбить" отсутствие выбора, некую безысходность. И здесь уже вопрос выгоды тех, кто это говорил или до сих пор говорит, выгоды в нашем состоянии отсутствия выбора. И, конечно же, вопрос нашей вторичной выгоды. Очень забавно слышать, когда мужчина, ищущий вторую половинку, рассуждает, что девушка или женщина должна то, и сё, и это. И в обратную сторону, когда ищущая женщина рассуждает о том, что мужчина должен быть такой-то и такой-то. То есть представьте себе, человек ещё слова сказать не успел, ещё взгляда кинуть не успел и уже должен. Разве это не забавно?

Особенно хочется выделить, казалось бы, совершенно невинную и очень привычную фразу — "его/её нет" . Довольно привычно слышать и говорить — "его/её нет дома ", для человека, не состоящего в отношениях — "у меня никого нет" или "у меня нет девушки/молодого человека ". Так вот, все эти невинные "у меня нет" и "его/её нет " на энергетическом плане выглядят, как убийство, потому что несут в себе программу смерти. И то, насколько сильное воздействие такие посылы имеют на человека пропорционально силе эмоционального посыла, и того, насколько человек умеет с такими посылами справляться и умеет ли вообще. Ведь, согласитесь, что совсем просто заменить такие привычные выражения на "мы пока не встретились" и "он/она вышла в магазин ", не так ли?

То, как мы думаем и говорим, сильно влияет на то, что мы есть.

Подолянчик Александр

Каждый ребенок когда-то задумывается: с помощью чего мы разговариваем? Но не все знают, какие органы нашего тела помогают нам при произношении того или другого звука. Саша решил понять, что помогает каждому из нас четко и красиво разговаривать.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Вы когда – нибудь думали о том, как вы научились говорить? Или почему мы не говорим, когда ещё совсем маленькие?

Дело в том, что пока мы были совсем крошечными малышами, нам приходилось очень много слушать, чтобы не только понять, что обозначает каждое слово, но и научиться правильно произносить все звуки. Попробуйте угадать, на каком музыкальном инструменте учатся играть люди всей планеты с самого рождения и всю жизнь?

Сразу догадаться непросто.

Это - наш речевой аппарат.

Когда я был совсем маленьким, моя мама, наклоняясь над кроваткой, ласково говорила мне: «Лучик мой». Я, конечно, не понимал, что обозначает это слово. Но мама улыбалась и продолжала повторять его изо дня в день, неделю за неделей, и, в конце концов, я понял это слово. Даже пытался повторять его или сказать что-то в ответ. Постепенно я научился говорить некоторые звуки, которые произносила мама и понимать её слова. Если бы мама со мной не разговаривала, то я не научился бы говорить.

После того, что мама рассказывала мне, как я рос и учился разговаривать, мне стало интересно узнать об этом подробнее. И я решил узнать, что нам помогает говорить.

Ребенок учится говорить, потому что он слышит. Мы с ребятами в группе на занятии играли в игру «За стеклом».

Один из нас говорил слово губами, без голоса, а другие догадывались, что ведущий сказал. И мы не могли догадаться, потому что не слышали. Глухой человек не научится говорить правильно, потому что не слышит.

Слово начинается с того, что воздух, поднимается из легких и попадает в гортань, которая находится в области шеи.

Гортань похожа на коробочку, в которой есть две складки. Эти складки – голосовые связки. Когда воздух хочет пройти через голосовые связки, то он как будто протискивается через щель, и получается звук.

Цель: понять происхождение звука в голосовых связках.

Я попробовал получить звук при помощи воздушного шарика. Если надуть шарик, потом сжать отверстие шарика пальцами, оставив небольшую дырочку, и надавить на шарик, воздух, вырываясь из шарика в дырочку, издает свист. Если мы будем по-разному растягивать отверстие, то получится разный свист. Точно так же и у нас получается звук.

Вывод: воздух из легких поступает в гортань и проходит через голосовые связки.

Почему же мы издаем так много разных звуков, а не свист? Дело в том, что у голосовых связок есть много мелких мышц, которые заставляют их принимать до 170 положений.

Когда звук попадает в рот, то за работу берутся язык, нёбо, зубы и губы. С их помощью звук превращается в слово.

Думаете, мы говорим только с помощью языка? Конечно, без него мы не могли бы разговаривать, если он плохо двигается, или у него слабые мышцы, то у тебя ничего не получится. Слова будут получаться неправильные, тебя будет трудно понять. Когда мы говорим, язык, как гимнаст успевает для каждого звука принять новое положение. Он перекрывает дорогу воздуху, который рвется наружу, и получается звук. И надо много тренировать мышцы языка, чтобы научиться правильно произносить звук.

Но слово мы говорим не только языком.

Попробуйте сказать любое слово, например «мама», с открытым ртом – у вас ничего не получится. А теперь произнесите слово «папа» с закрытым ртом – и опять ничего не получится.

Дети начинают говорить, когда научатся действовать языком и губами одновременно. Значит, помогают говорить: губы и челюсти. Но и это еще не все помощники.

Оказывается, говорить нам помогает даже нос. Когда мы произносим «М» или «Н», звук идет через нос. А когда у нас насморк, наш голос становится совсем другим.

Даже зубы помогают нам говорить. Я это понял, когда у меня выпали зубы. Сразу воздух стал вырываться наружу через дырочку, и слова стали смешными.

Я понял, что у меня так много помощников:

  • Легкие;
  • Гортань;
  • Голосовые связки;
  • Язык;
  • Нёбо;
  • Челюсти;
  • Губы;
  • Нос.

И тогда я решил, что надо их беречь и развивать.

Дети растут, и постепенно всё лучше и лучше управляют своим речевым аппаратом. Ребята начинают понимать, что если делать специальные упражнения, то у них будут получаться даже самые сложные слова. Ведь когда маленький ребенок говорит неправильно, это всем нравится.

Но когда ты становишься большим и собираешься в школу, то надо говорить правильно, чтобы ничего не мешало тебе хорошо учиться, и ты не стеснялся говорить и отвечать на уроках.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ «ПЕРВЫЕ ШАГИ» ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ЧТО НАМ ПОМОГАЕТ ГОВОРИТЬ? ВЫПОЛНИЛ: ПОДОЛЯНЧИК АЛЕКСАНДР, РЕЧЕВАЯ ГРУППА, МДОУ «ЧЕРЛАКСКИЙ Д /С №9» РУКОВОДИТЕЛЬ: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ШИРОВАТОВА М. В. 2009Г.

Вы когда-нибудь думали о том, как мы научились говорить?

Интересный музыкальный инструмент – речевой аппарат!

Мама улыбалась и разговаривала со мной.

Цель: узнать, что помогает нам говорить.

Ребенок учится говорить, потому что слышит.

Игра «За стеклом».

Вывод: глухой человек не научится говорить правильно, потому что он не слышит.

Слово начинается с того, что воздух поднимается из легких и попадает в гортань.

Гортань похожа на коробочку, в которой есть две складки.

Превращение звука в слово. Язык как гимнаст успевает для каждого звука занять новое положение.

Нам помогают говорить челюсти и губы.

Еще один помощник – нос.

Помогают говорить и зубы.

Вывод: «Нам помогает научиться говорить наш речевой аппарат, и его надо беречь и развивать» Легкие; Гортань; Голосовые связки; Губы; Челюсти; Язык; Зубы; Нос; Нёбо.

ПРАВИЛЬНАЯ РАБОТА РЕЧЕВОГО АППАРАТА ПОМОЖЕТ МНЕ В ШКОЛЕ.

Сравните с таким вариантом:

На днях я не мог говорить, потому что ничего не приходило в голову.

На прошлой неделе во время разговора с потенциальным клиентом я не мог сказать и слова, потому что в голове было пусто.

Какой пример, по-вашему, более удачный и с большей вероятностью может привлечь внимание людей? Конечно, последний.

Если бы в 1987 году президент США Рональд Рейган в своей речиРечь Р. Рейгана перед Бранденбургскими воротами в Берлине о Берлинской стене сказал что-то вроде:

Эта стена - это что-то ммм… что не должно быть там, так что, в общем, давайте её поскорее уберём.

Такое сообщение попросту затерялось бы в информационном потоке. Вместо этого был брошен лаконичный и ёмкий вызов:

Снесите эту стену!

Наверняка вы замечали (если не за собой, то за кем-то из окружающих) дефекты речи ритмического характера. Когда слова произносятся отрывисто, со слишком большими паузами, или наоборот, человек тараторит так, что слушатель не успевает понять его мысли.

Чтобы ощутить разницу в восприятии, попробуйте произнести представленную ниже фразу. Чётко проговаривайте каждый слог и делайте короткие паузы между словами. Слушайте звучание вашей речи:

Сегодня я пойду в спортзал. Возможно, с подругой.

У вас получится так называемая «ступенчатая» речь, в которой слишком много акцента делается на отдельные слоги, и это - ошибка.

А теперь попробуйте смешать каждое слово со следующим, чтобы получился как бы один цельный пассаж. Прочтите без заминок, но и не слишком торопясь:

Сегодняя-пойдув-спортзал-возможнос-подругой.

Может показаться, что этот вариант звучит несколько небрежно. На самом деле речь с такими плавными переходами-связками становится более лёгкой для восприятия на слух.

Что касается слишком быстрого темпа, есть риск не только остаться недопонятым, но и сболтнуть чего-то лишнего (например, в порыве эмоций). Отследить скорость речи поможет, опять же, запись на диктофон.

Попробуйте глубже вдыхать перед каждым предложением и думать о том, что вас слушают с большим интересом и спешить вам некуда.

3. Неумение использовать язык тела

Многие люди знают разницу между закрытым и открытым вариантами , но продолжают использовать закрытые жесты, когда надо бы, наоборот, открыться.

Движения и мимика характеризуются как открытые, если они выражают дружественный настрой и готовность к взаимодействию: когда не прячутся ладони, взгляд направлен в глаза собеседника, стопы обращены в его сторону и тому подобное. Закрытые жесты включают в себя скрещенные руки или ноги, поглядывания в сторону или на телефон, сжатые кулаки - всё, что показывает напряжение или даже агрессию.

У всех нас есть естественные склонности вести себя тем или иным образом в зависимости от ситуации. Если вы не согласны с кем-то, тело автоматически реагирует: вы сужаете зрачки, отворачиваете голову, скрещиваете руки. И наоборот, когда вас понимают, слушают и поддерживают, вы неосознанно открываетесь.

Однако не всегда стоит подавать собеседнику невербальные сигналы, зачастую ситуация требует обратного. Попробуйте контролировать движения своего тела и выражение лица при разговоре. Обращайте внимание на положение рук, на то, какие мышцы лица напрягаются. Потренировавшись, вы сможете этим управлять.

4. Привычка спорить

Само по себе выражение несогласия - это не плохо. Как говорят, в споре рождается истина. Так появляются творческие идеи, стимул учиться и что-то улучшать. Всё это бывает полезно и необходимо для социального взаимодействия, даже если вы выступаете против многих людей.

Несогласие можно считать ошибкой только тогда, когда от согласия или несогласия собеседников ничего не зависит и не меняется. То есть если это пустой спор, который не приносит никаких результатов, кроме раздражения оппонентов. Суть подобных дискуссий не в том, чтобы узнать что-то новое. Когда вы утверждаете, что кто-то неправ, вы вступаете с ним в словесную битву за статус. И именно поэтому большинство спорщиков остаётся при своём мнении - чтобы сохранить достоинство.

В следующий раз, когда вы услышите нелепую или неверную, на ваш взгляд, точку зрения, сначала выясните, почему человек так считает, а не спешите опровергнуть его.

Если, даже выслушав аргументы, вы не согласны с чьим-то мнением, не вступайте в бесполезный . Вместо этого переведите разговор на другую тему, где вы сможете прийти к взаимопониманию. Такой области нет? Тогда просто избегайте общения с этим человеком.

5. Отсутствие тем для разговора

В малознакомой компании или в беседе с новыми для вас людьми слова могут очень быстро иссякнуть из-за сложностей в выборе общей темы. Наверное, каждому из нас хотя бы раз в жизни приходилось вытягивать из себя какие-то фразы, пытаясь заполнить неловкие паузы. Чтобы не попадать в некомфортные ситуации, можно заранее придумать список дежурных тем и пользоваться ими при случае.

Представьте обстоятельства, когда вы хотите начать разговор с незнакомым или малознакомым собеседником: около кулера на работе, при встрече в кафе, на остановке.

Подготовьте 10 тем, которые подойдут для разговора с любым человеком в любой ситуации.

Это проще, чем кажется. К примеру, всегда можно расспросить о жизни или работе (конечно, ненавязчиво и деликатно), обсудить последние новости (но желательно избегать политики), спросить совета по какому-нибудь вопросу. Беспроигрышный, хоть и не слишком интересный вариант - беседы о погоде.

6. Безграмотная речь

Не стоит забывать и о том, что разговор с грамотным, образованным человеком воспринимается лучше, чем с тем, кто путается в падежах и словарных . Повышайте культуру своей речи, больше читайте, пользуйтесь словарями. Но при этом важно помнить о чувстве меры: не превращайтесь в занудного умника и не грузите собеседника слишком сложными для него фразами и терминами.

Таковы самые распространённые ошибки в разговорной речи. Есть ли у вас какие-то из них? Может, вы знаете хороший способ от них избавиться? Поделитесь опытом в комментариях.

«Слово - серебро, а молчание - золото», - говорили мудрецы. Тем самым напоминая нам, что надо ответственно подходить к тому, что и как мы говорим.

Чем же так сильно слово и как оно влияет на нашу жизнь? Давайте разбираться.

В начале было слово

Cлово - это единица речи, которая окружает нас повсюду. С его помощью мы разговариваем, выясняем отношения, сообщаем другим о своих потребностях. Оно звучит из радиоприемников, с экранов телевизоров и мониторов. И, хотим мы этого или нет, осознаем или не осознаем, оно меняет нашу реальность.

К примеру, проснулась я утром в плохом настроении. Голова раскалывается. Муж говорит: «Доброе утро!» Я в ответ: «Ужасное, лучше бы не просыпаться» . Да, у меня действительно сейчас такие ощущения - говорю правду. После этого с фактически 100-процентной вероятностью весь день идет наперекосяк. Работа не ладится, дети сидят на голове, еще и погода такая, что не выйти на прогулку. К вечеру все окончательно вымучены и убеждены, что жизнь - совершенно мерзкая штука и нет в ней никакого счастья.

Второй вариант развития событий. Действующие лица те же. Головная боль на месте - по-прежнему легла поздно накануне, и магнитные бури никто не отменял. Только в ответ на приветствие мужа я отвечаю: «Доброе утро, сейчас попробую привести себя в порядок» . Контрастный душ и кофе с молоком творят чудеса - и вот я уже в приподнятом настроении сажусь за работу.

Конечно, вопрос далеко не только в самом словосочетании «доброе утро». Он в подходе к жизни, в осознанном выборе, что видеть и что говорить. Но все это преобразуется с помощью слов.

То, что мы читаем, слышим, говорим, те слова, которые нас окружают, влияют на нас намного больше, чем мы думаем. Обратите внимание на тех людей, которые вам нравятся, которые излучают добро и свет, живут интересной и яркой жизнью. И прислушайтесь к тому, что они говорят. Наверняка в их речи преобладают слова со знаком «+»: счастье, радость, успех, благодарность, добро, любовь, восхищение. Конечно, все мы не идеальны и порой можем скатиться в панику и осуждение. Но основной вектор остается.

А теперь обратите внимание на то, как говорят люди недалекие, обиженные судьбой. В их речи преобладают другие слова: кошмар, ужасно, несправедливо, уродливо, страх, бессилие, надоело и т.д. И жизнь, как честное зеркало, отражает все это в реальности.

Как это работает на практике? Произнесите вслух слово «свет». Наверняка вы сразу же представите солнце или лампочку - однозначно что-то приятное и яркое. И губы автоматически расплывутся в улыбке.

Если же я попрошу вас закрыть глаза и сказать «катастрофа», ваш мозг сразу же нарисует вам страшные картинки, по телу пробежит дрожь. Возможно, вам даже станет холодно и некомфортно.

Знаете, есть такой анекдот:

Едет мужчина в трамвае. Уставший, злой. Бормочет под нос: «Как же все надоело, устал как собака, жена мегера, дети непослушные, сил больше нет». Сзади ангел грустно вздыхает: «Странные какие-то желания, но что поделать, надо исполнять».

Подводя итог, можно сказать, что каждое слово имеет свою силу и эмоциональную окраску. Оно вызывает в нашем мозге определенные ассоциации, а те уже провоцируют те или иные телесные реакции. Если в словах слишком много негатива, автоматически хочется скукожиться, спрятаться, чтобы «пронесло». И, наоборот, если рассказ вдохновляет, хочется действовать и покорять вершины. Такая вот магическая сила слова.

Слова-табу

Есть список слов, которые при частом употреблении настраивают нас на негатив и мешают активно действовать и продуктивно жить. К ним можно отнести слова и словосочетания:

  • катастрофа;
  • ужас;
  • кошмар;
  • сидит в печенках;
  • тошнит;
  • глаза бы мои не видели

и другие, которые вызывают негативные эмоции.

Понятно, что, рассказывая о фактах, сложно заменить конкретный термин чем-то другим. Да и не нужно. А вот в повседневной жизни, просто «для связки», таких слов лучше избегать.

Слова-талисманы

Есть и другой класс - так называемые слова-талисманы. Нет, здесь дело совсем не в магии и потусторонних силах. А в том, что некоторые слова автоматически вызывают у нас теплые, приятные ассоциации и побуждают расправлять крылья и становиться лучше.

К таким словам можно отнести:

  • любовь;
  • комфорт;
  • восторг;
  • восхищение;
  • свет;
  • успех;
  • великолепно;
  • замечательно.

Список можно продолжать исходя из личных предпочтений.

Почему просто аффирмации не работают?

Да, скажете вы, супер, теперь можно лежать на печи и только приговаривать: «Все чудесно» , - и так и случится. Увы, придется вас разочаровать.

Конечно, вы можете воспитать в себе привычку позитивно говорить и даже мыслить, но для серьезных и, главное, стабильных результатов нужны еще и действия. Реальные активные шаги.

Именно поэтому просто аффирмации по утрам без подтверждения действием не работают. А вот если вы повесили на зеркало фото топ-модели, прочли 10 раз «Я стройная и красивая» и затем побежали в спортзал на полчасика, то через какой-то месяц точно будут приятные перемены.

И напоследок небольшое упражнение «Фиксация слов» . Попробуйте в течение недели ежедневно отслеживать, что и как вы говорите. Заведите будильник с повтором каждый час в течение дня (желательно не сильно громкий, чтобы не выбивать окружающих из зоны комфорта), и, как только услышите сигнал, отмечайте сказанное перед этим.

Так можно отследить, какие слова вы чаще всего используете в речи. Результаты наблюдений могут вас конкретно удивить. Но именно так включается осознанность и начинается ответственность за свои поступки и жизнь в целом.

Приятных вам открытий!

От редакции

Действительно, просто верить в то, что все будет хорошо, недостаточно. Увы, лозунги о силе позитивного мышления не работают. Почему так происходит, объясняет Ксения Лещенко : .

Но, конечно же, никто не говорит, что к окружающему миру нужно относиться с долей цинизма. Согласитесь, сложно вообразить себе счастливого пессимиста. Чтобы испытывать удовлетворение от жизни, нужно уметь поддерживать оптимизм. Как? Читайте в статье психолога Александры Фоминой : .

Какой была бы ваша жизнь, если бы каждое утро было добрым? Хорошо представили? А теперь попробуйте дорисовать картинку идеального дня и идеального себя в нем до конца. Чем полезно это упражнение, рассказывает life-технолог Екатерина Костина : .

Хочется нам того или нет, но наш мозг часто обманывает нас и вынуждает неосознанно совершать привычные, стереотипные действия, от которых нам хотелось бы отказаться. «Измените свой мозг - изменится и жизнь!» - так назвал свою книгу нейробиолог Дэниэл Амен. Ключевые рекомендации автора мы собрали в своем обзоре: .

Около дороги стоял слепой мужчина. Один он не мог отправиться в свою деревню, и поэтому ждал своего сына, который задержался на рынке. Присев на старое бревно, он слушал мир вокруг и был счастлив немного побыть в одиночестве.

— Эй, старикашка! – окликнули его. – Все равно ты просиживаешь тут штаны. А ну-ка скажи мне, не проходила ли тут рота солдат?

— Да, проходила, — ответил слепой мужчина безразлично. Ему было глубоко неприятно такое к себе обращение, но он решил не грубить в ответ.

Прошло несколько минут, и старик снова услышал обращение к себе.

— Старик! Проходили ли тут солдаты? – спросили его.

— Да, — ответил тот, и спросивший тут же удалился.

Еще четвертью часа позже слепца окликнули снова.

— Здравствуй, отец! Не слышал ли ты случайно роту солдат? Они должны были проходить тут недавно?

— Да, они ушли на юг, — сказал старец.

Чуть позже еще один человек подошел к слепому. Он положил руку ему на плечо и подождал, пока старик дотронется до нее и почувствует, что опасности нет.

— Дорогой мой, — сказал человек. – Скажи мне, пожалуйста, не слышал ли ты, как рядом с тобой шла рота солдат?

— Слышал, господин, — ответил слепой. – Они отправились на юг.

— Спасибо тебе и прощай, — сказал напоследок человек и удалился.

Наконец, слепой дождался сына.

— Ты знаешь, — сказал он молодому человеку. – Только что меня спросили про ушедшую час назад роту солдат четыре человека. Один из них был рядовым, второй – офицером, третий – полководцем, а четвертый – царем.

— Как же ты узнал, ведь ты не видел их? – удивился сын.

— Да, но мне достаточно было их слышать.

То, каким языком мы говорим с окружающими, определяет нас, наш характер и воспитание. По речи можно многое сказать о человеке. Язык – это средство, при помощи которого говорит наша душа, а грубость, несдержанность в речи только ее ожесточает. Отношение людей вокруг во многом определяется тем, как и что мы им говорим.