Спонтанность: самый недооцененный психологический ресурс здоровья. Размышления о спонтанности

Е. Синицын , О.Синицына

Тайна творчества гениев (фрагменты из книги)

Спонтанность

Дар гениальности среди прочих свойств творческой личности включает в себя спонтанность психических процессов. Спонтанность – это психический процесс не только неподвластный разуму, но частично порабощающий его. Спонтанность – это поток выбросов из бессознательного мыслей, поток идей, поток догадок, поток озарений и парадоксальных решений. При этом спонтанность обязательно проявляет себя в союзе с интуицией, а интуиция, в свою очередь, нуждается в спонтанности. Спонтанность может ассоциироваться с выстрелом или вулканическим выбросом. Через спонтанные выбросы разрешается напряжение мысли или чувства, без спонтанности мышление и чувство теряют силу, лишаются энергии. Как пуля останется в стволе без взрыва пороха, так и витающие в затуманенном мозгу новые мысли, идеи или ассоциации не достигнут сознания. Спонтанность может ассоциироваться и с понятием фонтан, ибо в этом процессе есть общие черты потока: выброс вверх, распадение на отдельные струи, насыщенность энергией вначале и потеря энергии после достижения высшей точки. Спонтанность может выражаться одиночными всплесками, редкими выбросами мыслей, идей, ассоциаций. Спонтанность создает впечатление хаоса до тех пор, пока разум не начинает связывать ее. Спонтанность есть высшее выражение индивидуальности. Из созвучия спонтанности и вдохновения рождается напряженный союз новизны и идеала. Путь к идеалу совершенного творения лежит через всплески спонтанности. Когда нет спонтанности, тогда обнаруживает себя нерешительность и колебание между альтернативными решениями. Без спонтанности развитие смысловых структур происходит по традиционному пути стереотипных решений. Так утрачивает себя творческий поиск. Чтобы понять, что представляет собой такой сложный психический процесс как спонтанность, рассмотрим, какова роль этого психического процесса в творческой деятельности. Возьмем для примера развитие информационно-смысловой структуры. Обозначим ее через S . Предположим, что эта структура состоит из десяти понятий а i А (i = 1,10). Все эти понятия связаны между собой множеством связей b j B (j = 1,n ). Развитие начинается с актуализации основной цели или даже с возникновения ряда целей. Общий процесс творчества протекает с нарастанием напряженности в структуре. Но достижение цели в начале творческой деятельности еще неясно. Обычные стереотипные приемы поиска решения, которые запечатлены в сознании, не приносят результата.

Чтобы достичь поставленной цели в творческом процессе должен присутствовать комплекс факторов, среди которых, например, концентрация психической энергии, вдохновение, сосредоточение, интуиция. Бессознательное и психическая энергия концентрируются на данной совокупности понятий А и совокупности связей В. В этот момент спонтанность как бы «берет» часть от каждого фактора гениальности, дополняет их, соединяя все эти части в один спонтанный комплексный процесс. Допустим, родилась интуитивная идея u i , которая подсказывает как соединить два понятия, например, а 1 и а 4 связью b 4 так, что согласно этой идее, актуализируемая цель должна быть осуществлена новой связью между понятиями а 1 и а 4 . Но сознание, контролируя достижение цели, выясняет, что это был промах. И вновь цель создает напряженность в психической системе на локальном участке информационно-смысловой структуры. Вновь напряжение нарастает, так как первая идея оказалась ошибочной, тогда спонтанный поток идей, мыслей, озарений с целью поиска нового понятия или новой связи между понятиями, продолжает свою созидательную работу. Спросим: когда же поступает команда о прекращении поиска?

Эта команда поступает из сознания тогда, когда заданный сознанием критерий красоты и гармонии окажется удовлетворенным. И из множества новых связей и понятий внезапно вырисовывается желанный и неожиданный результат. Весь этот спонтанный поиск новой структуры, ее микро и макро приращений окрашивается сильными эмоциональными переживаниями. Полученная в результате новая информационно-смысловая структура запечатлевается сначала в сознании, затем в памяти, будучи спонтанно окрашена эмоциями, когда цель, наконец, достигнута. Мощное ассоциативное мышление и ассоциативное чувствование, ощущение и необычайная спонтанность озарений – отличает выдающихся представителей творческой части человечества. Созидательное творческое начало спонтанности разворачивается на фоне разрушения традиционных структур.

Несмотря на то, что спонтанность – альтернатива детерминизму – ее поток протекает в ограниченном русле, остаточная ширина которого, дает ей свободу выражать самое себя. Флуктуации спонтанности обусловлены многими причинами и, прежде всего, типом человека (Юнг, полагал, что у интровертов материал подчиняется сознательным намерениям творца, а у экстравертов материал неподконтролен автору, автор подчиняется требованиям творческого материала). Необходимо отметить, что в творчестве спонтанность всегда есть продукт бессознательных процессов. Спонтанность присутствует независимо от установки типа: экстравертной или интровертной, ибо спонтанная деятельность бессознательного есть основное условие творческого процесса. Следуя Юнгу, можно сделать вывод, что у интроверта в творческом процессе большая доля принадлежит сознанию, но тогда спонтанность как продукт бессознательного, оказывается обездоленной в творчестве. Поэтому мы вынуждены были бы предположить, что гениальный дар – это удел только экстравертного типа, но это не так. И у гения интроверта часть создаваемого им материала представляет собой продукт интенсивной деятельности бессознательного, как и у экстраверта. Бессознательное в союзе с сознанием создает те произведения, которые потом признаются гениальными. Смыкание с типом происходит через входные структуры мышления, поэтому психологический тип влияет на развитие структур. Отсюда вытекает возможность циклического саморазвития: спонтанность меняет смысловые структуры, а те в свою очередь, регулируют поток спонтанности.

Изучая процесс творчества в искусстве (поэзию), Юнг предложил парадоксальную идею о том, что убеждение в абсолютной свободе творчества, скорее всего, просто иллюзия, поскольку тот, кто творит, полагает, что плывет, «хотя на самом деле его несет невидимое течение». Можно добавить – спонтанное течение. Юнг говорит, что некоторые произведения можно рассматривать «почти как живое существо, которое использует человека лишь как питательную среду, эксплуатируя его способности в согласии со своими законами и создавая самое себя во исполнение собственной творческой цели». Если из-под пера автора сразу выходят полные и совершенные произведения, – писал Юнг, – «они входят в мир… во всей красоте и могуществе, как Афина Паллада, появившаяся из головы Зевса. Эти произведения категорически навязывают себя автору, завладевая его рукой… Произведение приносит с собой свою форму: все, что автор хотел добавить от себя отвергается, а то, что он сам не прочь был бы отбросить, навязывается ему с удвоенной силой. В то время как его сознательный ум оказывается пораженным и беспомощным перед этим феноменом, его самого захлестывает поток мыслей и образов, которые он никогда не намеревался создавать и, которые бы по его собственной воле никогда не увидели бы свет. Здесь творец не идентифицируется с процессом творчества, он осознает, что подчинен своему произведению или находится вне его…» (103, с. 321 – 324 ). Это можно было считать правильным только отчасти, так как импульсы из бессознательного, в конечном итоге, контролируются сознанием. Возникает процесс противоборства, названный динамическим принципом творчества.

Поэтому если следовать теории Юнга, то в творческом процессе бессознательное художника (художника в широком смысле), оказывает не меньшее влияние на сам процесс творчества, чем сознание. Только часть импульсов из бессознательного неизбежно контролируется сознанием. Люди далекие от музыкального творчества не подозревают, что сочинение гениальной музыки во многом связано со способностью композитора спонтанно «услышать», интуитивно почувствовать многие идеи совершенно неожиданным образом и в неожиданных ситуациях. По словам одного из исследователей творчества Бетховена, он должен был постоянно сдерживать натиск идей: «Звуки мчатся подобно вихрю», – писал он в одном из писем. «Вы спросите меня, откуда я беру свои идеи? Этого я не в состоянии вам сказать достоверно… я улавливаю их на лоне природы, в лесу, в тишине ночи, ранним утром, возбужденный настроениями, которые у поэта выражаются словами, а у меня превращаются в звуки, звучат, шумят, бушуют, пока не станут передо мной в виде нот» (Цит. по 86, с. 321 – 324).

Замечательное свойство спонтанности в том, что она инвариантна относительно любого вида творчества. Спонтанные выбросы имеют одинаковую психическую природу как для мыслей ученого и его идей, так и для музыкальных мыслей и музыкальных идей у композитора или неожиданной находки колорита цвета у живописца. Учитывая индивидуальное взаимодействие бессознательного и сознания у каждого творца, можно попытаться объяснить, как выкристаллизовывается оригинальность стиля. Прибегая к метафоре Юнга и следуя его положению, можно сказать, что рулевой в лодке, плывущей по течению, независимо от того, какой установке сознания он следует, никогда не пытается пользоваться рулем. Ясно, что это невозможно. И потому постоянство стиля объясняется индивидуальностью личности или наличием индивидуального психического фильтра и распределением вкладов личностных факторов по осям психической системы. Очевидно, спонтанно увлекаемый непонятной силой гений, неизбежно привнесет в то, что ему навязывается, какие-либо из значимых факторов своей психики. Эти существенные личностные, сознательные факторы нельзя исключить, так как они сами дадут знать о себе, противопоставляя себя навязанной силе.

Нет спонтанности, значит, разум лишен той силы, которая движет творческим процессом. В спонтанности есть две противоположные стороны: с одной стороны, для творчества необходима спонтанность, которая свободна от контроля сознания, с другой, без контроля сознания – нет и помощи разума. Спонтанность не борется с разумом, она его усиливает, управляет им изнутри, питает и вступает в конфликт, когда последний опирается на излишнюю консервативность. В гениальности проявляет себя беспредельная спонтанность и только сверхспонтанность неконтролируемая сознанием (как высшая степень свободы в творчестве без заданного традицией русла и ограничения разума) позволяет совершать великие открытия. Великие открытия лежат далеко за пределами традиционных смыслов. Но чтобы попасть в эту запредельную область, нужен спонтанный процесс «за гранью» обычного, поэтому сверхспонтанность становится той границей, за которой царит ненормальность.

Юнг полагал, что вклад индивидуального бессознательного в творческом процессе незначителен. Фрейд, напротив, считал основой творчества именно процессы, протекающие в индивидуальном бессознательном.

В концепции структурно-осевого подхода предполагается неизбежность компромиссного решения, исходящего из весового участия вкладов различных факторов в деятельность психонейрофизиологического автономного комплекса. Поэтому спонтанность питается суммой двух неравных вкладов потоков энергий, зависимых от различных состояний психики: то поступает поток энергии из коллективного бессознательного, вытесняя энергию индивидуального бессознательного; то берет верх энергия индивидуального бессознательного, вытесняя импульсы из коллективного бессознательного.

По нашему мнению, существует возможность математически учесть влияние и тех, и других факторов: идеи Фрейда о влиянии личного бессознательного и идеи Юнга о влиянии на творческую деятельность коллективного бессознательного. В математике известно, что функция двух переменных z (х, у) зависит от обоих, если значения каждой отличается от нуля. Но когда одна из переменных равна нулю х = 0, то это означает сечение поверхности z (х, у) плоскостью ZУ. В этой плоскости мы получаем функцию одной переменной z (у). Допустим, что психическая энергия коллективного бессознательного обозначена Э к, психическая энергия личного бессознательного обозначена Э л, тогда действие суммарной психической энергии эквивалентно функции G (Э к, Э л). Но, как только мы полагаем, что художник создает произведение под влиянием тенденций личного бессознательного, тогда как коллективное бессознательное отступает, то это означает, что психическая энергия коллективного бессознательного равна нулю Э к = 0. В рамках такой модели мы можем качественно учесть обе концепции - Фрейда и Юнга, полагая, что вклад двух видов психической энергии будет различен. Независимо от того, какие слои бессознательного выплескивают из себя потоки спонтанности, природа спонтанности не становится менее трагичной, чем трагично само творчество. Это могло бы быть ахиллесовой пятой спонтанности, но диалектика спонтанности такова, что ее трагизм является ее высшим наслаждением. Ведь трагичность спонтанности лишь следствие трагичности бунта. И только потому, что истинный бунт созидателен, потому противоборство спонтанности против косности стереотипов несет в себе гармонию созидания.

Все права защищены. Ни одна из частей настоящих произведений не может быть размещена и воспроизведена без предварительного согласования с авторами.

Copyright © 20 10

Когда мы говорим о спонтанности, то имеем в виду свои яркие и неожиданные проявления. Что-то, что мы делаем «не думая».

И вот тут есть очень большой подвох. Как только мы отпускаем себя и делаем что-то «спонтанно» - мы совершаем знакомое действие.

Да, именно так - мы воспроизводим свои автоматические реакции. У каждого человека есть свой привычный набор эмоций и оценок происходящего. И когда мы действуем неосознанно, то сразу обнаруживаются все наши шаблоны.

Нужно разделить понятие спонтанности и неосознанности . Спонтанное действие - это осознанное действие за рамками наших шаблонов. Мы его намечаем заранее, придаем ему форму, а затем уже отпускаем себя и наслаждаемся процессом!

Я предлагаю вам сделать три простых практики для развития спонтанности.


1. ПРАКТИКА «СДВИГ»

«Сдвиг» делается в трех направлениях - действие, эмоции или мысли .

В течение дня делайте паузы. Осознанно останавливайте себя в любой момент времени, когда считаете нужным (или когда вспоминаете об этом) и говорите себе внутри «сдвиг!». После паузы что-то измените в своем поведении, эмоциях или мыслях.

Например: вы пьете чай. Остановитесь на секунду, скажите себе «сдвиг» и поменяйте позу, возьмите чашку в другую руку, почувствуйте какие эмоции вы сейчас испытываете и измените что-то. Если эмоция позитивная, то можно увеличить интенсивность, если негативная, то можно просто ее заменить на спокойствие и наблюдение.

То же касается мыслей. Сделайте паузу и понаблюдайте о чем вы сейчас думаете. Куда направлено ваше внимание. Направьте его на что-то другое. Выбирайте! Всегда выбирайте и осознавайте где ваше внимание, что вы чувствуете и что происходит с телом.

Во время практики «сдвиг» вы можете замечать ненужное напряжение в теле. Тогда просто убирайте его. Расслабляйте напряженные мышцы. Через 2 недели вы уже почувствуете, что тело само отслеживает ненужное напряжение и само расслабляется!

Чтобы помнить о «сдвиге» вы можете завести себе амулет - камешек, пуговицу, или что-то еще. Носите с собой этот амулетик, и когда вы его будете обнаруживать в кармане - это напоминание о том, что пора сделать паузу!

Практика «Сдвиг» - это практика самонаблюдения. Когда мы осознаем себя, то свободы и спонтанности в жизни становится больше и больше!

2. ПРАКТИКА «НОВОЕ - ХОРОШЕЕ»

«Новое - хорошее» - это все хорошее, что происходит в вашей жизни. Красивый закат, вкусный чай, приятная беседа, интересная книжка, дуновение ветра, ощущение весны.

Заведите дневник позитивных впечатлений. Каждый вечер записывайте все хорошее, что произошло в течение дня. Минимум 3 пункта!

Такой дневник помогает замечать приятные мелочи в нашей жизни. Обращать внимание на хорошие и позитивные события и эмоции. Делайте это ежедневно. Если по какой-то причине вы забыли и не записали «новое - хорошее» - не переживайте. Просто продолжайте дальше. Даже если возникают паузы в практике - она все равно продолжает работать, если мы о ней помним.

Со временем «нового - хорошего» в жизни будет практически 100%.

3. ПРАКТИКА «ХЕЙОКАС»

Хейокас - это делание принципиально нового. Вы осознанно решаете, что вы делаете хейокас и выполняете его! Разница между «новым - хорошим» и хейокасом проста: «новое - хорошее» приходит само и вы его замечаете, а хейокас вы делаем специально.

Делать что-то новое нужно каждый день. Да! Каждый день.

Хейокасы бывают разные:

1. Мини - хейокасы (это как раз на каждый день)

Пройти другой дорогой до метро, поесть новое блюдо, поздороваться с коллегами по-другому… множество мелочей, которые обычно мы делаем «на автомате» могут стать поводом для хейокаса!

2. Макси - хейокасы

Прыгнуть с парашютом, поехать в новую страну, выступить на публике, сыграть в настоящем спектакле, научиться водить мотоцикл… все новое, которое требует решимости и смелости.

3. Развлекательные хейокасы

Поиграть в гольф, покататься на лошади, поучаствовать в квесте, сходить на новый вид массажа, полетать в аэро-трубе… все, что доставляет удовольствие, но мы почему-то этого еще не делали.

4. Длительные хейокасы

Длительные хейокасы - это внедрение в свою жизнь новых привычек. Они требуют длительного времени и концентрации внимания. Выучить иностранный язык, начать танцевать, ежедневно гулять, бегать, учить каждый день новое стихотворение.

КАК ПРАКТИКОВАТЬ

Напишите список из 100 возможных хейокасов, которые вы хотите сделать. Или просто видите это возможным. Может не завтра, но со временем это вполне реально. Продвигайтесь по своему списку!

Хейокас расширяет палитру эмоций, выводит нас из рутины и неприятного постоянства! Это чистая импровизация в жизни!

Зачем нужна спонтанность?

Спонтанность, в жизни каждого человека, имеет столь же важную роль, сколь сильно мы ее недооцениваем. Буквально слово «спонтанность» переводится с латыни как «свободная воля». Именно она позволяет нам чувствовать витальность, наслаждаться каждым жизненным проявлением, принимать активное участие в собственной судьбе, а не просто плыть по течению в непонятном направлении.

Это базовый ресурс, который дается человеку от рождения, но все меньше используется по мере взросления. В детстве мы руководствуемся внутренними импульсами, но, со временем, социальные рамки, мораль, правила и законы вносят свои коррективы. Существуют общепринятые нормы поведения, под влиянием которых многие теряют свою способность к спонтанности. Перед внутренними порывами нас останавливает страх быть непонятыми обществом и отвергнутыми. Экзистенциальная тревога одиночества вынуждает выбирать более конформные линии поведения, поддерживаемые обществом. Спонтанность так же предполагает раскрытие собственного я, без масок, игр и притворства, в следствие чего человек становится очень уязвим в своих проявлениях и побуждениях, может терять чувство безопасности.

Что такое спонтанность?

Когда вы думаете о том, кто такой «спонтанный человек», как он себя ведет, чем интересуется и занимается, - что первое приходит вам в голову? Скорее всего, это некий собирательный образ - веселый, легкий на подъем, яркий, общительный, неконформный, интересный человек, запросто налаживающий контакты с окружающими, не стесняющийся проявлять собственные эмоции и жить согласно интересам.

Но это описание далеко не всегда совпадает с реальностью. Часто оказывается, что такие, с виду независимые и спонтанные люди, ведут себя согласно определенному паттерну, являясь узниками собственного образа. Согласно аналитической психологии Юнга, психика человека содержит в себе нескольких составляющих - внутренних архетипов. К их числу принадлежат персона и самость. Если вкратце, то персона - это публичное лицо личности, образ, который человек предъявляет остальным, социальная маска. Самость же - это истинное, глубинное, настоящее Я человека, которое объединяет сознательное и бессознательное и является целостным проявлением личности. Важно понимать, что спонтанность не имеет ничего общего с персоной, а является продуктом самости, ведь она рождается под воздействием внутренних, социально не обусловленных, импульсов.

Спонтанность - это не эпатажность или импульсивность, она имеет мало общего с раскованностью, инфантильностью и незрелостью, слабоумием и отвагой. Это умение (талант!) быть собой, в гармонии с внутренним миром, быть здесь и сейчас, просто быть. В спонтанности мы раскрываемся, мы настоящие, мы существуем в моменте, именно так мы можем по-настоящему встретиться с собой и с другими людьми, она наполняет нас кучей личностных смыслов.

Как развить спонтанность?

Якоб Леви Морено, известный психолог и психиатр прошлого века, отец психодрамы, был первым, кто задался этим вопросом. Он рассматривал спонтанность и креативность как два главных понятия, определяющих человеческую сущность. Морено говорил о том, что спонтанность — это энергия, подавление которой приводит к неврозу, а бесконтрольное проявление — к психозу. Психодраматический подход направлен на развитие спонтанности и корректное ее проявление через отыгрывание и импровизацию.

Развитие спонтанности - очень сложная задача. Сама эта фраза содержит парадокс, ведь «развить» предполагает какое-то внешнее влияние, что конфликтует с внутренним импульсом зарождения спонтанности. Но на помощь в этом нам может прийти гештальт психология, со своим главным принципом «здесь и сейчас». Научиться находиться в настоящем моменте очень важно для проявления внутренних побуждений. Ведь только когда мы погружаемся в настоящее с головой, мы можем находить на него отклик внутри себя, понимать свои истинные эмоции и желания, и действовать в соответствии с ними.

Постоянный контроль над собой и происходящим вокруг, расписание, многозадачность, графики и планы действительно облегчают нам жизнь, но если добавить в нее еще немного спонтанности, то она может оказаться куда интереснее!

Спонтанность – это психологический ресурс, обеспечивающий доступ к глубинным энергетическим источникам внутри нашей психики, это характеристика процессов, вызванных не внешними влияниями, а внутренними причинами; самодеятельность, способность активно действовать под влиянием внутренних побуждений. В этой статье мы разберем, почему спонтанность так важна.



Спонтанность предполагает способность человека быть самим собой, чувствовать себя в контакте с самим собой, проявлять себя естественно в разных жизненных ситуациях. Понятие «спонтанность» происходит от лат. sponte – свободная воля. Спонтанность всегда связана с креативностью, интуицией, игрой, способностью импровизировать в новых ситуациях, когда происходящее рождается на наших глазах. Спонтанность является высшим выражением индивидуальности человека.

Спонтанность должна быть открыта, или, лучше будет сказать, открыта заново, потому что, когда вы были ребёнком, вы были спонтанны. Вы утратили спонтанность, потому что в вас насаждалось слишком много искусственного — дисциплины, морали, добродетели, характера. Вы научились играть множество ролей; поэтому вы разучились просто быть собой.

Спонтанность – это радость, это игра, это танец, это предвкушения и волнующая неопределенность. Это любовь, креативность, вдохновление, удовольствие от ежедневных действий. Творчество – это одно из крупных практик спонтанности. Существует множество техник развития спонтанности. Один из самых известных исследователей спонтанности, Морено, описал независимые формы выражения спонтанности: драматическая форма (оживление уже состоявшихся действий, мыслей, чувств, слов); творческая форма (созидание новых идей, поведения, произведений и т. п.); оригинальная спонтанность (придание новой формы уже существующему); адекватная реакция (правильно выбранное по времени, форме, направленности и интенсивности поведение).

Спонтанность - это ресурс

Увы, спонтанность, как и сон, это ресурс, который не накапливается. Но базовые Спонтанность не накапливается и не сохраняется; она появляется, чтобы быть потраченной «здесь и теперь», уступив место следующим проявлениям. Спонтанность может находить себе выход либо подавляться. Цель тренировок – это высвобождение спонтанности и ее одновременная разумная интеграция в целостную структуру жизнедеятельности человека.

Если спонтанности еле-еле хватает на выполнение задачи, а на радость уже не хватает, человек серьезен, собран, напряжен. У некоторых людей это бывает иногда, а у некоторых постоянно, и не всегда задачи вторых глобальней, часто они просто не умеют расслабляться, радоваться жизни и существовать в гармонии с окружающим миром. Отсутствие спонтанности означает почти полное отсутствие наслаждения.





Спонтанность - это не импульсивность.

При этом нельзя путать импульсивность и спонтанность, это совершенно разные вещи! Внутренний импульс в сторону от необходимого получает название импульсивности. Спонтанность - это внутренняя активность, обогащающая шаблонное поведение. Т.е. если вы в бешенстве и внезапно сломали карандаш, который крутили в руках, то это – импульсивность. А если вы начнете рисовать этим карандашом не зная, что вы рисуете – это спонтанность.

Спонтанность на самом деле, это когда всему этому находится еще и оптимальная форма в этом мире, в данной ситуации и в данный момент времени. В том числе может оказаться, что в данный момент времени и в данной ситуации самым оптимальным и самым спонтанным будет потерпеть и дождаться более подходящего момента (только не долго конечно). Истинная спонтанность всегда произвольна, чем и отличается от непроизвольной импульсивности.

Ваш уровень спонтанности.

Приблизительно узнать ваш уровень спонтанности вы можете по этой шкале. Шкала Спонтанности измеряет способность индивида спонтанно и непосредственно выражать свои чувства. Высокий балл по этой шкале не означает отсутствия способности к продуманным, целенаправленным действиям, он лишь свидетельствует о возможности и другого, не рассчитанного заранее способа поведения, о том, что субъект не боится вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции.

Шкала Спонтанности:

1. Я не чувствую угрызений совести, когда сержусь на тех, кого люблю.

2. У меня почти никогда не возникает потребности найти обоснование тех своих действий, которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется.

3. Я не стремлюсь всегда избегать огорчений.

4. Я часто принимаю спонтанные решения.

5. Я никогда не боюсь быть самим собой.

6. Часто бывает так, что выразить свои чувства важнее, чем обдумывать ситуацию.

7. Я доверяю тем решениям, которые я принимаю спонтанно.

8. Пожалуй, я могу сказать, что я живу с ощущением счастья.

9. Я часто проявляю свое расположение к человеку, независимо от того, взаимно ли оно.

10. Я почти всегда чувствую в себе силы поступать так, как я считаю нужным, несмотря на последствия.

Для чего вам развивать спонтанность?

Зачем современному человеку развитая спонтанность? Он знает маршрут от работы до дома и от дома до булочной, он живёт механически, потому что живёт - комфортно и цивилизованно... Не нужно ему прятаться от тигра или зимовать в тундре.

Однако покой и комфорт современной городской цивилизации - обманчивы и смертельно опасны. Они убаюкивают человека, превращая его в бездарного (некреативного) и нежизнеспособного (не спонтанного) обывателя, у которого от такой жизни атрофируются все умения, кроме умения потреблять.

Благодаря спонтанности человек способен гибко реагировать в новых, нестандартных ситуациях, думать и чувствовать в «кадре», не прятаться за различные «социальные маски», стереотипно опираясь на «костыли» заученных навыков, фраз, подражая авторитетам, концепциям успеха и счастья.

Важно, что спонтанность – это базовый ресурс, «доличностный» психики. Только после спонтанности и восстановления локуса контроля нужно браться за восстановление самооценки.

1. Энергия

Спонтанность – это источник энергии, это возможность действовать в условиях непределенности и эффективно справляться со стрессом. У спонтанных людей жизнь во много раз ярче, красивее и переполнено вдохновением и любовью.

Запомните, что спонтанность – это источник жизненной энергии, который нельзя принудить, заставить, подчинить, который приходит сам и уходит сам. Нет правил и протоколов, как его услилить. Если в осознанностью еще можно протокольно работать, то о спонтанности приходиться говорить весьма неопределенно. Посмотрите на детей: они полны энергии и энтузиазма, спонтанны! С возрастом спонтанности становится все меньше и меньше, потому что долг вытесняет удовольствие, мораль вытесняет чувства, а рассудок вытесняет ощущения, потому что ресурсы не прокачиваются и постепенно фрустрируются.





2. Адаптация и спонтанность

Спонтанность - качество, которое помогает нашему выживанию и адаптации. Спонтанность – это готовность к переменам. Помните, что вы живы лишь настолько, наскольно вы любите изменения? У современного человека чувство спонтанности развито гораздо меньше, чем любая другая важная функция центральной нервной системы. Отсюда - полнейшая несостоятельность современного человека при столкновении с неожиданным, а чаще всего – эта реакция зла. Нарушения спонтанности приводят к развитию неврозов и потере энергии. Если человек ведет себя всегда примерно одинаково, будь это "жизнь в колее", или постоянный эпатаж, выдаваемый за спонтанность - это автоматизм.



3. Легкость и игра.

Развитие спонтанности дает возможность человеку стать, в конечном счете, более ярким, уверенным, выразительным и легким. Состоявшаяся и успешная личность должна быть личностью творческой, креативной и спонтанной. Спонтанность нужна каждому человеку, всем, кто хотел бы чувствовать себя уверенным и счастливым, в личной и профессиональной жизни, всем, кто хотел бы выйти за пределы привычных, устоявшихся паттернов поведения и попробовать себя в непривычных ролях, кто хотел бы развить способность ярко и выразительно проявлять себя, наслаждаться энергией импровизации, самовыражением. Спонтанность, конечно же, нужна тем, кто хотел бы достичь каких-то высот в этой жизни. Достижение спонтанности всегда сопряжено с чувством огромного удовольствия, радостного ощущения жизни.

Развитие спонтанности – это не путь к совершенству в привычном понимании, это путь к естественности. Более того, стремление к достижению окончательного совершенства увеличивает препятствия к достижению свободной спонтанности.


4. Отношения.

Спонтанность очень важна также для тех, кто хотел бы улучшить свои партнерские отношения. Часто женщины и мужчины недовольны своим поведением в отношениях с противоположным полом или не понимают, почему им отказал партнер, не осознавая, что их поведение стереотипно, независимо от того, держится ли человек внешне очень активно и говорливо, либо наоборот, закрыт и консервативен.

Ну, начну о главном, пожалуй. О спонтанности.

Спонтанность - внутренние побуждения человека.

Тяга, влечение, интерес, даже мотивация как таковая - явления спонтанные.

Спонтанности противоположно насилие.

Требования извне, давление, чужая воля, внешние приказы снижают спонтанность.

Именно поэтому любые пыточные инструменты, даже самые изящные щипцы, снижают спонтанное внимание, убивают влечение.

Мы говорим "от щипцов и скалок плюс растет" - вот это оно самое. Причем касается это не только отношений, любого ресурса. Чем больше давление, тем сильней нежелание, а потом отвращение. Это так. Но если бы все было так просто, это бы означало бы, что никакие ограничения, правила и законы не нужны, что все это противоречит развитию, мешает прогрессу. Однако это совсем не так.

Здравый смысл и наблюдательность убеждают нас в том, что нужно сочетание правил и свободы, что свобода без правил превращается в прожорливый хаос Харибды, а правила без свободы превращаются в зубастые челюсти Сциллы. То и другое одинаково разрушительно, а живой поток проходит между тем и другим. Как в инициации Одиссея. И найти эту золотую середину - задача человека. Поиском золотого пути с древности занимались лучшие умы.

Человек незрелый, инфантильный, несформированный как личность, устроен так, что его саморегуляция повторяет родительские запреты. По большому счету у инфантила нет никакой саморегуляции, его регуляция - это свод каких-то "надо", "должен", против которых его спонтанность бунтует, поскольку ограничения мешают ей. Инфантилы потому и воюют всегда против родителей и родительских фигур, что именно с этой стороны они чувствуют подавление, они ощущают угрозу своему удовольствию и наслаждению жизнью.

Саморегуляция инфантила - это Сцилла щелкающая пастью, точнее шестью. Это семья - семь Я, одно из которых - сам человек, остальные шесть - пасти Сциллы. Многие психотерапевты заботливо помогают человеку избавиться от родительского давления, не помогая стать ответственным (а этому особо и не помочь со стороны). То есть вместо того, чтобы править локус и выращивать саморегуляцию, инфантилы избавляются от внешних ограничений и утекают прямо в пасть Харибды. Это очень вредное современное веяние, и чем раньше вы осознаете, насколько война против родительских фигур разрушительна, насколько она ломает ваш локус контроля и превращает вас в кисель, тем будет лучше.

Ни с родителями, ни с родительскими фигурами воевать не нужно, нужно освобождаться от зависимости посредством взросления. Снизится ваша зависимость, снизится и власть родительских фигур, но снизить зависимость можно только выращивая силу и самостоятельность. Другого способа нет. Когда слабый воюет с опекуном, он не становится сильней, он погибает. Это касается и зависимости жен от мужей, и зависимости любых минусов от плюсов. Не воюйте против власти, будучи слабым, воюйте с собственной зависимостью и слабостью, стройте личные опоры.

Так вот инфантил находится на той стадии личностного развития, что его саморегуляция противоречит спонтанности. У них война.

Это война "надо" и "хочу", это ум с сердцем не в ладах, это конфликт Короля и Королевы, это то, о чем мы много раз говорили. И все равно многим совсем не понятно, как же совмещается саморегуляция и спонтанность.

Точно так же многим совсем непонятно, как можно влиять, не используя щипцов, как можно чего-то хотеть, не выращивая фигуру, как можно любить без слияния границ. Это настолько иной уровень бытия - зрелое существование, что незрелым он кажется парадоксальным или даже невозможным.

Для понимания приведу пример.

Все знают, что фальшивое поведение не обладает спонтанностью. Фальшь подобна мертвечине, она искусственна, вымучена, в ней нет энергии, она отталкивает всех.

Многие потому и не понимают, зачем учиться чему-то в любви, что любые осознанные действия автоматически относят к фальшивым. Искренним они считают лишь то, что совсем бесконтрольно, что не осмысляется и не направляется совсем никак. Заметно, насколько у таких людей незрелая саморегуляция? Насколько велик конфликт их спонтанности и саморегуляции? Как личности такие люди инфантильны, они не способны владеть собой. Едва они пытаются управлять собой, как теряют спонтанность, то есть жизненную энергию. Ими должны управлять другие, чтобы их собственный контроль не мешал спонтанности. Причем другие должны управлять ими, обходя их рассудок, чтобы они подчинялись бессмысленно, как стадо. Как это и происходит из века в век с толпой. По большому счету такой незрелый человек (с конфликтом спонтанности и саморегуляции) биоробот. Он не владеет собой, им владеют хозяева. Сильные мира сего учатся (не всегда экологично) управлять массами. Но сначала необходимо научиться управлять собой.

И как повторял Аристотель Александру: "Хочешь силы, сделай дух твердым". В твердости духа легко узнать философский камень - кристаллизованную, отвердевшую, сформированную волю ("философский" поскольку этот камень - плод разума, рассудка). Аристотель учил, что лучший способ кристаллизовать дух, это направить потос (поток, спонтанность) к аретэ (добродетели, доблести).

С точки зрения алхимии (в которой отражено учение Аристотеля) Королева (спонтанность, сила, поток, потос) может полюбить Короля (саморегуляцию, волю, дух) и перестать конфликтовать с ним, если Король станет того достоин. Во-первых, он должен быть как таковой, у многих его вообще нет (поэтому уничтожать родительские фигуры и устраивать праздник непослушания - лишать себя всякой воли). Во-вторых, устремления его должны быть благородны, красивы, добродетельны (Королева это ценит). В-третьих, он должен уважать Королеву и уважать себя. Он должен быть смел и свободен от зависимостей. Можно сказать, что Король должен быть отличным рыбаком, чтобы влюбить Королеву.

Возвращаясь к примеру о фальши и искренности, предлагаю осознать, что рыбак совершенно искренне действует в границах, совершенно искренне уважает партнершу, совершенно искренне уважает себя, совершенно искренне щедр и искренне независим. А у рыбы другая искренность. Она искренне хочет лезть в голову и напрашиваться в жизнь, она носит корону и искренне верит в то, что волчонок недолюблен и нуждается в ней, она искренне зависима, она искренне нуждается в опоре на другого. Все это у рыбы очень искренне. Если заставить рыбу действовать как рыбак, получится фальшиво, потому что вся искренность рыбы - это ее баги, короны, колпачки и пыточные инструменты. Вот такая у рыбы искренность. Это ее реальное содержание и если она попытается притвориться сильной, это будет выглядеть фальшиво. Часто даже комично, вы это видите в письмах, я комичные письма люблю за иллюстративность.

Понимаете, почему критерий "искренность" не определяет правильное поведение? Быть искренним мало. Искренность - это откровенность, а если открывая себя вы показываете свою слабость, ничтожность, глупость, то кто же наградит вас за это? Если вы искренне скармливаете себя, то ничего хорошего для вас эта искренность не даст. Впрочем как и притворство. Однако осознание того, насколько вы слабы, зависимы, насколько плох ваш локус и дурны границы, может помочь вам начать работать над собой. А до этого момента вам лучше не выражать искренне все свои баги, не быть фальшивым, но быть сдержанным, удерживать себя от слива, не пользоваться слишком искренне щипцами, ограничивать свою спонтанность тогда, когда она стремится вас скормить, спустить вниз.

Надо осознать, что спонтанность изначально безразлична к вашей личности. Она коллективна! Для спонтанности (потока, потоса, Королевы, энергии) нет разницы, вы или другой. Это безличный поток, он готов скормить вас любому, кто окажется вас сильней духом (именно духом). Для спонтанности есть лишь процесс эволюции, великая пищевая цепь, для нее нет границ личности, она течет туда, где сильней притяжение.

И единственный способ удержать свою спонтанность внутри себя, обернуть ее на пользу себе, сделать ее силу благоприятной для себя, а не разрушительной, не дать ей покинуть свое тело и обесточить его - это развивать зрелую саморегуляцию. Короля, которого сможет полюбить Королева. Только так можно доказать свое право на владение потоком.

Вот саморегуляция - да, это ВЫ в полном смысле этого слова, это ваша личная часть, ваша индивидуальная часть. Но у инфантила ее почти нет. Ему кажется, что он есть, есть его Я, но он подменяет локус контроля фокусом внимания. Куда течет его внимание, туда и локус смещается, там и есть его Я, он не может удерживать локус внутри себя, поэтому себя в полном смысле слова он не имеет. Этому нужно специально учиться, это на первых порах обучения нужно отслеживать и контролировать. И границы нужно проверять и поправлять, если они съезжают. Вся работа правой части внутреннего круга Эго (помните схему из моей книги?) это сознательная работа. Проще всего править локус контроля, чуть сложней управлять саморегуляцией (особенно когда влечение к чему-то очень сильно и сложно отлепить внимание, то есть аддикция, или когда сил очень мало, то есть фрустрация), а вот самооценкой своей человек управлять напрямую не может, он может только снять корону, но сделать самооценку выше напрямую не может. И спонтанностью человек управлять напрямую не может. Не может напрямую - не значит не может вообще. Вообще может, но опосредованно, через правку локуса и направления своего внимания из сфер, разрушающих его, на сферы, делающие его сильней.

Но это длинная тема. Мы пока - в самом ее начале.

Насколько понятно описанное? Есть наблюдения за своей спонтанностью и саморегуляцией? Что-то новое из поста узнали? Есть примеры?