Предложение единица синтаксиса понятие предложении. Жизнь - это бег на сверхдлинную дистанцию.? Интонационными средствами являются

Центральной грамматической единицей синтаксиса является простое предложение. Это определяется тем, что простое предложение представляет собой элементарную единицу, предназначенную для передачи относительно законченной информации, обладающую такими свойствами, которые делают возможным отнесение сообщаемого в тот или иной временной план.

Кроме того, простое предложение – основная единица, участвующая в формировании сложного предложения и текста. Простое предложение состоит из словосочетаний и словоформ, имеет собственные грамматические характеристики: 1) оно образуется по специальному грамматическому образцу; 2) обладает языковыми значениями, формальными характеристиками, интонационной оформленностью и способностью к изменению (Краткая русская грамматика, с.405). Простое предложение так же, как и ранее изучаемые единицы языковой системы, входит в парадигматические отношения. Парадигматические отношения – формальные изменения самой конструкции (частные проявления общего категориального значения), выраженные специальными средствами. Частные грамматические значения простого предложения выражаются знаменательными или служебными словами, синтаксическими частицами, порядком слов и интонацией.

Простое предложение входит в синтагматические отношения – члены простого предложения сочетаются друг с другом по определенным правилам (там же, с.407)

Особенно сложна формальная и смысловая организация простого предложения. Каждое простое предложение построено по определенному формальному образцу, который называется предикативной основой или структурной схемой. Такие схемы являются абстракциями, отвлекаемыми от неограниченного множества конкретных предложений. Сравните примеры: Ребенок веселится. Поезд идет. Мальчик читает. Предложения построены по образцу: имя существительное + спрягаемый глагол, выражающему отношения процессуального признака и его носителя в том или ином временном плане.

Работы прибавляется. Воды убывает. – Род.п. сущ. + гл. в ф.3-го л.ед.ч. Схема выражает отношения процессуального состояния и его носителя.

Зима. Ночь. – Им.п. сущ. – констатирует факт наличия.

Формы слов, организующие предикативную основу, называются компонентами структурной схемы, главными членами, предикативным центром (Кр.русская грамматика, с.408)

Грамматическим значением простого предложения является предикативность – категория, которая целым комплексом формальных синтаксических средств соотносит сообщение с тем или иным временным планом действительности. Так, структурная схема предложения обладает грамматическими свойствами, которые позволяют обозначить, что то, о чем сообщается, либо реально осуществляется во времени (настоящем, прошедшем, будущем), то есть имеет реальный временной план, либо мыслится как возможное, должное, желаемое, то есть имеет ирреальный план, или временную неопределенность.

Значения времени и реальности/ирреальности слиты воедино, их комплекс называется объективной модальностью.

Таким образом, понятие предикативности как абстрактной синтаксической категории складывается из понятий: структурная схема, временной план сообщаемого и реальность/ирреальность сообщаемого (там же, с.409)

Главным средством формирования предикативности является категория наклонения, с помощью которой сообщение предстает в аспекте реальность/ирреальность.

Представление о сущности предикативности (как и сам термин) не является однозначным. Наряду с концепцией В.В.Виноградова (указ.статья) и его школы (Грамматика русского языка-54, -80) термином «предикативность» обозначают также свойство сказуемого как синтаксического члена двусоставного предложения. Понятие предикативности входит в состав понятий «предикативная связь», «предикативные отношения», которыми обозначают отношения, связывающие подлежащее и сказуемое, а также логического субъекта и предиката; в таком употреблении предикативность осмысляется уже не как категория наивысшей ступени абстракции (присущая модели предложения как таковой, предложению вообще, независимо от его состава), а как понятие, связанное с уровнем членения предложения, то есть с такими предложениями, в которых может быть выделено подлежащее и сказуемое (В.В.

Бабайцева, с.58).

Таким образом, важно различать эти понятия предикативности. При квалификации грамматического значения простого предложения термин «предикативность» понимается как синтаксическая категория.(См. литераратуру).

Семантическая структура. Предложение совмещает в одной своей грамматической форме несколько значений разных ступеней абстракции. Во-первых, сам структурный образец простого предложения имеет отвлеченное значение, общее для всех предложений, так называемая предикативность. Значение предикативности, заложенное в образце, переносится в конкретное предложение и модифицируется в парадигме предложения, то есть в разных его синтаксических формах, выражающих значения реальности и ирреальности. Но в конкретных предложениях есть еще одно значение, идущее от компонентов предикативной основы и от их отношений + лексическое значение слов. Например: Ученик пишет - субъект и его активное действие; Гром гремит – субъект и его наличие, существование; Светает – наличие бессубъектного действия; Много дел, мало радости – субъект и его количественный признак и т.д.

Все сказанное имеет отношение к семантике структурной схемы или к семантической структуре предложения (Кр.рус.гр., с.410).

Таким образом, семантическая структура – это то его языковое значение, которое создается взаимодействием семантики структурной схемы и лексического значения слов.

Категориями семантической структуры является предикативный признак, субъект – носитель предикативного признака и объект; на уровне предложения эти значения уточняются и дифференцируются. Предложения, имеющие разную грамматическую организацию, но близкую семантическую структуру, в некоторых исследованиях рассматриваются как трансформы, то преобразования одного в другое, например: Наступает вечер – Вечереет; Сын учится – Сын – учащийся.

Кроме значения предикативности и семантической структуры в предложении присутствует его функциональное значение, связанное с распределением коммуникативной нагрузки между его членами; это значение выражается актуальным членением, то есть членением на тему и рему, порядком слов и интонацией.

Предыдущие характеристики (аспекты) предложения: структурная схема, семантическая структура являются статистическими (см. В.А.Белошапкову, указ.раб.), а коммуникативный аспект является динамическим. Рассмотренное в статистическом аспекте предложение автономно и самодостаточно, все его свойства объясняются изнутри, его собственным формальным устройством. Рассмотренное в динамическом аспекте предложение выступает не само по себе, а как часть текста, то есть в том лингвистическом и экстралингвистическом контексте, в котором оно существует (см.лекцию1). Выделение статического и динамического аспектов предложения началось в 20-40-е годы нашего века почти одновременно в трудах ученых из разных славянских стран.

Наибольшее развитие коммуникативный аспект получил в Пражской лингвистической школе (В.Матезиус – основоположник актуального членения), позднее других, лишь во 2-й половине ХХ века как особый научный объект была выделена семантическая структура (одной из первых работ стала статья Ф.Данеша «О трех аспектах синтаксиса», Прага,1964). См.подробнее: И.П.Чиркина, ч.4, с.72-89).

В настоящее время достаточно большое внимание уделяется прагматическому аспекту предложения, которое обладает большим потенциалом. Язык предоставляет говорящему (пишущему) разнообразные возможности выразить в предложении свое отношение к предмету речи, к ситуации, о которой сообщается, к адресату. Эта прагматическая триада, реализующаяся в разных предложениях или полностью, или в какой-то своей части и взаимодействующая с его семантической структурой, делает предложение языковой единицей, обладающей глубоким и неодноступенчатым смысловым строением (см. Прагматика в ЛЭС).

Таким образом, предложение в понимании современной синтаксической науки – сложное, многоаспектное явление, которое вряд ли может быть до конца когда-нибудь изучено.

Предложение - это высказывание, содержащее предикативную синтагму. Простые предложения подразделяется на коммуникативные типы: повествовательное, вопросительное, побудительное, восклицательное. По характеру выражения отношения к действительности предложения делятся на утвердительные (утверждаются как реальные) и отрицательные (утверждаются как нереальные). По наличию или отсутствию второстепенных членов выделяют распространенные и нераспространенные предложения. Сложное предложение представляет собой объединение по определенным грамматическим правилам двух или более предложений на основе той или иной грамматической связи. Связь частей сложного предложения осуществляется при помощи:1 интонации2 союзов (сочинительных и подчинительных)3 союзных слов (знаменательные слова, которые служат средством связи придаточного предложения с главным и выполняющие одновременно функцию члена предложения):а) местоимения (то, что, который, чей, сколько)б) наречия (где, когда, откуда).Предложения в зависимости от средства связи делятся на союзные, бессоюзные, сложноподчиненные, сложносочиненные.

Самый главный признак предложения – предикативность – отнесённость высказывания к реальной действительности, которая грамматически выражается в категориях модальности (наклонение), времени, лица. (Виноградов).

Полипредикативность – наличие в предложении нескольких предикатов. (Эти дни тусклы, больны 2 , а туманы холодны 3).

Аспекты изучения предложения :

1. Логический (суждения, умозаключения и т.д.)

Но предл. не всегда логичны.

2. Коммуникативный (предл. рассм. как носитель актуального для говорящего информ.)

тема т - исходный пункт высказывания

рема r -сообщение о теме.

Выделение в предложении темы и ремы – актуальное членение.

3. Семантический (истолкование определ. ситуации с помощью предл.)

4. Структурный(анализ предл. в самом себе)

Лексика. Слово как предмет лексикологии

Лексика – уровень языка, обеспечивающий словарный запас языка.

1. Лексикология (от греч. lexis - слово, logos - учение) - наука, изучающая слово и словарный состав языка в целом, его функционирование и развитие.



2. Предметом лексикологии являются следующие вопросы :

· слово с точки зрения общей теории слова (роль слова в структуре языка и текста);

· структура словарного состава языка (принципы объединения слов в различные группы);

· функционирование лексических единиц языка, характер сочетаемости слов с точки зрения совместимости/несовместимости их понятий;

· пути пополнения и развития словарного состава языка (способы соз­дания новых слов, формирование новых значений, использование ре­сурсов других языков);

· соотношение лексики и внеязыковой действительности (закономер­ности обозначений реалий внешнего мира лексическими средствами языка).

3. В зависимости от целей и задач, решаемых лексикологией, различают :

· общую лексикологию - рассматривает общие вопросы, связанные со строением и функционированием словарного состава языков мира;

· частную - изучает словарный состав конкретного языка;

· историческую - описывает историю развития словарного состава язы­ка в целом или отдельных его групп;

· сопоставительную - изучает словарный состав различных языков с целью выявления их генетического родства, общих закономерностей развития их лексиконов;

· прикладную - связана с лексикографией, теорией перевода, культурой речи, лингвопедагогикой и т. д.

4. Лексикология включает в себя следующие разделы:

· ономасиология (от греч. опота "имя" и logos "учение") - наука, зани­мающаяся изучением теории номинации; исследующая процесс назы­вания, присвоения имен предметам и явлениям внешнего мира;

· семасиология (от греч. semasia "значение" и logos "учение") - значения слов и словосочетаний;

· фразеология (от греч. phraseas "выражение" и logos "учение") - фразеоло­гический состав языка, природа фразеологизмов, их типы, категори­альные признаки, особенности функционирования в речи;

· ономастика (от греч. onomastike "искусство давать имена") - имена

собственные в широком смысле слова: географические названия изу­чает топонимика, имена и фамилии людей - антропонимика;

· этимология (от греч. etymologia < etymon "истинное значение" и logos "наука") - изучающая происхождение слов, процесс формирования словарного состава языка, реконструирующая словарный состав языка древнейшего (обычно дописьменного) периода;

· лексикография (от греч. lexikos "относящийся к слову" и grapho "пишу") - наука, занимающаяся теорией и практикой составления словарей.

Моносемия и полисемия

Моносемия - это свойство слов иметь одно значение

Полисемия - многозначность, наличие у слова (единицы языка) двух или более взаимосвязанных и исторически обусловленных значений.

В современном языкознании выделяют грамматическую и лексическую полисемии. Так, форма 2 лица ед. ч. русских глаголов может быть употреблена не только в собственно-личном, но и в обобщённо-личном значении. Ср.: «Ну, ты всех перекричишь!» и «Тебя не перекричишь». В подобном случае следует говорить о грамматической полисемии.

Часто, когда говорят о полисемии, имеют в виду прежде всего многозначность слов как единиц лексики. Лексическая полисемия - это способность одного слова служить для обозначения разных предметов и явлений действительности (ассоциативно связанных между собой и образующих сложное семантическое единство). Например: рукав - рукав («часть рубашки» - «ответвление реки»). Между значениями слова могут быть установлены следующие связи:

Виды переносов:

По характеру языковой мотивированности:

Метафора

Например: конь - конь («животное» - «шахматная фигура»)

По частоте употребления и стилистической роли метафоры бывают:

а) сухие или стертые - необразные и известные всем (глухой переулок)

б) общепоэтические - образные, известны всем, используются в поэзии (седой туман)

Виды метафор:

1. Сходство формы - золотое кольцо - кольцо дорог

2. Сходство местоположения - крыло птицы - крыло здания

3. Сходство функций - перо птицы - перо стальное

4. Сходство цвета - золотые серьги - золотая осень

5. Сходство оценки - ясный день - ясный взгляд

6. Сходство производимого впечатления - теплый день - теплый прием

7. Сходство в способе представления действия - охватить руками - охватило беспокойство

Метонимия

Например: блюдо - блюдо («вид посуды» - «порция пищи»)

Метонимия - переименование по смежности

Виды метонимии:

2. Материал на изделие (выставка серебра)

3. Дейсвие на результат (курсовая работа)

4. Действие на средство действия (красивая упаковка)

5. Действие на место действия (подземный переход)

6. Объект науки на отрасль знания (лексика как наука)

7. Явление, признак, качество на обладателя ()

8. Имя человека на предмет открытый им (Рентген)

Синекдоха (вид метонимии)

Перенос часть на целое, множество на единичный, родовое на видовое и наоборот («Покупатель выбирает качественные продукты». Слово «Покупатель» заменяет все множество возможных покупателей.)

Виды синекдохи:

1. Множественное число вместо единственного (как ликовал француз)

2. Определенное число вместо неопределенного (тысячеголовая толпа)

3. Видовое вместо родового (береги и копи копейку)

4. Название атрибута вместо предмета (все флаги будут в гости к нам).

2 основные функции языка:

Коммуникативная;

Познавательная;

Предложение – это самая сложная многоаспектная единица. Занимает центральное положение в синтаксисе.

Для представителей логикограммат. направления был характерен логизированный подход характеристики предложения и ее членов. Предметы, которые мы судим называется подлежащим. То, что мы думаем или судим о предмете именуется сказуемым. Суждение выраженное словами есть предложение. (Ф.И.Буслаев).

Для представителей псих.-грамматического направления П.- слово или такое употребление сочетаний слов, которое сопровождается особым движением мысли.

Характерные признаки предложения:

Законченная интонация;

Сказуемость;

ПРЕДЛОЖЕНИЕ – грамматически оформленная по законам данного языка, целостная единица речи, которая является главным средством формирования, выражения и сообщения мысли. (В.В.Виноградов). В этом определении выражены 3 важн. стороны.

· Логическая сторона – главное средство формирования мысли.

· Языковая – грамматически оформленная по законам данного языка, главное средство выражения мысли.

· Речевая – сообщение мысли, целостная единица речи.

П. характеризуется совокупностью структурных и семантических признаков, которые отражают его основные стороны.

СТРУКТУРНЫЕ ПРИЗНАКИ:

1. наличие стр. схемы.

2. способ выражения компонентов стр.схемы.

СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ:

Средство формирования мысли.2. Предикативность.3. Средство общения.4. Членение на «данное» и «новое».

СТРУК СХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

С грам. точки зрения предложение представляет собой организационную структуру, которая в своем составе содержит пост-ые компоненты, образующие стр.схему предложения. Стр.схема или модель предложения это тот отвл.образец по которому строится в речи конкретные предл, высказывания.

В разл.концеп-ях используются разные подходы.

1. Грамматическая завершенность.

2. Структурная и семантическая завершенность.



3. Коммуникативная завершенность.

По разному оценивается и структурный состав.

1. Включаются только компоненты предикативного сочетания.

2. Включаются компоненты необходимые для образования семантической достаточности предложения.

3. Включаются все компоненты, необходимые для образования коммуникативной завершенности предложении.

В соответствии с точкой зрения В.В.Бабайцевой в структ.состав предл. Входят те компоненты, которые определяют лог.сторону мысли.

Главными позициями предложения явл. Синт.позиции подл. и сказ.,которые соответствуют субъекту и предикату мысли. Поэтому в состав структурной мысли двусоставного предложения входят подл и сказ. А в состав односоставного предложения либо подл, либо сказ. П.ч. они образуют логическую структуру мысли. Все остальные Чп не вкл в структурную схему предложения. П.ч. они лишь они распространяют ГЧ.

Однажды в студеную зимнюю пору,

Я из лесу вышел.

В этом предложении стр.схему образуют компоненты «Я» и «вышел», которые логическую структуру мысли. S(я), Р(вышел) и соответствуют подл и сказ, заним главн.синтаксические позиции предл. Но в некоторых случаях в стр.схему могут входить и ВЧП, если они содержат косвенную характеристику субъекта. 1. (Дом строится рабочими .).

2. Безл.предл. (Мне грустно.).

Другим важн. грамм.признаком предл. – ПРЕДИКАТИВНОСТЬ.

Благодаря предикативности предл отличается от некоммун синт единиц (с/с и синтаксем.).

В совр.синтаксисе наиболее распростр является определение предикативности, сформ. В.В.Виноградовым. Согласно его точки зрения предикативностью называется отнесенность содержания предложения к действительности. Делает его главным средством формирования, выражения мысли.

Предикативность – абстрактная грам. категория, которая конкретизуется в двучастных син.категориях модальности и времени. Эти категории конкр-ют общее значение предикативности в одном опр.аспекте. Синтак.категория модальности выражает отношение содер. предл. к действительности с точки зрения его реальности и нереальности. Содерж предложения может мыслится как реальная или нереальная, т.е. возможная, желаемая. Результатом этого является противопоставление двух модальных значений.

Модальность, выражающая отношение содержания предложения действительности в плане реальной или нереальной называется объект.модальностью. Предложение может выражаться субъект.модальности, выраж.отношение говорящего к содержанию предл., котор.наслаивается на объективн.модальность. Она передантся с помощью модальных слов (конечно, вероятно, м.б. и т.д.). Следует помнить, что объективн.модальность является обязательным, а субъективная лишь вносит добавочные оттенки синт.категории времени, выражает отношение содержанияпредложения к действительности с точки зрения момента речи. Содержание предложения может мысл-ся как факт прошлого. Предикативность в предложении имеет спец.языковые средства выражения, а именно формы наклонения, времени, частица и интонация.

С логической точки зрения предложение служит средством формирования мысли. По своему строению двучленна. В двусоставных предложениях выражается типичное логическое суждение, в котором словесное выражение получают субъект и предикат. В односоставных предложениях словесное выражение получает только один компонент мысли, только предикат. А субъект остается словесно не выраженным. Он представлен в виде наглядно-чувств.образа. Поэтому в односоставных предл всегда один ЧП. В нечленимых предл вообще отсутствует лог.расчлененность на субъект и предикат, следствием чего является синт.нечленимость на ЧП. В них выражается особое имплицитное (скрытое, словесное) суждение.

С речевой точки зрения предложение характеризуется наличием коммуникативной функции. Структурная схема, и даже синт.конструкция коммуникативной единицей не является. Функция сообщения один из важнейших признаков в предложении.

Особое место занимает интонация. Любое предложение в речи является интонационно оформленным. Благодаря интонации не только предложения, но и с/с, и даже отдельная син-ма приобретает значение самост.высказывания.

2 Синтаксис – это высший уровень языковой системы, на кот.использ-ся все ресурсы языка. В синтаксисе как разделе грам-ки выд-ся 2 части: учение о с/с, учение о П. Первые сведения по синт-су учащиеся получают в начаьной школе: виды П.по цели высказыв, по интонации, члены П. В 5кл. изучается пропедевтич.(подготовит.) курс синт-са. Этот небольшой курс введен для создания элементарной основы для развития речи и для понимания морфологии: с/с, виды П.по цели высказ, ЧП, однород члены, ПП и СП, предусмотрен синт.разбор. Цели обучения синтаксису:1. на основе сознательного усвоения синтакс-х понятий обогащать грам.строй речи с учетом норм рус.литнр.языка; 2. сформировать речевые умения и навыки; 3. способность формированию всех видов компетенций. Задачи О. синтаксису :

1.познакомить учащихся с синтаксич един-ми и на этой основе обеспечить усвоение школьн-ми знаний о строе РЯ. 2. совершенствовать речь уч-ся на основе усвоения синт-х связей; 3. создать базу для успешного усвоения правил пунктуации. Изучение с/с в 5 кл. готовит уч-ся к изучению морфологии на синтаксической основе (изменение падежных форм, род ИП и ИЧ рассматр-ся т/о в с/с). С/с, образуемые второстеп-ми членами, распрост-ют грам-ую основу П. Главное различие м/у П.и с/с состоит в том, что П.явл-ся коммун.един-ей яз-ка, котор. служит «средством формирования, выражения и сообщения мыслей». С/с коммун ед-ей не явл-ся. Различаются они и по струк-ре, и по их функции в процессе высказывания. В стр-ре П.с/с явл-ся «элементом высказывания», а вне П. – «сложным названием различных видов». Одним из существенных признаков П.явл-ся интонация, котор.проявл-ся в повышении и понижении тона, убыстрении и замедлении речи. Систематический курс синт-са изучается в 8-9 кл. это осн.курс С. В 8-9 кл.изучаются более крупные ед-цы речи: ПП и Сп, сложное синт.целое. Программный материал 9 кл.включает изучение стр-ры ПП, формирование умений составлять ПП и употреблять их в связной речи. Большое внимание уделяется синт-им констр-ям, кот.ранее не изучались: односос.и двусост.ПП; ПП, ослож.обособ.ЧП, ввод.словами и П., обращ. Программный курс 9 кл.включает изучение стр-ры Сп: союзные и бессоюз.п., ССП, СПП, осн.группы СПП, СП с разными видами связи. В начале 9кл. необходимо тщательно повторить узловые вопросы программы 8кл: с/с (типы с/с, способы подчин.связзи слов, смысловые отнош.м/у компон), двусос и односос П.

.3 «Гроза» была разрешена драматической цензурой к представлению в 1859г, а напечатана в январе 1860г. По просьбе друзей Островского цензор И.Нордстрем, благоволивший к драматургу, представил «Грозу» как пьесу не социально-обличительную, сатирическую, а любовно-бытовую, ни словом не упомянув в своем рапорте ни о Диком, ни о Кулигине, ни о Феклуше.

В самой общей формулировке основную тему «Грозы» можно определить как столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, между стремлением людей к свободному проявлению своих человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в предреформенной России общественными и семейно-бытовыми порядками.

Тема «Грозы» органически связана с ее конфликтами. Конфликт, составляющий основу сюжета драмы, - это конфликт между старыми социально-бытовыми принципами и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности. Основной конфликт – Катерины и Бориса с окружающей их средой – объединяет все остальное. К нему присоединяются конфликты Кулигина с Диким и Кабанихой, Тихона с Кабанихой. Пьеса является правдивым отражением общественных отношений, интересов и борьбы своего времени.

Общая тема «Грозы» влечет за собой и ряд частных тем:

1. рассказами Кулигина, репликами Кудряша и Бориса, поступками Дикого и Кабанихи Островский дает подробную характеристику материально-правового положения всех слоев общества той эпохи;

3. рисуя жизнь, интересы, увлечения и переживания действующих лиц «Грозы», автор с разных сторон воспроизводит общественный и семейно-бытовой уклады купечества и мещанства. Тем самым освещается проблема социальных и семейно-бытовых отношений. Ярко обрисовано положение женщины в мещанско-купеческой среде;

4. отображен жизненный фон и проблемы того времени. Герои говорят о важных для своей поры общественных явлениях: о возникновении первых ЖД, о холерных эпидемиях, о развитии торгово-промышленной деятельности в Москве и т.д.

5. наряду с социально-экономическими и бытовыми условиями, автор мастерски нарисовал и окружающую природу, разное отношение к ней действующих лиц.

Итак, говоря словами Гончарова, в «Грозе» «улеглась широкая картина национального быта и нравов». Предреформенная Россия представлена в ней и своим социально-экономическим, и культурно-нравственным, и семейно-бытовым обликом.

4 Драма (др.греч.- действие). Д. как и эпос является изобразительным родом литературы. В драм. Произведении изображается личность в действии, конфликте.

При анализе ДП конфликт будет основной категорией. К. организует сюжет драм. Произведения. В драм. Произведении ослаблена повествовательно-описательная часть. Треб. Работа над активацией творческого воображения. К. выделяет группу действующих лиц. Особое внимание удел. характеристике афиши. Говорящие фамилии.

Пути анализа:1. изучение драмы как литер. Произведения. Особое внимание придается текстуальному анализу пьесы.2. «сценический» - от просмотренного спектакля к инсценированию в классе.3. «синтетич.» предпол. изуч. ХТ с элементами инсценирования и просмотром спектакля.

Основные приемы изучения драматического произведения:

1. сопоставление текста пьесы и его сцен. Вопл.

2. чтение по ролям

3. прием мезансценирования

4. прием режиссирования

При анализе ДП изуч. идейно-темат.содержание. Характер героев создается исключительно речами. При анализе ДП большую идейную напр. несет подтекст. Раскрыть его – вскрыть сущность пьесы, взаимосвязь между причин и поступками.

Трагедия (воссоздаются острые, неразрешимые конфликты. Действуют сильные личности; одна из сторон погибает).

Комедия (частная жизнь людей с целью осмеивания отсталого, отжившего).

Драма (личность изображается в драм. ситуациях, отношениях с обществом и тяжелых переживаний).

Билет № 22. СБП – СП, ПЧ которых связаны т/о с помощью интонации, без основных формальных средств связи. Кроме осн. средства связи (интон.) в оформлении и связи и смысловых отн. м/у ПЧ участвуют также и допол. ср.связи:

1) общий компонент для всех ПЧ

2) синтаксич.парал-зм

3) соот форм Г-сказ.

4) струк неполнота

5) анаф мест слова

6) фиксиров порядок следов ПЧ

7) типизиров лексич элементы

Место СБП в общей синтаксической системе определилось относительно недавно – в сер 20 в.Господствовала т. зр., согласно которой слож бессоюз конструкции рассматривались как П.с опущенными союзами. В соотв-и с таким подходом СБП делились на бессоюз-е ССП и бессоюз-е СПП. Т/о в 50х гг 20 в.в трудах проф Поспелова СБП стали рассматриваться как особый стр-семан тип СП. Это обусловлено рядом факторов:

1) отсутствием соч и подчин союзов

2) невозможностью точного разграничения соч и подчин интонаций

3) наличием констр с нечетким значением

4) степенью смысловой слитности: максималь.в СПП, средней в СПП, минималь.в СБП.

В зависимости от особенностей строения и ГЗ СБП делятся на П.открыт и закрытой стр-ы; на П.однород и неоднород состава.

I. СБП однород состава

а) П.со знач перечисления

б) П.со знач сопоставл-я

Бессоюзные сложные предложения со значением пере­числения . Эти бессоюзные сложные предложения близки к слож­носочиненным однородного состава с союзом и, что подтвержда­ется как возможностью вставки между частями таких бессоюз­ных предложений союза и, так и употреблением в одном предло­жении предикативных частей, связанных бессоюзно и с помощью союза и. Ср., например: В парке играют оркестры, работают разные аттракционы, открыта лодочная станция и В парке играют оркёстры, работают разные аттракционы и открыта лодочная станция.

Предложения данного типа могут быть как двучленными, так и. многочленными (см. примеры ниже); в первой части нередко бывает общий член. Например: В тумане, окутавшем дорогу , скрипели колеса, разговаривали и перекликались люди (Пер­венцев) .

По своим значениям предложения этого типа делятся на две группы: 1) со значением одновременности перечисляемых собы­тий и 2) со значением их последовательности. Например: Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки (Пушкин); Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела (Пушкин).

Бессоюзные сложные предложения со значением сопо­ставления. В этих предложениях сообщение, заключенное в пер­вой части, сопоставляется с сообщением, заключенным во второй (или противопоставляется ему). Для предложений данного типа характерно наличие в предикативных частях слов противополож­ных или противоречащих друг другу по своему значению. Данный тип характеризуется двучленным строением. Ср., например: Спра­ва был болотистый непроходимый лес, слева - красноватые столбы утесов (Седов); Он гость - я хозяин (Багрицкий).

В языкознании существует не менее трехсот определений предложения, что само по себе уже говорит о сложности и противоречивости этого понятия. Предложение - минимальная коммуникативная единица языка. В отличие от слова, которое является единицей номинации, то есть обозначения элемента действительности, предложение осуществляет наряду с функцией номинации и функцию коммуникации.

Номинативная функция предложения выражается в том, что оно служит средством обозначения определенной ситуации, отрезка действительности, охватывающего предметы, их признаки и проявления, отношения между ними.

Коммуникативная функция предложения заключается в том, что оно служит средством сообщения, передачи информации с целью общения, то есть выражения собственных мыслей и чувств или воздействия на собеседника.

Психологическое понимание предложения было очень распространено в лингвистике конца XIX - начала XX века. Приведем наиболее характерное определение, данное Г. Паулем: «Предложение является выражением, символом того, что в психике говорящего произошло соединение нескольких представлений или групп представлений, а также средством возбуждения в психике слушателя такого же соединения тех же самых представлений».

Между обеими точками зрения на предложение - логической и психологической - нет принципиальной разницы, поскольку и для той и для другой характерно при определении предложения полное игнорирование собственно языковых признаков. Это вскоре было осознано, в результате чего начались поиски лингвистической специфики предложения.

Эти поиски шли в основном по двум направлениям. Одни синтаксисты выдвигали на первый план критерии, связанные с особенностями предложения как единицы коммуникации. Другие опирались в своих определениях предложения на формальные признаки, прежде всего - формально-грамматические.

Большинство современных лингвистов видит основной признак предложения в предикативности как категории, функция которой заключается в соотнесении содержания предложения и действительности. Истоки такого понимания можно найти уже в работе И. Риса «Что такое предложение». Под общее понятие предикативности подводятся связанные со структурой предложения особые синтаксические категории модальности, времени и лица, базирующиеся на соответствующих морфологических категориях. При таком широком понимании предикативности морфологическая категория, скажем, времени, присущая личным формам глагола, перекрывается синтаксической категорией времени, характеризующей предложение в целом.

Часть языковедов продолжает отстаивать взгляд на предикативность как на «сказуемое свойство» или «сказуемое отношения». Для сторонников указанной концепции «между предикативностью и предложением нет соотносительности. Наличие сказуемого, а следовательно и предикативности, не является существенным признаком предложения». В предложениях разной структуры, по их мнению, различны и средства оформления: если в предложении типа Птица летит, именно сказуемое является тем, что заставляет осознавать это предложение как предложение, то предложение типа Пожар! оформляется лишь определенной интонацией (Гак 1969: 25-33).

Стремясь избежать односторонности этого определения, многие лингвисты пытаются разграничить два аспекта предложения - предложение как единицу языка и как единицу речи, приписывая каждой из этих единиц свои признаки.

Своеобразное развитие получила концепция различия речевого и языкового аспектов предложения в русской лингвистике, где она тесно связана с пониманием интонации как одного из важнейших критериев при определении и выделении предложения.

«Одно и то же словосочетание может быть предложением, но может им и не быть. Предложением оно является, если представляет интонационное единство», - пишет в этой связи М.Н. Петерсон. Более сложную концепцию выдвинул А.М. Пешковский. Как и Петерсон, Пешковский рассматривает предложение как частный случай словосочетания, но, в отличие от М.Н. Петерсона, А.М. Пешковский считает, что предложение существует не только как актуальная, но и как потенциальная единица (Васильев 1990: 66).

Некоторую модификацию получила эта точка зрения в работах лингвистов петербургской школы, учеников И.А. Бодуэна де Куртенэ: Л.В. Щербы, Е.Д. Поливанова, Л.П. Якубинского. Они говорили, с одной стороны, о предложении, понимая его как интонационно-смысловое единство, с другой - о фразе как грамматической единице («единица-максимум» синтаксиса по Е.Д. Поливанову). Развивая такое понимание синтаксических единиц, С.И. Берштейн различает предложение как единицу языковой системы, предназначенную для выражения суждения и его аналогов, и фразу - коммуникативную единицу речи, интонационно-смысловое единство.

В концепции С.И. Берштейна существует, в частности, понятие интонационной схемы предложения (кроме нее, форма предложения определяется формальной и позиционной схемами). Это понятие перекликается с понятием «фонического предложения» у Л.Х. Пикардо, который выделяет три категории, соответствующие речевому высказыванию в языке: фоническое предложение, грамматическое предложение и психологическое предложение. Данные категории представляют собой по существу различные типы формализации, производимой на базе конкретной речевой деятельности, в процессе которой грамматический, фонетический и психологический аспекты предложения тесно взаимосвязаны. Вместе с тем Л.Х. Пикардо при выделении предложения в потоке речи выдвигает на первый план формально-грамматический аспект, считая обязательным признаком предложения его синтаксическую автономность. Границы грамматического и фонетического предложения отнюдь не всегда совпадают, интонационная схема предложения (фонетическое предложение) служит обычно для передачи «единичного выразительного импульса» (т.е. психологического предложения). Таким образом, для Л.Х. Пикардо речевое высказывание имеет не один, а несколько коррелятов на разных уровнях системы языка (Кибрик 1992: 123-124).

Таким образом, рассмотрев некоторые лингвистические концепции предложения, мы склонны разделять мнение лингвистов петербургской школы о фразе и предложении как реализациях речевого высказывания на разных уровнях системы языка. Однако, определившись с сущностью предложения как синтаксической единицы, мы сталкиваемся с вопросом о его структуре, т.е. о компонентах, входящих в его состав, которые обычно принято называть членами предложения. И далее нам кажется целесообразным перейти непосредственно к их изучению (Попова 1996: 98).

Цель лекции: познакомить с грамматическими признаками и грамматическими категориями предложения.

1. Коммуникативная сущность предложения. Основные признаки предложения: грамматическая организованность; интонационная оформленность; семантическая завершенность; предикативность (отношения содержания высказывания к действительности).

Предложение является основной единицей синтаксиса, так как именно предложении находят выражение наиболее существенные функции языка: познавательная или экспрессивная (язык как орудие, инструмент мышления) и коммуникативная (язык как средство общения). Предложение – главное средство выражения и сообщения мысли.

Науке о языке известны принципиально различные подходы к изучению предложения как синтаксической единицы. Коллекция определений предложения перевалила за 1000. Однако, в конечном счете, имеющиеся определения предложения как синтаксической единицы допускают обобщение.

Так, существуют определения, в основе которых лежит ориентация на внеязыковую действительность (экстралингвистический подход). Также существуют определения, которые отличает ориентация на собственно лингвистические факторы (лингвистический подход).

Типы определений предложения:

1. Определения, в основе которых лежат экстралингвистические факторы.

Представитель логико-грамматического направления в языкознании Ф.М. Буслаев определял предложение как суждение, выраженное в сознании (ориентация на внеязыковую действительность. А.А.Потебня. полагал, что предложение не может определяться через суждение, потому что языки специфичны, оригинальны, это категория историческая. А.А.Потебня прибегал к ярким сравнениям: "Определять предложение через суждение – это то же самое, если бы кто-нибудь определил великого Сократа, что Сократ – человеческая особь".

2. Определения, в основе которых лежат лингвистические (языковые) факторы.

А.А. Потебня в своих поисках адекватного определения предложения обратился к сугубо лингвистическим основаниям. Самым главным моментом для него было то, что предложение состоит из частей речи, то есть обобщенных классов слов. Для А.А. Потебни предложение – это синтаксическая единица со спрягаемым глаголом (verbum finitum).

3. Комплексные определения предложения, отражающие многоаспектную.

В.В. Виноградов искал пути преодоления указанных недостатков в подходах к новому определению предложения. Он сумел преодолеть односторонность каждого из прежних типов определений, включив в определение предложения как экстралингвистические, так и собственно лингвистические факторы.

Для того чтобы высказывание состоялось, нужен субъект, лицо говорящее, который это высказывание создаст. Экстралингвистическая ориентация – самая существенная первичная подоплека предложения. Поэтому в определении предложения должна существовать опора на эту объективную окружающую действительность. До мышления – действительность. Понимая необходимость ориентации на экстралингвистический фактор, В.В. Виноградов доходит до конкретной действительности.

Вторая часть его определения ориентирована на собственно лингвистические факторы. Ученый разглядел в предложении такую категорию, как предикативность, которая отражают позицию говорящего по отношению к тому, о чем в предложении сообщается. Обычно это делается при помощи глагола – через морфологические категории лица, времени, наклонения. Предикативность предложения (отношение высказывания к действительности) формируется в синтаксических категориях модальности, синтаксического времени и синтаксического лица.

В.В.Виноградов дал такое определение предложению: «Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли».

Из этого определения следует, что главными признаками предложения являются:

1. Грамматическая организованность;

2. Интонационная оформленность;

3. Смысловая завершенность;

4. Предикативность.

1. Грамматическая организованность.

В каждом предложении есть главные члены и могут быть второстепенные члены, между которыми устанавливается определенный вид синтаксической связи: предикативная, подчинительная, сочинительная, полупредикативная и др. Допускаются также отдельные типы осложнения простого предложения: однородные члены, обособленные члены, обращение, вводные и вставные конструкции.

2. Интонационная оформленность.

Каждое предложение интонационно завершено и отделяется от другого предложения разделительной паузой. Роль интонационной оформленности как обязательного формального признака предложения наглядно выявляется при сравнении просто слов и слов-предложений. Любое слово может стать предложением при произнесении его с предикативной интонацией. Интонация законченности как раз и служит показателем предикативности.

3. Смысловая завершенность.

Всякое предложение заключает в себе относительно завершенную мысль.

4. Предикативность.

Предложение обладает грамматическим значением, которое выражается в предикативности. По В.В. Виноградову, предикативность – это соотнесенность высказывания с объективной действительностью, формализованная в синтаксических категориях модальности, синтаксического времени и синтаксического лица.

Если предикативность – грамматическое значение предложения, то в языке должны быть средства, выражающие это значение. К числу синтаксических категорий, выражающих значение предикативности, относятся категории модальности (синтаксического наклонения), темпоральности (синтаксического времени) и персональности (синтаксического лица).

Синтаксическая модальность – это оценка высказывания с точки зрения реальности/ ирреальности. Реальность – соответствие действительности, выраженное синтаксическими средствами. Ирреальность – несоответствие действительности, представление высказывания как желаемого, требуемого говорящим. Значение реальности/ ирреальности в предложении на глагольные формы наклонения. Ср.: Я помню чудное мгновенье (объективная реальная модальность, выражена личной формой глагола изъявительного наклонения). Я волком бы выгрыз бюрократизм (объективная ирреальная модальность, выражена личной формой глагола сослагательного наклонения).

Субъективная модальность выражается модальными словами, модальными предикативами, прилагательными, существительными с модальной семантикой и др. Н-р, Видимо, идет снег (объективная реальная модальность выражена личной формой глагола изъявительного наклонения, субъективная модальность – модальным словом «видимо»).

Синтаксическое время предложения чаще всего совпадает с морфологической категорией времени глагола – на глаголы изъявительного наклонения настоящего, прошедшего и будущего времени.

Однако в предложении может и не быть глагола, и, тем не менее, предложение всегда обладает синтаксической категорией времени.

Синтаксическое время может быть выражено не только предложениями с личными формами глагола, но и самой структурой предложения (н-р, Зима.), обстоятельственными словами с временной семантикой (н-р, словами вчера, сегодня, завтра и под.), нулевыми глагольными связками, которые нулевыми могут быть только в настоящем времени (н-р, Брат – студент), семантикой предложения, т.е. контекстом (ср.: Поднять флаг. Зашел бы с другом – синтаксическое будущее время).

Синтаксическое лицо тоже опирается на морфологическое лицо, которым обладают личные местоимения и глаголы изъявительного наклонения настоящего и будущего времени, повелительного наклонения (глаголы прошедшего времени и сослагательного наклонения не имеют морфологической категории лица в силу происхождения и образования). Синтаксическое лицо может быть выражено структурой предложения (н-р, Зима. – настоящее синтаксическое время; Смеркалось. – 3 синтаксическое лицо, безличное значение; Набежали – 3 синтаксическое лицо, неопределенно-личное значение).

3. Понятие синтаксической связи и ее разновидности.

Синтаксические единицы состоят, как правило, из нескольких компонентов. Однокомпонентными могут быть только предложения. Компоненты синтаксических единиц находятся друг с другом в определенных смысловых связях – синтаксических отношениях, которые формально выявлены синтаксической связью.

Синтаксическая связь – это формальные, строевые отношения между компонентами синтаксических единиц. В составе синтаксических единиц синтаксической связью объединяются компоненты разной природы:

1. Слово + форма слова (н-р, выписать газету);

2. Форма слова + форма слова (н-р, сад цветет);

3. Простое предложение + простое предложение и т.д.

В предложении основной вид связи – предикативная. Это связь между главными членами предложения, взаимонаправленная связь В предложении частотны подчинительная и сочинительная виды связи.

Сопоставительная характеристика сочинительной и подчинительной

Сочинительная связь Подчинительная связь

Связь грамматически равноправ-ных Связь грамматически неравно-

компонентов, двусторонняя. правных компонентов, односто-

ронняя, есть главное и зависимое

Компоненты однофункциональны Компоненты разнофункциональны

Встречается между однородными Встречается в словосочетаниях, в

членами предложения, в слож- сложноподчиненных предложе-ниях,

носочиненных предложениях, меж- между главной и прида-точной час-

ду однородными придаточными в тями.

сложноподчиненных предложе-ниях.

Средства выражения – не выражает- Выражается формами слов, предло-

ся формами слов, только сочини- гами в словосочетаниях, в сложно-

тельными союзами подчиненных предложениях – под-

чинительными союзами и союзными

Может быть открытой и закрытой Всегда закрытая

Другие виды синтаксической связи в предложении:

1. Связь свободного присоединения или свободного отношения (детерминантная). Внешне она схожа с примыканием, но отличается от нее неприсловным характером. Словоформа распространяет предложение в целом. Н-р, Под старость / жизнь такая гадость.

2. Присоединительная, тоже предложенческая, не наблюдается на уровне связи слов. Это связь вторичная, элементы высказывания возникают в сознании не сразу, а лишь после того, как высказана основная мысль. Характеризуется интонационным и синтаксическим разрывом с основным высказыванием. Н-р, Два таких журнала поступили – и в один день.

3. Аппликативная (термин Распопова) или полупредикативная связь. Возникает при осложненности предложения обособленными членами на стыке, графически обозначаемом запятой. Н-р, Шли по улице,/ ведущей в центр деревни.

4. Пояснительная связь (маркирована союзами а именно, как-то) и всегда постпозитивна по отношению к поясняемой части в силу своего пояснительного характера и т.д.

Литература

1. Валгина Н.С. Современный русский язык: Учебник. – М., 2001.

2. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебник. – М., 1991.

3. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: В 3-х ч. – М., 1987. – Ч.3.

4. Современный русский язык / Под ред. Л.А. Новикова: Учебник. – СПб., 2001.

5. Современный русский язык / Под ред. Е.И. Дибровой: В 2-х ч. – М., 2001. –Ч.2. –С.252, 257-258.

6. Русский язык / Под ред. Л.Л. Касаткина. – М., 2001.

7. Белошапкова В.А. Современный русский язык. Синтаксис: Учебное пособие. – М., 1977.

8. Современный русский язык / Под ред. В.А.Белошапковой. М., 1989.

9. Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения: Учебное пособие. – М., 1979.

10. Бархударов С.Г. Русский язык. 8 класс: Учебник. – М., 1989.

11. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-11 классы: Учебник. – М., 2000.

12. Русский язык: Учебник для 8 класса / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М., 2001.

13. Русская грамматика: В 2-х т. / Под ред. Н.Ю.Шведовой.– М., 1980. – Т.2.

Контрольные вопросы

1. Общее понятие предложения (знать определения из вузовских и школьных учебников, сравнить их). Основные признаки предложения, его отличие от словосочетания. Что значит: коммуникаты-релятивы и коммуникаты-предложения, их соотношение. Согласны ли вы с таким пониманием релятивов Л.А.Новиковым? Почему предложение является основной единицей синтаксиса?

2. Грамматические категории предложения, оформляющие предикативность: синтаксическое наклонение (модальность), синтаксическое время (темпоральность), синтаксическое лицо (персональность). Грамматическая форма предложения. Понятие парадигмы предложения, типы парадигм, начальная форма парадигмы предложения. Грамматическое значение предложения.

3. Понятие синтаксической связи. Уровни синтаксической связи. Открытая и закрытая связь. Обязательная и факультативная связь. Виды синтаксической связи в предложении: предикативная (ее разновидности), сочинительная, подчинительная, детерминантная, полупредикативная (аппликативная), присоединительная, пояснительная и др.