Педразвитие. Перспективный план по развитию речи в средней группе (сентябрь — февраль)

Бухарова Марина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад №34 "Теремок"
Населённый пункт: город Димитровград
Наименование материала: Перспективный план
Тема: "Перспективный план по образовательной области речевое развитие в средней групп"
Дата публикации: 11.07.2018
Раздел: дошкольное образование

Перспективный план по образовательной области речевое развитие в средней группе

Развитие речи.

Задачи НОД

Материал

Литература

Сентябрь

Описание

игрушек-кошки и

Учить составлять рассказ об игрушках с

описанием их внешнего вида,

активизировать слова, обозначающие

действия и состояния (глаголы), учить

существительными в роде и числе.

Закреплять произношение пройденных

звуков (у), (а), (г),(к), (в); учить правильно

произносить в словах звуки (с)-(с

), выделять

Игрушки: кошка, собака, машина,

слон, лиса, гусь, лягушка.

О.С Ушакова

«Развитие речи детей 3-5

Сентябрь

Составление

рассказа по

картине «Кошка с

котятами»

совместно с воспитателем и самостоятельно,

учить соотносить слова, обозначающие

названия животных, с названиями их

детенышей, активизировать в речи слова,

обозначающие действия.

Картина «Кошка с котятами»,

игрушки или картинки кошки котят,

собаки и щенят, курица и цыплят,

утка и утята, сорока.

О.С Ушакова

«Развитие речи детей 3-5

Описание

игрушек-собаки и

Составление

сюжетного

рассказа по

набору игрушек.

Учить при описании игрушки называть её

признаки, действия, связывать между собой

предложения.

Закреплять умение соотносить названия

животных с названиями их детенышей.

Упражнять в использовании форм

единственного и множественного числа,

формировать представления о предлогах

за,под,на,в. Навыки их применения в речи.

Укреплять артикуляционный аппарат,

отрабатывать навыки правильного

произношения звуков (с)- (с

). Отчетливо и

понятно произносить слова с этим звуком.

Картинки и предметы в названии

которых есть звук (с) и нет заданного

звука по 8 штук ширма, большой

кубик, картинки либо игрушки

собаки, лисы, крольчихи и крольчата,

белки и бельчата, слон и слонята,

свинья и поросята.

О.С Ушакова

«Развитие речи детей 3-5

Составление

описательного

рассказа о

питомцах

называть характерные признаки и действия,

подводить к составлению короткого рассказа

на тему из личного опыта. Обогащать

словарь правильными названиями

окружающих предметов (игрушек), учить

согласовывать прилагательные с

существительными в роде и числе. Закрепить

произношение звука (с).

Игрушки: кошка и собака.

О.С Ушакова

«Развитие речи детей 3-5

Составление

сюжетного

рассказа по

набору игрушек

«Таня, Жучка и

котенок»

Учить составлять рассказ исходя из набора

игрушек. Активизировать в речи слова

обозначающие качества и действия

предметов. Закрепить правильное

произношение звука (з), учить различать на

слух различные интонации, выделять в

словах заданный звук.

Картинки или игрушки: кукла, собака,

блюдце, котенок.

О.С Ушакова

«Развитие речи детей 3-5

Составление

сюжетного

рассказа по

Формировать навыки диалогической речи,

учить самостоятельно задавать вопросы и

отвечать на них. Активизировать в речи

слова обозначающие качества и действия

предметов. Учить подбирать точные

сравнения. Учить понимать и активно

использовать различные интонации

(удивления, радости, вопроса), выделять в

словах заданный звук.

Картинки с изображением козленок,

коза, корова, зайчонок.

О.С Ушакова

«Развитие речи детей 3-5

Составление

рассказа по

картине «Собака

со щенятами»

Учить составлять рассказ по картине

самостоятельно, из личного опыта,

соотносить слова, обозначающие названия

животных, с названиями их детенышей,

активизировать в речи слова, обозначающие

действия, учить правильно образовывать

формы родительного падежа

существительных.

Картина «Собака со щенятами»,

игрушки или картинки: собаки и щенят,

курица и цыплят, утка и утята, сорока.

О.С Ушакова

«Развитие речи детей 3-5

Составление

рассказа по

лексической

теме «Мебель»

Учить высказываться на тему из личного

опыта, предложенную воспитателем. Учить

правильно называть предметы мебели,

уточнить понятие мебель, учить правильно

использовать предлоги и наречия с

пространственным значением (посередине,

около, у, сбоку, перед.). Активизировать в

речи сложноподчиненные предложения.

Магнитная доска или фланелеграф:

геометрические фигуры плоскостные

из бумаги.

О.С Ушакова

«Развитие речи детей 3-5

Описание

игрушки: белки,

зайчика и

Учить составлять короткий описательный

рассказ об игрушке, учить ориентироваться

на окончания слов при согласовании

прилагательных с существительными в роде,

образовывать слова при помощи суффиксов с

уменьшительным и увеличительным

значением.

Учить слышать и правильно произносить

звук (ш), подбирать слова сходные по

звучанию.

Большой медведь мягкая игрушка,

картинки с предметами, в которых есть

звук (ш): шкаф, чашка, кувшин,

лягушка, лошадь, груша, вишня.

О.С Ушакова

«Развитие речи детей 3-5

Составление

рассказа о

Учить описывать и сравнивать кукол,

правильно называть наиболее характерные

признаки, строить законченные

предложения. Активизировать в речи

прилагательные, учить пользовать словами с

противоположным значением. Закрепить

представление о понятие "мебель", развивать

выразительность в речи.

Две куклы: большая и маленькая. Два

комплекта карандашей и бумаги.

О.С Ушакова

«Развитие речи детей 3-5

Составление

рассказа –

описания по

лексической

теме «Зимняя

Учить давать описание зимней одежды,

учить правильно называть зимнюю одежду.

Формировать представление о её назначении,

учить пользовать в речи

сложноподчиненными предложениями,

согласовывать прилагательные с

Кукла в зимней одежде, картинки-жук,

медвежонок,

О.С Ушакова

«Развитие речи детей 3-5

существительными в роде и числе, выделять

на слух и правильно произносить звук (ж),

Составление

рассказа по

картине «Не

боимся мороза»

Учить составлять из 2-3 предложений

рассказ. Отражающий содержание картины,

по плану предложенному воспитателем,

учить подбирать определения к словам снег,

зима, снежинки, продолжать учить выделять

звуки в словах и правильно произносить.

Картина «Не боимся мороза»,

бумажные снежинки на нитках.

О.С Ушакова

«Развитие речи детей 3-5

Составления

описания

внешнего вида.

Учить составлять описания друг у друга

внешнего вида, одежды. Учить образовывать

единственного и множественного числа

глагола: хотеть, формы повелительного

наклонения глаголов рисовать, танцевать и

др. Дать представление о том что звуки в

словах идут последовательно друг за другом.

Кукла-петрушка, демонстрационная

О.С Ушакова

«Развитие речи детей 3-5

Описание

потерявшихся

зайчат по

картинкам

Учить составлять описание предмета

изображенного на картинке, выделяя

существенные признаки, упражнять в

подборе глагола к существительному, учить

четко и правильно произносить звук (щ),

выделять этот звук в словах.

Картинки с изображением разных

зайчат, три щетки-зубная, обувная,

О.С Ушакова

«Развитие речи детей 3-5

Составление

описания по

лексической

теме «Овощи и

Учить описывать овощи и фрукты правильно

их называть. Уточнять представления о

фруктах и овощах, где они растут, правильно

классифицировать овощи и фрукты.

Выделять звуки в словах.

Блюдо с овощами и фруктами. Картина

«Овощи и фрукты», картина «Брат и

сестра на качелях»

О.С Ушакова

«Развитие речи детей 3-5

Употребление в

речи слов с

пространственн

ым значением.

Продолжать учить составлять описание

предметов и игрушек. Учить правильно

употреблять слова обозначающие

пространственные отношения ближе-

правильно произносить звуки и определять

первый звуке в слове.

Игрушки в названии которых есть

звуки (л)-(л

Картинки с изображениями домашних

и диких животных.

О.С Ушакова

«Развитие речи детей 3-5

Описание

внешнего вида

животных.

Учить составлять описание предметов.

Упражнять в образовании форм глагола

хотеть (хочу-хочет,хотим-хотят),

закреплять правильное произношение звуков

), выделять этот звук в речи и

подбирать слова на заданный звук.

Картинки-лошадь, волк, лиса козленок,

белка, ослик, коза, котенок,

медвежонок.

Д/И «Наряди елочку»

О.С Ушакова

«Развитие речи детей 3-5

Определение

специфических

признаков

предмета.

Учить составлять описание игрушки,

называя её характерные признаки предмета,

упражнять в образовании форм родительного

падежа множественного числа

существительных, закреплять понятия о том

что слова состоят из звуков, что звуки в

словах разные, учить определять последний

Игрушки – кукла, матрешка, фишка,

пирамидка, ленточки шарики, лошадки,

колечки, башенки.

Картинка «Избушка на курьих ножках»

О.С Ушакова

«Развитие речи детей 3-5

Определение

предмета по его

специфическим

признакам.

Закреплять умение составлять описание

предмета, рассказывать о его внешнем виде,

качестве и свойствах. Учить согласованию

прилагательных и местоимений в роде.

Закреплять правильное произношение звуков

), учить слышать этот звук в словах и

подбирать слова с заданным звуком.

Познакомить с чистоговорками, учить

произносить чистоговорки с разным темпом

и интонацией.

Д/И «Чудесный мешочек»

наполняемость длинными модулями

овощей, круглыми модулями фруктов.

Картинки с изображениями предметов

в которых есть звук (р) и нет его.

О.С Ушакова

«Развитие речи детей 3-5

Патимат Багомедова
Перспективный план по развитию речи в средней группе (сентябрь - февраль)

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

СЕНТЯБРЬ .

1 Тема : «Надо ли учиться говорить?»

Цель : Помочь детям понять, что и зачем они будут делать на занятиях по развитию речи .

2 Тема : «Звуковая культура речи : звуки с и сь.

Цель : Объяснить детям артикуляцию звука с, поупражнять в правильном, отчетливом его произнесении (в словах, фразовой речи ) .

3 (художественная литература) : Тема : «Листопад» чтение стихотворения.

Цель : продолжать учить детей составлять рассказы об игрушке. Познакомить со стихотворением о ранней осени, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух .

4 Тема : «Обучению рассказыванию : Наша неваляшка» .

Цель : учить детей, следуя плану рассматривания игрушки, рассказывать о ней при минимальной помощи педагога.

1 (художественная литература) : Тема : «Наша неваляшка»

Цель : Учить детей, следуя плану рассматривания игрушки, рассказывать о ней при минимальной помои педагога.

2 (развитие речи ) Тема : «ЗКР : звуки з – зь»

Цель : Упражнять детей в произношении изолированного звука «з» (в слогах и словах) ; учить произносить звук «з» твёрдо и мягко; различать слова со звуком «з, зь» .

3 (художественная литература) : Тема : Чтение сказки К. Чуковского «Телефон»

Цель : Порадовать детей чтением весёлой сказки. Поупражнять в инсценировании отрывков из произведения.

4 развитие речи ): Тема : «Белки» Рассматривание картины

Цель : Расширять представления о жизни диких животных в природных условиях. Продолжать совершенствовать диалогическую речь, упражнять детей в составлении рассказов по картине, обогащать словарь детей. Развивать внимание , мышление, совершенствовать отчётливое произнесение слов и словосочетаний. Воспитывать интерес к жизни диких животных, желание знать о них как можно больше.

1 (художественная литература) : Тема : «Осень» Заучивание стихотворения.

Цель : Познакомить детей с новым стихотворением, заучить его. Учить отмечать на вопросы по содержанию, используя строки из текста. Развивать внимание речи . Воспитывать интерес к поэзии, эстетические чувства.

2 (развитие речи ) : Тема : «Звук (Ц) » ЗКР

Цель : Упражнять детей в произнесении звука (ц, (изолированного в слогах, в словах) . Совершенствовать интонационную выразительность речи . Учить различать слова, начинающиеся со звуком (ц, ориентируясь не на смысл, а на его звучание.

3 (художественная литература) : Тема : «Зайчик» Заучивание

Цель : Познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Совершенствовать отчётливое произношение слов и словосочетаний. Развивать память речи . Воспитывать любовь к поэзии.

4 (развитие речи ) : Тема : «Кролики»

Цель : Учить рассматривать картину, понимать её содержание, рассказывать по её фрагментам. Развивать внимание , наблюдательность, мышление, совершенствовать диалогическую речь : отвечать на вопросы и задавать их. Воспитывать интерес к природе, любовь к домашним животным, желание ухаживать за ними.

1 (развитие речи ) : Тема : «Осень спросим»

Цель : Расширять представления детей о многообразии природных явлений, устанавливать простейшие связи между ними, закреплять представления о сезонных изменениях в природе. Продолжать совершенствовать диалогическую речь, учить активно участвовать в беседе, активизировать природоведческий словарь. Развивать мышление , память, интонационную выразительность речи . Воспитывать интерес и любовь к природе родного края.

2 (развитие речи ) : Тема : «Таня не боится мороза»

Цель : Учить детей рассматривать картину, понимать её содержание, рассказывать по фрагментам. Продолжать учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины, используя распространённые предложения. Развивать внимание , мышление, активизировать словарь детей. Воспитывать интерес к природе, эстетические чувства.

3 (художественная литература) : Тема : «Зима»

Цель : Познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Учить отвечать на вопросы по содержанию, используя строки из стихотворения. Развивать память , воображение, интонационную выразительность речи . Воспитывать любовь к природе, эстетические чувства.

4 (развитие речи ) : Тема : «Вот это снеговик»

Цель : Учить детей составлять рассказы по картине, без повторов и пропусков существительной информации. Обучать умению придумывать название картины. Воспитывать интерес к занятию.

1 (художественная литература) : Тема : «Колобок»

Цель : Учить детей пересказывать знакомую сказку по опорным сигналам. Продолжать учить детей отвечать на вопросы, рассказывать- развивать связную речь . Развивать память , воображение, интонационную выразительность речи . Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

2 (развитие речи ) : Тема : «Зайцы»

Цель : Учить рассматривать картину, рассказывать по её фрагментам. Продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию картины, активизировать природоведческий словарь. Развивать внимание , мышление, память, совершенствовать отчётливое произношение слов. Воспитывать интерес к жизни зверей, воспитывать эстетические чувства.

3 (художественная литература) : Тема : «Лисичка-сестричка и серый волк»

Цель : Познакомить детей с новой сказкой, учить понимать её содержание, характеризировать героев. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию распространёнными предложениями, активизировать словарь детей прилагательными. Развивать внимание , мышление, память, интонационную выразительность речи .

4 (развитие речи ) : Тема : «Моя любимая игрушка»

Цель : Учить детей описывать предмет по памяти по образцу, заданному воспитателем. Побуждать детей употреблять в речи простейшие виды сложных предложений, согласовывать слова в предложении. Развивать память , воображение, интонационную выразительность речи . Воспитывать любовь к игрушкам, умение за ними ухаживать, убирать на место после игры.

ФЕВРАЛЬ .

1 (развитие речи ) : Тема : «Зимующие птицы»

Цель : Продолжать знакомить с зимующими птицами. Учить описывать птиц по картинке; что есть у птицы, какого цвета перья, повадки. Активизировать природоведческий словарь детей. Развивать внимание , мышление, память, интонационную выразительность речи . Воспитывать любовь к птицам, желание за ними ухаживать, помогать зимой.

2 (развитие речи ) : Тема : «Мини- викторина по сказкам К. Чуковского. Чтение произведения «Федорино горе»

Цель : Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок К. Чуковского. Познакомить со сказкой «Федорино горе» .

3 (развитие речи ) : Тема : «ЗКР звук «Ч» »

Цель : Объяснить детям, как правильно произносится звук «Ч» , упражнять в произнесении звука (изолированно, в словах, стихах) . Развивать фонематический слух детей.

4 (развитие речи ) : Тема : «Составление рассказов по картине «На полянке»

Цель : Помогать детям рассматривать и описывать картину в определённой последовательности. Продолжать учить придумывать название картине.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад “Росинка” г.Ядрин Чувашской Республики

Рассмотрено:

на заседании педагогического совета

Протокол № от

Утверждаю:

Заведующий

Т.Е.Карпова

Приказ № от

Рабочая программа

непосредственной образовательной деятельности

по развитию речи

(средняя группа)

на период с 01.09.2015 по 31.05.2016

по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования

От рождения до школы” Н.Е.Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильева

Составитель:

воспитатель

Яковлева Ольга Николаевна

г. Ядрин

Пояснительная записка

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Обогащение и активизация словаря, целенаправленная работа по воспитанию звуковой культуры речи, планирование работы по овладению грамматическим строем речи обеспечивает условия для решения задач по подготовке детей к обучению грамоте.

Раздел «Развитие речи» составлен на основе «Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Занятия проводятся в первой половине дня 1 раз в неделю длительностью 20 минут.

Программа составлена с учетом межпредметных связей по разделам:

- «Изобразительная деятельность», где используются произведения живописи и изделия декоративно-прикладного искусства;

- «Художественная литература», где используются произведения о природе, предметном и социальном окружении;

- «Музыкальное воспитание», где разучиваются музыкальные произведения о природе, предметном окружении, родном крае;

- «Физическое воспитание», где используются для разучивания считалки, жеребьевки;

- «Формирование элементарных математических представлений», где закрепляются понятия количественных и пространственно-временных отношений.

Количество занятий в год 36

Срок реализации с 01.09.2015 по 31.05.2016

Развивающая речевая среда. Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им

ближайшего окружения. Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение. Способствовать развитию любознательности. Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться.

Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены. Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.

Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия. Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый - грязный, светло - темно). Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).

Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи. Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята - лисят, медвежата - медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель). Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т. п.), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао). Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова. Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Связная речь. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала. Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

Календарно-тематический план

Сентябрь

День знаний

Рассказывание об игрушках

Учить:

Составлять рассказ об игрушках с описанием их внешнего вида;

Правильно произносить

в словах звуки [с], [с"], выделять в речи слова с этими звуками;

Вслушиваться в звучание слов.

Укреплять артикуляционный аппарат специальными упражнениями. Закреплять:

Произношение пройденных звуков: [у], [а], [г], [к], [в];

Представления о значении терминов «слово», «звук»

Познакомить с чувашской национальной игрушкой «свистулькой».

Заинтересовать игрушечным театром, вовлечь в новые театрализованные игры со знакомыми игрушками.

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.106

Рассказывание по картине «Кошка с котятами»

Учить:

Составлять рассказ по картине вместе с воспитателем и самостоятельно; короткий рассказ на тему из личного опыта;

Соотносить слова, обозначающие названия животных, с названиями их детенышей

Закрепить знания детей о кошке (внешнем виде, повадках).

Составление рассказов-описаний об игрушках

Приобщать

К восприятию поэтической речи

Продолжать

Учить рассказывать об игрушке по определенному плану

Внести чувашскую игрушку-куклу Илемпи.

Внести филимоновские игрушки

В.В.Гербова. Развитие речи в детском саду. Средняя группа.стр.34

Составление описательного рассказа о питомцах

Учить:

Составлять описание игрушки, называть характерные признаки и действия, подводить к составлению короткого рассказа на тему из личного опыта,

Обогащать словарь правильными названиями окружающих предметов, их свойств,

Продолжать знакомить с термином «слово». Закрепить произношение звука(с)

Уточнить расширять знания детей о домашних животных и их детенышах.

Внести фигурки плоскостного театра, побуждать детей к выполнению простых ролей.

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.115

Октябрь

Рассказывание по картинке «Собака со щенятами»

Учить описывать картину в определенной последовательности, называя картинку

Приобщать детей к поэзии

Закреплять знания детей о домашнем животном – собаке. Загадки о собаке.

В.В.Гербова. Развитие речи в детском саду. Средняя группа.стр.38

Неделя художников-иллюстраторов и мультипликаторов Чувашии

Развитие речи детей с использованием мнемотаблиц. Закрепить знания детей о признаках осени, об овощах, фруктах. Учить рассказывать по мнемотаблице. Развивать речь, внимание, память.

Я в мире Человек

Составление сюжетного рассказа «Таня, Жучка и котенок»

Учить составлять рассказ исходя из набора игрушек

Активизировать в речи слова, обозначающие качества и действия предметов, учить согласовывать прилагательные с существительными в форме множественного числа

Закрепить правильное произношение изолированного звука (з),учить различать на слух разные интонации

Физкультминутка «Котята»

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.118

Мой город, моя страна

Составление сюжетного рассказа по ролям

Формировать навыки диалогической речи, учить самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них.

Активизировать в речи слова, обозначающие качества и свойства предметов, учить подбирать точные сравнения

Физкультминутка «Козлята»

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.122

Мой город, моя страна

Придумывание загадок-описаний об игрушках

Учить описывать предмет, не называя его, развивать диалогическую речь, учить задавать вопросы и отвечать на них,

Активизировать в речи детей глаголы, прилагательные, упражнять в образовании названий детенышей животных в именительных и косвенных падежах

Игра «Петрушка, угадай мою игрушку» упражнять детей в вежливом обращении к гостю (Петрушке). Развивать интерес к игрушкам детей, которые есть дома.

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.124

Ноябрь

Мой город, моя страна

Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение «Что из чего?»

Проверить, насколько у детей сформировано умение составлять последовательный рассказ об игрушке.

Поупражнять детей в умении образовывать слова по аналогии

В.В.Гербова. Развитие речи в детском саду. Средняя группа.стр.39

Мой город, моя страна

Составление рассказа-описания по лексической теме «Мебель»

Учить высказываться на тему из личного опыта, предложенную воспитателем.

Учить правильно называть предметы мебели, познакомить с их назначением, уточнить понятие «мебель», учить правильно использовать в речи предлоги и наречия с пространственным значением: посередине, около, у, сбоку, перед.

Активизировать в речи сложноподчиненные предложения

Физкультминутка «Таня прыгает как мячик»

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.127

Мой город, моя страна

Описание игрушек-белки, зайчика, мышонка

Учить составлять короткий описательный рассказ об игрушке.

Учить ориентироваться на окончания слов при согласовании прилагательных с существительными в роде, образовывать словам при помощи суффиксов с уменьшительным и увеличительным значением

Учить слышать и правильно произносить звук (ш) ,изолированный, в словах и фразах, учить вслушиваться в слова, подбирать слова,сходные по звучанию

Игра «Кто больше слов скажет»

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.131

Новогодний праздник

Составление рассказа о любимой игрушке

Учить описывать и сравнивать кукол: правильно называть наиболее характерные признаки, строить законченные предложения.

Активизировать в речи прилагательные, учить пользоваться словами с противоположным значением, закрепить представления о понятии «мебель»

Физкультминутка игра «Заводные куклы»

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.134

Декабрь

Новогодний праздник

Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда»

Учить:

Давать описывания зимней одежды;

Правильно называть предметы зимней одежды; - выделять на слух и правильно произносить звук [ж], изолированный, в словах и фразах;

Подбирать слова на заданный звук.

Формировать представление о назначении зимней одежды.

Закреплять понятие «одежда»

Уточнить знания детей об особенностях одежды в зависимости от сезона, погоды, условий.

Загадки о зиме, пение «Как на тоненький ледок».

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.137

Новогодний праздник

Рассказывание по картине

«Таня не боится мороза»

Учить:

Составлять небольшой рассказ, отражающий содержание картины, по плану, предложенному воспитателем;

Выделять звуки в слове;

Подбирать слова на заданный звук

Уточнить сезонные изменения в природе.

Загадки о зиме.

В.В.Гербова. Развитие речи в детском саду. Средняя группа.стр.50

Новогодний праздник

Пересказ рассказа Я.Тайца «Поезд»

Учить пересказывать небольшой рассказ, впервые прочитанный на занятии, выразительно передавать прямую речь персонажей.

Упражнять в образовании формы родительного падежа множественного числа существительных.

Закрепить представления о значении терминов «слово», «звук», учить самостоятельно подбирать слово со звуком

Физкультминутка « Я одеваюсь»

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.140

Новогодний праздник

Звуковая культура речи: звук ж

Упражнять детей в правильном и четком произношении звука ж (изолированного, в звукоподражательных словах); умении определять слова со звуком ж

Физкультминутка

В.В.Гербова. Развитие речи в детском саду. Средняя группа.стр.49

Январь

Составление рассказа с использованием предложенных предметов

Упражнять:

В составлении рассказа о предметах и действиях с предметами;

В образовании названий посуды. Укреплять артикуляционный аппарат специальными упражнениями.

Учить:

Правильно произносить звук [ч"];

Отчетливо проговаривать слова с этим звуком

Познакомить с чувашским изделием «сундук».

Творческая игра «Сундук» по сказке «Что сильнее всего на свете?».

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.150

Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Случай в лесу»

Побуждать к составлению коротких рассказов исходя из набора игрушек,

Учить правильно использовать в речи предлоги в, на, под, между; умение образовывать наименования детенышей животных,

Закреплять правильное произношение звука (ж ) в словах и фразах, учить выделять этот звук в словах, четко и ясно произносить слова и фразах этим звуком,

Учить правильно пользоваться интонацией

Физкультминутка «Жуки»

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.142

Составление рассказа по картине «Не боимся мороза»

Учить составлять небольшой (из 2-3 предложений) рассказ, отражающий содержание картины, по плану, предложенному воспитателем,

Учить подбирать определения к словам

снег, зима, снежинки,

Продолжать учить выделять звуки в слове, подбирать слова на заданный звук

Загадка про снежинки

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.144

Февраль

Придумывание продолжения рассказа «Белочка, заяц и волк»

Учить исходя из набора игрушек составлять короткий рассказ вместе с воспитателем(воспитатель начинает рассказ, дети его продолжают), развивать диалогическую речь

Учить понимать смысл загадок, правильно называть качества предметов, учить использовать в ответах на вопросы воспитателя сложноподчиненные и простые распространенные предложения

Загадки про волка, зайца, белку

Физкультминутка «Поезд»

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.146

День Защитника Отечества

Составление описания внешнего вида

Учить составлять описания друг у друга внешнего вида, одежды (цвет, отделка).

Учить образовывать формы единственного и множественного числа глагола хотеть, формы повелительного наклонения глаголов рисовать, танцевать.

Дать представление о том, что звуки в словах идут друг за другом в определенной последовательности

Физкультминутка «Петрушка»

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.149

Пересказ рассказа Е.Чарушина «Курочка»

Учить

- пересказывать рассказ,

Сравнивать объекты на картинках по величине, цвету;

Подбирать определения, антонимы;

Согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе

Загадка про курицу

Физкультминутка «Цыплята»

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.152

Март

Пересказ рассказа Н.Калининой

«Помощники»

Учить:

Пересказывать близко к содержанию текст рассказа Н. Калининой «Помощники»;

Замечать несоответствия

в передаче содержания текста при слушании рассказа товарищей. Закреплять:

Умение образовывать слова- названия предметов посуды по аналогии и обращать внимание на несхожесть некоторых названий;

Представления о звуковом составе слова, об определенной последовательности звуков.

Учить самостоятельно подбирать слова со звуками [с], [ш] в начале, середине, конце слов

Расширять и уточнять знания детей о посуде.

Игра – импровизация «Мы – помощники».

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.162

Пересказ

Чудеса на кухне»

(Ю.В. Полякевич, Г.Н. Осинина)

Продолжать беседу на тему: «Мама

милая моя». Учить детей помогать мамам

на кухне. Поговорить о наиболее

любимых блюдах, приготовленных мамой дома. Воспитывать любовь к маме, заботливое к ней отношение.

Расширять и уточнять знания детей о своих обязанностях дома

Знакомство с народной культурой и традициями

Описание потерявшихся

зайчат по

картинкам

Учить составлять описание предмета, нарисованного на картинке, выделяя существенные признаки,

Упражнять в подборе глагола к существительному,

Учить четко и правильно произносить звук (щ),выделяя этот звук в словах

Физкультминутка «Щетка»

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.154

Знакомство с народной культурой и традициями

Составление

рассказа «День рождение Тани»

Учить составлять описание предметов посуды и рассказ на заданную тему,

Образовывать названия предметов

посуды, уметь описывать их, называя качества и действия, закрепить умения образовывать имена существительные- названия посуды

Физкультминутка «Звук щ»

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.155

Апрель

Составление рассказа по картине «Куры»

Учить:

Составлять короткий рассказ по картине «Куры»;

Сравнивать петуха, курицу и цыплят. Закреплять:

Умение самостоятельно подбирать слова, сходные и не сходные по звучанию;

Представление о том, что звуки в слове следуют друг за другом

Закрепить знания о домашних птицах, их внешнем виде.

Рассматривание дымковских игрушек: «петух», «индюк».

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.167

Закрепление обобщающих понятий. Подбор слов на заданный звук

Продолжать формирование навыков связной речи.

Учить:

Подбирать нужные по смыслу слова;

Четко и правильно произносить звуки [р], [р"];

Подбирать слова с этими звуками

Внятно произносить слова и фразы, пользуясь соответствующей интонацией.

Закреплять усвоение обобщающих понятий:

одежда, овощи, мебель. Укреплять артикуляционный аппарат детей специальными упражнениями.

Развивать умения:

Определять и называть первый звук в слове;

Подбирать слова на заданный звук

Систематизировать знания детей об одежде, овощах, мебели.

Музыкальная хороводная игра «Есть у нас огород».

Составление описания животных по картинкам

Учить

- составлять описание по картинке, называть объект, его свойства, признаки, действия, давать ему оценку,

Составлять сложноподчиненные предложения

Закрепить правильное произношение звука (щ), учить выделять это звук в словах, закреплять умение различать твердые и мягкие звуки

Игра «Угадай звук»

Физкультминутка «сдувание снежинок»

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.156

Составление описания по лексической теме «Овощи»

Учить описывать овощи, правильно их называть,

Уточнить представления об овощах, учить выделять в овощах определенные свойства,правильно классифицировать

Продолжать учить вслушиваться в звучание слов, выделять на слух звуки в словах.

Игра «Чудесный мешочек»

Игра «Что растет на огороде»

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.158

Знакомство с культурой и традициями чувашского народа

Употребление в речи слов с пространственным значением

Продолжать учить составлять описания предметов, игрушек

Учить

Четко и правильно произносить звуки (л)-(л),выделять на слух эти звуки в словах, подбирать слова со звуками (л)-(л)

Различать на слух твердые и мягкие согласные звуки, определять первый звук в слове.

Физкультминутка

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.160

День Победы

Описание внешнего вида животных

Продолжать учить составлять описание предметов .

Упражнять в образовании форм глагола хотеть( хочу-хочет, хотим-хотят)

Закреплять правильное произношение звуков (Л)_(Л),изолированных в словах и фразах, учить выделять этот звук в речи, правильно пользоваться вопросительной и утвердительной интонациями

Физкультминутка

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.164

День Победы

Составление описаний персонажей сказки «Теремок»

Учить

Составлять описание предметов

Учить подбирать нужные по смыслу слова, закреплять усвоение обобщающих понятий «овощи», «одежда», «мебель»

Четко и правильно произносить звуки (р)-(р),подбирать слова с этими звуками

Физкультминутка

День Победы

Описание внешнего вида детенышей животных

Продолжать учить давать описание внешнего вида предметов, их характерных признаков.

Учить

Закреплять представления о том, что звуки в словах произносятся в определенной последовательности

Физкультминутка

О.С.Ушакова. Развитие речи детей 3-5 лет.стр.170

День Победы

Описание игрушек. Дидактическая игра «Что изменилось?»

Продолжать обучение описанию внешнего вида предметов, их характерных признаков.

Учить пользоваться точными наименованиями для называния детенышей животных. Обратить внимание на то, что все названия детенышей звучат похоже на названия взрослых животных того же вида.

Закреплять представления о том, что звуки в словах

произносятся в определенной последовательности. Развивать умение самостоятельно находить разные и похожие по звучанию слова

Систематизировать знания детей о животных и их детенышах.

Рассматривание народных игрушек с изображением животных и их детенышей.

Планируемые результаты освоения программы.

Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.

Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный) этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница - сухарница).

Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.

Осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать (инсценировать)

отрывки из знакомых произведений.

Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.

Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

17

18

Набор кукольной посуды, иллюстрации к сказке «Федорино горе»

19

Кукла мальчик, игрушки- две елки, ежиха и ежата, картинки- жук, жираф, ножницы, флажок, собака, кубик, лейка, ведро, картина «Ежи»

20

Картина «Не боимся мороза», бумажные снежинки на ниточках

21

Игрушки-елочки, волк, белочка, зайчик

Петрушка, демонстрационная линейка

Картинки с изображением курицы и цыплят

Полочка с кукольной посудой-двумя сахарницами, двумя хлебницами, двумя салфетницами (разные пр форме, материалу, размеру), блюдо для печенья, две сухарницы, две солонки; картина «Саша и снеговик»

Рисунки детей о мамах, иллюстрации к книге «Чудеса на кухне», кукла Наташа

Картинки с изображениями разных зайчат, три щетки-зубная, обувная, одежная

Полочка с кукольной посудой, картина «Заблудился»

Картина «Куры», игрушки курицы, петуха и цыплят

Картинки с изображением овощей, одежды, мебели, аудиозапись к музыкальной игре. Куклы Наташа и Инна

Игрушки –щенок, Петрушка, заяц, кубик, предметы- ящик, щетки, клещи, ширма, фланелеграф и к нему изображения лисы, лука, молотка, колеса, листа дерева

Блюдо с овощами(муляжи) или картинки; морковь, огурец, капуста, редис, картофель, репа

Игрушки. в названиях которых есть звуки (л)-(л)- лошадь, лиса, теленок; картинки – лошадь, теленок, слон, лев, верблюд, олень, лось, лиса, волк

Картинки лошадь,волк,лиса,козленок,белка,ослик,коза,жеребенок,котенок,медвежонок,собака,мами девочка, елка и игрушки к ней

Картинка с изображением тигра, плоскостные или объемные игрушки-персонажи сказки «Теремок», мелкие игрушки-фишки

Игрушки-медвежонок, лисенок, бельчонок, цыпленок, щенок, слоненок, жеребенок, ягненок, счетная лесенка

Картинки с изображением детенышей животных, компьютерный диск «Кто так говорит?»

Список литературы.

1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования./ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014. - 368с.

2.Санитрано-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях-СанПин 2.4.1.3049-13

4. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя группа. Издательство «Учитель», г. Волгоград, 2012 г.

5. «Воспитание звуковой культуры речи дошкольников» Максаков А. И. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
6. «Развитие речи в детском саду» В.В. Гербова - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
7. «Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада»Арушанова А.Г. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.
8. «Игры и игровые упражнения для развития речи» под ред. В.В. Гербовой.- 2 изд.. испр. – М.: Просвещение,1988.
9. «Ознакомление дошкольников со звучащим словом» Тумакова Г.А. М.: Просвещение, 1991.
10. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества у дошкольников (обучение сочинению сказок). – М.: ТЦ Сфера, 2008.
11.«Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» Л.М. Гурович, Л.Б. береговая – М.: Просвещение, 1990.

оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением.

расширение окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.

развитие умений общения со взрослыми, со сверстниками, умения видеть мир глазами другого человека;

формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;

развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;

формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования;

развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления.

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

Знакомство с нашими героями. «Игрушки»

Учить детей составлять описания игрушек. Воспитывать навыки культурного общения, активизировать словарь; употреблять антонимы, форму множественного числа родительного падежа существительных.

«Составление рассказов об игрушках» (Кошка, собака, лиса)

Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия. Формировать умение составлять совместный с воспитателем описательный рассказ об игрушках. Закрепить правила обращения с игрушками. Развивать сосредоточенность внимания.

Заучивание наизусть: «Мяч» С.Я.Маршак

Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение; отрабатывать речевое дыхание (произнесение на одном выдохе звука ш); воспитывать навыки драматизации. Упражнять детей в употреблении глаголов с приставками.

«Пересказ сказки «Репка»

Формировать представление о том, что такое народная сказка. Формировать умение пересказывать знакомую сказку сообща, по «цепочке». Развивать внимание, память. Воспитывать умение слушать друг друга, внимательно следить за повествованием.

Октябрь

«Осень»

Закрепить знание об осенних месяцах, о признаках осени. Развивать внимание, творчество, умение отгадывать загадки; развивать правильную речь.

Рассказывание по картине «Осенний день»

Упражнять в целенаправленном рассматривании сюжетной картины, в ответах на вопросы по ее содержанию;

«Овощи»

Познакомить с названием овощей, с местом их выращивания; учить описывать овощи; отгадывать загадки; упражнять в употреблении уменьшительно ласкательных слов, а также в употреблении существительных множественного числа.

Фрукты»

познакомить детей с названием фруктов, учить описывать фрукты, сравнивать; отгадывать загадки, согласовывать определения и существительные;
развивать речь

«Фрукты-овощи

Пополнить знания детей о том, как и хранят люди урожай фруктов и овощей, как заготовляют продукты на зиму; активизировать словарь; формировать навыки связной речи.

«Изменение в природе в октябре»

Учить рассказывать об изменениях в природе в октябре, описывать природу в октябре; согласовывать существительные и определения.

«Лес осенью»
Дид. Упр-е «Сколько слов в предложении»

Помочь детям воспринимать поэтическое описание осенней природы; формировать элементарное представление о предложении; активизировать словарь.

Заучивание наизусть: А.Плещеев «Осенью»

Учить характеризовать приметы глубокой осени при рассматривании картин и иллюстраций, узнавать эти приметы в стихотворениях; помочь запомнить стихотворение А. Плещеева, выразительно читать его.

Ноябрь

«Загадка-описание»

Учить детей составлять и отгадывать загадки-описания; воспитывать умение сравнивать, аргументировать; развивать творческое воображение; совершенствовать навыки связной речи.

«Как мышка перехитрила кошку». Рассказывание по серии картинок с общим сюжетом

Учить составлять рассказ по сюжетной картинке, отвечать на вопросы по ее содержанию. Обогащение активного словаря.

«Поздняя осень»

Учить описывать природу в ноябре, строить сложноподчиненные предложения со словом потому что

«Дом»

Познакомить с разными домами, учить описывать дома; упражнять в употреблении существительных множественного числа.

«Мебель»

Упражнять в употреблении местоимений МОЙ, МОЯ, а также слов во множественном числе; познакомить с названием мебели и ее составными частями; учить сравнивать отдельные предметы мебели, описывать мебель

«Семья»

Познакомить с разными домами, учить описывать дома; упражнять в употреблении существительных множественного числа.

«Посуда»

Расширить запас слов по теме «Посуда»; познакомить с составными частями предметов; учить употреблять предметы в единственном и множественном числе в именительном и родительном падежах, описывать предмет

Сказка «Руковичка»
Пересказ

Повторить знакомую уже детям сказку, совершенствовать умение отвечать на вопросы воспитателя; рассказывать сказку по ролям.

Декабрь

«Головные уборы»

Познакомить с названием предметов одежды, головных уборов; учить сравнивать предметы, познакомить с составными частями предметов; развивать речь.

«Одежда»

Учить описывать предметы одежды, подбирать одежду по сезону. Совершенствовать навыки речевого общения; обогащать представление об окружающем

«Составление рассказа по картине «Собака со щенятами»

Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по ее содержанию. Способствовать проявление творчества при попытке понять содержание картины. Формировать умение включаться в совместное с воспитателем рассказывание. Развивать память, внимание. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивая.

Заучивание наизусть: И.Суриков «Зима

Помочь почувствовать красоту и лиричность произведения И.Сурикова. Учить выразительно читать стихотворение наизусть.

«Составление повествовательного рассказа «Приключение Маши в лесу».

Формировать умение составлять совместный повествовательный рассказ с помощью заданной воспитателем схемы высказывания. Формировать умение придерживаться сюжетной линии при составлении рассказа. Упражнять в подборе признаков к животному, а также подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Развивать чувство юмора.

«Зима»

Уточнить и обобщить представление детей о зиме, о зимних месяцах. Закрепить знание о признаках зимы. Совершенствовать навыки речевого общения

Рассказывание по картине «Зимние развлечения»

Учить связной речи, употреблять сложноподчиненные предложения, описывать изменения в природе зимой.

«Новый год»

Учить описывать картинку, фантазировать, составлять предложение по опорным словам.

Январь

«Елка» К.Чуковский

Помочь осмыслить и заучить наизусть новое стихотворение; отрабатывать интонационную выразительность речи.

«Звери»

Обогатить знания детей о диких животных. Закрепить знание о среде обитания диких животных;

Сказка «Колосок»
Пересказ (отрывок)

Учить детей пересказывать текст без пропусков и длинных пауз, передавать прямую речь; совершенствовать интонационную выразительность речи; развивать чувство языка.

«Домашние животные»

Упражнять в употреблении существительных множественного числа, учить сравнивать животных, описывать их; развивать речь детей

Рассказывание по картине «Кошка с котятами»

Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по ее содержанию. Способствовать проявлению элементов творчества при попытке понять содержание картины. Закрепить в речи названия животных и их детенышей. Активизировать в речи слова, обозначающие действия животного. Воспитывать желание помогать друг другу в случае затруднений; выполнять правила игры.

«Животные жарких стран»

Дать представление о животных жарких стран. Активизировать словарь детей.

Птицы»

Учить описывать домашних птиц; знакомить с антонимами; активизировать знания детей о внешнем виде домашних птиц, их повадках. Воспитывать интерес и любовь к пернатым

Составление рассказов по картинке на тему «Новенькая»

Упражнять детей в рассматривании и описании отдельных картинок набора и затем составлении целостного рассказа; развивать речь.

Февраль

«Рыбы»

Знакомить детей с рыбами, средой их обитания; учить отгадывать загадки;
упражнять в употреблении существительных множественного числа.

«Хлебные продукты»

Познакомить детей с продуктами, сделанными из муки; учить описывать один продукт; развивать речь

«Молочные продукты»

Познакомить с молочными продуктами, их пользой для организма; упражнять в употреблении существительных множественного числа.

Пересказ сказки «Теремок»

Формировать представление такой особенности народных сказок, как наблюдательность. Формировать умение пересказывать знакомую сказку с помощью моделей. Формировать умение подбирать предметы-заменители на основе отличительного признака (величины), характерного для внешнего вида персонажа. Упражнять в умении отгадывать загадки, опираясь на зрительный образ животных, аргументировать свой ответ.

«Наземный транспорт»

Уточнить знания детей о транспортных средствах, пополнить словарь за счет названий автомашин. Познакомить с однокоренными словами.

«Составление рассказов об игрушках» (легковая и грузовая машины).

Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия. Формировать умение составлять совместный с воспитателем описательный рассказ об игрушках.
Упражнять в употреблении предлогов, их согласовании с именем существительным. Развивать память, слуховое внимание. Закрепить правила обращения с игрушками. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

«Водный транспорт»

Познакомить детей с водным транспортом, активизировать в речи соответствующие слова. Закреплять умение объединять предметы в пары по материалу.

«Воздушный транспорт»

Знакомить с воздушным транспортом, их составными частями, описывать их; упражнять в употреблении существительных во множественном числе, развивать речь.

Март

«Город»

Познакомить детей с городом, с городскими постройками; найти отличие города от села; учить описывать город

«Мой город – Казань»

Учить рассказывать о своем городе, познакомить с историей страны; упражнять в употреблении существительных множественного числа.

«Правила дорожного движения. Светофор»

Познакомить с обозначением дорожных знаков, сигналов светофора; развивать речь; активизировать словарь детей.

«Театр, музыкальные инструменты»

Познакомить с театром и с музыкальными инструментами. Продолжать учить детей делить слова на части.

«Спорт»

Познакомить с различными видами спорта; развивать речь детей; Продолжать знакомить с однокоренными словами; активизировать словарь детей.

«Весна»

Учить описывать весну, дать знания о сезонных изменениях, связанных с первыми месяцами весны; упражнять в употреблении существительных множественного числа.

«Посидим в тишине»
Заучивание наизусть

Упражнять детей в дифференциации звуков ч-щ; учить делить слова на слоги. Звуки, совершенствовать навыки выразительного чтения.

«Профессии»

Учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом; обогатить и уточнить представление детей о профессиях взрослых; учить отгадывать загадки про профессии; воспитывать уважение к труду взрослых; активизировать словарь детей.

Апрель

Детский сад»

Формировать представление детей о сотрудниках детского сада; трудовых процессах, выполняемых каждым из них; воспитывать уважение к труду взрослых; упражнять в употреблении существительных во множественном числе, развивать речь

«Перелетные птицы»
Составление рассказа по картинке.

Учить описывать птиц, составлять рассказ по картинке; развивать речь; уточнить представление детей о сезонных изменениях в жизни птиц.

«Лес. Деревья»

Познакомить с названием некоторых деревьев, составными частями дерева, пользой деревьев; отгадывать загадки; активизировать словарь детей.

«Плоды, семена»

учить описывать плоды ягод; познакомить с плодами деревьев и кустарников;

«Грибы»

Учить описывать грибы; упражнять в употреблении предлогов в речи; развивать внимание, логику; учить классифицировать на съедобные и несъедобные.

«Комнатные растения»
«Фиалка»

Познакомить с названием комнатных растений, способами ухода за ними; учить описывать комнатные растения

«Описание деревьев»

Учить сравнивать деревья, описывая их, передавая характерные особенности внешнего строения разных видов деревьев; активизировать словарь детей.

«Любимый сказочный герой»

Развивать внимание, мышление, память, умение передавать характерные черты сказочного героя.

Май

«Черепаха»

Дать представление о внешнем виде черепахи; учить описывать черепаху, четко произносить слова; активизировать словарь детей.

«День Победы. Военная техника»

Дать представление о празднике День Победы; учить рассказывать, отвечать на вопросы; развивать речь детей.

«Садовые цветы»

Познакомить с названием садовых цветов, их строение; упражнять в употреблении существительных во множественном числе.

«Полевые цветы»

Познакомить с названием полевых цветов, их строение; упражнять в употреблении существительных во множественном числе; учить описывать цветы

«Насекомые»

Познакомить с названием насекомых, их особенностями; употреблять в употреблении существительных множественного числа.

«Лето»

Познакомить с сезонными изменениями в природе летом. Учить описывать летний день; активизировать словарь детей.

«Ягоды»

Познакомить с названием ягод; учить сравнивать ягоды по цвету, размеру; упражнять в употреблении существительных множественного числа.

«Письмо друзьям»
Составление рассказов.

Учить детей составлять интересные рассказы о товарищах по группе (описания внешности и характера, каких-то случаев, интересных и типичных для поведения ребенка); воспитывать интерес и доброе отношение друг к другу.

Используемая литература :

    В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в детском саду».

    Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке», ч.1 и 2. Москва «Баласс», 2007.

    М.А. Васильева, В.В.Гербова «Комплексные занятия в средней группе д/с». «Учитель», 2010, г. Волгоград.

    Н.Ф.Виноградова «Рассказы-загадки о природе». «Вентана-Граф», 2007.

    Н.В.Новоторцева «Обучение грамоте». «Академия, к.»,1999.

    Т.А. Торыгина «Какие месяцы в году?», развитие речи в д/с. Москва, 2000

Тема недели
Дата
Программное содержание
Методы и приемы
Литература

СЕНТЯБРЬ

« До свидания лето, здравствуй детский сад!»
1 неделя
Беседы с детьми на тему: «Надо ли учиться говорить?» Помочь детям понять, что и зачем они будут делать на занятиях по развитию речи
Беседа, показ яркой игрушки, описание детьми игрушки. Показ рисунков с образцами тканей, охарактеризовать ткать. Словесная игра «Закончи предложение».
В.В. Гербова. Занятия по развитию речи стр.26.

«Семья – это мы! Семья – это я! Мой город – это тоже моя семья!»
2 неделя
«Семейный альбом» Формировать умение наблюдать за эмоциональным состоянием людей; познакомить с обязанностями всех членов семьи; рассказать о правах и обязанностях ребенка в семье
Рассматривание фотографий. Беседа. Пальчиковая игра «Семья» Разучивание считалки с фамилиями.
О. С. Рудик. Развитие речи детей 4-5 лет стр. 50,21.

3 неделя
«Наш город» Обобщить знания детей о нашем городе; учить отвечать на вопросы полными предложениями.
Развивать логическое мышление и долговременную память. Активизировать словарный запас.
Беседа. Просмотр иллюстраций с изображением города Воронежа. Рассказ детей о достопримечательностях города Воронежа.
Смотреть приложение.

«Есть много профессий хороших и нужных!»
4 неделя
«Кому что надо для совместной работы?» Углублять представления о труде взрослых, основных трудовых процессах, взаимопомощи.
Чтение стихотворения. рассматривание сюжетных картинок, загадывание загадок по теме: «Профессии, орудия труда». Сюжетно- ролевая игра «Детский сад»
О. С. Рудик. Развитие речи детей 4-5 лет стр. 63.Пособие «1000 загадок» стр.11.

«Мир искусства»
1 неделя
«Мир искусства» Познакомить детей с профессией и творчеством художника.
Формировать у детей положительное, эмоциональное отношение к изобразительной деятельности.
Воспитывать у детей уважение к труду художника.

Репродукции картин известных художников И.Левитан “Золотая осень”; Ф.П.Толстой “Букет цветов, бабочка и птичка”; И.И.Шишкин “Перед грозой”; И.Е.Репин “Автопортрет”. Иллюстрации с изображением разных профессий людей искусства.
Записи классической музыки. Беседа о жанрах изобразительного искусства, рассматривание иллюстраций известных художников.
Словарная работа:
Набросок, реставратор, театральный художник, скульпторы, архитекторы, графики, пейзаж, портрет, натюрморт.

Смотреть приложение.

«Осень»
Собираем урожай
2 неделя
Составление описания по лексической теме «Овощи» Учить описывать овощи, правильно их называть; уточнить представления об овощах; учить выделять в овощах определенные свойства, правильно классифицировать овощи; продолжать учить вслушиваться в звучание слов, выделять на слух звуки в словах.
Показ муляжей или картинок овощей. Загадывание загадок по теме: «Овощи».Игра «Чудесный мешочек». «Что растет на огороде» Хороводная игра «Кабачок»
О.С Ушакова Развитие речи детей 3-5 лет. Стр.158 . Пособие «1000 загадок» стр.59.

«Осень»
Золотая осень
3 неделя
«Золотая осень». Закрепить названия осенних месяцев, характерные признаки осени. Продолжать развивать связную речь. Развивать внимание, память. Активизировать словарь по теме.
Загадывание загадок по теме: «Осень». Словесная игра «Закончи предложение».
Сложи узор (набор геометрических фигур).
Рассматривание иллюстрации «Осень». Д/и « Узнай по описанию»

О.Н.Иванова, Г.Н.Короткова «Развитие речи в детском саду» стр.20

«Осень»
Осень в лесу (деревья, животные, птицы)
4 неделя
« Зимующие птицы » Развитие умственных способностей детей (речи, памяти, мышления) .

Учить распознавать зимующих птиц: воробья, ворону, синицу, снегиря, дятла, сороку.
Развитие мышления, речи (расширение и активизация словаря, формирование лексико – грамматических навыков) .
Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к «братьям нашим меньшим».

Запись с голосами птиц, картинки с изображением птиц, шапочки птиц (ворона, сорока, воробей, синица, дятел, снегирь, конверт с раскрасками зимующих птиц.
Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке: где живут, чем питаются, отличительные особенности, кормление птиц; разучивание загадок о птицах.

Смотреть приложение.

«Моя Родина»
1 неделя
«Страна, где мы живем»
(чтение и пересказ)
Учить детей внимательно слушать и пересказывать содержание рассказа; развивать диалогическую и монологическую речь детей; развивать память и воображение. Воспитывать любовь к своей Родине.
Рассматривание картин по тематике, географической карты России. Словесные игры
«Назови, какой, какая?»
«Закончи фразу».

стр. 96
Л.Н.Арефьева
«Лексические темы» стр79

2 неделя
« Столица нашей Родины – Москва». Расширять представления детей о Москве. Обогащать словарь детей, помогать строить сложноподчиненные предложения. Развивать интонационную выразительность речи, память.

Рассматривание картин по тематике. Словесные игры
«Назови, какой, какая?»
«Закончи фразу».
Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи»
стр. 96
Л.Н.Арефьева
«Лексические темы» стр79

«Я вырасту здоровым»
3 неделя
«Я вырасту здоровым». Продолжение знакомства с частями тела и органами чувств человека. Воспитание потребности в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов. Расширение представлений о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, закаливания.
Чтение стихов «Режим дня».Рассматривание плаката «Части тела», «Внутренние органы». Муляжи или картинки «Овощи, фрукты». Загадывание загадок по теме: «Овощи, фрукты»
Смотреть приложение. О. С. Рудик. Развитие речи детей 4-5 лет стр.129. Пособие «1000 загадок» стр.59.

4 неделя
«Чистота-залог здоровья»
Закрепить представление о ценности здоровья;формировать желание вести здоровый образ жизни.
Совершенствовать представления о том, что утреняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение;с помощью сна восстанавливаются силы.
Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде.
Формировать умение сохранять правильную осанку в движении.
Продолжать формировать умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши;насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.

Предварительная работа с воспитанниками:Чтение сказки "Мойдодыр" К. Чуковский. Чтение рассказа "Чумазая девочка" Беседа "Мы здоровыми растём".Рассматривания плакатов, иллюстрации, фотографии по теме культурно-гигиенические навыки. Игры в мини физкультурном уголке. Дидактические игры (тема:культурно-гигиенические навыки)
Смотреть приложение.

«Зимушка - зима»
Зима в природе
1 неделя
«Что там видно за окошком?» Формировать навык правильного согласования слов; Развивать наблюдательность, самостоятельность, внимательное отношение к окружающему миру.
«Отгадай загадку»
(на зимнюю тематику). Д/и «Когда это бывает?»
рассматривание иллюстраций. П/и на внимание «Сугроб, сосулька, снежинка».

О. С. Рудик. Развитие речи детей 4-5 лет стр. 48. . Пособие «1000 загадок» стр.171.

«Зимушка - зима»
Дикие и домашние животные
2 неделя
«Путешествие по зимнему лесу». Уточнить представления о диких животных, обитающих в наших лесах, их внешнем виде, питании, особенностях жизнедеятельности в зимнее время. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.

Рассматривание книг и иллюстраций на тему. Игра «Кто кем был?»
«Чей хвост?»
Загадывание загадок по теме: «Дикие животные».

Смотреть приложение.

«Новый год у ворот!»

3 неделя
«Новогодняя ярмарка». Развитие познавательных способностей детей через интеграцию различных образовательных областей, способствующих формированию целостной картины мира, логического мышления, памяти, внимания и воображения.
Воспитывать умение слушать высказывания сверстников, делать свои умозаключения, умение работать в малых группах, отвечать на поставленные вопросы воспитателя.

Чтение стихов, отгадывание загадок о зиме, чтение художественной литературы, зимних приметах, новогодних праздниках. Рассматривание иллюстраций, беседа о зиме, о празднике. Слушание звуков ветра, вьюги.Игровые упражнения: «Хлопки в ладоши», «Что, где находится». Разучивание физкультминутки.
Смотреть приложение.

4 неделя
«Новый год». Развивать память, внимание, мышление.
Воспитывать умение видеть прекрасное.
Учить составлять рассказы из личного опыта.

Упражнения на развитие зрительного внимания (повтори за мной, слушай внимательно). Игра: «Делай как я»(развитие координации, двигательного восприятия) . Отгадай загадки. Физ. минутка. Рассказывание новогодних стихов.

Составление рассказа о новогоднем утреннике.
Смотреть приложение.

«Зимушка хрустальная»
2 неделя
Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик!» Учить детей составлять рассказы по картине без повторов и пропусков существенной информации. Обучать умению придумывать название картине
Рассматривание картинок «Зимние забавы и развлечения».Беседа. Показ картины «Вот это снеговик!» П/и « Зимние забавы».
В.В. Гербова. Занятия по развитию речи стр.45.

3 неделя
«Зима». Закрепить и уточнить знания детей о зиме.Закрепить названия зимних месяцев Обогащать словарный запас.
Рассматривание книг и иллюстраций на тему. Загадывание загадок на тему: «Зима». Д/и «Когда это бывает?» . П/и на внимание «Сугроб, сосулька, снежинка».

Л.Е.Кыласова «Развитие речи. Конспекты занятий» стр.73
Е.В.Кузнецова, И.А.Тихонова
стр.37

«В гостях у сказки»
4 неделя
« День радостной встречи со сказкой» Закреплять содержание знакомой сказки (по выбору детей, воспитателя);Формировать умение передавать интонации героев в диалоге: изменять тембр и силу голоса; развивать стремление правильно использовать грамматические формы.
Чтение стихотворения М. Пляцковского «Сказки со мною повсюду». Рассматривание книг и иллюстраций на тему. Загадывание загадок на тему: « Герои сказок».Д/и «Шкатулка со сказками».
О. С. Рудик. Развитие речи детей 4-5 лет стр. 29.74. Пособие «1000 загадок» стр.53.

«Транспорт»
Наземный
Водный
воздушный
1 неделя
«Водный, воздушный транспорт» Формирование понятия «транспорт», умения употреблять обобщающее слово – транспорт. Закрепление знаний детей о видах транспорта. Расширение знаний детей о воздушном, водном виде транспорта, местах передвижения транспорта, назначении транспорта. Развитие умения строить полные ответы. Воспитание интереса к технике.


П/и «Самолеты» Пальчиковая игра «Кораблик» Загадывание загадок на тему: «Транспорт»

Смотреть приложение.

2 неделя
«Наземный транспорт» Формирование понятия «транспорт», умения употреблять обобщающее слово – транспорт. Закрепление знаний детей о видах транспорта. Расширение знаний детей о наземном виде транспорта, местах передвижения транспорта, назначении транспорта. Развитие умения строить полные ответы. Воспитание интереса к технике.

«Опиши транспорт» (во время игры дети сидят на стульчиках около стола с игрушками; воспитатель предлагает детям – 2-3 чел. взять со стола транспорт и описать его) .
П/и «Цветные автомобили» Физкультминутка «Поезд»
Загадывание загадок на тему: «Транспорт»

Смотреть приложение

«День защитников отечества»
3 неделя
«День защитников отечества» Расширять знания детей об армии, их представления о родах войск; развивать навыки контекстной речи; учить навыкам словообразования; составлять предложения с предлогами; закрепить словарь по теме.
Воспитывать уважение к людям военных специальностей.

Рассматривание иллюстраций на тему
«Российская Армия».
Д/и
«Подбери эмблему войну»
«Отгадай загадку»

С.Н.Сазонова «Развитие речи дошкольников» стр.120
Е.В.Кузнецова, И.А.Тихонова
«Развитие и коррекция речи детей»
стр.62

«Международный женский день»
4 неделя
«Женские профессии»
«Женский день-8 Марта» Закрепить знания детей о празднике 8 Марта; закрепить названия женских профессий; учить подбирать родственные слова; учить составлять творческие рассказы по плану.


Чтение стихотворения В.Нестеренко
«Мама, бабушка, сестра»
Игра «Назови, чья?»
«Назови женскую профессию»
Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи»
стр. 117

«Международный женский день»
1 неделя
« Готовимся встречать весну и Международный женский день» Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна» Поупражнять в умении поздравлять женщин с праздником.
Рассматривание иллюстраций по теме.
Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна» Поупражнять в умении поздравлять женщин с праздником.
В.В. Гербова. Занятия по развитию речи стр.59.

«Народная культура и традиции»
2 неделя
«Весна, весна поди сюда!» Развивать способность слушать и запоминать произведения малых форм поэтического произведения малых форм поэтического фольклора, эмоционально реагировать на их содержание, следить за развитием сюжета;
Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Знакомство с народными приметам Загадывание загадок на тему: «Весна»
О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Стр.60.

3 неделя
«Играем в потешки, небылицы» Развивать способность слушать и запоминать произведения малых форм поэтического произведения малых форм поэтического фольклора, эмоционально реагировать на их содержание, следить за развитием сюжета; привлекать к участию в совместном с воспитателем рассказывании знакомых произведений, в их полной или частичной драматизации; к выражению смысла художественного текста во внешних действиях; создавать благоприятную среду для игровых и юмористических вариаций фольклорных текстов; поддерживать и развивать эмоциональность и впечатлительность
Чтение художественной литературы.
Рассматривание иллюстраций по сказкам, песенкам и потешкам, обсуждение содержания сказок, просмотр и прослушивание русских народных сказок «Репка», «Колобок», «Теремок». Заучивание загадок про лесных зверей, имитация движений сказочных героев, изготовление шапочек-масок к сказкам.

Смотреть приложение.

«Весна идет весне дорогу!»
весна в природе
животные и птицы весной
4 неделя
«Птицы - наши друзья»
Обобщить и закрепить знания детей о перелетных птицах. Продолжать формировать навыки диалогической и монологической речи, грамматически правильно строя предложения.

Чтение рассказа Н.Сладкова «Птицы весну принесли
(Конваленко «Весна» стр.79)
Игра «Кто, где живёт»
«Расскажи о птице» Слушаем птичьи голоса в записи.
Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи»
стр. 130

АПРЕЛЬ

«Весна идет весне дорогу!»
весна в природе
животные и птицы весной
1 неделя
«Встречаем весну»
Закрепить и уточнить представления о признаках весны.Упражнять в подборе синонимов и определений к заданным словам.
Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными.
Закреплять уже известные способы словообразования.
Расширять словарный запас.
Развивать способности передавать интонацией, различные чувства при чтении стихотворений о весне.
Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа Наблюдения на прогулке за весенними признаками, чтение произведений и рассматривание картин о весне.
Оборудование: Ватман с изображением голубого неба и снега из ваты, фигурки из картона для фланелеграфа (солнышко, деревья, цветы, птицы)

Смотреть приложение

«Дружим с книгой»
2 неделя
Что за прелесть эти сказки:
«Кошкин дом» (отрывки) Углублять и расширять знания детей о творчестве С. Маршака; продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию; определять настроение, выраженное в стихотворении; читать наизусть небольшое литературное произведение, спокойно, не торопясь; сочувствовать героям стихотворения, переживать.

Слушаем сказки С. Маршака в записи. Сказка на фланелеграфе.
О.Н.Иванова, Г.Н.Короткова «Развитие речи в детском саду»
стр.184

«Что из чего и для чего»
мебель
посуда
одежда
3 неделя
«Что из чего и для чего»
Развивать интеллектуальные способности, умение находить отгадки среди знакомых предметов; закреплять представление о значении бытовой техники, посуды и одежды в жизни человека; развивать доказательную речь.
Рассматривание иллюстраций по теме. Д/и
«Что из чего и какое?»
«Что как делали и какое?»
О. С. Рудик. Развитие речи детей 4-5 лет стр. 31, 38.

«Волшебная сила театра»
4 неделя
«Волшебная сила театра» Развитие интереса к театрализованной игре. Воспитание артистических качеств, раскрытие творческого потенциала, вовлечение детей в различные театрализованные представления.
Предварительная работа:
Экскурсия в театр; чтение и заучивание потешек, стихотворений, скороговорок; беседа об эмоциональных переживаниях людей; чтение художественной литературы.
Материал и оборудование:
«Волшебный мешочек» с масками; обруч, украшенный разноцветным «дождем»; карточки-рисунки с изображением цифр, выражением лица человечка: веселого и грустного; игрушка-котенок; настольная ширма –«Теремок», аудиозаписи.

Смотреть приложение.

«Цветущая весна»
1 неделя
«Весенние заботы»
Закрепить знания о весенних месяцах, о труде людей весной.
На материале пословиц, поговорок и загадок развивать образное мышление, внимание, умение извлекать информацию из текста. . Закрепить знания по теме «Овощи», «Огород»
Активизировать словарь детей. Развивать связную диалогическую речь.

Материалы для занятия: Картинки с изображением разных периодов весны, картинка с изображением редиса, муляжи овощей, земля в стаканчиках, лейки с водой, семена редиса.

Смотреть приложение.

2 неделя
«Весёлая полянка» . Расширить и уточнить знания детей о ромашке; развивать эстетическое восприятие и радостные переживания от красоты природы; воспитывать у детей бережное отношение к растениям.

Рассматривание ромашки. Беседа. Материал: пластилин, «вертолетики», картина «Ромашка», бабочка,
палочки, салфетки.

Смотреть приложение

«Насекомые»
3 неделя
«Наблюдение за насекомыми» Развивать познавательные способности детей; обогащать словарный запас детей прилагательными.
Наблюдение за насекомыми на прогулке (божьей коровкой, шмелем,бабочкой) Загадывание загадок на тему: «Насекомые» П/и «Насекомые» (имитация движений насекомых)Картинки с изображением насекомых.
О. С. Рудик. Развитие речи детей 4-5 лет стр. 50.

«Скоро лето»
4 неделя
«Скоро лето» Формирование элементарных представлений о лете (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Расширение знаний о домашних животных и птицах, об овощах, фруктах, ягодах.
Знакомство с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц летом.
Наблюдения за сезонными изменениями на прогулке Рассматривание иллюстраций по теме. Д/и «Когда это бывает?»

Смотреть приложение