Отличия темперамента от характера. Смотреть что такое "Темперамент" в других словарях

«Задавать правильные вопросы — это самая главная предпосылка всякой диагностики»

Й. Шванцара

«Познай самого себя — и ты познаешь весь мир» — любили повторять древнегреческие философы. Этот совет не утратил своей актуальности и сегодня. Действительно, если человек не сумел достаточно хорошо разобраться в самом себе, то ему будет очень трудно найти свое место в жизни, свое призвание (где мне учиться и что изучать?), трудно подобрать себе подходящее занятие (какую профессию мне выбрать?), его ожидают большие сложности в семейной жизни (с каким типом женщины/мужчины я буду счастлив(а) в браке?) и т.д. Иначе говоря, принимая то или иное жизненно важное решение, мы неизбежно сталкиваемся с проблемой выбора, и в этой ситуации верная самооценка имеет первостепенное значение. Профессиональные психологи знают немало случаев, когда человек принимал, казалось бы, верное, со своей точки зрения, решение, в то время как для его друзей или близких ошибочность такого решения была очевидна заранее. В большинстве подобных случаев причина ошибки заключалась в неверном самовосприятии, т.е. в неудачной попытке человека понять самого себя. Поэт Роберт Бернc сказал об этом так:

О, если б нам силы небесные дали
Взглянуть на себя, как глядят на других!
Сколь многих ошибок бы мы избежали,
И глупых гаданий, и мыслей пустых.

Задача этого цикла статей состоит в том, чтобы дать читателю возможность посмотреть на себя как бы со стороны, т.е. увидеть себя таким, каким вас видят другие люди. А еще дать возможность читателю по-новому взглянуть на свое окружение. И прежде чем начать разговор о том, что такое «темперамент», «характер», «личность», как они проявляются и как можно их измерить, хотелось бы сказать несколько слов о сути психодиагностики и о тестах. В какой бы форме ни осуществлялась психологическая помощь: в форме психологического консультирования или в форме немедицинской психотерапии, она обладает общей характеристикойиндивидуализированностью своей направленности . Эта индивидуализация базируется на глубоком проникновении в личность обратившегося за помощью, в его чувства, переживания, установки, картину мира, структуру взаимоотношений с окружающими. Для такого проникновения недостаточно одного лишь психологического чутья и интуиции, требуются специальные — психодиагностические — методы. Психодиагностика, при всем ее несовершенстве, — серьезная наука. Тесты, опросники, шкалы — это не забавные шарады, которые приятно отгадывать в свободное время, а диагностические инструменты, используемые в науке и практике.

Диагностика (от греч. «диа» — прозрачный и «гнозис» — знание) — Общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе. (И.П.Подласый)

Как поступает врач? Он выслушивает, измеряет температуру, делает рентгеновский снимок и не просто складывает эти фактические данные; нет, он толкует их на основании всей системы медицинских знаний и только тогда ставит диагноз . Так же должен поступать и психолог. Он должен отделить факты от их толкования. Нужно не только добывать факты, но и добиваться правильного их толкования. Русский ученый А. Ф. Лазурский (в 1912 г.) писал, что изучать индивидуальные различия с помощью одних только тестов недостаточно. Он выступал за комплексное изучение человека, благодаря которому исследовались не отдельные психические процессы (с помощью тестов), а психические функции и личность в целом. Психологический диагноз не устанавливается на основе использования психологом какого-то отдельного теста и даже группы тестов, какими бы замечательными они ни были. В область истории ушли попытки постановки диагноза непосредственно из тестових данных. Блестящую критику так называемой симптоматической диагностики дал Л. С. Выготский. «Больной жалуется на кашель, врач ставит диагноз: болезнь-кашель. Больной жалуется на головную боль, врач ставит диагноз: болезнь-головная боль. Такой диагноз по существу пустой , так как исследователь не прибавляет ничего нового к тому, что он узнал из наблюдений самого больного , и возвращает больному его же собственные жалобы, снабдив их научной этикеткой. Пустой диагноз ничего не способен объяснить в наблюдаемых явлениях, ничего не может предсказать относительно их судьбы и не может дать практических советов. Истинный же диагноз должен дать объяснение, предсказание и научно обоснованное практическое назначение. Точно так же обстоит дело и с симптоматическим диагнозом в психологи » . Если в консультацию приходит человек с жалобами на то, что он постоянно чем-то встревожен, а психолог после исследования ставит диагноз: повышенная тревожность, то он также ничего не объясняет, ничего не предсказывает и ничем практически не может помочь, как врач, который ставит диагноз: болезнь — кашель.

Нужно понимать, что тесты — это инструмент для построения заключений, а не диагностическое заключение. Подкупающая легкость процедуры тестирования и часто однозначность результата сбивает с истинного пути неофитов, новичков в этом важном деле. Задача профессиональных психологов состоит в том, чтобы не допустить этого. Психологическая оценка понимается как многоэтапный процесс систематизированного накопления информации об индивидууме. Из сказанного ясно, что тесты в процессе психологической оценки являются только одним из возможных, хотя и важных инструментов, необходимых для принятия решения. Сегодня основная проблема заключается в том, что у нас отсутствует психодиагностическая (тестовая) инфраструктура . Тесты не могут успешно применяться в отсутствие их разработчиков, соответствующих исследовательских лабораторий, специализированных издательств, действующих, а не декларативних документов об этических принципах их использования, наконец, без сертификации и аттестации тех, кто с ними работает. В нашей реальности психологические тесты могут быть уподоблены одиноким домам, стоящим на огромном пустыре, к которым забыли подвести коммуникации, возле них нет магазинов, библиотек, школ и всего другого, что необходимо для жизни. Отсюда специалистов, способных делать правильное диагностическое заключение, очень и очень мало. Да и откуда они возьмутся, когда психология на постсоветском пространстве лишь медленно становится на ноги. Годы забвения сделали свое дело. Чтобы научиться правильно делать диагностическое заключение нужны, во-первых, учителя, а во-вторых, многолетняя практика.

Темперамент

Заговори, чтобы я тебя увидел.

Использование диагностического инструмента требует глубокого понимания природы выявляемых характеристик. «Темперамент», «характер», «личность» — в этих понятиях исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения человеческой индивидуальности — того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Какие же именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает каждое из этих понятий?

Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение черт от tempero — смешиваю в надлежащем соотношении) — характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. Темперамент, это нервная структура человека, заложена в него от рождения и практически не поддается коррекции. То есть это то, что мы привыкли называть внутренней сутью человека. И. П. Павлов показал, что в основе высшей нервной деятельности лежит три компонента: сила (индивид сохраняет высокий уровень работоспособности при длительном и напряженном труде, быстро восстанавливается, не реагирует на слабые раздражители), уравновешенность (индивид остается спокойным в возбуждающей обстановке, легко подавляет свои неадекватные желания) и подвижность (индивид быстро реагирует на изменения ситуации, легко приобретает новые навыки). Сочетание этих компонентов, по Павлову, дает объяснение классических темпераментов Гиппократа (древнегреческий врач):

  • сангвиник имеет сильный, уравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности;
  • холерик — сильный, неуравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности;
  • флегматик — сильный, уравновешенный, инертный тип высшей нервной деятельности;
  • меланхолик — слабый, неуравновешенный, инертный тип высшей нервной деятельности.

Таким образом, зная, что такое темперамент, можно довольно легко определить свой темперамент или же темперамент близкого нам человека. Например, человек с громким голосом (сильный тип высшей нервной деятельности), при разговоре проглатывающий (спешит) окончания слов (неуравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности) — это холерик. Человек с громким голосом (сильный тип высшей нервной деятельности), при разговоре педантично, последовательно и несколько долго (опаздывает) излагающий свою мысль (неуравновешенный, инертный тип высшей нервной деятельности) — это флегматик. Человек очень ранимый, капризный, тонкослезый с тихим голосом — это меланхолик. Здесь приведены выраженные типы темпераментов, и чтобы научиться определять темперамент людей из своего окружения необходим некоторый опыт и наблюдательность. Темперамент надо строго отличать от характера. Свой темперамент изменить нельзя. Тип темперамента является одной из составляющих характера. Характер базируется на темпераменте и зависит от окружающей среды и воспитания. Также темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т. п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности.

Знание людей в теории и на практике

Один способный молодой человек, жаждавший знаний и мудрости, испытывая многие лишения, изучал вдали от родины, в Египте, физиогномику, науку о выражении лица. Шесть лет длилось это учение. И вот настал день, когда он прекрасно сдал все экзамены. Радостный и гордый, молодой человек верхом на коне возвращался на родину. На каждого встречного он уже смотрел глазами человека, познавшего мудрость науки, и, чтобы расширить и углубить свои знания, читал по выражению их лиц как по книге. И вот повстречался ему человек, на лице которого он прочитал шесть свойств характера: ясно было, что он завистлив, ревнив, жаден, скуп, корыстолюбив и беспощаден. «Бог свидетель, какое страшное выражение лица у этого человека, никогда я еще не видел и не слышал ничего подобного. Вот когда я смог бы проверить свою теорию». Пока он так думал, незнакомец подошел к нему с приветливым, добродушным выражением лица и смиренно сказал: «О господин! Уже поздно, а ближайшая деревня далеко. Моя хижина маленькая и темная, но я буду носить тебя на руках. Какая это была бы честь для меня, если бы я посмел считать тебя своим гостем на эту ночь, и как осчастливило бы меня твое присутствие!» Наш путешественник с изумлением подумал: «Поразительно! Какой контраст между речами этого человека и отвратительным выражением его лица».

Эта мысль глубоко взволновала молодого человека, он стал сомневаться в том, что усвоил за все шесть лет учения. Чтобы вновь обрести уверенность, он принял приглашение незнакомца. Хозяин услаждал ученого чаем, кофе, соками, печеньями и кальяном. Он осыпал своего гостя любезностями и вниманием. Три дня и три ночи гостеприимному хозяину удалось удержать путешественника у себя. Наконец ученый пожелал избавиться от этого невероятного гостеприимства и принял твердое решение уехать. В час расставания хозяин протянул ему конверт со словами: «О господин! Это Ваш счет». «Какой счет?» — с удивлением спросил молодой человек. Как выхваченный из ножен меч, вдруг обнажилось истинное лицо хозяина. Он нахмурил лоб и злобно закричал: «Какая наглость! Что ты себе воображал, когда ел здесь и пил? Уж не думал ли ты, что все это было даром?» При этих словах ученый сразу пришел в себя и молча вскрыл конверт. Он увидел, что все, что он ел и не ел, было указано в счете по цене во стократ большей. У него не было при себе даже половины требуемой суммы. Пришлось слезть с лошади и отдать ее хозяину, а в придачу еще и седло со всей поклажей. Но и этого оказалось мало; тогда он снял с себя и отдал свой дорожный костюм. Пешком отправился он в путь. И долго еще можно было слышать его восторженные слова: «Слава богу, слава богу, что шесть лет моего учения не были напрасны!» (По Абдул-Баха)

В статье использованы работы: З. Фрейда, А. Адлера, Ф. Виттельса, Э. Берна, К. Г. Юнга, В. Савельева, О. Сатова, Л. С. Выготского, Л. Ф. Бурлачука, С. Киркегора, Дили Еникеевой, А. С. Спиваковской, Д. Карнеги, Б. Хубера, Р. Мэя, А. Бебеля.

Темперамент является наиболее общим свойством личности, которое дает возможность отличить одного человека от другого. От него зависят динамические особенности психики и поведения человека. Одни люди спокойны, сдержаны и невозмутимы. Психические явления у них возникают медленно и постепенно, долго сохраняются и почти не изменяются. Внешне они уравновешенны и медлительны, их движения, речь, жесты и мимика мало выразительны и спокойны. У других людей психические процессы и состояния возникают быстро, почти мгновенно, бурно протекают и быстро исчезают. Движения их порывисты, речь страстная, мимика выразительная и разнообразная. Они подвижны и беспокойны, нетерпеливы и шумливы. Причем, все эти динамические особенности психики и поведения являются типичными для определенных категорий людей. Таким образом, темперамент представляет собой такие индивидуально-типологические особенности личности, которые определяют динамику протекания психической деятельности и поведения различных групп людей.
Динамические особенности психической деятельности и по-ведения, обусловленные темпераментом, определяются целым рядом его свойств. В.С. Мерлин выделяет восемь таких свойств. Сензитивность - характеризуется наименьшей силой внешнего воздействия, вызывающего психическую или физическую реакцию человека. Реактивность - выражается в непроизвольных реакциях, возникающих под влиянием внешних и внутренних воздействий. Активность - проявляется в степени активных воздействий (энергичности) человека на внешний мир и в способности преодолевать препятствия при достижении целей. Соотношение реактивности и активности - определяется тем от чего в большей степени зависит психика человека: от внешних или внутренних стимулов и какое поведение преобладает: импульсивное или целенаправленное. Темп реакций - характеризуется скоростью возникновения и протекания психических явлений и физических реакций. Пластичность и ригидность -
определяется по способности человека быстро приспосабливаться к внешнему миру (пластичность) или по отсутствии такой способности (ригидность). Экстроверсия и интроверсия - характеризуется направленностью психической деятельности на внешний мир (экстроверти- рованность) или на внутренние состояние (интровертированность). Эмоциональная возбудимость - свойство, связанное с минимальной силой внешнего воздействия, способного вызвать эмоциональную реакцию и характеризующее скорость ее возникновения.
Существует четыре основных типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. Каждый тип характеризуется закономерным сочетанием вышеуказанных свойств.
Сангвиник характеризуется: пониженной сензитивностью, высокой реактивностью и активностью, уравновешенностью, пластичностью, экстравертированностью, быстрым темпом реакций, высокой эмоциональной возбудимостью. Холерик имеет: пониженную сензитивность, высокую реактивность и активность, неуравновешенность (реактивность преобладает над активностью), ригидность, экстравертированность, быстрый темп реакций, высокую эмоциональную возбудимость. Флегматику присущи: пониженная сензитивность, слабая реактивность и высокая активность, ригидность, интровертированность, медленный темп реакций, невысокая эмоциональная возбудимость. Меланхолику свойственны: повышенная сензитивность, слабая реактивность и активность, ригидность, интровертированность, медленный темп реакций, повышенная эмоциональная возбудимость депрессивного характера.
Все эти свойства определяют динамические особенности психической деятельности и поведения, свойственные каждому типу темперамента.
Сангвиник характеризуется большой активностью и подвижностью, настойчивостью и энергичностью, высокой пластичностью и впечатлительностью. Психические процессы и состояния у сангвиника возникают очень быстро, но также быстро исчезают, они мало устойчивы и подвижны. Так, например, внимание у сангвиников сосредотачивается быстро, но проявляется сравнительно недолго, хорошо переключается и распределяется. Чувства возникают быстро, но сохраняются недолго, настроение, как правило, хорошее, редко унывает, мало
обидчив, спокойно относится к неудачам. Он легко сходится с людьми, с охотой берется за всякое живое дело, но также быстро остывает, если оно перестает его интересовать, всегда весел и общителен, склонен к остроумию, очень подвижен, речь быстрая и динамичная, часто сопровождается жестикуляцией.
Холерику присущи энергичность и страстность, аффектив- ность и несдержанность, резкость и порывистость, неуступчивость и бескомпромиссность. Чувства возникают быстро и достигают большой силы, бурно протекают и скоро исчезают. Под влиянием чувств сильно возбуждается, но быстро остывает, настроение все время меняется, очень сильно переживает обиду, при неудаче расстраивается, склонен к агрессивности, часто теряет самообладание. Внимание характеризуется сильной сосредоточенностью, мгновенной переключаемостью, но недостаточно хорошей распределяемостью и недолгой устойчивостью. Холерик со всей страстью отдается делу, способен преодолевать все трудности и препятствия, но быстро выдыхается, теряет веру в свои силы и неспособен иногда довести дело до конца.
Флегматик отличается хладнокровием и выдержкой, медлительностью и спокойствием, инертностью и слабой приспособляемостью, настойчивостью и упорством, невозмутимостью и самообладанием. Чувства возникают медленно, мало интенсивны, но устойчивы, настроение всегда ровное, при неудаче не расстраивается, на обиды слабо реагирует. Внимание возникает медленно, но является очень устойчивым, переключение происходит постепенно, распределение хорошее, редко отвлекается, хорошая помехоустойчивость. Флегматик хладнокровен, малоподвижен, нетороплив, спокоен, уравновешен, способен преодолеть любые препятствия и довести дело до конца.
Меланхолик характеризуется медлительностью и вялостью, высокой чувствительностью и впечатлительностью, отзывчивостью и ранимостью, тревожностью и мнительностью. Чувства возникают медленно, но являются очень устойчивыми, переживания имеют депрессивный характер, настроение часто унылое, обиду сильно переживает, при неудаче сильно расстраивается, внешне чувства мало выражаются и все, что переживается, остается внутри. Внимание возникает не сразу, переключается медленно, распределение не всегда полное, устойчивость небольшая, легко утомляется и от-
влекается.
Первое описание типов темпераментов было дано древнегреческим врачом Гиппократом и римским врачом Галеном. Тип темперамента, как полагал Гиппократ, связан с анатомо-физио- логическими и индивидуально-психологическими особенностями человека. Гален, наряду с этим, считал, что темперамент также определяется и нравственными свойствами.
Пытаясь объяснить природное происхождение типов темперамента Гиппократ полагал, что каждый тип темперамента связан с преобладанием одной из четырех видов жидкостей: крови, слизи, желтой и черной желчи. При преобладании желчи ("холе") проявляется холерический тип темперамента, при преобладании черной желчи ("мелана холе") проявляется меланхолический темперамент, при преобладании слизи ("флегмы") проявляется флегматический темперамент и преобладании крови ("сангвис") прояв-ляется сангвинический темперамент.
Гуморальная (жидкостная) теория происхождения типов темперамента не могла удовлетворить в последующее время ученых. Поэтому появились новые теории. Так, немецкий психиатр Э. Кречмер считал, что темперамент и характер человека зависят от особенностей строения тела человека. Он описал три типа строения тела: астенический, атлетический и пикнический. Первый тип является физически хилым, с тонкими руками и ногами, с плоской грудной клеткой и тонким животом. Второй тип (атлетический) - физически сильный человек с мощным скелетом и хорошо развитой мускулатурой. Третий (пикнический) имеет плотную фигуру, большой живот и короткую плотную шею.
Сходную теорию развивал американский ученый У. Шел- дон. Он выделил также три типа телосложения, назвав людей первого типа "висцеротониками", второго типа - "самототониками" и третьего типа -"церебротониками". У первого типа наблюдалось преобладание органов пищеварения, у второго - преобладание двигательного аппарата и мощной мускулатуры и у третьего - преобладание деятельности нервных центров.
Таким образом, У. Шелдон впервые связал один из выделенных им типов анатомо-физиологического и психического строения человека с деятельностью нервной системы. В дальнейшем идея о связи природного происхождения всех типов
темперамента с деятельностью нервной системы была развита и блестяще доказана И.П. Павловым.
Используя идею И. М. Сеченова о рефлексах головного мозга И.П. Павлов экспериментально доказал, что все телесные и психические функции организма и все его связи с внешней средой осуществляются посредством рефлекторной деятельности нервной системы. Причем, все это достигается на основе проявления, открытых И. П. Павловым, трех свойств нервных процессов: возбуждения и торможения. Первое свойство - сила нервных процессов, которая обеспечивает длительную и устойчивую работу нервной системы и всего организма в условиях сильного воздействия раздражителей из внешней и внутренней среды. Второе свойство - уравновешенность возбуждения и торможения, благодаря которому организм может отвечать как побудительными, так и тормозными реакциями на всевозможные воздействия падающие на нервную систему. Третье свойство - подвижность нервных процессов обеспечивает смену возбуждения торможением, что позволяет приспосабливаться к изменениям, происходящим во внешней среде.
На основе лабораторных опытов И. П. Павлов установил, что возможны четыре комбинации основных свойств нервных процессов, чаще всего встречающихся у высокоорганизованных живых существ. Эти закономерно возникающие сочетания свойств возбуждения и торможения он называл типами высшей нервный деятельности.
Из четырех типов три имели сильные процессы возбуждения и торможения, а один - слабые. У двух сильных типов процессы возбуждения и торможения были уравновешенны, а у одного -неуравновешенны. Сильные уравновешенные типы различались подвижностью нервных процессов. У одного из них были подвижными, а у другого - нет. Таким образом, каждый тип имел свои, присущими только ему особенностями высшей нервной деятельности.
Первый тип являлся сильным уравновешенным подвижным (живым). Он легко выдерживал сильные воздействия из внешней и внутренней среды, мог отвечать на них в одинаковой степени как побудительными, так и тормозными реакциями, которые в силу подвижности нервных процессов осуществлялись всегда своевременно. Этот тип, имея положительные физиологические характеристики, мог легко при-
спосабливаться к любым изменениям в окружающей среде.
Второй тип был тоже сильным уравновешенным, но малоподвижным (инертным). Он тоже легко выдерживал все сильные воздействия, отвечая побудительными и тормозными реакциями, но они имели запоздалый характер. В результате этого он хуже мог приспосабливаться к изменениям в среде.
Третий тип был тоже сильным, но неуравновешенным (бе-зудержным). У него был сильный процесс возбуждения и слабое торможение. Он легко мог выдерживать сильные воздействия, отвечая на них побудительными реакциями, но с трудом мог осуществлять тормозные, в силу слабости торможения. Поэтому он плохо мог приспосабливаться к окружающей среде, вступая часто в конфликтные отношения с ней.
Четвертый тип - слабый. У него оба нервных процесса характеризуются слабостью. Он не может выдерживать сильных воздействий. Они пагубно влияют на его нервную систему и он приходит нередко в шоковое состояние. Зато при наличии слабых воздействий он хорошо отвечает на них как положительными, так и тормозными реакциями. Обладая высокой чувствительностью нервной системы он хорошо себя чувствует в спокойной обстановке среди знакомых ему предметов и явлений.
Поскольку темперамент, как и любое психическое явление, проявляется на основе нервной деятельности, то каждый тип темперамента имеет в своей основе определенный тип высшей нервный деятельности и их психологические и физиологические характеристики должны соответствовать и дополнять одна другую.
Сангвинический тип темперамента проявляется на основе сильного уравновешенного подвижного типа высшей нервной деятельности. Активность, пластичность и живость сангвиника объясня-
ются особенностями его высшей нервной деятельности - силой, уравновешенностью и подвижностью процессов возбуждения и торможения.
Флегматический тип темперамента имеет в своей основе сильны уравновешенный, но инертный тип нервной деятельности. Хладнокровие, выдержка, настойчивость, медлительность и слабая приспособляемость флегматика обусловлены силой, уравновешенностью и инертностью нервных процессов.
Холерический тип темперамента проявляется на основе сильного неуравновешенного типа нервной деятельности. Энергичность, страстность, несдержанность, резкость и порывистость объясняются неуравновешенностью процессов возбуждения и торможения у холерика.
Меланхолический тип темперамента существует на основе слабого типа нервный деятельности. Медлительность, вялость, высокая чувствительность и ранимость меланхолика связаны со слабостью процессов возбуждения и торможения.
Все основные свойства нервный деятельности являются врожденными и поэтому типы темперамента могут проявляться уже в детском возрасте. Однако, не у всех людей могут иметь место ярко выраженные типы темпераментов. У некоторых людей могут проявляться промежуточные типы и они только в определенной степени могут походить на сангвиника и холерика или флегматика и меланхолика.
Темперамент накладывает отпечаток на личность и деятельность человека. Он может способствовать проявлению определенных качеств личности. У сангвиников проявляется общительность, у холериков - увлеченность, у флегматиков - уверенность, у меланхоликов - замкнутость.
Под влиянием темперамента формируется определенный стиль деятельности. У сангвиников и холериков он динамичный, порывистый, торопливый, у флегматиков и меланхоликов - ровный, спокойный, замедленный. Кроме того от темперамента зависит предрасположенность человека к определенному виду деятельности. Сангвиники и холерики предпочитают такие виды деятельности, где можно проявить самостоятельность, ловкость, сообразительность, находчивость, творчество и т.п. Флегматики и меланхолики любят
заниматься спокойными видами деятельности, которые требуют усидчивости, выдержки, спокойствия, неторопливости, высокой чувствительности, кропотливости, мелких и точных движений и т.п.
При обучении и воспитании учащихся надо учитывать особенности их темпераментов и осуществлять к каждому из них индивидуальный подход. Холериков надо сдерживать и успокаивать, сангвиникам надо давать более трудные задания, иначе они будут отвлекаться, флегматиков надо заставлять все делать своевременно и не затягивать окончание работы, меланхоликов подбадривать и поощрять.

С юных лет нам знакомо понятие темперамента. Точнее даже не его определение, а разделение людей на сангвиников, меланхоликов, холериков, флегматиков. Но актуален ли такой подход в ХХІ веке? Что такое темперамент? Появились ли более современные классификации? Насколько справедливо утверждать, что темперамент – это основа нашего поведения? Что дает знание своего темперамента или понимание того, какой темперамент у собеседника? Можно ли изменить жизнь, если разобраться в этом вопросе?

Что такое темперамент?

Темперамент - это стойкая характеристика личности, определяющая ее жизненную активность и связанная с типом высшей нервной деятельности. В отличие от характера, который формируется и изменяется в течение жизни, темперамент человека закладывается еще до рождения . Он обусловлен наследственными факторами. Поэтому ошибкой будет полагать, что темперамент и характер – одно и то же. Они безусловно взаимосвязаны, но не идентичны. Характер развивается под влиянием темперамента, но еще зависит от воспитания, жизненного опыта.

Слухи о том, что темперамент личности меняется, вызваны неправильным пониманием принадлежности человека к тому или иному психологическому типу. Чистые темпераменты обнаруживаются не так часто . В основном они сочетаются, просто степень их проявления зависит от влияния внешних и внутренних факторов. Например, человек с ярко выраженными свойствами сангвиника, по стечению обстоятельств начинает себя вести как холерик. Кто-то решит, что темперамент изменился. На самом деле, у этого человека были задатки обоих типов темперамента. Просто прослеживался акцент в сторону манеры поведения сангвиника, который сменился импульсивностью холерика.

Типы темперамента

Разделение людей на базовые типы темперамента было сделано еще во времена древних греков. Впервые представления о существовании четырех групп людей сформировал Гиппократ, который выделил (весельчаки), (плаксы), (скандалисты), (пофигисты). Спустя полтысячелетия его идеи были доработаны Галеном. Учение оказалось настолько удачным, что предложенная ними классификация существует до сих пор.

Характеристики темперамента объяснялись доминированием одного из четырех «жизненных соков». У сангвиников преобладает кровь (сангуа ), наделяющая их энергией и весельем. Меланхолики находятся под властью «черной желчи» (мелэне холе ), вселяющей чувство грусти и страха. Холерикам затуманивает разум желчь (холе ), из-за которой они не могут контролировать порывы гнева. Флегматиками руководит «мокрота» (флегма ), успокаивающая и замедляющая их.

Несмотря на то, что такая классификация темпераментов создана давно, не претерпела она существенных изменений даже сейчас. Хотя регулярно предпринимаются попытки обновить наши представления о том, что такое темперамент. Психология развивается, вместе с ней не стоят на месте ключевые постулаты этой науки.

Современные теории темперамента

Четыре базовых типа – это одна из классификаций темперамента. Хотя, стоит отдать должное грекам – самая популярная. Свою лепту в изучение темперамента внесли Карл Густав Юнг, Ганс Юрген Айзенк, Иван Петрович Павлов, Борис Михайлович Теплов и др.

Темперамент по Павлову определяется посредством понимания типа нервной системы. Ученый выделил три основных критерия, позволяющих идентифицировать темперамент. Это сила, подвижность, уравновешенность. Он сопоставил свое учение с классификацией Гиппократа, охарактеризовав известные темпераменты:

  • Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный;
  • Холерик – сильный, неуравновешенный, подвижный;
  • Флегматик – сильный, уравновешенный, инертный;
  • Меланхолик – слабый тип.

Павлов доработал имеющуюся структуру, дополнив ее данными из области физиологии высшей нервной деятельности.

Другой советский психолог Борис Теплов по-своему описывал темперамент, определение которого включало динамические характеристики протекания психических процессов. Их силу, а также скорость возникновения, изменения, прекращения.

Карл Юнг в своих работах объединил темперамент и личность , применив понятия и . Он взял за основу стремление человека к коммуникации, либо ориентацию на свой внутренний мир. Также Юнг детально изучил влияние на темперамент каждой из основных психологических функций: ощущения, чувства, мышления, интуиции.

Одну из самых популярных систем, описывающих типологию личности создал Ганс Айзенк. Темперамент, согласно его представлений, помимо экстраверсии и интроверсии, зависит от эмоциональной устойчивости индивидуума. Собрав воедино всю информацию о темпераменте, которая имелась на тот момент, он предложил уникальную методику тестирования личности. Этот подход был назван в честь автора – . Он позволяет с высокой точностью определить тип темперамента, степень его выраженности в человеке.

Свойства темперамента

Темперамент в психологии рассматривается самым пристальным образом. Чтобы было легче охарактеризовать его типы, учеными проанализировано такие свойства темперамента:

  • Активность – настойчивость и энергичность личности в достижении поставленных целей;
  • Реактивность – уровень непроизвольности (пассивности) человека и его реакций;
  • Соотношение активности и реактивности – показатель, определяющий уровень осознанности человеком собственной роли в жизни;
  • Экстраверсия – взаимодействие с миром;
  • Интроверсия – акцент на «погружение» в самого себя;
  • Пластичность – способность индивидуума приспосабливаться к внешним изменениям;
  • Ригидность – сниженные адаптационные возможности человека;
  • Сензитивность – наименьшая пороговая величина воздействия, способная вызвать ответную психическую реакцию;
  • Эмоциональная возбудимость – подобное свойство, только проявляющееся на эмоциональном уровне;
  • Темп реакции – скорость протекания психических процессов и реакций организма, включая мимику, жесты, динамику речи.

Характеристика темперамента формируется на основе анализа всех его свойств. Например, флегматики отличаются доминированием интроверсии, повышенной ригидностью и реактивностью, им свойственна пониженная эмоциональная возбудимость, а также темп реакций. Ответную психическую реакцию со стороны флегматика удастся вызвать только приложив ощутимое воздействие, что определяется его «непробиваемой» сенситивностью.

Зачем определять темперамент?

Понимание собственного темперамента заметно облегчает жизнь человеку. Ему становится намного проще искать работу, заводить новые знакомства или строить отношения. Не зная самого себя, человек рискует потеряться в этом мире, не найти свой жизненный путь.

Есть люди, которые утверждают, что темперамент – это психология, вот пусть ученые ним и занимаются. Они однозначно ошибаются, уводя в заблуждение других. Человек самостоятельно может разобраться в вопросе определения своего темперамента. И, прочитав пару тематических статей, понять, что делать с полученной информацией дальше. Узнать свой тип темперамента поможет наш , прохождение которого займет всего пять минут.

Важно разбираться и в темпераменте собеседника, ведь от этого зависит качество диалога, понимание того направления, куда разговор может завести. Бесполезно «грузить» флегматика, подначивать меланхолика, провоцировать холерика, ныть перед сангвиником. К каждому типажу свой подход , и чем раньше он будет найден, тем больше шансов на успешное развитие общения. А поскольку в обществе роль коммуникаций переоценить сложно, то умение выстраивать диалог – одно из важнейших в любом возрасте и социальной среде.

Темперамент – это одна из наиболее популярных тем. Причем справедливо данное утверждение и среди ученых, и среди рядовых обывателей. Просто далеко не все люди знают, чем им поможет понимание своего темперамента. В данной публикации мы ответили на многие вопросы. Актуализировали знания о четырех базовых типах темперамента. Больше информации можно найти в тематических статьях на нашем сайте, где детально рассмотрены все разновидности темперамента. В них содержатся основные признаки каждого из типов, советы по применению этих знаний для построения карьеры и личной жизни

Понятие о темпераменте. Основные виды темпераментов

Темперамент (от лат. temperamentum- соотношение, смешение частей, соразмерность) – комплекс психодинамических свойств индивида, проявляющийся в особенностях его психической активности – интенсивности, скорости и темпе психических реакций, эмоциональном тонусе жизнедеятельности.

Темперамент – природно обусловленная склонность индивида к определенному стилю поведения. В нем проявляются чувствительность индивида к внешним воздействиям, эмоциональность его поведения, импульсивность или сдержанность, общительность или замкнутость, легкость или затрудненность социальной адаптации, способность к волевым усилиям.

Психодинамические особенности поведения человека обусловлены особенностями его высшей нервной деятельности.

И.П. Павловым были выявлены три основных свойства нервных процессов сила, уравновешенность и подвижность . Различные их комбинации образуют четыре типа высшей нервной деятельности, лежащих в основе четырех типов темпераментов (рис. 1). Название темпераментов впервые ввел древнегреческий врач Гиппократ (460–377 гг. до н. э.), который связывал типы темпераментов с преобладанием в организме человека различных жидкостей: крови (сангвис) – у сангвиников, желтой желчи (холэ) – у холериков, слизи (флегмы) – у флегматиков и черной желчи (мелайна холэ) – у меланхоликов.

Совокупность свойств нервной деятельности, интегрирующихся в темпераменте, обусловливает ряд психических особенностей индивида:

1. Скорость и интенсивность психических процессов, психическую активность, мышечно-моторную экспрессивность.

2. Преимущественную подчиненность поведения внешним впечатлениям (экстраверсия) или внутреннему миру человека, его чувствам, представлениям (интроверсия).

3. Адаптированность к внешним изменяющимся условиям.

4. Чувствительность, синтезитивность, восприимчивость, эмоциональную возбудимость, силу эмоций, их устойчивость.

5. Пластичность или ригидность психической деятельности. Ригидность – это инертность, консервативность, плохая переключаемость психической деятельности. Существуют несколько видов ригидности:

сенсорная – пролонгирование ощущения после прекращения действия стимула;

моторная - трудность перестройки привычных движений;

эмоциональная - продолжение эмоционального состояния после прекращения эмоционального воздействия;

памяти - персеверация, навязчивость образов памяти;

мышления – инерция суждений, установок, способов решения задач.

Качества, противоположные ригидности, – гибкость, подвижность, адекватность.

К особенностям темперамента относится и такое психическое явление, как тревожность, – напряженность, повышенная эмоциональная возбудимость в ситуациях, интерпретируемых индивидом в качестве угрожающих.

Личности с повышенным уровнем тревожности склонны к поведению, не адекватному степени угрозы Повышенный уровень тревожности вызывает стремление уйти от восприятия угрожающих событий, непроизвольно сужая поле восприятия в стрессогенной ситуации.

Исследования И.П. Павлова послужили основанием для выделения еще трех типов темперамента по особенностям соотношения двух сигнальных систем в высшей нервной деятельности: Темперамент как врожденно-конституциональный и пластичный тип психической саморегуляции Темперамент не определяет потребности, интересы, взгляды личности. В одном и том же виде деятельности люди с различными темпераментами могут достичь выдающихся успехов за счет своих компенсаторных возможностей.

художественный тип. Отличается склонностью к непосредственному, живому, яркому восприятию, впечатлительностью, эмоциональностью, образностью мышления, повышенной ролью представлений в решении практических задач, яркостью воображения;

мыслительный тип. Люди с этим типом рассудительны, вдумчивы, склонны к анализу, логическим построениям, аргументированным доказательствам, обоснованным выводам, продумыванию своих поступков, самоотчету и самоконтролю;

художественно-мыслительный (средний) тип сочетает в себе в равных пропорциях особенности полярных типов.

Получила распространение в психологии и классификация типов личностей, основанная на психофизиологической особенности, именуемой экстравертированность – интровертированность, которая была предложена швейцарским психологом К. Юнгом. Людям экстравертированного типа свойственны преобладающая направленность психической деятельности вовне, в окружающий мир, открытость и сильная подверженность внешним воздействиям, стремление к утверждению себя в поступках и мнении других, речевая и двигательная активность, хорошая приспособляемость к внешним условиям. Для интровертированного типа, напротив, характерны направленность на внутренний мир, выраженное развитие воображения, повышенное внимание к собственным ощущениям, переживаниям, мыслям, некоторая замкнутость, затрудненность адаптации к внешним условиям.

Всякая типология дискретна. Относя человека к определенному типу, руководствуются преобладающими особенностями темперамента.

Психофизиологические особенности обычно маскируются другими личностными качествами, Так, невыдержанность отнюдь не обязательно свидетельствует о холерическом темпераменте, а может быть продуктом невоспитанности, бескультурья, неуважения к другим людям. И, напротив, неуравновешенность, импульсивность, «взрывчатость» холерика может не обнаруживаться в результате сформированной привычки контролировать себя, управлять своими реакциями и др.

Научный подход к пониманию поведения личности несовместим с жестким привязыванием поступков людей к их природным особенностям. Исследования И.П. Павлова показали, что свойства личности зависят от природной нейрофизиологической организации человека, но не определяются ею . В экспериментах И.П. Павлова было доказано, что нервная деятельность пластична, поддается изменениям: «Образ поведения человека и животного обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, то есть зависит от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов. И это потому, что рядом с указанными выше свойствами нервной системы непрерывно выступает и важнейшее свойство – высочайшая пластичность».

В зависимости от условий жизни и деятельности человека отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабляться. Темперамент, несмотря на его природную обусловленность, можно отнести к свойствам личности , так как в нем объединяются природные и социально приобретенные качества человека.

Как говорилось выше, зарубежные психологи делят темпераментные особенности преимущественно на две группы – экстраверсию и интроверсию. Эти понятия означают преимущественную направленность индивидов на внешний (экстраверт) или внутренний (интроверт) мир (от лат. extra – вне, intro- внутрь и verto – поворот).

Проблемы экстра– и интроверсии занимают центральное место в факторных теориях личности (Р. Кеттел, Г. Айзенк и др.). Г. Айзенк установил, что интроверты имеют более высокий уровень активности коры мозга. Экстраверты компенсируют недостаточность этой активации дополнительными движениями, повышением внимания к внешним сигналам, внося разнообразие в любую монотонную ситуацию. Интроверты и экстраверты имеют различный стиль интеллектуальной деятельности.

Долгое время темперамент человека трактовался лишь как прямое следствие его типа высшей нервной деятельности. В последнее время эта концепция пересмотрена в свете учения П.К. Анохина о функциональных системах, а также других теоретических позиций отечественных и зарубежных исследователей (В.Д. Небылицин, В.М. Русалов, H.J. Eysenck, J. Rasch).

Так, В.М. Русалов рассматривает темперамент как системное обобщение инвариантных биологических компонент, вовлеченных в функциональные системы поведения данного индивида. При этом «первоначально генетически заданная система индивидуально-биологических свойств человека, включаясь в самые различные виды деятельности, постепенно трансформируется и образует независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально-устойчивую систему инвариантных свойств, но уже не биологических, а психобиологических свойств индивидуального поведения».

Среди многообразия индивидных характеристик человека большой интерес представляют нейродинамические свойства, образующие темперамент. Темперамент -- это система устойчивых индивидуально своеобразных свойств психики...

Анализ восприятия

Так как восприятие всегда включает в себя ощущения, получаемые от разных органов чувств, то и физиологические процессы, лежащие в основе восприятия, включают в себя процессы возбуждения...

Влияние темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками

Всем известно, что абсолютно одинаковых людей не существует. Каждый человек - это личность, обладающая своими особенностями, своим характером, своим темпераментом. Очень часто понятия характер и темперамент отождествляются...

Выявление зависимости типа эмоционального реагирования на стресс от темперамента

В индивидуально-психологических различиях между людьми существенное место занимают так называемые динамические особенности психики. Имеются в виду прежде всего степень интенсивности психических процессов и состояний...

Индивидуальные особенности внимания

Внимание представляет собой сложное психическое явление. Столь сложное явление может быть объяснено только на основе широко действующих физиологических закономерностей...

Индивидуальные различия памяти

Несмотря на реальные успехи психологических исследований памяти, механизм физиологического запечатления следов и природа самой памяти очень долго оставались неизучены, и философы и психологи ограничивались лишь указанием на то...

Исследование темпераментного профиля личности

Темперамент - это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности...

Представление и воображение в психологии

Принято считать, что физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом...

Психологическая характеристика холерического темперамента (холерика)

Темперамент (от лат. temperans, «умеренный») - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности (темпа, быстроты, ритма, интенсивности). Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. - М.: Академия...

Развитие воображения

психический воображение физиологический предвидение Воображение, как и все другие психические процессы, является функцией коры больших полушарий. Иногда его процесс связывают только с работой правого полушария...

Развитие произвольного внимания у старших дошкольников в процессе организации игр и занятий

Внимание обычно не считают особым психическим процессом, как восприятие, память, мышление. Зато оно обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Каждый познавательный процесс есть единство образа и деятельности...

Роль сновидений в жизни человека

Сон является непреодолимой потребностью организма животных и человека. Треть жизни человека проходит в состоянии периодически наступающего сна...

Темперамент и характер

Наиболее важные и интересные разделы общей психологии - те, в которых осуществляется целостный подход к человеку. В них человек рассматривается и со стороны присущих ему общечеловеческих свойств...

Темперамент и центральная нервная система

С физиологической точки зрения темперамент - тип высшей нервной деятельности человека. В нервных центрах коры человеческого мозга протекают в сложном взаимодействии два противоположных активных процесса: возбуждение и торможение...

Типы темперамента и возможности их измерения

Существующее множество различных теорий темперамента, нашедших подробный критический анализ в исследованиях Я. Стреляу, Е.С. Егоровой, Е.А. Сергиенко, Е.П. Ильиным, В.М. Русаловым и других учёные, обусловлены динамической стороной личности...