Обучение детей с рда глобальному чтению. «Метод глобального чтения (единица чтения — слово)

Глобальное, послоговое и побуквенное чтение

Работа по обучению письму и чтению детей, страдающими ранним детским аутизмом, очень сложная и длительна. Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение аутичного ребенка, поэтому на всех этапах используются реальные предметы, картинки, напечатанные слова.

Обучение чтению детей с РАС проводится по трем направлениям:

  • аналитико-синтетическое (побуквенное) чтение;
  • послоговое чтение;
  • глобальное чтение.
  • Занятие можно выстраивать по принципу чередования всех трех направлений.

    Обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Кроме того, глобальное чтение развивает зрительное внимание и память. Суть глобального чтения заключается в том, что ребенок может научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. При обучении глобальному чтению необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова, чтению которых мы хотим научить ребенка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления. Вводить данный тип чтения можно не раньше, чем ученик сможет соотносить предмет и его изображение, подбирать парные предметы или картинки.

    1. Чтение автоматизированных энграмм (имя ребенка, имена его близких, клички домашних животных). Удобно использовать семейный фотоальбом как дидактический материал, снабдив его соответствующими печатными надписями. На отдельных карточках надписи дублируются. Ребенок учится подбирать одинаковые слова, затем подписи к фотографиям или рисункам в альбоме закрываются. От ученика требуется по памяти «узнать» необходимую надпись на карточке и положить ее к рисунку Закрытое слово открывается и сличается с выбранной подписью.

    2. Чтение слов . Подбираются картинки по всем основным лексическим темам (игрушки, посуда, мебель, транспорт, домашние и дикие животные, птицы, насекомые, овощи, фрукты, одежда, продукты, цветы) и снабжаются подписями.

    Хорошо начать с темы «Игрушки». Сначала берем две таблички с различными по написанию словами, например «кукла» и «мяч». Нельзя брать слова, похожие по написанию, например «мишка», «машина». Таблички к игрушкам или к картинкам мы начинаем подкладывать сами, говоря, что на них написано. Затем предлагаем ребенку положить табличку к нужной картинке или игрушке самостоятельно.

    После запоминания двух табличек начинаем постепенно добавлять следующие. Порядок введения новых лексических тем произволен, так как в основном мы ориентируемся на интерес ребенка.

    3. Понимание письменных инструкций . Составляются предложения, в которых используются разные существительные и один и тот же глагол.

    Тематика предложений может быть следующей:

    1. схема тела («Покажи нос», «Покажи глаза», «Покажи руки» и т. д. — здесь удобно работать перед зеркалом);
    2. план комнаты («Подойди к двери», «Подойди к окну», «Подойди к шкафу» и т. д.). Предъявляя карточки, обращаем внимание ребенка на различное написание вторых слов в предложениях.
    3. 4. Чтение предложений . Составляются предложения к серии сюжетных картинок, на которых одно действующее лицо выполняет разные действия:

      Можно использовать таблички для обучения аутистов чтению также при изучении цветов, при определении величины, количества.

      Для того чтобы составить достаточное количество слоговых таблиц, нужно знать основные типы слогов:

    4. открытые: согласный + гласный (па, мо);
    5. закрытые: гласный + согласный (ап, ом).
    6. В таблице может быть взята одна согласная буква в сочетании с различными гласными (ла, ло, лу…) или одна гласная с разными согласными (ан, ак, аб…).

      1. Чтение слоговых таблиц из открытых слогов . Таблицы изготавливаются по принципу лото с парными картинками. Ребенок выбирает слог на маленькой карточке и кладет его на соответствующий слог на большой карте. Педагог при этом четко произносит написанное, следя за тем, чтобы взгляд ребенка в момент проговаривания зафиксировался на губах взрослого.

      2. Чтение слоговых таблиц, составленных из слогов закрытого типа . Подбираются пластмассовые гласные и согласные буквы, которые накладываются поверх написанных букв. Гласные произносятся протяжно, а соответствующие им пластмассовые буквы передвигаются к согласным, т. е. «ходят к ним в гости».

      3. Чтение слоговых таблиц, где буквы написаны на значительном расстоянии (10—15 см) друг от друга. Между буквами плавно растягивается толстая нитка или резинка (резинка обычно больше нравится детям, но если ее «щелканье» пугает ребенка, лучше взять нитку).

      Кончик резинки, завязанный в узел, ребенок прижимает пальчиком или ладошкой к согласной букве, а другой рукой тянет свободный конец резинки к гласной букве. Педагог озвучивает слог: пока резинка тянется, длительно произносится согласный звук, когда резинка щелкает, присоединяется гласный (например: «ннн-о», «ллл-а»).

      Аналитико-синтетическое чтение

      В первую очередь формируем навык звукобуквенного анализа начала слова. Становление этого навыка требует большого количества упражнений, поэтому нужно изготовить достаточное число дидактических пособий, чтобы занятия не были однообразными для ребенка.

      1. На большой карте с четкими картинками (можно использовать различные лото) ребенок раскладывает маленькие карточки с начальными буквами названий картинок . Сначала мы оказываем ему значительную помощь: буквы четко называем, держа карточку так, чтобы ребенок видел движения губ; другой рукой показываем картинку на большой карте. Продолжая произносить звук, приближаем букву к ребенку (чтобы он отслеживал взглядом движение буквы, можно использовать кусочек лакомства, как и при работе с парными картинками), затем отдаем карточку с буквой ученику (лакомство он съедает в момент передачи). Используя подсказку педагога в виде указательного жеста, ребенок кладет букву на соответствующую картинку. Со временем он должен научиться самостоятельно раскладывать все буквы на нужные картинки.

      Возможен обратный вариант игры: на большой карте напечатаны начальные буквы из слов, обозначающих картинки на маленьких карточках.

      2. Изготавливаются маленькие карточки с печатными буквами (примерно 2х2 см). В уголке они прошиваются скрепкосшивателем двумя-тремя скрепками. Ребенок с помощью магнита «ловит рыбку», т. е. буквы, а мы четко проговариваем их. Это упражнение помогает дольше фиксировать взор ребенка на букве и позволяет расширить спектр его произвольных действий.

      3. Подбираем картинки на определенные звуки . На альбомных листах крупно печатаем выбранные для изучения буквы. Две буквы устанавливаем по разным углам стола. Ребенок раскладывает предлагаемые ему картинки, названия которых начинаются на соответствующие буквам звуки. Первоначально можно поддерживать руки ребенка и помогать ему отыскивать нужный «домик». Лучше подбирать пары букв, обозначающие как можно более контрастные звуки.

      4. При обучении аутистов чтению, обязательно должно быть пособие, которое ребенок может взять в любое время и рассматривать его так, как ему хочется . Таким пособием Может стать альбом-азбука, в который мы постепенно зарисовываем картинки на определенный звук. Рисовать лучше так, чтобы ребенок видел процесс заполнения страниц, при этом обговаривая и обсуждая с ним рисунки. Так как альбом может быстро истрепаться, на рисунки не нужно тратить много времени, а в случае необходимости восстанавливать испорченные страницы.

      Когда ребенок научится слышать начало слова, можно начинать работу по формированию звукобуквенного анализа конца слова.

      1. На большой карте нарисованы картинки, названия которых заканчиваются на определенный звук. Рядом с картинкой находится «окошечко» с крупно написанной последней буквой слова. Мы выделяем голосом конец слова, ребенок кладет пластмассовую букву на напечатанную в «окошечке» .

      Замечания: для упражнения нельзя использовать парные звонкие согласные (Б, В, Г, 3, Д, Ж), так как они оглушаются на конце и звук не совпадает с буквой; нельзя использовать йотированные гласные буквы (Я, Е, Ё, Ю поскольку их звучание также не соответствует буквенному обозначению.

      2. Под картинку кладется соответствующее слово. Мы четко проговариваем его, выделяя последний звук. Ребенок находит среди нескольких пластмассовых букв нужную и кладет на последнюю букву в слове .

      Комплексные упражнения

      Очень полезны упражнения по обучению аутистов чтению, сочетающие в себе элементы глобального и побуквенного чтения. Изготавливаются карточки (удобный формат — половина альбомного листа) с картинками и соответствующими им словами. Слова печатаются шрифтом, по размеру совпадающим с высотой пластмассовых букв. Ребенок смотрит на слово под картинкой и накладывает сверху такие же пластмассовые буквы. Педагог четко прочитывает слово. Затем собранное из букв слово сдвигается с карточки на стол, напечатанное на бумаге название картинки закрывается, а ребенку предлагается определить, под какой картинкой такое же слово, как и у него на столе. Сначала ребенок делает выбор из двух карточек, потом из 3—4. Когда выбор сделан, слово под картинкой открывается и сравнивается с образцом на столе.

      www.autismschool.by

      Прямой эфир с Лианой Димитрошкиной. О ценах, скидках, возможностях программы «MAu-Therapy»

      Аутизм и прививки. Есть ли связь?

      Не загоняйте стресс ребенка в глубину (часть 2)

      Цветы, духи и сковородки

      Не загоняйте стресс ребенка в глубину

      Нет никакого смысла жить на чемоданах!

      Несказка про обычную семью и необычного мальчика. 💕

      Спасительное чтение для ау-ребенка и его мамы

      Обучаем аутичных деток. 6 правил, которые вам помогут

      Три чудовищных лжи об аутизме

      pobedimautism.ru

      ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ.

      2.СЛОГОВАЯ ТАБЛИЦА В КАРТОЧКАХ

      Закрепляем представления о буквах и звуках;

      Знакомимся с гласными и согласными звуками и буквами;

      Знакомимся с печатными и прописными заглавными и строчными буквами;

      Учимся (или закрепляем умение) находить нужную букву в начале, середине и на конце слова.

      1 этап — Учим и запоминаем буквы;

      3 этап – Читаем и понимаем смысл прочитанного слова;

      4 этап — Читаем и воспринимаем прочитанные слова как часть какого-то смыслового целого: словосочетания, предложения, текста.

      Чтение. СБОРНИК ТЕКСТОВ И УПРАЖНЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ. 1 класс.

      Данное пособие можно использовать для обучения чтению детей дошкольного и младшего школьного возраста. Каждый урок состоит из группы упражнений, составленных на фонетике и лексике одного небольшого рассказа. Задача сборника — развитие техники чтения, но без насилия над ребенком, а на основе развития интереса к чтению. Основная цель пособия — совершенствование навыка чтения, т.к. слабая техника чтения неизменно сказывается на понимании прочитанного. Данное пособие может быть рекомендовано учителям школ, родителям, внимательно следящим за развитием своих детей, а также репетиторам.

      СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ. (Развитие техники чтения)

      Тула: Бураков-Пресс 2011

      Пособие по развитию техники чтения. Выполняя разнообразные задания, ребенок научится понимать смысл текста, сумеет составить из слов предложение, а из предложений — текст. Он без труда сможет найти в тексте ответ на поставленный вопрос, закончить предложение или отгадать загадку. Для детей 5-8 лет, родителей, педагогов, логопедов.

      1.Соколова Е.В., Нянковская Н.Н.

      Слова и предложения. Развивающая тетрадь для детей 5-7 лет

      Академия Развития, 2007

      Данное пособие поможет в обучении чтению вашего ребенка. Материал в пособии подобран по темам: Лес, Деревня, Квартира, Город, Зоопарк, Семья, Природа. Обучение чтению — это трудный и длительный процесс. Очень важно учить ребенка слоговому принципу чтения для плавного перехода к чтению целыми словами.

      2. Светлана Игнатьева

      Сам себе читаю. Сборник с развивающими упражнениями

      Большинство родителей понимают стиль обучения и потребности своего ребенка лучше, чем кто бы то ни было. Вам может помочь наблюдение за другими детьми в семье или не аутичными детьми друзей, которые проходят различные этапы развития в ожидаемое время. Это помогает лучше определить, что еще не умеет делать ваш ребенок с аутизмом, что у него получается хорошо, и где именно существуют пробелы в развитии. Очень важно определить, на каком этапе развития находятся способности овладения чтением у вашего ребенка. Ниже приводится проверочный список до и во время обучения чтению: отметьте на этом списке те пункты, которые ваш ребенок может неоднократно выполнять в обыденных ситуациях. Первый пробел, который вы обнаружите – это тот навык, которым вы должны заняться.

      СПИСКИ НЕОБХОДИМЫХ НАВЫКОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ.

      Расскажу о применении метода в работе с мальчиком Димои?, которыи? начал посещать занятия в возрасте 5-ти лет и 7-ми месяцев. Его речь на тот момент была фразовая, аграмматичная, в сложных словах встречались перестановки слогов. Для преодоления этих проблем было решено учить Диму читать. На момент обучения Дима умел составлять свое имя из букв. Других букв он не знал, но интересовался ими.

      Сначала я стала учить мальчика различать написанные слоги. Для этого были изготовлены таблицы со слогами по принципу лото с парными карточками. Дима после инструкции, например: «положи МА», должен был положить карточку со слогом на свое место на таблице. При этом логопед должна была четко произнести слог, написанныи? на карточке (рис. 1).

      На следующем этапе началось обучение узнаванию слогов, т.е. соотнесению написанного и произнесенного слогов. Логопед давала задание: «даи? МА».

      Через некоторое время Дима начал безошибочно находить заданныи? слог в ряде разных слогов. После того как Дима смог различать и узнавать слоги, предстояло научить его их читать. Мальчик повторял название слога вслед за логопе- дом и после этого по просьбе «прочитаи? слог» называл его сам. Почти сразу ему стало интересно прочитывать по два слога сразу. Так, из первых выученных слогов МА, ПА, ША, БА, ДА, Я, ему удалось прочитать следующие слова: МАМА; МАША; ПАША; ЯША; ЯМА; ПАПА; БАБА; ДАША; ПАША; ДАМА

      Признаки и методы лечения аутизма у взрослых

      Аутизм у взрослых представляет собой серьезное психическое расстройство, которое обусловлено функциональными нарушениями головного мозга. Вторым наименованием заболевания является синдром Каннера. Причины его возникновения до сих пор до конца не выяснены. Недуг проявляется полным или частичным отсутствием способности человека к полноценному взаимодействию с окружающим миром. Такие люди испытывают трудности в общении и социальной адаптации, не умеют нестандартно мыслить и имеют весьма ограниченный круг интересов. Медики к понятию аутизма относятся как к феномену, характер проявления которого зависит от степени сложности патологии и ее формы. На смену детскому аутизму приходит взрослый, при котором проявления практически не изменяются с течением времени.

      Диагностировать заболевание аутизм удается еще в раннем детстве. Наличие выраженных симптомов можно определить у ребенка до годовалого возраста. О том что у малыша аутизм, свидетельствуют такие признаки, как недостаточная активность, неулыбчивость, слабое реагирование на собственное имя, отсутствие эмоциональности.

      Симптоматика при наличии данной патологии проявляется с самого начала жизни, а к трехлетнему возрасту в этом не остается никаких сомнений. По мере взросления признаки заболевания становятся более явными. Это можно объяснить тем, что детское поведение обуславливается индивидуальностью его личности, а вот отклонения взрослых бросаются в глаза.

      Люди, у которых обнаружен аутизм, стараются не покидать свой мирок, они не стремятся заводить новые знакомства, плохо идут на контакт и признают только хорошо знакомых людей и родственников, с которыми им приходится общаться изо дня в день. Возникновение сложности у аутистов к социальной адаптации можно объяснить двумя причинами:

    7. подсознательным стремлением к одиночеству;
    8. трудностями при образовании социальных взаимоотношений и связей.
    9. Аутисты не проявляют интереса к окружающему миру и каким-либо событиям, даже если они затрагивают их собственные интересы. Беспокоиться они могут лишь в случае эмоциональной встряски или кардинальном изменении привычного хода событий.

      Согласно статистическим данным, относительно самостоятельными людьми могут стать около 10% больных, страдающих данным заболеванием. Все остальные пациенты нуждаются в периодической помощи близких родственников и опеке.

      Как и любое другое заболевание, аутизм имеет свою симптоматику. Среди основных признаков данной патологии выделяют:

    10. трудности социальной адаптации;
    11. коммуникативные проблемы;
    12. склонность к ритуальности в поведении;
    13. узкость интересов;
    14. замкнутость.
    15. Также аутистов отличают следующие характеристики:

    16. плохая способность к концентрации;
    17. светобоязнь;
    18. реакция на громкий звук;
    19. нарушение моторики;
    20. трудности с восприятием информации и обучаемостью.
    21. Аутисты с любой формой заболевания всю жизнь проводят в стороне от общества. Налаживание социальных контактов им дается с трудом, кроме того, при данном диагнозе больные не испытывают в этом необходимости.

      В медицинской терминологии существует понятие»аутисты поневоле». К данной категории людей относятся больные, страдающие слабоумием или инвалиды с врожденными речевыми и слуховыми нарушениями. Будучи отвергнутыми обществом, они склонны уходить в себя, однако больные испытывают при этом дискомфорт.

      Аутизм также относят к врожденной патологии. Для истинных больных общение с другими людьми не представляет интереса. Феномен данного заболевания объясняется склонностью аутистов к асоциальной жизни. В детском возрасте они довольно поздно начинают разговаривать. При этом причина кроется не в слабом умственном развитии или каких-либо физических отклонениях, а в отсутствии мотивации для общения. С течением времени большинство аутистов осваивают коммуникативные навыки, но пользуются ими неохотно и не относят их к предметам первой необходимости. Больные во взрослом возрасте не отличаются многословностью, а их речь лишена эмоциональной окраски.

      У аутистов отмечается повышенная потребность в стабильности и постоянстве. Их действия имеют выраженное сходство с ритуальностью. Это проявляется в соблюдении определенного дневного распорядка, пристрастии к одним и тем же привычкам и систематизацией вещей и предметов личного обихода. В медицинской терминологии существует определение»диета для аутистов». На любое нарушение жизненного уклада больные реагируют агрессивно. На этой почве у них даже могут развиться панические состояния. Аутисты крайне негативно относятся к переменам. Именно этим можно объяснить ограниченность их интересов.

      Склонность к повторению одних и тех же действий иногда приводит к идеализации результата, совершенство которого определяется уровнем умственных способностей больного. Большинство взрослых аутистов страдают отклонениями и имеют низкий уровень IQ. При таком раскладе они не станут виртуозами в шахматной игре. В лучшем случае их главным развлечением останется детский конструктор.

      Согласно статистике, признаки аутизма проявляются с одинаковой периодичностью как у мужчин, так и у женщин.

      Легкая форма аутизма предполагает возможность максимальной адаптации в обществе. Повзрослев, такие больные имеют все шансы устроиться на работу, где требуется повторение однотипных действий без необходимости повышения квалификации.

      На данный момент выделяют несколько форм аутизма, каждая из которых характеризуется определенной симптоматикой:

    22. синдром Каннера;
    23. синдром Аспергера;
    24. синдром Ретта;
    25. атипичный аутизм комбинированной формы.
    26. Синдром Каннера — самая сложная форма аутизма, при которой у больного присутствуют практически все признаки данного заболевания. У такого человека даже во взрослом возрасте ослаблены речевые навыки. Иногда они могут и вовсе отсутствовать, особенно в случае атрофии речевого аппарата. Аутисты, у которых диагностирован синдром Каннера, имеют самую низкую степень социальной адаптивности. Структура нервной системы у таких людей не развита, а уровень интеллекта расценивается как средняя или тяжелая степень умственной отсталости. Больные при данном диагнозе не приспособлены к самостоятельной жизни. В усложненных случаях может потребоваться госпитализация в специализированное медучреждение с последующей изоляцией больного.

      Синдром Аспергера характеризуется более мягким протеканием. Несмотря на то что больные ощущают некоторые проблемы c социальной адаптивностью, при налаживании новых контактов и поддержании общения они свободно владеют речью. При этом у них достаточно развиты когнитивные способности. Внешние признаки заболевания достаточно хорошо выражены, среди них выделяют замкнутость характера и некоторую неуклюжесть. Несмотря на это люди с синдромом Аспергера могут быть вполне самостоятельными. Во взрослом возрасте они устраиваются на работу и даже участвуют в общественной жизни.

      Синдром Ретта по сравнению с другими формами наиболее опасен и представляет собой наследственное заболевание хронического характера, которое имеет способность передаваться по женской линии. Первые признаки аутизма появляются в детском возрасте. Их можно заметить не раньше, чем ребенку исполнится год. Терапевтическое вмешательство способно лишь немного улучшить клиническую картину заболевания. Люди с данным недугом живут примерно до 25 – 30 лет. Более взрослых женщин, страдающих синдромом Ретта, можно встретить редко.

      Если после проведения дифференциации форму аутизма определить не удалось, то речь идет об атипичном комбинированном недуге. Данное заболевание чаще всего протекает в облегченной форме.

      Лечение болезни под наименованием аутизм необходимо начинать в раннем детстве. При таком раскладе у маленьких пациентов есть все шансы дорасти до самостоятельности. Основополагающим фактором для разработки схемы лечения является первопричина, спровоцировавшая развитие патологии. Исследования этого заболевания проводятся до сих пор. Данный феномен полностью разгадать еще не удалось. На сегодняшний день предметом активного обсуждения является теория генной мутации. Этим вопросом вплотную занялись профессора медицины и ученые. В ходе исследований им удалось выявить гены, которые способны повлиять на развитие аутизма. Но причины самого процесса мутации до сих пор определить не удалось.

      Стоит отметить, что аутизм относится к категории неизлечимых заболеваний и специального лекарства, которое бы могло справиться с данными проявлениями, до сих пор не изобретено.

      Улучшить ситуацию возможно при помощи поведенческой терапии и сеансов логопеда. Периодические визиты к психотерапевту настоятельно рекомендуются совершать аутистам на протяжении всей жизни.

      С целью облегчения симптоматики больным проводится медикаментозная терапия. В большинстве случаев это психотропные препараты и средства с противосудорожным спектром действия. С их помощью реально временно откорректировать состояние пациента и минимизировать проявления.

      При помощи длительной комплексной терапии возможно предупредить возникновение приступов и значительно повысить качество жизни больного. Сегодня разрабатывается множество специальных программ и методик, направленных на реабилитацию взрослых аутистов.

      Явление аутизма у детей в последнее время все больше и больше вызывает дискуссии относительно причин возникновения, симптомов, путей решения проблемы. И, вообще, как рассматривать эту специфическую форму в коммуникации: как заболевание или как особенности поведения, учитывая, что проявиться аутизм может не только до трехлетнего возраста, как принято считать, но и позже. Попробуем в этом разобраться.

      Под аутизмом следует понимать особенности работы мозга, которые приводят к различного рода психическим расстройствам, что сопровождаются задержкой в развитии ребенка и его необычным отношением к социуму. Слово аутизм пришло к нам из латинского языка: autos - «сам», следовательно, аутист – это замкнутый в себе. При аутизме у ребенка можно наблюдать:

    27. отсутствие интереса к окружению;
    28. нежелание вступать в общение даже с родными и близкими;
    29. выраженные страхи;
    30. возникающие сложности в приобретении социально-бытовых навыков.
    31. важно Проанализировав указанные особенности в поведении, педиатры склонны считать, что аутизм - это заболевание, и чем раньше его диагностируют и начнут лечение, тем большему количеству аутистов помогут раскрыть и реализовать свои природные возможности.

      К сожалению, в последнее время все чаще и чаще слышится этот неизлечимый диагноз. Проводимые исследования констатируют, что данной болезни подвержены больше мальчики, чем девочки. На 4-5 мальчиков-аутистов приходится одна девочка. Но каждый человек имеет право на счастье, значит, и этим «особенным» детям нужно научиться жить с таким диагнозом всю жизнь. И помочь им можно. Нужно только не закрывать глаза на проблему, а искать пути ее решения.

      Причины аутизма у детей

      Причины аутизма у детей интегрированные: это сочетание генетических особенностей с внешними факторами.

    32. отвечающие за предрасположенность к аутизму;
    33. влияющие на развитие головного мозга;
    34. контролирующие степень выраженности симптомов.
    35. Сбои в одной генетической группе могут быть без последствий, но объединившись вместе, они приводят к аутизму. Причем иногда этот процесс происходит спонтанно, с учетом индивидуальных особенностей организма, а иногда это является наследственным проявлением.

      Существует мнение, что если в семье есть один ребенок-аутист, значит, и в перспективе у этих же родителей может получиться подобный малыш. А если понаблюдать за родственниками этих людей, то и у них наблюдаются незначительно выраженные проблемы с коммуникацией.

      К внешним факторам следует отнести вирусные инфекции, сложности в вынашивании ребенка, загрязнение воздуха.

      информация В публикациях встречается версия, что к развитию аутизма имеют прямое отношение последствия вакцинации. Однако официально эта гипотеза не поддерживается, потому что без прививок растить здорового ребенка сегодня не представляется возможным.

      Аутизм у детей диагностируют в возрасте до трех лет, когда наблюдаются свойственные этому заболеванию симптомы:

    • до двух лет ребенок не произнес ни одного слова;
    • до трех не начал говорить;
    • начинает говорить, а потом перестает и снова молчит;
    • иллюзия, что ребенок не слышит;
    • малыш раскачивается, ведет себя странно;
    • играет не всей игрушкой, а только ее частью;
    • не реагирует на внешние раздражители;
    • привязан к определенным вещам;
    • обеспокоен, когда меняется привычный режим или ритм жизни;
    • играется в одиночестве;
    • не ищет зрительно контакта.
    • Причем заметить что-то «ненормальное» в поведении ребенка можно уже на первом году жизни:

    • до шести месяцев малыш не улыбается и мимикой не выражает радость;
    • до девяти – не проявляет интерес к звукоподражанию;
    • до года не жестикулирует.

    важно Если вы, понаблюдав за поведением своего ребенка, нашли какие-то или даже многие из перечисленных симптомов, значит, нужно быть настороже. Возможно, действительно, вашему малышу нужна помощь. Однако не забывайте: не бывает «типичного аутиста». Проявления могут наблюдаться разные: от легких до тяжелых.

    С возрастом подключаются другие сложности: интеллект развивается, не соответствуя возрасту, или не развивается вообще. В подростковом возрасте дети впадают в частые депрессии, а те, у кого все-таки интеллект средний или нормальный, подвержены неоправданным беспокойствам. Даже могут развиться проявления эпилепсии.

    Окончательный диагноз – аутизм – поставить должен только врач-педиатр. И если ваш ребенок, к сожалению, попал под «особенную» категорию, начинайте действовать незамедлительно. Лечить аутизм сложно, но можно и нужно, даже зная, что эта болезнь неизлечимая.

    Критерии для постановки диагноза

    Заметив особенности в поведении своего ребенка, родителям следует незамедлительно обратиться к врачу.

    информация У педиатров есть выработанные нормативы, позволяющие понять, насколько у малыша проявляются симптомы аутизма.

    Ребёнок обязательно должен пройти обследование слуха. Возможно, отклонения в поведении связаны с другими заболеваниями. Необходимость вынести диагноз врачом-педиатром или терапевтом объясняется тем, что очень важно профессионально указать на определенные сложности и помочь получить медицинскую помощь. Аутизм у детей требует определенного лечения. И помочь найти его могут только специалисты.

    Сегодня сложно назвать одну единственную схему решения данной проблемы. Но однозначно все врачи склонны утверждать, что это должна быть комплексная терапия.

    М.М. Кабанов (директор Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, заслуженный деятель науки РСФСР, д-р мед. наук, профессор, руководитель реабилитационной психиатрической клиники) сформулировал основные принципы работы с детьми-аутистами:

  • Партнерские отношения семьи и врача. Последний должен относиться к семье, где есть больной ребенок, не как к работе, а как к части своей жизни. Активно и постоянно сотрудничать с этой семьей, чтобы ничего не упустить и дать возможность ускорить восстановление психического равновесия ребенка.
  • Комплексность, разносторонность и разноплановость в работе.
  • Интегрирование социальных и биологических методов.
  • Ступенчатый переход одного мероприятия к другому.
  • Цикличное возвращение к решению терапевтических, диагностических и реадаптационных задач, что поможет не только улучшить адаптацию аутичных детей в данный момент, но и будет способствовать более адекватному развитию психики в дальнейшем.
  • Именно реадаптации М.М. Кабанов отводит ведущую роль в лечении детского аутизма.

    Разные подходы в решении проблемы аутизма у детей

    важно Чем раньше начнется поведенческая терапия, тем быстрее придет вознаграждение: ребенок научиться обслуживать себя и общаться с людьми.

    В лечении аутизма огромная роль отводится именно родителям, потому что главная их задача помочь ребенку приобрести социальные навыки. Только последовательный постоянный процесс личного примера может научить ребенка-аутиста ухаживать за собой: почистить зубы, умыться, одеться, застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки, поесть, убрать посуду и подобное.

    Учитывая индивидуальные особенности аутиста, лечение может включать физическую или речевую терапию. Для лечения депрессии или обсессивно-компульсивного расстройства, возможно применение лекарств.

    Люди, страдающие аутизмом, очень разные, протекание болезни неоднозначно в каждом отдельном случае. Поэтому и методы лечения должны быть подобраны индивидуально. И очень важно, чтобы в процесс лечения были вовлечены не только родители и врачи, но и все, кто связан с воспитанием ребенка: бабушки-дедушки, дяди-тети, друзья-приятели. Каждый будет пробовать разные методы, подходящие для лечения, а все вместе дадут положительный результат.

    Лечение аутистов медикаментами

    Отдельно следует сказать о медикаментозных методах решения проблемы. Только врач должен при необходимости подобрать правильное средство от аутизма для детей. Это может быть использование малых транквилизаторов. При этом следует обратить внимание на индивидуальные особенности в пропорциях между возбудимостью и торможением у ребенка. Здесь лучше в симптоматических целях применять:

  • седуксен, элениум - если повышена возбудимость;
  • триоксазин, медазепам (рудотель) и другие препараты, имеющие малый затормаживающий или достаточно стимулирующий эффект - когда в клинике заболевания налицо преимущество процессов торможения.
  • Во время лечения аутизма для снижения расторможенности и психомоторного возбуждения нередко пытаются назначать аминазин, но у большинства больных наблюдается обратных эффект: он только усиливает их. Применять его возможно лишь при явной уверенности в снижении порога возбудимости. Иначе даже одноразовый его прием может привести к усилению расторможенности. Галоперидол в малых (транквилизирующих) дозах неплохо купирует ряд фобий и может уменьшать возбудимость и расторможенность.

    важно Любое медикаментозное вмешательство должно лечить аутизм, а не вызывать осложнения у ребёнка. Поэтому нужно быть очень аккуратным в подборе препаратов, чтобы не навредить своему малышу.

    В современном мире, к сожалению, нет способа победить аутизм. С этим диагнозом нужно жить и стараться быть счастливым. И только родные и близкие люди могут помочь этому осуществиться.

    Необходимо найти семью, в которой тоже есть ребенок-аутист, и наладить дружеские отношения с ней. Постоянное общение таких семей даст возможность легче справляться со сложностями, вызванными заболеванием, более того позволит видеть явную положительную динамику в лечении.

    Родителям стоит изучить эту проблему, искать нужную ребенку методику, которая поможет обучать, развивать, оказывать помощь и растить счастливого человека.

    Особенности подхода к обучению навыкам чтения, письма и счета

    Существует ряд приемов, помогающих педагогу в формировании у аутичного ребенка основных учебных навыков.

    Так, при обучении чтению можно вначале ориентироваться на хорошую непроизвольную память ребенка, на то, что он, играя с магнитной азбукой или с кубиками, на сторонах которых написаны буквы, может быстро механически запомнить весь алфавит (так, мы знаем пример, когда один мальчик непроизвольно выучил алфавит, так как часто ел печенье в форме букв). Взрослому достаточно время от времени называть буквы, не требуя от ребенка постоянного повторения, не проверяя его, так как всё, что требует произвольного сосредоточения, тормозит ребенка, может вызвать у него негативизм.

    Далее, мы предлагаем педагогам и родителям не учить ребенка побуквенному или послоговому чтению, а сразу обратиться к методике «глобального чтения», т. е. чтения целыми словами. Эта методика представляется нам более адекватной при обучении аутичных детей, чем побуквенное или послоговое чтение. Дело в том, что, научившись складывать буквы или слоги, аутичный ребенок может долгое время читать «механически», не вникая в смысл прочитанного. Он увлекается самим процессом соединения букв и слогов, т. е. фактически начинает использовать его для аутостимуляции.

    При «глобальном чтении» мы можем избежать этой опасности, так как подписываем картинки или предметы целыми словами, и слово всегда сочетается в зрительном поле ребенка с предметом, который оно обозначает.

    Кроме того, научить аутичного ребенка читать целыми словами легче и быстрее, чем по буквам и по слогам, так как он, с одной стороны, с большим трудом воспринимает фрагментированную информацию (поступающую в виде букв, слогов и т. д.), а, с другой стороны, способен моментально запоминать, «фотографировать» то, что находится в его зрительном поле.

    Удобно также, что методика ориентируется, в основном, на непроизвольное внимание ребенка, на то, что он исходно запоминает слово просто как графическое изображение, как картинку.

    Подробно наш вариант «глобального чтения», позволяющий одновременно отрабатывать у ребенка и выделение звуков в слове, и первые навыки письма, описан в Приложении 1.

    Педагоги и родители могут и сами творчески переработать, адаптировать метод «глобального чтения» к интересам и возможностям каждого ребенка. Можно соединить «глобальное чтение» с описанным нами приемом сюжетного рисования (см. раздел «Развитие понимания речи»). Именно так поступили педагог и мама одной шестилетней аутичной девочки – их опыт описан в Приложении 2.

    Обучая аутичного ребенка счету, следует также помнить, что он может научиться считать механически, не соотнося цифры с количеством, не понимая реального смысла счета. Он может развлекать себя, считая до тысячи, до миллиона или решая примеры на сложение и вычитание с двух– и трехзначными числами, но будучи при этом не в состоянии осмыслить и перевести в форму примера простейшую задачу. Поэтому обучение аутичного ребенка счету всегда должно начинаться с работы по сравнению количеств, соотнесению цифры и числа предметов. В этом помогает использование на уроках наглядного, предметного материала, игрушек.

    Подготовка руки ребенка к письму связана с необходимостью отработки произвольных ручных движений, трудных для аутичного ребенка из-за нарушений в распределении психофизического тонуса. Как было сказано выше, любые моторные навыки лучше начинать отрабатывать, манипулируя руками ребенка. То есть, мы вкладываем кисточку, карандаш или ручку в руку ребенка и водим его рукой, поддерживая ее за кисть. Таким способом мы передаем ему «моторный образ» (двигательный стереотип) написания какого-либо графического элемента. Постепенно такую физическую помощь надо уменьшать: уже не водить рукой ребенка, а лишь слегка придерживать его кисть или локоть и при возможности переходить к письму «по точкам», иначе ребенок привыкнет к постоянной поддержке руки и без нее письмом заниматься не будет.

    Конечно, надо обыграть, по возможности, каждую часть занятия, ориентируясь при этом на интересы ребенка. Так, одного малыша педагог научила выделять строчку и рисовать в ней (по точкам) орнаменты, необходимые для подготовки к письму, приговаривая: «Сейчас будем рисовать, как зайка прыгает с горки на горку. А сейчас – как мишка прыгает. А в следующей строчке будем рисовать, как они друг друга догоняют». Другого мальчика, которому очень нравилась роль моряка, смелого капитана, учили писать, укладываясь в строчку, не вылезая за ее пределы, так как «моряк ведет свой корабль точно по линии фарватера».

    Отметим, что многие элементы обучения аутичного ребенка возникают еще в игре, до формирования у него учебного поведения. Мы пересчитываем вагоны игрушечного поезда и делаем таблички с названиями станций; соображаем, сколько пирожков слепить из пластилина, чтобы «угостить всех зверей»; подписываем рисунки, лепим из пластилина буквы или выкладываем их из конструктора, из сушек и т. п. Так, поначалу исподволь, мы провоцируем интерес ребенка к освоению навыков чтения, счета, письма, и это помогает избежать в дальнейшем проявлений негативизма по отношению к обучению.

    Из книги Основы гипнотерапии автора Моисеенко Юрий Иванович

    Метод нарастающего счета Это директивный метод классического гипноза. Сначала проведите предварительную беседу, во время которой выясните жалобы пациента, его ожидания, а также объясните суть предстоящего курса гипнотерапии. Затем проведите тест на внушаемость.

    Из книги Исследование мира осознанных сновидений автора Лаберж Стивен

    Техника счета про себя 1. Полностью расслабьтесьЛежа на кровати, прикройте глаза и расслабьте голову, шею, плечи, спину, руки и ноги. Устраните все умственные и мышечные зажимы, дышите медленно и спокойно. Получите удовольствие от расслабления, дайте уйти всем своим мыслям,

    Из книги Семейные секреты, которые мешают жить автора Кардер Дэйв

    Обучение новым знаниям и навыкам Тем, кто вырос в дисфункциональной семьи, нередко сложно понять, что такое нормальные отношения или нормальное состояние души. Атмосфера, в которой вы росли, могла быть пропитана грубостью, насилием, пьянством родителей или ссорами и

    Из книги Свидание. Пошаговая инструкция соблазнения автора Проценко Антон

    Из книги На ты с аутизмом автора Гринспен Стенли

    Эволюция взглядов на аутизм: три подхода к обучению аутистов На заре изучения аутизма сложилось представление об аутистах как о детях, которые не контролируют себя, - бесцельно бегают по комнате, стучатся головой о стену, повторяют все, что слышат, или просто одиноко

    Из книги Воспитать ребенка как? автора Ушинский Константин Дмитриевич

    Дальнейшее и совместное изучение письма и чтения по азбуке Здесь много объяснять уже нечего: сама азбука указывает ход преподавания. Для каждой новой согласной буквы есть картинка.Учитель спрашивает, что изображено на картинке, и если ученик говорит не то слово, которое

    Из книги Думай медленно... решай быстро автора Канеман Даниэль

    Мысленные счета Ричард Талер много лет восхищался аналогиями между миром бухгалтерии и мысленными счетами, с помощью которых мы организуем и направляем нашу жизнь, добиваясь всевозможных - иногда нелепых, а иногда весьма полезных - результатов. Мысленные счета

    Из книги Правила. Законы достижения успеха автора Кэнфилд Джек

    Подберите занятие по своим навыкам Существует множество некоммерческих организаций, которым могли бы пригодиться ваши деловые навыки – менеджмент, учет, маркетинг, умение рекрутировать, собирать средства и так далее.Если вы обладаете организационными способностями,

    Из книги Измени себя сам. Как найти свой уникальный путь к успеху и счастью автора Гэбэй Джонатан

    Не сбрасывайте себя со счета Я не могу обещать, что эта книга волшебным образом изменит вашу жизнь и вы проснетесь другим – успешным – человеком. И все же вы получите ключ. Какую дверь вы им откроете – зависит только от вас.Хотя эта книга о вас, а не обо мне, очень важно,

    Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

    ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ Движения и действия реализуются у человека сознательно и бессознательно. Осознаются, как правило, конечные цели действий, а так же общий их характер. С одной стороны, никакое действие человека не бывает до конца автоматизированным (т. е. удаленным из

    Из книги 50 лучших головоломок для развития левого и правого полушария мозга автора Филлипс Чарльз

    ПУТИ ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ Различают два главных пути обучения навыкам. Если за основу принимают выработку сенсорных дифференцировок, то главное – учить ориентирам действия и автоматизировать их восприятие. Если в основу обучения навыкам кладут выработку моторных

    Из книги Флипноз [Искусство мгновенного убеждения] автора Даттон Кевин

    Цветы, счета… и пистолеты! В последний день месяца работникам магазина «Цветы Джой» выдают зарплату, и в кассе находится необычно большое количество наличных денег. Джой наняла на работу охранника Джонни Рота, вашего бывшего коллегу из телевизионной компании.

    Из книги Новации в читальном зале [Развивающие игры, мотивационные конкурсы] автора Кашкаров Андрей Петрович

    Из книги Воспитание ребенка от рождения до 10 лет автора Сирс Марта

    2.2. Психология чтения: мотивы, эмоции, воля или квинтэссенция чтения Кто постоянно заботится о чувствах, и о мыслях, тот носит дрова, в которые огненная молния ударит именно в тот момент, когда их будет достаточное количество Гете Психология чтения – при внимательном ее

    Из книги Психологические технологии управления состоянием человека автора Кузнецова Алла Спартаковна

    Из книги автора

    2.8. Комплексная программа обучения навыкам ПСР Эффективное овладение приемами оптимизации ФС возможно только в ходе активной и регулярной тренировки, какой бы метод ни применялся для формирования навыков ПСР. Выше описывалась последовательность обучения навыкам ПСР в

    Галина Литвиненко

    Педагогический опыт обучения чтению детей дошкольного возраста

    «Метод глобального чтения (единица чтения - слово ) »

    Суть метода состоит в том , что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова , словосочетания , короткие предложения. В результате обработанной мозгом информации, ребенком самостоятельно выводится технология чтения любых слов и текстов . Именно так догадались лечить больных детей врачи Института Развития Человеческого Потенциала в США (Институт Домана) . Это целая история, поиск, неудачи описывается в знаменитой книге Домана "Что делать, если у вашего ребёнка повреждение мозга. " в которой автор описывает свой первый опыт в области лечения детей с повреждениями мозга и даёт надежду тысячам детей, многим из которых не может помочь никакая операция, от которых отказались навсегда и которые обречены на борьбу за выживание в этом страшном мире.

    В традиционной педагогике обучение чтению основано на вербальной- фонематическом методе , от буквы к слогу, от слога к слову . Обучение чтению глобальным способом происходит "с другого конца", в более естественной форме, по таким же законам, как обучение устной речи. Когда мы учим ребёнка говорить, мы не объясняем ему правила изменения слов по родам и числам , падежные окончания. Когда мозг накапливает определённое количество речевой информации, он начинает её анализировать. По таким же естественным принципам и законам идёт и обучением в глобальном методе письменному языку - чтению , печатанию, а впоследствии письму.

    Сильной стороной детей с "особенностями развития" является зрительная память. Она компенсирует им отсутствие или притупленность органов восприятия. У таких детей есть потрясающая способность воспринимать информацию целиком (глобально ) - это означает, что мозг ребёнка воспринимает все окружающие явления, как на фотоснимке.

    Несмотря на неустойчивость внимание, дети с синдромом Дауна и аутизмом с лёгкостью воспринимают и запоминают тысячи зрительных и слуховых объектов.

    Кроме того, обучение глобальному чтению позволяет разбивать импрессивную речь и мышление ребёнка до овладения произношением. Таким методом можно научить даже неговорящего ребёнка воспринимать написанную информацию и затем писать или набирать на компьютере несложный текст.

    В России по аналогичной схеме работает Маниченко, автор развивающей программы "Читаем с пелёнок". Авторы методики считают обучение чтению целыми словами более физиологичным , потому что люди не мыслят буквами и слогами, а только целыми словами . Мышление же неразрывно связано с речью.

    Суть обучения состоит в том, что ребёнку в течение нескольких секунд показывают карточку с написанным на ней словом , он запоминает графический рисунок. Дети запоминают сначала целые слова , а лишь потом начинают разделять их по буквам.

    Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга - правополушарность, левополушарность и двуполушарность. Естественно, мозг работает как единое целое , но преобладание в работе полушарий отмечается. Естественно, мозг работает, как единое целое , но преобладание в работе полушарий отмечается. Доминирование левого полушария - словесно -логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению, оперирование знаковыми системами; доминирование правого полушария - конкретно-образный тип мышления, развитое воображение, одномоментное схватывание большого числа противоречивых с точки зрения формальной логики связей и формирования за счёт этого целостного и многозначного контекста.

    У детей в период формирования мозговых структур, а это вплоть до 7-9 и даже, по некоторым данным, 10 лет - функции правого полушария, как правило, доминируют. Это эмоциональность, впечатлительность, наглядно-образное мышление; подвижность (двигательная активность является важнейшим свойством данного возраста) ; неустойчивость внимания - запоминают то, что интересно; у многих детей проявляются признаки "левшества". Таким образом, у детей есть потрясающая способность воспринимать информацию множеством, то есть целиком (глобально ) - это означает, что мозг ребёнка воспринимает все окружающие явления, как на фотоснимке. Несомненным преимуществом методики обучения (и не только чтению ) Г. Домана является то, что разработанная врачами для лечения детей с нарушениями умственной деятельности, она активизирует мозговую деятельность ребёнка и на фоне этого формирует определенную систему знаний. Подача материала на занятиях ведётся таким образом, что малыш не успевает устать, отвлечься, потерять интерес к процессу. При этом эффективность теряется, если материал (карточки со словами ) демонстрируется медленно (более 3-5 сек.) или редко обновляется. При этом содержание программы и темп работы строго индивидуальны, не требует проверки усвоения материала (ответного озвучивания) и может использоваться в работе как с детьми с высоко развитой речевой деятельностью, так и говорящими воспитанниками.

    Однако, при всех положительных моментах, использование методики американских врачей Института Развития Человеческого Потенциала (Филадельфия, США) и её адаптированного варианта (Центр Раннего развития "Умница", Россия) в условиях дошкольных образовательных учреждений проблематично, поскольку требует перестройки всей существующей российской системы образования.

    В наши дни методику глобального чтения используют не только среди "особых детей, но и здоровых младенцев и оно вносит огромный успех в интеллектуальное развитие малыша с самого раннего возраста.

    В глобальном чтении смысл имеет первичное значение, он, собственно и является целью чтения вообще . Мы читаем не для того, чтобы соединить как можно слов , а чтобы понять "о чём тут написано?" До глобального чтения доходят все люди . Мы же с вами, читая текст, видим слово (и даже сочетания слов ) целиком, а не собираем его по частям. Прочитайте следующий текст - и вы в этом убедитесь!

    Показательный пример

    По рзелульататам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы чиатем не кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом.

    Обучать глобальному чтению можно с раннего детства. Наиболее доступный, на мой взгляд, для обучения чтению малышей- двухлетний возраст. Это когда ребенок запоминает все слово целиком . Меня очень увлек этот метод обучения . Имея маленькую дочь, я решила опробовать эту методику . Дидактический материал легко можно изготовить самим. Берем плотный белый картон, нарезаем полоски шириной примерно 5 см., затем на этих полосках маркером пишем печатными буквами слова . Самое главное здесь- аккуратность. Рекомендуется обвести карточку маркером.

    Как проходит занятие.

    Начинаете показывать в первый день- одно слово , затем добавляете каждый показ по одному новому слову и , дойдя до 15 слов , останавливаетесь. Одно занятие длиться 15 секунд! Затем, самое старое слово убираете , одно новое добавляете, все карточки каждый раз перед показом перемешиваете, чтобы они все время были в разной последовательности. Таким образом, у вас всегда будет набор из 15 слов , который каждый раз обновляется одним словом .

    В своей старшей группе я занимаюсь с детьми по их желанию и заинтересованностью. Использую стопочку из15 карточек, сажаю ребенка перед собой на некотором расстоянии и бодро и весело показываю карточку и говорю то, что на ней написано - только одно слово без комментариев . И так все карточки - показала и произнесла (можно карточки на обратной стороне подписывать, чтобы не заглядывать на лицевую сторону). Произносить слово нужно так , как вы его обычно говорите, т. е. не (молоко, а (малако) . После всего этого 15-ти секундного действия я обязательно хвалю ребенка.

    Очень многим родителям хочется побыстрее узнать, что же малыш запомнил. Но проверять ребенка можно только тогда, когда вы точно будете уверены, что он знает.

    Самое главное!

    Это не должно становиться самоцелью - чтобы ребенок в 2 или 3 года читал! Занимаясь, мы развиваем зрительное и слуховое восприятие у ребенка, тренируем соответствующие отделы памяти, стимулируем формирование мозговых структур и межнейронных соединений , активизируем работу мозга.

    Темы карточек.

    1."семья"(мама, папа, баба, деда, тётя (обязательно пишите Ё, а не Е, дядя, братик и так далее.

    2. части тела (нога, рука, нос, рот, глаза, живот и т. д.)

    3. игрушечные звери (которые у вас есть- то есть ребенок их знает : зайка, киса, слоник, петушок, ослик, хрюша (именно такие "игрушечные" названия) ; можно напечатать и слова , обозначающие "кто как говорит"- "хрю-хрю", "га-га-га", "мяу".

    4. любимые игрушки (барабан, кукла, юла, кубики, книжка, пирамидка, мяч и т. д.)

    5. что окружает в доме (кровать, стул, стол, пианино, кресло, телевизор, телефон, картина и т. д.)

    6. любимая еда (молоко, сок, каша, суп, хлеб, яблоко, йогурт, мясо, вода и т. д.)

    7. знакомые действия (глаголы в неопределенной форме : спать, есть, пить, играть, читать, гулять, сидеть, прыгать, бегать, ходить).

    Как можно использовать активные карточки.

    Активные карточки можно давать ребенку в руки, можно с ними играть как угодно, и в первую очередь - в различные сюжетные игры : магазин, автоперевозки, ресторан, обед и т. д. Например, пришли мы в ресторан, подзываем официанта (какого-нибудь мишку, делаем ему заказ. Мишка уходит, возвращается с подносом, а на подносе у него разная вкуснятина (активные карточки) - "мороженое", "пирожное", конфета", "сок", "чай" т. д. Читаем и играем.

    Можно раскладывать названия животных на соответствующие картинки. Можно прикреплять к каждой игрушке ее имя. Можно зверей "кормить"- раздавать им карточки с их кормом, заодно повторяем тему" кто что ест". Можно разыскать мам для потерявшихся деток (карточки" щенок" - к собаке, " теленок" - к корове и т. д.) Можно перевозить" мебель "(карточки слов ) на машинах. Можно играть в магазин- используем слова в качестве списка ассортимента, тут заодно и математикой занимаемся. С активными карточками дети любят играть в "Угадайку". Раскладывайте карточки той стороной, на которой написано слово . Сначала прочитайте сами все слова , желательно несколько раз. Затем карточки перекладываем в другом порядке. Ребенок угадывает, где какое слово написано . Называет слово , переворачивает карточку. Если картинка совпала с названным словом - все в порядке . Если нет- переворачиваем опять той стороной, где слово . И так до тех пор, пока все карточки не будут перевернуты. При угадывании, не надо спрашивать у ребенка "Что здесь написано?", лучше попросить показать слово : "Как ты думаешь, где написано "мишка", покажи".

    Таким образом, можно придумать множество различных игр.

    Необходимо помнить, что каждый ребенок-это индивидуальность! Наша задача не напрягать ребенка, а сделать так, чтобы ему было интересно играть в карточки Домана. Именно играть, а не настаивать на запоминании и обучении.





     Введение

     Глава 1 Основные этапы работы

     Глава 2 Тренинг с использованием запахов

     Глава 3 Развитие артикуляторного праксиса

     Глава 4 Особенности работы над структурой простого предложения

     Глава 5 Формирование грамматического строя речи

     Глава 6 Приемы работы над расширением фразы, над естественным звучанием речи

     Глава 7 Формирование монологической речи

     Глава 8 Организация занятий с детьми в возрасте 2,5-3 лет

     Послесловие

     Приложение

    Введение

    Педагоги-дефектологи в ходе своей работы нередко встречаются с детьми, которые не пользуются активной речью как средством общения. У неговорящих (мутичных) детей может быть нормальный слух или тяжелая степень тугоухости, их органы речи могут быть органически сильно повреждены или не иметь видимых патологий, интеллектуальный уровень их развития иногда бывает очень высоким, а порой - значительно снижен. В каждом конкретном случае причину патологического развития речи определяет врач, опираясь как на свой профессиональный опыт, так и на результаты объективного обследования ребенка. Если же обследование не показывает органических нарушений речедвигательного и речеслухового аппаратов, а также нет видимых предпосылок для грубого недоразвития мыслительных процессов, но у ребенка замечены выраженные особенности эмоционально-волевой сферы, ему может быть поставлен диагноз ранний детский аутизм (РДА).

    В настоящее время ранний детский аутизм рассматривают как вариант тяжелого диссоциированного дизонтогенеза. Детский аутизм проявляется в разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития (Лалаева Р. И., Серебрякова, 2001). Неговорящие аутичные дети отличаются наиболее глубокими аффективными расстройствами, резким снижением психического тонуса, тяжелыми нарушениями произвольной деятельности, целенаправленности, они не испытывают потребности в общении с окружающим миром. Современные инструментальные возможности (ЭЭГ, компьютерная томография, ядерно-магнитный резонанс и т. д.) позволяют выявить имеющиеся морфологические и биохимические изменения, лежащие в основе дисфункций мозга при аутизме (Гилберг К., Питере Т., 1998). Очевидна связь речевых нарушений с патологией определенных мозговых структур. Так, одной из причин полного отсутствия речи у ребенка может быть поражение нижнетеменных отделов мозга (Бурлакова М.К., 1997). При такой локализации очаговой симптоматики нарушается точная пространственно организованная деятельность артикуляционного аппарата, обусловленная нарушением не собственно пространственного фактора, а несформированной обратной афферентацией. В тяжелых случаях ребенок не в состоянии произнести не только слова, но и отдельные звуки речи. При выполнении движений языка, губ и других органов артикуляционного аппарата ему не удается найти их нужную позицию. Причем в этих случаях теми же органами свободно выполняются любые «непроизвольные» движения (дети без затруднений едят, глотают, облизывают испачканные губы и т. п., могут спонтанно вокализировать отдельные звуки, воспринимаемые как речевые).

    Определить нарушение произвольной деятельности артикуляционного аппарата у ребенка может невропатолог или логопед. Однако заподозрить артикуляторную апраксию при аутизме у малыша 3-4 лет могут и сами родители по некоторым достаточно выраженным признакам. Внешне ребенок выделяется своей погруженностью в оральные аутостимуляции: он все облизывает, запихивает кулачки в рот и довольно грубо пытается затолкать пальцы как можно глубже в ротовую полость; часто малыш жестоко кусает близких людей, не делая различий между ними и неодушевленными предметами. У него нарушены и другие виды произвольных движений, поэтому его чрезвычайно трудно обучить каким-либо бытовым навыкам. Раннее речевое развитие у такого ребенка обычно имеет ряд особенностей: если вслед за лепетом все-таки появляются первые слова, то они никак не связаны с ближайшим окружением (например, «лампочка», «черепаха»), даже звучащее слово «мама» не является реакцией на приближение матери к малышу.

    До 2-2,5 лет может происходить постепенное обогащение активного словаря ребенка за счет слов, которые произносятся окружающими в сильном аффекте (зачастую это бранные слова), или в речи малыша мелькают строчки из стихов и песен. Однако все эти слова или короткие фразы не направлены на общение ребенка с близкими людьми, а при переходе к активному периоду овладения речью он начинает терять и этот небольшой словарный запас. В результате, к трем годам у малыша остаются только ограниченные непроизвольные вокализации (2-3 звука), крики, исчезает «бормотание», в котором можно было бы различить «осколки» слов. Одновременно могут отмечаться значительные расстройства аффективной и моторной сфер: появляются страхи, тревога, нарушается формирование сложных двигательных операций с предметами, снижается мышечный тонус, обедняется мимика, ребенок не стремится к контакту, но и не отвергает его, идет на руки ко всем, не выражая при этом никаких эмоций.

    Коррекцию речевых расстройств у детей с подобным ходом развития следует начинать как можно раньше, так как требуется очень длительный период систематической работы целой команды специалистов (психолог, логопед, музыкальный терапевт, социальный педагог). Даже в условиях комплексной, целенаправленной работы сформировать развитую коммуникативную речь у неговорящего ребенка очень трудно.

    В этой книге представлены методические разработки, которые могут быть полезны при работе с теми неговорящими детьми, у которых не удалось вызвать звучащую речь с помощью методов эмоционального растормаживания (Соботович Е. Ф., 1981), использования звукоподражаний (Румянцева О. А., Старосельская Н. Е., 1997) и на сеансах холдинг-терапии (Либлинг М. М., 2000) (суть данного метода состоит в том, что кто-то из родителей (обычно мать) крепко прижимает к себе ребенка, ласково с ним при этом разговаривая. Вначале ребенок сопротивляется, порой даже проявляет агрессию, но потом успокаивается и, чувствуя особую близость взрослого, внутренне «раскрывается»).

    Методов обучения чтению по большому счету всего три: фонемный, складовый и так называемый метод глобального чтения.

    1. Фонемный метод (главная единица чтения-буква)

    Метод, по которому учились все мы с вами и по которому в большинстве случаев начинают обучаться все современные дети.

    Складовый метод (метод чтения по слогам, т.е. единица чтения – гласная + согласная)

    Каждый уважающий себя родитель слышал про кубики Зайцева, в них как раз и используется эта методика.

    Этот метод весьма успешен, потому что послоговая речь физиологична для человека. К плюсам можно отнести и то, что во время обучения задействуются все зоны мозга за счет различных способов восприятия – зрительного, осязательного и слухового.

    Существенный недостаток метода в том, что он рассчитан на групповое обучение, при индивидуальных занятиях эффективность метода нередко заметно снижается.

    1. Метод глобального чтения (единица чтения – слово)

    Авторами метода «Глобальное чтение» можно считать американского нейрофизиолога Глена Домана и японского педагога Шиничи Сузуки. Суть метода состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения. В результате обработанной мозгом информации, ребенком самостоятельно выводится технология чтения любых слов и текстов. Именно так догадались лечить больных детей врачи Института Развития Человеческого Потенциала в США (Институт Домана). Это целая история, поиск, неудачи описывается в знаменитой книге Домана "Что делать, если у вашего ребёнка повреждение мозга..." в которой автор описывает свой первый опыт в области лечения детей с повреждениями мозга и даёт надежду тысячам детей, многим из которых не может помочь никакая операция, от которых отказались навсегда и которые обречены на борьбу за выживание в этом страшном мире.

    В традиционной педагогике обучение чтению основано на вербально-фонематическом методе, от буквы к слогу, от слога к слову. Обучение чтению глобальным способом происходит «с другого конца», в более естественной форме, по таким же законам, как обучение устной речи. Когда мы учим ребенка говорить, мы не объясняем ему правила изменения слов по родам и числам, падежные окончания. Когда мозг накапливает определенное количество речевой информации, он начинает ее анализировать. По таким же естественным принципам и законам идет и обучение в глобальном методе письменному языку - чтению, печатанию, а впоследствии письму.

    Сильной стороной детей с «особенностями развития» является зрительная память. Она компенсирует им отсутствие или притупленность других органов восприятия. У таких детей есть потрясающая способность воспринимать информацию целиком (глобально) - это означает, что мозг ребенка воспринимает все окружающие явления, как на фотоснимке.

    Несмотря на неустойчивость внимания, дети с синдромом Дауна и аутизмом с легкостью воспринимают и запоминают тысячи зрительных и слуховых объектов.

    Кроме того, обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Т.е. таким методом можно научить даже неговорящего ребёнка воспринимать написанную информацию и затем писать или набирать на компьютере несложный текст .

    В России по аналогичной схеме работает Маниченко, автор развивающей программы Читаем с пеленок.

    Суть обучения состоит в том, что ребенку в течение нескольких секунд показывают карточку с написанным на ней словом, он запоминает графический рисунок. Дети запоминают сначала целые слова, а лишь потом начинают разделять их по буквам.

    Почему нужно учить детей читать именно глобально, целыми словами?
    Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга – правополушарность, левополушарность и двуполушарность. Естественно, мозг работает как единое целое, но преобладание в работе полушарий отмечается. Доминирование левого полушария – словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению, оперирование знаковыми системами; доминирование правого полушария – конкретно-образный тип мышления, развитое воображение, одномоментное схватывание большого числа противоречивых с точки зрения формальной логики связей и формирование за счет этого целостного и многозначного контекста.
    У детей в период формирования мозговых структур, а это вплоть до 7-9 и даже, по некоторым данным, 10 лет – функции правого полушария, как правило, доминируют. Это эмоциональность, впечатлительность, наглядно-образное мышление; подвижность (двигательная активность является важнейшим свойством данного возраста!); неустойчивость внимания – запоминают то, что интересно; у многих детей проявляются признаки «левшества» (леворукость, двурукость) и т.д. Таким образом, у детей есть потрясающая способность воспринимать информацию множеством, т.е. целиком (глобально) - это означает, что мозг ребенка воспринимает все окружающие явления, как на фотоснимке.Несомненным преимуществом методики обучения (и не только чтению) Г. Домана является то, что разработанная врачами для лечения детей с нарушениями умственной деятельности, она активизирует мозговую деятельность ребёнка и на фоне этого формирует определённую систему знаний. Подача материала на занятиях ведётся таким образом, что малыш не успевает устать, отвлечься, потерять интерес к процессу. При этом эффективность теряется, если материал (карточки со словами) демонстрируется медленно (более 3-5 сек.) или редко обновляется. При этом содержание программы и темп работы строго индивидуальны, не требует проверки усвоения материала (ответного озвучивания) и может использоваться в работе как с детьми с высоко развитой речевой деятельностью, так и не говорящими воспитанниками. Однако, при всех положительных моментах, использование методики американских врачей Института Развития Человеческого Потенциала (Филадельфия, США) и её адаптированного варианта (Центр Раннего развития «Умница», Россия) в условиях дошкольных образовательных учреждений проблематично, поскольку требует перестройки всей существующей российской системы образования.

    В наши дни методику глобального чтения используют не только среди "особых" детей, но и среди здоровых младенцев и оно вносит огромный успех в интеллектуальное развитие малыша с самого раннего возраста.

    Кроме того, технология глобального чтения позволяет устранить трудности и устойчивые ошибки у детей при чтении:

    Замены и смешения звуков при чтении,
    - побуквенное чтение - нарушение слияния звуков в слоги и слова,
    - искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в разнообразных ошибках: а) в пропусках согласных при стечении, б) пропусках согласных и гласных при отсутствии стечения, в) добавлении звуков, г) перестановках звуков, д) пропусках, перестановках слогов и др.
    - нарушения понимания прочитанного,
    - аграмматизмы при чтении.

    Кроме того, глобальный метод активизирует работу обоих полушарий головного мозга, улучшает интеграцию мозга (взаимодействие между полушариями), что также способствует устранению признаков дислексии.

    К слову сказать, даже в традиционном школьном обучении опытные учителя обязательно - сознательно или интуитивно - используют в своей работе "глобальные приемы" обучения. Вспомните "чтение по цепочке", при котором дети читают по очереди, и при этом каждый должен внимательно следить за текстом. Как правило, сначала учитель просит прочитать слово (фразу, предложение, абзац) "сильному" ученику (который уже умеет читать), затем "среднестатистическому", и только потом тот же текст читают "слабые". Это самое что ни на есть одновременное восприятие текста зрительно и на слух, запоминание образа с опорой на ассоциацию. Смысл ясен, что "должно получиться" - понятно, текст становится подтверждением ожидаемого смысла, происходят процессы "узнавания", "закрепления", "формирования новых ассоциаций" - происходит процесс эффективного обучения.


    Когда ребенок читает по слогам, то главная его цель: соединить буквы в слоги, а слоги в слово и при этом не забыть то, с чего слово начиналось, а потом еще слова соединить, чтобы получилось какое-то предложение, и возможно, после всего этого, когда мы вспомним что было вначале - узнаем смысл написанного.
    В глобальном чтении смысл имеет первичное значение, он, собственно, и является целью чтения вообще! Мы же читаем не для того, чтобы соединить как можно больше слов, а чтобы понять "о чем тут написано?"
    До глобального чтения доходят все люди. Мы же с вами, читая текст, видим слово (и даже сочетания слов!) целиком, а не собираем его по частям. Прочитайте следующий текст - и вы в этом убедитесь!

    ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПРИМЕР: