Обозначается звук щ. Автоматизация звука щ картотека по логопедии на тему. Твёрдые и мягкие согласные звуки





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: познакомить с мягким глухим согласным звуком [щ’], буквами Щ, щ, с правилом написания сочетаний ча-ща, чу-щу.

Планируемые результаты:

  • Личностные
    • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
  • Метапредметные
    • Познавательные : умение осознанно и правильно строить свои сообщения, умение анализировать информацию.
    • Коммуникативные : умение слушать одноклассников, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь слою, излагать свое мнение и аргументировать собственную точку зрения.
    • Регулятивные : умение принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств ее достижения, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, адекватно воспринимать оценку.
  • Предметные:
    • Обучающиеся познакомятся с мягким глухим согласным звуком [щ’], особенностями его произнесения, буквой Щ, щ, особенностями написания буквы.
    • Научатся : производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком, соотносить звук [щ’] и букву его обозначающую, опознавать новую букву в словах и текстах, определять место изученной буквы на «ленте букв», правильно писать слоги ща, щу.
    • Получат возможность научится: сопоставлять по сказкам вымысел и реальность, фантазировать, составлять по иллюстрации связный рассказ.

Материально-техническая база: учебник «Азбука» 1 класс под ред. Горецкого В.Г., тетрадь для печатания, презентация, компьютер, экран, электронное приложение к учебнику, схемы звуков, слияний, лента памяти, отрывок из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».

ХОД УРОКА

Ребята, в путь!

Жила-была на свете Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Начала водить Щ и позвала себе на помощь Ч, а гласные побежали прятаться. Щ и Ч хорошо ищут, во все щели заглянули, шуршат кругом – нашли уже почти всех. Вот только никак не могут найти две гласные – Ю и Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, обиженные, усталые, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером.
Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ю, Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, чай пьют с пряниками. Обиделись буквы Щ и Ч – с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе с ними!

Аннотация:

Конспекта занятия предназначен для работы с учащимися с нв ОНР. Он поможет закрепить в речи навык правильного произнесения звука [щ]. Представленные в конспекте задания во многом способствуют развитию зрительного восприятия, внимания детей. Материал конспекта представлен в соответствии с современными требованиями ФГОС.

Тема: Звук [Щ], буква Щ.

Цель: Научить детей правильно произносить звук [щ] в речи и соотносить
его с соответствующей буквой Щ.

Задачи, направленные на формирование личностных результатов:

  1. Познакомить учащихся и закрепить правильное произношение звука [щ] в речи.
  2. Осуществлять контроль за собственной речью и речью одноклассников.
  3. Работать над совершенствованием навыков словообразования, используя игры: «Назови профессию», «Сделай слово огромным».

Задачи, направленные на формирование метапредметных результатов:

  1. Развивать логическое мышление в ходе работы над стихотворным текстом и его заголовком.
  2. Развивать зрительное восприятие и внимание на примере работы с буквенным материалом: чтением слов среди букв, чтением слов с наращиванием букв.
  3. Развивать звуко-буквенный и звуко-слоговой анализ и синтез через выполнение упражнений по составлению слов из букв и слогов, выделению звуков из слов.

Задачи, направленные на формирование предметных результатов:

  1. Познакомить учащихся с написанием буквы Щ, не путать ее со сходными: Ц, Ш.
  2. Запомнить правило написания ща в словах.

Оборудование: Предметные картинки: щетка, туфли, сапоги, ботинки,
зеркало, картинки профессий людей.

Этапы занятия

  1. Организационный момент
  2. Артикуляционная гимнастика
  3. Знакомство со звуком [щ]
  4. Работа по уточнению произношения звука, его отработка, закрепление в речи.
  5. Физкультминутка
  6. Знакомство с буквой Щ.
  7. Выполнение заданий, направленных на чтение и запись слов с буквой Щ.
  8. Итог занятия.

Ребята, отгадайте загадку. О каком домике идет речь?
В этом домике есть красные двери,
Рядом с дверями есть белые звери.
А те зверушки любят конфеты и плюшки. (Рот)

А кто живет в этом домике? (Язык, язычок)
Выполните упражнения артикуляционной гимнастики вместе со мной.

Чисто в домике у язычка, но вот неприятность, сам-то он измазался, извозился. Язычок взял щетку и начал чистить себя вот так: шч, шч, шч. Давайте поможем язычку, все вместе: шч, шч, шч. К язычку в гости пришел гусь и зашипел на него: ш ш ш ш ш ш. Пошипите, как гусь, а теперь растяните губы в улыбку, при этом ваш язычок подвигается вперед и вместо звука [ш] вы слышите [щ].

Возьмите зеркала.

Итак, когда мы произносим звук щ, наши губы находятся в легкой улыбке, зубы сближены и видны, язык широкий, он поднят к бугоркам за верхними зубами, посредине языка идет сильная воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту.
Охарактеризуем этот звук. (Согласный, глухой, мягкий)

Гусь пришел не один, посмотрите, что он принес: туфли, сапоги, ботинки (Показ картинок). Что это? (Обувь). Гусь предлагает нам ее почистить. Возьмите щетку(у каждого на столе) и почистите щеткой сначала туфли, при этом произнесите [щ щ щ], затем сапоги:[ щ щ щ], потом ботинки [щ щ щ].

Если щетка нам нужна для обуви, значит она какая? (Обувная)
Если щетка нам нужна для чистки зубов, значит она какая? (Зубная)
Если щетка нам нужна для платья, значит она какая? (Платяная)
- Если услышите звук щ, хлопните в ладоши: шелк, щелкунчик, цапля, шоколад, щепка, щекотка, шапка, уши, щит, щипцы, кошка, помещение.
- Поиграем в игру «Договори и повтори»
Ащ-ащ-ащ- у Тани новый …(плащ)
Ещ-ещ-ещ- в реке плывет…(лещ)
Ощ-ощ-ощ- у нас вкусный …(борщ)
Щик-щик-щик- все вещи сложим в …(ящик)
Щи- щи-щи - кусаются…(клещи).
- Прослушайте скороговору и скажите, сколько раз в ней повторяется звук щ?
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке. (5)
- Кто щиплет щетку? (Щенки)
- Сколько их?(2)
- Как они щиплют щетку? (Щека к щеке)
- Где они ее щиплют? (В уголке)
- Повторите скороговорку целиком.
Щенки очень любят играть с мячом, давайте и мы поиграем.



Игра «Сделай слово огромным»
Кулак…(кулачище)
Сила…
Сапог..
Дом..
Кот…
Усы…
Голос…
Карман…
Топор…
Рука…
Зубы…
Губы..
Нос…

Игра « Кто это - назови профессию» (Показ картинок)

Кто дрессирует животных?...
Работает на экскаваторе…
Чистит обувь…
Точит ножи…
Играет на барабане…
Регулирует уличное движение…
Делает кладку из камня…
Чинит часы…
Занимается фехтованием….

Какой согласный звук общий для всех этих слов?

Я слышу как ветер доносит звуки. Соберите из них слово, будьте внимательны, один звук ветер до вас не донесет, какой?

[О, В, Щ, И]-….(овощи-..о)
[Х, И, Щ, И, К]-…(хищник-…нь)
[Щ, И, Ц, Ы]-…(щипцы-…п)
[В/, Щ, И]-…(вещи-…э)
[Щ, У, А]-…(щука-…к)

Какой согласный звук присутствует во всех этих словах? ([Щ])

Прослушайте стихотворение и подумайте, какое бы название вы дали этому стихотворению.(Логопед читает стихотворение).

На самом деле это стихотворение называется «Помощница» и написала его известная детская поэтесса А. Л. Барто.

Как вы считаете, подходит ли это название стихотворению?

От какого слова образовано слово «помощница»?

В каком смысле употреблено слово «помощница»?

Разделите слово на слоги?

Сколько всего слогов в слове?

В каком слоге находится звук [щ]?

Назовите этот слог?

Мы работали, устали.
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны,
Вперёд, назад.
Повернулись влево, вправо,
Поднимите дружно плечи,
Чтоб работать было легче
А сейчас вперед прогнитесь
И носка рукой коснитесь.
Сели мы за парты смело,
Надо нам продолжить дело.

На письме звук [щ] обозначается буквой Щ.

На расческу щ похожа. Три зубца всего?- Ну что же!

А на какие две буквы похожа буква Щ? (Ш, Ц)

Да, эта буква такая же широкая, как буква Ш и такая же хвостатая как буква Ц.

Восстановите печатную букву Щ используя данные буквы:

Посмотрите на написание письменных букв Щ, запищите заглавную и строчную букву щ в тетрадь.

Какие слова можно составить из следующих букв?

а, щ, о, р - роща
щ, д, а, о, п, а - пощада
в, щ, е, а, ь, л¬ - щавель
а, щ, п, а - пища
л, о, щ, а, ь, п, д- площадь

Запишите получившиеся слова в строчку, подчеркните одинаковую часть в этих словах. Что вы подчеркнули? (Ща)

Запомните, ребята, правило: ща - мы пишем с гласной А.

К каким словам из записанных вами подходит схема?

Составьте предложение из этих слов.

Перед вами слова. Прочтите их, начиная с самого короткого слова и заканчивая самым длинным.
Лещ, барабанщик, щепка, овощ, площадь, защитники, хищник, кулачище.

А теперь прочтите наоборот, начиная с самого длинного слова и заканчивая самым коротким.
- Найдите слово среди данных, которое обозначает множество предметов, употреблено во множественном числе. (Защитники)

Отыщите среди букв каждой строчки слова с буквой щ, запишите их в тетрадь. Кто первый?

А В А Щ Е Л Ь А Т И К (щель)
К Д Я Щ Е Р И Ц А М О (ящерица)
Г О Р Д С И Щ И Р В Ы (щи)
М Е А О Б Е Щ А Н И Е (обещание)

Наше занятие подходит к концу. На сколько хорошо вы поняли сегодняшнюю тему я узнаю по вашим ответам. Продолжите мои высказывания:

Сегодня мы учились произносить звук…

Этот звук…

Я могу назвать слова, содержащие этот звук…

Звук [щ] на письме обозначается буквой …

Слог ща мы пишем с гласной …

Сегодня у меня хорошо получилось…

К следующему занятию я постараюсь …

Екатерина Сулейманова
Автоматизация звука [щ]. Артикуляционные упражнения

Артикуляционные упражнения на звук [щ] .

1. "Трубочка".

Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет до 10.

2. "Окошечко".

Вытянуть губы вперед и сделать их похожими на квадратик. Углы губ не должны соприкасаться.

3. "Блинчик".

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу. Удерживать его под счет до 10.

Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Не высовывать язык далеко : он должен только накрывать нижнюю губу.

4. "Вкусное варенье".

Слегка приоткрыть рот, и широким переднем краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть была неподвижна. Язык должен быть широким в форме "чашечки". Широкий передний край языка полностью должен покрывать верхнюю губу.

6. "Парус".

Улыбнуться, широко открыть рот, язык поднять вверх и кончик прижать к верхним "бугоркам" за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.

7. "Загони мяч в ворота".

Вытянуть губы трубочкой и с силой дуть на ватный шарик на столе. Следить, чтобы щеки не надувались.

8. "Фокус".

Сделать "чашечку", положить маленький кусочек ватки на кончик носа, сделать вдох через нос и сильно подуть через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.

Правильная артикуляция звука [щ] .

Губы выдвинуты вперед и округлены (окошечко) . Кончик языка прижат к бугоркам за верхними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята, язык напряжен. Воздушная струя направлена по середине языка вверх, воздух теплый.

Произносить отрывисто и энергично звук [щ] [щ] [щ]…

Произносить долго, протяжно [щщщ]…

Характеристика звука [щ] : согл., глухой, всегда мягкий.

Игра «Поймай звук » .

Взрослый произносит звуки . Ребенок хлопает, если слышит звук [щ] .

Щ, ж, ш, щ, а, м, ж, р, щ, щ, с, щ, з, ж, с, г, щ, р, ш, ж, с, л, р, щ…

Игра «Поймай звук » .

Взрослый произносит слоги. Ребенок хлопает, если слышит звук [щ] .

Ча, жа, ша, ща, жо, со, зы, щу, са, ру, жи, су, шу, що, шо, ра, ща, ро, сы, шэ, жу, ла, ро…

Игра «Повтори за мной» .

звука [щ] ) .

А) ща- ща- ща, що- що- що, щу- щу- щу, щи- щи- щи, ще- ще- ще.

Б) ща- що, щу- ща, що- щи, що- щу, ща- щи, щу- ща, що- щи, щи- ща, щу- що, щи- що, ща- щу, що- ща.

В) ща- ща- що. ща- що- ща.

що- щу- що. що- що- щу.

щу- ща- ща. щу- ща- щу.

що- ща- ща. ща- ща- що.

щу- що- щу. ща- що- що.

ща- щу- щу.

Г) ща- що- щу. щу- ща- щи.

що- щу- ща. щу- що- ща.

щу- ща- що.

Игра «Повтори за мной» .

Взрослый произносит слоги, ребенок повторяет. (следить за правильным произношением звука [щ] ) .

А) ащ- ащ- ащ. Ищ- ыщ- ыщ.

Ищ- ищ- ищ. Ящ- ящ- ящ.

Ощ- ощ- ощ. Ищ- ищ- ищ.

Ущ- ущ- ущ.

Б) ащ- ощ. Ящ- ыщ.

Ащ- ищ. Ущ- ыщ.

Ащ- ущ. Ущ- ящ.

Ащ- ящ. Ущ- ищ.

Ащ- ыщ. Ищ- ыщ.

Ощ- ущ. Ищ- ящ.

Ощ- ищ. Ищ- ущ.

Ощ- ящ. Ищ- ощ.

В) ащ- ащ- ощ. Ыщ- ыщ- ощ.

Ощ- ащ- ощ. Ящ- ущ- ущ.

Ищ- ущ- ищ. Ищ- ищ- ащ.

Ущ- ищ- ищ.

Г) ащ- ищ- ощ. Ущ- ащ- ощ.

Ощ- ищ- ащ. Ащ- ущ- ощ.

Ищ- ащ- ощ. Ощ- ущ- ащ.

Ощ- ащ- ищ. Ащ- ощ- ищ.

Игра «Повтори за мной» .

Взрослый произносит слова, ребенок повторяет. (следить за правильным произношением звука [щ] ) .

1. Щит, щипцы, щавель, щетка, щеки, щука, щенок, щегол, щепка, щупальцы, щуриться, щебень, щекотать, щи, щелчок, щепать, щетка, щетка,

2. Ящик, клещи, овощи, роща, площадь, пища, обещать, угощать, обращать, еще, сгущенка, ищут, тащу, чищу, блещут, вещи, пищит, лещи, трещина, кипящий, дымящий, говорящий, смотрящий, летающий, защита, будущий, Кощей, прищепка, пищера, угощенье, туловище, будущее, пищит.

3. Помощь, лещ, плащ, овощ, клещ, борщ, товарищ.

4. Хищник, изящный, помощник, мощность, мощный, овощной, насущный, общий, банщик, пильщик, ныряльщик, мойщик, каменщик, гонщик, выдумщик.

Игра «Профессии» .

Образовать существительное, обозначающее профессию.

Стеклить- стекольщик.

фехтовать. экскаватор.

точить. барабан.

чистить. сварка.

носит. уголь.

камень. часы.

Игра «Огромные предметы»

Образуйте существительное с увеличенным значением.

нос- носище.

сила. дом.

кот. волк.

зубы. рука.

глаза. усы.

сапог. медведь.

нога. голова.

Словосочетания.

Хищная щука.

Щавельные щи.

Ищу щенка.

Тащу щуку.

Щи из овощей.

Обещать угощение.

Ищу вещи.

Жилище чудовище.

Плащ товарища.

Щетка щенка.

Мощный хрящ.

Угощать борщом.

Игра «Жадина» .

Ребенок говорит, что все вещи его.

Например : мой щит, моя щука…

овощи, щенок, клещи, плащ, щепка.

Предложения.

Щенок щиплет щепку.

В ящике пищит щенок.

Вещи лежат в ящике.

Щенок утащил ящик.

Мама готовит на обед щи и жареную щуку.

Щенок пищит в ущелье.

Дети ищут щенка в ущелье.

Недалеко от рощи было много щавеля.

Щи да каша- еда наша.

Чистоговорки.

Ребенок повторяет за взрослым целую чистоговорку.

Дождь идет- я без плаща- ща- ща- ща.

Нет дождя, а я в плаще- ще- ще- ще.

Я тебя не отпущу- щу- щу- щу.

Ты иди меня ищи- щи- щи- щи.

1. Два щенка щека к щеке

Щиплют щетку в уголке.

2. Тощий Тимка всех тощее,

Тоще тощего Кощея.

Он не ест у нас ни щей,

Ни борщей, ни овощей.

Вот и тощий, как Кощей

Скороговорки.

1. Щуку я тащу, тащу,

Щуку я не упущу.

2. Ты нас, мама, не ищи-

Щиплем щавель мы на щи.

3. Волки рыщут, пищу ищут.

Щегленок и щенок.

У Ани- щегленок и щенок. Любит щегленок щипать щенка за ухо. Щенку щекотно, но он не пищит. Щенок понимает : щегленок еще маленький.

У водоема.

Ваня с папой идут к водоему. Там клюют щуки и лещи. Глядя на текущую вдаль воду, Ваня думает о том, как вытащить щуку без папиной помощи.

Алсу Багаутдинова

«Вместе с Незнайкой »

Тема : «Звук щ » .

Цель : знакомство со звуком щ и буквой Щ .

Задачи : - развитие общих речевых навыков (звукопроизношения , чёткой дикции, звучности и подвижности голоса);

Автоматизация звука щ в слогах , словах и предложениях;

Развитие фонематического восприятия;

Развитие общей и мелкой моторики;

Развитие навыков словообразования;

Совершенствование навыков слогового и звукового анализа слов ;

Знакомство с правилами правописания ща, щу, щи;

Организовать самостоятельную работу детей с кассами букв ;

Воспитание усидчивости, умения слушать друг друга.

Оборудование : сказочный герой Незнайка , индивидуальные зеркала, зелёный и красный замки, цветовые символы звуков , артикуляционный профиль звука щ , наборное полотно, кассы букв , полоски бумаги для построения схемы предложения, веер с правилами правописания ща, щу,щи, строчная и заглавная буквы Щ , рисунок Бармалея, предметные картинки (щука, плащ, щепки, щенки, ящик, овощи, щипцы, клещи, щегол, щит, и др.)

Место проведения : МДОУ №6 «Тургай» , п. г. т. Актюбинский Азнакаевского муниципального района Р. Т. Подготовительная группа.

Предварительная работа : В течение года регулярно проводилась работа над формированием навыков словообразования, слогового и звукового анализа слов , развивался навык построения предложений и построения их схем.

Литература.

1. Е. А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов » , пособие для логопедов, М.: 2001.

2. О. С. Гомзяк «Говорим правильно» 3 тетрадь взаимосвязи логопеда и воспитателей.

3. Азбука правильного произношения.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Сегодня к нам, ребята, на занятие пришли гости. Они хотят посмотреть на вас! Давайте, поприветствуем их!

Имитация сбора щавеля.

Дети вы пробовали щавель на вкус? Какой он?

Изобразите мимикой ощущение кислого щавеля. Мама зовёт вас домой. Скажите ей : «Ты нас мама не ищи, щиплем щавель мы на щи» .

2. Сообщение темы занятия.

Выделение звука щ из чистоговорки .

Какой звук повторяется чаще других?

+Звук щ .

Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с новым звуком щ и узнаем новую букву Щ .

3. Артикуляционная и акустическая характеристика звука щ .

Посмотрите в зеркала и произнесите звук щ ! Что стало с вашими губами?

Стали похожи на «окошко» !

Правильно, губы слегка выдвинулись вперёд и стали похожи на «окошко» . Посмотрите на профиль, где находится кончик языка?

Он поднят к бугоркам за верхними зубами.

Правильно, спинка языка поднята.

Давайте, попробуем спеть звук щ !

-Звук щ очень хитрый звук он тянется и поётся , но во рту есть преграда?

Да, язык и зубы.

Ребята, а горлышко поёт или отдыхает?

Нет, оно отдыхает.

Повторим, что можно сказать про звук щ ?

Согласный, глухой.

-Звук щ – всегда мягкий , у него, как и у звука ч , нет старшего брата – твёрдого. Значит, в какой замок, мы его поселим?

В зелёный.

4. Произношение звука щ в слогах .

Ребята, у нас сегодня будет ещё один гость! А какой, вы узнаете, угадав загадку! Послушайте!

Что за мальчик интересный На любой вопрос из вне

Отвечает он всегда : «Не знаю я!" И за это все друзья, прозвали его…

Как ребята, как вы думаете?

Правильно, Это Незнайка !

Н : Здравствуйте, ребята!

- Незнайка будет изучать звук щ вместе с нами .

Н : А что это у вас за красный замок? И кто там живёт?

Там живут гласные звуки .

Н : А почему их называют гласными звуками ?

Потому что это звуки , которые поются и тянутся.

Н : Ах, как интересно! А наш новый звук может с ними подружиться?

Давайте, их познакомим, ребята! И покажем Незнайке , как они дружат.

Ща, щу, ще, щи.

-Незнайка ты присаживайся с ребятами, вот твоё место!

5. Произношение звука щ в словах .

Ребята, назовите для Незнайки слова , в которых звук щ слышится в начале слова.

Щит, щука, щипцы, щенки, щепки, щётка.

В каких словах наш звук произносится в середине слова?

Клещи, площадь, овощи.

В каких словах звук щ произносим в конце слова?

Лещ, плащ, овощ.

Незнайка во всех заданиях допускает ошибки в определении позиции звука щ . Дети его поправляют.

6. Звуко - слоговой анализ и синтез.

-Незнайка , назови самое короткое слово из четырёх : щи, щит, щука, щегол.

Н : Щегол.

Дети, вы согласны с ним?

Почему не согласны?

В слове щегол 5 звуков .

Сколько звуков в слове щи ?

Два звука .

Какой звук появился в слове щит?

+Звук т .

Сколько звуков в слове щука ?

Четыре звука .

А в слове щегол?

Пять звуков .

Значит, самое короткое слово…

Поставьте картинки на наборное полотно. Вверху будет стоять предмет, в названии которого два звука , на втором ряду – предмет с тремя звуками , в третьем – с четырьмя, на самом нижнем ряду – с пятью звуками .

Дети выполняют задание. Незнайка ставит картинку с изображением щуки на верхнюю полоску. Дети объясняют ошибку и исправляют её.

-«Разбросайте» звуки слова щука . Обозначьте их кружочками.

Щ, у, к, а.

Каждый ребёнок выполняет звуковой анализ слова при помощи цветных крышек, которые лежат на партах. Незнайка выполняет задание у доски.

- «Соберите» слово из «рассыпанных» звуков п , л, а, щ.

Подходит ли эта схема?

Логопед показывает преднамеренно неправильную схему плащ.

Н : Да!

Почему не подходит?

Объяснения детей.

К какому слову она подойдёт?

Н : К слову щука!

К слову щипцы.

Сколько слогов в слове овощи?

Н : Два слога. Правильно, ребят?

Объясните, почему вы с ним не согласны.

В слове три слога, т. к. 3 гласные о, о, и.

Сейчас Незнайка предлагает вам трудное задание.

Н : «Возьмите» первые звуки из слов ручка , овощи, щука, автобус и сложите новое слово. Какое слово получилось?

Н : Я обозначу кружочками.

Правильно ли обозначил Незнайка это слово кружочками.

Неправильно!

Дети исправляют ошибку Незнайки .

–Моё задание будет ещё сложнее. Послушайте слоги : ще, щи, нок, кле. Какие слова можно составить из этих слогов?

Щенок, клещи.

Обозначьте их кружочками.

Дети выполняют задание самостоятельно, а один ребёнок у доски.

7. Физминутка.

Два щенка щека к щеке {руки сложить ладонями друг к другу :

Щиплют щётку в уголке к правой,

А у щётки половой а затем к левой щеке. }

Палка есть над головой {руки поднимаем вверх и соединяем

над головой}

Палка – щёлк щенков с плеча {хлопок по плечам}

Два щенка ушли пища. {обойти вокруг своего стола и сесть}.

8. Образование существительных с помощью суффикса «-ищ-» .

Посмотрите, какой рисунок принёс нам Незнайка . Это, какое- то чудище. У него не глаза, а…

Глазищи.

Не усы, а…

Не нос, а…

Не руки, а…

Не ноги, а…

9. Звук щ в предложениях . Анализ словесного состава предложения.

Выкладываются предметы.

-Перед вами вещи :…

Ящик, щётка, плащ и клещи.

Объясните, для чего они нужны?

Плащ – это верхняя одежда.

Составьте с одним из слов предложение и из полосочек бумаги постройте схему предложения.

Анализ одного – двух из предложений.

10. Знакомство с буквой Щ .

На расчёску Щ похожа.

Три зубца всего? Ну, что же?

Е. Тарлапан

На какую букву она похожа ?

На букву ш , только у неё крючочек внизу.

Теперь прочитайте вот эти слоги!

Ща, щи, щу.

-Запомните правило : ща пиши с а, щи пиши с и, щу пиши с у.

11. Чтение и печатание слов с заменой отдельных букв .

В слове пила замените букву л на щ . Что получится?

Даются аналогичные задания со словами плющ – плащ, мука – щука.

12. Звук щ в чистоговорках . Словотворчество детей.

Дети, придумайте чистоговорки. Я буду произносить слог, а вы дополняйте подходящее слово, к чистоговорке : ащ –ащ –ащ -…

Гол –гол –гол -…

Ель – ель –ель -…

Придумывание чистоговорок – небылиц.

13. Итог занятия.

Ну, Незнайка , понравилось тебе у нас?

Н : Да, очень!

Чему ты научился?

Н : Научился делить слово на слоги, узнал новый звук щ , также обозначать звуки кружочками , читать и писать!

Как ты много узнал! Теперь ты стал Всезнайкой! Правда, ребята?

Что вы, ребята, больше всего запомнили на занятии?

Что больше всего понравилось?

Занятие окончено, до свидания!

До свидания!