Многозначные числа. Единицы разрядов и классов. Сумма разрядных слагаемых. Конспект урока математики "сравнение многозначных чисел"

Марина Витальевна Кислицына
Конспект урока по математике в 4 классе «Сравнение многозначных чисел»

Технологическая карта урока

Предмет математика

Тема урока : «Сравнение многозначных чисел »

Цель урока : обобщение знаний и умений в сравнении многозначных чисел

Задачи :

Образовательные : закрепить навык сравнения многозначных чисел ; тренировать способность к чтению и записи многозначных чисел

Развивающие : развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы; работать самостоятельно, коллективно, речевые умения;

Воспитательные : воспитывать интерес к математике , уважение к товарищу по группе, учить слушать и слышать друг друга

Тип урока : систематизация и обобщение знаний и умений

ФормироватьУУД :

Регулятивные : понимать, принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий.

Познавательные : решать задачи практического содержания, структурировать знания

Коммуникативные :

- участвовать в диалоге : «учитель – ученики» и «ученик – ученик» ;

Отвечать на вопросы учителя и одноклассников ;

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

Формировать умения слушать и понимать речь других

Планируемые результаты :

Метапредметные : определять свои знания и незнания; видеть и исправлять ошибки; ; обосновывать выводы; умение работать в паре, группе, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Предметные : уметь выделять закономерность, сравнивать , классифицировать .

умение действовать по плану и планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Этап урока Формируемые УУД Деятельность учащихся

1. Организационный этап

Мотивация учащихся учителем

В природе есть солнце. Оно светит и всех нас греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил и уверенности вам в своих знаниях.

Откройте тетради. Запишите тему урока (СЛАЙД №1)

Кто сегодня чувствует себя готовым на «5» ? На «4» ? На «3» ? Спасибо. Сравним в конце урока ваши предполагаемые результаты.

Эмоционально – положительный настрой : «Сначала мы вместе с вами восхитимся вашими глубокими знаниями по математике и вытащим из тайников вашей памяти кое – что ценное. Согласны?» Регулятивные

Обеспечение учащимися организации их учебной деятельности.

Эмоционально – положительный настрой на урок , создание ситуации доверия

Учащиеся слушают и отвечают на вопросы

2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний

Цель этапа :

А). Предлагаю начать с Блиц - опроса, который поможет вам сформулировать тему нашего урока (вопрос задаётся по очереди каждой группе)

Что называется многозначными числами ?

Какие классы многозначных чисел вы знаете ?

Какие действия можно производить с многозначными числами ?

Назовите алгоритм сравнения многозначных чисел .

О чём пойдёт речь на уроке ? Сформулируйте тему урока . «Сравнение многозначных чисел » . (СЛАЙД №2)

Познавательные :

Построение речевого высказывания в устной форме, ответ на основе имеющихся знаний.

Коммуникативные :

Построение понятных для партнёра высказываний.

Регулятивные :

Принятие и сохранение учебной задачи, выполнение учебных действий в материализованной и умственной форме . Ученики вспоминают теоретический материал и выполняют практическое задание по изученной ранее теме.

Называют выражение «сравнение многозначных чисел » и делают предположение о теме урока .

3. Постановка цели и задач урока .

Мотивация учебной деятельности учащихся

Какие задачи поставим на урок и должны будем достигнуть?

(СЛАЙД №3)

1. Закрепить. (умение сравнивать многозначные числа )

2. Отработать. (алгоритм сравнения многозначных чисел )

3. Развивать. (умение работать в группе) Коммуникативные :

Учатся формулировать собственное мнение

Познавательные :

выдвижение гипотез и их обоснование

Учащиеся выдвигают гипотезы, принимают и сохраняют учебную цель и задачу

4. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний

Цель этапа :

Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности

С теорией вы справились, посмотрим, как у вас обстоять дела с практическими заданиями? Разминка в виде теста (СЛАЙД №4 - №9)

Работаем группой, выбираем правильный вариант ответа и сравниваем с ответом другой группы.

Высказывают свои предположения в группе и по очереди озвучивают вариант ответа

5 Обобщение и систематизация знаний

Цель этапа :

Осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действия

Большие числа в гости к нам

Приходят каждый день

И информацией своей

Делится им не лень.

- Многозначные числа мы можем встретить в нашей жизни.

Приведите примеры.

А теперь запишите некоторые из них.

Температура на поверхности Солнца 6 000 С

Лена – самая длинная река России. Её длина. 4400 км

Самое глубокое место в Тихом океане - Марианская впадина. Её глубина. 11 034 км

Расстояние от Земли до Луны 384 400 км

Расстояние от Солнца до Земли составляет около 50 000 000км

Самая высокая гора Эльбрус имеет высоту 5 642 м

Диаметр Земли 12 720 км

Проверьте правильность написания (РАБОТА В ПАРАХ обменяйтесь тетрадями) (СЛАЙД №10)

(ОЦЕНИВАЕМ РАБОТУ)

Запишите числа в порядке возрастания (ПРОВЕРКА)

4400, 5 642, 6000, 11 034, 12 720, 384 400, 50 000 000.

(СЛАЙД №10)

(ОЦЕНИВАЕМ РАБОТУ)

2 ГРУППЫ

Запишите в порядке убывания (ПРОВЕРКА)

50 000 000, 384 400, 12 720, 11 034, 6000, 5 642, 4400

(СЛАЙД №10)

(ОЦЕНИВАЕМ РАБОТУ)

Познавательные :

запись многозначных чисел

Коммуникативные :

контроль действий партнера

Регулятивные :

выполнение учебных действий;

учёт правила в планировании и контроле способа решения;

внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Ученики записывают многозначные числа , записывают их в порядке убывания и возрастания. Затем зачитывают, что у них получилось. Объясняют свой выбор

6. Применение знаний и умений. Мыслительные операции : анализ, синтез, обобщение, сравнение

Учитель : - Сегодня математика продолжает ставить перед вами трудные задачи, на которые вы постараетесь найти ответы, рассуждая и делая выводы. (СЛАЙД №11)

В закодированных числах поставлены следующие знаки.

Верны ли эти неравенства?

Восстановите запись и объясните, на какие знания вы опирались при сравнении чисел ? (АЛГОРИТМ СРАВНЕНИЯ )

Познавательные :

осуществление смыслового чтения выражения

Регулятивные :

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Коммуникативные :

Воспринимают ответы учащихся Учащиеся восстанавливают запись и объясняют, на какие знания они опирались при сравнении чисел , делают умозаключения

7. ФИЗМИНУТКА

Мы с вами изучаем числа. А какие числа в математике кроме многозначных , вы знаете? Сейчас подвигаемся и потренируем внимание :

если я называю однозначное число - сели,

двузначное - встали,

трёхзначное - руки вверх.

1, 13, 456, 389, 25, 8, 34, 444, 6, 39, 230, 3

Молодцы, у вас все здорово получилось, вы успешно справились и готовы продолжить работу дальше.

8. Задание : Выпишите из каждого столбика самое большое число

(СЛАЙД №12)

4275 13785 359999 38002500

3689 1274 830099 27426502

6424 18348 803900 35000571

Представьте два из них в виде суммы разрядных слагаемых

К ДОСКЕ 2 представителя из каждой команды (Осуществляет выборочный контроль)

(ОЦЕНИВАЕМ РАБОТУ) Познавательные :

Применение алгоритма сравнения многозначных чисел

Регулятивные :

Оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные :

Рефлексия своих действий Ученики выписывают из представленных столбиков самые большие числа и представляют их в виде суммы разрядных слагаемых

9. Учитель : - Разгадав анаграмму, вы узнаете следующее задание

(запись анаграммы на мультимедиа) (СЛАЙД №13)

ШЕРИ ЧАДУЗА

(реши задачу)

Стр. 31, № 83 (учебника) Проверка учителем

(ОЦЕНИВАЕМ РАБОТУ)

1). 587 – 37 = 550 (см) – разностное сравнение .

2). 550 : 2 = 275 (см) – меньшая часть ленты.

3). 275 + 37 = 312 (см) – большая часть ленты.

Познавательные :

Самостоятельный поиск нужного задания в учебнике, используя его для решения учебно-познавательной задачи

Регулятивные :

Планирование и выполнение действия для его решения

Коммуникативные :

Участие в совместной деятельности; оказание взаимопомощи Дети разгадывают анаграмму и самостоятельно группой решают задачу

10. Контроль усвоения (Осуществляет индивидуальный контроль)

Цель этапа :

Осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельно) деятельности.

Проведем гимнастику для ума в виде индивидуального тестирования, в ходе которого узнаем, как вы поняли тему урока . (КАЖДОМУ УЧЕНИКУ РАЗДАЁТСЯ ТЕСТ)

Тестовые задания

1. Назовите вариант ответа, в котором цифра 5 стоит в разряде десятков :

2. Определите правильную запись числа шесть тысяч девять :

3. Назовите правильную запись числа 975 в виде суммы разрядных слагаемых :

4. Тринадцать тысяч пятьдесят шесть – это

а) 13 560 б) 1 356 в) 130 0056 г) 13 056*

5. Число 32 028 читается :

а) три тысячи двести двадцать восемь;

б) триста двадцать тысяч двадцать восемь;

в) тридцать две тысячи двадцать восемь*

(фронтальная проверка тестов - через мультимедиа)

(СЛАЙД №14)

а, г, в, б, г, в

(ОЦЕНИВАЕМ РАБОТУ) Познавательные :

Поиск правильных ответов решения задач

Регулятивные :

Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные :

контроль своих действий Ученики самостоятельно выполняют предложенный учителем тест

11. Рефлексия деятельности

Цель этапа :

Акцентировать внимание учеников на конечный результат учебной деятельности на уроке

Справились ли мы поставленными задачами?

Оправдались ли ваши предполагаемые оценки готовности к уроку ?

(СЛАЙД №15)

За что ты можешь похвалить себя или кого-то из группы?

Хотите узнать моё мнение?

(КОМАНДИРЫ ВЫСТАВЛЯЮТ ОЦЕНКИ ЗА УРОК )

Познавательные :

Умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные :

Оценка правильности выполненных действий.

Коммуникативные :

Формирование мотивов достижения и социального признания.

Формирование собственных границ знания и «незнания» Формулируют конечный результат своей работы на уроке . Оценивают свою деятельность.

Заполняют оценочный лист

12. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

(СЛАЙД №16)

1. Записать несколько примеров многозначных чисел из жизни

2. Стр. 55 тетради

УЧИТЕЛЬ: - Итак, преступим к изучению новой темы.

Когда предметов много, при счёте используют не только счётные единицы, которые мы с вами знаем давно (единицы, десятки, сотни), но и более крупные (например, тысячи), с которыми мы познакомились недавно.

УЧИТЕЛЬ: - Вы знаете, что единицы, десятки, сотни составляют …

ДЕТИ: - …класс единиц (I класс),

УЧИТЕЛЬ: - …единицы тысяч, десятки тысяч и сотни тысяч образуют

ДЕТИ: - …класс тысяч (II класс).

Учитель показывает по таблице разрядов и классов. ТАБЛИЦА НА ДОСКЕ!

УЧИТЕЛЬ: - На уроке мы с вами узнаем правило сравнения многозначных чисел.

УЧИТЕЛЬ: - А для начала выполните такое задание, сравните эти пары чисел. 1 человек у доски(_____________)

4 и 5, 5 и 4, 63 и 64, 64 и 63. НА ДОСКЕ ЧИСЛОВОЙ ЛУЧ!

УЧИТЕЛЬ: - Почему вы поставили такие знаки? (4 4, 63 63)

ДЕТИ: - Опора - знание натурального ряда чисел.(Так как 4 стоит раньше 5 на числовом луче и т.д.).

УЧИТЕЛЬ: - Сравните эти два числа: 325 и 425

УЧИТЕЛЬ: - Что одинаково в записи эти чисел?

ДЕТИ: - Единицы и десятки

УЧИТЕЛЬ: - Чем отличаются?

ДЕТИ: - Сотнями, 3 и 4

УЧИТЕЛЬ: - Почему поставили знак «меньше»?

УЧИТЕЛЬ: - Как сравнивали числа в этом случае? (Сотни – это что такое. – Это разряд.)

ДЕТИ: - По разрядам.

УЧИТЕЛЬ: - Ребята давайте сформулируем правила сравнения чисел. Посовещайтесь с соседом по парте, затем я спрошу желающих. Правил должно быть 2.

Итак, первое правило? Учитель показывает на числовой луч.

ДЕТИ: - Чтобы сравнить числа нужно рассуждать так: ИЗ ДВУХ ЧИСЕЛ МЕНЬШЕ ТО, КОТОРОЕ ПРИ СЧЁТЕ НАЗЫВАЮТ РАНЬШЕ, И БОЛЬШЕ ТО, КОТОРОЕ НАЗЫВАЮТ ПОЗЖЕ.

УЧИТЕЛЬ: - Да, правильно. Например, 7(ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ!) (7 меньше 8,т.к 7 при счёте называют раньше 8), а 87 (8 больше 7, т.к. 8 при счёте называют позже 7).

99(ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ!) (99 меньше 100, т.к. при счёте 99 называют раньше 100), а 10099 (100 больше 99, т.к. при счёте 100 называют позже 99).

УЧИТЕЛЬ: - А какое же второе правило?

ДЕТИ: - Но сравнивать числа можно и по правилу: ЕСЛИ НАДО СРАВНИТЬ МНОГОЗНАЧНЫЕ ЧИСЛА, ТО ИХ УДОБНЕЕ СРАВНИВАТЬ ПОРАЗРЯДНО, НАЧИНАЯ С ВЫСШИХ РАЗРЯДОВ.

Например, 987 897 (ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ!) (987 больше 897, т.к 9 сотен больше 8 сотен).

УЧИТЕЛЬ: - Итак, к нам прилетела сова «Умняшка» и принесла задание. Она просит нас сравнить следующие числа: ЧИСЛА НА ДОСКЕ!

Первую пару сравниваем со мной. Сравним числа поразрядно. Когда сравнивают числа поразрядно, начинать нужно с высшего разряда. Высший разряд у этих чисел – это разряд десятков тысяч. В первом числе 9 десятков тысяч, во втором тоже, сравним количество единиц следующего разряда (разряда единиц тысяч) – в первом числе 4 единицы тысяч, во втором также. Продолжим сравнивать поразрядно сотни – в первом числе 8 сотен и во втором числе видим 8 сотен- количество сотен одинаковое. Тогда перейдём к сравнению десятков – сравним десятки – в первом числе 7 десятков, а во втором 9 десятков, а мы знаем, что 7 десятков меньше чем 9 десятков. Делаем вывод, что число 94875 меньше числа 94895.

УЧИТЕЛЬ: - Сравним следующие пары чисел. У доски работает ________________. Пиши и комментируй.

ДЕТИ: - Число 5999 называем раньше при счёте, чем число 6000, значит число 5999 меньше числа 6000. Но можем сравнить и по разрядам. Высший разряд в левом числе 5 единиц тысяч, высший разряд в числе справа – 6 единиц тысяч. 5 единиц тысяч меньше, чем 6 единиц тысяч, значит, 5999 меньше 6000.

УЧИТЕЛЬ: - Теперь сравним числа 19400 и 19399.

ДЕТИ: - Сравним эти числа по разрядам, начиная с высшего разряда. В числе 19400 1 десяток тысяч и в числе 19399 тоже 1 десяток тысяч, тогда сравним следующий разряд – в первом числе 9 единиц тысяч, во втором числе тоже 9 единиц тысяч. Продолжим сравнение – в первом числе 4 сотни, во втором числе 3 сотни. 4 сотни больше чем 3 сотни, следовательно, число 19400 больше чем число 19399.

УЧИТЕЛЬ: - Следующими сравним пару чисел 306 134 и 65 852.

ДЕТИ: - Сравним эти числа по разрядам, начиная с высшего. В числе 306134 высшим разрядом будут 3 сотни тысяч, в числе 65852 – 6 десятков тысяч. 3 сотни тысяч больше, чем 6 десятков тысяч, поэтому число 306134 больше, чем число 65852. Также эти числа можно сравнить более простым способом – посчитать в обоих числа цифры и сравнить их количество. Больше то число, в составе которого больше количество цифр.

УЧИТЕЛЬ: Садись. На какую отметку ты себя оценишь,_____________________?

ДЕТИ: 5 (4).

УЧИТЕЛЬ: - Я согласна.

УЧИТЕЛЬ: - Главное запомнить, что при сравнении чисел поразрядно, сравнение нужно начинать с высшего разряда. Если число единиц высшего разряда совпадает, то нужно сравнивать единицы следующего разряда.

Давайте проверим, правильно ли мы рассуждали, откройте учебник на странице 27. Прочитаем правило вверху.

УЧИТЕЛЬ: - Мы были правы?

ТЕМА: Сравнение многозначных чисел.

ТИП УРОКА: комбинированный

ЦЕЛИ: ознакомление со способами сравнения многозначных чисел, совершенствование умения читать и записывать многозначные числа, решать задачи с пропорциональными величинами: производительность труда, время работы, выработка; развитие произвольного внимания, мышления и речи; воспитание познавательной активности учащихся, уважен7ия к людям труда.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Личностные УУД:

1- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям математикой;

2- понимание причин успехов в учёбе;

3- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

1- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

2- применять установленные правила в планировании способа решения;

3- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные УУД:

1- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

2- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

3- использовать знаково - символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

4- проводить аналоги между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные УУД:

1- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

2- воспринимать другое мнение и позицию;

3- строить понятные для партнера высказывания;

4- осуществлять действия взаимоконтроля

Предметные результаты:

Знать последовательность многозначных чисел;
уметь сравнивать многозначные числа, называть соседей числа;

Знать пропорциональные величины: производительность, время работы, выработка и уметь решать задачи с этими величинами.

Основные: Математика. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ М.И. Моро – М.: Просвещение, 2014.

Дополнительные: мультимедийное оборудование, презентация, карточки для индивидуальной работы, величины для краткой записи к задаче

ХОД УРОКА

Этап урока

Вид работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Приветствие.

Проверка готовности.

Прозвенел и смолк звонок.

Пришла пора начать урок.

Поприветствуйте гостей!

Тихо и красиво садитесь.

Проверьте, готово ли ваше место к работе.

На столе должны быть учебник, тетрадь, ручка, простой карандаш, дневник.

Если всё готово, покажите правильной осанкой.

Приветствуют.

Проверяют готовность к уроку.

МОТИВАЦИЯ

К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Начать урок мне хочется со стихотворения.

Прочтите его со слайда: СЛАЙД 2

Трактор водит тракторист,

Электричку – машинист.

Хлеборобу слава в поле,

А твоя работа в школе.

Ты работать не ленись,

Добросовестно учись.

К кому обращены эти строки?

К чему призывает школьников поэт?

Помните, любой труд почётен и требует старания. Запишите дату и место работы.

К ученикам.

Работать добросовестно.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

Устный счёт

Игра «Открой форточку»

(фронтально)

Индивидуальная работа по карточкам (3 чел)

Микроитог

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

СЛАЙД 3 А) Рассмотрите необычные равенства. Догадайтесь, какие числа прячутся под каждой фигурой. Помните, одна и та же фигура обозначает одно и то же число.

СЛАЙД 4 Б) Какие знаки арифметических действий пропущены?

СЛАЙД 5 В) Какие знаки сравнения пропущены?

Собрать карточки, оценить работу.

Какое ключевое слово получилось?

Кто догадался, чему будем учиться на уроке?

Рассматривают модели равенств.

Рассуждают.

Начать следует с равенства, в котором только одно неизвестное слагаемое, это последняя строчка. Чтобы найти слагаемое, надо из суммы вычесть другое слагаемое: 300-230=70 - Тр

120-70=50 – Кв

230-50=180 – Кр

Умножить или разделить, т.к. а.1=а.

Плюс или минус

Плюс

Минус

Меньше

Больше

Сравнение

Сравнивать многозначные числа

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Наблюдения над материалом и вывод правил

Ещё раз посмотрите на неравенства, которые у нас получились. Какое правило сравнения можем вывести? СЛАЙД 5 (анимация)

Прочтите его, заполнив пропуски:

Из двух чисел меньше то, которое при счёте называют…….,

И больше то, которое называют ….

СЛАЙД 6. Сравните следующие пары чисел: 368*127 и 763*791

Какие цифры достаточно сравнить, чтобы сразу ответить на вопрос?

Восстановите вторую часть правила: СЛАЙД 6(ан.)

Числа можно сравнивать поразрядно, начиная с.. низшего/высшего разряда.

Проверим точность наших рассуждений по учебнику. Прочтём советы Знайки-математика на с.27 справа от красной черты. СЛАЙД 7

Раньше

Позже

3 и 1, 3 сотни больше, чем 1 сотня

6 и 9, т.к.число сотен одинаковое, сравним десятки

Высшего

Находят и читают теоретический материал

ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Сравнение чисел. С.27, №117. Укажите номер задания в тетради. Кто желает рассуждать вслух?

№120 Прочитайте задание. О чём идет речь? Какое непонятное слово встретилось? Что такое конвейер?

Рассмотрите изображение конвейера на тракторном заводе. На каждое готовое изделие завода выдаётся технический паспорт с номером.

Какие номера были у тракторов?

Что просят определить в задании?

Как предлагаете определять, какой трактор сошёл раньше других? Какой следующий? Какой третьим?

Читают, записывают и сравнивают числа, рассуждая вслух.

Устройство для непрерывного перемещения обрабатываемого изделия от одного рабочего к другому или для транспортировки грузов.

250000, 249999, 250001

Какой трактор сошёл первым? Вторым?

249999, 250000, 250001

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Зарядка

СЛАЙД 8. Люди, которые трудятся на заводах встают по утрам рано и работают долго. Чтобы на всё хватало здоровья, они, конечно, делают зарядку.

Солнце глянуло в кроватку

Раз-два-три-четыре-пять!

Все мы делаем зарядку:

Нужно нам присесть и встать

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка.

На четыре – руки шире!

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

Можем продолжать движение.

Встают из-за парт.

Выполняют движения, названные в тексте

КОМПЛЕКСНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Работа над задачами:

А)Знакомство с содержанием

Б)Составление краткой записи

В)Поиск решения

Г)Запись решения и ответа

СЛАЙД 9. Продолжим знакомиться с трудом рабочих.

Найдите задачу 122. Прочитайте её.

О чём задача?

Кто делал детали?

Кто делал больше деталей? Почему?

В таких случаях говорят, что у рабочего и ученика была разная производительность труда, т.е. количество деталей, которые каждый из них делает за час.

Укажите первую величину, производительность так:

Выраб. Время Общая

за 1 час работы выраб.

Кто догадался, какая вторая величина будет в таблице? Запишите её. Что запишем в 3 столбик?

Укажем, что работали учитель и ученик.

Давайте заполним таблицу. Что известно? Что нужно найти? Как предлагаете записать этот вопрос кратко? Запишите. Обведите.

Р. ? 8 ч 80 д.

Уч. ? 6 ч 42 д.

Как узнать, на сколько один вытачивает больше, чем другой?

Можем мы сразу выполнить это действие? Почему?

Как предлагаете это узнать?

Во сколько действий будем решать задачу?

Проговорите план решения.

Запишите решение по действиям с пояснениями.

Какое дополнительное задание предлагают? Про-читайте выражение. Какое действие изменилось? Что им узнаете? Сформулируйте вопрос.

Открывают учебник, находят и читают задачу. Отвечают на вопросы:

Эта задача об изготовлении деталей.

Рабочий и ученик.

Рабочий, у него больше опыта.

Делают краткую запись к задаче.

Записывают решение и ответ задачи в тетрадь.

Время работы

Общая выработка

Находят в тексте задачи числовые данные и вносят в таблицу.

Из большего вычесть меньшее.

Нет. т.к. не знаем, сколько каждый делал за час. Делением.

В 3:1) (:)-рабочий за 1 час

2) (:) –ученик за 1 час

Изменить вопрос, чтобы последнее действие было(+)Сколько деталей делают за час вместе рабочий и его ученик?

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Отработка вычислительных навыков

СЛАЙД 10. Прочитайте задание №121. Что требуется сделать? Подумайте, где стоит поставить скобки, чтобы порядок действий изменился? Выполните задание самостоятельно.

Читают задание и выполняют его самостоятельно.

ИНФОРМАЦИЯ О ЗАДАНИИ НА ДОМ

С.27, № 123, с.24, № 97.

Записывают задание в дневник.

РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СЛАЙД 12. Завершите предложения: На уроке я узнал… У меня получилось…. Мне было трудно….

Отметки сегодня заработали ….

Завершают предложения.

Выставляют отметки в дневник.

Когда предметов много, то при счете используют не только известные нам счетные единицы (единицы, десятки, сотни), но и более крупные. Например, тысячи. Единицы, десятки, сотни составляют первый класс - класс единиц. Класс тысяч, десятков тысяч и сотен тысяч составляют второй класс - класс тысяч.

Чтобы сравнить между собой два числа, мы будем пользоваться следующими способами.

Способ 1. Сравнение по очередности

Из двух чисел меньше то, которое при счете называют раньше, и больше то, которое называют позже.

Например,

Способ 2. Сравнение по разрядам

Если надо сравнить многозначные числа, то их удобно сравнивать поразрядно, начиная с высших разрядов.

Например,

5 тыс. > 4 тыс.

6 тыс. 2 сотен < 6 тыс. 7 сотен

Сравните числа:

1. 94 875 94 895

3. 19 400 19 399

1. 94 875 < 94 895, так как 9 дес. тыс 4 тыс. 8 сот. 7 дес. < 9 дес. тыс 4 тыс. 8 сот. 9 дес.

2. 5999 < 6000, так как 5999 упоминается раньше при счете, чем 6000.

3. 19 400 > 19 399, так как 19 400 упоминается позже при счете, чем 19 399.

Необходимо запомнить, что при сравнении чисел по разрядам сравнение нужно начинать с высшего разряда. Если число единиц высшего разряда совпадает, то нужно сравнивать единицы следующего разряда.

На данном уроке было рассмотрено сравнение многозначных чисел, а также выполнены соответствующие примеры.

Список литературы

  1. Петерсон Л.Г. Математика 4 класс. Учебник в 3 частях, М.: 2013. Часть 1 96с., часть 2 128с., часть 3 96с.
  2. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В.
    Учебник. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 112 с.: ил. - (Школа России). - ISBN 978-5-09-023769-7.
  3. Математика. 4 класс. Учебник в 3 ч. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. 2-е изд., испр. - М.: 2013.; Ч.1 - 96 с., Ч.2 - 96 с., Ч.3 - 96 с.

Домашнее задание

Тип урока: «открытие» нового знания

Цели:

  • Сформировать способность к сравнению многозначных чисел.
  • Тренировать способность к чтению многозначных чисел; устные вычислительные навыки.

ХОД УРОКА

1. Самоопределение к учебной деятельности.

Цели:

  • Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством четверостишия.
  • Определить содержательные рамки урока.

На доске записано стихотворение и рисунок.

Большие числа в гости к нам
Приходят каждый день
И информацией своей
Делится им не лень.

чтение многозначные числа

– Прочитайте стихотворение. Вспомните, какую тему вы начали изучать на прошлом уроке? (Многозначные числа.)
– Чему научились? (Научились читать многозначные числа.)
– Хотели бы вы продолжить изучение этих чисел? (…)

2.Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности.

Цели:

  • Актуализировать знания по нумерации многозначных чисел: чтение; название классов и разрядов; правило сравнения трехзначных чисел;
  • Тренировать устные вычислительные навыки табличного и внетабличного деления;
  • Зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее недостаточность шагов алгоритма сравнения трехзначных чисел для сравнения многозначных чисел.

1) Тренинг навыков устных вычислений.

На доске записаны выражения

56: 7 68: 2 84: 12
54: 9 42: 3 91: 13
45: 5 96: 4 77: 11

– На какие группы можно разбиты выражения? (Табличное деление, деление суммы на число, деление способом подбора.)
– Приготовьте карточки с цифрами от 0 до 9. Найдите значения каждого выражения и покажите ответ с помощью карточек. (8; 6; 9; 34; 14; 24; 4; 7; 7 учитель выставляет карточки в таблицу.)

2) Нумерация многозначных чисел.

классы миллиарды миллионы тысячи единицы
разряды сот. дес. ед. сот. дес. ед. сот. дес. ед. сот. дес. ед.
числа 8 6 9 3 4 1 4 2 4 4 7 7

– Прочитайте число, которое получилось. (869млрд.431млн.424тыс.477)
– Как прочитать любое многозначное число? (Сначала число разбиваем на классы по 3 цифры справа налево, потом читаем число единиц каждого класса, называя его (кроме класса единиц.))

Учитель вывешивает на доску опорную схему.

– Какие разрядные единицы в каждом классе? (Сотни, десятки, единицы)
– Какие классы присутствуют в записи числа? (Миллиарды, миллионы, тысячи, единицы.)
– Сколько разрядных единиц в числе? (12.)

Выполнение №3 на странице 62.

3) Правила сравнения чисел.

На доске числа:

– Что общего у чисел? (Они трехзначные, так как для записи чисел использованы 3 цифры.)
– Что обозначает цифра 4 в записи второго и третьего чисел? (Количество сотен.)
– А цифра 7 в третьем числе? (Одна цифра 7 обозначает количество десятков, а другая– количество единиц.)
– Запишите в тетрадях эти числа в порядке возрастания.

Дети записывают в тетрадях, а один ученик проговаривает с места.

– Каким правилом пользовались при записи? (Правилом сравнения чисел.)
– Вспомните его. (Чем больше цифр использовано в записи числа, тем это число больше. Если в записи использовано одинаковое количество цифр, то надо сравнить единицы старшего из разрядов. Если эти цифры совпадают, то сравниваем цифры следующих несовпадающих разрядов.)

Вывешиваются опорные схемы.

Опорная схема для сравнения чисел:

* **
* ***
** ***

Алгоритм для сравнения трехзначных чисел:

Сравниваю сотни

Цифры одинаковые?

Сравниваю десятки То число больше, где
цифра разряда больше

Цифры одинаковые?

Сравниваю единицы

4) Индивидуальное задание

– Мы повторили правила сравнения. Я предлагаю вам выполнить работу на листочках. За одну минуту вам надо, пользуясь правилами сравнения, подчеркнуть самое большое число в каждом столбике.

3456 18307 733999 36000571
3546 1803 703900 36020501
6543 18370 730099 36002500

– Минута закончилась. Положите ручки, проверьте работу.
– Какое число подчеркнули в первом столбике? (6543.) Есть другие варианты?...

Варианты зафиксировать на доске.

– Каким правилом воспользуемся для проверки правильности ответа? (У нас таких правил нет.)

3. Постановка проблемы

Цель:

  • Организовать выявление и фиксацию детьми места и причины затруднения;
  • Организовать согласование цели и темы урока и её фиксирование.

– Уточните, что значит «найти самое большое число»? (Это значит сравнить числа и выбрать наибольшее.)
– Какие правила нам нужны? (Правила сравнения многозначных чисел.)
– Почему же вы не смогли воспользоваться известными правилами? (Они ограничиваются сравнением трехзначных чисел.)
– А вам какое правило нужно? (Правило сравнения многозначных чисел.)
– Что же нам сделать? (Придумать способ сравнения многозначных чисел, дополнить алгоритм шагами для сравнения других разрядных единиц.)
– Придумайте название урока.

Учитель дополняет рисунок на доске.

чтение многозначные числа

сравнение

4. Проектирование и фиксация нового знания.

Цель: зафиксировать новое знание о сравнении многозначного числа в речи и знаково.

– Какие у вас есть предложения? (Надо добавить шаги алгоритма: сравнить единицы тысяч, десятки тысяч, сотни тысяч…)
– Объясните как будем сравнивать? (Поразрядно.)
– Удобно ли будет пользоваться этим алгоритмом? (Нет, очень много шагов.)
– Какая закономерность во всех этих шагах алгоритма? (Сравнение последовательно слева направо каждой разрядной единицы.)
– Чем отличаются все шаги алгоритма? (Только названием разрядных единиц.)
– Как все шаги описать одним предложением? (Сравнить, начиная слева, цифры одинаковых разрядов.)
– А если число записано без выделения классов – как вы узнаете разряды? (Вначале надо разбить число на классы.)
– Что мы можем сразу определить, разбив числа на классы? (Количество цифр, использованных для записи числа.)
– Можем ли мы на этом основании сравнить числа? (Да, если в числе цифр больше, значит это число больше.)
– Значит, наши действия будут зависеть от того, одинаковое или разное количество цифр в записи данных чисел. Если «нет»– какой вывод сделаем? (То число больше, где количество цифр больше.)
– А если «да»– одинаковое? (Сравним, начиная слева, цифры одинаковых разрядов.)
– Закончите фразу: если цифры совпадают, то … (Числа одинаковые.)
– Если цифры не совпадают, то… (Больше то число, у которого первая несовпадающая цифра слева больше.)

По ходу беседы выставляется новый алгоритм:

Алгоритм для сравнения многозначных чисел:

Разбить многозначные
числа на классы

Количество цифр То число больше,
одинаковое? где количество цифр больше

Сравнить, начиная слева,
цифры одинаковых разрядов

Все цифры одинаковы? То число больше, у которого
первая несовпадающая цифра
слева больше
Числа равны

– Давайте проверим, как «работает» наш алгоритм для сравнения чисел на ваших карточках. Прокомментируйте (Разбиваю числа на классы. Количество цифр одинаковое. Сравниваю, начиная слева, цифры одинаковых разрядов. Цифры разряда сотен числа 18037 не совпадают с цифрами других чисел. Это число меньшее. При сравнении чисел 18307 и 18370 замечаем, что не совпадают цифры разряда десятков. Самое большее число – 18370.)
– Что позволило нам быстрее сравнить числа? (Разбиение многозначного числа на классы.)
– Как действовали дальше? (Искали не совпадающие цифры одинаковых разрядов и сравнивали их.)
– Как сравнить любые многозначные числа? (Больше то число, в котором
больше разрядных единиц. Для сравнения чисел с одинаковым количеством цифр будем сравнивать цифры одинаковых разрядов. Больше то число, в котором первая несовпадающая цифра больше.)

5. Первичное закрепление

Цель: зафиксировать во внешней речи алгоритм сравнения многозначных чисел.

– Потренируемся сравнивать многозначные числа. Будем пользоваться алгоритмом.

На доске задание. С комментированием у доски.

7951 34562 34522 676767 5555555

87345 87354 76346 75555 707070 123456

6. Самоконтроль с самопроверкой

Цель: тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

№6 на странице 63

– Выполните задание самостоятельно.
– Проверьте работу. Кто допустил ошибку, поставьте рядом с заданием знак «?». Какую ошибку допустили и почему?
– Кто выполнил задание правильно, поставьте знак «+».
– Вы довольны своей работой?

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

  • зафиксировать достижение поставленных целей;
  • обсудить домашнее задание.

– Вспомните тему урока. (Сравнение многозначных чисел.)
– Расскажите, какой информацией поделились с вами сегодня многозначные числа? Чему вы научились? (Мы научились их сравнивать.)
– Мы уже умели сравнивать числа. Для чего нам понадобилось изменить алгоритм?
– Понравилось ли вам изучать многозначные числа?
– Чему еще предстоит научиться?
– Д/з: придумать 4 пары многозначных чисел и сравнить их.
– Урок окончен.