Кумиры XXI века. Что значит кумир

Кумиром называется всё, что уводит человека от поклонения единому богу. Это называется идолопоклонством. В разные времена люди создавали себе различных кумиров и поклонялись им. Вторая заповедь гласит: Не сотвори себе кумира. Что означает эта заповедь, и какие последствия могут быть при ее нарушении? Давайте рассмотрим этот вопрос с точки зрения православия. Я приведу вам примеры современных кумиров в нашем мире, разъясню значение кумиров в жизни человека в сравнении с золотым тельцом как идолом для поклонения израильтян. Также рассмотрим вопрос, как избежать идолопоклонства в жизни.

Какие бывают кумиры

Для современного человека слово кумир не совсем понятно, поэтому рассмотрим сначала его значение. Это человек либо объект, поклонение которому становится смыслом жизни. Кто может быть кумиром в современной жизни? Прежде всего, вы сами. Некоторые люди настолько поглощены вниманием к собственной персоне, что забывают обо всем вокруг. Именно поэтому богом и была дана заповедь о кумирах.

Кумиром может стать объект страсти - человек или предмет. Некоторые люди настолько сильно влюбляются в кого-то, что просто теряют голову от обожания и забывают обо всем на свете. Ради кумира они могут пожертвовать собой и даже покончить жизнь самоубийством. Вот насколько опасно создавать себе кумиров. То же касается и предметов: можно просто подчинить всю свою жизнь погоне за каким-то артефактом или бытовой вещью (машина).

Нам дана заповедь любви к ближнему, но не сотворения из него объекта поклонения.

Кумиром могут стать наши мечты и фантазии, если мы страстно предаемся им день и ночь. В это время мы теряем ощущение бога и его благодать. Например, человек может страстно мечтать разбогатеть, и ради этой мечты готов идти по головам. Кто-то может мечтать достичь высокого положения в обществе, и ради этого теряет остатки совести. Это всё кумиры нашего времени.

Итак, кумир - это всё, что противопоставлено богу в силе и могуществе. Это могут быть:

  • деньги;
  • наука;
  • искусство;
  • положение в обществе;
  • одержание какой-то идеей;
  • привязанность к чему-либо или кому-либо.

Кумиром может стать даже лютый враг, которому человек стремится отомстить. Он день и ночь разрабатывает план мести, забывая о заповеди любви к ближнему и прощении. Своего врага он ставит выше закона божьего, и слепо идет на поводу собственной ненависти.

Поэтому заповедь Не создавай себе кумира учит человека исследовать свое сердце, чтобы вовремя найти в нем греховную привязанность к земным вещам и обычным людям.

Библейская история

В библии описан сюжет, в котором мы можем увидеть, как народ израильский нарушил божьи заповеди. Когда Моисей находился на горе Синай и получал руководство от самого бога, народ успел сотворить себе объект поклонения - золотого тельца. Как успели израильтяне это сделать? Моисей слишком долго по их мнению пребывал на горе, поэтому они решили отлить золотого тельца и объявить его своим богом.

Когда Моисей спустился с горы Синай, он в гневе разбил каменные скрижали, на которых был записан закон божий - 10 заповедей. После всеобщего покаяния в грехе патриарх вновь поднялся на гору для беседы с Господом. В это время бог явил чудеса - гром, молнию, бурю. Однако никакой гром не смог заглушить гласа божьего, который перекрывал любые громкие звуки. Моисею были даны вторые скрижали с записанными заповедями.

Смысл заповеди

Не сотвори себе кумира - вторая заповедь в законе божьем, которая логически вытекает из первой. В первой заповеди установлено, кто является Господом богом для людей на земле. Соблюдение первой заповеди требует от человека посвятить всю свою жизнь служению единому Господу земли и неба. Однако далее Господь предупреждает, что кумир является отрицанием первой заповеди. Если человек посвящает свою жизнь не богу, а кому-либо иному, это считается нарушением обеих заповедей: первой и второй.

Господь является творцом вселенной, он единый, и нет подобного ему. Если человек отходит от понимания этого утверждения, он впадает в грех нарушения заповеди. В заблуждениях человек может полагаться на иных божеств - кумиров,- забывая о своем Создателе. Это мы видим из истории древней Руси, когда люди просили помощи у огня или ветра. Они поклонялись сонму богов, целому пантеону. Но ведь вселенную не создавал сонм богов, у нее есть единственный создатель - Господь.

Идолом может стать любое страстное желание человека, а не только деревянный истукан.

Вы скажете, что современные люди не поклоняются солнцу и ветру. Это так. Но в наши дни деревянных истуканов заменили виртуальные страсти и порочные желания. Обуреваемый похотью человек способен на любые гнусные поступки, чтобы удовлетворить свои желания . Это и есть идолопоклонство. Мало кто из людей осознает пагубность впадания в прелЕсть, потому что не считают ее кумиром. Они думают, что если не поклоняются деревянному истукану или маске, то не грешат. Это опасное заблуждение.

Идолом может стать даже вредная привычка, с которой человек никак не может расстаться. В наши дни это курение, наркотики, страсть к прениям, зависимость от интернета, привязанность к диетам и даже здоровому образу жизни. Кумирами могут стать:

Гордый человек надеется только на себя и свой разум, ему претит почитание кого-либо еще. Не создай себе кумира из себя самого! Большинство людей этого не понимают. С гордыней тесно связано любостяжание - это когда человек зависим от денег. Он становится настолько жадным до обогащения, что кроме денег ничего вокруг не замечает.

О чревоугодии православная церковь говорит много и подробно. Это не просто утоление голода, а жажда поедать пищу в огромных количествах. Другим видом чревоугодия является пристрастие к деликатесам и изысканному вкусу. Помните, что каждый кусок пищи, съеденный сверх положенного, превращается в идола.

Заключение

Современные люди настолько увлечены собой, что стремятся избавиться от любых ограничений. Они считают, что заповеди божьи отягчают их и так нелегкое положение, стремятся отмахнуться от этих святых слов. Однако заповеди ограждают нас от духовных проблем, оберегают от опасностей. Соблюдение заповедей убережет от дел, которые могут привести к болезням и тяжелым последствиям.

Люди думают, что если они никого не грабят и не убивают, то и греха на них нет. Это заблуждение. Не создавай себе кумира - в библии четко обозначен грех, в который может впасть человек по неведению. Поэтому бог и предупреждает нас внимательно относиться к помышлениям своего сердца, чтобы не впасть в прелесть.

С точки зрения религии, идол - это материальный предмет, служащий объектом религиозного поклонения. Кумир - это предмет восхищения, преклонения, пример для подражания. В отличие от взрослых, для подростков и молодых людей кумиры имеют очень большое значение.

У большинства детей уже в первый учебный год появляются новые авторитеты и кумиры. Ими могут быть учитель, герой любимой книги, певец или ведущий популярной телепередачи. Нередко примером для подражания у детей являются известные спортсмены. В личном знакомстве с кумиром нет необходимости - средства массовой информации предоставляют достаточно сведений о жизни знаменитостей.

Что происходит при появлении кумира?

В увлечении знаменитостями можно заметить некоторые характерные особенности. Ребенок или подросток чаще всего увлекается знаменитыми и неординарными личностями, охотно рассказывает о своем кумире сверстникам, поэтому поклонение знаменитостям становится «заразной болезнью». Почитание той или иной знаменитости открывает подростку или молодому человеку двери в различные компании или фан-клубы, в которых собираются единомышленники. О своем кумире поклонники хотят получить как можно больше информации, поэтому они собирают все, что каким-нибудь образом связано с предметом их увлечения - фотографии, компакт-диски или кассеты, автографы и т.п. Много времени посвящается изучению фактов из жизни кумира, его привычек, увлечений и хобби. Подростки пытаются подражать знаменитостям, стараются во всем быть на них похожими. Однако поклонники редко сохраняют «верность» своему кумиру в течение длительного времени. Обычно заинтересованность той или иной знаменитостью проходит так же быстро, как и возникает.

Интерес к знаменитостям противоположного пола девочки начинают проявлять раньше, чем мальчики. Они более открыто рассказывают о своем увлечении. Однако это не означает, что знаменитости женского пола остаются в стороне - девочки тоже интересуются ими и стараются быть на них похожими. Интерес подростков к знаменитости противоположного пола - это вместе с тем и проявление пробуждающейся сексуальности.

Зачем нужны кумиры?

В детстве единственным примером для подражания являются родители. Однако со школьного возраста ребенок начинает отдаляться от родителей. Ребенок в этом возрасте критически оценивает все, что говорят и делают родители. В период полового созревания противостояние усиливается. Подростки и молодые люди меняются, а вместе с тем меняются и их кумиры. Однако это не означает, что для молодых людей родители перестают быть примером для подражания - они просто по-другому их оценивают. Родители не должны слишком переживать, так как это естественный этап развития ребенка. Если в трудный период полового созревания родители проявят хотя бы небольшой интерес к кумиру ребенка, им легче будет найти взаимопонимание.

Поиски собственного «я»

Многие молодые люди закомплексованы, им кажется, что они никому не нужны и не интересны. Это состояние молодой человек переносит очень тяжело. Он пытается его компенсировать, убегая от реальности и поклоняясь ярким представителям общественности, шоу-бизнеса и т.д. Таким образом, молодой человек как бы приравнивает себя к избранным - знаменитым и популярным людям. В идеальном случае все это помогает ему обрести себя.

То, что у ребенка или подростка появился пример для подражания, не должно особенно беспокоить родителей. Когда ребенок начинает кого-то уважать и кем-то восхищаться, это является совершенно естественным этапом его развития.

Когда увлечение другими людьми становится опасным?

Нередко политические группировки и религиозные секты пытаются использовать увлечение молодежи знаменитостями и кумирами в своих целях. Разумеется, родители должны обращать внимание на изменение взглядов и принципов своих детей. Однако ни в коем случае нельзя сразу критиковать объект восхищения ребенка. Откровенные разговоры с родителями могут помочь подростку многое осознать. Лучший способ защиты от нечестных «соблазнителей» - доверие.

Он такой замечательный, умный, красивый, успешный… Ну бывают же люди, у которых просто нет недостатков… Хочу быть таким же… Вот стандартные мысли фанатов о своем кумире. Откуда берется патологическое желание кого-то обожать, почему в кумиры выбирают порой нудных и вредных людей, которые на экране снисходительны к чужим слабостям и добры? Рассказывает психолог-консультант, тренер Института групповой и семейной психотерапии Александра СУЧКОВА.

ФАНАТИЗМ подразумевает одержимость идеей или неким идеалом. Причем для человека это серьезный эмоциональный сдвиг, даже болезненное состояние (но не болезнь). Чтобы стать чьим-то фанатом, нужно чувствовать себя настолько несовершенным, настолько несамодостаточным, что приходится фокусировать свое внимание на ком-то якобы совершенном - таким образом фанат компенсирует свои недостатки положительными качествами кумира. За счет взятого извне уравновешивается внутреннее состояние фаната. Другими словами, в кумире нравятся те качества, которыми человек сам хотел бы обладать. Причем нехватка этих качеств чувствуется так остро, что жить без кумира, у которого они есть, кажется просто невозможным. Кажется, что, если человек будет рядом с кумиром, в жизни все наладится. Это болезненное стремление к целостности за счет кого-то другого, ощущение, когда человек подсознательно стремится приобрести ту сияющую, как бы совершенную свою собственную внутреннюю часть (на самом деле она у него есть, но он ее не видит).

Любой человек самодостаточен, в каждом есть свой потенциал, свои особенности. Но фанатом эти неповторимые качества полностью отрицаются, он не видит их в себе. Отчасти в этом виновато воспитание. Когда родители постоянно недовольны ребенком, сравнивают его с другими (ты ничего не умеешь, не знаешь, а вот Петя умеет все), ставят высокие планки, ему кажется, что он ни на что не годен. А человеком с экрана все восхищаются, потому что он идеален, и хочется к этому идеалу приблизиться. Чаще всего кумиров заводят себе подростки и фанатеют от певцов, артистов, телеведущих и т.д. Причем фанатеть - это не значит просто смотреть все выступления, вешать плакаты кумира в спальне и восхищаться его внешностью. Настоящий фанат присваивает кумира, как свою собственность, подражает в манере поведения, одежде, не спит ночами, плохо ест, любыми средствами добывает деньги на концерты, караулит любимца у его дома, пишет ему десятками письма и рыдает в подушку. Фанатство мешает такому человеку жить, учиться, работать, наносит ущерб личной жизни. Ни о чем другом фанат не думает, все мысли и разговоры только о кумире. Такое состояние уже можно назвать безумным, и с ним нужно бороться.

Не сотвори иллюзию

В КУМИРАХ всегда (!) разочаровываются. Рано или поздно иллюзия рушится, живой человек не может быть идеалом. Вдруг оказывается, что любимый актер самозабвенно и неэстетично ковыряет в носу, любимая певица грубит родителям и раздает детям подзатыльники (а с виду такая милая) или делает что-то другое, что может раздражать, - врет, например, часто и не к месту. Даже близкого человека не всегда знаешь со всех сторон, каждый день открываешь для себя что-то новое и не всегда приятное. Что уж говорить о кумире, с которым вы знакомы лишь по концертам, в лучшем случае пару раз в жизни разговаривали, а в остальное время довольствовались телевизором. Вместе с разочарованием наступает жизненный крах. «Если кумир не такой идеальный, как я представлял, тогда кто же самый лучший?» А никто. Идеальных людей, как известно, не бывает. Не пытайтесь положительными качествами кумира заполнить недостатки в своем мироощущении. Лучше развивайте хорошее в себе.

Рыцарь под руку с принцессой

НЕ СТОИТ путать фанатизм с идеалами, которые бывают у детей и подростков. Пусть редко, но до сих пор идеалом у мальчиков считается рыцарь (ныне модифицированный супергерой), которому хочется подражать в храбрости, благородстве (такая же история у девочек с принцессами и современными золушками). Стремление к универсальному образу свойственно всем. Это часть личности. Таким образом ребенок тренирует свои качества через этот образ, что как раз очень полезно для взросления. Это не фанатство, поскольку нет кумира, которому можно было бы поклоняться. Просто ребенку самому (а не как кто-то!) хочется быть большим и сильным, взрослым.

Итак, что делать близким, если ребенок с пеной у рта в приказном порядке требует деньги на такую же, как у кумира, одежду (хотя выглядит в ней ужасно). Ни в коем случае ничего не запрещайте и не возмущайтесь. Проведите аккуратный разговор: а что, собственно, в таких вещах есть интересного, удобного? Терпеливо выслушайте ответы, не возражайте агрессивно. Если ребенок отвечает, что это модно и стильно, - радуйтесь, у него есть собственные представления о жизни, он понимает, что вещь нужна не потому, что ее надевает кумир, такое носят и другие люди. Это норма. А если чадо говорит, что собирается во всем, в том числе и в одежде, подражать кумиру, спросите, кто такой его кумир и почему им надо восхищаться. Зачем ему подражать, если это совершенно другой человек, живущий по своим правилам, в другой семье? Всегда лучше быть собой. Ни в коем случае нельзя давить, иначе сразу возникнет желание противодействовать.

Мячи и марки

ЕСТЬ и другой вариант фанатства - поклонение какому-либо занятию. Если подросток собирает марки, значки, фантики и это не мешает ему учиться, к нему приходят друзья и могут еще о чем-то говорить, кроме своего увлечения, беспокоиться не о чем. Если нет зацикленности, пусть человек увлекается, ищет новые экземпляры для коллекции. Замечательно, что у него есть хобби. Таким образом ребенок хочет ощутить свою собственность: это мое, принадлежит только мне, поэтому должно быть самое лучшее, качественное. Это способствует сосредоточенности и развитию внимания, главное, чтобы это не перекрывало остальные занятия и не становилось самым важным в жизни.

Спортивное фанатство - тема отдельная.

На самом деле такие игры, как футбол, бокс, - это всего лишь способ выразить свою агрессию. Групповая форма выражения негатива делает его как бы незаметным, человек тешит себя надеждой, что в толпе он затеряется и потому может себе позволить вольности.

Безумными футбольными фанатами, которые не прочь затеять драку, становятся подростки, которым агрессия запрещена в принципе или она является единственным способом общения в семье. У таких фанатов либо голос в семье повышать нельзя совсем, либо весь разговор состоит из крика. Когда в семье разумное отношение к агрессии (она проявляется, только если вы действительно защищаетесь, - тогда можно и возмутится), там и болельщики «нормальные» - они и покричать могут, и поболеть, как следует за свою команду, но никогда не станут кидаться бутылками друг в друга на стадионе. Они получают удовольствие от игры, но не фанатеют в прямом смысле этого слова.

Если у вас в семье есть такой безумный спортивный фанат, обратите внимание на себя, как вы относитесь к агрессии. Считаете, что это чувство нужно держать в себе, что отрицательные эмоции выставлять напоказ неприлично? Очень зря, если так. Потому что агрессия - такое же чувство, как и остальные, его нужно научиться выражать. Если на вас нападают, надо защищаться и выражать свои эмоции, так же, как нельзя проявлять свою агрессию без надобности. Если вы сами чрезмерно вспыльчивы или боитесь агрессии, неплохо бы показаться психологу, а затем заниматься наставлением на путь истинный ребенка. Главное помнить, что агрессия - это хорошее, полезное чувство, которым просто нужно управлять. Например, вы можете вежливо сказать, что не любите кофе, когда вам его предлагают, - это тоже агрессия, но проявленная к месту и вовремя, поэтому она полезна.

Плохой, зато любимый

ПОЧЕМУ привлекают насилие, преступность, зло? Ведь у многих подростков кумир - это криминальный авторитет, киллер, расчетливый бизнесмен, связанный с мафией, и т. д. Откуда это стремление подражать плохому, идеализировать его?

Психология объясняет и этот феномен, который тоже напрямую зависит от невыраженной агрессии. Все неположительные герои воплощают черты, которые существовали у человека всегда. Дело в том, что в нашем бессознательном существует множество архетипов (особых состояний, необходимых для жизни). В современном обществе человек зачастую изолирован от своего бессознательного, живет по стереотипной системе и боится своих архетипов, потому что они ему непонятны. В течение жизни человек присоединяется к архетипам, возникающим, если это необходимо. Например, если семье угрожала опасность, мужчина мог защитить и даже убить врага; в нормальном состоянии он этого бы не сделал. Есть архетип матери, архетип божественного дитя (проявляется, только когда мы резвимся и дурачимся), архетип любовницы (любовника). Существует и архетип воина. В мирное время, когда его некуда девать, у некоторых людей этот архетип прорывается наружу,

но человек с ним не справляется. Киллеры, криминальные авторитеты - это одна часть архетипа воина, где он является нападающим. Из подсознания подростка в мирное время ей просто некуда деваться. Другая часть архетипа воина в мирное время - охранять, ходить в дозор, но эта часть бессознательного может быть изолирована. Подросток, который ощущает лишь часть архетипа, уверен, что, идя против всех, он делает себя воином, а значит, достойным уважения.

Такой архетип должен трансформироваться, стать целостным. Для этого в семье должен быть старший мужчина, у которого архетип уже трансформирован, который умеет пользоваться своей агрессией в нужное время и в нужном месте. Если равняться в семье не на кого, принято либо скрывать свои неположительные эмоции, либо слишком бурно выражать их. Предложите подростку заняться восточными единоборствами, в которых обучение построено на образах, существует внутреннее равновесие под девизом: «Лучший бой - это несостоявшийся бой».

В то же время попробуйте найти положительные черты в том же киллере, авторитете. Скажем, киллер - убийца и циник, но это потрясающий разведчик и наблюдатель, хорошо видящий цель, всегда находящийся в равновесии. Обратите внимание на это, развейте эти качества. Если, не дай бог, наступит война - возможно, придется стрелять, а в мирное время можно наблюдать и видеть такие детали, которые не увидит никто. Авторитет - отличный стратег, который умеет разрабатывать свой план с учетом возможных исходов ситуации. Это может превратиться в жизненную черту, которая великолепно сослужит службу в выборе профессии, в учебе.

Свои архетипы есть и у девочек. Одна часть женского архетипа - Деметра, богиня плодородия, рассвета, рождения, созидания. Другая часть - Кибела, богиня разрушения, смерти и ведовста - вот две части одного целого в бессознательном. Проявляется вторая часть тоже не просто так. Немалую роль играет социальное отношение к женщине. Если, к примеру, девочку в детстве били и за нее никто не заступался, она перестает ценить себя и свое тело, начинает разрушать себя. Хотя на самом деле эта агрессия направлена на тех, кто причинил ей вред. В противоположность этой части - женщина-мстительница, которая, разрушая отношения, причиняет боль другим, и женщина-чаровница, которая околдовывает собой. Все эти черты живут абсолютно в каждой женщине.

В отличие от стереотипов (здесь я мама, на работе - начальница), которыми можно управлять, архетипы не управляются, с ними можно лишь контактировать и находить равновесие. Если пытаться отрицать бессознательное, делать вид, что его нет, архетип становится бесконтрольным и может проявиться в самый неподходящий момент, что разрушительно для самого человека. Попытайтесь приспособиться к своему архетипу и научитесь с ним жить. Например, если некуда девать гнев и эмоции, научитесь их выражать, но опять же только тогда, когда это уместно - например, в случае защиты своего ребенка.

Тогда это будут только положительные качества.

Судьба-копирка

КОНЕЧНО, кто-то посмотрит очередной сериал при наемного убийцу и захочет подражать этому образу, а кто-то даже не станет примерять этот образ на себя. Значит, ребенок или подросток умеет пользоваться той своей частью, в которой заложен архетип воина. Скажем, ему разрешено драться на деревянных палках, и этого достаточно, чтобы не подавлять агрессию в себе. Иначе за счет кумира хочется стать непобедимым и «крутым».

Есть другой вариант, когда фанат стремится к такой же карьере, семье, как у кумира. В этом случае для начала объясните, что, во-первых, все люди живые и то, что со стороны кажется идеальным, всегда имеет оборотную сторону. Во-вторых, такой же карьеры и семьи, как у кого-то, все равно не получится. Будет обязательно по-другому, может быть, даже лучше, потому что вы - разные люди. Слепо накладывать лекало и снимать копию с чужой судьбы не стоит. Если у вас есть кумир и вам нравятся результаты, которых он достиг, составьте свой план, подумайте, как бы это получилось у вас: я могу сделать то-то, не могу сделать этого (несмертельно, потому что могу по-другому).

Поскольку идеал кумира всегда рушится, а вместе с этим рушится и мир, безумный фанат нуждаеться в помощи. Если вы видите, что при одном упоминании о своем кумире фанат впадает в ступор, его стоит отправить к психологу. Есть множество методик, с помощью которых ярому фанату можно помочь. «Излечение» нужно прежде всего от зависимости. Каждому подходит свой метод. Кому-то - анализ и осознание того, что с ним происходит; с помощью психоанализа психодрамы человек методом проигрывания ситуации в группе осознает, почему он оказался в такой ситуации и как быть дальше. Одним помогает эриксоновский гипноз - мысленное путешествие в собственный внутрений мир, представление образов, другим - работа с бессознательными образами, активным воображением и т. д.

Конечно, у ребенка должны быть кумиры. Для малыша 3–6 лет ими должны стать родители или близкий человек, который его воспитывает. Стадию всесильности родителей обязательно проходят все детишки. На этом этапе мама и папа для них - волшебники, которые могут сделать все. Мало того, если в этот период ребенок увидит, что родители противоречивы, не уверены в себе, с ними что-то не так, он лишается важнейшего ресурса для дальнейшей жизни личности. На этом этапе развития он беззащитен перед миром, и если защита в виде родителей непрочна, психике наносится большой урон. Внутренний образ прочных, стабильных, спокойных родительских фигур должен стоять перед глазами, чтобы в жизни на него можно было опереться. Начиная с 6 лет ребенок сам разрушает иллюзию всемогущих родителей, но в любом случае она должна состояться.

Кумиры современной молодежи

Глава I

Значение слова «кумир»

Для определения значения слова «кумир» мной рассмотрены формулировки из толкового словаря Даля. «Кумир - изображение, изваяние языческого божества; идол, истукан или болван. Предмет бестолковой любви, слепой привязанности». «Кумир - статуя языческого божества. Предмет восхищения, поклонения».

В религиозной культуре маленького народа возникло это чудо? За двенадцать веков до Помпеи Бог заключил завет с народом, который Он вывел из египетского рабства. Условием завета было строгое соблюдение десяти заповедей, среди которых была и заповедь «Не сотвори себе кумира».

Идолопоклонством становится и служение воображаемому образу Бога, и почитание конкретного человека, приписывание ему божественных качеств. Пристальное внимание молодежи к «кумирам» тоже часто граничит с религиозным поклонением. Кумиротворение неизбежно тогда, когда человек утрачивает способность ясно осознавать. Предмет, ставший кумиром, может быть и хорошим, и незаменимым в другом его качестве, но едва лишь человек возложит на него надежды, которые способен оправдать лишь Бог, предмет этот превращается в коварного идола. Все человеческие кумиры могут служить для человека центрами жизни.

Сегодня кумиры входят в жизнь людей группами, взаимно дополняя друг друга. Одни из них будто бы способны подменить имманентность Бога (присущее его природе) и удовлетворить человеческую нужду в благополучии. Другие имитируют Его трансцендентность (недоступность познанию), пытаясь удовлетворить нужду в осмыслении человеком сущности бытия. Так в современном обществе потребления из популярных «идолов вблизи» почитаются обещающие благополучие - богатство, власть и знание. Считается, что от них зависят жизненный уровень, успех, признание. Их дополняют «идолы вдали» - прогресс как движущая сила бытия, судьба и случай как космические правители, освобождающие от моральной ответственности.

Когда тысячи, а то и миллионы подростков вдруг начинают бешено любить (фанатеть) от какого-нибудь одного актера или певца, собирать и аккуратно наклеивать в альбом любое упоминание о нем, часами и сутками стоять под окнами его квартиры и ненавидеть всех, кто этого самого певца или актера недостаточно любит и ценит - что это такое? С одной стороны, все тоже разделение на своих и чужих.

Своих и чужих - это больше подходит к референтной группе. Это группа значимых для человека людей, к мнению, советам которых данный конкретный человек прислушивается, от чьих оценок зависит его самоощущения. Это те люди, которым он сам отдал право «судить» себя, которым он готов давать и принимать от них искреннюю обратную связь. Референтная группа есть у многих людей. Её количественный состав может варьироваться, но в современном городском обществе она, как правило, не особенно многочисленна. Референтная группа может ограничиваться рамками семьи, а может совсем не включать её. Это может быть группа одноклассников или коллег по лаборатории, армейские сослуживцы или туристическая группа, студенческая компания или скамеечное общество старичков или старушек. Часто, но не совсем точно, референтную группу обозначают словосочетанием «своя компания». В основе существования референтной группы лежит древнейшее разделение на своих и чужих. Своим я доверяю, и они мне доверяют, своих я в случае чего буду защищать, и сам могу рассчитывать на их помощь и поддержку. С чужими все наоборот. Понятно, что изначально своими был свой род, свое племя, а чужими все остальные. Сегодня мы живем отнюдь не в условиях родоплеменных отношений, но разделение на своих и чужих вполне живо в нашем менталитете. В самом деле, ведь нельзя доверять абсолютно всем. Значит надо как-то выбирать.

В подростковом и юношеском возрасте, по мнению психологов, это происходит чаще, потому, что есть определенные психологические предпосылки, связанные с развитием личности, ее становлением. Ребенок отрывается от родителей, старается найти свое место в обществе, определить свою роль, позицию. В этот момент утраты своего места в семье появляются люди, которые помогают социализироваться, создавая некую иерархию идеалов.

Естественно, что для еще не окончательного развитого интеллекта подростка все потребности реализуются через персонификацию, через конкретного человека, через кумира. В зависимости от сферы интересов, семьи, интеллектуального развития молодых людей этим Кумиром может стать практически кто угодно. Пахан банды, писатель Толстой, герой кинофильма Бэтмен. Понятно, что чаще всего в роли кумиров выступают актеры, эстрадные певцы и музыканты. Сама их деятельность насквозь публична и, в общем- то рассчитана на публичное восхищение поклонников. Кумиры бывают разные и всем это известно.

Роль кумиров в формировании личности

По мнению ученых педагогов, психологов одной из характерных черт «экспериментального поведения» и поиска своего «я» свойственных юношеству, является подражание. Ни для кого не секрет, что будучи в подростково-юношеском периоде, многие заполняют анкеты: там всегда присутствует вопрос, есть ли у тебя кумир, кто он? Следовательно, этот вопрос очень важен для них. Кумир определяет эмоциональный и эстетический вкус. И, обращая внимание на того, кто для кого является кумиром подростки строят отношения в своей среде.

Ученые, рассматривая данный вопрос, выделяют как положительные, так и отрицательные стороны подражанию кумирам. «Порой почитание знаменитостей может приближаться к идолопоклонничеству, но это, как правило, не наносит вреда. Если его кумиры не отрывают подростка от реальности, то ничего в этом страшного нет. Если его страсть встала на пути нормальных отношений и разумной оценки своих умений и способностей, тогда в этом можно увидеть потенциально нездоровое явление. Если девочка день и ночь глядит на фотографию придуманного возлюбленного, вместо того чтобы встречаться с настоящими мальчиками, или если она хочет подражать своему любимому поп - идолу, не обладая ни слухом, ни голосом, тогда воображаемые отношения препятствуют нормальному образу жизни...».

Данные социологических исследований о кумирах современной молодежи

«Наша молодежь дезориентирована и, в большинстве своем, не имеет действительно положительного образца для подражания...» - главный вывод социологического опроса, который провел Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Социологи опросили респондентов в возрасте от 18 до 24 лет. Их интересовало - кого молодые люди считают своими кумирами? И вот что они выявили: «На первом месте оказались представители так называемой «поп - культуры» и «золотая» молодежь. Им отдали свои симпатии 52% респондентов. Далее находятся олигархи и представители бизнеса. Они набрали 42 %. Впрочем, весьма многочисленная группа молодежи отдает свои симпатии к спортсменам (38 %). Это уже ближе к нормальной ситуации. Однако возникает вопрос - а как же быть с военными, учеными, испытателями, путешественниками? Увы, они не оказались в числе кумиров. Зато 30 % респондентов объявили таковыми героев телесериалов. Лишь на пятом месте находится президент России Владимир Путин (14 %). И это несмотря на его высокий рейтинг! В данном случае мы видим, что молодежь не особенно привлекает образ волевого и в меру жесткого политика, которым предстает Путин.

Эти же данные подтверждают и другие соц. опросы « В числе тех, кого, но мнению россиян, можно назвать кумирами нашей молодежи в настоящее время», респонденты чаще всего указывают фамилии тех или иных певцов, музыкантов (15%), а также политиков (15%).

Глава 2

2.1 Методика и тактика исследования
Методы исследования.

Исследование проводилось с помощью анкетирования

Базой исследования стали школьники и учителя МОУ СОШ №3 г. Георгиевска.

Анкеты состоят из нескольких блоков. Полученные данные в ходе анкетирования обработаны методом вариационно-статистического анализа.

Бланк анкеты и опросника см. в приложении.

2.2 Анализ полученных данных.

Мною было опрошено 25% учителей школы. Для подтверждения или опровержения нашей гипотезы необходимо было выяснить:

    нужны ли кумиры современной молодежи?

    зачем нужны?

    знают ли они этих кумиров?

    были ли у самих педагогов в детстве кумиры?

Преподаватели единогласно считают, что кумиры нужны. Нужны для того, чтобы «стать успешным», «сформировать личность», для поиска «идеала» или «образца социальной культуры»

Ведь у них в подростково - юношеском периоде были кумиры: Ю. Шатунов из «Ласкового мая», В. Высоцкий, герои кинофильма «Гардемарины, вперед» и «Приключения Электроника», книги Л. Кассиля «Кортик». Кроме того, исследования среди учителей показывают, что наиболее значимые для них люди, повлиявшие на выбор жизненного пути, как правило, или учитель или тот человек, к которому они пришли как молодые специалисты, старший начальник или родители. Учителя нашей школы предположили! Что у школьников обязательно есть кумиры, обладающие следующими качествами: порядочностью, успешностью, внешней и внутренней красотой, целеустремленностью. По их мнению, это...

представители шоу бизнеса(поп -звезды)

спортс мены

персонажи

криминаль

элементы

политики

Д. Сахаров

Г. Поттер

В.В.Путин

А. Розенбаум

II. Капица

Гардемарины

Ю. Лужков

В. Высоцкий

В.Жиринов ский

Д. Медведев

К. Собчак

И. Крутой

М. Галкин

Ф. Киркоров

Р.Рострапович

В.Спиваков

А. Волочкова

Д. Хворостовский

Кого же выбирает современная молодежь в качестве кумиров?

Мною было опрошено 92 респондента. 66% опрошенных признают, что кумиры нужны для того, «чтобы было на кого равняться», «стремиться к лучшему». Чтобы стать кумиром, человек должен быть:

    Популярным в обществе

    Быть лидером

    Иметь незапятнанную репутацию

    Обладать профессионализмом

    Иметь красивую внешность

    Быть образованным и обаятельным

    Модно и стильно одеваться

Что необходимо кумиру, чтобы стать кумиром?

Нужна некая харизма - совокупность личностных особенностей, то, что мы называем изюминкой. Необычность, которая позволяет обращать на себя внимание. Умение себя подать, выделиться из толпы.

34% считают, что в кумирах нет необходимости, что человек должен быть самим собой, «влюбляться в кумиров это глупо», «они влюбляются в мечту», «лучше любить близких людей».

59% хотели быть похожими на своих родителей (девочки на маму или сестру, мальчики на папу или дедушку) за их трудолюбие, ум, характер, доброту, изобретательность, успех, мудрость и терпение.

40% не выбирают родителей в качестве кумира. Это может говорить о том, что ребята не включают в сферу своих референтных лиц из близкого окружения.

Может, они хотят равняться на своих учителей?

По результатам анкетирования 81% не видят в учителе личность достойную подражанию, но 19% считают, что учитель может быть кумиром за такие качества, как: талант, эрудиция, интеллект, терпимость, пунктуальность, умение находить контакт с разными подростками.

Респондентам было предложено перечислить известных людей на кого, они хотели бы быть похожими. Все указанные имена расположили по сферам их деятельности:

Представителей политики выбирают 18,4 % опрошенных.

Шоу бизнеса - 34 %.

Культуры и искусства - 15,7 %.

Персонажи известных фильмов, книг - 21 %.

Представители наук - 10,5 %.

Сфера деятельности потенциальных кумиров

Чьи имена назвали студенты?

Итак, на первом месте оказались представители так называемой «поп - культуры» или шоу-бизнеса. Им отдали свои симпатии 34% респондентов. Среди кумиров этой категории, чаще всего из представителей отечественной эстрады встречаются: Максим Галкин, Марат Башаров, Дима Билан; зарубежной: Бандерос, Бритни Спирс, Анжелина Джоли, Бред Пит, Шакира. Чем они привлекают современную молодежь? Прежде всего, в рейтинге привлекательных качеств, свойств - известность и популярность. Кроме того, красивая внешность, материальное благополучие, профессионализм, успех, энергичность и решительность.

Далее в рейтинге современных кумиров политические деятели. Им отдали предпочтение 18,4% опрошенных. Круг популярных политиков невелик, старшеклассники в качестве своих кумиров называют Президента РФ Д.А. Медведева, В.В. Путина и лидера ЛДПР В.В. Жириновского.. Таким образом, можно предположить что, современную молодежь привлекает как образ волевого и в меру жесткого политика, которым предстает наш президент, так весьма заметного на политической арене своей непредсказуемостью, умением привлечь внимание лидера либерально-демократической партии, которого можно смело отнести к представителям шоу-бизнеса.

Третье место (15,7%) в иерархии современных кумиров школьники отводят киногероям (Гарри Поттер. Фандорин, Джек Воробей, персонажи из «Властелина Колец»). В принципе неплохой выбор для подражания. У них есть чему поучиться. Но вероятность того, что эти молодые люди склонны жить в выдуманном мире, симпатизируя не столько реальным людям и социальным группам, сколько тем образам, которые создаются актерской игрой, высока. Это показатель того, что сознание некоторой части молодежи виртуализируется.

Итак, в основном в «героях» современных студентов ходят «попсовики», политики и киногерои. Возникает вопрос - а как же быть с военными, учеными, испытателями, путешественниками?

Анализ данных показал 10,5% школьников, выбрали в качестве своих кумиров представителей науки. Отмечая их ум, изобретательность. Эта часть молодых людей хочет быть похожей на (не много, не мало) Эйнштейна, Менделеева, Леонардо да Винчи. Однако нельзя не отметить, что ими не упомянут в данном контексте ни один российский представитель современной науки.

К сожалению, российских спортсменов не оказалось в списке кумиров. А как же наши олимпийские чемпионы? Как же наши мировые рекорды? Имена, перед которыми приклоняется весь мир (Павел Буре, Алексей Немов, Светлана Хоркина, Евгений Плющенко, Евгений Кафельников, Александр Фетисов?)

Если обобщить все ответы, то они сводятся к тому, что на формирование кумиров сильно влияет мода.

Таким образом, можно предположить, что сегодня в фокусе внимания молодежи интересы, прежде всего направленные на личностную самореализацию, материальное преуспевание и соответствие современным канонам красоты. Да и само понятие «кумир» перемещается из плоскости некого идеального образца для подражания к пониманию кумира как человека, олицетворяющего быстрый успех в жизни, как правило - без оценки того, как этот успех был достигнут. Также привлекают внимание молодежи персонажи, обладающие мощным энергетическим посылом, неким «драйвом». Естественно, в этом качестве лидирующие позиции занимают звезды телеэкрана, представители шоу-бизнеса, киногерои, политики.

Лишь небольшая часть опрошенных в качестве кумиров видят представителей науки, искусства, спорта.

Установили, что большинство школьников привлекают люди успешные, известные, достигшие высокого социального и экономического положения. Но не всегда то, что привлекает внимание и интерес, действительно вызывает стремление следовать этому. Молодой человек может констатировать, что тот или иной певец, актер или актриса ему нравятся, но в то же время, понимать, что это не его путь. Соответственно, и его усилия будут направлены на разные вещи - от достижения поставленной цели в мире, например, известности или славы, до работы над собой, чтобы пробудить и развить в себе схожие с кумиром качества.

Итак, у большинства современных юношей и девушек есть объект восхищения и преклонения, человек которому хочется подражать. К чему обязывает наличие кумира? Какую роль в его жизни играет значимый человек?

Роль кумира в жизни современного школьника

Анализ данных показал:

Значительная часть обладателей кумира, живет в стремлении лично с ним познакомиться; 28%. Большинство респондентов (26%) наличие кумира обязывает к сбору информации о жизни героя. Студенты стараются смотреть все передачи о своем кумире, читать книги и журналы. Кто-то увешивает комнату фотографиями, кто-то ходит на концерты в надежде получить автограф.

На третьем месте(14%) стремление развить в себе такие же профессиональные качества.

Лишь некоторой части (12%) присуще стремление подражать своему кумиру в манере одеваться, делать макияж и прическу. Небольшая часть опрошенных 10% стремятся обладать личностными качествами кумира (быть таким же добрым, великодушным, справедливым....). Такая же по численности группа молодых людей старается перенять манеру поведения своего кумира. Таким образом, большая часть респондентов озадачена лишь поиском новой информации о личной жизни кумира, его жизненных приоритетов, желаний, планов... Личное знакомство - предел желаний для каждого третьего. Небольшую часть опрошенных привлекают кумиры своими профессиональными и человеческими качествами.. Лишь каждого седьмого наличие кумира толкает на личностный и профессиональный рост. Несмотря на то. что не все респонденты признают необходимость наличия кумиров, 50% из них хотели бы стать примером, кумиром для молодежи. Однако не мешало бы помнить, что одного желания мало необходимо развивать в себе многие качества.

Глава III. Заключение

3.1 Выводы

1.У большинства современных мальчишек и девчонок есть объект восхищения и преклонения, человек, которому хочется подражать.

2.Кумиры школьников и учительства различны.

3.Большая часть опрошенных моделируют свое поведение, копируя самых близких ему людей, таких, как родители и учителя и одноклассники. Постепенно ближайшее окружение ребенка теряет свою привлекательность и перестает быть объектом для подражания.

4.Основаниями для подражания являются: хорошая учеба, умение быть интересным собеседником, модная одежда, красивая внешность, обеспеченная семья, привлекательность для большинства.

    Процентное соотношение желаемых качеств неодинаково - на первом месте - хорошая учеба, умение общаться и модно одеваться.

    В основном в «героях» современных студентов, проживающих как в столице, так и в глубинке ходят «попсовики», политики и киногерои.

    Сегодня в фокусе внимания молодежи интересы, прежде всего направленные на личностную самореализацию, материальное преуспевание и соответствие современным канонам красоты. Да и само понятие «кумир» перемещается из плоскости некого идеального образца для подражания к пониманию кумира как человека, олицетворяющего быстрый успех в жизни.

8. В представлении кумиром современного молодого человека должен быть тот, кто обладает следующими качествами: патриотичность, мужественность, целеустремленность, волевые качества.

9.Описывая своего кумира, ребята не показывают средств достижения этих благ, что позволяет судить об отсутствии четко сформированных жизненных целей и перспектив будущего в период самоопределения.

10.Существование кумира в жизни современного школьника обязывает последнего к постоянному сбору информации, попыток познакомиться и внешней идентификации. Лишь каждого седьмого наличие кумира толкает на личностный и профессиональный рост.

Выбор кумира отражает измерения нашего внутреннего мира, уровень ценностей, на которые мы ориентируемся. Поэтому очень важно осознать свои предпочтения. Ведь подражание кумирам может направить наши усилия на разные вещи - от достижения поставленной цели в мире, например, известности или славы, до работы над собой, чтобы пробудить и развить в себе схожие с нашим героем качества. Причем, в последнем случае конкретные достижения самого героя оказываются не столь важны. Важно, ради чего и как мы стремимся к ним. В этом и есть практическая значимость нашей работы. Как взрослым, работающим с молодежью, относиться к кумирам? Прежде всего, знать о них. Не запрещать, а формировать положительные образы и развенчивать отрицательные. Запретный плод сладок. Если будем запрещать, то молодежи ничего не остается, как верить в то, что запретно. Если запрещают, значит, это хорошо, значит, это интересно. Другое дело - потакать всему, тоже может привести к нежелательным результатам. Поэтому, педагогам на наш взгляд, важно иметь представление о молодежных кумирах, уметь объяснять свою позицию взрослого, приводить собственное мнение. Но все-таки, право выбора оставлять за молодежью, с учетом каких-то особенностей - все-таки, другое поколение. Когда мы, взрослые, берем на себя обязанность развенчивать что-то, тогда мы не даем право выбора и не ставим молодого человека в ситуацию самостоятельного выбора, предполагающего ответственность за него как во взрослой жизни.

3.3 Глоссарий

Референтная группа- группа значимых для человека людей, к мнению которых он прислушивается.

Кумир- статуя языческого божества; предмет восхищения, поклонения.

Подражать - делать что-нибудь по какому- нибудь образцу.

Имманентность - присущее природе самого предмета; пребывание в чем- либо; внутренняя связь, в противовес внешней.

Трансцендентность- недоступность познанию, находящийся за пределами опыта.

Иерархия- порядок подчинения низших высшим.

Харизма - совокупность личностных особенностей.

« Драйв»- (англ.) - энергия, сила.

Ориентир - предмет, по которому устанавливают свое местоположение, направлении движения.

Современный - относящийся к одному времени, эпохе с кем- либо; теперешний; стоящий на уровне своего века, не отставший.

Приложение №1

Анкета для учеников

Уважаемые ребята, приглашаем вас принять участие в социологическом исследовании «Кумиры современной молодежи» Ваш пол (муж жен)

Хотелось бы вам быть похожими на своих родителей?

Если да, то в чем?

Могли бы вы назвать кого-нибудь из родителей своим кумиром?

Хотелось бы вам быть похожим на своего учителя?

Если да то в чем?

Могли бы вы назвать учителя своим кумиром?

Есть ли в вашем классе, школе человек, которому хотелось бы подражать?

Если да, то, какими качествами он обладает? (подчеркните подходящее утверждение или предложите свой вариант ответа)

имеет красивую внешность

модно и стильно одевается

из богатой семьи

хорошо учится

интересный собеседник

нравится большинству однокурсников

свой вариант ответа

Если да, то для чего?

Если нет, почему?

Какими качествами должен обладать кумир? __

Перечислите имена известных людей, на которых вы бы хотели быть похожими

сфера деятельности

качества, которые вас восхищают

представители

политики

представители

шоу-бизнеса

представители

культуры и искусства

персонажи известных

фильмов и книг

Напишите имя человека, которого вы могли бы назвать своим кумиром. Подчеркните утверждения, которые вам подходят

стараюсь также одеваться как он (а)

стараюсь также выглядеть (прическа, макияж и т.п.)

стараюсь перенять его (ее) манеру общаться

стараюсь развить в себе такие же личностные качества

стараетесь развить в себе такие же профессиональные качества

смотрю с моим кумиром все передачи, фильмы и т.п.

не пропускаю новые концерты

развешиваю его (ее) фотографии в квартире

посвящаю ему (ей) все свободное время

постоянно стараетесь узнать о нем что-то новое

стараюсь, вести себя так, как, по моему мнению, вел бы себя кумир

пишу ему (ей) письма

мечтаю с ним (ней) встретится

хочу, чтобы он узнал обо мне

свое утверждение

Как вы относитесь к людям, которые влюбляются в своих

кумиров? .

Происходило ли это с вами?

Хотите ли вы сами стать кумиром для подростков?

Приложение №2 Анкета для педагогов

Уважаемые педагоги, приглашаем вас, принять участие в социологическом исследовании «Кумиры современной молодежи »

Нужны ли современной молодежи кумиры?

Если да, то для чего?

Если нет, почему?

Какими качествами должен обладать кумир?

Знаете ли вы кумиров современных школьников? Если да, перечислите?

Считаете ли вы, что подражание современным кумирам может положительно влиять на формирование жизненных ориентиров молодых людей?

Если да, то почему?

Если нет, почему?

К какой профессиональной группе относятся, по вашему мнению, большинство кумиров современной молодежи?

Назовите имена известных людей, которые на ваш взгляд могут быть достойными кумирами современной молодежи.

представители политики

представители шоу-бизнеса

представители культуры и искусства

персонажи известных фильмов и книг

Есть ли в вашем, образовательном учреждении педагоги, которые являются для школьников кумирами?

Есть ли у вас школьники, которые являются кумирами для других подростков?

Какими качествами они обладают?

Есть ли у вас кумир? Если да, напишите кто это

Был ли у вас кумир в детстве? Если да, напишите кто это?

Сыграло ли наличие кумира какую-то роль в вашей жизни? Если да, то какую?

Список литературы

1. Толковый словарь русского языка для школьников / Сост. Ю.В. Алабугина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Екатеринбург: У-Фактория, 2005. - 408 с.

    Советский энциклопедический словарь, М., Советская энциклопедия. 1989

3. Толковый словарь. В. Даля, государственное издательство иностранных и

национальных словарей, 2 том. М., 1955

5.Учительская газета 2001 г. № 52, « Идеалы и кумиры», стр.8

6.Ваш непонятый ребенок. Е.В. Мурашова. Дрофа 2002 г., стр.381-399

7. Е. Омельченко « О молодежи», Ярославский Государственный Университет, 2004г.

    Анна Шварцвебер. «Каков ваш внутренний возраст?», ж. Психология №2/2007

10. М.Н. Колоткин. Социология, гл.1 О/Сибирская государственная геодезическая академия, 2005г.

11 .Англо-русский словарь./ под ред. Джулии Хинтон/,С-Петербург,2005г.

    Современный словарь иностранных слов / М.» Цитадель», 2000

    Словарь русского языка СИ.. Ожегов/ М.ОНИКС «Мир образования», 2003

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исход 20:4–6).

Кажется, что уж какая-какая, а эта заповедь безнадёжно устарела. Какие кумиры, какие изображения? На дворе XXI век. Мы живём в свободной стране, у нас куча возможностей. Нам просто не нужны никакие кумиры, ведь это пережитки очень далёкого прошлого. Однако не всё так просто. Оказывается, что мы не так свободны, как это нам кажется. Применима ли эта заповедь хоть как-то в нашей современной жизни? Давайте об этом поговорим.

Что такое кумир? Сейчас это слово чаще используется, когда говорят о человеке, который может быть примером для подражания и восхищения. А раньше… раньше так называли идолов. Да-да, языческих богов, которых люди создавали своими руками, а потом поклонялись им, приносили им жертвы (и не всегда безвредные) и следовали их «приказам». Если один идол по каким-то причинам исчезал (был разрушен стихией, украден, испорчен), люди делали другой. И считали его таким же божеством, как и предыдущий. В общем, выводы делайте сами.

Но есть ли кумиры у нас? Определить это очень просто. Кумиры - это то, к чему мы накрепко привязаны. Всё, что мешает нам почувствовать жизнь во всей её красоте и многосторонности. Кумиры - это то, на алтарь чему мы приносим своё счастье. Вы можете не осознавать, что создали себе кумира, однако вся ваша жизнь будет крутиться вокруг одной точки. Алкогольная зависимость, игромания, беспорядочные отношения, наркотики, телевизор… да всё, что угодно. Всё, о чем можно сказать: «Я без этого не могу», «Без этого жизнь серая», «Я ради этого живу», - уже ваш кумир. Это могут быть как глубоко губительные вещи, так и нейтральные. Но самое опасное, что нашим идолом может стать то, что считается правильным и приятным. Да, и прекрасная работа, и любимый человек, и «дело всей жизни». Всё это отлично само по себе, но оно становится кумиром, как только начинает занимать в нашей жизни главное место.

Почему это плохо? Потому что мы созданы по-другому. Потому что главное место в нашей жизни должен занимать Бог. Когда мы ставим в центр своей жизни настоящего живого Бога, Который создал и любит нас, всё остальное становится на свои места. Невозможно будет выбить почву из-под наших ног, если нашей почвой, нашим основанием является Бог - Тот, Кто Самый надёжный и прочный на свете. Если мы ставим настоящего Бога под вопрос, а выбираем для себя кумира сами, всё уже не так основательно и прочно. Наша жизнь в таком случае зависит от того, что может в любой момент закончиться или сломаться. Не потому ли мы знаем о таком количестве самоубийств? Не потому ли люди добровольно желают убить себя, что теряют смысл жизни?

Библия описывает интересную историю израильского народа. Бог особенно выделил этих людей и особенно их благословил. Они шли к чудесной, плодотворной земле, которую им обещал Сам Бог. На своём пути они испытали столько Божьих чудес, что захватывает дух, когда читаешь о них в Библии. Бог Сам сопровождал их, огненный столп указывал, куда им идти. Но стоило только их предводителю Моисею отлучиться на 40 дней, как люди… сняли с себя золотые украшения и слепили себе идола.

Это кажется таким глупым, но мы сами мало чем отличаемся от израильтян. Как только мы перестаём чувствовать Божью помощь, мы плюём на всё и полагаемся на помощь идолов, которые сами же и создаём. Не золотых тельцов, но… зависимости, работу, пустые развлечения, людей. Заменяем одну привязанность другой, избавившись от одного «бога» делаем себе другого.

Заповедь говорит: «Не делай себе кумира». Не «не считай ничего кумиром», а «не делай». Бог хотел сказать нам, что мы своими собственными руками создаём себе идолов, к которым привязываем свою жизнь. Мы приносим им в жертву свою жизнь вместо того, чтобы жить в согласии с Богом и наслаждаться этой жизнью. Сейчас, когда мы привязываем свою жизнь к посторонним вещам, мы немногим отличаемся от идолопоклонников, приносящих жертвы деревянной статуе.

Люди создают себе кумиров и в ХХI веке. Им также кажется, что кумиры принесут удовлетворение или сделают жизнь лучше. Но они лишь заполняют ту пустоту, которая образуется в отсутствии Бога. Бог же хочет дать настоящее счастье. Поэтому говорит во второй заповеди: «Не делай себе кумира».