Конспект занятия по воспитанию звуковой культуры речи в средней группеТема: «Путешествие веселого язычка. Артикуляционные сказки на тему: "Путешествие язычка" Путешествие язычка

Программное содержание:

  • Учить детей произносить звук «М», «МЬ»; закреплять правильное произношение слов со звуком «Й»; подготовить артикуляционный аппарат к произношению звуков.
  • Развивать слуховое внимание, фонематический слух, активировать прилагательные. Закреплять знание детей о животных, развивать навыки связной речи.
  • Воспитывать интерес к звучащей речи, умение слушать ответы товарищей.

Предварительная работа: выучить с детьми скороговорку.

Огорченная сорока

Возвращается с урока:

Весь урок болтала с сойкой

И домой вернулась с двойкой. (В.Дмитриева.)

Материал: игрушки - медведь, лисята (разного размера); картинки-змея, еж, елка, муравей; объяснить детям что такое «Зоопарк», показать иллюстрации.

Методика проведения:

Воспитатель.

Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с Язычком отправимся в зоопарк и мы: будем изображать всех животных, которых там встретит Язычок. Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто - огромный как гора и рот широко открывает. Это был… (ответы детей). Давайте и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.

Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счета 5 , потом закрыть. Повторить 3-4 раза.

Рот пошире открываем

В бегемотиков играем

Широко раскроем ротик

Как голодный бегемотик

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я,

А потом закроем рот

Отдыхает бегемот. (О.Перова.)

Посмотрел Язычок на бегемота, и только хотел пойти дальше, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были… (ответы детей). Давайте изобразим, как лягушки улыбаются.

Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении до счета 5. Затем вернуть губы в исходное положение. Повторить три-четыре раза.

Подражаем мы лягушкам

Тянем губы прямо к ушкам

Вы сейчас тяните губки-

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем, перестанем

И ни сколько не устанем. (М.Синицина.)

Ой, А кто это большой с длинным носом?... (Ответы детей.)

Давайте покажем какой у слона длинный хобот!

Описание упражнения:

Сомкнутые губы вытянуть вперед и удерживать до счета 5 .

А потом набрал в хобот воду и стал поливать слоненка.

Описание упражнения:

Вытянуть вперед губы трубочкой и набирать водичку, слегка причмокивая при этом.

Я водичку набираю

И ребяток поливаю

Буду подражать слону

Губы хоботом тяну

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю. (М.Синицина.)

Проводится физкультминутка «Звери шли на водопой».

Жарким днем, лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой лосихой топал лосенок,

За мамой медведицей шел медвежонок,

За мамой лисицей крался лисенок,

За мамой бельчихой скакали бельчата,

За мамой зайчихой – косые зайчата,

Мама волчица вела за собою волчат-

Все мамы и дети напиться хотят. (Дети изображают повадки животных)

Затем воспитатель показывает картинку с медвеженком.

Кто это?

Ответы детей.

Посмотрите на этого медвежонка и скажите, какие у него глаза?

Какие уши?

Какие лапы?

Расскажите, какой это медвежонок?

Что он умеет делать?

Мишутка у нас черный как его можно назвать?

Вот какой мишутка пришел к нам в гости из леса. Он большой, лохматый, у него блестящие глаза, круглые ушки, толстые лапы. Черныш умеет рычать. У медвежонка есть товарищ. Показать картинку с лисенком. Это… (ответы детей).

Где живет лисенок?

Какие у него глаза, уши, хвост, что он умеет делать, как можно его назвать?

Кто может рассказать лисенку, какой он хороший и красивый? Дети рассказывают.

А теперь посмотрим, внимательны ли вы?

Это правда или нет?

Взрослый читает стихотворение, а ребенок определяет ошибки.

Бурый мишка лег весной

Спать в берлогу под сосной.

Жарким летом на лугу

Зайцы прыгали в снегу.

Мы зимою на осине

Собирали апельсины.

За окном звенит капель-

Осень постучалась в дверь.


Ежедневно выполнять логопедические упражнения; заниматься артикуляционной гимнастикой 2 раза в день (утром и вечером) не более 5–7 минут, чтобы ребенок не уставал от нее; проводить упражнения в игровой форме; выполнять гимнастику перед зеркалом; проводить не более 5 упражнений за одно занятие; применять счет для четкого выполнения артикуляционных упражнений Правила артикуляционной гимнастики






Хоботок улыбка Вытянуть вперед губы хоботком (как при произнесении звука У), а затем растянуть их в широкой улыбке так, чтобы были видны сомкнутые зубы. Каждую артикуляционную позу удерживать 2-3 с. Движения выполнять под счет: «Раз-два, раз-два...» или по команде: «Хоботок улыбка, хоботок улыбка...», в спокойном темпе. Повторить движение 510 раз.




Чашечка Открыть рот, высунуть изо рта язык и придать ему форму, напоминающую ковш: боковые края и кончик языка подняты, средняя часть языка прогибается книзу. Удерживать язык в таком положении нужно 5 10 секунд. Затем убрать язык и закрыть рот. Повторить упражнение 35 раз.










Грибок Открыть рот, прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу и присосать его. Удерживать язык в таком положении нужно 510 с. Язык будет напоминать шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка его тоненькую ножку. Затем надо «отклеить» язык и закрыть рот. Повторить упражнение 35 раз.


Дятел Для этого надо открыть рот, слегка улыбнуться и напряженным кончиком языка постучать по альвеолам (бугоркам за верхними резцами), многократно и отчетливо, на одном дыхании, произнося звуки «Д-Д-Д». Сначала стучать следует медленно, а затем увеличьте темп.



«Путешествие Язычка»

Цель: Развиватьмузыкально-речевые способности, преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции неречевых и речевых психических функций ребёнка через музыку, движение и ритмическую выразительность.Расширить знания по лексической теме осень, обогащать словарный запас -признаки (дождливая, пасмурная, ветреная, окрас листьев).Развивать словесно-логическое мышление детей, артикуляционный аппарат, дыхание, основные движения, слух, внимательность.Создать атмосферу праздника, применить здоровьесберегающие технологии. Воспитывать бережное отношение к природе, к своему коллективу.

Оборудование: атрибуты осеннего леса: деревца, листья, грибы, игрушки:: ёжик, лесные зверята, демонстрационный материал: язычок., пособие «домик Язычка», раздаточный материал: осенние листья по количеству детей.

Задачи:

- Познавательно-речевое развитие

« Коммуникация»

Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, выражать свою точку зрения, проговаривать чистоговорки, пальчиковых игр, активизировать словарный запас

«Познание»

Развивать умение узнавать и называть время года, выделять признаки осени. «Сказка о Язычке », « Опиши лес осенью». Способствовать развитию любознательности, мышления.

« Чтение художественной литературы

Познакомить с чистоговорками, потешками, текстом песен.

Социально-личностное развитие

«Социализация»

Научить коммуникативному танцу

«Безопасность»

Закрепить правила поведения в лесу.

Художественно-эстетическое развитие

« Музыка»

Развивать музыкальный слух, ритм, певческий голос, дыхание, посредством игр «Здравствуй», «Гриб-дерево-кочка» танца «хоровод дружбы», игрового массажа, релаксации.

Познакомить с распевкой.

Песня « Осень милая, шурши».

« Художественное творчество»

Познакомить с пособием «домик Язычка»

Физическое развитие

– Стихотворения с движениями «меж еловых лап».

– Разучить подвижные игры «Гриб-дерево-кочка» «Собери грибы»

«Здоровье»

Динамические паузы

Релаксация

Предшествующая работа : экскурсия по парку(на территории посёлка) –наблюдения за природой осенью, логопедические тренинги(сказки про язычок),слушание потешек, поговорок, распевок осени, закрепление основных движений подвижных музыкальных игр,танца.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Логопед: Здравствуйте ребята!Судя по вашим добрым лицам и улыбкам у вас сегодня хорошее настроение.Это так?

Дети : Да, так.

Логопед: Нас ждёт интересное занятие,а называется оно «Путешествие язычка» и мы с музыкальным руководителем приглашаем всех вас принять участие в этом увлекательном путешествии.А отправимся мы с вами в путешествие на поезде(под песню « Поезд» Метлова дети едут).

Логопед : Ребята мы прибыли с вами на станцию «лесная полянка»Давайте с вами вспомним правила поведения в лесу,Что мы должны делать ачего нет?

Дети: Мы должны быть очень осторожными,не терять друг друга из виду,не подходить к лесным обитателям близко,не ломать деревья.норы,не мусорить.Потому что природа это наш дом.

Логопед: Мы вспомнили с вами правила поведения в лесу,теперь садитесь поудобнее и вспомните как называется наше занятие.

Дети : Путешествие Язычка.

Логопед : Правильно,теперь посмотрите что у меня в руках.(Показываю пособие «домик Язычка»)послушайте сказку про Язычок.(провожу логопедический тренинг)

Жил во рту Язычок.Утром просыпался,с боку на бок поворачивался.Захотелось Язычку прогуляться.Сначала Язычок решил посмотреть какая погода на улице.Постучал он в одну щечку-там нет окошка.Постучал в другую тоже нет окошка.А тут губки раскрылились,улыбнулись.И Язычок выглянул в окошко.Он посмотрел сначало в одну сторону. потрём в другую.потом наверх-вниз,хорошая погода можно пойти гулять.Поскакал Язычок по лесенке(язык перешагивает через зубы и прячется назад в рот).Пересчитал все дощечки у забора(язык гладит сначала верхние потом нижние зубы)И отправился гулять на лесную полянку.Интересно что же увидел язычок в лесу?Ребята поднимайтесь посмотрим на лес(дети встают и образовывают круг)

Проговариваниечистоговорки «С-С»(мягкий вариант)с движениями.

Са-са-са- На траве лежит роса(дети встряхивают кистями рук)

Су-Су-Су-В лесу увидели лису(приставляют раскрытую ладонь к глазам)

Си-Си-Си- В пруду живут караси(Прижатыми ладонями вращают вправо-влево)

Ся–Ся-Ся-мы поймали карася(поднимают и опускают сложенные ладони)

Логопед : Вежливый Язычоксразу нашел в лесу новых друзей и поздоровался с ними.

Пальчиковая-ритмическая игр а « Здравствуй»

Здравствуй солнце золотое!

Здравствуйте!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуйте!

Здравствуй вольный ветерок!

Здравствуйте!

Здравствуй маленький дубок

Здравствуйте!

Мы живём в одном краю-

Всех я вас приветствую!

Логопед: Веселый Язычок решил научить новых друзей своему любимому танцу.Давайте ребята поможем нашему Язычку станцуем вместе « Хоровод дружбы»

Коммуникативный танец « Хоровод дружбы».

Логопед : Любуется Язычок красотой леса,давайте и мы полюбуемся ребята и вспомним какое же время года на дворе?Какие признаки осени? Теперь с язычком напоём распевку…

«Падают листики на земле лежат».

Сделаем с вами дыхательную гимнастику(деть дуют на листья)

Дует легкий ветерок: Ф-Ф-Ф

И качает так листок: Ф-Ф-Ф

Дует сильный ветерок: Ф-Ф-Ф

И качает так листок Ф-Ф-Ф

А песню об осени знаете?

Дети : знаем песню «Осень милая шурши»

Логопед : Ходит осень по дорожке промочила где-то ножки

Льют дожди и нет просвета

Затерялось где-то лето

Как же дождику не лень

Моросить четвертый день?

Ребята давайте под песню «дождик» сделаем друг дугу массаж.

Дождик капает по крыше

Бом-бом-бом (похлопывают ладонями по спинам друг друга)

По весёлой звонкой крыше

Бом-Бом-Бом (постукивают пальчиками)

Дома, дома посидите

Бом-Бом-Бом(поколачивают кулачками)

Никуда не выходите

Бом-бом-бом(растирают рёбрами ладони)

Почитайте поиграйте

Бом-Бом-Бом(растирают плечи)

А уйду тогда гуляйте

Бом-бом-бом(поглаживают ладонями)

Видит язычок –под дождем начинают расти грибы, решил Язычок насобирать грибы.

Стихотворение с движениями «М еж еловых лап»

Меж еловых мягких лап (дети протягивают вперёд руки,раздвинув пальцы)

Дождик кап-кап-кап(ударяют указательным пальцем по ладони)

Где сучок давно засох(поднимают руки к плечам и опускают)

Всюду мох- мох-мох (сжимают и разжимают пальцы)

Где листок к листку прилип(трут ладони друг о друга)

Вырос гриб –гриб-гриб (постепенно поднимают руки)

Кто нашел его друзья(протягивают руки вперёд)

Я,Я,я,я (указывают на грудь)

Логопед: Язычок очень любит играть и предлагает нам поиграть в игру

«Гриб-дерево-кочка»(дети идут по залу на команду «Гриб» останавливаются,стоят на одной ноге, «дерево»-замирают руки вверх, «Кочка»-приседают.

Логопед: Пока вы играли, язычок придумал игру- импровизацию.Вы послушайте стихотворение и попробуйте передать мимикой лица все описанные эмоции.

«Жил на свете старичок

Малого росточка

Он смеялся целый день,

сидевши на пенёчке

Хе-Хе-хе,ха-ха-ха.

Вдруг увидел паука,

Очень испугался

А потом повеселел

Громко рассмеялся

Хи-хи-хи.ха-ха-ха

Испугался паука.

Логопед : Молодцы ребята,а какие эмоции мы передавали?

Дети : Радость,страх.

Логопед : Нам ребята пора возвращаться в детский садик,но в осеннем лесу так много грибов.давайте их соберём.

Игра подвижная «Собери грибы»

Логопед : Вот молодцы,ребята,а вам понравилось гулять с Язычком по лесу?А что особенно запомнилось? Какую песню пели?

Дети : ответы детей.

Логопед : Язычку тоже с вами понравилось гулять, теперь он хочет с вами отдохнуть.Садитесь на полянку и слушайте стихотворение:

Наши ножки устали (дети слушают спокойную музыку)

Они прыгали,скакали.

Наши ручки устали,

Они хлопали, играли.

Глазки засыпают (логопед идет по кругу гладит каждого ребёнка по голове проговаривает)

Детки отдыхают.

Глазки открываются

Детки просыпаются.Теперь ребята можно возвращаться в детский сад,займите свой вагоны,а вместо билетиков мы вручаем вам сладкие призы,за ваше участие.Молодцы ребята! Спасибо вам за занятие.Мне сегодня было очень приятно с вами путешествовать Язычку тоже.

Под песню «Поезд» дети выходят из зала.

Давлетянова Ольга Николаевна воспитатель МБДОУ№201 Г. Ижевск

Сказка «Путешествие Весёлого Язычка».

(к основному комплексу артикуляционной гимнастики)

Жил - был Весёлый Язычок. И у него был домик. Это рот. Вот как - то проснулся Язычок утром рано и решил отправиться в путешествие в лес. Выглянул Язычок в окно (упражнение «окошко»), посмотреть какая погода и улыбнулся (упражнение «улыбка»), посмотрел сначала вправо, а затем влево (упражнение «часики»).

.

На улице было тепло и ярко светило летнее солнышко. Язычок расчесался (упражнение «расчёска»), почистил зубки (упражнение «чистим зубки») и сел завтракать блинчиками со сметаной (упражнение «блинчик»).

Выпил чашечку ароматного чая (упражнение «чашечка»), с вкусным земляничным вареньем (упражнение «вкусное варенье») и быстро сбежал по ступенькам вниз (упражнение «качели»).


В лесу было тихо и прохладно. Язычок весело бежал и пел песенку, как вдруг его привлёк писк в кустарнике. Интересно стало Язычку. Заглянул - а там мама - птица кормит своих маленьких птенцов (упражнение «кормление птенцов» открыть и закрыть рот). Понаблюдал Язычок и побежал дальше. И вдруг Язычок выбежал на красивую, солнечную полянку, на которой росли яркие цветы, а на цветах пестрые бабочки грелись на солнышке (упражнение на дыхание «летят бабочки»). Погонялся Язычок за бабочками, устал и решил присесть на траву. Достал из кармана сладкую конфетку (упражнение «вкусная конфетка»). И вдруг услышал, как квакают лягушки (упражнение «лягушка») Проголодался Язычок и решил возвратиться домой. Язычок закрыл сначала одну дверь - зубы (упражнение «лягушка»), а затем другую дверь - губы (сомкнуть зубы).

Разделы: Работа с дошкольниками

Программные задачи:

  1. Побуждать детей к активной вокальной деятельности.
  2. Развивать артикуляцию и дикцию, координацию между слухом и голосом.
  3. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.
  4. Закреплять умение петь в унисон.
  5. Продолжать работу по развитию мелкой моторики дошкольников.
  6. Выполнять движения в соответствии с характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание.
  7. Закреплять знакомые танцевальные движения.
  8. Реализовывать национально-региональный компонент в образовательном процессе.

Ход занятия:

(Дети заходят в зал, танцуют “Парную польку” муз. Жилинского).

Муз. рук.: Ребята, очень рада новой встрече с Вами. Давайте друг с другом поздороваемся.

/ Дети пропевают : “Здрав-ствуй-те” /

Муз. рук.: Вы вошли в зал и поздоровались друг с другом и со мной, а сейчас давайте поздороваемся со своими руками, ногами, глазами – со своим телом.

/П есня “Здравствуйте” /

Муз. рук.: Молодцы, ребята! Скажите, что вам помогало петь эту песню?

Дети: Рот, Язычок!

Муз. рук.: А я про язычок сказку знаю. Хотите послушать?

Язычок на свете жил,
Путешествовать любил.
И гулял он, где хотел,
С интересом мир смотрел. (Покать язычком)
Снова осень, в тундру он,
За грибочками пошёл.
Захватив с собой корзину,
Отправляется в долину.
Дул осенний ветерок. (Превращаемся в “ветер” и своим дыханием рисуем разные образы ветра (порывами, сильного, холодного, тёплого, ласкового, еле заметного, спокойного).
Показался – ручеёк. /Слушание музыки: “Ручеёк” муз. А.Аренский/
А вода там холодна, (Выполнить упр. “Ручеёк”: Холодная струйка воздуха “стекает” посередине широкого языка, кончик которого упирается в основание нижних передних зубов; губы развёрнуты в улыбке, или выполняем упражнение “болтушка”).
Не достанет он до дна. /Слушание: “Гроза” муз. А.Вивальди/
И вдруг начал капать дождик, (поют: кап-кап…; поют песню-дразнилку “Дождик” р.н.м – игра на музыкальных инструментах).
Потом он стал капать сильнее. /Песня: “Дождик” муз. Парцхаладзе/
Но вот дождик закончился,
Засветило солнышко /Песня: “Солнышко” муз. А.Т.Бердышева/
И Язычок увидел красивую радугу /Слушание песни: “Радуга” муз. Г.Левкодимова/
Посмотрев на небо, увидел
Пушистые облака. /Пальчиковая игра/
Облака, облака,
Кучерявые бока,
Целые, дырявые
Лёгкие, кудрявые.
Огляделся он вокруг и увидел,
Что после дождика
На полянке выросли грибы,
Увидев язычка, грибы стали танцевать. /Танец “Грибочков” муз. А.Т.Бердышева/

Муз. рук.:

Язычку очень грибы понравились,
И решил он с ними поиграть /Игра с Грибами/

Муз. рук.:

А ещё язычок увидел полянку,
На которой росла ягода – Морошка.
И стал напевать песню. /Песня-хоровод: “Ягода-Морошка” муз. А.Т.Бердышева, сл.М.Пляцковского./

Муз. рук.:

Набрал язычок полную корзинку грибов,
Очень устал, и отправился домой.
Дверь он запер на замок,
Лёг в кроватку и умолк.
Вот и закончилась сказка про Язычок.
И наше занятие подошло к концу.
Ребята, что вам понравилось сегодня на занятии? (ответы детей).
Давайте, ребята, попрощаемся друг с другом до следующей встречи. / Дети поют: “До-сви-да-ни-я”/

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. “Каждый день с друзьями” Панорама “Молодёжной эстрады” № 2, 1999
  2. И. Э. Сафарова “Игры” для организации пианистических движений. Екатеринбург,1994
  3. С. Няруй. Сборник песен № 2 “Праздник тундры”, Салехард, 1997
  4. Сборник песен “Северный калейдоскоп”, Салехард, "1998
  5. Аудиокассета: О. П. Радынова “Мы слушаем музыку” № 5 “Природа и музыка”, А. Вивальди (compact disk) “Времена года”.