Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Ненецкая сказка «Кукушка. Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Чтение и драматизация отрывка из сказки К.И. Чуковского «Доктор Айболит

(группа общеразвивающей направленности от 6-ти до 8-ми лет)

Составила: Ефимик Н.Н., воспитатель г. Радужный, 2017 г. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 «Снежинка»

Программное содержание: учить детей составлению и использованию модели при пересказе сказок. Упражнять в составлении небольших историй. Закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки. Формировать образность речи: чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения.

Предварительная работа. Чтение сказок, беседы по их содержанию.

Ход НОД:

Воспитатель (В) : Ребята, нашу встречу я хочу начать с таких слов:

В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.

Вы, наверное, уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня?

Дети. О сказках

Да, ребята, сегодня мы поговорим о сказках, вспомним хорошо знакомые и

попробуем сочинить новые сказки. Но сначала, давайте ответим, что такое сказка?

Ответы детей

В.: Да, ребята, сказка - это небольшая история, рассказ. Но рассказ не простой, в сказке всегда есть волшебство и нравственный урок. Давайте вспомним знакомые нам сказки, их названия и волшебство этих сказок.

1. Нет ни речки, ни пруда.
Чтоб воды напиться.
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.

Какая это сказка?

Дети: сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка".

Какое волшебство происходит в этой сказке?

Ответы детей

2. Хорошо, слушайте вторую загадку.

Появилась девочка
В чашечке цветка.
И была та девочка
Не больше ноготка.

В ореховой скорлупке
Та девочка спала
И маленькую ласточку
От холода спасла.

Какая это сказка?

Дети: "Дюймовочка" Г. Х. Андерсен.

Какое волшебство было в этой сказке?

Ответы детей

В.: Слушайте третью загадку.

Летела стрела
И попала в болото.
А в том болоте
Поймал ее кто-то

Она распростилась
С зеленою кожей.
Вмиг сделалась сразу
Красивой, пригожей.

А сейчас о какой сказке идет речь?

Дети: Русская народная сказка "Царевна-лягушка".

А какое волшебство случается в этой сказке?

Ответы детей

А теперь задание потруднее. Какие сказки преподносят нам такой нравственный урок "Труд кормит, а лень портит"?

Дети: "Крошечка-хаврошечка", "Мороз Иванович", "Крылатый, мохнатый, да

масляный".

В.: Какие сказки дают такой нравственный урок "Не имей сто рублей, а имей сто друзей"?

Дети: "Лиса и заяц", "Репка", "Зимовье", "Бременские музыканты", "Двенадцать

месяцев".

В.: Я знаю; что многие из вас любят сами придумывать сказки. Я хочу предложить вам придумать зимнюю сказку. А чтобы вам было легче, давайте превратимся на минутку в волшебника "Я все вижу". Раз-два-три. Превратились. Отправляемся в зимний лес. Раз-два-три!

(Вывешивается иллюстрация с зимним пейзажем) .

В.: Как вы думаете, что увидел волшебник в зимнем лесу?

Дети: снег, зеленую ель, зверей, птиц.

Правильно. Он увидел

Снег белый, как…

Искристый, как …

Темно зеленую ель, как …

Ствол у березы пестрый, как.....

Хвост у волка серый, как......

Глазки у ежика, как…

Лапы у зайца, как…

А теперь превратимся в волшебника "Я все только слышу". Что же он услышал в зимнем лесу в сильный мороз.

Дети: Скрип снега, потрескивание деревьев на морозе, завывание вьюги.

Молодцы!

Снег в лесу скрипит, как…

Снежинки тихо падают, как…

О., Вьюга завывает, как …

Ветер свистит, как …

Деревья от ветра поскрипывают, как......

А теперь превратимся в волшебника "Я все только чувствую". Ребята, что

чувствовали бы ваши руки, лицо в зимнем лесу.

Дети: Холодный ветер, колючий мороз.

Снег мягкий, как …

Ветер колючий, как …

Ветер холодный, как …

Кора у елки шершавая, как....

А теперь давайте с вами вспомним, с каких слов обычно начинаются сказки.

Дети: "Жили-были... ", "В некотором царстве, в некотором государстве... ".

А какими словами сказки заканчиваются?

Дети: "Вот и сказке конец, а кто слушал молодец", "Стали они в добре поживать и горя не знать".

В.: Сказки интересны тем, что в них используются сказочные слова. Например,

говорится не красивая девушка, а красная девушка; что беда не случилась, а

приключилась; не грустит, а тужит. Еще в сказках встречаются различные по характеру герои: добрые и злые. Но добро всегда торжествует над злом и заканчиваются все сказки хорошо. Я хочу чтобы каждый из вас придумал свою интересную зимнюю сказку, с различными героями но конец у всех сказок должен быть добрым.

(Дети придумывают сказки и рассказывают их) .

В.: Ребята, все ваши сказки были интересными по содержанию, с различными героями, и они мне очень понравились.

А сейчас, ребята, я расскажу вам свою сказку, а вы ее запишите, т. е. каждый

нарисует к ней свою подсказку.

(Воспитатель рассказывает сказку) .

В.: Однажды девочка собрапасьна прогулку в лес. Вышла она на лесную полянку и услышала, что кто-то жалобно плачет. Девочка спряталась за дерево и стала наблюдать. Она же зала, что вести себя в лесу нужно очень осторожно, чтобы не напугать животных птиц, чтобы не навредить им. И вот она увидела, что плакал малыш, у которого были тоненькие ножки, огромные глаза и крошечный дрожащий хвостик. Он жалобно тянул: Мама! Мама! Неожиданно на ветку дуба прыгнула белка и спросила:

Что случилось? Ты потерялся?

Да, я потерял маму.

А какая твоя мама? У нее пушистый рыжий хвостик?

Нет, - горько заплакал малыш.

Из-за дуба вразвалку вышла медведица и сказала:

Наверное, твоя мама носит лохматую коричневую шубу?

Нет, - продолжал плакать малыш.

Послышалось шуршание, и из-под пня выкатилась ежиха. Она озабоченно

нахмурилась и сказала:

Я знаю, у твоей мамы колючки на спине?

Нет, - продолжал реветь малыш.

Зашевелились кусты, и оттуда выскочила зайчиха. Она спросила:

Тогда у твоей мамы косые глаза и длинные уши?

Нет же, - неожиданно рассмеялся малыш.

Где вы видели такую маму: с пушистым хвостом, в коричневой лохматой шубе, с иголками на спине, с косыми глазами- и с длинными ушами.

Да уж, - засмеялись все лесные мамы.

А какая же твоя мама?

Моя мама - самая красивая. Она светло-коричневая, с белыми пятнышками на спине. У нее маленькая головка и большие красивые глаза, стройные ноги и крошечный хвостик.

Знаем, знаем, - загалдели лесные мамы.

Как хорошо, что малыш знает приметы своей мамы.

И тут на поляну выбежала встревоженная олениха. Малыш бросился к своей маме. Она нежно лизнула его влажным языком в лоб. Как были рады этой встрече все лесные мамы! А больше всех была рада девочка, которая с улыбкой отправилась домой.

Ребята, вы прослушали историю, а теперь подумайте, как можно изобразить ее

действия и героев.

(Дети составляют индивидуальные "подсказки" модели к этой сказке. Затем листочки собираются, выставляются на доски, и воспитатель разбирает, какие модели получились наиболее удачными и почему. По одной из моделей сказка пересказывается еще раз) .

В.: Ребята, вы сегодня были молодцы! Когда придете домой, обязательно расскажите своим родителям, о чем мы с вами говорили. И еще вам домашнее задание: подготовьте рассказ о своей маме. Ведь если так произойдет, что вы потеряетесь, как олененок, вам нужно будет рассказать о ней.

Надежда Крюкова
Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой

Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой .

Программное содержание :

- познакомить детей с содержанием сказки;

Продолжить формирование навыка оценивания характеров героев, передачи интонацией голоса и характера персонажей;

Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки.

Ход НОД:

1. Подготовка к восприятию.

Воспитатель :

Давайте поиграем в слова-загадки. Отгадайте, о чем я скажу такие слова :

А) Розовая, толстая, неповоротливая, хвост крючком. (Свинья)

(Выставляется картинка с изображением свиньи) .

Б) Серый, злой, зубастый. (Волк)

В) Горластый, хвостатый, яркий, разноцветный. (Петух)

Вспомните, в какой сказке о животных звери дружно жили вместе. («Теремок» , «Рукавичка» ).

Послушайте об этом еще сказку, она называется «Зимовье зверей» .

2. Выразительное рассказывание сказки воспитателем.

3. Выявление уровня восприятия.

4. Обсуждение первичных впечатлений :

О чем рассказывается в этой сказке?

Как вы поняли, что означает слово «зимовье» ? (Домик для зимы, где можно перезимовать, пережить холод) .

Для чего звери решили построить себе дом?

Расскажите, как они строили себе дом? Кто и что делал?

(Дети повторяют слова из текста, воспитатель выборочно пересказывает сказку).

Рассмотрите, как зимовали звери? Что случилось однажды?

Как зверям удалось спастись?

5. Физкультминутка.

Обрадовались звери, что все так благополучно закончилось.

Особенно гордо ходит петушок, давайте все вместе изобразим его :

Ах, красавец-петушок,

(Дети разводят руками, показывают)

На макушке гребешок,

А под клювом бородка,

Очень гордая походка,

(Дети идут, высоко поднимая колени) .

Лапы кверху поднимает,

Важно головой кивает.

Раньше всех петух встает,

Громко на заре поет :

Ку-ка-ре-ку! Хватит спать!

Всем давно пора вставать!

6. Продолжение беседы, разъяснение образного содержания пословицы «У страха глаза велики» .

7. Есть такая пословица : «У страха глаза велики» .

Как вы ее понимаете?

О ком в нашей истории так можно сказать? (О волке) .

Что показалось волку, когда он вошел в зимовье? Послушайте, я расскажу еще раз.

(Пояснение : страшно, когда не знаешь правды, от страха кажется все преувеличенным, ужасным).

Вот откуда появилась пословица «У страха глаза велики» .

8. Рисование по представлению.

Закрапление полученых впечатлений.

Дети, нарисуйте, как вы, представляете избушку – зимовье зверей.

(Детям даются трафареты домиков : они дорисовывают окна, трубу, украшают избушку).

8. Пальчиковая гимнастика

Стоит в поле теремок.

На дверях висит замок,

Как бы нам замок открыть,

В теремок зверей пустить.

Слева – свинка, справа – мишка,

Отодвиньте-ка задвижку!

Слева – ежик, справа – волк,

Нажимайте на замок!

Свинка, мишка, ежик, волк

Открывают теремок.

9. Итог НОД.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе ДОУ Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе ДОУ. Программное содержание: Закрепить знания детей о.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №85 комбинированного вида». Конспект НОД с детьми средней группы.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Ненецкая сказка «Кукушка» Конспект к занятию по ознакомлению с художественной литературой. Чтение ненецкой сказки «Кукушка». Программные задачи: -продолжать знакомить.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе Тема: Заучивание наизусть стихотворения Даниила Хармса «Очень -очень вкусный пирог» Программные задачи: Образовательные: - продолжать учить.

Занятие по ознакомлению детей 4–5 лет с художественной литературой в рамках регионального компонента «Саамская сказка» Конспект занятия по ознакомлению детей 4-5 лет с художественной литературой "Саамская сказка"Цель: дать детям представления о быте и культуре.

Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в старшей группе. Пересказ сказки В. Сутеева. Конспект проведения занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в старшей группе. Цели: Учить детей пересказывать произведение.

НОД по ознакомлению детей средней группы с художественной литературой «В гостях у дедушки Чуковского» Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского. Способствовать полноценному восприятию произведений. Продолжать приучать.


Подробный конспект образовательного мероприятияОрганизационная информация
Мероприятие, область применения. Непосредственная образовательная деятельность. Ознакомление с художественной литературой
Возрастная группа,
количество человек Подготовительная группа, 12 детей
Продолжительность мероприятия 30 минут
Методическая информация
Тема занятия/мероприятия
Ознакомление со сказкой В.В. Бианки «Теремок»
Классификация занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (обучающее, закрепление, итоговое, развлекательное) обучающее
Цели занятия/ мероприятия
Познакомить детей со сказкой «Теремок» В.В. Бианки. Воспитывать интерес к литературе.
Задачи занятия/ мероприятия
- Активизировать речь детей;
- Развивать умение детей отвечать на поставленные вопросы полным предложением;
- Закреплять названия лесных диких животных;
- Воспитывать у детей познавательный интерес к природе и природным объектам;
- Воспитывать любовь к сказкам.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят
дети в ходе занятия/ мероприятия Развитие:
- грамматического строя речи;
- словарного запаса;
- внимания, памяти;
- любви и уважения к природе.
Предварительная работа
- Знакомство с биографией В.В. Бианки;
- Чтение сказки В.В. Бианки «Сова;
- Дидактическая игра «Кто где живет»;
- Знакомство детей с сычем и куницей;
- Разучивание загадок о лесных диких животных.
Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).
Сказка В.В. Бианки «Теремок» http://www.skazayka.ru/teremok-2/Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения мероприятия Магнитная доска, магниты, столы, стулья по количеству детей, книга со сказкой В.В Бианки «Теремок»
Указание приложений к занятию/мероприятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы.
Портрет писателя (Приложение 1)


Картинка сыча (Приложение 4)




Этапы занятия/мероприятия Время, продолжительность
этапа Подробное описание АМО по установленной схеме:
- Цели и задачи метода
- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
- Предварительная подготовка (если требуется)
- Технология проведения
- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)
- Варианты проведения метода
Действия воспитателя, инструкции ЗУНы и качества, которые формируются у детей на этом этапе
Инициация
(приветствие)
Вхождение в тему
Интерактивная лекция (инпут)
Проработка содержания темы
Разминка
Подведение итогов (рефлексия)
2 мин.
3 мин.
8 мин.
9 мин.
3 мин.
5 мин. АМО игра «Сигнал»
Цель:

Материалы не предусмотрены.
Технология проведения:
Воспитатель собирает детей в круг.
АМО «Отгадай загадку»
Цель: Отгадать загадку, связав ответ с темой занятия.
Материалы: Портрет В.В. Бианки
Техника проведения: Воспитатель читает детям загадку о теремке, и сообщает, что сегодня они познакомятся со сказкой В.В. Бианки «Теремок».
Цель: Сообщение новой информации; поддержка внимания к информации.
Материалы: Сказка В.В. Бианки «Теремок»
Техника проведения: Воспитатель читает детям сказку В.В. Бианки «Теремок».
АМО Вспоминание сюжета сказки с помощью мнемо-таблиц.
Цель: Закрепить знания детей об услышанном новом материале.
Материалы:
Магнитная доска, магниты
Картинка дятла (Приложение 2)
Картинка скворца (Приложение 3)
Картинка сыча (Приложение 4)
Картинка белки (Приложение 5)
Картинка куницы (Приложение 6)
Картинка пчелы (Приложение 7)
Картинка медведя (Приложение 8)
Техника проведения: Воспитатель развешивает на магнитной доске картинки с животными сказки, и предлагает вспомнить сюжет сказки.
АМО Физкультминутка «Кто где живет»
Цель: Снять психоэмоциональное напряжение, размяться
Создать положительный эмоциональный настрой на работу, сконцентрировать внимание.
Материалы не предусмотрены.
Технология проведения: Дети выходят на середину зала в свободном порядке. Воспитатель читает стихотворение. Дети за воспитателем повторяют движения.
АМО «Понравилось – не понравилось»
Цель: Выяснить впечатления от занятия.
Материалы Магнитная доска, портрет В.В. Бианки, стикеры.
Технология проведения: Воспитатель вешает на магнитную доску портрет В.В. Бианки и просит детей приклеить стикеры согласно инструкции.

Дети стоят по кругу, держась за руки. Воспитатель передает «сигнал» легким нажатием руки рядом стоящего ребенка справа. Ребенок, получивший «сигнал» (левой рукой), должен передать его рядом стоящему - правой рукой. И т.д. по кругу, пока
«сигнал» не дойдет до ведущего, который в этот момент может издать радостный возглас. Тоже повторяется в другую сторону.
Воспитатель показывает портрет Бианки В.В.
− Ребята, вы помните кто это? (Бианки)
− А какую сказку В.В. Бианки вы знаете? (Сова)
А сейчас я прочитаю вам еще одну его сказку, а как она называется вы узнаете отгадав загадку.
Невелик собою дом,
Но зато вместителен.
Уместиться можно в нём
Самым разным жителям.
Но висит на нём замок.
Этот домик - …(Теремок)
Воспитатель читает детям сказку В.В. Бианки «Теремок».
− Ребята, как называется сказка, которую вы услышали? А сказка эта народная или авторская? А кто-нибудь из вас знает, чем различаются сказки народные и авторские? Народные сказки передавались людьми из поколения в поколение, их придумывал народ, а у авторской сказки есть автор – конкретный человек. Так как же зовут автора «Теремок»?
− Давайте вспомним, что же происходило в этой сказке? Где был сделан теремок? (В дупле толстого старого дуба).
Беседа по содержанию прочитанного произведения.
(Детям предлагаются иллюстрации с животными сказки, глядя на которые они вспоминают последовательность событий).
Кто поселился первым в теремке? (Первым в теремке поселился Дятел). Кто занял теремок после дятла? (Вторым жильцом стал Скворец – первый в роще певец). Кто прилетел потом? (Затем прилетел Сыч). Кто выгнал сыча из теремка? (Сыча прогнала Белка – по веткам скакалка, по дуплам сиделка). Кто прогнал белку? (Белку прогнала Куница). Кого испугалась куница? (Куница испугалась пчелиного роя). Кто пришел последним? (Последним явился Медведь-мишка «вашему теремку крышка»).
Что он сделал? (Медведь развалил теремок).
− Что происходило с дуплом? (Оно увеличивалось.)
− Какую русскую народную сказку напоминает сюжет сказки В.В. Бианки «Теремок»? («Теремок»)
− Что же объединяет эти сказки?
Сюжет сказки. Сказочное действие располагается между моментом возникновения и разрушения теремка. В обеих этих сказках главные герои – животные. Все герои стремятся попасть внутрь теремка. В сказке В.В. Бианки конец такой же, как в русской народной сказке: пришел медведь и развалил теремок.
− Чем же отличаются эти сказки?
Одна сказка авторская, другая народная. В сказке «Теремок» представлены разные виды жилища: терем и дупло. В его народной сказке в теремке звери живут дружно, а в сказке В.В. Бианки прогоняют друг друга.
Воробей живёт (машем руками «крылья»)
под крышей. (соединили руки над головой – «домик»)
В тёплой норке (сложили ладони «гнёздышком»)
домик мыши. («домик» и изображаем «ушки» мыши)
У лягушки (присели, колени раздвинули, ладони врозь)
дом в пруду, («домик» и круг руками перед собой – «пруд»)
Домик пеночки («домик» и помахать «крыльями»)
в саду. (руки вверх – «деревья»)
-Эй, цыплёнок, (правую руку вперёд – «эй» и пальцы в «яичко» - «цыплёнок»)где твой дом? (руки развести, плечи поднять и «домик»)
- Он у мамы под крылом (помахать «крыльями»).
− Ребята, с какой сказкой вы сегодня познакомились? (Со сказкой «Теремок») Кто написал эту сказку? (В.В. Бианки) О чем эта сказка? (о жизни лесных жителей) Ребята, вам понравилась сказка? Если вам понравилось занятие, и вы хотели бы узнать другие сказки В.В. Бианки, то приклейте стикер на магнитной доске рядом с портретом В.В. Бианки, а если вам не понравилось занятие, то приклейте стикер в низу магнитной доски. Возникновение близости и позитивной внутренней обстановки.
Настрой на занятие.
Развитие внимания и интереса к сказке.
Развитие мышления. Умения детей отвечать полным предложением на поставленный вопрос. Умение вспоминать содержание сказки с помощью опорных картинок.
Снятие напряжения. Закрепление умения выполнять различные движения по тексту.
Умение делать выводы из услышанного материала.

Конспект НОД по чтению художественной литературы в средней группе. Сказка Н. Сладкова «Медведь и Солнце»

Воспитатель: Бондаренко Ирина Викторовна

Интеграция образовательных областей : «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация», «Познание».

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Цели: познакомить детей с новой сказкой, учить слушать сказку, развивать связную речь; продолжать формировать умение обращаться к слушателям, учить внимательно, слушать сверстников и педагогов.

Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; эмоционально воспринимает сказку Н. Сладкова «Медведь и солнце» и выражает свое отношение к ее персонажам; проявляет положительные эмоции при прослушивании записи «Весна журчит ».

Материалы и оборудование : иллюстрации к сказке Н. Сладкова «Медведь и солнце»; картинки с изображением ранней весны.

Активизация словаря: просочилась, слякоть, уклон, покосолапил.

Содержание организованной деятельности детей

    Чтение отрывка из стихотворения Ф.Тютчева «Зима недаром злится»

Зима недаром злится...

Зима недаром злится ,

Прошла ее пора -

Весна в окно стучится

И гонит со двора…

Дети, а как шумит весна?(Ответы детей).

Воспитатель : - Сейчас мы с вами послушаем, как шумит весна… (слушание записи «Весна журчит»).

Какие звуки вы слышали?(Ответы детей).

Речевое упражнение «Скажи иначе»:

Воспитатель : Солнце сияет, как можно еще сказать? Ответы детей: (сверкает, ласкает, припекает, радует, прижигает).

Воспитатель : Снег проседает.

Дети ,: чернеет, тает, оседает.

Воспитатель : Вода бежит.

Дети : течёт, журчит, капает.

Воспитатель: Всю зиму медведи спят в своих берлогах, а весной просыпаются. Я прочитаю вам сказку Н. Сладкова «Медведь и солнце»

2. Чтение сказки «Медведь и солнце» Н. Сладкова

Просочилась в берлогу Вода - Медведю штаны промочила.

Чтоб ты, слякоть, пересохла совсем! - заругался Медведь. - Вот я тебя сейчас!

Испугалась Вода, зажурчала тихим голосом:

Не я, Медведушко, виновата. Снег во всём виноват.

Начал таять, воду пустил. А моё дело водяное - теку под уклон.

Ах, так это Снег виноват? Вот я его сейчас! - взревел медведь.

Побелел Снег, испугался. Заскрипел с перепугу:

Не я виноват, Медведь, Солнце виновато. Так припекло, так прижгло - растаешь тут!

Ах, так это Солнце мне штаны промочило? – рявкнул Медведь. - Вот я его сейчас!

А что "сейчас"? Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет себе. Снег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит.

Делать нечего - убрался Медведь из берлоги. Поворчал, поворчал,да и покосолапил. Штаны сушить. Весну встречать

Дети рассматривают иллюстрации к сказке.

Вопросы детям:

Почему медведь рассердился?

Почему вода была не виновата?

Как снег оправдывался?

Мог ли медведь что-нибудь сделать солнцу?

Что пришлось делать медведю?

Какое время года наступило?

С чего начинается весна?

3. Физкультминутка.

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. Повороты влево и вправо.

Потянулся он со сна: Потягивания, руки вверх.

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. Вращения головой.

Наклонился взад-вперёд, Наклоны вперёд-назад.

Вот он по лесу идёт.

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки –

Для медведя витаминки. Наклоны: правой рукой коснуться

левой ступни, потом наоборот.

Наконец медведь наелся

И на брёвнышке уселся. Дети садятся.

4. Рефлексия.

Чем мы сегодня занимались?

Какую сказку мы прочитали?

Что вам понравилось больше всего?

НОД по ознакомлению с художественной литературой

Возрастная группа: подготовительная

Тема: Владимир Иванович Даль «Старик –годовик»

Форма работы: групповая

Виды детской деятельности в НОД: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.

Предварительная работа:

Загадки про времена года;

Чтение рассказа К. Д. Ушинского "Четыре желания";

Беседы по временам года: зима, весна, лето, осень;

Работа в уголке природы по временам года, месяцам;

Рассматривание иллюстрации.

Оборудование:

Карточки-12 штук;

Макет комбайна;

Проектор, доска.

Цель : знакомство с новым литературным жанром сказка-загадка.

Дать понятие о новом литературном жанре сказка-загадка;

Обогатить словарь детей новыми словами: душно, знойно, жать, серп;

Развивать умение различать литературные жанры: сказка, загадка;

Закреплять умение сравнивать, обобщать и делать выводы;

Систематизировать знания детей о годовом цикле, о принадлежности месяцев к определенному сезону, о количестве недель в месяце, о днях составляющих неделю;

Развивать умение работать в группах.

1. Мотивация детей к деятельности

Дидактическая игра «Узнай что это? »(знакомая детям игра)

В руках карточки с изображением треугольника- это загадка, круг- сказка. Я прочитаю текст, а вы покажете соответствующую карточку.

1. Гладишь-ласкается

Дразнишь-кусается.

На цепи сидит, дом сторожит.

2. Козлятушки, ребятушки!

Отворитеся, отопритеся!

Ваша мать пришла- молочка принесла!

Бежит молочко по вымечку, из вымечка по копытечку.

Из копытечка во сыру землю.

3. Шубка –иголки,

Свернется- он колкий,

Рукой не возьмешь.

4. Была у одной вдовы дочь, была у неё еще и падчерица. Падчерица прилежная, красивая, а дочка и лицом нехороша, и лентяйка страшная. Дочку свою вдова очень любила и всё ей прощала, а падчерицу заставляла много работать и кормила очень плохо.

Поиграем ещё в одну игру «Доскажи словечко»

Мы сегодня с вами

Отгадали все (загадки)

Не спеши катать салазки,

А послушай лучше (сказки)

2. Целеполагание Ребята, я прочту вам произведение, написанное Владимиром Ивановичем Далем более 100 лет назад.

У меня возникла такая проблема: не могу разобраться к какому жанру литературного произведения оно относится.

Может вместе разберемся, поможете?

Наглядный мультимедиа (презентация)

Показ презентации В. И Даль «Старик-годовик»

Даль очень любил и уважал русский язык, составлял словари. Писал стихи, рассказы, сказки для детей и взрослых.

Чтение произведения.

3. Совместная работа по нахождению способов деятельности Словесный (беседа, вопросы к детям, пояснение)

Как вы думаете к какому жанру относится это произведение?

Верно, ребята.Вы правы, это произведение действительно является и сказкой, и загадкой.

Так здесь есть и вымысел- волшебные птицы, старик-годовик. Загадкой является, так как надо узнать названия непростых птиц. Я вам открою секрет, оказывается есть такой жанр как сказка-загадка. Произведение Владимир Ивановича Даля с которым мы с вами познакомились тоже является сказкой -загадкой.Спасибо, что помогли разобраться.

(Беседа по прочитанному)

Кто такой старик-годовик?

Какой он?

(Волшебник, который управляет временами года, месяцами, следит за их очередностью.

Мудрый, добрый, серьёзный. А иногда и веселый, у него много забот и он все успевает)

А что за птицы вылетели из рукава старика-годовика? (месяцы)

Кто скажет сколько месяцев в году?

Первая тройка птиц к какому относится времени года?

Как догадались, что речь идет о зиме (повеял холод, мороз)

Назовите зимние месяцы?

Это первая загадка, которую вы разгадали.

Какие ещё три птицы полетели? Назовите месяцы?

Кто был внимательным? Какие признаки весны в тексте? (снег стал таять, на полянке показались цветы)

Это вторая загадка, которую разгадали.

Следующие три птицы назовите? (летние месяцы)

Словарная работа

Что означают слова жарко? (жаркая, горячая погода)

Знойно? (сильная жара от нагретого солнцем воздуха)

Душно? (горячий, жаркий, спертый для дыхания воздух, стесняющий дыхание)

Как вы понимаете выражение жать рожь? (срезать под корень стебли растений)

Как вы думаете, а когда же, в какой месяц начинали крестьяне жать рожь? (в августе)

Кто из вас знает, чем жали рожь раньше? (показать серп)

А что используют сейчас во время жатвы? (показать макет комбайна)

Физминутка «Прогулка»

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке

По тропинкам побежим,

До полянки добежим.

На полянке, на полянке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп! Немного отдохнем!

И домой пешком пойдем.

Давайте присядем, у нас ещё остались неразгаданные загадки старика-годовика.

Какая же последняя тройка вылетела из рукава Старика-годовика? (осенние месяцы)

Назовите эти месяцы?

Сколько всего птиц выпустил Старик-годовик? (12 птиц – месяцев)

Почему именно 12 птиц?

Верно, так как в каждом времени года по три месяца.

Какое время года любите вы? Почему именно это время года (показ слайдов времен года)

Да, все времена года хороши по- своему.

Что за четыре крыла у каждой птицы? (4 недели)

Какие семь перьев в каждом крыле? (дни недели)

Назовите их?

И ещё одна загадка есть в этом произведении, что значит, что у каждого пера одна половина белая, другая черная? (смена дня и ночи)

Так к какому жанру относится это произведение? Верно, это сказка-загадка, оказывается есть такой жанр. На свете есть много сказок-загадок, вы сними познакомитесь ещё.

Как вы думаете, для чего Даль написал такую сказку-загадку?

Чему он хотел научить нас?

Верно, нужно знать названия месяцев, времен года, дней недели, уметь пользоваться календарем. Каждое время года прекрасно по-своему, надо помнить, что ему на смену придет следующее, ещё лучше прежнего.

3. Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности Игровой (загадывание и отгадывание загадок, рисование предметов)

Словесный (придумывание сказки)

Игра «Нарисуй предмет»

4. Рефлексия (подведение итогов) -Что нового и интересного узнали сегодня?

Что понравилось?

Теперь подумайте и скажите, кто сегодня хорошо работал?

О чем сможете рассказать друзьям, родителям.