Колчак (адмирал): краткая биография. Интересные факты из жизни адмирала Колчака. Золотой адмирал. Какие неразгаданные тайны окружают биографию Колчака

Гардемарин Колчак

На допросе перед расстрелом Колчак говорил о себе: «Я вырос в чисто военной семье. Отец мой, Василий Иванович Колчак, служил в морской артиллерии, был приемщиком Морского ведомства на Обуховском заводе. Когда он ушел в отставку в чине генерал-майора, он остался на этом заводе в качестве инженера... Там я и родился». Произошло это событие 4 (16) ноября 1874 года.

Своей необычной фамилией род Колчаков был обязан турку южнославянского происхождения Илиасу Колчаку-паше, коменданту крепости Хотин, захваченной русскими войсками в 1739 году.

Многие мужчины из рода Колчаков выбрали для себя военную стезю, не стал исключением и Александр. Он окончил Морской кадетский корпус и был произведен в мичманы. Его однокашник писал: «Колчак серьезностью мыслей и поступков внушал нам, мальчишкам, глубокое к себе уважение. Мы чувствовали в нем моральную силу, которой невозможно не повиноваться; чувствовали, что это тот человек, за которым надо беспрекословно следовать. Ни один офицер-воспитатель, ни один преподаватель корпуса не внушал нам такого чувства превосходства, как гардемарин Колчак».

По окончанию корпуса Колчак ходил в плавания на крейсерах «Рюрик» и «Крейсер», при этом, помимо службы, он занимался исследованиями в области океанографии и гидрологии.

В декабре 1898 года Колчак был произведен в лейтенанты. Он зарекомендовал себя как блестящий офицер и вдумчивый ученый, и в 1900 году получил приглашение из Академии наук от барона Э. В. Толля принять участие в его экспедиции.

21 июля 1900 года шхуна «Заря» отправилась по Балтийскому, Северному и Норвежскому морям к берегам Таймырского полуострова. Колчак терпеливо переносил все тяготы тяжелой экспедиции, зимовки в суровых условиях. Барон Толль писал: «Наш гидрограф Колчак не только лучший офицер, но он также любовно предан своей гидрологии. Эта научная работа выполнялась им с большой энергией, несмотря на трудность соединить обязанности морского офицера с деятельностью ученого». В честь Колчака был назван открытый Толлем остров и мыс.

Но «Заря» была раздавлена льдами. Было решено разделиться – Толь и магнитолог Зеберг отправились пешком к северу от Новосибирских островов, а остальные участники полярной экспедиции последовали к устью Лены и через Якутск и Иркутск вернулись в Петербург.

По прибытию в столицу Колчак доложил о решении Толля и его исчезновении. В 1903 году была организована экспедиция во главе с Колчаком по спасению полярного исследователя, в ходе которой выяснилось, что барон и его спутники погибли…

Верховный правитель

Когда Колчак возвращался из трагической полярной экспедиции, началась русско-японская война. Он получил назначение на миноносец «Сердитый», принимал участие в осаде Порт-Артура. Колчак был ранен и провел в плену 4 месяца.

После войны Колчак деятельно служил в Морском генеральном штабе, а также проектировал ледоколы «Таймыр» и «Вайгач». Последним Колчак командовал во время картографической экспедиции к Берингову проливу и мысу Дежнёва.

Когда началась Первая мировая война, Колчак разрабатывал и принимал участие в блестящих операциях, принесших ему славу, ордена и адмиральский чин.

Февральская революция внесла свои коррективы в карьеру адмирала, и в 1917 году Колчак был отстранен от командования. Он получил приглашение от американской миссии, и в качестве военного советника отбыл сначала в Англию, а затем в - США.

В 1918 году он прибыл в Россию, где совет министров «Директории» - объединённого антибольшевистского правительства, настоял на его провозглашении Верховным Правителем и Верховным Главнокомандующим вооруженных сил. Он стал лидером Белого движения, боролся с большевизмом, развернул наступление по всему Уралу, но потерпел крах – в силу множества причин, о которых до сих пор спорят историки. Но, так или иначе, реальность такова, что Колчак проиграл и поплатился за это жизнью – своей и множества людей – и большевиков и белогвардейцев...

Колчак передал власть Деникину и оказался под покровительством чехов-союзников. Но те предали адмирала и передали его большевикам - в обмен на свободный проезд по территории России...

15 января 1920 года Колчак был арестован в Иркутске. Допросы адмирала велись до 6 февраля, а 7 февраля Колчака расстреляли на берегу реки Ушаковки, а тело его сбросили в прорубь…

В советские времена Колчак стал сугубо отрицательной фигурой, все его заслуги перед отечеством были забыты.
В наши дни активно реабилитируется имя Колчака. Дума Таймырского автономного округа постановила вернуть имя Колчака острову в Карском море, на здании Морского корпуса в Санкт-Петербурге была открыта мемориальная доска, а в Иркутске - памятник адмиралу.

"Дорогая голубка моя"...

У многих людей особый интерес вызывает непростая личная жизнь Колчака. В 1904 году, после полярной экспедиции, Александр Васильевич обвенчался в Иркутске с Софьей Федоровной Омировой. Свадьба несколько раз откладывалась из-за экспедиций Колчака, но Софья терпеливо ждала жениха, которого очень любила. У них родилось две дочери, которые скончались в младенчестве, и сын Ростислав. Софья Владимировна безропотно сносила все тяготы жизни, переезды, постоянную разлуку с мужем.

Но судьба преподнесла ей тяжелый удар – в 1915 году Колчак познакомился с Анной Тимиревой, которую полюбил глубокой любовью.После революции Софья с сыном оказались в Париже, а Анна Тимирева провела с Колчаком последние месяцы его жизни и добровольно последовала под арест вместе с ним. И именно к ней были обращены последние строки адмирала: «Дорогая голубка моя, я получил твою записку, спасибо за твою ласку и заботы обо мне... Не беспокойся обо мне. Я думаю только о тебе и твоей участи... О себе не беспокоюсь - все известно заранее. За каждым моим шагом следят, и мне очень трудно писать... Пиши мне. Твои записки - единственная радость, какую я могу иметь. Я молюсь за тебя и преклоняюсь перед твоим самопожертвованием. Милая, обожаемая моя, не беспокойся за меня и сохрани себя... До свидания, целую твои руки».

После смерти Колчака Анна Тимирева жестоко расплатилась за свою любовь. Много лет она провела в тюрьмах и ссылках. В кратких промежутках между заключением перебивалась случайными заработками - была библиотекарем, маляром, чертежницей. Была реабилитирована в 1960 году. Консультировала Сергея Бондарчука при съемках фильма «Война и мир».

Умерла она в 1975 году. И все эти годы она продолжала любить Александра Колчака и писала ему стихи:

И каждый год cедьмого февраля
Одна с упорной памятью моей
Твою опять встречаю годовщину.
А тех, кто знал тебя, - давно уж нет,
А те, кто живы, - все давно забыли.
И этот, для меня тягчайший, день –
Для них такой же, как и все, -
Оторванный листок календаря.


Биография
Русский адмирал. Среди предков А.В. Колчака - Колчак-паша, плененный войсками Миниха при взятии Хотина в 1739, бугские казаки, потомственные дворяне Херсонской губернии; многие в роду Колчака служили в армии и на флоте. Отец Александра Васильевича Колчака - Василий Иванович - воспитывался в одесской гимназии Ришелье, затем служил в морской артиллерии; прошел курс в Институте корпуса горных инженеров, где изучал металлургию. На Обуховском заводе служил приемщиком Морского ведомства. Ушел в отставку в чине генерал-майора. В 1894 выпустил "Историю Обуховского завода, в связи с прогрессом артиллерийской техники", а в 1904 - книгу "Война и плен, 1853-1855 гг. Из воспоминаний о давно пережитом". Являлся франкофилом. Умер в 1913. Мать А.В. Колчака - Ольга Ильинична - родом из донских казаков и херсонских дворян (урожденная Посохова). Кроме Александра, родила двух дочерей, одна из которых умерла в детстве (на дочерей не везло и Александру Васильевичу: Татьяна, его первенец, прожила всего несколько дней; Маргарита, третья, и последняя, из его детей, скончалась в двухлетнем возрасте). При рождении Александра матери было восемнадцать. Умерла в 1894.
Александр Васильевич Колчак родился 4 ноября 1874. В 1888-1894 учился в Морском кадетском корпусе, куда перевелся из 6-й Санкт-Петербургской классической гимназии. Был произведен в мичманы. Кроме военного дела, увлекался точными науками и заводским делом: слесарить выучился в мастерских Обуховского завода, штурманское дело осваивал в Кронштадтской морской обсерватории.
В 1895-1899 на крейсерах "Рюрик" и "Крейсер" Колчак побывал в дальних заграничных плаваниях, в которых начал заниматься океанографией, гидрологией, картами течений у берегов Кореи, пытался самостоятельно изучить китайский язык, готовился к южнополярной экспедиции, мечтая продолжить работы Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, дойти до Южного полюса. К этому времени прекрасно владел тремя европейскими языками, хорошо знал лоции всех морей Земли. В 1900 произведен в лейтенанты. При подготовке к Русской полярной экспедиции (РПЭ), участвовать в которой ему предложил барон Э.В. Толль, Колчак изучал магнитологию в Павловской магнитной обсерватории, практиковался в Норвегии у Нансена. В 1900-1902 с "Зарей" прошел путь по арктическим морям (с двумя зимовками - по одиннадцать месяцев каждая). Во время зимовок совершал дальние - до 500 верст - поездки на собачьих нартах и на лыжах. Исполнял должности гидролога и второго магнитолога. Во время плавания под руководством лейтенанта Колчака проводились комплексные гидрологические исследования, после которых береговая линия западного Таймыра и соседних островов приобрела совершенно новые очертания на картах; один из вновь открытых у берегов Таймыра островов Толль назвал именем Колчака. После навигации 1902 "Заря", добравшаяся до бухты Тикси, была раздавлена льдами и экспедиция, снятая пароходом "Лена", через Якутск прибыла в декабре в столицу. Толль, ушедший с тремя спутниками к острову Беннетта по морскому льду, не вернулся и Колчак, прибыв в Петербург, предложил Императорской Академии наук организовать спасательную экспедицию к острову Беннетта на шлюпках. Когда Колчак выразил готовность возглавить предприятие, Академия дала ему средства и полную свободу действий.
В полярную экспедицию Колчак отправился женихом, затем, в период подготовки спасательной экспедиции, оказалось не до свадьбы, и Софья Омирова вновь осталась ждать своего жениха. В конце января на собаках и оленях поисковая экспедиция прибыла в Якутск, где тут же было получено известие о нападении японцев на Порт-Артур. Колчак телеграфировал Академии просьбу об отчислении в Морское ведомство и о направлении в район боевых действий. Пока решался вопрос о его переводе, Колчак с невестой перебрались в Иркутск, где в местном географическом обществе он сделал доклад "О современном положении Русской полярной экспедиции". В условиях начавшейся войны свадьбу решили далее не откладывать и 5 марта 1904 Александр Васильевич Колчак и Софья Федоровна Омирова обвенчались в Иркутске, откуда через несколько дней и разъехались. За участие в Русской полярной экспедиции Колчак получил орден Святого Владимира 4-й степени.
В Порт-Артуре Колчак служил вахтенным начальником на крейсере "Аскольд", артиллерийским офицером на минном заградителе "Амур", командиром эскадренного миноносца "Сердитый". На поставленной им к югу от Порт-Артура минной банке подорвался и погиб японский крейсер "Такасаго". В ноябре, после тяжелой пневмонии, перешел на сухопутный фронт. Командовал батареей морских орудий в вооруженном секторе Скалистых гор. Награжден орденом Святой Анны IV степени с надписью "За храбрость". 20 декабря, в момент сдачи крепости, из-за суставного ревматизма в очень тяжелой форме (последствие экспедиции на Север) оказался в госпитале. Попал в плен. Начав поправляться, был перевезен в Японию. Правительство Японии предложило русским военнопленным либо остаться, либо "вернуться на родину без всяких условий". В апреле-июне 1905 Колчак проделал путь через Америку в Петербург. За отличие под Порт-Артуром он был пожалован золотой саблей с надписью "За храбрость" и орденом Святого Станислава II степени с мечами. Врачи признали его совершенным инвалидом и отправили лечиться на воды; лишь через полгода он смог вернуться в распоряжение ИАН.
До мая 1906 Колчак приводил в порядок и обрабатывал экспедиционные материалы, была подготовлена книга "Лед Карского и Сибирского морей", напечатанная в 1909. 10 января 1906 на объединенном заседании двух отделений Императорского Русского Географического общества Колчак сделал сообщение об экспедиции на остров Беннетта, а 30 января Совет ИРГО присудил ему "за необыкновенный и важный географический подвиг, совершение которого сопряжено с трудом и опасностью", высшую награду ИРГО - Большую золотую Константиновскую медаль.
После событий 1905 года офицерский состав флота пришел в состояние упадка и деморализации. Колчак оказался среди небольшого числа тех морских офицеров, которые взяли на себя задачу воссоздания и научной реорганизации русского военного флота. В январе 1906 он стал одним из четверых основателей и председателем полуофициального офицерского Санкт-Петербургского Морского кружка. Вместе с другими его членами разработал записку о создании Морского Генерального штаба (МГШ) как органа, ведающего специальной подготовкой флота к войне. МГШ был создан в апреле 1906. Колчак, оказавшийся в числе первых двенадцати офицеров, выбранных из всего русского флота, был назначен заведывать Отделением русской статистики в МГШ. На основе предположения о вероятном нападении Германии в 1915, в МГШ была разработана военно-судостроительная программа, одним из главных составителей которой был Колчак.
В 1907 Главное гидрографическое управление Морского ведомства начало подготовку Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (ГЭ СЛО). Колчак разработал один из проектов этой экспедиции, при его активном участии происходил выбор типа судов для нее и наблюдение за постройкой ледокольных транспортов большого радиуса действия "Вайгач" и "Таймыр", строившихся на Невском судостроительном заводе в 1908-1909. В мае 1908 в чине капитана 2-го ранга Колчак стал командиром спущенного на воду "Вайгача", оборудованного специально для картографических работ. Весь экипаж экспедиции состоял из военных моряков-добровольцев, на всех офицеров возлагались научные обязанности. В октябре 1909 суда вышли из Петербурга, а в июле 1910 прибыли во Владивосток. В конце 1910 Колчак уехал в Петербург.
В 1912 Колчак назначается начальником Первого оперативного отдела МГШ, в его ведении - вся подготовка флота к ожидаемой войне. В этот период Колчак участвует в маневрах Балтфлота, становится специалистом в области боевых стрельб и в особенности минного дела: с весны 1912 он в Балтийском флоте - у Эссена, потом служил в Либаве, где была база Минной дивизии. В Либаве до начала войны оставалась и его семья: жена, сын, дочь. С декабря 1913-го Колчак - капитан 1-го ранга; после начала войны - флаг-капитан по оперативной части. Разработал первое боевое задание флоту - закрыть сильным минным полем вход в Финский залив (та самая минно-артиллерийская позиция Порккала-удд-остров Нарген, которую полностью с успехом, но не так быстро повторят моряки-краснофлотцы в 1941). Приняв во временное командование группу из четырех миноносцев, в конце февраля 1915 Колчак закрывает двумя сотнями мин Данцигскую бухту. Это была самая трудная операция - не только по военным обстоятельствам, но и по условиям плавания кораблей со слабым корпусом во льдах: тут вновь пригодился полярный опыт Колчака. В сентябре 1915 Колчак вступает в командование, сначала временное, Минной дивизией; одновременно в его подчинение переходят все морские силы в Рижском заливе. В ноябре 1915 Колчак получает высшую русскую военную награду - орден Святого Георгия IV степени. На Пасху 1916, в апреле, Александру Васильевичу Колчаку присваивают первый адмиральский чин.
После Февральской революции 1917 Севастопольский Совет отстраняет Колчака от командования, и адмирал возвращается в Петроград. Колчак получает приглашение от американской миссии, официально обратившейся к Временному правительству с просьбой командировать адмирала Колчака в США для сообщения сведений по минному делу и борьбе с подводными лодками. 4 июля А.Ф. Керенский дал санкцию на осуществление миссии Колчака и в качестве военного советника он отбывает в Англию, а затем в - США. Ответив согласием на предложение партии кадетов баллотироваться в Учредительное Собрание, Колчак возвращается в Россию, но октябрьский переворот задерживает его в Японии до сентября 1918. В ночь на 18 ноября в Омске произошел военный переворот, выдвинувший Колчака на вершину власти. Совет министров настоял на его провозглашении Верховным Правителем России, Верховным Главнокомандующим вооруженных сил и производстве полным адмиралом. В 1919 Колчак переносит Ставку из Омска в правительственный эшелон, - новой столицей назначается Иркутск. Адмирал останавливается в Нижнеудинске. 5 января 1920 он соглашается передать верховную власть генералу Деникину, а управление Восточной окраиной - Семенову, и переходит в чешский вагон, под покровительство союзников. 14 января совершается последнее предательство: в обмен на свободный проезд чехи выдают адмирала. 15 января 1920 в 9 часов 50 минут вечера по местному, иркутскому, времени Колчака арестовали. В одиннадцатом часу ночи под усиленным конвоем арестованных провели по торосистому льду Ангары, а дальше на автомобилях Колчака и его офицеров перевезли в Александровский централ. Иркутский ревком намеревался сделать открытый судебный процесс над бывшим Верховным правителем России и министрами его Российского правительства. С 22 января Чрезвычайная следственная комиссия начала допросы, продолжавшиеся до 6 февраля, когда остатки армии Колчака вплотную подошли к Иркутску. Ревком вынес постановление о расстреле Колчака без суда. 7 февраля 1920 в 4 часа утра Колчака вместе с премьером В.Н. Пепеляевым расстреляли на брегу реки Ушаковки и сбросилит в прорубь.
Среди произведений Александра Васильевича Колчака - "Лед Карского и Сибирского морей" (напечатана в 1909), "Служба Генерального штаба" (1912; цикл лекций об организации военно-морского командования)
__________
Источники информации:
"Милая, обожаемая моя Анна Васильевна...". Москва-1996. Издательская группа "Прогресс", "Традиция", "Русский путь"Проект "Россия поздравляет!" - www.prazdniki.ru

Не случись революции, Александр Васильевич Колчак, несомненно, стал бы гордостью России как полярный исследователь, ученый, флотоводец. На протяжении десятилетий это словосочетание «адмирал Колчак» воспринималось, с одной стороны, потерпевшими поражение в гражданской войне участниками «белого дела» с глубоким уважением, во всяком случае - с пониманием; с другой стороны, большевиками, красными, многими советскими людьми, воспитывавшимися на марксистско-ленинских принципах классовой нетерпимости с ненавистью или с резкой неприязнью. Белое движение ставило своей целью восстановление «единой и неделимой» России. Русский национализм белых совпал с неудержимо нараставшим местным национализмом на окраинах русского государства, где оказался центр борьбы с властью большевиков. Белое движение не имело вождя, авторитет которого признавался бы всеми, не имело руководителя, который понимал политический характер гражданской войны. Тем не менее, Колчак - лидер белого движения, и это несомненно. Трагическая судьба у этого великого человека, заслуги которого перед Родиной оказались стерты в долгой истории советского периода.

Александр Васильевич Колчак -- Верховный правитель России, выдающаяся личность с многогранным талантом и противоречивым характером. Русский адмирал, участник русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн, командующий Черноморским флотом (1916--1917 гг.), организатор белого движения в Сибири, Верховный правитель России (1918--1920 гг.). Участник экспедиций в Северном Ледовитом океане и Заполярье, действительный член Русского географического общества, автор статей по гидрологии и составитель карт моря и побережья. Награжден орденами Св. Георгия 4-й (1916 г.) и 3-й (1919 г.) степеней и др. орденами, большой Константиновской золотой медалью от Русского гидрографического общества.

Родился 4 ноября 1874 в семье морского офицера-артиллериста в Петербурге, в дворянской семье. Его отец, Василий Иванович Колчак, был уроженцем и потомственным дворянином Одессы, православным христианином. Отец его, в то время штабс-капитан, а впоследствии генерал-майор, был потомственным военным. Прадед будущего полководца Лука Колчак стал сотником Бугского казачьего войска, а отец Василий Иванович служил морским артиллеристом и вышел в отставку генерал-майором. Дядья по мужской линии имели высокие чины на флоте. Известен был и дворянский род матери, Ольги Ильиничны Посоховой, чей дед стал последним одесским градоначальником.

В детстве Колчак получил хорошее домашнее образование. В гимназии Саша проучился только три года и в 14 лет поступил в Морской кадетский корпус, который окончил вторым по успеваемости. Его успехи в обучении были отмечены премией адмирала П.И. Рикорда -- знаменитого мореплавателя и члена-корреспондента Академии наук. Послужной список Колчака состоит из двух частей: ратные деяния и научные экспедиции. Из морского корпуса он вышел в 1894 г. в звании мичмана. В следующем году Колчак был назначен помощником вахтенного начальника на броненосец «Рюрик» и совершил на нем плавание из Петербург во Владивосток. В 1896 г. его перевели вахтенным начальником на клипер «Крейсер», на котором он возвратился Петербург. Колчак вспоминал позже своей службе на «Рюрике» и «Крейсере»: «Это было первое мое плавание… Главная задача была чисто строевая на корабле, но, кроме того, я специально работал по океанографии и гидрологии. С этого времени я начал заниматься научными работами: «У меня была мечта найти Южный полюс; но я так и не попал в плавание на южный океан»Богданов К.А. Адмирал Колчак - биографическая повесть-хроника; Спб, 1993 с. 18 . Адмирал Цывинский, командовавший «Крейсером», вспоминал позже о мичмане Колчаке: «Это был необычайно способный и талантливый офицер, он обладал редкой памятью, владел прекрасно тремя европейскими языками, знал хорошо лоции всех морей, знал историю всех почти европейских флотов и морских сражений».

В 1898 г. Колчак был произведен в лейтенанты. Узнав, что барон Толль готовит высокоширотную экспедицию на китобойной яхте «Заря» (главной целью его был поиск легендарной Земли Санникова), Колчак обратился к академику Шмидту с просьбой принять его в экипаж. Ему предложили должность второго магнитолога с занятиями гидрологией. Чтобы подготовиться к возложенным на него обязанностям, Колчак попросил назначить его на работу в Главную физическую обсерваторию в Петербурге и Павловскую магнитную обсерваторию. Потом он уехал в Норвегию к Нансену для изучения новых методов магнитных измерений и для занятий гидрологией.

Экспедиция началась летом 1900 г. и продолжалась три года. Она была очень тяжелой. Первую зимовку Толль провел у острова Таймыр. Здесь Колчак проводил наблюдения над температурами и удельными весами поверхностного слоя морской воды, исследовал форму, состояние и толщину льда, участвовал в сборе ископаемых останков млекопитающих. Осенью 1901 г. «Заря» подошла к мысу Челюскина. Толль и Колчак совершили экспедицию на полуостров. За 41 день они в сильную пургу прошли 500 верст, причем Колчак постоянно вел съемку маршрута и магнитное наблюдение. Затем яхта по чистой воде двинулась к острову Беннета и начала поиски Земли Санникова к востоку от Новосибирского архипелага. На вторую зимовку экспедиция встала у западного берега острова Котельного в проливе Заря. Летом 1902 г. Толль стремя спутниками, с собачьими упряжками и байдарками отправился на исследование острова Беннета. Из этой экспедиции он предполагал вернуться самостоятельно. Тем временем «Заря», не сумев пробиться сквозь льды на север, добралась до устья Лены. Отсюда Колчак с частью экипажа через Якутск и Иркутск приехал в Петербург.

Поскольку в установленный срок барон Толль не вернулся, Академия наук стала снаряжать отряды для его поиска. Колчак возглавил один из них. Весной 1903 г. он по суше добрался до устья Лены, где стояла брошенная «Заря», и взял с нее один из хороших китобойных вельботов. Вместе с 16 спутниками, на собаках, тащивших на нартах вельбот, он перешел из устья Яны к острову Котельному, а летом на вельботе отправился к острову Беннета. Здесь Колчак нашел покинутое зимовье Толля и письмо, свидетельствующее о гибели всего отряда. Экспедиция эта проходила в чрезвычайно тяжелых условиях. Но все же он сумел добраться до Большой земли и доставил в столицу документы и геологические коллекции Толля. За мужество, проявленное в этой экспедиции, Колчак в 1903 г. был награжден орденом Святого Владимира. В 1905 г. Русское географическое общество наградило его большой Константиновской золотой медалью, а в феврале 1906 г он был избран в члены этого общества. Один из островов Карского моря был назван именем Колчака (в конце 30-х гг. его переименовали в остров Расторгуева).

Начало русско-японской войны застало Колчака в Якутске. В срочной телеграмме в Академию наук в январе 1904 г. он попросил разрешения выехать в Тихоокеанскую эскадру и получил согласие. В марте он женился на Софье Омировой, сдал дела своему помощнику Оленину и отправился в Порт-Артур. Вице-адмирал Макаров сначала назначил Колчака вахтенным начальником на крейсер «Аскольд», потом перевел на минный транспорт «Амур» и, наконец, сделал капитаном эсминца «Сердитый». Во время осады Порт-Артура этот эсминец совершил несколько смелых атак на японскую эскадру. Колчак был награжден орденом Святой Анны с надписью «За храбрость», золотой саблей с надписью «За храбрость» и орденом Святого Станислава с мечами за отличие. В ноябре 1904 г. его назначили командиром двух батарей на северо-восточном крыле обороны Порт-Артура. После капитуляции крепости, раненный, с тяжелой формой суставного ревматизма, Колчак оказался в плену у японцев, которые, впрочем, обошлись с ним очень мягко. Вместе с другими ранеными Колчаку было разрешено через США возвратиться в Россию. В апреле 1905 г. он уже был в Петербурге.

После долгого лечения и отдыха на водах Колчак вернулся в распоряжение Академии наук. До января 1906 г. он обрабатывал материалы полярной экспедиции и составил краткое описание плавания яхты «Заря». Когда было образовано Управление Морского Генштаба, Колчак занял в нем должность начальника статистического отдела, а потом отдела по разработке стратегических идей защиты Балтики. Одновременно он читал лекции в Морской академии и занимался научной деятельностью. В 1909 г. увидела свет его самая важная работа «Лед Карского и Сибирского морей», которая в дальнейшем на протяжении многих лет считалась важным пособием для любого полярника. Колчак мечтал совершить еще одну полярную экспедицию. В 1909 г. при его непосредственном участии строились ледокольные транспорты «Таймыр» и «Вайгач», перед которыми была поставлена задача пройти северным морским путем из Владивостока до Мурманска. Колчак был назначен капитаном «Вайгача». Осенью корабли отправились в плавание из Петербурга вокруг Европы и Азии в Тихий океан. Однако принять участие в полярном плавании Колчаку на этот раз не довелось. Летом 1910 г., когда суда прибыли во Владивосток, его срочно отозвали в столицу для разработки судостроительной программы. Вплоть до весны 1912 г. он занимался в Генштабе ее детализацией.

В 1912 г. Колчак вернулся в действующий флот. В апреле его назначил командиром эсминца «Уссуриец», а через год перевели на миноносец «Пограничник». В декабре 1913 г. Колчак был произведен в капитаны 1-го Ранга. После начала первой мировой войны он вновь сумел отличиться. В феврале 1915 г. четыре подчиненных ему миноносца произвели минирование моря у Данцига. На этих минах подорвались 23 германских корабля, в том числе 4 крейсера и 8 миноносцев. За эту и другие операции Колчак был награжден орденом Святого Георгия. Карьера его стремительно развивалась. В июне 1916 г. Колчак был произведен в контр-адмиралы, а через несколько месяцев назначен командующим Черноморским флотом с производством в вице-адмиралы. Явившись в Севастополь, Колчак сразу проявил себя энергичным командующим. Он немедленно вышел в море и напал на германский крейсер «Бреслау», который был принужден спасаться бегством. После этого начались работы по минированию прибрежных вод. Через месяц Колчак докладывал о результатах своего пребывания в должности командующего: «С первых дней... я принялся за приведение в порядок дел по минам заграждения, имея в виду постановку заграждения у Босфора... Делу этому в Черном море, видимо, не придавали серьезного значения... 10 дней тренировки и переборки мин наладили это дело, и новыми миноносцами была выполнена задача постановки заграждения и непосредственной близости Босфорских укреплений» Богданов К.А. Адмирал Колчак: Биографическая повесть-хроника; Спб, 1993 с. 25.

После Февральской революции 1917 Колчак первым на Черноморском флоте присягнул на верность Временному правительству. Весной 1917 года Ставка начала подготовку десантной операции для захвата Константинополя, но из-за разложения армии и флота эту мысль пришлось оставить. Колчак удостоился благодарности от военного министра Гучкова за быстрые разумные свои действия, которыми он способствовал сохранению порядка на Черноморском флоте.

Однако из-за пораженческой пропаганды и агитации, проникавших после Февраля 1917 г. в армию и флот под видом и прикрытием свободы слова, и армия, и флот стали двигаться к своему развалу. 25 апреля 1917 года Александр Васильевич выступил на собрании офицеров с докладом «Положение нашей вооружённой силы и взаимоотношения с союзниками». Кроме прочего Колчак отмечал: «Мы стоим перед распадом и уничтожением нашей вооружённой силы, [ибо] старые формы дисциплины рухнули, а новые создать не удалось».

Колчак требовал прекратить доморощенные реформы, основанные на «самомнении невежества», и принять формы дисциплины и организации внутренней жизни, уже принятые у союзников.

В июне 1917 года Севастопольский совет постановил разоружить офицеров, заподозренных в контрреволюции, в том числе, отобрать и у Колчака его Георгиевское оружие -- вручённую ему за Порт-Артур золотую саблю. Адмирал предпочёл выбросить клинок за борт со словами: «Газеты не хотят, чтобы у нас было оружие, так пусть идёт в море». В тот же день Александр Васильевич сдал дела контр-адмиралу В. К. Лукину. Через три недели водолазы подняли саблю со дна и вручили Колчаку, выгравировав на лезвии надпись: «Рыцарю чести адмиралу Колчаку от Союза офицеров армии и флота». В это время Колчак, наравне с Генерального штаба генералом от инфантерии Л.Г. Корниловым, рассматривался как потенциальный кандидат в военные диктаторы.

Именно по этой причине в августе А.Ф. Керенский вызвал адмирала в Петроград, где принудил его подать в отставку, после чего он по приглашению командования американского флота направился в США для консультирования американских специалистов об опыте использования русскими моряками минного оружия на Балтийском и Чёрном морях в Первую мировую войну. По словам Колчака существовала и иная, тайная, причина его поездки в США: «...адмирал Гленон совершенно секретно сообщил мне, что в Америке существует предположение предпринять активные действия американского флота в Средиземном море против турок и Дарданелл. Зная, что я занимался аналогичными операциями, адмирал Гленон сказал мне, что было бы желательно, чтобы я дал все сведения по вопросу о десантных операциях в Босфоре. Относительно этой десантной операции он просил меня никому ничего не говорить и не сообщать об этом даже правительству, так как он будет просить правительство командировать меня в Америку, официально для сообщения сведений по минному делу и борьбе с подводными лодками».

В Сан-Франциско Колчаку предложили остаться в США, обещав ему кафедру минного дела в лучшем военно-морском колледже. Колчак ответил отказом и отправился назад в Россию.

Прибыв в Японию, Колчак узнал об Октябрьской революции, ликвидации Ставки Верховного Главнокомандующего и начатых большевиками переговорах с немцами. Он ответил согласием на телеграмму с предложением свою кандидатуру в Учредительное собрание от кадетов и группы беспартийных по Черноморскому флотскому округу, однако его ответ был получен с опозданием. Адмирал выехал в Токио. Там он вручил британскому послу просьбу о приеме в английскую действующую армию. Посол, после консультаций с Лондоном, вручил Колчаку направление на Месопотамский фронт. По дороге туда, в Сингапуре, его настигла телеграмма русского посланника в Китае Кудашева, приглашавшего его в Маньчжурию для формирования русских воинских частей. Колчак поехал в Пекин, после чего приступил к организации русских вооруженных сил для защиты КВЖД. Однако из-за разногласий с атаманом Семёновым и управляющим КВЖД генералом Хорватом адмирал Колчак оставил Маньчжурию и выехал в Россию, намереваясь вступить в Добровольческую армию генералов Алексеева и Деникина.

Имя: Колчак Александр Васильевич

Государство: Российская империя

Сфера деятельности: Армия

Величайшее достижение: Адмирал Российской империи, командующий Черноморским флотом. Во время гражданской войны был провозглашен Верховным правителем Российского государства

Александр Колчак родился в 1874 году в семье военного инженера. Принимал успешное участие в Русско-японской и Первой мировой войне, имел награды.
В Гражданскую войну возглавил одну из армий белых, вел успешную борьбу с большевиками.
После расстрела императорской семьи был провозглашен Верховным правителем Российского государства.
После предательства чехами Александр Колчак был расстрелян в ночь на 7 февраля 1920 года.

Александр Васильевич Колчак – русский военный, ученый, Верховный Главнокомандующий Русской армией. Участвовал в Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войнах, проявив себя как яркий представитель и лидер Белого движения.

Ранняя карьера и научная деятельность

Александр Колчак родился в 1874 году в семье военного инженера. Сначала учился в подготовительной школе, но через три года поступил в Морское училище. Учился Александр охотно и прилежно, выделяясь на фоне других учеников. Впервые Колчак вышел в море в 1890 году на корабле “Князь Пожарский”. В 1896-99 годах он служил на корабле “Крейсер” вахтенным учителем, параллельно проводя гидрологические исследования. Во время Русской полярной экспедиции 1900-1902 годов Колчак руководил гидрологическими работами, занимался определениями координат и маршрутной съемкой на пути следования.

Во время экспедиции на полуостров Таймыр, по заметкам и исследованиям, сделанным Колчаком, удалось исправить устаревшую карту, составленную во время экспедиции Нансена 1893-96 годов.

Русско-японская война

В начале войны Колчака отправили командовать миноносцем “Сердитый”, однако молодой и энергичный юноша рвался в самый центр сражения. 1 мая миноносец “Сердитый”, возглавляемый Колчаком, участвовал в операции по уничтожению японских броненосцев “Хацусэ” и “Ясима”, которая стала одной из самый громких побед эскадры. Во время службы на “Сердитом” Колчак, хоть и был далеко от основных военных действий, сослужил прекрасную службу, каждодневно проводя рейды и расставляя мины, затопившие не один японский корабль. В октябре Колчак по собственной инициативе написал рапорт о переводе на сушу по состоянию здоровья.

В одном из сражений Колчак был ранен и тяжело заболел. Госпиталь с офицерами, включая Колчака, был эвакуирован из захваченного японцами Порт-Артура в , где раненным предложили врачебную реабилитацию в Японии, либо отъезд обратно в Россию. Все без исключения офицеры выбрали второе.

Активная позиция и хорошая служба Колчака были отмечены рядом наград, в числе которых – орден Святого Владимира, Георгиевская шашка и прочие.

Александр Колчак принимал активное участие в проведении военных реформ и модернизации флота. В частности, он выступил одним из авторов судостроительной программы, по которой строились маневренные и быстрые вооруженные корабли. Колчак также был преподавателем в Николаевской морской академии.

Первая мировая война

В первое время Колчак служил в качестве флаг-капитана, придумывая военные стратегии и стараясь по максимуму участвовать в активных боевых действиях. В феврале 1915 года Колчак и находившиеся в его подчинении четыре миноносца установили в Данцигской бухте около 200 мин. В скованном льдом море Колчаку пришлось использовать весь свой опыт арктических экспедиций. Мины, установленные полудивизионом Колчака, подорвали силы немецкого флота настолько, что, по словам современников, Генрих Прусский даже вынужден был издать указ, по которому немецкие корабли не могли выходить в море, пока не будет разработано эффективное противоминное орудие.

В сентябре 1915 Колчак заменяет травмированного П.Л. Трухачева на посту начальника Минной дивизии. В результате вылазки в тыл врага, которую Колчак возглавил лично, лагерь противника был разгромлен.

В июне 1916 года Колчака назначили командующим Черноморским флотом. Вскоре после его вступления в должность, поступили данные о пребывании в Черном море немецких крейсеров “Бреслау” и “Гёбен”. Оба судна были в кратчайшие сроки ликвидированы, а немецкие крейсера теперь опасались находиться вблизи от российского побережья. К тому же, теперь у берегов Турции постоянно патрулировали русские крейсеры, сводя возможность неожиданной атаки противника практически к нулю. Энергичный и талантливый адмирал вскоре провел “чистку” в командном составе и заставил всех работать так, как до него не работал никто.

Пытаясь реализовать планы по модернизации флота и прекращении неприятельского судоходства, Колчак наткнулся на серьезную проблему: князь Николай Николаевич-младший придерживался мнения, что флот – лишь подспорье к сухопутной армии и, следовательно, всегда должен находится в его (князя) подчинении, что делало невозможным осуществление плана Колчака по вытеснению противника с российского водного пространства. Адмирал, однако, не подчинялся князю напрямую, и ограничился охраной Кавказского фронта, во главе которого стоял Николай Николаевич. Главнокомандующий Черноморским флотом очень быстро снискал популярность – как на родине, так и за рубежом. Многолетний опыт, незаурядный ум и способность принимать невероятные по эффективности решения привели к тому, что вражеские судна долгое время вообще не появлялись в месте боевых действий – Черном море.

Революция 1917 года и отъезд из России

Колчак встретил с неодобрением. Он до конца поддерживал императора, несмотря на возможное отречение от престола, к которому, к слову, склонялись братья – князь Николай Николаевич–младший и князь Николай Николаевич–старший. Должность командующего Черноморским флотом Колчак сохранил и после революции. Опасаясь повторения трагичных событий на Балтийском флоте, когда солдатами-революционерами были убиты офицеры, Колчак выступил автором ряда приказов, направленных на снижение накала ситуации. В частности, одним из таких приказов было освобождение политических заключенных и роспуск полицейских и жандармерии.

Во избежание беспорядков Колчак до последнего старался сохранять образ человека, верного революции. Однако недовольство солдат своими командующими возрастало. В 1917 году Колчак получил предложение о сотрудничестве от военно-морского командования США и с разрешения властей отбыл в Штаты.

Там он провел два месяца, проводя консультации по минам и посещая учения флота. Делегация во главе с Колчаком возвращалась в Россию из США через Японию.

Находясь в Японии, Колчак узнает, что свергнуто, пришли к власти, а Россия признала поражение в , подписав Брест-Литовский договор. Поступив на службу в британский флот, Колчак получает задание: отправиться в Сибирь и присоединиться к антибольшевистским силам. Инициатива этого предприятия исходила от посла России в Китае князя Николая Александровича Кудашева, которому удалось убедить британские власти. Но задуманное объединение военных сил в регионе осуществить не удалось. В июне 1918 года Александр Колчак отправляется в Японию, где проводит ряд встреч с представителями Японии, Франции, Великобритании. Затем он едет во Владивосток, а оттуда - на юг, чтобы отыскать семью и присоединиться к Добровольческой армии белых.

Армия Колчака

В ходе вооруженного восстания в Омске адмирал, авторитет которого не померк на фоне революционных событий, был провозглашен Верховным правителем Российского государства. Страны-члены и США также признали в Колчаке правителя, однако отношения с этими государствами складывались непростые: помимо основного врага – , силам Колчака предстояло противостоять и посягательствам Франции и Великобритании на суверенитет.

Расстрел Колчака

4 января 1920 года, после разгрома Белой Армии красногвардейцами, Колчак решил уйти в отставку в пользу , эвакуировавшись из Омска со своим генштабом. Во время пути поезда Колчака, в том числе и золотой запас России, уперлись в эшелоны чехов, которые впоследствии и сдали его большевикам. В тот же день между большевиками и чехами было подписано мирное соглашение.

Александр Колчак был расстрелян в ночь на 7 февраля 1920 года вместе с Председателем Совета Министров Пепеляевым.

Память

В советском искусстве Колчак изображался как отрицательный персонаж, но для сторонников царского режима в изгнании он был, безусловно, культовой фигурой. Интерес к Колчаку вспыхнул с новой силой с открытием ему мемориала в Иркутске в 2004 году. Кроме того, в 2008 году был выпущен художественный фильм под названием «Адмирал» режиссера Андрея Юрьевича Кравчука, где роль адмирала Колчака исполнил Константин Хабенский.

Современные оценки деятельности Колчака неоднозначны. С одной стороны, Колчак – талантливый ученый, исследователь и настоящий виртуоз морского дела, истинный патриот, сослуживший незаменимую службу отечеству и внесший неоценимый вклад в историю развития русского флота. С другой стороны, Колчак и люди в его подчинении отличались особой жестокостью как в боевых действиях, так и вне оных. Частым явлением были массовые расстрелы несогласных с политикой и решениями стремящегося свергнуть большевиков адмирала. Как бы то ни было, его вклад в историю и науку неоценим и он, несомненно, запомнится как яркая и талантливая личность.

Колчак Александр Васильевич (1874- 1920), российский адмирал (1916 г.), один из руководителей Белого движения.

Родился 16 ноября 1874 г. в Петербурге в семье инженера, отставного генерал-майора морской артиллерии.

В 1894 г. Колчак окончил Морской кадетский корпус; в 1900-1902 гг. участвовал в полярной экспедиции Петербургской академии наук.

Во время русско-японской войны 1904- 1905 гг. командовал эскадренным миноносцем, минным заградителем, а затем батареей в Порт-Артуре; был в плену.

После войны Колчак с группой морских офицеров готовил предложения по реформе российского морского флота. В 1914 г. его назначили начальником оперативного отдела Балтийского флота, а в июле 1916 г. - командующим Черноморским флотом в чине контр-адмирала. 9 июня 1917 г., в ответ на требование судового комитета сдать личное оружие, Колчак со словами «Не вы мне его вручили, не вы и возьмёте!» выбросил в море золотую саблю с надписью «За храбрость». На следующий день он был отозван в Петроград и командирован в США как специалист по минному делу.

В конце 1917 г. Колчак прибыл на Дальний Восток. Направляясь в Добровольческую армию, он задержался в Омске и 4 ноября 1918 г. был назначен министром обороны новообразованного Всероссийского временного правительства.

18 ноября, после военного переворота в Омске, адмирал, благодаря своему огромному авторитету, был провозглашён «верховным правителем Российского государства». В этом качестве его признали правительства стран Антанты и США, но отношения с союзниками не складывались. Главной целью Колчака стала вооружённая борьба с большевиками, однако ему также приходилось обуздывать союзников в их посягательствах на суверенные права России.

После разгрома Восточной белой армии адмирал 4 января 1920 г. передал свои полномочия А. И. Деникину. Войска Чехословацкого корпуса, которыми командовал главный офицер союзных сил в Сибири французский генерал Жанен, передали Колчака временному эсеро-меньшевистскому «Политическому центру» в Иркутске в обмен на свободный проезд до Владивостока.

Чуть позже адмирал оказался в руках большевиков.

    Спасибо, это лучшее, что я нашёл по запросу. Красавчики, оперативно!