Индейские вожди. Вот как на самом деле выглядели знаменитые индейские вожди

Вероятно, слышали о нескольких выдающихся исторических деятелях страны США. Но как насчет истории тех, кто был там раньше? Даже многие американцы очень мало знают об истории коренных американцев.

Одним из многих упущенных аспектов истории коренных американцев является длинный список исключительных людей, которые были вождями различных племен. Вот семь величайших руководителей и лидеров коренных американцев.

7. Текумсе

Dоенный лидер Шауни, Текумсе родился в Долине Огайо примерно в 1768 году. Примерно в возрасте 20 лет он начал совершать рейды со старшим братом, путешествуя в различные приграничные города в Кентукки и Теннесси. После ряда поражений он уехал в Индиану, подняв группу молодых воинов и стал уважаемым военачальником. Один из его младших братьев подвергся серии видений и стал религиозным пророком и смог точно предсказать солнечное затмение.

Используя способности своего брата в своих интересах, Текумсе быстро начал объединять ряд разных народов в поселение, известное как Пропетстаун, более известный в Соединенных Штатах как Типпекано. Однажды, в то время как Текумсе отсутствовал в вербовой поездке, будущий президент США Уильям генри харрисон начал внезапную атаку убив почти всех.

Разозлившись на такое обращение со своими людьми со стороны США, Текумсе объединил свои силы с Великобританией, когда началась война 1812 года. Однако он умер в битве при Темзе 5 октября 1813 года. Хотя он был постоянным врагом для них, американцы быстро превратили Текумсе в народного героя, оценив его впечатляющие ораторские навыки и храбрость его духа.

6. Геронимо


Пожалуй, самый известный лидер индейцев всех времен, Геронимо был медиком в группе Бедонкой в ​​Чирикахуа. Родившийся в июне 1829 года, он быстро адаптировался к образу жизни Апачей. Будучи мальчиком, он проглотил сердце своего первого успешного охотничьего убийства и уже провел четыре отдельных рейда до 18 лет. Как и многие его люди, он сильно пострадал от рук «цивилизованных» людей вокруг него, Мексиканцы, которые все еще контролировали землю, убили его жену и трех маленьких детей.

В 1848 году Мексика уступила контроль над обширными участками земли, включая территорию Апача, в Договоре Гваделупской Идальго. Это предшествовало почти постоянному конфликту между новыми американскими поселенцами и племенами, которые жили на земле. В конце концов, Геронимо и его люди были выгнаны с земли своих предков и помещены в оговорку в бесплодной части Аризоны, на что великий лидер глубоко возмущался. В течение следующих десяти лет он возглавлял ряд успешных прорывов, травил упорно армии США. Кроме того, он стал знаменитостью своих смелых побегов, играя на публичной любви к Дикому Западу.

5. Crazy Horse


Страшный воин и лидер Oglala Sioux, Crazy Horse родился около 1840 года в современной Южной Дакоте. С момента его рождения напряженность между американцами и сиу увеличивалась. В августе 1854 года вождь сиу по имени Завоевавший медведь был убит белым солдатом. В отместку сиу убили лейтенанта вместе со всеми 30.

Используя свои знания как боевика-партизана, Crazy Horse был проблемой для армии США. Самая запоминающаяся битва, в которой участвовал Crazy Horse, — битва Маленького Бигхорна, борьба, в которой Кастер и его люди потерпели поражение. Однако к следующему году Crazy Horse сдался. Политика выжженной земли армии США оказалась слишком большой для его людей. В плену он был убит штыком, предположительно планируя убежать.

4. Вождь Сиэтл


Родившийся в 1790 году, Сиэтл жил в нынешнем штате Вашингтон, поселившись вдоль Пьюджет-саунда. Начальник двух разных племен благодаря своим родителям изначально был очень рад поселенцам, которые начали прибывать в 1850-е годы, как и они ему. Фактически, они основали колонию в заливе Эллиот. Однако некоторые из других местных племен возмущались посягательством американцев, и начались насильственные конфликты, что привело к нападению на небольшое поселение в Сиэтле.

Шеф Сиэтл чувствовал, что его люди в конечном итоге будут изгнаны из каждого места этими новыми поселенцами, но они понимали, что насилие только ускорит процесс.

Удовлетворительный факт: речь, с которой большинство людей ассоциируется с шефом Сиэтлом, в котором он уделяет большое внимание потребностям человечества в заботе об окружающей среде, полностью сфабрикована. Это было написано человеком по имени д-р Генри А. Смит в 1887 году.

3. Кошице


Почти ничего не известно о детстве одного из величайших вождей Апачи в истории. На самом деле, никто не уверен, когда он родился. Он был относительно высок для того времени, он был ростом не меньше 180 сантиметров, создавая очень внушительную фигуру. Лидер племени Чирикахуа Кохиз привел своих людей к ряду набегов, иногда против мексиканцев, а иногда и против американцев. Однако это были его нападения на США, которые привели к его кончине.

В 1861 году рейдерская партия другого племени апачей похитила ребенка, а племя Кошизы было обвинено в акте относительно неопытного офицера армии США. Хотя они были невиновными, попытка арестовать коренных американцев, которые пришли поговорить, закончилась насилием, одним выстрелом к ​​смерти, и Кошице убежал из палатки собрания, прорезав отверстие в стороне и убежал. Последовали различные акты пыток и казни с обеих сторон, и это, казалось, не имело конца. Но началась Гражданская война в США, и Аризона осталась в Апачи.

Менее чем через год, армия вернулась, вооруженная гаубицами, и они начали уничтожать племена. Почти десять лет Кошице и небольшая группа бойцов прятались среди гор, совершая набег при необходимости и уклоняясь от захвата. В конце концов, Кошице была предложена огромная часть Аризоны в качестве оговорки. Его ответ: «Белый человек и индейцы должны пить одну и ту же воду, есть один и тот же хлеб и быть в мире и согласии». К сожалению, Кошице не мог увидеть плоды своего труда, так как он серьезно заболел и умер в 1874 году.

2. Сидящий Бык


Святой человек из Hunkpapa Lakota, Сидящий Бык родился в 1831 году, где-то в современной Южной Дакоте. В юности он был ярым воином, совершившим свой первый набег еще в 14 лет. Его первая жестокая встреча с американскими войсками была в 1863 году. Именно эта храбрость привела к тому, что он стал вождем всей Лакоты в 1868 году Хотя небольшие конфликты между Лакотой и США продолжались в течение десятилетия, только в 1874 году началась полномасштабная война. Причина: золото было найдено в священных Черных холмах Южной Дакоты.

Насилие завершилось коалицией коренных американцев, противостоявшей американским войскам во главе с Кастером в вышеупомянутой битве при Литл-Бигхорне. Позже в этот прибыло еще подкрепление, и Сидящий Бык убежал в Канаду. Голодание в его народе в конечном счете привело к соглашению с США, после чего они были перевезены в резервацию. Вскоре вспыхнула перестрелка между полицией и его сторонниками, и Сидящий Бык был убит.

1. Мангас-Колорадас


Свекровь Кошизе и один из самых влиятельных вождей 1800-х годов Мангас Колорадас был членом Апачи. Рожденный незадолго до начала века, он считался необычайно высоким и стал лидером своей группы в 1837 году, после того как его предшественник и многие из их группы были убиты. Они умерли, потому что Мексика предлагала деньги для скальпов американских индейцев. Будучи преисполнен решимости не допустить, чтобы это осталось безнаказанным, Мангас-Колорадас и его воины начали убивать всех жителей города Санта-Рита.

Когда США объявили войну Мексике, Мангас-Колорадас видел их в качестве спасителей своего народа, подписывая договор с американцами, позволяя солдатам проходить через земли Апачи. Однако, как это обычно бывает, когда золото и серебро были обнаружены в этом районе, договор был отброшен. К 1863 году США летели под флагом перемирия, якобы пытаясь прийти к мирному соглашению с великим вождем. Однако его предали, убили под ложным предлогом, что он пытался убежать, а затем искалечен после смерти.

Граф де Болье даже не подозревал, беспечно готовясь закурить сигару, что зажженная им спичка мгновенно превратит его в предмет ужаса для индейцев.

Но едва граф понял могущество того оружия, которое случай вложил ему в руки, он решил немедленно воспользоваться суеверным невежеством краснокожих.

Наслаждаясь в душе своим торжеством, граф нахмурил брови и, увидев, что краснокожие пришли в себя настолько, чтобы слушать его, заговорил повелительным тоном, который всегда действует на толпу людей, подражая напыщенным оборотам речи и выразительным телодвижениям краснокожих:

Пусть мои братья откроют уши! Слова, исходящие из моей груди, должны быть услышаны и поняты всеми вами. Мои братья люди простые, способные заблуждаться. Истина должна входить в их сердца, как железный клин. Моя благость велика, потому что я могуч. Я не покарал моих братьев, когда они осмелились дотронуться до меня руками, я только показал им свое могущество. Я - великий врачеватель бледнолицых. Мне известны все тайны самого искусного врачевания. Стоит мне захотеть, и птицы небесные вместе с рыбами из реки придут воздать мне поклонение, потому что во мне - сам Повелитель Жизни, и это он дал мне свой жезл врачевания… Слушайте, что я скажу, краснокожие, и запоминайте! Когда родился первый человек, он гулял по берегам Меша-Шебе и повстречал Повелителя Жизни. Повелитель Жизни приветствовал его словами: «Ты мой сын». - «Нет, - ответил первый человек, - мой сын - ты, и я докажу это, если ты мне не веришь. Мы сядем рядом и воткнем в землю наши жезлы врачевания; кто первый встанет, тот будет младший и сын другого». Они сели и долго смотрели друг на друга. Наконец Повелитель Жизни побледнел, упал, и его тело отпало от костей. Тут первый человек радостно вскричал: «Наконец-то он действительно умер!» Так они оставались десять раз по десять лун и еще вдесятеро более того, а так как по истечении этого времени даже кости Повелителя Жизни совсем побелели, то первый человек встал со словами: «Теперь нет никаких сомнений - он действительно умер». Он взялся за жезл врачевания Повелителя Жизни и вынул его из земли. Но Повелитель Жизни мгновенно поднялся, отнял у первого человека свой жезл и сказал: «Стой! Я тут, я твой отец, и ты мой сын!» И тогда первый человек признал его за отца. Но Повелитель Жизни тогда прибавил: «Ты мой сын, первый человек, ты умереть не можешь. Возьми мой жезл врачевания. Когда я захочу говорить с моими краснокожими детьми, я пошлю к ним тебя»… Вот этот жезл врачевания. Готовы ли вы исполнять то, что я прикажу?

Эти слова, сказанные тоном глубокого убеждения, при том, что легенда, приведенная графом, считалась непреложной, всем известной истиной, были приняты с полнейшей верой индейцами, которых чудо с горящей спичкой уже рас-

положило к легковерию. Ониответили с глубокой почтительностью:

Пусть наш отец говорит. То, чего он хочет, хотим и мы. Не его ли мы дети?

Отойдите, - сказал граф. - Я буду говорить только с вашим вождем.

Серый Медведь выслушал речь графа с величайшим вниманием. Проницательный наблюдатель порой мог бы уловить на его лице мимолетную тень недоверия, но тотчас опять отгоняемую удовольствием, которое блистало в его глазах с тонким и умным взором. Он рукоплескал не меньше, а даже, скорее, больше своих воинов, когда граф наконец замолчал. Услышав, что он хочет говорить только с вождем, индеец слегка улыбнулся, движением руки отстранил краснокожих и подошел к графу с непринужденностью и внутренней свободой, которые невольно бросались в глаза.

В молодом вожде сказывалось врожденное благородство, которое нравилось с первого взгляда, влекло к нему и внушало невольное уважение.

Черноногие, почтительно склонив головы, спустились с холма и уселись на землю в ста ярдах от стана охотников.

Импровизированное красноречие графа де Болье изумило его спутников ничуть не меньше, чем индейцев. Меткая Пуля и Ивон Керголе ничего не понимали. Индейская мудрость молодого человека окончательно сбила их с толку. С живейшим нетерпением они ждали развязки сцены, ни цели, ни значения которой не могли угадать.

Оставшись с глазу на глаз - охотник и бретонец также отошли в сторону - француз и индеец с минуту пристально и несколько озабоченно всматривались друг в друга.

Но при всех усилиях белого угадать чувства человека, который находился перед ним, ему пришлось сознаться, что он имел дело с одной из тех сильных натур, которые не дают возможности прочесть что-либо в их наружности и во всех случаях жизни вполне владеют собой; более того, пристальный взгляд и металлический блеск в глазах индейца заставили графа втайне почувствовать некоторую неловкость, и он поспешил положить ей конец, заговорив, чтобы таким образом противодействовать обаянию, которому поддавался против своей воли.

Вождь, - сказал он, - теперь ваши воины удалились…

Серый Медведь остановил его движением руки и, изящно поклонившись, сказал по-французски с таким чистым произношением, что уроженец берегов Сены мог бы позавидовать ему:

Виноват, что перебиваю вас, граф, просто я подумал, что с непривычки вам утомительно говорить на нашем наречии. Не предпочитаете ли вы говорить по-французски? Кажется, я достаточно неплохо владею этим языком, чтобы понять вас вполне.

Что такое?! - вскричал граф с невольным жестом изумления.

Земля, внезапно разверзшись у его ног, не поразила бы его большим ужасом, чем этот дикарь в костюме черноногих, с лицом, расписанным четырьмя разными красками, который вдруг заговорил на его родном языке без малейшего акцента.

Серый Медведь как будто не замечал остолбенения собеседника и хладнокровно продолжал:

Простите меня, граф; быть может, я употребил выражения, которые произвели на вас неприятное впечатление своей пошлостью, но мне служит извинением то, что в наших краях так редко выпадает случай говорить по-французски.

Изумление графа де Болье все возрастало. Он не знал, наяву все это с ним происходит или ему снится кошмарный сон. То, что он слышал, казалось ему до такой степени невероятным и непостижимым, что он не находил слов, чтобы выразить свои впечатления.

Да кто же вы, наконец? - вскричал он, когда овладел собой настолько, чтобы отвечать.

Я? - небрежно переспросил Серый Медведь. - Как видите, граф, я бедный индеец, и ничего больше.

Но это невозможно! - возразил молодой человек.

Уверяю вас, я говорю чистую правду… Ну, - прибавил он с пленительной непринужденностью, - если вы находите меня немного менее… как бы это выразиться?.. невежественным, не ставьте же мне это в вину, граф; так уж получилось в связи с некоторыми обстоятельствами, независимыми от моей воли. Когда-нибудь я расскажу вам о них, если вы найдете в том удовольствие.

Граф де Болье, как мы уже говорили, был человек сильной воли; мало находилось вещей, способных его взволновать. Итак, после первого сильного впечатления он вооружился мужеством и, уже вполне владея собой, принял как должное то положение, в которое случай поставил его таким странным образом.

Ей-Богу! Встреча прелюбопытная и даже озадачила меня! - воскликнул он со смехом. - Простите мне мое недостойное изумление, когда я услышал, что вы говорите по-французски. Я был далек от мысли, что в шестистах милях от цивилизованных земель встречу человека с такими приятными манерами, и признаться, в первую минуту я совсем растерялся.

Вы мне льстите, граф, верьте моей признательности за ваше доброе мнение обо мне; но позвольте теперь вернуться к нашему делу.

Ей-Богу! Я так поражен тем, что со мной случилось, что совсем забыл, на чем мы остановились.

Не беда, я вам напомню. После прекрасной речи, которую вы держали перед нами, вы изъявили желание переговорить со мной с глазу на глаз.

Гм! - с улыбкой заметил граф. - Должно быть, я казался вам чрезвычайно смешон со своей легендой, и особенно со своим чудом зажженной спички, но мне даже в голову не приходило, что я имею подобного вам слушателя.

Серый Медведь грустно покачал головой, легкое облако печали на мгновение омрачило его лицо.

Нет, - сказал он, - вы поступили, как и следовало поступить в подобном случае; но пока вы говорили, граф, я думал о бедных индейцах, погруженных в глубокую невежественность, и спрашивал себя, есть ли надежда поднять их нравственный и культурный уровень, прежде чем белые успеют окончательно истребить их.

Вождь произнес эти слова с такой сердечной скорбью и вместе с тем с такой ненавистью, что граф был невольно тронут при мысли, как жестоко должен страдать этот человек с пламенной душой, видя упадок своего племени.

Не унывайте! - с участием произнес граф, протягивая вождю руку.

Не унывать! - с горечью повторил индеец, тем не менее пожимая поданную ему руку. - Эти слова я слышу после каждой своей неудачи из уст того, кто заменил мне отца и, к несчастью, сделал меня тем, кто я есть.

Воцарилось минутное молчание. Каждый из собеседников размышлял про себя.

Наконец индеец поднял голову.

Послушайте, граф, - сказал он, - между некоторыми людьми иногда возникает некое неуловимое чувство, против воли связывающее их друг с другом. За те шесть месяцев, что вы путешествуете по прериям, я ни на минуту не терял вас из вида. Вы давно уже поплатились бы жизнью, если бы я не взял вас под свое тайное покровительство… О! Не стоит меня благодарить! - вскричал он с живостью, заметив, что граф пытается что-то сказать. - Я делал это скорее для собственной пользы, чем для вашей. Мое признание изумляет вас, не правда ли? Однако это правда. Позвольте сказать еще, что я имею на вас виды, которые открою вам через несколько дней, когда мы ближе узнаем друг друга. Теперь же я буду повиноваться вам во всем, что вы пожелаете; в глазах моих соплеменников я сохраню вам чудесное сияние, которым увенчано ваше чело. Вы хотите, чтобы американских переселенцев оставили в покое? Очень хорошо! Ради вас я пощажу эту породу ехидн, а взамен попрошу вас об одной услуге.

Говорите.

Когда вы удостоверитесь, что люди, которых вы хотите спасти, находятся в безопасности, мы с вами отправимся в мое селение - это мое самое горячее желание. И большого труда вам это не будет стоить, так как мое племя раскинуло свой стан на расстоянии суток езды отсюда.

Согласен, я принимаю ваше предложение, вождь, и поеду с вами куда пожелаете, но только тогда, когда буду уверен, что белые люди больше не нуждаются в моей помощи.

Решено… Да! Еще одно слово.

Говорите.

Для всех, даже для ваших товарищей, я должен быть таким же индейцем, как и все другие.

Вы требуете этого?

Для нашей общей пользы. Нечаянно оброненное слово, малейшая неосторожность могут погубить нас обоих. Ах! Вы еще не знаете краснокожих, - прибавил вождь с печальной улыбкой, которая однажды уже заставила графа сильно задуматься.

Очень хорошо, - ответил он, - будьте спокойны, я не забуду вашего предостережения.

Теперь я призову назад своих воинов, если вы не имеете ничего против. Слишком продолжительное совещание может возбудить их зависть.

Распоряжайтесь, как считаете нужным, я предоставляю это вам и сам отдаюсь в вашу власть.

Вы не раскаетесь в этом, - любезно ответил индеец. Пока вождь отправился к индейцам, граф подошел к двум

своим товарищам.

Ну что? - спросил Меткая Пуля. - Удалось вам чего-нибудь добиться от этого человека?

Стоило мне только сказать несколько слов. Охотник взглянул на него насмешливо.

Что-то я не считал его таким уж податливым, - заметил он.

Почему же, приятель?

Гм! Он известен в прерии, я-то знаю его очень давно.

И какая же о нем идет слава? - невзначай спросил граф, который был не прочь услышать отзывы о человеке, в высшей мере возбуждавшем его любопытство.

Меткая Пуля как будто колебался.

Разве вы боитесь говорить прямо на эту тему?

С какой стати мне бояться? Напротив, не считая того дня, когда он хотел сжечь меня живьем - а это легкое недоразумение между нами я прощаю ему от всего сердца, - наши отношения всегда были самыми лучшими.

Тем более, - со смехом вставил граф, - что, кроме того случая, вы никогда и не встречались, насколько мне известно, за исключением нынешней встречи.

Именно это я и хотел сказать. Видите ли, между нами говоря, Серый Медведь из числа тех индейцев, которым лучше никогда не попадаться на пути; он точно сова: встреча с ним предвещает несчастье.

Черт возьми! Вы меня пугаете, Меткая Пуля!

Тогда договоримся, что я вам ничего не говорил, - быстро возразил тот, - я предпочитаю молчать.

Быть может, но то немногое, что у вас вырвалось, признаться, сильно возбудило мое любопытство, и я не прочь узнать кое-что в придачу.

К сожалению, больше я ничего не знаю.

Однако вы сказали, что он известен. Разве о нем идет нехорошая молва?

Я не говорил этого, - возразил Меткая Пуля с некоторой сдержанностью. - Ведь вы знаете, господин Эдуард, индейские нравы не то, что наши, - что дурно у нас, то индейцы видят совсем в ином свете и…

Серый Медведь пользуется самой дурной славой, не правда ли? - перебил его граф.

Да нет же, уверяю вас! Это зависит, впрочем, от точки зрения, на которую становишься, чтобы судить о нем.

Прекрасно! А ваше личное мнение на его счет?

О! Ведь я человек маленький и простой… только мне сдается, что этот дьявол-индеец один хитрее всего своего племени, вместе взятого. Между нами будет сказано, он слывет колдуном, и соплеменники ужасно его боятся.

И только-то?

Впрочем, - небрежно продолжал граф, - мы еще успеем изучить его как следует, поскольку он просил меня посетить его селение и провести там несколько дней.

Охотник даже подпрыгнул от изумления.

Разумеется, вы не сделаете этого, граф?!

Не вижу к тому препятствий.

Надеюсь, вы сами воспрепятствуете этому и не сунетесь добровольно в волчью пасть.

Да объяснитесь вы, наконец, или нет? - вскричал граф с некоторым раздражением.

Боже мой! К чему мне объясняться? Разве вас чем-нибудь удержишь? Я уверен, что все мои слова будут напрасны. Да и поздно теперь, вождь уже возвращается.

Граф не смог сдержать досадливый жест, который не ускользнул от внимания краснокожего, в эту минуту действительно показавшегося на вершине холма.

Граф пошел к нему навстречу.

Ну что? - с живостью спросил он.

Мои воины согласны исполнить желание нашего бледнолицего отца. Если он сядет на лошадь и последует за нами, то лично убедится в честности наших намерений.

Я следую за вами, вождь, - ответил граф, сделав знак Ивону подвести ему лошадь.

Черноногие встретили трех охотников с очевидными изъявлениями радости.

Вперед! - приказал молодой человек. Серый Медведь поднял руку.

При этом сигнале индейцы сжали коленями бока лошадей, и те понеслись вихрем. Кто не видел собственными глазами, тот не может вообразить, что такое скачка индейцев. Ничто не может остановить краснокожих, никакое препятствие не заставит их свернуть с пути, они несутся по равнине подобно урагану, минуя рытвины, овраги и скалы с головокружительной быстротой.

Серый Медведь, граф де Болье и два его спутника скакали впереди, краснокожие воины следовали за ними. Вдруг вождь круто осадил своего коня и крикнул:

Все повиновались; точно по волшебству, лошади встали как вкопанные и стояли неподвижно.

Почему мы остановились? - спросил граф. - Нам надо торопиться!

Не за чем, - спокойно ответил вождь, - пусть мой бледнолицый брат посмотрит вперед.

Граф наклонился и стал всматриваться вдаль.

Ничего не вижу… - пробормотал он.

Правда, я забыл, что у моего брата глаза бледнолицых, - заметил индеец, - через несколько минут он увидит.

Черноногие в тревоге толпились вокруг вождя, кидая на него вопросительные взгляды.

Но Серый Медведь оставался бесстрастен и упорно глядел вдаль, как будто отличал во мраке предметы, невидимые для всех, кроме него.

Ожидание индейцев длилось недолго. Вскоре на равнине показались всадники, мчавшиеся во весь опор.

Доскакав до отряда Серого Медведя, они остановились.

Что это такое? - спросил вождь строго. - Отчего мои сыновья бегут таким образом? Я вижу не воинов, а трусливых женщин!

При этом упреке индейцы смиренно склонили головы, но не отвечали.

Разве никто мне не скажет, что случилось? - продолжал Серый Медведь. - Отчего мои лучшие воины спасаются, как перепуганные лани? Где Длинный Рог?

Один воин выступил из тесных рядов товарищей.

Длинный Рог умер, - сказал он грустным голосом.

Он был мудрый и знаменитый воин и переселился в блаженные луга Повелителя Жизни охотиться с праведными воинами. Но когда он пал, почему же Черная Птица не взял в руки знамя вместо него?

Черная Птица тоже умер, - ответил воин печально. Серый Медведь нахмурил брови, и лоб его покрылся глубокими морщинами от усилия побороть свои чувства.

О-о-а! - вскричал он с горечью. - Бледнолицые дрались хорошо, их винтовки целили метко; пали два лучших вождя, но оставался еще Красный Волк, отчего же он не отомстил за товарищей?

Потому что он также пал, - мрачно произнес воин. Содрогание гнева пробежало по рядам краснокожих.

О-о-а! - с прискорбием воскликнул Серый Медведь. - И он тоже умер?

Нет, но он тяжело ранен. Наступило долгое молчание. Вождь осмотрелся вокруг.

Итак, - сказал он наконец, - четверо бледнолицых одержали верх над двумя сотнями черноногих, убили и ранили их храбрейших вождей, и краснокожие воины даже не подумали им отомстить!.. Что скажет Белый Бизон, когда услышит это? Он даст своим сыновьям юбки и заставит их готовить пищу для храбрых воинов, вместо того чтобы посылать их на поле брани.

Стан Длинных Ножей был уже в нашей власти, - ответил индеец, говоривший до тех пор от имени своих товарищей. - Мы заставили их отступить и уже хотели поставить им колено на грудь, часть скота была угнана, и волосы бледнолицых были бы теперь прицеплены к нашим поясам, когда злой гений внезапно предстал перед нами и одним своим присутствием изменил весь ход битвы.

Лицо вождя стало еще суровее при этом сообщении, которое его воины выслушали с явными признаками страха.

Злой гений? - повторил он. - О каком злом гении говорит мой сын?

О ком я могу говорить моему отцу, если не о Лживой Степной Волчице? - ответил индеец тихим, прерывающимся голосом.

Вот что! - вскричал Серый Медведь. - Так мои сыновья видели Волчицу?!

Да, мы видели ее, отец! - вскричали в один голос черноногие., радуясь возможности оправдать себя в глазах вождя.

Серый Медведь задумался.

Где находится скот, который вы угнали у Длинных Ножей? - спросил он минуту спустя.

Мы привели его с собой, - ответил индеец, - он здесь.

Хорошо, - продолжал Серый Медведь, - откройте уши, дети мои, чтобы услышать слова, внушенные мне Великим Духом. Длинные Ножи находятся под покровительством Волчицы; наши усилия будут бесполезны, мои воины не одолеют их. По возвращении в наше селение я совершу великое врачевание, которое уничтожит чары, составляющие могущество Волчицы. Но до тех пор надо поступать хитро, чтобы обмануть Волчицу, иначе она заподозрит о наших намерениях и будет настороже. Хотят ли мои сыновья следовать совету опытного вождя?

Пусть наш отец объяснит свою мысль, - ответил один воин от имени всех индейцев, - он очень мудр, что он захочет, то мы и сделаем, обмануть Волчицу он сумеет лучше нас.

Мои сыновья хорошо сказали. Вот что мы сделаем: мы вернемся к стану бледнолицых, чтобы отдать им скот. Обманутые этой дружеской услугой, они больше не станут остерегаться нас. Когда же будет совершено великое врачевание, мы захватим их стан со всем, что в нем находится, и тогда Лживая Волчица уже не защитит их… Я все сказал. Что думают об этом мои воины?

Наш отец очень хитер, - ответил индеец, - он говорил хорошо, и мы исполним его волю.

Серый Медведь взглянул на графа с торжеством, а тот в душе удивлялся ловкости, с какой вождь, укоряя индейцев в неудаче их предприятия и выказывая сильный гнев на американцев, в несколько мгновений заставил краснокожих исполнить свою тайную волю без малейшего сопротивления с их стороны.

«Ого! - подумал про себя молодой человек. - Этот индеец - человек необыкновенный; его стоит изучить получше».

Вслед за речью вождя черноногие, которые вынуждены были мчаться с быстротой газели, чтобы как можно скорее удалиться от проклятого лагеря, где они понесли такие жестокие потери, спешились и занялись кто перевязкой своих ран жеваными листьями орегано, а кто - сбором разбредшихся лошадей и быков, украденных ими у бледнолицых.

Кто эта Лживая Степная Волчица, которая внушает такой страх краснокожим? - спросил граф у Меткой Пули.

Никто этого не знает, - ответил охотник тихо. - Это женщина, о загадочной жизни которой до сих пор никому ничего не известно. Она наносит вред только индейцам и, по-видимому, является их неумолимым врагом. Краснокожие уверяют, будто она неуязвима, что от нее отскакивают пули и стрелы. Я часто видел ее, но не имел случая с ней заговорить. Я думаю, что она помешана. Насколько я мог судить по ее порой странным телодвижениям, она лишена рассудка, но иногда мне казалось, что она в здравом уме. Словом, это существо непостижимое, живущее в прерии и окруженное непроницаемой тайной.

Она появляется одна?

Всегда одна.

Вы до крайности возбудили мое любопытство, - сказал граф. - Думаете, никто не может сообщить мне более подробные сведения об этой женщине?

Только один человек, пожалуй, если захочет высказаться.

Серый Медведь, - ответил охотник, понизив голос.

/*это слова молитвы оджибве/

«Если ты будешь говорить с животными, они будут говорить с тобой, и вы узнаете друг друга. Если ты не будешь говорить с ними, ты не узнаешь их, а того, чего ты не знаешь, ты будешь бояться. Человек разрушает то, чего боится».

Вождь Дэн Джордж, халкомелем (1899 - 1981)

«Приветсвую вас, Люди. Наш язык - это дух, исходящий из сердца. Даже если вы не понимаете, что мы говорим вам, мы говорим с вашим сердцем и вашим духом, а не для того лишь, чтобы слова звучали приятно для ваших ушей. Поэтому с его помощью, мы благодарим Великого Духа за поддержку, оказанную нашим старейшинам - за слова мудрости, слова жизни - данные через послания, разделенные нашими старейшнами; разделенные со всеми вами сегодня, добрые люди. Сегодня мы говорим не просто так. Понимание этого придет, когда у вас появиться время переварить эти слова. На этом мы благодарим вас сердечно. Мигвэтч».

Марк Томпсон, духовный лидер оджибве, заявление ООН, ноябрь 1993.


«Мы жили в довольстве под Гаи Энэшах Го" Нах, Великим Законом Мира. Нас учили создавать общества, основанные на принципах Мира, Справедливости, и Силы Добрых Умов. Наши общества основаны на великих демократических приципах власти народа и равных возможностей для мужчин и женщин. Это был великий образ жизни на Великом Черепашьем Острове и свобода и уважение были везде.

Наших вождей учили быть людьми видения и принимать каждое решение в интересах семи будущих поколений, проявлять сочувствие и любовь к этим еще не рожденным поколениям. Нас учили благодарить Все, Что Поддерживает Нас. Поэтому мы создали великие церемонии благодарения силам Природы, дающим жизнь, пока мы проводили эти церемонии, жизнь продолжалась. Нам говорили, что "Семя есть Закон». Воистину, это Закон Жизни. Это Закон Возрождения».

Обращение вождя Орена Лайонса к генеральной ассамблее ООН, онондага.

«О, Великий Дух,
чей голос я слышу в ветрах
И чье дыхание дает жизнь каждому,
Услышь меня.
Я прихожу к тебе
как один из многих твоих детей,
Я слаб... Я мал...
Мне нужна твоя мудрость и сила.
Дай мне идти окруженным красотой
И сделай так, чтобы мои глаза
Всегда видели красный и пурпурный закат.
Сделай так, чтобы мои руки
уважали все, сотворенное тобой.
И сделай мой слух острым,
чтобы я мог слышать твой голос.
Сделай меня мудрым, чтобы я мог понять,
То, чему ты научил мой народ,
И чтобы мог выучить твои уроки,
скрытые в каждом листе и каждом камне.
Я прошу мудрость и силу
Не для того чтобы превзойти своих братьев,
но чтобы победить
Своего злейшего врага - себя самого.
Сделай меня всегда готовым предстать перед тобой
С чистыми руками и прямым взором.
Чтобы когда жизнь угаснет, как угасает закат,
Мой дух мог прийти к тебе без стыда.
молитва оджибве
«Великий Дух везде; он слышит все, что находится в наших умах и сердцах, и необязательно говорить с Ним громко».


«Все, что деалет индеец, имеет форму круга, потому что сила мира всегда действует по кругу и все стремиться быть круглым. Небо круглое, и земля кругла как мяч, и таковы же все звезды. Ветер, достигая своей величайшей силы, вращается. Птицы строят свои гнезда круглыми, так как их религия та же, что и у нас. Солнце встает и садится снова по кругу. Так же поступает Луна, и оба круглые. Даже вре7мена года образуют великий круг, сменяя друг друга, и всегда возвращаются в свой черед. Жизнь человека - круг от детства к детству, и так происходит во всем, где движется сила».

Черный Олень, оглала сиу


«Человек не продает землю по которой ходят люди».

Ташунка Уитко (Бешеный Конь), оглала сиу

«Не поймите меня неправильно, но поймите меня точно в связи с моей любовью к земле. Я никогда не говорил, что земля принадлежит мне, и я могу делать с ней все, что хочу. Единственный, кто может забрать ее - тот, кто ее создал. Я требую права жить на своей земле и предоставляю вам право жить на вашей».


«Скоро настанет время, когда мой внук будет скучать по крику гагары, плеску лосося, шепоту еловых игл, или крику орла. Но он не подружится ни с одним из этих созданий, и когда его сердце будет болеть от тоски, он будет проклинать меня. Все ли я сделал для того, чтобы воздух оставался свежим? Достаточно ли я заботился о воде? Позволил ли я орлу парить на свободе? Все ли я сделал для того, чтобы заслужить любовь моего внука?»

Вождь Дэн Джордж, халкомелем

«Уважение означает слушать пока все не будут услышаны и поняты, только тогда есть возможность "Баланса и Гармонии", цели Индейской Духовности».

Дейв Вождь

«... все на земле имеет свою цель, каждая болезнь - лекарство, которое лечит ее, а каждый человек - предназначение. Это индейская теория существования».

Утренний Голубь (Кристин Куинтаскет), салиш

«Я устал сражаться. Наши вожди убиты; Подзорная Труба убит, Та Хул Хул Соте убит. Старики все убиты. Это молодые, кто говорят да или нет. Тот, кто вел молодых* убит. Холодно, и у нас нет одеял, маленькие дети замерзают насмерть. Мои люди, некоторые из них, убежали к холмам, и не имеют одеял, и пищи. Никто не знает где они - возможно замерзли насмерть. Я хочу чтобы у меня было время посмотреть на своих детей, и увидеть скольких из них я смогу найти. Возможно я найду их среди мертвых. Слушайте меня, мои вожди! Я устал, мое сердце болит и скорбит. От момента, где сейчас стоит солнце, я больше никогда не буду сражаться».

Хин-ма-тоо-йа-лат-кехт (Вождь Джозеф), нез перс

/*брат Джозефа Аликут/


«Жизнь индейца подобна крыльям воздуха. Вот почему ты замечаешь, что ястреб знает как получить свою добычу. Индеец похож на него. Ястреб падает на добычу - так же поступает и индеец. В своей скорби он подобен животному. Например, койот хитер - так же и индеец. Так же и орел. Вот почему индеец всегда носит перья - он сродственен крыльям воздуха».

Черный Олень, оглала сиу

«Мы только просим равную возможность жить так же, как другие люди. Мы просим чтобы нас признали людьми. Дайте мне быть свободным человеком. Свободным идти, свободным остановиться. Свободным работать. Свободным самому выбирать себе учителей. Свободным следовать религии моих отцов. Свободным думать, говорить и действовать самому».

Хин-ма-тоо-йа-лат-кехт (Вождь Джозеф), нез перс

«Индейцу не нужна письменность. Слова, которые правдивы, западают глубоко в его сердце, и там остаются. Никогда он не забудет их».

Четыре Ружья, оглала сиу, 1891

«Я не вижу мест для орлов. Мы забываем, и мы признаем себя превосходящими все, но в конце концов мы всего лишь часть творения».

Орен Лайонс, онондага


«Я слышал ваше приближение, когда я был за много снов до этого, я узнал, что вы пришли делать добро мне и моему народу. Я хотел пользы, которая будет длиться вечно, и так много лиц сияли радостью, когда я глядел на вас.

Мой народ никогда первым не доставал лук, или не стрелял в белых из ружья. Это были вы, кто послал первого солдата, и это были мы, кто послали второго. Одетые в синее солдаты и юта вышли из ночи, когда было еще темно и тихо, и вместо костров они подожгли наши дома. Вместо того, чтобы охотиться за добычей, они убивали моих храбрецов и воины племени обстригли волосы в знак скорби по погибшим.

Команчи не слабы и слепы, как щенки семи снов отроду. Они сильны и зорки как взрослые кони. Мы встали на их тропу и пошли по ней. Белые женщины плакали, а наши женщины смеялись.

Но были вещи, которые вы сказали мне, и которые мне не понравились. Они не были сладки как сахар, но были горьки как бутылочная тыква. Вы сказали, что хотите поместить нас в резервацию, посторить нам дома и сделать нам Медицинские Дома. Я не хочу их.

Я родился в прерии, где ветер дует свободно, и ничто не закрывает свет солнца. Я родился там, где нет преград и все растет свободно. Я хочу умереть там, а не внутри стен. Я знаю каждый ручей и каждое дерево между Рио-Гранде и Арканзасом. Я охотился и жил во всех краях этой страны. Я жил, как мои отцы жили до меня, и как и они, я жил счастливо.

Не просите нас променять бизона на овцу. Молодежь слышала эти разговоры, и они породили в них грусть и злость. Больше не говорите об этом. Белый человек владеет землей, которую мы любили, и мы хотим только бродить по прерии до самой смерти.

Любая хорошая вещь, которую ты говоришь мне, не будет забыта. Я буду держать ее у сердца, как своего ребенка, и она будет на моих устах так же часто, как имя Великого Духа.

Я не хочу чтобы кровь пятнала траву на моей земле. Я хочу, чтобы все было ясно и чисто, и я желаю, чтобы все проходящие среди моих людей могли найти мир, когда они приходят, и оставить его здесь, когда уходят».

Десять Медведей, яппарика команчи


«Я не знаю как многое было кончено. Когда я оглядываюсь назад с высокого холма моей старости, я могу видеть зарезанных женщин и детей, лежащих кучами и разбросанных по всему изогнутому ущелью так же ясно, как я видел их воочию еще молодыми глазами. И я вижу, что еще что-то умерло там, в кровавой грязи, и было погребено в метели. Там умерла мечта народа. Это была прекрасная мечта...»

«Круг народа сломан и рассеян. Центра больше нет, и священное дерево мертво».

Черный Олень, святой оглала сиу; Резня в Вундед Ни


«Когда мы идем по Матери Земле, мы всегда ставим ноги внимательно, потому что мы знаем, что лица наших будущих поколений смотрят на нас вверх из-под земли. Мы никогда не забываем о них».

Вождь Орен Лайонс, Хранитель Огня, онондага

«Учите ваших детей тому, чему мы учили наших - что земля - наша мать. Все, что происходит с землей, происходит с сыновьями и дочерями земли. Мы знаем это. Земля не принадлежит нам. Мы принадлежим земле. Мы это знаем. Все вещи связаны - как кровью, которая соединяет семью. Все вещи связаны. Все, что происходит с землей, происходит с сыновьями и дочерями земли. Мы не плетем паутину жизни; мы просто вплетены в нее. Что бы мы ни делали паутине, мы делаем себе».

Вождь Сиэттл, дувамиш


«Чтобы сказать правду, не требуется много слов».

Хин-ма-тоо-йа-лат-кехт (Вождь Джозеф), нез перс

«Я нищий и нагой, но я вождь народа. Мы не хотим богатств, но мы хотим воспитать наших детей правильно. Богатства не принесут нам добра. Мы не можем взять их с собой в другой мир... Мы хотим мира и любви».

Красное Облако (Махпия-лута), сиу, 1870

«Ваша религия была записана на каменных плитах горящим пальцем злого Бога. Наша религия основана на традициях наших предков, снах и видениях наших старейшин, которые были даны им в тихие ночные часы Великим Духом».

Вождь Белое Облако

Создатель собрал все создания и сказал: «Я хочу спрятать кое-что от людей, пока они не готовы для принятия этого. Это осознание, что они создают свою собственную реальность». Орел сказал: «Дай это мне, я отнесу это на луну». Создатель сказал: «Нет, однажды они отправятся туда и найдут это». Лосось сказал: «Я спрячу это на дне океана». «Нет, они отправятся и туда». Бизон сказал: «Я захороню это на великих равнинах». Создатель сказал: «Они разрежут кожу земли и найдут это». Бабка-крот, ктороая живет в груди Матери Земли, и у которй нет физических глаз, но которая видит духовными глазами, сказала: «Вложи это в них самих». И Создатель сказал: «Это будет сделано так».

легенда сиу


Потом были времена, я задавал определенный вопрос и не получал немедленного ответа. Вместо этого он оставался неподвижен, и после молчания, говорил: «В жизни каждого человека есть период времени, наполненный глупостью. Когда этот период проходит, некоторые люди вырастают, помня и используя то, что им говорили. Им мы говорим: «После того, как у тебя было достаточно глупости, ты стал умен и знаешь свои ошибки». Есть и другие, которые никогда не идут дальше первой ступени; они остаются глупыми на протяжении оставшейся жизни. Таким людям мы говорим: «Ваша глупость будет сопровождать вас до старости».

Александр Волк; Истории Старейшин Земли - Тропа Пинайизитт


«Я стою перед вами как гордый человек; я не чувствую вины! Я не сделал ничего, чтобы чувствовать себя виновным! Я не сожалею, что я коренной американский активист - тысячи людей в Соединенных Штатах, Канаде и во всем мире будут продолжать поддерживать меня в разоблачении несправедливостей, которые происходили в этом зале суда. Я чувствую жалость к вашим людям, потому что они должны жить в такой уродливой системе. В вашей системе вас учат жадности, расизму и коррупции - и что хуже всего, разрушению Матери Земли. В системе коренных американцев нас учат, что все люди братья и сестры, нас учат разделять благополучие с бедными и нуждающимися. Но что наиболее важно - представлять интересы Земли и сохранять ее - ту, которую мы считаем нашей Матерью».

«Мое сердце превратилось в камень. Тяжелый от печали за мой народ; холодный от знания, что ни один договор не удержит белых в стороне от нашей земли; тяжелый от решения сопротивляться так долго, пока я живу и дышу. Теперь мы слабы, и многие наши люди напуганы. Но послушайте меня: одна ветка ломается, но связка веток сильна. Однажды я обниму племена наших братьев и свяжу их в связку, и вместе мы отвоюем нашу страну у белых».

Текумсе, вождь шауни, около 1795


«Я слышал, что вы намереваетесь поселить нас в резервации возле гор. Я не хочу селиться на одном месте. Я люблю бродить по прериям. Там я чувствую себя свободным и счастливым, но когда мы поселимся на одном месте, мы станем бледны и умрем. Я отложил в сторону мое копье, лук и щит, и все же я чувствую себя в безопасности в вашем присутсвии. Я сказал вам правду. Я не скрыл ни малейшей лжи, но я не знаю как обстоит дело с уполномоченными. Они так же чисты как я? Много лет назад эта земля принадлежала нашим отцам; но когда я подхожу к реке, я вижу лагеря солдат на ее берегах. Эти солдаты рубят мой лес; они убивают моих бизонов; и когда я вижу это, мое сердце разрывается; мне жаль... Белый человек превратился в ребенка, чтобы безрассудно убивать и не есть? Когда красные люди убивают дичь, они делают это чтобы жить и не голодать».

Сантанта, вождь кайова; из «Войны за спасение бизона», глава 11

«Все лежит перед тобой. Твоя Тропа находится прямо перед тобой. Иногда она не видна, но она здесь. Ты можешь не знать куда она идет, но ты должен следовать Тропе. Это Тропа к Создателю. Это единственная тропа, которая существует».

вождь Леон Шенандоа

Вождь хункпапа лакота Желчный Пузырь, союзник Ташунка Уитко (Бешеного Коня), воевал против армии и солдат у Литтл Биг Хорн и победил. Вождь Желчный Пузырь позже вспоминая бой, сказал:

«Моему сердцу в тот день было плохо» .

Убийство его двух жен и детей было мотивацией для участия в этой битве.

Вождь Желчный Пузырь, хункпапа лакота

«От начала всех вещей мудрость и знание были с животными, потому что Тирава, Тот, Что Наверху, не говорил прямо с человеком. Он посылал определенных животных рассказать людям, что он являл себя через зверей, и потому от них и от звезд и солнца и луны должен учиться человек... все вещи говорят о Тирава».

Орлиный Вождь (Летакотс-Леса), пауни

«Я буду следовать пути белого человека. Я стану его другом, но я не стану гнуть спину под его бременем. Я буду хитер как койот. Я буду просить его помочь мне понять его пути, и потом я приготовлю путь для своих детей и детей моих детей. Великий Дух показал мне - придет день, когда они обгонят белого человека в его собственных ботинках».

Много Лошадей

«Божо, привет. Мой сын, волки были посланы к нам как хранители наших духов. Волки - свободные духи, хотя их стаи очень организовны. Одинокий волк редко встречается в природе. Волки - общественные создания, как ты и я. Так же, как ты охраняешь свою сестру, волк охраняет своего брата. Так же как ты слушаешь своего отца, волк слушает свою мать. Так же как наша семья ест вместе, так же едят и волки.

Мой сын, наш народ и волки одно и то же.


Давным давно, волки были так же многочисленны как звезды. Многие из них однажды охраняли нас. Сейчас их почти не осталось. Они были сильными охотниками и выживали за счет того, что давала им земля. Хотя они могли путешествовать, они никогда не уходили далеко от дома. Каждый из них знал свое место в стае и всегда делилися с остальными. Если бы они не трудились вместе, не только они бы сами погибли, но и вся стая тоже.

Наш народ похож на волков, нам нужна община, мы должны трудиться вместе и мы должны делиться друг с другом. Не только ты выиграешь от этого, но и твой народ».

учение оджибве

«Старый лакота был мудр. Он знал, что сердце человека вдали от природы становится жестким».

Стоящий Медведь, оглала сиу 1868-1937


«Я не могу подумать, что мы бесполезны, иначе Бог не создал бы нас».

цитата из Джеронимо, апачи

«Что такое жизнь? Это вспышка светлячка в ночи.

Это дыхание бизона зимой. Это маленькая тень, пробегающая по траве и теряющаяся в закате».

Нога Ворона, воин и оратор блэкфут, (1890)

«Я - красный человек. Если бы Великий Дух желал, чтобы я был белым человеком, он бы сделал меня им в первую очередь. Он вложил в ваши сердца определенные планы, в мое он вложил другие и отличающиеся планы. Каждый человек хорош на своем месте. Орлам не обязательно быть Воронами. Мы бедны, но мы свободны. Ни один белый не направляет наши шаги. Если мы должны умереть, мы умрем защищая наши права».

Татанка Йотанке (Сидящий Бык), сиу, 1831-1890

«Когда придет время умереть, не будь подобен тем, чьи сердца наполнены страхом смерти, так что когда приходит их время, они плачут и молятся, чтобы прожить еще немного и по-другому. Пой свою песню смерти, и умри как герой, идущий домой».

вождь Аупамат, мохикан, 1725

«Живи так, чтобы страх смерти никогда не проник в твое сердце. Не спорь о религии других, уважай их веру и требуй, чтобы другие уважали твою веру. Люби свою жизнь, улучшай свою жизнь, превращай все вокруг в свой жизни в красоту. Стремись сделать свою жизнь длиннее, а ее целью - служение твоему народу. приготовь достойную песню смерти для того дня, когда ты перейдешь великую черту. Всегда приветствуй друзей, встречаясь или проходя мимо, и даже незнакомых, когда ты в пустынном месте. Проявляй уважение ко всем и не кланяйся никому. проснувшись утром воздай благодарность за пищу и радость жизни. Если ты не видишь причины для благодарности - это твоя вина. Не оскорбляй никого, ибо оскорбление превращает мудреца в дурака, и отнимает у духа его видение. Когда придет твое время умереть, не будь подобен тем, чьи сердца наполнены страхом смерти, и кто плачут и молятся чтобы продлить свою жизнь хоть на мгновение и прожить ее по-другому. Пой свою песню смерти и умри как герой идуший домой».

Текумсе, шауни

«Все связано, подобно крови, объединяющей всех нас. Человек не ткет паутину жизни, он просто вплетен в нее. Что бы он не делал этой паутине - он делает себе».

Вождь Сиэттл, 1854г.

«Позволим ли мы себе быть разбитыми без боя, отдать наши дома, нашу страну, завещанную нам Великим Духом, могилы наших умерших и все что дорого и священно для нас? Я знаю вы закричите со мной: Никогда! Никогда!»

Текумсе, шауни

«Иногда сны мудрее чем пробуждение».

Черный Олень, святой оглала сиу, 1863-1950

«Земля на которой мы стоим - священная земля. Это кровь наших предков».

Много Удачи, кроу

Я был на краю земли.

Я был на краю вод.

Я был на краю неба.

Я был на краю гор.

Я не нашел никого, кто не был бы моим другом.

пословица навахо

вождь Сиэттл, дувамиш

«Однажды я был в Виктории и видел очень большой дом. Мне сказали, что это банк и что белые люди кладут туда свои деньги, чтобы о них заботились, и что вскоре они получают их назад с процентами. Мы - индейцы, и у нас нет такого банка; но когда у нас много денег или одеял, мы раздаем их другим вождям и людям и вскоре они возвращают их с процентами, и наши сердца чувствуют себя хорошо. Наш путь раздачи - наш банк».

вождь Макуинна, нутка

«Наша земля все для нас... Я скажу тебе одну из вещей, которую мы помним о нашей земле. Мы помним, что наши деды заплатили за нее - своими жизнями».

Джон Деревянные Ноги, шайенн


«Когда последний красный человек со своей девственной природой исчезнет, и его память останется лишь тенью от облака, плывущего над прерией, будут ли все еще здесь эти берега и леса? Останутся ли здесь духи моего народа?»

вождь Сиэттл, дувамиш

«Белые всегда пытались заставить индейцев отказаться от их жизни и жить как белые люди - заняться фермерством, много работать и поступать как они поступают - и индейцы не знали, как это сделать, и в любом случае не хотели этого... Если бы индейцы попытались заставить белых жить как они, белые сопротивлялись бы, и то же самое происходит со многими индейцами».

Уамбди Танка (Большой Орел), санти сиу

«Как ловок должен быть язык белых, если они могут сделать правильное выглядящим как неверное, и неверное выглядящим как правильное».

Черный Ястреб (Макадэ-миши-гэкэк), саук, 1767 - 1838

«Хотя в отношении меня поступали плохо, я живу в надежде. У меня не два сердца... Теперь мы снова вместе чтобы заключить мир. Мой стыд велик как земля, однако я сделаю то, что предлагают мне сделать друзья. Однажды я думал, что я единственный человек, который остался другом белых людей, но после того, как они пришли и опустошили наши дома, забрали наших лошадей и все имущество, мне трудно больше верить белым людям».

Мотавато (Черный Котел), шайенн (??? - 1868)

«Наши мудрецы называются Отцами, и они этому соответствуют этому качеству. Вы называете себя христианами? Религия Того, кого вы зовете Спасителем, вдохновляет ваш дух и направляет ваши действия? Конечно нет. О нем написано, что он и мухи не обидел. Перестаньте тогда называть себя христианами, чтобы не показывать всему миру свое лицемерие. Перестаньте также называть другие народы дикарями, вы в десять раз более жестоки, чем они. Ни один из нас не желает получить за свою храбрость и достойный поступок ничего, кроме сознания, что он служит своему народу. Я не кланяюсь никому, потому что я признан правителем среди моих людей. Но я с радостью пожму вашу руку».

Джозеф Брант (Таенданегеа), мохок (1742-1807); обращение к королю Георгу III

«Мы знаем что наши земли становятся более ценны. Белые люди думают, что мы не знаем их ценности, но мы знаем что земля вечна, а горсть вещей, которые мы получаем за нее скоро истощится и кончится».

Канассатего, минго, 1700-е

«Мудрец глубоко верит в молчание - знак превосходного равновесия. Молчание - это абсолютное равновесие или баланс тела, ума и духа. Человек, который сохраняет свою личность всегда спокойной и непоколебленной бурей существования - не лист, колышашийся на дереве, не рябь на поверхности блестящего пруда - ему, в уме несказанной мудрости, принадлежит идеальное отношение и поведение в жизни. Молчание - краеугольный камень характера».

Нашим верованием было, что любовь к владению есть слабость и должна быть преодолена. Она применима к материальному, но если позволить ей существовать, со временем она нарушит духовный баланс человека. Поэтому дети рано учатся красоте щедрости. Их учат отдавать то, что они ценят больше всего, так они могут почувствовать счастье отдачи».

Охайеса (Чарльз Александер Истмэн), вапетон санти сиу

«Если ребенок склонен к жадности, или хватается за свое небольшое имущество, легенды говорят о презрении и позоре, которым покрывается скупой и плохой человек».

Охайеса (Чарльз Александер Истмэн), вапетон санти сиу

«Индейцы в своей простоте буквально отдают все что имеют родственникам, гостям из других племен или кланов, но более всего бедным и старым, от которых не ждут отдачи».

Охайеса (Чарльз Александер Истмэн), вапетон санти сиу

«Когда я был молод я ходил по всей этой стране, на восток и запад, и не

видел других людей кроме апачи. Через много лет я снова прошел по ней и нашел другую расу людей, которая пришла забрать ее. Почему это так? Почему апачи ждут смерти - так что держат свою жизнь на кончиках пальцев? Они бродят по холмам и равнинам и хотят чтобы небо обрушилось на них. Апачи были однажды великим народом, сейчас их мало, поэтому они хотят умереть, и поэтому они держат свою жизнь на кончиках пальцев».

Кочисе, чирикахуа апачи

«Вы должны говорить прямо, чтобы слова могли как солнечный свет войти в наши сердца. Говорите, американцы... Я не буду врать вам, не врите и вы мне».

Кочисе, чирикауа апачи (1812-1874)

«Среди индейцев не было написанных законов. Обычаи, передавав-шиеся из поколения в поколение, были единственными законами, управлявшими ими. Каждый мог поступить иначе, чем это считалось правильным, если он решал сделать это, но подобные действия приносили ему осуждение народа... Этот страх перед осуждением народа служил мощной связью, соединявшей всех в одно социальное, благородное объединение».

Джордж Копвэй (Ги-ге-га-бо), вождь оджибве (1818 - 1863)

«Брат, ты говоришь что есть только один способ поклоняться и служить Великому Духу. Если существует только одна религия, почему вы, белые люди, так расходитесь во мнениях о ней? Почему все вы не согласны, если все можете читать Книгу?»

Согойевапа «Красная Куртка», сенека

«Когда Земля будет больна, животные начнут исчезать, когда это произойдет, Воины Радуги придут спасти их» .

вождь Сиэттл

«Лягушка не выпивает пруд, в котором живет».

пословица

«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я не смогу запомнить, привлеки меня к участию - и я пойму».

пословица

«Земля священна. Эти слова лежат в сердце вашего существа. Земля - наша мать, реки - наша кровь. Заберите у нас землю - и мы умрем. Это так, индеец в нас умирает».

Мэри Храбрая Птица

«Меня согревало солнце, меня качал ветер и укрывали деревья, как и других индейских детей. Я могу пойти куда-угодно с добрым чувством».

Джеронимо, апачи

«Великий Отец в Вашингтоне посылает слово, что он желает купить нашу землю. Как можно купить или продать небо. Тепло земли. Сама идея странна для нас. Мы ведь не владеем свежестью воздуха и брызгами воды. Как можете вы купить их у нас? Каждая часть этой земли священна для моего народа.

Мы знаем, что белый человек не понимает наших путей. Один кусок земли для него такой же, как другой, потому что он - чужак, приходящий в ночи и берущий от земли все, что ему нужно. Земля - не его брат, а его враг, и когда враг побежден, он двигается дальше. Он оставляет могилы своих отцов, и право рождения его детей забыто.

В городах белого человека нет тихого места. Нет места, чтобы слушать весенние листья или шорох крыльев насекомого. Но возможно потому что я дикарь и не понимаю, суматоха похоже только вредит моим ушам. И что такого в жизни, если человек не может услышать красивую песню козодоя или ночные споры лягушек у пруда.

И белые уйдут - возможно раньше, чем все остальные племена. Продолжайте пачкать свою постель, и однажды ночью вы задохнетесь в своей собственной грязи. Когда все бизоны убиты, все дикие лошади приручены, тайные уголки леса отяжелели от запаха людских толп, а прибрежные холмы испещрены говорящими проводами. Где орлы? Ушли. Где бизоны? Ушли. И что значит сказать «прощай» живости охоты, концу жизни и началу выживания».

Вождь Сиэттл президенту Франклину Пирсу, 1855 год.

«Мы должны защитить леса для наших детей, внуков и еще не рожден-ных детей. Мы должны защитить леса во имя тех, кто не может говорить - птиц, животных, рыб и деревьев».

Куатсинас (наследственный вождь Эдвард Муди), нухалк

«Я думаю снова о своих маленьких приключениях. Моих маленьких страхах, которые кажутся такими большими. Обо всех жизненно важных вещах, которые я должен добыть и получить. И все же есть только одна великая вещь. Единственная вещь. Жить и видеть великий день, который занимается. И свет, который наполняет мир».

неизвестный инуит

« Люби землю. Она не унаследована тобой у твоих родителей, она одолжена тобой у твоих детей».

«В первый год женитьбы молодожены смотрели друг на друга и думали, могут ли они быть счастливы. Если нет – они прощались и искали себе новых супругов. Если бы они были вынуждены жить вместе в несогласии, мы были бы так же глупы, как белый человек».

«Стремись к мудрости, а не к знаниям. Знания – это прошлое. Мудрость – это будущее».

«Мы не хотим церквей, потому что они научат нас спорить о Боге».

«Одно «возьми» лучше двух «я отдам»».

«Не нужно много слов, чтобы сказать правду».

«Хороший человек видит хорошие знаки».

«Тот, кто молчит, знает в два раза больше, чем болтун».

«Сначала посмотри на следы своих мокасинов, прежде чем судить о недостатках других людей».

«Прежде чем любить, научись ходить по снегу, не оставляя следов».

«Смерти нет. Есть только переход между мирами».

«Те, кто ложатся с собаками – встают с блохами».

«Как ловок должен быть язык белых, если они могут сделать правиль-ное выглядящим как неверное, и неверное выглядящим как правиль-ное».

«Что такое жизнь? Это свет светляка в ночи. Это дыхание бизона, когда приходит зима. Это тень, ложащаяся на траву, и тающая на закате».

«Когда будет срублено последнее дерево, когда будет отравлена последняя река, когда будет поймана последняя птица, – только тогда вы поймете, что деньги нельзя есть».

«Великий Дух несовершенен. У него есть светлая сторона и темная. Иногда темная сторона дает нам больше знаний, чем светлая».

«Знание спрятано в каждой вещи. Когда-то мир был библиотекой».

empty.gif

«Для того чтоб услышать себя, нужны молчаливые дни».

«Для того чтоб понять про себя, пообщайся с камнем в горах…».

«Если ты заметил, что скачешь на мёртвой лошади – слазь!».

«Когда Великий Дух дает новый день, он посылает его – всему».

«Посмотрите на меня. Я беден и гол. Но я вождь своего народа. Нам не нужны богатства. Мы всего лишь хотим научить наших детей быть правыми. Мы хотим мира и любви».

«Когда вы привязываете лошадь к столбу, разве ждете вы, что она нагуляет силу?».

«Не беспокой людей об их религии».

«Даже твое молчание может быть частью молитвы».

«Почему вы берете силой то, что не можете взять любовью?».

«Есть много способов пахнуть скунсом».

«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я не смогу запомнить, привлеки меня к участию – и я пойму».

“Надо” – лишь умирать».

«Старое время было чудесным. Старики сидели под солнцем у порога своего дома и играли с детьми до тех пор, пока солнце не погружало их в дрему. Старики играли с детьми каждый день. А в какой-то момент они просто не просыпались».

«Когда умирает легенда и пропадает мечта, в мире не остается величия».

«Не иди позади меня – возможно, я не поведу тебя. Не иди впереди меня – возможно, я не последую за тобой. Иди рядом, и мы будем одним целым».

«Правда – это то, во что люди верят».

«Даже маленькая мышь имеет право на ярость».


«Я страдаю, когда вспоминаю, как много было сказано хороших слов и как много обещаний было нарушено. В этом мире слишком много говорят те, у кого вообще нет права говорить».

«Тот, кто рассказывает истории, правит миром».

«У воды нет волос».

«Ветер, давший нашим дедам их первое дыхание, получает и их последний вздох, и ветер также должен дать нашим детям дух жизни».

«Если тебе есть, что сказать, поднимись, чтобы тебя увидели».

«Ворон кричит не потому, что предвещает беду, а потому, что в кустах враги».

«Помни, что человек тоже животное, только умное».

«Не судите человека, пока не проходили две луны в его мокасинах».

«Человек должен сам сделать свои стрелы».

«У белого человека слишком много начальников».

«У всего в мире – своя песня».

«Надо мной – красота, подо мной – красота. И когда я покину тело – я тоже пойду тропой красоты».


«Ребёнок – гость в твоём доме – накорми, выучи и отпусти».

«Задай вопрос из своего сердца, и услышишь ответ из сердца».

«Говори с детьми, когда они едят, и сказанное тобою останется, даже когда ты уйдешь».

«Когда видишь, что гремучая змея готовится к удару – бей первым».

«Ты не можешь разбудить человека, который притворяется, что спит».

«Мы бедные, потому что мы честные».

«Когда человек молится один день, а потом грешит шесть, Великий Дух гневается, а Злой Дух смеется».

«Хорошо сказанное слово лучше метко брошенного топора».

«Даже мёртвая рыба может плыть по течению».

«У души не будет радуги, если в глазах не было слез».

«Жизнь течет изнутри вовне. Следуя этой мысли, ты сам станешь истиной».

«Все на земле имеет свою цель, каждая болезнь – лекарство, которое лечит ее, а каждый человек – предназначение».

«Что такое человек без зверей? Если все звери будут истреблены, человек умрет от великого одиночества духа. Все, что случается со зверьми, случается и с человеком».

«Пусть мой враг будет силен и страшен. Если я поборю его, я не буду чувствовать стыда».

«Если ты будешь говорить с совами или змеями, они будут говорить с тобой, и вы узнаете друг друга. Если ты не будешь говорить с ними, ты не узнаешь их, а того, чего ты не знаешь, ты будешь бояться. Человек разрушает то, чего боится».

«Родина там, где тебе хорошо».

«Не всегда враг является врагом, а друг – другом».

«Когда ты родился, ты плакал, а мир смеялся. Живи так, чтобы, умирая, ты смеялся, а мир плакал».

"У человека, который так долго молчал, наверняка найдётся о чем поговорить."
"Тот, кто идет не в ногу, слышит другой барабан"
"..Эти люди хотят сделать тебя слабым, чтоб держался в их рамочках, выполнял их правила, жил,
как они велят… хотят победить, но ни тем, чтобы самому быть сильнее, а тем, чтобы тебя слабее сделать…"

Кен Кизи "Пролетая над гнездом кукушки"
Трубка мира
Индейца старого морщины,
Сквозь краски пестрые видны,
Вокруг него сидят мужчины,
Почетом все окружены..

Их головных уборов перья,
Колышутся беседе в такт,
И обретают плоть поверья,
В час зажигающий закат…

На шеях бусы амулетов,
Людские кости в них видны,
И скальпы сверженных атлетов,
Они врагам уж не нужны…

И вьется сизым покрывалом,
Дымок душистый табака,
В собранье этом небывалом,
Врагов, чья ненависть крепка..

По кругу мерно ходит трубка,
Кури, судьбу не искушай,
Пока ведь перемирье хрупко…
Еще покурим.
Набивай.
(с)

takamisakari

Когда то давным давно на континенте Абайя Айала жили, воевали, мирились очень разные народы...


Charles Bird King (Чарльз Бёрд Кинг)
Молодой Омаха, Орёл Войны, Маленький Миссури и два воина из племени пауни. 1821.

Вам это название ничего не говорит? А ведь именно так коренные жители нынешней Центральной Америки называли континент задолго до прибытия к его берегам экспедиции Христофора Колумба 12 октября 1492 года.

«Я - красный человек. Если бы Великий Дух желал, чтобы я был белым человеком, он бы сделал меня им в первую очередь. Он вложил в ваши сердца определенные планы, в мое он вложил другие и отличающиеся планы. Каждый человек хорош на своем месте. Орлам не обязательно быть Воронами. Мы бедны, но мы свободны. Ни один белый не направляет наши шаги. Если мы должны умереть, мы умрем защищая наши права». Татанка Йотанке (Сидящий Бык), сиу, 1831-1890


Фешин Николай. Индеец изТаоса

Один из самых распространенных мифов об индейцах -их красный цвет кожи. Когда мы слышим слово «краснокожий», то тут же представляем индейца с раскрашенным лицом и перьями в волосах. Но на самом деле, когда европейцы стали появляться на Североамериканском континенте, они называли местных аборигенов «дикими», «язычниками» или просто «индейцами». Они никогда не употребляли слова «краснокожие». Данный миф придумал в XVIII веке Карл Линней, шведский ученый, который поделил людей на: homo Europeans albescence (человек белый европейский), homo Europeans Americus rubescens (человек красный американский), homo asiaticus fuscus (человек желтый азиатский), homo africanus niger (африканский черный человек). При этом Карл отнес красный цвет лица к боевой раскраске индейцев, а никак не к естественному цвету, но людьми, которые никогда в своей жизни не встречали этих самых раскрашенных личностей, идейцы были навсегда названы «краснокожими». Настоящий цвет кожи индейцев - бледно-коричневый, поэтому сами индейцы стали называть европейцев «бледнолицыми».

Таосский знахарь (1926).

Таосский вождь (1927—1933).

Пьетро (1927—1933).

Индейцы - коренные жители Северной и Южной Америки. Это название они получили из-за исторической ошибки Колумба, который был уверен, что приплыл в Индию. Вот некоторые из самых известных племен:

Абенаки. Это племя жило на территории США и Канады. Абенаки не были оседлыми, что давало им преимущество в войне с ирокезами. Они могли бесшумно растворяться в лесу и неожиданно нападать на врага. Если до колонизации в племени насчитывалось около 80 тыс. индейцев, то после войны с европейцами их осталось меньше одной тысячи. Сейчас их численность достигает 12 тыс., и живут они преимущественно в Квебеке (Канада).

Команчи. Одно из самых воинственных племен южных равнин, насчитывавших некогда 20 тыс. человек. Их храбрость и мужество в боях заставляло врагов относиться к ним уважительно. Команчи первые, кто интенсивно стал использовать лошадей, а также поставлять их другим племенам. Мужчины могли брать себе в жены несколько женщин, но если жена была уличена в измене, ее могли убить или отрезать ей нос. Сегодня команчей осталось около 8 тыс., и проживают они в Техасе, Нью-Мексико и Оклахоме.

Апачи. Кочевое племя, селившееся в Рио-Гранде, а затем переселившееся на юг, в Техас и Мексику. Основным занятием была охота на буйвола, который и стал символом племени (тотемом). Во время войны с испанцами были почти полностью истреблены. В 1743 году вождь апачей заключил с ними перемирие, положив свой топор в яму. Отсюда и пошла крылатая фраза: «зарыть топор войны». Сейчас в Нью-Мексико проживает примерно полторы тысячи потомков апачей.

Чероки. Многочисленное племя (50 тысяч), населявшее склоны Аппалачей. К началу 19 века чероки стали одними из самых культурно развитых племен Северной Америки. В1826 году вождь Секвойя создал слоговую азбуку языка чероки; были открыты бесплатные школы, учителями в которых были представители племени; а самые богатые из них владели плантациями и чернокожими рабами.

Гуроны - племя, насчитывающее в 17 веке 40 тыс. человек и проживавшие в Квебеке и Огайо. Они первыми вступили в торговые отношения с европейцами, и благодаря их посредничеству стала развиваться торговля между французами и другими племенами. На сегодняшний день в Канаде и США проживает около 4 тыс. гуронов.

Могикане - некогда могущественное объединение пяти племен, численностью около 35 тыс. человек. Но уже в начале 17 века в результате кровопролитных войн и эпидемий, их осталось меньше тысячи. В основном они растворились в других племенах, однако небольшая горстка потомков знаменитого племени проживает сегодня в штате Коннектикут.

Ирокезы. Это наиболее известное и воинственное племя Северной Америки. Благодаря способностям к изучению языков, они успешно вели торговлю с европейцами. Отличительная особенность ирокезов - их маски с крючковатым носом, которые были призваны защищать хозяина и его семью от болезней.

Это карта расселения индейских племен, крупных и мелких. В состав одного крупного племени могут входить несколько мелких. Тогда индейцы называют это "союзом". Например, "союз пяти племен" и т. д.

Очередное исследование, посвященное расселению человека по планете, обернулось сенсацией: оказалось, что прародиной индейцев является Алтай. Об этом ученые говорили еще сто лет назад, но только сейчас антропологи из университета Пенсильвании совместно с коллегами из Института цитологии и генетики Сибирского отделения РАН смогли представить доказательства этой смелой гипотезы. Они взяли образцы ДНК у индейцев и сравнили их с генетическим материалом алтайцев. И у тех и у других обнаружили редкую мутацию в Y-хромосоме, передающейся от отца к сыну. Определив примерную скорость мутации, ученые поняли, что генетическое расхождение народностей произошло 13—14 тысяч лет назад — к тому времени предки индейцев уже должны были преодолеть «Берингов» перешеек, чтобы обосноваться на территории современных США и Канады. Теперь ученым предстоит выяснить, что заставило их сняться с комфортного с точки зрения охоты и обитания места и пуститься в дальнее и опасное путешествие.

Alfredo Rodriguez .

Kirby Sattler.

George Catlin (1796-1872).

Iron Horn (Blackfeet Indian) (Бизонье сало - главный вождь черноногих индейцев. 1832).

Little Bear Hunkpapa Brave.

The White Cloud, Head Chief of the Iowas (Белое облако - главный вождь индейцев айова).

Robert Griffing.

A Mountain Ute.(Наследие. Индеец из племени горных юта. 1976).

Пауни. 1991.

Charles Frizzell.

Pow-WowSinger.

To-mak-us, Томахас, воин каюсов.

Портрет Омоксесисиксани (Omoxesisixany) или Большого Змея, вождя черноногих индейцев.

Cun-Ne-Wa-Bum, Тот, Кто Смотрит На Звёзды.

Kee-A-Kee-Ka-Sa-Coo-Way, Тот Кто Издаёт Боевой Клич, воин степных кри.

William Ahrendt-Two-Moons Две Луны, вождь северных чейеннов.

Elbridge Ayer Burbank - Chief Joseph (Nez Perce Indian).

Elbridge Ayer Burbank - Ho-Mo-Vi (Hopi Indian).

Karl Bodmer - Chief Mato-tope (Mandan Indian.

Gilbert Stuart Chief Thayendanega (Mohawk Indian).

Ma-tu, Pomo Medicine Man, painting by Grace Carpenter Hudson.

Eanger Irving Couse.

Ниже работы художника с ником Венделин (