I. Организационный момент. Письменные приёмы вычислений

Математика. 2 класс

Конспект урока составлен Калимуллиной А.Р.

Тема: «Угол. Виды углов»

Задачи:

  • распознать углы в окружающей обстановке;
  • дать определение угла, как геометрической фигуры;
  • находить углы при помощи угольника;
  • учить различать прямой, острый и тупой угол;
  • учить строить разные виды углов при помощи угольника;
  • развивать речь учащихся, внимание, память, мышление; коммуникативные навыки;
  • формировать работу в парах, самостоятельную работу

Планируемые достижения учащихся:

  • развитие умения распознавать и строить на бумаге

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедиа проектор;
  • презентация Power Point;
  • карточки для работы в парах
  • Ход урока
  1. Организационный момент.

Сегодня у нас необычный урок! Проверяем вашу готовность к уроку: на партах лежат учебник, тетрадь, ручка, простой карандаш, угольник, карточки для индивидуальной работы. А теперь улыбнулись, поприветствовали друг друга кивком головы. Сели и начинаем работать.

  1. Устный счет .

Начинаем как всегда с устного счета. Игра называется «Математический баскетбол» .Ваша задача заключается в том, чтобы записывать в тетрадь только ответы через запятую после каждого броска.

9+7 7+5 15-6 9+4 13-7

9+9 6+8 11+7 15-8 14-9

Молодцы! Давайте проверим. (один ребёнок называет ответы остальные проверяют самостоятельно сами себе ставят отметки).

16, 12, 9, 13, 6, 18, 14, 18, 7,5.

А теперь посмотрите пожалуйста на экран. Назовите одним словом, что вы видите?

(геометрические фигуры)

  1. Актуализация знаний.

Назовите их.

Какое слово прячется в названии всех этих геометрических фигур?

(угольник, угол)

Угол важная фигура. Многим фигурам он помог дать имя. Давайте ещё раз прочитаем названия геометрических фигур и убедимся в этом.

  1. Сообщение темы урока.

Тема нашего сегодняшнего урока: повторение

Весёлый фокусник вместе с нам будет определять виды углов, научимся их строить. Будьте, пожалуйста, предельно внимательны и собраны.

Что же такое угол?

Во- первых это геометрическая фигура.

А вот как происходит построение, мы сейчас с вами вспомним. Начинаем построение с точки. Из этой точки выходят два луча. Они образуют угол. Какой это угол?

(прямой)

Давайте продолжим наблюдение.

Опять точка, из точки два луча. Получился другой угол.

Опять точка, из точки выходя два луча, получился третий угол.

Кто из вас сможет дать определение угла?

Угол это геометрическая фигура, состоящая из точки и исходящих из неё двух лучей.

Перед нами три различных угла.

Что общего у этих трех углов?

(точка, два луча)

Давайте договоримся , что точку мы будем называть Вершина , лучи, выходящие из вершины называются – стороны . Итак, у каждого угла есть вершина и две стороны.

А чем же они отличаются?

(размером)

С прямым углом вы уже знакомы. А как же называются остальные углы?

Повторите, какой угол называется острым? Тупым?

Угол, который меньше прямого называется острым. Угол, который больше прямого называется тупым.

Значит мы сможем дать названия этим углам.

Острый и тупой.

Давайте подумаем, где можно в окружающей обстановке встретить углы?

(дети отвечают)

У меня есть свои примеры. Кто хочет показать углы на рисунках?

(дети пером показывают примеры углов)

5. Закрепление изученного.

У меня на экране задание. Вам нужно определить, какие углы изображены на экране.

Как мы сможем это сделать?

Можно, конечно на глазок попробовать определить вид угла. Но это будет не точное измерение. Удобнее использовать линейку-угольник.

Такие угольники у всех на столах.

Чтобы определить какой перед нами угол нужно совместить вершину и одну сторону угольника с вершиной и стороной угла. Если угольник и угол полностью совпадают, то это прямой угол.

Если угол больше угольника, то это тупой угол. Если меньше угольника, то это острый угол.

Возьмите угольники и попробуйте определить какие углы на ваших карточках. Рядом с каждым углом подпишите первую букву названия угла.

Проверим как вы справились с заданием.

Тот кто не сделал ни одной ошибки просто умница! Значит тему отлично усваиваете.

Теперь дадим глазкам немножко отдохнуть.

7. Гимнастика для глаз.

Глазки видят все вокруг.

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть все дано,

Где окно и где крыльцо.

Обведу я снова круг,

Посмотрю на мир вокруг.

6. Практическая работа.

Мы с вами сейчас попробуем у себя в тетрадях построить различные углы.

Откроем тетради. Отступим от классной работы 3 см. Поставим точку. Из точки проведем вправо луч вдоль стороны угольника, потом проведем второй луч из этой же точки- вершины вверх по стороне угольника. Получился прямой угол. Прямой угол обычно обозначают уголком.

Попробуйте построить острый угол.

Проверим. Обозначим вершину, проведем луч, повернем угольник так, чтобы можно было построить угол меньше прямого. Построим вторую сторону.

Строим тупой угол.

Я смотрю с заданием справились. Отложите пока угольники в сторону. Обратимся к учебнику.

С. 75, № 8.

Рассмотрите четырехугольник, который находится в окружности.

Определите углы у четырехугольника. Чем вы будите пользоваться?

(угольником)

Под цифрой 9 углы прямые.

Под цифрой 5 угол острый.

Под знаком вопроса- тупой

Нужно найти сумму чисел в прямых углах. Чему равняется сумма?

(18)

Как вы понимаете выражение противоположные углы?

(углы, которые находятся напротив друг друга)

На данном рисунке какие углы являются противоположными?

(9 и 9)

(5 и?)

Мы сразу сможем ответить на вопрос задачи?

(нет)

Сумму прямых углов мы уже знаем, она равна 18.

А теперь нужно подобрать число четвертого угла так, чтобы суммы чисел в противоположных углах были равны.

Как будем действовать?

18-5= 13

Ответ: 13.

7. Индивидуальная работа.

Для вас я подготовила еще одно интересное задание. Вы его будите выполнять в парах. Это кроссворд. Ответив на вопросы кроссворда вы ещё раз вспомните, что узнали на уроке. А если у вас возникнут затруднения вы можете воспользоваться учебником.

8. Подведение итогов урока.

Что нового узнали на уроке?

Какое задание интереснее всего было выполнять?

9. Дом. Задание.

С.75, № 6.(или индивидуализированное)

Всем спасибо

За работу!


Тема: «Угол и его виды».

Цель: познакомить учащихся с понятием «угол», сформировать представление о видах угла: «прямой, тупой, острый»

Задачи:

Образовательные:

систематизировать и расширить представления детей о геометрических фигурах;

формировать познавательный интерес к математике.

Коррекционно-развивающие:

развить познавательные процессы (особенно, внимание, восприятие, мышление);

развить эмоциональную сферу;

развить коммуникативные умения

развить мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация и другие).

Воспитательные:

воспитать умение слушать;

воспитание умения работать в парах;

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять с помощью модели угольника виды углов (острый, тупой, прямой); распознавать геометрические фигуры (многоугольники, углы, лучи, точки); объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи; работать в парах; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Оборудование: Линейка, угольник, карандаш, геометрические фигуры, лист бумаги, карточки с заданием, презентация.

Ход урока.

1 . Организационный момент.

Итак, друзья, внимание,

Ведь прозвенел звонок!

Садитесь поудобнее -

Начнём скорей урок.

Урок математики.

И начнём мы наш урок по традиции с устного счёта.

2. Актуализация прежних знаний.

Устный счет.

1) Задачи на внимание.

Сколько в лесу растёт хвойных деревьев, если там 1 ель, 7 осин и 3 сосны. (4 дерева)

Арифметический диктант:

Я задумала число, прибавила к нему 3 и получила 13. Какое число я задумала?

Я задумала число, вычла его из 21 и получила 15. Какое число я задумала?

На сколько 10 меньше 20?

На сколько 5 больше 2?

Уменьшаемое 16, разность – 6. Чему равно вычитаемое?

Физминутка

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

2. Изучение нового материала.

- Что вы знаете о прямом угле? Давайте вспомним, как правильно построить прямой угол. Какие инструменты нам сегодня потребуются? (Находить и строить прямые углы удобно с помощью угольника). Где можно встретить углы в окружающем нас мире?

Однажды Точка

Пошла на охоту.

Взяла она лук,

Две стрелы подлинней.

Подумала точка:

«Что будет, когда я

Пущу от себя

Две стрелы подлинней?»

Подумала точка

И сделала это,

И вот получился

У нас уголок.

Красивый, веселый,

Две стенки имеет

И в точке игривый,

Смешной хохолок.

Что же такое угол? (Угол – это геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки.)

Как называется общая точка двух лучей, образовавших угол? (Вершина угла)

Как называются лучи, образующие угол? (Стороны угла)

Итак, с какой темой мы продолжим заниматься на уроке? (Тема угол.)

Какие цели мы поставим перед собой? (Узнать новую информацию о понятии «угол», познакомиться с тем, что мы еще не знаем.)

Запомните ваши предположения, проверим их в конце урока.

Работа по учебнику.

Назовите каждую фигуру.

Сколько углов на рисунке? Запишите в тетрадь всех углов.

Сравните рисунки. Найди 3 различия.

У вас на партах лежат геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник).

Сложите фигуры пополам, и еще раз пополам. Сравните полученные углы.

ЗАПОМНИ: ВСЕ ПРЯМЫЕ УГЛЫ РАВНЫ МЕЖДУ СОБОЙ.

Найдите на угольнике прямой угол. Покажите его.

Где вершина, а где стороны прямого угла.

ЗАПОМНИ: ЕСЛИ ДВЕ СТОРОНЫ УГЛА СОВПАЛИ СО СТОРОНАМИ ПРЯМОГО УГЛА УГОЛЬНИКА, ТО ЭТОТ УГОЛ – ПРЯМОЙ.

Рассмотрите рисунки. Найдите угол, который меньше прямого угла и угол, который больше прямого угла.

ЗАПОМНИ: ОСТРЫЙ УГОЛ МЕНЬШЕ ПРЯМОГО УГЛА.

ТУПОЙ УГОЛ БОЛЬШЕ ПРЯМОГО УГЛА.

3. Закрепление.

4. Подведение итогов:

Что нового узнали на уроке?

Работа с палочками.

Выложите такие же углы, как на рисунке. Назовите вид каждого угла.

Выставление оценок.

II . Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель: повторение знаний о прямой, отрезке, луче. (Познавательные УУД).

Найдите на слайде похожие линии.

Проверяем. Что заметили?

Что вы знаете о луче?

Что знаете об отрезке?

Что за фигура под цифрой 2?

А под цифрой 1?

Сегодня на уроке с нами волшебная точка.

Раз, два, три, четыре, пять

Вышла точка погулять.

Что же получилось? Сколько вы видите отрезков? Назовите их

Вдруг резинка выбегает и 2 точки вмиг стирает.

Что тут делать?

Как тут быть?

Кто же может нам сказать

Как фигуру нам назвать?

Ребята волшебная точка превратила отрезки в луч. Давайте попросим её помочь нам построить новую фигуру.

А знаете какую?

Отгадайте кроссворд и узнаете это слово.

Работа с кроссвордом.

1. Он имеет начало, но не имеет конца.

2. Так называется компонент при сложении.

3. Часть прямой, ограниченная с двух сторон точками.

4. Инструмент для измерения длины отрезка.

Что же это такое?

Где можно встретить углы в окружающем нас мире?

Из истории . Я хочу познакомить вас с народными традициями. Издавна дорогих гостей усаживали в «красный угол» на лучшее место в доме. А это было в святом углу, т.е. в углу, где висят иконы: каждое утро и каждый вечер хозяева дома обращались туда с молитвой. Поэтому этот угол всегда украшали вышитыми рушниками и цветами.

II . Постановка проблемы. «Открытие» детьми новых знаний.

Цель: Формулировка темы урока. (Регулятивные УУД).

Ребята, а вы знаете, что такое угол в математике? А знаете, как начертить угол?

Что мы будем сегодня на уроке делать? Что мы будем узнавать на уроке?

Так что же такое угол?

В жизни мы каждый день встречаемся с различными углами.

Ведь угол - это перелом, изгиб, колено, локоть. Где еще встречаются углы? Парта, стол, стул, книга, доска, шкаф, портфель, дом и т.д.

Практическая работа.

С помощью палочек покажите угол. Что надо сделать? Из чего он состоит?

Угол - это геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки.

Определите порядок построения угла.

Лучи - это стороны угла.

Точка М - это вершина угла.

Луч с лучом соединили

Вершину в точке закрепили.

Только луч теперь «она»

И зовётся сторона.

1. Начертите угол в тетради. Обведите стороны угла синим, а вершину- зелёным.

2. Возьмите палочки и попробуйте их так расположить, чтобы у вас получилось 4 угла.

Проверьте, так у вас получилось?

Какой вывод можно сделать?

Физминутка

Поднимает руки класс - это раз,

Повернулась голова - это два,

Руки вниз, вперёд смотри - это три,

Руки в стороны пошире развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать - это пять

Всем ребятам тихо сесть - это шесть.

III . Практическая направленность.

Цель: усвоение новых знаний.

Работа с учебником. с 57-58 № 142-143

Как построить угол?

Из каких элементов состоит угол?

А какие еще бывают углы?

Самостоятельная работа.

Цель: уметь применять знания на практике.

С помощью угольника начертите на листочках домик, чтобы в нём были все виды углов.

Рефлексия

Что нового узнали на уроке? Чему учились на уроке? Спасибо.

Конспект урока математики

Учитель: Игнатьева Н.В. (2-а класс)

Тема урока: Угол. Виды углов.

УМК «Школа России»

Тип урока : урок «открытия» нового знания.

Цель: познакомить учащихся с понятием «угол», сформировать представление о видах угла: «прямой, тупой, острый»

Задачи урока:

образовательные:

Систематизировать и расширить представления детей о геометрических фигурах;

Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.

Формировать познавательный интерес к математике.

развивающие:

- развить познавательные процессы (особенно, внимание, восприятие, мышление);

Развить эмоциональную сферу;

Развить коммуникативные умения;

Развить мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация и другие).

воспитательные:

Воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга;

Способствовать сплочению классного коллектива.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся определять с помощью модели угольника виды углов (острый, прямой, тупой);

распознавать геометрические фигуры (многоугольники, углы, лучи, точки;

проверять правильность выполнения сложения, используя взаимосвязь сложения и вычитания;

составлять условие и вопрос задачи по заданному решению;

объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи;

работать в парах;

выполнять задания творческого и поискового характера;

контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

Развивать моторику руки, аналитическое мышление, образное воображение.

Регулятивные УУД:

Самоконтроль деятельности;

Самооценка результатов работы.

Познавательные УУД:

Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;

Анализ объектов с целью выделения признаков;

Подведение под понятие, выведение следствий;

Расширить кругозор учащихся,

Умение строить речевые высказывания;

Формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

Умение работать в паре;

Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Методы обучения:

Репродуктивные: словесные, наглядные, практические;

Продуктивные: проблемный, частично-поисковые.

Формы обучения: фронтальная работа, парная, индивидуальная.

Оборудование:

Математика. 2 класс. Уебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./М.И.Моро, М.А.Бантова и др. –М.:Просвещение, 2012.

Карточки с числами, рисунок фигуры, карточки с геометрическими фигурами, плакат с замком, индивидуальные карточки.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг.момент

Итак, друзья, внимание,

Ведь прозвенел звонок!

Садитесь поудобнее -

Начнём скорей урок.

Сегодня мы отправимся в путешествие по очень интересной стране.

2. Включение в учебную деятельность

Чтобы подготовиться к путешествию, посчитаем устно.

Выберите нужные ответы по заданию.

1. В каком числе 7 дес. 2 ед.?

2. Сумма чисел 8 и 7

3.Из 16 вычесть 8

4. Назовите число, которое стоит перед 37

5. Назовите число, которое стоит после 48

6. Разность чисел 27 и 6

7. Если к 5 дес прибавить 2 дес,

8. Какое число больше 42 на 5

9. Какое число меньше 59 на 6

Расставьте числа в порядке убывания, уменьшения. Что это значит – в порядке убывания?

Если карточки расставлены правильно, то должно будет получиться слово. Перевернём карточки, какое слово получилось?

Что изучает данный раздел математики?

Учащиеся по очереди выходят к доске и выбирают карточку с правильным ответом. (Карточки с ответами заранее прикреплены к доске в разнобой и с дополнительными ответами)

72, 15, 8, 36, 49, 21, 70, 47, 53

От самого большого числа к самому маленькому.

Геометрия

Фигуры.

3. Актуализация знаний

В пути по стране Геометрии нам предстоит преодолеть много испытаний. И чтобы точнее выстроить маршрут путешествия, изучим чертёж. Какие фигуры вы видите на этом чертеже?

(Рисунок на карточке)

Найдите треугольники. Сколько их?

Сколько одинаковых треугольников?

Сколько квадратов? Они одинаковые?

Есть ли здесь ещё фигуры? Какие? Сколько всего фигур?

Мы готовы к путешествию, отправляемся в путь.

Четырёхугольники, треугольники.

(Учащиеся выходят к доске и считают фигуры, показывая их.)

4. Самоопре-деление к

деятельности

Внимание! Первое испытание. Впереди таинственный город . Чтобы войти в него, надо рассказать, какие дома в нём построены. (Карточки с фигурами на доске)

На какие две группы можно разделить фигуры на доске?

(Убрать фигуры без углов.)

На какие три группы можно разделить оставшиеся фигуры?

Что общего у фигур каждой группы?

Сколько углов у этих фигур?

Как вы думаете, какой теме будет посвящено наше путешествие в страну геометрии?

Проверьте свои предположения. Откройте учебник на стр. 8 , прочитайте тему и задачи урока.

Фигуры, имеющие и не имеющие углы.

Треугольники, четырёхугольники, пятиугольники.

Количество углов и сторон.

У пятиугольников 5, у четырёхугольников 4, у треугольников 3.

(Ответы детей)

Физминутка

электронная

Проводится стоя.

5. «Открытие» нового знания.

1) Чертёжная работа.

Мы прошли город Геометрических фигур. Далее по маршруту лабиринт Углов. Для того чтобы не заблудиться, надо выполнить чертёж выхода из лабиринта. Он дан на полях на стр. 8

- Прочитайте и выполните задание к чертежу. (Чертит на доске)

Подумайте и скажите, а как же получить угол, как же он образуется?

Угол – это фигура, состоящая из 2 лучей, проведённых из 1 точки.

Лучи угла называются сторонами. А точка, в которой соединяются лучи – вершиной.

Подведем итог: Угол – это…

2) Практическая работа

- Три коридора лабиринта мы преодолели. Впереди самый главный. Он заканчивается дверью. Открыть её мы сможем, выполнив следующее задание.

Сейчас каждый из вас из листа бумаги сделает модель прямого угла. Как это сделать, подскажет учебник.

Прочитайте следующее задание на стр. 8 .

(Учащимся, которые затрудняются, оказывается помощь.)

Покажите все модель прямого угла.

Разверните лист, как на рисунке 3. Покажите стороны угла и вершину.

Прочитайте, как определить, какой угол начерчен.

Покажите угольник – модель прямого угла на ваших партах.

Найдите на нём с помощью своей модели прямой угол.

(Показать, как это сделать на чертеже на доске.)

Сколько прямых углов образовали линии сгиба на вашем листе?

Рассмотрите чертёжный треугольник. Вы уже убедились, что у него один угол прямой. С помощью модели угла узнайте, будут ли прямыми остальные углы этого треугольника.

Какие у вас получились углы?

Прочитайте, как называется угол, который меньше прямого.

Как называется угол, который больше прямого?

Подпишем названия углов под чертежами.

Молодцы, дверь из лабиринта открыта. Мы продолжаем путешествие.

(Чертят углы в тетрадях)

(Выполняют самостоятельно, следуя инструкции в учебнике)

(Работа по учебнику)

Меньше прямого.

Острый угол.

Тупой угол.

(записывают в тетрадь)

6. Первичное закрепление.

Мы оказались у леса Многоугольников. Пройти через этот лес нам поможет наш проводник – модель прямого угла.

- № 1 стр. 9 (Аналогичный чертёж заранее выполнен на откидной доске.)

Определим вид каждого угла у первой и второй фигуры. Запишем в тетрадь.

Найдите острые, прямые и тупые углы у третьей фигуры самостоятельно.

Проверьте работу в парах.

(Первое задание выполняют устно.)

П.- 2, 4, 7

О.- 1, 3, 5

Т.- 6

(П.-8, 12. О.-10. Т.- 9, 11)

Физминутка

стихотворная «Хомка»

Проводится стоя.

7. Закрепление пройденного

1) Составление задач по выражениям.

Впереди по маршруту Водопад Задач. Чтобы перейти его, надо перекинуть на другой берег страховочный канат.

Сначала потренируемся.

Составьте задачи по выражениям 9+7, 12+8.

(Предлагают свои задачи, следят за правильностью ответов товарищей.)

(Предлагают варианты задач.)

(Двое учеников работают у доски, трое человек на карточках.)

8. Подведение итогов

Итак, мы разобрались, какие бывают углы. Предлагаю 1варианту найти острые углы, а 2 варианту – тупые углы на стр. 9

Вот и закончилось наше путешествие по стране Геометрии. Мы добрались до замка короля. (Плакат с рисунком закрепляется на доске.)

Из каких геометрических фигур он состоит?

Сколько всего треугольников?

Сколько всего четырёхугольников?

Сколько кругов?

Кто может показать с помощью угольника, какие углы в нём прямые.

(Работа по вариантам)

9. Рефлексия

Какие задачи мы ставили?

Удалось ли достичь этих задач?

Возникали у вас затруднения?

Вы смогли их преодолеть?

Чем интересен был сегодняшний урок?

(Жёлтый пятиугольник, зелёный квадрат или красный треугольник)

10. Домашнее задание

Выберите по выбору: с.9 №3 (примеры) или нарисуйте многоугольник и укажите виды углов. Спасибо за урок.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 69

Учитель начальных классов

ПАРФИРОВА ВЕРОНИКА

АЛЕКСАНДРОВНА

Г.УЛЬЯНОВСК

цель: Сформировать представление о понятиях «угол», «вершина угла», «стороны угла», «тупой угол», «прямой угол», «острый угол», научить построению различных видов углов с помощью линейки и треугольника, через практическую деятельность учить делать выводы.

Задачи :

Образовательная: организовать исследование углов геометрических фигур;

совершенствовать вычислительные навыки.

Развивающая:развивать математическую речь, внимание, логику мышления, практические навыки работы при определении вида угла.

Воспитательная: прививать стремление к познанию нового, интерес к математической науке.

ОБОРУДОВАНИЕ: Мультимедийный проектор, компьютер, экран, модели углов, треугольник, линейка, конверты с раздаточным материалом для творческой работы, презентация.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма организации:

1) Урок в игровой форме.

2) Индивидуальная, фронтальная работа детей, работа в парах.

3) Самостоятельная работа.

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Вы еще учитесь, но вас уже можно назвать знатоками, потому что вы уже много знаете и умеете. И сегодня вам предстоит ответить на многие вопросы, как подобает знатокам, а также узнать что-то новое, ведь человек живет пока учиться и познает что-то новое.

II. Актуализация знаний. Повторение изученного.

Тему урока вам подскажет кроссворд. Кроссворд «Геометрический».

1) Часть прямой, у которой есть начало, но нет конца. (Луч).

2) Геометрическая фигура, не имеющая углов. (Круг).

4) Геометрическая фигура, имеющая форму вытянутого круга. (Овал).

Тема нашего урока спряталась по вертикали. Найдите её. (Угол).

II I. Сообщение темы и целей урока:

Сформулируйте тему урока и поставте задачи, которые нужно решить на уроке.

— На уроке мы познакомимся с разными видами углов, их свойствами, научимся их не только узнавать, но и строить, научимся обозначать углы буквами.

IV. Работа над новым материалом.

— Подумайте, какие инструменты нам понадобятся на уроке? (линейка, треугольник, карандаши)

— На листе тетради отметьте точку и обозначьте её буквой О. Проведите из точки О два луча. На сколько частей лучи разделили плоскость? Меньшую часть заштрихуйте цветным карандашом.

Какую фигуру вы заштриховали? (Угол).

— Сформулируйте определение.

Фигура, которая состоит из точки и двух лучей, выходящих из этой точки, называют углом.

Угол – это геометрическая фигура, образованная двумя разными лучами с общим началом.

— Точка О – вершина угла. Угол можно назвать одной буквой, записанной около его вершины.

Угол О. Но может быть несколько углов, имеющих одну вершину. Как быть тогда?

— В таких случаях если называть разные углы одной буквой, то будет непонятно, о каком угле идёт речь. Чтобы этого не произошло, на каждой стороне угла можно отметить по одной точке, поставить около неё букву и обозначить угол тремя буквами, при этом всегда в середине записывают букву, обозначающую вершину угла. Угол АОВ.

— Как называются лучи выходящие из точки? (Стороны.) Сформулируйте определениеи покажите стороны на рисунке. Лучи, образующие угол, называются сторонами. Лучи АО и ОВ – стороны угла.

Практическая работа.

Построение модели прямого угла.

— Углы бывают разные, но сначала мы познакомимся с самым главным углом. Возьмите лист бумаги. Сложите лист пополам, а потом ещё раз пополам. Обведите линии сгиба карандашом. На сколько частей прямые линии разделили плоскость? (На четыре).

— Сколько углов получилось? (Четыре).

— Это особенные углы. Может быть, кто-то знает название этих углов? (Эти углы прямые).

— На пересечении линий сгиба поставьте точку. Обозначьте один прямой угол буквами. Заштрихуйте цветным карандашом его внутреннюю часть.

(Ученики находят прямые углы на различных предметах, а также используя модели углов. Раздаются листочки с начерченными на них лучами и предлагается провести новые лучи так, чтобы образовались прямые углы. Учащиеся строят их при помощи модели прямого угла и при помощи чертежного треугольника.)

— Не всегда удобно определять прямой угол на глаз. Для этого используют линейку-угольник. Чтобы определить прямой угол или нет угла, нужно совместить вершину и одну сторону угла с вершиной и стороной прямого угла на линейке-угольнике.

Задание: Используя модель прямого угла, найди на рисунке прямые углы и выпиши их номера. (Дети выполняют задание самостоятельно, затем один ученик называет свой вариант ответа, все проверяют работу).

— С помощью угольника удобно не только определять прямые углы, но главное – строить их. Построим прямой угол, каждый сам назовёт его одной или тремя буквами. (Выполняется взаимопроверка в парах).

Виды углов.

— На рисунке видно, что бывают и другие углы не прямые. Каким цветом выделен угол больше прямого? Меньше прямого? Значит, углы можно сравнивать по величине. Каждый из углов имеет своё название.

Острый угол – это угол, который меньше прямого. Тупой угол – это угол, который больше прямого.

V. Физминутка.

VI. Первичное закрепление.

— Возьмите острый и прямой углы. Можно ли острый угол расположить внутри прямого? Покажите.

— Возьмите тупой и прямой углы. Можно ли тупой угол расположить внутри прямого? Покажите. А прямой внутри тупого? Покажите.

— Рассмотрите рисунки. Какое правило работы важно помнить, при определении вида угла с помощью линейки-угольника? (Нужно совмещать вершину и одну сторону угла с вершиной и стороной прямого угла на линейке-угольнике). Работа в тетради.

— Начертите в тетради острый и тупой угол, подпишите их. Острый угол заштрихуйте зелёным карандашом, а тупой угол синим.

— Чем похожи и чем различаются эти углы? (Похожи: есть вершина, две стороны.

Различаются: один больше, другой меньше прямого угла; разные названия).

— С помощью линейки-угольника проверьте работу друг друга в парах. Определить угол сначала «на глаз», потом проверить с помощью угольника.

— Где можно встретить углы в окружающем нас мире? (угол доски, уголок платочка, книжки, угол стола, полочки, угол в комнате и т.д.) Угол важная фигура. Углы окружают нас и в повседневной жизни. Посмотрите на рисунки: уголок соединительный для труб и уголок канцелярский для бумаг; угольник плотника и угольник чертёжный; угловой стол и угловой диван.

— Обернитесь, рассмотрите наш класс. Приведите свои примеры, где можно найти углы вокруг нас.

VII. Итог урока. Рефлексия. «Сегодня я узнал».

— В начале урока мы ставили задачи. Мы их выполнили? Давайте проверим. Игра «Проверь себя». А теперь посоветуйтесь в парах и разукрасьте свой уголок.

— Если урок понравился, то зелёным цветом, если не очень – жёлтым, а если не понравился, то синим.