Гога и Магога - что это за народы? Кто такие гог и магог

Гог и Магог (ивр. ‏גּוֹג וּמָגוֹג‏‎ Gog u-Magog) — в иудейской и христианской эсхатологии названия народов, которые пойдут войной на народ Божий, но будут повержены огнём с неба. В Новом Завете Гог и Магог упоминаются в книге Откровение, 20:7, где описывается их нашествие на город святых по окончании тысячелетнего царства.

В Ветхом Завете, в Книге пророка Иезекииля в 38 и 39 главах присутствует также пророчество о Гоге из земли Магог, согласно которому Гог — это имя предводителя, который придет из страны Магог с войной на землю Израиля и потерпит военное поражение от Бога. Согласно иудейской эсхатологии предсказание, описанное в книге пророка Иезекииля, исполнится незадолго до прихода Мессии (ивр. ‏מָשִׁיחַ‏‎).

Оба пророчества описывают разные события в различные временные периоды: в первом случае идет речь о событиях после тысячелетнего царства, в которых принимают участие два народа из «четырех углов земли», во втором случае — период до тысячелетнего царства, в котором присутствует предводитель Гог из северного по отношению к Израилю народа Магог.

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/...

А что если события, описанные в Библии, уже имели место в истории?

Обратимся к географическим картам.

1. Карта арабского географа Мухаммада аль-Идриси, 1154 год.

Теперь

Bahr al Hozar — по-арабски Хазарское море. Оно же Каспийское море.

На карте левый нижний угол — это правый верхний на современных картах.

2. Карта Даниэля Келлера, 1590 год.


Эта же карта более крупным планом.

В правом нижнем углу хорошо видно Японию.

3. Карта «Mundo Prioris Hemisphaerii» Christian Sgrothen, 1592 год.

Эта же карта более крупным планом.

Опять же в правом углу хорошо видно Японию.

4. Карта «Atlas sive Cosmographicae Meditationes de Fabrica Mundi et Fabricati Figura», Герхард Меркатор, 1595 год.

Эта же карта более крупным планом.

В правом нижнем углу хорошо видно Китай и рядом с ним Корею.

5. Карта Джона Спида, 1626 год.

Эта же карта более крупным планом.

В правом верхнем углу хорошо видна Америка, внизу карты Китай и рядом с ним Корея.

6. Карта «Magnae Tartariae, Magni Mogolis Imperii, Iaponiae et Chinae, Nova Descriptio», Frederik de Wit, 1680 год.

Эта же карта более крупным планом.

В правом нижнем углу хорошо видна Япония.

7. Карта Николя Сансон, 1692 год.

Эта же карта более крупным планом.

В нижнем части карты хорошо виден Китай и Япония.

Территориально народы Гог и Магог на карте мира находятся в Чукотском автономном округе (Российская Федерация).

Чукотка

Вывод: народы Гог и Магог реально существовали на нашей планете в прошлом!

Теперь обратимся к Библии. Что Библия говорит об этих народах.

«Новый Завет». Откровение 20.

Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это — первое воскресение.
Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.
Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской.
И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный.
И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их;
а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.
И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места.
И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими.
Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим.
И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая.
И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.

«Ветхий Завет». Книга пророка Иезекииля, 38 и 39 главы.

1 И было ко мне слово Господне:
2 сын человеческий! обрати лице твое к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала, и изреки на него пророчество
3 и скажи: так говорит Господь Бог: вот, Я - на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала!
4 И поверну тебя, и вложу удила в челюсти твои, и выведу тебя и все войско твое, коней и всадников, всех в полном вооружении, большое полчище, в бронях и со щитами, всех вооруженных мечами,
5 Персов, Ефиоплян и Ливийцев с ними, всех со щитами и в шлемах,
6 Гомера со всеми отрядами его, дом Фогарма, от пределов севера, со всеми отрядами его, многие народы с тобою.
7 Готовься и снаряжайся, ты и все полчища твои, собравшиеся к тебе, и будь им вождем.
8 После многих дней ты понадобишься; в последние годы ты придешь в землю, избавленную от меча, собранную из многих народов, на горы Израилевы, которые были в постоянном запустении, но теперь жители ее будут возвращены из народов, и все они будут жить безопасно.
9 И поднимешься, как буря, пойдешь, как туча, чтобы покрыть землю, ты и все полчища твои и многие народы с тобою.
10 Так говорит Господь Бог: в тот день придут тебе на сердце мысли, и ты задумаешь злое предприятие
11 и скажешь: «поднимусь я на землю неогражденную, пойду на беззаботных, живущих беспечно, - все они живут без стен, и нет у них ни запоров, ни дверей, -
12 чтобы произвести грабеж и набрать добычи, наложить руку на вновь заселенные развалины и на народ, собранный из народов, занимающийся хозяйством и торговлею, живущий на вершине земли».
13 Сава и Дедан и купцы Фарсисские со всеми молодыми львами их скажут тебе: «ты пришел, чтобы произвести грабеж, собрал полчище твое, чтобы набрать добычи, взять серебро и золото, отнять скот и имущество, захватить большую добычу?»
14 Посему изреки пророчество, сын человеческий, и скажи Гогу: так говорит Господь Бог: не так ли? в тот день, когда народ Мой Израиль будет жить безопасно, ты узнаешь это;
15 и пойдешь с места твоего, от пределов севера, ты и многие народы с тобою, все сидящие на конях, сборище великое и войско многочисленное.
16 И поднимешься на народ Мой, на Израиля, как туча, чтобы покрыть землю: это будет в последние дни, и Я приведу тебя на землю Мою, чтобы народы узнали Меня, когда Я над тобою, Гог, явлю святость Мою пред глазами их.
17 Так говорит Господь Бог: не ты ли тот самый, о котором Я говорил в древние дни чрез рабов Моих, пророков Израилевых, которые пророчествовали в те времена, что Я приведу тебя на них?
18 И будет в тот день, когда Гог придет на землю Израилеву, говорит Господь Бог, гнев Мой воспылает в ярости Моей.
19 И в ревности Моей, в огне негодования Моего Я сказал: истинно в тот день произойдет великое потрясение на земле Израилевой.
20 И вострепещут от лица Моего рыбы морские и птицы небесные, и звери полевые и все пресмыкающееся, ползающее по земле, и все люди, которые на лице земли, и обрушатся горы, и упадут утесы, и все стены падут на землю.
21 И по всем горам Моим призову меч против него, говорит Господь Бог; меч каждого человека будет против брата его.
22 И буду судиться с ним моровою язвою и кровопролитием, и пролью на него и на полки его и на многие народы, которые с ним, всепотопляющий дождь и каменный град, огонь и серу;
23 и покажу Мое величие и святость Мою, и явлю Себя пред глазами многих народов, и узнают, что Я Господь.

1 Ты же, сын человеческий, изреки пророчество на Гога и скажи: так говорит Господь Бог: вот, Я - на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала!
2 И поверну тебя, и поведу тебя, и выведу тебя от краев севера, и приведу тебя на горы Израилевы.
3 И выбью лук твой из левой руки твоей, и выброшу стрелы твои из правой руки твоей.
4 Падешь ты на горах Израилевых, ты и все полки твои, и народы, которые с тобою; отдам тебя на съедение всякого рода хищным птицам и зверям полевым.
5 На открытом поле падешь; ибо Я сказал это, говорит Господь Бог.
6 И пошлю огонь на землю Магог и на жителей островов, живущих беспечно, и узнают, что Я Господь.
7 И явлю святое имя Мое среди народа Моего, Израиля, и не дам вперед бесславить святаго имени Моего, и узнают народы, что Я Господь, Святый в Израиле.
8 Вот, это придет и сбудется, говорит Господь Бог, - это тот день, о котором Я сказал.
9 Тогда жители городов Израилевых выйдут, и разведут огонь, и будут сожигать оружие, щиты и латы, луки и стрелы, и булавы и копья; семь лет буду жечь их.
10 И не будут носить дров с поля, ни рубить из лесов, но будут жечь только оружие; и ограбят грабителей своих, и оберут обирателей своих, говорит Господь Бог.
11 И будет в тот день: дам Гогу место для могилы в Израиле, долину прохожих на восток от моря, и она будет задерживать прохожих; и похоронят там Гога и все полчище его, и будут называть ее долиною полчища Гогова.
12 И дом Израилев семь месяцев будет хоронить их, чтобы очистить землю.
13 И весь народ земли будет хоронить их, и знаменит будет у них день, в который Я прославлю Себя, говорит Господь Бог.
14 И назначат людей, которые постоянно обходили бы землю и с помощью прохожих погребали бы оставшихся на поверхности земли, для очищения ее; по прошествии семи месяцев они начнут делать поиски;
15 и когда кто из обходящих землю увидит кость человеческую, то поставит возле нее знак, доколе погребатели не похоронят ее в долине полчища Гогова.
16 И будет имя городу: Гамона [полчище]. И так очистят они землю.
17 Ты же, сын человеческий, так говорит Господь Бог, скажи всякого рода птицам и всем зверям полевым: собирайтесь и идите, со всех сторон сходитесь к жертве Моей, которую Я заколю для вас, к великой жертве на горах Израилевых; и будете есть мясо и пить кровь.
18 Мясо мужей сильных будете есть, и будете пить кровь князей земли, баранов, ягнят, козлов и тельцов, всех откормленных на Васане;
19 и будете есть жир до сытости и пить кровь до опьянения от жертвы Моей, которую Я заколю для вас.
20 И насытитесь за столом Моим конями и всадниками, мужами сильными и всякими людьми военными, говорит Господь Бог.
21 И явлю славу Мою между народами, и все народы увидят суд Мой, который Я произведу, и руку Мою, которую Я наложу на них.
22 И будет знать дом Израилев, что Я Господь Бог их, от сего дня и далее.
23 И узнают народы, что дом Израилев был переселен за неправду свою; за то, что они поступали вероломно предо Мною, Я сокрыл от них лице Мое и отдал их в руки врагов их, и все они пали от меча.
24 За нечистоты их и за их беззаконие Я сделал это с ними, и сокрыл от них лице Мое.
25 Посему так говорит Господь Бог: ныне возвращу плен Иакова, и помилую весь дом Израиля, и возревную по святом имени Моем.
26 И почувствуют они бесчестие свое и все беззакония свои, какие делали предо Мною, когда будут жить на земле своей безопасно, и никто не будет устрашать их,
27 когда Я возвращу их из народов, и соберу их из земель врагов их, и явлю в них святость Мою пред глазами многих народов.
28 И узнают, что Я Господь Бог их, когда, рассеяв их между народами, опять соберу их в землю их и не оставлю уже там ни одного из них;
29 и не буду уже скрывать от них лица Моего, потому что Я изолью дух Мой на дом Израилев, говорит Господь Бог.

И «Ветхий» и «Новый Завет» однозначно говорят о войне! А если рассматривать Библию как историческую книгу? Была ли война Гога и Магога с израильтянами в прошлом?

Ответ — ДА!

Ближневосточный поход монголов: https://ru.wikipedia.org/wiki/…

Ближневосточный поход монголов под командованием Хулагу (1256—1260) — один из крупнейших завоевательных походов монгольской армии, направленный против иранских исмаилитов-низаритов, халифата Аббасидов, сирийских Айюбидов и мамлюков Египта; поскольку большую роль в действиях против ближневосточных мусульман сыграли центральноазиатские христиане-несториане, а союзниками монголов были участники Седьмого крестового похода, некоторыми историками (Р. Груссе, Г. В. Вернадский, Л. Н. Гумилёв) назван Жёлтым крестовым походом.

Наступление монголов в Леванте (1260 год)

После получения известий о смерти великого хана Мункэ Хулагу с основной частью армии отступил в Закавказье (июнь 1260 года). Китбуке были оставлены сравнительно малые силы (10—20 тысяч или даже 10—12 тысяч, включая подкрепления от союзных армян и грузин). Хулагу оставил своего военачальника со столь немногочисленным войском, видимо, неверно оценив силы своих противников в Египте; возможно, он был введён в заблуждение информацией, полученной от захваченных в Сирии пленников. С другой стороны, Хулагу был вынужден забрать львиную долю войска, вероятно, понимая, что вскоре после смерти Мункэ неизбежно вспыхнет конфликт с Джучидами за спорные территории в Закавказье. Китбуке было поручено сохранить уже завоёванное (информация Бейбарса аль-Мансури). По сведениям Ибн аль-Амида, он должен был к тому же зорко следить за франками прибрежных крестоносных государств. Сам Хулагу в своём письме Людовику Французскому (1262), сообщает, что Китбуке было приказано покорить крепости исмаилитов в северной Сирии.

Китбука продолжил завоевания из Сирии на юг — в Палестину, захватив Баальбек, аль-Субейба и Аджлун, монголы вошли в Самарию и жестоко расправились с Айюбидским гарнизоном Наблуса. Далее монгольские отряды беспрепятственно заняли Газу, Айюбидский султан ан-Насир Юсуф был взят в плен и выслан к Хулагу, монгольские гарнизоны в 1000 человек были размещены в Газе и Наблусе. Навстречу Китбуке двинулась армия египетских мамлюков под командованием Кутуза и Бейбарса. 3 сентября 1260 года в битве при Айн-Джалуте монгольское войско потерпело поражение. Китбуга попал в плен и был казнён.

Наша страна (Россия) очень сильно пострадала от татаро-монгольского ига.

Монголо-татарское иго, татаро-монгольское иго, монгольское иго, ордынское иго — система политической и даннической зависимости русских княжеств от Монгольской империи до 60-х годов XIII века, позже, после распада Монгольской империи, от Улуса Джучи (Золотой Орды), до конца XV века. Установление ига стало возможным в результате монгольского нашествия на Русь в 1237—1242 годах; иго устанавливалось в течение двух десятилетий после нашествия, в том числе и в неразорённых землях. В Северо-Восточной Руси длилось до 1480 года. В других русских землях устранялось в XIV веке по мере присоединения их к Великому княжеству Литовскому и Польше.

В знаменитом произведении «Мертвые души» Павел Иванович Чичиков в поиске странного богатства, этих ревизских неучтенных душ, ездит по разным помещикам, и оказывается однажды у Собакевича.

Интереснейший персонаж. Стены комнат у него увешаны какими-то великими героями, с жуткими ляжками, невообразимыми усами. И весь он такой ладный и большой, так что и каждая вещь на него похожа. Каждый стул говорит: я Собакевич. Каждый шкаф говорит: я тоже Собакевич. Все такое крепко сшитое, такое корявое, такое на века. И вот этот Собакевич - очень странный персонаж - проходится цинично и холодно, так сказать, сквозь зубы, по всем жителям этого уезда. Он говорит, что председатель у них, хоть и масон, а дурак, которых свет не видывал. А полицмейстер ворюга, он тебя обворует - с тобой же еще и пообедает. Чичиков спрашивает о губернаторе… Губернатор - это, говорит, разбойник, ему нож дай в руки, на большую дорогу выпусти - он кишки, говорит, любому выпустит за копейку. Говорит, это Гога-Магога.

Вот Гога-Магога меня заинтересовал. Заинтересовал тем, что на каждой странице хорошего текста, плотного текста, высококультурного, можно найти какие-то ссылки на библейскую историю, на какие-то вещи, которые тебе непонятны. Например, Гог и Магог. Это два персонажа, такие странные мистические, которые существуют в иудаизме, христианстве и в исламе. Гог и Магог встречаются впервые у Иезекииля. Для них Гог из земли Магог, князь Роша. Некоторые американские проповедники читали, что князь Роша - это князь России, если слишком упростить перевод. Это некий народ на севере от Израиля.

К северу от Израиля множество стран. Британия на севере от Израиля и Франция на севере. И вот на этом были построены проповеди очень многих фундаменталистов, которые призывали к войне против «империи зла», то есть против Советского Союза. У Иезекииля народ, который ополчается против Божьего народа - Гог и Магог. Это либо два народа, либо князь Гог из земли Магог.

Потом они встречаются в Апокалипсисе. Это тоже некие враждебные народы, которые ополчаются вокруг святого города Иерусалима, которым нужно погибнуть, они будут разбиты. Но их очень много, они неисчислимы. Они воинственны, они страшны, и они символизируют собою вечного врага Божьих людей. У Божьих людей, оказывается, есть вечные враги, постоянные.

В исламе они меняют свои имена, эти Гог и Магог, на Йаджудж и Ма-джудж. Это тоже некие два народа, которые сидят за какой-то каменной стеной, пока что не взломанной. И поэтому можно более или менее нормально жить. Потом стена будет сломлена, и они как поток ворвутся в мир, и жизнь в мире станет невозможна. Потому что они жестоки и не имеют ничего святого. То есть присутствует такая эсхатологическая идея: перед Концом Света состоится некая битва добра и зла, в которой будут участвовать некие хранящиеся до времени злые народы. Гог и Магог. Точного смысла этих слов вам никто не объяснит. Но они стали нарицательными словами, как нечто такое страшное.

Абсолютное зло. Абсолютное зло, которое, может быть, ходит рядом. Вот так у Гоголя, значит, губернатор превращается в Гогу и Магогу. Говорит: зарежет за копейку, убьет и не подумает, кишки выпустит, это же Гога-Магога. И таких вещей, таких рассыпанных, из Писания, таких отсылок к Писанию в нашей литературе очень много. Поэтому не знающий Библию человек навряд ли что-то до конца поймет. Даже и в нашей литературе. Это прекрасный повод изучать и интересоваться.

[евр. , ], в христ. и иудейской эсхатологической традиции имена варварских народов, к-рые завоюют Палестину или христ. ойкумену в последние времена. В пророчестве Иезекииля , давшего начало этой традиции, Г.- вождь завоевателей, М.- название его земли.

В библейской традиции

Нек-рые народы, названные в пророчестве Иезекииля о нашествии Г., упоминаются уже в библейском списке сыновей Ноя (Быт 10) как потомки «сыновей Иафета» (Быт 10. 1-5), расселившиеся «в землях их, каждый по языку своему, по племенам своим, в народах своих» (Быт 10. 5). У Иафета было 7 сыновей (LXX 8): Гомер, М., Мадай, Иаван, [Елиса], Фувал, Мешех и Фирас (10. 2), а среди сыновей Гомера упоминается Фогарма (10. 3; ср.: 1 Пар 1. 5-6).

Прор. Иезекииль (Иез 38-39) предсказывает, как «после многих дней» «в последние годы» (Иез 38. 8) «верховный князь» Г. из страны М. (LXX предлагает вариант перевода евр. слова (глава, главный) как имени собственного - ῾Ρώς) во главе великого войска пойдет по воле Господа против вернувшегося из плена Израиля. В составе его армии будут воины от Мешеха и Фувала, от Гомера и из «дома Фогарма» «от пределов севера», а также Парас ( - Персия), Куш ( - Эфиопия) и Пут ( - Ливия?) (38. 1-9). Г. замышляет разграбить и разорить землю Израиля. Но пророк предрекает, что Божий гнев падет на Г., его временная победа над Израилем послужит только тому, чтобы показать славу Господа «перед глазами их» (38. 10-16). Г. в этом пророчестве олицетворяет врага, о к-ром говорили прежние пророки: с его приходом «произойдет великое потрясение на земле Израилевой», вся его земля будет разрушена (38. 17-20), но в конце концов поражен будет и сам Г. (38. 21-23). После того как Господь поразит Г. и его орды, пришедшие «на горы Израилевы», их мертвые тела пожрут птицы и звери (39. 1-8). 7 лет «жители городов Израилевых» будут сжигать оружие армии Г., а когда Г. найдет свою могилу в долине Аварим («долина прохожих»), в Заиорданье, в течение 7 месяцев будут хоронить мертвые тела его воинов, пока «вся земля» не будет очищена. В завершение Господь приготовит из погибших орд жертвенную трапезудля птиц и зверей (39. 9-20).

Все это, по словам пророка, произойдет для того, чтобы народы познали славу Господа и поняли, что Господь карает Израиль за его грехи. Но и Израиль должен понять, что Господь хочет быть его Богом «от сего дня и далее»; после возвращения из плена он должен терпеть унижение и признать, что Господь показал Себя Богом Израиля и в изгнании, и после возвращения (Иез 39. 21-29).

Географическая локализация и имена Г. и М.

Большинство исследователей определяют место существования Г. и земли М. (М. упом. в списке народов в Быт 10 и в описании народов, составляющих армию Г.- Иез 38) на северо-востоке от Израиля: в Анатолии или в Сев. Месопотамии. Исходя из того, что в Иез 38. 5 перечисляются названные уже в Иез 27. 10 армии из Персии, Эфиопии и Ливии (см.: Zimmerli . 1969. S. 643-644, 948-949), исследователи с уверенностью локализуют Мешеха во Фригии, Фувала в Киликии, Гомера на Армянском нагорье, а дом Фогарма на территории вост. Киликии (Иез 38. 2, 6) (Ibid. S. 652-653, 788-789, 947-949). Большинство др. народов, упомянутых в Быт 10. 2-5, также географически связаны с этой частью мира (жители Фарсиса, Киттим, Мидийцы и др.).

Если в вопросах географической локализации Г. и М. значительных разногласий не существует, то этимология и смысл этих имен остаются предметом дискуссий. Мнение ранних толкователей о них как о народе скифов (Ios . Flav . Antiq. I 6. 1 со скифами отождествляется М.; ср.: Ios . Flav . De bell. VII 7. 4) поддерживал еще Ю. Велльгаузен (Israelitische und jüdische Geschichte. B., 18973. S. 149). Распространенная в совр. лит-ре гипотеза, что Г.- это мидийский царь Гиг (аккад. ) (ок. 670 г. до Р. Х.), а земля М. соответственно - Лидия, восходит к Ф. Деличу (Herrmann . 1924. S. 245; Zimmerli . 1969. S. 942). Нек-рые исследователи, принимая во внимание те же датировки, связывают Г. с династией Гага Сев. Ассирии, к-рая упоминается в текстах Ашшурбанипала (D ü rr . 1923. S. 98-99). Ряд ученых ассоциируют библейского Г. с упомянутой в амарнских письмах (№ 1. 38) территорией «Гага», к-рая, согласно контексту (где также названы Ханигальбат и Угарит), находилась на севере Сирии, возможно, в окрестностях Кархемиша (Gressmann . 1905. Р. 182-183).

Среди исследователей, считающих Иез 38-39 послепленным текстом, распространена т. зр., что Г. мог быть военачальником армии молодого персид. царя Кира (ок. 400 г. до Р. Х.), а также, что имя Г. могло быть использовано как псевдоним для Александра Великого (Обзор толкований имен см.: Rowley H . H . The Relevance of Apocalyptic. L., 1963. P. 33-37; Zimmerli . 1969. S. 940-942; Herrmann . 1924. S. 244-245). Имя М. в таком случае понималось либо как искусственная форма в значении «земля Гога» (Zimmerli . 1969. S. 941), либо как «гебраизированное» имя от аккад. ( в амарнских письмах (D ü rr . 1923. S. 98-99; Herrmann . 1924. S. 245)). В лит-ре представлена и позиция, согласно к-рой первичным является название страны, а имя Г. было образовано от него (Wevers . 1969. P. 284).

Ряд исследователей объясняют имена Г. и М. как мифические: они произведены от шумер. «тьма», т. о., М.- это «земля тьмы», а Г.- персонификация тьмы или же «вождь и представитель сил, враждебных Богу» (Lauha . 1943. P. 71). Другие усматривают связь этих имен с аккад. богом Гага, к-рый упоминается в эпосе Энума Элиш (Herrmann . 1924. S. 244).

Эсхатологические мотивы пророчества Иезекииля и развитие традиции в поздней литературе

По структуре Иез 38-39 принадлежит к ветхозаветным пророчествам, построенным по схеме: наказание Израиля - наказание язычников - восстановление Израиля. Новый, отличительный элемент Иез 38-39, видимо предваряющий развитие поздней апокалиптической идеи об эонах (см. Апокалиптика),- идея «двойного эсхатона» (Frost . 1952. P. 91), т. е. «пророк указывает здесь на то, что находится далее ближайшего будущего, т. е. на 2-ю ступень божественного действия после того, что должно произойти в ближайшее время (собрание Израиля из рассеяния)» (Zimmerli . 1969. S. 945). Здесь эсхатологические выражения «после многих дней» (Иез 38. 8) и «в последние дни» (38. 16) вместе с более редким «в последние годы» (Иез 38. 8) получают более конкретное содержание.

В изображении великой эсхатологической битвы (Иез 38-39) виден ряд мотивов, получивших дальнейшее развитие в библейской и постбиблейской лит-рах. Среди таких мотивов: день Господень (день, в к-рый Господь откроет Свой гнев на народы); борьба Господа с силами хаоса (Наум 1. 4; Ав 3. 8; Ис 50. 2-3 и др.) и Его война с (языческими) народами (Ис 14. 24-27; 17. 12-14; Пс 2; 110; 68. 13-19 и др.), к-рая обычно связана с изображением теофании и космических катастроф; враг с севера (богопротивные силы зла и хаоса локализуются на севере - Иер 1. 13-15; 4. 6 слл.; 6. 1 слл.; Иоиль 2. 20 и др.); натиск народов на Иерусалим (Пс 46; 48; 76); жертвенная трапеза (идея, что павшие представляют собой жертвенную трапезу - Иер 46. 10; Соф 1. 7-8; Ис 34. 5-8); мотив мира - сожжение оружия (Ис 9. 5; Пс 45. 10) и др.

Мотив ожидания «отдаленного будущего», характерный для Иез 38-39, позволил последующим раввинистической и христ. традициям отнести событие нашествия и гибели армий Г. в более далекое будущее.

Особый интерес к пророчеству Иезекииля о великом царе последних времен Г. виден уже в переводе мессианского пророчества Валаама в LXX Числ 24. 7, где Г. противопоставлен моавскому царю Агагу. Др. вариант Септуагинты - Ам 7. 1, где имя Г. встречается вместо (покос), как и вариант Числ 24. 7,- показывает достаточно раннее возникновение связи между представлениями о войне царя Г. и о приходе Мессии.

Описания решающей последней войны занимают важное место в апокрифах. Напрямую от Иез 38-39 зависит изображение конца мира в 3-й Сивиллиной книге (3 Сив 663-650; здесь же упом. Г. и М. как названия стран между реками Эфиопии - 3 Сив 319, 512; ср. также: 5 Сив 101-110). В образах кн. Еноха (1 Енох 56) Г. и М. истолковываются как дикие орды парфян, к-рые тогда постоянно угрожали набегами (ср.: Ис 24. 21; 1 Енох 90. 16-19; 2 Вар 70. 7-10). Г. и М. понимаются в агаде как эсхатологические враги Израиля.

Г. и М. в НЗ

Если у прор. Иезекииля Г.- имя царя завоевателей, а М.- их территория, то в Откровении Иоанна Богослова Г. и М.- это названия народов, составляющих языческие орды, к-рые в конце тысячелетнего царства Христа (см. Хилиазм) после 1-го воскресения двинутся для последней битвы с народом Божиим, но будут попалены огнем суда Божия (Откр 20. 7-9). Общий план апокалиптики прор. Иезекииля и его кульминационный момент - битва народов Г. и М.- сохраняются в Откровении Иоанна. Мессианскому царству из пророчества Иезекииля (Иез 37) соответствует тысячелетнее царство Христа (Откр 20. 4-6); нашествию орд Г. и их уничтожению (Иез 38-39) - приход ведомых сатаной Г. и М. для уничтожения «стана святых и города возлюбленного» (Откр 20. 7-10); воскресению мертвых - последний суд (20. 11-15); Новому Иерусалиму (Иез 40 слл.) - новое небо, новая земля, новый Иерусалим (Откр 21).

В ранней иудейской литературе

Такая схема - пришествие армий Г. и М. после мессианского царства - сохраняется и в самых ранних примерах раввинистической лит-ры (Billerbeck . Kommentar. Bd. 3. S. 832-837). В палестинских таргумах большую роль в этой эсхатологической войне играет Мессия, к-рый побеждает пришедших к Иерусалиму Г. и М., при этом возвращение Израиля из плена в отличие от пророчества Иезекииля происходит уже после победы над Г. и М. (Таргум Псевдо-Йонатана на Числ 11. 26). Предсказание Елдада и Модада (Числ 11. 26-29) было воспринято как пророчество о царе из земли М. (Таргум Псевдо-Йонатана) или о Г. и М. (Таргум фрагментов). Раввин Неемия, ученик Акивы, также говорит о предсказании Елдада и Модада о Г. (Санхедрин 17а).

Иосиф Флавий (Ios . Flav . De bell. VII 7. 4) упоминает легенду о том, что Александр Великий на дальнем севере за горами Каспийского м. заключил кочевые варварские народы (скифов) железными вратами (ср.: Plin . Sen . Nat. hist. VI 15). Он отождествляет скифов с Г. и М. (Ios . Flav . Antiq. I 6. 1), т. о., легенда о Г. и М. в дальнейшем, прежде всего в христ. традиции, оказалась связанной с легендой об Александре.

В христианской литературе

отцы Церкви часто толковали имена Г. и М. аллегорически, как инструмент сатанинских преследований града Божия в последние времена (Hieron . In Ezech. XI // PL. 25. Col. 356-357; Aug . De civ. Dei. XX 11). Блж. Иероним, ссылаясь на распространенную в его время традицию, аллегорически истолковывал имена Г. как символ «кровли» (tectum) и М. как символ того, кто исходит «из-под кровли» (de tectum). Согласно блж. Августину, Г. символизирует врагов Церкви, из среды к-рых выступает диавол, как «из-под кровли», а М.- самого диавола, к-рый исходит из среды этих людей, как бы покидая временное прибежище, бездну безбожного града. При этом Г. и М. не исторические народы, они представляют собой врагов Церкви, число к-рых «как песок морской». В средневековье Николай де Лира , ссылаясь на блж. Иеронима, развивает это аллегорическое толкование: Г. для него - антихрист, т. к. он одержим диаволом, а М.- символ антихристовых гонителей, к-рые происходят от диавола (Emmerson . 19842. P. 85).

Для традиц. истолкования пророчества характерна вера в то, что с появлением диавола Г. и М. будут освобождены, антихрист возглавит их армии во время последнего величайшего гонения на христиан (Откр 20. 8). Он явится, когда падет Римская империя. Армии соберутся в Иерусалиме или, согласно блж. Августину, на всяком месте, где будут собраны христиане, и поведут войну против народа Божия. В конце концов они будут повержены Самим Христом, Который уничтожит антихриста (Ibidem).

Со временем аллегорическое толкование имен Г. и М. уступает место букв. пониманию предсказания о Г. и М., к-рые уже отождествляются с теми или иными конкретными историческими народами. В Византии мотив вторжения Г. и М. возникает в сер. VII в. (возможно, под впечатлением ситуации арабских завоеваний) в тексте «Откровения Псевдо-Мефодия Патарского» (написано по-сирийски, сохр. также в греч., лат. и слав. переводах). Согласно «Откровению...», Г. и М.- многочисленные дикие племена, отделенные от ойкумены и запертые Александром Великим железными вратами в далеких сев.-вост. окраинах земли, к-рые, согласно пророчеству, «придут на землю Израиля» «в последние времена». Здесь же приводится список 22 царств, заточенных Александром (Истрин . 1897. С. 20, 54; Alexander . 1985. P. 41). После предсказания поражения измаильтянам от последнего императора и наступившего затем периода мира и процветания сир. версия «Откровения Псевдо-Мефодия Патарского» сообщает, что в это время «врата Севера» откроются и заточенные племена ворвутся в ойкумену. Автор описывает бедствия и гонения на христиан и нечистоту Г. и М. Но по прошествии одной седмицы (7 лет?) они соберутся в долине Иоппия в Палестине, где будут уничтожены «одним из глав ангельского воинства», т. е. архангелом. После их исчезновения 7 лет в Иерусалиме будет править последний рим. император. Он поместит свою диадему на Животворящее Древо Креста Господня и тем самым окончательно передаст земную власть Богу. Но перед установлением Царства Божия властью на короткое время завладеет антихрист.

В отличие от библейской и ранней патристической традиций, где Г. и М. являются инструментами действий самого антихриста в период его правления на земле и их нашествие происходит одновременно с его явлением, у Псевдо-Мефодия Г. и М. возникают накануне прихода антихриста и еще до его воцарения они должны быть уничтожены. Эта традиция представлена в лат. «Тибуртинской сивилле» (XI в., содержит более ранние предания), к-рая, хотя и изображает явление антихриста до освобождения варваров, все же предрекает приход великого императора: он разгромит Г. и М. до того, как антихрист окончательно установит свою власть(Alexander . 1985. P. 185). В этом случае Г. и М. не армии антихриста, но знаки войн и опустошений, к-рые предшествуют антихристу.

В «Славянском Откровении Даниила» (написано в Византии в сер. IX в., сохр. в слав. переводе) Г. и М. появляются не в правление последнего императора, но при его непосредственном предшественнике, в др. версиях (IX-X вв.) эти сюжетные линии отсутствуют.

В трактате «О последних временах» Псевдо-Ефрема, к-рый сохранился в лат. рукописях VIII-IX вв. и, возможно, содержит элементы более ранней традиции, возникшей на сир. почве в кон. IV-VII в., отсутствует история Александра Великого, не упоминается и фигура последнего рим. императора. Неизвестные народы появляются просто «в те дни, когда наступит время этих народов»; они определяются как самые дикие (nequissimae), самые нечестивые (profanissimae) и грязные (coinquinatae), питающиеся человеческой плотью и кровью. Автор ничего не сообщает об их последующей судьбе, однако замечает, что «дни их будут сочтены» и «земля (Палестина? - Авт .) обретет покой» (Ibid. P. 186). Кроме того, период всеобщего благоденствия накануне последних времен у Псевдо-Ефрема помещается не до вторжения Г. и М., как обычно, а после их разгрома (Ibid. P. 138-139, 146-147).

Эсхатологические представления о Г. и М. в Византии разделялись далеко не всеми. В IX в. хронисты Георгий Синкелл и Георгий Амартол воспринимали Г. и М. как обычные исторические племена времен царя Дария I, якобы вторгшиеся через Мидию на Ближ. Восток, разорившие Сирию, Финикию и Палестину и вскоре уничтоженные Божественным Промыслом (Georg . Sync . Сhron. S. 295; Georgius Monachus . Chronicon / Ed. C. de Boor. Lpz., 1904. Bd. 1. S. 295). Иоанн Зонара (XII в.), как и мн. более ранние авторы, видел в М. наименование древних скифов (Zonara . Epit. hist. Bd. 1. S. 22). Нек-рые визант. книжники связывали сев. народ «рос» с именем «Гога, князя Роса и Магога» (вариант, к-рый приводит LXX). Этот несуществовавший князь Роса впервые был сопоставлен с народом «рос» Львом Диаконом (X в.) в связи с описанием похода рус. кн. Святослава (Leo Diac . Hist. IX 6).

В поздней зап. средневек. лит-ре антихрист становится неотъемлемой фигурой популярной легенды об Александре Великом. Англ. поэма об Александре (Kyng Alisaunder, XIV в.) изображала освобождающего Г. и М. антихриста разрушителем дела Александра Великого (Emmerson . 19842. P. 85-86). Мн. зап. авторы отождествляли Г. и М. с готами, гуннами, татарами (ср.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 445-446; Вып. 3. Стб. 503) и др. завоевателями. Р. Бэкон писал, что татары опустошают христ. земли, взламывают ворота Кавказа, чтобы привести антихриста к власти (Bacon R . Opus majus / Ed. J. H. Bridges. Oxf., 1897. Vol. 1. P. 268-269; см.: Anderson . 1932. P. 9-14). В «Повести временных лет» как Г. и М. упоминаются половцы и сев. народы (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 224-226). В Зап. Европе в текст «Романа об Александре» история строительства стены против Г. и М. была включена лишь в XIII в. Тогда же Петр Коместор выдвинул гипотезу о том, что Г. и М. являются пропавшими 10 коленами Израиля (Emmerson . 19842. P. 86).

Лит.: The History of Alexander the Great: Being the Syriac Version of Pseudo-Callisthenes / Ed. E. A. W. Budge. Camb., 1889; Истрин В . М . Откровение Мефодия Патарского и апокрифические Видения Даниила в визант. и славяно-рус. лит-рах. М., 1897; Sackur E . Sibyllinische Texte und Forschungen. Halle, 1898. Torino, 1963r; Gressmann H . Der Ursprung der israelitisch-jüdischen Eschatologie. Gött., 1905. (FRLANT; 6); Скабалланович М . Иезекииль // Лопухин . Толковая Библия. Т. 6. С. 189-522; D ü rr L . Die Stellung des Propheten Ezechiel in der israelitisch-jüdischen Apokalyptik. Münster, 1923; Herrmann J . Ezechiel. Lpz., 1924; Anderson A . R . Alexander"s Gate, Gog and Magog and the enclosed nations. Camb. (Mass.), 1932; Lauha A . Zaphon. Helsinki, 1943; Frost S . B . Old Testament Apocalyptic. L., 1952. P. 88-92; Die Rezension l des Pseudo-Kallisthenes / Hrsg. H. van Thiel. Bonn, 1959; Zimmerli W . Ezechiel. Neukirchen-Vluyn, 1969, 19792. 2 Bde; Wevers J . W . Ezekiel. L., 1969; M ü ller H .-P . Ursprünge und Strukturen alttestamentlicher Eschatologie. B., 1969; Die Historia de Preliis Alexandri Magni: Rezension J3 / Hrsg. A. Hilka, K. Steffens. Meisenheim am Glan, 1975; Emmerson R . K . Antichrist in the Middle Ages. Seattle, 19842; Alexander P . J . The Byzantine Apocalyptic Tradition. Berkeley, 1985; СККДР. Вып. 1. С. 283-285; Kaltner J . The Gog/Magog tradition in the Hebrew Bible and the Qur"an. Points of Similarity and Dissimilarity // Union Seminary Quarterly Review. 1995. Vol. 49. P. 35-48; Tanner J . P . Rethinking Ezekiel"s Invasion by Gog // JETS. 1996. Vol. 39. N 1. P. 29-45; B ö e S . Gog and Magog: Ezekiel 38-39 as pre-text for Revelation 19,17-21 and 20,7-10. Oslo, 1999; Повесть о рождении и победах Александра Великого / Пер. с лат. и ст.-франц., вступ. ст., коммент.: Н. Горелов. СПб., 2004.

К. В. Неклюдов, И. Н. Попов

Избранничество России и ее последнюю миссию перед концом истории не могут игнорировать даже ее враги – они лишь, следуя основному методу диавола (по-гречески: "клеветника"), пытаются исказить ее смысл на полностью противоположный. Стремясь отвратить людей от Истины и добра, диавол изначально пытался оклеветать Христа, затем христианскую общину в глазах римских императоров, спровоцировав гонения. После воцерковления Империи служители диавола стали выдавать ее за воплощение зла, термину "византийский" придали значение всех государственных пороков и лицемерия (хотя Византия, при всех своих несовершенствах, никогда не доходила до инквизиции, Варфоломеевской ночи или макиавеллиевских нравов папы Борджиа и его династии). Разумеется, и из Российской империи "тайна беззакония" клеветнически постаралась сделать жупел "агрессивного русского варварства" и "врага всего человечества". В советский период само понятие Третьего Рима советологами выдавалось за "стремление к мiровому господству, которое лишь продолжили большевики".

Соответственно трактуется в иудаизме и роль России в конце истории. Евреям в ветхозаветных текстах было открыто, что в конце времен на земле воцарится злой правитель, "зверь", выступающий против народа Божия, однако он потерпит поражение от Бога (Иез. 38–39, Дан. 7–12 и др.). Но поскольку народом Божиим евреи даже после распятия Христа по-прежнему считали себя, "зверя" они захотели видеть в своем противнике: в христианской государственности.

Так, в дореволюционной "Еврейской энциклопедии" грядущий злой правитель трактуется в виде "царя Армилуса", который «согласится признать учение Евангелия» и «направится против Иерусалима»: он «в конце дней восстанет против Мессии, причинив большие бедствия еврейскому народу, пока не будет, наконец, побежден Мессией» (разумеется, "мессию" здесь надо понимать в прямо противоположном смысле). Происхождение имени "Армилус" связывается с "Romulus" – «первым царем римским». В еврейской традиции «Рим – это "Эдом", духовно – самое нечистое место» , – напоминает один из ведущих еврейских журналов на русском языке. Причем еще до осознания Москвы себя Третьим Римом талмудисты указывали на Русь как на преемницу ненавистного им Римского царства .

Из иудаизма эта трактовка была перенята и развита протестантскими "жидовствующими", называющими себя "фундаменталистами" (к которым принадлежат президенты США Рейган и Буш-младший), – они в наше время активны в конфессиях баптистов, пресвитериан, методистов. В годы Холодной войны эта антирусская идеология стала общепринятой в президентской администрации и системе идеологической подготовки вооруженных сил США . В частности, было издано подробно комментированное "Новое издание Библии" (вышедшее на многих языках; например, в Нью-Йорке в 1975 году).

В этой "новой Библии" все человечество разделено на три части: "Евреи" (только они одни пишутся с большой буквы), "Церковь" (под нею протестантские фундаменталисты понимают себя) и "язычники" (все остальные, включая православных). Причем протестантские комментаторы утверждают, что понятие "Израиль" и ныне должно применяться не к христианской Церкви (как это принято в ней), а только к еврейскому народу по национальному признаку. О Страшном суде говорится: «Суд над индивидуумами каждой нации производится в зависимости от того, как они относились к братьям Христа, то есть к евреям», – только добрым отношением к ним человек и спасется.

О земном первенстве евреев свидетельствует и то, что «христиане [по контексту – протестантские фундаменталисты. – М.Н .] являются духовным потомством Авраама и участвуют в духовных благословениях, вытекающих из союза с Авраамом, но как нация Израиль сохраняет свое привилегированное место и должен еще познать самое великое счастье, которое уготовано ему как земному народу, избранному Богом ». Это "великое счастье" заключается в восстановлении государства Израиль в виде мессианского "тысячелетнего царства" на земле как царства еврейского мошиаха. Также и в иудейской эсхатологии это «мессианское царство есть последняя фаза "века сего", знаменующаяся господством Израиля над всем мiром» .

Разумеется, это господство необходимо "для блага всех народов". Похоже, именно для приучения их к этой мысли во многих религиях внедряются различные варианты "тысячелетнего царства блаженствующих". Они представлены в сектах жидовствующих (в России наиболее известны адвентисты и свидетели Иеговы), в исламе (бахаиты), в буддизме (ожидание явления последнего Будды); создаются и синкретические хилиастические религии, проповедующие "эпоху Водолея", "Новый век" и т.п.

И папа Иоанн–Павел II говорит о грядущей «цивилизации любви» и молится за «глубокое согласие... между Церковью и иудаизмом во всех странах ради всеобщего благоденствия». При посещении римской синагоги 13 апреля 1986 года папа заявил: «Возвращение еврейского народа на его землю должно быть признано как благо и завоевание, от которого мiр не может отречься... так как, оно является прелюдией к эре всеобщего братства , о которой мы все мечтаем... Признание за Израилем подобной незаменимой роли в конечном плане Искупления, обещанного нам Богом, не может быть игнорировано» (курсив наш); то есть католики теперь вместе с иудеями ждут «эру всеобщего братства» во главе с мошиахом, что пропагандирует влиятельный папский идеолог П. де Лобье. (И у отца Сергия Булгакова были близкие к этому хилиастические увлечения.)

Но для построения этого "тысячелетнего царства" требуется разрушение всей мiровой политической системы в виде апокалипсической катастрофы. Протестантские фундаменталисты полагают, что они будут еще накануне спасены от нее Божественным "восхищением" их на небо, после чего на земле останутся только евреи и язычники. Между ними произойдет война: «нашествие в Палестину десяти северных держав во главе с Россией и уничтожение захватчиков в ходе битвы при Армагеддоне».

Перед этой схваткой произойдет исцеление "смертельной раны" на одной из голов апокалипсического зверя; по мнению протестантских комментаторов, это будет восстановление мощи разрушенной Римской империи диктаторской властью России на основе «конфедерации десяти народов... Империя зверя охватит главным образом зоны влияния христианских народов... Голова исцелена, власть восстановлена, царствует новый диктатор – зверь... который подчинит себе десять царей» – он будет отличаться «ненавистью к евреям» и начнет на них наступление, на Иерусалим. Этот диктатор – тот самый римский вождь "Армилус", на которого иудеи переносят черты последнего злого правителя. После победы евреев над ним (над Россией) еврейский "бог" и установит для евреев "тысячелетнее царство".

Столь зловредная роль России в "новой Библии" основывается также на упоминании в книге пророка Иезекииля северных врагов «дома Израилева», обреченных Богом на погибель в Армагеддоне – это «Гог в земле Магог, князь Роша, Мешеха и Фувала» (Иез. 38:1, 39:1). Под этими названиями и в еврейской литературе, и в протестантской на Западе издавна принято понимать Россию, Москву и Тобольск (в этом смысле президент США Рейган употреблял свое выражение "империя зла" применительно к СССР).

В книге "Тайна России" мы уже отмечали, что ошибочное отождествление "роша" с "русами" впервые появилось в IХ веке в Византии после набега язычников-славян на Царьград. Тогда эти слова писались и звучали по-разному, однако возникла лингвистическая контаминация, то есть "заражение" одного слова орфографией и смыслом другого, сходно звучащего, – в данном случае это похоже на очередное диавольское клеветническое "заражение". Позже оно было использовано и талмудистами (тем более в их последующей борьбе против "антисемитской России") и бездумно перенято многими русскими авторами (так Русь сделалась "Росией" и затем Россией, а слово "Москва" стали неоправданно производить от Мосоха, потомка Иафета.

Однако многие русские и иностранные лингвисты и историки (включая уже Татищева и Карамзина) не видят причин для такого отождествления. При этом ими отмечается и то, что в латинских источниках сохранилось название нашей страны с правильным корнем – Russia (а не Rossia), и неточность греческого перевода ("рош" по-еврейски означает "глава", а "князь рош" – "главный князь"; именно так это правильно переведено в латинской Библии, а также у Лютера, англичан, чехов), и наличие других народов с названиями "Рош" и "Мешех", упоминаемых, кстати, пророком Иезекиилем как нечто отдельное друг от друга .

Главное же: при толковании священных книг надо не выискивать на современной карте сходно звучащие названия, а исходить из духовного смысла истории и носителей в ней замысла Бога и Его противника. В этом – главное содержание Священного Писания. Поэтому нам кажется верным приведенное в дореволюционной "Толковой Библии" (под редакцией А.П. Лопухина) лаконичное мнение Генгстенберга по поводу отождествления (привитого евреями также и мусульманам) Роша с русскими: «Русские не могут быть помещены между врагами Царства Божия » .

Ведь Гог и Магог – это организованное диаволом ополчение множества народов «с четырех углов земли» против верного Истине «стана святых и города возлюбленного» (Откр. 20:7–8). Под таким «станом святых» уже нельзя понимать нынешний антихристианский Израиль (да и во многих местах Библии "Израиль" последних времен понимается уже не как еврейство, а как христианская Церковь; причем в главе 20 Откровения слово "Израиль" вообще не упоминается).

Народы Гога и Магога, которых сатана «выйдет обольщать» на брань против «стана святых» в конце истории, чаще всего европейцы помещали на востоке Азии. Оттуда они в прошлом не раз приходили разорять Европу. Сегодня именно в этой части мiра мы видим крупнейший народ мiра, наращивающий свою мощь и имеющий притязания на российские территории, которые ему легко завоевать своей преобладающей численностью. И поскольку этот народ – нехристианский, у него нет нравственного сдерживающего начала, мешающего диаволу использовать этот народ в своих антихристианских целях по тому же образцу, как была в XIII веке использована татаро-монгольская орда.

Уже раньше антихристианское еврейство оказывало помощь и арабскому, и турецкому, и татаро-монгольскому нашествиям на христианский мiр (это признает еврейский историк Г. Грец). Трудно сомневаться, что оно и сегодня может использовать тот же прием против Третьего Рима. Такой план объединить против православной России все народы «с четырех углов земли» опубликован, с приложением карты расчлененной России, одним из влиятельных лидеров мiровой закулисы З. Бжезинским .

Таким образом, иудейско-протестантский сценарий конца истории и битвы "избранного народа" с антихристом использует многие элементы предсказания из Священного Писания, меняя в них знак на полностью противоположный, то есть выдавая зло за добро, а добро за зло. Такая онтологическая подмена может совершаться и в виде идеологической артподготовки против возможного возрождения православной России. Если в России, с Божией помощью, выдвинется православный вождь, способный восстановить Третий Рим, – несомненно, к нему мiровая закулиса сразу же применит эту эсхатологическую заготовку для оправдания в глазах западных христиан войны против него.

Следует быть готовым к этому, сознавая, насколько миссия Третьего Рима трудна и опасна в предапокалипсическое время. Но отказ от нее был бы малодушным и неблагодарным предательством по отношению к Божию доверию и терпению.

3 июня2010 г. в интернет-версии издания American Journal of Human Genetics было опубликовано исследование «Дети Авраама в эпоху генома. Основные еврейские популяции диаспоры с общей ближневосточной родословной» (Abraham’s Children in the Genome Era: Major Jewish Diaspora Populations Comprise Distinct Genetic Clusters with Shared Middle Eastern Ancestry). «Проведенное американскими учеными генетическое исследование показало: еврейский народ связывает не только общая религия, но и происхождение. Все современные группы еврейского населения происходят от общих предков, живших 2,5 тысячи лет назад на Ближнем Востоке» (http://www.jewish.ru/style/science/2010/06/news994285940.php).

Шалом.Судьба у всех-от бога.Так что успокойтесь.Человек предполагает,а бог-располагает и сделает на земле все,что захочет сделать,потому что только бог может все.Абсолютно все.А человек без бога ничего не может сделать хорошего или полезного для человечества.Иисус Христос примирил вас всех с Всевышним-господом богом нашим,богородица бегает день и ночь спасает ваших детей,и хотя никто в России их не слушает,все,что захочет Всевышний и его люди сделается и в россии и везде на земле.И вас-людей бог никогда не спросит,что ему и как делать.Слава богу за это.

Сколько читаю про то как Россию только не выставляют, а если от обратного? Американцы придут с севера, они везде суют свои носы даже там куда не просят.Православие - язычество если разобраться. Искаженная вера которую дал Иисус Христос до нельзя. Куча идиотов (малопросвященный человек)полагает что на севере находится одна Россия а себя во внимание не берут, Германия, Франция, Украина у нас находятся где в южном полушарии? Все эти статьи лишь для того, чтоб больше и больше народа ополчились против России. Только вот не взяли во внимание:20. От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается.
21. Смерть и жизнь - во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его.
(Притчи 18:20,21)А это значит что прежде чем поносить кого то помни, что и тебя будут поносить и с избытком.

В Откровении апостола Иоанна Богослова в стихе седьмом главы двадцатой читаем:

Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской.

Относительно значения имен «Гог и Магог» существует несколько объяснений и толкований.

«Некоторые думают, что Гог и Магог — полунощные и отдаленнейшие народы скифские или, как мы их называем Гунны, самые воинственные и многочисленные из всех земных народов. Только Божественною десницею они удерживаются до освобождения диавола от завладения всей вселенной. Иные, переводя с еврейского, говорят, что Гог обозначает собирающего или собрание, а Магог — возвышенного или возвышение. Итак, этими именами обозначается или собрание народов или их превозношение. Следует знать, что Иезекииль пророчествовал об этих народах, что приидут в последние дни с большою силою и падут на земле Израильской, а оружие их, по причине множества, будет гореть семь лет (Иезек. 39, 9).

Известно же, что пришествие их более всего соответствует временам последним. Это можно предполагать потому, во-первых, что нигде в Священных книгах не упоминается о войнах Иудеев со Скифами, кроме войн с народами окрестными, завидовавшими их внезапному обогащению, во-вторых, потому, что о Гоге написано, что он будет приготовляться от времен древних и придет во времена последние, и, в-третьих, — что в этом, предсказывающем будущее, Откровении сказано, что Гог и Магог придут при кончине века сего».

«Слово Магог в первый раз упоминается в книге Бытия: это один из сыновей Иафета. В пророчестве Иезекииля говорится о Гоге и Магоге, из которого, кажется, перенесены эти имена в Апокалипсис с теми же понятиями, в каких приняты были Иезекиилсм, но с разным применением. Гог у Иезекииля описывается сильным и страшным завоевателем, который вторгнется с многочисленным войском в землю народа израильского. «И пойдешь с места твоего, — предрекает Господь Бог, обращаясь к Гогу, — от пределов севера, ты и многие народы с тобою, все сидящие на конях, сборище великое и войско многочисленное.

И поднимешься на народ Мой, на Израиля, как туча, чтобы покрыть землю: это будет в последние дни», — и произносит следующий грозный приговор против Гога: Падешь ты на горах Израилевых, ты и все полки твои, и народы, которые с тобою; отдам тебя на съедение всякого рода хищным птицам и зверям полевым. (Иез. 39, 4).

Значит, Гог был орудием гнева Божия, обращенным против израильтян за их согрешения, но потом за жестокость его и нечестие сделался предметом отмщения также гнева Божия. Слово Магог, как кажется, означало землю и народ, которым повелевал Гог. В пророчестве говорится: И пущу огнь на Магога (то есть опустошу Магога), и населятся острова с миром (Иез. 39, 6). Наказание Гога и истребление его войска представлены пророчеством в грозных выражениях. Многие из толкователей пророчества Иезекииля искали царства Гога и Магога в северных частях Азии, и именно в Скифии, предполагая Магога, сына Иафетова, родоначальником скифов.

Некоторые из историков (Свида и Кедрин) почитали персов потомками Магога. В число доказательств этой гипотезы вошло и то, что их философы назывались магами. Бохарт помещал Гога в окрестностях Кавказа, производя Кавказ от еврейского слова гогшазан, то есть крепость Гога. Он же высказывал странное мнение, будто Прометей, прикованный Юпитером к Кавказу, был никто другой как Гог. Производили моголов, или монголов, от Магога.

Феодорит и многие другие, рассматривая пророчества Иезекииля с лучшим разумением, понимали под именем Гога Антиоха Епифана, Сирийского царя, а под словом Магога — многочисленных народов азиатских, составлявших его войско, когда он напал на Иудею. Из книг маккавейских известно, сколько грабежа, опустошения и кровопролития произведено нечестивым царем по всей земле Иудейской. А также известно примерное отмщение Божие над ним, его полководцами и многочисленными, разноплеменными их ополчениями. Вот исполнение пророчества Иезекииля в буквальном смысле.

Но из пророчества Апокалипсиса мы неоднократно примечали, что предсказания Божий иногда в одних и тех же словах относились и к суду Божию над идолопоклонством и к суду Божию над нечестием последних времен существования мира; потому и заключаем, что пророчество Иезекииля против Гога и Магога указывало и на происшествия не так далекие, каково поражение войска Антиоха, и на такие, которые скрывались в глубине веков отдаленных. Оно и намекало, что восстанет Гог на народ Божий в последнее время: После многих дней ты понадобишься; в последние годы ты придешь в землю (Иез. 38, 8), и в другом месте: И поднимешься на народ Мой, на Израиля, как туча, чтобы покрыть землю: это будет в последние дни, и Я приведу тебя на землю Мою, чтобы народы узнали Меня, когда Я над тобою, Гог, явлю святость Мою пред глазами их (Иез. 38, 16). Пророчество и повторено в Апокалипсисе в последнем значении.

Понятие о Гоге во все времена было понятием о властелине свирепом, бранноносном, повелевающем разноплеменными и многочисленными толпами воинов, попирающем уставы Божий, кровожадном злодее, враге Бога, веры, Церкви Его и поклонения Ему. Таков был Антиох Епифан. Таковым явится в последнее время нечестивец, не только ему подобный, но и превосходящий его в нечестии, ожесточенный враг веры Христовой и всех верных Господу Иисусу Христу. Не будет ли это тот человек беззакония, сын погибели, который по действию сатаны со всею силою, знамениями и чудесами ложными и со всякими беззаконными обольщениями будет проповедовать отступление от веры в Господа Иисуса Христа и преследовать разного рода гонениями, казнями, смертью непокоряющихся его обольщению?

Он утвердит власть свою над многими народами, как счастливый воин, как хитрый политик, как утонченный знаток слабо-стей человеческих, действуя на умы блеском своих успехов, славы, почестей, богатств и других многочисленных чувственных приманок и очарований. Вероятно, он рассыплет все роды соблазнов на посмеяние всего святого, на помрачение истины, для поколебания веры в Господа нашего Иисуса Христа, и для возбуждения порочных и насильственных страстей, в чаду которых нетрудно ему будет погасить благодетельный свет учения Христова. Порочный христианин, ослепленный развратными мыслями и пожеланиями близок к вольнодумству, а от вольнодумства — один шаг к отступничеству или атеизму. Вот и начинается война против ис-тины, святости и всех добродетелей.

В ужасное время, описываемое пророчеством, разврат и нечестие распространятся между таким множеством людей, что евангелист Иоанн, как мы упомянули выше, уподобляет их числом песку морскому. Эта бесчисленность одушевится одною мыслью вождя своего и повелителя, чтоб преследовать верных Господу Иисусу Христу. Не к этому ли времени относится сказанное в стихе 14 главы 16 Откровения ап. Иоанна о трех нечистых духах, которые исходят к царям всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя? Нельзя ли понимать под нечистыми духами трех главных помощников антихриста или Гога, действующих по внушению враждебной силы, ложными убеждениями на царей земных, чтоб вооружить против веры Христовой и верующих?».

«Главный виновник восстания новых врагов против Церкви Христовой представляется сатана, разрешенный из темницы, в которой содержался тысячу лет. Войско его будут составлять какие-то народы, Гог и Магог, которые в бесчисленном множестве выйдут с четырех углов (отдаленных пределов) земли. Прежде исполнения пророчества нельзя сказать, кто такие эти народы. Блаж. Иероним разумеет под ними кавказских скифов; иные разумеют магометан — турок, татар. Но здесь это имя народов, кажется, таинственное и означает не один народ, а сброд с четырех углов земли — востока, запада, севера и юга, то есть со всех концов земли, Значит, эти люди рассеяны по всем странам и царствам.

Эти люди называются Гогом и Магогом, может быть, для означения варварства, же-стокости, бесчеловечия их, какими отличались Гог и Магог, как видно из пророчества Иезекииля. Не понимаются ли под ними последователи, слуги антихриста — вольнодумцы, еретики, неверы, ученые безбожники, нечестивцы, отчаянные развратники, и т. п.? Такие люди, точно, везде и ныне находятся во всех царствах и местах, но вдали от стана святых, то есть Церкви Христовой, не по месту, а по образу мыслей, по нравам, по жизни.

Такие люди и ныне словом и писаниями стараются ниспровергать основные истины христианства, извращать понятие людей о разных предметах религии, нравственности, гражданской жизни, вовлекать в свой омут заблуждений, разврата, буйства. Кто не увлекается их толками, не следует их правилам, обычаям, тех начинают преследовать насмешками, пересудами, злословием, клеветою, презрением, уничижением и разными оскорблениями; например, кто постоянно ходит к богослужению в праздники, соблюдает посты по уставу святой Церкви, уклоняется от игр, забав, зрелищ, шумных собраний для разгула, суетного празднословия, читает Священное Писание, жития святых и другие назидательные книги, а не повести, романы, соблюдает другие религиозные обряды, правила благочестия, и вообще в образе мыслей, в нравах и жизни соображается с Евангелием, поступает по заповедям Божиим, а не по правилам и обычаям мира, — тот будь хоть ангел, вольнодумцы, нечестивцы забросают его грязью, постараются очернить, унизить.

Добродетели они обыкновенно называют лицемерием, благочестие — ханжеством и свято-шеством, ревность к славе Божией и подвижничеству — фанатизмом, кротость и смирение — бесхарактерностью, простодушие и откровенность — глупостью, и т. п. Они стараются преследовать человека верующего всеми адскими оружиями: насмешками, злословием, ненавистью и разными кознями — свести с истинного пути, заставить следовать их нечестивым понятиям, правилам, обычаям, по духу мира и князя его, чтобы только не видеть обличителя своего нечестия.

Такие люди — верные служители антихриста и ныне стараются явно и тайно вредить святой Церкви Христовой, станут совращать православных христиан с пути истины и благочестия на путь вольнодумства, суемудрия, неверия, нечестия, своеволия, буйства во имя либеральности, своевременной цивили-зации и т. п. Вот это и есть война, может быть, Гога и Магога! По крайней мере, эта хитрая, злокозненная война гораздо опаснее и зловреднее всякой внешней, гражданской войны. Поэтому как надобно быть осторожным христианину среди подобных людей, чтобы насмешками или благовидною личиною дружбы и разными хитростями мало-помалу не увлекли в свой омут. Как жаль, что и ныне о многих можно сказать, что сказал ап. Иоанн о некоторых своих современниках: Они вышли от нас, но не были наши (1 Ин. 2, 19)».