Габдулла тукай биография на татарском языке краткое. Габдулла Тукай. Каким он был

Родиной кешью принято считать Бразилию. Там это дерево до сих пор произрастает в диком виде, а также дикий орех кешью встречается и в островах Карибского моря. Впервые начали культивировать его в Бразилии, а на сегодняшний день более 30 стран являются основными поставщиками сырья на мировой рынок. Экспортируют его такие страны с теплым климатом, как Индия, Вьетнам, Бразилия, Индонезия, Малайзия, Таиланд и т.д. Данный вид ореха не растет на территории России, а из стран бывшего СССР выращивается лишь на юге Азербайджана.

В скорлупе ореха кешью содержится едкий бальзам с ядовитыми веществами (кардол), который вызывает кожное раздражение.

Разделка орехов производится вручную, и процесс этот весьма опасен: даже среди бывалых «раздельщиков орехов» нередко наблюдаются случаи ожогов кардолом. Из-за этого собирают орехи в перчатках и перед употреблением вываривают в особой жидкости, после чего скорлупа делается безвредной и хрупкой

Если вы поедете в какую-нибудь тропическую страну, и у вас появится возможность самому почистить кешью, даже не пытайтесь, так как это очень вредно для здоровья!

Польза орехов кешью

Стабильное употребление в пищу данных орехов улучшает мозговую деятельность, повышает память и концентрацию внимания.

Кешью приносит особую пользу людям, с повышенным холестерином, а также страдающим атеросклерозом и нехорошим состоянием сосудов (присутствие атеросклеротических бляшек, тромбообразование и болезни сердца).

Орех очень полезен и обладает противосклеротическим действием. Он результативно влияет на работу сердечно-сосудистой системы: укрепляет стенки сосудов, делает их эластичными, а еще улучшает кровообращение. Высокое содержание в составе калия, целебно воздействует на сердечную деятельность: нормализуется выработка гемоглобина, улучшается состав крови.

Частое употребление плода кешью укрепляет иммунитет, а также помогает при бронхите, анемии (малокровии) и т. д.

Кешью в умеренном количестве способен нормализовать уровень сахара в крови.

Среди всех полезных свойств ореха особо ценится его противораковое действие. При ежедневном употреблении нескольких ядрышек в пищу снижается деление раковых клеток. Данный продукт рекомендуют в профилактических целях на ранних стадиях онкологических заболеваний.

Орех кешью благотворно влияет и на мужское здоровье. Он усиливает потенцию и половое влечение. Токоферол, который входит в состав ореховых плодов улучшает выработку сперматозоидов и повышает выносливость мужчины.

Женщинам полезен орех в период месячных. Питательные вещества плодов, восполняют кровопотери во время менструации, повышают репродуктивную функцию и улучшают гормональный фон. Систематический прием орехов улучшает состояние кожи, выравнивает тон и придает ей здоровое сияние.

Полезны орехи и во время беременности. Употребление суточной нормы восполняет нужное количество витаминов, в которых нуждается будущая мама. Кешью снижает риск развития дистрофии у малыша, а также повышает иммунитет беременной. Большинство врачей рекомендуют съедать по 2-3 орешка кешью в период лактации для усиления выработки молока. Но все же перед употреблением в пищу данного продукта лучше проконсультироваться с лечащим врачом.

Сколько можно съесть в сутки

Максимальный прием орехов кешью в день не должен превышать 30 граммов.

Орехи весьма калорийны и очень быстро насыщают организм.

Людям, которые страдают ожирением, кешью идеально подходит для диеты, вместо сытного и полезного перекуса. Всякая здоровая диета предполагает исключение из рациона нездоровых транс-жиров и употребление только полезных жирных кислот как Омега-3,6,9.

Для результативного похудения во время перекуса советуют употреблять 20-30 граммов кешью с целью обогащения организма питательными веществами и для создания чувства утоления голода.

Габдулла Тукай (Габдулла Мухамедгарифович Тукаев) – татарский народный поэт и писатель, основоположник современного татарского литературного языка и национальной татарской литературы. Несмотря на свою короткую и непродолжительную жизнь, оказал большое влияние на многих тюркоязычных писателей России и Советского Союза.
Родился в 1886 году в Заказанье в смешенной по происхождению татаро-башкирской семье мусульманского священнослужителя. Рано лишился родителей, воспитывался родственниками и в приемных семьях. Рос очень болезненным ребенком.

В начале 1890-х годов был отдан на обучение в мусульманскую школу (медресе). Через некоторое время родная тетка по отцу забирает его в свою семью и увозит в Уральск – город, с которым будут связаны несколько лет жизни будущего поэта. Габдулла продолжает учиться в местном медресе, которое содержала семья меценатов Тухватуллиных. Начинает посещать русский класс, где увлекается русской литературой, в частности поэзией Пушкина и Лермонтова. Обладая природной одаренностью, молодой писатель проявил себя весьма способным учеником. В возрасте 16 лет он начинает писать свои первые стихи, переводит с русского языка на татарский басни Крылова и одно из стихотворений Кольцова. Пишет статьи и очерки на социальные и революционные темы. Активно занимается общественно-политической деятельностью.

Окончив обучение, в 1907 году поэт возвращается в Казань. Сближается с литературными кругами националистически и революционно настроенной молодежи Татарии. Активно сотрудничает с различными казанскими журналами и газетами, занимается поэзией и публицистикой. Много ездит по деревням и селам губернии.

Материально положение мало интересовало писателя. Будучи романтиком по натуре, Тукай видел свое призвание в служении народу, своей общественной и просветительской деятельности. Находясь под постоянным контролем властей, писатель имел все меньше средств к существованию, постоянно находясь на грани бедности. Это не могло не сказаться на состоянии его постоянно ухудшавшегося здоровья.

Прожив в Казани более 5 с половиной лет Габдулла Тукай решается на 2 больших путешествия. В 1911-м он посещает Астрахань. Во время плавания по Волге он близко знакомится с повседневной жизнью Среднего и Нижнего Поволжья. Увиденная им картина глубоко впечатлила и поразила поэта. В следующем году уже тяжело больной Габдулла совершает более продолжительную поездку: через Самару едет Уфу, а после в Петербург. В Уфе писатель встречается с башкирским поэтом и драматургом Мажитом Гафури. Пробыв в этом городе пару дней, писатель получает приглашение посетить столицу, где гостит около 2-х недель. После этого едет на кумысолечение в Троицк Оренбургской губернии, чтобы восстановить подорванное здоровье.

Вернувшись из путешествия обратно в Казань, Тукай продолжает работать: трудится в типографии, занимается писательской деятельностью. Весною 1913 года, в возрасте 26 лет, немного не дожив до своего дня рождения, поэт умирает.

Для творчества Габдуллы Тукая характерен синтез элементов восточной, русской и западной культур, с заметным влиянием идей русских писателей-гуманистов XIX века. Основным пафосом его произведений является романтизм борьбы за гражданскую и национальную свободу. Наиболее известные его произведения: «Пара лошадей», «Светлой памяти Хусаина», «Татарская молодежь», «Маленькое путешествие», «Дача». Для детей по мотивам народных сказок были написаны «Призыв к труду», «Коза и баран», «Шурале», «Веселые странички». Также писателем были собраны и изданы в одной книге народные татарские «Национальные мелодии».

Творчество для детей

Биография Габдулла Тукая

Габдулла Тукай – наиболее известный татарский поэт и публицист, автор множества произведений для детей, стихотворений и статей революционной тематики.

Детство будущего поэта было непростым. Рано оставшись сиротой, он был вынужден уехать из родной деревни Кушлавыч и скитаться по приёмным семьям. Многие из них и так жили впроголодь, и мальчик оказывался лишним ртом. Его не любили, не ласкали, а однажды босиком выставили на мороз и забыли. С тех пор у Тукая появилась предрасположенность к постоянным болезням.

Самый радостный период его детства прошёл в деревне Кырлай в семье крестьянина Сагди. Здесь он приобщился к труду, ближе познакомился с народом. Мальчику было всего шесть лет, поэтому тёмные дремучие леса Кырлая оказали на него большое впечатление. Именно в них впоследствии будет жить знаменитый герой Тукая – Шурале.

Позже Габдуллу забрали к себе в далёкий Уральск родственники его отца. Здесь он поступил в медресе, изучал курс русского языка. Вообще же, кроме родного татарского, поэт владел ещё четырьмя языками, занимался переводами. В этом городе он впервые начал писать стихотворения. Работая в типографии, он стал видным журналистом.

Наконец Тукай приехал в Казань, город своих мечтаний. Здесь наиболее ярко проявились его творческие способности, составилась четкая социальная позиция. Поэт посещал демонстрации, знакомился с известными авторами и революционными деятелями.

Он отправился в путешествие по России, во время которого не стало его товарища, первого татарского большевика Хусаина Ямашева. Тукай крайне тяжело перенёс эту потерю, его здоровье ухудшилось. Он вернулся в Казань и предрёк своему другу, писателю Фатиху Амирхану, что «путешествие» в Клячкинскую больницу окажется для него последним.

Габдулла Тукай ушёл из жизни в возрасте 26 лет. Его провожала огромная процессия, российские и иностранные журналы посвятили ему статьи. Творчество и вклад Тукая в культуру были признаны во всём мире.

Интересные факты и даты из жизни

Биография

Габдулла Тукай (Тукаев Габдулла Мухаммедгарифович) родился 14/26 апреля 1886 года в деревне Кушлауч Казанской губернии (ныне Атнинского района РТ) в семье простого приходского муллы. Будучи пятимесячным младенцем, он лишился отца, а в возрасте четырех лет стал круглым сиротой. Дальнейшая судьба мальчика зависела от милости и доброты людей, усыновивших его, хотя и не надолго, и проявивших к нему родительские чувства. Так, в 1892-1895 гг. его жизнь проходит в семье крестьянина Сагди в деревне Кырлай, недалеко от Кушлауч. Здесь Габдулла начал приобщаться к трудовой крестьянской жизни, испытал ее радости и горечи, стал учиться и, как он сам потом признавался в своих воспоминаниях, Кырлай открыла ему глаза на жизнь. Действительно, впечатления кырлайского периода оставили в памяти и творчестве поэта неизгладимый след любви к родной земле и ее простым чистосердечным людям. В дальнейшем детство Габдуллы продолжалось в городе Уральске. Будучи взятым туда в семью купца Усманова, где была хозяйкой его тетя по линии отца, он учился в медресе прогрессивно настроенных Тухватуллиных, кроме того посещал русский класс и проявил высокую одаренность. Начавшаяся в стране революция всколыхнула жизнь и в таком небольшом городке, как Уральск. Здесь появились первые татарские газеты и журналы «Фикер», «Аль-Гасраль-джадид», «Уклар» и другие. Г. Тукай сотрудничает в них и выступает с многочисленными стихами и статьями на темы, поднятые революцией. В начале 1907 года Тукай покинул медресе «Мутыгия» (Тухватуллиных). Началась его «вольная жизнь». Немало трудностей было на пути поэта. Революция шла на убыль. В начале 1907 года власти запретили издание тех татарских периодических изданий, в которых работал и сотрудничал Тукай. Осенью 1907 года Тукай приехал в Казань, чтобы посвятить свою деятельность новым творческим задачам. Он здесь быстро входит в литературные круги и сближается с молодежью, группировавшейся вокруг газеты «Аль-Ислах» («Реформа»). Однако его никогда не покидала мысль о необходимости продолжать традиции национальной сатирической печати, без которой он не мог представить развитие своего творчества и вообще татарской литературы. Частично это осуществилось в издании сатирико-юмористических журналов: «Яшен» («Молния»), «Ялт-юлт» («Зарница»). Все свои творческие возможности Тукай, можно сказать, посвятил этим журналам. Через них он яростно боролся со всевозможными проявлениями реакции. Уже ранний период творчества Г. Тукая был отмечен страстной проповедью бескорыстного служения народу, хотя при этом у него преобладала еще риторика любви к нации. Поэт быстро пережил такую просветительскую романтику, все глубже проникая в реальный мир народа. Позднее, в условиях жестокой реакции, он с болью отмечал, как бесчинствующее в стране зло подтачивает «душу народа, силы народа». Поэтому он провозглашал: «Если хочешь волновать народную душу, пусть будет полон напев твой горькой печалью» («Без заглавия», 1908). В творчестве Тукая возникает целый цикл замечательных поэтических и очерково-публицистических произведений, в которых исчерпывающе ясно выражено отношение к народу. Такие его стихотворения, как «Осенние ветры», «Гнет», «Дача» (1911), «Чего не хватает сельскому люду?» (1912), «Надежды народа…» (1913) и другие являются классическими образцами социальной лирики, в которых с потрясающей силой реализма раскрыта трагедия народных масс. В основе тукаевской поэзии лежит не разговорная, а напевная интонация. Поэтому она быстро подбирает для себя музыкальный ключ. Однако из этого не следует делать вывод, что он отвергал усилия некоторых поэтов, своих современников (например, С. Рамиева), обогатить разговорной интонацией татарское стихосложение. Тукай утверждал, что «беда не велика, что размеры, ритмика, гармония различны. Важен только смысл и умение в совершенной форме пояснить этот смысл., кроме разве написанного без каких-либо размеров произведения Тургенева „Отцы и дети“.В нем нет стихотворных рамок. А между прочим - поэзия». В годы реакции было непоправимо подорвано здоровье Тукая. Он находился в бедственном материальном положении. Коммерческое отношение книгоиздателей к его произведениям и незаинтересованность самого поэта в личном благополучии, несомненно, сыграли при этом немалую роль. Он вынужден был влачить нищенское существование в холодных номерах гостиниц.

В пору нового революционного подъема происходят значительные изменения и в жизни поэта. Несмотря на резкое ухудшение здоровья, в 1911-1912 гг. он совершает путешествия, имевшие для него большое значение. В начале мая 1911 года пароходом приехал в Астрахань, по пути знакомясь с жизнью Поволжья («Дача», очерк «Маленькое путешествие»). Здесь Тукай был гостем своего друга поэта С. Рамиева, встретился с азербайджанским общественным деятелем и писателем Нариманом Наримановым, сосланным сюда за революционную деятельность в родном краю.

Весной 1912 года Тукай решается на более значительное путешествие по маршруту Казань-Уфа-Петербург. В Уфе он встречается с М. Гафури. Эта встреча оставила глубокий след в жизни обоих народных писателей, укрепила их симпатии друг к другу. Петербург встречает Тукая холодно. Здесь он не находит людей, подобных Гафури. Разумеется, передовая национальная интеллигенция Петербурга не осталась равнодушной к визиту любимого поэта. Узнав о нем с опозданием, она стремилась оказать свое внимание. Прожив в Петербурге 13 дней, 6 (19) мая, Тукай покинул столицу и отправился в Троицк, а затем в казахскую степь - пить кумыс, надеясь этим поправить свое здоровье. В Казань вернулся в начале августа. Работал в удушливой атмосфере типографии и, несмотря на плохое самочувствие, продолжал писать. Последние годы жизни и деятельности Тукая свидетельствуют о том, что писатель, все ближе постигая народную действительность, резко ощущал разлад с враждебным народу обществом и беспощадно осуждал все то, что могло бы лечь тенью на его гражданскую совесть («Первое мое дело после пробуждения», «По случаю юбилея» и др.). Поэт вынужден был вести постоянную, непримиримую борьбу не только с жестокой действительностью, но и с собственными заблуждениями и иллюзиями, которые рождались в мучительных поисках правды и справедливости.

2 (15) апреля 1913 года в 20 часов 15 минут Габдуллы Тукая не стало. Он ушел из жизни в расцвете своего таланта.

Габдулла Тукай (Тукаев Габдулла Мухаммедгарифович) родился в Казанской губернии, в деревне Кушлауч 14/26 апреля 1886 года. Он лишился отца в возрасте 5 месяцев, а в 4 года стал круглым сиротой. Дальнейшая его судьба зависела от людей, которые его усыновили.

В 1892-1895 гг. он проживал в деревне Кырлай в семье обычного крестьянина Сагди, которая смогла открыть ему глаза на жизнь. Позже Габдулла стал жить в семье купца Усманова, в городе Уральск. Он начал учиться в медресе прогрессивно настроенных Тухватуллиных.

В первых татарских журналах и газетах Тукай печатал свои произведения, но в 1907 г. они все были закрыты. Осенью этого года он переехал жить в Казань. Здесь смог сблизиться с молодыми людьми, которые группировались вокруг газеты «Аль-Ислах». Поэт очень быстро переживает просветительскую романтику, и все глубже проникает в реальную жизнь местных людей.

Тукай написал много замечательных очерково-публицистических произведений и поэтических шедевров, в которых очень ясно выражено отношение к людям.

Такие стихотворения, как «Гнет», «Осенние ветры», «Дача» (1911 г.), «Чего не хватает сельскому люду?» (1912 г.), «Надежды народа…» (1913 г.) и другие являются классическими образцами социальной лирики.

У Тукая всегда было плохое материальное положение, потому что он сам не интересовался личным благополучием. В 1911-1912 гг. он совершает имевшие для него огромное значение путешествия, несмотря на то, что очень ухудшилось здоровье. В мае 1911 года пароходом Тукай прибыл в Астрахань, по пути знакомясь с жизнью Поволжья. Здесь он гостил у поэта С. Рамиева.

Габдулла Тукай вошел в историю татарской литературы как великий народный поэт, заложивший основу национальной поэзии и создавший ее классический стиль. Уже при своей жизни он был признан певцом чаяний обездоленных масс. Один из его современников и близких друзей, известный писатель Ф. Амирхан писал: «Даже личные враги Тукая не могли отрицать народного духа, народной гармонии, народной музыки в его стихотворениях, ибо это выглядело бы просто нарочитым упрямством: народ признал его своим, знал его стихи наизусть».


Трудно найти в татарской литературе ХХ века другого писателя, для которого понятия «народ» и «поэт» были столь же неотделимы друг от друга, как для Тукая.

Габдулла Тукай – из тех художников слова, которые открывали новые горизонты и новые перспективы перед национальной литературой. В многогранном творческом наследии Тукая непреходящие художественно-эстетические ценности содержатся прежде всего и больше всего в его поэзии.

В истории татарской культуры имя Тукая занимает особое место, сопоставимое со значением Пушкина для русской культуры.

Детство

Габдулла Тукай (Тукай Габдулла Мухамедгарифович) родился 14 (26) апреля 1886 года в деревне Кушлауч Казанской губернии (ныне Арского района Республики Татарстан) в семье приходского муллы. Когда ему было пять месяцев, умер отец. Позднее мать, оставив трехлетнего мальчика бедной старушке на воспитание, вышла замуж и переехала в другую деревню. Через некоторое время мать взяла малыша к себе, но вскоре умерла, и четырехлетний Габдулла остался круглым сиротой. Так началась горькая жизнь «в людях».

Сначала мальчика приютил дед по материнской линии, Зиннатулла, в многодетной и полуголодной семье которого Габдулла оказался просто лишним ртом. В конце концов дед отправил его в Казань, где на Сенном базаре Габдуллу взял на воспитание кустарь Мухаммедвали. В его семье впервые улыбнулось мальчику счастье. Однако вскоре грянула беда: новые родители заболели и потому решили вернуть сироту в деревню Училе к деду, которому через некоторое время удалось отдать Габдуллу крестьянину Сагди из соседней деревни Кырлай.

В 1892-1895 годы жизнь его проходит в семье Сагди, где не было нужды в куске хлеба. Здесь Габдулла начал приобщаться к крестьянскому труду. Именно в кырлайский период он впервые осознал чувство любви к народу и родной земле. «Деревня Кырлай открыла мне глаза на жизнь», - писал поэт потом в своих воспоминаниях («Что я помню о себе», 1909). Впечатления кырлайской поры оставили в его творчестве неизгладимый след.

В Кырлае Габдулла начал учиться. Однако и тут ему было суждено пережить тяжелые дни. Взрослые дочери Сагди умерли от разных болезней, а сам хозяин неожиданно стал калекой. Его суеверная жена все эти несчастья связывала с пребыванием в своем доме сироты. Когда у нее родился сын, ее отношение к приемышу вовсе ухудшилось. К счастью для мальчика, в начале зимы 1895 года он был взят в семью сестры своего родного отца, Газизы Забировой (Усмановой), в Уральск. Здесь Габдулла продолжал учиться в медресе «Мутыгия», одновременно посещая русский класс при нем. Хотя медресе было учебным заведением старого типа, но шакирдская молодежь не бездействовала. Ей была здесь предоставлена относительная свобода. Шакирдам разрешалось знакомиться с периодической литературой на восточных языках и обучаться русскому. Под влиянием национального просветительского движения учащаяся молодежь требует обновления учебных программ и стремится к светским знаниям.

Первые шаги к творчеству

Тукай-шакирд всем сердцем возненавидел схоластическую учебу. «Тукай эфенди в медресе считался самым образованным, бойким и сметливым шакирдом », - говорится в воспоминаниях знаменитого артиста Г. Кариева, близкого друга поэта. Несомненно, Тукай обладал сильной волей и большим врожденным талантом. Новые веяния, предвещавшие подъем революционного движения, оказывали на него заметное влияние в условиях медресе. При активном непосредственном участии Тукая выпускается рукописный журнал «Эль-гаср-эль-джадид» («Новый век»), в котором он публикует свои первые ученические стихи и статьи. Он переводит басни Крылова и предлагает их к изданию. Впервые они были опубликованы в прозаическом переводе в 1906-1907 годах в журнале «Эль-гаср-эль-джадид» под названием «Энже бертеклэре» («Жемчужины»). 77 басен, больше половины которых переведено из Крылова.

Начавшаяся в стране революция 1905 года всколыхнула жизнь и в Уральске. Здесь появились первые татарские газеты и журналы: «Фикер» («Мысль»), «Эль-гаср-эль-джадид», «Уклар» («Стрелы») и др. В них Тукай сотрудничает и выступает с многочисленными стихами и статьями на темы, поднятые и поставленные революцией, участвует в демонстрациях, волной прошедших по городу. Все его творчество пронизывается боевым духом возвеличения и защиты демократических идеалов. В том же 1905 г. Тукай публикует свои уже не подражательные, а оригинальные стихотворения «О свободе», «Одно слово друзьям», в которых выступает защитником прогресса и равноправия народов.

В начале 1907 года Тукай покинул медресе «Мутыгия». Началась его «вольная жизнь». Стихотворение «Что рассказывают шакирды…» (январь 1907) явилось декларацией поэта, призывавшей молодежь идти в жизнь, на помощь народу, наперекор фанатизму и реакции. Немало трудностей лежало на его пути. Революция шла на убыль. В начале 1907 года власти запретили издания органов татарской печати, в которых сотрудничал и работал Тукай. Третьиюньский переворот 1907 года означал решительное наступление реакции на демократию. Боевым откликом на это стало стихотворение Тукая «Не уйдем!» В его ярких строках прозвучал голос поэта-борца, зовущего до конца стоять за честь Родины и торжество демократии.

Казань в судьбе поэта

Осенью 1907 года Тукай приехал в Казань – колыбель национальной культуры и истории, чтобы посвятить свою деятельность новым общественным и творческим задачам.

«Светозарная Казань» притягивала своей богатой и необходимой поэту культурной средой – газетами, книжными издательствами, театром, кругом людей, родственных Тукаю по мысли и духу. Здесь он сблизился с первым татарским большевиком Х. Ямашевым, вошел в среду писателей-демократов, сдружился с молодежью, группировавшейся вокруг газеты «Аль-Ислах» («Реформа»), которая выходила по инициативе писателя Ф. Амирхана и являлась одним из самых прогрессивных печатных органов. Казань стала временем расцвета его таланта, временем его человеческой зрелости, временем его славы. Здесь он состоялся как поэт, как журналист, как общественный деятель.

Появление Тукая в Казани и его первые стихотворные сборники «Габдулла Тукаев тигырьлэре» («Стихотворения Габдуллы Тукаева», I и II части) были встречены демократической интеллигенцией с большим сочувствием. Поэт входит в литературные круги и сближается с молодежью, группировавшейся вокруг газеты «Аль-Ислах» («Реформа»). В Казани он с большим воодушевлением отдался творческой работе. Его никогда не покидался мысль о необходимости продолжить традиции свободной национальной печати, служащей «своей любимой идее». Частично это осуществлялось в издании сатирических журналов, сперва «Яшен» («Молния»), затем «Ялт-йолт» («Зарница»). Все свои творческие возможности Тукай посвятил этим журналам. Печатаясь в них, он яростно боролся со всевозможными проявлениями реакции. Его главным девизом стало:

С кем только жизнь в злой распре не бывала?

В борьбе ты ей не уступай нимало!

(«Жизнь», 1908).

Эти строки, можно сказать, являются своего рода эпиграфом к творческой деятельности поэта в условиях реакции.

Уже ранний период творчества Тукая был отмечен страстной проповедью служения народу, хотя при этом у него преобладала еще риторика любви к нации. Поэт быстро перерос просветительскую романтику, все глубже проникая в реальный и духовный мир народа.

Совместно с Г. Камалом Тукай в 1908-1909 гг. издает сатирический журнал «Яшен» («Молния»), а с 1910 г. работает в журнале «Ялт-юлт» («Зарница»), фактическим руководителем которого он являлся до конца жизни. В эти годы свободолюбивые мотивы в творчестве Тукая приобретают особую глубину.

В пореволюционном творчестве Тукая возникает целый цикл высокохудожественных поэтических и очерково-публицистических произведений, в которых исчерпывающе ясно и глубоко выражено отношение поэта к народу. Такие его стихотворения, как «Осенние ветры» (1911), «Гнет» (1911), «Дача» (1911), «Чего же не хватает сельскому люду?» (1912), «Надежды народа …» (1913) и др., являются классическими образцами гражданской и социальной лирики, в которых с потрясающей силой реализма раскрыта трагедия народных масс в капиталистическом обществе независимо от их национальной принадлежности. Мир обездоленных предстал в его творениях во всей страшной правде.

Татарский поэт был весьма далек от слепой идеализации народа. Любя его, он не хотел прощать ему темноты, невежества, духовной подавленности, покорности судьбе, не мог пройти мимо этих вековых болезней («Гнет», «Религия и народ», «Рассказ с печки» и др.). В умении различать и оценивать сильные и слабые стороны в народном сознании сказалось революционно-демократическое отношение к народу.

Путешествия по России

В пору нового революционного подъема происходят значительные изменения в жизни поэта. Несмотря на резкое ухудшение здоровья, в 1911-1912 годах он совершает путешествия, имевшие для него большое значение. В начале мая 1911 года пароходом едет в Астрахань, по пути знакомясь с жизнью Поволжья («Дача», очерк «Маленькое путешествие»). Здесь он был гостем своего друга – поэта С. Рамиева, встретился с азербайджанским общественным деятелем и писателем Нариманом Наримановым, сосланным сюда за революционную деятельность в родном краю, и принял участие в маевке, где с речью о празднике 1 Мая выступил Нариманов.

Весной 1912 года Тукай решается на более значительные путешествия по маршруту Уфа – Петербург. В Уфе он встречается с Мажитом Гафури. Они еще раз убедились в своей идейной и творческой близости.

Петербург встречает Тукая холодно. Здесь он не находит людей, подобных Гафури. Становилось очевидным, что петербургские «национальные интеллигенты» пригласили его лишь как «модную знаменитость» и вовсе не интересуются изданием новых татарских газет и журналов.

Разумеется, передовая национальная интеллигенция Петербурга не осталась равнодушной к приезду любимого поэта. Узнав о нем с опозданием, она стремилась окружить поэта своим вниманием. Среди демократической молодежи был, видимо, и Мулланур Вахитов , тогда студент, впоследствии видный революционер. Надо полагать, что стихотворение «Татарская молодежь» написано Тукаем под впечатлением встречи с такими представителями национальной демократической молодежи. Именно в этих кругах он увидел, как молодым людям дороги память и образ Ямашева, убедился в том, что они верны его заветам.

Прожив в Петербурге 13 дней, 6 (19) мая Тукай покинул столицу и отправился в Троицк, в середине июня он очутился в казахской степи, где надеялся поправить кумысом свое здоровье.

Последний год жизни

Из поездки поэт вернулся в Казань в начале августа 1912 г. Даже будучи тяжело больным, он продолжал работать в типографии, дыша воздухом, насыщенным свинцовыми испарениями, и писать несмотря ни на что.

Биография Тукая - одна из самых драматичных в истории мировой литературы. За двадцать семь лет жизни - от весны 1886 года до весны 1913 года - успел спеть свою песню так, что она уже никогда не смолкала. Творчество Тукая - это высокий образец той идейно-художественной высоты, которую достигла татарская классическая литература.

Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в деревне Кушлавыч Казанской губернии (ныне Арского района р. Татарстан) в семье муллы Мухамметгарифа. Не прошло и пяти месяцев со дня рождения Габдуллы, как внезапно, недолго проболев, умер его отец. Спустя примерно два года его мать Мамдуда выходит замуж за муллу соседней деревни Сасна и уезжает из Кушлавыча, оставив сына на попечение бедной старухи по имени Шарифа.

«К этому времени ни одного моего родственника в деревне не было, родители же моего отца (дедушка и бабушка) умерли давно,- писал поэт в автобиографическом очерке «Что я помню о себе» (1909, Исемдә калганнар тат.),- а в избушке старухи Шарифы я был лишним, обузой, поэтому она меня, разумеется, не воспитывала; какое там воспитание - она не проявляла, по отношению ко мне даже ласки, столь необходимой для любого малого ребенка»

Немного спустя мать забирает маленького Габдуллу к себе. Но счастье мальчика длилось недолго. Мамдуда вскоре умирает. Таким образом, Габдулла остался круглым сиротой, и для него началась горькая жизнь «в людях». Габдуллу отправляют в деревню Училе к дедушке Зиннатулле, в доме которого и без того было шестеро детей. Беспросветная нищета, царившая в доме Зиннатуллы, вынуждает Габдуллу на новые скитания. Изнуренного в результате болезней и полуголодной жизни Габдуллу отдают проезжему ямщику, чтобы тот отдал малыша в Казани кому-нибудь на воспитание. Так Габдулла попадает в семью Мухамметвали - кустаря Ново-Татарской слободы Казани. Мухамметвали и его жена Газиза ухаживают за Габдуллой как за собственным ребенком и стремятся содержать его в довольстве. Габдулла на всю жизнь сохранил к ним неподдельную любовь. Года два или больше прожил у них будущий поэт. Мухамметвали и Газиза внезапно заболевают и отправляют его обратно к деду Зиннатулле в деревню Училе.

«Можно себе представить, как там меня встретили; ведь там думали, что навечно избавились от меня,- рассказывал поэт позже.- Дедушка и бабушка окончательно потеряли надежду отправить меня в город, поэтому они договорились сбыть с рук лишнего члена семьи куда-нибудь в чужую деревню».

Старик Зиннатулла старался побыстрей избавиться от мальчика, и Габдуллу берет к себе на воспитание крестьянин Сагди из деревни Кырлай.

Детство, прошедшее среди чужих людей, без материнской любви, без ласки близких, оставило в душе будущего поэта незаживающую рану. Течение времени не изгладило горьких воспоминаний о трудной сиротской доле. Так рождаются годы спустя потрясающие поэтические строки:

Мать моя лежит в могиле. О страдалица моя,
Миру чуждому зачем ты человека родила?
С той поры, как мы расстались, стража грозная любви
Сына твоего от двери каждой яростно гнала.

(«Разбитая надежда», 1910. Перевод А. Ахматовой)

В доме Сагди Габдуллу встретили приветливо. Сагди с женой давно искали мальчонку, которого можно было бы взять на воспитание. У них было две дочери, единственный сын умер два с половиной года назад. «Здесь я начал жить неплохо,- вспоминал поэт об этой поре своего детства,- как об этом рассказывал еще в дороге Сагди-абзы, здесь было много и катыка, и молока, и хлеба, достаточно было и картофеля…»

В Кырлае Габдулла начал учиться - вначале у абыстай - жены муллы, а затем в медресе - школе, дававшей религиозные знания. «В медресе я очень скоро изучил иджек и суры «Хэфтияка»,- вспоминал Тукай,- после чего принялся за «Бэдэвам» и «Кисекбаш». Уроки я усваивал быстро, и чтобы не сидел я без дела, стали поручать мне отстающих детей». В медресе Габдулла слыл смышленым,
одаренным мальчиком, много читал, прочитанное быстро запоминал, на равных спорил со своим учителем.

В Кырлае Габдулла приобщается и к сокровищницам устного народного творчества. Знакомство с волшебным миром народных песен и сказок развивает воображение, фантазию будущего поэта, пробуждает любовь к живому народному языку. «Наши народные песни являются подлинно национальными, свободными от всякого постороннего влияния (арабского, турецкого, узбекского), поэтому я придаю им историческое значение, люблю их»,- писал Тукай спустя годы («Народная литература», 1910).

В Кырлае Габдулла и сам пытался сочинять. По утверждению знавших его с детства односельчан, первые шаги в творчестве он начал с «сочинения» песен, пословиц, байтов.

Наконец, необходимо сказать о самом значительном событии в жизни Габдуллы до отъезда в Уральск. По пути в Уральск он на некоторое время остановился в Кушлавыче в доме Бадри. Вечером, перебирая книги, он обнаружил здесь и начал читать книгу выдающегося ученого, писателя и просветителя Каюма Насыри (1825-1902) «Февакихель-джоляса». «Последние стихи мне очень понравились, я старался понять их»,- вспоминал поэт. Речь идет о последней, сороковой главе книги, где помещены произведения татарского народного творчества - пословицы, загадки, песни, байты. Все это привлекло внимание подрастающего мальчика тем, что эти произведения были написаны на чисто народном языке.

Таким образом, Кырлай сыграл исключительно большую роль в жизни Тукая, в становлении его как поэта. «Именно в Кырлае у меня раскрылись глаза на мир»,- писал впоследствии поэт. Именно в деревне Кырлай зарождается его большая любовь к отчизне, к своему народу. Вот почему Заказанье, родные места, с которыми он «расстался на заре жизни», всегда вспоминал с большой теплотой. Такие, написанные в разные годы, стихотворения, как «Пара лошадей», «Родная деревня», «Родной земле», «Пора, вспоминаемая с грустью» и другие, в душе поэта зародились еще в пору его жизни в Заказанье. Одно из лучших своих произведений- поэму «Шурале» - он посвятил Кырлаю.

Музей поэта в деревне Кырлай

Здесь Габдулла впервые познал будни деревенской жизни, уже в 7-8-летнем возрасте в какай-то мере ощутил на себе и тяжесть крестьянского труда - «сеял, жал и боронил», здесь же зарождаются чувства протеста против несправедливостей жизни.

На втором году жизни Габдуллы в Кырлае у Сагди родился сын, отец продолжал любить Габдуллу по-прежнему, но его жена и дочь начинают унижать и оскорблять мальчика. Лаская своего брата, дочь Сагди многозначительно приговаривала: «Мой собственный братишка! Родной братишка!» «Так я лишился той маленькой крупицы любви, которая выпала было на мою долю»,- писал Тукай в автобиографическом очерке.

Но как раз в это время судьба снова улыбнулась Габдулле: у него объявляется живущая в Уральске родственница - сестра покойного отца - Газиза, бывшая замужем за торговцем Галиаскаром Усмановым. Газиза забирает Габдуллу к себе. Так, в конце 1894 начале 1895 годов начинается новый период в жизни будущего поэта.

Музей Габдуллы Тукая в Уральске

В семье тетки Габдулла не терпит особых унижений. Для Газизы-апа и ее мужа, которые все еще тяжело переживали смерть своего единственного сына, Габдулла поначалу служил как бы отдушиной; сразу же по приезде мальчика определили в медресе «Мутыйгия». В свободное от учебы время Габдулла должен был выполнять кое-какую работу по дому. Но все остальное время мальчонка проводил со своими сверстниками.

В Уральске Габдулла поступает учиться в мусульманскую школу-медресе «Мутыйгия».

Медресе Мутыгия в Уральске

30 июля 1900 года неожиданно умирает зять Галиаскар, последний «наставник» будущего поэта. Габдулла вынужден переехать в медресе, где он, живя впроголодь в душных и тесных каморках, испытал все трудности жизни бедного шакирда (студент). «Весь его доход состоял из одного-двух рублей, которые он зарабатывал репетиторством, а летом перепиской метрических книг для хазрета,- вспоминал известный татарский артист Габдулла Кариев, который в то время учился в другом медресе.- Впрочем, он еще учил русскому языку старших шакирдов. В иные годы он, кажется, получал материю на одежду, а иногда приходили небольшие суммы денег из Гурьева не то от муллы, который приходился ему дальним родственником, не то от какого-то богатого торговца». Всех этих доходов едва хватало на то, чтобы не голодать и не ходить в лохмотьях.

Но Габдулла, как свидетельствуют очевидцы, и в этих условиях занимался с присущей ему страстностью, показал себя учеником, умеющим быть независимым и самостоятельным в суждениях, стал одним из самых одаренных шакирдов медресе.

Медресе «Мутыйгия» в целом оставалось религиозно-схоластическим учебным заведением, но стояло несколько выше других религиозных учебных заведений такого типа; здесь не было тех мелких притеснений, которые делали невыносимым учение в других медресе.

Будущий поэт быстро усвоил арабский, персидский, турецкий языки. С прежней настойчивостью изучая Священный Коран, религиозно-моралистические книги, в период учебы в медресе он знакомится со светской литературой, с любовью читает произведения К. Насыри , Ф. Халиди, 3. Бигиева, Акмуллы, Г. Камала и других татарских писателей, внимательно изучает турецкую и арабскую литературу.

На третьем году обучения Габдулла стал первым учеником и в так называемом «русском классе», который существовал при медресе. Овладев русским языком, он начал самостоятельно изучать русскую классику. Как вспоминал Г. Кариев, «из русской литературы Габдулла с особой любовью читал произведения Лермонтова и Пушкина. Каждый раз, посещая их медресе, я не раз видел две толстые русские книги. То были сборники произведений Лермонтова и Пушкина, но я узнал об этом гораздо позднее».

Любовь к великой русской литературе и свою творческую и духовную связь с нею Тукай ярко выразил в одном из своих первых стихотворений - оде «Пушкину» (1906):

Я мудрость книг твоих постиг, познал источник сил я,
Вступил в щедрый твой цветник, твоих плодов вкусил я.
Бродил я по садам твоим, стоял перед каждым древом,
Внимал я соловьям твоим, бессмертным их напевам…

В медресе с каждым днем раскрываются и те качества Габдуллы, которые затем станут его большой страстью. Он знал множество сказок и умел увлеченно пересказывать их; не доверяя своей исключительной памяти, каждую услышанную песню Габдулла записывает в особую тетрадь. Это свидетельствовало о том, что будущий поэт очень рано начал осознавать важность и необходимость собирания произведений устной народной поэзии.

Наконец, юный Габдулла пробует силы и в творчестве. Первые творческие опыты его относятся еще к 1897-1898 годам, когда Габдулла начал переводить русских писателей на татарский язык. В числе первых опытов будущего поэта в этом роде были переводы басен Крылова. (Басни эти в 1906 году были опубликованы в журнале «Эль-гаср эль-джадид», т. е. «Новый век», под названием «Сборник басен». Впоследствии эти произведения Тукай выпустил и отдельным сборником.)

Здесь необходимо сказать и о тех факторах, которые оказали непосредственное влияние на формирование Габдуллы как поэта. Один из них - встреча Габдуллы с поэтом по имени Мирхайдар Чулпаный.

Чулпаный много лет тому назад учился в медресе «Мутыйгия», потом служил муллой в одной из деревень близ города Бузулука. Чулпаный каждый год приезжал в Уральск и несколько недель жил в медресе «Мутыйгия». Габдулла впервые в жизни увидел живого поэта; между ними, несмотря на большую разницу возрасте, устанавливается своеобразная дружба. Мирхайдар был неплохим поэтом, хорошо знал аруз - классическую арабо-персидскую систему стихосложения. Именно после знакомства с Чулпаныем Габдулла стал интересоваться арузом. Несомненно, Чулпаный сильно повлиял на Габдуллу, помог ему усвоить размеры арабского стиха, овладеть основами стихосложения.

В 1902-1903 годах в медресе «Мутыйгия» прожил зиму и лето турок-эмигрант, молодой поэт Абдал Вели Эмруллах. Будучи студентом Стамбульского университета, он участвовал в начавшемся тогда движении против кровавого султана Абдулла-Хамида II и бежал за границу, спасаясь от ареста. Абдал Вели был на несколько лет старше Габдуллы, но они быстро нашли общий язык и подружились. «Габдулла-эфенди рассказывал об этом шакирде как о своем самом лучшем друге тех времен,- вспоминал Г. Кариев. - Они провели вместе целое лето. Пели, гуляли, и хотя подчас бывали голодны, но чувствовали себя счастливыми».
Габдулла много узнал от своего нового друга; Абдал Вели рассказывал ему о турецкой литературе, ее истории, поэтах и писателях, давал сведения о французской литературе. Читал своему юному другу и собственные стихи.

И все же решающую роль в судьбе Габдуллы как поэта в том, что он взял в руки перо и начал писать стихи, сыграл Камиль Мутыгый Тухватуллин.

Мутыгый получил знания сначала в медресе отца и в казанском медресе Касыйма-хазрета. Потом отправился в Стамбул, затем в Египет, где поступил в университет «Аль-Азхар» в Каире. Камилю не исполнилось еще двадцати, как он, вернувшись из Египта, уже стал преподавать старшим шакирдам медресе «Мутыйгия» предметы, которые до этого вел сам мударрис.
«В это время,- писал Мутыгый,- Тукаев стал моим самым любимым учеником и питал ко мне большое уважение». Камиль Мутыгый создает в медресе нечто вроде литературного кружка, именуемого «Научное общество» по его инициативе шакирды начинают выпускать стенную газету «Магариф» («Просвещение») и рукописный журнал «Эль-гаср эль-джадид» («Новый век»). Молодой Тукай стал самым активным участником научного общества й рукописного журнала, к 1904 году был признан «первым поэтом медресе «Мутыйгия».

Ураганные ветры революционных событий 1905 года дошли и до Уральска. Среди тех, кто поднялся на борьбу за свободу, был и молодой поэт Габдулла Тукай. В начале 1905 года он поступил учеником наборщика в типографию революционной газеты «Уралец».
Здесь он оказывается в кругу революционно настроенных рабочих-печатников, становится свидетелем революционных событий, участвует в революционных собраниях, вместе со своими сверстниками распространяет листовки, прокламации, революционные песни.

Революция 1905 года способствовала появлению на татарском языке периодической печати, открыла дорогу книгоиздательскому делу. Только в годы первой русской революции передовой татарской интеллигенцией издавалось 12 газет и 7 журналов (из них два - на русском языке). Периодическая печать дала огромный толчок формированию литературной критики, развитию эстетической мысли.

В обстановке относительной свободы слова начинают издаваться газеты и журналы и в Уральске: с ноября 1905 года прогрессивная газета «Фикер» («Мысль»), с января 1906 года - ежемесячный литературно-политический журнал «Эль-гаср эль- джадид» («Новый век»), с июня этого же года - сатирический журнал «Уклар» («Стрелы»), Все они печатались в типографии газеты «Уралец», где Тукай продолжал работать наборщиком и корректором. Перед ним открывается широкое поле для активной творческой деятельности. Почти в каждом номере названных выше газет и журналов печатаются стихи, статьи, фельетоны, памфлеты и пародии Тукая.

В ноябре 1905 года в газете «Фикер» появляется первое печатное произведение начинающего поэта «Сон мужика», написанное как свободный перевод стихотворения русского поэта А. В. Кольцова «Что ты спишь, мужичок?» Именно от этого стихотворения берет начало в творчестве Тукая тема мужика, тема трагических будней крестьянина. Вдохновленный великими идеями свободы, в первых же своих стихотворениях молодой поэт ставит самые важные и наболевшие вопросы времени, призывает татар освободиться от многовековой спячки, занять подобающее место на ниве просвещения, прославляет борцов за свободу.

В 1907 году в жизни Тукая происходят большие перемены. «Этот год был удивительным»,- писал он в одном из писем Габдулле Кариеву. В начале года власти запретили владельцу и издателю журналов «Уклар» и «Эль-гаср эль-джадид» Камилю Тухватуллину продолжать издательскую деятельность, и он продает типографию с редакциями одному из самых богатых людей Уральска, типичному коммерсанту Муртазе Губайдуллину. На должность редактора был назначен Валиулла Хамидуллин, который до этого подвизался в медресе по хозяйственной части. Тукай, как и прежде, с вдохновением взялся за работу. Однако радость длилась недолго. Новый хозяин, сообразив, что издания приносят одни убытки да беспокойство, поспешил их закрыть. Газета «Фикер», журналы «Эль-гаср эль-джадид», «Уклар» в мае навсегда прекратили свое существование.

Тукай снова остался без трибуны и без заработка. К тому же он все сильнее стал ощущать, как ограниченна жизнь в таком маленьком городке, как Уральск, где нет возможностей для активной творческой и общественной деятельности; его тянуло в Казань, в центр национальной культуры, в очаг «науки, просвещения и искусства». И осенью 1907 г. Тукай приехал в Казань. Сразу же по приезде в город Тукай заводит знакомство среди литературной молодежи, передовой интеллигенции. Большевик X. Ямашев, татарские демократические писатели Г. Кулахметов, Ф. Амирхан, Г. Камал становятся самыми близкими его друзьями.

В Казани Тукай начинает публиковать свои произведения в редактируемой Ф. Амирханом демократической газете «Эль-Ислах» («Реформа»). «Однако незначительный гонорар, который получал поэт из «Эль-Ислаха», выпускаемого на ничтожные средства бедного общества, был недостаточен для сушествования. Как раз в то время молодежью организуется издательство «Китап»… Туда приглашается и Тукай в качестве экспедитора с ежемесячным окладом в 25 рублей. Там он просматривал корректуру, упаковывал посылки и в поте лица таскал их на почту…» (Г. Камал).

В середине 1909 года прекращается выпуск газеты «Эль-Ислах». Почти одновременно с ней, в июне 1909 года, после десятого номера, из-за материальных и цензурных затруднений закрывается и «Яшен». По инициативе Тукая и при поддержке прогрессивно настроенной молодежи в марте 1910 г. начинает издаваться другой сатирический журнал - «Ялт-йолт» («Зарница»).

На страницах журналов «Яшен» и «Ялт-йолт» окончательно окрепло и отточилось сатирическое дарование Тукая. Сатира Тукая весьма многогранна как но содержанию, объекту осмеяния, так и формам художественного отображения. И в прозе, н в стихах поэт использовал богатый арсенал сатирических форм и жанров.

В октябре 1908 г. было написано наиболее яркое сатирическое произведение Тукая - поэма «Сенной базар, или Новый Кисекбаш», которая знаменовала собою новую ступень в развитии сатирического жанра в татарской литературе. Написанная как пародия на древнетатарский литературный памятник XII века «Кисекбаш» («Отрубленная голова»), поэма эта разоблачает идейную, моральную низость реакционных торговцев, татарских мещан, религиозных фанатиков и другие проявления татарского феодально-буржуазного общества.

Поэма Тукая восторженно была воспринята молодежью, завоевала большой успех среди передовой татарской общественности. В октябре и декабре 1908 г. «Новый Кисекбаш» дважды выходит отдельной книгой, и оба раза ее пятитысячный тираж очень быстро раскупается. Поэма не раз была переведена на русский язык, однако ни одному из переводчиков пока что не удается передать идейно-художественное своеобразие оригинала.

«Если поэма найдет своего переводчика, то и «Новый Кисекбаш», как и «Шурале», обойдет весь мир. Займет достойное место в ряду самых талантливых произведений мировой литературы» (С. Хаким).

Продолжая традиции татарских писателей XIX века в новых условиях, много стихотворений Тукай посвятил тяжелой доле татарской женщины, ведя беспощадную борьбу за ее освобождение от социального и религиозного угнетения («Мольба», «Свобода женщин», «Опозоренной татарской девушке» и др.).

Таким образом, в казанский период ярко расцвел лирический талант Тукая, он был признан великим лириком и истинно народным певцом. Татарская лирика начала XX века в лице Тукая доказала свою подготовленность к изображению сложного внутреннего мира человека эпохи в сочетании или противоборстве разнородных чувств, в смене различных настроений, душевных состояний.

Однако детство, прошедшее в голоде и нищете, годы, проведенные в сырых, холодных номерах казанских гостиниц, постоянная нужда и изнурительный труд надломили здоровье поэта; он заболел туберкулезом. Состояние Тукая, который в течение трех лет мужественно боролся с болезнью, к 1913 году резко ухудшилось.

В своих воспоминаниях «Тукай перед смертью» (1914) Ф. Амирхан поведал о том, как Тукай мучительно боролся за жизнь, насколько трагично было его состояние:

«Была одна из ночей. Бесконечно длившийся, мучительный кашель Тукая во всей жути доносился до моей комнаты. Мне казалось, что вот-вот этот кашель разорвет на части его легкие, и Тукай навсегда покинет этот мир… Я встал с постели и, одевшись, хотел пойти к Тукаю. Но не прошло 2-3 минут, как Тукай сам оказался возле меня… Измученный вид Тукая… при слабом свете ночника показался мне самой смертью… Сердце забилось, душу охватил страх, к горлу подступили слезы».

После этой ночи Тукай в гостинице «Амур» жил уже недолго. 26 февраля (11 марта) 1913 года его отвезли в больницу.

И в больнице, несмотря на тяжелый недуг. Тукай много работает: публикует стихи в журналах «Аң», «Мэктэп», направляет статьи, фельетоны в газету «Кояш», журнал «Ялт-йолт», регулярно читает татарские газеты и журналы, издававшиеся не только в Казани, но и в других городах, следит за периодикой на русском языке, подготавливает к печати большой сборник своих избранных произведений (сборник этот вышел в свет уже после смерти поэта, в 1914 году).

14 марта в газете «Кояш» Тукай публикует статью «Первое мое дело после пробуждения», также написанную на больничной койке. Статья, прозвучавшая как завещание поэта, свидетельствовала, насколько мужественным, принципиальным и взыскательным был Тукай в оценке своей поэтической продукции. Обозревая свой творческий путь, он пишет: «Что меня стесняло и мучало в моменты пробуждения, так это разбросанные по разным сборникам мои стихи, которые не принимала моя душа, совесть, вся моя жизнь». Тукай сожалеет, что «не мог сию же минуту сжечь их, отправив в преисподнюю». «Нынешнее мое «сознание» и самокритичность выше тех стихов»,- замечает поэт. Наконец, «воспользовавшись тем, что открылись глаза». Тукай принялся за чистку своей семигодичной «песенной комнаты» и оставил там только любимые им стихи. Сейчас уже можно смело, с облегчением в душе обратиться к грядущим поколениям; «Эй, тюркское дитя, живущее на земле… теперь уж я не стыжусь впустить тебя в свой дом; кто бы ты ни был, теперь я могу с гордостью подарить тебе книгу своих стихов»…

28 марта Тукай написал свои последние стихи («Слова Толстого», «На досуге», «Школа»). Лишь за два дня до смерти он вынужден был оставить свое самое могучее оружие - перо.

2 (15) апреля 1913 года в 20 часов 15 минут Габдуллы Тукая не стало. Смерть молодого поэта, погибшего в расцвете своего таланта, потрясла всех. «Тукаев умер… Эта весть мгновенно разнеслась по свету…- писал С. Рамиев.- Это горе. Смерть поэта, которому нет равных, сокрушающим ударом обрушилась на плечи народа. Тяжело перенести это». 4 апреля 1913 года почти все татарские газеты посвятили Тукаю специальные номера, целую неделю продолжалась публикация телеграмм соболезнования из самых разных уголков России. Как писал спустя десять лет филолог Д. Валиди, за десять лет существования газеты «Вакыт» («Время») «ни один вопрос, ни одно событие не вызывало столько писем и статей, сколько вызвала смерть Тукая». Похороны Тукая превратились в стихийную демонстрацию, в которой участвовало почти десять тысяч человек. В эти дни было сложено немало песен, байтов, стихов, запечатлевших замечательный образ великого поэта. Во всем этом выразилась безграничная любовь народа к своему верному сыну. Еще при жизни он признал его своим поэтом. Говоря словами историка и литературоведа Гали Рахима, «народ сам нашел и выбрал своего певца… Он навсегда останется нашим первым «народным поэтом».

Продолжение традиций Тукая, его художественного наследия - в произведениях поэта, которые ежегодно издаются большими тиражами и с любовью воспринимаются народом. После 1917 года произведения Тукая издавались на татарском и русском языках более 150 раз, переведены почти на все языки народов Советского Союза. Общий тираж книг составил более двух миллионов экземпляров. Его стихи звучат на английском, немецком, французском, турецком, арабском, венгерском языках.

С 1907 года по настоящее время о жизни и деятельности Тукая издано около 50 книг, более 600 статей и воспоминаний, написаны романы и рассказы, пьесы и сотни стихотворений. Только в последние годы увидели свет книга И. Нуруллина «Габдулла Тукай» (на русском и татарском языках), стихотворная трагедия И. Юзеева «Тукай», драматическая повесть Р. Ишмуратова «Саз мой нежный и печальный..,.»

Образ поэта стал источником творческого вдохновения и для представителей других видов искусства. На произведения Тукая написано более ста музыкальных сочинений. Гордостью татарского народа, замечальным достижением советского музыкального искусства является балет «Шурале» Ф. Яруллина, который давно пересек границы нашей страны.

В республике Татарстан в целях популяризации творчества Тукая, увековечения его имени осуществлено много других мероприятий. Это и ежегодное присуждение Государственной премии Татарстана имени Габдуллы Тукая за наиболее значительные произведения литературы и искусства, проведение праздников поэзии ежегодно в день рождения Тукая, сооружение мемориального комплекса в Кырлае, скульптурных памятников в Казани, это и присвоение его имени Татарской государственной филармонии, кинотеатрам, селам и улицам Казани и других городов республики и одному из районов Татарстана.

Поэт, предчувствовавший свое бессмертие, твердо убежденный в том, что поэтические создания его навечно останутся в памяти народной, писал в стихотворении «Иду своим путем» (1912):

Мифтахутдин Акмулла (1831- 1895)