Экспедиции Федора Конюхова. Досье. Ставки на кругосветный перелет Федора Конюхова: Больше заработают те, кто поставил сразу после взлета шара Федор конюхов спонсоры

ФЕДОР КОНЮХОВ: Я НИКОГДА НЕ ПОЛУЧАЛ ЗАРПЛАТЫ

Путешественник Федор Конюхов убежден: жить надо сегодня и сейчас, а копить на будущее - бессмысленно

Федор Конюхов - профессиональный путешественник, писатель, художник - признался корреспонденту "Водяного знака", что денежные знаки распознает только по внешнему виду, деля их на русские рубли и американские доллары. Он не знает, сколько стоит хлеб, молоко и сахар, хотя путешествует по Атлантике на макси-яхте, арендованной за полтора миллиона евро.

Вы вызываете в людях разные эмоции.

Одни говорят - "Конюхов - великий мистификатор и авантюрист", другие - "Он гений, обласканный небом". Стараетесь людей удивлять, чтобы не забывали?

Я не смотрю телевизор и не читаю газет, поэтому спокойно осуществляю свои замыслы, которые кажутся бредовыми людям других профессий. Мои друзья и журналисты часто объявляли, что я обезумел от своих одиночек и ухожу в очередное плавание, чтобы избежать психбольницы. Я действительно стал бы сумасшедшим, если бы оправдывался перед каждым.

Мой отец, рыбак, в детстве мне говорил: "Федька, если ты почувствуешь и поймешь море, то сможешь раскрыть себя в жизни".

Возвращаясь в Москву, я заново учусь разговаривать и ходить - мой язык костенеет от долгого молчания, а ноги не ощущают земли, как у годовалого младенца. Начинаю учиться говорить и передвигаться по твердому полу не качаясь. Радуюсь!

Я ввязался в одну престижную гонку "Венди Глоб". Там на яхтах гоняют только профессионалы и за очень большой приз. Я точно знал, что не выиграю денег, но сам факт участия стоил того - там сроду русских не было. Яхту мне арендовал Современный гуманитарный университет. Старой конструкции и неповоротливую.

Я ее боялся. И она меня плохо слушалась. А потом легла на борт.

Я остался без работы - сотни тонн ее веса нельзя поднять руками. Это был конец. Где-то в мозгу стучало и доходило до сознания, что я еще живой и что можно жить без работы, что за тебя сейчас трудятся другие, кто тебя любит и ждет.

Забился в уголок своей яхтенной койки, прижал к груди иконку Николая Чудотворца. Я молился.

Это и была моя работа - самая тяжелая, которую человек всегда оставляет на потом. Но я знал, что от этого зависит моя жизнь, и не прекращал этой работы три дня и три ночи. С рассветом третьего дня яхта начала подниматься, как боксер на ринге после нокдауна. Так и она начала вставать. А я все медленнее и медленнее читал молитву, засыпал, я так устал, за всю свою жизнь я не делал такой тяжелой работы. Спасся. И тогда решил больше в океан не ходить, потому что он меня не принял. А через два года передумал.

У вас есть имя, и, наверное, уже можно было бы спокойно и комфортно пожить в свое удовольствие - в той же Москве, например?

А я боюсь. Не знаю, что делают люди города. Я романтик, искатель приключений и профессиональный путешественник. Для меня находиться в море не составляет труда, а вот получить какую-то справку в ЖЭКе - тяжкое испытание.

Ходить по магазинам и видеть горы продуктов - невыносимое занятие. Я привык самостоятельно ловить рыбу и тут же ее готовить, пить опресненную морскую воду, питаться только рисом или сутками не есть вообще.

Я знаю, как организовать экспедицию и вести яхту вокруг света, как приготовить "сашими" из летучей рыбки, а вот как проехать по Москве до Государственной Думы или Кремлевского

Дворца съездов - не знаю. Хотя и получал там какие-то награды и грамоты.

Мой дом в Москве - мастерская от Союза художников. Там есть стол для рисования, краски, кисти, компьютер, которым пользуется моя жена, и маленькая спальня, где проживаем мы с Ириной и две старенькие черепашки.

Ваша жена не мечтает о другой, красивой жизни? Подарки, бриллианты, платья от кутюр?

Я могу подарить ей путешествие на яхте по Атлантике. Причем она пойдет со мной не как туристка, а как член экипажа. И такие романтические путешествия со мной она совершала несколько раз. Что касается нарядов, то, выходя замуж за странника, она отдавала себе отчет в том, какая жизнь ее ждет. У нас - домострой. Я не разрешаю жене носить брюки, краситься. Ей пришлось отказаться от светской жизни, и это произошло очень легко - мы так похожи в своем желании приблизиться к Богу, в которого верим оба. Только не подумайте, что мы религиозны, религия - это политика. А вера - от души. Но одежду Ирина носит парижскую. Мы часто там бываем, и я сам выбираю вещи. Однажды искали простую длинную юбку белого цвета чуть ли не весь день. Все какую-то ерунду предлагали в этой стране - "законодательнице мод".

У жены своя интересная жизнь. Она профессор, доктор юридических наук, преподаватель.

Пишет книги. Ей тоже много не надо. Мы и в ресторане никогда не были - скучно. Полгода я ее не вижу, и за это время случается столько всего интересного в ее и моей жизни, что мы не можем наговориться после разлуки.

У вас есть слабости?

Раньше был тщеславен. Однажды чуть не согласился сняться на обложку "Плейбоя". Гордился, что меня позвали. Сейчас стыдно об этом вспоминать. Несколько лет назад не отказывал никому в интервью, пускал в дом случайных людей, раскрывал перед ними душу. До сих пор люблю быть центром внимания.

Люблю конфеты и пирожные. Жена всегда снабжает меня сладостями в экспедиции, так я все съедаю сразу, даже до яхты не доношу.

Вы не живете на зарплату. Откуда берутся деньги на путешествия?

Деньги, как бумажки, ничего не стоят.

Деньги - это энергия. Они приходят, когда есть идея. И чем она интереснее для большого числа людей, тем мощнее денежные потоки.

Мои первые путешествия стоили и сто, и двести долларов. Я был молод, никому не известен и рисковал жизнью для того, чтобы осуществить свою детскую мечту. В семь лет мой дед, служивший вместе с известным полярным исследователем Георгием Седовым, повесил мне на шею крестик, подаренный ему Седовым. С тех пор больше я ничем не интересовался в жизни, кроме путешествий. 40 экспедиций, которые я совершил в командах и в одиночку, вывели меня в элиту всемирно известных путешественников. Я, что называется, лез напролом и старался принять участие в таких яхтенных гонках или восхождениях, куда русские просто не попадали. Так я нарабатывал авторитет. Наглостью и бесстрашием. Взбирался на неприступные вершины, погибал там от голода и страха.

Самое главное у человека что? Жизнь. Вот я и ставил ее на карту. Шел не за деньгами или славой, а ради того, чтобы понять себя - что мне надо. Признание, покаяние, свобода? Свобода для чего? Для творчества. Я заработал право писать книги и картины, как никто другой их не напишет. Потому что я вижу другие вещи и обостренным зрением. Можно сказать, что я пишу там на грани нервного срыва. Но не под воздействием вина или наркотиков, что, в общем-то, нормально для творческих людей, а от безысходной тоски по дому, земле и обычной жизни, в которую меня пока что-то не пускает. Не дошел еще.

Хотя после каждого путешествия заявляю, что оно - последнее и больше рисковать не буду. Если Бог дает мне возможность видеть мир - я еще не исчерпал лимита риска. Моя последняя яхта - одна из самых больших в мире. Когда я ее впервые увидел во Франции, я подумал: на ней точно пойду в Атлантику. Громадная такая посудина, вместе с мачтой в высоту почти как Триумфальная арка в Париже. Эта яхта стала сниться мне по ночам. Я занимался другими проектами - ходил на верблюдах по Великому

Шелковому пути, переплыл Атлантику на весельной лодке по пути Христофора Колумба, но не забывал о макси-яхте, которую увидел в Ле Сабль де Олон.

Деньги под нее нужны были огромные. Найти их на путешествие не просто. Я очень люблю буддийские изречения и вот одно из них запомнил на всю жизнь: "Путник, рад встретить тебя, рад видеть, как твердо идешь. Ты знаешь, что ищешь, и тебе можно помочь". Если у тебя есть точная цель и она интересна другим, тебя будут рады встретить и помогать. Надо знать, куда и зачем ты идешь.

Я нашел эти деньги! А когда показал на фотографии свою яхту разным людям, то появилась армия богатых людей,которым тоже захотелось поучаствовать в этом проекте и разместить названия своих компаний на ее борту. Потому что это принято во всем мире и сейчас у нас другая Россия.

В 53 года вы стали членом Союза писателей РФ и Союза художников РФ. Зачем вам нужны эти звания?

Я научился зарабатывать. С этими званиями, наверное, лучше продавать свой труд.

Мои книги и картины приносят небольшой доход. На него я построил часовню во дворе мастерской в центре Москвы. Эта часовенка в честь всех моих погибших друзей-путешественников.

Их имена я высек на досках и повесил внутри храма. Я выполнил обет, который дал сам себе в Атлантике, во время шторма. Тогда мы с женой чуть не погибли.

А мог бы положить эти деньги в банк, ждать, когда на них нарастут проценты, и потом что-нибудь купить. Я только не знаю что. Все, что нужно, у ме ня есть - жена, четверо детей и стол для рисования. По-моему, деньги - это просто аванс, выданный нам Богом, а наша задача - решить, на какие цели они пойдут - хорошие или дурные. Жить надо сегодня и сейчас. Бессмысленно копить на будущее. В моем случае совсем глупо.

Каждый раз, уходя в океан, я рискую в нем так и остаться.

Татьяна Калашникова

Федор Конюхов благополучно вернулся на землю после успешного завершения кругосветного полета. Это было невероятное событие для всех, кто прямо или косвенно имел к нему отношение.


Основные моменты полета:

Федор установил абсолютный мировой рекорд для аэростата, облетев вокруг земного шара за рекордно короткое время: 11 дней 5 часов 11 минут или 269 часов 11 минут.

Предыдущий рекорд американского пилота Стива Фоссетта: 320 часов 33 минуты побит на 51 час и 22 минуты.

Общее время в воздухе (до момента приземления): 11 дней 8 часов 43 минуты или 272 часа 43 минуты.

Второе достижение: общее расстояние между начальной и конечной точками маршрута 34,977.36 км.

Предыдущий рекорд Стива Фоссетта был 33,195.1 км.

Все расчеты предварительные и подлежат изучению и утверждению FAI.


Третье достижение, которое не записывается в книгу рекордов FAI, но имеет огромное значение — Федор Конюхов стал первым человеком в мире, который успешно облетел вокруг света на воздушном шаре с первой попытки . Стиву Фоссетту потребовалось 6 попыток.

Федор — первый воздухоплаватель, прилетевший на воздушном шаре обратно на тот же аэродром, с которого полет начался. Это, вероятно, является наиболее выдающимся достижением полета, которое вряд ли когда-либо будет повторено.

Федор посвятил свой полет Стиву Фоссетту.

Конечно, для достижения успеха такой полет требовал участия многих других людей.


Экспедиционный штаб Федора Конюхова благодарит:

Генерального спонсора полета – группу компаний МОРТОН за то, что поверили в проект, в команду и в пилота. 10 лет потребовалось Фёдору Конюхову, чтобы получить финансирование на этот полет. Только встреча с президентом ГК МОРТОН — Александром Валерьевичем Ручьевым — дала проекту необходимый импульс. Кругосветный полет шара МОРТОН был организован за счет средств частных компаний, основную финансовую нагрузку взяла на себя ГК МОРТОН.

Группа Компаний «МОРТОН» — ведущий российский застройщик, который в 2016 году отметит 22 года успешной работы. Компания специализируется на строительстве крупномасштабных жилых микрорайонов в Москве и ближайшем Подмосковье. Совокупный текущий портфель проектов ГК «МОРТОН» на начало 2016 года превысил 8,3 млн кв. м жилья, а общее число объектов достигло 42. Подробнее о компании: http://www.morton.ru/kompaniya/


Фонд культурных и образовательных программ «Открытое море» и его президента Михаила Симоняна.

Компанию « Cameron Balloons» («Воздушные шары Камерон»), Дона Камерона (Don Cameron) и всю его команду .

«Cameron Balloons» изготовили воздушный шар в Бристоле, Англия. Alan Noble (Алан Нобл) осуществлял управление проектом и его продвижение вместе с Доном Камероном, Дэйвом Боксоллом, Питом Джонсоном, Энди Скирроу, Крисом Лайкенихтом, Саймоном Уотли и Адрианом Килей (Dave Boxall, Pete Johnson, Andy Skirrow, Chris Lachenicht, Simon Whatley и Adrian Keeley), которые прилетели в Австралию, чтобы организовать запуск шара МОРТОН.


Джона Уоллингтона (John Wallington)

Австралийский руководитель проекта добился разрешения на полет и организовал австралийскую логистику. Во время полета он работал специалистом в центре управления полетом и помогал руководителю ЦУП, Оскару Конюхову, в принятии решений и планировании полета.

Метеоролога Дэвида Дехенау (David Dehenauw) – главный метеоролог/глава отдела морских прогнозов Королевского Института Метеорологии Бельгии (Chief Meteorologist / Head of Marine Forecast Section Royal Meteorological Institute of Belgium (RMI/KMI/IRM), чьи траектории, прогнозы, предупреждения и рекомендации обеспечили такой сенсационный результат и успешную реализацию проекта.

Инструкторам , которые тренировали и готовили Федора Конюхова к полету: Иван Меняйло (Россия), Джовани Аймо (Италия), Вильхельм Эмерс (Германия)

Поставщика газа — Супагаз (Supagas)

Бесперебойные поставки гелия, этана, пропана и жидкого кислорода были обеспечены компанией Supagas. Их специалисты Даг Маклафлин и Эрол Арикан (Doug Maclaughlan и Erol Arican) находились непосредственно на месте заправки баллонов и наполнения воздушного шара гелием.


Дика Смита (Dick Smith)

Давний друг и спонсор Федора, который и познакомил его с компанией «Cameron Balloons», а сейчас организовал необходимый вертолет для помощи при посадке, а также поддерживал всех своим неистощимым энтузиазмом.

Грена Путланда (Gren Putland) заорганизацию местной логистики и привлечение многих добровольцев, помощь которых была неоценима во время подготовки к старту.

Клода Мениера (Claude Meunier) за предоставление ангара для подготовки оборудования к полету и для упаковки оборудования после завершения полета.

Антона Парфенова и Якова Орлова за огромную помощь и круглосуточное дежурство в в ЦУП в Нортхэм во время полета.

Андрея Абросимова, Галину Абросимову за помощь в организации работы нашей команды в Австралии и привлечении волонтеров из числа наших соотечественников.

Алексея Викулова, переводчика и гида за профессиональную помощь в переводах инструкций по топливной системе шара, за переводы пресс-релизов, а также за работу с друзьями и спонсорами, приехавшими в Австралию для поддержки Федора перед стартом.

Администрацию и жителей района Нортхэм за огромную местную поддержку, включая разрешение на использование аэродрома.


Русскую общину в Перте и в штате Западная Австралия.

Австралийские Авиадиспетчерские Службы (Airservices Australia). Авиадиспетчеры были всегда готовы пойти навстречу при прохождении воздушным шаром контролируемого ими воздушного пространства.

Федерацию Австралийских воздухоплавателей на воздушных шарах и Органы безопасности полетов гражданской авиации (The Australian Balloon Federation and The Civil Aviation Safety Authority) за предоставленные разрешения на полет.

Компанию «Уорлд Эйр Опс» (« World Air Ops») за то, что получили разрешение лететь через воздушное пространство 4-х южноамериканских стран по запросу, поступившему всего за несколько часов до полета.


Спонсоров проекта:

Toyota Russia, Toyota Australia за предоставление надежных пикапов Toyota Hilux

Breitling – официальный хронограф проекта

DHL – официальный логистический партнер

Туроператора Библио Глобус – за доставку пилота и команды в Австралию

Первый канал — генеральный информационный партнер проекта

Первый Образовательный — информационный партнер проекта

РГО — за помощь в организации проекта

Iridium Russia — за предоставление спутниковой связи

Iridium 360 — за предоставление интерактивной карты маршрута

Форвард – экипировка команды и пилота

Red Fox – экипировка пилота

Lenovо — официальный поставщик оргтехники и мобильных телефонов

ТАСС-ДОСЬЕ /Инна Климачева/. 12 июля 2016 г. российский путешественник Федор Конюхов начал одиночный кругосветный беспосадочный полет на воздушном шаре. Старт состоялся из города Нортхэм в Западной Австралии. Перелет проводится при поддержке Русского географического общества (РГО) под патронажем его первого вице-президента Артура Чилингарова.

Руководит штабом проекта "Полет вокруг света на воздушном шаре" сын путешественника Оскар Конюхов. Воздушный шар получил название "Мортон" в честь главного спонсора мероприятия - строительной фирмы. Конюхов намерен облететь Землю быстрее, чем в 2002 г. это сделал американский воздухоплаватель Стивен Фоссетт (13 сут. 8 ч 33 мин.).

В случае успеха Конюхов станет вторым в истории человеком, совершившим одиночную кругосветку на воздушном шаре.

Федор Конюхов с детства увлекался путешествиями, в 15 лет в одиночку пересек Азовское море на рыбацкой весельной лодке. Экспедиционно-исследовательскую деятельность ведет с конца 1970-х гг.

В 1970 г. выступил организатором похода по маршруту Витуса Беринга в Тихом океане и принял в нем участие на парусной яхте "Чукотка" Дальневосточного высшего инженерно-морского училища им. Г.И. Невельского (ныне - Морской государственный университет им. адмирала Г.И. Невельского, Владивосток). В 1978 и 1979 гг. состоялось еще два похода на яхте "Чукотка" с посещением острова Сахалин, Командорских островов, а также Камчатки.

Путешествия на Северный и Южный полюсы

В 1980-х гг. участвовал в нескольких полярных лыжных экспедициях: научно-спортивной в море Лаптевых под руководством Дмитрия Шпаро (1983), к Полюсу относительной недоступности в Северном Ледовитом океане (1986), трансатлантической "СССР - Северный полюс - Канада" (1988; за участие в ней получил орден Дружбы народов), "Арктика" к Северному полюсу во главе с Владимиром Чуковым (1989).

Весной 1990 г. Конюхов первым в истории России совершил одиночный поход на лыжах к Северному полюсу, достиг его 8 мая после 72 дней пути.

Спустя пять лет, в ноябре 1995 г. - январе 1996 г., первым из россиян осуществил одиночный лыжный поход к Южному полюсу с последующим восхождением на высшую точку Антарктиды - массив Винсон.

Морские путешествия

Широкую известность Конюхову принесли его морские путешествия. В октябре 1990 г. он совершил свое первое одиночное кругосветное плавание на яхте "Караана": за 224 дня путешественник без остановок преодолел маршрут Сидней (Австралия) - Мыс Горн - Экватор - Сидней, финишировав 8 июня 1991 г. Вторая кругосветная морская экспедиция Конюхова состоялась в марте 1993 г. - августе 1994 г. на двухмачтовой яхте "Формоза" (старт и финиш - на Тайване).

В 1998-1999 гг. он участвовал в американской одиночной кругосветной гонке Around Alone на яхте Open 60, в 2000-2001 гг. - во французской одиночной безостановочной кругосветной парусной гонке Vendee Globe. Очередное кругосветное плавание путешественника состоялось в 2004-2005 гг. на макси-яхте "Торговая сеть "Алые Паруса" по маршруту Фалмут (Англия) - Хобарт (остров Тасмания, Австралия) - Фалмут.

В 2002 г. Конюхов совершил трансатлантический переход на гребной лодке "Уралаз" по маршруту Канарские острова - остров Барбадос, в ходе которого установил мировой рекорд - 46 сут. 4 ч (в категории одиночный поход). В декабре 2013 г. - мае 2014 г. в одиночку без заходов в порты и посторонней помощи прошел на весельной лодке "Тургояк" по южной части Тихого океана - пересек его от континента до континента (от Чили до Австралии). Проплыл 17 тыс. 408 км за рекордное время - 159 сут. 16 ч 58 мин.

Всего на счету путешественника более 40 различных экспедиций: морских и сухопутных. Конюхову первым из россиян удалось выполнить неофициальные программы "Большой шлем" (посещение Северного и Южного полюса и восхождение на Эверест) и "Семь вершин мира", в рамках которой Конюхов поднялся на высочайшую вершину каждого континента: Европы - Эльбрус (1992), Азии - Эверест (1992), Антарктиды - Винсон (1996), Южной Америки - Аконкагуа (1996), Африки - Килиманджаро (1997), Австралии - пик Косцюшко (1997), Северной Америки - пик Мак-Кинли (1997).

Кругосветный полет на воздушном шаре

За всю историю мирового воздухоплавания было осуществлено только два успешных кругосветных перелета на воздушных шарах. Первыми в марте 1999 г. это достижение совершили швейцарец Бертран Пикар и англичанин Брайн Джонс; перелет продолжался 19 сут. 21 ч 55 мин. (стартовав в Швейцарии, они преодолели расстояние более 40 тыс. км и финишировали в Египте). В июне 2002 г. американец Стивен Фоссетт в одиночку совершил кругосветный перелет, на это у него ушло 13 дней 8 ч 33 мин. (старт и финиш - в Австралии; протяженность маршрута - 33 тыс. км).

Конюхов, готовясь к кругосветному перелету, в январе 2016 г. принял участие в командном полете на воздушном шаре через Альпы с севера на юг - из Германии в Италию. 25 января вместе мастером спорта по воздухоплаванию Иваном Меняйло установил новый мировой рекорд полета на тепловом аэростате объемом 3 тыс. 950 куб. м - 32 ч 20 мин. (стартовали во Владимирской области, приземлились в Ивановской).

Одиночный кругосветный перелет Конюхова проводился при поддержке Русского географического общества (РГО) под патронажем его первого вице-президента Артура Чилингарова. Генеральный партнер и организатор проекта - строительная компания "Мортон" (Москва). Руководителем штаба "Полета вокруг света на воздушном шаре" является сын путешественника Оскар Конюхов.

Воздушный шар и гондолу для воздухоплавателя построила английская компания Cameron Balloons. Воздушный шар получил название "Мортон" в честь организатора проекта. Он имеет специальную двухуровневую конструкцию, сочетающую использование гелия и солнечной энергии; высота - 10 м, объем - 15,5 тыс. куб. м, стартовая масса - 10 т (на финише - 4 т). Рассчитан на максимальную высоту до 11 тыс. м (высота полета современных авиалайнеров), способен развить скорость до 300 км/ч. и выдержать температуру до минус 60 градусов Цельсия.

Конюхов стартовал из Нортхэма 12 июля рано утром по местному времени (около 02:30 мск). Он перелетел над тремя континентами и тремя океанами по маршруту протяженностью свыше 34,9 тыс. километров. Воздушный шар двигался с запада на восток: пересек Австралию, Тихий океан, пролетел над южной оконечностью Южной Америки (Чили, Аргентина), Фолклендскими островами, затем преодолел Атлантический океан, южную часть Африки (ЮАР, мыс Доброй Надежды), Индийский океан и финишировал в Австралии. Над Индийским океаном он поднимался на высоту свыше 10,6 тыс. м.

Планы путешественника

Летом 2017 г. Конюхов планирует совершить полет в стратосферу (один из верхних слоев атмосферы, высота - от 11 тыс. до 50 тыс. м) на тепловом аэростате и установить новый рекорд высоты. В настоящее время абсолютный рекорд высоты для теплового аэростата принадлежит Индии: в 2005 г. Виджяпат Сингхания поднялся на высоту 21 тыс. м.

Кроме того, готовится проект погружения в батискафе в Марианскую впадину Тихого океана. Конюхов собирается опуститься на дно самого глубокого океанического желоба Земли (около 10 тыс. 994 м ниже уровня моря) и пробыть там несколько суток, проводя научные исследования.

За всю историю освоения глубин мирового океана в Марианскую впадину люди погружались дважды. В январе 1960 г. лейтенант ВМС США Дон Уолш и швейцарский океанолог Жак Пикар на борту батискафа Trieste опустились на глубину 10 тыс. 918 м. В марте 2012 г. канадский и американский режиссер Джеймс Кэмерон опустился на дно впадины в глубоководном аппарате Deep Sea Challenger и провел там несколько часов.

Федор Конюхов, путешественник:

1 | Земной шар весь прекрасен, нет на нем некрасивых уголков. И джунгли, и степи, и болота, и пустыня, и Арктика, и горы - высокие и низкие - везде хорошо. Только вот жаль, что политическая, экономическая, религиозная, военная системы искажают облик Земли. Идут войны… Я вот был два раза в Сомали: в 1993 году и в 2011-м. Это очень красивая страна- когда цветет пустыня, зрелище завораживающее! А помидоры там какие! Я такие ароматные томаты ел только в детстве на Украине. А люди в Сомали какие красивые! А верблюда когда обнимешь- от него пахнет вечностью! И вот в мой второй визит там было сложно, напряженно. Потому что сомалийцев мировое сообщество превратило в каких-то пиратов, бандитов. Это очень печально.

2 | Взойти на Эверест - это большой риск, как и обойти на яхте вокруг света. Но я отправляюсь в свои путешествия не чтобы рисковать или искать приключения и близко стоять к смерти. Есть совсем другие цели и задачи. Например, я готовлюсь полететь на воздушном шаре в стратосферу, установить новый рекорд - ранее представитель Индии поднимался на 21 км, я планирую на 25 км. И если мне это удастся, первым делом все будут трубить именно о рекорде. Но это совсем не главное. Ученые, которые борются с дырами в озоновом слое, придумали технологию, которая позволяет восстанавливать озоновый слой. Уже все обкатано на земле, в планах - запустить 19 спутников, которые будут создавать молнии в проблемных участках и за счет этого «латать» дыры. Рассчитано, что за 20 лет удастся «починить» большую озоновую дыру над Австралией. И вот я, когда поднимусь в стратосферу, должен буду нажать кнопку на специальном приборе, сделать разряд, потом собрать пробы и привезти их на землю. Это лишний раз привлечет внимание к проблеме, к уже готовой технологии и поможет получить финансирование в проект. Так что когда вы услышите про очередной рекорд Конюхова, знайте: я еще и кнопочку нажал.

3 | Я всегда говорю: если нет у тебя денег на экспедицию, значит, она никому не нужна. И смысла в ней нет. Мои экспедиции всегда или научные, или спортивные, или рекламные или творческие. Я почти не хожу по людям и не прошу деньги, не доказываю, что это будет выгодно. Просто ставлю цель, начинаю готовиться к экспедиции, постепенно обрастаю контактами и деньги находятся всегда. Сейчас, например, готовлю полет на самолете вокруг света без посадки - на высоте 17 тыс. м за пять дней хочу облететь Земной шар. Днем буду двигаться за счет солнечных батарей, двигатель будет электрическим. Лайнер строит несколько стран, в том числе и наша, сейчас главная задача найти аккумуляторы. И меня поддерживают разработчики - это вписывается в мой проект. Когда все получится, технологию можно будет использовать в других сферах, в частности, сделать аккумуляторы смартфонов более мощными. Вот увидите, через пару лет мы перестанем всюду таскать с собой съемные аккумуляторы, зарядные устройства. То есть мы подталкиваем технологии вперед, и это выгодно всем.

4 | У каждой компании есть рекламный бюджет, и некоторые бизнесмены поняли : тупо баннеры на улицах и ролики по телевизору уже всем надоели, молодежь сейчас другая, к этой аудитории нужен иной подход. Такие компании вкладываются в мои путешествия, им выгодно. Один университет покупал мне лодку, я на ней ходил два года, и ректор потом сказал: «Мы за это время сделали рекламы больше, чем за предыдущие 10 лет». Любопытно было сотрудничать с компанией «Алые паруса» - они тоже покупали мне яхту, за 1,2 млн евро. Я поставил на ней мировые рекорды, ходил через Атлантику, вокруг Антарктиды. Когда мы завершили проект, и нужно было куда-то лодку девать, владелица компании рассудила так: «Мы же когда плакаты рекламные вешаем, по истечение контракта их назад не забираем. Так и лодка - пусть стоит». Она и стояла два года в Англии, потом ее испанцу продали за 300 тыс. евро в рассрочку. По-моему, это правильный подход. Хотя многие пиарщики в крупных компаниях до сих пор думают, что привычные рекламные инструменты эффективнее

5 | Я не хочу, чтобы кто-то думал, будто я получаю зарплату за свои путешествия. Никогда Федор Конюхов не взял себе ни одного рубля.

Я живу за счет того, что пишу книги, преподаю в университете, а основной мой источник дохода - картины. Я профессиональный художник, делаю этюды во время свой путешествий, по возвращении домой пишу на эти сюжеты картины в мастерской. Однажды подошел на весельной лодке к Австралии, греб уже 150 дней. Устал, прилег отдохнуть, вижу: чистое синее небо, белая дневная луна, над водой парит черный фрегат, высматривая летучую рыбу - та спасается от скоростных дорадо, выпрыгивает из воды и, бедняга, попадает в клюв птицы. Я думаю: картина! Взял альбомчик, карандаш, зарисовал. Потом, когда приехал домой, тут же написал картину. Забавно, что наброски зачастую ценятся даже больше. У меня написано 3 тыс. работ, весной будет выставка в Русском музее. Каждый год коллекционеры из разных стран покупают 2-4 картины - каждая стоит примерно $30 тыс. Этих денег достаточно и мне, и всей моей семье. Больше нам не нужно.

6 | Каждая моя экспедиция готовится очень долго. В 2002 году я прошел через Атлантику, а Тихий океан пересек потом только в 2014-м. Все это время мы изучали течения. Это я должен знать досконально: течение - это как дорога на суше. Прежде чем отправиться через Атлантику на весельной лодке, я 17 раз прошел маршрут на яхте - и с командой, и в одиночку. 17 раз! Зато я очень четко знал течения и был относительно спокоен. Я убежден: всегда к каждому делу нужно хорошо готовиться. Благодаря этому можно показывать высокие результаты в любом возрасте и превосходить молодых соперников. Я, например, в 50 лет на 11 дней обогнал 28-летнего француза Эммануила Каунда при пересечении Атлантики. Все смеялись: куда старику победить крепкого молодого парня! Но за счет знания течений я шел быстрее.

7 | В экспедициях должна быть жесточайшая дисциплина. Вообще, я считаю, у всех она должна быть, но в больших проектах особенно. Перед 180-дневной экспедицией я, например, рассчитываю: выхожу на весельной лодке из Чили в Австралию. За один гребок я продвигаюсь на три метра, а всего должен преодолеть 17,3 тыс. км. Стало быть, в день мне нужно делать 111 км. Хочу, не хочу - должен. Тогда успею дойти, иначе пассаты сменят свое направление, будут дуть в обратную сторону и все коту под хвост. Я понимаю: в сутки я должен буду грести 15-18 часов, что осталось - на все остальное: еда, сон - по получасу-часу несколько раз, рисование, работа с навигацией и т. д. И никак иначе.

8 | В экспедиции у меня все четко распланировано. На еду я трачу минимум времени. Не думаю, что бы сегодня приготовить, не лазаю никуда в поисках продуктов. Питаюсь сублимированными продуктами - по технологии их сначала замораживают при высоких температурах в -70 градусов, а потом сразу высушивают в специальных камерах. Так остается все полезное, и продукт получается калорийным. Интересно, что я приносил домой пакетики с такой едой - угощал сына, жену. Реакция была одинаковая: «Ой, как противно!». Это именно из-за повышенной калорийности. Дело в том, что нам, путешественникам, в отличие от тех же космонавтов, нужно в день 6 тыс. калорий (в обычной жизни человеку достаточно 1,5-2 тыс.). Потому что в космосе человек особенно не двигается и его скафандр поддерживает температуру тела постоянной - калории не тратятся. У нас - наоборот. На лодке я достаю пакет с такими продуктами (бывают овощи, говядина, курица, рыба), открываю газовый баллон (одного хватает на полторы недели), кипячу маленький чайник за две минуты, заливаю воду в пакет и жду семь минут. В это время или по телефону разговариваю, или занимаюсь навигацией. Потом все съедаю минуты за две, из посуды у меня только одна ложка - плюс есть запасная. А после могу себе позволить полежать отдохнуть пять минут. И снова на весла.

9 | Почему-то все думают, что если во время путешествия что-то случится, меня легко спасут. Вовсе нет, не так все просто. Помню, перед одним из своих проектов встречался с президентом Чили, с чиновниками Минобороны. Они честно сказали: «У нас военные корабли старые, не смогут дойти до удаленного сектора, если вы там тонуть вздумаете. Особенно в шторм». Кроме того, работа спасателей - удовольствие не бесплатное. Перед тем как отправиться в путешествие, в полет на воздушном шаре в стратосферу, например, я обязан застраховать свой путь на $2 млн, без этого меня просто не выпустят. Потому что если я потерплю крушение и упаду в океан, за мной отправятся спасатели той страны, в чьем секторе я окажусь. И если кто-то из них погибнет или ногу сломает, страховая компания выставит счет мне. Еще $2 млн я должен выложить в том случае, если, не дай бог, упаду. Шар гигантский, весит 10 тонн плюс 35 газовых баллонов по 150 кг каждый - рухну на населенный пункт, будет катастрофа, там так рванет! Так что тоже надо страховать. Сам шар стоит около $2 млн, его страхование - по желанию, это забота тех компаний, что финансируют проект. А страхование моей жизни - это уже моя проблема, личное дело нашей семьи.

10 | Я немного недоволен ХХI-ым веком. Помню, в 1969 году летал на самолетах, это были лайнеры ТУ - вот там было роскошно! Много места между рядами, столики, тканевые салфетки, хорошая посуда, и кормили прилично, а сейчас - бутерброд бросят, и все. И сидишь в кресле весь зажатый, места мало. Все потому, что самолет - это дорого: турбины, топливо, аэродромы. Обнадеживает, что сейчас ученые работают над электросамолетом: там будут не турбины, а электродвигатель.

Скорость такой лайнер сможет развивать в два раза меньшую, чем обычный: 400 км/ч против 800. Зато можно будет сильно удешевить самолет и его обслуживание, и за счет этого сделать его просторным, туалетов больше предусмотреть и т. п. Я бы с легкостью согласился лететь из Москвы, например, в Екатеринбург, не два часа, а четыре - но с комфортом.

11 | Я не понимаю: как можно жить на Земном шаре и даже на 3% не изучить свой океан?! Никто до сих пор не погрузился в Марианскую впадину на 11 025 м. Да и вообще, погружений с человеком было всего два: в 1960 году Дон Уолш и Жак Пикар сели на плато на глубине 10 800 м, в 2012 году кинорежиссер Джеймс Кэмерон достиг той же отметки - не смог войти в трещину плато, у его батискафа двигатели отказали. Но туда нужно попасть и взять пробы с двух тектонических плит - это очень важно для ученых, для военных. Мы готовим такое погружение, но тут не все просто. Власти страны решили так: проект должен быть сугубо российским - только отечественные деньги, только наши технологии и материалы. Такое полное импортозамещение. Причем технологии у нас лучшие, чем в других странах, финансирование тоже есть, но вот беда: нет конструктора. Есть один спец в Австралии, который делал батискаф Джеймсу Кэмерону, он бы смог разработать аппарат и для нашего проекта. Но нам надо вырастить своего. Для этого нужно время. И пока мы ждем, нас опередят китайцы.

12 | Меня очень огорчает, когда я слышу: «А кому это надо?». Этих нехороших слов стало много с конца прошлого века. Если в 1960-х была бешеная динамика: Гагарин полетел в космос, потом и десяти лет не прошло, а человек уже высадился на Луну. Я убежден: был бы жив Сергей Королев, мы бы уже на Марс слетали. А потом началось «Кому это надо?» - апатия, безразличие какое-то у всех. Вот и получается, что мы до сих пор летаем на таких самолетах, что стыдно, ходим с аккумуляторами для смартфонов, которые постоянно садятся, машины все так же загрязняют воздух - больше 100 лет двигателю, а ничего принципиально нового в массы не запущено. Электромобиль я вот себе не куплю, пока он может проехать максимум 70 км и заправок для него раз-две и обчелся. И я рад, что есть такие ребята как Ричард Бренсон, Стив Фоссет, которым не все равно и которым надо. Их волнует развитие, они двигают мир вперед. Я таких и ищу - чтобы вместе создавать новое.

13 | Путешествуйте. Планируйте свои отпуска так, чтобы было максимально интересно. Да, на поездки нужны деньги, а вы заранее наметьте даты и копите. И накопите. Я так же делаю.

Материал написан на основе выступления на пресс-брифинге, организованного компанией . Автор текста: Екатерина Стихина

Федор Филиппович Конюхов (родился в 1951 году) - заслуженный мастер спорта, художник, этнограф, яхтенный капитан - в настоящее время является одним из известнейших путешественников в мире. Кажется, на путях земных для него не существует невозможного. Человека, обогнувшего земной шар, достигшего полюса, поднявшегося на Эверест, повсюду приветствуют как героя. Все это, да и многое другое, совершил Федор Конюхов! Чего стоит только программа "Семь вершин мира", в рамках которой он с 1992 по 1997 год последовательно покорил высочайшие пики всех континентов: Эльбрус (Европа), Эверест (Азия), массив Винсон (Антарктида), Аконкагуа (Южная Америка), Килиманджаро (Африка), пик Косцюшко (Австралия), пик Мак-Кинли (Северная Америка). Одного этого с лихвой хватило бы "для бессмертия".
А вот перечень основных его экспедиций помимо альпинистских:
1977 год - плавание на яхте по маршруту В.Беринга;
1981 год - поход на собаках через Чукотку;
1985 год - экспедиция по маршруту В.К.Арсеньева и Дерсу Узала;
1988 год - лыжный трансантарктический переход СССР - Северный полюс - Канада в составе международной группы;
1990 год - первым из русских путешественников в одиночку достиг Северного полюса;
1990 - 1991 годы (224 дня) - одиночное кругосветное плавание на яхте "Караана";
1992 - 1994 годы (508 дней) - вторая "кругосветка" на яхте "Формоза" с заходом в порты пяти континентов;
1995 - 1996 годы - одиночный поход к Южному полюсу с восхождением на массив Винсон.
Для полноты картины остается добавить, что и здесь перечислено далеко не все - только "избранное"...
Профессии путешественник нет. На путешественника нигде не учат. Можно быть профессиональным моряком, лыжником, альпинистом, велосипедистом, - но лишь некий неизъяснимый зов превращает тебя в вечного паломника. В свое время А.П.Чехов, человек, казалось бы, сугубо "домашний", внезапно ощутил этот зов. Не обращая внимания на общее недоумение, а то и насмешки, сорвался с места и через всю страну отправился на далекий угрюмый Сахалин, ибо не мог больше выносить того, что "мы только сидим в четырех стенах и жалуемся, что Бог дурно создал человека". Чуть раньше в статье о Пржевальском, тоже выдающемся путешественнике, он все объяснил: "В наше больное время, когда европейские общества обуяла лень, скука жизни и неверие, когда всюду в страшной взаимной комбинации царит нелюбовь к жизни и страх смерти, когда даже лучшие люди сидят сложа руки, оправдывая свою лень и свой разврат отсутствием определенной цели в жизни, подвижники нужны, как солнце. Составляя самый поэтический и жизнерадостный элемент общества, они возбуждают, утешают и облагораживают. Их личности - это живые документы, указывающие обществу, что, кроме людей, ведущих спор об оптимизме и пессимизме, пишущих от скуки неважные повести, ненужные проекты и дешевые диссертации, развратничающих... и лгущих ради куска хлеба, что кроме скептиков, мистиков, психопатов, иезуитов, философов, либералов и консерваторов есть еще люди иного порядка, люди подвига, веры и ясно осознанной цели".
Именно так - подвиг, вера и ясно осознанная цель.
Последнее путешествие Федора Конюхова было исполненно драматизма. Впервые русский участвовал в кругосветной гонке яхт-одиночек "AROUND ALONE", которая по сложности стоит на втором месте в мировой классификации. Гонка стартовала в сентябре 1998 года из Чарлстона (США) и включала четыре этапа: Чарлстон - Кейптаун (ЮАР), Кейптаун - Окленд (Новая Зеландия), Окленд - Пунта дель Эста (Уругвай) и Пунта дель Эста - Чарлстон. Автором проекта и спонсором Федора Конюхова выступил Современный Гуманитарный университет, арендовавший во Франции 18-метровую яхту. В продолжение всей гонки Федор имел постоянную спутниковую связь со своим штабом в СГУ - "береговой командой", состоящей практически из одного его сына Оскара.
Телекс от Федора (16 октября 1998 года, зона Долдрам, самое узкое место между Южной Америкой и Африкой): "Привет всем... Я попадаю из штормовых условий в полный штиль. Сейчас ветер 30 узлов, через минуту - всего 5. У меня даже минуты нет для отдыха... Руки разбухли от соленой воды, и я уже не могу дождаться, когда поймаю юго-восточные пассаты и войду с ними в Южную Атлантику. Французы называют это место "черной дырой". Я с ними полностью согласен... Меня несет к берегам Бразилии, такое ощущение, что Амазонка засасывает меня..."
Телекс (20 октября 1998 года): "Здравствуйте, мои хорошие... За последние сутки прошел 190 миль. Основная моя задача на сегодняшний день - это пройти край Бразилии, не меняя галса. Учитывая, что ветер идет с юго-востока, приходится биться за каждую милю. Яхте не нравится идти встречным ветром, ее огромный плоский корпус врезается в волны, вибрирует и гремит как барабан... Земли не вижу, но чувствую ее запах - запах скошенной травы..."
20 октября яхты начали пересекать экватор. Первым это сделал француз Марк Терселин, за ним француженка Изабель Аттисье, после нее - англичанин Майк Голдинг. Четвертым к экватору подошел Федор Конюхов. Из разговора со штабом по спутниковому телефону (25 октября 1998 года):
- Здравствуй, Федор, поздравляем тебя с пересечением экватора. Чем объясняется твое отставание от лидеров?
- Сказалась нехватка гоночного опыта. Вокруг света-то я иду в третий раз, но впервые - как участник международной гонки...
- Как тебе твоя яхта? Ведь ты до этого не водил спортивные яхты.
- Моей яхте 8 лет, по сравнению с яхтами соперников она, конечно, старовата... Иногда становится страшно, когда яхта при скорости 20 узлов выходит на глиссирование... Вчера ночью встретил судно - российское, из Петербурга, разговорились с вахтенным начальником по рации. Оказалось, что мы вместе в один год заканчивали Кронштадтскую мореходку, я на механика, а он на штурмана...
Дальше события приняли неожиданный оборот. У яхты Федора Конюхова начал отрываться 4,5-метровый 4-тонный киль. Идя встречным ветром и испытывая сильнейшие сотрясения и удары, яхта "слабела", грозя переломиться пополам. В яхту стала поступать вода. Гоночный комитет предложил Федору зайти в ближайший порт, что означало бы отказ от дальнейшего участия в гонке. Конюхов продолжал спускаться в "ревущие сороковые" широты, сообщив на берег: "на борту паники нет..." После этого отказал авторулевой, нарушилась система рулевого управления. Гоночный комитет еще трижды предлагал Федору Конюхову прекратить гонку, но он все же дошел до Кейптауна - буквально за несколько минут до установленного срока, по истечении которого последовала бы дисквалификация.
На втором этапе положение с яхтой не улучшилось. Федор Конюхов не успел прибыть в Окленд к назначенному сроку. Чтобы избежать дисквалификации, ему пришлось наконец выйти из гонки, попросив и получив разрешение продолжить плавание по официальному маршруту. Покидая гонку, Федор Конюхов выразил сожаление, но заметил при этом, что его основной целью является все-таки не гонка, а кругосветное путешествие, которое он и завершил 27 мая 1999 года в Чарлстоне. Лохматого и бородатого, его встречали сын Оскар и жена Ирина. Поскольку он перестал быть участником гонки, официальной встречи не было. Конюхова это не огорчило. "Я считаю, что участвовал в гонке, - сказал он. - Я соревновался с самим собой. Это и есть гонка. Здесь выигрываешь, даже если прибываешь последним..."
Федор Конюхов не стал гонщиком. Остался путешественником...