Что делать, если не поступил в университет? Почему не поступить в вуз с первой попытки — не приговор (и нужно пробовать ещё)

Скоро в Украине объявят результаты приемной кампании — дети и их родители узнают, в какой университет они поступили. Но что если нет? Что если ваш ребенок не поступил в тот вуз, который хотел? Отчаяться, рвать на себе волосы и идти туда, где баллов оказалось достаточно? Как быть — советы дают ученый и писатель Владимир Спиваковский и практикующий психолог Вера Романова.

Вера Романова, кандидат психологических наук, практический психолог

У человека должны быть разные переживания, и отказываться от негативных эмоций, от того, что так случилось, не надо. Дать себе вволю попереживать, поплакать — нужно, и потом подумать, чем эта ситуация полезна для вашей жизни. Я в свое время поступила везде, где угодно, кроме той специальности, на которую хотела поступить — я мечтала попасть в таможню. В итоге я решила год не терять и пошла на психологию, английский и литературу. И после первой сессии я поняла, что попала туда, куда было нужно.

Конечно, мы живем в мире оценок. И когда происходит такая ситуация с поступлением в вуз, первая мысль: «А что будут говорить мои друзья, одноклассники, учителя? Что я — неудачник!». И естественно, что найдутся люди, которые так и скажут. Внешняя оценка удручает эту ситуацию, и по сути, это главное переживание, с которым сталкивается ребенок и его родители. Исходя из этого:

1. Важно понимать, как я сам себя оцениваю, зафиксировать свою собственную точку переживания: «То, что со мной происходит, я действительно чувствую? Или это не совсем зависит от меня, просто в такие обстоятельства я попал? А действительно ли, когда я готовился к экзаменам, я реализовывал свою мечту, а не родителей, например?»

2. Сложившуюся ситуацию можно воспринять как способ начать все с нуля, заново. Нужно уточнить свою мечту и спросить себя: а каким человеком я мечтаю стать, кем в жизни я себя вижу?

3. А затем принять решение, что делать дальше. Например:

— мы будем восстанавливать утерянное, чтобы дальше все было так, как принято в обществе (будем готовиться еще год, ходить к репетиторам, снова сдавать документы);

— мы можем пойти за помощью (например, сам я не могу ничего, но мне могут подсказать, на какие курсы пойти, чтобы поступить; куда устроиться на работу, если мы приняли решение работать);

— мы можем искать альтернативные варианты (записаться на курсы Сoursera, например, найти программу для обучения в иностранном вузе. Но родителям нужно понимать, что если ваш ребенок уехал из этой страны учиться в Европу, например, то он уехал отсюда навсегда, потому что очень тяжело ему будет с проевропейским мышлением возвращаться и жить здесь дальше).

4. Свою жизнь можно строить не только по принципу «воплотить мечту в реальность», а создать настоящий проект своей жизни. Сделайте следующее упражнение вместе со своими детьми, ответьте на 4 вопроса:

— что я хочу изменить/сделать в своей жизни?

— что я не хочу?

— кто мне в этом будет помогать?

— и кто мне в этом будет мешать?

Ответив на вопрос «Что я не хочу?», отметайте эти идеи из своей головы сразу. Сфокусируйтесь на ответе на вопрос: «Что я хочу изменить?». Критерий успешности проекта — это степень его реализуемости: а смогу ли я при наличии тех возможностей, что есть у меня, взять и реализовать его либо же я нафантазировал? Мы можем надеяться на судьбу, на родственников, на систему образования, а можем только на себя. Если вы говорите, что вы можете сделать это, значит, ваш проект вполне реализуем, а остальное дело заключается в поиске ресурсов. Подсказка: ваш ресурс скрывается в ответе на третий вопрос.


Владимир Спиваковский, ученый, писатель, бизнесмен, президент корпорации Гранд

Что делать, если ребенок никуда не поступил? Вариантов несколько.

Первый. Расстроиться, впасть в депрессию, обвинять всех вокруг, проклинать судьбу и разочароваться в людях и в мире.

Второй. Принять к сведению эту неприятность и рассмотреть несколько выходов из создавшегося положения. Может, даже окажется, что не все так плохо. Миллионы людей не поступили в первый год и они не ощутили впоследствии особых потерь.

Третий. Учесть, что (как бы это сказать помягче), наше отечественное образование в целом очень слабое, и проучившись 5-6 лет, вы ничего не будете знать и уметь, да и работы не будет. Поэтому…

Вариант четвертый. Если есть мозги и характер, или хотя бы одно из этих двух, то стоит устремиться . Там много денег не надо, а перспективы гораздо более радужные. Тысячи уехали и не жалеют.

Пятый. Пойти по пути моды и пользы. Поступить в какой-нибудь , дистанционно, желательно западный, их сейчас много. Если есть проблемы с английским языком, то тут надо решить для себя принципиальную вещь: зачем вам вообще высшее образование, если у вас не будет свободного английского? В наше время это уже просто обязательно. Так что вперед, в онлайн.

Шестой. Пойти работать. С моей точки зрения, это самый крутой выход, так как понимание «работы» сейчас ценится гораздо выше, чем любой диплом. Поэтому если будете выбирать, где работать, то выберите компанию своей мечты и идите туда на любую должность, хоть самую мизерную. Потому что ротация кадров сейчас настолько быстрая, что вы сможете даже продвинуться по службе.

Седьмой . Сесть на шею папе с мамой и целый год делать им нервы.

А вообще, не вешайте носа, ребята. Раньше даже на эту тему песенка была такая: «Если к другому уходит невеста, то неизвестно, кому повезло». Университет, в который вас не приняли, это и есть та невеста… Из каждой неудачи сумейте извлечь удачу.

Перспектива «потери года» часто кажется выпускникам и их родителям трагедией. Однако на самом деле поступление в университет сразу после школы не всегда оказывается лучшим вариантом: далеко не все школьники к моменту окончания 11 класса способны сделать осознанный выбор траектории своего развития, а сидение за партой и всепоглощающая подготовка к ЕГЭ не дает возможностей как следует познакомиться с будущей профессией. В итоге многие выпускники, пересевшие со школьной скамьи на студенческую, в конечном счете разочаровываются в собственном выборе, а процент отчислений на первом же курсе в некоторых технических вузах может достигать 30-40%.


Если выпускник не поступил в вуз - у него есть возможность «взять паузу», лучше разобраться в себе и своих жизненных устремлениях, попробовать себя в разных областях и выяснить, подходит ли ему выбранная область деятельности.

Смена вуза или формы обучения

Если вы не прошли на бюджет в «вуз мечты», можно рассмотреть альтернативные варианты - иногда в вузах с невысоким рейтингом, не пользующихся успехом у абитуриентов, могут оказаться свободные бюджетные места (по закону в таком случае университеты могут «добирать» абитуриентов до начала учебного года), да и стоимость контрактного обучения может оказаться вполне доступной. Еще более «экономичный» вариант учебы - очно-заочное (вечернее) и заочные отделения, набор на которые обычно продолжается дольше, чем на дневное. Если вы не хотите «терять год» - учеба даже в не самом рейтинговом вузе может оказаться хорошим вариантом.


Можно воспринимать это как своего рода тест-драйв обучения по выбранному вами профилю - у вас будет возможность выяснить, действительно ли вы хотите и можете изучать необходимые дисциплины, привлекает ли вас эта профессия. Если ответ будет положительным - через год вы можете вновь попытаться пройти на бюджет в тот университет, в котором хотели учиться изначально. Да и пересдать, к примеру, ЕГЭ по литературе, освоив вузовский курс введения в литературоведение, будет гораздо проще.

Смена образовательной траектории

Получить профессиональное образование по интересующему вас направлению можно в техникумах, лицеях и училищах - прием в них производится без экзаменов, по конкурсу аттестатов, а срок обучения на базе 11 классов - от двух лет (1 год 10 месяцев). При этом выбор специальностей огромен, обучение ведется в том числе и по таким популярным у абитуриентов направлениям, как менеджмент, юриспруденция, социальная работа и так далее. И это - самый быстрый путь в профессию.


При этом, отучившись в техникуме , вы потом сможете продолжить образование по той же специальности (в некоторых случаях - по ускоренной программе), сменить профиль обучения, совмещать учебу с работой и так далее. Право на получение высшего образования на бюджетной основе за выпускниками техникумов сохраняется.

Устройство на постоянную работу

Оптимальный вариант - попробовать найти стартовую, «низовую» должность в той сфере, в которой бы вы хотели работать в дальнейшем. Это позволить «окунуться» в жизнь отрасли, понять «правила игры», осознать, к чему вы стремитесь. Однако, даже если работа никак не связана с профилем, по которому вы хотели бы учиться - в любом случае это ценный опыт «взрослой жизни», который способствует взрослению и развитию самостоятельности, ответственности, умению налаживать взаимоотношения с людьми, планировать свое время и так далее.


Что интересно, все эти качества в дальнейшем могут оказаться серьезным подспорьем в процессе обучения - а сам факт опыта работы (в любой сфере) станет серьезным плюсом при трудоустройстве по специальности.


Чтобы не «выпадать» из процесса обучения, можно совмещать работу с учебой на языковых курсах, подготовкой к ЕГЭ, самообразованием - просто для того, чтобы держать мозг в тонусе.

Профессиональные курсы

Краткосрочные профессиональные курсы продолжительностью в несколько месяцев - еще один вариант получения прикладной специальности. Причем они необязательно должны быть платными - городские центры трудоустройства как правило предлагают довольно большой выбор бесплатных курсов в разных направлениях, по окончанию которых выдается диплом государственного образца (а во время их прохождения может даже выплачиваться стипендия). При этом выпускники школ без опыта работы принадлежат к числу «льготников», которых положено направлять на такие курсы вне очереди.


За год можно успеть и получить специальность, и поработать в выбранной сфере - а потом иметь возможность не просить у родителей на карманные расходы, подрабатывая на каникулах или во время учебы.

Gap year (год перерыва)

Практика, довольно распространенная во многих зарубежных странах, но пока не особенно распространенная в России - «год перерыва», во время которого вчерашние школьники «познают мир»: путешествуют, изучая особенности разных стран, занимаются волонтерством, пробуют себя на временной работе в разных направлениях. Эта «пауза» становится способом расширить кругозор, повзрослеть, получить опыт самостоятельности и получить знания о мире - ведь опыт человека, который постоянно сидит за партой, довольно ограничен. Причем gap year - не признак неуспеха, его иногда берут и блестящие абитуриенты, которые просто хотят отдохнуть от постоянной учебы и «освежить» свое восприятие мира.


Разумеется, такой подход к свободному году требует серьезного планирования и поддержки родителей. Однако даже короткий «отпуск» может подарить массу новых впечатлений и оказаться полезным.

Варианты для юношей призывного возраста

Для молодых людей, признанных годными к несению воинской службы, и не поступивших в университет, варианты выбора сужаются. Они могут либо попытаться «прорваться» на очное отделение другого вуза, либо поступить в техникум (отсрочка от армии сейчас предоставляется на все время обучения).


Однако служить рано или поздно все равно придется - закон накладывает на «уклонистов» все больше ограничений, и единственным по сути легальным вариантом избежать службы по призыву становится непрерывная учеба до 28 лет (бакалавриат - - аспирантура). Поэтому многие выбирают отслужить в армии прямо сейчас - тем более, что условия прохождения службы стали гораздо мягче, а сроки сократились до одного года. При этом результаты ЕГЭ действительны на протяжении четырех лет и пересдавать их не придется - да и дальнейшую жизнь можно будет строить уже без учета необходимость отдавать долг Родине.

Многим выпускникам кажется, что провалить поступление в вуз - самое ужасное, что с ними может случиться. Собрали истории людей, которые провалили вступительные не один раз, но всё равно смогли попасть в вуз мечты. И которые доказывают, что на плохих вступительных баллах и ЕГЭ жизнь не заканчивается.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Роман Корнеев, IT-специалист. Окончил МФТИ

Поступал в МФТИ, потому что другой альтернативы лично для меня просто не было. Это было начало девяностых. Я был тогда, кажется, единственным абитуриентом из Кишинёва.

Думаю, что в первый раз не поступил просто из-за того, что не хватило организованности, собранности. Приехал в Москву такой мальчик, который думает, что хорошо знает физику. Я сдавал физику, математику и сочинение. Баллов мне в итоге не хватило. Было разочарование по поводу себя любимого. С одной стороны, понимал, что сам виноват, с другой - в голове засела мысль, что нужно поступать именно на Физтех, больше никуда.

В 94-м найти работу в Москве было непросто, а есть хотелось всегда, так что я вернулся в Кишинёв. Поступил в местный политех - это было такое показательное выступление для родителей. Я не хочу ругать вуз –ребята, вместе с которыми я поступал в Кишинёве, стали отличными айтишниками, их учили как раз тому, чем я сейчас зарабатываю на жизнь. Но у меня была мечта поступить в МФТИ, это стало делом принципа.

На второй год я не прошёл по собственной дурости. В то время экзамены можно было сдать в две сессии: в конце марта - начале апреля или летом. Весной я сдал физику на четвёрку. Был абсолютно уверен, что достоин большего, пошёл пересдавать физику летом - и завалил. Было бы во мне поменьше гордости, просто перезачёл бы ту четвёрку и поступил бы. А так опять получил от жизни по башке.

Вообще эти два «пропущенных» года не прошли даром. Бросив затею учиться в политехе, я успел позаниматься всякими челночными делами, «торговал колготами» - для середины девяностых это был один из самых реальных способов поднять денег и огрести неприятностей. В общем, пока меня ждал Физтех, скучать не приходилось.

Я поступил с третьей попытки. Во время учёбы ни разу ни пожалел, что приложил столько усилий. Стоит ли делать так же? Если ты уверен в своей цели, если ты знаешь, чего хочешь, то никогда не пожалеешь о потраченных силах.

Я окончил учёбу в начале двухтысячных. В науку не пошёл - тогда она находилась в плачевном состоянии. Сейчас я работаю айтишником. Я часто слышу: «Вы, физтехи, такие снобы». Но на мой взгляд, МФТИ - это единственный в России вуз, который можно назвать университетом в международном смысле этого слова. Такой город в себе, специальное место со своей атмосферой, которое составляет в итоге структурную матрицу твоей личности. Так что я считаю, что этот снобизм оправдан.

Евгения Абдель Фаттах, оператор. Окончила ВГИК

Я мечтала поступить во ВГИК именно на операторский факультет. Мой папа –музыкант. Когда я училась в старших классах, в начале нулевых, клипмейкерство набирало обороты. Я знакомилась с режиссёрами-операторами, которые снимали клипы для «Гостей из будущего», Лены Перовой. Мне тогда тоже хотелось стать оператором, который снимал бы клипы, кино.

Ещё в школе я ходила на курсы при ВГИКе, поступала на операторский. Не знаю, как сейчас, но тогда нам нужно было сдавать русский, литературу, историю искусства, писать сочинение и проходить собеседование. В первый раз я недобрала баллы. В семье решили, что буду поступать на платное, начала учиться. Проучилась год, решила перепоступать на бюджет. Для этого отчислилась, но, к сожалению, не прошла творческий конкурс.

В итоге я решила сменить вектор и поступила на фотожурналистику в другой вуз. Там я училась на очно-заочном, по выходным, а по будням работала. Там же я познакомилась с девушкой, благодаря которой устроилась в тогда ещё малоизвестную кинокомпанию «Амедиа». Работала сначала ассистентом режиссёра по реквизиту, позже - ассистентом продюсера, а потом занялась предпроизводством. Этот опыт был замечательным. Я работала на съёмках сериала «Не родись красивой», помните такой? Очень много узнала о том, что происходит по ту сторону камеры.

К третьему поступлению я кардинально обновила своё портфолио фото: на многие вещи я смотрела уже другими глазами. Не могу сказать, что в третий раз поступать было легче, чем в первый, были свои трудности. Мой подход к фотографии опять вызвал вопросы у комиссии. Творческий конкурс иногда не проходят и очень опытные фотографы - так бывает.

Нужно понимать, что поступление в вуз - особенно в творческий - складывается из тысячи факторов. И если ты не поступил, это не значит, что ты недостойный или безграмотный. Просто что-то пошло не так. И это не должно испортить тебе жизнь.

Я совершенно не жалею, что поступала три год подряд. Думаю, люди вообще делятся на два типа. Одни не поступают в вуз мечты и идут по другому пути. Другие - поступают в один и тот же университет и по пять лет. И это ни плохо, ни хорошо - просто разные подходы. Главное, чтобы в итоге человек был счастлив.

Аня Токарева, редактор. Окончила журфак МГИМО

В первый раз я не поступила на журфак МГУ из-за своего «хорошего школьного» английского. Я не унывала, ведь мы с мамой славно съездили в Москву и до сих пор обмениваемся шутками, которые остались с того поступления. На всякий случай я поступила в местный вуз, нашла отличного репетитора по английскому. А потом произошёл поворотный момент: я узнала, что дочка маминой знакомой поступила на журфак в МГИМО. Решила, что мне срочно нужно туда.

За год я подтянула английский и отлично его сдала, но неожиданно подкачал русский. До поступления мне не хватило двух баллов, но вуз мне очень понравился. Я поняла, что решение переориентироваться на МГИМО было правильным.

Я продолжила заниматься английским и учиться на своём факультете «гуманитарно-социальных наук». К слову, для Липецка он считался, как тогда говорили, пафосным. Бывшие одноклассники намекали мне, что за сессии придётся платить. За два года учёбы я не отнесла в вуз ни копейки, но теперь не представляю, насколько богатой я предстала в глазах окружающих, когда всё же поступила в МГИМО.

Это произошло в 2009-м. Тогда, за два месяца до экзаменов, абитуриентов обрадовали тем, что внутренний экзамен по английскому отменили. Поэтому все сдавали ЕГЭ. Я сдала его на 90 баллов, примерно столько же было на экзамене по русскому. Но больше всего мне понравился творческий конкурс. Одной из тем была украинская политика, так что мне (как фанату всего украинского) очень повезло.

Работать прямо во время учёбы получалось не у всех - к старшим курсам (и особенно к магистратуре) это раздражало. Зато сразу после учёбы я устроилась в «Коммерсант» - в редакции я не единственный человек из МГИМО. И не единственный, кто поступил туда не с первого раза.

И нет, я не жалею о том, что не поступила с первого раза. Это дало мне возможность подумать, выбрать другой вуз (и о своём выборе я не жалею). Сейчас мне вообще кажется, что мои вступительные сессии - это что-то вроде летнего лагеря: волнительно, но весело.

Мария, дизайнер интерьеров. Окончила МАРХИ

В МАРХИ я пыталась поступить три раза, а до этого ещё два года занималась на вечерних курсах. Мы сдавали два рисунка, черчение, русский и математику. На математике я и завалилась - ожидала, что экзамен будет на простом «школьном» уровне, а увидела перед собой сложносочинённые уравнения.

Особой обиды не было: я знала, что конкурс был очень большой. Родители меня не гнобили, ну и в армию мне, конечно, идти не нужно.

Я поступила на дневное подготовительное отделение, там почти половина студентов были из тех, кто не поступил. Для МАРХИ это норма. Это ведь как театральный - многое зависит от случая. На второй год я уже больше в себя верила, серьёзнее относилась к подготовке и ходила к репетиторам. Но в итоге опять не добрала.

Я продолжила учиться на подготовительном, но второй провал меня подкосил. Я посвящала подготовке почти всё свободное время. Как робот штамповала эти эскизы. Родители продолжали меня поддерживать, но я думала, что если на этот раз Маша-робот не поступит, то всё. Шансов больше нет.

С другой стороны, к третьему поступлению ты уже знаешь всех вокруг. Я была там совсем не единственной, кто поступил не с первого раза.

Я училась на архитектурном направлении, с третьего курса изучала промышленную архитектуру. После окончания вуза два года отработала в строительной компании. К сожалению, я не учла, что архитектура в Москве умерла ещё при Лужкове. Сейчас ситуация немного исправляется, но всё по-прежнему очень-очень грустно.

Я ушла из архитектуры и возвращаться не собираюсь. Занимаюсь дизайном интерьеров. Несмотря на это, о годах поступления я не жалею. Наверное, это связано с моей упёртостью. Для меня архитектура была мечтой, из-за которой я закрывала глаза на многие проблемы в этой сфере. Только сейчас, к тридцати годам, я окончательно попрощалась с мечтой стать архитектором.

Фото: Shutterstock (Lunna Township). Иллюстрации: Shutterstock (Elena Minkevich, Maltiase, VictoriaViVa, Atomorfen Illustration)

Когда другие абитуриенты успешно поступили на бюджет, а ты даже на платное не прошёл, желание что-то делать скатывается к нулю. Но бездействием ничего не исправить. Поэтому не отчаивайся! подобрал для тебя 6 вариантов, куда можно двигаться дальше.

Попробуй поступить в колледж

До 9 августа у тебя есть шанс подать документы в колледж на бюджет, до 16 августа — на платное. Загляни в , чтобы найти подходящую специальность. Учти, что поступить на программу на основе общего базового образования (9 классов), если закончил 11 классов, не получится.

Некоторые ребята идут в колледж или вуз на один год, а затем забирают документы и перепоступают туда, куда не прошли изначально. Такая схема и правда работает: платники рассчитываются за два семестра, а бюджетники ничего не платят (они не получили диплом, поэтому и распределение оплачивать не нужно). Это хитрый способ. Но несправедливый. Человек занимает чьё-то место, вынуждает государство тратить на него деньги, да ещё и сам неграмотно распоряжается своими средствами и временем. Выбирать такой путь просто для того, чтобы мама не ругала и друзья не тыкали пальцем, не очень мудро.

Готовься к ЦТ снова

Планируешь штурмовать вуз мечты в следующем году? Тогда продолжай готовиться к ЦТ. Занимайся регулярно, избегая . А если чувствуешь, что не сможешь усадить себя за учебники, подыщи . Преподаватель поможет наверстать упущенное быстро и безболезненно.

Сертификаты ЦТ за 2018 год не выкидывай, если в них набран . Они действительны два года, поэтому ты сможешь использовать какие-то из них для поступления в 2019 году.

Запишись на обучающие курсы

Если ты точно определился с профессией, поищи в интернете обучающие курсы (офлайн или онлайн). Найдёшь бесплатные онлайн-курсы по своей профессии — прекрасно. Но помни про обратную сторону «халявы». Ты охотнее воспользуешься тем, за что-то платишь деньги. Бесплатные курсы, увы, мотивируют меньше.

Устройся на работу

Среди вакансий с пометкой «без опыта работы» и «без высшего образования» нет престижных профессий. , не имея стажа, всё же реально. Во всяком случае, .

Пойти в армию (для парней)

Если загуглить фразу «я не поступил в вуз», одним из вариантов её продолжения будет «армия». И это тоже выход из ситуации. После службы ты получишь военное звание и сможешь начать карьеру в силовых структурах (МВД, МЧС, КГБ и др.).

Развивайся и ищи себя

В Европе абитуриенты не спешат поступать в вуз, а тратят год после школы на то, чтобы найти своё призвание. Они путешествуют, участвуют в волонтёрских программах, осваивают разные профессии. Это помогает им найти любимое дело и

Лето — пора вступительных экзаменов в университеты, пора серьезных испытаний — как на предмет наличия позволяющих стать студентом знаний, так и в части умения «держать удар». Если суммировать обе приведенные выше составляющие, можно сказать проще: лето — пора экзаменов на готовность к взрослой жизни

Многие из нынешних абитуриентов скоро станут студентами и студентками, с чем мы их от всей души и поздравляем. Но сегодня хотелось бы поговорить с теми, кому не повезло, впервые не повезло по-взрослому — с не прошедшими по конкурсу. Конечно, первая в жизни осечка больно бьет по самолюбию и уверенности в собственных силах, но это испытание необходимо выдержать в первую очередь для того, чтобы собственноручно не сломать себе жизнь. Не надо отчаиваться и рассматривать поступление в вуз как вопрос вселенского масштаба. Необходимо проанализировать свои промахи и наметить новые пути достижения поставленной цели. Именно по этой причине статья адресована не только не осилившим в этом году экзамены абитуриентам, но и тем, кто только готовится к поступлению, равно как и их родителям.

Не навреди!

Нет, мы не о постулате будущих медиков — мы о внутреннем настрое потерпевших неудачу абитуриентов и их родителей...

Никто не призывает молодых людей идти на вступительные экзамены с упадническим настроением и заранее готовить себя к провалу. Нет, настрой должен быть самым позитивным, если, конечно, для него имеются весомые основания. Но держать на уровне подсознания мысль о том, что экзамен — это своего рода лотерея и возможны разные исходы, стоит! И если даже не удастся поступить с первого раза, вы не впадете в уныние, не опустите руки, а сумеете правильно проанализировать сделанные ошибки, дабы их исправить.

В контексте сказанного хотелось бы обратиться и к родителям, чьи «кровиночки» провалились на вступительных. Единственная помощь, которая требуется от вас, — спокойное участие при полном невмешательстве. Откажитесь от стереотипов двадцатилетней давности — они безнадежно устарели и не соответствуют современным реалиям. Судите сами: еще пару десятилетий назад в нашей стране единственным работодателем являлось само государство. Вопросы трудоустройства были жестко регламентированы, в результате чего проникновение (заметьте, не овладение специальностью, а именно проникновение) во многие профессии достигалось только через получение дипломов строго определенных вузов. Это делало поступление в то или иное высшее учебное заведение судьбоносным. В наши же дни многие работодатели уже не придают такого значения наличию у кандидата диплома того или иного образца специализированного университета. Оглянитесь: неужели среди ваших знакомых нет успешных менеджеров с дипломами педагогов или удачливых предпринимателей, окончивших вузы гуманитарной направленности? Работодатель сегодня прекрасно понимает, что требуемый продукт создают живые люди, а не дипломы, за которыми могут стоять совершенно бездарные субъекты. «Главное — ввязаться в битву...» Не стоит рассматривать изложенное ниже как пути к достойному, но отступлению. Это возможные варианты действий по исправлению ситуации, а значит движение вперед.

Не надо отчаиваться и рассматривать поступление в вуз как вопрос вселенского масштаба

Никто не запрещает молодому человеку, не поступившему на дневное очное отделение, подать документы на... дневное очное отделение в вуз, экзамены в котором проходят позже. Если же абитуриента подмены не утешат, следует держать курс на отделение вечернее или заочное того же университета, куда поступал на дневное. Тем, кто получил на экзамене «неуд», конечно, придется заново сдавать экзамены, а вот недобравшие баллов могут попросту путем перевода попасть в тот же самый вуз, на тот же самый факультет, но на другое отделение. Здесь — особый разговор с родителями.. Если ваш абитуриент явно не дотягивает до проходного балла, не стоит паниковать, впадать в ярость и отчаяние и «обрывать песню на полуслове» — дескать, завтра на экзамен не ходи, и так понятно, что никуда ты, бестолочь, не поступишь. Ущербная позиция. Дайте отпрыску сражаться до конца. Пусть даже с набранными баллами он не попадет ни на «вечерку», ни на «заочку» — потренироваться никогда не грех. Спокойно дождитесь окончания испытаний — там уже станет понятно: достаточно ли набранных очков, или придется заново сдавать экзамены.

Многие родители при словосочетании «вечернее (а уж тем более — заочное) отделение» брезгливо кривят губы. Они уверены, что там дают «неполноценное» образование. Глубокое заблуждение! Да, программа там более сжата, что не говорит о ее ущербности — просто это квинтэссенция того, чему учат на дневном. Более того, обучаясь на вечернем или заочном отделении, студент сможет параллельно работать в выбранной сфере, соответственно, стать к моменту окончания вуза не просто теоретиком, но и настоящим практиком. Психологи неоднократно подчеркивали тот факт, что домашним, «тепличным» детям, коими априори является большинство абитуриентов, крайне полезно побыть год-другой в компании серьезных, работающих соучеников — набраться опыта, подпитаться жизненной энергией. При этом никто не отбирает у вашего ребенка возможности по окончании одного-двух курсов вечернего (заочного) отделения перейти на дневное и увенчать уже основательный фундамент практических знаний теоретическими изысками.

Платное отделение

Не стоит сбрасывать со счетов и такой вариант, как платное отделение. Они существуют сейчас во всех вузах. Понятно, что в данном случае весь вопрос в кредитоспособности семейства. Однако молодым людям, не горящим желанием из института «загреметь» в армию, стоит подумать и о такой возможности получения высшего образования. К счастью, с каждым годом развивается и крепнет система образовательных кредитов.

Домашним, «тепличным» детям крайне полезно побыть год-другой в компании серьезных, работающих соучеников

Решением проблемы может стать и поступление на платное отделение в другой вуз. Конечно, здесь «пришлому» абитуриенту придется несколько труднее, нежели поступавшему, но не поступившему. Предстоит пройти тестирование и собеседование. Однако данный вариант ценен тем, что, приняв принципиальное решение учиться за деньги, молодой человек сможет выбрать куда более «именитый» вуз, нежели тот, на который пал первоначальный выбор. Предположим, абитуриент поступает на бюджетное место дневного отделения, посему выбрал университет с небольшим конкурсом и — как следствие — невысоким проходным баллом. Осечка... Придется платить. Стоимость обучения примерно одинакова. Прямой резон пойти в вуз, дающий более качественную подготовку. «Эйчара», который будет принимать молодого специалиста на работу, не волнует, на каком отделении — бюджетном или платном — тот учился. А вот репутация университета может сыграть определенную роль.

Образование и профессия сразу!

Еще один вариант воплощения грез о заветном образовании — учеба в колледже. Не секрет, что сейчас многие вузы имеют в своей структуре колледжи, в которых ведется начальная профессиональная подготовка по профилю университета. Так, например, Московский государственный университет печати располагает Полиграфическим колледжем им. первопечатника Ивана Федорова, где будущие работники типографий осваивают азы профессии под руководством преподавателей «материнского» вуза. То есть речь вновь идет о серьезной практической подготовке, по окончании которой молодой человек может легко поступить на второй (а то и третий!) курс некогда отвергшего его вуза. Тут даже иногда удается сэкономить год. Для этого, впрочем, поступать в колледж надо не после выпускного класса школы, а по завершении девятилетки. К тому же экзамены в колледжах, как правило, продолжаются до конца августа. Но помните, что в разных учебных заведениях сроки подачи документов и экзаменов могут разниться, об этом нужно узнать заранее.

И последнее. Практически каждый московский вуз проводит так называемые Дни абитуриента. Например, в МосГУ это мероприятие проходит ежемесячно. На Дне абитуриента можно получить информацию о подготовительных курсах, довузовской подготовке, вступительных экзаменах и поступлении в вуз или колледж (если таковой есть при учебном заведении), задать все интересующие вопросы представителям отдела информации или приемной комиссии.

Обсуждение

Добрый вечер. Подскажите, можно ли подать в ВУЗ на платное отделение документы в августе?

ГБОУ СПО Колледж малого бизнеса №48 объявляет набор выпускников 11 классов на заочное обучение (платное обучение, разнообразные специальности) и очное обучение (профессия "Парикмахер", за счет средств бюджета г.Москвы).

26.08.2013 10:07:27, Колледж малого бизнеса №48

Есть множество вариантов. Можно пойти в техникум или в пту, подождать год и снова попробовать свои силы.

Комментировать статью "Что делать, если не поступил в вуз"

Обсуждение

У меня дочь так учится, в колледже сейчас на 3 курсе, а в институте на 1 курсе, аттестат получили после 2 курса, так что все возможно, пишите на почту [email protected], расскажу всю схему действий подробно. Кстати, и в колледже, и в ВУЗе на бюджете учится (ВУЗ с именем, государственный).

Поясню, тк работала в этом году в приемной комиссии вуза: принимала на заочную форму обучения.
Аттестат за 11 классов у вашего ребенка не будет, будет только диплом колледжа. Если сдаст ЕГЭ, то заявит об этом в приемной комиссии и сможет поступать по ЕГЭ (или вступительным испытаниям на выбор).
Да, принимают на 1 курс вуза. Возможно, в некоторых вузах есть ускоренные группы (если ребенок продолжает обучение по выбранной специальности), там учиться меньше, не 4 года (или 5 лет заочно). У нас таких нет, поэтому после колледжа все идут на обычной основе (4-5 лет).
Внутренний экзамен - тесты в форме заданий из демоверсий ЕГЭ. Оцениваются также, как ЕГЭ по 100 бальной шкале, и в конкурс дети после колледжа попадают наравне по баллам с выпускниками школ.

Есть реальный шанс поступить на целевое в ВУЗ мечты (не топовый) на желаемую специальность. Хотя так делают часто. Договор мы подписали в мае, до ЕГЭ. Вуз выбирался с пристрастием, спец-ть тоже.

Обсуждение

30.06.2016 14:10:50

можете разорвать,
если вы подали документы с договором по целевому в ВУЗ Х на специальностьY, то забрав документы вы теряете возможность на общий конкурс на эту специальность в данном ВУЗе. А на две остальные вы можете в данном вузе поступать по общему конкурсу. Можно ведь на 3 специальности подавать - 1 целевой, а копии на 2 других.
И в других вузах уже везде копии на общий конкурс.

О том, какими математическими познаниями удивляют преподавателей студенты, поступившие по результатам базового ЕГЭ, почему исчезла мотивация к учебе и как с этим бороться, в интервью Накануне.RU рассказал профессор, заведующий кафедрой геометрии и топологии матфака Петрозаводского государственного университета Александр Иванов. ... Некоторые фрагменты интервью: "Вопрос: Недавно Министр образования Дмитрий Ливанов в очередной раз пообещал увеличить количество бюджетных мест на востребованных...

Обсуждение

Да-да-да. Исключительно из-за ЕГЭ народ не идет в Петрозаводский гос. университет.

совершенно неграмотная статья
базовый егэ, о дааа, в технические вузы именно по базовому егэ поступают)))

Что делать тем, кто не поступил в Вуз. Рассматриваем вечернее, заочное и платное отделения и колледжи. ЕГЭ для ВУЗа не ниже 60-65 баллов? Куда податься юному химику? Мед ВУЗ (не хочет целевое).

Обсуждение

Все абитуриенты, зкончившие колледжи и имеющие средне-специальное образование, поступают в ВУЗы, как на очное, так и на заочное отделение без результатов ЕГЭ
они сдают экзамены в самом ВУЗе в установленные сроки(с середины июля)
Ваш сын может попытаться поступить и на бюджет, в том числена заочное отделение, если бюджетные места будут

01.04.2016 22:11:23, Анна_А

Так и поступит по внутренним испытаниям вуза. Читайте правила приема.

Обсуждение

Я так и не поняла ничего. Это игра? Тебе заняться не чем? Для чего она? Я уже писала раньше, главное, чтобы в вузе была система, позволяющая отслеживать движение оригиналов. Если они будут забивать их вручную и вывешивать «раз в сутки», но с опозданием, то играть придётся вслепую и никакие стратегии не помогут. Единственное, могу посоветовать сохранять списки каждый день, а то я с дачи смотрела с телефона и не все сохраняла, хорошо, что подруга сопереживая, смотрела и у нее сохранилось то, что не сохранилось у меня. Верить никому нельзя, увы. Специально ли, ошибка ли - а заинтересован только абитуриент с, остальные на этом этапе как минимум конкуренты.

Я "поиграла". Только, мне кажется, нельзя обсуждать и ответы нужно показывать после того, как народ ответит. Потому что все эти обсуждения на поведение влияют.

Интересный мультфильм о том, почему дети - любопытны, а подростки - неуправляемы. И что делать с этим нам - родителям.

Статистика ЕГЭ свидетельствует о разгроме образования Ниже приведены статистические данные о результатах ЕГЭ по математике в школах России за 2010-2013 годы. Экзамен по математике интересен тем, что он обязателен для всех, но отношение к нему у школьников разное: примерно половина учащихся стремится набрать максимальный балл, потому что математика нужна им для поступления в вуз, а другой половине достаточно получить по математике не два, для чего надо решить пять задач на уровне начальной...

Итак, предложение об отмене ЕГЭ для выпускников, не планирующих поступать в вуз, переходит в практическую плоскость (см. [ссылка-1]). Это означает, что теперь два основных экзамена - русский язык и математика - перестанут быть обязательными, как и все остальные ЕГЭ. Их будут сдавать только по желанию, если они нужны для поступления в вуз. Таким образом, в школе ликвидируются два последних выпускных государственных экзамена. Сторонники этого предложения (в их числе С.Е.Рукшин) оправдывают...

Обсуждение

"Однако, обычная (не «элитная») школа не в состоянии готовить своих выпускников к поступлению в ведущие вузы"

Это почему????????? Во-первых, кроме "ведущих" ВУЗов есть еще "не ведущие" (коих процентов 90). А во-вторых, как это учитель мат-ки, которого готовили в ВУЗе 5 лет, не может разобраться с задачами С (это со слов тов. Иванова из ролика)?????????? То есть я, "изучавшая" высшую мат-ку в течение 1 семестра, на 1м курсе непрофильного ВУЗа 30 лет назад могу разобраться с задачами типа С6 за полдня, а учитель мат-ки не может?????????? Вот после такого заявления понимаешь, что смотреть ролик дальше уже не стоит.

Двоечники были всегда и, видимо, будут. Это не препятствие для подготовки других учеников - всегда готовили, что сейчас мешает? И готовили именно к поступлению в ВУЗы - не надо лукавить. Что-то я не припомню, чтобы в моем детстве массово пользовались услугами репетиторов. Просто в школах двойки на протяжении всех 10 лет смелее ставили, и на 2й год оставляли без особых проблем. А ведущие школы типа СУНЦ к поступлению действительно не готовят. А зачем им готовить - они просто программу 2-3 курса ВУЗа в школе проходят.

Про русский - сначала попробуйте часть С написать адекватно, а потом говорите, что ЕГЭ к владению русским языком имеет отдаленное отношение. Во всяком случае, судя по статье, у автора возникли бы серьезные трудности с выполнением этого задания (довольно сумбурно и непоследовательно мысли изложены).

Эксперты только рассматривают, надеюсь, отмены выпускных экзаменов не будет.
Но то, что вы предлагаете, как "действительно надо" - это ужас, ИМХО. Да и предлагаете манипулятивно.

Обсуждение

На вечернее и заочное, если такие отделения существуют в конкретном вузе, попадают все желающие. Лучше всего прочитать правила приема в конкретный вуз. Без ЕГЭ поступают те, то получил среднее образование до 1 января 2009 г., выпускники вузов и колледжей. Что на выходе зависит от того, что на входе. Если поступаете на бакалавриат, то на выходе бакалавр. Если поступаете на специальность, то на выходе специалист, и т.д. Платность тоже зависит только от вуза. У кого-то есть бюджетные места на всех формах обучения и на всех направлениях. У кого-то бюджетные места только на очной форме, а заочное все платное.

ЕГЭ теперь требуют везде, даже для получения второго высшего.

2. Пусть идет туда, куда поступит на бюджет. То есть, скорее всего, в ВУЗ "третьего эшелона". Можно и праздники делать, и тренинги вести. Если армия не грозит, я бы сказала - либо учишься, либо работаешь.

Обсуждение

моему школа осточертела (как и мне в свое время), мы ему сочувствуем и т.д.. но учится он не потому, что должен, а потому что ему самому надо и ЕГЭ сдать и в ВУЗ поступить.. мы не настаиваем (не смотря на то, что два поколения семьи имеют ВО), я просто очень много с ним разговариваю, рассказываю о примерах из жизни, многое он видит и сам.. поскольку запросы у него приличные, придется попотеть, мы поможем, чем сможем.. говорю, что у него, в отличие от многих других, есть способности и возможность учиться и не пользоваться этим - глупо, второго шанса может и не случиться.. зря, наверное, Вы его из хорошей школы перевели, мой, вот реально начал учиться только в 11-м (ттт) и сразу - хорошие оценки пошли, а до этого балду гонял, не смотря на то, что мы подпинывали регулярно и завуч, которая ему не рекомендовала в 10 класс идти, сейчас хвалит его:).. в слабой школе банально не интересно учиться мальчику, у которого "приличный" уровень.. может ему на курсы пойти для подготовки в ВУЗ? там все-таки вузовские преподы работают, они, как правило, более профессиональны, детям интересно учиться становится..

Я вам предлагаю следующие варианты:
1. Экстернат Там учеба не бей лежачего. Подготовка к ЕГЭ по тем професстям которые в писке желаемых
2. Мотивировать учебой заграницей. Я в верхней теме описывала алгоритм, но главное - это самостоятельность которая появилась у моей мажорной девочки, умение считать денежки и желание их зарабатывать и собственно повзрослела очень. в МАИ она себя за волосы таскала а в Германии сама в библиотеке просиживает, и дома раньше часа не ложиться - учиться...
Может и с вашим метаморфозы такие произойдут.

Рады сообщить об очередном мероприятии в рамках проекта «Профориентация» фонда «Река детства». Пятеро ребят из нашего подшефного школы-интерната № 24 побывали на кухне ресторана в одном из московских бизнес-центров. Интересно, что взявший ребят под свое руководство повар Артем перво-наперво их хорошенько накормил: «Повар, - пояснил он, - должен быть прежде всего – сытым». Ну а после еды и подробного рассказа о профессии ребята принялись за готовку и сами – среди прочего они приготовили...

Обсуждение

Скажите пожалуйста, а у вас есть статистика сколько детей-выпускников работает после ПТУ по выбранной специальности? Спрашиваю не просто так- вот в Москве если сирота не трудоустроен- ему год выплачивается пособие в размере 40 тыс. рублей. в эту субботу выясняли в Белгороде- 20 тысяч. Они идут работать7 тусить в ПТУ при полном обеспечении и компенсационных выплатах. в заштатных ВУЗах или колледжах- это всегда да. а вот работать7 сколько7 у нас уже руки опускаются- работать сиротки не хотят.

Собираемся поступить в какой-нибудь технический вуз в этом году. А на следующий пересдать ЕГЭ и попробовать поступить в МГУ. Собственно поэтому и планируем, что же нам делать для того, чтобы и год не потерять, и не одновременно не потерять возможность поступления в...

Сегодня общалась с сыном,говорит,что хочет бросить учебу(((
Ему 19лет, начало второго курс, точного понимания не было куда поступать, прошёл по балам на бюджет, перспектива вуза с трудоустройством
смысла в учебе не видит,поскольку на то,чем он собирается заниматься-типа можно и без корочки,и он самостоятельно будет изучать.
Вообщем,зачем делать то,чем не будешь заниматься в будущем

16.09.2017 19:08:30, Мария Владимировна

Здравствуйте! У меня ситуация один-в-один! Скажите, как вы справились с вашими проблемами? доучился ли сын?

13.09.2016 12:19:17, [email protected]

ВУЗ и поступление взрослого человека. Раздел: Высшее образование. Если у него сейчас из документов об образовании только школьный аттестат, то нужно сдавать ЕГЭ. Что делать, если не поступил в вуз.