Анализ стихотворения «Мелколесье, степь и дали» Есенина. Сергей Есенин — Мелколесье, степь и дали: Стих Когда было написано мелколесье степь и дали

Мелколесье. Степь и дали.
Свет луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы.

Неприглядная дорога,
Да любимая навек,
По которой ездил много
Всякий русский человек.

Эх вы, сани! Что за сани!
Звоны мерзлые осин.
У меня отец — крестьянин,
Ну, а я — крестьянский сын.

Наплевать мне на известность
И на то, что я поэт.
Эту чахленькую местность
Не видал я много лет.

Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.

Как же мне не прослезиться,
Если с венкой в стынь и звень
Будет рядом веселиться
Юность русских деревень.

Эх, гармошка, смерть-отрава,
Знать, с того под этот вой
Не одна лихая слава
Пропадала трын-травой.

Анализ стихотворения «Мелколесье. Степь и дали…» Есенина

Последний год жизни Есенина был перенасыщен разнообразными событиями. Поэт предчувствовал свою смерть и стремился максимально использовать оставшийся ему срок. Страшные запои перемежались с мощными приливами творческого вдохновения. Поэт успел в третий раз жениться и сделал попытку вылечиться от алкогольной зависимости. Особое значение он придавал последней поездке в свое родное село, в котором не был около десяти лет. Под впечатлением от этого посещения Есенин написал несколько прекрасных стихотворений. Одно из них – «Мелколесье. Степь и дали…» (октябрь 1925 г.).

Душевное состояние поэта было крайне тяжелым. Его настроение резко менялось под влиянием самых незначительных причин. Данное произведение было написано в момент духовного просвета, в нем нет гнетущего ощущения мрачности и безысходности. В то же время заметно какое-то нездоровое отчаянное веселье, которое свойственно человеку, находящемуся в крайней степени нервного возбуждения. Складывается впечатление, что поэт пребывает в неустойчивом состоянии между смехом и слезами. Современники утверждают, что именно таким представлялся Есенин в этот период времени.

В безмятежную картину пейзажа («степь и дали») внезапно вторгаются «разливные бубенцы». Они традиционно символизируют собой веселье, но у поэта рыдают. Эта резкая смена настроения характерна для всего произведения. Размышления автора отрывочны, они быстро сменяются и наслаиваются друг на друга. От образа «неприглядной дороги» поэт переходит к образу саней, что в свою очередь напоминает ему о крестьянском происхождении. Есенин словно бы внезапно вспоминает, зачем вообще предпринял эту поездку. Ведь он стремился в родное село на протяжении многих лет. Эта мысль опять меняет его настроение. Автор с умилением говорит о своей любви к родному краю, которая и является истинной причиной его слез.

В финале Есенин обращается к образу гармошки, называя ее «смерть-отрава». Поэт очень любил этот народный музыкальный инструмент и постоянно приглашал на гулянки гармонистов. Под звуки гармони Есенин впадал в экзальтированное состояние, пел и плясал. Он считает, что «под этот вой» ему и суждено погибнуть. Современники уверяют, что при виде отчаянного веселья Есенина присутствующие часто не могли удержаться от слез.

Заканчивая стихотворение словами о пропадающей «лихой славе», поэт навсегда прощается с родным селом. До его смерти оставалось всего лишь два месяца.

Это стихотворение Есенина своими строфами напоминает сборник частушек, которые соединены общим сюжетом, идеей, стилем. Впрочем, в самих четверостишьях бывает не всегда различима логическая связь, как будто в частушках.

Всем известен пример про бузину и дядьку, а здесь: в третьей строфе первые строки содержат позитивные восклицания о санях ("эх!"), а во второй вдруг информация о том, что отец героя - крестьянин, а сам он, логично, крестьянский сын. Герой - рассказчик представляет в своем образе самого Есенина. В четвертой строфе тоже две строчки о том, что герою наплевать на свою поэтическую известность, а последние строки о том, что в этой местности он давно не был. Такой ритм создает ощущение куража. Герой передает свое залихватское состояние, мол, все бросил в этих городах и вернулся в родную деревню.

Начинается стихотворение относительно спокойно - с описания "чахленькой" местности. Одушевленые бубенцы рыдают... В этой стороне поэту все родное, поэтому точно живое. Кроме того, он признает, что дорога тут "неприглядная", но при этом она навек любимая. Он готов целовать ножку каждой березе (олицетворение). И вообще, поэт считает, что любой, кто видел этот печальный край, проникся б любовью к нему. Есенин признает, что не может здесь не плакать.

В контрасте с пейзажем показана "юность деревень", которая будто проносится с уханьем, играя на гармошке. Даже если вокруг грустный пейзаж, то люди компенсируют его своим позитивом, русской удалью.
И делается вывод, соединяющий мотивы всего стихотворения воедино. Итак, нужно помнить, что не одна слава пропадала здесь, то есть люди отказывались, как герой стихотворения, от пустой извсетсности и городской суеты ради настоящей жизни в деревне. И правильно делали! К такой мысли приходит известный поэт.

Анализ стихотворения Мелколесье степь и дали по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Какая холодная осень! Фета

    Стихотворение «Какая холодная осень…» было написано Фетом в 1854 году. Именно здесь автор рассказывает про две свои любимые темы. Одна тема называется природа, а другая тема называется любовь

  • Анализ стихотворения Вечер нежный. Сумрак важный Мандельштама

    «Вечер нежный. Сумрак влажный…» так начинается поэтическое произведение известного поэта XX века Осипа Мандельштама, написанное в 1910 году, когда автор проходил обучение в Сорбонне.

  • Анализ стихотворения Пушкина Туча 7, 8 класс
  • Анализ баллады Жуковского Светлана 9 класс сочинение

    Главной лирической героиней произведения, в основу которого положен сюжет, заимствованный из творчества европейских поэтов, является чистая и непорочная девушка по имени Светлана.

  • Анализ стихотворения Если ты любишь, как я, бесконечно Фета

    Афанасий Фет вынужден хранить тайну своего сердца до самой смерти, он постоянно корит себя за то, что вынужденно отверг любовь девушки, которая на самом деле могла подарить ему счастье и благополучие.

Анализ стихотворения С. А. Есенина «Мелколесье. Степь и дали». Это – одно из многих у Есенина о родине, о возвращении странника после долгих скитаний на родину, что тоже является одним из любимых есенинских мотивов. К тому же в произведении явно выражена и тема дороги, традиционная для русских классиков (Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока и других).

Начинается оно описанием придорожного пейзажа, невзрачного, незатейливого: Мелколесье. Степь и дали. Свет луны во все концы. Но этот простой русский пейзаж волнует сердце лирического героя, который отождествляется с самим автором: Вот опять вдруг зарыдали Разливные бубенцы.

(Одушевленность, олицетворение). По такой дороге, «неприглядной, да любимой навек,.. ездил много всякий русский человек». Таким образом, этот пейзаж традиционен для средней полосы России, и показаны чувства каждого русского человека. Поэт остро ощущает связь со своей малой родиной, со своими корнями: У меня отец – крестьянин, Ну, а я – крестьянский сын. Вид «этой чахленькой местности» вызывает самые нежные, интимные чувства героя.

Здесь проявляется еще один, довольно часто встречающийся мотив творчества поэта - одушевленность природы: Тот, кто видел хоть однажды Этот край и эту гладь, Тот почти березке каждой Ножку рад поцеловать. Возвращение на Родину сразу же вызывает в памяти лирического героя звуки гармошки и частушечные напевы, в ритме которых и написано стихотворение. Использован 4-хстопный хорей – размер, характерный для частушек. Это одно из последних стихотворений поэта, и в финальной части его – снова, как и в некоторых других предсмертных его стихах – сопряженность со своей судьбой: кабацким разгулом, может, даже предчувствие трагической гибели, опять-таки обычной для русского человека: Эх, гармошка, смерть-отрава, Знать, с того под этот вой Не одна лихая слава Пропадала трын-травой.

Композиция произведения основана на градации – постепенном нарастании чувства любви к родине. Нужно обратить внимание на звуки, которые предлагает нам услышать поэт в этом стихотворении: рыдание разливных бубенцов, «звоны мерзлые осин», частушки под венку и, наконец, вой «гармошки, смерть-отравы».

Анализируя зто стихотворение, можно сделать вывод, что оно принадлежит к шедеврам есенинской лирики.

Лирическое произведение «Мелколесье. Степь и дали», обожаемого многими представителя новокрестьянской поэзии и лирика С. А. Есенина, в очередной раз показывает необыкновенно трепетную любовь этого настоящего русского поэта к своей Родине. В его поэтическом творчестве именно она стала самым любимым и популярным мотивом. В своих зачастую задавал его, ставя в центр образ странника, который после долгих скитаний и испытаний возвращался в родные края, где, как ему казалось, даже природа трепетала и радовалась от его появления. Тема дороги стала традиционной и очень распространенной для многих русских классиков, таких как А. Блок, А. Пушкин, Н. Некрасов и других.

«Мелколесье. Степь и дали» - стих Есенина

Итак, в описании сюжета стиха мы видим очень невзрачный и незатейливый пейзаж. Душа и сердце героя волнуются, Есенин представляет в нем самого себя. В этот момент он разрывается от переполняющих эмоций и ликует, как те в звоне рыдающие «разливные бубенцы» «по дороге неприглядной, да любимой навек», по которой всякий русский человек ездил много раз.

Пейзаж в произведении «Мелколесье. Степь и дали» специально одушевлен автором. Такая местность в российской средней полосе обычна и ничем не примечательна, но здесь она изображена в гармонии с душой обычного русского крестьянина.

У Есенина никогда не утрачивались чувства к малой родине и связь со своими корнями. Он сам говорил, что отец его был крестьянином, а оттого и он крестьянский сын. В стихе «Мелколесье. Степь и дали» он сравнивает природу с родным человеком, выражает ему чувства благодарности и признательности в своих строках. Поэт уверен, что если кто хоть раз увидит этот край, тот березке каждой ножку будет рад поцеловать.

По его словам, известность ничто перед этой «чахленькой местностью», которая вызывает трогательные чувства признательности. Есенин помнит ее с раннего детства, эта земля вскормила его своими красотами и благоденствием, упоительными багряными закатами и восходами, душистыми травами и непроходимыми бродами.

Анализ стихотворения «Мелколесье. Степь и дали»

От одной только мысли, что его герой возвращается на родину, поэта накрывает волна звуков гармони и напевы частушек. В этом ритме, кстати, стих и был написан. Использовался 4-стопный хорей, характерный для народных частушек.

Надо отметить, что Есенин «Мелколесье. Степь и дали» написал одним из последних. Тут он в некоторой степени обнажил свое предсмертное предчувствие, практически всегда присутствовавшее во всей его лирике. В последнем столбце упоминается совсем не зря кабацкий разгул, гармошка, и вот уж ходит по стопам трагическая погибель, которая для русского человека стала обычным делом. «Эх, гармошка, смерть-отрава…».

Есенин и родина

Поэт достаточно рано покинул свое родное село Константиновка, ведь он поехал покорять столицу, даже не подозревая о том, что ждет его там, и какая сильная тоска по родному краю будет мучить его всю жизнь. Веселая и беспутная Москва очень быстро наскучит русскому поэту. Он, конечно, понимал, что пробиться его таланту в селе не представлялось возможным. Но и достигнув огромного успеха на поэтическом поприще, Есенин не избавился от своих крестьянских корней, поэтому почти каждую строчку своих творений он будет посвящать природе, которая станет для него неиссякаемым источником поэтического вдохновения.

Есенин «Мелколесье. Степь и дали» написал в октябре 1925 года, именно тогда поэт решил ненадолго заехать в родную деревенскую глубинку - село Константиновка. Его первые впечатления от этой поездки стали незабываемо волнующими. Он был удивлен переменами, которые произошли за все время, пока его не было. Вдохновленный поначалу революционными идеями, он очень быстро разочаровался, и теперь только природа, тот уютный уголок детства, все так же по родному приветливо и ласково встретил его, готовый утешить и успокоить противоречивые мысли и чувства, усмирить гордыню и тщеславие. Именно здесь он опять тот самый веселый озорной мальчуган, а не разочарованный жизнью заграничный франт в английском костюме.

Неизбежность

В стихотворении «Мелколесье. Степь и дали» ощущается усталость поэта от постоянной мирской суеты. Ведь все, чего он хотел, Есенин уже добился, однако так и не понял, ради чего он жил, и в чем был смысл его жизни.

Последней фразой стихотворения, «не одна лихая слава пропадала трын-травой», он искренне признается, что готов отказаться от своих достижений ради прежней радостной скромной и безмятежной жизни, но, как человек уже умудренный опытом, он понимает, что дороги назад для него уже нет, как и его тихой спокойной старости в родных краях.

А нализ стихотворения С.А. Есенина «Мелколесье. Степь и дали».

Это стихотворение – одно из многих у Есенина о родине, о возвращении странника после долгих скитаний на родину, что тоже является одним из любимых есенинских мотивов. К тому же в произведении явно выражена и тема дороги, традиционная для русских классиков (Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока и других).

Начинается оно описанием придорожного пейзажа, невзрачного, незатейливого:

Мелколесье. Степь и дали.

Свет луны во все концы.

Но этот простой русский пейзаж волнует сердце лирического героя, который отождествляется с самим автором:

Вот опять вдруг зарыдали

Разливные бубенцы.

(Одушевленность, олицетворение).

По такой дороге, «неприглядной, да любимой навек,.. ездил много всякий русский человек». Таким образом, этот пейзаж традиционен для средней полосы России, и показаны чувства каждого русского человека.

Поэт остро ощущает связь со своей малой родиной, со своими корнями:

У меня отец – крестьянин,

Ну, а я – крестьянский сын.

Вид «этой чахленькой местности» вызывает самые нежные, интимные чувства героя. Здесь проявляется еще один, довольно часто встречающийся мотив творчества поэта - одушевленность природы:

Тот, кто видел хоть однажды

Этот край и эту гладь,

Тот почти березке каждой

Ножку рад поцеловать.

Возвращение на Родину сразу же вызывает в памяти лирического героя звуки гармошки и частушечные напевы, в ритме которых и написано стихотворение. Использован 4-хстопный хорей – размер, характерный для частушек.

Это одно из последних стихотворений поэта, и в финальной части его – снова, как и в некоторых других предсмертных его стихах – сопряженность со своей судьбой: кабацким разгулом, может, даже предчувствие трагической гибели, опять-таки обычной для русского человека:

Эх, гармошка, смерть-отрава,

Знать, с того под этот вой

Не одна лихая слава

Пропадала трын-травой.

Композиция произведения основана на градации – постепенном нарастании чувства любви к родине.

Нужно обратить внимание на звуки, которые предлагает нам услышать поэт в этом стихотворении: рыдание разливных бубенцов, «звоны мерзлые осин», частушки под венку и, наконец, вой «гармошки, смерть-отравы».

Анализируя зто стихотворение, можно сделать вывод, что оно принадлежит к шедеврам есенинской лирики.