Занятие с дошкольниками учимся видеть клетку. Увлекательная деятельность для дошкольников — графические диктанты. Существуют временные рамки работы с графическими диктантами

Подготовительная группа – ориентировка на листе бумаги в клетку

    Знакомить с понятиями: лист, страница, тетрадь.

    Упражнение «Машина» (развитие умения различать правую и левую стороны листа).

Машина «едет» из дома в гараж. Свои действия дети сопровождают указанием направления движения: «слева направо».

    Упражнение «Фрукты»

У каждого из вас в руках картинка с изображением фрукта, назовите, у кого что нарисовано (какой фрукт). Положите картинку с изображением вверх тетради.

Покажите низ тетради. (Дети кладут картинки вниз).

Покажите середину тетради. (Дети кладут картинки в середину).

Что находится внутри тетради в середине? (Сгиб листов тетради, скобки)

Что находится снаружи закрытой тетради? (Обложка)

Где начинаем писать (рисовать) в тетради: сверху или снизу? (Сверху) (Показ)

С какой стороны начинаем писать (рисовать): справа или слева? (Слева) (Показ)

Покажите верхний левый угол первой страницы.

Обведите первую верхнюю клеточку в тетради.

Обведите еще три клеточки (По одной через клеточку)

Сколько всего клеточек обведено?

    Повторение названий сторон и углов листа и страницы

    Упражнение «Найди соседей» (приложение 1)

Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.

Вариант 1: педагог просит найти изображение какого-то предмета и определить:

Что изображено справа от него, - что нарисовано под ним, - что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.

Вариант 2: педагог просит назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся:

В правом верхнем углу, - вдоль нижней стороны листа, - в центре листа, и т.п.

    Упражнение «Назови где находится фигура»

На листе располагаются фигуры (правый нижний угол – красный квадрат, правый верхний угол – синий прямоугольник, левый нижний угол красный прямоугольник, левый верхний угол синий квадрат, центр – желтый круг). Сопровождающие вопросы для детей: «Назови, где находится красный квадрат?» и т д..

    Изучение клеточного и строчного микропространства

1) Упражнение «Клетки»

Учить ориентироваться в клетке (центр клетки, углы, стороны)

Найти в клетке центр (выделение центра клетки на протяжении всей строки).

Найти левый верхний угол (выделение угла в клетки на протяжении всей строки).

Найти правый нижний угол (выделение угла в клетки на протяжении всей строки).

Найти стороны клетки (правую, левую)

Найти «пол и потолок» клетки.

Изобразить клетку полностью (нарисовать «домик» через одну клетку).

2) Упражнение «Найдите клеточку» (работа на строкой)

Ставлю детям в тетрадях крестик в клеточке, находящийся в верхнем левом углу страницы.

Найдите клеточку, которая находится, справа от крестика в ней сами нарисуйте крестик, затем ещё крестик в следующей клеточке справа и т д до конца строчки. Так дети знакомятся со строкой. Нарисовать кружок под первым крестиком.

Найдите клеточку, которая находится под кружком. И в ней сами нарисуйте кружок, затем ещё один кружок в следующей клеточке под нарисованным кружком и. т. д.

    Рисование точек, палочек, фигур, узоров на листе бумаги в клетку

    Упражнение «Дорисуй узор»

Детям предлагается лист бумаги в клетку на котором изображены узоры. Дети дорисовывают их.

    Упражнение «Дорисую фигуру»

Детям предлагается лист бумаги в клетку на котором изображены фигуры. Дети дорисовывают их.

    Рисование фигур по точкам

    Упражнение «Графический диктант. Слон»

Поставьте в верхнем левом углу точку. Это будет начало нашей картинки. Начиная от точки, проведи линии по клеточкам:

4 клетки вправо, 1 вниз, 5 вправо, 8 вниз, 3 влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вниз, 3 влево, 4 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 2 вверх, 1 вправо, 6 вверх.

    Упражнение «Графический диктант. Зайчик»

Отступи 5 клеточек справа и 3 сверху, поставь точку. Будем рисовать от этой точки. Нарисуй 1 клеточку вправо, 3 вниз, 2 вправо, 2 вниз, 1 влево, 2 вниз, 3 вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 2 вправо, 1 вниз, 6 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 вправо, 12 вверх.

Вместе с детьми разберите какие получились фигурки. К каждой фигурке можно придумать небольшие стишки или присказки.

Государственное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40

комбинированного вида Колпинского района СПб

Конспект подгруппового занятия

дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста

с тяжелыми нарушениями речи

при задержке психического развития

Образовательная область: «Познание».

Учитель-дефектолог: Кудрявцева Г.А.

Санкт-Петербург

2014

Использование современных образовательных технологий

в работе по конспекту

Лексическая тема: « Фрукты».

  1. Здоровьесберегающие технологии:
  • физкультурно-оздоровительные моменты;
  • образовательные;
  • коррекционные;
  • сохранение и стимулирование здоровья.
  1. Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми:
  • педагогическая помощь и поддержка детей;
  • развитие познавательного интереса и активности;
  • создание благоприятной атмосферы для проявления собственной активности детей.
  1. Игровые технологии.
  2. Психосберегающие технологии:
  • недопускание чрезмерной, интеллектуальной, эмоциональной, нервной нагрузки;
  • учет индивидуальных особенностей детей;
  • обеспечение положительного морально-психологического климата в подгруппе детей.
  1. Технологии проектной деятельности:
  • включение детей в сферу межличностного взаимодействия;
  • развитие и обогащение социально-личностного опыта детей;

Лексическая тема: «Фрукты».

Образовательная область: «Познание».

Тема: «Знакомство с тетрадью в клетку».

Цель. Учить детей ориентироваться в странице тетради (верх, низ, слева, справа, середина); обводить заданное количество клеток.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепление умения узнавать и называть фрукты;
  2. Развитие интереса к окружающему миру и познавательной активности;

Коррекционно-развивающие:

  1. Закрепление представлений о цифрах 1 – 3, пересчет предметов, соотнесение числа и количества;
  2. Развитие зрительного и слухового внимания;
  3. Развитие речевой активности детей;
  4. Совершенствование общей и мелкой моторики (общие двигательные навыки, переключаемость и координацию движений);

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к вещам;
  2. Учить выполнять совместные задания, упражнения с другими детьми.
  3. Воспитывать аккуратность.

Демонстрационный материал. Тетради в клетку и в линейку.
Раздаточный материал. Тетради в клетку. Картинки фруктов.

Ход занятия
Организационный момент
Дефектолог. Отгадайте загадку:
То я в клетку, то – в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать…
Что такое я? (
Тетрадь )
Повторное построчное чтение загадки и анализ отгадки.
Основная часть
Работа с демонстрационным материалом
Дефектолог показывает детям тетради в клетку и в линейку.
Дефектолог. Из чего состоит тетрадь? (Из листов бумаги )
Демонстрация отдельных листов и листов тетради.
- Почему отдельные листы нельзя назвать тетрадью? (
листы тетради скреплены между собой )
- Чем скреплены листы тетради? (
Скобками ) (Демонстрация)
- Сколько скобок? (
Две )
- Все ли листы тетради одинаковы? (
Нет, не все )
- Чем они отличаются? (
Цветом )
_ сколько листов другого цвета? (
Два листа )
- Как называются листы? (
Обложка тетради )
- Почему эта тетради называется «в клетку»? (
На листке много маленьких клеточек ).

Покажите лист тетради. Покажите страницу тетради. Что еще кроме клеточек есть на каждой странице? (красная линия ).

Эти красные линии называются «поля». Для чего нужны поля в тетради? (За поля нельзя писать и рисовать )
- Рассмотрите первую страницу. С какой стороны страницы располагаются поля? (
Справа )
- Переверните лист. Рассмотрите вторую страницу первого листа. С какой стороны проходят поля на этой странице? (
Слева )
- Рассмотрите первую страницу второго листа. С какой стороны проходят поля на этой странице? (
Опять справа )
- Переверните лист. Рассмотрите вторую страницу второго листа. С какой стороны проходят поля на этой странице? (
Опять слева )
- Рассмотрите первую страницу третьего листа. С какой стороны проходят поля на этой странице? (
Опять справа )
Физкультминутка

Мы сейчас пойдем направо,
А потом пойдем налево,
В центре круга соберемся
И на место все вернемся.
Мы тихонечко присядем,
Ручками себя погладим,
Мы поднимемся тихонько
И попрыгаем легонько.
Пусть попляшут наши ножки
И похлопают ладошки.
Повернемся мы на право-
Не начать ли все сначала?
Работа в тетради
Дефектолог.
- У каждого из вас в руках картинка с изображением фрукта, назовите, у кого что нарисовано (какой фрукт). Положите картинку с изображением вверх тетради.
- Покажите низ тетради. (Дети кладут картинки вниз).
- Покажите середину тетради. (Дети кладут картинки в середину).
- Что находится внутри тетради в середине? (
Сгиб листов тетради, скобки )
- Что находится снаружи закрытой тетради? (
Обложка )
- Где начинаем писать (рисовать) в тетради: сверху или снизу? (
Сверху ) (Показ)
- С какой стороны начинаем писать (рисовать): справа или слева? (
Слева ) (Показ)
- Покажите верхний левый угол первой страницы.
- обведите первую верхнюю клеточку в тетради.
- Обведите еще три клеточки (
По одной через клеточку )
- Сколько всего клеточек обведено?
Итог занятия
Обобщающие вопросы по теме занятия.


Ниже представлены карточки с графическими диктантами для детей на цветных картинках. В правом столбце лист, который нужно распечатать и дать ребенку. В левом столбце, напротив карточки с графическим диктантом для ребенка, расположен лист для взрослого. Начинать рисовать нужно из указанной на картинке точки. Взрослый называет цифру, которая обозначает кол-во клеток над которыми нужно прочертить линию и направление движения вправо или влево (направление указано стрелками). В итоге должен получиться рисунок с изображением, как на шаблоне. Радостных и полезных вам занятий!

Художники: Е. Беляева, Е.А. Тимофеева.

Нажмите на рисунок и он раскроется во весь размер. Чтобы сохранить диктант к себе на компьютер, нажмите на выбранную картинку, затем кликните правой кнопкой мыши, в открывшемся окошке выберите «Сохранить картинку как» и укажите папку на вашем ПК куда вы хотите скачать диктант.

Карточка для графического диктанта (детям) Карточка для графического диктанта (взрослым)

Как выполнять графический диктант

(Правила рисования по клеточкам).

Для начала на листе с диктантом, в верхних уголках, нанесите метки – право и лево (если ребенок еще не знает этих понятий). Это нужно для того, чтобы не запутать ребёнка, чтобы он запомнил, с какой стороны, где и что находиться. Теперь приступайте к выполнению задания. На листе имеется изображение полностью, которое должно получиться в конечном итоге. Этот лист вы берёте себе, ребёнку даёте тетрадный лист в клетку, карандаш и ластик. Под рисунком есть стрелочки, указывающие вправо, влево, вверх или вниз. Возле стрелок есть цифры, указывающие сколько нужно прорисовать палочек в том или ином направлении (сколько закрыть клеточек в указанном стрелкой направлении). Сначала стоит цифра, около неё стрелка, указывающая направление.

значит нужно нарисовать из точки линию на 2 клетки вверх,

Затем 3 клетки вправо и 2 клеточки вниз.

В итоге рисунок будет таким (см. рисунок)

Обратите внимание , что указатели (стрелки и цифры) в заданиях (предоставленных на нашем сайте) следует читать слева направо.

Вверху рисунка всегда указывается, сколько клеток нужно отступить от края и верха, чтобы начать диктант. В указанном месте, например: отступить 9 клеточек от края влево, сверху отсчитать 4 клеточки. В этом месте нужно ставить жирную точку. Помогайте детям младшего возраста, не умеющим ещё хорошо считать или самостоятельно отсчитывать клетки. Поставьте точку отсчёта (от этой точки ребёнок и будет проводить линии под диктовку).

Графические диктанты, которые можно скачать бесплатно

Нажмите на картинку и она увеличится в размере. Кликните правой кнопкой мышки и в появившемся окне выберите нужный вам пункт («печать» или «сохранить как»).

Графический диктант «Черепаха». Рисунок по клеточкам.

Графический диктант «Змейка». Рисунок по клеточкам.

Графический диктант «Белка». Рисунок по клеточкам.

Графический диктант «Верблюд». Рисунок по клеточкам.

Графический диктант «Ёлочка». Рисунок по клеточкам.

Графический диктант «Ключик». Рисунок по клеточкам.

Графический диктант «Зайчик». Рисунок по клеточкам.

Графический диктант «Гриб». Рисунок по клеточкам.

Графический диктант «Кораблик». Рисунок по клеточкам.

Графический диктант «Рыбка». Рисунок по клеточкам.

Графический диктант «Сердечко». Рисунок по клеточкам.

Графический диктант «Собака». Рисунок по клеточкам.

Графический диктант «Солнышко». Рисунок по клеточкам.

Подготовка ребёнка к школе – процесс длительный и обязательный. Поэтому психологи и педиатры рекомендуют начинать ещё за год до первого класса, в детском саду или на дому. Поскольку малыша нужно готовить не только к нагрузкам умственным и физическим, но и моральным. В общем, как следует заняться воспитанием, помочь стать более усидчивым, внимательным и смелым.

Если ещё морально ребёнка можно подготовить к большим переменам, по средствам общения со сверстниками во дворе и детском саду. То научить малыша быть более внимательным, развить навыки письма, внимательное выполнение неких заданий, можно с помощью графических диктантов и рисования по клеточкам. На сегодняшний день это невероятно популярное занятие, завоевало сердца не только дошколят, но и подростков. Это способ научить малыша письму, развить логику, абстрактное мышление, усидчивость и кропотливость, а так же мелкую моторику ручек. С помощью этого занятия ребёнок развивает координацию, устойчивость и корректирует правильность своих движений, так сказать, «набивает твёрдую руку», что, несомненно, поможет ему в школе, при написании диктантов и конспектов за короткий период времени.

Что такое графические диктанты? Представьте перед собой лист бумаги, на котором расчерчены клеточки. В задании указаны стрелочки (показывающие направление) и цифры (показывающее количество клеток, которые нужно пройти в указанном направлении). Если следовать указателям точно и внимательно, вести черту в нужном направлении на нужное расстояние, получается изображение – картинка. Иными словами: графические диктанты это рисование по клеточкам, пользуясь указателями в задании.

Такие занятия рекомендуются не только деткам дошкольного возраста, в детских садах, но ребятам до 12-летнего возраста. Ведь внимательность и координацию движений, можно развивать и в старшем возрасте. Увлекательное занятие является занимательным досугом не только для детей, но и взрослых. Рекомендуемый возраст для начала рисования графических диктантов – от 4 лет. Именно в этом возрасте начинают развитие мелкой моторики, с помощью рисования по клеточкам.

Графические диктанты в качестве развивающей игры используют в различных местах: дома, на дополнительных занятиях, на отдыхе, на море, на даче, и даже в летнем лагере. Деток важно заинтересовывать, а что сделает это лучше, чем такое занятие. Ведь в итоге получится неизвестная картинка, которую потом можно разрисовать карандашами или фломастерами. Объясняя малышу это, можно не волноваться за его заинтересованностью этим, не так занятием, как игрой, развивающей воображение.

Итак – начнём выполнение. В первую очередь нужно подготовиться, а именно приобрести сборник графических диктантов. Обзавестись ими можно не только в специализированных магазинах детских книг, но и в лавке с канцелярскими товарами, букинистических магазинах. Бесплатно их можно скачать на некоторых сайтах в интернете (например на нашем сайте), можно зайти и на платные сайты. Выбор таких заданий велик, выбирайте, исходя из возраста, пола и хобби ребёнка. Для малышей, только начинающих занятия, лучше всего подобрать графические диктанты (рисование по клеточкам) с изображением зайчиков, котиков, собачек. Для девочек: принцесс, цветов. Но, можно начать и с простых геометрических фигур: квадратов, треугольников, призм. Так вы сразу обучите ребёнка и координации движений, улучшите моторику ручек, разовьёте усидчивость и внимательность, и расскажите о названиях и видах геометрических фигур. Для мальчиков подойдут диктанты с изображением машинок, животных, роботов, замков, смешных человечков. Самые легкие графические диктанты, с простыми фигурами и выполняющиеся одним цветов – для начинающих. Усложненные задания – для детей старшего возраста. Выбирайте графические диктанты на тему интересную вашему ребенку. Если малыш занимается музыкой, используйте рисунки музыкальных инструментов, скрипичных ключей и нот.

Если вы уже занимались с ребёнком рисованием по клеточкам, начинайте вносить разнообразие в ваши занятия. То есть, в 5-6 лет, можно выполнять диктанты, помогающие развиваться ещё больше. То есть, приобретайте рисунки с теми животными, которых ребёнок ещё не видел и не знает, как они выглядят. Пользуйтесь цветами, которых малыш ещё не очень хорошо выучил. Расширяйте кругозор ребёнка таким способом, пусть он увеличивает и пополняет свой словарный запас новыми словами, учит их, узнаёт, где их можно применять. Главное, это хорошее настроение, увлечённость и позитивный настрой крохи перед выполнением любого задания. При таких условиях, учёба будет и правда невероятно полезной, плодотворной и не напрягающей ребёнка.

После подборки графических диктантов приступайте к подготовке. Помните, что ребенка нужно обязательно хвалить за удачно выполненную работу. Даже если картинка ещё не получается, не нужно постоянно подсказывать, направлять и сравнивать с другими детьми. Необходимо направлять и немножечко подталкивать в нужном направлении. Для этого в первую очередь, нужно обучить ребенка, где находиться левая сторона, где правая. Покажите где на листочке верх, а где низ. Эти простые и бесхитростные знания, помогут выполнять с точностью до 100% все графические диктанты.

Сядьте возле стола, с ровной и гладкой поверхностью, чтобы ребёнок мог ровно и правильно присесть на стуле. Обратите внимание на освещение. Совет: если вы хотите приучить ребёнка к школьной тетради, дать ему возможность привыкнуть к ней, научиться ориентироваться, подготовьте графические диктанты на листе, точь-в-точь как школьная тетрадка. Теперь приготовьте простой карандаш и старательную резинку, чтобы неправильны полоски можно было легко удалить и продолжить тот же диктант заново. Себе так же подготовьте карандаш и ластик.

Стоит следить за временем, чтобы ребёнку не надоело, чтобы ручки и глаза отдохнули. Хотя если малыш не устал, хочет продолжить и закончить работу сейчас, не нужно забирать диктант, ребёнок сам решит, когда достаточно.

Существуют временные рамки работы с графическими диктантами

Для деток 5-летнего возраста – максимум 15 минут. Для детей старшего возраста, до 6 лет – максимум 20 минут (от 15 минут). Для первоклашек (6 или 7 лет) – максимум 30 минут, минимум – 20 минут.

Рисование по клеточкам – отличный способ приучить малыша к карандашу и ручке. Научить правильно её держать, практиковаться, чтобы пальчики не так сильно уставали от держания предмета в школе. Данное упражнение поможет вам обучить малыша правильно считать, поскольку ему потребуется отсчитать точное количество клеточек, прежде чем начать занятие.

И так: перед вами лежит задание графического диктанта, карандаш. Перед ребёнком листок в клетку или тетрадь, ластик и простой карандаш. На листе у ребёнка, с вашей помощью или без неё, изображена в указанном месте, точка отсчёта. Объясните, что с этой точки начинают рисовать линии (вправо, влево, вниз и вверх), в том направлении и с тем количеством клеток, которое вы назовёте. Теперь приступайте, возле названного задания, а они указаны в строчку, ставьте точку карандашом, чтобы не забыть на чём вы закончили диктовку, не запутать ребёнка и, конечно же, себя. Следите за тем, что делает ребёнок. Подсказывайте, если малыш путается, где левая и правая сторона. Считайте вместе, если понадобиться, количество клеток.

Например, у вас фигура, самая стандартная – дом. Расскажите малышу, какой рисунок в итоге получится, или сохраните это в тайне для ещё большего интереса. От точки нужно:

1 → - 1 клетка вправо

Диктуйте чётко, ребёнок должен воспринимать всё на слух. В конце работы посмотрите, насколько фигуры малыша, совпадают с заданными элементами. Если малыш ошибся, выясните вместе, где именно. Ластиком сотрите лишние линии, начиная с точки сбоя, и продолжайте черчение. Важно в процессе учебы сохранить хорошее настроение ребёнка.

Сообщение: Работа в тетради (в клетку)

Условия правильного выполнения заданий в тетради :

Ребенок работает не более 15 мин.; при этом выбирается правильное расположение тетради и в дальнейшем тетрадь не вращается - свое положение меняет только рука!

Последовательность выполнения заданий - от первого к последнему, без «перепрыгивания»; после выполнения каждого задания осуществляется обязательный разбор полученного результата вместе с ребенком; за каждый успех ребенка необходимо хвалить его и поощрять.

Все задания в тетрадях подбираются с учетом неустойчивого внимания детей, с учетом сложности задания и чередуются по интересам детей.

Система работы включает восемь разделов, которые реализуются в следующем порядке.

  1. Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.
  2. Вертикальные и горизонтальные прямые линии и комбинации из них.
  3. Радуга: теплые и холодные цвета.
  4. Наклонные прямые линии и комбинации из них.
  5. Печатание цифр по клеткам.
  6. Дуги, волнистые линии, круги, овалы.
  7. Печатание букв по клеткам.
  8. Рисование по клеткам предметов сложной формы.

Правила для работы в тетрадях:

1. При прямой посадке ребенок должен опираться грудью о стол.

2. Расстояние от края стола до груди должно быть не более 3-4 см.

3. Расстояние между глазами и тетрадью ребенка – 30-33 см.

4. Обе руки лежат на столе, только локтевой сустав немного выступает за края, левая рука поддерживает тетрадь и передвигает её вверх по мере заполнения страницы.

5. Свет должен падать с левой стороны.

6. Для леворуких детей свет должен падать справа.

Надо стараться научить детей самостоятельно проверять осанку. Для этого применяются мешочки с песком, которые кладут на голову, стараясь удержать. Тем самым вырабатывается прямая осанка. Дети должны осознать значение правильной осанки для здоровья, физического развития и работоспособности, что особенно важно для успешного овладения навыками письма.

Учитывая проблему леворуких детей, следует объяснять им задания более подробно, давать меньшее по объему задание, делить задания на части, давать задания пониженной трудности.

Работа с тетрадью выстроена в следующей последовательности:

1. Знакомство с тетрадью (обложка, лист, страница)

2.Знакомство со страницей.

3. Знакомство с клеткой.

4. Знакомство со строкой.

5. Выполнение упражнений в клетке.

Работа должна быть выстроена с учетом заданий, объединенных главным требованием - выполнять задание строго по условию:

1. Раскрашивать картинки, не выходя за контуры;

2. Штриховать только в указанном направлении;

3. При работе тетрадь не поворачивать «не крутить».

На первых порах важно качество выполнения (правильность и тщательное соблюдение всех условий), а не скорость и количество сделанного ребенком.

Знакомство с тетрадью

Цель: Познакомить детей с тетрадью, учить ориентироваться в тетради (обложка, листы, страницы).

1. Рассмотреть тетрадь. Она состоит из обложки и листов. На обложке обычно пишут фамилию и имя человека, которому принадлежит тетрадь, и некоторые другие сведения.

У каждого листа две стороны - страницы. На них пишут, чертят, рисуют. Рассмотреть страницу. На ней начерчены прямые линии сверху вниз и слева направо, которые образуют одинаковые квадраты - клетки. Показать, где находятся верхняя, нижняя, левая, правая стороны страницы, где расположены верхний левый, верхний правый, нижний левый и нижний правый углы.

Предложить детям провести указательным пальцем правой руки по линиям сверху вниз и слева направо.

Загадка . Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита. (Тетрадь.)

Знакомство со страницей

Дети выполняют задания в тетрадях. «Нарисуй в верхнем левом углу кружок жёлтого цвета, в верхнем правом – кружок синего цвета и. т. д.

Очень важно сформировать у детей умение видеть рабочую строку (горизонтальный ряд клеток), столбик (вертикальный ряд клеток) и отдельную клетку в строке и в столбике. Обратить внимание на то, что мы всегда пишем слева направо и сверху вниз.

Упражнение: педагог ставит детям в тетрадях крестик в клеточке, находящийся в верхнем левом углу страницы. «Найдите клеточку, которая находится, справа от крестика в ней сами нарисуйте крестик, затем ещё крестик в следующей клеточке справа и т д до конца строчки. Так дети знакомятся со строкой. Нарисовать кружок под первым крестиком. «Найдите клеточку, которая находится под кружком. И в ней сами нарисуйте кружок, затем ещё один кружок в следующей клеточке под нарисованным кружком и. т. д.

Следующее задание выполняют цветными карандашами. «Раскрась две строчки клеток цветными карандашами. Первую синим цветом, вторую – зелёным (обратить внимание, что счёт идёт сверху вниз) »Раскрась два столбика разными цветами так, чтоб первый столбик был красного цвета, второй жёлтого». (Объяснить, что счёт столбиков идёт слева направо.)

Знакомство с клеткой

Цель: Познакомить детей с клеткой.

Упражнения:

Клетка-это домик. У домика есть пол, стены, и потолок, также и у клетки есть пол, стены, потолок.

а) Нарисовать одну клетку (на простом листе без клеточек)

б) Нарисовать много клеток, одна за другой (на таком же листе)

Игра с клеткой

Цель: Учить ориентироваться в клетке (центр клетки, углы, стороны)

Упражнение:

а) Найти в клетке центр (выделение центра клетки на протяжении всей строки)

Б) Найти левый верхний угол (выделение угла в клетки на протяжении всей строки)

В) Найти правый нижний угол (выделение угла в клетки на протяжении всей
строки)

г) Найти стороны клетки (правую, левую)

д) Найти «пол и потолок» клетки

е) Изобразить клетку полностью (нарисовать «домик» через одну клетку)

Рабочая строка

Цель: Ввести понятие «строка». Учить ориентироваться на рабочей строке.
Рабочая строка состоит из ряда клеток, расположенных слева направо, и имеет верхнюю и нижнюю границы. Вначале воспитатель чертит верхнюю и нижнюю границы рабочей строки. Дети рассматривают рабочую строку (она состоит из ряда клеток), закрашивают ее синим карандашом. «Строка - это река с заповедными берегами. На берег выходить нельзя. Писать можно только на рабочей строке». Дети ставят точки на рабочей строке: в центр клетки, на середине боковой стороны клетки, на пересечении линий.

Очень важно сформировать у детей умение видеть рабочую строку (горизонтальный рад клеток) и отдельную клетку в строке и в столбике.

Упражнение:

Провести прямые линии строки внизу и вверху.

Ходьба по клеткам

Цель: Учить ориентироваться по клеткам.

Упражнения:

а) Хождение по клеткам пальчиками.

б) Хождение по клеткам ручкой.

Через клетку

Через 2 клетки и т.д.

Работа с клеткой

Цель: Учить работать с клеткой.

Формировать умение работать в пределах границ и строки по опорным точкам.

Закрепить положение руки для изображения предметов в клетке, развивать глазомер, -учить соблюдать интервал («ходим» через клетку)

Развивать глазомер, тренировать в написании элементов с петлей вверху, внизу.

Упражнения:

а) Вписывание различных форм, элементов в пределах клетки, использовать штриховку в различных направлениях.

б) Вписывание внутри клетки предметы округлой формы (можно использовать штриховку по кругу)

в) Доведение длинных и коротких линий.

г) Соединение точек в указанном направлении.

д) Написание отдельных элементов или узора «В домиках мы все живем и в окошечко глядим».

е) Отрывное написание петлей «Птички на ветке сидят», «Листики летят».

Штриховка

Цель: Учить работать в пределах границ.

Упражнение:

Начертание линий внутри предмета.


В форме диктанта представляют собой игру для детей дошкольного и школьного возрастов. Рисуя по клеточкам, ребёнок учится ориентироваться на листе, выстраивать логически направление движения линии руки. Также он обучается фиксации углов на клетках и развивает логическое и пространственное мышление.

Графические диктанты можно условно разделить на 3 части, когда дети выполняют задания, рисуя по клеточкам самостоятельно или под диктовку:

  • Ребёнок должен повторить изображение в своей тетради, считая клетки, которые представлены в образце.
  • Во 2 случае ребёнок под диктовку обводит клетки, слушая учителя. Он должен сказать в каком направлении ребёнку нужно двигать ручку, сколько клеток пройти.
  • Самодиктант – у ребёнка есть инструкция, где описана задача. Также имеются подсказки о том, какое количество клеток, в какую сторону рисовать.
Графические рисунки по клеточкам могут быть разных видов — как для самостоятельного выполнения, так под руководством взрослых

Как правило, в задачах используются цифровые обозначения шагов. Рядом с ними указаны стрелки, ориентирующие ребёнка в пространстве. Важно, чтобы во время этих математических игр у детей было хорошее настроение и желание решить пример, получив красивый рисунок. Задача взрослого заключается в том, чтобы помочь ребёнку в ненавязчивой форме узнать возможности арифметических действий.

Этапы проведения занятий

Стоит отметить, что практически все диктанты дополняются расслабляющими играми, чистоговорками и пальчиковой гимнастикой для отдыха.

В процессе занятий дети вырабатывают чёткую речь, развивают мелку моторику рук и отрабатывают концентрацию внимания на тех вещах, которые требуют повышенной вдумчивости – особенности предметов, пополнение словарного запаса (загадки для получившихся рисунков).

Задания построены так, чтобы ребёнок смог решать примеры «от простого к сложному». По принципу графического метода дети быстрее и легче запоминают последовательность цифр, развивают ориентацию в направлении движения.


Прежде чем проводить графический диктант, учитель объясняет суть задания

Для проведения занятий нужно:

  1. Основной этап заключается в разговоре учителя с детьми. Нужно объяснить задачу, правила и особенности игры.
  2. Учитель просит оставить на парте только тетрадь в клетку, карандаш и ластик на случай, если ребёнок сбился или не успел закончить шаг.

Детям дошкольного возраста выдают тетради в клетку до 0,8 мм (крупная), чтобы было удобно сконцентрироваться на движении пальцев. Мелкие клетки слишком «сложны» для обводки и рисунков, поэтому малышам 5-6 лет нужно обеспечить комфорт самого процесса.

Ниже представлен пример графического диктанта для ребёнка 4-5 лет:

Этапы Шаг 1 Шаг 2 Шаг 3 Шаг 4 Шаг 5 Шаг 6 Шаг 7 Шаг 8
Блок 1 Вправо 1 Вверх 3 Вправо 2 Вверх 1 Вправо 1 Вниз 3 Вправо 6 Вверх 1
Блок 2 Вправо 1 Вверх 1 Вправо 1 Вниз 2 Влево 1 Вниз 4 Влево 1 Вниз 2
Блок 3 Влево 3 Вверх 1 Вправо 1 Вверх 1 Влево 2 Вниз 1 Влево 1 Вниз 1
Блок 4 Влево 2 Вверх 1 Вправо 1 Вверх 2 Влево 1 Верх 1 Влево 3 Вверх 1

В итоге должна получиться картинка собаки:

Продолжительность диктанта составляет не более 10 мин. для детей дошкольного возраста 4-5 лет. Для малышей 6-7 лет диктант длится 20 мин., так как задания сложнее, как правило. А в школе детям дают подобные занятия длинной в целый урок. При этом прерывать игру нельзя.

Если среди детей есть левши, стоит объяснить, что лево и право находятся в тех же сторонах, где обычно. Для некоторых малышей есть подсказка – можно ставить точки после отсчёта клеток.

Перед началом занятий нужно сделать пальчиковую гимнастику и параллельно объяснять детям следующие моменты:

  • Каждое животное имеет схематическую интерпретацию – схожесть с реальностью и тем, что будет в итоге на листе.
  • Фотографии могут отличаться друг от друга, как и цвета шерсти, размеры клювов. А схема фигуры – всегда одинаковая.
  • В графическом диктанте важно соблюдать порядок клеток – нельзя перепрыгивать через 1, сбиваться или дорисовывать «от себя», если кто-то что-то не успел сделать.

В графическом диктанте важно соблюдать порядок клеток

Схематические рисунки имеются отличительные черты:

  • зайцы имеют длинные уши;
  • слон – большие круглые уши;
  • страус обладает длинной шеей.

При этом формы круга или овала отображаются схематически с учётом квадратных клеток. В качестве примера можно привести мозаику, которая также показывает формообразование по некруглым очертаниям отверстий.

Графические рисунки по клеточкам стоит выполнять после вступительной речи учителя, разговора с классом (группой детей) и проведения подготовки:

  • Пусть ребёнок возьмёт в руки мяч и несколько раз подбросит его.
  • Далее на каждый слог скороговорки (чистоговорки) малыш должен поймать мяч. Так развивается чувство такта, понимание последовательности. Дети не будут спешить никуда.

Пальчиковая гимнастика способствует правильному выполнению графического рисунка
  • Мяч можно заменить хлопками в ладоши – на каждый слог ребёнок делает хлопок.
  • Пальчиковая гимнастика позволяет подготовить детей к выполнению задания. Чтобы малыши не прерывались, во время чтения и рассказов скороговорок можно раздать листы и карандаши.
  • Далее нужно объяснить план игры, чтобы дети не боялись опоздать с выполнением работы.
  • Перед началом следует прочесть несколько раз условия игры, а затем на примере показать, что может получиться, если верно и последовательно выполнять все пункты.

Перед тем, как диктовать детям задачу, нужно попросить поставить точку – это начало, откуда будет «расти» рисунок. Важно, чтобы точка не оказалась с края или в середине рисунка, который занимает много места на рабочей поверхности.

Рисование по клеточкам для детей (схемы и шаблоны)

Графический диктант можно проводить в группе, а также на индивидуальных занятиях с детьми.

Если во втором случае довольно просто подобрать желаемый рисунок, то в первом – учитель должен отобрать детей по возрасту (внеклассные занятия).

Для дошкольников (5-6 лет)

Ребёнок должен сидеть за столом и внимательно слушать задания учителя. Сначала стоит проговорить условия и объяснить суть всего задания. Малыши 5-6 лет уже умеют отличать формы, цвета, объяснять выбор гаммы цветов, структурированно говорить о возможностях нарисованного героя.

Дети в переходном возрасте талантливы, и важно помочь им раскрыть способности, а не «убить» чувство прекрасного. Поэтому ругать ни в коем случае нельзя. Ребёнок должен понимать, что он имеет право сбиться, отстать от других сверстников, и за это ему ничего не будет – это игра, где нет строгих правил, распространяющихся на поведение или индивидуальные способности личности.


Для графического рисунка понадобятся лист в клеточку, карандаш и ластик

Для работы детям понадобятся:

  • карандаш;
  • ластик;
  • лист бумаги в большую клетку;
  • пример задания.

Если малыш сбился, нужно сказать, чтобы он продолжал с того места, где остановился. Как правило, ближе к концу диктанта многие уже могут определить по фигуре тип животного или изображения. Кто-то сам дорисовывает фигуру – за это ругать не нужно.

Графические рисунки по клеточкам проводятся так:

  1. Учитель говорит: «поставьте точку в верхнем левом углу». Это будет начало рисунка.
  2. Далее нужно диктовать, не повторяясь, каждый шаг, давая ребёнку 10-15 сек. на раздумье.
  3. Самыми простыми фигурами считаются те, которые можно нарисовать по заданиям «золотой ключик», «зайчик» и «слон».

Для рисования «слона» следует пройти следующие шаги:

  • поставить точку в верхнем левом углу;
  • пройти 4 клетки вправо, 1 вниз, 5 вправо;
  • далее 8 клеток вниз, 3 влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вниз, 3 влево;
  • в завершении 4 клетки вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево;
  • и для хобота – 2 клетки вверх, 1 вправо, 6 вверх.

Для задания «золотой ключик»:

  • поставить точку в середине листа и отсчитать от неё 8 клеток вправо;
  • из 8-ой клетки: 2 вверх, 4 вправо, 5 вниз, 4 влево, 2 вверх;
  • 4 влево, 4 вниз;
  • 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вниз, 1 влево;
  • 3 вверх, 1 влево, 1 вверх.

Чтобы ребёнку было понятней, удобней, можно предложить схему рисования для наглядного примера, поставив её перед глазами ребёнка на стол.

Особенно удобно это для рисования «зайчика»:

  • Сначала нужно отступить от края листа 5 клеток справа и 3 сверху.
  • Из поставленной точки можно начинать рисунок: 1 клетка вправо, 3 вниз, 2 вправо, 2 вниз, 1 влево.
  • Потом прорисовать 2 клетки вниз, 3 вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вверх.
  • Для лап: 1 влево, 2 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 2 вправо, 1 вниз, 6 влево.
  • Потом для хвоста: 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 вправо, 12 вверх.

В итоге получится заяц в профиль, который заполняет правую часть листа. В начале диктанта дети смогли отступить место, и рисунок получился. Это важно отметить, иначе ребёнок не будет понимать, для чего были произведены те или иные действия. К каждому рисунку можно придумать названия, стихотворения, рассказы.

На дом дать детям задание – придумать, какого окраса будет рисунок, как лучше изобразить его. Также смышлёным малышам понравится самостоятельно придумывать диктанты по уже готовым рисункам.

Для школьников 7-8 лет

Числовые диктанты хорошо адаптируют детей к школе – они лучше понимают арифметику, математические задания.

Дети 7-ми лет учатся ориентации в пространстве, самостоятельности в выполнении важных заданий. В начальной школе педагог должен установить контакт с каждым ребёнком и, чтобы понять его уровень подготовки, можно давать в виде заданий графические диктанты.

Дети лучше усваивают информацию:

  • Они учатся расшифровывать загадки и решать задачи.
  • Ребёнок уже умеет ориентироваться в базе знаний, опираясь на дошкольную программу.
  • Диктант помогает научить малышей слушать и внимать в суть задач.

Самыми интересными для школьников считаются задания по типу «ёлки». Перед началом нужно поставить точки на ученических листках, после чего продиктовать задачу либо выдать шаблон задания. Он должен содержать цифры и стрелки, свидетельствующие о направлении движении линии. При этом 1 шаг равен 1 стрелке.

Выполняя графические диктанты, важно понимать значение стрелок

Также важно, чтобы дети поняли:

  • Вертикальная и горизонтальная плоскости обозначаются стрелками вправо и влево.
  • Стрелки наискосок – это движение линий по диагонали.
  • За каждое правильное задание нужно хвалить, за отвлечение внимания – ругать. Так ребёнок будет соблюдать дисциплину и не отвлекаться на сверстников или посторонние занятия.

Для выполнения задания нужно подготовить бумагу и карандаш:

  • Сначала следует указать, какой отступ нужен от края бумаги.
  • Затем можно приступать к выполнению: 3 клетки вправо, 11 вниз, 2 вправо, 5 вверх.
  • Потом 3 клетки вправо, 5 вниз, 1 вправо, 3 вверх, 3 вправо, 3 вниз, 1 вправо.
  • Затем 3 вверх, 2 вправо, 1 вниз и 1 влево.
  • Далее рисунок идёт к завершению: 3 вниз, 3 влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вниз, 3 влево.
  • Дальше 5 вверх, 1 влево, 5 вниз, 4 влево, 9 вверх, 2 влево и 3 вверх.

В результате получится змея.

Для наглядности детям можно раздать схематические задания:

Утка должна быть по центру листа.

Дом можно рисовать с родителями в качестве домашнего задания.

Ёлка с 2 ярусами немного сложнее в исполнении, поэтому лучше предложить ребёнку самостоятельно дома вчитаться в задание, после чего в классе после тренировки нарисовать диктант.

Этот рисунок интересен своими масштабами: на 1 листе умещается большая фигура, которую потом можно раскрасить.

Детям постарше (оканчивающим 2-ой класс) можно дать задания в схемах:

После окончания жирафа можно раскрасить на свой вкус. Ребёнок также должен подобрать цвета и, не выходя за контуры, сделать плавный переход от светлого к тёмному.

А этот диктант будет отличным заданием для ребёнка 8-9 лет. Как видно, на каждом рисунке есть точка, которую нужно самостоятельно перенести в тетрадь. Только из неё можно начинать задание, так как смещение может привести к прерыванию линии.

Для детей 9-10 лет

Ребята в 3-4 классах уже знают особенности построения фигур, могут работать с геометрическими данными, вычислять параметры объектов (уравнения). В качестве домашнего задания можно давать примеры в онлайн режиме. Есть сервис, который предоставляют такую возможность для школьников. Вместе с родителями или братьями/сёстрами такие задания покажутся несложными.

Чтобы нарисовать краба, нужно выполнить следующие действия:

  • Отступить 4 клетки сверху и столько же слева;
  • Нарисовать 2 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 2 вправо, 1 вверх, 1 вправо;
  • 2 вниз 1 влево, 4 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 3 вправо, 1 вниз и 2 вправо;
  • 1 вверх, 3 вправо, 1 вниз, 1 вправо и 4 вверх;
  • 1 влево, 2 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 2 вправо, 1 вверх, 1 вправо и 2 вниз;
  • 1 влево 5 вниз, 2 влево, 1 вниз, 4 вправо, 2 вниз 1 влево, 1 вверх и 1 влево;
  • 2 вниз и 2 вправо, 2 вниз и 1 влево;
  • 1 вверх, 2 влево, 1 вниз, 1 вправо и 1 вниз;
  • 2 влево, 1 вверх и 10 влево;
  • 1 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 влево, 1 вниз и 1 влево;
  • 2 вверх, 2 вправо, 2 вверх, 1 влево, 1 вниз, 1 влево и 2 вверх;
  • 4 вправо, 1 вверх, 2 влево, 5 вверх и 1 влево.

Как видно, фигура является симметричной и при достижении середины задания, ребёнок уже может схематически двигаться в зеркальном направлении. Это позволяет развивать мышление и абстрактность восприятия.

Симметричное (зеркальное) рисование по клеткам

Графические рисунки по клеточкам можно выполнять без дополнительного задания – нужно опираться не на цифры и стрелки, а само изображение.

В данном случае, представленном ниже, ребёнок видит недорисованный дом, который выполнен схематически. Клетки будут подсказывать, в каком направлении нужно двигаться, сколько клеток дорисовывать в ту или иную сторону.

Подобные занятия интересны детям постарше, которые уже понимают, что такое зеркальность и симметричность. То есть, если рисунок сложить пополам, то получится ½ всего изображения, а значит, нужно зеркально отобразить те линии, которые уже есть на листе.

Рисунки бывают разными, и здесь нет смысла указывать схема направления движения руки. Ребёнок понимает на каком расстоянии удалён квадрат, как выполнить его повторение в зеркальности, чтобы в итоге получился симметричный «аналог» того, что есть перед глазами.

Графические рисунки должны развивать мышления детей, помогать им лучше освоить школьную программу. Недаром подобные игры можно найти в интернете, заниматься всей семьёй. Если рисовать по клеткам не получается, возможно, у ребёнка появятся другие интересы – художественная интерпретация, влечение к музыке или неравнодушие к другим видам спорта/занятий.

Главное, чтобы школьный минимум не вызывал негативной реакции, тогда математика будет в радость не только в 1-ом, но и в 10 классе.

Видео о графических рисунках

Графические рисунки по клеточкам — робот: